» » Тестирование в коллективе какой я работник. Тестирование коллектива на сплоченность

Тестирование в коллективе какой я работник. Тестирование коллектива на сплоченность

Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенности своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т.д.). Затем на основе их ответов составляется два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним членом группы.

Каждому члену группы предлагается выбрать из этих наборов по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы из каждого предложенного набора. (В силу того, что все участники делают только пять выборов, это количество численно равно произведению величины группы на пять).

Показатели ценностно-ориентированного единства (ЦОЕ), сплоченности отдельно по выборам положительных и отрицательных характеристик определяются по формуле:

где: ЦОЕ – сплоченность группы в отношении данного объекта оценки, %;

n – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших максимальное количество выборов;

m – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших минимальное количество выборов;

N – общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

Группа с максимально возможным ЦОЕ – все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально возможным ЦОЕ (полное отсутствие ценностно-ориентационного единства) – участники не отдают предпочтения ни одной из характеристик исходного набора, то есть выбирают каждую из них одинаковое число раз.



Итоговый показатель групповой сплоченности при помощи описанной методики определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам.

Тест 14. Изучение психологического климата коллектива

· 3 – свойство проявляется в группе всегда;

· 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

· 1 – свойство проявляется нередко;

· 0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Свойство психологического климата А Оценка Свойство психологического климата В
1. Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения. Преобладает подавленное настроение.
2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. Конфликтность в отношениях, антипатии.
3. В отношениях между группировками внутри Вашего кол-ва существует взаимное понимание и расположение. Группировки конфликтуют между собой.
4. Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать совместной деятельности К более тесному общению проявляют безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы. Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.
6. С уважением относятся к мнению других. Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.
7. Достижения и неудачи группы переживаются как собственные. Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов.
8. В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, все друг друга поддерживают. В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
9. Чувство гордости за группу, если ее хвалят, отмечает руководство. К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно.
Группа активна, полна энергии. Группа инертна, пассивна.
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым.
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

Подсчет итогов

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4,5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, – сумма А; Сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С=А-В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

где: N – число членов группы

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

где: n(С) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный;

N – число членов группы.

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НА УЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.. 4

1. Гуманизация образования. Взаимосвязь всех сфер жизнедеятельности. 4

2. Объективные предпосылки возрастания научного знания к системе управления. 6

3. Объект, предмет, задачи курса и принципы социологии и психологии управления. 9

4. Исторический путь развития управленческой мысли и основные теории управления. 14

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 21

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ.. 21

1. Общественная (групповая) потребность в управлении. 21

2. Структура социальных систем. Управление (самоуправление) как атрибут социальных систем.. 25

3. Социальные и психологические ресурсы эффективного управления. 27

4. Социальные последствия и ответственность за результаты управления. 28

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 31

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО ТРУДА.. 32

1. Управление как трудовой процесс. 32

2. Социологические и психологические аспекты управленческой деятельности. 38

3. Профессионализм в управлении и профессионально-значимые качества, необходимые субъекту управленческого труда. 41

4. Критерии оценки управленческого труда. 42

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 44

ГЛАВА 4. Социальная ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В НЕЙ.. 45

1. Сущность организации. 45

2. Структура социальной организации. социальные процессы в трудовой организации. 48

3. Самоуправление в трудовой организации. 52

4. Вопросы для повторения и обсуждения. 53

ГЛАВА 5. АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.. 53

1. Структура управления. 53

2. Общие функции социологии и психологии управления. 55

3. Функции аппарата управления. Симптомы бюрократизации в его деятельности. 57

4. Деятельность руководителей по укреплению социально-психологического единства (сплоченности) между всеми социальными группами системы управления. 62

5. Управление конфликтами. 63

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 66

ГЛАВА 6. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 66

1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура. 66

2. Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений. 70

3. Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования. 72

4. Уровень притязаний личности в трудовой организации. 74

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 76

ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМЫ ИЕРАРХИИ И ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ.. 77

1. Иерархия и власть как объективные предпосылки процесса управления. 77

2. Виды власти. 79

3. Стили руководства. 82

4. Отношение в социальных системах по поводу реализации властных полномочий. общение руководителей с подчиненными 84

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 86

ГЛАВА 8. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 87

1. Руководитель и лидер. 87

2. Мышление руководителя. 90

3. Социально-психологические аспекты деятельности руководителя трудовой организации в рыночных условиях хозяйствования. 93

4. Реализация управленческого комплекса ролей руководителя в условиях рынка. 95

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 101

ГЛАВА 9. СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 101

1. Способности к управленческой деятельности, их понятие в психологии. 101

2. Определение состава управленческих способностей. 103

3. Управленческие (менеджерские) характеристики и общеорганизационные способности. 104

4. Структурно-психологический критерий деления способностей. 108

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 109

ГЛАВА 10. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛЬ И ПРОДУКТУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 109

1. Концепция организационной культуры. Понятие и структура. 109

2. Развитие и поддержание организационной культуры.. 112

3. Влияние культуры на организационную эффективность. 115

4. Управление организационной культурой. 117

5. Организационная патология и управленческая культура. 118

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 119

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 120

1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений. 120

2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений. 122

3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений. 125

4. Феноменология принятия управленческих решений. 127

5. Индивидуальные различия управленческих решений. 128

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 131

ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 131

1. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере как общественное явление. 131

2. Условия и основные факторы социального партнерства. 138

3. Субъекты социального партнерства. 139

4. Механизм управления через систему социального партнерства. 141

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 143

ГЛАВА 13. ПРОБЛЕМЫ «ВЫЖИВАНИЯ» ТРУДОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.. 143

1. Изменчивость среды и требования к формированию новой парадигмы управления. 143

2. Закон выживания. Обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции как двуединая задача эффективного управления. 146

3. Психологические проблемы переориентации кадров и формирование новых психологических установок, норм и традиций, диктуемых рыночной экономикой. 147

4. Управленческая деятельность по выводу трудовой организации (предприятия) из зоны банкротства. 150

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 154

ГЛАВА 14. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 154

1. Особенности управления в корпорациях США.. 154

2. Система управления в Японии: основные положения, принципы, социальный опыт. 156

3. Система управления на предприятиях Финляндии, Швеции. 159

4. Вопросы для повторения и обсуждения. 161

ГЛАВА 15. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ.. 161

1. Инновационно-практическая направленность социальных технологий. 161

2. Социальные технологии формирования лидера и команды.. 165

3. Социальные технологии управления в экстремальных ситуациях. 169

4. Социальные технологии повышения эффективности функционирования организации и управления ею.. 172

5. Особенности управления в XXI веке и формирование инновационной управленческой культуры.. 175

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 178

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 178

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» 186

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 192

Тест 1. Методика Т. Элерса. 192

Тест 2. Оптимист или пессимист?. 194

Тест 3. Готовы ли Вы к сотрудничеству?. 196

Тест 4. Экономический практикум для специалиста по экономике. 197

Тест 5. Расчетливы или экономны ли Вы?. 198

Тест 6. Психологический практикум.. 200

Тест 7. Методика оценки поведения в конфликте (опросник К. Томаса) 200

Тест 8. «Шкала глубины конфликта». 203

Тест 9. Ваш творческий потенциал. 204

Тест 10. Степень развития администраторских или лидерских способностей. 206

Тест 11. Экстраверт – Интраверт – Амбаверт. 206

Тест 12. Подбор людей для формирования работоспособной команды с учетом основных черт и качеств личности. 207

Тест 13. Изучение сплоченности коллектива. 211

Тест 14. Изучение психологического климата коллектива. 211

Учебное пособие для вузов

Олег Викторович Ромашов,

Людмила Олеговна Ромашова

  • 2.6. Конфликт: понятие, виды и стратегии поведения в конфликтной ситуации
  • 2.7. Понятие социально-психологического климата коллектива
  • 2.8. Организация социально-психологического исследования
  • 3. Методы социальной психологии
  • 3.1. Наблюдение
  • 3.2. Эксперимент
  • 3.3. Анализ документов
  • 3.4. Опросные методы
  • 3.4.1. Беседа
  • 3.4.2. Интервью
  • 3.4.3. Анкетный опрос
  • 3.4.4. Экспертный опрос
  • 3.5. Метод социометрических измерений
  • 3.6. Тесты в социально-психологическом исследовании
  • 3.7. Методы обработки данных
  • 4. Методики социально-психологического изучения
  • 4.1. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «социометия» дж. Морено
  • 4.2. Анкета для изучения социально-психологического климата коллектива
  • 1. Нравится ли Вам Ваша работа?
  • 3. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у Вашего непосредственного руководителя:
  • 5. Предположим, что по каким-либо причинам Вы временно не работаете; вернулись ли бы вы на свое нынешнее место работы?
  • 6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
  • 7. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
  • 9. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива?
  • 10. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то, как бы Вы к этому отнеслись?
  • 11. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
  • 13. Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
  • 14. Укажите, пожалуйста, в какой степени вы удовлетворены различными условиями Вашей работы?
  • 15. На сколько хорошо, по Вашему мнению организована Ваша работа?
  • 16. Как вы считаете, пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
  • Протокол опроса
  • 4.3. Методика самооценки коллектива
  • 4.4. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по а.Ф.Фидлеру)
  • 4.5. Методика «определение индекса групповой сплоченности сишора»
  • 4.6. Тест общей оценки психологического климата
  • 4.7. Методика субъективной оценки межличностных отношений (с. В. Духновский)
  • 4.8. Методика диагностики межличностных отношений т. Лири
  • I. Авторитарный
  • II. Эгоистичный
  • III. Агрессивный
  • IV. Подозрительный
  • V. Подчиняемый
  • VI. Зависимый
  • VII. Дружелюбный
  • VIII. Альтруистический
  • 4.9. Методика «q-сортировка» в. Стефансона. Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • 4.10. Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (л.Г. Почебут)
  • 4.11. Методика определения стиля руководства трудовым коллетивом
  • 4.12. Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки
  • Характеристики индивидуального стиля управления
  • 4.13. Методика «самооценка стиля руководства»
  • 4.14. Методика «определение уровня лидерского потенциала»
  • 4.15. Методика «самооценка лидерства»
  • 4.16. Диагностика лидерских способностей
  • 4.17. Экспертная оценка психологических характеристик руководителя
  • Обобщенные экспертные оценки пхлр
  • 4.18. Тест описания стратегий поведения в конфликте к. Томаса (в адаптации н.В. Гришиной)
  • 4.6. Тест общей оценки психологического климата

    Методика применяется для оценки сложившейся к моменту обследования специфики межличностных отношений в коллективе и их динамики, выявляемой в периодически повторяющихся обследованиях, а также для анализа индивидуальных оценок основных вопросов и проблем совместной деятельности.

    В опросном бланке приводятся 13 оснований для диагностики различных сторон функционирования деловых и социально-психологических явлений в коллективах. В методике используется 7-бальная оценочная шкала.

    Инструкция: Оцените, пожалуйста, психологический климат в Вашем коллективе. Вам необходимо выбрать правое или левое утверждение. Для этого следует прочесть сначала предложение слева, затем – справа и после этого вычеркнуть ту оценку, которая наиболее соответствует истине:

    3 – свойство, указанное слева проявляется в коллективе всегда;

    2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

    1 – свойство проявляется достаточно часто;

    0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

    –1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

    –2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

    –3 – свойство проявляется всегда.

    На каждой строчке должно быть только одно зачеркивание. Анкета анонимна. Данные будут обрабатываться в общем виде.

    Регистрационный бланк

    Преобладает доброе жизнерадостное настроение

    Преобладает подавленное, пессимистическое настроение

    Доброжелательность во взаимоотношениях, дружеское расположение

    Конфликтность в отношениях, агрессивность, апатия

    Взаимное расположение и понимание между микрогруппами внутри коллектива

    Группировки конфликтуют между собой

    Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время

    Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах

    Неудачи или успехи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива

    Неудачи или успехи отдельных членов коллектива оставляют равнодушными других, а иногда вызывают недобрую зависть и злорадство

    Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

    Критические замечания носят характер явных и открытых выпадов

    Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

    В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других

    В трудные минуты происходит эмоциональное единение коллектива, когда «один за всех, и все за одного»

    В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

    Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как их собственные

    Достижения или неудачи коллектива не находят отклика у его членов

    Отношение к новичкам доброжелательное и участливое

    Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

    Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело

    Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

    В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту

    Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», слабых нередко высмеивают, относятся к ним снисходительно

    У членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

    К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

    Обработка результатов

    1. Оценки, отмеченные опрошенными, необходимо перекодировать следующим образом:

    2. Для каждого опрошенного вычисляется коэффициент субъективной оценки социально-психологического климата (К ): складываются баллы по всем 13 пунктам анкеты и полученная сумма делится на количество этих пунктов, то есть на 13.

    3. Вычисляется средний коэффициент субъективных оценок социально-психологического климата (К ср): складываются коэффициенты субъективных оценок всех членов группы, полученная сумма делится на количество опрошенных. Полученный К ср может изменяться от 1,0 до 7,0. Чем выше коэффициент, тем благоприятнее оценка психологического климата (ОПК).

    4. Для получения вывода о наиболее проблемных точках коллектива, трудностях его становления необходимо вычислить средние коэффициенты субъективных оценок для каждого из 13 пунктов ОПК: К ср 1, К ср 2, К ср 3

    Интерпретация

    1. Средний коэффициент субъективных оценок ОПК позволяет охарактеризовать климат коллектива следующим образом:

    От 5,5 до 7,0 – благоприятный, здоровый;

    От 4,7 до 5,4 – неустойчивый, но достаточно благоприятный;

    От 3,9 до 4,6 – средне благоприятный;

    От 1,0 до 3,8 – неблагоприятный.

    2.Чем ниже оценивается коллективом тот или иной пункт ОПК, тем больше неудовлетворенность сотрудников этой стороной взаимоотношений.

    Интерпретация общего психологического климата

    «Благоприятный»

    Общий психологический климат в коллективе благоприятен. Это свидетельствует о следующих позитивных результатах процесса становления коллектива: сформированности положительных коллективистских отношений и активного ядра коллектива; гармоничном балансе делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия; согласованности сложившегося общественного мнения по основным вопросам жизнедеятельности и распределения ролей, в том числе между официальными и неофициальными лидерами; отсутствии явных или скрытых группировок, негативно настроенных по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям; малой вероятности тяжелых конфликтных ситуаций в коллективе, которые не переходят в затяжные и острые, поскольку сотрудники дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом; стиль руководства адекватен объективным требованиям дела, возможностям и ожиданиям подчиненных; удовлетворенности сотрудников своей профессией, условиями службы, ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста, что как следствие, свидетельствует о закрепленности кадров в подразделении (органе управления).

    Вместе с тем в стратегии и тактике руководства коллективом необходимо сохранять достигнутый положительный результат, как важный психологический потенциал его дальнейшего успешного функционирования. Для этого, в частности, целесообразен постоянный, но действенный контроль над следующими важными вопросами стабильной работы с коллективом: поощрением достижений подчиненных, и, в особенности актива коллектива по реальному вкладу в общее дело, стимулированием дальнейшего их роста; объективной оценкой сотрудников, независимо от субъективных симпатий и антипатий; постоянным вниманием к каждому подчиненному, особенно к распределению ролей между лидерами в деловой и эмоциональной сферах; профилактикой трудностей вхождения в коллектив нового пополнения посредством продуманной организации наставничества, профессионального отбора, обучения и аттестации личного состава, тщательного их комплектования, расстановки и создания резерва кадров на выдвижение.

    «Неустойчивый, но достаточно благоприятный»

    Общий психологический климат в коллективе в целом благоприятен, но неустойчив. Это должно стать предметом дополнительной работы руководителя и актива коллектива в связи с возможностью его дальнейшего развития.

    Выявленная неустойчивость коллектива обусловлена внутренними противоречиями между сложившимися положительными деловыми и эмоциональными взаимоотношениями среди наиболее активных его членов, с одной стороны, и, с другой – остающимся отрицательным напряжением среди тех, кто не разделяет общественного мнения актива, установок руководителя.

    Следует обратить внимание на самочувствие каждой личности в группе, его связь с неудовлетворенностью деловыми или эмоциональными отношениями; на социально-психологический статус каждого сотрудника в группе и на то, по каким аспектам жизнедеятельности он принимается или отвергается коллективом; поощряются ли материально или морально все достижения наиболее активных его членов, все ли сотрудники реализуют свои жизненные планы в соответствии с реальными возможностями и притязаниями.

    «Среднеблагоприятный»

    В коллективе сохраняется или наметилась тревожная обстановка в сфере межличностных отношений как между коллегами, так и с руководством. Это может отражаться на надежности и эффективности работы коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцировать срывы в оперативно-служебной деятельности и конфликты, а также снижать удовлетворенность личного состава своей работой, приводить к его текучести, заболеваемости и травматизму. Такая неблагоприятная обстановка обусловливается чаще в том случае, если в коллективе имеют место следующие негативные явления: не сформированы положительные коллективистские отношения, общественное мнение и активное ядро коллектива; отсутствует баланс, а вследствие этого и адекватность делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия; нет единства мнений по поводу целей и задач деятельности, распределения ролей, в том числе между официальными и неофициальными лидерами; вероятны явные или скрытые группировки, негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям; не исключаются конфликтные ситуации в коллективе, имеется тенденция перехода их в затяжные и острые, поскольку не все сотрудники дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом; стиль руководства недостаточно гибок, так как не всегда адекватен уровню достигнутого развития коллектива и учитываются, главным образом, только объективные требования дела; руководителем нередко упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности и ожидания подчиненных; многие сотрудники имеют низкий социально-психологический статус в группе, не удовлетворены своей профессией, условиями службы (работы), ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами, как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста, что как следствие, свидетельствует о недостаточной закрепленности кадров в подразделении (органе управления).

    Руководителю в этой ситуации в своей стратегии и тактике необходимо, прежде всего, накапливать психологический потенциал дальнейшего развития коллектива. Для этого целесообразен постоянный контроль над следующими важными вопросами стабильной работы с коллективом: формированием активного ядра коллектива, распределением работы с учетом профессиональной компетенции и лидерских ориентаций личного состава; поощрением достижений подчиненных по реальному вкладу в общее дело, в особенности наиболее активных из них, стимулированием дальнейшего их роста; объективной оценкой сотрудников, независимо от субъективных симпатий и антипатий; постоянным вниманием к каждому подчиненному, особенно к лидерам в деловой и эмоциональной сферах; профилактикой трудностей вхождения в коллектив нового пополнения посредством продуманной организации наставничества, профессионального отбора, обучения и аттестации личного состава, тщательного их комплектования, расстановки и создания резерва кадров на выдвижение.

    «Неблагоприятный»

    В коллективе имеет место крайне неблагополучная обстановка в межличностных отношениях как между сотрудниками, так и с руководством. Это отражается на надежности и эффективности служебной деятельности коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцирует срывы в работе и конфликты, а также снижает работоспособность и удовлетворенность личного состава своим трудом, приводит к неоправданно высокой текучести, заболеваемости и травматизму. Такая картина обуславливается следующими причинами: не сформированы положительные коллективистские отношения, общественное мнение и активное ядро коллектива; нет единства мнений по поводу целей и задач деятельности, распределения ролей, в том числе между официальными и неофициальными лидерами; отсутствует баланс, а вследствие этого и адекватность делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия, поскольку сотрудники не сплочены ни делом, ни эмоционально; имеются явные или скрытые группировки, крайне негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям; очень часто и воспроизводимы конфликтные ситуации в коллективе, большинство из них затяжные и острые, так как не все сотрудники сплочены и дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом; стиль руководства не гибок, а неоправданно односторонен, не соответствует уровню достигнутого развития коллектива и учитывает главным преимущественно только формальные стороны дела вопреки требованиям конкретной социально-психологической ситуации; руководителем часто упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности, ожидания и настроения сотрудников; большинство сотрудников имеют низкий социально-психологический статус в группе, не удовлетворены своей профессией, условиями службы, ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами, как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста.

    Руководителю в этой ситуации необходимо принять срочные меры по стабилизации положения, радикально пересмотреть свою информированность об основных социально-психологических явлениях в коллективе и приемлемости своего стиля руководства, нацелиться на постепенное накапливание психологического потенциала здорового развития коллектива. Для этого необходим постоянный действенный контроль над следующими важными вопросами стабильной работы с коллективом: формированием активного ядра коллектива, распределением работы с учетом профессиональной компетенции и лидерских ориентаций кадров; поощрением достижений подчиненных, и в особенности активных из них, по реальному вкладу в общее дело, стимулированием дальнейшего их роста; объективным оцениванием сотрудников, независимо от субъективных симпатий и антипатий; постоянным вниманием к каждому подчиненному, особенно распределению ролей между лидерами в деловой и эмоциональной сферах; профилактикой трудностей вхождения в коллектив нового пополнения посредством продуманной организации наставничества, профессионального отбора, обучения и аттестации личного состава, тщательного комплектования, расстановки и создания резерва кадров на выдвижение.

    Кроме того, необходима работа с теми, кто не разделяет мнения актива, установок руководителя, находится в явной или скрытой конфронтации с руководителем или лидерами, не удовлетворен распределением ролей или системой оценки и стимулирования оперативно-служебной деятельности. Руководителю в своей работе нужно учитывать то, что напряженность психологического климата может также провоцироваться несовпадением официальных и неофициальных лидеров, тем, насколько реальным авторитетом они обладают, или же враждебным настроем группировок, примыкающих к своим деловым или эмоциональным лидерам. В этом случае необходимо обратить внимание на то, насколько обоснованно распределены функции между сотрудниками, в особенности между активом коллектива; допустимая ли часть полномочий руководителя делегирована его заместителям и оставлена ли необходимая на осуществление им основных функций управления.

    Важно обеспечить формирование единого коллективного мнения для того, что объединить вокруг него всех сотрудников и ввести в повседневную практику демократические формы выработки коллективных решений с уважением индивидуальных мнений и обязательностью принятого общего решения. В то же время не следует оставлять без санкций случаи нарушений служебной дисциплины или серьезных срывов в оперативно-служебной деятельности; однако публично налагать дисциплинарные взыскания следует только на злостных нарушителей. Нецелесообразно также и попустительское отношение руководителя к давлению еще не созревшего коллективного мнения, особенно если оно явно противоречит требованиям.

    Особое внимание следует обратить на самочувствие каждой личности в группе, его связь с неудовлетворенностью деловыми или эмоциональными отношениями; на социально-психологический статус каждого сотрудника в группе и на то, по каким аспектам жизнедеятельности он ею принимается или отвергается; поощряются ли материально или морально все достижения наиболее активных его членов, все ли сотрудники реализуют свои жизненные планы в соответствии с реальными достижениями, притязаниями и способностями.

    На основе полученных данных у руководителя появляется возможность сделать вывод о наиболее проблемных моментах в межличностных отношениях по всем характеристикам социально-психологического климата, оцениваемого опрашиваемыми.

    Приложение

    1. Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе .

    Отвечая на вопросы теста, выберите один из четырёх возможных вариантов ответа.

    Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе?

    а) Чувствую себя членом группы

    б) Участвую в делах группы

    в) Не чувствую себя членом группы

    г) Предпочитаю работать отдельно от других членов группы

    Удовлетворены ли Вы отношением к Вам товарищей по учёбе?

    а) Полностью удовлетворён(на)

    б) Удовлетворён(на)

    в) Недостаточно удовлетворен(на)

    г) Совершенно неудовлетворен(на)

    Если бы Вам представилась возможность, перешли бы Вы учиться в другую группу?

    а) Однозначно нет

    б) Скорее всего, остался (сь) бы в этой группе

    в) Скорее, перешёл (ла) бы, чем остался (сь)

    г) Охотно перешёл(ла) бы учится в другую группу

    Какие взаимоотношения сложились в вашей группе?

    а) Лучше, чем в большинстве других групп, как мне кажется

    б) Вероятно, такие же, как и в большинстве других групп

    в) Хуже, чем в других группах

    г) Считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других групп

    как Вы считаете, сложились ли в Вашей группе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?

    а) Однозначно да

    б) Скорее да, чем нет

    в) Скорее нет, чем да

    г) Однозначно нет

    Обработка данных.

    Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «Б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный диапазон тестового балла от 5 до 20. Высший показатель может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в группе и высоком индексе групповой сплочённости, и наоборот.

    Диаграмма взаимоотношений в группе № 14.

    70% обучающихся - имеют дружеские отношения со всеми членами группы;

    20% - поддерживают хорошие отношения, но предпочитают свой круг общения;

    8% - общаются с одногруппниками, т. к. это является необходимостью, связанной с учёбой;

    2% обучающихся не нашли общий язык с группой.

    2. Определение психологического климата класса.

    Для общей оценки основных проявлений психологического климата в группе можно воспользоваться картой-схемой. В ней в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до - 3).

    Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем - справа и после этого знаком “+” отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

    3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

    2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

    1 - свойство проявляется достаточно часто;

    0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

    1 -достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

    2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

    3 - свойство проявляется всегда.

    Положительные особенности

    Отрицательные особенности

    Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

    Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон

    Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

    Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность , антипатии

    В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

    Группировки конфликтуют между собой

    Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

    Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению

    Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

    Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных

    Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

    Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

    Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

    В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

    В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу “один за всех, все за одного”

    В трудных случаях коллектив “раскисает”, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

    Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

    Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

    Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

    Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

    Коллектив активен, полон энергии

    Коллектив пассивен, инертен

    Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

    Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

    В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

    Коллектив разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

    У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

    К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

    Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

    3. Индивидуальный тренинг.

    Подобная форма тренинга представляет собой своеобразную.

    Чужая компания.

    Предложите учащимся понаблюдать за учениками незнакомого (или малознакомого) им класса (и вообще любой организованной группы людей) и постараться ответить на следующие вопросы:

    а) Кто из группы пользуется наибольшей популярностью и уважением?

    б) Почему (его личностные, деловые или иные качества)?

    в) Кто пользуется наименьшей популярностью?

    г) Почему?

    д) Кто входит в негласный актив класса?

    е) Кто есть кто в этом активе (организатор, деловой и эмоциональный лидер, умельцы и т. п.)?

    ж) Кто является наибольшим индивидуалистом?

    з) Какие группы людей связаны более близкими отношениями?

    и) Что их может связывать?

    Правильность своих выводов учащиеся могут проверить, войдя в контакт с членами исследуемой группы, что уже само по себе представляет новый уровень освоения навыков общения.

    4. Групповой тренинг.

    Данный тренинг позволяет раскрыть и выявить механизмы взаимоотношении в группах. Упражнения эти рекомендованы психологом.

    Скверная компания .

    В игре участвуют двенадцать человек: Главарь, Авторитет, Приближенные (два человека). Подхалим, Шут, Марионетки (два человека), Недовольные (два человека) и Забитые (два человека). Первоначально исполнителей этих ролей должен подбирать сам ведущий, но обязательно из числа добровольцев, однако в дальнейшем на ту или иную роль необходимо обязательно приглашать зрителей и вообще менять роль внутри самой “удачной”, примитивной группы, дабы каждый побывал “в шкуре” каждого.

    Наиболее важным элементом игры являются правила взаимодействия ее участников, за выполнением которых должен внимательно следить ведущий и в дополнение к нему кто-то из неиграющих. Правила эти таковы:

    Главарь вправе обрывать любого. Авторитет - любого, кроме Главаря. Приближенный - любого, кроме Главаря и Авторитета. Подхалим - любого, кроме Приближенного, Авторитета и Главаря. Шут - всех, кроме Главаря. Марионетка - только Недовольных и Главаря. Недовольные - всех, кроме Главаря и Авторитета Забитого обрывает любой, он же - никого.

    Игрок, нарушивший эти правила, переводится в Забитые, ну а если их нарушил сам Забитый, то его могут не только дружно осудить, но и попросту изгнать.

    Однако помимо четкого выполнения правил эта игра нуждается в достаточно высокой театрализации за счет масок, накладных бород, символики и т. п. (для начала как минимум необходимо, чтобы у каждого была табличка с наименованием роли). Автор игры предлагает проводить ее в двух вариантах - обыденном и театральном, однако по целому ряду причин, которые здесь просто невозможно привести, мы рекомендуем использовать именно театральный вариант. Форм подобной театрализации достаточно много - шайка гангстеров, пиратский корабль, первобытное племя, стая волков и т. п., но главным здесь, пожалуй, является то, что, несмотря на своеобразное “сюжетное” провоцирование агрессивности участников, театральный вариант позволяет их действительно проиграть, вскрыв одновременно многие насущные болячки юношеских взаимоотношений.

    После окончания игры целесообразно провести ее обсуждение, где главным должна быть окончательная дискредитация “скверной компании” и призыв к созданию подлинного коллектива.

    5. Анатомия общения.

    Единственная роскошь, дарованная человеку - это общение. Без и вне общения невозможно существование человеческого сообщества. И не случайно многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и психологическим климатом в группе существует прямая и сильная связь. Чтобы разобраться в том, каким образом подросток строит своё общение, можно провести следующий тест.

    Тест В. Ряховского

    Этот тест даёт возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на его вопросы следует, использую три варианта ответов – “да”, “иногда” и “нет”.
    Вопросы

    Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? Да; Иногда; Нет. Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже совсем невмоготу? Да; Иногда; Нет. Вызывает ли у Вас смятение или не удовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании? Да; Иногда; Нет. Вам предстоит выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? Да; Иногда; Нет. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? Да; Иногда; Нет. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратился к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-нибудь вопрос)? Да; Иногда; Нет. Верите ли вы, что существует проблема “отцов и детей”, и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? Да; Иногда; Нет. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад? Да; Иногда; Нет. В кафе или столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчители ли Вы, лишь с раздражением отодвинув тарелку? Да; Иногда; Нет. Оказавшись один на один с незнакомым человеком Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? Да; Иногда; Нет. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она не была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании? Да; Иногда; Нет. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации? Да; Иногда; Нет. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких “чужих” мнений Вы не приемлете. Это так? Да; Иногда; Нет. Услышав где-нибудь в “кулуарах” явно ошибочную точку зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать? Да; Иногда; Нет. Вызываете ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином сложном вопросе или учебной теме? Да; Иногда; Нет. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? Да; Иногда; Нет.

    Ключ к тесту . Ответы “да” - 2 балла; “иногда” - 1 балл; “нет” - 0 баллов.

    Интерпретация результатов. 30 – 32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше всего Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко! На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

    25 – 29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничиваетесь только таким недовольством: в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-нибудь сильной увлеченности Вы “вдруг” приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

    19 – 24 балла. Вы в известной степени общительны и в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают и все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете не охотно В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки устранимы.

    14 – 18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку без запальчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывает у Вас раздражение.

    9 – 13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете ее выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать.

    4 – 8 баллов. Вы, должно быть, “рубаха-парень”. Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!

    3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием.

    6. Конфликт.

    Тест Томаса

    С помощью данного теста оказывается возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Для того чтобы определить, к какому способу поведения склоняется человек, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как он обычно поступает и действует.

    Высказывания

    a. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    b. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

    b. Я пытаюсь уладить дело о учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

    b. Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

    a. Я стараюсь найти компромиссное решение.

    b. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

    a. Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

    b. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

    a. Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

    b. Я стараюсь добиться своего.

    a. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

    b. Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

    a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    b. Первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    a. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

    b. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

    a. Я твердо стремлюсь добиться своего.

    b. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

    a. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чей состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    b. Я стараюсь успокоить другого и главный образом сохранять наши отношения.

    a. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

    b. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

    b. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

    a. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

    b. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

    b. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряжения.

    b. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

    a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    b. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения.

    a. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

    b. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

    a. Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    b. Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

    a. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

    b. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

    a. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

    b. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

    a. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

    b. Я отстаиваю свою позицию.

    a. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

    b. Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    a. Если позиция другого кажется ему важной, я стараюсь идти ему навстречу.

    b. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

    a. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

    b. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

    a. Я обычно предлагаю среднюю позицию.

    b. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

    a. Зачастую стремлюсь избежать споров.

    b. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

    a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    b. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

    a. Я предлагаю среднюю позицию.

    b. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

    a. Я стараюсь не задеть чувств другого.

    b. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

    Ключ опросника

    Вопрос

    Соперничество

    Сотрудничество

    Компромисс

    Избежание

    Приспособление

    1

    B

    2

    В

    A

    3

    A

    В

    4

    A

    B

    5

    A

    B

    6

    B

    A

    7

    B

    A

    8

    A

    B

    9

    B

    A

    10

    A

    B

    11

    A

    B

    12

    B

    A

    13

    B

    A

    14

    B

    A

    15

    B

    A

    16

    B

    A

    17

    A

    B

    18

    B

    A

    19

    A

    B

    20

    A

    B

    21

    B

    A

    22

    B

    A

    23

    A

    B

    24

    B

    A

    25

    A

    B

    26

    B

    A

    27

    A

    B

    28

    A

    B

    29

    А

    B

    30

    B

    A

    7. Создание плаката «Мы вместе».

    Игровая форма проведения классного часа – игры, направленного на сплочение группы. Обычно это занятие я провожу вначале учебного года, когда дети ещё мало знакомы друг с другом.

    Вначале занятия проводится беседа о значимости дружбы и сплочённости группы.

    Каждому члену группы раздаются шаблоны различных предметов (цветок, солнце, тучка, бабочка, дерево и т. д.), цветная бумага, фломастеры, ножницы. Обучающимся предлагается выбрать шаблон, перевести его на цветную бумагу, вырезать и подписать своё имя. После этого каждый наклеивает свой «рисунок» на большой ватман. В процессе оформления плаката идёт обсуждение: что, куда приклеить. Когда работа будет закончена происходит обсуждение полученного плаката.

    8. Безопасность.

    Анкета – опрос «Определение уровня безопасности подростка в группе».

    Обучающиеся предупреждаются, что ответы не станут известны одногруппникам.

    Анкета

    1. Я боюсь, что мои одногруппники будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).

    2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).

    3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).

    4. В моей группе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).

    5. Я знаю, что в моей группе никто не сделает мне больно (да, нет).

    6. Я уверен, что мой преподаватель (классный руководитель , мастер) будет уважать меня, даже если я сделаю какую – то ошибку (да, нет).

    7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в нашем учебном заведении. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).

    8. Я боюсь, что мои одногруппники будут насмехаться надо мной из - за моей внешности (да, нет).

    Ответы на поставленные вопросы позволяют мне создать картину, о том как подросток чувствует себя в училище, группе. С учётом полученной информации я строю своё взаимодействие с каждым членом группы.

    1. Двое или более лиц, взаимодействующих и имеют взаимное влияние друг на друга — это:
    а) Коллектив.
    б) группа. +
    в) Трудовой коллектив.

    2. Форма социальной организации, которая формируется на основе совместной работы и в рамках которой реализуются основные функции личности — это:
    а) группа.
    б) Коллектив.
    в) Трудовой коллектив. +
    г) Все ответы не является верными.

    3. К основным функциям личности, реализуемых в трудовом коллективе, относятся:
    а) Трудовая функция.
    б) Познавательная функция.
    в) Общественная функция.
    г) Все ответы верны. +

    4. По стадиям развития трудовые коллективы бывают:
    а) коллективов, формируется.
    б) стабильный коллектив.
    в) коллектив, распадаются.
    г) Все ответы верны. +

    5. По степени подчиненности трудовые коллективы бывают:
    а) производственными и непроизводственными.
    б) Постоянными и временными.
    в) первичные и вторичные. +
    г) коллектив, формируются и стабильными.

    6. Информационное и эмоциональное сплочение коллектива заложено:
    а) В познавательную функцию.
    б) функцию общения. +

    г) В регулятивную функцию.

    7. Влияние на представителей трудового коллектива и координировать поведение индивида заложено:
    а) В познавательную функцию.
    б) функцию общения.
    в) В коммуникативную функцию.
    г) В регулятивную функцию. +

    8. Формирование общеколлективного эмоционального состояния представителей трудового коллектива заложено:
    а) В познавательную функцию.
    б) функцию общения.
    в) В коммуникативную функцию. +
    г) В регулятивную функцию.

    9. К внешним факторам, которые обуславливают динамику трудового коллектива относятся:
    а) Организационные изменения.
    б) Изменение качественных характеристик представителей трудового коллектива.
    в) Материальную базу предприятия.
    г) Верные ответы «а» и «в».+

    10. Условия, влияющие на развитие трудового коллектива:
    а) Уровень взаимодействия с другими коллективами.
    б) Сходство состава трудового коллектива.
    в) Количество участников трудового коллектива.
    г) Все ответы верны. +

    11. Социально-психологический климат трудового коллектива — это:


    в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий пра-ков коллектива. +

    12. Социальный климат трудового коллектива — это:
    а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива.
    б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач. +

    г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе.

    13. Моральный климат трудового коллектива — это:
    а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива. +
    б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач.
    в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий работников коллектива.
    г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе.

    14. Психологический климат трудового коллектива — это:
    а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива.
    б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач.
    в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий работников коллектива.
    г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе. +

    15. Типы социально-психологического климата бывают:
    а) Благоприятный и неблагоприятный. +
    б) Благоприятный и неустойчивый.
    в) Неустойчивый и неблагоприятный.
    г) Все три типа.

    16. Какая из социальных позиций личности направлена на удовлетворение личностных интересов при безразличии к общественному или даже с возможностью ущерба для них:

    б) Позиция социальной инертности.
    в) Потребительская позиция. +
    г) Антиобщественная позиция.

    17. Какая из социальных позиций личности характеризуется слабым чувством коллективизма, ответственности
    а) Позиция социальной активности.
    б) Позиция социальной инертности. +
    в) Потребительская позиция.
    г) Антиобщественная позиция.

    18. Организованность, как параметр оценки развития коллектива, определяет:
    а) Цель деятельности трудового коллектива, а также коллективистскую или эгоистическую позицию его представителей.
    б) Способность сохранять целостность трудового коллектива. +
    в) Общность межличностных отношений, позитивный характер эмоциональных установок.
    г) Все ответы не является верными.

    19. Совокупность групп, формируемых по определенным признакам (пол, возраст, стаж) — это:
    а) Производственно-функциональная структура трудового коллектива.
    б) Социально-организационная структура трудового коллектива.
    в) Социально-демографическая структура трудового коллектива. +
    г) Социально-психологическая структура трудового коллектива.

    20. Трудовая адаптация бывает:
    а) Первичной.
    б) Вторичной.
    в) Прерывистой.
    г) Верные ответы «а» и «б».+

    21. Психофизиологическая адаптация — это:
    а) Включение работника в систему взаимоотношений представителей трудового коллектива.

    в) Приспособление действующих на предприятии санитарно-гигиенических норм и условиями организации труда. +

    22. Социально-психологическая адаптация — это:
    а) Включение работника в систему взаимоотношений представителей трудового коллективу. +
    б) Принадлежность к определенному уровню овладения профессиональными навыками и умениями.
    в) Приспособление действующих на предприятии санитарно-гигиенических норм и условиям организации труда.
    г) Развитие устойчивого позитивного отношения к своей профессии.

    23. Хронология осуществления стадий трудовой адаптации работников является следующей:
    а) 1 — стадии ассимиляции; 2 — стадия ознакомления; 3 — стадия приспособления.
    б) 1 — стадия ознакомления; 2 — стадии ассимиляции; 3 — стадия приспособления.
    в) 1 — стадия ознакомления; 2 — стадия приспособления; 3 — стадии ассимиляции. +
    г) 1 — стадия приспособления; 2 — стадия ознакомления; 3 — стадии ассимиляции.

    24. Идентификация личности и трудового коллектива происходит на стадии:
    а) Ассимиляции. +
    б) Ознакомление.
    в) Приспособление.
    г) Всех стадиях.

    25. На стадии приспособления наблюдается:



    г) Полное неприятие корпоративной культуры предприятия.

    26. На стадии ознакомления наблюдается:
    а) Получение информации о нормах поведения и о ситуации в трудовом коллективе в целом.
    б) Идентификация личности и трудового коллектива.
    в) Переориентация, то есть признание многих элементов новой системы ценностей, при сохранении своих установок. +
    г) Полное неприятие корпоративной культуры предприятия

    27. Основными предпосылками успешной трудовой адаптации являются:
    а) Профессиональная ориентация. +
    б) Профессиональный отбор.
    в) Престиж и привлекательность профессии.
    г) Все ответы верны.

    28. К социально-демографических личностных факторов трудовой адаптации относят:



    +

    29. Социологическим личностных факторов трудовой адаптации относят:
    а) Уровень притязаний, восприятие самого себя.
    б) Образование, стаж, квалификацию, социальное происхождение.
    в) Степень материальной заинтересованности, степень профессионального интереса. +
    г) Форма организации труда, разделение труда, уровень инновационности производства.

    30. К психологическим личностных факторов трудовой адаптации относят:
    а) Уровень притязаний, восприятие самого себя. +
    б) Образование, стаж, квалификацию, социальное происхождение.
    в) Степень материальной заинтересованности, степень профессионального интереса.
    г) Форма организации труда, разделение труда, уровень инновационности производства.

    Данные тесты помогут узнать, какая атмосфера царит в вашем коллективе и что необходимо сделать для того, чтобы улучшить ее. Если результат тестирования окажется отрицательным, вы вправе приукрасить его, чтобы не портить атмосферу праздника, а на досуге проанализировать ответы и предложить коллегам найти выход из сложившейся ситуации.

    Тест «Коллеги или друзья?»

    Анкеты с вопросами раздайте своим коллегам перед корпоративным праздником, затем подсчитайте полученные результаты и перед собравшимися сделайте вывод об отношениях в коллективе. Тест очень короткий, поэтому вы можете провести его и во время вечеринки прямо за праздничным столом.

    1. Знают ли коллеги о ваших внепрофессиональных увлечениях?

    A. Нет, коллегам необязательно знать обо мне то, что не относится к работе.

    Б. Возможно, поскольку я мог упомянуть об этом в неформальной беседе.

    B. Да, конечно, мы периодически делимся друг с другом такой информацией.

    2. Насколько непринужденно и свободно вы способны вести себя на корпоративном празднике?

    A. По возможности стараюсь вести себя сдержанно, чтобы не было повода для сплетен и пересудов, а также упреков начальства.

    Б. В неофициальной обстановке вполне можно позволить себе расслабиться и отдохнуть как следует.

    B. Я и в рабочее время веду себя раскованно, а уж на корпоративном празднике и подавно.

    3. Один из ваших коллег просил начальство повысить ему зарплату по причине материальных проблем в семье. Правильно ли он поступил?

    A. Нет, уровень зарплаты должен зависеть не от финансовых проблем работника, а от качества выполняемой им работы.

    Б. Конечно, его можно понять, но причина повышения зарплаты должна быть более убедительной.

    B. Безусловно, коллега прав, а начальству следовало бы прислушаться к просьбе подчиненного и пойти ему навстречу.

    4. Утром, перед работой, вы почувствовали недомогание. Как вы поступите?

    A. Плохое самочувствие – не повод отказываться от работы, тем более что начальство не приветствует прогульщиков, даже если причина уважительная.

    Б. Пойду ли я на работу или останусь дома, зависит от степени недомогания.

    B. Конечно, останусь дома на денек-другой, а потом наверстаю упущенное.

    5. Ваш коллега накануне явно выпил лишнего, и сегодня работа у него не клеится. Как мысли по этому поводу?

    A. Ему нужно было думать раньше о том, в каком состоянии он придет на работу, а теперь нечего болеть, нужно работать.

    Б. Мне безразлично как себя чувствует мой коллега и как он работает, ко мне это не имеет никакого отношения.

    B. Такое с каждым может случиться, нужно спросить коллегу, не могу ли я чем-нибудь помочь ему.

    6. Что вы знаете о личной жизни своих коллег?

    A. Очень немногое – семейное положение и наличие или отсутствие детей.

    Б. Только то, что они сами о себе считают нужным рассказать.

    B. Практически все, ведь коллектив – одна большая семья, в которой ничего не утаишь.

    7. Можете ли вы дать взаймы своему коллеге некоторую сумму денег?

    A. У нас в коллективе не принято давать или брать взаймы, поэтому меня вряд ли об этом попросят.

    Б. Все зависит от того, кто просит и какую именно сумму.

    B. Если у меня найдется такая сумма, я обязательно выручу своего коллегу, ведь в подобной ситуации могу оказаться и я.

    8. В результате небрежности одного из сотрудников результаты общей работы оказались невысокими. Посчитаете ли вы своим долгом доложить об этом начальству?

    A. Конечно, у нас начальство строго следит за качеством работы и всегда наказывает виновных.

    Б. Нет, если подобное является исключением из правил, а не нормой, мы все строго поговорим с коллегой и постараемся исправить положение общими усилиями.

    B. Нет, ведь мы коллеги, а не доносчики.

    Результаты

    Большинство ответов А.

    Ваша жизнь четко делится на работу и все, что ее не касается. С коллегами вы предпочитаете сохранять исключительно деловые отношения, не выходящие за рамки работы. Из-за этого вас часто за спиной называют сухарем и человеком-машиной.

    Возможно, вы не видите в этом ничего страшного, однако немного теплоты и участия в общении с коллегами вам совсем не помешает. Ведь куда приятнее работать в благожелательной и дружеской атмосфере.

    Большинство ответов Б.

    В своей жизни вы стараетесь разделять личное и профессиональное, и это у вас неплохо получается. Вы стремитесь не заводить друзей на работе, потому что это может помешать вашим амбициозным планам.

    Кроме того, формальные отношения с коллегами позволят избежать многих недоразумений. В чем-то вы, безусловно, правы, однако подобная линия поведения не способствует появлению душевного комфорта и тепла. А ведь иногда участие коллег и их моральная поддержка бывают так необходимы.

    Большинство ответов В.

    Ваши отношения с коллегами правильнее назвать

    дружескими, чем профессиональными. Ваш коллектив славен тем, что каждый придет на выручку другому, даст нужный совет, выслушает и поддержит. Ваш девиз: «Один за всех и все за одного!».

    Тест «Отношения с коллегами»

    Взаимоотношения с коллегами – важный момент в жизни человека, ведь на работе мы проводим большую часть своего времени. В связи с этим желательно, чтобы и в рабочие дни нас окружала дружеская и теплая атмосфера. Тогда и дело будет спориться, и настроение всегда прекрасным, и здоровье не пострадает из-за переживаний по поводу конфликтов и недоразумений.

    Раздайте своим коллегам анкеты с вопросами и предложите искренне на них ответить. После того как все справятся с заданием, соберите листочки, подсчитайте результаты (за каждый положительный ответ начисляйте 1 балл) и озвучьте их.

    1. Критикуя своего коллегу, хотели ли вы образумить его, чтобы впредь он не совершал подобных ошибок?

    2. Хотелось ли вам, чтобы все мероприятия, проводимые в вашей организации, получали бы ваше «добро»?

    3. Хотели ли вы, чтобы деятельность организации, в которой вы работаете, была бы полностью под вашим контролем?

    4. Не считаете ли вы свои выступления перед коллегами слишком длинными?

    5. Замечали ли вы за собой привычку «задавить» противников в споре, не давая им вставить хотя бы слово в защиту своей позиции?

    6. Любите ли вы вступать в споры с разными людьми?

    7. Быстро ли вы превращаете любую дискуссию в жаркий спор?

    8. Замечали ли вы, что ваши коллеги, общаясь с вами, как правило, ведут разговор в оборонительном ключе?

    9. Обращали ли вы внимание на то, что коллеги избегают обсуждать с вами свои рабочие планы?

    10. Являются ли внешние атрибуты власти и высокого положения очень важными для вас?

    11. Способны ли вы нести ответственность за собственные промахи и ошибки?

    12. Рассказывая о сути своей работы, не слишком ли часто вы употребляете местоимение «я»?

    13. Охотно ли вы делитесь с коллегой привилегиями или властью, которыми обладаете сами?

    14. Восхищаются ли коллеги вашей решительностью и профессиональными качествами?

    15. Ощущаете ли вы сдержанность и холодность в отношениях со стороны коллег, в то время как ждете от них радушия и признания?

    16. Считаете ли вы, что ваши коллеги куда менее компетентны и не обладают теми профессиональными качествами, которые, бесспорно, есть у вас?

    Результаты

    Менее 6 баллов. Ваши отношения с коллегами не всегда гладкие. Скорее всего, причиной этого являетесь вы сами, точнее некоторые «шершавые» черты вашего характера. Постарайтесь контролировать свои эмоции и слова, и тогда общение с коллегами будет менее болезненным как для вас, так и для них.

    Более 7 баллов. Если у вас все еще сохраняются какие-либо отношения с коллегами, это просто удивительно. Не исключено, что они стараются обходить вас стороной, чтобы не нарваться на скандал. Напряжения в отношениях можно избежать только в том случае, если вы научитесь видеть в сотрудниках не просто работников, с которыми вы вынуждены проводить по нескольку часов в день, но и простых людей с их настроением, слабостями и эмоциями.