» » Самураи — кто они такие, обзор их экипировки и кодекса чести. Японский клан такэда - "самураи семьи такэда быстры как ветер,спокойны как лес,яростны как огонь" С этой страницей смотрят

Самураи — кто они такие, обзор их экипировки и кодекса чести. Японский клан такэда - "самураи семьи такэда быстры как ветер,спокойны как лес,яростны как огонь" С этой страницей смотрят

Семейный герб в Японии называется «камон» 家紋 , стал появляться в конце эпохи Хэйан (12 в.).

С эпохи Эдо (16 в.), семейные гербы могли носить практически все: аристократы, самураи, якудза, ниндзя, священники, актеры, гейши, ремесленники, купцы, свободные крестьяне. Он не являет собой признак родовитости, как принято в Европе, а служит для отличия одних семей от других.

Клан в Японии не обязательно должен состоять из кровных родственников, если в любую отраслевую семью (ниндзя, гейши и т.п.) попадал или покупался ребенок, он становился приемным сыном/дочерью со всеми правами на семейный герб.

Еще одна отличительная особенность, это то, что в семье могли заниматься только одним делом, которое продолжалось из поколения в поколение (отсюда и такое мастерство японцев во всех отраслях) и крайне редко, кто мог пойти против семейного дела, да и нужды особой не было.

Часто герб выбирался по аналогии с видом деятельности или по созвучию фамилии с названием эмблемы или вообще просто так, более твердые рамки существовали только для самураев, которым гербы присваивал сёгун.



Насчитывается около 240 видов гербов в более чем 5000 вариациях (слияние семей порождали новые комбинации). По преданию, первый кто использовал герб для инкрустации одежды был сёгун Ёсимицу Асикага (1358-1408). Эмблемы диаметром от 2 до 4 см наносятся на груди с 2-х сторон, на спине и на каждом рукаве, а могут выступать, и как сплошные узоры на кимоно, это называется «монцуки» 紋付き .





Камон также инкрустировали на оружии, доспехах, на личных вещах и утвари «родственников» отдельно взятой семьи, особенно процветало это мастерство в период Гэнроку, когда шик ставился превыше всего.

С реставрацией Мейдзи, после роспуска самурайского сословия, эта мода медленно пошла на убыль, хотя и не запрещалась, носить гербы стали в основном в императорской семье и семьях аристократов. После них, большую власть встране имели полицейские кланы и начавшие крепко формироваться семьи якудза.

После 2-й мировой войны, мастерство инкрустации вещей гербами вновь стало традиционным искусством и обрело свою славу в виде эмблем процветающих кампаний, росписей фонарей тёутин у входа в семейные заведения:

И вплоть до обычных брелков/подвесок-талисманов для всех желающих (около 2000 йен=800 руб. это стоит).



Существуют специальные магазины, в которых на заказ украшают одежду посетителей, выбранными ими гербами. Единственный запрещенный для народа узор - это императорская 16-тилепестковая хризантема - желтый герб его высочества - «кику но гомон» 菊の御紋 и, иногда еще, солнце, т.к. - этот герб использует флаг государства.



Существует 6 основных разновидностей (ка)монов: растения, животные, оружие и доспехи, религиозные символы, природные явления, схематические философские знаки:

1.Татибана-мон 橘紋 или Тяноми-мон 茶の実紋 - листья и цветы мандарина (как настоящий чай) - символ здоровья, бессмертия, мудрости и долголетия.Носили семьи хатамото - личная охрана правящих военачальников.





2.Наши-мон 梨紋 - цветы груши - герб послов. Символ миролюбия и долголетия.



3.Мацу-мон 松紋 - сосновые ветви, иглы, шишки. Символ мужества, выносливости и долголетия.Герб аристократов, позже актеров, гейш и ойран.



4.Риндоу-мон 竜胆紋 - горечавка - символ верности, герб аристократов Мураками и Минамото.



5.Хаги-мон 萩紋 - магнолия - символ благородства и настойчивости.



6.Мёга-мон 茗荷紋 , Гёё-мон 杏葉紋 - имбирь или листья абрикоса (не различаются) - символ здоровья и долголетия.



7.Тэйдзи-мон 丁字紋 , Тёудзи-мон 丁子紋 , Надэсико-мон 撫子紋 - китайская гвоздика и обычная гвоздика - символ постоянства и верности.



8.Басёу-мон 芭蕉紋 , Сюро-мон 棕櫚 紋 , Дакисюро-мон 抱き棕櫚紋 , Яши-мон 椰子紋 - листья пальмы - символ победителей.



9.Мокко-мон 木瓜 紋 , Ури-мон 瓜紋 - цветы дыни - символ выживаемости. Герб клана Ода.



10.Цута-мон 蔦紋 - плющ - символ верности и преданности.



11.Хиираги-мон 柊紋 - листья винограда - символ живучести, плодородия


12.Момо-мон 桃紋 - персик - символ долголетия.



13.Фудзи-мон 藤紋 - глициния - символ здоровья и выносливости.



14.Ботан-мон 牡丹 紋 - пион - символ благополучия.



15.Аса-мон 麻 紋 - конопля - символ верности.



16.Аой-мон 葵 紋 - мальва - символ долговечности, герб клана Токугава и их родственников.



17.Аши-мон 芦 紋 - тростник - символ почитания богов



18.Итёу-мон 銀杏 紋 - Гинкго- символ стойкости и долговечности



19.Инэ-мон 稲 紋 - Рис - символ изобилия и долголетия.

В мировой истории всегда были такие группы людей, чей образ навечно остался романтизированным в людских сердцах. Западная поп-культура опирается на европейские и американские героические личности, оживляя их в вестернах, фильмах о средневековье и сказках, в странах, где правили короли и королевы. Ковбои и рыцари всегда служили идеальным образом для создания популярных медийных продуктов, благодаря бесчисленным приключениям и захватывающим ситуациям, в которых они оказывались с завидным постоянством.

Самураи были аналогом европейских рыцарей, знатным военным классом в средневековой Японии. На протяжении сотен лет, самураи играли важнейшую священную роль в японском обществе. Самурай присягал своему господину и обязался служить ему своим клинком и мудростью, следуя определенному своду моральных и философских правил, называемому бусидо. Следование пути бусидо помогало самураю воплотить в жизнь понятия рыцарства, достигнуть мастерства во владении боевыми искусствами, почитать такие понятия, как преданность, честь, служение, и предпочитать смерть бесчестью. Некоторые самураи могли стать военачальниками по праву наследования, не дожидаясь воли господина.

После того, как рассказы о самураях распространились за пределы Японии, люди со всей планеты проявили живой интерес к их истории. Это на самом деле было очень увлекательно: самураи воплощали в себе образ идеального воина, почитавшего культуру и законы, серьезно относящегося к избранному им жизненному пути. Когда самурай подводил господина или самого себя, по местным обычаям он должен был быть подвергнут ритуалу «сэппуку» - ритуальному самоубийству. В нашем списке вы найдете десять величайших самураев, которые жили в Японии в то или иное время.

10. Ходзё Удзицуна (1487 — 1541)

Ходзё Удзицуна был сыном Ходзё Соуна, основателя клана Ходзё, контролировавшего большой участок региона Канто — самого густонаселенного острова Японии, в период Сэнгоку (1467 — 1603). Период Сэнгоку характеризовался постоянными войнами между семьями высокопоставленных военнослужащих, и Ходзё Удзицуна улыбнулась удача появитсья на свет именно в этот промежуток времени, в 1487 году. Удзицуна разжег давнюю вражду с кланом Уэсуги, забрав себе замок Эдо в 1524 году, одно из главных средоточий власти в средневековой Японии. Ему удалось распространить влияние своей семьи на весь регион Канто, и к моменту его смерти в 1541 году, клан Ходзё был одной из самых могущественных и доминирующих семейств в Японии.

9. Хаттори Ханзо (1542 — 1596)

Это имя может быть знакомо поклонникам творчества Квентина Тарантино, поскольку именно на основе реальной биографии Хаттори Ханзо, Квентин создал образ фехтовальщика для фильма «Убить Билла». О раннем периоде жизни Ханзо не так уж много известно, но историки склоняются к тому, что он родился в 1542 году. Начиная с возраста 16 лет, он боролся за выживание, участвуя во множестве сражений. Ханзо был предан Токугава Иэясу, не раз спасая жизнь этому человеку, позже основавшему сегунат, стоявший во главе Японии более 250 лет, с 1603 по 1868 год. Во всей Японии он известен, как великий и преданный самурай, ставший легендой. Его имя можно найти высеченным у входа в императорский дворец.

8. Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)


Уэсуги Кэнсин был сильным военачальником и по совместительству лидером клана Нагао. Он отличался выдающимися способностями в качестве командира, в результате чего его войска одержали множество побед на поле боя. Его соперничество с Такэда Сингэном, еще одним военачальником, было одним из самых широко известных в истории за период Сэнгоку. Они враждовали на протяжении 14 лет, за это время участвуя в нескольких схватках один-на-один. Кэнсин умер в 1578 году, обстоятельства его смерти остались невыясненными. Современные историки полагают, что это было что-то похожее на рак желудка.

7. Симадзу Ёсихиса (1533 — 1611)


Это еще один японский полевой командир, который жил на протяжении кровавого периода Сэнгоку. Он родился в 1533 году, будучи юношей, зарекомендовал себя в качестве талантливого командира, позднее эта черта позволила ему и его товарищам захватить большую часть региона Кюсю. Благодаря своим успехам на поле боя, он заслужил беззаветную верность своих слуг (заклятых мечей, как их еще называли), которые отчаянно сражались за него на поле боя. Ёсихиса стал первым, кто объединил весь регион Кюсю, в последствии он был разбит Тоётоми Хидэёси и его 200-тысячной армией.

6. Мори Мотонари (1497 — 1571)

Мори Мотонари вырос в относительной безвестности, но это не помешало ему взять под контроль несколько крупнейших кланов в Японии и стать одним из самых устрашающих и сильных военачальников периода Сэнгоку. Его появление на общей сцене было внезапным, столь же неожиданным был ряд побед, которые он одержал над сильными и уважаемыми соперниками. В конечном счете он захватил 10 из 11 провинций Тюгоку. Многие его победы были одержаны над куда более многочисленными и более опытными соперниками, что сделало его подвиги еще более впечатляющими.

5. Миямото Мусаси (1584 — 1645)

Миямото Мусаси был самураем, чьи слова и мнения до сих пор несут отпечаток на современной Японии. Мусаси был ронином, самураем без хозяина, который жил в период Сэнгоку. На сегодняшний день он известен, как автор «Книги пяти колец», где описывается стратегия и философия самураев в бою. Он первым применил новый боевой стиль в технике владения мечом кендзюцу, назвав его нитен ичи, когда бой ведется двумя мечами. По легенде, он путешествовал по древней Японии, и за время путешествия успел одержать победу во множестве поединков. Его идеи, стратегии, тактики и философия являются предметом изучения по сегодняшний день.

4. Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)

Тоётоми Хидэёси считается одним из отцов-основателей Японии, одним из трех человек, чьи действия помогли объединить Японию и положить конец долгой и кровавой эпохе Сэнгоку. Хидэёси сменил своего бывшего господина Ода Нобунага, и начал проводить социальные и культурные реформы, которые определили дальнейшее направление развития Японии на промежуток в 250 лет. Он запретил владение мечом лицам, кто не является самураем, а так же начал общенациональные поиски всех мечей и прочего оружия, которое должно было отныне принадлежать лишь самураям. Несмотря на то, что это сосредоточило всю военную силу в руках самураев, такой шаг стал огромным прорывам на пути к общему миру со времен воцарения эпохи Сэнгоку.

3. Такэда Сингэн (1521 — 1573)

Такэда Сингэн был, пожалуй, самым опасным командиром за все время эпохи Сэнгоку. Он родился наследником рода Такэда, но лично захватил власть, когда выяснилось, что его отец собирался оставить все своему другому сыну. Сингэн союзничал с несколькими другими сильными самурайскими кланами, что подтолкнуло его к выходу за пределы родной провинции Кай. Сингэн стал одним из немногих, кто смог победить армию Ода Набунаги, который на тот момент успешно захватывал другие территории Японии. Он умер в 1573 году, страдая от болезни, но к этому моменту он был уже на пути к консолидации власти над всей Японией. Многие историки полагают, что если бы он не заболел, то Ода Набунага никогда не пришел бы к власти вновь.

2. Ода Нобунага (1534 — 1582)


Ода Нобунага был движущей силой объединения Японии. Он был первым военачальником, сплотившим вокруг себя огромное количество провинций и сделал своих самураев доминирующей военной силой во всей Японии. К 1559 году он уже захватил свою родную провинцию Овари и решил продолжить начатое, расширяя свои границы. В течение 20 лет Нобунага медленно шел к власти, представ в образе одного из самых страшных военачальников страны. Лишь паре человек, среди которых был и Такэда Сингэн, удалось одержать победы в борьбе с его уникальной военной тактикой и стратегией. К счастью для Нобунага, Сингэн умер и оставил страну на его растерзание. В 1582 году, на пике своего могущества, Нобунага стал жертвой государственного переворота, начатого его же собственным генералом, Акеши Мицухидэ. Осознав, что поражение неизбежно, Нобунага отступил внутрь храма Хонно-Джи в Киото и совершил сэппуку (ритуальное самоубийство самураев).

1. Токугава Иэясу


Токугава Иэясу, возможно, был не самым эффективным самураем, но к концу периода Сэнгоку он стал тем человеком, на руках у которого оказались самые лучшие карты. Иэясу заключил союз между кланами Токугава и Ода Нобунага, но со смертью последнего, огромные военные силы оказались без главнокомандующего. Хотя Тоётоми Хидэёси и заменил Нобунагу, его абсолютная власть над страной продлилась очень короткое время. С 1584 по 1598 года силы Токугава Иэясу боролись с армией Тоётоми Хидэёси за контроль над страной. В 1598 году Хидэёси умер от болезни, оставив 5-летнего сына в качестве наследника. В 1600 году в битве при Сэкигахара, силы армии Токугавы нанесли смертельный удар остаткам альянса Ода и Тоётоми. С этого момента он стал первым сегуном, чья династия правила Японией вплоть до возрождения династии Мейдзи в 1868 году. Годы правления клана Токугава наложили свой отпечаток на путь развития страны, изолировав ее от остального мира на целую четверть тысячелетия.


Теги:

Императорский возок со свитка, посвященного "Смуте годов Хэйдзи", Хэйдзи-но-ран, покрытый изображениями 9-ти звезд.

Императорский возок со свитка, посвященного "Смуте годов Хэйдзи", Хэйдзи-но-ран, покрытый изображениями 9-ти звезд.

Японский фамильный герб (мон 紋, или камон 家紋) был широко распространен в эпоху расцвета самураев как отличительный знак воинского дома или группы самураев, объединенной общими интересами. Камон наносились на одежду самураев, оружие, доспехи, знамена, конскую сбрую, бытовые принадлежности (например, посуду, ширмы, подставки для мечей и т.д.) и другие предметы. Фамильный герб обычно передавался по наследству вместе с родовым именем, хотя известно немало случаев, когда самураи меняли свои гербы, часто вместе с фамилией.

Многие из родовых гербов имеют древнее происхождение. Полагают, что самые первые мон возникли как часть дворцовых костюмов аристократии в периоды Нара (710–794) и Хэйан (794–1185). Многие узоры, ставшие позже гербами, первоначально были просто рисунками окраски тканей. Это, в частности, хризантема, глициния, павлония, пион, узоры «семь звезд» и «девять звезд», томоэ* , ханабиси** и многие другие. Неясно, когда они в точности появились, но уже в течение второй половины периода Хэйан многие узоры использовались определенными аристократическими домами. Функционально это делало их близкими к первым семейным гербам, камон , хотя на деле они еще ими не являлись.

Древнейшие гербы
Хризантема Глициния Павлония Пион
Мицудомоэ Семь звезд Девять звезд Ханабиси

В XII в. мон стали использоваться воинскими домами. Так, в повести «Сказание о земле Муцу» (Муцуваки ), посвященной кампаниям Минамото-но Ёриёси и Ёсииэ по «замирению» мятежников провинции Муцу, говорится о том, что Минамото-но Ёсииэ использовал изображение двух голубей на своих знаменах и полотнищах, огораживающих ставку командующего (маку , или дзинмаку ). Голуби считались посланцами японского бога войны, Хатиман, который одновременно являлся фамильным божеством рода Минамото. Свиток XIV в. Госаннэн Кассэн Экотоба , иллюстрирующий «Вторую Тёхлетнюю войну», помещает на дзинмаку Ёсииэ стилизованные изображения птиц, более напоминающие гусей. Основой для этого может быть пассаж в Муцуваки , в котором взлетевшая стая гусей указала Ёсииэ на расположение вражеского отряда. Ёсииэ, в свою очередь, узнал об этой примете, изучая древнекитайские военные тексты.

Геральдика Минамото-но Ёсииэ

Два фрамента из Госаннэн Кассэн Экотоба. Слева на дзинмаку можно видеть изображения двух голубей, в то время как справа они более напоминают стилизованных уток.
Изображения двух голубей (слева) и двух уток (справа) в позднейшей геральдике.

Хэйкэ моногатари (повесть о войне Минамото и Тайра в 1180-1185 гг.) описывает гербы нескольких воинских домов, например, веер, принадлежавший роду Кодама. В качестве собственно гербов мон стали использоваться в период Камакура как знак, позволяющий отличать своих воинов от чужих. Первоначально они располагались на флагах, затем их стали помещать на доспехах, оружии, одежде и конском снаряжении. Моко сюрай экотоба (иллюстрированный свиток, рассказывающий об истории монгольского вторжения в 1274 и 1281 гг.) показывает, что к этому времени камон стали использовать в качестве отличительного знака на поле боя. В этом свитке герб можно увидеть на флагах, занавесях, огораживающих ставку военачальника, щитах, конской упряжи и т.д.

Камон эпохи Камакура
Асикага Кавано Кикути Кумагаи
Миура Отомо Оэ Сатакэ
Сибуя Тиба Хатакэяма Ходзё

Также в период Камакура (1180-1333) мон начинает появляться на одежде самураев, положив начало костюму даймон («большие гербы»), в котором по всему полю одежды располагались крупные семейные гербы. Первые иллюстрации с изображением родовых гербов самураев тоже относятся к периоду Камакура.

Повесть Тайхэйки XIV в. («Сказание о Великом Мире») подробно описывает гербы самурайских родов и их использование где только возможно, начиная от индивидуальных флажков, носившихся на доспехах (каса-дзируси и содэ-дзируси ), и заканчивая парусами кораблей.

Камон эпохи Муромати
Акамацу Кавагоэ Кусуноки Нава
Нитта Сёни Токи Хосок а ва

К концу периода Муромати количество камон выросло настолько, что возникла необходимость в их четкой классификации. Первое описание гербов было составлено приблизительно между 1510 и 1520 г. К началу ХVI в. уже было известно около 250 сохранившихся до наших дней мон . Могущественные воинские дома стали иметь не по одному, а по нескольку мон , применение которых часто строго регламентировалось. Так, семья Санада из Синано имела герб из шести монет – рокумондзэн – в качестве военного герба. Он украшал знамена и доспехи этой семьи. В тоже время гербом мирного времени было изображение утки – кариганэ . Отпрыски знатных фамилий часто выбирали себе иной герб, не имевший ничего общего с гербом их предшественников. Так, Сайто Ёситацу, унаследовавший Сайто Досан, заменил герб последнего, волну (нами ), на павлонию (госан кири ). По поводу последнего случая надо заметить, что Сайто Ёситацу не являлся биологическим сыном Сайто Досан, и, более того, он разбил и убил своего отчима, так что смена геральдики в этом случае выглядит достаточно оправданной.

Камон эпохи Сэнгоку
Военный мон Санада Мирный мон Санада Мон Сайто Досан Мон Сайто Ёситацу

Кроме того, общее увеличение численности армий в этот период и широкое использование пехотинцев асигару привели к использованию упрощенных знаков различия, заменявший более сложный мон на доспехах и знаменах. В качестве примера могут служить черный или золотой круг на доспехах асигару семьи Курода или иероглиф тай («великий») на знаменах Дайдодзи Масасигэ вместо более сложного изображения махаона.

Камон эпохи Сэнгоку
Мон Курода Военный символ Курода Мон Дайдодзи Масасигэ Военный символ Дайдодзи Масасигэ

В эпоху Сэнгоку также сложились правила нанесения семейных гербов на одежду. На бытовое платье мон наносили в пяти местах – по обеим сторонам груди, на спине пониже ворота и сзади на оба рукава на уровне локтей. Ниже приведен кадр из фильма Кагэмуся («Тень воина»), в котором хорошо видно, что знаменитые полководцы Такэда Сингэн одеты в камисимо , украшенное у каждого его собственным гербом.

В эпоху Токугава (1603–1868) правящие круги предприняли определенные шаги по фиксированию существующих на то время гербов, и было принято решение о периодическом издании свода всех геральдических изображений Японии (букан ). Мирные условия эпохи Токугава способствовали упрочению устоявшейся системы геральдики и ее упрощению, эстетизации, популяризации и развитию. Гербы все чаще наносились на гражданскую одежду, появились некоторые закономерности и стили в оформлении мон . Большинство из них стали симметричными и изображались в виде какого-либо орнамента.

В период Эдо помимо самураев гербы также имели куртизанки, актеры Кабуки, торговцы и представители других сословий. Во многих случаях мон использовался как торговая марка, особенно в период укрепления торгового сословия. В период Эдо черно-белые каталоги мон стали выходить регулярно, и сейчас они являются источником ценной информации о родственных связях Японии той эпохи.

Долгая эволюция японских гербов не закончилась с завершением феодальной эры. Многие семьи продолжали и продолжают использовать фамильные гербы в повседневной жизни. Число различных вариантов мон насчитывает от 4 до 5 тысяч рисунков, большинство которых являются производными от основных 250 гербов эпохи средневековья.

Примечания

* Томоэ — предмет в форме запятой, служивший в древности оберегом, амулетом. Вероятно, форма томоэ имеет отношение к клыкам и зубам диких животных, из которых с древности делали ожерелья. Уже в периоды Дзёмон и Яёй подвески ожерелий стали делать не из клыков животных, а из полудрагоценных камней, например, яшмы или нефрита. В геральдике томоэ чаще всего встречается в виде тройного томоэ , или мицудомоэ , закрученного по или против часовой стрелки (что не имеет существенного значения).

**Ханабиси — «цветочный ромб». Не имея прямого отношения ни к какому цветку, ханабиси представляет собой популярный узор окраски такней начиная с периода Хэйан.

Иди за своими компаньонами в огонь и в воду. Не жалей для них ни красоты, ни здоровья и ни жизни. Делись с ними последним куском еды, что имеешь. На доброту отвечай искренностью и преданностью. Оберегай их дом и их детей так же, как оберегаешь свои собственные. Если же тебя предадут твои друзья – отомсти им. Сделай месть своей жизнью и мсти до тех пор, пока некому станет мстить. Сделай так, чтобы в их саду жизни многие тысячи лет не росло ни одного ребёнка, ни одного цветка и ни одной травинки.

Хисаи Ивасаки, третий президент “ Mitsubishi”.

В середине 19 столетия для подавляющего числа стран азиатского региона решался принципиальный и очень важный в своих возможных перспективах вопрос. Суть вопроса состояла в грядущей реконструкции веками складывавшихся экономических систем восточных государств традиционного типа. и стандартизация на европейских лад всех существующих экономических составляющих сулили Азии, если и не грандиозными инвестиционными вливаниями западных финансовых институтов, то, по крайней мере, приличными дивидендами в виде плавающих тарифов по природной сырьевой ренте уже в самом ближайшем времени. Своеобразие текущего исторического момента застало Японию в плачевном положении. В отличие от других азиатских государств, где мало-помалу, но всё же происходили хоть какие-то сдвиги в сторону собственного капиталистического развития, Япония к началу 20 века продолжала оставаться военно-феодальным конгломератом сёгунатов, занятых в основном поборами с неимущего крепостного крестьянства и кровопролитными распрями друг с другом.

Малоземелье, недостаточное количество естественных природных богатств, технологическая неразвитость, территориальная и политическая раздробленность лишали её всяких шансов даже на то, чтобы стать хотя бы сырьевым придатком западных демократий. Ситуация усугублялась ещё и тем, что традиционно изолированное и замкнутое в себе общество Японии упорно не желало идти на сближение с прогрессивными европейскими государствами, воспринимая всякие попытки завязать отношения извне как покушение на собственную финансовую независимость и государственный суверенитет. В подобной атмосфере тотального идеологического гнёта и повсеместного обнищания японского народонаселения на карте крупнейших мировых финансовых корпораций появляется японская промышленная группа “Mitsubishi”. Группа, представленная семейным кланом, который на сегодняшний день по силе своего воздействия, оказываемого на общемировые политические события, и количеству нулей в совокупной цифре, отождествляющей размер фамильного богатства, можно сравнить разве что с кредитной империей Ротшильдов.

Основателем данного клана является Ятаро Ивасаки. С именем этого легендарного и богатейшего человека всех времён и народов связана не только известный афоризм, гласящий, что Япония – это и есть международный “Mitsubishi”, но ещё и глубочайшая интеграция японской промышленности в мировую экономику. Один из самых влиятельных политиков от бизнеса и бизнесменов от политики, он являл собой идеал самурая периода реставрации и роста могущества Мэйдзи.

Ятаро Ивакаси родился 11 января 1835 года (по некоторым сведениям – в конце 1834 года) в городке Инокуши воинственного сёгуната Тоса. Могущество клана Тоса и его многочисленные связи с императорской фамилией надолго предопределили консервацию феодальных отношений в пределах всего сёгуната, подвластное население которого преимущественно составляли деревенская беднота и мелкие ремесленники. Фамилия Ивакаси принадлежала к прослойке мелкопоместного дворянства. Дед и прадед Ятаро находились на службе императора и имели богатый послужной список, что позволило семье обзавестись небольшим земельным наделом и десятком крестьян-рабочих. Как бы то ни было, преуспеть в феодальном землепользовании семье суждено не было. К моменту приобретения Ятаро совершеннолетия, долги и прямые убытки стали постоянной и превалирующей частью хозяйственного баланса клана Ивасаки. Площадь земельных угодий семьи сократилась на две трети по сравнению с первоначальной, а подневольные крестьяне, гонимые голодом и нуждой, разбрелись в поисках работы по городам. К 1850 году на полях Ивасаки работать стало некому, а ещё через год в целях финансового обеспечения получения сыном образования, главой семейства было принято решение о продаже большей части фамильных ценностей, деловых реликвий (вместе с аттестатом феодала и фамильным гербом) и почётного титула имперского самурая.

Многие исследователи сравнивают жизнь Ятаро Ивасаки с идеально исполненным и реализованным бизнес-планом, где практически под каждое действие была подведена мощнейшая морально-этическая . Поэтому, для того, чтобы разобраться в причинах невероятного богатства этого человека, казавшегося на тот момент просто невозможным, следует вникнуть в обстоятельства идеологической подоплёки этого богатства и, прежде всего, самурайской её составляющей. С самого начала своего победного шествия по головам и трупам своих финансовых конкурентов, Ятаро Ивасаки взял за правило руководствоваться тремя непреложными, как ему казалось, самурайскими правилами, ставшими впоследствии писаным кодексом чести “Mitsubishi” , изложенным в переработанном виде президентом компании Хисаи Ивасаки в 20 веке.

Сам Ятаро называл эти три главных принципа своего собственного самурайского пути ценнейшими бриллиантами, имея которые перед собой любой здравомыслящий человек может прожить жизнь, достойную самой ценной похвалы. Отсюда и эмблема Митцубиси – три бриллианта, расходящиеся в стороны из одного, общего центра. Этот центр, в свою очередь, красноречиво символизировал единоличного и всевластного правителя, стоящего во главе компании. Единовластие и безразмерный авторитаризм считались Явасаки лучшими из придуманных людьми методов рационального управления процессами. Демократический стиль властвования отвергался им как вредный и несостоятельный, а всякий либерализм в отношениях между подчинёнными и начальством считался главным признаком отсутствия дисциплины и преступного попустительства со стороны руководства.

Полностью разделяя этический свод правил самурая, основополагающими принципами которого являлись жёсткая дисциплина и беспрекословная преданность своему господину, Ивасаки, разумеется, своей властью ни с кем делиться не собирался. Правда, так было далеко не всегда. В первые годы своей деятельности на коммерческом поприще Ивасаки вынужден был делить ложе управляющего со своими деловыми компаньонами, владевшими львиной долей активов судоходного предприятия.

Так, в 1870 году давний знакомый Ивасаки Когами Сёкай, женатый на сестре Ятаро Суоми Ивасаки, берёт его в число акционеров вновь организованной судоходной компании “Shokai-Tsukumo”, владевшей на первых порах всего десятком небольших грузовых кораблей. Доля акций Ятаро на тот момент составляла всего на всего пять процентов, а пребывание в компании объяснялось исключительно кровным родством с любимой супругой Сёкай. Тем не менее, проявив недюжинные организаторские способности и таланты переговорщика, Ивасаки практически за пять месяцев дошёл до поста главного советника Когами Сёкай по финансовой части. Развив в организации дух здоровой конкуренции, Ятаро, в конце концов, сделал так, что без его участия в компании не принималось ни одного мало-мальски значимого решения. Однако, зная лидерские наклонности Ивасаки, нетрудно предположить, что пребывания на вторых ролях ему было недостаточно.

Через два года при невыясненных обстоятельствах Когами Сёкай гибнет и пост главного управляющего, который, в принципе, должен был перейти к Ятаро Ивасаки, так как единственный брат покойного Когами Кидо Сёкай был недееспособным, переходит к взявшемуся ниоткуда брату Когами Сёкай Митсокаве (на протяжении пяти лет считался погибшим). Компания была преобразована в филиал правительственной верфи “Shokai-Mitsukawa”, а Ивасаки понижен до должности заместителя распорядителя одного из отделов. Смиренно, перенеся удар судьбы, Ятаро повторил тот же фокус, что и ранее. Проводя различные “конкурсы идей” среди подчинённых, компрометируя своих непосредственных начальников и стравливая друг с другом отделы компании, Ивасаки вскоре снова занял своё законное место на посту управляющего с уже 15-процентной долей акций. Но больше испытывать фортуну Ивасаки не стал. В 1873 году он, продав свою долю акций, основывает собственную компанию (с небольшой долей участия постороннего капитала), получившую название “Mitsubishi” – в честь фамильного герба семьи Ивасаки.

Позже, окончательно утвердившись в статусе полноправного и единоличного владельца компании, он отошёл от практики коллегиального принятия ответственных решений и исключил всякую возможность карьерного роста своих непосредственных помощников, не являющихся членами семьи Ивасаки, выше ранга младших административных сотрудников. Обычай имперского стиля управления, где власть передавалась от отца к сыну, а за его неимением – к другим родственникам и свойственникам, перекочевал сначала в двадцатый век, а затем и в новое тысячелетие. Этим можно объяснить и ту известную долю самостоятельности компаний, действующих под эгидой корпорации “Mitsubishi”. “В каждой компании должен быть единоличный император, независимый ни от кого. “Mitsubishi” можно представить как систему формально независимых друг от друга элементов. Так оно и есть на самом деле. Все они подобны пальцам на руке. Свободны и беспечны до тех пор, пока обстоятельства не потребуют крепко сжатого кулака” – писал Хисаи Ивасаки в своей книге “О величии и процветании”.

Другой принцип, который ввёл в практический оборот основатель “Mitsubishi”, заключался в нерасточительстве заработанных денежных средств. Будучи ещё владельцем небольшой судовладельческой компании, Ятаро Ивасаки принудил всех своих служащих (под страхом увольнения и штрафа) пользоваться в повседневной жизни услугами исключительно собственной компании. Поступая на работу к Явасаки, все сотрудники, чья должность своим статусом превосходила “должность” помощника кочегара подписывали специальное обременяющее соглашение, в соответствии с которым обязывались в течение всего срока службы на предприятии не прибегать к услугам фирм-конкурентов. Так Ивасаки воспитывал в своих подчинённых крепкий корпоративный дух, и так понимал значение конкурентной борьбы. Впрочем, сам себя он частью дружного коллектива компании не ощущал.

Жёстко регламентируя жизнь подчинённых даже за пределами рабочих графиков, Ивасаки сурово наказывал за малейшие признаки непослушания и “болезненного” упрямства. Болезненным упрямством в “Mitsubishi” считалось, например, дружить с кем-либо из конкурирующей компании, или иметь родственников-служащих конкурирующих компаний. Увольнение с отметкой “упрямое нарушение воли руководства работодателя” во многих случаях означало невозможность будущего трудоустройства на всей территории Японии, а штраф “за пренебрежение общеорганизационных целей и интересов” мог достигать суммы двухлетнего заработка старшего инженера предприятия Ивасаки. Наследникам Ятаро этот принцип также пришёлся по душе. Сегодня, когда практически ни одна сфера производства и потребления не обходится без участия “Mitsubishi”, сотрудники компании попали в тотальную зависимость от товаров и услуг, предоставляемых розничными сетями японского финансового клана.

Но валютная наличность и объём исключительной правосубъектности в отношении средств государственных и частных фондов никогда не представляли для Ивасаки той ценности, которую имела для него благосклонность правителя того государства, на территории которого он имел возможность осуществлять промышленно-торговую деятельность своей компании. В этом заключался третий, и последний принцип религии Ятаро Ивасаки.“Самурай не выбирает своего господина. Господин выбирает себе самурая. Уже за то, что такой выбор пал на участь самурая, последний должен быть благодарен и услужлив перед господином. У самурая нет другого пути, кроме служения своему господину. Бог даёт самураю жизнь, господин даёт самураю смысл жизни. Без служения господину жизнь самурая пуста и бессмысленна. Служение есть всевидящий и добродетельный поводырь самурая сквозь ночи, холод и смерть” – гласит Кодекс Чести Самурая Тоса. Этот пункт самурайской библии был отправным для всей нелёгкой жизни предков Ятаро Ивасаки по отцовской линии и стал таковым для самого бизнесмена в его бесконечных интригах и деловых исканиях. Это же изречение, исполненное в серебре с золотыми вкраплениями, венчало вход в домашнюю резиденцию японского магната. Сам Ивасаки не раз утверждал, что без государственного покровительства и экономического партнёрства со стороны национального правительства не может существовать ни одно доходное дело.

Наиболее ярким примером делового партнёрства “Mitsubishi” и национального правительства, позволившим Ивасаки добиться государственной милости и всесторонней поддержки, является отправка правительственных войск на Тайвань в 1874 году. Зная о напряжённой обстановке на острове и желании правительства разрешить конфликт военной силой, Ивасаки, имеющий некоторые связи в почтовой службе, организует своего рода диверсию – изымает корреспонденцию двора, адресованную пароходной компании Японии с требованием о доставке войск на остров Тайвань. В результате контракт на доставку войск, а заодно и наградной символ императорской милости, попадает в цепкие руки Ивасаки. С тех пор, по образному выражению историка Митсуэ Аббэ, “благодарная рука Ятаро ни на минуту не отпускала из своих крепких объятий щедрую руку Японии”.

После смерти Ятаро в 1885 году пост директора “Mitsubishi” занял его родной младший брат Яносуке Ивасаки, показавший себя ещё более ревнительным хранителем самурайских традиций, нежели его предшественник. В настоящее время влияние империи “Mitsubishi” распространилось на подавляющее большинство развитых и развивающихся стран мира. Число коммерческих организаций и их хозяйственных объединений под торговой маркой “Mitsubishi” составляет более четырёх сотен, а точное количество компаний, объединённых крепкими родственными и свойственными узами клана Ивасаки, вообще не поддаётся исчислению.

Литература.

1)Хисаи Ивасаки. “О величии и процветании”.

2)Митсуэ Аббэ. “Классические размышления на экономическую тематику”.

Продолжение следует.

Группа родов древней и средневековой Японии, происходившей от детей императоров, которым было отказано в статусе принцев.

Первый император появился на Японских островах в 660 году до н. э. и получил титул Дзимму-тэнно, что означает «Правитель Дзимму». С ним началась «земная» история Японии. Несмотря на то, что император почитался как недосягаемый потомок богов, в его окружении все же находилось немало дерзновенных смельчаков, жаждущих любой ценой занять его трон. Одними из первых, кому еще в IX веке удалось узурпировать верховную власть и фактически удерживать ее вплоть до XII столетия, были члены клана Фудзивара. Высокие посты, занимаемые ими при дворе, позволили им довольно быстро взять власть в свои руки. Выдавая женщин своего клана за императоров, Фудзивара тем самым не только приобретали неограниченное влияние при дворе, но и соединялись с верховными правителями кровными узами. От таких «небесных» браков рождались наследные принцы, которые в будущем могли претендовать на императорский престол. Фудзивара буквально организовали в Японии институт регентства, и реальная власть ушла от «небесных правителей». Но власть, как песок, вполне может просочиться меж пальцами. И Фудзивара изо всех сил старались обезопасить себя от возможных соперников, высылая их в отдаленные районы страны, мотивируя это необходимостью защиты территорий от нападений айнов и морских пиратов.

Среди таких «ссыльных» конкурентов особенно ярко выделялись представители двух сильных линий императорского рода — Тайра и Минамото. Довольно скоро Минамото начали контролировать север и северо-восток государства, а клан Тайра - его юго-западную островную часть.

Вот только дружбы между этими двумя кланами не было, хотя они вполне могли объединиться для свержения власти Фудзивара. Но нет, они постоянно враждовали друг с другом. Начиная с 1051 года почти полтора века страну раздирали смуты и восстания. Одним из них, определившим дальнейшую судьбу могущественных кланов, стало восстание Хэйдзи, поднятое в 1160 году полководцем Минамото-но Ёситомо против Тайра. Восстание окончилось поражением, а сам Ёситомо был убит. Но его третьего сына, тринадцатилетнего Ёритомо, глава рода Тайра пощадил и сослал на восток страны в Ид-зумо. Так Тайра совершили роковую ошибку. Спустя двадцать лет после гибели отца Ёритомо так и не забыл поражения клана. Собрав под свои знамена несколько тысяч человек, означал вместе со сводными братьями настоящую войну на уничтожение противника. После ряда побед клан Минамото в апреле 1185 года в битве Гэмпэй, проходившей в бухте Данноура, полностью разгромил клан Тайра.

С того самого времени Минамото Ёритомо начал укреплять свою военную власть и в 1192 году получил от императора Японии титул сэйи тайсе-гун - «великий главнокомандующий, покоритель варваров». Так он стал военным правителем империи. А император полностью лишился власти. Такой тип правления продержался в Японии около семи веков, вплоть до 1867 года, когда последний Токугава Ёсинобу отрекся от власти. И все эти века главными действующими лицами в пьесе японской истории были потомки бога войны Хатимана - самураи. Им было предначертано Служение...

Но для Служения следовало получить определенное воспитание и пройти путь самурая по вертикали «ОЯ - КО», что дословно переводится как «отец - сын», а в более широком смысле - как «учитель - ученик» или «покровитель - подопечный».