» » Старейшие университеты средневековья. От средневекового университета к будущему: Анатомия трансформаций

Старейшие университеты средневековья. От средневекового университета к будущему: Анатомия трансформаций

1. Возникновение высших профессиональных школ и университетов в средние века
2. Устройство средневековых университетов и особенности их функционирования
3. Привилегии и общие черты средневековых университетов
4. Процесс обучения в средневековых университетах

Известно, что с развитием городов в Европе в VIII-X вв. начали формироваться церковные и светские высшие профессиональные школы, которые, накапливая методический опыт преподавания, становились широко известными. Так, монастырские и соборные (или кафедральные) школы, дающие высшие теологическое образование, в своей истории восходят к раннехристианской традиции. Главным предметом изучения здесь являлась Библия . На основе библейских текстов монахов учили грамматике и философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава монастырской школы именовался «толкователем ». Обучались в монастырских школах около трех лет. Понятно, что выпускники монастырских школ становились церковнослужителями.

Философско-педагогическая мысль средневековой Европы отражалась в основном в работах богословов. Примером могут служить деятельность и труды Пьера Абеляра (1079-1142) , известнейшего французского философа и теолога, ставшего в 24 года преподавателем знаменитейшей высшей соборной теологической школы Нотр-Дам в Париже. Современники называли Абеляра Сократом Галлии, Платоном Запада и Аристотелем своей эпохи .

Определение точного времени возникновения университетов является спорной научной проблемой. Так, отдельными историками отправными датами зарождения университетов считаются учебные заведения повышенного уровня эпохи эллинизма, имперский Аудиториум в Византийском Константинополе (425 г.), высшие юридические школы в Бейруте (VII в.), Константинополе (VIII в.) и Болонье (X в.), высшие теологические школы в Тулузе и Риме, образовательные центры в Салерно и Монпелье (Х в.).
Но преобладающее число ученых полагает, что первые университеты возникли в XII-XIII вв . в ходе самостоятельного развития авторитетных богословских, юридических, медицинских и артистических школ, первоначально тесно связанных с городскими общинами: Болонский (1158), Оксфордский (1168) и Кембриджский (1209), Парижский (1200) (по другим данным 1215 и 1231), Неапольский (1224), Лиссабонский (1290) и др.
Именно в этих университетах были сформулированы основные идеи академической автономии, выработаны многие процедуры внутренней жизни университетов. Университеты создавались при активном участии церкви и государства, так как главенствующее положение в обществе этого периода занимала церковь , под влиянием которой находились наука и образование (как религиозное, так и светское) .
Стечение многих обстоятельств предопределило возникновение университетов именно в этот период: расцвет торговли, зарождение денежной экономики, рост городов, совершенствование сельскохозяйственного производства, рост благосостояния населения и, как следствие, нацеленность граждан на получение знаний и практической профессиональной подготовки и т.д.
В педагогической и исторической литературе термин «университет » чаще всего связывается с универсальностью содержания образования. Однако, в XII-XIV вв. слово universitas использовалось для обозначения некоторой совокупности лиц с общими интересами и независимым легальным статусом : например, указывало на определенную группу, в частности, межнациональную корпорацию преподавателей – лиценциатов, магистров, докторов, профессоров – и студентов (схоларов ), объединявшихся в интересах просвещения и развития истинного и единого христианского знания.
Высшие церковные или светские власти (императорская или королевская) наделяли университеты многими привилегиями : самоуправление на основе статутов, ректорская юрисдикция, освобождение от налогов, гарантия личной безопасности для профессоров и студентов и др.
Главной привилегией университетов считалось право присуждения ученых степеней , имевших признание во всем христианском мире. Гарантом этого права выступала универсальная, вселенская власть, выдававшая университету документ об основании и правах – хартию . Не признать полноценность университетской ученой степени или лиценции (Licentiaubiquedocendi ), дававшей право преподавать повсюду, значило бросить вызов этой власти. Такой властью было прежде всего папство , но привилегии могли выдавать императоры и короли , хотя полноправными университеты становились лишь после обретения ими папской хартии . Именно этим университеты, называвшиеся по-другому studiumgenerale «генеральными школами» или высшими школами, отличались от studiumparticulare – местных городских школ или религиозных школ повышенного уровня (монастырских или кафедральных), которые не обладали привилегиями и правом присуждения ученых степеней.



Сами же университеты желали происходить от легендарных королей. Так, считалось, что Парижский университет основал Карл Великий, Кембриджский – король Артур, а Оксфордский – Альфред Великий.

Студенты различных стран объединялись в университетах в «нации » или землячества . Позже в средневековых университетах появились факультеты или колледжи (от лат. сollegium – товарищество, общество) как учебные и структурные подразделения, где преподается круг научных дисциплин по определенной специальности, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Представители наций и факультетов – деканы (от лат.dekanus десятник–в средние века должностное лицо в монастыре, помогавшее управлять десятью общинами, а затем руководитель факультета) выбирали официального главу университета – ректора (от лат. rektor управитель). Ректор обладал временными полномочиями и избирался обычно на один год. Приректоре состояли наблюдательный и ученый советы , избираемые из профессоров и магистров. Интересы церкви в университете представлял канцлер (от лат.cancellarius привратник, начальник канцелярии), утверждавший постановления о присуждении ученых степеней и вердикты ректорского суда .
Зачисление в студенты по принципу соответствия образовательным требованиям отличало университеты от других средневековых корпораций, при приеме в которые решающую роль играло социальное происхождение.
В некоторых университетах право избрания профессоров (с XIV в.) перешло к городу, который открывал в университетах оплачиваемые кафедры. Так, городки Оксфорд и Кембридж постепенно утратили свою самостоятельную роль и стали фактически придатками соответствующих университетов.

С самого начала своей деятельности европейские университеты отличались по своей направленности, полномочиям и внутренней структуре. Так,Болонский университет всегда имел преимущественносветскую ориентацию и достаточно значимую студенческую гильдию , что определяло внутреннюю политику, содержание читаемых курсов и выбор профессоров для проведения занятий.
Парижский университет имел явно выраженную теологическую направленность , а магистерская гильдия влияла на внутреннюю университетскую жизнь.
Кембриджский университет до сих пор во многом сохраняет свои традиционные черты: структурно представлен совокупностью самостоятельныхколледжей , в каждом из которых обучается 300-400 человек по разным специальностям.
Со временем в отдельных университетах усилилась специализация: Оксфордский университет стал славиться преподаванием канонического права ; университеты Италии добились высокого уровня преподавания римского права ; университеты Испании сталицентрами математики и естественных наук .
Но в университетском образовании средневековья существовало много общего. В целом университетское образование средневековья характеризовалась следующими чертами: 1) преподавание велось на латинском языке ; 2) профессора и студенты образовывали самоуправляемые корпорации , имеющие привилегии, полученные от местных и/или церковных властей; 3) ученые звания, присваиваемые любым университетом,пользовались общеевропейским признанием; 4) традиционный набор факультетов – теологический, медицинский, юридический и артистический; 5) наличие академических свобод и др. Следовательно, условно можно говорить о существовании единого образовательного пространства уже в средневековой Европы.
В XIV-XV вв. многие университеты Центральной Европы – Краковский (1364), Вильнюсский (1579) и др. – создавались по образцу Пражского университета (1348), учрежденного королевской властью .
Отметим, что зарождение сети университетов в Европе шло весьма интенсивно: если в XIII в. насчитывалось 19 университетов, то в XIV в. к ним добавляется еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Ферраре, Гейдельберге, Кельне, Вене и др.), а к концу XVI в. насчитывалось уже 63 университета.

Полным считался университет с четырьмя факультетами:теологическим, юридическим, медицинским и артистическим (или факультетом искусств) . Среди факультетов существовала традиционная иерархия с приоритетным положением теологического факультета, за ним следовали юридический, медицинский и артистический, что соответствовало значимости равноименных отраслей знания в обществе того времени.

Распространенное представление о том, что артистический факультет являлсяподготовительным для поступления на другие факультеты, не совсем верно. Статуты университета этого прямо не предписывали, хотя стоит признать, что подобная традиция все же существовала .

«Ядро» содержания образования в средневековом университете составляли «тривиум» – грамматика, риторика, диалектика и «квадривиум» – арифметика, геометрия, музыка и астрономия . Главное внимание уделялось арифметике и геометрии с астрономией, затем неизменно охватывались основы схоластики, а по трудам Аристотеля получали основные знания о природе, обществе и человеке. Профессора были уверены в том, что совокупность ценных знаний заключена в античных сочинениях, поэтому центральное место в содержании образования и преподавании занимала аристотелева философия. Руководитель одной из авторитетнейших кафедральных школ XII в. Бернард Шартрский говорил о преемственности содержания образования: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов, им мы обязаны тем, что можем видеть дальше них ».Студенты должны были усваивать знания из сочинений греческих и арабских ученых, а всякое отступление считалось ересью .
Как правило, средневековые университеты в своем развитии опирались на античные традиции в профессиональном образовании, но вместе с тем разрабатывались и новые механизмы функционирования. Так, обучение в университетах со временем стало многоступенчатым и иерархизированным , предполагающим преемственность и обязательность прохождения предшествующих ступеней . К примеру, подготовка бакалавра искусств (от лат. baccalaureus – украшенный лавром, первая ученая степень) артистического факультета занимала около 2-х лет,магистра искусств (от лат. magister –мастер, наставник, вторая степень после бакалавра) – от 3-х до 10-ти лет.

На теологическом факультете обучение продолжалось около 12-ти лет. Нередко студенты (от лат. studeur – усердно работающий, овладевающий знаниями) теологического факультета были в возрасте 25-30 лет, сами уже преподававшие и занимавшие церковные должности. Центральное место в теологическом образовании занимало изучение Святого Писания и «Сентенций » Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160) –знаменитого философа и теолога, преподававшего в Парижской соборной школе, который сделал первый и наиболее авторитетный вплоть до XVI в. свод католического богословия. Окончание курса позволяло получить степень лиценциатабогословия (от лат. licentiatus – допущенный), дающее право преподавать, а за ней степеньмагистра теологии .

На юридических факультетах право рассматривалось в формах римского (Кодекс Юстиниана) и канонического или церковного права. После 4-х лет обучения можно было стать бакалавром права , еще через 3 года – лиценциатом права , а затем магистром и доктором права .
На медицинских факультетах изучались избранные труды Гиппократа, Авиценны, Галени и др. Через 3-4 года обучения бакалавр медицины должен был еще 2 года заниматься практикой под руководством магистра, а затем через 5-6 лет мог сдать экзамен на звание лиценциата.
Основными формами обучения в средневековых университетах были лекция (от лат. lectio – чтение), ее разновидность квестия (от лат.questio – спрашивать, задавать вопросы) – проблемное изложение материала через рассмотрение вариантов ответов на поставленный вопрос, диспут (от лат.disputare рассуждать, спорить), нацеленный на самостоятельное развитие мышления, демонстрацию ловкости и остроумия, декламации как изложения на заданную тему в стихах или прозе .

Несмотря на бесконечное разнообразие уставов университетов, основные принципы преподавания были повсюду схожи. Утром читались курсорные или ординарные лекции – обычно преподаватель зачитывал текст книги, затем выделял основную проблему и разбивал ее на подвопросы. На вечерних или экстраординарных лекциях уже другие преподаватели (ассистенты профессора или лучшие ученики) растолковывали и повторяли утреннюю лекцию либо останавливались на отдельных вопросах. Умение выделять вопросы (question) считалось важнейшим. Немалое внимание уделялось формированию умения вести полемику , т.е. аргументированный спор при обсуждении каких-либо вопросов. Обычные, ординарные диспуты (disputatio ) проводились еженедельно. Событиями, привлекавшими публику, были диспуты «о чем угодно » или кводлибеты , которые проводились по особым правилам.

В записках того времени диспуты сравнивались со сражением, так как нередко они заканчивались настоящими побоищами между участниками, о чем свидетельствует, например, выдержка из работы Жоффруа из Сен Виктора «Родник философии » [цит. Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков //Составители А.Д. Рогов, Г.М. Линко – М.: Просвещение, 1961. – с. 196.]:

Здесь увидишь молодежь в битве напряженной:
Стрелы носятся, и меч блещет обнаженный;
Тот нанес удар, тот снес, в схватке побежденный,
Здесь сразивший победил, там поверг сраженный…

Большинство актов университетской жизни отличались театрализованностью, а раз год в университетах проводилиськарнавалы , которые допускали неординарное поведение студентов, но в официально допускаемых формах и в строго ограниченный период времени. В циркуляре Парижского университета (от 12 марта 1444 г.) смысл этой акции сформулирован так: «Глупость, которая является нашей второй природой и кажется прирожденной человеку, могла бы хоть раз в году изжить себя. Бочки с вином лопнут, если время от времени не пускать в них воздух. Все мы, люди, плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха божьего. Нужно дать ему воздух, чтобы оно не испортилось. Поэтому мы и разрешаем себе в определённые дни шутовство (глупость), чтобы потом с большим усердием вернуться к служению Господу » .
Со временем у каждого университетского ранга, а также и у каждого факультета появилась свояформа одежды , а рассуждения о символике ее цветов стали частой темой университетской литературы и диспутов.

Развитие средневековых городов, равно как и другие перемены, которые происходили в жизни общества, всегда сопровождалось изменениями в образовании. Если во времена раннего Средневековья его получали в основном в монастырях, то позже начали открываться и школы, в которых изучалось право, философия, медицина, ученики читали произведения многих арабских, греческих авторов и т. д.

История возникновения

Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность», или «объединение». Надо сказать, что и сегодня, как и в старые времена, оно не потеряло своего значения. Средневековые университеты и школы представляли собой сообщества преподавателей и учеников. Они были организованы с одной целью: давать и получать образование. Средневековые университеты жили по определенным правилам. Только они могли присваивать ученые степени, давали выпускникам право преподавать. Так было во всей христианской Европе. Получали подобное право средневековые университеты от тех, кто их основывал - пап, императоров или королей, то есть тех, кто в то время обладал высшей властью. Основание таких учебных заведений приписывается самым известным монархам. Считается, например, что основал Альфред Великий, а Парижский - Карл Великий.

Во главе обычно стоял ректор. Его должность была выборной. Так же, как и в наше время, средневековые университеты делились на факультеты. Возглавлял каждый из них декан. Прослушав определенное количество курсов, студенты становились бакалаврами, а затем магистрами и получали право на преподавание. При этом они могли продолжать свое обучение, но уже на одном из считающихся «высшими» факультетах по специальностям медицина, право или теология.

То, как был устроен средневековый университет, практически не отличается от современного способа получения образования. Они были открыты перед каждым желающим. И хотя среди студентов и преобладали дети из богатых семей, однако немало было и выходцев из сословия бедняков. Правда, от момента поступления в средневековые университеты и до получения высшей степени доктора проходило много лет, и потому очень немногие проходили этот путь до конца, но зато ученая степень счастливчикам обеспечивала и почет, и возможности быстрой карьеры.

Студенты

Многие молодые люди в поисках самых лучших преподавателей перебирались из одного города в другой и даже уезжали в соседнюю европейскую страну. Нужно сказать, что незнание языков им ничуть не мешало. Европейские средневековые университеты вели обучение на латыни, которая считалась языком науки и церкви. Многие студенты порой вели жизнь странника, а потому получали прозвище «ваганта» - «бродящего». Среди них были и превосходные поэты, творения которых до настоящего времени вызывают у современников большой интерес.

Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам - повторение пройденного материала. Вместе с постоянной тренировкой памяти в университетах Средневековья огромное внимание уделяли и умению спорить. Этот навык отрабатывался во время ежедневных диспутов.

Студенческая жизнь

Однако не только из занятий складывалась жизнь тех, кто имел счастье поступить в средневековые университеты. В ней находилось время и для торжественных церемоний, и для шумных пирушек. Тогдашние студенты очень любили свои учебные заведения, здесь они проводили лучшие годы своей жизни, получая знания и находя защиту от чужаков. Они называли их «альма матер».

Студенты обычно собирались в небольшие группы по нациям или землячествам, объединяя в себя учеников из самых различных регионов. Вместе они могли снимать квартиру, хотя многие проживали в колледжах - коллегиях. Последние тоже, как правило, формировались по национальностям: в каждой собирались представители из одного землячества.

Университетская наука в Европе

Схоластика начала свое формирование в одиннадцатом веке. Ее самой важной чертой считалась безграничное верование в силу разума при познании мира. Однако с течением времени в Средневековье университетская наука становилась догмой, положения которой считались окончательными и непогрешимыми. В 14-15 вв. схоластика, которая использовала одну только логику и полностью отрицала любой эксперимент, стала превращаться в очевидный тормоз на пути развития естественной научной мысли на территории Западной Европы. Практически полностью образование средневековых университетов было тогда в руках и доминиканского орденов. Образовательная система того времени оказала достаточно сильное влияние на эволюцию формирования западноевропейской цивилизации.

Только спустя века средневековые университеты Западной Европы стали способствовать росту общественного самосознания, прогрессу научной мысли и свободы личности.

Законность

Чтобы получить статус образовательного, учреждение должно было иметь папскую буллу, одобряющую его создание. Таким указом понтифик выводил заведение из-под контроля светской или местной церковной власти, узаконивая существование данного университета. Права учебного учреждения подтверждались также получаемыми привилегиями. Это были особые документы, подписанными или папами, или царствующими особами. Привилегиями закреплялась автономия данного образовательного заведения - форма управления, разрешение иметь собственный суд, а также право даровать ученые степеней и освобождение студенчества от воинской повинности. Таким образом, средневековые университеты становились полностью независимой организацией. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения, одним словом, все, подчинялись уже не городской власти, а исключительно выбранному ректору и деканам. И если учащиеся допускали какие-то проступки, то руководство данного населенного пункта могло лишь просить их осудить или наказать провинившихся.

Выпускники

Средневековые университеты давали возможность получать неплохое образование. В них обучались многие известные деятели. Выпускниками этих образовательных учреждений были и Дунс Скотт, Петр Ломбардский и Вильям Оккам, Фома Аквинский и многие другие.

Как правило, окончившего такого заведение ожидала великолепная карьера. Ведь, с одной стороны, средневековые школы и университеты активно контактировали с церковью, а с другой, наряду с расширением управленческих аппаратов различных городов, увеличивалась и потребность в образованных и грамотных людях. Многие вчерашние студенты работали нотариусами, прокурорами, писцами, судьями или адвокатами.

Структурное подразделение

В не существовало разделения высшего и среднего образований, поэтому структура средневекового университета включала в себя как старшие, так и младшие факультеты. После глубокого обучения 15-16-летними молодыми людьми латыни в начальной школе, их переводили на подготовительный уровень. Здесь они изучали «семь свободных искусств» двумя циклами. Это были «тривиум» (грамматика, а также риторика и диалектика) и «квадриум» (арифметика, музыка, астрономия и геометрия). Но только после изучения курса философии учащийся имел право поступать на старший факультет по юридической, медицинской или богословской специальности.

Принцип обучения

И сегодня в современных вузах используются традиции средневековых университетов. Сохранившиеся до наших дней учебные планы составлялись на год, который в те времена делился не на два семестра, а на две неравные части. Большой ординарный период длился с октября до Пасхи, а малый - до конца июня. Подразделение учебного года на семестры появилось только к концу Средневековья в некоторых германских университетах.

Существовали три основные формы преподавания. Lectio, или лекции, представляли собой полное и систематическое изложение в определенные часы конкретного учебного предмета по заранее изложенной в статуте или в уставе данного университета. Они подразделялись на ординарные, или обязательные, курсы и на экстраординарные, или дополнительные. По тому же принципу классифицировались и преподаватели.

К примеру, обязательные лекции обычно назначали на утренние часы - с самого рассвета и до девяти утра. Это время считалось более удобным и рассчитанным на свежие силы студентов. В свою очередь экстраординарные лекции читали слушателям в послеобеденные часы. Они начинались в шесть и заканчивались в десять вечера. Урок продолжался один или два часа.

Традиции средневековых университетов

Главной задачей преподавателей средневековых университетов являлось то, чтобы, сличая различные варианты текстов, по ходу давать необходимые разъяснения. Статутами студентам запрещалось требовать повторения материала или даже медленного прочтения. Они должны были приходить на лекции с книгами, которые в те времена были очень дорогими, поэтому школяры брали их напрокат.

Уже с восемнадцатого века университеты стали накапливать рукописи, копируя их и создавая собственного образца тексты. Аудиторий достаточно долго не существовало. Первый средневековый университет, в котором профессоры стали устраивать школьные помещения - Болонский, - уже с четырнадцатого века начал создавать для размещения в нем комнат для лекций.

А до этого студенты группировались в одном месте. Например, в Париже это было авеню Foir, или улица Соломы, названная этим именем потому, что слушатели садились на пол, на солому у ног своего учителя. Позднее стали появляться подобия парт - длинные столы, за которыми могло уместиться до двадцати человек. Кафедры же стали устраивать на возвышении.

Присвоение степеней

После окончания обучения в средневековом университете студенты выдерживали экзамен, который принимали несколько магистров от каждой нации. Руководил экзаменующими декан. Студент обязан был доказать, что прочитал все рекомендованные книги и успел поучаствовать в положенном статутами объеме диспутов. Интересовалась комиссия и поведением выпускника. После благополучного прохождения этих этапов студент допускался к публичному диспуту, на котором должен был ответить на все вопросы. В результате ему присваивалась первая степень бакалавра. Два учебных года он должен был ассистировать магистру, чтобы получить право преподавать. А уже спустя полгода ему тоже присваивалась степень магистра. Выпускник должен был прочесть лекцию, произнести клятву и устроить пир.

История древнейших университетов берет свое начало с двенадцатого века. Именно тогда зародились такие учебные заведения, как Болонский в Италии и Парижский во Франции. В тринадцатом столетии возникают в Англии, Монпелье в Тулузе, а уже в четырнадцатом первые университеты появились и в Чехии и Германии, Австрии и Польше. У каждого учебного заведения были свои традиции и привилегии. К концу пятнадцатого столетия в Европе насчитывалось около ста университетов, которые были структурированы по трем типам, в зависимости от того, от кого получали зарплату учителя. Первый был в Болонье. Здесь студенты сами нанимали и платили за преподавателей. Второй тип университета был в Париже, где учителей финансировала церковь. Оксфорд с Кембриджем поддерживались и короной, и государством. Надо сказать, что именно факт помог им пережить в 1538 году роспуск монастырей и последующее за этим удаление основных английских католических учреждений.

Все три типа структур имели свои особенности. К примеру, в Болонском, например, студенты управляли практически всем, и этот факт часто доставлял учителям большое неудобство. В Париже же было наоборот. Именно из-за того, что преподавателям платила церковь, основным предметом в этом университете было богословие. Зато в Болонье студенты выбирали больше светские исследования. Здесь основным предметом являлся закон.

  • Вводная
    • Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
    • Функции исторического познания
    • Методология науки и курса всеобщей истории
    • Принципы изучения исторических данных
    • Этапы развития исторической науки
    • Варианты периодизации истории
  • Первобытная эпоха человечества
    • Варианты периодизации древнейшей истории
      • Палеолит
      • Мезолит
      • Неолит
      • Энеолит
    • Разложение первобытно-общинного строя
  • История государств древнего Востока
    • Эпоха ранней Древности (конец IV – конец II тыс. до н.э.)
      • Египет
      • Шумеро-аккадский период
      • Первые цивилизации на территории Индии и Китая
    • Эпоха расцвета древних государств (конец II – конец I тыс. до н.э.)
      • Месопотамия
      • Персидская держава Ахеменидов
      • Индия
      • Китай
    • Эпоха поздней Древности
  • История античных государств
    • Античная Греция (III тыс. до н.э. – 30 г. до н.э.)
      • Период архаики
      • Классический период и эпоха эллинизма
    • Античный Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)
      • Период Республики
      • Период Империи
  • Цивилизация древней Руси
    • Цивилизация древней Руси
    • Древнейшие поселения на территории нашей страны (от возникновения до VI в. н.э.)
      • Прародина славян и их этногенез
    • Восточные славяне на пороге образования государства (VI – IX вв.)
      • Расселение восточных славян
      • Хозяйственная деятельность
      • Общественный строй
      • Торговля, города
      • Обычаи, нравы и верования
    • Становление европейской цивилизации
    • Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V-XVII вв.)
      • Система вассалитета
      • Нравы, обычаи
    • Раннее Средневековье(V – Х вв.)
      • Классы раннего феодального общества
    • Классическое Средневековье (XI-XV вв.)
      • Крестьянские восстания
      • Экономика. Сельское хозяйство
      • Средневековые города
      • Средневековое ремесло
      • Торговля и купечество
      • Средневековые университеты
      • Особенности исторического развития ведущих стран Европы
    • Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
      • Торговля
      • Сельское хозяйство
      • Реформация церкви
      • Развитие науки
  • Русь в эпоху средневековья
    • Киевская Русь (IX – ХII вв.)
      • Норманнская теория
      • Общественный строй
      • Хозяйственная жизнь
      • Христианизация Руси
    • Становление цивилизации в Русских землях (XI – XV вв.)
      • Основные княжеские земли
      • Борьба с монголо-татарскими завоевателями
    • Формирование и возвышение Московского государства (ХIII – XV вв.)
      • Становление Московского централизованного государства
  • Государства Востока в средние века
    • Особенности развития стран Востока в Средние века
    • Индия (VII – XVIII вв.)
      • Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII – нач. XVI вв.)
      • Индия в эпоху Могольскойи имеприи (XVI-XVIIIвв.)
    • Китай (III – XVII вв.)
      • Имперский период (конеч VI-XIII вв.)
      • Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271-1367 гг.)
      • Минский Китай (1368-1644)
    • Япония (III – XIX вв.)
      • Эпоха Фудзивара (645-1192 гг.)
      • Япония в эпоху первого сёгуната Минамото (1192-1335 гг.)
      • Второй сёгунат Асикага (1335-1573 гг.)
      • Объединение страны; сегунат Токугаева
    • Арабский халифат (V – XI вв. н.э.)
    • Европа: переход к новому времени
    • Последствия Великих географических открытий
      • Колониальная система зарождающего капитализма
      • Развитие науки
    • Нидерланды
    • Англия
      • Источники первоначального накопления капитала
      • Причины буржуазной революции
      • Ход буржуазной революции
      • Итоги революции
    • Франция
      • Особенности социально-экономического развития
      • Экономическая политика. Генрих IV. Ришелье. Кольбертизм.
    • Германия
      • Реформация
      • Тридцатилетняя война
  • Россия в XVI-XVII вв.
    • Россия в XVI веке
      • Начало царствования Ивана IV
      • Реформы 50-х годов
      • Аграрный переворот. Опричнина
      • Внешняя политика
      • Экономика России
    • XVII век в истории России
      • Окончание интервенции. Борьба за Смоленск
      • Соборное Уложение 1649 г. и укрепление самодержавия
      • Внешняя политика
      • Внутриполитическая обстоновка
      • Экономика России в XVII в.
  • Европа в XVIII в.
    • Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии
      • Английское Просвещение
      • Французское Просвещение
      • Просвещенный абсолютизм
    • Великая французская революция
      • Этапы Революции
      • Важнейшие мероприятия якобинцев
      • Итоги Революции ее значение
    • Экономическое развитие стран Европы в XVIII в.
      • Начало промышленного переворота в Англии
      • Сельское хозяйство
      • Сдвиги в социальной структуре
  • Россия в XVIII веке
    • Россия при Петре I
      • Развитие мануфактурного производства
      • Денежная реформа
      • Социальная политика
    • Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в
      • Промышленность
      • Внутренняя и внешняя торговля
      • Развитие банковских систем
      • Укрепление феодального землевладения и диктатуры дворянства
    • Просвещенный абсолютизм в России
      • Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения
      • Российские просветители

Средневековые университеты

Мобильной была и еще одна часть западноевропейского средневекового общества – студенты и магистры. Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII – начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации.

Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной. В этом отношении в XIV-XV вв. особенно выделялся Парижский университет. Показательно, что в числе его студентов (а их всего было более 30 тыс. человек) входили и совершенно взрослые люди и даже старики: все приходили обмениваться мнениями и знакомиться с новыми идеями.

Университетская наука – схоластика – формируется в XI в. Ее важнейшей чертой была безграничная вера в силу разума в процессе познания мира. С течением времени, однако, схоластика все более становится догмой. Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. В XIV-XV вв. схоластика, которая пользовалась одной только логикой и отрицала эксперименты, становится очевидным тормозом для развития естественнонаучной мысли в Западной Европе.

Практически все кафедры в европейских университетах тогда были заняты монахами доминиканского и францисканского орденов, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?».

Вся система университетского образования оказала очень сильное влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания и росту свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, что было постоянной практикой, осуществляли культурный обмен между странами.

О национальных достижениях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, «Декамерон» итальянца Джаванни Бокаччо (1313-1375) был быстро переведен на все языки Европы, его читали и знали везде. Формированию западноевропейской культуры способствовало и начало в 1453 г. книгопечатания. Первопечатником считают Иоганна Гутенберга (между 1394-1399 или в 1406-1468), жившего в Германии.

30 ноября 2010, 2:48

Учитывая сложность и многоаспектность проблем, затронутых ранее в цикле статей «Об идее и миссии университета в будущей Беларуси – », важно, как представляется, не просто остановиться на фиксации их актуального состояния, но и рассмотреть их в динамике – через процессы трансформации классического университета в университет будущего – с помощью наглядных схем. Безусловно, несколько упрощая и игнорируя ряд дополнительных обстоятельств, данные схемы помогают визуализировать представление о том, как собственно становятся возможны заявленные процессы трансформации применительно к концепции университета. Это важнейший этап первичной рефлексии над проблемой перед возможным началом процесса реализации.

Пояснительная преамбула. При построении и сравнении схем мне показалось продуктивным рассмотреть проблему возникновения и утверждения исторических концепций университета исходя из взаимосвязи основных факторов, затронутых в упомянутом цикле статей. Во-первых, того фактора, что автопрограммирование университета происходит во многом как ответ на ряд вызовов и проблем, стоящих перед обществом, которые осмысляются и программно излагаются интеллектуалами эпохи. Во-вторых, имеющиеся ресурсы и принятые способы организации действий обуславливают принятие во внимание такого фактора как аспекты реализации концепции университета, которые необходимым образом включаются в саму концепцию, задавая ее формат. Сама концептуальная часть как содержательное наполнение идеи университета связана с вышеупомянутыми факторами и, в-третьих, с фактором идеального целеполагания, выраженного в миссии университета. В контексте сравнения предварительно обнаруживается следующая ключевая закономерность, что при неизбежных исторических модификациях концепции университета ее общая структура (насчитывающая три базовых элемента – план корпоративности, исследования/науки, образования) остается постоянной, что может свидетельствовать о преемственности происходящих изменений. Трансформация концепции университета сопровождается решением основных вызовов и проблем предыдущего состояния и переходом к решению проблем нового уровня. Основные элементы возможного автопрограммирования концепции университета, приведенные в схеме № 3, подробно затрагивались в упомянутом цикле статей. Дальнейший текст составляют примечания и комментарии к приведенным схемам.

Желающие ознакомиться с приведенными схемами в формате презентации могут сделать это . Сама презентация лишена комментариев.

Примечание к рис. 1. Первая схема описывает факторы, которые легли в основу средневековой концепции университета – первой из исторически возникших и распространившихся в Европе. Основные вызовы эпохи, стоявшие перед обществом и повлекшие за собой концептуализацию и реализацию идеи университета, можно объединить такой характеристикой как цивилизационный выбор . Античная цивилизация находилась в руинах. Актуальное состояние Европы скорее диагностировалось как полуварварское: небольшое число образованных людей, рассеянных в пространстве, редкие следы материальной и письменной культуры предыдущей цивилизации (многие книги сожжены, памятники разрушены), низкий уровень обеспеченности благами письменной и технической цивилизации и т.д. Возникает потребность в сохранении остатков цивилизационного наследия, их разработке и приумножении. Основной реализационный аспект связан с редкостью человеческих и материальных ресурсов: мало ученых людей, библиотек и пр. Отсюда логически вытекала необходимость создания региональных центров культуры и учености, аккумулирующих столь ценные и редкие человеческие и материальные ресурсы.

Концептуальная часть программы средневекового университета выстраивалась преимущественно на трех стержневых элементах: 1) естественной для своего времени корпоративной структуре данного новообразования, основания его как 2) центра универсального образования и 3) исследования. Корпоративность выступала неотъемлемым атрибутом средневекового общества с его основными корпорациями – цехами ремесленников, гильдиями купцов, рыцарскими и монастырскими орденами. В этом отношении она являлась естественной и утверждалась на принципе коллегиальности: совместности проживания, обучения и исследования магистров (профессоров) и учеников – средневековый колледж обеспечивал соединение всех этих практик в одном пространстве и усиливал степень корпоративных связей на всех уровнях. Благодаря скромности ресурсов, необходимых для существования университета, данная корпорация оставалась достаточно мобильной и могла переносить место своей локализации в зависимости от ряда факторов: при опустошительных войнах, эпидемиях чумы, разорительном налогообложении, правовом притеснении и т.д. Это в определенной степени гарантировало возможную гибкость внешней политики университета в отношении с иными социальными группами. При этом сама корпорация строилась на основании случайных (казуальных) факторов: перипетий личной биографии профессоров и студентов, влиятельной протекции, авторитета школы, которую представлял исследователь и др. Механизмы внутренней легитимации отстраивались постепенно в связи с утверждением механизмов присуждения магистерских и докторских степеней и могли выборочно признаваться членами иных университетских корпораций. Организационный момент выстраивания корпоративности средневекового университета предполагал выход на позиции автономии в большинстве областей помимо финансовой и частично исследовательской, что было опосредовано социальными и идеологическими факторами.

Концепция исследования строилась на классическом образце античной науки: иерархии знаний и подчинении практических областей науки – теоретическим, среди которых наивысшим типом знания со времен Аристотеля полагалось богословие. Исследование опиралось на анализ и подробное изучение древней мудрости, изложенной в трудах античных мыслителей и христианских наставников – отцов Церкви, что делало неизбежным постоянную отсылку к авторитету данных источников для обоснования современных знаний. Это предполагало интенсивный дедуктивно-спекулятивный способ организации исследований на базе узко очерченного круга текстов, что на практике приводило к возрастающей систематизации и детализации изысканий, с одной стороны, и их постепенному схоластическому вырождению, с другой. При этом отбор идеологически приемлемых образцов исследования, утверждение школ и авторитетных ученых осуществлялось через частично формализованные и специально организованные процедуры защиты квалификационных работ с последующим присуждением степеней и путем предоставления кафедр профессорам как гарантии стабильности их существования и возможности влияния на университетскую жизнь.

Образовательная концепция исходила из принципа существования универсума знания, доступного для своего освоения в общих чертах для любого, кто имеет желание и возможность получать образование в университете. Необходимость придания данному общему знанию более практического характера для оказания цивилизационного воздействия на ключевые сферы общественной жизни предопределила выделение специальных областей знаний, чье более подробное освоение гарантировало выпускнику университета позицию эксперта и компетенцию для регламентации одной из сфер жизни. Деление на четыре факультета давало возможность выпускать три типа специалистов более высокого уровня – медиков, правоведов и теологов, которым присуждалась степень доктора наук, и низший тип универсального специалиста, получившего общее образование и степень магистра, а также возможность выполнять разнообразные функции при дворе, магистрате и т.д.

Взаимосвязанный с концептуальной частью план идеальных задач, выраженный понятием миссии университета, задавал общий ориентир университетской корпорации на выполнение своих цивилизаторских задач, освоение и совершенствование накопленных предыдущими поколениями знаний.

Примечание к рис.2. Начиная с эпохи Возрождения и раннего Просвещения, когда европейская цивилизация в основном стала на индустриальный путь развития, основные вызовы современности кардинально изменились, что во многом предопределило трансформацию представлений об идее и миссии университета, прежде всего в самих университетских кругах. Отраженная в схеме модель университета Нового времени представляет собой скорее обобщенный прототип, на основании которого продолжают во многом функционировать большинство мировых университетов; при этом, будучи схемой, она игнорирует ряд особенностей, характерных для преломления данной модели в государствах западной и восточной Европы, Северной и Латинской Америки, юго-восточной Азии. Данная модель связывается с именем одного из ее идейных вдохновителей – Александра фон Гумбольдта, в трудах которого естественная связка образования и исследования как фундамент модерного университета была окончательно идеологически закреплена. При этом над разработкой и уточнением данной модели работал целый ряд теоретиков и практиков-реформаторов в разных странах.

Основные вызовы предыдущего этапа становления университета к обозначенному времени были успешно преодолены: средневековым университетам удалось не только сохранить и приумножить духовное наследие античной и раннехристианской цивилизации, но и повысить общий цивилизованный уровень общественной жизни, значительно увеличить процент образованных людей для того, чтобы они могли оказывать существенное влияние на происходящие процессы. При этом перед обществом сформировались новые вызовы и проблемы, связанные с технологическим ростом и географической экспансией европейской цивилизации. Устанавливается четкая зависимость на уровне общественного сознания между цивилизационным прогрессом и уровнем научных исследований и инноваций, что обусловило повышенное внимание к исследовательской деятельности университетов. Дифференциация сфер практической жизни во многом обусловила потребность в большом количестве узких специалистов в различных областях – экономической, политической, военно-технической и т.д. Кроме потребностей непосредственных социальных практик также начинает себя обнаруживать новая форма консолидации общества, на основе не религиозных, а светских ценностей, требующих обеспечения рациональным по форме идеологическим обоснованием.

Притом что проблема редкости человеческих и материальных ресурсов для создания университетов к этому времени преодолена, необходимость сохранения единого исследовательского и образовательного центра в лице университета сохраняется. Это объяснимо тем, что предыдущий этап существования университета обнаруживает высокую степень устойчивости данного синтеза, обеспечивающего воспроизводство специалистов как для внешних, так и внутренних нужд, тем самым оберегая преемственность исследовательских и образовательных традиций. Второй важный аспект реализации университета Нового времени – это связь с идеями всеобщего просвещения как идеологии, делающей ставку на общий прогресс человеческой цивилизации, а также на обеспечение социально-политической конъюнктуры.

Изменения концептуальной части . Обусловлены характером общественных вызовов и их особенностями принятия и реализации участниками автопрограммирования концепции университета. Коллегиальная корпоративность средневекового университета с ее укорененностью в реалии минувшей эпохи начинает мыслиться как анахронизм, на смену которому должна прийти корпорация, имеющая четкую структуру членства и отношений. Бюрократия как принцип организации различных общественных систем становится применим и к университетской корпорации: складывается административно-чиновничий аппарат управления, профессорско-преподавательский корпус отделяется от студенческой бурсы на основании строго прописанных функциональных обязанностей с обязательной регламентацией системы поведения и общения. Административное разделение на факультеты, кафедры, деканаты и отделы закрепляет строгую функциональность и иерархию организации. Университет, прочно встраиваемый в основание современного государства, получает гарантии стабильности своего существования и протекцию за счет его институализации как одного из элементов государственной системы с общественным закреплением его статуса и принадлежности. Это в большей степени закрепляет его зависимость от внешних социально-политических сил и обстоятельств. Легитимацией университетской корпорации начинают в большей степени заниматься внешние министерские (государственные) структуры через процедуры государственных экзаменов, ратификацию присуждения степеней и званий, выделение определенного количества кафедр, штатных единиц и пр. В организационном аспекте это приводит к утрате части естественной университетской автономии и выстраиванию вариантов автономии резистентной и адаптивной, рассчитанных либо на апелляцию к традиции, либо приспособление к изменяющимся общественным запросам.

В рамках концепции научного исследования взамен модели универсального знания приходит концепция научной специализации и дифференциации по областям. При этом избирается смешанный экстенсивный путь развития исследований с расширением предметных областей и интенсивным их изучением в рамках избранной специализации. Автономные области научного исследования позволяют более эффективно аккумулировать ресурсы и ставить проблемы, хотя и приводят к достаточно быстрому исчерпанию эвристического потенциала исследования. Запрос на скорейшую инновацию результатов научных открытий приводит к размежеванию областей фундаментально-теоретического и прикладного исследования, во многом сохраняя свойственное аристотелевской концепции науки идеологическое обоснование приоритета первого типа исследований и приземленности второго. Однако вопреки данной внутриуниверситетской идеологии отбор научно-исследовательских тем преимущественно определяется влиянием военных, технических, социально-значимых заказов на соответствующие разработки. Роль фундаментального знания сводится к эвристике его будущего переложения в практическое знание. Существующие системы отбора исследований и квалификации специалистов базируются на выделяемой финансовой поддержке и распределяются преимущественно административно.

Образовательная концепция изменяется в сторону усиления прагматического потенциала использования специалистов – выпускников университета – во всех областях экономики, политики, культуры. Широко применяется модернизированная версия средневековой системы универсального образования с углубленной специализацией и расширенным ассортиментом выпускаемых специалистов. Увеличение числа образованных специалистов связано с нуждами экономического воспроизводства общества, а также необходимостью усиления участия средних классов в политической системе на базе полученных общих знаний. Формирование интеллигенции и интеллектуалов как особой общественной группы. При этом обостряется оппозиция между моделью образования как освоением универсальной культуры или набора специальных компетенций. Деление на факультеты и иные структуры при университете закрепляет формальный характер специализированного образования.

Основные миссии университета как план идеальных целей и задач в основном сосредоточен вокруг решения проблем общественного развития в рамках ряда идеологических доминант. Как правило, они подчинены следованию политико-экономической конъюнктуре и определяются воздействием внешних социальных запросов.

Общая ремарка . Как можно заметить из сравнительного анализа схем средневекового и нововременного университета, при изменении общих факторов, определяющих содержательное наполнение концепции, структура последней в целом может быть описана как константная, что позволяет выдвинуть гипотезу о возможности сохранения данного формата структуры с учетом видоизменения ключевых факторов при автопрограммировании концепции университета будущего. Это позволит говорить о преемственности будущей модели университета своим историческим аналогам и возможности выборочного сохранения и использования потенциала уже существующих университетских структур.

Примечание к рис. 3. На современном этапе существования университета как центра исследования и образования обнаруживается ряд кризисных моментов его функционирования, что переводит публичные дискуссии о месте и роли современного университета из разряда досужих разговоров в злободневную проблему нашего времени. Для ситуации Беларуси переосмысление прежней концепции университета и новый этап автопрограммирования его идеи может предоставить значимый шанс на преодоление ряда существующих негативных тенденций и обеспечить заявку на региональное и глобальное лидерство в области социального развития и построения экономики знаний. Обсуждение и принятие новой концепции университета в обществе должно сформировать значимый социальный запрос на данную инновацию и постепенно привести к реализации новых социальных практик и стратегий.

Следует отметить, что большинство вызовов, стоявших перед университетом нового времени, если и не были окончательно реализованы в предыдущий период, то к настоящему времени уже существенно трансформировались. Как представляется, основной спектр вызовов современной эпохи касается не столько внедрения отдельных научно-технических инноваций в жизнь человека, сколько решения региональных и глобальных стратегических проблем, имеющих как цивилизационный, так и экзистенциально-личностный характер – связанных с выбором дальнейшего пути развития отдельных обществ и человечества в планетарном масштабе, обретения оснований для возможности совместного принятия решений на ненасильственной основе. Их решение должно сопровождаться не интуитивным способом осознания политическими субъектами исходя из тактики сиюминутных действий, но базироваться на выстраивании интенсивной системы общественной оценки и разработки. Это закладывает основания для перепрограммирования концепции университета в пользу решения данных универсальных вызовов и задач в ущерб установке на частную инновацию и воспроизводство сложившейся системы через наличную модель образования.

При этом необходимо учитывать такие актуальные аспекты возможной реализации идеи университета, преимущественно описанные в цикле упомянутых статей, как оформление рамки этоса (установление этических границ деятельности университета) и учреждение принципов его взаимодействия с иными социальными силами на основании – агонистической кооперации (сотрудничества и конкуренции в обосновании и реализации значимых социальных перспектив). Особо стоит оговорить такой аспект реализации как «университетоцентричность» образования, поскольку, обосновывая новую концепцию университета с изменением его места и роли в обществе, приходится учитывать зависимость эффективности и успешности реализации его стратегии от уровня предварительной подготовки новых поколений. Преобладающие в последнее время установки на инструментальный и формализованный характер основных ступеней образования приводит к существенному снижению эффективности последующего влияния университетских практик на индивидов и общество в целом. Это предопределяет повышенное внимание университета будущего к обеспечению гармоничного сочетания собственных образовательных практик с предшествующими, что подразумевает их развитие в направлении реализации основных элементов университетской миссии в отношении к обществу.

Концептуальная часть предполагает необходимость целого ряда изменений. Прежде всего они должны затрагивать трансформацию актуальной идеи корпоративности: формализованные структуры отношений и функциональный подход как ведущие мотивы организации университетской корпорации в рамках предыдущей модели выявляют деградацию смыслового наполнения ее деятельности. Необходимым основанием новой корпоративности должен стать принцип консолидации не на базе институционального или предметного деления, а на принятии общей рамки рефлексии по поводу миссии университета, установлении границ индивидуальной и коллективной ответственности, оснований солидарности мышления и действия. Обретение утраченных прочных коммуникативных связей и сплоченности, отличавших коллегиальную корпоративность средневекового университета, на новом этапе может подразумевать постоянную диффузию корпоративных связей через устойчивое вовлечение отдельных участников в исследовательские и образовательные группы на базе изучения и решения общих проблем (не стабильность мини-коллективов, а достижение корпоративной общности). Подобные «плавающие» структуры связей для формирования консолидированной корпоративности должны опираться на чувство общности через принадлежность к этосу университетского сообщества, принятие основных элементов миссии, расширенную внутреннюю легитимацию. Последняя определяется выработкой рефлексивного этоса сообщества и постоянной к нему апелляцией, что в перспективе позволяет производить качественный отбор исследований и компетенций вне плоскости сугубо коммунальных отношений: это может предполагать расширение структуры университетской корпорации за счет включения сообщества критико-методической направленности, отвечающего за принципы формирования и удержание подобной рефлексивной рамки. При этом идея университета как сообщества диссенсуса предполагает организацию единообразной установки на совместное решение проблем с одновременным непринятием единообразия в способе осмысления проблем. Организационный аспект трансформации идеи корпоративности предполагает выход за узкие рамки традиционного понятия автономии и трансляцию идей университета локального на общество как университет глобальный, что представляет собой выход на позицию радикальной автономии, связанной с принятием правящей стратегии социального действия в рамках соответствующей миссии – формирования рефлексивного, творческого и свободного сообщества людей.

Изменения в структуре исследований подразумевает преимущественный отказ от дисциплинарной матрицы и переход к проблемному принципу организации исследования на междисциплинарной основе. Осмысление ряда актуальных и потенциальных проблем современности как комплексных по своей природе подразумевает выход за раки сложившихся дисциплинарных областей и аккумуляцию различных подходов к их осмыслению и решению на основании выработанного исследовательского и реализаторского этоса: внутренних ограничений, связанных с учетом эпистемических и социальных последствий осуществления подобной деятельности. При этом важнейшими мотивами организации исследования в университете (то, что обосновывает его исследовательский потенциал для общества) могут стать идея удержания рамки общности в осмыслении проблем как комплексных и взаимосвязанных, с одной стороны, и необходимость сохранения рефлексивного отношения («времени рефлексии») к основаниям и последствиям производимых социальных инноваций, с другой. Включаясь в решение и разработку ряда ключевых проблем, университетское сообщество должно осознавать собственный потенциал практического действия, направленного на рефлексивное продвижение социальных инноваций: отказ от оппозиции чистой и прикладной науки и понимания их как взаимодополняющих планов исследования. В организационном аспекте данная концепция предполагает отбор и квалификацию исследований на основании принципов внутренней легитимации – удержания публичной рефлексивно-критической рамки мышления – а также внешней причинности – осмысления актуальных проблем, диагностируемых в рамках структуры вызова самим обществом и университетом, и проблем потенциальных, прогнозируемых путем сопоставления актуальных вызовов и их последствий в рефлексивном плане. Это предполагает, что данный аутсортинг (отбор) проблем для исследования происходит как за счет предложения извне – от социальных инноваторов, стремящихся изменить существующие условия, - так и за счет внутренних ресурсов распознания и превращения в проблему тех латентных вызовов, что стоят перед обществом, со стороны университета.

Наконец, в концепции университетского образования основным стержнем предполагаемых изменений должен стать отказ от принципа образования как обучения специализированному набору компетенций и переход к идее образования как воспитания творческой рефлексии, направленной на эвристику решения задач и проблем путем нахождения новых способов их исследования и реализации, а не интеллектуального бриколяжа: применения стандартных схем и практик мышления к нестандартным ситуациям. Данный проект воспитания разума должен опираться на активацию творческого мышления в контексте как актуальных образовательных практик, так и потенциального процесса последующего самообразования. Как и концепция исследования, образовательная стратегия также должна исходить из приоритета получения знаний для будущего их применения (при осмыслении и решении проблем), не претендуя на выстраивание законченной системы специализированных знаний по какой-либо теме. Развитие подобных форм креативного мышления во многом связано с возможным переходом к игровым (преимущественно интерактивным) методикам и способам организации образовательной деятельности в рамках «плавающих» образовательных групп. Также проблема воспитания творческого мышления подразумевает выход на практики свободного и сознательного выстраивания собственной идентичности вопреки навязанным условиями социализации стандартам. Обоснование для общества образовательной миссии университета можно связать с воспитанием национальных элит: людей с творческим нестандартным мышлением, которые умеют рефлексивно и ответственно подходить к постановке и решению ряда социально-значимых проблем. Организационный аспект концепции образования отсылает к междисциплинарной открытости системы обучения, формированию подвижных групп по «проблемным интересам» в рамках установки на прагматизацию образования – его важности для становления собственной идентичности, значимости участия в осмыслении и разработке актуальных проблем и освоения принципов совместной работы над подобными проблемами. Также в данной связи первостепенное значение может иметь специфический образовательный этос: как ограничение степени педагогического вмешательства, с одной стороны, и выработка принципов диалогического, партнерского обучения, с другой.

Основные компоненты идеального плана – миссии университета, также коррелируют с содержательным наполнением его концептуальной части и инициированы преимущественно теми вызовами, что актуально стоят перед обществом. Это предполагает выход университета в (политическое, в широком смысле) пространство социальной инженерии, социального проектирования и разработки инноваций на базе соответствующего этоса. Также это предполагает реорганизацию актуального публичного пространства в рамках установки на совместное конкурентное осмысление и решение проблем (агонистическую кооперацию).

Заключительная ремарка . Данная генетическая реконструкция трансформации идеи университета не претендует на законченное описание и безусловно может дополняться и осмысляться по-новому. Основное предназначение выделения данных схем – попытка представить необходимый этап автопрограммирования концепции университета, происходящий сегодня, как неизбежный шаг в рамках преемственно изменяющейся традиции. Без осуществления данного шага: обсуждения и полагания новой концепции университета - мы обречены на повторение существующих кризисных моментов и не способны выйти на инновацию ни в региональном, ни в глобальном контексте. Возможное преодоление кризиса идеи университета в Беларуси сегодня может стать существенным элементом прорыва завтра. И вероятно не только для Беларуси.

Комментарии

очень интересно. Только было бы неплохо в качестве начала дать, хотя бы тезизно, возможность осуществления реформирования многих систем в Беларуси, плиииз.....

11:19 Гость

Возможность - это прежде всего обеспеченность ресурсами.

Так вот эту самую возможность мы про... еще в конце 90х.

возращаясь к возможностям.

ресурсы есть всегда. под идею есть. без идеи, ресурсы не более чем бесполезная порода. Как, например, деньги: мало иметь на руках н-ую сумму, надо знать, как ей умело распорядиться. Когда есть идея, под нее и деньги дадут. пример - почти все банки и инвесткомпании.

Очень достают разговоры об утраченных сокровищах 90-х. Как будто за остальное время земля беларуская не родила. сколько можно жить с головой, повернутой назад.

Теперь конкретнее. Говоря о возможностях, стоит прежде всего вести речь не о финансах, и даже не о людях,с помощью которых можно и нужно всю эту модернизацию университета проводить. А о мере готовности общества к переменам. К восприятию этих новых (для кого-то может уже и старых) идей. Если общественный запрос на реализацию предложенной концепции сформируется, причем в разных группах, то появятся и финансы. И людей можно будет собрать подходящих. Только вот придется, скорее всего, наполеоновские планы одним махом перекроить всю систему образования, науки и культуры РБ отложить как маниловщину. Но реализовать на базе одного отдельно взятого университета возможно. а затем расширять и углублять воздействие. В средние века, можно предположить, ресурсов было намного меньше. Сейчас хоть есть варианты, скажем из-за бугра людей приглашать, если местных не хватает. А тогда, тоже думается мало кто верил, что с десяток книжников чего-то путного сделать смогут. оказалось смогли.

поэтому, считаю, отработать финансовую сторону проекта реализации университета будущего - дело вполне осуществимое, человеческую - сформировать университетское сообщество - более длительное, но тоже дело реализуемое (главное не циклиться на попытке создать "золотой состав" с нуля). Остается дело с запросом, а вот это самое главное, и как помочь ему сформироваться в умах различных социальных групп - это уже вопрос и вызов к интеллектуалам. Тогда будут и матресурсы, и помощь, и поддержка всяческая,а иначе голый энтузиазм одиночек, глохнущий в гуле стагнирующей системы.

"ресурсы есть всегда. под идею есть" - это пустопорожняя ахинея милейший. Нет. Это пустопорожнейшая ахинея - которую можно принимать за провокацию или разводку, со всеми вытекающими...

Гостю (но может и не только)

ремарка: во фразе Алисы "я всегда говорю то, что думаю" важно не забывать про "я всегда думаю, что говорю". У вас похоже эмоциональный всплеск рефлексию опережает. причем окончательно.

Повторяю. Может со второго раза пробуждая рефлексию. Ресурсы уже имеются. И деньги и людей под идею найти реально всегда (тот же ЕГУ тому пример, сейчас не хочется обсуждать насколько хорошо они свою идею реализовали и продолжают). И даже сейчас в Беларуси имеются и люди достойные, и матресурсы вполне на первое время достаточные. Вопрос лишь с чего начать. Я считаю, начинать надо с общества, доведения до него перспектив социальной инновации. а затем заниматься уже непосредственно созданием правовых, финансовых, уставно-корпоративных условий существования обновленного университета в Беларуси. Потому что данная система весьма в общество интегрирована, несмотря на всяческие собственные возможные и невозможные автономии. Когда будет поддержка со стороны различных социальных групп идее нового университета, то постепенно (вос-)создать сообщество осознаюших свою миссию людей, институализировать по возможности их формы существования и дать шанс на осуществление дальнейшей социальной инновации - дело вполне осуществимое. По крайней мере иных значимых препятствий я на сегодняшний день не вижу. Если вы их знаете, то перечислите. Вот только не говорите, что это самоочевидно.

И тем не менее, в отличной статье и достойных ответах, извините, не нашел механизма. Имеем то, что имеем и, после, 19 декабря, ситуация будет скорее всего такой же как сейчас. Итак, Вы предлагаете что:

1) Ректор, например БГУ, издает приказ и объявляет государство в государстве?

2) ну решили некоторые блестящие умы и желающие учиться -студенты, что им нужно то-то и то-то и то-то....Дальше?

Механизмы - это технологии управления и инструменты изменения ситуации.

Я же говорю – детский сад.

Ну почему же детский сад.

Вполне возможно просто провокация.

Или деньги отрабатывают.

Или кого-то хотят обмануть.

Дело обычное в нашей «гуманитарной практике».

Или отстаивают чей то интерес.

Я же говорю - "деньги отрабатывают". Причем эта версия наиболее вероятная, ибо рассматривать элемент - как субъект - это еще надо додуматься до такого. Так бывает только тогда – когда мнение читателя тебе безразлично, ибо он никак не может повлиять на твое положение.

Современный университет в Беларуси: два подхода построения онологий. http://ta-ta-aht.livejournal.com/31361.html

А может это маниловщина?

Непробиваемая позиция у гостя и www. Маниловщина, а если не маниловщина, то хуже того, сервильная отработка гранта.

Во-первых: Мечтать не только не вредно, но необходимо: http://worvik.com/beldemo/V14D.htm

Все достойные вещи в этом мире сделаны из материала мечты. Мечта в рациональных формах это вовсе не маниловщина. При квалифицированном отношении она становится проектами, программами, стратегиями. А "приземленный реализм" способен только бубнить: "это нельзя, это невозможно, ресурсов нет...". Ресурсы это не залежи полезных ископаемых. Залежи становятся ресурсом только при наличии know how, знания о том, как их взять. Тоже самое относится и к знаниям, и к деньгам, и к людям. Знания, деньги и люди -- ни чего не стоят для тех, кто не мечтает о том, как эти знания применить, деньги в дело направить, людей привлечь и увлечь.

Во-вторых: Гранты -- это ресурсы. Для тех, кто знает, что и как с ними делать. Для других это просто бабло, которое надо освоить.

Собственно к механизмам. поскольку отвечать на реплики вроде "грант отрабатывает", это от проблемы возвращаться в столь любимый многими коммунал.

Механизмы непосредственной реализации наиболее деликатная часть процесса реализации, а, заметьте, не концептуализации. Я даже не буду рассуждать о необходимости проективного знания, но вот что ответить "прагматику-реалисту"? Понятно, что ни один ректор БГу не сможет внезапно объявить независимость от государства без того, чтобы лишиться всех государственных правовых, финансовых и прочих условий существования. А как без этого быть он не знает. И отдельная группка страждущих не создаст пожалуй ничего помимо группы по интересам или кружка АА.

Поэтому в предыдущих ответах мною подчеркивалась важность формирования значимого социального запроса со стороны тех или иных груп в обществе, ориентированных на инновацию. когда появится осознание в обществе необходимости, допустим, автономии университетской корпорации, тогда тому же ректору не придется играть с огнем, а это будет технически решаться в рамках правового поля. Когда появится представление о том, что именно такой формат образования и исследования нам нужен СЕЙЧАС, то будет и партнерская помощь в поведении данной значимой инновации от разных социальных групп и стабильный спрос на этот особый род деятельности университета. Как вытащить себя из болота за волосы, конечно вопрос хороший. Как создать эти условия возможности реализации университета в Беларуси уже сегодня? - это задача и интеллектуальный вызов. И лишь в публичной среде он может быть осмыслен и решен. Для меня лично - это экзистенциальный вызов, а это гораздо серьезнее всяких надуманых отработок грантов: это жизненная проблема, потому что иначе останется все как прежде. А меня лично это не устраивает.

Как будет осуществлена реализация и будет ли, я пока не могу судить с достоверностью. Но хотелось бы обудить не то, можно ли в принципе что-то делать сегодня, а что собственно мы хотели бы изменить в университете, каким мы бы хотели видеть его в будущем. только тогда схемы и механизмы реализации можно будет продумывать во всех нюансах. А то получается, если расписать прям на коленке механизмы реализации, так все и бросятся реализовывать, неважно что.

Мацкевичу: спасибо за поддержку. впрочем, другим языком Вы о том же.

Про мечту - вообще здорово! Без приколов, искренне. НО вопрос мечты - это вопрос вопросов. И здесь, в первую очередь стоит вопрос выборов, имею ввиду экзистенцию, естественно. И если есть мечта изменить Университет, сам принцип трансляции знаний, то почему не может быть мечты открыть свой бизнес, с грамотной логистикой и возможностью получать честный доход, почему бы не захотеть иметь другую структуру в получении услуг ЖКХ, иметь возможность доступного уровня социально-оздоровительных, культурных услуг, получения качественной и объективной информации в средствах масс-медиа и т.д......

Но ведь это звенья одной цепи..... То есть, если ты не интересуешься политикой, то она придет в твой дом...... И Все упирается в сознательный выбор людей.....Вот и все.....

Колхозное сознание(не хочу при этом ни в коей мере задеть людей труда)никогда не пропустит и не допустит мысли жить хорошо уже сейчас, дать возможность жить своим детям и внукам здесь и сейчас и не бояться идти против принятых норм и морали в обществе, даже, если это - антимораль.....

А мечтать все любят, нет мечты - нет Человека, есть жалкое подобие человека, влачащего свое ярмо.....

Часть первая.

Между мечтой и маниловщиной разница больше чем между Бабелем ми Бебелем.

Это даже люди знают – не то, что методологи.

Это первое.

Разве Мацкевич уже отказался от своей дурацкой позиции по указанному вопросу, суть которой всегда звучала примерно как «мышление и деятельность идентичные феномены» ну или уж по крайней манере «мышление проявляется в деятельности»?

«Маниловщина» – это не только процесс – это прежде всего образ существования, о чем и писал классик – почему это выражение и стало расхожим.

Пока все.

На нашей земле происходят важные события – надо работать.

Но это еще не все.

Ибо конечно «закиданы» «мусоров» без ответа оставить не возможно.

Ибо они только и могут - что воровать.

Причем даже готовое украденное не способны воссоздать.

Еще за прошлые украденные проекты не рассчитались – а уже опять хотят?

Если время появится - конечно.

Тем более что все уже сделано и работает.

Правда, конечно, на сей раз плебсу доступ закрыт.

Ибо только своруют, как прошлый раз – и никакой пользы от этого людям все равно не будет.

Тем боле что …

То, что пишет Барковский – это даже не детский сад.

Это просто чушь.

Это или нечто подобное вам любые студенты старших курсов – когда они наконец то достигают осознания того, что все уже в этом мире постигли и все уже знают (есть у них такой период в жизни) – под пиво в сотне вариантов расскажут.

А мы вообще-то делом занимается.

Гостю: Текст адресован вам, и таким как вы, а не колхозникам и людям труда. До них еще должна дойти очередь. Текст призван задеть вашу мечту, срезонировать с ней. Если, конечно, вы не мечтаете о собственном бизнесе с грамотной логистикой. Но если вы о логистике в пекарне, то вас не должен был бы задевать этот текст вообще. Незачем на него было реагировать. А если уж среагировали, то давайте разберемся как? Что означает ваша реакция?

Барковский делает очень хороший шаг -- обращается к академическому сообществу, к тем, кто мог бы включиться в общественную дискуссию.

Не в обсуждение личности автора и его мотивов. Мотивы, как раз, надо просто принять как очень достойные. Кто-то должен начать, запустить обсуждение в интеллектуальной среде этих проблем. Не навязывать сразу определенное видение, а начать обсуждение.

Так давайте продолжим. Вот мы продолжаем. Барковский выступил у нас на семинаре, сегодня доклад Водолажской по сравнению подхода Барковского и моего. Это уже обсуждение, а не глас вопиющего в пустыне.

Но этого мало. Нужно вовлечение в это обсуждение десятков и сотен людей, имеющих на эту тему квалифицированное мнение. Максимум -- тысяч людей, а не миллионов. И эти сотни и тысячи людей не колхозники, поскольку имеют ученые степени и звания, работают в науке и преподают в универстетах. Или это тоже колхозники? Они никто?

Возможно, что они тоже колхозники, но в таком случае они не могут, не имеют права других ругать за то, что они колхозники.

Текст не для них, а для вас, Гость!

Если вы не колхозник, то перестаньте нести пургу, а включайтесь в обсуждение проблем университета. По содержанию. Если Университет в беларуси станет возможным только лет через 10-15, то мы уже сильно опаздываем. Такие обсуждения и дискуссии должны длиться десятилетиями, чтобы в реализации мы не делали глупости.

последнему гостю (поскольку вас уже много)

если не брать в расчет вашу стилистику письма, сравнимую лишь с аналогичными перлами бтшных "аналитиков", то хотелось бы разобраться в прагматике ваших комментариев.

Апломба у вас много, спору нет: все эти - вы тут в песочнице, а серьезные люди уже дело делают - вызывает подозрения. Поскольку ничего предъявлять вы не хотите или не можете (бо все покрадуть). Но тем не менее с завидным постоянством предложенное огулом хаете. Тогда или кем-то заказанный наезд или просто глупая провокация, или дешевый самопиар, что еще более пошло...

А вот то, что обсуждение проблем подменяется постоянно коммуналом может свидетельствовать либо о неспособности местных интеллектуалов выйти за рамки пошлой распальцовки, либо о сознательном забалтывании значимых проблем с целью искоренить всякие зачатки рефлексии. Если первое, то это достойно сожаления, если второе - то требует сопротивления и соответствующих действий.

В первой было сказано – что ни один мусор больше за наш счет ни шале в Альпах, ни отель в Канне, ни даже особняк под Дзержинском не купит.

Теперь надо платить.

И не надо даже пытаться «разводить».

Часть вторая

«Барковский делает очень хороший шаг -- обращается к академическому сообществу, к тем, кто мог бы включиться в общественную дискуссию.»

Вы давно видали «академическое сообщество»?

Вы когда хоть на каком заседании кафедры были?

Вы хоть примерно представляете себе, чем люди сегодня в «сообществе» живут?

Мало того!

Вы где такое сообщество видели, что бы хоть что-то выразило желание пообсуждать?

Ответьте.

Я туда пулей и немедленно вылетаю!

Только вначале заеду в ту чудесную страну, про которую с таким пылом и жаром рассказывал наш главнокомандующий на съезде его пацанов. Ибо мне на столько понравился его рассказ – что я готов туда эмигрировать хоть сегодня.

А теперь к делу.

Помнится мне кто то любил говорить что «говорить надо не так что бы тебя слушали, а что бы не могли не слушать»…

Не помните кто это говорил?

Я к тому – что язык – это как минимум инструмент!

И вот вам пример из ваших побасенок, см тексты.

Причем Барковского и Мацкевича работы я вообще трогать не буду – ибо там - что не предложение – то предмет для сатирика.

Возьмем «это» - ta-ta.

Представьте себе, что вы приходите на любую кафедру любого ВУЗа включая БГУ и говорите что то примерно такое:

http://ta-ta-aht.livejournal.com/31361.html

Краткий пересказ

«… была предложена концепция современного университета. Концепция предложена в онтологическом виде … Содержательное отношение к предложенной концепции требует восстановления оснований и метода ее построения … данная концепция сама представляет из себя альтернативу в не дескриптивной форме онтологии... в качестве базовой идеи, которая лежит в основании построения онтологии современного университета в Беларуси, полагает собственно идею университета, как нечто инвариантное, проступающее во всех исторических реализациях. Идея университета - априорное полагание. … Она организует работу со всем остальным материалом – историческим, понятийным и т.д., задает интерпретации.

Инвариантное содержание идеи университета представляет из себя комплекс… Содержание представлений о мышлении задает и онтологию современного университета в Беларуси… В силу «объективного» характера предложенной П.Барковским концепции, четко определить субъекта построения онтологии, его цели и ценности, невозможно.

Ну и что вы после этого можете ожидать в ответ?

Или вы инопланетяне?

Сто к одному, после первого же упоминания «онтологии» вас уже …

А знаете ли вы, что - «языковая креолизация обязательно ведет к эпистеомологической»?

Что означает не больше не меньше, тот очевидный факт, что если вы желаете хоть сколь широкого обсуждения хоть чего – то будьте любезны говорить на языке людей, к которым вы обращаетесь!

И не корчить из себя героев на пустом месте.

Не хотите?

Вот вы и имеете что имеете!

Про более сложные конструкции я тут даже упоминать не желаю.

Ибо это уже для вас вообще …

Тем более «о множественности знаков в средовых композициях» не только методологи, но и люди должны понимать. Что переводится примерно как «одно и тоже явление и событие рассматриваемое с одной точки в одно время может быть описано одним и тем же наблюдателем разыми системами знаков». Что некоторым психологам не знать просто не прилично. Тем более что продолжение это пассажа звучит как «… но восприятие … контрагентом происходит … наиболее простой описательной модели».

Пока все.

Продолжение следует.

- «Что означает ваша реакция?»

Да ничего. Просто знакомые нотки профессиональных жуликов услыхал.

- «Текст призван задеть вашу мечту... Если, конечно, вы не мечтаете о собственном бизнесе...»

Слово «Бизнес» переводится как «дело». Мечта – штука индивидуальная и достигается она отнюдь не косенсусом..

- «Кто-то должен начать, запустить обсуждение в интеллектуальной среде этих проблем»

Ну так они и обсуждаются! Только вы тут причем к профессиональной среде? Ибо – «языковая креолизация обязательно ведет к эпистеомологической», чего не знать …

- «Нужно вовлечение в это обсуждение десятков и сотен людей»

Зачем? Это совершенно не тот случай, когда количество переходит в качество.

- «Если вы не колхозник, то перестаньте нести пургу, а включайтесь в обсуждение проблем университета.»

Сам понял – что написал???

- «Такие обсуждения и дискуссии должны длиться десятилетиями»

Такие дискуссии, когда собираются люди понимающие что они говорят - длятся не боле часа. Если собираются люди понимающие что они говорят и имеющие хоть каплю совести достоится и от этого …, а дело делают.

- «Поэтому в предыдущих ответах мною подчеркивалась важность формирования значимого социального запроса со стороны тех или иных групп в обществе»

Помнится … как искали «социальный заказ» в начале 90х, под этой маркой «вырезали» всю социальную активность и зашлифовали на нашей земле все живое.

Очень похоже. Очень … похожий почерк. Что и наталкивает на мысль о очередной провокации, с целью истребления оставшихся в живых.

- «Как вытащить себя из болота за волосы, конечно вопрос хороший. Как создать эти условия возможности реализации университета в Беларуси уже сегодня»

Просто. Построить Беларусь. Или хоть какой субъект.

- «Если вы не колхозник, то перестаньте нести пургу, а включайтесь в обсуждение проблем университета. По содержанию. Если Университет в Беларуси станет возможным только лет через 10-15, то мы уже сильно опаздываем. Такие обсуждения и дискуссии должны длиться десятилетиями, чтобы в реализации мы не делали глупости»

Колхозник – это просто иная мораль и иные ценности.

Но отнюдь не табу на мысль, и уж тем более восприятие. Через 10-15 лет, если и далее так будет продолжаться, то тут уже жизни не будет - не то что университета.

Пока все.

Пора работать.

Ну вы и нагородили, любезнейший, сами хоть перечитываете собой написанное? смешали, как у классика, в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий:)

Академическое сообщество, к которому текст собственно обращен, действительно еще создавать надо из осколков, из тех, кто еще живой остался. А у вас похоже лишь остаток некой масонской ложи сохранился из кучки избранных. И каков эффект от ваших тайных встреч и решений. Если это реформа образования в РБ, которую сейчас министерство двигает, то тогда понятно почему вы столь анонимны. ведь понятно тогда кого за это бить.

Заметьте "запрос" и "заказ" вещи совершенно разные. Не про внешний заказ речь идет, а о формировании живого интереса в разных социальных группах к предложенной инновации, чтобы поддерживали, а не в затылке чесали

Вот, с чем действительно соглашусь, так это с тезисом, что надо строить Беларусь. И строить университет в Беларуси. как вещи взаимосвязанные. Просто нельзя уходить в споры, что надо создавать раньше - яйцо или курицу. Надо делать одно и другое. взаимосвязанно.

О подоплеке ваших слов и действий сужу на основании ваших комментариев здесь и сейчас, поскольку упорствуете в своей анонимности, уповая что стилистика вас маркирует. Поэтому пока вы не предъявите развернутую и аргументированную критику сказанного: ваши наезды выглядит глупо, а сами вы рядитесь интеллектуальным клоуном!

Добавить комментарий

  • Как соотносились в средневековой науке и философии вера, разум и опыт?

§ 18.1. Средневековые университеты

Развитие городов и другие перемены в жизни общества сопровождались и изменениями в школьном образовании. Если в раннее Средневековье образование можно было получить главным образом в монастырях, то позже лучшие школы начали действовать в городах.

    В крупных городах при соборах возникали школы, в которых изучали право, философию, медицину, читали произведения латинских, греческих и арабских авторов. Одной из лучших считалась школа в городе Шартр. Её руководителю приписывают слова: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов. Им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их». Опора на традицию, уважение к ней - важная черта средневековой культуры.

Студенты на лекции. Рельеф XIV в. Болонья

Из некоторых городских школ со временем выросли первые университеты. Университет (от латинского слова «университас» - совокупность, объединение) - это сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование и живущее по определённым правилам. Только университеты могли присваивать учёную степень, наделять своих выпускников правом преподавать по всей христианской Европе. Это право университеты получали от тех, кто их основал: пап, императоров, королей, то есть тех, кто обладал высшей властью. Университеты гордились своими традициями и привилегиями.

    Основание университетов приписывалось самым знаменитым монархам. Говорили, что Парижский университет основал Карл Великий, а Оксфордский - Альфред Великий. На самом деле биографии древнейших университетов начинаются в XII веке (Болонский в Италии, Парижский во Франции). В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. В XIV веке появились первые университеты в Чехии, Германии, Аварии, Польше. К концу XV века в Европе было около ста университетов.

Во главе университета обычно стоял выборный ректор. Университет делился на факультеты, каждый из которых возглавлял декан. Сначала обучались на факультете свободных искусств (по-латыни искусства - «артес», поэтому факультет назывался артистическим). Прослушав здесь определённое число курсов, студент становился бакалавром, а потом и магистром искусств. Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из «высших» факультетов: медицины, права или теологии.

Университетское образование было открыто перед каждым свободным человеком. Среди студентов преобладали выходцы из богатых семей, но попадались и дети бедняков. Правда, путь от момента поступления до высшей степени доктора иной раз растягивался на многие годы и мало кто проходил его до конца. Зато учёная степень обеспечивала почёт и возможности для карьеры.

Немало студентов в поисках лучших лекторов перебиралось из города в город и даже из страны в страну. Незнание языка им не мешало, ведь всюду в Европе преподавали на латыни - языке церкви и науки. Они вели жизнь странников и получили прозвище «ваганты» (что означает «бродящие»). Среди них оказались превосходные поэты, стихи которых до сих пор вызывают живой интерес.

    Распорядок дня студента был прост: утром лекции, вечером повторение и углубление пройденного материала. Наряду с тренировкой памяти огромное внимание уделялось умению спорить, которое отрабатывалось на диспутах. Однако жизнь студентов складывалась не только из занятий. В ней находилось место и торжественным церемониям, и шумным пирушкам. Школяры очень любили свой университет, где они проводили лучшие годы жизни, получали знания и находили защиту от чужаков. Его называли кормящей матерью (по-латыни «альма матер»).