» » Презентация на тему "сергей александрович есенин". Биография Маленькая презентация на тему есенин

Презентация на тему "сергей александрович есенин". Биография Маленькая презентация на тему есенин
краткое содержание других презентаций

«Природа в творчестве Есенина» - Сергей Есенин. Роса блестит на крапиве. Край любимый. Стихи Сергея Есенина. Прием олицетворения природы. Природа в творчестве С.А.Есенина. Чувство родины. Источник вдохновения. Лирика жива одной большой любовью. Не жалею, не зову, не плачу.

«Любовь в творчестве Есенина» - Сыплет черемуха снегом. Время душевного кризиса поэта. Стихи последнего периода творчества. Лирический герой. Любовная лирика. Есенин совершил поездку в Батуми. Цикл «Любовь хулигана». Любовь. Зеленая прическа. Заметался пожар голубой. Творчество. Подражание песне. Девушка-березка. Истинная любовь. Тема любви в лирике Есенина.

«Природа в лирике Есенина» - Тальяночка. Белая береза. Отговорила роща золотая. Гражданин села. Любовь к родине. Родился я с песнями в травном одеяле. Родная природа в лирике С.А.Есенина. Пахнут шелковые травы. Изба крестьянская. Край любимый. Самый оригинальный поэт. Не грусти так шибко обо мне. Константиново. Творчество Есенина. Свет вечерний шафранного края. Синее небо. Сергей Есенин. Природа как выражение окружающего мира.

«Есенин о животных» - Красный конь. Безжалостное отношение людей к животным. Образ коровы. Розовый конь. Революция. Конь. Образ лисицы. Сергей Есенин. Атрибут крестьянской избы. Образ коня. Черный конь. Образ воронов. Давняя дружба собаки и человека. Статистические данные. Братья наши меньшие. Молодость. Прием антропоморфизма. Образ кошки. Образ собаки. Исторические события. Народный символ несчастья. Предвестник смерти.

«Фотографии Есенина» - Берёза. Памятник. Москва. Сергей Тимофеевич Коненков. Айседора Дункан. Есенин Сергей Александрович. Есенин с друзьями. Есенин с детьми. Дункан. Есенин. Друг мой. Письмо матери.

«Образ Родины в творчестве Есенина» - Раздольные песни. Россия. Страна берёзового ситца. Лирика. Навеки имею нежность грустную русской души. Сергей Есенин. Образ Родины. Памятник С.А.Есенину. Нет поэта без Родины. Детство поэта. Творчество С.А. Есенина. Отговорила роща золотая. До свиданья, друг мой, до свиданья. Клен заледенелый.

Слайд 1

В этом имени – слово «осень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то в нём есть от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы и синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней Грусти, юности, чистоты... Только скажут: «Сергей Есенин.» - Всей России встают черты! Николай Браун
Сергей Александрович Есенин

Слайд 2

Маленький Серёжа воспитывался в семье деда (отца матери). «Никто не имел для меня такого значения, как мой дед, - написал поэт впоследствии. – Он был удивительный человек. Яркая личность, «умственный мужик». Он имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен…».
21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей.
Детство

Слайд 3

В 1904 году Сережа Есенин поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище. В это же время он начал писать стихи.
Школу он окончил с похвальным листом и был отправлен в церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках где учился с 1909 по 1912год. В мае 1912 года Сергей Есенин получил свидетельство о присвоении ему звания учителя школы грамоты
Школьные годы

Слайд 4

Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).
Юность

Слайд 5

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза").
Литературный дебют. Успех

Слайд 6

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны.
Служба в Армии

Слайд 7

Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.
«Радуница»

Слайд 8

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919).
Революция

Слайд 9

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве.
Имажинизм

Слайд 10

В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1921 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян в1937 году).
Личная жизнь

Слайд 11

В 1917-1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой Николаевной Райх. Венчание Сергея Есенина и Зинаиды Райх произошло 30 июля 1917 года в церкви Кирика и Иулитты деревни Толстиково Вологодского уезда.]А свадьба происходила в здании гостиницы "Пассаж". От этого брака родились дочь Татьяна и сын Константин - впоследствии футбольный журналист.

Слайд 12

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, обнажило их "взаимонепонимание». По возвращении в Россию они расстались.

Слайд 13

Осень 1925 года - последний брак Есенина, в этот раз на Софье Андреевне Толстой - внучке Л. Н. Толстого.

Слайд 14

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Рейх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).
«Москва кабацкая»

Слайд 15

Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново.
Трагический финал

Слайд 16

Гибель
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством (повесился). В 1970-1980-е годы возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ.

Слайд 17

Письмо к женщине Вы помните, Вы всё, конечно, помните. Как я стоял, приблизившись к стене. Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое в лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас замучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел – Катиться дальше, вниз. Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым седоком…

Слайд 18

* * * Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь - как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным…

Слайд 19

* * * Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств! …

Слайд 20

* * * Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть…

Слайд 21

СОБАКЕ КАЧАЛОВА Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне. Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Т ебя по шерсти бархатной потрогать. Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться…

Cлайд 1

Cлайд 2

Детство Есенин Сергей Александрович родился 21 сентября (3 октября по н.с.) в селе Константинове, Рязанской губернии, в крестьянской семье. В трехлетнем возрасте был отдан на воспитание родителям матери, то есть Титовым, так как семья, в которой он родился и вырос, вовсе не была, вопреки утверждению самого поэта, такой уж простой. Есенины были безземельнее своих односельчан. Уже дед поэта, Никита Осипович, на том клочке земли, какую приобрёл после женитьбы (56 кв. аршин!), ничего, кроме избы и двора для скотины, построить не смог, «не осилил» и купить огород. В еще более тяжелом положении оказался его сын-Александр.

Cлайд 3

Даже в лучшие свои довоенные годы семья Есениных фактически жила не на деревенские, а на городские – торговые - деньги. Мясная лавка купца Крылова, где работал приказчиком отец Сергея, Александр Никитич, с приходом Советской власти, закрылась. Корова и огород, лошади не было, служили лишь подспорьем. Не было даже сада, хотя у соседей имелись пусть небольшие, но обильные плодами сады. Крестьянское детство без своих яблок и даже без запаха вялого укропа – травма на всю жизнь!

Cлайд 4

Мать поэта Татьяну Федоровну, женщину крепкую и более чем земную, неприкаянность никчемушника-мужа сильно раздражала, тем сильнее раздражала, что выросла она в семье с иным укладом: братья – ухватистые, умелые мужики, а отец к тому же еще и знатный лошадник, у которого и лучшие в селе лошади, и отменная упряжь. Разлад между родителями не мог не сказаться на самочувствии Есениных-младших, особенно Сергея. Внешне он был похож на отца, и это сходство, при разнице устремлений, создавало почву для постоянных «распрей». С матерью, и именно в силу разности и натур и характеров, Есенину было проще. Однако при всей своей неприспособленности судьбу детям выбирал, и ладил именно отец.

Cлайд 5

Титовы жили в другой части села Константинова – в Матове. Дед Федор был известен всей округе как веселый, умный и своенравный мужик. Сыновья Титова жили своими семьями, и в доме оставались трое – дед, бабка и внук Сергей. Старики были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов. Они также были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Воспитываясь в старообрядческой, религиозной семье, Сергей, однако, не проникся верой в бога и не питал особого интереса к церковной службе. С малых лет Есенин проявлял известную самостоятельность в чувствах, побуждениях, в отношении к окружающим, не поддаваясь безотчетно внешним влияниям, а как-то по-своему в них разбираясь. Кроме того, семья не была единственной школой его воспитания. Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах. На всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

Cлайд 6

Учеба С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь.

Cлайд 7

Сергей принадлежал к числу детей, учившихся с особым тщанием и охотой. Преподавали в Константиновском училище супруги Власовы. Лидия Ивановна рассказывает: «Класс, в котором учился Сережа, вел мой муж (Иван Матвеевич). Но он по делам школы часто отлучался, и я оставалась за него. Когда он привозил новые книги, Сережа к нам обязательно приходил – в школе он уже все перечитал. Часто после уроков Сережа оставался и вслух читал одноклассникам стихи. В школе были книги Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Никитина». В мае 1909 Есенин окончил училище с похвальным листом «за весьма хорошие успехи и отличное поведение». На выпускных экзаменах по всем предметам он получил отличные оценки.

Cлайд 8

В августе 1909 было решено отправить Сергея в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу. Она готовила преподавателей для сельских начальных училищ и церковноприходских школ. Есенин без труда сдал вступительные экзамены и поселился в интернате при школе. Обстановка закрытого учебного заведения с поднадзорным существованием и казенным порядком, с засилием духовных лиц и церковных премудростей тяготила живого, пытливого юношу. Душевные запросы были уже значительно шире того, что давала Спас-Клепиковская школа. Однажды он даже бежал из школы, добравшись прямиком, по ухабистым заснеженным проселкам, домой, в Константиново, но был доставлен матерью обратно. Сергей продолжал учиться, мечтая, как признался потом в письме к товарищу, Грише Панфилову, «скорее убраться из этого ада».

Cлайд 9

Среди учителей школы были священнослужители, чиновники, исполнительные служаки, но были и люди с широкими интересами, находившие путь к сердцам своих воспитанников. Таким являлся преподаватель словесности, старый учитель Евгений Михайлович Хитров, которому Есенин начиная со второго года обучения показывал свои стихи. В оценках учитель был строг: стихи приносили ему ворохами ученики всех классов, но крайне редко в них проглядывала искра таланта. Поначалу сдержанно отнесся он и к рукописям Сергея, да и знал его очень мало, так как занятия по литературе и стилистики приходились на третий год школьной программы. Вот в третьем классе Есенин и раскрылся перед учителем как пытливый читатель и любитель поэзии. После многих подражательных, ничем не приметных стихотворений на темы любви и природы мелькнуло в рукописях Есенина нечто самобытное, свежее. Это был небольшой этюд «Звезды». Учитель одобрил его. Хитров советовал ему по окончанию школы всерьез заняться литературой, сблизиться с поэтами, войти в их творческую среду. Сделать это можно было только переехав в один из центров культурной жизни страны – в Петербург или Москву.

Cлайд 10

Творческий путь Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где работал отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Сытина. Сюда его устроили единомышленники «Суриковского литературно-музыкального кружка», членом которого он становиться в том же году. Осенью 1913 года Есенин поступил вольнослушателем на историко-философский факультет академического отделения Народного университета имени Шанявского. В университете существовал творческий литературный кружок. Есенин принимал участие в его работе. Весной 1914 он выступил на заседании кружка с чтением своих стихов. Кружковцы увидели, что перед ними незаурядный поэт с большими творческими задатками.

Cлайд 11

Выходивший в Москве детский журнал «Мирок» уже опубликовал к тому времени четыре его стихотворения (литературным дебютом было стихотворение «Береза»), а большевистская газета «Путь правды» приняла к печати его стихотворение «Кузнец».

Cлайд 12

Весной 1915 Сергей Есенин приезжает в Петроград, где знакомиться с А.А.Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта – самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В начале 1916 выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные поэтом в 1910 – 1915 годах. Здесь складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и прочее очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный, прекрасный мир.

Cлайд 13

В начале 1918 Есенин снова переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и другие), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925. Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

Cлайд 14

Поиски в сфере образности сближают поэта с А.Б.Мариенгофом, В.Г.Шершеневичем, Р.Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов. Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» - литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу – стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству – духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919).

Cлайд 15

В начале 1920-х годов в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З.Н.Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая»,1924).

Cлайд 16

После путешествия со своей женой Айседорой Дункан по Европе и Америке на родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР». В этот период создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и другие. Главное место в стихах по-прежнему занимает тема родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» - «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового получает развитие в стихах последних лет. Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925).

Cлайд 17

Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 -1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике чувствуется глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…» и др.) Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек» («Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен…»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Проглядываются мысленные нити, связывающие «Черного человека» с предшествующим творчеством Есенина: «За погибшую душу мою…», «Уйду бродягою и вором…», «Много зла от радости в убийцах…», «Знаю я, что пьяницей и вором век свой доживу…».

Cлайд 18

Любовь в жизни поэта Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви и, как бы я не уверял в том же сам себя, - все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это – искусство…»

Cлайд 19

Анна Изряднова Только курсистка Аня, также служившая корректором у Сытина, сумела в семнадцатилетнем мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. В снятой ими комнате у Серпуховской заставы и начинается есенинская семейная жизнь. С Анной Изрядновой Есенин состоял в гражданском браке, и она родила ему сына. Анна не перечила и ничего не требовала от него, просто любила. Через три месяца после рождения сына Есенин уехал в Петроград: то ли в поисках успеха, то ли сбежал от семейного счастья. Почти целый год мотался туда-сюда. Но ни любовь Ани, ни ребенок не смогли его удержать. Материально помогал, когда мог. Но вскоре завертела столица, закружила.

Cлайд 20

Зинаида Райх В одной из деревень Вологодского уезда 4 августа 1917 года был зарегистрирован брак Есенина с Зинаидой Николаевной Райх. Сергей познакомился с ней ранней весной 1917 года в редакции петроградской газеты «Дело народа», где она работала секретарем-машинисткой. Ее родители жили в Орле. Там и провели молодожены последние дни августа 1917. После этого они сняли квартиру в Питере на Литейном проспекте. В Москву Есенин с женой переехал в марте 1918. Поселились они в небольшой гостинице на Тверской; там было неуютно и сыро, жили впроголодь, получая скудный продовольственный паек, но усердно трудились. В конце мая 1918 у Есениных родилась дочь Татьяна, почти два года спустя – сын Константин. Но семейная жизнь не ладилась. Поэт устраивал ужасные скандалы и часто бил беременную Зину. С женой поэт разошелся еще до рождения второго ребенка. После разрыва Зинаида вышла замуж за друга, режиссера Мейерхольда, и стала актрисой его театра.

Cлайд 21

Айседора Дункан В 1921 году в Москву по приглашению советского правительства приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Осенью того же года на квартире художника Якудова с ней познакомился Есенин. Дункан русского не знала, поэт же не знал иностранных языков, и впоследствии они объяснялись в основном жестами. Айседора и Сергей быстро сблизились, и 2 мая 1922 был зарегистрирован их брак. Оба молодых пожелали носить двойную фамилию. Дункан была старше Сергея на 17 с половиной лет. До Есенина она была несколько раз замужем, хотя браками это назвать трудно – Дункан была сторонницей женской эмансипации и свободной любви, а брак считала вещью отжившей. Супруги совершили несколько поездок за границу, в том числе и в США, а осенью 1923 года их брак распался – слишком уж «неравным» он был. В последнем письме к Айседоре Есенин признавался: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе». Айседора пережила поэта на два года – кончина наступила в веселой курортной Ницце. Соскользнув с ее плеча длинный шарф попал в колесо со спицами набиравшего скорость автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил Дункан.

Cлайд 22

Галина Бениславская Впервые Бениславская увидела Есенина 19 сентября 1920 года на вечере в Политехническом музее, на котором поэт читал стихи. Вскоре Есенин и Бениславская стали близки. Галина забыла, что у выдающихся поэтов любвеобильные сердца. На дне рождения Сергея американская танцовщица Дункан, услышав стихи Есенина, сразу поняла необыкновенный талант молодого поэта. Не раздумывая, она увезла его к себе в особняк. После почти полуторагодового путешествия за границей Есенин не стал больше жить со стареющей и ревнивой танцовщицей. Поэт вновь пришел в комнату Бениславской. Галина много времени, сил и стараний бескорыстно отдала на хоть какое-то устройство литературно-издательских дел Сергея. Чувствуя в ней настоящего друга, Есенин давал ей разные поручения, доверял ей рукописи, деньги, переговоры с издательствами. Когда оборвалась жизнь Есенина, Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Жизнь для нее потеряла смысл. Она застрелилась около могилы поэта. Похоронили ее рядом с Сергеем Есениным. На памятнике начертали слова: «Верная Галя».

Cлайд 23

Софья Толстая Еще не разведясь с Айседорой Дункан, Есенин увел Софью у своего приятеля – прозаика Бориса Пильняка. Поэт познакомился с ней весной 1925 года на домашней вечеринке у Бениславской. В июне 1925 года Есенин женился на Толстой и переехал к ней в большую мрачноватую квартиру. Софья любила Есенина! В то время, когда какие-то типы, пьяные и грязные, ели, пили и пользовались деньгами Есенина, у Сони не было новых башмачков, ботков, ничего нового, все старое, сносившееся… Но и сам поэт в этом браке не был счастлив, а квартира просто тяготила его. Другу своему, проживающему в Тифлисе, Есенин сокрушенно писал: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеиться, хочу бежать! Куда? На Кавказ!».

Cлайд 24

Роковые дни Обстоятельства жизни поэта, сложившиеся к середине 1925 года, мало способствовали эволюции его духовного мира. На смену плодотворнейшему периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла новая, теперь уже кратковременная полоса душевного кризиса. Его творчество снова окрасилось в тона безысходной драматичности, пессимизма. Порвав с Мариенгофом и уехав от него, Есенин не имел никакого пристанища: ночевал то в «Стойле Пегаса», то у друзей. Потом он поселился у Галины Бениславской, работавшей на тот момент журналисткой в газете «Беднота». Находясь на Кавказе, поэт мечтал о том, как возвратившись в Москву, начнет жить по-новому. Но в Москве многое повторилось. К нему навязывались люди, постоянно твердившие, что его лирика никому не нужна. Они знали, что Есенину больно думать, что его стихи не нужны, и наперебой старались усилить эту боль.

Cлайд 25

К осени 1925года неустроенность, скитальческая жизнь осложнились физическим нездоровьем поэта. У него были явно расшатаны нервы, и врачи посоветовали ему пройти двухмесячный курс лечения. 26 ноября Есенин был принят на лечение в психоневрологическую клинику. Ему отвели отдельную палату во втором этаже. Палата была просторной, светлой, но раздражал существующий порядок. Ворча на эти неудобства, Есенин, однако, не только лечился, но и работал. В клинике были написаны стихотворения: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…». Но клинику поэт покинул задолго до истечения положенного срока – на столько охватило его решение покинуть Москву, резко изменить обстановку, оторваться от лишних, мешающих ему людей. 21 декабря Есенин вышел из помещения клиники якобы по делам (по этой причине его отпускали и раньше) и не вернулся. Утром 24 декабря поэт приехал в Ленинград. Поселился в гостинице «Англеттер». Но и здесь его не оставили в покое. Он снова очутился в той обстановке, от которой бежал. Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение, написанное кровью («До свиданья, друг мой, до свиданья…»), некрологи, мемуары, стихи… 31 декабря на Ваганьковском кладбище был похоронен великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.

Cлайд 28

*** До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. С.Есенин, 1925

Cлайд 1

Cлайд 2

Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. Александр Никитич Есенин (1873-1931) и Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865-1955).

Cлайд 3

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты»

Cлайд 4

Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

Cлайд 5

С детства слагавший стихи Есенин печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза").

Cлайд 6

Анна Романовна Изряднова (1891-1946) - Есенин вступил с ней в гражданский брак осенью 1913 года, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью.

Cлайд 7

Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, Н. С. Гумилевым и др.

Cлайд 8

В это время Есенин сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Cлайд 9

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.

Cлайд 10

На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, и приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

Cлайд 11

Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

Cлайд 12

30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин.

Cлайд 13

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).

Cлайд 14

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу. Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству. Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

Cлайд 15

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта», пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).

Cлайд 16

В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Давыдовной Вольпин, которая примкнула к имажинистам. Тогда началась дружба с Сергеем Есениным. 12 мая 1924 года, после разрыва с Есениным, в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически он публикует стихи (только под фамилией Вольпин). А.Есенин-Вольпин - один из создателей Комитета прав человека.

Cлайд 17

4 ноября 1920 года на литературном вечере "Суд над имажинистами" Есенин познакомился с Галиной Артуровной Бениславской (1897-1926). Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: "Из-за нескладности и изломанности моих отношений с Сергеем я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от Сергеем мне не уйти, эту нить не порвать...".

Cлайд 18

Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: "3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое..." Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта.

Cлайд 19

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по и Америке сопровождавшееся шумными скандалами, выходками Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Cлайд 20

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др.

Cлайд 21

В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской. Вскоре Августа стала счастливой соперницей Дункан. Но несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла "Любовь хулигана". Я б навеки пошёл за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.

Cлайд 22

В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуме, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка - Шаганэ Нерсесовной Тальян, они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батума знакомство оборвалось. Имя Шаганэ возникло в стихах, написанных в 1925 г. 5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой (1900-1957). Она была младше Есенина на 5 лет. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают, инсценировав самоубийство.

Cлайд 27

Пусть для сердца тягуче колка Эта песня звериных прав!.. ... Так охотники травят волка, Зажимая в тиски облав... О, привет тебе, зверь мой любимый! Ты недаром даешься ножу! Как и ты, я, отовсюду гонимый, Средь железных врагов прохожу. Как и ты - я всегда наготове. И хоть слышу победный рожок, Но опробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок. И пускай я на рыхлую выбель Упаду и зароюсь в снегу... Все же песню отмщенья за гибель Пропоют мне на том берегу. С.ЕСЕНИН

Слайд 2

Сергей Александрович Есенин(1895-1925)

  • Слайд 3

    Детские годы.

    Есть на Рязанской земле село Константиново, известное в мире благодаря русскому поэту С.Есенину. Здесь, в крестьянской семье, он родился. Детство провёл в доме родителей отца, потом – матери. Рязанщина с её просторами и красотой природы навсегда осталась в сердце поэта. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

    Слайд 4

    Учеба.

    Есенин выучился читать с пяти лет, закончил земскую четырёхклассную школу в Константиново с похвальным листом. Сохранился «список учащихся Константиновского училища Рязанского уезда, подвергнутых испытанию при окончании в оном курса в мае месяце 1909 года». Из 11 учеников испытания на «пять» выдержали 4 человека, в том числе Сергей. Следующей образовательной ступенью стала церковно-учительская школа в Спас-Клепиках. Интерес и любовь воспитанников к литературе развивал учитель словесности Е.М. Хитров, первый литературный наставник будущего поэта. «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам», - позже отметил Есенин в «Автобиографии». За время учёбы им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912). Разные источники питали творчество С.Есенина: красота родной природы и русского слова, песни матери и сказки бабушки, библейские истории, рассказанные дедом, русская поэзия, позднее лирика А.А.Блока и А.Белого, проза Н.В.Гоголя. Закончив учёбу, Есенин в конце июля 1912 года едет в Москву. Он мечтает о поэтическом признании. Литературная Москва сначала холодно встретила белокурого смельчака. Вначале Есенин работал лавке, затем в книгоиздательстве, в типографии. Осенью 1913 года Сергей поступает в Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского. Было в Москве ещё одно место, куда всей душой потянулся молодой поэт, - Суриковский литературно-музыкальный кружок.

    Слайд 5

    Поиски «песенного» слова.

    В начале 1914 года в первом номере детского журнала «Мирок» впервые опубликовано стихотворение Есенина «Берёза» под псевдонимом «Аристон». Начинают печататься есенинские стихи и в детских журналах, и в газетах. Пишет он под своей фамилией, получает 15 к. за строчку. В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград никому не известным начинающим поэтом, а когда спустя неполных два месяца он уезжал к себе в Константиново, его стихи уже печатались в лучших петроградских газетах и журналах. 9 марта 1915 года- день первой встречи с Блоком–стал для Есенина едва ли не самым радостным и счастливым. Талант его признал первый поэт России. Так начался литературный путь поэта. Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром.

    Слайд 6

    В начале творческого пути.

    Очень скоро к Есенину приходит известность, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. Поэтический мир Есенина становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. Молодой Есенин исповедует христианскую мораль, христианские ценности любви к ближнему. Начавшаяся Первая мировая война была воспринята поэтом как трагедия. Тревожные настроения, предчувствие приближающейся к деревне беды переданы в стихотворении «Русь» (1914): Понакаркали черные вороны Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес. В 1915 году Есенин входит в группу новокрестьянских поэтов «Краса» (С. А. Клычков, Н. А. Клюев, С.М. Городецкий, А. М. Ремизов и др.). Все были талантливы, все были объединены любовью к русской старине, устной поэзии, народным песенным и былинным образам. Общение с поэтами крестьянского направления только укрепляет мировоззренческие позиции Есенина, ориентированные на христианскую мораль, крестьянскую культуру, на традиции фольклора. Своеобразным итогом первой половины творчества поэта является статья «Ключи Марии», написанная в 1918 году, в которой отражено познание им природы художественного образа, осмысливается через народное поэтическое слово исторический опыт русского народа. С.Есенин и Н.Клюев 1916г.

    Слайд 7

    Лицом к новому.

    Октябрьскую революцию Есенин принял не по-марксистски, а как крестьянскую и христианскую по содержанию, надеясь, что Октябрь принесет свободу крестьянской Руси. Поэта захватывает вихревое начало, вселенский, космический размах происходящих событий, грядущие изменения и преобразования в России. Россия представлялась Есенину новым Назаретом: из нее в мир придут идеи преображения, духовного обновления, христианского социализма. Художественный стиль стихов тех лет отличала высокая патетика. Стремясь отозваться на новые события, поэт пишет маленькие поэмы: «Преображение» (1917), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918).

    Слайд 8

    Имажинизм.

    Желая видеть в современности радиальные перемены, Есенин пришел к мысли о создании иной поэзии. Он примкнул к новому поэтическому течению - имажинизму, у истоков которого стояли В. Г. Шершеневич, А. Б. Мариенгоф, хотя его поэзия была по сути совершенно иной. «Нет, я не примкнул к имажинистам, они наросли на моих стихах», - говорил Есенин, доказательством чему может служить ранее стихотворение 1910 года. Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Имажинисты увлекли Есенина пристальным вниманием к образотворчеству. В его поэзии появились сложные, основанные на неожиданных ассоциациях образы: «По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат»; «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде» и т. Однако идеология имажинизма была чужда Есенину. Имажинисты ставили во главу угла художественный образ как самоцель искусства, изгнали из поэзии интуицию, подменив ее логикой, не признавали духовных и национальных начал русской поэзии, выстраивая стихотворения на физиологических, вульгарных образах. Есенин видел в имажинизме своеобразную школу мастерства. Задолго до возникновения имажинизма он многого достиг в работе над словом, над использованием метафоры. Но формалистические выверты, акробатика слов, характерные для имажинистов, были чужды Есенину. Он расширял значение слова, но никогда не терял его смысла, полагая, что самое важное - поэтическое мироощущение. Поэтому уход был неизбежен. Выступления имажинистов становились все более частыми и шумными, приобретали эксцентрические формы. Параллельно с возвратом к простоте как принципу поэтики Есенин пришел к мысли о том, что революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая и мужицкому счастью не суждено сбыться. Он пережил крах своих революционных иллюзий. В 1920 году Есенин много ездит по стране, выступает на поэтических вечерах. И постоянно думает о судьбе России, об искоренении русского крестьянства, о своейсобственной судьбе, обо всем, «что случилось в стране». Предчувствие близкого конца становится все сильнее и сильнее. Оно звучит в «Сорокоусте», в «Исповеди хулигана» и в других стихотворениях: «Волчья гибель», «Я последний поэт деревни...», «Сторона ль ты, моя сторона...». Поэту было трудно сразу осмыслить и понять те социальные процессы, которые затронули крестьянскую жизнь, народный быт. Ломается старинный уклад, и Есенин не спешит объявить себя певцом обновленной земли.

    Слайд 9

    «Душно здесь живому….»

    В 1922-1923 годах создана драматическая поэма «Страна негодяев», ставшая логическим продолжением темы конфликта власти и крестьянства. В ней снимается ореол романтики с защитников революции, слышится разочарование поэта в политике власти. В 1924 году написан сборник стихотворений «Москва кабацкая», в котором нашли выражение мотивы драматической судьбы поэта, его одиночество, бесприютность. Образ лирического героя тех лет - «забияка и сорванец», разбойник и скандалист, одинокий и отверженный среди хохочущей толпы. В 1924- 1925 годах на Кавказе Есенин под впечатлением от пребывания в Баку, Тифлисе, Батуми написал цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы», на тональность которого повлияла любовная лирика поэтов Востока. Поэт хотел преодолеть духовный кризис, очиститься от того наносного, что сопутствовало ему порой в жизни, пытался обрести согласие с самим собой и с миром. Достижение гармонии и покоя в любви к прекрасной персиянке неосуществимо для лирического героя. Мыслями он вновь и вновь возвращается к родине, к дому, и перед ним возникает образ рязанских раздолий и девушки с севера. Повторы и обращения создают эффект причудливого восточного орнамента: Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне, Шаганэ ты моя, Шаганэ. Летом 1925 года Есенин вернулся в Москву. С тяжелым предчувствием оставлял он своих новых друзей - бакинских журналистов, среди которых он так хорошо себя чувствовал: Прощай, Баку! Тебя я больше не увижу. Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг. И сердце под рукой теперь больней и ближе, И чувствую сильней простое слово: друг. С.Есенин (в центре) в Батуми

    Слайд 10

    Лирика последних лет.

    Стихи Есенина последних лет насыщены трагическим пафосом; все сильнее становится ощущение поэтом своей ненужности: «В своей стране я словно иностранец», «Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть». В статье «Судьба Есенина», написанной в эмиграции после смерти поэта, 3. Н. Гиппиус заметила: «В стихах о родине, где от его дома не осталось и следа, где и родных частушек даже не осталось... он вдруг говорит об ощущении своей «ненужности». Вероятно, это было ощущение более страшное: своего... уже «несуществования». Об этом поэт пишет в стихотворениях «Русь уходящая», «Русь советская» и др. Тот ураган прошел. Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет. Я вновь вернулся в край осиротелый, В котором не был восемь лет. В элегии «Отговорила роща золотая…»(1924) возникают печальные раздумья поэта о смысле всего сущего и своей судьбе, о подчинённости человеческого существования законам природы. В стихотворении господствует символическая цветовая гамма(«роща золотая» - символ человеческой жизни; «сиреневая цветь» – весна человека, костёр «рябины красной» – догорающий костёр жизни).

    Слайд 11

    Смерть поэта.

    В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года С.А. Есенин трагически погиб. «Отчаянье, беспутье, бездорожье - вот причины гибели поэта, - считал Ю. П. Анненков. - Пути русской поэзии оказались в те годы отрезанными и вскоре были заколочены наглухо». Поэзия Есенина, сказал А. Н. Толстой, «есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Он служил всю жизнь поэзии, отдавая этому великому делу все силы, всю энергию души. Точно и полно это выразил М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

    Посмотреть все слайды

  •