» » Презентация на тему "Гончаров Иван Алексеевич.Биография". Презентация на тему "иван александрович гончаров" Личная жизнь Гончарова

Презентация на тему "Гончаров Иван Алексеевич.Биография". Презентация на тему "иван александрович гончаров" Личная жизнь Гончарова













1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Иван Александрович Гончаров (6 (18) июня 1812, Симбирск - 15 (27) сентября 1891, Санкт-Петербург) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец и мать принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя.

№ слайда 3

Описание слайда:

ДетствоКогда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

№ слайда 4

Описание слайда:

Писатель вспоминал:Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением - и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему.ОбразованиеПервоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. А десяти лет от роду был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.

№ слайда 5

Описание слайда:

Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал:Первым прямым учителем в развитии гуманитета вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, 15-16-летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали за поэта.Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным»

№ слайда 6

Описание слайда:

Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие тот или иной след в истории русской литературы.

№ слайда 7

Описание слайда:

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие тот или иной след в истории русской литературы.Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов.

№ слайда 8

Описание слайда:

После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Майкова Николая Александровича - Апполона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы.

№ слайда 9

Описание слайда:

Гончаров знакомится с Белинским. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история».В романе «Обломов» (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса».В романе «Обрыв» (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма.Цикл путевых очерков «Фрегат „Паллада“» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя»; литературно-критические статьи («Мильон терзаний», 1872

№ слайда 12

Описание слайда:

ПРОВЕРИМ СВОИ ЗНАНИЯКак звали Гончарова? Даты жизни писателя? Какую должность занимал ИА. в конце своей карьеры? С каким романом вошел в литературу Гончаров?Как сейчас называется город, в котором родился Гончаров? Кто оказал влияние на воспитание будущего писателя Как называли Гончарова близкие друзья? Чем удивил в своих знакомых, современников Гончаров в своей очень размеренной жизни? В каком году был напечатан роман “Обломов”? Как звали мать ИА.Гончарова? Где учился И.А.Гончаров? Кого из великих русских писателей, перед которым Гончаров поклонялся, он увидел в Московском университете? В качестве кого отправился в кругосветное путешествие на фрегате Паллада Гончаров?Какие романы Гончаров рассматривал как трилогию.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с личностью Гончарова, его биографией.
  • Дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя.
  • Выявить взаимосвязь его судьбы и творчества.
  • Ввести творчество И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIXвека.

Задачи урока:

  1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых в Петербурге, “натуральной школы” в формировании личности писателя.
  2. Ознакомить учащихся с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.
  3. Показать своеобразие художественного наследия писателя.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, Презентация .

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 2–4.

II. Целеполагание.

III. Вступительное слово учителя.

Исторической эпохой, взрастившей творчество И.А. Гончарова, были 40–60-е годы 19 столетия, время кризиса феодально-крепостнического строя, период отмены крепостного права, подъема демократического движения в России. В литературной деятельности видел Гончаров свое призвание, свое общественное назначение. Центральной темой его творчества была судьба его родины. “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”,– писал Гончаров.

Запишите тему урока.

Слушая индивидуальные сообщения, делайте записи в тетрадях

IМ. Индивидуальные задания учащихся

Слайд 6–10,13.

1812–1834 г.г. Детство и юность И.А. Гончарова. Московский университет.

Родился в семье богатого симбирского купца. Отец писателя, Александр Иванович Гончаров, пользовался почетом в городе: его много раз выбирали городским головой. Он рано умер, оставив семье крупное состояние.

Каменный двухэтажный дом стоял на Большой улице, “обстановка его была барская: большой зал с люстрой, нарядная гостиная с портретом хозяина и неизбежная диванная; на двор окнами кабинет хозяина, спальня хозяйки и большая, светлая комната для детей”.Сам Иван Александрович запомнил, что во дворе было множество построек: сараи, амбары, конюшни, хлев, птичник, “дом был, что называется, полная чаша”.Именно эти детские воспоминания во многом легли в основу знаменитого “Сна Обломова”.

Мать, Авдотья Матвеевна, умная, жизнерадостная и привлекательная женщина, любила детей, но была с ними строга и взыскательна, не пропускала без наказания ни одной шалости: “дранье ушей и стояние на коленях” было “весьма распространенным средством смирять и обращать шалунов на путь правый”.

После смерти отца воспитание детей было доверено отставному морскому офицеру Н.Н. Трегубову.

Его ум, живость характера привлекали к нему многих. Будучи человеком просвещенным, либерально мыслящим,он сыграл важную роль в духовном развитии мальчика. “Добрый моряк принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцами”,– с большой теплотой вспоминало нем И.А. Гончаров.

Начальное образование Иван Гончаров получил в частном пансионе священника Троицкого. Там он пристрастился к книгам, перечитав практически всю библиотеку, в которой “был и Державин, и Жуковский… и старые романы… и богословские сочинения… и путешествия в Африку, в Сибирь и другие…” Иван Александрович вспоминал: “За мной никто не следил, что я делаю в свободное от уроков время, а я любил забиваться в угол и читал все, что попадалось под руку”.

Летом 1822 года был определен в Московское коммерческое училищ е. Его любовь к чтению не уменьшилась, но теперь он отдавал предпочтение русским авторам: Карамзину, Державину, Дмитриеву, Хераскову. “И вдруг Пушкин! Я узнал его с Онегина… Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг, и какие правды – и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной – хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!” – восторгался Гончаров.

В августе 1831 года успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков.

В университете, по признанию Гончарова, он "систематически, с помощью критического анализа, изучал образцовые произведения иностранных и отечественных писателей". "Только тому университет и сослужит свою службу, – впоследствии говорил Гончаров, – кто из чтения сделает себе вторую жизнь". Юным Гончаровым руководила мысль, что чтение является не только средством обогащения знаниями, но и источником воспитания в себе человека гуманных стремлений.

На университет он смотрел, как на источник познания, и здесь, у этого источника, зрела в нем мысль о благородном и полезном служении обществу, родине.

Из преподавателей выделял немногих.

М.Т. Каченовский читал русскую историю и статистику. “Это был тонкий, аналитический ум… строго справедливый и честный человек”.

Н.И. Надеждин – профессор теории изящных искусств и археологии, “человек с многостороннею, всеми известною ученостью по части философии, филологии…”. Гончаров напишет: “Он был нам дорог своим вдохновенным, горячим словом, которым вводил нас в таинственную даль древнего мира, передавая дух, быт, историю и искусство Греции и Рима…”.

Шевырев, молодой, свежий человек, принес нам свой тонкий и умный анализ чужих литератур, начиная с древнейших до новейших западных литератур…”.

Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого ”, – скажет Гончаров впоследствии.

В университете он увидел Пушкина. Вместе с другими студентами он стал свидетелем горячего спора между поэтом и профессором Каченовским о подлинности “Слова о полку Игореве”.

К студенческим годам относится и первая публикация Гончарова – перевод двух глав из романа Эжена Сю “Атар-Гюль” (1832 год).

Слайд 14–21.

Индивидуальное задание.

В 1834 году будущий писатель закончил университет. “Я свободный гражданин мира, передо мной открыты все пути, и между ними первый путь – на родину, домой, к своим”. (Автобиографические записки “На родине”.)

В Симбирске поступил на службу секретарем канцелярии губернатора Загряжского. Очень живописно и не без иронии описал Гончаров этот недолгий период жизни в очерке “На родине”. “Где же новое, молодое, свежее? Где же новые люди, нравы, дух?” – вопрошает он Трегубова. А тот в ответ только показывает на собор, питейную контору и свежую стерлядь в лавке. И уже тогда юноша начал понимать, что застой Симбирска – это явление, характерное для всей русской жизни.

В начале мая 1835 года переехал в Петербург.

1835–18. Гончаров в Петербурге. Начало литературной деятельности. Кругосветное путешествие на фрегате “Паллада”.

Будучи человеком небогатым, Гончаров вынужден служить. Он занял должность переводчика в Министерстве финансов. В Петербурге Иван Александрович сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает русскую литературу и латинский язык. В доме Майковых царила атмосфера любви к поэзии и музыке, живописи и театру. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет: “Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства” . В рукописном альманахе “Подснежник” поместил Гончаров свои первые стихи и шуточные повести для домашнего чтения. В полном соответствии с поэтической модой 20–30-х годов XIX века эти стихи были проникнуты духом, поэтикой и стилистикой “неистового” романтизма.

В эти годы Гончаров знакомится с Белинским. В своих “Заметках о личности Белинского” Гончаров назвал его провозвестником “новых грядущих начал общественной жизни”.

Дальнейшее творчество писателя формировалось под влиянием Белинского и эстетических принципов “пушкинско-гоголевской” школы. Произошел серьезный мировоззренческий поворот в его отношении к жизни, к моральным ценностям, к назревшим проблемам современности.

В 1847 г. в журнале “Современник” напечатан первый роман Обыкновенная история”. Гончаров заявил о себе как писатель-реалист, продолжающий творческую линию Пушкина и Гоголя и нанес, по оценке В.Г. Белинского, “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму”.

В 1949 году в “Литературном сборнике” журнала “Современник” появилась глава из будущего романа – “Сон Обломова” которая пострадала от цензорского карандаша. это омрачило творческое настроение Гончарова и приостановило работу над романом.

“Я запирался в своей комнате, садился каждое утро за работу, но все выходило длинно, тяжело, не обработано… боюсь, не потерял ли я в самом деле от старости всякую способность писать”.

В августе 1852 года Гончарову поступило предложение отправиться в кругосветное путешествие. Иван Александрович немедленно согласился. Решение путешествовать не было случайным. Вот как он объяснял свой поступок: “Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, Индии, переплыву океаны, ступлю ногой на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса – и жизнь моя не будет праздным отражением мелких, надоевших явлений. Я обновился, все мечты и надежды юности, сама юность воротились ко мне. Скорее, скорее в путь!”

7 октября 1852 года и Кронштадта вышел фрегат “Паллада”, на котором Гончаров в должности секретаря при начальнике экспедиции адмирале Путятине отправился в кругосветное путешествие. Во время путешествия он посетил Англию, Южную Африку, Гонконг, Китай, Японию, “набил целый портфель путевыми записками”. В итоге они сложились в двухтомную книгу очерков под названием “Фрегат “Паллада”. Книга написана так живо и увлекательно, что может считаться одним из лучших в мировой литературе образцов приключенческого жанра.

1855 год. Вернувшись из путешествия, Гончаров определяется на службу в Петербургский цензурный комитет, с головой уходит в литературу, посещает кружок “Современника”, где читались и обсуждались новинки литературы.

Слайд 22–27.

Индивидуальное задание. Трилогия: романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”.

Гончаров не раз указывал, что “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв” представляют собой нечто цельное, что он видит “не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей – перехода от одной эпохи русской жизни…к другой” .

Главной темой его творчества всегда была Россия, ее неотложные вопросы, которые выдвигались русской жизнью в 40-ые, 50-ые и 60-ые годы XIX века.

“… Я не выдумывал ничего: сама жизнь писалась у меня, как я переживал ее и видел, как переживают другие, так она и ложилась под перо. Не я, а происшедшие у всех на глазах явления обобщают мои образы”, – утверждал писатель.
Его внимание обращено к глубинному процессу эпохи: разрушению патриархального уклада и вытеснению его новыми динамичными формами жизни. Антитеза становится основным художественным приемом. Гончаров рисует смену исторических эпох как процесс противоречивый и неоднозначный, где приобретения оплачиваются потерями, и наоборот. Свой социально-эстетический идеал писатель не связывает ни с патриархальным “старым”, ни с буржуазным “новым”, и в том и в другом он видит их достоинства и недостатки.

В романе“Обыкновенная история” Гончаров ставит интересную тему о судьбе романтика в условиях нарождающегося буржуазного быта в России. Александр Адуев, главный герой романа, по выражению Белинского, “трижды романтик – по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни”, отправляется искать счастья в Петербург. Но прагматичная жизнь города постепенно отрезвляет восторженного юношу. Прошло десять-двенадцать лет – и А. Адуев становится преуспевающим дельцом, освободившимся от иллюзий. Он добросовестно служит, пополнел и с достоинством носит орден на шее. С ним происходит “обыкновенная история” – история превращения восторженного романтика в трезвого чиновника, уравновешенного дельца.

Художник слова, тонко чувствующий, чутко улавливающий глубинные процессы социального бытия современного ему общества, отразил в своем романе “слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела, в борьбе с всероссийским застоем”.

В 1859 году в журнале “Отечественные записки” появляется роман “Обломов”.

Еще в 1847 году в журнале “Современник” напечатана глава “Сон Обломова”. Через десять лет, в 1857 году, на курорте Мариенбад, “как будто под диктовку”, Гончаров написал почти весь роман.

Гончаров вспоминал: успех “превзошел все мои ожидания. И. Тургенев однажды заметил мне кратко: “Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова”. Л. Толстой писал в то же время: “Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было”.

А.В. Дружинин в рецензии на роман писал: “В писателе, подарившем нашей словесности “Обыкновенную историю” и “Обломова”, мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших современных русских художников”. Свою причастность к реалистической школе неоднократно подчеркивал и сам Гончаров. В критических заметках “Лучше поздно, чем никогда” читаем: “…от Пушкина и Гоголя в русской литературе теперь еще никуда не уйдешь. Школа пушкинско-гоголевская продолжается доселе, и все мы, беллетристы, только разрабатываем завещанный ими материал”.

Последний роман “Обрыв” был опубликован в 1869 году в журнале “Вестник Европы”. Сложная творческая история “Обрыва” тесно связана с общественной и культурной жизнью России 1850–1860 годов. “Этот роман – была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места…”,– писал Гончаров. В романе, задуманном в 1849 году под названием “Художник”, писатель хотел показать конфликт творческой личности и среды. Это роман о художнике, в образе которого Гончаров, по его словам, показал род “артистической обломовщины”, “русскую даровитую натуру, пропадающую даром, без толку”: Райский “восприимчив, впечатлителен, с задатками дарований, но он все-таки сын Обломова”.
Окончательное название романа “Обрыв” определяет судьбу молодого поколения, потерпевшего трагическое поражение в поисках своего исторического пути. Это название символично, оно заключает в себе идейную суть произведения. Обрыв – это и место жуткого убийства, и трагическое непонимание двух поколений, обрыв традиций и падение в бездну неверия. В романе продолжились поиски нравственного идеала и отразилась критика нигилизма.
Сам Гончаров считал это произведение лучшим из всего им написанного.

V. Слово учителя. Слайды 28–34/

1. На общественные события эпохи 40-ых годов писатель откликнулся романом “Обыкновенная история”. Гончаров твердо стоит на прогрессивных позициях просвещенной буржуазии и разоблачает с этих позиций несостоятельность дворянско-усадебной культуры.
2. Роман “Обломов” создавался в 50-е годы, когда конфликт между двумя укладами – патриархально-крепостническим и капиталистическим – еще более обострился и поставил вопрос о неизбежности отмены крепостного права. Приближалась реформа 1861 года. В “Обломове” Гончаров выносит суровый приговор феодально-крепостническому строю, хотя и с некоторой затаенной грустью.
3. “Обрыв” создавался в основном в 60-е годы. Патриархально-усадебный быт теперь уже уходил в прошлое, окрепли позиции буржуазии. Но в это время на сцену русской истории выступила новая общественная сила – революционная демократия, призывавшая к социальной революции.
Позиция Гончарова ясна: он враг всякой насильственной ломки.

Идеал общественного развития Гончаров усматривал в преобразовании всего "путем реформ", в сотрудничестве всех классов русского общества, в гармонии их интересов.

VI. Последние десятилетия. Слайд 35–39/

И.А. Гончарова намеревался после "Обрыва" писать новый, четвертый роман. В январе 1870 года он писал П. В. Анненкову: "Если станет сил, лучше для меня, разделавшись с "Обрывом", подумать хорошенько о чем-нибудь новом, то есть о романе же, если старость не помешает".

Но Гончаров "оставил этот план", потому что, по его мнению, "творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни, а новая жизнь слишком нова, она трепещет в процессе брожения, слагается сегодня, разлагается завтра и видоизменяется не по дням, а по часам. Нынешние герои не похожи на завтрашних и могут отражаться только в зеркале сатиры, легкого очерка, а не в больших эпических произведениях".

"То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу! – говорил писатель. -Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало" ("Лучше поздно, чем никогда"). Это объясняет, почему не был написан Гончаровым роман о "современной жизни".

В декабре 1871 году Гончаров побывал на спектакле “Горе от ума” Александринского театра, а вскоре был написан “критический этюд” “Мильон терзаний”, содержащий глубокий анализ комедии А.С. Грибоедова. Сил на создание крупных эпических произведений уже не было, но Иван Александрович продолжает много и плодотворно работать: пишет “Заметки о личности Белинского”, статьи “Лучше поздно, чем никогда”, “Необыкновенная история”, автобиографические очерки “На родине”, “В университете”.
В последние годы жизни жил уединенно, в окружении детей умершего в 1878 году слуги Карла Трейгута. Гончаров умер 15 сентября от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Он был похоронен в Александро-Невской лавре. В 1956 прах писателя перенесли Н Волково кладбище. В некрологе, опубликованном на страницах “Вестника Европы”, отмечалось: “Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе”

Мы познакомились с биографией И.А. Гончарова и его творческим наследием. Сейчас проверим выполненное в ходе урока задание: Какие обстоятельства жизни формировали мировоззрение писателя, его философские и эстетические взгляды?

Ответы учащихся.

VII. Этап закрепления знаний/

Викторина/
Цель: закрепить знание биографии и творчества А.И. Гончарова

1. Кому преподавал И.А. Гончаров литературу как домашний учитель?

2. Какую книгу очерков написал Гончаров во время кругосветного путешествия?

3. Назовите три романа Гончарова.

4. Назовите имя поэта, который является для Гончарова несравненным учителем жизни, воспитателем благородных человеческих чувств, любви к родине.

5. Кто из литераторов впервые употребил слово “обломовщина”?

  • И.А. Гончаров.
  • Н.А. Добролюбов.
  • Д.И. Писарев.
  • В.Г. Белинский.

6. “Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг!” – такой восторженный отзыв Гончаров дал произведению:

  • “Герой нашего времени” М.Ю Лермонтова.
  • “Евгений Онегин” А.С. Пушкина.
  • “Мертвые души! Н.В. Гоголя.
  • “Горе от ума” А.С. Грибоедова.

7. Известно, что в кругосветное путешествие Гончаров отправился на фрегате “Паллада”, а каким путем он возвратился домой?

8. В каком произведении Белинский увидел “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности”?

9. У каких литературных героев на столе лежит книга, которая у одного уже два года открыта на 14 странице, а у другого страницы раскрытых книг покрылись пылью и пожелтели”? Назовите произведения и их авторов.

VIII. Итоги урока.
IX. Домашнее задание: перечитать 1–10 главы романа “Обломов”.

Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова (1812-1891 гг.) Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества. 1. 2. План. Биографическая и творческая справка. Общая характеристика романа «Обломов». В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В. Г. Белинский Портрет работы Н. А. Майкова, 1859г. Мне житье и писанье - не то, что Тургеневу, Островскому, людям свободным и обеспеченным.... Какое беспредельное и глубокое море - литература. ...Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь! (И.А. Гончаров) В русскую и мировую литературы Гончаров вошел тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которые начинаются на «О...». «Не могу и не умею ничего писать иначе, как образами и картинами, и при том большими, следовательно писать долго, медленно и трудно... ...То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, - то недоступно моему перу! У меня есть... своя нива, свой грунт, как есть своя родина, свой родной воздух, друзья и недруги, свой мир наблюдений, впечатлений и воспоминаний - и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало». (И. А. Гончаров. Статья «Лучше поздно, чем никогда») Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня» Дом, где родился Гончаров Мать, Авдотья Матвеевна Мемориальная доска на доме Гончарова Н Н Трегубов В 1834 году Гончаров переезжает в Петербург. Дом Гончарова в Петербурге Гончаров в своём кабинете. Несколько лет тянул чиновничью лямку «с мучительными ежедневными помыслами о том, будут ли в своё время дрова, сапоги, окупится ли тёплая, заказанная у портного шинель в долг?». В 1847 г. – роман «Обыкновенная история». Его напечатал самый популярный тогда журнал «Современник». «Г-н Гончаров рисует свои фигуры, характеры, сцены прежде всего для того, чтобы удовлетворить своей потребности и насладиться своею способностью рисовать...». Однако в устах ведущего критика натуральной школы это звучало не только похвалой, но и упрёком: «Он поэт, художник - и больше ничего. У него нет ни любви, ни вражды к создаваемым им лицам, они его не веселят, не сердят, он не даёт никаких нравственных уроков ни им, ни читателю...». В. Г. Белинский Рабочий стол Гончарова Успех «Обыкновенной истории» воодушевил Гончарова. В 1847 г. он начал «Обломова», в 1849 г. задумал свой третий роман - «Обрыв». Однако в силу различных обстоятельств как личного, так и общественного характера Гончаров в те годы не закончил «Обломова» и не приступил к «Обрыву». Гончаров в 40-е годы В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а «Все - писал он, - что я мог решиться на уже удивились, в апрельской книжке «Отечественных записок» такой дальний и опасный - я, такой фрагменты ленивый, появился первый очерк. путь Последующие избалованный! меня знает,сборнике» тот не удивится этой публиковались Кто в «Морском и различных решимости. журналах на Внезапные протяжении перемены трёх лет, а составляют в 1858 годумой всё характер, никогдаотдельным не бываю изданием. одинаков Цикл двух недель сочинениея вышло путевых сряду...» очерков «Фрегат „Паллада“». Фрегат «Паллада» Шкатулки, привезённые Гончаровым из путешествия на фрегате. Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 г. Кругосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат «Паллада» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г. Главная тема романа - судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». Гончаров в 60-е годы Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм. Литография 1869 г. По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов - Ольга и Штольц - Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается. Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели - показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова. Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы проследить его эволюцию. В III и V гл. второй части завязывается узел события - знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге. Кульминация - XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова. В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. 1876 г. «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». (И. С. Тургенев) И. С. Тургенев В 1891 г. Гончаров сжег автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в АлександроНевской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м году жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодежь. Похоронен был на крутом берегу речки, протекающей у кладбища. Памятник Гончарову в Ульяновске Гончаров на смертном одре. Фото К. А. Шапиро, 1891 г. Памятник на могиле И.А. Гончарова. Санкт-Петербург, Волково кладбище, Литераторские мостки Памятник И.А. Гончарову в Ульяновске Дом-памятник И. А. Гончарову в Ульяновске Домашнее задание 1. Пересказ материала урока. 2. Подготовиться к беседе по 1-10 гл. по вопросам: -Рассказать кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По I главе). -Рассказать о гостях Обломова: кто они, их занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (пo II-IVгл.). -Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями - гостями? Чем Обломов выше своих гостей? А почему писатель иронизирует над ним в этих сценках? (по II-IV гл.). -Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (V гл.). -Образование Обломова. Его отношение к учебе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (VI гл.) -Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара4 в романе? (VII-VIII, X гл.) -Описание Обломовки. Семилетний. Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование. (IX гл.). 3. Индивидуальное задание. Выписать тезисы «Обломов в оценке критиков Добролюбова и Дружинина» (статьи: Н.И. Добролюбов «Что такое обломовщина», А.В. Дружинин «Обломов». Роман И.А. Гончарова».)

Писатель Гончаров

Слайдов: 16 Слов: 735 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров (1812-1891). Творческий и жизненный путь писателя Выполнил учитель М.А.Комарова 2009г. Цели: Задачи. Становление и формирование личности писателя. Мать писателя. Родился 18 (6) июня в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна. Н.Н.Троегубов, крёстный отец. Роман «Обыкновенная история». Идеалы вечной дружбы увядают.Гибнут надежды на вечную любовь. Сотрудники журнала «Современник». Фото 1856г. Гончаров Тургенев Дружинин Островский Толстой Григорович. Фото конца 1870-х г. - Гончаров.ppt

Гончаров урок

Слайдов: 10 Слов: 329 Звуков: 0 Эффектов: 37

Секреты понимания И.А.Гончарова. Цель урока. На чем теперь сосредотачивает наше внимание И.А.Гончаров? Для чего писатель вводит данное описание? Встречались ли мы прежде в русской литературе с таким способом раскрытия характера героя? Алгоритм работы с текстом эпизода «Визитеры Обломова». - Гончаров урок.ppt

Иван Гончаров

Слайдов: 11 Слов: 467 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гончаров Иван Александрович –великий русский писатель. Родился 6 июня 1812 в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Мать-Авдотья Матвеевна была простая, но очень хорошая женщина. Обучение в частном пансионе священника Федора Степановича Троицкого. Осенью 1831 поступил на словесный факультет Московского университета. Триумфальное начало. В1845 Гончаров напряженно работал над романом - «Обыкновенная история». Фрегат «Паллада». Цензор-изгнанник. По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Замысел нового романа «Обломов» сложился у Гончарова еще в 1847. - Иван Гончаров.ppt

Литература Гончаров

Слайдов: 31 Слов: 2133 Звуков: 0 Эффектов: 0

В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой. Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Дождь ли пойдет - какой благотворный летний дождь! Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». История создания романа. Начало работы над романом относится к 40-м гг. Эпизод из неоконченного романа". Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Одним из ярких представителей русской литературы является Иван Гончаров. - Литература Гончаров.ppt

Жизнь Гончарова

Слайдов: 27 Слов: 854 Звуков: 0 Эффектов: 76

Иван. Александрович. Гончаров. Жизнь и творчество. 1812 – 1891 г. ГОНЧАРОВ БЫЛ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЯРКИХ РЕАЛИСТОВ ГОГОЛЕВСКОЙ ШКОЛЫ. В.Г.Короленко. План лекции. «Дом у нас был, что называется, полная чаша… Дом в симбирске, где родился иван александрович гончаров. Симбирск середины Х1Х века. С фотографии. Авдотья матвеевна гончарова, мать писателя. И. Гончаров – сестре А.А. Кирмаловой, 5 мая 1851г. Николай Николаевич Трегубов. И. Гончаров. Воспоминания. Аннушка. Няня и. Гончарова. Автобиография. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. 30-Е годы Х1Х века. Все свободное от службы время посвящал литературе. - Жизнь Гончарова.ppt

Творчество Гончарова

Слайдов: 24 Слов: 3071 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гончаров Иван Александрович (6.06.1812- 15.09.1891). Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Словом, целое имение, деревня». Образование. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Жизнь после университета. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. И не уехал. Служба оказалась не очень обременительной. - Творчество Гончарова.ppt

Иван Александрович Гончаров

Слайдов: 14 Слов: 887 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Симбирск. Авдотья Матвеевна Гончарова. Николай Николаевич Трегубов. Училище считается образцовым. Маленькая ученая республика. Карьера. Начало творческого пути. Обыкновенная история. Кругосветное путешествие. Возвращение к службе в департаменте. Обломов. Обрыв. Автор очерков. - Иван Александрович Гончаров.ppt

Личная жизнь Гончарова

Слайдов: 28 Слов: 2494 Звуков: 0 Эффектов: 43

Основные этапы жизни и творчества. Изящность и тонкость кисти. Иван Александрович Гончаров. Мысль. Участие. Образование. Пора задуматься о своём будущем. Жизнь после университета. Постоянное житьё. Начало творчества. Обыкновенная история. Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Жизнь. Петербург. Перемена. Десять лет. История. Расцвет творчества. Должность редактора. Гончаров. Роман. Последние годы жизни. Процессы. Болезнь. Я откровенно люблю литературу. Прочное место. - Личная жизнь Гончарова.ppt

Биография Гончаровв

Слайдов: 8 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 10

Гончаров иван александрович. Биография. Портрет работы И. Н. Крамского. Страницы биографии. Гончаров родился в купеческой семье. По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Обломов и Захар. Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. «Обрыв». К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. «Обрыв» .Вера. После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Гончаров иван александрович (1812-91). - Биография Гончаровв.ppt

Биография Ивана Гончарова

Слайдов: 39 Слов: 2086 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Гончарова Авдотья Матвеевна. Трегубов Николай Николаевич. Пребывание Ивана Гончарова в частном заволжском пансионе. Пушкин посещает Московский университет. Дагерротип. Лето. Титулярные советники. Литография. Обыкновенной истории. Портрет работы. Статуэтка. Фотография. Смерть матери. Надворные советники. Должность цензора. Издание романа. Издание очерков "Фрегат "Паллада". Первый номер "Отечественных записок". Портрет работы Н.А. Майкова. Приказом министра народного просвещения. Министерство внутренних дел. Роман «Обрыв». - Биография Ивана Гончарова.ppt

Гончаров жизнь и творчество

Слайдов: 13 Слов: 597 Звуков: 0 Эффектов: 0

Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова. Дом в Симбирске. В одном из больших каменных домов, ближе к центру, жила семья Гончаровых. Отец вел торговлю хлебом. Семья была зажиточная, окруженная родственниками, домочадцами, прислугой. Кабинет И.А. Гончарова. Деревня в Симбирской губернии. Художник Н.И. Поливанов. 1850-е годы. Авдотья Матвеевна Гончарова, мать писателя. Гончаров боготворил свою мать. А.И.Гончаров. Художник Н.А.Майков. 1859 год. Рукопись романа “Обрыв”. Фрагмент. Фрегат “Паллада”. Буря в море. Много чудес видел И.А.Гончаров в океане за время своего плавания. - Гончаров жизнь и творчество.pptx

Жизнь и творчество Гончарова

Слайдов: 7 Слов: 45 Звуков: 0 Эффектов: 18

Сообщение по теме: «ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША». Иван александрович гончаров (1812-1891). Портрет И.А.Гончарова кисти художника Г. А. Горбунова. САНЯ ТРЕЙГУТ, воспитанница И.А. ГОНЧАРОВА. Фотография А.И. Деньера. Петербург. 1880-е гг. Семья трейгут. Авдотья Матвеевна Гончарова, мать писателя. Николай Николаевич Трегубов, крестный отец писателя. Е. В. Толстая. Портрет работы Н. А. Майкова. 1850-е годы. - Жизнь и творчество Гончарова.ppt

Иван Гончаров «Обломов»

Слайдов: 16 Слов: 1258 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Художественное мастерство И.А. Гончарова. Отечественные записки. Исследование. Пейзаж как средство раскрытия образа героя. Художественная деталь. Речевая характеристика героя. Сквозной мотив еды. Художественный прием. Обобщение. Творческое задание. Обломов. Фраза. Сцена исповеди. - Иван Гончаров «Обломов».ppt

Композиция романа «Обломов»

Слайдов: 17 Слов: 1436 Звуков: 0 Эффектов: 33

Особенности композиции романа И.А.Гончарова «Обломов». Обломов. История создания романа. Действующие лица романа. План романа. Особенности композиции романа. Значение «сна Обломова». Экспозиция романа. Завязка романа. Кульминация романа. Постпозиция романа. Эпилог. Роль пейзажа в романе. Покой. Язык романа. Роман в оценке критики. - Композиция романа «Обломов».ppt

Характеристика романа «Обломов»

Слайдов: 65 Слов: 4484 Звуков: 0 Эффектов: 0

Романы бывают интересные, бывают не очень, а бывают вечные. Символом нашего проекта является диван. Главные герои. Обломов. Жизнь. Жизненный круг Обломова. Ассоциативное восприятие. Штольц Андрей Иванович. Штольц. Цель. Ильинская Ольга Сергеевна. Ольга. Восприятие. Трофимов Захар Трофимович. Захар. Принципы. Пшеницына Агафья Матвеевна. Агафья Матвеевна. Любовь. Трудные вопросы. Хороший человек может быть лишним. К хорошим людям плохо относиться нельзя. “Обломов” - роман о любви. Тема любви пронизывает практически все произведение. “Обломов” нельзя в полной мере назвать романом о любви. - Характеристика романа «Обломов».pps

Герои романа «Обломов»

Слайдов: 14 Слов: 793 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Александрович Гончаров. Главный герой романа. Обломов и его гости. Встреча со Штольцем. Любовь к Ольге. Сравнительная характеристика героев. Обломов. Штольц. Обстоятельства. Несостоятельность героев. Способы художественной типизации. Ретроспекция. Идейно-нравственный смысл образов. Добродушное отношение к Обломову. - Герои романа «Обломов».pptx

Сон Обломова

Слайдов: 17 Слов: 3885 Звуков: 0 Эффектов: 3

Иван Александрович Гончаров. Два небольших фрагмента из фильма Н. Михалкова. Обломов и Захар. Диалог. Сон Обломова. Отчего я такой. 1 часть сна. Штат и свита дома Обломовых. Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая. Мягкий ум. Какой рисуется жизнь. Сказка у него смешалась с жизнью. У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым. О двух системах воспитания. Илья Обломов. Свет и тень Обломова. Проверка знаний учащихся. - Сон Обломова.ppt

Анализ сна Обломова

Слайдов: 19 Слов: 682 Звуков: 0 Эффектов: 0

Сон Обломова. Анализ эпизода. Что такое Обломовка. Детали-подробности. Лексика. Синекдоха. Синтаксическая выразительность. Повествование. Сказ. Синтаксические фигуры. Повествователь. Речь героев. Удивительный мир. Лексические средства. Моменты жизни. Илья Ильич. Обломов и «обломовщина». Онегин. -

Слайд 1

ГОНЧАРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
БИОГРАФИЯ

Слайд 2

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91), русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1860). В романе «Обломов» (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». В романе «Обыкновенная история» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе «Обрыв» (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков «Фрегат «Паллада» (1855-57) - своеобразный «дневник писателя»; литературно-критические статьи («Мильон терзаний», 1872).
Портрет работы И. Н. Крамского

Слайд 3

Страницы биографии
Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки. В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета. По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой
Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: «кипами исписанной бумаги... топил печки». В 1842 он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя. В1845 Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому «для прочтения и решения, годится ли он». Этот роман - «Обыкновенная история» - вызвал восторженную оценку критика и его окружения.

Слайд 4

Страницы биографии
В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции «явилась охота писать».Запискисложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием «Фрегат «Паллада».
По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в «предмет негодования либералов»

Слайд 5

Страницы биографии
Обломов и Захар
Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава «Сон Обломова» - «увертюра всего романа». Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста «Обломова» (1859), сразу завоевавшего огромный успех: «Обломов и обломовщина... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи» (А. В. Дружинин).

Слайд 6

«Обрыв»
«Обрыв» (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова.
«Обрыв» .Вера

Слайд 7

Страницы биографии
После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется «критический этюд» «Мильон терзаний» (1872), посвященный постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии.
Гончаров тихо и замкнуто провел остаток своей жизни в небольшой квартире, из 3 комнат, на Моховой, где он и умер 15 сентября 1891 г. Похоронен в Александро-Невской лавре. Гончаров не был женат и литературную собственность свою завещал семье своего старого слуги.

Слайд 8

ГОНЧАРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1812-91)