» » Презентация на тему "лексика". Лексика презентация к уроку по русскому языку на тему Однозначные и многозначные слова

Презентация на тему "лексика". Лексика презентация к уроку по русскому языку на тему Однозначные и многозначные слова

Лексика

Лексическое значение– это душа, семантическая суть слова

Цель изучения лексики - обогащение словарного запаса учащихся, умение правильно, точно, красиво высказывать свою мысль

Задачи:

  • Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
  • Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
  • Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.
  • Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.



Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

усиленение роли словесно –логического, смыслового запоминания

развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов

становление адекватной самооценки

развитие навыков самоконтроля,

самоорганизации и саморегуляции

усвоение социальных норм, нравственного развития

развитие навыков общения со сверстниками


Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Личностные результаты

Понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем индивидуальной культуры человека.

Следование в речи моральным нормам и этическим требованиям


Предметные результаты

  • Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по толковому словарю
  • Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
  • Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы
  • Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении
  • Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; со словарём омонимов находить в них необходимую информацию о слове.

Метапредметные результаты

Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебной задачи.

Учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Умение задавать вопросы.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки на основе наблюдения за собственной речью.





Игровые технологии

  • Игра Переводчик
  • Игра «Следствие ведут»
  • Игра «Соколиный глаз»

Что такое синонимы?

Игра «Переводчик»

Замените все слова (кроме служебных) синонимами.

  • Доктор прописал пациенту

инъекции.

(Врач назначил больному уколы)

2. Разъяренная вьюга замела

тропинки.

3. Шофер вновь стал

внимательно всматриваться

во мрак.

4. Караульный спрятался от

ливня под кровлей здания.

Игра «Следствие ведут знатоки »

О какой профессии идет речь?

А) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

Б) Лешему Римский-Корсаков придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

В) – Фамилия?

Истомин Валерий Сергеевич.

Что с ним?

Высокая температура, боль в горле.

Вы ему выписали лекарство?

Да, конечно

Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

( О художнике )

( О композиторе, музыканте)

( О враче )

Игра «Соколиный глаз»

Кто найдет в тексте больше

устаревших слов?

Снился Святославу смутный сон.

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

(столица)

(крупные землевладельцы)

(увидел)

(пророческий)

(глаз)

Фрагмент урока по теме «Прямое и переносное значение слова »

Прочитайте вслух стихотворение: Мне не хватает теплоты,- Она сказала дочке. Дочь удивилась: – Мерзнешь ты И в летние денечки? -Ты не поймешь, еще мала, Вздохнула мать устало. А дочь кричит: – Я поняла! – И тащит одеяло.

Почему дочь не поняла свою маму?

О какой теплоте говорила мать своей дочери?

Какое еще значение имеет слово теплота?

Как вы считаете, это важно – понимать другого человека?

III. Постановка учебной задачи. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); постановка учебной задачи

Организуется диалог с учащимися:

Как вы считаете, знание каких способностей слова помогут нам понимать других людей?

Чего мы ещё не знаем о значении слова?

Как можно сформулировать и записать тему урока? Какова задача урока?

Попробуйте своими словами ответить на вопрос:

Как происходит перенос значения с одного предмета на другой?

Это удивительное явление, ведь слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К.Ушинский.

А сейчас самостоятельно прочитайте лингвистическое упражнение в учебнике и проверьте правильность наших предположений.

Предметом исследования будет слово – "Доброта»

На доску прикрепляется карточка: Лексика

У. Что изучает лексика?

У. Верно. Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку. Все ли звуки будут словом? Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:

А я придумал слово, простое слово "плим"...

Вот прыгает и скачет плим, плим, плим

И ничего не значит – плим, плим, плим.

"Плим" – это слово?

У. Верно, не любые звуки, взятые вместе, будут словом.

Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?

Выслушиваются ответы детей.

Верно. Вы назвали несколько значений слова добрый. Какой отсюда можно сделать вывод?

Д. Это слово многозначное.

У. Правильно. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений. Способность слова иметь не одно, а несколько значений называется многозначностью, а слово называется многозначным. В "Толковом словаре русского языка" Д.Н. Ушакова найдите определения слова добрый.

  • Урок на тему «Слово. Лексическое значение слова»

Стадия вызова

Сегодня мы исследуем еще один раздел языкознания – «Лексика» (запись темы). Мы часто употребляем понятие «слово». Изучая в фонетике звуки, мы говорили, что они нужны для построения и различия слов. Изучая части речи, мы говорили, что это группы слов, объединенных общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью в предложении. Изучая синтаксис, мы тоже говорим о словах как членах предложения

Для чего же слово нужно в языке?

Прием «Дерево предсказаний»

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предложения. Все версии (правильные и не правильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: согласны ли вы с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

Вариант № 2

Вариант № 1

Для чего слово нужно в языке?

Вариант № 3

Вариант № 4

Стадия осмысления.

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение лингвистического текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

\/ - эту информацию я знаю;

Это новая для меня информация;

? – эта информация для меня не понятна.

(Текст «Слово и его значение. Лексика»)

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

Большинство слов имеет лексическое значение , то есть тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.

Существует несколько способов объяснения лексического значения слов.

краткое толкование чаще всего используется в толковых словарях: ущелье – узкая и глубокая расщелина в горах. Горное ущелье .

ущелье теснина, каньон .

Подбор синонимов (близких по лексическому значению слов) тоже помогает уточнить значение слова, вспомнить и другие слова с таким же значением:

ущелье теснина, каньон .

Подбор однокоренных слов помогает понять, почему именно так назван предмет: ущелье – щель, щелочка, расщелина.

Рисунок объясняет лексическое значение слова. Такой прием знакомства с новым словом часто используется в книжках, адресованных маленьким детям, а также в книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов.

После чтения текста беседа:

Какая информация вам была знакома?

Какие новые сведения вы для себя отметили?

Все ли понятно? Какие появились вопросы?

Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

Стадия рефлексии.

Что нового вы узнали на уроке?

Что изучает «Лексика?»

Что такое лексическое значение слова?

Как можно объяснить лексическое значение.

Составление кластера:

С какими трудностями вы столкнулись?

Все ли вам понятно?

Лексика как раздел языкознания

Лексическое значение

рисунок

толковый словарь

подбор синонимов

Подбор однокоренных слов

Используемые источники

Бобровская Г.В. Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника // Начальная школа. - 2004. - №5

Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Баранова М.Т. - М.: Изд. центр «Академия», 2000

Виноградов В.В. Лексикология и лексикография / Отв. Ред. В.Г. Костомаров - М.: Наука, 1977

Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах // Начальная школа. - 2006. - №7

Горлова М.А. Обучение написанию сочинению // Начальная школа. - 2006. - №8

Демичева В.В., Яковлева Т.В. Работа над семантикой существительных-наименований, лиц по профессии и роду занятий // Начальная школа. - 2004. - №6

Демиденко А.П. Современный русский язык. Лексикология - 2-е изд. - Минск: Высшая школа, 1990

Плотникова С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка // Начальная школа. - 2007. - №10

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. пед. инст. по спец. «Педагогика и методика начального обучения» - М.: Просвещение, 1979

Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе: учеб. пособие для пед. училищ - М.,1954

Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. - 2006. - №4

Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология - М.: Изд. Высшая школа, 1990

1 слайд

2 слайд

Исконно русские слова Общеславянские слова Древнерусские слова Собственно русские слова

3 слайд

Слова, представляющие ядро языка Мать, отец, сын, дочь, брат, сестра, внук, отчим, мачеха, лоб, нос, лицо, нога, рука, сердце, ус, бровь, ночь, вечер, утро, сутки, осень, лето, зима, год, век, серебро, вода, лес… Русский язык Украинский язык Белорусский язык Ночь Голова Сон День Нiч Голова Сон День Ноч Галава Сон Дзень

4 слайд

Древнерусский язык выделился из общеславянского языка 1,5 тысячи лет назад Дядя, племянник, белка, снегирь, тёмный, сегодня, после, теперь.

5 слайд

Возникли в эпоху отделения русской народности от белорусской и украинской Слова с суффиксом –щик, -льщик Сложносокращённые слова Существительные на –ость Наречия типа «по-весеннему» Предлоги (вроде, вследствие, благодаря)

6 слайд

Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечке листьев на каждой травинке По огонёчку, по серебринке. Дождь, луг, цвет, чаша, трава, огонь, серебро – слова общеславянского происхождения Цветок – древнерусское слово Дождь прошёл по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи, зажигали электричество. Найдите заимствованные слова.

7 слайд

Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на древнеиндийский язык, ибо «сахар» – слово индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски. Ну а если вы захотели какао или шоколада, значит, вы потомок ацтеков из далёкой Мексики. (Г. Успенский)

8 слайд

Кофе (арабск.) – имя области в Эфиопии Каффа, родины кофейного дерева Каффи (английск.) кафЭ (франц.) кАффе (немецк.) Коффие (Нидерланды) Кофей (у наших прадедов)

9 слайд

Соседство двух гласных (дуэт, пиала) Сочетание ПЮ БЮ ВЮ (пюре, кювет) Наличие буквы Ф-Э (портфель, фронт, этаж) Удвоенная согласная в корне (аллея, ванна) Слова на –ЦИЯ (секция, революция) Слова на –ЬОН (почтальон, батальон) Сочетание букв ДЖ-ШТ (штаб, джинсы)

10 слайд

Торжественный смотр Вязаная фуфайка с высоким воротом Документ, удостоверяющий полномочия депутата Помещение для стрельбы по цели Для справок. Свитер, тир, мандат, парад

11 слайд

Инструкция Информация Контролировать Антракт Шоссе Агрессивный Указание Сообщение Проверять Перерыв Дорога враждебный

ЛЕКСИКА ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение. Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности. Грамматическое значение слова – это общее значение слов, как частей речи. Омонимы Полные Частичные Слова одной и той же части речи и совпадают во всех основных грамматических формах. Слова, разные по значению, совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах. Многозначные слова Омонимы Слова, имеющие несколько лексических значений, т.е все их значения, связаны между собой по смыслу. Ручка(двери) - ручка(человека) Зерно(пшеницы) - зерно(истины) слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Разновидности омонимов: Омонимы появляются в результате заимствования из других языков. Различия многозначных слов и омонимов Например: балка (брус) - заимствовано из немецкого языка и балка(овраг) - исконно русское слово. ОМОФОРМЫ – совпадение только отдельной формы слов: Лечу(от лечить – лечу (от летать) ОМОФОНЫ – так называемые фонетические омонимы (совпадающие по звучанию, но различные по нависанию) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. ОМОГРАФЫ – слова пишутся одинаково, но произносятся по - разному, в зависимости от ударения Пое ́ м – поё́ ́ м А ́ тлас - атла ́ с СИНОНИМЫ СИНОНИМЫ Лексические Относятся к одной части речи, различаются оттенками значения Стилистические Отличаются сферой употребления Лик - лицо - мордашка Синтаксические Разное построение, но одинаковое значение Начать работу – приступить к работе Градация: В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего - нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.) Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре называют паронимами. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Ошибки бывают часто связанны с неправильным пониманием смысла приставок, суффиксов, которые могут не только придавать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение. Самолюбие – себялюбие, союзник - сообщник ПАРОНИМЫ Антонимы Вопрос № 9: Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные? Например: Не считай недруга овцой - считай волком. На Руси не все караси - есть и ерши. Вопрос № 10: Широко используются писателями и поэтами, как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон. Антитеза - противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка - Русь. В названиях многих произведений используется антитеза: “ Преступление и наказание ” Ф. Достоевского. Оксюморон - это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий: пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда. Общеславянские слова – унаследованы от древнерусского языка, существовавшего до V - VI вв. нашей эры. К ним относятся названия лиц по родству; занятий и орудий труда; жилища одежды домашней утвари. Восточнославянские – возникли в XI – XIV вв. Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков. Собственно русские слова – появились с XIV в. К ним относятся все слова, за исключением заимствований иноязычных. Старославянские - слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В IX в. Этот язык был письменным языком некоторых стран, а в конце X в. распространился на Руси. Диалектизмы характерны для речи населения какой либо области, района. Есть, например, слова, употребляемые жителями северных областей. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ Отличие историзмов от архаизмов Историзмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Примеры: боярин, вече, опричник и т.д. Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Примеры: брадобрей – парикмахер, пиит – поэт, ланиты – щёки и т.д. СЛОВАРИ Грамматические Филологические - двуязычные - орфографические - орфоэпические - этимологические - исторические - фразеологические - иностранных слов - терминологические - диалектные - словари языка писателей - словари речевых неправильностей и трудностей СЛОВАРИ Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие - либо группы слов: - синонимов - антонимов - паронимов Но самые давние словари – это ТОЛКОВЫЕ и ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ. В них описывается смысл слов, но в толковом слова описаны по алфавиту, а в идеографическом выделяются группы по по общим свойствам вещей или понятий: Например: «ЧЕЛОВЕК», «Физические свойство» «Действие» «Животное «Чувство» Об авторе: Гизатулина Ольга Ивановна - преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, учитель высшей категории Республика Узбекистан.

Тема урока:"Повторение по теме "Лексика. Фразеология"

Цели урока:

1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

5. Прививать интерес к изучению русского языка.

6. Развивать умение работать в группах.

7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).


  • Замени буквы цифрами:
  • а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
  • Составить слово из цифр:
  • 13,6,12,19,10,12,16,13,16,4,10,33

  • «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.
  • кеды, босоножки, ботфорты , кроссовки ;
  • пальто, плащ, шуба, кафтан.

Замените устаревшие слова синонимами:

  • Очи – ;
  • десница – ;
  • ланиты – ;
  • выя – ;
  • чело – ;
  • рамена – ;
  • баталия – ;
  • уста – ;
  • глаголет – ;
  • перст – .

Замените исконно русскими слова заимствования:

  • презентация
  • имидж
  • прогресс
  • космос
  • менталитет
  • диалог



  • Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
  • Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
  • Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
  • Диалектное слово.
  • Яма, наполненная водой.
  • Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
  • Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
  • Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
  • Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).
  • Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.
  • Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.
  • Диалектное слово. Конечно, разумеется.

  • Сегодня на уроке мы повторили…
  • Урок мне понравился, потому что…
  • Урок мне не понравился, потому что…
  • На уроке мы узнали…
  • Вызвали затруднения задания…
  • С лёгкостью справился с заданиями…
  • Нужно повторить дома…