Открытый урок по русской литературе в 6 классе
Значение евангельской притчи о блудном сыне в повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина
Музей «Дом станционного смотрителя»
Музей, основанный 15 октября 1972 года, стал первым музеем литературного героя, который расположился в здании почтовой станции Выра…
Эпиграф к повести «Станционный смотритель»:
Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
Князь Вяземский
Коллежский регистратор
– самый младший гражданин, чин 14 класса .
Диктатор
- тот, кто ведет себя
по отношению к другим властно и нетерпимо.
“ Маленький человек” -
это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
Притча -
краткий поучительный иносказательный рассказ
Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Вершиной голландской живописи стала картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Тема –евангельская притча…
Работа в группах
- Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это .
История Дуни
История Дуни
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.
1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
2. Никто не ищет его.
2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации.
3. Ведет разгульный образ жизни.
3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
4. Радостная встреча сына с отцом.
4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.
5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла , проезжая мимо.
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.
6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
Картины великих художников
Рембрандт Харменс ван Рейн
Ванециан А.В.
Кадры из кинофильма
Нравственные уроки по священному писанию:
- Уважай и чти своих родителей за то, что они дали тебе жизнь и воспитали тебя.
- Словом и делом выражай свое почтение.
- Будь послушный.
- Не ропщи на наказание.
- Вовремя покайся в своих ошибках.
- В нужде и старости ухаживай и корми их.
Домашнее задание: Написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни.
4.Притча о блудном сыне. У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Дай мне мою часть наследства». И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: «Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном». Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: «Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями». Отец ответил: «Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться».
Слайд 10 из презентации «Моральный долг в судьбе человека»Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Моральный долг в судьбе человека.ppt» можно в zip-архиве размером 3633 КБ.
«Мораль как форма культуры» - Если нужно сохранить продукты - на помощь приходила посуда из берёсты. КУЛЬТУРА Хлебопашество, земледелие Образованность. Морозко. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру. Виды культуры. Россия -19 век. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! Золотое правило морали.
«Мораль» - Качества человека. Культура и мораль. Золотое правило морали. Коран. Жадность. Этика. Ответственность. Отношение к родственникам. Предметы. Поведение людей. Мораль. Зависть. Возделывание, взращивание. Неваляшка. Библия.
«Моральный выбор - это ответственность» - Что такое совесть. Свобода –ответственность. Какие стороны предлагает наука различать в долге. Что предполагает моральная ответственность. Ответственность. Моральный выбор. Что такое долг. Гарантия морального поведения. Свобода – это ответственность. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
«Моральный выбор» - Вопросы по тексту восточной притчи. Что такое свобода. Кто чувствует себя счастливым и почему. Человек. Моральный выбор. Сердца для чести живы. Мой выбор. Что значит быть свободным. Выбор между различными способами. Творческая пятиминутка. Работа с притчей. Отсутствие ограничений. Знания учащихся. Свобода.
Урок на тему:
Понятие притчи. «Притча о блудном сыне»
Исполнитель: Киценко О.К.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №7
Цели урока:
- познакомиться с содержанием «Притчи о блудном
- познакомиться с жанром притчи и выявить значение слова «притча»;
- научиться анализировать текст, выявлять его
проблематику, аргументировать ответ, обобщать, делать выводы;
- раскрыть мудрость, поучающий морально-
нравственный смысл притчи.
ПРИТЧА
- Притча – лаконичный емкий жанр, в нем нет ни одного случайного слова.
- Притча – это небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное и моральное поучение.
- Притча – это аллегория, в которой слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека:
понимаешь ли ты,
что с тобой происходит?
«Блудный»
прилагательное образовано от глагола «блудить»:
1. Распутничать.
2. Блуждать, бродить.
Блуждать – прямое значение –
скитаться, сбившись с пути.
Блуждать – переносное значение –
потерять нравственные ориентиры,
отклониться от правильного
жизненного пути, блудить,
развратничать.
Блудный сын
– молодой человек, сбившийся с пути истинного,
блуждающий в нравственных потемках.
Заповедь пятая:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…»
Т.Г.Шевченко. В хлеву. Из серии «Притча о блудном сыне».
Барталомео Эстебан Мурильо Возвращение блудного сына
Харменс ва Рейн Рембрандт
Возвращение
блудного сына
Помпео Батони Возвращение блудного сына
- Человек сам должен понять свою вину, раскаяться в содеянном, принять решение измениться.
А это значит, что он свободно делает свой выбор: покончить со злом или продолжить греховную жизнь.
Гюстав Доре Возвращение блудного сына
- Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки, принять решение изменить себя.
- Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.
Тема. «Притча о блудном сыне». Утверждение в библейской притче общечеловеческих нравственных идеалов.
Цель: ознакомить учащихся с понятием «притча», отработать умение анализировать притчу, выделять основную мысль притчи; вызвать интерес к «Притче о блудном сыне», стремление к анализу и творчеству; вести работу по развитию речи учащихся; воспитывать любовь к родителям, доброту и сострадание, умение прощать, осознать вину и искренне стремиться к искуплению.Оборудование: учебник, видеофрагменты из жизни Иисуса Христа (рождение, 12-летний Иисус в храме, крещение, чудесные исцеления больных), иллюстрации Рембрандта «Возвращение блудного сына», И. Босха «Блудный сын», Пюви де Шаванн «Блудный сын. XIX век», Олега Королёва «Блудный сын».
Тип урока: урок изучения новых знаний.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІІ. Работа над темой урока.
- Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о необычной, уникальной книге, книге всех времён и народов – о Библии.
- Просмотр кадров из художественного фильма.
- Предлагаю вам восстановить в памяти основные вехи жизненного пути главного героя этой книги – Иисуса Христа.
- Какие события из жизни Иисуса Христа отражены в этих небольших отрывках? (беседа по ходу просмотра, дополнения, разъяснения).
- Чтение учителем стихотворения Г.А. Галина « Мать».
Мать
С какою нежностью покоит на руках
Она своё дитя в задумчивом молчанье!..
На сомкнутых губах лежит печать страданья,
И ласка тихая в опущенных глазах...
С тревогою прижав дитя к груди своей,
В его грядущее она глядит с тоскою,
И хочет мать закрыть беспомощной рукою
Своё дитя от слёз, печали и скорбей...
И в сердце у неё неясная болезнь
Лишиться дорогой, единственной святыни...
Ведь без него весь мир останется пустыней,
А за него она пойдёт на казнь... - Беседа.
- Откуда люди узнали обо всех этих событиях? (Из Библии).
- Как переводится слово Библия? (Книга).
- Зачем люди обращаются к Библии? Ответы на какие вопросы они хотят найти в этой книге? (Ответы детей).
- Из каких частей состоит библия? (Ветхий завет, Новый завет).
- Что такое завет? («Договор», «союз»).
- Как по-другому называется Новый завет? (Евангелие).
- Как переводится слово Евангелие? (Радостная весть).
- О чём эта весть? Вспомните первые кадры фильма. (О том, что Бог людям обещает свою помощь – он посылает сына, чтобы спасти людей от зла, вывести их к свету «Столетья поплывут из тьмы..., то есть пытается научить людей, как нужно жить правильно).
- Жанр притчи.
В литературе есть произведения, с помощью которых лучше всего учить людей чему-либо поучать, внушать им что-то. Они написаны в жанре притчи.
Запись в тетради:
Притча – это…
Сегодня на уроке мы обратимся к «Притче о блудном сыне». Эту притчу Иисус рассказал своим ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете. - Чтение притчи. Беседа.
- Какой дурной поступок совершает сын? (Сын обижает отца; сын грабит его; покидает его на старости, оставляет одного; сын совершает грех; сын не почитает отца, наносит ему обиду).
- А как вы понимаете слово грех? (Плохой поступок; смертельная болезнь; ненавидеть друг друга; грех – зло в душе; злые дела, злость на товарища).
- Как же ведёт сын себя вдали от дома? (Он ведет распутную жизнь; расточает свое богатство; заводит сомнительных друзей).
- Какой на ваш взгляд он совершает грех? (Он грешен перед отцом, но и перед собой тоже. Он живёт не по совести, поэтому и грешен).
- А какой была жизнь сына вдали от дома и принесла ли она ему радость?
(Ему было трудно; он много работал и не получал ничего; был голоден; пас свиней и его мучила совесть; он вспомнил отчий дом и всей душой стремился туда, откуда ушел). - Подтвердите это текстом притчи (…Он прожил все, настал великий голод. Сын пристал к одному из жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней.. Он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему).
- Как вы думаете, с какой мыслью возвращается сын домой? (Сын раскаивается в своем поступке; ему стыдно перед отцом; он осознал свою вину; он хочет просить прощения).
- Приведем примеры из текста (…Придя же сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу и скажу: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою…»).
- Как вы думаете, сын по-настоящему глубоко осознал свою вину? (Сын раскаялся в своих поступках; он хочет искупить свою вину, намерен просить у отца прощения).
- Итак, сын искренне раскаялся, а прощает ли отец сына? (Он прощает его).
- Подтвердите словами текста. («… Увидел его отец и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его…»; «…отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите его: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»).
- Как вы думаете, чему учит притча? (Учит умению прощать обиды; учит осознавать свои ошибки и раскаиваться в них; учит любить друг друга; учит ценить и уважать родителей; учит искренности, не ложному покаянию, а истинному).
- Связь с искусством.
Каждый из вас в своём воображении нарисовал образ блудного сына. А теперь я предлагаю сопоставить наше "произведение" с произведениями великих живописцев.
«Работа в парах».
Перед вами - репродукции картин разных художников. Всмотритесь в изображение, почувствуйте настроение художника, произведения, после чего определить основную мысль картины.
1 группа. Пюви де Шаванн. Блудный сын. XIX век. Франция.
(Вся фигура блудного сына выражает глубокую печаль, удручённость, раскаяние: он наг, сир и беден, голова его со стыдом опущена, руки прижаты к груди, словно в молитве. Он уже осознаёт, что вёл неправедную жизнь, что согрешил "против неба и отца" и готов покаяться)
2 группа. Иероним Босх. Бродяга (Блудный сын).
(За спиной героя - убогая деревенская харчевня: крыша её обветшала, оконные стёкла выбиты, в дверях солдат пристаёт к служанке, у стены справляет нужду какой-то пьяница. Видимо, здесь предавался беспутству молодой измождённый человек. Теперь, полный раскаяния, он направляется домой, решив оставить прежнюю греховную жизнь. Неуверенно, оглядываясь назад крадётся он к закрытой калитке, за которой мирный пейзаж, достойная жизнь. Босх словно задаёт себе и зрителю вопрос: вернётся ли бедный путник в родительский дом, или кривой путь вновь приведёт его в этот грязный и скучный притон? Блудный сын в пути...)
3 группа. Харменс ван Рейн Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668-1669. Голландия.
(Блудный сын вернулся, покаянно упав на колени перед стариком. В облике кающегося сына - само страдание, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя. Старик, склонившись над блудным сыном, любовно ощупывает его (глаза его уже плохо видят). Руки отца вливают в юное тело сострадание, прощение, неизмеримую заботливость и преданность)
А как вы прокомментируете картину нашего современника Олега Королёва?
4 группа. Олег Королёв. Блудный сын.
(Блудный сын Олега Королёва - художника нашего времени - пытается разорвать порочный круг, выйти из тёмной, беспросветной жизни. Ему удаётся это сделать, так как руку помощи заблудшему протягивает Высшая сила. Глаза в глаза, лёгкое прикосновение...и происходит перевоплощение, рождение нового (светлого) человека).
Сцена возвращения блудного сына в родной дом особенно привлекала живописцев. Как вы думаете, почему? (Именно в этой сцене выражена главная идея притчи - идея покаяния и прощения).
IV. Подведение итогов урока.
- Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.
- Чтение учителем проповеди.
Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:
- Что вы видите? – спросил он.
- Точку, - ответил один.
- Чёрную точку, - подтвердил второй.
- Жирную чёрную точку, - уточнил третий.
Тогда старец заплакал. А ученики удивились и спросили:
- Скажи, учитель, о чём ты так плачешь?
- Я плачу о том, что все мои ученики увидели чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа. - Рефлексия.
Продолжи фразу: «Сегодня я понял, что…»