» » Темы, идеи, образы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Основные проблемы любви в повести Карамзина “Бедная Лиза” Другие сочинения по этому произведению

Темы, идеи, образы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Основные проблемы любви в повести Карамзина “Бедная Лиза” Другие сочинения по этому произведению
Главная > Изложение

Модуль 2.

А.И.Куприн (1870-1932)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Работа с текстом

    Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания рассказа.

_____________________________________________________________________________

Действие рассказа разворачивается в начале ХХ века на черноморском побережье. Княгиня Вера Николаевна отмечает свои именины на даче. К ней съезжаются гости- большей частью родственники. В самый разгар застолья Вере Николаевне передают сверток, в котором она обнаруживает гранатовый браслет грубой работы и записку, подписанную инициалами Г.С.Ж. Вера Николаевна узнает почерк человека, до замужества преследующего ее дерзкими и полными обожания письмами. Она показывает письмо мужу, вскоре новость об очередном письме Г.С.Ж. становится известной всем гостям. Муж Веры Николаевны, Василий Львович, и её брат, Николай Николаевич, принимают решение найти Г.С.Ж. и пресечь его переписку с княгиней Верой. Вечером Вера Николаевна и ее сестра Анна провожают своего названного дедушку, генерала Аносова, до экипажа. Генерал Аносов спрашивает внучку об истории с Г.С.Ж.. Та без утайки все рассказывает. Аносов сожалеет о том, что на свете нет настоящей, бескорыстной любви. Во всяком случае, он ни разу такой не видел. Он рассказывает Вере о двух подобных чувствах, закончившихся печально для влюбленных. Но может быть, этот Г.С.Ж. и есть та самая настоящая Верина любовь? Княгиня Вера провожает Аносова до экипажа и с неприятным чувством возвращается домой. Через некоторое время Шеин и Мирза-Булат-Тугановский наносят визит Г.С.Ж., оказавшемуся мелким чиновником Желтковым. Придя в его скромное жилище, они встречают человека лет 30, растерянного и нервного. Николай Николаевич начинает требовать Желткова прекратить всякое общение с Верой Николаевной, угрожать ему полицией. Вначале Желтков слушает его внимательно и признает за собой все, что вменяется ему в вину, но когда начинаются угрозы, Желтков просто перестает замечать Булат-Тугановского и дальнейшее объяснение происходит между Желтковым и Шеиным. Хозяин объясняет гостям, что не в силах разлюбить Веру Николаевну, и только она властна им распоряжаться. Он звонит княгине, она не желает говорить с ним.. Желтков возвращается к гостям, обещает больше не доставлять беспокойств семье Шеиных и просит только дозволения написать последнее письмо Вере Николаевне. Шеин соглашается. Вечером Василий Львович передает жене содержание разговора. Она подавлена. Ей кажется, что Желтков собирается убить себя. На следующий день Вера Николаевна узнает из газеты о смерти своего тайного обожателя. Весь день ее одолевает беспокойство, ей вспоминаются слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приходит прощальное письмо от Желткова. Он вспоминает об их первой встрече и просит Веру сыграть в его память сонату Бетховена. Вера Николаевна решается ехать в город и поглядеть на умершего. На следующий день она без труда находит дом Желткова и, глядя на его тело, понимает, что «главная любовь ее жизни прошла мимо нее». Квартирная хозяйка передает ей записку от Желткова с названием все той же сонаты Бетховена. Вера Николаевна приезжает домой. Она рада, что в доме нет ни мужа, ни брата. Княгиня просит свою подругу-пианистку сыграть ту сонату в память Желткова. Прижавшись к стволу акации, Вера рыдает. На расспросы подруги она отвечает, что теперь все хорошо, и что он, должно быть, уже простил ее. ===================

    • образ Желткова;

      образ Веры Николаевны Шеиной;

      образ Василия Львовича Шеина;

      образ Анны Николаевны Фриессе;

      образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;

      образ генерала Аносова.

_____________________ Образ Желткова: …он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти. …глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившею всю его человеческую жизнь… Образ Веры Николаевны Шеиной: Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах… …что касается Веры- та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры… Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна. Образ Василия Львовича Шеина: Князь Шеин,несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д. …у него (Шеина) была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьёзным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха. Образ Анны Николаевны Фриессе: …Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа…с надменным выражением в маленьком, чувственном рте…-лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт…в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Её грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая крастоа ее сестры. Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком…мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей…больше она решила не иметь детей и не имела. Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту…но никогда не изменяла мужу… Была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища…но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество. Образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановского: Холостой брат Веры Николаевны, товарищ прокурора…Николай из скупости (он и в самом деле был скуповат)… Образ генерала Аносова: …тучный, высокий, серебряный старец…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть. …этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, о трогательные и глубокие черты…те чисто русские, мужицкие черты… состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечному терпению и поразительной выносливости. =================== 3. Охарактеризуйте систему персонажей рассказа. Основной авторский прием построения образов в рассказе « Гранатовый браслет»- контраст, антитеза. Для каждого своего персонажа вообще или определенный момент времени автор находит образ-антипод. Первая пара образов-антиподов- Вера Николаевна и ее сестра Анна, непохожие друг на друга как внешне, так и внутренне, несмотря на родственные узы. Чистоту, цельность образа Веры Куприн противопоставляет многоликой, противоречивой Анне. Желткову, мещанину, способному испытывать сильнейшее чувство по отношению к Вере Николаевне, противопоставляется Шеин. Василий Львович в общем неплохой человек, но испытывать подобные чувства он не может и, несмотря на свое благородное происхождение, ведет себя, как паяц, когда демонстрирует альбом гостям. Его сестра, Людмила Дурасова, типичная матрона, любящая светские сплетни- герой-антипод генерала Аносова, философствующего добряка, верящего в настоящую любовь. Во время сцены визита к Желткову героями-антиподами становятся Булат-Тугановский и Шеин. Николай Николаевич полностью захвачен своей «миссией», не замечая вокруг себя никого. Он разоблачает и угрожает, скатываясь до полного отсутствия вежливости (очевидно, сказывается профессиональная привычка). Перед нами человек черствый и косный, не способный считаться с чувствами других людей. Совсем не таков Василий Шеин. Он сразу понимает, что за человек перед ним, шестым чувством распознает что-то необычно-трагическое в фигуре Желткова. Князь не в состоянии понять его, но и не может встать на его пути. Читатель сразу понимает, что, несмотря на скабрезные надписи в альбоме, Василий Львович тонко чувствующий человек, способный на сопереживание и понимание. Играя таким образом на контрастах, автор создает характерных героев, наиболее понятных и интересных читателю. ===================

    В чем, на Ваш взгляд, проявляется жанровое своеобразие рассказа?

    Определите и проанализируйте кульминационную сцену в рассказе.

. _____________________ На мой взгляд, кульминационной сценой в рассказе является сцена визита Шеина и Булат-Тугановского в дом Желткова. Именно в этот момент происходит развязка, во время разговора Желтковым разрешается проблема его дальнейшего существования. Также именно в этой сцене автор знакомит читателя с настоящим, невыдуманным остряками Желтковым. Итак, в доме Желткова мы видим сначала «заплеванную лестницу, пахнущую мышами, кошками, керосином». В подъезде так темно, что неразличим даже номер квартиры. Сама квартира Желткова состоит из низкой и широкой комнаты, «похожей на кают-компанию парохода».Для автора при описании дома Желткова очень важна художественная деталь, помогающая глубже раскрыть образ героя. То, что чиновник живет в грязном доме под самой крышей, свидетельствует о его стесненном финансовом положении. Хозяин не стремится привнести уюта в свое жилище: единственное украшение- скатерть на столе. Однако, несмотря на отсутствие средств, человеку характерно окружать себя уютом, чего мы не видим у Желткова. Таким образом перед глазами читателя предстает человек, настолько погруженный в свои личные переживания, в свой внутренний мир, что ему безразлична окружающая реальность. Сам хозяин квартиры с нежными мягкими волосами, детским подбородком и голубыми глазами более похож на поэта, нежели на мелкого чиновника. Это разительное несоответствие между его внутренним миром и тем, кем он является, усиливается, когда Желтков заговаривает о своей любви. Хозяин необычайно смущен нежданным визитом. Николай Николаевич пользуется замешательством Желткова, и начинает устраивать тому настоящий допрос(вероятно, сказывается профессиональная привычка). Желтков соглашается на все обвинения с видом человека, которому нечего скрывать и нечего стесняться. Для человека, оказавшегося в подобной ситуации, он ведет себя со всем мыслимым достоинством. Поведение Шеина разительно отличается от того, как ведет себя Николай Николаевич. Он с первых минут понимает, что здесь «происходит трагедия», которую он не может постигнуть. На Желткова он глядит «не отрываясь, с недоуменным и жадным, серьезным любопытством». В этой сцене проявляются такие качества Шеина, как врожденная чуткость и способность сопереживать. Желтков сразу чувствует, к кому ему следует обратиться. И Василий Львович действительно не может сказать чего-либо против. Желтков, волнуясь и бесконечно прерываясь, открывает свою душу. Автор все время сравнивает Желткова с мертвецом: «губы у него были бледные и не двигались, как у мертвого». Читатель может понять, что с жизнью его связывает только любовь к Вере Николаевне. Желткова ничего более не интересует в жизни. Эта удивительная любовь была смыслом его земного существования, и теперь, когда он понимает, что зашел слишком далеко, но обратного пути уже нет, он превращается в мертвеца. Последняя нить, которая еще держит его- сама княгиня. Но после короткого разговора Желтков понимает, что в его жизни больше нет смысла, ибо его любовь не нужна и самой Вере. Он возвращается в комнату спокойным. То, на что он не может решиться сам, решила, сама того не ведая, Вера. Ее же желанию он не в силах воспротивиться. Выбор для Желткова сделан, проблема дальнейшего существования его чувства и его самого решена. Герой испытывает в этот момент катарсис. Этот эпизод является миттельшпилем рассказа. Герой, поставленный перед поистине шекспировским вопросом, сделал свой выбор. ===================

    Проанализируйте композиционное своеобразие рассказа.

_____________________ ===================
    Исследуйте стилистические особенности рассказа.
_____________________ Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» пронизан романтикой. Образы и персонажи очень характерны и ярки. Основные стилистические приемы текста- это антитеза (система образов в рассказе, поведение героев, противопоставление обыденности жизни уникальному в своем роде чувству Желткова) и оксюморон (используется при изображении Желткова- несоответствие характера и роли персонажа в рассказе его общественному положению и образу жизни). Очень интересен прием введения в рассказ «музыкального сопровождения», который особенно усиливает впечатления от прочитанного в конце произведения, в момент, когда Вера слушает игру Женни Рейтер. Мелодия, соединенная со словами автора о любви, которая победила саму смерть, вызывает у читателя очень сильные эмоции. Куприн очень тщательно прорабатывает образы и характеры героев. Каждый из них по-своему самобытен. В начале рассказа автор приводит достаточно длинные жизнеописания Анны Николаевны и генерала Аносова. Однако, несмотря на обилие деталей, нельзя не заметить, что все образы рассказа несколько надуманы и не реалистичны. К каждому герою можно поставить клише: Желтков- идеальный влюбленный, Вера Николаевна- верная супруга и добродетельная мать, генерал Аносов- любимый дедушка (причем в более широком смысле, чем в рамках семьи: в городе К., где он служит комендантом, с ним обращаются, как с дедушкой- любят и уважают, добродушно посмеиваются над его старческими причудами). Поэтому, на мой взгляд, «Гранатовый браслет» нельзя назвать в полной мере реалистическим произведением. Характеры героев, их мотивации и поступки, идеалистическое представление о любви и трагический конец делают произведение близким к сентиментализму. Я считаю, что «Гранатовый браслет» во многом напоминает « Бедную Лизу» Н.Карамзина сюжетной линией, характерами и общим впечатлением. Эти произведения оставляют после себя легкий налет тоски по прекрасным временам и высоким чувствам. ===================

Анализ проблематики

    Раскройте купринское понимание темы любви.

_____________________ Изображение любви в произведениях Куприна можно сравнить с картинами Рафаэля. В своих рассказах он склонен идеализировать любовь. Куприн восторженно принимает любовь как чудо, старается показать читателю ее лучшие стороны. Как правило даже обстоятельства, в которых зарождается чувство, необычны (как, например, в рассказе «Олеся»- в ведьминой хижине в лесной глуши). Образы любящих- это образы красивых внешне и внутренне людей, яркие и характерные. В понимании Куприна, любовь-это светлое и «однородное» чувство. На протяжении повествования могут меняться обстоятельства, но отношения героев друг к другу не меняются. Чувство любви прекрасно, но статично. Желтков влюбляется в Веру Николаевну с первого взгляда, и чувство его не претерпевает изменений спустя годы. И, судя по тому, что в конце рассказа чувствует Вера, он не перестает любить ее и после смерти. «Да святится имя твое», -поет музыка Вере. Эти слова можно назвать лейтмотивом любовной темы у Куприна. Он возводит чувство любви в культ и поднимает до неземных высот. Хотя, к сожалению, его изображение этого чувства тоже не может быть названо реалистичным. Основная трагедия любви-это невозможность соединения влюбленных («Гранатовый браслет», «Олеся»). Однако самое характерное то, что проблема эта исходит не изнутри отношений героев, а извне- т.е. им мешают обстоятельства, побороть которые они не в силах, да и не пытаются (социальные различия в «Олесе», «Гранатовом браслете».) У Куприна любовь скорее созерцательная, нежели борющаяся. Я полагаю, что такой взгляд на любовь был бы более оправдан и характерен для писателя-сентименталиста начала ХIХ века, нежели для человека, живущего и творящего в начале века двадцатого. ===================

    Охарактеризуйте романтические черты, использованные при создании образа Желткова

_____________________ ===================

    Традиции Ф.М.Достоевского в трактовке темы «униженных и оскорбленных» в рассказе Куприна.

_____________________

Истоки темы «униженных и оскорбленных» следует искать глубоко в русской литературе. Иначе говоря, это переформулированные социальные темы, которые мы находим еще у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».Очень близка к ней тема «маленького человека», освещенная в «Станционном смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя. Тема «униженных и оскорбленных», впервые прозвучавшая в одноименной повести Ф.М.Достоевского, нашла свой отголосок в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет». А.Куприн очень своеобразно трактует эту тему. Желтков, главный герой рассказа, мелкий чиновничек, еле сводящий концы с концами, самым главным и смелым поступком которого, на первый взгляд, является растрата казенных денег. Казалось бы, перед нами очередной Акакий Акакиевич, маленький «серый» человечек, обреченный влачить жалкое существование до конца дней. Однако, присмотревшись к Желткову, читатель понимает, что для Куприна этот образ не так однозначен. Я бы даже назвала образ Желткова в рассказе «Гранатовый браслет» амбивалентным. Внешней непримечательности, обыденности героя автор противопоставляет его сильнейшее чувство. Нельзя не брать в расчет, что на подобные чувства способны только сильные персонажи. Это несоответствие было бы довольно странным, если бы Желтков не объяснял его сам: «…случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота у будущем счастии людей- для меня вся жизнь заключается только в Вас...» То есть Желтков для автора при всей своей внешней заурядности- необычайная личность, возможно, не встреть Желтков Веру Николаевну, он смог бы доказать это обществу. Но случилось так, что всю свою энергию он направил во имя служения «прекрасной даме». У Желткова два лица: одно из них- лицо пошлого чиновника-растратчика он показывает всему миру, другое, настоящее, лик любви и обожания, он оборачивает к Вере Николаевне. Куприн не случайно выбрал для влюбленного героя именно такой образ. Как известно, чем больше влюблен человек, тем сильнее он может поменяться ради своего возлюбленного. Две крайности одной и той же сущности Желткова доказывают исключительность его чувства. Ведь, будь он светским повесой, читатель был бы менее склонен верить в святость его любви. Трактовка темы «униженных и оскорбленных» в творчестве Куприна необычайно интересна. Впервые в русской литературе «маленький человек» из жалкого страдальца превращается чуть ли не в святого. При этом автор искусно лавирует между такими полярными понятиями, как смерть во имя любви и казенная растрата в одно и то же время, не опошляя при этом образа главного героя. Для Куприна проработка этой темы не является самоцелью, основной темой рассказа, но средством художественной выразительности текста. ===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

    Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна.

    Особенности изображения образа природы в рассказе «Гранатовый браслет»

    Своеобразие конфликта в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

А.А. Блок (1880-1921)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами

    Расположите все программные стихотворения Блока в хронологическом порядке, указывая год написания и цикл, в который они включены.

_____________________ ===================

    Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие

    • эволюцию образа Прекрасной Дамы;

      трактовку темы поэта и поэзии;

      образ России.

(указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________ =================== _____________________ ===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

    Уточните свои представления о символизме как литературном направлении. Каким образом символистское мировосприятие Блока преломляется в его лирике?

_____________________ =================== _____________________ ===================

    Проанализируйте композиционное своеобразие цикла «На поле Куликовом».

_____________________ ===================

    Найдите в программных стихотворениях христианские символы и определите их роль.

_____________________ ===================

Анализ проблематики

    Проанализируйте некрасовские и лермонтовские мотивы в лирике Блока.

_____________________ ===================

    Проследите на примере программных стихотворений усиление реалистического начала в художественном сознании Блока.

_____________________ ===================

    Проанализируйте конфликт мечты и реальности в лирике Блока.

_____________________ ===================

«ДВЕНАДЦАТЬ»

Работа с текстом

_____________________ ===================

    Приведите цитаты, иллюстрирующие

    • образ Катьки;

      образ Петьки;

      образ Андрюхи;

      образ России.

_____________________ ===================

    метафора;

  • гипербола;

  • катахреза.

_____________________ ===================

    Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие:

    ритмическое своеобразие поэмы;

    своеобразие рифм;

    своеобразие инструментовки стиха.

_____________________ ===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

_____________________ ===================

    Проанализируйте стилистические особенности поэмы.

_____________________ ===================

    Проанализируйте систему образов поэмы.

_____________________ ===================

Анализ проблематики

    Как современники отреагировали на появление поэмы (рассмотрите трактовки И.А. Бунина, Вяч. Иванова, З. Гиппиус)?

_____________________ ===================

    Как преломились в поэме идеи Достоевского?

_____________________ ===================

    Как соотносятся образы России и Катьки?

_____________________ ===================

    Определите ключевую роль любовной интриги в поэме.

_____________________ ===================

    Как Вы понимаете идейно-художественную функцию образа Христа в поэме? Как этот образ соотносится с евангельской проблематикой?

_____________________ ===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

    Основные мотивы лирики Блока.

    Образ России в поэзии Блока и Некрасова.

    Лирический герой поэзии Блока.

С.А. Есенин (1895-1925)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами

    Расположите все программные стихотворения Есенина в хронологическом порядке, указывая год написания и сборник, в который они включены.

_____________________ ===================

    Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________ ===================

    Приведите наиболее выразительные цитаты, иллюстрирующие

    • своеобразие цветовых эпитетов;

      образ России;

      образ любимой.

_____________________ ===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

    Уточните свои представления об имажинизме как литературном течении. Охарактеризуйте формы проявления поэтики имажинизма в лирике Есенина (уделите особое внимание своеобразию есенинской метафоры).

_____________________ ===================

    Определите своеобразие хронотопа в лирике Есенина.

_____________________ ===================

    Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________ ===================

    Приведите примеры использования приема олицетворения и определите его художественную функцию.

_____________________ ===================

Анализ проблематики

    Рассмотрите тему России в лирике Есенина. Сопоставьте есенинскую трактовку темы с блоковской.

_____________________ ===================

    Рассмотрите природный мир как основу поэтики Есенина, проследите эволюцию образа природного мира.

_____________________ ===================

    В чем, с Вашей точки зрения, выражается народность творчества Есенина?

_____________________ ===================

    Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Есенина.

_____________________ ===================

«АННА СНЕГИНА»

Работа с текстом

    Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.

_____________________ ===================

    Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:

    метафора;

    сравнение;

  • гипербола;

_____________________ ===================

    Приведите цитаты, иллюстрирующие наиболее значимые характеристики героев.

_____________________ ===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

    Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.

_____________________ ===================

    Рассмотрите письма как одну из форм раскрытия внутреннего мира героев поэмы и как средство анализа происходящих в общественной жизни процессов.

_____________________ ===================

    Проанализируйте жанровые особенности поэмы как лиро-эпического произведения.

_____________________ ===================

    Проанализируйте метафоры и метафорические эпитеты как средство раскрытия мироощущения лирического героя.

_____________________ ===================

Анализ проблематики

    Определите своеобразие есенинской трактовки темы Родины в поэме.

_____________________ =================== _____________________ ===================

    Соотнесите любовную и общественную коллизии в поэме.

_____________________ ===================
  1. Изложение

    Тема любви всегда интересовала творческих людей, не были исключениями и Иван Бунин с Александром Куприным. Теме любви они посвятили не один прекрасный рассказ.

  2. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (5)

    Изложение

    Вера Николаевна Шеина со своей семьей временно живет на даче, так как в ее городском доме ремонт. На улице сентябрь, наступают именины Веры Николаевны.

  3. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (3)

    Изложение

    У Веры Николаевны Шеиной - именины. Она вынуждена праздновать их на даче, так как в её городской квартире ещё не закончен ремонт. На празднике, помимо супруга именинницы, Василия Львовича Шеина, присутствуют гости: сестра Веры, Анна

Сочинение

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» - вспоминаются слова М.А. Булгакова, и хочется верить, что действительно она существует, что это чувство посетит и меня. Кроме «Мастера и Маргариты» существует множество трогательных и красивых произведений о любви. «Ромео и Джульетта», «Руслан и Людмила», «Бедная Лиза» всегда будут волновать душу читателя. Каждый автор касался темы любви в своем творчестве. Большинство рассказов, поэм, стихотворений, баллад, Романо, сказок посвящено «этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять». Но, на мой взгляд, самое лучшее, самое прекрасное и восхитительное произведение о любви – «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна. Только он смог так выразительно передать мир человеческих чувств. И, безусловно, требовалось мастерство и талант писателя, чтобы создать рассказ, полный музыки, ярких впечатлений и переживаний. И только настоящий кудесник слова может заставить плакать над своим произведением.
Почерк талантливого автора виден по первым строкам. Открывая книгу, понимаешь, что это необычное творение, музыка будет сопутствовать до последней страницы рассказа и сыграет немаловажную роль. Эпиграфом к «Гранатовому браслету» является не цитата, не стихотворение, не изречение, а название сенаты Бетховена. Музыка звучит и дальше: «Васючок пел в полголоса, под аккомпанемент Женни Рейтер, итальянские народные компоненты и рубинштейновские восточные песни», и потом пианистка сыграет «то самое место из Второй сенаты», «это исключительное, единственное по глубине произведение». Именно музыка Бетховена поможет главной героине понять Желткова и осмыслить то, что с ней произошло.
Исключительная роль принадлежит и пейзажу. Описания природы предвосхищают события, помогают понять внутренний мир героев. События происходят осенью, порой печальной и унылой. Это время года ассоциируется с расставанием, умиранием всего живого.
В первой главе рассказа описание природы предвещает плохой исход: «наступили отвратительные погоды», и даже обещает смерть: «пусть неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега», но все же «погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась, что-то хорошее, светлое случилось с героями «Гранатового браслета»: «наступили тихие безоблачные дни, таких не было даже в июле» - как напоминание о чем-то добром и прекрасном, что произойдет с Верой.
А.И. Куприн передает состояние природы с помощью метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), эпитетов («ласковому соленому ветерку»). Искусное использование ярких и выразительных художественных средств языка делает произведение необыкновенно красивым и доказывает, что Куприн – мастер и волшебник слова. Природа также помогает определить характер героев. Вера и Анна Николаевна обладают уникальным зрением и восприятием всего прекрасного. Она увидела, что в «лунном свете есть какой-то розовый оттенок», но над ней все смеялись, хотя художник, человек, все примечающий, сказал, что давно об этом знает. О тонком восприятии героинь говорят и метафоры, используемые в разговоре: «А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты бисером». Вера и Анна обладают удивительной чувствительностью, природа вызывает у них бурю эмоций и чувств. Автор наделил героев также прекрасным обонянием: «только белая акация пахла … да и та конфетами», а Анна сделала для себя открытие, что морская вода пахнет резедой. Тонким слухом, уникальным обонянием, осязанием, зрением обладают честный, благородный, искренний генерал Аносов, Вера Шеина и Анна Фриессе.
Веру и Анну Николаевну кроме любви к природе и всему прекрасному объединяет также страсть к азарту. Но в остальном они непохожи. Вера «пошла в мать, красавицу англичанку», была экономна, «строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».Очаровательная покатость плеч сочеталась с лебединой шеей. Отсюда и фамилия – Шеина.
«Анна, наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца», «живая и легкомысленная, насмешница». Об ее утонченном вкусе говорит подарок, сделанный Вере, - записная книжка, купленная в антикварном магазине.
Еще одна вещь, подаренная княгине говорит о том, кто ее преподнес. Муж, уезжая, положил на столик «»прекрасные серьги из грушевидных жемчужин». Дорогое украшение, но холодное, одаренное не от души. Василий Львович даже не сказал теплые слова поздравления жене.
Вере Николаевне подарили еще одно украшение, «низкопробное», но преподнесенное от всего сердца. Гранатовый браслет был для Желткова очень дорого и ценен, как фамильная драгоценность, и вложил он в свой подарок больше чувств, чем князь Шеин. А сколько любви и преданности было в его словах: «… я осмелюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение», «на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас».
Желтков любит искренне, но безответно, и это чувство обладает разрушающей силой: в жизни его больше ничего не интересует.
Он готов умереть, только бы Вера Николаевна была счастлива. «Смешная» фамилия Желтков произошла от реальной – Жолтиков, человек, который тоже был безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен. А желтый цвет является символом печали и разлуки.
Печальные чувства «Г.С.Ж.» понимает Василий Шеин, он чувствует, что присутствует при «громадной трагедии души». И только товарищу прокурора не подвластны пониманию чувства, боль и страдания Желткова.
Разговаривая с ним, он делает жест, точно бросает правой рукой на землю от груди какой-то невидимый предмет. Его слова превратились в брошенную «невидимую тяжесть». Он черств и жесток в обращении с людьми, не щадит их чувств, и, конечно, он никогда искренне не полюбит и никогда не поймет Желткова. И только Вера Шеина осознала, что это была «настоящая, самоотверженная, истинная любовь», что она пересекла ее жизненный путь.
В «Гранатовом браслете» А.И. Куприн показал «в нежных звуках» и доказал, что любовь способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира. Искусно используя преобразительные средства языка, через описания природы, речевую и портретную характеристики, писатель превосходно изобразил героев, их мысли, чувства. Создание такой великолепной жемчужины русской литературы, как «Гранатовый браслет», говорит о таланте и мастерстве писателя и подтверждает, что А.И. Куприн – настоящий художник слова, певец, провозглашающий искреннюю любовь.
Произведение поражает красотой и великолепием, и я соглашусь со словами одного из классиков, что «один из благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – куприновский «Гранатовый браслет».

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет» Любовь - главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") Вариант I Реальность образа Желткова Характеристика образа Желткова Г.С. Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»


Темы, идеи, образы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений хvъъ веке в России, ярчайшим представителем
которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и
обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским
доблестям – глубину простого человеческого сердца, тайны души.
Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ автора о чем-либо, а величайшей ценностью –
чувствительность, появилась и до Карамзина, но именно «Бедной Лизе» предстояло стать лучшим произведением
сентиментализма, а ее героям и идеям прочно выйти не только в литературу, но и в саму культуру и быт людей.
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это
история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Эраст – светский молодой человек «
с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ведренным». Общественная жизнь и светские
удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о
том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно на лоне
природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» - крестьянку Лизу. Целомудренная,
наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди
беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил,
что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь; «…
не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною
рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».
Чувственность – высшая ценность сентиментализма - толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина
чистый первый влюбленности нарисована в повести

Очень трогательно. «Теперь думаю, - говорит Лиза Эрасту, - что без тебя
жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…»
Эраст тоже восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в
сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему,
пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое
состояние и в конце концов женится на богатой вдове.
А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» - бросается в пруд около Симонова монастыря. Эраст
тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя
убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
Повестью «Богатая Лиза», по существу, открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный
аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой
очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на
сентиментальных романов.
Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведения А.С. Пушкина. Когда он писал «Барышню - крестьянку» то совершенно
определенно ориентировался на « Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в «роман» со счастливым концом.
В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает.
В « Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не
покончила жизнь самоубийством.
Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд.
Хотя она остается жит, но жизнь ее полна грязи и унижений.
Образ героини Карамзина Существовал и в произведениях других писателей. Именно в этой повести зарождается признанный во
всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

Найти все анализы рассказа Карамзина «Бедная Лиза» Сочинения по Карамзину Сочинения по произведению «Бедная Лиза»

Одна известная актриса, делясь впечатлениями от Гатчинского фестиваля, заметила, что он, возможно, уступает другим киносмотрам в помпезности церемоний, роскоши нарядов VIP-персон, светскости тусовки, но атмосфера здесь в полном смысле творческая и в то же время теплая, человечная.

Это плод усилий многих людей. От работников оперативных служб фестиваля, возглавляемых бессменным директором Генриеттой Ягибековой, до губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, который возглавляет оргкомитет смотра отнюдь не формально, а решает самые острые - как нетрудно догадаться, - финансовые проблемы.
Еще одна привлекательная особенность проводящегося при информационной поддержке "Труда" фестиваля - обращенность к рядовому зрителю. В этот раз состоялось около 90 киносеансов (в основном бесплатных), школьники на них приходили целыми классами: привить любовь к хорошей литературе, настоящему кино, большому экрану - одна из "сверхзадач" смотра. Прошло более 30 встреч писателей, режиссеров, музыкантов со зрителями в библиотеках и школах. Одна из встреч прошла в Свирском авиаполку, прямо на летном поле.
Гатчинцы гордятся своей землей и с удовольствием показывают местные достопримечательности: дворцы и парки Павловской эпохи, единственный в стране музей литературного персонажа - Дом станционного смотрителя в Выре, избу няни Пушкина Арины Родионовны в Кобрине, памятники, связанные с именами Рылеева и Фофанова, Северянина и Куприна. Незабываемое впечатление оставило посещение фамильного дома Набокова в Рождествено, пять лет назад пострадавшего от пожара. Гостей фестиваля встретил директор музея Александр Семочкин в рабочем ватнике, с пилой в руках. Этот удивительный человек - эрудит и фанат своего дела - рассказал об уникальном памятнике XVIII века, о ходе его восстановления.
Но главное на фестивале, разумеется, кино. Зрители увидели тематические ретроспективы, посвященные знаменательным датам и юбилеям фильмов, их создателей и писателей. Эти ленты представляли такие признанные мастера, как Юлия Борисова, Жанна Прохоренко, Кирилл Столяров, Людмила Чурсина, Геннадий Юхтин, Ирина Скобцева, Наталья Варлей, Людмила Зайцева, Георгий Натансон. Но основной фестивальный сюжет разворачивался, конечно, вокруг картин, представленных на конкурс.
На торжественной церемонии закрытия смотра председатель авторитетного жюри писатель Сергей Есин назвал победителей. Главная награда "Гранатовый браслет" досталась фильму "Бедная Лиза", поставленному Славой Цукерманом (США) по повести Николая Карамзина. Большим призом награжден Алексей Учитель за картину "Дневник его жены" об эпизодах эмигрантской жизни Ивана Бунина. Призами за лучшие мужскую, женскую роли и дебют удостоены снимавшиеся в этом фильме Андрей Смирнов, Галина Тюнина, Елена Морозова. Специальные призы присуждены анимационной ленте Сергея Серегина "Лукоморье. Няня" и фильму-балету Евгения Ростовского "Кроткая". Отмечены также актеры Евгений Миронов и Сергей Маковецкий.
Кроме официальных наград жюри, на Гатчинском киносмотре вручаются призы, учрежденные организациями и лицами, пожелавшими таким образом поддержать фестиваль. Приятно, что среди награжденных - постоянные авторы "Труда". Скажем, приз зрительских симпатий получил режиссер Константин Одегов за фильм "Игра на вылет" по повести "Небо падших". Ее автор - Юрий Поляков удостоен награды "Золотое перо". Отмечены также Владимир Войнович и Виктор Ерофеев, а Сергею Есину достался приз губернатора Ленинградской области, который он сам и вручил писателю.

Зубарев Евгений Николаевич,

миссионер Свято-Серафимовского собора.

В юношеском возрасте нам всё казалось ясным в вопросах жизни. Но вот прошли годы, десятилетия. История, литература, собственный опыт дают нам знания и о близком, и о далёком прошлом. А религия даёт возможность почувствовать с этим прошлым живую связь, ведь в Боге мы все живые. Приобретенные знания, жизненный опыт не позволяют относиться к явлениям жизни уж так однозначно, например, к любви.

При внимательном, вдумчивом чтении произведений начинаешь замечать то, на что раньше не обращалось никакого внимания. Вот песня «Мужской разговор» в исполнении Марка Бернеса, слова Н. Доризо, музыка Н. Богословского, которую знаем давно. В ней есть такие слова: «Любили девушки и нас, но мы, влюбляясь, не любили». И только сейчас, через годы, десятилетия…, вдруг удивила и поразила эта фраза. Как это так: влюблялись, но не любили? Значит, любовь и влюблённость – это не одно и то же?

А вот из «Гранатового браслета» Куприна слова князя Василия: «И правда, подумай, Коля (а вместе с ним и мы - читатели), разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя».

Думаю…, долго думаю... Прежде всего, о каком понятии идёт речь – о «любви» или о «влюблённости»? Хотя употреблено-то слово «любовь». Затем возникают вопросы. Можно ли винить себя и других за любовь? А за влюблённость? Можно ли управлять любовью? А влюблённостью? Любовь и влюблённость – это чувства? Если чувства, то, должно быть, разные? Или любовь – это не чувство, а что-то другое? Сколько важных вопросов, от ответов на которые зависит многое в понимании произведений, а главное – в собственной жизни, в отношениях с людьми.

Оказывается, не всё так безнадёжно, даже, напротив, давно истолковано… в христианстве. «Слово «любовь» употребляется в обиходе так часто и в столь разных контекстах, что современный человек уже не способен ясно понимать его значение. Как и многие святыни, силой диавольской это слово нередко оскверняется и обесценивается в человеческой жизни. Но от этого само понятие любви не становится менее значимым. Как говорит нам апостол Иоанн Богослов, «Бог есть любовь , и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4, 16), и это исчерпывающее определение любви… Господь посылает Сына Своего Единородного, чтобы Он принёс Себя в жертву за грехи людей… Именно через Господа Иисуса Христа мы узнаём о том, что любовь есть жертва … Бог открывает нам Себя как Единого по существу, но Троичного в Лицах. Мы верим в Святую Троицу, внутренним законом жизни Которой является любовь, соединяющая три Лица единой природой. Это абсолютное, ничем не помрачаемое и не разделяемое единство, и потому мы можем говорить о том, что любовь – это единство . Единство Лиц Святой Троицы достигается через внутреннее общение, и потому мы можем говорить также о том, что любовь – это единство, которое достигается через общение людей. Итак, любовь – это жертва, это общение и это единство » (Патриарх Кирилл).

Священное Писание словами апостола Павла раскрывает нам свойства любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, … не завидует, …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…» (1 Кор. 13, 4-8).

Преподобный Ефрем Сирин призывает нас просить у Бога: «…дух… любви даруй ми, рабу Твоему». Значит, любовь – это не что иное, как дар Божий , который получает человек при условии правильной духовной жизни: «Плод же духа: любовь, радость, мир…» (Гал. 5, 22).

А жизнь и подвиги святых разве не есть истолкование любви?

«Как можно понять, до брака все эти условия истинной любви выполнить невозможно. Нельзя полюбить жертвенной, всему верящей, всё прощающей, вечной любовью, если ты не узнал ещё человека, не научился прощать, чем-то жертвовать, не научился бороться за любовь. А это, в свою очередь, возможно только по прошествии времени. В этом смысле любовь до брака невозможна. Возможна влюблённость, взаимная привязанность, симпатия. Только в браке чувство любящих может пройти проверку на прочность. Любовь – это прекрасное дерево, которое вырастает из семени и даёт плоды. Но не есть дерево, и поэтому то первоначальное чувство, которое имеют жених и невеста, ещё нельзя назвать настоящей любовью» (священник Павел Гумеров «Три кита семейного счастья»).

К сказанному можно присовокупить и ещё многое другое, но и сказанного достаточно, чтобы понять, что такое любовь, и использовать в качестве критерия к характеристике литературных героев на предмет способности их любить и силе их любви.

Теперь очевидным становится ответ на вопрос князя Василия из «Гранатового браслета»: «…разве он виноват в любви»? Может ли человек быть виноват в том, что он добр, милосерден, честен и т. п.? Если, конечно, речь здесь действительно о любви. Любовь – это дар Божий в ответ на усилия человека в правильной духовной жизни. Очевиден и ответ на вопрос: «Разве можно управлять таким чувством, как любовь»? Любовь - это не чувство, а состояние души, подобное Богу. Обрести такое состояние – цель христианской жизни, ведущей к спасению. «Любовь… не мыслит зла», поэтому говорят: люби – и делай, что хочешь, а хочешь только добра.

А теперь подумаем о том состоянии души, в котором находятся Желтков («Гранатовый браслет») и Лиза («Бедная Лиза» Карамзина). Можно ли назвать его благодатным состоянием любви? (Благодать есть присутствие Божие в человеке.) И господин Желтков, и Лиза охвачены чувством влюблённости. Именно чувством, а не любовью.

«Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей, - говорит святитель Игнатий Брянчанинов и добавляет, - а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего». Какую евангельскую заповедь в отношении Веры Николаевны исполняет господин Желтков? В Евангелии сказано: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Желтков не соблюдает, а нарушает заповедь, да ещё и открыто преследует Веру Николаевну. А самоубийство – разве это исполнение заповедей?

Влюблённость – естественное чувство человека, идущее от естества, возникает вследствие половой зрелости из потребности создания семьи и продолжения рода. Это как чувство голода, также идущее от естества, то есть от плоти, потребности организма. Чем человек удовлетворит голод, какой пищей, зависит от вкуса, а вкус от многих факторов. Влюблённость – это не хорошо и не плохо, как и чувство голода. Вопрос в том, как человек к нему относится, как его удовлетворяет. «Воздержно пий, мало яждь – здрав будеши» (святитель Митрофан Воронежский). То же советуют и врачи. Должна быть мера, иначе быть беде. Чем определяется мера влюбленности? Влюблённость не должна выходить за рамки нравственности (совести и заповедей Божиих). Влюблённость без нравственности есть блуд, то есть грех. А грех – рана, которую человек наносит своей душе. Многократное повторение греха формирует привычку, а привычка переходит в греховную страсть. Страсть – хроническая болезнь души, исцелиться от которой своими силами человек не в состоянии, нужен врач – Спаситель Иисус Христос. Исцеление происходит через Покаяние.

Итак, влюбленность без нравственности может превратиться в страсть, которую, к сожалению, часто именуют любовью. Понятно, что к истинной любви она не имеет ни малейшего отношения, хотя любовь и может быть только истинной. Но дело не в терминах, а в сути, хотя ясные и точные термины помогли бы нам правильно мыслить и не вводили бы в заблуждение. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, «от принятых правильных мыслей рождается всё доброе, от принятых ложных мыслей рождается всё злое».

Влюблённость, как мы сказали, естественна, любовь же сверхъестественна, потому что от Бога дарована, и поэтому, как указывает профессор М. М. Дунаев, «всякое любовное единство вне Христа – неверно, зыбко и оттого обречено». Возрастая в любви, мы приближаемся к Богу, возбуждая чувство влюблённости, мы впадаем в страстное состояние, часто доводящее до греха, и, естественно, удаляемся от Бога.

Рассмотрим на примере повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

Может ли влюблённость быть надёжным условием счастья? Это вопрос.

Был ли у Лизы опыт любви до встречи с Эрастом? Да, читаем: «…осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь…». «Бог дал мне руки, чтобы работать, - говорила Лиза, - ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою». Она самоотверженно любила своих родителей, не за страх, а за совесть исполняя 5-ю заповедь Божию. Вспоминая отца, «нежная Лиза не могла удержать собственных слёз своих…, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казалась покойною и весёлою». Лиза уважительна к людям («…отдала цветы, взяла пять копеек, поклонилась…» - «любовь не превозносится»), проста в общении (на вопрос, где её дом, сразу ответила), бескорыстна (отказывается взять рубль – «любовь не ищет своего»), откровенна («пришедши домой, рассказала матери» - «любовь не радуется неправде, а сорадуется истине») и так далее. Откуда эти ростки добродетелей в её душе? Мать-старушка, «видя неутомимость дочери…, называла Божескою милостию», да и сама Лиза говорит, что Бог дал ей руки, чтобы работать. Исходя из её образа мыслей, можно продолжить: Бог дал сердце, чтобы сострадать ближнему, дал волю, чтобы взять заботу о других на себя. И, несмотря на тяжкие труды, «просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих». Семена добродетелей Лизы посеяны родительским примером жизни и воспитанием. Как видим, счастье не зависит от внешних обстоятельств жизни: и мать, и дочь были счастливы. Любовь и радость, любовь и мир душевный, гармония чувств неразделимы. Но для полноты счастья нужно, чтобы сыскался добрый человек, за которого бы Лиза могла выйти замуж.

Был ли у Лизы опыт переживания чувства влюблённости до встречи с Эрастом? Ещё нет.

Возникшая влюблённость становится для Лизы, как и для любого молодого человека, серьёзным испытанием и вызовом для формирующейся личности. Сумеет ли не окрепшая в испытаниях, с молодыми ростками добродетелей, не закалённая в борьбе со страстями душа устоять в нравственных границах, не поддавшись на искушение? Нет, не сумела.

Как и почему это произошло?

Во-первых, она не пыталась бороться с мечтами об Эрасте, хотя ясно сознавала невозможность их брака, тем самым усиливая в душе возникшее чувство, продолжает встречи с ним, уже тайные. Мир сужается для неё: «…теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу». Во-вторых, она соглашается на обман матери, а это уже безнравственно, прямое нарушение 5-й заповеди, это беззаконно и преступно. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12) – это духовный закон. В- третьих, и это самое важное, на слова матери: «Мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших никогда слёзы не капали», - Лиза думала (где её прежняя откровенность?): «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» В чём смысл этого «диалога»? Мать прямо говорит о необходимости заботиться в жизни о главном – о бессмертной душе, о необходимости жизни по Божиим законам, потому что «Царь Небесный очень любил человека, когда Он так хорошо убрал для него здешний свет». От Бога всё добро. Лиза же, охваченная страстью, готова уже забыть о душе. Произошла в ней переоценка ценностей. Кумир в лице Эраста заслонил Бога и главную цель – вечную жизнь. Прервана связь с источником любви, нет подзарядки.

Всё, что произошло далее, уже естественное следствие внутреннего переворота в её душе. Отдалившись от Бога, утратив Его благодатную помощь, Лиза оказалась не защищённой от происков диавола, который доводит её до смертного греха блуда. А смерть физическая на фоне смерти духовной уже мало что значит.

Бедная Лиза!

Бедная не только по социальному признаку, это здесь не главное. Бедная не только потому, что была обманута. Бедная потому, что потеряла Бога – главное богатство человека. «Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21). А ведь и имя-то её Елисавета - «почитающая Бога» - видимо, неслучайно.

Если бы удерживала Лиза своё чувство влюблённости в нравственных границах…, но это была бы уже другая история, и, несомненно, со счастливым концом.

Можно, конечно, во всём обвинить Эраста, есть такой соблазн. Да и сам автор с трудом удержался от этого: «Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется…» У христианина и не должен двигаться язык для проклятий по заповеди: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Оставим суд на милость Божию. Каждый человек сам понесёт ответ за жизнь, за душу свою на Страшном Суде, а там единственное смягчающее обстоятельство не оправдание, а Покаяние.

У Эраста своя история.

Был ли у Эраста до встречи с Лизой опыт любви, то есть опыт жертвенного служения и заботы о других? Трудно сказать. Вероятно, нет: «Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на свою судьбу». Любопытно, правда? Лиза «трудилась день и ночь», и «радостная душа светилась в глазах» её. Он только развлекался и… «скучал и жаловался на судьбу». Здесь автор обнаруживает для нас один из важнейших духовных законов, вложенных в человека Богом. Святой Исаак Сирин так его сформулировал: «За всяким наслаждением (незаконным ) следует омерзение и горечь». Почему? Потому что не к наслаждению призван человек, а к любви. А любовь – это жертва, а жертвовать – значит оторвать частицу себя и отдать другому, и чем больше отрываешь и отдаёшь, тем больше любовь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу (т. е. жизнь ) свою за друзей своих».