» » Прогнозирование и планирование развития системы образования. Планирование и прогнозирование развития образования

Прогнозирование и планирование развития системы образования. Планирование и прогнозирование развития образования

Правовое регулирование прогнозирования, индикативного планирования и программирования социально-экономического развития субъекта РФ осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-

ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ), уставом субъекта Федерации, законами субъекта РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и о прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития, а также иными нормативными правовыми актами РФ и субъекта Федерации.

Основной целью планирования социально-экономического развития муниципальных образований является формирование комплекса прогнозных, плановых и постплановых документов, обеспечивающих согласованную деятельность всех субъектов территориального управления, направленную на удовлетворение (реализацию) общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества, а также создание благоприятных условий для жизни и ведения хозяйственной (экономической) деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования.

Основными задачами планирования социально-экономического развития муниципальных образований являются:

– формирование ясных для всего местного сообщества представлений о ценностях, стратегических целях, ресурсах, задачах и возможностях социально-экономического развития конкретных муниципальных образований в рамках общегосударственных приоритетов;

– согласование стратегических целей и задач социально-экономического развития муниципальных образований с государственными и региональными стратегическими целями и задачами;

– поддержание оптимального сочетания уровня реализации стратегических целей и задач муниципального образования в условиях необходимости обеспечения текущей жизнедеятельности местного сообщества;

– взаимосвязь и синхронизация этапов и мероприятий реализации долгосрочных, среднесрочных и текущих задач субъектов РФ, муниципальных образований и входящих в них поселений;

– формирование оптимального сочетания методов государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики и социальной сферы на территории муниципального образования;

– согласование отраслевых стратегий и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципальных образований;

– согласование интересов различных субъектов, расположенных на территории муниципального образования, создание максимально благоприятных условий для их жизнедеятельности и динамичного развития в плановый период;

– координация деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности и объединение их на базе общих мотиваций в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей местного сообщества;

– установление партнерских отношений между органами местного самоуправления (ОМСУ) и населением, органами государственной власти, ОМСУ и частным капиталом;

– привлечение местного сообщества к процессу планирования и управления муниципальным образованием, финансированию социально-экономических программ и планов развития территории;

– эффективное использование потенциала муниципального образования;

– создание и развитие хозяйственной инфраструктуры муниципального значения;

– создание и развитие рыночной инфраструктуры;

– формирование и развитие благоприятного инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций;

–согласование планов гражданского и производственного землепользования с планами развития социального сектора и жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

Прогноз социально-экономического развития – система научно обоснованных представлений об уровне, динамике, пропорциях и тенденциях социально-экономического развития в прогнозируемом периоде, используемых для принятия конкретных решений в управлении экономикой и социальной сферой, формирования бюджета, а также для разработки стратегии, программ и планов социально-экономического развития региона.

Исполнительный орган (ИО) субъекта РФ организует разработку прогнозов социально-экономического развития субъекта Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Планирование во всех его формах и видах в нашей стране всегда выступало важным инструментом хозяйствования. Сфера образования не является исключением, наоборот, можно сказать, что планирование является центральным звеном хозяйственного механизма в образованию

Планирование представляет собой процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов их достижения. Результат планирования - план, мотивированная модель действий, выступает завершающим этапом прогнозирования.

Прогнозы (от греч. prognosis- предвидение), как правило, предшествуют составлению плана и вооружают его научными рекомендациями. Именно прогнозирование как способ научного предвидения на отдаленную перспективу служит основой социального планирования. В отличие от плана, для которого обычно характерно однозначное решение той или иной проблемы, прогноз многовариантен. Он обеспечивает возможность выбора того или иного варианта развития.

По своему характеру различаются два типа планирования: императивное (повелительное), которое нам больше знакомо под именем “директивное”, и индикативное (пожелательное), носящее информационно-ориентирующий характер.

Рыночная экономика не отрицает планирования, так как план представляет собой подобающе оформленное управленческое решение. Однако рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна.И способствует ей в этом опора на прогнозы и программы.

Переход к рыночной экономике в России по- новому определяет место планирования, которое перестает быть главной, определяющей функцией управления, каковой было в условиях централизованной плановой экономики. На смену директивному планированию приходит прогнозирование и программирование развития.

В Федеральном законе “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”, принятом летом 1995 года, определены цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Сегодня планирование приобретает новые черты, связанные с учетом требований рыночной экономики, и в учреждениях образования, находящихся на бюджетном финансировании. В планах и сметах учебных заведений ослабляется прежняя регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на базе внедрения элементов коммерческого расчета с целью получения дополнительных доходов. Эти ресурсы, выступая в качестве внебюджетных средств, обеспечивают расширение учебной, научной и социальной деятельности коллективов образовательных учреждений.

При планировании развития образования необходимо учитывать его специфику. Во-первых, серьезный отпечаток на характер планирования накладывает тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов. Другая особенность функционирования просвещения связана с тем, что объект его воспроизводства и планирования- живые люди, с их индивидуальными запросами и способностями, что придает планированию характер большей неопределенности, чем в отраслях материального производства. В- третьих, система образования должна не только чутко отзываться на запросы научно- технического прогресса, но и готовить квалифицированные кадры с опережением.

В новых условиях хозяйствования учебные заведения уже на стадии планирования получают большую самостоятельность в принятии решений. Общеобразовательные школы, например, имеют право разрабатывать и утверждать не только новые учебные планы, программы учебно-воспитательной деятельности, но и планы социально-экономического развития.

В качестве основы для составления этих планов и программ вышестоящие органы доводят до школ только государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы. Государственный образовательный стандарт включает в себя федеральное, или общегосударственное, ядро и национально-региональный компонент. Если учесть право школы на изменения, отражающие своеобразие условий и потребностей, то можно говорить о трех видах планов: базисном (федеральном), местном (национально-региональном и школьном).

Естественно, что учебный план школы составляется с соблюдением базисного и регионального нормативов на длительный период. С учетом таких условий Совет школы утверждает на год рабочий учебный план. Школьный учебный план обычно включает в себя две части. Инвариантная, то есть неизменная для всех школ, его часть призвана заложить ядро образования, обеспечить приобщение к общекультурным и национально-значимым ценностям, сформировать личностные качества, соответствующие общественным идеалам. Вариативная, или изменяющаяся, часть обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их особенности, интересы и склонности. Количество часов, предусмотренных учебным планом на изучение разных школьных дисциплин,- один из факторов, влияющих на объем работы школьного педагогического коллектива.

При подготовке оперативных и долгосрочных планов образовательных учреждений немаловажную роль играют другие социально-экономические нормативы: объем учебной нагрузки преподавателя, минимальная заработная плата работников бюджетной сферы, расходы на обучение одного обучающегося (воспитанника). Эти и другие нормативы представляют собой расчетные величины, определяющие различные аспекты необходимого обеспечения образовательных учреждений финансовыми и материальными ресурсами.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Такая программа была принята 31 марта 1994 года. Главная цель Федеральной программы - создание организационных, институциональных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированных в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», иных действующих законодательных актах, решениях высших органов законодательной и исполнительной власти.

Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом.

Прогнозирование для целей управления системой образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений, является выбором методов и подходов для наилучшего использования накопленных знаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В развитых странах прогнозированию развития системы образования придается очень большое значение. Затраты на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2% всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением. Особо важная роль должна придаваться прогнозированию развития системы образования в условиях экономического кризиса.

Прогноз представляет собой вероятностную оценку будущих результатов и путей развития системы образования, а также ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для его осуществления. В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо соблюдать следующие методические принципы: 1) системности, который требует рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений; 2) оптимальности, предусматривающий разработку точных и достоверных прогнозов при минимальных затратах; 3) аналогичности, предполагающий использовать в качестве источника опережающей информации о развитии анализируемого объекта знания о траектории развития сходных объектов; 4) комплексности, обеспечивающий всестороннее описание объекта прогнозирования; 5) специфичности, предполагающий обязательный учет отличительных, характерных особенностей и признаков, присущих только анализируемому объекту.

Прогнозирование системы образования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов, - наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития.

Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов.

Государственное регулирование системы образования должно строится на сочетании прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, программирования, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этих элементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют в определенной последовательности.

Прогнозирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системы образования под воздействием внешних и внутренних факторов, оценивает траектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории, чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде.

Стратегическое планирование ориентировано на реализацию оптимального пути развития системы образования на основе выбранных приоритетов, определяемых исходя из результатов прогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступности образования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Индикативное планирование обеспечивает сбалансированное развитие экономики образования при реализации стратегических планов, национальных и территориальных программ и проектов на основе системы обобщающих показателей (индикаторов) развития и балансов важнейших видов ресурсов.

Программирование обеспечивает реализацию выбранных приоритетов на основе национальных и территориальных программ и проектов, концентрации ресурсов на прорывных направлениях развития образования.

Научное обеспечение развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие направления научных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15-50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен быть научно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки в рамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационный путь развития; каково должно быть оптимальное соотношение между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в области образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальных инноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационной основе; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатов научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности.

Финансовое обеспечение развития системы образования в соответствии со стратегическими и индикативными планами, национальными и территориальными программами и проектами, должно осуществлятся на основе сочетания бюджетной поддержки науки и инновационной деятельности с системой налоговых и таможенных льгот и других финансово-кредитных регуляторов, для создания заинтересованности частных инвесторов в реализации выбранных приоритетов, программ и проектов.

Материально-техническое обеспечение предполагает организацию работ по строительству новых и капитальному ремонту действующих образовательных учреждений (ОУ) и лечебно-оздоровительной инфраструктуры, обеспечении учебного процесса учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, средствами информатизации, учебниками, учебной мебелью, а также на основе специально разработанных нормативов с учетом специфики уровня образования.

Кадровое обеспечение системы образования должно быть нацелено на организацию профессиональной подготовки и переподготовки персонала для ОУ, в том числе в системе послевузовского профессионального образования.

Долгосрочное прогнозирование должно занимать ведущее место в системе государственного регулирования системы образования. Это объясняется рядом факторов.

Во-первых, система образования как макросистема обладает инерционностью в своем развитии. Происходящие изменения, сдвиги в технологической структуре экономики, смена поколений людей и техники, охватывают несколько десятилетий. Поэтому необходим достаточный горизонт видения, для того чтобы оценить сущность и тенденции перемен, выбрать оптимальную траекторию развития системы образования. Например, в ХХI веке в развитых странах начался переход к постиндустриальному технологическому способу производства, трансформируется структура экономики, реализуется ноосферное мышление. В условиях глобализации указанные тенденции оказывают свое влияние на развивающиеся страны и в меньшей степени на страны «третьего мира».Кроме того, на указанные объективные тенденции накладываются противоречия проводимой социально-экономической политики в конкретных странах. Например, в России, проводимые в последние два десятилетия реформы изменили тип демографического развития (развиваются тенденции к депопуляции и старению населения).

Во-вторых, в крупные национальные программы и проекты в области образования вкладываются сотни миллионов, а то и миллиарды рублей, а их реализация затягивается на десятилетия. Правильность выбранного стратегического решения о программах и проектах можно будет оценить только спустя 5 – 10 лет. Стратегические решения, принятые без предвидения их последствий, дорого обходятся. Особенно это касается образования. Примерами могут служить решения о переходе на 12-летное образование в школе, массовой ликвидации малокомплектных сельских школ финансировании вузов на основе ГИФО и др. Поэтому, чтобы не допустить стратегических ошибок и провалов, необходимо принимать решения, основываясь на прогнозных оценках развития сферы образования и ее отдельных секторов.

В-третьих, необходимость долгосрочного прогнозирования особенно возрастает в условиях модернизации системы образования, когда резко усиливается хаотичность и неопределенность траекторий динамики.

За рубежом и в России накоплены теоретические заделы, практический опыт и модельный аппарат для разработки долгосрочного социально-экономического и инновационно-технологического прогнозирования.Однако необходимо прежде всего определить теоретические основы, методологию и классы макромоделей, на которых должно базироваться долгосрочное прогнозирование системы образования.

Обобщая накопленный опыт, можно выделить три направления методологии прогнозирования динамики системы образования.

1.Линейно-экстраполяционная методолгия основывается на выяснении за достаточно длительный период тенденций развития и продления их на будущее с той или иной корректировкой на основе экспертных оценок. Такие прогнозные расчеты производятся на основе обработки статистических рядов с использованием методов корреляции и модифицированных функций Кобба-Дугласа, построением межотраслевых балансов и др.

Эта методология достаточно надежна и дает близкие к истине результаты в пределах одной фазы долгосрочного цикла. Но она дает сбой при переломе тенденций, в точках бифуркаций, при смене фаз циклов и тем более – самих циклов.

2. Методология Форсайт, основанная на коллективной экспертной оценке, дает возможность собрать, обработать и усреднить мнение большой группы квалифицированных ученых и специалистов о тенденциях и параметрах будущего развития.

Однако эта методология страдает следующими недостатками: субъективизм экспертов, высокая степень усредненности экспертных оценок, большим коллективам экспертов присуща известная инерционность мышления и стремление продлить в будущее уже наблюдавшиеся тенденции. Траектории, отличающиеся от мнения большинства, фактически отбрасываются, тогда как именно они могут оказаться в тех или иных случаях наиболее реалистичными.Еще В.И.Вернадский констатировал, что история науки на каждом шагу показывает правоту отдельных личностей в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов. Истина нередко в большем объеме открыта научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли. Игнорирование и невосприятие принципиально новых научных идей, высказанных научными еретиками, может привести к неправильному выбору приоритетов научно-технического развития, потери времени и ресурсов. В этом случае переломы траекторий, точки бифуркаций нередко оказываются за бортом, цикличность динамики отражается в меньшей степени.

3. Методология, основанная на циклично-генетических закономерностях развития, позволяет учитывать ритм цикличной динамики в экономике, генетические ограничения, пределы изменения наследственного генотипа при смене циклов, направления изменчивости систем для адаптации к переменам в окружающей среде.

Поэтому представляется, что в качестве методологической базы для долгосрочного прогнозирования развития сферы образования следует избрать третий вариант методологии. Однако указанный выбор не исключает разработку прогнозов и модельных расчетов по первым двум вариантам методологии и сопоставлении полученных результатов.

В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений. Это требует знания закономерностей развития прогнозного фона. В этой связи можно выделить следующие закономерности развития прогнозного фона системы образования в начале XXI века:

― циклическое развитие мирового и национального хозяйства;

― увеличение удельного веса технологических способов производства V технологического уклада (ТУ) и закладка основ VI ТУ;

― ускоренное развитие сектора технологического прорыва в сравнении с сектором эволюционного совершенствования;

― возрастание роли науки как фактора повышения качества образования;

― непрерывное (ежегодное) увеличение затрат на образование, превышение темпов роста затрат на образование над темпами экономического роста, увеличение наукоемкости образования в развитых странах;

― наращивание процессов глобализации образования;

― ускорение процессов морального старения и обновления педагогических технологий;

― увеличение из года в год разрыва в образовательном уровне развитых, развивающихся и стран третьего мира.

Процесс разработки прогнозов развития системы образования должен включать в себя следующие этапы: аналитический, исследовательский, программный и организационный. Аналитический этап позволяет выявить состояние и тенденции развития объекта прогнозирования и сопоставить их с состоянием и тенденциями развития аналогичных объектов за рубежом. На этом этапе разработки прогноза определяются результаты будущего развития науки и образования, необходимые и желательные для достижения определенного уровня удовлетворения потребностей личности и конкретных потребителей образовательных услуг (работодателей). Результат исследовательского этапа - определение целей будущего научно-инновационного развития системы образования в виде научно-технической проблемы, подлежащей решению в течение прогнозируемого периода. На программном этапе определяются возможные пути достижения целей будущего развития системы образования, выявляются варианты достижения необходимых и желательных результатов, время и вероятность реализации этих вариантов. Организационный этап включает определение возможных вариантов распределения ресурсов и комплексов организационно-технических мероприятий, необходимых для достижения целей будущего развития системы образования, а также наиболее рациональных путей достижения этих целей. Этот этап завершает единый цикл прогнозного исследования, цель которого - предоставить информацию, способствующую повышению научной обоснованности управления образованием.

Для разработки прогнозов развития системы образования необходимо обосновать и выбрать небольшой круг обобщающих макропоказателей для расчетов и построения балансов по основным видам ресурсов. К основным признакам объекта прогнозирования системы образования следует отнести следующие: 1) сложности, 2) масштабности, 3) степень его детерминированности, 4) характер развития во времени, 5) степень информационной обеспеченности, 6) природа объекта. В качестве объекта прогнозирования в системе образования могут выступать: направления научно-инновационного развития; объем и структура затрат; численность и структура педагогического и научно-педагогического персонала; стоимость и структура основных средств; качество и конкурентоспособность образовательных услуг.

Следует также отметить, что задача прогнозирования должна состоять не только в определении приоритетов научно-инновационного развития системы образования, но и в оценке возможностей отрасли решить научно-технические проблемы в рамках выбранных направлений.

Поскольку прогнозирование представляет собой процесс соразмерения потребностей и возможностей, прогнозисту необходимо учитывать закономерности развития прогнозного фона в рамках конкретного национального хозяйства. Развитие российского образования происходит на фоне резких и достаточно непредсказуемых изменений макроэкономических показателей. Развал экономики неизбежно отражается на экономике образования в части сокращения платежеспособного спроса государства и частного сектора на рынке образовательных услуг. Это в свою очередь привело к снижению финансового обеспечения системы образования. Сокращение затрат на образование приводит к деградации и развалу образовательного уровня населения при формальных показателях роста доли лиц с высшим профессиональным образованием, кандидатов и докторов наук в структуре численности занятых в экономике, поскольку в таких условиях наблюдаются процессы сокращения численности и старения научных и педагогических кадров, ухудшения материально-технической базы науки и образования, снижения результативности научной деятельности.

Проводимая в последние годы политика ускоренного разгосударствления и приватизации общенародной собственности направлена на повышение роли частных предпринимательских структур и снижение роли государства в экономической жизни страны. В этой ситуации от инновационной активности предпринимательского сектора экономики сектора во многом будет зависеть развитие системы образования. Данное обстоятельство настоятельно требует разработки прогноза платежеспособного спроса предпринимательских структур на рынке образовательных услуг в условиях, когда государство сворачивает финансирование образования. При разработке такого прогноза необходимо учитывать результаты социологических исследований, из которых следует, что большинство руководителей российских предприятий индифферентны к науке и образованию.

Долгосрочное прогнозирование развития образования с учетом мировых тенденций должно осуществляться на началах партнерства государства, науки и образования. Государство для обоснования своей стратегическо-инновационной функции в области образования нуждается в долгосрочном видении перспектив развития России на фоне мировых тенденций и включения страны в процессы глобализации. Поэтому федеральные и региональные органы государственной власти должны выступать в качестве генерального заказчика такого прогноза, финансировать его разработку и использовать полученные результаты. Разработчиком долгосрочных прогнозов может быть только наука – независимые в своих суждениях и оценках ученые высшей квалификации, владеющими знаниями о закономерностях развития общества и искусством предвидения дальнейшего хода событий. Для методического руководства и координации работ по разработке долгосрочного прогноза развития системы образования целесообразно создать Национальный центр по долгосрочному прогнозированию развития системы образования. К работе в Центре следует привлекать ведущих ученых из академических и отраслевых НИИ, вузов, представителей центральных и региональных органов власти. Для разработки прогноза, публикацию и обсуждение его результатов из государственного бюджета должны выделяться средства из федерального и регионального бюджета.

Центральным звеном общегогосударственного прогнозирования научно-инновационного развития образования является выбор его приоритетных направлений. Общегосударственный подход здесь необходим потому, что по принцип самоокупаемости в данном случае вообще не должен применяться. По некоторым направлениям он существенно ограничен и сроки окупаемости существенно превышают нормативные. Если сроки их окупаемости выходят за пределы 15-20 лет, то само понятие окупаемости становится условным.

Прогнозирование развития системы образования должно охватывать все основные направления развития науки и образовательных (педагогических) технологий. К числу объектов прогнозирования научно-инновационного развития системы образования следует отнести: приоритетные направления научно-инновационного развития; научно-технический потенциал; техническое перевооружение и модернизация материально-техническая базы отрасли; подготовка кадров; организационно-экономический механизм управления; качество и конкурентоспособность образовательных услуг.

Эффективность развития системы образования во многом определяется не только мощностью совокупного научно-образовательного потенциала страны, но и его оптимальным распределением между регионами, отраслями народного хозяйства. Результаты экономико-математического моделирования свидетельствуют о том, что максимум функции силы взаимодействия науки и образования достигается при условии «равновеликости» мощностей научно-технических потенциалов взаимодействующих объектов. Например, сила научно-технического взаимодействия отраслей с преобладанием продукций (работ, услуг) III и V ТУ практически равна нулю. Из сказанного следует необходимость разработки прогноза оптимального размещения научного и образовательного потенциала страны, его концентрации на приоритетных направлениях развития образования.

При разработке прогнозов развития системы образования должна быть собрана вся необходимая информация, причем информационный материал должен многократно пополняться и переоцениваться. Для построения прогностической модели следует использовать в совокупности статистические данные и экспертные (интуитивные) оценки. Поскольку для прогнозирования большинства показателей науки и образования неприменимы методы простой экстраполяции, входящие в модель переменные в своем большинстве представляют собой обоснованные интуитивные оценки и допущения. Причем степень неопределенности сведений, получаемых из такого рода оценок и допущений, возрастает по мере увеличения горизонта прогнозирования, сложности и масштабности решаемых научно-технических проблем. Вероятность того, что предсказанные события действительно наступят, зависит от качества экспертов, научной обоснованности ими оценок и допущений.

Б.В. Куприянов, И.Б. Татаринова

Сегодня создание программы развития стало обязательным атрибутом практически каждого учреждения дополнительного образования детей. Сам этот процесс инициируется органами управления образования, требованиями к аттестации и аккредитации учреждения. Практику, сложившуюся в разработке документов подобного рода можно считать далеко не однозначной и представить в виде нескольких вариантов.

Вариант «Курочка Ряба» . Администрация учреждения дополнительного образования заказала разработку человеку со стороны, в регионе был найден преподаватель вуза, сотрудник центра развития дополнительного образования (института повышения квалификации работников образования), известный и опытный методист, и т.п. Качество таких программ развития различно, зависит от желания нанятого специалиста осмыслить ситуацию в образовательном учреждении и создать гипотетические линии возможного развития. Даже хорошая программа похожа на «золотое яичко». Пробиться к смыслу документа становится практически невозможным. И любая даже самая маленькая мышка с невинно-ехидными вопросами, способна опрокинуть самый чудесный замысел нанятой курочки рябы. В этом случае программа становится своего рода «русской недвижимостью» вроде бы деньги вложены и текст программы позволяет приобретать ресурсы, проходя необходимые аттестационные процедуры, в тоже время лежит на полке и не двигает развитие учреждения не на миллиметр.

Вариант «Колобок» - документ о перспективах организации работники учреждения слепили из того, что было, «поскребли по сусекам, помели по амбарам» и получилась программа развития. Никто не отрицает возможности создать внутри учреждения хороший документ, однако против этого работают ряд стереотипов:

Недооценка ценности программы развития, значительное число практиков считают документы такого рода формальностью,

Невозможность сосредоточиться на изготовлении программы развития значительного времени и человеческих ресурсов.

Поэтому программы развития слепливаются нередко, из которых когда либо создавались педагогическим коллективом (проекты по решению тех или иных локальных задач – профилактика, подготовка к юбилеям и т.п.; аналитические материалы по итогам года, планы по празднованию чего-либо и т.п.).

Вариант «Репка». Не трудно догадаться, что это на наш взгляд, самый приемлемый, хотя и трудно организуемый вариант создания программы развития учреждения дополнительного образования детей. Трудность его не только в том, что в разработку включаются: дедка (администрация учреждения), бабка (руководители структурных подразделений, педагоги дополнительного образования, педагоги организаторы), внучка (родители и дети), но жучка, кошка и мышка (органы управления образованием, общественность, исследователи, методисты). Не меньшая трудность состоит в поэтапном привлечении различных специалистов на разных этапах разработки программы развития.

Обратимся к некоторым понятиям, используемым далее. Прежде всего, учреждение дополнительного образования – в данном случае воспитательная организация (А.В. Мудрик), частный случай социальной организации:

Определенный способ структурирования отношений, обладающий устойчивостью,

Обладающий корпоративной культурой, деловой и межличностной структурами отношений, содержанием и организацией совместной деятельности,

В общем смысле всегда развивается (позитивно или негативно, вверх или вниз), под действием внешних и внутренних факторов,

Рождается, развивается, живет, стареет, умирает (проходит цикл развития).

Следует учитывать возможности стихийного и относительно целенаправленного развития (направленного, закономерного изменения, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры) учреждения. Отсюда программа развития учреждения представляет собой документ, где излагаются основные положения, цели, содержание и порядок деятельности по переходу в новое качественное состояние организации.

Обоснование структуры программы развития н е является чем уж очень сложным. Логично, если состоит из таких частей как:

Определение исходных способов осмысления настоящей и будущей ситуации в учреждении;

Констатация положения дел в учреждении, с указанием сильных и слабых сторон (может быть проблем),

Выделение приоритетов в развитии (направлений в которых развитие будет стимулироваться)

Обозначение путей и способов развития, промежуточных состояний - результатов действий на тех или иных этапах развития.

Исходные положения для анализа настоящей и будущей ситуации в учреждении представляют собой теоретические основы (системный или деятельностный или личностный подход), идейные приоритеты (своего рода кредо педагогического коллектива), наиболее важные нормативные документы, определяющие перспективы развития.

Значительно менее очевидным представляется содержательные компоненты, те, которые представлены как в анализе исходной ситуации, так и среди приоритетов и промежуточных состояний. Нам представляется уместным выделить три основных содержательных компонента:

Состояние дел внутри учреждения, перспективы и барьеры развития,

Состояние и перспективы взаимодействия учреждения с окружающей средой,

Состояние и перспективы управления деятельностью учреждения.

Первый компонент « Состояние дел внутри учреждения, перспективы и барьеры развития » включает такие характеристики как: контингент обучающихся, педагогический коллектив, дополнительные образовательные программы. Вот эти три составляющие и будут объектами анализа и программирования развития.

В аналитической части программы целесообразно достаточно основательно рассмотреть состав обучающихся в учреждении. Здесь следует обратить внимание на поло-возрастную структуру (то есть сколько детей какого возраста и пола посещает занятия в учреждении), на то как изменяется состав в течение года. Общей тенденцией, сложившейся в УДОД является значительное омоложение контингента, то есть увеличение доли дошкольников, при значительном сокращении числа старшеклассников. Оценивать такие обстоятельства можно по-разному, но в целом пропорциональность различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, учащиеся 5 – 8 классов и старшеклассники – показатель стабильности жизнедеятельности детских объединений. Конечно, здесь надо иметь в виду разницу в поколениях, есть много и малочисленные возрастные когорты. Причины различные и объективные и субъективные: открыли (закрыли) общеобразовательную школу, пришел на работу (ушел из учреждения) интересный педагог. В аналитической части программы развития, вполне можно показать в каких детских объединениях возрастная структура оптимальная, где и вследствие чего возникают проблемы. В любом случае оценка положения вещей важнее простой констатации. Поэтому если объединений, где занимаются старшеклассники в учреждении мало, то вряд ли на данный факт не следует обратить внимание. Конечно, отмечая недостаток числа старшеклассников, нужно помнить, что данная проблема связана с характером деятельности, предлагаемой школьникам. Если на сегодняшний момент в учреждении нет объединений, ориентированных на работы со старшим школьным возрастом, разумно отнести проблему к разряду стратегических.

Кроме характеристики обучающихся, о внутреннем положении дел в учреждении дополнительного образования говорит кадровая ситуация. Для отражения положения дел с кадрами педагогов дополнительного образования существуют вполне формальные признаки - квалификационные характеристики:

Уровень и характер образования (среднее, высшее; педагогическое или иное),

Опыт работы в системе дополнительного образования,

Награды, звания и проч.

Кроме квалификации достаточно важно оценить перспективы педагогического коллектива на 5- 7 лет, спрогнозировать возможность ухода (на пенсию, на другую работу, и т.п.) и пополнения новыми работниками. педагогический коллектив можно определить как относительно молодой (тогда как правило существует проблема с квалификацией), достаточно зрелый и квалифицированный (возможна проблема с мотивацией труда), стареющий (необходимость обновления). Хорошим ресурсом для развития организации может считаться благоприятный микроклимат в педагогическом сообществе учреждения.

Перейдем к программам деятельности детских объединений («дополнительным образовательным программам»). В аналитической части стоит обратить внимание на такие атрибуты успешного учреждения как:

Наличие эксклюзивных программ, существенно отличающихся по содержанию от аналогичных или значительно превосходящих их по качеству;

Разнообразие программ, соответствие число реализуемых профилей – статусу учреждения;

Число программ, рассчитанных на 4 года и более,

Сопряженность реализуемых программ со специальностями в учреждениях профессионального образования (начального, среднего, высшего),

Сохранность контингента (процент обучающихся, занимающихся в детском объединении длительное время – более 4 лет),

Результаты реализуемых программ (число выпускников, продолживших обучение по профилю детского объединения, количество победителей в различного рода конкурсах, соревнованиях).

Второй содержательный компонент – состояние и перспективы взаимодействия учреждения с окружающей средой. В этом плане можно увидеть несколько линий: взаимооценка и взаимодействия. К разряду взаимооценки относятся формальный (официальный) и неформальный (имидж) статус учреждения, а к взаимодействию получение ресурсов из вне и деятельность направленная на внешние объекты. Остановимся на перечисленных аспектах поподробнее.

Принципиальной характеристикой жизнедеятельности любой организации является официальный статус. В плане разработки программы развития следует оценить соответствие официального статуса реальному положению дел. Здесь наиболее важны такие моменты как:

Соответствие типу учреждения (дворец, дом, центр и т.д.) по количеству реализуемых направлений,

Соответствие ориентированности деятельности учреждения на территориальный уровень (Государственное областное (краевое, республиканское) либо муниципальное (городское, районное)).

Анализ деятельности учреждения должен включать ответы на вопросы:

Удовлетворяет ли администрацию учреждения официальный статус?

Насколько полно представлено необходимое число направлений? Есть ли угрозы утраты того или иного направлений? Есть ли возможности открытия новых направлений?

Какой объем деятельности учреждения подтверждает территориальный статус организации, можно ли считать, что учредитель удовлетворен деятельностью учреждения?

Имеет ли учреждение награды, какого уровня? Какие есть возможности для признания работы организации на более высоком уровне (государственном, международном)?

Таким образом, учреждение дополнительного образования детей может развиваться в сфере упрочения собственного статуса, что предполагает:

Подтверждение или изменения формального статуса организации;

Увеличение числа детских объединений, принадлежащим к перспективным в плане развития (в случае угрозы ликвидации и создающимся вновь) направлениям;

Изменение деятельности подтверждающий статус территориального уровня (упорядочение - выбор наиболее существенных ориентиров, распределение объемов работы на мероприятия адекватные статусу);

Выбор ситуаций для получения признания на высоком уровне.

Но кроме официальной оценки деятельности организации, немаловажную роль в ее благополучии играет ее имидж. Для учреждения дополнительного образования раньше школ озадачились проблемой того как их воспринимают в окружающей среде, и можно сказать, что немало делали и делают в этом сфере. Однако как это бывает нередко, презентационная работа имеет стихийный характер. Поэтому для качественной программы развития будет уместным анализ того образа, который сложился у организации. Для решения указанной задачи подойдет несколько способов:

Анализ публикаций об учреждении в СМИ за последние три – пять лет,

Анализ результатов опросов различных групп населения (школьников, их родителей, учителей, представителей общественности),

Осмысление презентационной деятельности

Сфера неофициального признания тесно взаимосвязана с деятельностью учреждения направленной во вне (проведение массовых праздников в микрорайоне, межрегиональных конкурсов и т.п.). В аналитической части программы развития следует оценить результативность и эффективность работы в окружающем социуме:

Какие потребности окружающего социума осуществляет учреждение?

Каковы ресурсные затраты на внешнюю деятельность?

Насколько последовательно формируется спрос на деятельность учреждения (реклама)?

Важной составляющей взаимодействия организации с окружением является получение ресурсов из вне: финансовых, материальных, организационных от муниципалитета, предприятий, общественных организаций, от родителей. Для анализа наличного положения вещей необходимо оценить структуру получаемых ресурсов. Сегодня в большинстве своем учреждения дополнительного образования детей получают от муниципальных органов власти. В то же время, в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается активно использовать в качестве ресурса финансирования образовательных учреждений - расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения.

Не секрет, что ведущую роль в отечественной системе образовании играет общеобразовательная школа, поэтому взаимодействие с ней учреждения дополнительного образования позволяет обеспечить удобный график посещения занятий. На решение этой задачи обращает внимание такой документ как «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», где указывается: «Предстоит отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях - не только общеобразовательных, но и заочных, очно-заочных школах, учреждениях дополнительного образования и пр.». В аналитической части программы развития целесообразно дать оценку взаимодействию со школами, в целевых ориентирах обозначить направления оптимизации отношений с учреждениями общего образования.

Одним из показателей подготовленности учреждения к планомерному развитию является опыт инновационной деятельности. Приоритетный национальный проект «Образование» наибольшее внимание обращает на включение образовательных учреждений в инновационные процессы. Поэтому, рассматривая актуальные направления развития учреждения необходимо уделить особе внимание внедрению в учреждении новаций. Инновационными могут быть и дополнительные образовательные программы, нововведения в административно-хозяйственной, финансовой, методической, других сферах жизни организации. Главное, что у работников выработаны конструктивные способы решения субъективно новых профессиональных задач.

Еще одним из ориентиров задаваемых современными взглядами на деятельность образовательных учреждений является демократизация управления. Проблема, осложняемая отсутствием у членов коллектива необходимого опыта демократического участия. Поэтому в аналитической части программы следует оценить в какой степени педагоги готовы конструктивно решать вопросы жизни организации? Имеются ли реально действующие органы самоуправления (профсоюзный комитет, совет трудового коллектива)?

В содержательной части программы целесообразно прописать поэтапно, как будет вырабатываться демократический уклад, какие средства предусматривается использовать. С демократизацией управления сопряжена задача введения общественно-государственного управления. Развитие в указанном направлении не менее сложно, так как связано с необходимостью не просто поэтапно делегировать часть полномочий, а изменить сам характер управления, спроектировав механизмы привлечения к данной работе ответственных и компетентных представителей общественности.

Основополагающим источником развития любой организации можно считать состояние управленческой команды: квалификации, возраст, настроенность на развитие. И хотя, авторами документа, и являются управленцы, тем не менее, оценить свои возможности и амбиции на ближайшие пять лет также необходимо как спрогнозировать продвижение всей организации в целом.

Учреждение дополнительного образования достаточно сложно представить себе без методической деятельности: это и методическое сопровождение дополнительных образовательных программ и методическое обеспечение мероприятий в микрорайоне, методическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций. Разрабатывая программу развития, авторам придется дать оценку таким аспектам деятельности учреждения как:

Общий уровень методической деятельности, качество методических продуктов (разработки, сценарии, программы и т.п.), признание методической работы за пределами учреждения,

Наиболее актуальные задачи развития (повышение уровня, популяризация опыта, переход к научно-методической работе).

Трудно найти программу развития учреждения, в которой бы не было раздела, касающегося материального обеспечения деятельности (помещения, их занятость, давность и качество ремонта, оборудование). Однако анализ большого числа документов убеждает, что данный раздел составляется формально, и включает просто пожелания увеличения ресурсов, улучшения условий. В тоже время оптимальным для программы развития можно считать достаточно ясное понимание авторами документа, каких именно материальных ресурсов недостает, для решения каких именно задач и где источники, которые могут быть для этого использованы.

Для значительного числа учреждений дополнительного образования серьезной трудностью является недостаточность информационного обеспечения деятельности. Конечно, стартовые возможности районных домов творчества или спортивных школ и областных учреждений серьезно различаются. Однако наличие страницы в Интернете, использование мультимедиа средств при презентации результатов деятельности обучающихся, становятся сегодня непременными атрибутами повседневности современного УДОД.

В заключение сформулируем своего рода дилемму менеджера. С одной стороны можно отказаться от каких-либо реальных попыток управлять ситуацией и что называется «плыть по течению». С другой – можно попытаться вмешиваться. Пассивная стратегия может привести к тому, что внешние факторы приведут существенного сокращения ставок, перепрофилирования учреждения, закрытию. Активное вмешательство может оказаться, во-первых, чрезвычайно затратным по временным, эмоциональным и прочим ресурсам и самое печальное не даст никакой гарантии на положительный результат.

Приложение 8

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:


Похожая информация.


Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в:

создании условий для повышения конкурентоспособности личности;

развитии инновационной сферы;

изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;

формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;

обеспечении социальной и профессиональной мобильности;

формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.

На социально-экономическое развитие страны влияют в первую очередь:

развитие современной системы непрерывного образования;

повышение качества профессионального образования;

обеспечение доступности качественного общего образования;

повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Реализация этих направлений государственной политики в области образования позволит в 2006 - 2010 годах создать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося одной из целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем, сдерживающих развитие образования, таких, как:

несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;

чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;

отсутствие требований к содержанию и качеству образования;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования. Меры, принятые в 2001 - 2005 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, других межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали базу для решения отечественной системой образования следующих задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны:

приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Решение указанных задач достигается путем совершенствования нормативной правовой базы, необходимого кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.

Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом. Прогнозирование для целей управления системой образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений, является выбором методов и подходов для наилучшего использования накопленных знаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В развитых странах прогнозированию развития системы образования придается очень большое значение. Затраты на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2% всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением. Особо важная роль должна придаваться прогнозированию развития системы образования в условиях экономического кризиса .

Прогноз представляет собой вероятностную оценку будущих результатов и путей развития системы образования, а также ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для его осуществления. В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо соблюдать следующие методические принципы:

1) системности, который требует рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений;

2) оптимальности, предусматривающий разработку точных и достоверных прогнозов при минимальных затратах;

3) аналогичности, предполагающий использовать в качестве источника опережающей информации о развитии анализируемого объекта знания о траектории развития сходных объектов;

4) комплексности, обеспечивающий всестороннее описание объекта прогнозирования;

5) специфичности, предполагающий обязательный учет отличительных, характерных особенностей и признаков, присущих только анализируемому объекту.

Прогнозирование системы образования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов, - наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития .

Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов .

Государственное регулирование системы образования должно строится на сочетании прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, программирования, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этих элементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют в определенной последовательности.

Прогнозирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системы образования под воздействием внешних и внутренних факторов, оценивает траектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории, чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде.

Стратегическое планирование ориентировано на реализацию оптимального пути развития системы образования на основе выбранных приоритетов, определяемых исходя из результатов прогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступности образования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Индикативное планирование обеспечивает сбалансированное развитие экономики образования при реализации стратегических планов, национальных и территориальных программ и проектов на основе системы обобщающих показателей (индикаторов) развития и балансов важнейших видов ресурсов.

Программирование обеспечивает реализацию выбранных приоритетов на основе национальных и территориальных программ и проектов, концентрации ресурсов на прорывных направлениях развития образования .

Научное обеспечение развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие направления научных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15-50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен быть научно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки в рамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационный путь развития; каково должно быть оптимальное соотношение между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в области образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальных инноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационной основе; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатов научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности .

Финансовое обеспечение развития системы образования в соответствии со стратегическими и индикативными планами, национальными и территориальными программами и проектами, должно осуществляться на основе сочетания бюджетной поддержки науки и инновационной деятельности с системой налоговых и таможенных льгот и других финансово-кредитных регуляторов, для создания заинтересованности частных инвесторов в реализации выбранных приоритетов, программ и проектов.

Материально-техническое обеспечение предполагает организацию работ по строительству новых и капитальному ремонту действующих образовательных учреждений (ОУ) и лечебно-оздоровительной инфраструктуры, обеспечении учебного процесса учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, средствами информатизации, учебниками, учебной мебелью, а также на основе специально разработанных нормативов с учетом специфики уровня образования.

Кадровое обеспечение системы образования должно быть нацелено на организацию профессиональной подготовки и переподготовки персонала для ОУ, в том числе в системе послевузовского профессионального образования .