» » Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Любое публичное представление

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Любое публичное представление

Одной из самых распространённых форм организации воспитательных мероприятий является публичное представление, которое нередко называется английским словом «шоу» (англ . «Show» – показ, демонстрация, зрелище, витрина, внешний вид, пышность). Термин «шоу» широко используется в сфере современной медиа и зрелищной культуры и представляется как яркое сценическое действо с участием известных артистов эстрады, цирка, спорта, балета на льду и т.п. Нередко в данном формате (публичного представления – шоу программы) проводятся мероприятия общественной или культурной жизни, такие как вручение театральных, литературных премий, кинопремьеры, показы моды, конкурсы красоты и другие события. Публичное представление обладает характерными чертами, отличающими его от других форм организации досуга.

Во-первых, шоу отличает массовость (значительное число участников), ориентированность на охват большого круга воспитанников, их родителей, именно массовость обуславливает особую масштабность и пышность шоу, массовость способствует реализации в шоу механизмов эмоционального заражения участников, передачи эмоционального состояния от человека к человеку. При этом все присутствующие на представлении разделяются на выступающих («сцена»), которые показывают представление и зрителей («зал»), которые просматривают представление. Показ шоу предусматривает использование широкого круга средств (музыка, свет, цвет, символика). Зрители, просматривая, прослушивая, отражают информационный и эмоциональный посыл, а также обмениваются эмоциями друг с другом (соседями в зрительном зале). Массовость зрительного зала пропорционально увеличивает эффект эмоционального заражения.

Второй характеристикой публичного представления является его зрелищность, достигаемая сочетанием подготовленного и детально продуманного организаторами сценария и импровизации ведущих. Удачно выстроенный сценарий прогнозирует динамику эмоциональных состояний зрителей и ведет к яркой кульминации. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, вовлекает зрителя в действо как сопереживающего участника. Усиливает зрелищность публичного представления использование соревновательности, когда зритель – болельщик выбирает наиболее привлекательного для него конкурсанта, идентифицирует себя с ним, так обеспечивается сопереживание и соучастие со стороны зрителя. Применение организаторами различных вариантов включения зрителей в действо (голосование, конкурс для зрителей, игра с залом, подсказка зала) создает момент сотворчества участников на сцене и зрителей в зале.



При организации публичного представления организатору досуга важно учесть ряд условий :

1. Зрелищность и масштабность поддерживается использованием обширного помещения и сцены, звукоусиливающей аппаратуры и аккустики пространства, композицией светового, цветового и музыкального оформления, использованием принимаемых аудиторией символов и знаков, участием известных людей;

2. Яркость и целостность действа требует обеспечения максимального воздействия на все возможные каналы восприятия информации человеком (слух, зрение, ощущения, обоняние и т.д.).

3. Представление должно строится с ориентацией на соучастие зрителя. Зрелищность программы можно повысить за счет единой идеи, сквозного сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой. Важно при создании зрелища учитывать его композиционное построение. Создание нескольких центров событий (доминант восприятия) разрывает единую линию внимания.

Многообразие публичных представлений (шоу-программ) можно условно разделить на четыре группы, по доминирующим способам организации:

Выступление или комплекс выступлений (способы организации - показ, демонстрация; примеры - посещение детьми концерта, спектакля),

Торжественная церемония (способы организации - ритуал, просмотр; пример «Последний звонок»),

Ток-шоу (публичный диалог, показ; например «Вечер встречи выпускников»),

Публичное соревнование (конкурсная программа на сцене, спортивное соревнование на стадионе).

Выступление, совокупность выступлений (самодеятельный спектакль, концерт художественной самодеятельности, представление детской цирковой студии и т.п.) является, пожалуй, наиболее распространенной разновидностью представлений в практике организации детского досуга. Классическим примером выступления является спектакль, исполненный детским самодеятельным театральным коллективом. Совокупность выступлений представителей детской художественной самодеятельности может следовать одному жанру (концерт, цирковое представление), а может – быть синтетическим (смотр художественной самодеятельности, гала концерт и т.д.). Так же разнообразной может быть стиль шоу, возможен классический вариант представлений (концерт-дивертисмент, театрализованный концерт), либо более современные, предполагающие меньшую дистанцию между зрительным залом и выступающими (шоу в импровизированном клубе, кафе, кабаре, мюзик-холле). Самодеятельные выступления состоят из театральных, вокальных, танцевальных, инструментальных, спортивно-цирковых и других номеров. Понятие «номера» пришло из цирка, где номер – это отдельное, законченное выступление, исполняемое одним или несколькими артистами. В номере значение имеет, как выход исполнителя, его действия на сцене, так и уход артиста, музыкальное сопровождение и художественное оформление выступления. В результате зритель видит впечатляющий целостный художественный образ. Совокупность выступлений может иметь разное композиционное построение: в первом случае выбирается единая сюжетная линия для сценария, во втором случае создается дивертисмент номеров, которые связываются конферансом ведущего.

Третий вариант публичного представления в практике организации детского досуга это – конкурсные программы (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и т.д.). В их основе обычно лежит соревнование между участниками, которые публично демонстрируют свою эрудированность, изобретательность, особую подготовку в какой-либо сфере. Сюжет конкурсной шоу-программы определяет ее правила, композицию действующих лиц, варианты развития игровой ситуации, задачи ведущего. Для реализации целостного замысла конкурсной шоу-программы важно образное решение – декорации, световое и музыкальное оформление, выбор места проведения. Участником игры потенциально может быть любой ребенок, также публичное соревнование может предполагать и предварительный отбор игроков. Победителей такого шоу принято поощрять призами. Система судейства в конкурсной программе должна отвечать требованиям наглядности, объективности, простоты и гласности. В комиссию экспертов (жюри) желательно приглашать известных в данном сообществе людей – специалистов в сфере состязания участников. Ведущий конкурсной программы при необходимости координирует ход действия. В основном же он комментирует события с целью сделать их более острыми, захватывающими для зрителей.

Торжественная церемония

Торжественная церемония – представление, организуемое для чествования кого-либо или празднования какой-либо даты и предусматривающее исполнение традиционных действий, служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Фактически торжественная церемония служит для обеспечения ценностного единства большой группы людей, ощущения ими социокультурной общности, как правило, за счет: выделения отдельных лиц наиболее полно и точно выражающих ценности; приема в общность новых членов; фиксации нового этапа существования общности.

Обязательной составляющей торжественной церемонии, способствующей групповой идентификации личности и ценностно-ориентационному единству группы являются ритуалы (церемониалы). Так церемония открытия может включать в себя такие традиции как перерезание красной ленты, подъем флага, чествование почетных гостей, парад – представление участников, совместное исполнение гимна. Для церемонии посвящения характерно вовлечение участников в ритуальные действия (например, моряки при посвящении пьют соленую воду) торжественный вынос знамени (штандарта), произнесение клятвы, вручение знаков отличия, символов принадлежности к сообществу. Церемония празднования памятных дат может включать церемониалы на месте связанном с юбилейной датой. Например, День Памяти солдат, погибших за Родину, часто сопровождается торжественным возложением венков и цветов к Вечному огню. Церемония награждения может включать такие традиции как шествие по «красной дорожке», представление номинаций, номинантов и победителей премии (конкурса), предоставление права объявить победителя почетному гостю мероприятия, предоставление ответных слов победителям. Для церемонии закрытия часто используются символические ритуалы прощания: запуск в небо воздушных шаров, фонариков, праздничный салют.

Организация торжественной церемонии осуществляется для следующих поводов (случаев):

Старт какого-либо проекта или процесса (торжественная церемония открытия), например, торжественная линейка, посвященная началу учебного года, церемония открытия Недели науки, церемония открытия школьной Олимпиады, церемония начала работы попечительского совета и т.п.;

Введение новых участников в сообщество (торжественная церемония посвящения), например, церемония посвящения в кадеты, церемония посвящения в гимназисты, посвящение в студенты и так далее;

Совместное празднование знаменательного события, например торжественная церемония, посвященная празднованию юбилейной исторической даты, торжество в честь Дня Учителя, Церемония памяти российских воинов и тому подобное;

Награждение, чествование победителей (торжественная церемония награждения, церемония вручения премии), например, торжественная церемония награждения победителей конкурса «Ученик года», торжественная церемония вручения дипломов о присуждении премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

Завершение какого-либо масштабного процесса, цикла мероприятий (торжественная церемония закрытия), например, церемония вручения аттестатов об окончании полного среднего образования, церемония закрытий Олимпийских игр и т.д.

Конструирование торжественной церемониипредполагает осознание повода для торжества, определение наиболее адекватных ритуалов (традиционных или новых, вводимых на данной церемонии), выделение его главных героев, дополнение списка ключевых действующих лиц будущего действа за счет почетных гостей. Определение времени проведения церемонии (утреннее, дневное или вечернее, в учебный (рабочий) или выходной день) задает стилистику мероприятия, наиболее торжественными принято считать вечерние церемонии.

Проводить любую торжественную церемонию принято при большом числе приглашенных, к участию в таких мероприятиях обычно приглашают авторитетных лиц - известных политиков, ученых, артистов, писателей, спортсменов. Следует подготовить и направить официальные приглашения в адрес каждой персоны, включенной в список гостей церемонии. В приглашении указывают название и организаторов торжественной церемонии, сообщают о событии, в честь которого проводится мероприятие, обозначают место и время проведения, желательный дресс-код участников. Присутствие большого числа гостей позволяет придать значимость организуемому событию. Для информирования широкой аудитории следует подготовить афиши (плакаты), возможно разместить сообщения в средствах массовой информации, провести акции для формирования общественного интереса к предстоящему событию. На значимость мероприятия оказывает влияние и его освещения в СМИ, следовательно, необходимо подготовить и направить извещения-приглашения для журналистов и фотокорреспондентов, пресс-релизы для информационных служб.

Отдельного внимания заслуживают церемонии вручения наград и премий. Подготовка к церемонии вручения премии включает достаточно большой перечень дел: учреждение номинаций, выдвижение претендентов на награждение, сбор информации о претендентах, организация презентации номинантов, выявление победителей, подготовка дипломов и наград, приглашение почетных гостей, которые будут представлять каждую номинацию. Учреждение номинаций основано на понимании значимых достижений, которые следует отметить. Выявление победителей в каждой номинации может происходить по разным схемам, окончательное решение могут принять эксперты, организаторы конкурса, все желающие принять участие в открытом голосовании. Подготовьте и самих номинантов к предстоящему событию: поздравьте с выдвижением на номинацию, напомните о дресс-коде, проинформируйте о ходе церемонии и правилах поведения на ней, предложите заранее подготовить короткий спич, произносимый в случае победы.

Для подготовки торжественной церемонии необходимо проявить педантичность в подборе необходимого реквизита, поскольку строгая регламентированность мероприятия не допускает никаких остановок. Любая пауза в церемониале ослабляет внимание участников и разрушает атмосферу торжества.

Выбор места проведения является одной из важнейших задач в организации любого празднества. Площадка предопределяет ход развития сценария мероприятия и задает особую атмосферу торжественности. Если для проведения церемонии предполагается зал - важно, чтобы он был комфортным и мог вместить всех участников мероприятия. Можно организовать торжественную церемонию на открытом воздухе, но в этом случае важно предусмотреть дополнительную площадку на случай непогоды.

При придумывании мероприятия полезной является разработка единого стиля церемонии. Выбор актуального и модного стиля позволяет создать целостное мероприятие, сложить воедино все его компоненты от костюмов до декораций и музыкального оформления, вызвать интерес у участников и затем создать яркое целостное впечатление о церемонии.

Особое внимание следует уделить подбору музыкального сопровождения церемонии, декораторскому оформлению, приобретению необходимых для мероприятия материалов и реквизита. Музыкальное оформление торжественной церемонии насыщается патетическими композициями, фанфарами, классическими произведениями, создающими ощущение «светскости» и «знаковости» происходящего дела. Декораторское оформление желательно использовать не только на главной площадке мероприятия. Если проведение церемонии предполагается в зале – следует оформиьть и сцену и холл. Если торжество будет проходить на открытом воздухе – желательно оформить 2-3 площадки: для встречи гостей, для проведения основной части, для свободного диалога участников по завершению церемонии.

Для того, чтобы провести торжественную церемонию необходима предварительная работа по подготовке организационно-технической команды: дизайнер, художник, костюмер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий. Важно грамотно распределить роли помощников во время церемонии: встреча и регистрация и размещение гостей, сопровождение выступления творческих коллективов, кто обеспечивает выступающих реквизитом, кто суфлирует ведущим и так далее. На этапе подготовки требуется осуществить подбор номеров согласно сценарию.

Проведение торжественной церемонии. Этот этап начинается с контроля готовности площадки для церемонии, её технического обеспечения, монтажа декораций и оборудования. Фактическое начало мероприятия как коллективного действия происходит раньше заявленного времени торжественной церемонии, с момента прибытия гостей.

Прибытие на мероприятие основных участников церемонии принято территориально отделять от непосредственного места празднования(даже если они только что находились вместе со всеми). В церемонии награждения, чествования успешно реализуется аналог популярных театральных и музыкальных премий, когда номинанты проходят в церемониальный зал сквозь «живой коридор» участников события. Основные участники церемонии получают поздравления, слышат аплодисменты в свой адрес, ловят восхищённые взгляды, оставляют письменные пожелания, первыми проходят в зал и садятся на специально отведённые для них места. Важно так же определить специальное место для журналистов и создать им условия для работы. В ходе встречи гостей церемонии может быть проведена выставка достижений и презентация героев церемонии. прошедших событий. Предварительное вовлечение участников позволяет познакомить их с содержанием сопутствующих церемонии мер, создать атмосферу общего празднества. Алгоритм проведения церемонии представляет последовательность шагов:

1) открытие церемонии,

2) патетическая часть

3) лирическая часть,

4) финал церемонии.

В ходе любой церемонии возможны два эмоциональных пика, в этот момент все зрители буду переживать наиболее сильные эмоции. Эмоциональные пики («начальный» и предфинальный) делят все действие на три части («первое восхождение» - от начала до первого эмоционального пика, «второе восхождение» - между двумя эмоциональными точками, «нисхождение»), причем вторая предфинальная точка по силе должна превосходить первую. Первый эмоциональная точка должна произойти примерно на четвертом шаге алгоритма проведения церемонии – блоке художественных номеров, здесь следует поставить наиболее удачные номера, так называемые хиты.

Итак, получается четыре блока, в каждый из которых сочетаются номера, ритуалы и спичи, такая схема обеспечивает разнообразие, зритель не ощущает однотонности. Художественные номера (номера художественной самодеятельности) составляют наряду с ритуальными моментами особую линию мероприятия. В ходе церемонии обычно предполагается 6-8 номеров: между ритуальными моментами, а так же в начале и в завершении самой церемонии. Целесообразно, чтобы номера были разнообразны по жанру: песня, танец, декламация, театральная миниатюра, важно качество представляемых номеров, высокий уровень исполнения.

При открытии церемонии ведущие произносят вступительные речи, объясняют зрителям, что будет происходить, производят эмоциональное и содержательное анонсирование коллективного действа. Подобные функции реализуют далее следующие за речами ведущих художественные номера (один-два номера). Вторая (патетическая) часть должна стать в церемонии первым эмоциональным пиком, здесь предусматриваются приветственные слова авторитетных гостей, ритуальные моменты церемонии и блок художественных номеров (два-три номера), которые не должны оставить равнодушными никого в зрительном зале. Третья часть по переживаемым эмоциям может быть менее бурным, однако не стоит снижать планку в глубине переживаний, вполне возможно тонировать лирическим в этой части церемонии предусматривается очередной ритуальный блок и два-три художественных номера. Заключительная часть предполагает ритуал - вручение основной награды (главное событие церемонии), финал церемонии с выходом главных её участников.

Финал церемонии не означает её завершение мероприятия, важно организовать общение героев и активных участников, предоставить возможность обмена впечатлениями и мнениями, поздравления друг друга с этим знаменательным событием. Для этого следует подготовить отдельную площадку (например, холл зала торжеств). В ходе такого общения снимается напряжение, возникшее в ходе церемонии и связанное с возможными неоправдавшимися ожиданиями. Обмен впечатлениями позволяет закрепить транслируемые на мероприятии нормы и ценности сообщества.

Концепция
формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года

Российская общественная инициатива

I. Введение

1. Настоящая Концепция разработана в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в целях создания технических, организационных и правовых условий для публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года (далее - "российская общественная инициатива").

II. Принципы "российской общественной инициативы"

2. Создание условий для реализации "российской общественной инициативы" основывается на следующих принципах:

а) принцип законности, который предполагает, что предложение гражданина Российской Федерации в рамках "российской общественной инициативы" (далее соответственно - гражданин, предложение) не должно нарушать свободы, права и законные интересы других лиц.

Механизм "российской общественной инициативы" не должен подменять собой иные установленные законом процедуры участия граждан в управлении делами государства. В частности, следует ограничить возможность применения механизма "российской общественной инициативы" по вопросам, которые не могут выноситься на референдум в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".

Реализация принципа законности потребует проведения предварительной экспертизы выдвигаемого предложения до размещения этого предложения с использованием общедоступного специализированного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - специализированный ресурс);

б) принцип открытости, который предполагает создание и свободное использование специализированного ресурса, что обеспечивает открытый доступ любых заинтересованных лиц к размещенным предложениям, возможность ознакомления с результатами голосования, а также со всеми решениями, принятыми в отношении выдвигаемых предложений.

Принцип открытости предполагает также запрет на выдвижение анонимного предложения. Обеспечение идентификации инициатора предложения предполагается осуществлять с использованием единой системы идентификации личности в рамках федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации).

Регистрация пользователей с использованием указанной системы позволит обеспечить участие в выдвижении предложений и голосовании за них исключительно граждан, достигших 18 лет;

в) принцип обязательности рассмотрения, который предполагает, что все предложения, выраженные с использованием средств специализированного ресурса, поддержанные в течение одного года не менее 100 тыс. граждан, подлежат обязательному рассмотрению рабочей группой при Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства (далее - рабочая группа);

г) принцип доступности, который предполагает как исключение завышенных требований к содержанию и оформлению предложения, так и наличие требований, обеспечивающих ясность и недвусмысленность толкования этого предложения при рассмотрении другими гражданами, органами государственной власти и иными органами и организациями. Принцип доступности предполагает также разработку Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требований, обеспечивающих доступ к специализированному ресурсу для граждан с ограниченными физическими возможностями, использование мобильных приложений, а также наличие подробных и простых для понимания инструкций по работе со специализированным ресурсом.

III. Процедура осуществления "российской общественной инициативы"

3. Процедура осуществления "российской общественной инициативы" предусматривает следующие этапы:

а) публичное представление предложения, в том числе:

направление гражданином предложения с использованием специализированного ресурса;

проведение предварительной экспертизы предложения оператором специализированного ресурса, принятие им решения о размещении предложения с использованием специализированного ресурса в разделе для голосования либо об отказе в его размещении;

б) рассмотрение предложения рабочей группой и принятие решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения;

в) разработка федеральным органом исполнительной власти проекта нормативного правового акта, направленного на реализацию предложения;

г) принятие федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или иного решения, либо внесение Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации проектов федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, либо представление проектов распоряжений и указов Президенту Российской Федерации.

IV. Публичное представление предложения

4. Направление гражданином предложения осуществляется посредством заполнения специальной формы с использованием специализированного ресурса. Инициатором предложения является гражданин, авторизованный с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (далее - инициатор предложения).

6. Оператор специализированного ресурса осуществляет:

а) техническое обеспечение работы специализированного ресурса;

б) направление предложения в рабочую группу в случае поддержки предложения не менее 100 тыс. голосов "за";

в) регулярное направление в рабочую группу результатов мониторинга поступивших предложений;

г) разъяснительную работу по функционированию специализированного ресурса.

7. Предложение гражданина подлежит предварительной экспертизе оператором специализированного ресурса на предмет соответствия следующим требованиям:

а) предложение представляется на русском языке;

б) предложение не содержит нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью других лиц, призывов к осуществлению экстремистской деятельности;

в) предложение содержит описание проблемы, которую предлагается решить, вариант (варианты) ее решения, обоснование предлагаемых решений.

а) предложения, противоречащие Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права;

б) предложения, аналогичные предложению, которое ранее было выдвинуто для голосования с использованием специализированного ресурса и в отношении которого голосование не завершено;

в) предложения по вопросам, предусмотренным частью 5 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации";

г) предложения, не соответствующие требованиям, содержащимся в настоящей Концепции.

9. По результатам предварительной экспертизы оператор специализированного ресурса направляет инициатору предложения в электронном виде уведомление о размещении предложения с использованием специализированного ресурса и начале процедуры голосования либо об отказе в его размещении.

10. Инициатор предложения, получивший отказ в размещении его предложения для голосования, может повторно представить указанное предложение для размещения с использованием специализированного ресурса после устранения указанных оператором несоответствий.

11. В случае выдвижения предложения, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью других лиц, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, инициатор предложения ограничивается в возможности выдвигать предложения с использованием специализированного ресурса, о чем он уведомляется в электронном виде.

13. Система голосования с использованием специализированного ресурса организуется по принципу "один человек - один голос" таким образом, чтобы граждане имели возможность проголосовать как за предложение, так и против него.

14. Если предложение содержало 2 и более варианта решения поставленной в нем проблемы, на альтернативное голосование выносятся все предложенные варианты.

15. Поддержанным считается предложение, которое в течение одного года после его размещения с использованием специализированного ресурса собрало 100 тыс. голосов и более "за". В случае если на альтернативное голосование было вынесено несколько вариантов решения проблемы, поставленной в предложении, предложение считается поддержанным, если хотя бы один из указанных вариантов получил в течение одного года не менее 100 тыс. голосов "за".

Предложение, не набравшее в течение одного года 100 тыс. голосов "за", считается не поддержанным и снимается с голосования.

V. Экспертиза предложения и принятие решения о целесообразности разработки проекта нормативного правового акта или иного решения

18. В целях проведения экспертизы, указанной в пункте 16 настоящей Концепции, создается рабочая группа.

Состав рабочей группы и регламент ее деятельности утверждаются Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства.

Рабочая группа для осуществления своей деятельности может привлекать представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества, а также экспертов.

19. По результатам рассмотрения предложения рабочая группа принимает решение о необходимости разработки проекта нормативного правового акта или иного решения, направленного на реализацию предложения. В случае принятия рабочей группой решения о поддержке предложения ее руководитель докладывает на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства о принятом решении. Указанная Комиссия направляет протокол в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

20. Протокол заседания рабочей группы, на котором рассматривалось предложение, и протокол заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства размещаются с использованием специализированного ресурса.

VI. Разработка проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения

21. Разработка и общественное обсуждение проекта нормативного правового акта по результатам рассмотрения предложения осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Проект нормативного правового акта, подготовленный на основании предложения, размещается с использованием специализированного ресурса.

VII. Развитие механизмов публичного представления предложений

23. Предусмотренные настоящей Концепцией процедуры могут уточняться и корректироваться по мере ее реализации.

Публичное представление собственного педагогического опыта

педагога дополнительного образования

МБОДО «Дом детского творчества с.Сайылык», Кобяйского района Республики Саха (Якутия)

Ивановой Мотрены Кирилловны

В каждом ребенке есть талант, и его надо развивать. На занятиях в учреждениях дополнительного образования детей ребенок проявляет интерес к творчеству, осознает, что он тоже может сделать своими руками красивые вещи, нарисовать удивительную картину. И как успешно развить способности ребенка, во многом зависит от педагога. Перед каждым педагогом дополнительного образования встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Как сделать занятия более интересными, плодотворными, используя наиболее эффективные средства всестороннего развития детей.

Я убедилась, что именно на таких занятиях дети знакомятся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного искусства, учатся владеть различными видами техники работы с материалами, инструментами, приспособлениями, необходимыми в работе. Этого всего можно достичь, используя современные педагогические технологии.

С 2009 года я работаю над темой самообразования «Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

В учебном процессе я работаю по программе дополнительного образования «Волшебная лепка», которая направлена на эстетическое развитие детей. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и педагога, и детей. Актуальность ведения кружка продиктована тем, что и художественное воспитание в состоянии решать задачи, связанные с необходимостью эстетического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Именно с помощью декоративно-прикладного искусства можно воспитать уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Степень новизны заключается в интеграции художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к народной культуре, как эффективного средства в художественно-эстетическом воспитании детей.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Если в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию использовать разные виды педагогических технологий, способствующие развитию интереса к народной культуре через декоративно-прикладное творчество, создавать специальные условия для этого, работать в определённой системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:

Формированию у детей интереса к художественному творчеству.

Поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе,

Заложит основы духовно-нравственного воспитания.

Развитию речи детей, активизации словаря

Развитию у них умения рассуждать, сравнивать и работать коллективно.

а самое главное – будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к народной культуре и гармоничному развитию личности каждого ребёнка.

Главная цель на моих занятиях - пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога. Поэтому я превращаю свои занятия в совместную творческую деятельность с учащимися.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации творческой деятельности детей. Использую методы беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий.

Наличие теоретической базы опыта

За время работы каждый педагог находится в постоянном творческом поиске, сочетая традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.

Основной целью художественного образования считаю развитие творческой личности ребёнка, которое способствует психическому и физическому оздоровлению. Каждое занятие я планирую с учётом интересов детей к декоративно-прикладному искусству, его востребованности в современном мире, в быту и других ситуациях. Включаю в занятия разнообразные игры (творческие, дидактические, импровизированные, познавательные), направленные на развитие творчества, фантазии, воображения, логического мышления, художественно-эстетического вкуса детей. Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной обстановки в детском творческом объединении, когда дети входят в образы художника, мастера, гончара, скульптора (появляются возможности для профессиональной ориентации). Новые области народного творчества раскрывают перед детьми разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной композиции. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить родную природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.

В своей педагогической деятельности активно использую технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям творческой деятельности, типам памяти, умению учиться.

Использую задания:

Эффективна технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка выполнения творческой работы. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

Использование технологии проектирования даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

Также широко использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Ребятам очень нравятся уроки, объединяющие учебный материал по декоративно-прикладному искусству и другим дисциплинам: истории, музыке, литературе.

Использую в процессе обучения и здоровесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к декоративно-прикладному искусству, развивает внимание, память, пробуждает желание изготавливать красивые вещи своими руками.

Ведущая педагогическая идея

В процессе работы с детьми я учу детей тому, чтобы они понимали тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, научились отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного. При обучении детей декоративно-прикладному искусству осуществляются воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту.

Лепка, пластика, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в различных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Применение современных образовательных технологий в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)

В результате посещения кружка «Волшебная лепка»:

Дети узнают технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста, приемы и способы соединения деталей в поделках, о работе с соленым тестом, о способах и приемах лепки из соленого теста, об использовании дополнительных приспособлениях, о способах сушки изделий из теста, о применении различных эффектов, об использовании лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; знание цветового круга, основных цветов и их сочетаний; об основах проектировочной деятельности (рисунок, эскиз, чертеж, инструкционная карта, строение фигуры и лица человека, понятие о стилизации); приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом, правила выполнения сборных конструкций, последовательность изготовления картины и рамочки, о работе с книгой, индивидуальной творческо-поисковая деятельности, о критериях оценки своей работы, об исправлении ошибок в работе; о работе в коллективе, понятий о взаимовыручки и поддержки, знаний о способах самоорганизации в групповой работе.

Должны уметь: самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто, укреплять поделку с помощью каркасов разного типа, соединять детали различными способами, применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин, правильно сушить, применять различные эффекты (глазирование, подрумянивание, окрашивание) и оформлять изделие, использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства, анализировать готовое изделие, творчески подходить к выполнению работы. Использовать лакокрасочные материалы, инструменты и приспособления; применение различных красок, знание основных цветов, цветового круга, сочетания цветов, умение работать с палитрой; применение на практике проектировочной деятельности (выполнение эскизов работы и инструкционных карт), применение стилизации в работе с соленым тестом; творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия, избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении работ, не заложенных в программу обучения.

Дети занимаются с удовольствием, успешно участвуют в конкурсах, выставках, стараются углубить свои умения, знания, обогащать свое мастерство.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

Развитие способностей каждого ученика,

Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою творческую деятельность,

Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

Формированию личностных качеств ученика,

Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Результатом работы по проблеме можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»

Хрестиной Ирины Николаевны

Тема: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО».

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что в настоящее время со стороны родителей младших школьников имеется социальный заказ на то, чтобы образование, которое их дети получат в начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного изучения отдельных предметов, для развития творческого мышления и комплексного интеллектуального развития детей, способных в будущем принимать нестандартные решения. Основная задача – раскрепостить мышление каждого ребёнка, использовать все возможности для развития способностей, которые дала ему природа, сохранить и развить их, то есть раскрыть индивидуальность каждого, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести устойчивость к социальным воздействиям. На это же ориентирует нас ФГОС НОО. Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить. Поэтому на первый план образования выдвигается задача развития каждого школьника.

Концептуальность.

Своеобразие и новизна опыта заключаются в создании воспитательной системы, позволяющей сделать детский мир интеллектуально богатым, нравственно чистым, эмоционально привлекательным, комфортным и защищённым. Чтобы каждый ребёнок мог сказать: «Это мой мир и мир вокруг меня». Детский мир – это, прежде всего, школьный мир, мир школьной семьи, где существует свой уклад жизни, свои традиции, своя история. Всё школьное сообщество влияет на формирование взглядов, вкусов, привычек, а главное, мировоззрение младшего школьника, помогает осознать себя как частицу окружающего мира. Основным условием создания такой воспитательной системы является максимум внимания, любви, ласки, уважения к детям. При дефиците внимания, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь перед окружающими, формируется чувство отчуждённости. В силу возрастных особенностей сегодняшние дети эмоциональны, подвижны, впечатлительны, импульсивны, подвержены чужому влиянию, как положительному, так и отрицательному. Они отличаются взрослостью суждений, практичностью в поступках, но все испытывают затруднения в общении, взаимодействии, сотрудничестве. Поэтому основным принципом в своей работе я считаю принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителя, педагогов дополнительного образования, педагогов – предметников, работающих в классе. Изменения в организации процесса обучения и воспитания младших школьников также связаны с реализацией новых принципов проведения уроков и воспитательных мероприятий. Наряду с общепринятыми (доступности, активности, наглядности (иллюстративности), последовательности, системности, сознательности) я использую новые принципы:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка , предполагающий использование во время учебно-воспитательной работы таких методов и приёмов, в процессе выполнения которых вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств, обеспечивающих включение ребёнка в процесс управления собственными физиологическим и психическим состояниями.

2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации учебно-воспитательной работы, в результате которой осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения поставленных задач и проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность учащихся, совершенствуются их интеллектуальные качества.

3. Принцип обоснованного ответа. Его реализация предполагает установку учащихся на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими заданий, необходимость обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип успешности в обучении и развитии. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, то есть новую зону ближайшего развития.

Наличие теоретической базы опыта.

В основе воспитательной системы лежит разработанная известным философом М. С. Каганом структура личности, состоящая из пяти основных потенциалов:

Интеллектуального (познавательного);

Ценностного (нравственного);

Коммуникативного;

Творческого;

Художественного.

Формирование перечисленных потенциалов способствует развитию целостной, многогранной и творческой личности человека, что и является моей важнейшей целью. Представления М. С. Кагана о личности стали для меня методологической основой для создания воспитательной системы, в которой можно выделить пять миров:

1. Мир знаний.

2. Мир интересов и ценностей.

3. Мир общения.

4. Мир творчества.

5. Мир искусства.

Также я опираюсь в своей работе на теоретические рекомендации интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Т. В. Кудрявцева, П. Я. Гальперина, И. С. Якиманской.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта – создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Первый год реализации программы (1 класс):

Знакомлю с различными видами внимания и памяти, способствую развитию познавательных интересов;

Обеспечиваю положительный эмоциональный настрой учащихся к активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр, кружка «Маленький мастер», кружков проектной деятельности «Планета « Здоровье», «Клуб «Почемучки»;

Привлекаю родителей к реализации данной программы.

Второй год реализации программы (2 класс):

Знакомлю со способами развития внимания, памяти;

Развиваю познавательные способности школьников – восприятие, воображение, мышление (логическое и творческое) через организацию работы образовательных кружков «Занимательная математика», «Знатоки грамматики», кружков проектной деятельности «Планета « Здоровье», «Клуб «Почемучки»;

Воспитываю коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе.

Третий год реализации программы (3 класс):

Совершенствую навыки познавательной деятельности учеников;

Формирую оргдеятельностные умения третьеклассников: самоорганизацию, самокоррекцию, поддерживаю желание успешно учиться;

Воспитываю у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора.

Четвёртый год реализации программы (4 класс):

Обеспечить устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию своих интеллектуальных способностей;

Поддерживать увлечённость учащихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности;

Обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.

Оптимальность и эффективность средств.

Работа на классных часах по авторской программе «Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников», нацеленной на изучение индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка, способствующей сохранению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика, улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов, формированию личностных качеств – самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки;

Использование технологии мониторинга результативности обучения младших школьников;

Программы работы кружков проектной деятельности «Планета « Здоровье», «Клуб «Почемучки»;

Использование личностно-ориентированных, информационно - коммуникационных, игровых, тестовых, здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения, проектной методики, исследовательской деятельности, технологии рейтинговой оценки деятельности учащихся «Портфолио»;

Творческие конкурсы;

Интеллектуальные игры,

Экскурсии;

Работа с родителями.

Результативность опыта.

Результаты работы по теме « Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников »:

1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.

2. Обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учёбе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность.

3. Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности.

4. Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения.

5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса.

6. Увлекаются каким – либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности.

7. Младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной деятельности.

Опыт работы по теме ориентирован на:

Положительную динамику результативности обучения, воспитания и развития обучаемых;

Активное участие младших школьников в муниципальных, республиканских, межрегиональных и Всероссийских интеллектуальных конкурсах и достижение высоких результатов в них;

Рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, кружках и клубах по интересам;

Активное участие учащихся во внеклассной работе;

Высокий уровень удовлетворённости родителей и учащихся жизнедеятельностью класса и школы;

Высокий уровень сплочённости детского коллектива.

Уровень

Учебный год

Количество участников

Количество победителей и призёров

класс

Международный конкурс по естествознанию «Человек и природа

2014-2015 уч. год

Международный конкурс по русскому языку «Кирилица»

2015-2016 уч. год

Международный конкурс по окружающему миру «Лисёнок»

2015-2016 уч. год

Международный конкурс по математике «Лисёнок»

2015-2016 уч. год

Международный конкурс по литературному чтению «Лисёнок»

2015-2016 уч. год

Всероссийская олимпиада по математике «Дино-олимпиада»

2015-2016 уч. год

Всероссийская олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»