» » Учебно-методическое пособие по технологии на тему: Методические рекомендации для учителей технологии. Методические рекомендации по разработке программ элективных курсов Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку "Школа России"

Учебно-методическое пособие по технологии на тему: Методические рекомендации для учителей технологии. Методические рекомендации по разработке программ элективных курсов Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку "Школа России"

Васькова Ирина Дмитриевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: ФГКОУ "Северо-Кавказское суворовское военное училище"
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация элективных курсов
Дата публикации: 28.07.2016
Раздел: полное образование

Организация элективных курсов
Васькова Ирина Дмитриевна, старший методист учебного отдела ФГКОУ «Северо-Кавказское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации 1. Общие положения 2. Особенности курсов выбору для предпрофильной подготовки 3. Характеристика элективных курсов для профильного обучения 4. Организация работы элективных курсов 5. Разработка программ курсов по выбору для основной общей и элективных курсов средней общей школы
1. Общие положения
В соответствии с Приказом "Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учебных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего среднего образования", для самоопределения учащихся 9-х классов в отношении профилирующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения организуются элективные курсы. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися в рамках конкретного профиля) являются важной составной частью профильного обучения на старшей ступени. В соответствии с "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе сочетания курсов трех типов (базовых, профильных, элективных), где элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе. Элективные курсы (от лат. electus - избранный, т.е. курсы по выбору) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана. Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные курсы для профильного обучения отличаются друг от друг от друга.
2. Особенности курсов выбору для предпрофильной подготовки
Время, отводимое на курсы по выбору для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, складывается из часов компонента образовательного учреждения и часов учебного предмета «Технология» В результате изучения курсов по выбору учащийся 9 класса должен быть готовым ответить на два вопроса: «Чего я хочу в своей ближайшей образовательной перспективе?» и «Могу ли я, готов ли я продолжить обучение по выбранному профилю?» В процессе изучения данных курсов учащиеся 9 классов должны иметь возможность: – приобрести опыт приложения усилий по освоению образовательного материала и по освоению компетентностей, востребованных в профильном обучении и послешкольном образовании;
– получить информацию о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения; – сформировать ценностные ориентации, связанные с профилем обучения и соответствующим ему направлениями послешкольного образования. Школа должна предоставить учащимся возможность изучить несколько курсов по выбору за год, следовательно, эти курсы не могут быть большими. Оптимальная их продолжительность 8–16 часов. Номенклатура курсов по выбору для основной школы формируется из:  профилей школы;  факультативов;  кружков;  учебно-исследовательской работы;  предметных школ;  лабораторно-практической части учебных программ;  общественного запроса;  интересов и увлечений учителя и учащихся. Существует несколько подходов к созданию курсов по выбору.
Фундаментальный подход
предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одаренных детей в данной предметной области, и непосредственно связанного с профильными учебными предметами старшей школы.
Методологический

подход
основан на научном методе познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Отсюда главная цель изучения курса по выбору, основанного на методологическом подходе: знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. Этот подход предполагает использование проектной технологии обучения, организацию лабораторно-практических занятий, занятий практикумов и т.п.
Универсальный

подход
характеризуется группировкой содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук. Для него предпочтительными может стать использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс-метода и т.д.
Прагматичный

подход
предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень учащихся и широко использующихся в дальнейшей жизни. Для него предпочтительными являются практические занятия, серии практикумов в конкретной профессиональной области.
Деятельностно-ценностный

подход
предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения содержания того или иного профиля обучения. Существуют определенная взаимосвязь
между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся конкретного профиля с другой. Построение курса по выбору, основанного на таком подходе предполагает учет склонностей учащихся к соответствующим способам деятельности. Так, ученики естественного профиля проявляют склонность ко многим способам деятельности и к формам процесса обучения химии и биологии. Для гуманитарного профиля характерны такие виды деятельности, как составление конспектов, планов, тезисов, рефератов, а предпочтительными формами обучения являются экскурсии, демонстрации, дискуссии, ролевые игры. Для математики характерно составление схем, таблиц, нахождение закономерностей.
Компетентностный подход
имеет много сторонников сегодня, и, возможно, многие разработчики отдадут ему предпочтение при разработке курсов по выбору для основной школы. При этом может быть следующая последовательность действий: определение значимых для учащихся данного возраста проблем выделение необходимых умений для их разрешения определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач отбор необходимого содержания разработка методов обучения разработка системы оценивания. Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные)
.

(слайд 3)

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи
: 1) реализация учеником интереса к учебному предмету; 2) уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне; 3) создание условий к сдаче экзаменов по выбору, т.е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования. Для предметно ориентированных курсов могут использоваться в качестве учебных пособий существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов, фрагменты учебных пособий для подготовки в вузы и классов с углубленным изучением учебных предметов.
Межпредметные (ориентационные) курсы
предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду учебных предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Задачи курсов по выбору такого вида можно сформулировать следующим образом: 1) создание базы для ориентации учеников в мир современных профессий; 2) ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; 3) поддержание мотивации к тому или иному профилю.
В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки используется научно-популярная литература, сообщения средств массовой информации, Интернет и т.п. Отличительными особенностями курсов по выбору для девятых классов являются их нестандартизованность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору проявляется в том, что в ходе предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой- то конкретный профиль или, наоборот, еще колеблющийся в своем выборе, должен попробовать свои силы в освоении разных курсов по выбору, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Курсы по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе должны отвечать следующим требованиям: должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор; должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы
(«Пойду

социально-гуманитарный

профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что

намерен стать юристом или журналистом»)
; должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь ученикам проверить себя, ответить на вопрос:
«Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».
Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы; отбирая содержание, учитель должен ответить на вопросы:
«Чем

будет

полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля

обучения в старшей школе?»;
перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы; следует использовать возможно сти преподавания ку р с о в предпрофильной подготовки другим педагогом, реализующим базовый курс по данному или родственному предмету; курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.) Курсы по выбору, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить монополию учителя на информацию. Курсы по выбору для предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не к сдаче экзаменов, а к успешному обучению в старшей школе.

3. Характеристика элективных курсов для профильного обучения
В 10 – 11-х классах число элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов определяется самой школой. Элективные курсы выполняют три основных функции: 1) надстройки профильного учебного предмета, превращающей его в полной мере в углубленный; 2) развития содержания одного из базовых учебных предметов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне; 3) удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем по часам (максимум 35 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (максимум 17 часов). Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10–11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. Это главное отличие курсов по выбору в 9-х классах и элективных курсов в 10–11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны. При разработке элективных курсов для средней (полной) школы следует учитывать мотивы учащихся, по которым они выбирают тот или иной курс. Это может быть подготовка к сдаче единого государственного экзамена по учебному предмету, который изучается школьником на базовом уровне, приобретение знаний и умений, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, возможность успешной карьеры и т.д.
4. Организация работы элективных курсов
1. При проведении курсов по выбору допускается деление класса на группы. Количество учащихся в одной группе должно быть не менее 5-7 человек и не более 15-20 человек. Группы могут быть скомплектованы учащимися из различных 9-х классов, других образовательных учреждений, а также временно только на период отдельного курса по выбору. 2. Базовый объем предпрофильной подготовки составляет 68 часов, которые направлены на курсы по выбору (элективные курсы).
3. Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы), проводимые в школе, делятся на три основных вида: 1. предметные элективные; 2. межпредметные элективные курсы; 3. элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Задачи курсов:
1. Дать ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области. 2. Создать условия для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся. 3. Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне. 4. Создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору. 5. Формировать у учащихся умения и навыки, и способы деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность). 6. Поддерживать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
Содержание курсов:
1. Программы курсов по выбору выходят за рамки традиционных учебных предметов, включают углубление отдельных тем, модульные курсы и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и методами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов. 2. Формы обучения на элективных курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативная, групповая, проектно - исследовательская и т. д.). Ведение курса может быть обеспечено как учителем школы так и специалистом вуза, суза в условиях сетевого взаимодействия. 3. Программное обеспечение элективных курсов. Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утвержденными Минобразованием России. В случае отсутствия программ по профилям, которые были заявлены учащимися, преподавание ведется по программам, разработанным учителями школы и утвержденным научно- методическим советом школы на начальном этапе работы, затем в методическом центре города. Программа элективного курса должна удовлетворять следующим условиям: 1. Учитывать особенности учащихся, интересующихся профилями школы. 2. Знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся. 3. Опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений. 4. Нацеливать на подготовку к ЕГЭ, олимпиадам.
5. Уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация. Преподавание элективных курсов ведется по особому расписанию, с которым учащиеся знакомятся за 3 дня до их начала.
Методическое обеспечение элективного курса включает в себя:
1. Программу курса, пособие для учащихся, материалы для учителя, справочную литературу. 2. Систему творческих заданий для учащихся, творческие работы учащихся, выполненные в предыдущие потоки, материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований. 3. Оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности. 4. Педагогические средства для работы курсов (в том числе разработки для учителей города, области т. д.). Эффективность преподавания конкретного элективного курса может быть подтверждена: 1. Анализом отметок по предметам, связанных с элективным курсом. 2. Количественным анализом набранных баллов учащимися в ходе занятий. 3. Количественным анализом проектной деятельности учащихся, количеством, проведенных исследовательских работ на элективном курсе. 4. Проведением анкетирования учащихся, учителей, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников элективными курсами. 5. Результатами участи я школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Достижения учащихся на элективных курсах, заносятся в состав индивидуальной накопительной оценки - портфолио
5. Разработка программ курсов по выбору для основной обшей и

элективных курсов средней общей школы

Учебная программа
– нормативный документ, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки эффективности результатов процесса обучения конкретного учебного курса
Требования к элективным курсам
1. Избыточность (их должно быть много). 2. Кратковременность (6–16 часов). 3. Оригинальность содержания, названия. 4. Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект...). 5. Нестандартизированность. 6. Элективные курсы могут проектироваться педагогам, в связи с тем, что это курсы формируются через школьный комитет УП.
Проектирование программ элективных курсов
 На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи.
 Чем содержание элективных курсов будет отличатся от базового курса? (Исключить дублирование.)  Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс? (В библиотеке, у учителя...)  Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?  Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?  Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?  Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса? (Оценка за курс не ставиться, но в портфолио может поместить отзыв, результат.)  Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности? Программы курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы имеют сходную
структуру:
 титульный лист;  пояснительная записка;  содержание;  примерное планирование учебного материала;  методические рекомендации;  приложение. Рассмотрим требования к каждому из элементов программы элективного курса.
Титульный

лист
содержит данные об организации, в которой разработан курс, например, наименование образовательного учреждения; сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; название элективного курса; класс, на который рассчитана программа; имя и должность разработчика программы; название города (населенного пункта) и год разработки программы.
Пояснительная записка
должна содержать следующую информацию:  Актуальность программы, обоснование необходимости программы (доводы о важности изучаемого компонента, недостаточность изучения в базовом курсе, соответствие возрасту, связь с наукой...).  Цели и задачи программы (развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии...), цель должна отражать результат (создать проект...).  Обоснование отбора содержания его логике (элементы программы должны быть взаимосвязаны, должно быть выделено содержание).  Общая характеристика учебного процесса (...предусматривает психологию кл.-ур. с/о, модульное обучение...).  Указание внутри предметных и межпредметных связей.  Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа.  Характеристика временных и материальных ресурсов (программа предусматривает типовое оборудование, нуждается в экскурсиях...).  Технические указания к тексту программы (для всех один текст, повышенного уровня – другой).  Сведения об апробации программы.
Объем пояснительной записки должен быть небольшим, но в ней должна содержаться информация, необходимая и достаточная для того, чтобы учитель и ученик могли составить полное представление о предлагаемом элективном курсе.
Содержательная часть
 Последовательный перечень тем с их кратким содержанием, указанием времени, необходимого на их изучение.  Список демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.
Методическая часть
 Методические рекомендации.  Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения.  Развитие компетентности.  Более детального представлены технологии обучения и методика по каждой теме.  Критерии эффективности реализации программы.  Формы и методы контроля.  Список рекомендуемой литературы.
Приложение
 Тематические планирования.  Дидактический материал.  Дискеты с электронными презентациями.
Экспертиза программы
 Экспертиза программы может проводиться на методсовете школьного муниципального уровня.
Критерии оценки программы элективного курса
1. Актуальность содержания программы. 2. Мотивационный потенциал (насколько интересен). 3. Диагностичность и процессуальность целеполагания. 4. Соответствие содержания поставленным целям. 5. Системность содержания (логическая стройность). 6. Инвариантность содержания (содержание одно, а способы реализации для разных
Содержание
курса по выбору для основной и элективного курса для средней (полной) школы описывается по одной схеме. Оно включает в себя перечень тем с примерным распределением времени по темам и их реферативное описание. Однако наполнение этого раздела в разных программах будет различным, поскольку различия в функциях курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы обусловливают различия в их содержании. Содержание курса по выбору для 9 класса должно соответствовать познавательным возможностям девятиклассников и одновременно с этим развивать его учебную мотивацию и готовить к сознательному выбору профиля дальнейшего обучения в средней (полной) школе. Содержание курса может представлять собой: а) расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);
б) введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.); в) совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»). Содержание элективного курса для старшей школы зависит от его типа. Вы уже знаете, что элективные курсы могут быть предметными и межпредметными. Предметные элективные курсы в свою очередь можно разделить на несколько групп: 1) курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом (выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне; в этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно); 2) курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы, входящие в обязательную программу данного предмета; 3) курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета; 4) прикладные элективные курсы, знакомящие школьников с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развивающие интерес учащихся к современной технике и производству; 5) курсы, посвященные изучению методов познания природы; 6) курсы по истории науки, техники, искусства, религии; 7) курсы, при изучении которых учащиеся знакомятся с методами решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлением и решением задач на основе физического, химического, биологического эксперимента. Описание содержания элективного курса составляется в традиционной для учебного предмета форме. Проиллюстрируем это положение несколькими примерами.
Методические

рекомендации
к элективному курсу являются необязательной (факультативной) частью программы и представляют собой очень сжатое изложение рекомендуемых автором форм, методов и средств обучения. При работе с программами элективных курсов, которые содержат методические рекомендации, следует иметь в виду, что это именно рекомендации, а не указания и тем более не требования, предъявляемые учителю.
Рекомендуемая литература
обычно указывается в конце программы и может даваться единым списком или отдельными списками для учителя и для учащихся. При составлении таких списков следует учитывать доступность литературы для школы. Вряд ли учитель и тем более ученик смогут найти книгу, изданную небольшим тиражом в середине 50-х годов XX века. В программы традиционных учебных курсов включаются требования к уровню подготовки учащихся, иногда приводятся рекомендации по оценке
знаний и умений школьников. Особенностью курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы является то, что ни знания, ни умения, приобретаемые школьниками, формально не оцениваются. Но это вовсе не означает, что результаты учебной работы остаются вне поля зрения учителя. Качественная оценка успехов ученика в освоении содержания элективного курса должна быть всегда, поскольку в ней заложен огромный воспитательный и мотивационный потенциал.

Элективные курсы подразделяются на следующие типы:

Пробные

Ориентационные

Углубляющие

Корректирующие

Общекультурные

Формальная структура программы элективных курсов

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематический план

6. Литература (для учителей, для учащихся)

1. Титульный лист

а) Наименование образовательного учреждения

б) Справа наверху: где, когда, кем утверждена программа (школьная, улусная, республиканская экспертизы)

в) В центре название элективного курса

г) Класс, на который рассчитана программа (под названием)

е) Место, год разработки программы (внизу)

2. Пояснительная записка

В пояснительной записке обосновать необходимость введения данного курса. Указать место и роль данного курса в профильном обучении. Межпредметные связи, учебные умения и т.д.

Цель: для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители, общество) удовлетворяет. Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи: что необходимо для достижения цели, над чем предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса.

Функции: изучение ключевых проблем современности, ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, на совершенствование навыков познавательной деятельности, дополнение и углубление базового предмета образования, компенсация недостаточного обучения по профильным предметам.

Сроки реализации программы: продолжительность обучения, если на 2 года (72 часа), то этапы обучения; если чередуются (первое полугодие, затем что-то другое), то 15-17 часов.

Основные принципы отбора и структурирования материала. Методы обучения (активные: проектов, исследовательские), формы обучения (КСО, индивидуальное обучение, групповое), режим занятий.

Предполагаемые результаты, какие ЗУН получат ученики. Инструментарий для оценивания результатов обучения.

3. Учебно-тематический план

Перечень тем и их реферативное описание. Перечислить подтемы (помощь для учителей).

Дидактические материалы. Основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме. Описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Описание форм проведения занятий.

Главное внимание на содержание курсов.

Опорные вопросы для создания программ

1. На каком содержании материала, и через какие формы я наиболее полно смогу реализовать задачи предпрофильной подготовки.

3. Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен данный курс.

4. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием.

5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения успешности.

6. Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса. В чем он может проявить инициативу.

7. Какие критерии ясные педагогу и ученику позволяют оценить успехи в изучении данного курса.

8. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю.

9. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Требования

1. Степень новизны для учащихся.

2. Мотивирующий потенциал программы (программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся).

3. Развивающий потенциал программы (способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьника).

4. Здоровьесберегающие характеристики.

5. Полнота содержания программы (содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей).

6. Связность и системность изложения материала.

7. Методы обучения.

8. Степень контролируемости (в программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижения).

9. Реалистичность с точки зрения ресурсов, кадровые возможности школы.

10. Формальная структура программы.

11. Создание положительной мотивации, вызов познавательного интереса учащихся,

12. Не дублирование содержания предметов, обязательных для изучения по Государственному стандарту,

13. Ознакомление со спецификой видов деятельности, включение пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (практическая направленность),

Методические рекомендации по разработке программ элективных курсов.

1.Как разработать программу элективного курса.

При разработке программы элективного курса необходимо:

    Проанализировать содержание учебного курса в рамках выбранного профиля.

    Определиться, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или от профильного курса.

    Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.

    Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них.

    Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, дидактическими материалами, пособиями и т.д. Составить список литературы для учителя и для учащихся.

    Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.

    Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса.

    Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.

    Продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление, выполнение теста или контрольного среза.

2.Алгоритм разработки программы элективного курса.

    Пояснительная записка

В ней обосновывается актуальность важность и значимость курса. Формируются цели как предполагаемый конечный результат его освоение, задачи, определяющие пути достижение целей, требования к знаниям и умениям учащихся. Дается описание структуры программы курса, ее особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической частей.

2.Учебно-тематический план:

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика являются: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, компьютерная программа и др.

3.Содержание образования

Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы. Следует учитывать, что содержание образования – это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально – ценностных отношений. Освоение этих типов опта позволяет сформировать у учащихся способность к культуросообразным видам деятельности.

4. Список литературы для учителя и учащихся .

5. Приложения.

Темы творческих работ, проектов, планы проведения практических и лабораторных работ, экскурсий и др.

3.Схема – конспект программы элективного курса.

Пояснительная записка

Программа курса «_____» предназначена для

    углубления знаний по ______(предмету);

Роль данного курса в профессиональном становлении учащегося, в развитии его личности.

Цель данного курса:

  • ознакомить __________________;

    выработать навыки _________________________;

для реализации целей необходимо (задачи):

  • углубить теоретические знания о ___________________;

    совершенствовать у учащихся умения и навыки ________________;

    сформировать навыки _________________________;

    подготовить учащихся __________________________.

Программа направлена на дальнейшее развитие у учащихся __________ компетентностей.

Курс базируется на _______________ (теории, концепции, идеи). Курс связан с разделами _______________ (одной школьной дисциплины или нескольких).

Курс рассчитан на _____ часов, однако его программа может корректироваться (каким образом). Например, учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся. Учитель может самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Кроме того, изучение курса поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с ________________ (назвать тип заданий).

Учебно-тематический план

Раздел.

Тема занятия.

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Вводное задание

Игра

Проект программы обучения

Раздел 1

Тема занятия

Лекция

Конспект

Тема занятия

Групповой практикум

Выполнение задания (какое)

Раздел 2

Тема занятия

Урок

Таблица «____»

Тема занятия

Лабораторная работа

Составление опорного конспекта по теме ____

Тема занятия

Дискуссия

Выработка оригинальных идей по _______

Раздел 3

Тема занятия

Семинар «___»

Составление схемы исследования

Тема занятия

Исследование

Научный текс по теме _____

Встреча с представителями профессий…..

Круглый стол или экскурсия

Опыт профессионального общения

Составление и презентация сборника творческих работ. Выставка работ.

Практическая работа. Презентация.

Сборник лучших работ.

Выставка лучших работ.

Приложения

    тема и методика проведения игры (вводное занятие);

    задания по практикуму (занятие № 3);

    план лабораторной работы (занятие № 5);

    вопросы к дискуссии (занятие № 6);

    план семинарского занятия (занятие № 15);

    тематика и методы проведения исследования (занятие № 16);

Таким образом, подготовительный (пропедевтический) этап позволит дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.

Элективные курсы по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, так как в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, послешкольных жизненных планов.

Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса. Основная особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.

Напомним кратко основные сведения об элективных курсах.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом № 2783 Министерства образования России от 18.07.02, обозначены цели перехода к профильному обучению, одной из которых является цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:

    являются «надстройкой» профильного курса , когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);

    развивают содержание одного из базисных курсов , изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

    способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

В Концепции профильного обучения четко обозначено:

1. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

    способствовать самоопределению ученика и или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

    создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

    познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

    активизировать познавательную деятельность школьников;

    повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.

Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

    подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

    приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

    возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

    любопытство;

    поддержка изучения базовых курсов;

    профессиональная ориентация;

    интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Соотношение объёмов базовых, профильных и элективных курсов в процентах может быть примерно таким: 50-30-20.

Типы элективных курсов. В педагогической практике условно выделены следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета , имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы , цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы .

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета , как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Проектирование элективных курсов. Прежде чем приступить к процессу проектирования элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки школьников учителю необходимо поставить перед собой ряд вопросов, решение которых во многом облегчит их работу. К ним можно отнести следующие:

    Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс (в библиотеке, у учителя …)?

    Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

    Какие виды работы могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?

    Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?

    Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса (оценка за курс ставится, но в портфолио можно поместить отзыв, результат).

    Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности?

Ответы на эти вопросы дадут возможность оптимально выстроить программу элективных курсов. При этом, при разработке программы элективного курса необходимо:

    Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.

    Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса.

    Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.

    Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, определить необходимое число часов на каждый из них.

    Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами и т.д. Составить список литературы для учителя и учащихся.

    Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности учащихся при изучении курса. Если программа предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.

    Определить образовательные продукты, которые будут созданы учащимися в процессе (результате) освоения программы курса (Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися в ходе познавательной, исследовательской деятельности – конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, доказательство, стихи, очерки, песня, фотография, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.).

    Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы.

    Продумать форму отчетности по итогам освоения программы курса.

В педагогической практике определились этапы проектирования элективных курсов. Цели, содержание и ожидаемый результат совокупности этих этапов представляют общую технологию проектирования курсов.

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева

ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

для учителей технологии

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елабужского государственного педагогического университета

(Протокол № 38 от 26.112009)

Рецензенты: А.Э. ИСЛАМОВ,

зам. декана технолого-экономического факультета

Елабужского государственного педагогического университета;

М.И. ДЕВЯТОВА,

учитель технологии высшей квалификационной категории

СОШ № 34 г. Набережные Челны

Шатунова, О. В. Программы элективных курсов по технологии: учебно-методическое пособие для учителей технологии / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 42 с.

Учебно-методическое пособие, составленное для учителей технологии, работающих в профильных классах, содержит необходимые сведения по разработке программ элективных курсов. Авторами представлены примеры учебных программ элективов, которые можно использовать в учебном процессе в классах технологического профиля

© О.В. Шатунова, А.Б. Сергеева

© Издательство ЕГПУ, 2009

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых основной является решение проблемы по созданию условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. Для реализации этой цели помимо профильных общеобразовательных курсов были введены элективные курсы – обязательные по выбору учащихся. Элективные курсы обладают большим потенциалом в реализации нового содержания образования: они мобильны, создают ситуацию выбора для учащихся и учителей, стимулируют их на принятие решений, анализ результатов, осознанный выбор будущей образовательно-профессиональной траектории.

Старшая ступень общеобразовательной школы должна способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, его успешной социализации, обеспечить преемственность между школьным и профессиональным образованием. Необходимо создавать для учащихся условия для осознанного выбора будущей профессии, давать им возможность пробовать себя в различных видах деятельности. Это возможно осуществить в рамках реализации различных элективных курсов.

Элективные курсы по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, так как в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, послешкольных жизненных планов.

Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса. Основная особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.

Однако на практике учителям не всегда удается грамотно и кратко уложить необходимый учебный материал в рамки небольшого по объему элективного курса. Данное учебно-методическое пособие содержит рекомендации по проектированию программ элективных курсов, предназначенные для учителей технологии. Кроме того, в данном пособии представлены примеры программ элективов по технологии, которые можно использовать в учебном процессе в профильных классах.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом № 2783 Министерства образования России от 18.07.02, обозначены цели перехода к профильному обучению, одной из которых является цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составляет индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:

1) являются «надстройкой» профильного курса , когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базисных курсов , изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

В Концепции профильного обучения четко обозначено:

1. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

· способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

· создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

· познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

· активизировать познавательную деятельность школьников;

· повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.

Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

· подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

· приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

· возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

· любопытство;

· поддержка изучения базовых курсов;

· профессиональная ориентация;

· интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.