» » Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник воздвижения честного и животворящего креста господня. Проповедь в праздник воздвижения креста господня после литургии в храме архангела михаила Проповедь в неделю воздвижения креста читать

Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник воздвижения честного и животворящего креста господня. Проповедь в праздник воздвижения креста господня после литургии в храме архангела михаила Проповедь в неделю воздвижения креста читать

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. В день Воздвижения Животворящего Креста Господня, мы слышим слова Апостола Павла из его 1-го послания к Коринфянам, эти слова помогают нам понять саму суть христианства. Апостол Павел говорит: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова. Ибо слово о Кресте для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие, а дня нас, спасаемых, — Сила Божия» . В этих словах апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну Крестной жертвы Спасителя.

Если попытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь, Его страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов, ценностей, то все это, действительно, кажется безумием. Вот почему эллины, которые основывались на философии, на мудрости, на человеческой мудрости считали проповедь о Кресте безумием.

Иудеи также, но они основывались не на философии или науке. У иудеев была вера в Бога, но они свое спасение связывали в первую очередь с освобождением от римлян, от языческого ига римлян. Иудеи долго страдали под этим языческим игом и считали, что спасение возможно только, когда придет Мессия и изгонит римлян. И потому для иудеев проповедь о Христе, о Крестной смерти, о поругании Мессии, была великим соблазном, она никак не сочеталась с их чаяниями, с их надеждами, их идеалами устроения земной жизни, т. к. задачу Мессии видели в устроении земной царствия, а не Царства Небесного.

И в самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на миссию Христа Спасителя: на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания и Его смерть, как все это кажется далеко и от современных идеалов бытия.

Нам только кажется, что мы понимаем смысл, совершенного Христом, ибо мы уже знаем историю и знаем, что произошло после Крестной смерти Спасителя, но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, кто жил во время проповеди Спасителя, разве бы мы поняли, какое избавление может быть от слабого человека, у которого нет денег, нет власти, который не обладает светской языческой мудростью, философией. Какое избавление может быть от человека, который ходил в окружении своих бедных учеников — рыбаков с Галилейского озера, — а не в окружении легионов воинов. Наверное и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как отнеслись древние. Потому что не соответствует эта Божественная проповедь образу жизни людей. Вот, почему она, одновременно, безумие и соблазн для нас.

Апостол Павел, осознавая это колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов, целей от проповеди Христа, говорит о том, что Он был послан проповедовать не в премудрости слово, потому что всякая человеческая премудрость, исходящая от ценностей мира, не способна в полноте оценить то, что совершил Христос.

Спасение через пришествие в мир Сына Божия, через Его восшествие на Крест, претерпение поношения и скорби действительно выходит за рамки человеческой логики. И что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ, образ Спасителя и образ Креста, образ Крестных страданий так притягателен? Потому что, несмотря на то, что Его система ценностей столь высока, несмотря на то, что принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, тем не менее уже две тысячи лет образ Спасителя является притягательным для всех людей. И эта притягательность в том, что дела Спасителя, слова Спасителя — это дела и свершения Бога, Бога, создавшего всю сущность.

Мы не можем понять глубины силы Божественной мысли и Божественного действия, человеческий разум ограничен и Божественное мы не можем охватить. Мы можем только открыть свое сердце на встречу вот этим Божественным мыслям и Божественным действиям, которые мы увидели в земной жизни Спасителя. И, открывая сердце, вдруг начинаем понимать и начинаем понимать не на уровне мудрования, мудрствования, не на уровне каких-то отточенных богословских формулировок, ибо никакие формулировки не смогут открыть Божественный замысел. И только лишь сердцем мы сможем понять, что есть Христос для каждого из нас! Именно от этого восприятия человеком Божественного слова и Его Божественного действия пробуждается и сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Христа и к объяснению таких страданий — это любовь! Ни долг, ибо Бог никому ничего не должен, ни какая-то волшебная сила, ибо Бог никого не может спасти автоматичести, без желания человека, а только лишь любовь!

Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий. Мы понимаем вот эту причину Креста и Крестных страданий еще и потому, что в своей жизни находим очень близкие и понятные аналогии: когда человек способен пожертвовать ради другого? Только лишь, когда он любит этого человека. В каком случае человек способен пожертвовать своей жизнью ради Родины, только лишь, если он любит свою Родину. Никаким долгом, ни какой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого, лишь только тогда это осуществляется людьми, когда есть и в сердце, и в уме любовь, лишь тогда человек может добровольно пожертвовать собой и даже жизнь свою отдать. Вот почему и говорит Господь, что: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя » .

Значит и тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрования человеческие, как у эллинов, не через политические ожидания, политические чаяния, как у иудеев, и как и сейчас у многих из нас, но вот только лишь изнутри человеческой природы — из человеческого сердца.

Почему так? Да потому, что Бог создал нас по образу Своему и по подобию. Он вложил в нас Свой Божественный нравственный закон, и когда Он говорит с нами, то человек чистым сердцем понимает Бога, слышит Его, так как человек создан по образу и подобию. И когда человек перестает понимать Бога и человечество в целом, когда перестает понимать Бога, вот тогда, по-видимому, и наступает конец.

Легко или тяжело быть верующим человеком, христианином, учеником Христа Спасителя? С одной стороны это легко и очень легко, потому что это соответствует природе человека, природе человека как образа и подобия Божия. Идти против Бога, значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божия, который вложен в каждого из нас, и в этом смысле жизнь в соответствии с законом Божиим, эта жизнь легкая, полноценная и радостная.

Но одновременно и трудно быть христианином, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно иные цели, и они исповедуют другие ценности. И опасность современного, переживаемого нами времени, в котором мы сейчас находимся (по промыслу Божию мы помещены именно в это время), состоит в том, что именно эти происходящие не от Божьего замысла ценности становятся господствующими и эти ценности, не исходящие из Божественного закона, из Божественных заповедей, предлагаются всему роду человеческому в качестве некоего нового идеала устройства человеческой жизни.

Эти ценности кажутся духовными, ясными, комфортными, понятными, когда ценность счастливой внешне жизни, комфортной, жизни в удовольствии, в потреблении, жизни долгой, жизни, наполненной радостями плоти и чувств. Происходит это потому, что грех помрачил природу человека, омрачает разум и искажает жизненные ориентиры и Божественные законы, и Божественные заповеди затмеваются, и появляются эти новые цели, эти новые заповеди человеческого существования.

Слова апостола Павла показывают нам (вот эти слова, с которых я начал: слова из первого послания Коринфянам) всю конфликтность, всё противоречие: для одних слово о Кресте — это безумие, для других — соблазн, а дня нас, спасаемых, — это Сила Божия.

И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор будут спасаться люди, хотя бы часть их. Несмотря на все слабости, на все падения, на свою греховную природу, у христианина природа такая же греховная, как и у любого другого человека, несмотря на это, вот эти люди, которые будут слышать весть о Кресте и будут понимать, что в этом спасение, до тех пор люди будут идти ко Христу будут преклоняться перед Его жертвой, перед Его Крестом, который явил всему миру символ спасения. Аминь.

Иеромонах Симеон (Кулагин)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Как установился в Церкви этот праздник? Спасителя сняли с Креста, Крест был брошен и утерян. Через несколько десятилетий Иерусалим был разрушен, по слову Господа нашего Иисуса Христа, Который предсказывал, что не останется здесь камня на камне. Город разрушили полностью - стены, и здания - сгорело все, образовалась как бы обугленная рана на теле земли. Спустя некоторое время император Адриан, чтобы полностью искоренить память об этом городе, что город связан с верою в Единого Бога - Господа нашего Иисуса Христа, приказал все уничтожить. На этом месте был построен новый город, которому Элий Адриан повелел присвоить свое имя. Над тем местом, где была Голгофа, поставили капище и статую богини Велеры. Прошло несколько столетий, во главе Римской империи, стал христианский император Константин, он прекратил гонения на христиан. Ему хотелось восстановить память о земной жизни Спасителя. Его мать царица Елена горячо желала поехать в Святую землю, найти место, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен. Царь выделил средства, и царица Елена отправилась в далекую Палестину. Здесь нашли расщелину, высеченную в скале, где был погребен Господь наш Иисус Христос. Нашли три креста, но понять, который из них Спасительный, Животворящий Крест Господень было нельзя, потому что табличка с надписью Иисус Назарей - Царь Иудейский, которая упоминается в Евангелии, отлетела и лежала в стороне.

Иерусалимский патриарх Макарий с верой в то, что Господь чудесным образом откроет, каков Крест Истинный предложил провести испытание. Принесли умирающую женщину и по очереди стали прикладывать ее к крестам. Когда приложили к Кресту Христову, умирающая исцелилась. Тогда патриарх Иерусалимский поднял этот Крест, чтобы толпы народа могли Его видеть. Спаситель был пригвожден к Кресту злобой людской, как преступник, потому что крест - это оружие страшной, многочасовой мучительной казни, когда человек умирает в муках. Вокруг Креста ходили толпы людей, которые издевались над Ним, призывая сойти с Креста. Люди глумились над страданиями Спасителя.

Господь называл Себя Мессией и был Им. Люди же представляли мессию совсем иначе, они думали что это сверхчеловек, который будет побеждать своих врагов силой, а не смиренный Учитель, у Которого нет места, где главу преклонить. Они думали, что Он создаст царство Израильское, которое будет господствовать над всем миром, а Его царство оказалось не от мира сего. Спаситель проповедовал совершенную любовь. Нет проповеди более болезненной для тех, кто не хочет ее принимать. Если человек стремится к любви, то он пойдет навстречу, а если он горд, самодостаточен и самодоволен, то эта проповедь выводит его из состояния душевного равновесия, призывает его к тому, к чему он идти не хочет. При этом оставаться спокойным нельзя, человек должен либо принять эту проповедь и измениться, либо уничтожить Того, кто проповедует любовь. Иудеи в своем ослеплении решили уничтожить Того, кто проповедовал божественную совершенную любовь.

Но любовь сильнее смерти. Хотя Спаситель был распят и умер на Кресте, но Он и воскрес, потому что Божественная жизнь преодолевает все. Господь открыл нам путь к вечной жизни, приняв на Себя ответственность за грехи, которые совершали люди жившие до него, при нем и мы с вами. Когда мы отвергаем Господа, потому что маловерны, когда не хотим смиряться, когда не хотим и не умеем любить, мы - противники Богу, мы поступаем также, как древние иудеи.

Святая Церковь каждый год празднует Воздвижение Животворящего Креста Господня как напоминание о той цене, которая заплачена за нашу свободу быть со Христом, за свободу творить добро, за свободу противостоять злу, Господь дает нам силы побеждать зло в самом его корне - в наших душах. Об этом напоминает этот праздник. Мы должны стремиться всей душою быть со Христом и не уподобляться тем, кто Его распял две тысячи лет назад. А распял Его человеческий грех, который так же действует сейчас, как и тогда. Дай Бог, чтобы этот праздник Воздвижения Креста Господня дал свежий импульс в стремлении к праведности, любви друг к другу, смирении, побеждающем все, ибо сила Христова побеждает любые человеческие измышления и коварства. Дай Бог, чтобы победа Креста над грехом воссияла в наших сердцах! Аминь.

27 сентября 2004 г. храм Всемилостивого Спаса

http://www.pravmir.ru/article_660.html

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме священномученика Климента, папы Римского. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель, отец Леонид! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы всех нас сердечно поздравить с двунадесятым праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и с освящением храма священномученика Климента, папы Римского, в Москве.

Этот храм относится к числу наиболее известных и во всех отношениях наиболее прекрасных храмов столицы. Выражаю сердечную благодарность и отцу настоятелю, и всем, кто потрудился, восстанавливая этот храм.

Освящение совпало с праздником Воздвижения. Всем известно, что этот праздник установлен в связи с тем, что после обретения Креста Господня Животворящего у Голгофы по повелению императрицы Елены, матери Константина Великого, этот Крест был воздвигнут Патриархом Иерусалимским, по всей вероятности, над большой человеческой толпой, как свидетельство о том, что Крест обретен и возвращен людям, но не как орудие пытки и казни, а как символ их спасения. И поэтому богослужение в праздник Воздвижения в первую очередь посвящается самому Кресту, осмыслению того, что есть Крест для жизни людей, для проповеди о Христе, для дела спасения.

Именно поэтому в сей день читается отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам, в котором содержатся удивительно мудрые, проникнутые Божественной правдой слова о Кресте: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти мир (см. Кор. 1:21).

Это по-настоящему потрясающие слова. В них вся история человечества, история мучительных поисков Бога, Божественной правды, когда лучшие умы пытались понять, что же такое эта сверхъестественная сила, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек, когда люди пытались найти Бога, порой впадая в страшные заблуждения, приписывая Божественную силу проявлениям природы или даже произведениям искусства.

Но ведь были на этом пути богоискательства и удивительные умственные прозрения, когда философы-язычники умом начинали постигать наличие чего-то, что превышает их и всякий другой человеческий разум. Про таких уже святые отцы говорили, что в них было семя Божественного слова. Они не были еще этим Словом оплодотворены, но семена Божественной истины присутствовали в их мыслях, в их поисках Божественного. И тем не менее ни примитивный страх человека перед окружающим миром и грозными явлениями природы, ни обожествление этих грозных проявлений природы, ни обожествление самого себя, что также происходило на пути богоискательства, ни даже те философские прозрения, о которых великие христианские умы говорили, что в них, как в семени, содержалось Божественное слово, не привели людей к истинному Богу.

Вот об этом и говорит апостол Павел одной фразой. Но эта фраза покрывает собой тысячелетие напряженных и мучительных поисков Бога. И когда человечество на этом пути, напрягая все свои силы, не нашло Бога, в том числе и в высочайшей мудрости, в высочайшей по тому времени науке, то Богу было угодно юродством проповеди спасти мир.

А что такое юродство? Это вид безумия. В христианской традиции ему приписываются особые благородные великие черты, и мы знаем, что среди святых были юродивые. Но апостол Павел говорил о другом юродстве. Он говорил о глупости, о невероятной интеллектуальной слабости, о том, что для одних было соблазном, а для других — безумием. Как можно было основывать попытку человека познать Бога на человеческой слабости, почти на безумии? Что такое была проповедь о Христе? Иудеи не могли понять ее; это, действительно, был некий соблазн: как это так ― человек казнен как преступник самой позорной казнью, что от него может быть доброго? Какая сила может исходить? От крестов шарахались в сторону. Это был самый страшный образ уничижения, слабости, поражения и наказания.

Можно провести какие-то параллели с современной жизнью. Это как если бы кто-то вдруг стал говорить о том, что камера пожизненного заключенного несет в себе спасение, да не для одного человека, что возможно, но для всего мира. Как бы мы отнеслись к такой проповеди? Соблазн для одних и безумие для других. Вот чем была проповедь о Кресте!

И возникает самый глубокий, может быть, и принципиальный вопрос: почему Господь избрал уничижение, которое безумием представляется каждому здравомыслящему человеку? Почему Он избрал такой способ спасения? Только с одной целью ― чтобы всем стало ясно, что Бог спасает человека, и никакая человеческая мудрость к этому не имеет никакого отношения, как никакого отношения к этому не имеет и человеческая сила.

Из этого следует очень важный вывод: с опорой на силу невозможно штурмовать небеса. Сила это не тот инструмент, не то средство, которым можно обрести спасение. А ведь очень многие в языческой древности так и думали, что только герои становятся небожителями: надо быть вначале героем, чтобы потом взойти на языческий Олимп.

Проповедь о Кресте свидетельствует о полном отказе Бога от всякой человеческой силы в деле спасения людей. И Господь избирает Крест ― символ уничижения, символ слабости, символ поражения, соблазн для одних и безумие для других, чтобы с этого Креста явить всему миру спасение.

Наверное, сегодняшние слова апостола Павла ― это самый сильный удар по критикам Евангелия, которые ищут какие-то культурные, философские источники Евангелия, какие-то заимствования в древних культах, и говорят о естественном происхождении христианства. Не могло появиться в мире естественным образом ничего, что противоречит здравому смыслу. А спасение через Крест не просто противоречит человеческому здравому смыслу, это был вызов человеческой разумности.

Кто бы, измышляя религию, рискнул бы так подставить себя под удар? Если бы это исходило от человека, то такого рода проповедь разлетелась бы на мелкие части под ударом логики философов того времени и, что еще важнее, в результате полного неприятия и отказа от такой идеи всеми, кто к ней прикоснулся бы. Но весть о Христе живет две тысячи лет. Именно эта весть преобразовала мир, потому она не человеческая, а Божественная. За ней Сам Бог, Который через Крест, обращаясь к нам говорит: не силой ума и силой знаний, ни человеческим положением, ни деньгами, ни властью, ни всем тем, с чем люди связывают свое спасение в этой жизни, вы не обретете вечного спасения, а значит и полноты жизни, а значит и своего собственного счастья; вы Мне должны поверить, Я вас спасаю через Крест, через это безумие для многих.

И мы знаем, что спасает Господь, что Крест ― «хранитель всея вселенныя», Крест ― торжество Церкви. Опора для народов и государств ― Крест славы Божией. И в этом уже опытном восприятии силы Креста ― вся наша вера в правоту Божественного откровения о том, что не силой человеческой, но силой Божией мы спасены. А если так, если спасение от Бога, а не от человека, то что же самое главное в жизни? Самое главное ― служить Богу, Спасителю нашему, Тому, Кто это спасение принес для всех народов, для всех эпох и для всех континентов, Кто открыл объятия роду человеческому. И нам немногое осталось ― ответить на это Божественное действие, ответить на действие спасающей благодати Божией своим послушанием, своим доверием к словам Господа, к Его Божественным заповедям. И если мы все усвоим великую истину о том, что нас спасает не наша сила, а Бог, то очень многое изменится в нашей жизни. Мы сумеем правильно расставить жизненные приоритеты, мы сможем пройти путями своей жизни мирно, спокойно и спасительно. И пусть Крест Христов освящает этот наш жизненный путь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

27 сентября 2016 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Архангела Михаила в деревне Белоусово Троицкого административного округа (Новая Москва) и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, и всё богослужение, все песнопения и молитвы, которые произносятся в храме, имеют в центре спасительный Крест, на котором распят был Сын Человеческий и Божий Сын, Господь наш Иисус Христос.

Очень многое сказано о Кресте. Святые отцы посвящали ему целые трактаты. Множество замечательных мыслей запечатлено в наших церковных песнопениях и молитвословиях. Но из всего обилия определений того, что есть Крест и каково его значение для человека, я хотел бы привести сегодня лишь одно, которое мы находим у святителя Иоанна Златоуста: «Крест — это свобода наша».

Удивительные слова открывают самую суть того, что произошло на Кресте и что Господь принес людям. Достаточно вспомнить, что до пришествия в мир Спасителя грех действовал в мире с непреодолимой силой — можно сказать, он был включен в основу всех отношений между людьми, общественных отношений, государственных систем. Никакой свободы у человека не было: приходя в мир, он словно вставал на рельсы, которые вели его к духовной погибели.

Да, мы знаем: были великие гении духа, великие герои и подвижники, ветхозаветные пророки, которые, несмотря на непреодолимую силу греха, свидетельствовали о Божией правде. Но к их словам мало кто прислушивался, разве что самые близкие ученики, — но даже среди них порой оказывались те, кто присоединялся к гонителям пророков.

И вот Господь на Кресте побеждает зло. Зло было причиной этой страшной несправедливой казни. Зло торжествовало над Тем, Кто поражал людей Своей чудодейственной силой. Казалось бы, кто может восстать на Иисуса из Назарета, Сына Божиего и Сына Человеческого? Ведь Он бурю останавливает, тысячи людей кормит пятью хлебами, исцеляет глухих, хромых, прокаженных, Лазаря Четверодневного выводит из гроба… Доныне некоторые, слушая о Христе, возражают: «Как во все это можно поверить? Где Бог, мы же Его не видим? А вот если бы Он совершил чудо сейчас, я бы поверил». Это лукавые слова, и, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что и самые великие, потрясающие сознание чудеса, совершенные Спасителем, не остановили непреодолимую, дьявольскую силу зла. Она умертвила Иисуса, Господа и Спасителя нашего, на Кресте, но последовавшее затем Воскресение подвело окончательную черту, свидетельствуя, что непреодолимой силе греха в мире приходит конец.

Что же, зло вообще ушло из мира? Совсем нет, и каждый из нас об этом знает по опыту собственной жизни. Но вместе со злом существует добро, вместе с ложью — Божия правда. Так что же дал нам Крест? А Крест дал нам свободу, о которой с такой силой сказал Иоанн Златоуст, — свободу выбирать между добром и злом, между ложью и правдой, становиться рядом со Христом или с Его гонителями, со светом или с тьмой. Мы свободны, чего не было у наших далеких предков, которые жили в условиях непреодолимости зла.

Эта свобода выбора запечатлена в нашей русской иконографии Креста. Наш русский православный Крест — восьмиконечный. Помимо центральной перекладины, к которой были пригвожден Спаситель, изображается дощечка, которую Пилат повелел прибить наперекор иудеям, свидетельствуя о том, что Распятый есть Царь Иудейский. А нижняя перекладина возносится правой стороной кверху, а левой книзу, потому что справа висел разбойник, который исповедовал Господа и получил спасение, а слева — тот, кто отверг Его и ушел навечно в гибель. Вот это и есть символ нашей свободы, и мы совершаем выбор между добром и злом каждый день.

Никто не может сказать: «Я принужден совершать зло». Даже тех, кто живет в условиях диктатуры, в условиях рабства, никто не может принудить творить зло, — всегда должно хватать ума, воли и сил совершать добро. Но ведь чаще всего никто и не принуждает — мы и без того с легкостью поддаемся соблазну. Хотим жить лучше? Трудись, и то, что тебе приносит твой труд, используй во благо. Но этого кажется мало, человеку хочется иметь как можно больше, и он переступает черту и начинает добывать деньги нечестным способом, хотя никакого счастья они не приносят. Или, например, никто не принуждает нас говорить неправду, а мы все равно говорим, опасаясь за свою карьеру или желая понравиться большинству. Мы боимся сказать правду и лжем. Или мы изменяем своим принципам, предаем близкого человека, проявляем коварство — опять-таки свободно, не по принуждению. И хотя мы всегда находим оправдание, мы сами сознаем, что могли поступить иначе.

Эту великую силу свободы нам даровал Христос. После Воскресения Христова свобода человеческого выбора сохраняется даже там, где узаконено рабство. Раб, если и получал свободу, мог грешить или не грешить, говорить правду или ложь, пресмыкаться или сохранять свое Богом данное достоинство. Крест дал нам свободу, а значит, обострил, подчеркнул нашу личную ответственность пред Богом за то, как мы этой свободой распоряжаемся.

Поэтому, молясь перед крестом и прося Господа защитить нас от всякого зла, будем просить Его, чтобы Он давал нам силы всегда, когда только мы можем и даже когда не можем, оставаться на стороне добра и правды. А так может произойти только в том случае, если мы свои ум и сердце отдадим Господу, и тогда сила Креста будет ограждать нас от искушений, соблазнов и укреплять нас в делании правды Божией.

1 Коринфянам, гл. 1, ст. 18-24

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

От Иоанна, гл. 19, ст. 6-11, 13-20, 25-35

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
...
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-- еврейски, по-гречески, по-римски.
...
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, -- ибо та суббота была день великий, -- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот великий церковный праздник читается удивительное апостольское послание. Апостол Павел говорит нам: “Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть” (1 Кор.1.18.). Как это понять? Почему рассказ о распятии на Кресте Бога – безумие для погибающих? Что такое юродство, то есть глупость, – отношении к Кресту?

Есть люди, именующие себя христианами, которые не почитают Крест Христов. Они обвиняют нас, православных, в том, что мы поклоняемся орудию казни. “Это всё равно, – говорят они, – что поклоняться виселице, ружью, пушке, топору палача. Как можно покланяться кресту, который есть орудие смерти?”

Отвергающие поклонение Кресту на самом деле отвергают самого Господа Нашего Иисуса Христа, потому что Господь наш воистину умер на Кресте за грехи наши. Умер для того, чтобы таким образом открыть нам дорогу в Царство Небесное.

Да, Господь наш умер, но Он и воскрес! Если бы Он не воскрес, если бы Он не был Бог, Его смерть на Кресте не стала бы поразительным, уникальным событием мировой истории, а была бы, конечно, очень страшным, очень жестоким, но всё же вполне рутинным происшествием, какие не однажды случались на громадных пространствах империи римлян. Наш Господь воскрес, и в свете этого воскресения стала осмысленной и непостижимо великой крестная Голгофская Жертва Сына Божия. Поэтому не орудию казни поклоняемся мы, но Богом установленному средству нашего спасения. Мы спасаемся, мы побеждаем наш собственный грех Крестом Спасителя Нашего.

Святая равноапостольная царица Елена отправилась в дальний путь из Константинополя в Иерусалим для того, чтобы обрести Честной и Животворящий Крест Господень. Она предприняла исследования и археологические раскопки для того, чтобы найти Крест. И Господь увенчал успехом её труды. Она нашла Древо Креста. А святитель Макарий, патриарх Иерусалимский, воздвиг Честной Крест, для того чтобы все могли видеть это Священное Древо.

Мы поклоняемся не дереву, не материалу. Мы поклоняемся не форме, не соотношению перекладин. Мы поклоняемся орудию нашего спасения. Реальная возможность вечно жить для каждого человека оплачена Кровью Господа, вечная наша жизнь совершена Жизнью Господа. А мы об этом – забываем, когда совершаем крестное знамение небрежно, как бы отмахиваясь от докучных насекомых, или когда носим нательный крест в качестве украшения, поверх одежды, для того, чтобы все видели: вот какой у меня крест красивый!..

Но ещё важнее помнить вот о чём. Мы с вами называемся христианами не только потому, что мы – Христовы, а ещё и потому, что нам надлежит пройти Христовым путём, нам надлежит, по слову апостола, “распять плоть со страстями и похотями” (Гал.5.24.) на Кресте! Нам предстоит вслед за Спасителем нашим умереть на этом Кресте! Вот что значит – нести свой крест...

Где ещё в мире есть религия, которая говорит: радуйся страданию, благословляй несчастья твои? Эти страдания, эти несчастья – твой личный Крест. Безропотным несением их ты уподобляешься Христу. Не ропщи, но радуйся!

А многие из нас приходят в церковь, чтобы освободиться от Креста. И часто священники слышат: “Пожалуйста, сделайте так, чтобы у меня не было проблем дома, в семье; чтобы я выздоровел; чтобы родственники мои меня любили и уважали, чтобы я никакого ущерба не потерпел...” Нельзя сказать, что эти желания незаконны и греховны. Вовсе нет! Только надо бы нам при этом ясно сознавать, что несение Креста, терпение скорбей – задача жизни христианской.

Давайте задумаемся об этом, давайте подумаем о подвиге царицы Елены, которая обрела Крест Христов и тем самым как бы приняла Его на себя. Давайте возьмём свой крест так, как Господь нас призывает: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”.(Мф.16.24.) Бог зовёт нас взять свой крест, то есть наши скорби, болезни, тяготы греховные, несчастья, – взять и нести их, не отказываясь от этой ноши и не оглядываясь завистливо по сторонам: “А у него-то полегче будет, а у неё-то и вовсе никакого креста нет, это я один так страдаю!” Это – единственный способ спасения: взять крест и следовать за Господом!

И вот, с благоговением взирая сегодня на Крест Господень, вспомним, что мы благословляем не только Тот Крест, Который предлежит нам на аналое, но прежде всего – свой собственный крест. Вот мы сейчас собрались в храме и этим как бы говорим Господу: “Господи, всё, что Ты посылаешь нам, всё нам во спасение: и радость, и горе, и болезнь, и обида, и счастье, и оскорбления ближних, и изобилие плодов земных, и насмешка, – всё это нам во спасение. Всё это может стать способом нашего спасения. Дай нам только сил правильно понять это, дай нам сил не отказаться от креста, дай нам сил принять Крест Твой, чтобы прославиться с Тобою во Царствии Твоём”. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский