» » Счастлив ли герой онегин. Из цикла «Пушкинские загадки»: «Евгений Онегин

Счастлив ли герой онегин. Из цикла «Пушкинские загадки»: «Евгений Онегин

«Был ли счастлив мой Евгений?» (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А счастье было так возможно,

Так близко!..

О. Пушкин В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов XIX века. Поэта интересуют не только вопросы выбора жизненного пути, общественного служения, но и проблема личного счастья героя. Рассказывая о юности Онегина, автор уже в первой главе задается вопросом:

Но был ли счастлив мой Евгений?

Свободный, в цвете лучших лет

Среди блистательных побед,

Среди вседневных наслаждений?

Наверное, многие молодые люди мечтают о такой жизни, которой жил Онегин в юности:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут...

Всю жизнь Онегина заполнено развлечениями: балы, рестораны, театр, дружеские пирушки, светские приемы... Что нужно еще для счастья молодой, богатой и свободной человеку, познавший «науку страсти нежной» и все премудрости светской жизни? Я думаю, что Онегин тоже так считал некоторое время. Пока он покорял мир, у него не было ни времени, ни поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастным или хотя бы задумываться об этом. Хоть Пушкин на вопрос «был Ли счастлив Евгений?» отвечает отрицательно. Но это Пушкин. Он мудрее и старше. И он раньше своего героя понимает, что развлечения и удовольствия быстро надоедают и утомляют. Тем более, что Онегин не легкомысленный, пустой человек, довольствовался бы забавами и роскошью. И вскоре Онегину действительно надоел мир, российская скука понемногу освоила его. Оставив мир, Онегин пытается занять себя делом. Унаследовав от дяди заводы, земли и леса, Онегин рад был «прежний путь изменить на что-нибудь».

Сначала в селе Евгений был захвачен хозяйственными преобразованиями, но потом увидел, что и в селе и сама скука. Онегин скучает, но не страдает от одиночества и однообразия жизни. Чувства его дремлют. Он не знает, что может быть другая жизнь. Поэтому, встретив Татьяну, Онегин, хоть и почувствовал приятность, был тронут, но свою постылую свободу потерять не захотел. Позже, в письме Татьяне, он скажет: «Я думал: вольность и покой - замена счастью...» Свою ошибку он поймет только тогда, когда почувствует настоящую любовь. Любовь к Татьяне откроет ему другую жизнь, наполненную чувствами, желаниями, надеждами. Пожалуй, этот период жизни героя можно назвать счастливым. По крайней мере Онегин узнал, что счастье есть в жизни. В его жизни появился смысл, цель:

Поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловит влюбленными глазами...

В письме к Татьяне Онегин признается ей, что любовь заполнила всю его душу, стала смыслом его жизни:

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я...

Но прозрение пришло к Онегина поздно. Выслушав ответ Татьяны, Онегин понимает, что «счастье было так возможно, так близко...» В этот момент он по-настоящему несчастлив, потому что, только познав счастье, можно оценить его потерю, осознать всю пустоту и никчемность жизни.

Пушкин оставляет своего героя в минуту «злую для него».

Сумеет Онегин заполнить пустоту, что образовалась, служением общественному благу, высокой целью, мы не знаем. Что сталось с Онегиным потом? Или воскресила ли его страсть для нового, более достойного человеческого достоинства страдания?.. Не знаем... Силы этой богатой натуры некуда было приложить, жизни осталось без смысла, а роман без конца, - так писал В. Г. Белинский.

Единственное, что нам известно: Онегин успел узнать, что счастье есть, что даже ожидание наполняет его жизнь смыслом. И это лучше, чем вечный покой, праздность и скука.

А «Был ли счастлив мой Евгений?»
И что есть счастье, наконец:
не знает ни один мудрец-
ушедших и грядущих поколений...

Ниже одно из сочинений,
пытающихся дать ответ:
А «Был ли счастлив мой Евгений?»

Ведь счастье- миг, где нас уж нет...

..........................................................

ИЗ ИНТЕРНЕТА
.................

«Был ли счастлив мой Евгений?» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А счастье было так возможно,

Так близко!..

А. Пушкин

В романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов XIX века. Поэта интересуют не только вопросы выбора жизненного пути, общественного служения, но и проблема личного счастья героя. Рассказывая о юности Онегина, автор уже в первой главе задается вопросом:

Но был ли счастлив мой Евгений,Свободный, в цвете лучших лет,Среди блистательных побед,Среди вседневных наслаждений?

Наверное, многие молодые люди мечтают о такой жизни, какую вел Онегин в юности:

Бывало, он еще в постеле:К нему записочки несут.Что? Приглашенья? В самом деле,Три дома на вечер зовут...

Вся жизнь Онегина заполнена развлечениями: балы, рестораны, театр, дружеские пирушки, светские приемы... Что еще нужно для счастья молодому, богатому и свободному человеку, познавшему "науку страсти нежной" и все премудрости светской жизни? Я думаю, что Онегин тоже так считал какое-то время. Пока он покорял свет, у него не было ни времени, ни поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастливым или хотя бы задумываться об этом. Хотя Пушкин на вопрос "Был ли счастлив Евгений?" отвечает отрицательно. Но это Пушкин. Он мудрее и старше. И он раньше своего героя понимает, что развлечения и удовольствия быстро надоедают и утомляют. Тем более, что Онегин не легкомысленный, пустой человек, который довольствовался бы забавами и роскошью. И вскоре Онегину действительно "наскучил света шум", "русская хандра им овладела понемногу". Покинув свет, Онегин пытается занять себя делом. Унаследовав от дяди заводы, земли и леса, Онегин рад был "прежний путь переменить на что-нибудь".

Первое время в деревне Евгений увлечен был хозяйственными преобразованиями, но потом "увидел ясно он, что и в деревне скука та же". Онегин скучает, но не страдает от одиночества и однообразия жизни. Чувства его дремлют. Он не знает, что может быть другая жизнь. Поэтому, встретив Татьяну, Онегин, хотя и "живо тронут был", "привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу" он потерять не захотел. Позже, в письме Татьяне, он скажет: "Я думал: вольность и покой - замена счастию..." Свою ошибку он поймет только тогда, когда узнает настоящее чувство. Любовь к Татьяне откроет ему иную жизнь, наполненную чувствами, желаниями, надеждами. Пожалуй, этот период жизни героя можно назвать счастливым. По крайней мере, Онегин узнал, что оно есть в жизни. В его жизни появился смысл, цель:

Поминутно видеть вас,Повсюду следовать за вами,Улыбку уст, движенье глазЛовить влюбленными глазами...

В письме к Татьяне Онегин признается ей, что любовь заполнила всю его душу, стала смыслом его жизни:

Но чтоб продлилась жизнь моя,Я утром должен быть уверен,Что с вами днем увижусь я...

Но прозрение пришло к Онегину поздно. Выслушав ответ Татьяны, Онегин понимает, что "счастье было так возможно, так близко..." В этот момент он по-настоящему несчастлив, потому что, только узнав счастье, можно оценить его потерю, осознать всю пустоту и никчемность жизни.

Пушкин оставляет своего героя в минуту "злую для него".

Сумеет ли Онегин заполнить образовавшуюся пустоту служением общественному благу, высокой целью, мы не знаем. "Что сталось с Онегиным потом? Воскресила его страсть для нового более сообразного с человеческим достоинством страдания?.. Не знаем... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца", - пишет В. Г. Белинский.

Единственное, что нам известно: Онегин успел узнать, что счастье есть, что даже ожидание его наполняет жизнь смыслом. И это лучше, чем вечный покой, праздность и скука.

Фото из интернета

I.Актуализация темы .

Учитель: Роман «Евгений Онегин» создан в начале 20-х годов XIX века, но до сих пор интересен читателям вечно живыми, никогда не устаревающими проблемами, драматическими судьбами героев. В нём нашла отражение целая эпоха русской жизни.

А что вам особенно запомнилось в I главе?

Почему именно так называется роман?

А какие ещё произведения названы именем героя?

Есть то, что делает текст узнаваемым в плане авторства?

В какую эпоху создано произведение? Почему вы так решили?

II.Работа с эпиграфом .

Мы можем точно сказать, к кому относится эпиграф? Почему?

Подчеркните ключевые слова.

Что передано глаголами-синонимами?

III.Обращение к теме и целям урока.

IV. Чтение и анализ текста I строфы.

2) Выразительно прочитайте.

2) Беседа по I главе.

Кто произносит этот внутренний монолог?

Какие чувства испытывает герой? Подтвердите словами из текста.

Чем они вызваны? Что мы можем сказать об этом герое?


Итак, каков же первый пункт плана?

V.Чтение и анализ II строфы .

Найдите слова, которые характеризуют героя. Как вы понимаете их?

Как бы вы на основе второй строфы озаглавили пункт плана?

Каким же предстаёт перед нами Онегин в первых двух строфах?

А как вы думаете, почему Пушкин обращается к детским и юношеским годам Онегина?

VI. Групповая работа учащихся. Анализ III-XXVI глав. (Время выполнения задания – 15 минут.)

Инд. задание: Как называет Пушкин

своего героя на протяжении всей первой главы? Почему?

1) I группа – анализ III строфы.

По каким законам живёт Онегин?

Найдите ключевые слова. Объясните их значение.

Почему подобран эпитет « убогий» к слову «француз»?

Почему Пушкин при повествовании о воспитании Евгения Онегина употребляет так много французских слов (варваризмов)?

Каким же мы видим героя в III строфе? Вывод запишите.


2) II группа – анализ IV-VI глав.

Почему подбирает Пушкин к слову «юность» эпитет «мятежной»? Подберите синонимы к слову «мятежный.»


Почему свет решил, что он умён и очень мил?

Почему судьи, решительные и строгие, решили, что Онегин «учёный малый, но педант»? Ответ найдите в тексте.

Какое ключевое слово можно выделить, говоря об его учёности?

О чём говорит тот факт, что он «читал Адама Смита»?

Каким мы видим героя в этих строфах? Вывод запишите.

Каков следующий пункт плана?

3) III группа – анализ строф IIX – XII.

Учитель: из предыдущих строф мы узнали, какое образование получил Онегин. Он относился ко всему шутя, слегка.

Какую науку он действительно знает великолепно?

Назовите ключевые слова в X строфе. Как они характеризуют героя?

Какое значение имеет слово «лицемерить»?

Почему такое обилие глаголов?

А какие это глаголы по значению? Почему их использует автор?

Найдите языковые средства, которые передают отношение автора к своему герою? Каково это отношение?

Каким мы видим героя? Запишите вывод в тетрадь.

Каков следующий пункт плана?

4)IV группа - анализ строф XV - XXII, XXVII - XXVIII,XXXV.

Чему подчинён день Онегина?

В строфе XV найдите ключевое слово. Как оно характеризует Онегина?

Почему в строфе XVI Пушкин подробно описывает блюда в ресторане? Что мы можем сказать о герое?

Почему Пушкин в роман вводит своего приятеля Каверина? Как это характеризует героя?

Что привлекает Онегина в театре? Докажите примерами из текста. (Строфа XXII) Какие чувства он при этом испытывает?

Посмотрите на строфы XVII и XXII. Какое слово повторяется шесть раз? Почему? Как это характеризует героя?

Почему изображает только один день Онегина? Вывод запишите в тетрадь.

Озаглавьте пункт плана.

5) V группа - анализ строф XXIII-XXIV.

Почему Пушкин описывает кабинет Евгения Онегина?


Что его занимает, интересует? (Ключевые слова)

Для чего предназначено всё, что находится в кабинете? (ключевые слова в строфе XXIII)

Каков же наш герой? Вывод запишите.

Озаглавьте пункт плана.


6) VI группа - анализ строф XXV – XXVI.

Как вы понимаете первое предложение XXV строфы? Какова авторская позиция?

Что во внешности героя подчёркивает автор?

Каково значение слова педант?

Что вы можете сказать о герое по внешности? Вывод запишите.

Каков следующий пункт плана.

VII.Проверка выполненного задания.

VIII.Творческое задание (15 мин.).

На основе прослушанных выступлений учащихся сделайте общий вывод: Каким же предстал перед нами Евгений Онегин? -Какие художественные средства использует Пушкин для создания образа героя?

Вывод запишите самостоятельно.

IX. Беседа с классом. Учитель: у Онегина есть всё что необходимо для счастья молодого человека. Почему же тогда Пушкин задаёт вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений»? Что происходит с героем? Найдите ключевые слова в XXXVII – XXXVIII строфах.

Каков же следующий пункт плана?

Почему же Онегин «забав и роскоши дитя к жизни вовсе охладел»?

Развернутый ответ на данный вопрос позволяет дать система вопросов:

- Дает ли Пушкин ответ на этот вопрос?

Что предпринял Онегин?

Найдите ключевые слова.

Почему ничего не вышло из-под пера его?

Что мы можем сказать о герое?


X. Чтение и анализ XLV строфы.

- Почему именно в это время подружился автор с Онегиным? Что их сближает? Что нравится автору в Онегине?

Что рознит их?

Каков следующий пункт плана?


XI. Беседа с классом.

- «Почему Онегин «забав и роскоши дитя» к «жизни вовсе охладел»?

Учитель: А вот критик Писарев считает, что

«скука Онегина не имеет ничего общего с недовольством жизнью…Эта скука есть ничто иное, как простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни…Человек так устроен от природы, что он не может обжираться, упиваться и «изучать науку страсти нежной». Самый крепкий организм надламывается или, по крайней мере, утомляется, когда он чересчур роскошно пользуется разнообразными дарами природы»…

Как вы относитесь к этому мнению? Согласны ли вы с ним или нет?

Каков следующий пункт плана?

XII. Итог урока.

Вернемся к эпиграфу урока:

Кому он адресован? Почему Пушкин взял именно этот эпиграф?

Каким же предстал перед нами Онегин в Петербурге?

Какие средства использовал Пушкин для раскрытия образа Онегина?

Как называет Пушкин своего героя на протяжении всей первой главы? Почему? (проверка инд. задания)

Как относится Пушкин к своему герою?

А чем интересен Онегин современным читателям?

Домашнее задание:

1) подготовить характеристику Онегина по плану, записанному в тетради (первая группа), подобрать и выписать ключевые слова к характеристике Онегина (вторая группа).

В «Евгении Онегине» много «темных мест», привлекающих внимание исследователей. Обычно у Пушкина в таких местах подразумевается что-то конкретное и важное. Надо только под правильным углом посмотреть и тогда, возможно, не только это место, но и весь текст высветится по-новому. Одним из таких «темных мест» является последний стих строфы XXXVII первой главы:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань и саблю и свинец.
Как писал В. Набоков в своих знаменитых комментариях, «эта строка раздражает своей неясностью . Что именно разлюбил Онегин? «Брань», подразумевающая собственно войну, может заставить предположить, что около 1815 г. Онегин, как многие другие щеголи его времени, был на действительной службе в армии; однако наиболее вероятно, что отсылка сделана к одному сражению, как следует из чтения рукописи; но (имея в виду дальнейшее поведение Онегина, глава Шестая) было бы крайне важно интерпретировать это в более ясных терминах дуэльного опыта Онегина».

То есть, Набоков проводит связь между данным стихом и дуэлью между Онегиным и Ленским. Очень ценное замечание, поскольку и там и там фигурирует свинец. Но Набоков полагает, что Пушкин имеет в виду стрельбу из пистолета.
Однако ни о военном, ни о дуэльном опыте Онегина в тексте ничего не сказано. Как и о том, что он испытывал симпатию к этим ремеслам. Ни до этого фрагмента, ни после военное и дуэльное поприще в круге занятий Онегина не фигурируют (за исключением дуэли с Ленским). Допустим, что именно в этом стихе Пушкин хотел дать понять, что его герой был когда-то к ним неравнодушен. Однако, во-первых, в контекст предыдущих и последующих строф буквально понятая тема «брани, сабли и свинца» никак не вписываются. Речь в них идет о прежнем беспутном образе жизни героя и его нынешнем охлаждении к женщинам. Во-вторых, здесь есть противительный союз «но», который связывает новое состояние Онегина именно с объектом былых пристрастий, изменившимся отношением к нему. То есть, «брань, сабля и свинец» имеют отношение к женщинам.
Что касается первых двух элементов - «брани» и «сабли», - то они вполне могут быть эвфемизмами сексуального опыта Онегина. Сравнение любовных атрибутов с военными имеет давнее происхождение. Особенно известна элегия IX («Всякий влюбленный - солдат…») из Книги Первой «Любовных элегий» Овидия. Не раз эксплуатировал метафору любовь-война скандальный русский поэт И.С. Барков.
«Свинец» тоже вполне вписывается в «любовный» ряд, но… под особым углом. Скорее всего, под «свинцом», у Пушкина имеется в виду один из способов лечения сифилиса, применявшихся в то время. Есть версия, что Бетховен умер от отравления свинцом, которым он пытался излечить сифилис. Свинцом («свинцовым сахаром») лечили гонорею. Со свинцом долго путали висмут, тоже эффективное средство против сифилиса. В начале 19 в. их уже разделяли, но в представлении широких слоев населения висмут мог оставаться свинцом или по привычке сохранять это название.
По всей видимости, Пушкин выбрал именно это средство (а не йод, висмут или ртуть, которой лечился сам), чтобы обыграть сходство «венерической» лексики с военной и дегероизировать беспутный образ жизни. А также, возможно, чтобы уже в первой главе обозначить «свинцовый» мотив, который впоследствии сыграет важную роль в сюжете.

Таким образом, у нас есть основания предполагать, что упомянутый поэтом «свинец» имеет отношение к теме венерических заболеваний: этим словом, очевидно, обозначается и сама болезнь, и ее лечение.
Теперь мы можем прочитать данное «темное место» так: Онегин разлюбил любовные приключения и связанные с ними неприятности. Из-за последних, по-видимому, разлюбил первые.
Любопытно, что в последний стих предыдущей XXVI строфы как бы рифмуются с «бранью, саблей и свинцом» в таком прочтении.
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

Мотивы «неосторожности и здоровья» вполне согласуются с «венерической» темой.
Да и сам вопрос, и ответ на него звучат двусмысленно. Ведь ответ («Нет: рано чувства в нем остыли…» и т.д.) можно прочитать как относящийся к первому вопросу и ко второму. Если к первому: нет, не был счастлив, чувства остыли. Если ко второму: нет, не вотще, в конце концов неосторожность Онегина привела его к потере здоровья.
Прочтение «брани, сабли и свинца» в предложенном ракурсе вполне согласуется и с тем, что говорится об Онегине дальше: «Причудницы большого света! Всех прежде вас оставил он»; «И вы, красотки молодые, Которых позднею порой Уносят дрожки удалые По петербургской мостовой, И вас покинул мой Евгений». Последних Набоков прокомментировал так: «Куртизанки, которых удалые повесы мчат в открытых экипажах».
О травмированности пушкинского героя на любовном фронте говорят и слова второй главы:
В любви считаясь инвалидом,
Онегин слушал с важным видом.
Значение слова «инвалид» тогда было несколько иное, ближе к «ветеран», но в него входила сема «ранение» («Инвалид - вышедший в отставку военный, потерявший трудоспособность вследствие ранений или старости» - Словарь языка Пушкина). Латинское invalidus переводится как бессильный, слабый, больной. Едва ли Пушкин не учитывал этот «увечный» аспект значения.
Но можно пойти дальше.
В письме к Татьяне Онегин обронил такую фразу:
Я знаю, век уж мой измерен. ..
Не об этом ли своем недуге, лечение которого он прекратил или которое оказалось не очень удачным, пишет Татьяне Онегин? Не умирает ли он от венерической болезни? Или последствий лечения? То есть, не умирает ли он от того, что в первой главе было названо «свинцом»? Это было бы логичной карой за убийство Ленского свинцовой пулей. Мучительной, растянутой карой.
В первой главе (строфа VIII) есть еще одно любопытное место, которое, возможно, имеет отношение к «свинцовому» мотиву:
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, -
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный,
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.
Как заметил Валерий Лебедев , это место «написано специально двусмысленно. Можно отнести сказанное к Овидию Назону, но можно и к Онегину. Или к обоим одновременно. Получится что оба дали дуба «страдальцами от страсти нежной», то есть они страдали, а потом умерли от сифилиса. И произошло это в Молдавии, что сподручнее было сделать как раз Онегину. Ибо во времена Назона никакой Молдавии не было». Во времена Овидия сифилис не был известен, но умер он, действительно, от «Науки любви», книги, за которую был сослан из Рима.
Таким образом, мотив «свинца», будучи связан с «венерической» темой, позволяет не только прочитать прежде не прочитанный стих, но и реконструировать одну из скрытых тематических линий пушкинского романа.

А счастье было так возможно,
Так близко!..
А. Пушкин

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов XIX века. Поэта интересуют не только вопросы выбора жизненного пути, общественного служения, но и проблема личного счастья героя. Рассказывая о юности Онегина, автор уже в первой главе задается вопросом:

Но был ли счастлив мой Евгений, Свободный, в цвете лучших лет, Среди блистательных побед, Среди вседневных наслаждений?

Наверное, многие молодые люди мечтают о такой жизни, какую вел Онегин в юности:

Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут...

Вся жизнь Онегина заполнена развлечениями: балы, рестораны, театр, дружеские пирушки, светские приемы... Что еще нужно для счастья молодому, богатому и свободному человеку, познавшему «науку страсти нежной» и все премудрости светской жизни? Я думаю, что Онегин тоже так считал какое-то время. Пока он покорял свет, у него не было ни времени, ни поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастливым или хотя бы задумываться об этом. Хотя Пушкин на вопрос «Был ли счастлив Евгений?» отвечает отрицательно. Но это Пушкин. Он мудрее и старше. И он раньше своего героя понимает, что развлечения и удовольствия быстро надоедают и утомляют. Тем более, что Онегин не легкомысленный, пустой человек, который довольствовался бы забавами и роскошью. И вскоре Онегину действительно «наскучил света шум», «русская хандра им овладела понемногу». Покинув свет, Онегин пытается занять себя делом. Унаследовав от дяди заводы, земли и леса, Онегин рад был «прежний путь переменить на что-нибудь».

Первое время в деревне Евгений увлечен был хозяйственными преобразованиями, но потом «увидел ясно он, что и в деревне скука та же». Онегин скучает, но не страдает от одиночества и однообразия жизни. Чувства его дремлют. Он не знает, что может быть другая жизнь. Поэтому, встретив Татьяну, Онегин, хотя и «живо тронут был», «привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу» он потерять не захотел. Позже, в письме Татьяне, он скажет: «Я думал: вольность и покой — замена счастию...» Свою ошибку он поймет только тогда, когда узнает настоящее чувство. Любовь к Татьяне откроет ему иную жизнь, наполненную чувствами, желаниями, надеждами. Пожалуй, этот период жизни героя можно назвать счастливым. По крайней мере, Онегин узнал, что оно есть в жизни. В его жизни появился смысл, цель:

...поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами...

В письме к Татьяне Онегин признается ей, что любовь заполнила всю его душу, стала смыслом его жизни: Материал с сайта

Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я...

Но прозрение пришло к Онегину поздно. Выслушав ответ Татьяны, Онегин понимает, что «счастье было так возможно, так близко...» В этот момент он по-настоящему несчастлив, потому что, только узнав счастье, можно оценить его потерю, осознать всю пустоту и никчемность жизни.

Пушкин оставляет своего героя в минуту «злую для него».

Сумеет ли Онегин заполнить образовавшуюся пустоту служением общественному благу, высокой целью, мы не знаем. «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила его страсть для нового более сообразного с человеческим достоинством страдания?.. Не знаем... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца», — пишет В. Г. Белинский.

Единственное, что нам известно: Онегин успел узнать, что счастье есть, что даже ожидание его наполняет жизнь смыслом. И это лучше, чем вечный покой, праздность и скука.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • был ли счастлив евгений онегин
  • был ли счастлив мой онегин в деревне презентация
  • статьи 2012 по литературе на тему пушкин
  • были ли счастливы татьяна и онегин
  • сочинение на тему но был ли счастлив мой евгений