» » Сказка про гидру биология 7. Дидактические сказки по биологии

Сказка про гидру биология 7. Дидактические сказки по биологии

Особенности организации кишечнополостных.

Сказка про то, как гидра всех удивляла.

В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила - была гидра, и вид у неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась - то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно.

Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра - непонятная, необычная и очень одинокая.

Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.

· Рассмотрите живую гидру на часовом стекле или на рисунке. Какими необычными особенностями в строении тела обладает гидра?

· Опишите способ передвижения гидры

· На рисунке или таблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца, окружающие ротовое отверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью которых она добывает пищу и защищается от врагов.

· Найдите на рисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте учебника найдите информацию о функциях этих клеток и заполните предложенную таблицу.

Функции клеток тела пресноводной гидры.

Тема: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки.

Сказка о царице Кукурузе.

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

"- Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель - соломина, а уж о знатности моей и так всем известно"

"- А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама" - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей - гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии - портреты злаков.

Вопросы и задания.

1. Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.

2. Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.

3. Чем прославились растения этого семейства?

Тема урока: Семейство Бобовые

Как царь Горох загадки загадывал.

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами - и цветками-мотыльками, и плодами - лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому - то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

Задания к сказке.

1. Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?

2. Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)

3. Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист - перчатка.

Плод - лопатка,

А цветок - мотылёк.

Что же это за подвох?

Вдруг на дереве - горох!

Цветок - крылатка,

Плод - лопатка.

Плод зелен и молод,

Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Тема: Моховидные. Зелёный мох кукушкин лён.

Лесной карлик.

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты - не настоящее растение, у тебя даже и корней нет"- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники - мхи являются настоящими растениями.

· Как вы думаете, мхи - настоящие высшие растения или нет?

· Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Тема урока: Простейшие. Особенности организации.

Один день из жизни амёбы обыкновенной.

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда - то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась - вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час" - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

· О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?

· Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.

· Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.

Как дружат деревья и грибы.

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

· Какое биологическое явление описывается в этой сказке?

· Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

Тема: Размножение и развитие насекомых.

Приключения майского жука.

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух.

Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.

Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

"Кто ты?" - спросил майский жук.

"Я - твоя личинка" - ответила толстая уродина. "Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

"Ну и ну"- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.

Биология – увлекательная и интересная наука. Часто можно видеть, как дети с удовольствием и любовью ухаживают за растениями и животными, смотрят фильмы о живой природе. Но вот приходя на уроки биологии, сталкиваются с необходимостью знакомиться с множеством новых научных терминов, понятий, которые им порой неинтересны и непонятны. Не всем бывает интересно изучать программный материал, постепенно теряется желание изучать предмет, начинаются проблемы с успеваемостью.

В то же время, всем очевидно, что только тот урок будет интересен, на котором царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Одним из способов решения проблемы может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных педагогических приёмов. Использование на уроках биологии особенно в 6-7 классах при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только учащиеся.

Дидактические сказки пишутся в соответствии с определённым алгоритмом.

  1. Описание сказочной страны, её героев.
  2. Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься.
  3. Финал сказки.
  4. Задания для учащихся.

Сказка обязательно должна быть дополнена наглядными источниками информации (таблицы, рисунки, слайды, гербарии)

На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки- загадки – при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.

Кроме этого, при составлении сказок учитывается тема урока, тип урока, так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Обычно дидактическую сказку я применяю на уроке изучения нового материала и обязательно в сочетании с другими приёмами обучения.

Ниже приводятся дидактические сказки, которые были составлены и опробованы при изучении биологии в 7-м классе. К каждой сказке обязательно составляются задания для самостоятельной работы.

Тема урока: Особенности организации кишечнополостных.

На доске вывешивается учебная таблица с изображением пресноводной гидры или демонстрируется слайд с изображением гидры. Учитель предлагает внимательно рассмотреть гидру, отметить необычные черты в строении её тела и читает сказку.

Сказка про то, как гидра всех удивляла.

В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно.

Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.

Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.

  • Рассмотрите живую гидру на часовом стекле или на рисунке. Какими необычными особенностями в строении тела обладает гидра?
  • Опишите способ передвижения гидры
  • На рисунке или таблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца, окружающие ротовое отверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью которых она добывает пищу и защищается от врагов.
  • Найдите на рисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте учебника найдите информацию о функциях этих клеток и заполните предложенную таблицу.

Функции клеток тела пресноводной гидры.

Тема: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки.

Сказка о царице Кукурузе.

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.

Вопросы и задания.

  1. Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.
  2. Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.
  3. Чем прославились растения этого семейства?

Тема урока: Семейство Бобовые

Как царь Горох загадки загадывал.

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

Задания к сказке.

  1. Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?
  2. Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике (стр.85) и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)
  3. Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист – перчатка.
Плод – лопатка,
А цветок – мотылёк.

Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох!

Цветок – крылатка,
Плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Тема: Моховидные. Зелёный мох кукушкин лён.

Лесной карлик.

В чащелеса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет”- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

Задания:

  • Как вы думаете, мхи – настоящие высшие растения или нет?
  • Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Тема урока: Простейшие. Особенности организации.

Один день из жизни амёбы обыкновенной.

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания.

  • О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?
  • Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.
  • Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.

Как дружат деревья и грибы.

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

Задания:

  • Какое биологическое явление описывается в этой сказке?
  • Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

Тема: Размножение и развитие насекомых.

Приключения майского жука.

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух.

Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.

Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

“Кто ты?” - спросил майский жук.

“Я – твоя личинка” - ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

“Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.

Нетрадиционные темы сочинений по зоологии

Исходя из этих соображений, я стал предлагать ученикам нетрадиционные темы сочинений по биологии. Благодаря им творческий интерес учеников не ослабевал практически до конца учебного года. Ниже приведу некоторые из них.

1. Тема: «Простейшие»

Возможные темы сочинений:

    Школа простейших.

    Расписание уроков в школе простейших.

    Инфузория Аграфена (Амеба Никодим) идет в первый класс.

: «Постарайтесь пофантазировать, придумать, какие учебные предметы должны быть в школе для одноклеточных, как проходят уроки у разных классов, как устроена столовая в этой школе, как и что в ней могут есть представители разных классов. Придумайте учебные пособия к некоторым предметам, объясните, как ими будут пользоваться разные простейшие. Попробуйте описать учебный день одноклеточного, поподробнее остановитесь на каком-нибудь уроке. Опишите кружки, спортивные секции, медосмотры и вообще все, что придет в голову. Условие только одно: ваши фантазии должны отражать реальные биологические особенности животных».

2. Тема: «Кишечнополостные»

Возможные темы сочинений:

    Сказка про гидру.

    Один день из жизни гидры.

    Мемуары пресноводной гидры.

    Гидра-путешественница.

Примерное пояснение для учеников : «Напишите сказку о неунывающей веселой гидре, о том, как она родилась, путешествовала, какие у нее были приключения. Важно только, чтобы в сказке были отражены реальные биологические особенности животного».

3. Тема: «Плоские черви. Планария»

Возможные темы сочинений:

    Знак зодиака – Белая Планария.

    Наступает год Белой Планарии.

Примерное пояснение для учеников : «Вы наверняка хоть раз в жизни читали гороскоп, знаете свой знак зодиака и символ года рождения. Конечно, вы замечали, что знак зодиака не случайно связан с определенным существом. В характере человека, как считают астрологи, есть что-то от повадок того животного, под созвездием которого он родился. А теперь представьте, что на небе есть созвездие Белой Планарии. Учитывая ее реальные биологические особенности, попытайтесь сочинить гороскоп человека, рожденного под этим знаком».

4. Тема: «Плоские черви. Бычий цепень и печеночный сосальщик»

Возможные темы сочинений:

    Донос бычьего цепня на печеночного сосальщика.

    Донос печеночного сосальщика на бычьего цепня.

5. Тема: «Круглые черви»

Возможные темы сочинений:

    Признание в любви самца аскариды.

    Как аскарид полюбил аскаридочку.

Примерное пояснение для учеников : «Все животные, о которых мы говорили до сих пор, были гермафродитами. Какая между ними может быть любовь?! А аскариды – другое дело. Они не только раздельнополые, но и с половым диморфизмом. Вот и представьте себе, что самец аскариды просто потерял от страсти голову (окологлоточное кольцо). Как он признается в любви своей избраннице? Какие скажет комплименты, что подарит? Придумайте все это, только используйте побольше биологических фактов».

6. Тема: «Кольчатые черви»

Возможные темы сочинений:

    Бухгалтерская книга дождевого червя.

    Отчет червя Колечкина (Малощетинкиной) о проделанной работе в огороде.

Примерное пояснение для учеников : «Дождевые черви, как я уже говорил на уроке, – великие труженики. Допустим один из них, какой-нибудь Колечкин (Малощетинкина) был отправлен в командировку для улучшения огорода. По возвращении он представил отчет, где подробно указал, что и как он сделал и почему огороду это было полезно. В конце отчета он предлагает свои соображения о повышении эффективности работы дождевых червей в приусадебных хозяйствах. К отчету могут прилагаться и данные статистики: сколько своих коллег встретил Колечкин на вверенной ему сотке земли, сколько граммов почвы он переработал за отчетный период, и т.д.»

7. Тема: «Моллюски»

Возможные темы сочинений:

    Инструкция по эксплуатации раковины.

    Магазин на диване предлагает новые модели раковин.

Примерное пояснение для учеников : «Когда мы изучали классы двустворчатых и брюхоногих моллюсков, мы видели, какую колоссальную роль в их жизни играет раковина. Конечно, некоторые моллюски от нее отказались. Но таких меньшинство, да они, может, уже и жалеют. Вот если бы раковины продавались... Но к каждой новой купленной вещи должна прилагаться инструкция по эксплуатации, т.е. по использованию. Вам, конечно, приходилось читать такие «бумажки» к телевизорам, пылесосам и т.д. Попробуйте сочинить инструкцию по использованию раковины – такой нужной и полезной вещи в хозяйстве мягкотелого!»

8. Повторение и обобщение

Возможные темы сочинений:

    Восторженная ода, гимн, песнь красоте и гармоничности изученных животных, их жизненных циклов и т.д.

    Газета объявлений «Всего понемногу от эвглены до осьминога».

    Газета новостей «Вечерний беспозвоночный».

    Жалобная книга беспозвоночных.

1. Не стоит давать слишком общие темы сочинений. Размытые рамки тем делают их однообразными и не поддерживают длительный интерес ученика.

2. Не стоит придавать большое значение орфографическим или грамматическим ошибкам в сочинении. Чрезмерное внимание к правописанию может отвлечь ученика от свободного творчества.

3. Определенной проблемой является оценивание творческих заданий. Оценивать решение проблемного вопроса, выполнение нетрадиционной, творческой или очень сложной работы мне удобно обычными наклейками. Наклейки нужны небольшие, недорогие, желательно биологической тематики (цветы, насекомые, звери, динозавры и т.п.). Ученики вклеивают их в тетрадь на определенное место непосредственно на глазах учителя. Это предотвращает обмен наклейками между учениками (вклеенная, она уже никому не нужна). В 6-х и 7-х классах «отлично» я ставлю за три наклейки, а в 8-х и 9-х классах – за пять наклеек.

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

Проблемно-обучающие технологии

Изучение нового материала.

Личностно – ориентированные технологии

Итог урока, самооценивание, домашнее задание

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

На всех этапах урока

Здоровьесберегающие технологии

Физкультминутка, рефлексия.

Технология сотрудничества

Изучение нового материала

Задачи урока:

Образовательные: иметь представление об особенностях строения гидры и дифференцировании клеток ее тела. Сформировать знания о классификации гидры

Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, микроскопом, сравнивать , выделять главное обобщать делать соответствующие выводы .

Воспитывающие: создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и самооценивания, умения рефлексировать.

Оборудование урока: Таблица “Пресноводная гидра, мультимедийный проектор, презентация “Пресноводная гидра”, микроскопы, микропрепарат “Гидра”.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

(фронтальный опрос)

3. Изучение нового материала

4.Физкультминутка

5.Возвращается к проблеме

6. Закрепление.

7.Рефлексия

9. Домашнее задание.

1Приветствие учащихся. 2Проверка организации рабочих мест.

3Проводит фронтальный опрос по пройденным темам.

4Постановка проблемы для определения темы и цели урока. Слайд 1. 2.3. Раздает рабочие листы.

5Предлагает обучающимся просмотреть п. 13 и п. 14. и совместно заполнить таблицу «Классификация кишечнополостных»

6Вводит понятие «Лучевой симметрии» опираясь на математические знания обучающихся.

7Ориентирует обучающихся на работу с учебником с.57: найти особенности строения пресноводной гидры и среды ее обитания. Слайд 4.5

8Предлагает зарисовать внешнее строение гидры в тетрадь. Слайд 6.

9Предлагает настроить микроскоп и рассмотреть готовый микропрепарат гидры

10Объяснение учителем внутреннего строения Кишечнополостных на примере гидры с записью в таблицу. Слайд 7- 17

11Проводит гимнастика для глаз. Представить себя гидрой и показать ее движения Слайд 18,19,20

12Дочитывает опыт А.Трамбле и предлагает найти в учебнике название этого процесса

13Фронтальная беседа, заполнение пропусков в тексте.

14Составить синквейн.

Слайд 21

Гидра

2 прилагательных

3 глагола

Вывод одним предложением

Синоним слову Гидра.

15Предлагает самооценивание на уроке. Выставляет оценки в журнал.

16Написано на доске заранее п.13

На выбор: Сообщение о Кишечнополостных (медузы, кораллы, актинии) или сочинить о них сказку.

Слайд 22

1Приветствие учителя.

2Организация рабочих мест.

3Отвечают по поднятой руке.

4Анализируют и с помощью наводящих вопросов выходят на тему урока, формируют цели.

5Самостоятельно ориентируясь в п.13, 14 заполняют основные таксономические группы в рабочих листах. Кишечнополостных. 6Беседа с учителем.

7Работают с учебником. Зачитывают ответы по поднятой руке.

8Делают рисунок в тетради и подписывают основные части тела.

9Настраивают микроскоп и рассматривают.

10Заполняют таблицу в рабочем листе ориентируясь на презентацию, рассказ учителя.

11Делают гимнастику для глаз и фантазируют в движениях движение гидры.

12Обучающиеся находят процесс «регенерация»

13Отвечают на вопросы по поднятой руке. Работают в рабочем листе. Зачитывают предложения по очереди.

14Составляют синквейн, зачитывают по желанию. Говорят насколько поняли материал.

15Проводят самооценивание с выставлением оцено в дневник

16Записывают п.13 и задание на выбор.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

1. На какие царства делится все Живое на земле?

2. Какое царство и подцарство мы изучили на предыдущих уроках?

3. Какие классы вы знаете в подцарстве Простейшие? Назовите их особенности.

4.Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом?

5.Назовите органеллы простейших. Какие функции они выполняют?

6.Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти способы.

7.Назовите известные вам заболевания, вызываемые простейшими, и меры предупреждения этих заболеваний?

8. Какое животное называют колониальным и почему?

3. Изучение нового материала.

Учитель подводит итог, повторению отмечая, что на примере изучения простейших учащиеся узнали об одноклеточных микроскопических животных, имеющих большое значение в природе и жизни человека. Важно при этом подчеркнуть, что простейшие представляют собой ранний этап исторического развития органического мира.

Затем учитель читает

Более двух с половиной веков назад из Швейцарии в Голландию приехал молодой человек. Он только что завершил университетское образование в области естествознания. Нуждаясь в деньгах, он решил наняться в гувернеры к одному графу. Эта работа оставляла ему время для проведения собственных исследований. Звали молодого человека Абраам Трамбле. Его имя вскоре стало известно всей просвещенной Европе. А прославился он, изучая то, что было в прямом смысле слова у всех под ногами, - весьма простые организмы, водившиеся в лужах и канавах. Слайд 1. Один организм он описывал так: «Я отрезал голову у восьми матерей, имевших детей, у которых руки еще не появились... Затем я четвертовал одного из них».

С кем же Трамбле так жестоко обращался, описывая свои опыты?

Слайд 2.

«Это действительно настоящее чудовище. Длиннющие, вооруженные особыми стрекательными капсулами на щупальцах. Рот, который растягивается так, что может поглотить жертву, намного превосходящую саму гидру по величине. Гидра ненасытна. Она питается постоянно. Поедает несметное количество добычи. Гидра всеядна.»

Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

(постановка цели урока с помощью обучающих)

Учитель записывает тему урока на доске, обучающиеся в тетради.

Приложение 1 у каждого обучающегося Слайд 3.

Тема: Тип Кишечнополостные. Общая характеристика Пресноводная гидра.

Вспоминаем, смотрим п. 13,14 заполняем начало таблицы Классификация Кишечнополостных..

Царство:

Подцарство:

Тип:

Класс

Класс

Класс

Представитель

Представитель

Представитель

Слайд 4.

Пресноводная гидра относится к типу Кишечнополостных животных. Среди представителей типа кишечнополостных, живущих в морях, встречаются сидячие формы – полипы и свободноплавающие – медузы. Гидра пресноводная также является полипом.

Важно раскрыть понятие «лучевая симметрия». В связи с этим целесообразно повторить знания из математики о симметрии, и ее элементах (ось симметрии, плоскость симметрии). Слайд 5.

Учитель объясняет, что полип, в переводе с греческого – многоног, т.е. имеет много щупалец (слайд 3, схема лучевой симметрии слайд 4). Эти щупальца как лучи расходятся во все стороны. Такая симметрия тела называется «лучевой». Она характерна для малоподвижных форм животных.

В учебнике на странице 57 прочитайте и расскажите, какова среда обитания и величина пресноводной гидры (ребята находят, зачитывают.) Слайд 6.

Тело гидры в виде тонкого продолговатого мешочка длиной всего от 2–3 мм до 1 см прикрепляется к растению или другому субстрату нижним концом. Нижняя часть тела называется подошвой. На другом конце тела гидры расположен рот, окруженный венчиком из 6–8 щупалец.

Зарисуйте в тетрадь внешнее строение гидры, подпишите части тела.

Рассмотрим гидру на готовом микропрепарате.

Работа с микропрепаратом. Рассмотрите внешнее строение гидры.

Клеточное строение гидры Слайд 7

Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев клеток: наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермы. Между ними имеются слабо дифференцированные клетки - мезоглея. Полость, образованная этим мешком, называется кишечной.

Работаем с п.57, презентацией и вместе заполняем приложение 1 Внутреннее строение

На доске выполняется таблица учителем, а ребята – делают ее в тетради.

Эктодерма (наружный слой)

Энтодерма (внутренний слой)

Кожно-мускульные (покровы тела, сокращение).

Пищеварительные клетки (пищеварение внутри клетки, образование пищеварительных вакуолей).

Стрекательные (нападение, защита)

Железистые клетки (выделение пищеварительного сока).

Половые (размножение).

Нервные (образование диффузной нервной системы).

Промежуточные клетки (регенерация)

Одновременно с заполнением таблицы учитель продолжает объяснение о строении клеток эктодермы и энтодермы.

Слайд 8, 9,10,11

Заполняем схему “Клетки эктодермы”

Работаем самостоятельно. Заполнить схему “Клетки энтодермы” Слайд 12

Какие процессы жизнедеятельности характерны для живых организмов?

Движение гидры. Слайд 13,

Строение нервной систем. Раздражимость. Слайд 14,15.

Питание

Гидра – активный хищник. Об этом сказал еще Абрам Трамбле, наблюдая за гидрой.

Если гидра голодна, ее тело вытягивается во всю длину и щупальца свисают вниз. Проглоченная гидрой пища раздражает чувствительные клетки энтодермы. В ответ на раздражение они выделяют в кишечную полость пищеварительный сок. Под его влиянием происходит частичное переваривание пищи.

Слайд 16,17.

Размножение

Размножается гидра половым и бесполым (почкование) путями. Почкуется она обычно летом. К осени в теле гидры образуются мужские и женские половые клетки, и происходит оплодотворение.

4.Физкультминутка Гимнастика для глаз.

Представить себя гидрой и показать ее движения

5.Возвращается к проблеме Слайд 18,19,20

А. Трамбле писал дальше: «Через десять дней на дне банки сидели, как ни в чем не бывало, две гидры-близняшки. Длинными тонкими щупальцами они ловили мелких рачков и засовывали себе в рот. Следовательно, гидра все-таки животное. Существо, которое можно без вреда для него разрезать надвое! На четыре части! Это невероятно! «Вначале я с трудом верил своим глазам... Кто мог вообразить, что у нее отрастет голова!» – восторженно записывает Трамбле свои впечатления.

Какой процесс описывал А.Трамбле? (найдите в учебнике) Регенерация

6. Закрепление.

  1. Назовите характерные признаки внешнего строения пресноводной гидры.
  2. Из каких клеток состоит эктодерма? Каковы их функции?
  3. Что такое рефлекс? Какова роль нервной системы в жизни гидры?
  4. Что такое регенерация?

2. Заполните пропуски в тексте.

Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток. Внутри тела имеется________ полость. В ____________ слое располагаются различные клетки. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы. Яд _________________ в добычу. Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.

7.Рефлексия

Составить синквейн. Слайд 21

Гидра

2 прилагательных

3 глагола

Вывод одним предложением

Синоним слову Гидра.

8. Итог урока, самооценивание.

9. Домашнее задание. Слайд 22

  1. Изучить параграф 14.
  2. Повторить признаки кишечнополостных животных.
  3. Подготовить сообщения о кишечнополостных животных (медузах, кораллах, актиниях).
  4. Написать сказку про Гидру.

(3 или 4 на выбор)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

В озерах, речках или прудах с чистой, прозрач-ной водой на стеблях водных растений встречается малень-кое полупрозрачное животное — полип гидра («полип» оз-начает «многоног»). Это прикрепленное или мало-подвижное кишечнополостное животное с многочислен-ными щупальцами. Тело обыкновенной гидры имеет почти правильную цилиндрическую форму. На одном конце на-ходится рот, окруженный венчиком из 5—12 тонких длин-ных щупалец, другой конец вытянут в виде стебелька с подошвой на конце. При помощи подошвы гидра прикреп-ляется к различным подводным предметам. Тело гидры вместе со стебельком обычно длиной до 7 мм, зато щу-пальца способны вытягиваться на несколько сантиметров.

Лучевая симметрия

Если вдоль тела гидры провести воображаемую ось, то ее щупальца будут расходиться от этой оси во все стороны, как лучи от источника света. Свешиваясь вниз с какого-нибудь водного растения, гидра постоянно покачивается и медленно водит щупальцами, подстерегая добычу. Так как жертва может появиться с любой стороны, лучеобразно расставленные щупальца луч-ше всего соответствуют такому способу охоты.

Лучевая симметрия характерна, как правило, для жи-вотных, ведущих прикрепленный образ жизни.

У гидры обмен веществ в 1,5 раза быстрее, чем он был бы у одноклеточного тех же размеров и скорость обмена зависит от температуры воды. Она возрастает приблизительно в 2 ра-за при увеличении температуры среды на 10 °C.

Дыхание

Органов дыхания у гидры нет. Растворенный в воде кислород проникает в гидру через всю поверхность ее тела.

Регенерация

В наружном слое тела гидры имеются также очень маленькие округлые клетки с крупными яд-рами . Эти клетки называют промежуточными. Они играют в жизни гидры очень важную роль. При повреждении тела промежуточные клетки, расположенные вблизи от ран, начинают усиленно расти. Из них образуются кожно--мускульные, нервные и другие клетки, и поврежденное место быстро зарастает.

Если разрезать гидру поперек, то на одной из ее половинок вырастают щупальца и появляется рот, а на другой возникает стебелек. Получаются две гидры. При продольном разрезе можно получить многоголовую гидру.

Способность к восстановлению утраченных и поврежденных частей тела называется регенерацией . У гидры она развита очень сильно. Регенерация в той или иной степени характерна также для остальных животных и человека.

Нервная система

Стрекательные клетки

Все тело гидры и осо-бенно ее щупальца усажены большим количеством стре-кательных, или крапивных, клеток (рис. 34). Каждая из этих кле-ток имеет сложное строение.

Органы чувств

Органы чувствне развиты. Гидра осязает всей поверхностью, особенно чувстви-тельны щупальца (чувствительные волоски), выбрасываю-щие стрекательные нити.

Размножение гидры

Классификация

Гидра — представитель Кишечнополостных животных; относится к типу Стрекающие, и классу Гидроид-ные .

Кишечнополостные — это двуслой-ные многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию и единственную полость тела — кишечную (отсюда и название). Кишечная полость связана с наружной средой только через рот. Нервные клетки образуют нервное сплетение. Для всех кишечнополостных ха-рактерно наличие стрекательных клеток. Все кишечнопо-лостные — хищники . Кишечнополостных насчитывается более 9000 ви-дов, они обитают исключительно в водной среде, большинство которых распространено преимущественно в морях.

Вопросы по этому материалу: