» » Словарь ударений егэ русский. ЕГЭ по русскому языку: ударения

Словарь ударений егэ русский. ЕГЭ по русскому языку: ударения

Среди 27 заданий КИМа по русскому языку в 2019 году традиционно будут и вопросы по орфоэпии, поэтому на этапе подготовки важно выучить все слова, входящие в орфоэпический минимум ЕГЭ, составленный ФИПИ.

Орфоэпия – раздел русского языка, изучающий нормы и правила произношения слов и расстановки ударения.

Орфоэпические нормы в устной речи

Соблюдение орфоэпических норм – важный параметр оценки устной речи, ведь неправильное произношение слов и неверное ударение режут слух окружающих и характеризуют говорящего, как человека неграмотного и необразованного.

Среди миллионов слов, звучание которых у каждого на слуху, есть небольшая группа, запоминание которых для многих людей является проблематичным.

Стоит заметить, что нормы орфоэпии не являются чем-то статичным. С течением времени произношение некоторых слов меняется под влиянием самых различных факторов. Все современные нормы собраны в орфоэпический словарь, но для успешной сдачи в 2019 году ЕГЭ по русскому языку выпускникам 11-х классов будет достаточно хорошо знать орфоэпический минимум, в который вошли около 300 слов.

Структура КИМа 2019 года

ЕГЭ по русскому языку длится 3,5 часа (210 минут).

Билет 2019 года по русскому языку будет включать в себя 27 заданий, 5 из которых будут направлены на проверку того, как выпускник владеет языковыми нормами устной речи. Среди этих заданий ЕГЭ 2019 года обязательно попадутся вопросы на расстановку ударения в словах, входящих в орфоэпический минимум.

Все задания билета будут разделены на уровни сложности следующим образом:

Таким образом, за правильное выполнение 27 заданий экзаменуемый сможет набрать 58 первичных баллов.

Список слов для заданий по орфоэпии

Специально для учащихся 11-х классов, проходящих этап подготовки к ЕГЭ 2019 года, в ФИПИ составили орфоэпический минимум – мини-словарик, в котором указаны все ударные гласные в сложных для запоминания словах.

Предлагаем вашему вниманию такой словарик с удобным разделением слов по алфавиту и указанием правильного ударения.

Орфоэпические нормы в ЕГЭ 2018 — это правильная постановка ударения. Это важное задание, при выполнении которого, как считают многие преподаватели и ученики, можно рассчитывать только на удачу. Но это в корне неправильный подход к изучению 4 задания. Конечно, орфоэпия русского языка очень непоследовательна, русские слова не имеют фиксированного ударения во всех словах, но, тем не менее, закономерности есть и их нужно знать, чтобы говорить правильно и сдать ЕГЭ на 100 баллов.

Некоторые хитрости для выполнения задания. Мы здесь рассматриваем закономерности и слова, которые встречаются в ЕГЭ и есть в официальном списке. Все закономерности касаются слов, встречающихся в ЕГЭ.

1) Глаголы прошедшего времени зачастую имеют ударение на том слоге, что и в инфинитиве. Но в ЕГЭ в большинстве случаев встречаются глаголы, в которых ударение падает на ЛА: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать,лгать, лить, пить, рвать и др (Пример: бралА, былА и т.д.) А также встречаются исключения: красть, класть, слать, стлать послать пасть красться)

Пример: клАла, послАла, постлАла, слАла крАлась, прислАла. Следует обратить внимание на глаголы на вЫ в прошедшем времени: вЫлила, вЫжила и т.д.

2) Причастия с Ё(включЁнный, решЁнный и т.д) составляют весомую часть всех слов. Посмотрите ниже и увидите, что этих слов в ЕГЭ много. Трудность состоит в том, что в формулировке задания пишется буква Е, а не Ё.

3) Другие части речи с Ё. Если в слове есть Ё, значит ударение будет падать на Ё.

4) Большинство глаголов, заканчивающихся на ИТ и ИТЬ имеют ударения на последнем слоге (ЩемИт защемИт). Кроме: плодонОсит полОжит кУтит принУдит опОшлить (опОшлит, оклЕит озлОбит освЕдомится…)

5) Деепричастия на -яв, -ыв — ав (поднЯв, принЯв и т.д)

6) В большинстве глаголов будет ударение на Ировать. Но есть случаи, где ударение падает на овАть

7) В заимствованных словах из французского, немецкого, английского языков ударение падает на последний слог: жалюзИ партЕр экспЕрт диспансЕр дефИс квартАл

8) В кратких прилагательных женского рода ударение падает на последний слог: вернА. ловкА и т.д

9) Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание,то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе,живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее,печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее

10) В существительных с окончанием на -лог ударение падает на последний слог: каталОг, диалОг, некролОг, монолОг, эпилОг. НО: анАлог.

11) В существительные с окончанием на -вод — ударение падает на последний слог: нефтепровОд, газопровОд, мусоропровОд.

Орфоэпический словник, составленный ФИПИ

Имена существительные:

АэропОрты, неподвижное ударение на 4-м слоге

БАнты, неподвижное ударение на 1-м слоге

БОроду, В. п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-м слоге

БухгАлтеров, Р. п. мн. ч., неподвижное ударение на 2-м слоге

ВероисповЕдание, от: веру исповЕдать

ГраждАнство

ДефИс, из немецкого языка, где ударение на 2-м слоге

ДиспансЕр, слово пришло из английского языка через посредство французского языка, где ударение всегда на последнем слоге

ДоговорЁнность

ДокумЕнт

ДосУг

ЖалюзИ, из французского языка, где ударение всегда на последнем слоге

ЗнАчимость, от прил. знАчимый

КаталОг, в одном ряду со словами: диалОг, монолОг, некролОг и т. п.

КвартАл, из немецкого языка, где ударение на 2-м слоге

КорЫсть

КрАны, неподвижное ударение на 1-м слоге

ЛЕкторы, лЕкторов, ударение на 1-м слоге, как и в слове бант(ы)

МЕстностей, Р. п. мн. ч., в одном ряду со словоформами: пОчестей, чЕлюстей… но: новостЕй

НамЕрение

НедУг

НОвости, новостЕй, но: мЕстностей

НОготь, нОгтя, неподвижное ударение во всех формах ед. ч.

Отрочество, от Отрок — подросток

ПортфЕль

ПОручни

СвЁкла

СирОты, И. п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-м слоге

СрЕдства, И. п. мн. ч.

СозЫв

ТамОжня

ТОрты, тОртов

ЦепОчка

ШАрфы, как бАнты

ШофЁр, в одном ряду со словами: киоскЁр, контролЁр…

ЭкспЕрт, из французского языка, где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные:

ВернА, краткое прил. ж. р.

ЗнАчимый

КрасИвее, прилагательное и наречие в сравнительной степени

КрасИвейший, превосходная степень прилагательного

КУхонный

ЛовкА, краткое прилагательное ж. р.

МозаИчный

ОптОвый

ПрозорлИва, краткое прилагательное ж. р., в одном ряду со словами: смазлИва, суетлИва, болтлИва… но: прожОрлива

СлИвовый, образовано от: слИва

Глаголы:

Брать — бралА

БрАться — бралАсь

Взять — взялА

ВзЯться — взялАсь

ВлИться — влилАсь

ВорвАться — ворвалАсь

ВоспринЯть — воспринялА

ВоссоздАть — воссоздалА

ВручИть — вручИт

Гнать — гналА

ГнАться — гналАсь

ДобрАть — добралА

ДобрАться — добралАсь

ДождАться — дождалАсь

ДозвонИться — дозвонИтся, дозвонЯтся

Ждать — ждалА

ЖИться — жилОсь

ЗакУпорить

ЗанЯть — зАнял, занялА, зАняло, зАняли

ЗаперЕть — заперлА

ЗаперЕться — заперлАсь (на ключ, на замок и т. п.)

Звать — звалА

ЗвонИть — звонИшь, звонИт, звонИм

КлАсть — клАла

Лгать — лгалА

Лить — лилА

ЛИться — лилАсь

НаврАть — навралА

НаделИть — наделИт

НадорвАться — надорвалАсь

НазвАться — назвалАсь

НакренИться — накренИтся

НалИть — налилА

НарвАть — нарвалА

НачАть — нАчал, началА, нАчали

ОбзвонИть — обзвонИт

ОблегчИть — облегчИт

ОблИться — облилАсь

ОбнЯться — обнялАсь

ОбогнАть — обогналА

ОбодрАть — ободралА

ОбодрИть

ОбодрИться — ободрИшься

ОбострИть

ОдолжИть — одолжИт

ОзлОбить

ОклЕить

ОкружИть — окружИт

ОпломбировАть, в одном ряду со словами: формировАть, нормировАть, сортировАтъ…

ОсвЕдомиться — освЕдомишься

ОтбЫть — отбылА

ОтдАть — отдалА

ОткУпорить — откУпорил

ОтозвАть — отозвалА

ОтозвАться — отозвалАсь

ПерелИть — перелилА

ПлодоносИть

ПовторИть — повторИт

ПозвАть — позвалА

ПозвонИть — позвонИшь — позвонИт

ПолИть — полилА

ПоложИть — положИл

ПонЯть — понялА

ПослАть — послАла

ПрибЫть — прИбыл — прибылА — прИбыло

ПринЯть — прИнял — прИняли

Рвать — рвалА

СверлИть — сверлИшь — сверлИт

Снять — снялА

СоздАть — создалА

СорвАть — сорвалА

УбрАть — убралА

УглубИть

УкрепИть — укрепИт

ЧЕрпать

ЩемИть — щемИт

ЩЁлкать

Причастия:

ДовезЁнный

ЗАгнутый

ЗАнятый — занятА

ЗАпертый — запертА

ЗаселЁнный — заселенА

НаделЁнный

НажИвший

НалитА

НачАвший

НАчатый

НизведЁнный — низведЁн

ОбодрЁнный — ободрЁн — ободренА

ОбострЁнный

ОтключЁнный

ПовторЁнный

ПоделЁнный

ПонЯвший

ПрИнятый

ПриручЁнный

ПрожИвший

СнЯтый — снятА

СОгнутый

НачАв

НачАвшись

ОтдАв

ПоднЯв

ПонЯв

ПрибЫв

Наречия:

ВОвремя

ДобелА

ДОверху

ДонЕльзя

ДОнизу

ДОсуха

ЗАсветло

КрасИвее, прил. и нареч. в сравн. ст.

НавЕрх

НадОлго

НенадОлго

Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

Как репетитор английского языка я работаю уже много лет и готовлю своих учеников, как к вступительным, так и к выпускным экзаменам. Я могу сказать, что любой экзамен является серьезным испытанием для абитуриента, а ЕГЭ по английскому языку – это один из самых сложных экзаменов в среднеобразовательной школе. Ведь это не только выпускной, но и вступительный экзамен в институт! Поэтому к подготовке следует подходить со всей ответственностью.
Для того чтобы сдать ЕГЭ по английскому языку на высокий бал (84-100), необходимо иметь уровень знаний не ниже upper-intermediate. Именно на такой уровень необходимо ориентироваться, если ваша цель - поступить в ведущие ВУЗы Москвы.

Литературы для подготовки к единому государственному экзамену выпущено немало. В основном, это пособия с набором примерных вариантов ЕГЭ по английскому языку. Такие пособия очень полезны на последнем этапе обучения, когда у ребёнка уже сформировался определённый грамматический, лексический и разговорный уровень, многие темы программы изучены, и целью учителя остается теперь сориентировать учащегося на новую форму тестирования. Опытный педагог прекрасно понимает, что без формирования прочного теоретического фундамента базирующегося на знаниях различных компетенций, никакое натаскивание не поможет в выборе правильного ответа. Для этой цели существуют разные учебники как отечественных, так и зарубежных авторов. И те, и другие имеют свои плюсы и минусы. Поэтому в выборе учебников я всегда стараюсь воспользоваться теми заданиями, которые наиболее полезны в обучении конкретного ребёнка и могут дать лучший результат. Не забывайте, что любой опытный репетитор будет ссылаться и на свои методические пособия, разработки и идеи.

Аудирование является видом речевой деятельности, вызывающим наибольшее количество трудностей не только у тех, кто начинает изучать язык или готовиться к разнообразным видам экзаменов, но и у тех, кто оказывается в иноязычной среде и вынужден принимать самостоятельные решения. Для начала надо ответить на следующие вопросы:
1)Что такое аудирование и чем оно отличается от слушания?
2)Почему этот вид речевой деятельности вызывает наибольшее количество трудностей?
3)Как обучение аудированию связано с формированием смежных языковых и речевых навыков?
Во-первых, аудирование Listening Comprehension- это процесс восприятия и понимания речи на слух. Научить учащихся понимать речь на слух - одна из важнейших целей обучения английскому языку. В ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием, как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности. Часто помимо восприятия речи на слух мы выполняем и другие действия: наблюдаем, говорим, пишем. Любая аудиозапись дает информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения. Поэтому аудирование является средством обучения. Провести четкую грань между аудированием и говорением в данном случае просто невозможно. Даже термин « устная речь» изначально предполагает навыки аудирования.
Во-вторых, к трудностям аудирования можно отнести:
А)трудности, вызванные условиями аудирования(внешние шумы, качество записи, плохая акустика)
Б)трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи(отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста, особенности дикции, темпа, паузации)
В-третьих, психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования. Тот, кто имеет привычку внутренне проговаривать, фиксировать информацию, лучше поймет и запомнит ее. Экзамен, проверяющий восприятие английской речи на слух, представляет, пожалуй, одну из основных проблем. Причина не только в том, что аудио-кассеты не слушают на протяжении всего школьного курса (а это 11 лет), но и в том, что ученики не умеют соотносить ключевые слова в вопросах и аудио-записях и выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в текстах, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимично. Плюс к этому, на любом экзамене на выполнение задания выделяется ограниченное время. Добавьте сюда естественное на экзамене волнение, и экзамен сдается хуже, чем мог бы.
Чтение, с моей точки зрения, - это раздел, вызывающий у абитуриентов наибольшие сложности. Даже если учащийся знает формат заданий, не следует забывать, что тексты для тестирования предоставляются аутентичные, и те, у кого недостаточно хорошая лексическая и грамматическая база не смогут проявить языковую интуицию, так как, задания сформулированы так, что использование синонимичного ряда может сбить ребёнка с толку. На экзамен по английскому языку выделяется ограниченное количество времени, и дети просто не успевают, спешат, плюс волнение – и опять нежелательные ошибки. Поэтому на своих уроках я особое внимание уделяю на изучение аутентичных текстов различной тематики и сложности, что непременно ведет к улучшению навыков аудирования, говорения, письма. Художественная, классическая, английская литература, предложенная для восприятия на слух и последующего обсуждения, поощряет детей к самостоятельному изучения произведения.

Грамматика и лексика - это проблема не одного или двух учеников, а беда 90 % всех, решивших сдавать ЕГЭ по английскому. В лексических же заданиях синонимичные ряды в состоянии поставить в тупик и сильных учеников. Поэтому особое внимание уделяется знанию правил орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала, на представление о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности, дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями, на соблюдение существующих в английском языке норм лексической сочетаемости; я учу находить и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования, распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
Письменные задания. Сюда входит написание личного письма на 140 слов, и написание эссе на заданную тему с выражением своей точки зрения (200-250 слов). В этом типе заданий важно соблюдать строгую структуру, используя аргументы, чтобы доказать свою точку зрения. Аргументы придумать нелегко и часто на разбор темы уходит много времени, эссе приходится переписывать, а каждый понимает - чем больше тем ученик разберёт, тем больше у него шансов получить высший балл.
Говорение неразрывно связано с культурологической компетенцией, смысл которой заключается в творческом усвоении и осмыслении всего ценного как в культуре собственного народа, так и в других культурах. Высоким уровнем культурологической компетенции владеет лишь незначительная часть учащихся. Для других же характерен низкий и средний уровень данной компетенции. Следовательно, необходима организация специальной работы по формированию культурологической образованности в процессе обучения, а именно, в процессе изучения иностранного языка. Для формирования данной компетенции необходима организация особой деятельности, которая позволила бы ориентироваться на взаимосвязь культуры, образования и коммуникации. Устный экзамен по английскому языку (также как и письменный) имеет свою собственную структуру. Поэтому для успешной сдачи этого вида тестирования (20 из 20) следует ее соблюдать. Безусловно, для тех, кто владеет свободным навыком говорения справиться с этой задачей значительно легче.
Необходимо отметить, что важнейшей задачей ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому самой важной задачей любого учителя должно быть развитие у ученика мотивации и веры в свои силы.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Кузнецова Татьяна Владимировна, репетитор английского языка

Боритесь со страхами внутри себя: 5 способов не дать предэкзаменационному страху испортить вам жизнь

Превращайте свои страхи в свою мудрость
У нас всех есть как позитивный, так и негативный опыт. Это естественно, но часто мы терпим неудачи в борьбе с негативным опытом — с ошибками, принесшими нам боль, — и они преследуют нас и не дают нам быть счастливыми. Мы боимся опять совершить ошибки, и это не дает нам возможности наслаждаться жизнью и поэтому мы находимся в постоянном напряжении. Чтобы достичь счастья, снизить стресс и продвинуться вперед к мечтам, нужно бороться с этими страхами. Один из самых страшных страхов, с которым нам приходится бороться, — постоянные ожидание неудачи. Когда мы не можем освободиться от негатива, который нам может принести будущее, мы допускаем его и в сегодняшнюю жизнь. Цепляясь за свой страх, мы ограничиваем свой потенциал и свое будущее. Правильное восприятие и умение осознать, что же не дает нам покоя, в том числе в отношениях с людьми, позволяет усваивать ценные уроки, которые помогают избегать серьезных промахов в будущем. Если мы способны преодолевать ошибки прошлого и забыть о них, то становимся более устойчивыми к стрессам и превратностям судьбы и осознаем, что можем справиться с ними. Но иногда мы не вполне осознаем, что же нас тревожит. Удивительно, но страхи могут воздействовать на нас и благотворно, заставляя меняться, смотреть на жизнь по-новому и более конструктивно. Умение побеждать страхи делает нас более сильными и устойчивыми к взлетам и падениям. Успешная борьба со страхами в себе определяет нашу способность быть счастливыми, самосовершенствоваться и пользоваться всем, что дает нам жизнь. И вот как это можно сделать.
1. Умейте точно определить причину своего страха.
Прежде чем вы сможете вступить в борьбу с внутренними страхами, нужно увидеть их. Не надо говорить без конца, что вы не можете справиться с проблемой, вступать в игры со своим подсознанием, впадать в уныние и нервировать окружающих. Найдите время на себя, останьтесь один на один с собой и найдите объективную причину своего страха.
2. Проявите объективность.
Назвав причину своего страха, переходите в более объективную плоскость, старайтесь мыслить более рационально. Спросите себя, что именно вызвало это переживание.
3. Смотрите в перспективу.
Напомните себе, что неудачи, боль, разочарования и другие негативные ощущения — неотъемлемая часть жизни. Но вы достаточно сильны для того, чтобы не дать своей тревоги сделать вас заложником ситуации. Подумайте о перспективе развития своих проблем. Что будет, если вы победите? Или что будет, если вы проиграете?
4. Займитесь разработкой своего маленького бизнес-плана.
Зачастую нам сложно это сделать, потому что у нас нет подобного опыта. Но задумайтесь, что мы теряем? Немного своего времени и пару листков бумаги? Возьмите тетрадь. Напишите, какая у вас проблема, стрелочкой влево укажите причину, стрелочкой или несколькими вправо укажите идеи преодоления препятствия, которое мы называем страхом. Если у вас нет идей, вы можете спросить совет у родителей или учителей. У вас, конечно, есть друзья, которые тоже испытывают эти же проблемы. Действовать вместе всегда легче.
5. Начинаем действовать.
Когда мы постоянно «цепляемся» за тревогу, то ограничиваем собственные возможности, так как избегаем рисков и новых начинаний из-за страхов. Мы мыслим категориями «Я не смогу», «Я не должен», «У меня не получится». А надо наоборот. У вас есть четкое понимание своей проблемы, и вы знаете пути ее преодоления. Вперёд и не забывайте: у вас свой бизнес-план и только от вас зависит его осуществление.

Единый государственный экзамен по русскому языку обязателен для выпускников школ. Многие школьники уверены, что сдать его не составит труда, поскольку для большинства русский является родным языком. Несмотря на это мы все-таки рекомендуем проявить ответственность и несколько часов посвятить штудированию правил и повторению орфоэпических норм.

Основной этап ЕГЭ по русскому языку начнется традиционно в конце мая и продлится до начала июня 2018 году.

С середины марта по середину апреля пройдет досрочный этап. Сдать заблаговременно экзамен могут:

  • окончившие школу в 2017 году;
  • получившие справку вместо аттестата о среднем образовании;
  • выпускники школ с вечерней формой обучения;
  • планирующие продолжить обучение за границей;
  • абитуриенты 2018 года, заблаговременно выполнившие учебный план;
  • школьники, которые во время проведения основного этапа ЕГЭ должны участвовать в мероприятиях общероссийского или международного значения;
  • одиннадцатиклассники, которым требуется лечение или реабилитация, назначенные на дату основного экзамена.

В начале сентября к экзамену допускаются ученики, получившие низкий балл или пропустившие ЕГЭ из-за уважительной причины (необходимо документальное подтверждение).

Основные этапы экзамена

Каждый билет включает 26 заданий, в том числе вопросы в виде тестов и написание сочинения на заданную тему. В будущем году планируется добавить задание, которое позволит выявить знания лексических норм. С 2016 года в Российской Академии Образования все чаще говорят о необходимости ввести в экзамен этап «Говорение».

Не исключено, что именно в 2018 году в дополнение ко всему перечисленному у школьников проверят и умение устно излагать свои мысли, делать выводы и аргументировать свою позицию.

Какие слова входят в орфоэпический минимум ЕГЭ

Одно из отличий русского языка от других в том, что ударение в словах может падать на разный слог, а не так как, к примеру, во французском – только на последний. Поэтому правильно поставить ударение в словах могут лишь единицы. Для успешной сдачи орфоэпического минимума по русскому языку придется запомнить порядка 300 слов.

Полный список слов, которых входят в орфоэпический минимум ЕГЭ 2018, можно найти на сайте ФИПИ. Мы перечислим лишь те, которые вызывают затруднения у большинства школьников: алфавИт, аэропОрты, бАнты, вЕрба, вероисповЕдание, вОвремя, давнИшний, диспансЕр, дОверху, дозвонИться, дОнизу, жалюзИ, завИдно, избалОванный, издрЕвле, каталОг, квартАл, киломЕтр, красИвее, мусоропровОд, облегчИть, опломбировАть, оптОвый, Отрочество, партЕр, прАвы, придАное, сверлИт, сирОты, слИвовый, срЕдства, столЯр, тОрты, цепОчка, шАрфы.

Как получить максимальный балл

Первая часть билета состоит из 25 заданий. Успешное выполнение позволит получить 34 балла, что составляет 59% от общего результата ЕГЭ по русскому языку. Задание под номером 26 – сочинение, максимальная оценка за него – 24 балла, т. е. оставшийся 41%. Ответственная подготовка к экзамену, сосредоточенность во время его проведения и уверенность в собственных силах и знаниях помогут получить высший балл.

Видео-урок об ударениях в русском языке:

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер ;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ .

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр , ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр .

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод .

4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг .

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть .

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.


2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.


3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ- :
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ :
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ :
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить , образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвш ий, налИвш ий, посмотрЕвш ий.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлот ый, колОть – кОлот ый, согнУть – сОгнут ый, завернУть – завЁрнут ый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв , отдАв , поднЯв , прибЫв , начАвши сь.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя .
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.