» » Урок-исследование "Морфология. Части речи"

Урок-исследование "Морфология. Части речи"

Учительница русского языка и литературы

Азимова Ф.И

СШ № 22 г. Талдыкорган

Тема урока Морфология

Цели: - повторить и закрепить знания учащихся по русскому языку;

Формировать интерес к более глубокому изучению предмета;

Развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас учащихся.

Тип урока повторение и систематизация изученного материала

Вид: урок – мастерская

Оборудование: слайд, карта результатов урока

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята

Прошу занять свои места...

Слушайте меня внимательно,

На вопросы отвечайте

Наша задача – повторить и закрепить знания о пройденного материала.

ІІ. Психологический настрой .

- Небо ясное над нами,

Твердь земная под ногами.

Мир дороги открывает,

Солнце свет нам посылает.

ІІ. Мы разделились на две команды. Задание командам. Придумать название и девиз команды. Затем защитите его.

1 команда – «Знатоки ».

Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем знания проверять

2 команда – «Умники ».

Будем активно мыслить!"
Привет, друзья!

Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым!

Вместе: Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба вместе с ней

ІІІ. – У каждой команды на столе лежит « Карта результатов урока», по которому вы оцениите свою работу.Ваша задача зза каждый правильный ответ поставить себе баллы. А в конце урока по этой карте мы оценим нашу работу. Готовность к уроку укажем показывая сигнальные карточки

    Разгадывая ребус , найдем тему урока.(слайд 2 «Морфология»)

ІУ. – Сейчас работаем по постеру .

    команда составит и защитит постер на тему «Морфология»

    команда сопоставит постер по теме «Самостоятельные части речи» и «Служебные части речи» с помощью диаграммы Венна.

У.Определите части речи.

Пятый этаж, пятиэтажный дом, медный пятак, получить пятерку, пятилетний малыш.

УІ. Физминутка. «Будь внимателен мой друг»

Если я называю имя существительное - хлопните 1 раз в ладоши. Если прилагательное – встаньте, если другую часть речи – сядьте

Слова 1 команде «Знатоки»: День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, раняя, весна, наступила, холодная, ветер.

Слова 2 команде « Умники » : Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, порхает, заяц, был, зеленая, стол, любит, зубастый, мяч.

Самыми внимательными были …..

Слова, какой ещё части речи вам встретились в этом конкурсе? (глагол)

УІІ. Творческая работа. Найдите продолжение пословице.

Семеро.... (одного не ждут)

Заблудиться... (в трех соснах)

Знать... (как свои пять па

льцев)

Семь раз отмерь.... (один раз отмерь)

Один ум хорошо... (а два лучше)

Идти.. (на все четыре стороны)

УІІІ. – Вот и подходит к концу наш урок. Ребята вы хорошо и добросовестно поработали. Оцениите вашу работу по « Карте результатов урока» .

« Карта результатов урока» .

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Цели и задачи урока:

Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление знаний об изученных частях речи; повторение словарных слов, выделение в предложении частей речи.

Развивающая – овладение нормами литературного языка; умение анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; умение редактировать текст, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова); расширение словарного запаса.

Воспитательная – воспитание интереса к урокам русского языка.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме “Морфология”

Используемые учебники и учебные пособия:

Используемое оборудование:

  • мультимедиапроектор,
  • экран,
  • компьютер учителя.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных частях речи, изученных в этом учебном году.

– Скажите, какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).

– Вот поэтому мы совершим космическое путешествие по морфологическим планетам.

Части речи, как чудесно,
Знать, что вы со мною вместе,
Что всегда вы рядом, здесь,
Благородности не счесть.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.

А отправляемся в путешествие на настоящем космическом корабле. Все вы уже получили допуск к полету. В космос сегодня отправятся четыре команды.

Мы побываем на разных планетах, познакомимся с их обитателями, возможно, сходим к кому-нибудь в гости. У каждой команды есть индивидуальные маршрутные листы, в которых вы будете записывать все, что видели в космосе, а также будете наклеивать поощрительные звезды, полученные вами во время пребывания на разных планетах. А еще с нами отправятся в путь мои четыре помощника. Это учителя русского языка. Они будут проверять ваши маршрутные листы, правильно ли вы их заполняете и решаете задания. Они же будут наклеивать поощрительные звезды.

Что ж, а теперь в путь. Занимайте свои места, хорошенько пристегнитесь ремнями безопасности. 3,2,1 – пуск. Ура!!! Мы полетели!!! (Слайд № 3)

Учитель: Ребята! Мы попали на какую-то неизвестную планету. Помогите мне, отгадав загадку.

ЗАДАНИЕ 1. “Неизвестная планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я самая главная,
Я самая умная,
Я называю предметы, людей
И отвечаю на вопросы простых падежей. (Существительное)

(Слайд № 4)

Учитель: Молодцы! Мы на планете Имя существительное. Но что интересно! В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете продолжить путь. (Слайд № 5)

ЗАДАНИЕ 2. “Чудесное колесо” (за каждое правильное слово – 1 звезда)

По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд)

ЗАДАНИЕ 3. “Космический гипермаркет” (за правильное слово – 1 звезда)

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. Ребята, отнеситесь к заданию очень серьезно, потому что, не зная этих слов, мы не сможем продолжить космическое путешествие.

  1. КАРЕТА (ракета)
  2. ДРАНФАКС (скафандр)
  3. ОМЕТАК (комета)
  4. СНИПУТК (спутник)
  5. НЕЛАПТА (планета)
  6. КАЛИКАТГА (галактика)
  7. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость)

(Слайды № 6, 7)

Учитель: Отлично. А сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно задание.

ЗАДАНИЕ 4. “Четвертый лишний” (за правильный ответ – 1 звезда + 1 звезда за объяснение)

Инопланетянам эти слова неизвестны. Найдите в каждой строке лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

  1. ветер, пыль, луноход, племя
  2. знамя , метеорит, звезда, песок
  3. кратер, стремя , солнце, буря
  4. путь , космодром, гора, темнота (разносклоняемые существительные) (Слайды № 8, 9)

Учитель: Ребята, к нам спешит самая гостеприимная на планете Куле-Муке. Она приглашает нас к себе в гости. Но что это? Дети, помогите, у выделенных существительных род определите!

ЗАДАНИЕ 5. “В гостях у Куле-Муке” (за правильный ответ – 1 звезда)

МИССИС Куле-Муке попросила нас снять в прихожей ПАЛЬТО и КАШНЕ, КАШПО убрала с окошка и опустила ЖАЛЮЗИ, чтобы с АВЕНЮ никто не заглядывал в комнату. МЕНЮ состояло из СУФЛЕ, ЖЕЛЕ и КОФЕ. ШИМПАНЗЕ играл на ПИАНИНО, КОЛИБРИ и КАКАДУ дружно пели. Всем было очень весело. (Слайды № 10, 11)

Учитель: Славно мы отдохнули у Куле-Муке. Пора отправляться на другую планету. Но сначала передохнем и отгадаем загадки. (Игра с болельщиками команд) (за правильный ответ – 1 звезда)

Отгадай загадку, ответом на неё является существительное, обозначающее предмет, используемый в школе.

1) На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

2) В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу. (Дневник)

3) Сговорились две ноги
Давать дуги и круги. (Циркуль)

4) В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ручка)

5) Определите род у существительного сирота. (Общий)

6) Поставьте существительное туфли в Родительном падеже. (Туфель)

Учитель: Итак, угадайте, на какую планету мы отправимся сейчас. Вот вам загадка.

ЗАДАНИЕ 6. “Новая планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное) (Слайд № 12)

– Верно, мы оказались на планете Имя прилагательное. Ребята, жители этой планеты – великие трусишки. Увидев нас, они спрятались, и теперь их необходимо разыскать. Вот вам космическое задание.

ЗАДАНИЕ 7. “Потеряшки”. Найдите и подчеркните прилагательные, определите их разряд. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега. (Слайды № 13, 14)

Учитель: И с этим заданием вы справились. Что ж продолжим наше путешествие.

– Но что это? Ребята, наших Ваню и Натку пираты-инопланетяне взяли в плен и требуют за них выкуп. А чтобы их спасти, вы должны выполнить их задание.

ЗАДАНИЕ 8. “Выкуп”. Перед вами слова с пропущенными буквами и 2 конверта. Вам надо вставить пропущенные буквы и разложить слова по конвертам, в 1– с Н, во 2 – с НН. (за каждое правильное слово – 1 звезда)

Серебря…ый, ветре…ый, стари…ый, гуси…ый, соломе…ый, оловя…ый, качестве…ый, песча…ый, станцио…ый, ледя…ой, румя…ый, сви…ой.

(Слайды № 15, 16)

Учитель: Отличная работа. А вот и наши друзья. Вы их успешно освободили. Ребята, нам небезопасно находиться на этой планете. Я думаю, что теперь самое время ее покинуть, но, чтобы добраться до нашего космического корабля, вам предстоит выполнить еще задание.

ЗАДАНИЕ 9. “Сложные прилагательные” Замените словосочетания сложными прилагательными и правильно их запишите. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) завод по строительству кораблей – кораблестроительный
2) ветер с севера и с востока – северо-восточный
3) счастье, от которого кружится голова – головокружительное
4) словарь, состоящий из немецких и русских слов – немецко-русский
5) ферма по разведению животных – животноводческая (Слайды № 17, 18)

Учитель: Замечательно. Итак, предлагаю всем отдохнуть. Привал. (За правильный ответ – 1 звезда) (Игра с болельщиками команд)

Отгадай загадку и назови в ней прилагательные.

1) Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик. (Иголка)

2) Земля беленькая,
А птички на ней черненькие. (Книга)

3) Маленький, кругленький, за хвост не поднять. (Клубок)

4) Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, а на себя не велит. (Солнце).

5) Сколько существует степеней сравнения прилагательных? (2)

6) Какие разряды прилагательных не имеют степеней сравнения? (притяжательные и относительные)

Учитель: Юные путешественники, а теперь угадайте, где мы находимся?

ЗАДАНИЕ 10. “Где мы?” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я, имей в виду,
Сказать могу, который ты в ряду. (Имя числительное) (Слайд № 19)

– Правильно. Мы на планете Имя числительное.

А теперь внимание, новое задание. Жителей планеты Имя числительное очень трудно отличить от других инопланетных жителей, поэтому вам предстоит найти их.

ЗАДАНИЕ 11. “Найди нас”. (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. (Слайды № 20, 21)

Учитель: Ребята, а эти числительные такие загадочные. Они даже склоняются. Вам задание.

ЗАДАНИЕ 12. “Просклоняй-ка”. (за каждый правильный ответ – 1 звезда) Запишите числительные 592 в Им., Род., Дат., Вин., Твор., Предл. падежах. Будьте внимательны.

(Слайды № 22, 23)

Учитель: А сейчас снова отдыхаем. Для вас загадки. (Игра с болельщиками команд)

1) Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (дождь, земля, трава)
2) У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (руки и пальцы)
3) Четыре брата бегут, бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
4) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)
5) Есть семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
6) Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (часы)

Учитель: А теперь мы снова в путь, отгадать загадку не забудь. Куда мы полетим?

ЗАДАНИЕ 13. “Загадочная планета”. (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать. (Местоимение) (Слайд № 24)

ЗАДАНИЕ 14. “Чудесный чемоданчик”. В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Мудрым никто не родился, а научился.
2) Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
3) Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.
4) Кто в слове скор, тот в деле редко спор.
5) Друга иметь – себя не жалеть. (Слайды № 25, 26)

Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие. Космическим песком занесло многие дома, и теперь жители этой страны в панике.

ЗАДАНИЕ 15. “Космическая буря”. Помогите найти местоимениям свои жилища, определив их разряды. А вот имена пострадавших. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) этот (указ)
2) мой (прит)
3) ей (личн)
4) себя (возвр)
5) кто-то (неопр)
6) весь (опр)
7) никто (отриц)

Учитель: Наше путешествие продолжается. Ребята, местоимения хотят с нами поиграть. Ответьте правильно на их вопросы и получите звезду. (Игра с болельщиками команд)

1) Какие три местоимения самые чистые? (вымыты)
2) Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)
3) Какое местоимение требует чистоты? (мой)
4) Какое местоимение считается самым хвастливым? (я)
5) Какое(ие) местоимения(е) не имеют Им.пад.? (себя, некого, нечего)
6) В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)

Учитель: Ребята, чтобы наш корабль взлетел, вам надо отгадать загадку. Отгадав ее, вы поймете, куда мы летим.

ЗАДАНИЕ 16. “Космическая незнакомка”. (Кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков-
В речи быть одним из главных слов. (Глагол) (Слайд № 29)

Учитель: Мальчики и девочки, нас встречают детишки-инопланетяшки. О, интересно! Они употребляют в своей речи странные глаголы, таких в русском языке нет. Предлагаю вам стать переводчиками.

ЗАДАНИЕ 17. “Переводчик”. В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените “детские” слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)
2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела)
3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)
4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою) (Слайды № 30, 31)

Учитель: Молодцы! Теперь мы поняли, о чем говорят дети. А вот и школа, в которой юные глагольчики обучаются. При входе в школу вы сможете прочитать полезные советы ученикам, но для этого вам надо продемонстрировать свои знания.

ЗАДАНИЕ 18. “Полезные советы”. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (максимум – 5 звезд)

Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке. (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят…ся. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать. (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят…ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало. (Слайд № 32)

Учитель: Отличная работа. Ребята, вам понравилось путешествовать? Но мы ведь совершенно забыли о своей школе и о том, что нам завтра надо идти на занятия. Предлагаю всем пройти к нашему кораблю, по-удобнее расположиться в креслах и отправиться домой. Желаю всем мягкой посадки. Чтобы вам в дороге не было скучно, вот интересные вопросы. Отвечайте и зарабатывайте звезды.

1) Как по-другому называется неопределенная форма глагола? (инфинитив)
2) Как называются глаголы, у которых есть суффикс -ся? (возвратные)
3) Какие наклонения есть у глагола? (изъявит., повелит., условное)
4) Исправьте детские ошибки, определите наклонение у глаголов.
Нарисовай мне Барбоса. (Нарисуй – повелит.)
5) Он вырезывает из бумаги снежинки. (вырезает-изъявит.)
6) Замолоточь этот гвоздик. (Забей – повелит.)

Учитель: Вот мы и дома. Всего за 45 минут мы побывали на пяти планетах, познакомились с их жителями, узнали, что они любят, чем занимаются, нам даже пришлось организовывать поисковую операцию. Несколько раз мы оказывались на волоске от смерти, но наши команды были сплоченными и дружными, поэтому домой мы вернулись без потерь.

На каких же планетах мы побывали?
Что нового вы сегодня узнали?

Маршрутные листы прошу всех сдать. (Слайд № 33)

Та команда, которая займет 1 место, получит “5”.

Команда, занявшая 2 место, заработает “4”.

Две другие команды получат сертификаты от инопланетян.

Пока вы пишете синквейн на тему “Урок”, я подвожу итоги нашего путешествия.

Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это текст из пяти строк. Как строится синквейн? Строгие правила таковы:

Первая строка – тема стихотворения, выражается одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, имена прилагательные.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к данной проблеме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщающем уровне, повторяющее суть темы.

Спасибо всем за работу. До новых встреч.

Список литературы к уроку:

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997.
2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I.
З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989.
4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., М., Просвещение, 1994. Секреты орфографии, 2-е издание.
6. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. М.,1989.
7. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
8. Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1982.
9. Наша игротека. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, №№ 1-12, Киев, 1990.
10. Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985.
11. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №2, I99I.
12. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I.
13. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе.– М.: ВЛАДОС, 1995.

Класс: 10

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: традиционный.

Используемые технологии: интерактивная деятельность (коллективная и индивидуальная работа), здоровьесберегающие технологии.

Цель урока: систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • актуализировать знания учащихся по самостоятельным и служебным частям речи;
    • учить определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи;
    • учить по грамматическим признакам определять часть речи;
    • учить определять синтаксическую роль разных частей речи;
    • учить различать категорию состояния и омонимичные части речи;
    • учить применять на практике знание орфоэпических норм;
    • учить объяснять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях;
    • учить формулировать проблему по предложению.
  • Развивающие :
    • развивать навыки определения грамматических признаков разных частей речи;
    • развивать навыки правильного произношения слов;
    • развивать навыки синтаксического разбора сложного предложения.
  • Воспитательные :
    • воспитывать толерантные отношения работы в коллективе;
    • воспитывать доброе отношение к людям и всему живому на Земле.

Оснащение урока:

Доска – тема урока: «Повторение. Морфология»; предложение для синтаксического разбора, предложения для анализа.
Дидактический и раздаточный материал – микротексты для орфоэпической разминки

ХОД УРОКА

I. Организационно-психологический момент

II. Мотивация и целеполагание

– Какие разделяя науки о языке изучают слово?(Лексикология, морфемика, словообразование, морфология, орфография.)
– Что изучает «Морфология»?


(Предлог, союз, частица.)

III. Основная часть

1. Орфоэпическая разминка

Учитель: Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов (Приложение 1 ) и ответьте на вопросы:

  • Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (Орфоэпия)
  • Что необходимо делать для того, чтобы усвоить акцентологические нормы?

(Заучивать произношение слов.)

2. Актуализация знаний морфологических признаков частей речи

Найдите переходный(ые) глаголы – 1 часть
– подтверди
Найдите качественное(ые) прилагательное(ые) – 2 часть
сложных
Найдите сложносокращённые слова, определите их род – 4 часть
– США (мн.ч.), ФБР (ср.р.)
Найдите причастие, укажите его грамматические признаки и способ образования – 7 часть
– (по) обсуждавшимся (действит. прич., пр.вр.)
Найдите относительное(ые) прилагательное(ые) – 6 часть
– (на) политическую (зрелость)
Определите часть речи слова чрезвычайно – 9 часть
– наречие
Определите часть речи слова между – 9 часть
– производный предлог
Найдите краткое причастие – 10 часть
– отстранён
Определите часть речи слова что – 10 часть
– подчинительный союз
Найдите указательное наречие – 11 часть
– там

Релаксация (физкультминутка)

3. Актуализация знаний по лексике и синтаксису

Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова тепло . Определите синтаксическую роль слова тепло в предложениях, записанных на доске. Чем оно выражено? Что обозначают слова категории состояния?

4. Актуализация знаний по синтаксису и пунктуации

Учитель: – Выполните полный синтаксический разбор. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Учитель: Какую проблему можно выделить, опираясь на это предложение?
(Необходимо ли каждому из нас воспитывать в себе «дружелюбное чувство ко всему живому?)

IV. Подведение итогов урока

– Понятия какого раздела науки о языке мы с вами повторяли? (Морфологии)
– Что такое «Морфология»? (Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
– На какие группы делятся все части речи? (Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)
– Какие части речи относятся к самостоятельным? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, наречие, местоимение, категория состояния.)
– Какие части речи относятся к служебным? (Предлог, союз, частица.)

Какие задания нашего урока дались вам легко, а какие нет?
– Какие задания вам понравились?

V. Домашнее задание

  • Придумайте интересные задания по теме «Морфология» (кроссворды, тесты, шарады и т.д.)
  • Напишите сочинение по проблеме, которая содержится в разобранном нами предложении (без комментариев к позиции автора)

Еремина Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №14" г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Конспект урока с презентацией 5 класс
Тема: Повторение по теме "Морфология"
Дата публикации: 06.12.2016
Раздел: полное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Брянска Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Повторение по теме «Морфология»
подготовила учитель русского языка и литературы Еремина Татьяна Александровна г. Брянск 2016
Урок русского языка в 5 классе Учебник Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, А.В.Глазкова, А.Г.Лисицына
Тема: Повторение по теме «Морфология»

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Предметные результаты
Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания. Выполнять тестовые, а также другие практические задания по теме “Морфология”.
Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Личностные
Умение соотносить цели и результат. Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию.
Ход урока

1) Организационный этап.
Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и писать! Перед вами листочки
Приложение 1
. Нарисуйте в пустом окошечке ваше настроение, с которым вы пришли сегодня на урок (смайлик).

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний,

навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения

поставленных задач.
На прошлом уроке мы повторяли служебные части речи, назовите мне в домашнем упражнении 429 сначала предложения, в которых союзы связывают однородные члены, а затем части сложного предложения:
1 ученик работает у доски по карточке:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали.
Однородные члены
: 1. Коля вскрикнул и отпрыгнул от скамейки метра на три.
Части сложного предложения
: 2.Коля подумал, что эти люди тоже слышали разговор. 3.Коле хотелось заглянуть в тайную комнату, но он не решался это сделать. 4.Возникло тихое жужжание, и стрелки приборов на панели дрогнули. 5.Ты забыл, что Витя придет сегодня позже. Назовите предлоги в предложениях. От, на, в, на.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Тема сегодняшнего урока: Повторение по теме «Морфология» (слайд 1)
Чем же мы займемся сегодня на уроке? Наши цели?
(слайд 2)

Проблемный вопрос
Для чего нам нужно знать, к какой части речи относится то или иное слово? Это необходимо для: 1. Выбора ряда орфограмм. 2. Постановки тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым. 3. Правильного разбора слова по морфемам.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.

Есть на свете такая удивительная страна, которой нет на карте – Грамматика, где живёт могущественный король Язык, мудрая королева Грамматика и строгая принцесса Морфология, любящая во всём порядок. У принцессы была большая свита придворных – части речи. Но однажды злой волшебник Невед заколдовал жителей королевства. Мы сможем их освободить, выполнив все задания, правильно определяя части речи. Для этого мы продолжим знакомство с разделом языкознания - МОРФОЛОГИЕЙ
Какие вопросы вы можете задать друг другу?
1.Что такое морфология?
(слайд 3)
(Морфология – (греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.) 2.На какие три большие группы можно поделить все части речи? (Самостоятельные: -склоняемые: имя существительные, имя прилагательные, имя числительное, местоимение, причастие; -спрягаемые: глагол; -неизменяемые: наречие, деепричастие, категория состояния. Служебные: союзы, предлоги, частицы. Междометия. 3.Для чего служат предлоги? (Связывают слова в словосочетания и предложения.) 4.Для чего служат союзы? (Связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложных). 5.Функция частиц? (Зависит от группы по значению: формообразующие, отрицательные, модальные).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации

1.Проверка работы за доской правильная расстановка ударения. (Ученик

читает слова, определяет их принадлежность к части речи. Все записывают их

в тетрадь.)

1 карточка:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали. В каком словаре нужно искать правильное произношение слов? (Орфоэпический словарь).
А к какому словарю нужно обращаться, чтобы правильно слова писать? (Орфографический словарь)
2.Работа с сигнальными карточками (попутно – физминутка: дети

поднимают карточки высоко вверх)
Цель: повторить правописание корней с чередованием гласных О-А; (у ребят в руках карточки с буквами О и А, учитель называет слово, ребята поднимают карточки) Прил
а
гательное, изл
о
жение, подр
о
сли, р
а
стение, р
о
сток, распол
а
гать, выр
а
щивать, предл
о
жить, перел
а
гать, подр
о
сли, предл
о
жение, распол
о
жение, отр
а
сль, возр
а
ст, выр
о
с, сл
о
жение.
3.Физкультминутка (проводит ученик)
Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.
4.Загадка.
Стоит Алена Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан. (б
е
реза)
5.Этимологияя слова
. Сейчас мы узнаем, почему слово береза пишется именно так. Работа с этимологическим словарем. (1 Ученик индивидуальное задание)
На доске оформлена запись (слайд 4):

Береза. Бер – «светлый, ясный, белый»
е
. - Запишите это слово в тетради с красной строки и подчеркните непроверяемую безударную гласную. Подберите и запишите однокоренные слова, выполните морфемный разбор слова 2. Береза (белоствольная, именное, согласование), березовый (сок, именное, согласование), подберезовик 2 (найти, глагольное, управление).
Определите, какое это словосочетание по характеру главного слова и по способу связи устно.
6.Работа с текстом. (Слайд 5)
Ранняя в..сна Пришла ранняя в..сна. С голубого неба светит 3 яркое со..нце 3 . С веселым шумом б..гут руч..и. (На)старой б..рез.. строит гн..здо ч..рный грач(?). 4 В чистом в.. сеннем воздухе поют птицы.
У доски выполняют 3 ученика индивидуальное задание
. Вахромешина, Жукунова, Концебалов, Кравцова, Моричев, Полухина, Князева, Кондаков, Тимошенко самостоятельно выполняют указанные разборы и работают с тестами индивидуально. Остальные выполняют анализ данного текста.
1 ученик.
Светит 3 - глагол. I.Солнце (что делает?) светит. Начальная форма – светить. I I. Постоянные признаки: несовершенный вид, I I спряжение, непереходный, невозвратный. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 3 лицо, единственное число. I I I. Солнце (что делает?) светит.
2 ученик
Солнце 3 – существительное. I .Светит (что?) солнце. Начальная форма – солнце. I I.Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, средний род, 2 склонение. Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж. I I I.Светит (что?) солнце.
3 ученик
На старой берёзе строит гнездо черный грач. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное.)
Остальные выполняют анализ данного текста
. 1.Докажите, что это текст. (Предложения объединены общей темой – ранняя весна.) 2.Идея – пробуждение природы ранней весной. 3.Тип речи – повествование с элементом описания.
4.Стиль художественной литературы, так как используются средства выразительности: эпитеты (ранняя, яркое, веселым, на старой, в чистом), олицетворения (с веселым шумом бегут ручьи).
Выполнить указанные виды разборов, свериться с доской.

6) Обобщение и систематизация знаний



А1
Определите тему текста.
1) Бережное отношение к берёзе, к природе.
2) Берёза –лечебное дерево. 3) Берёза - самое красивое дерево.
А2
Какова основная мысль текста?
1) Берёзу надо любить и беречь, потому что она приносит нам пользу.
2) Каждый крестьянин посадил у своего дома берёзу. 3) Листвой берёзы украшают избы и церкви.
А3
Определите типы речи. 1. Повествование. 2. Описание.
3. Повествование с элементами описания и рассуждения

А4
Какие художественно-изобразительные средства использовал автор предложении № 11 текста? 1. Эпитеты 2. Метафора
3. Олицетворение

А5
Найдите и выпишите слова с гласными, которые обозначают два звука из предложения № 6.
(ее наделяют, называют)

А6
Найдите в предложениях № 1 и 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
(красивое, дерево, появляется, корой)

А7
(прелестной, праздники)

А8
Найдите и выпишите в 7 предложении слова, которые соответствуют схемам:
1) ¬ ͡ ˄ ˄
(посадил)
2) ͡ ˄

(Березку)

Б1

Б2
Среди предложений 9 -11 найдите предложение с однородными членами, выпишите однородные члены.
(церкви, избы)

Б3

1. Простое предложение с прямой речью. 2. Сложное предложение с двумя грамматическими основами. 3.
Простое предложение с обращением
.
Тестирование (средней и слабой групп)

1. Что изучает морфология?
1) Звуки речи. 2)Буквы.
3) Слова как части речи
. 4) Постановку знаков препинания.

1) Предлог.
2) Наречие.
3) Союз. 4) Частица.

1) Глагол. 2) предлог. 3) Наречие.
4) Местоимение.

1) Имя существительное
. 2) Союз. 3) Предлог. 4) Частица.

1) День, ночь, завтра. 2) Осень, холодный, но.
3) Из-за, над, из-под.
4) И, на, за.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Проверка ответов тестов сильной и средней, слабой групп.
Оцените тесты сами. Оценки за работу на уроке:

Достигли ли мы целей урока?
Повторить основные термины по разделу «Морфология». Повторить морфологические разборы частей речи. Повторить различные виды орфограмм, чтобы подготовиться к диктанту.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Лингвистическую сказку о любой части речи. - Текст 7 - 10 предложений о природе с использованием средств выразительности. - Всем. Тест параграф 56 задание 1,2
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Что у меня на уроке получилось лучше всего? Что вызвало затруднение? Какой этап урока мне понравился больше всего? Какие задания выполнять было интересно? Почему? Какие задания выполнять было трудно? Почему? Нарисуйте в пустом окошечке Ваше настроение, с которым Вы уходите с урока. Вы хорошо поработали! Спасибо за урок!
Приложение 1.
Рефлексия
Фамилия, имя учащегося, класс ______________________________________ Что у меня на уроке получилось лучше всего? ___________________________________________________________________ Что вызвало затруднение? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какой этап урока мне понравился больше всего? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какие задания выполнять было интересно? Почему? ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Какие задания выполнять было трудно? Почему? __________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Приложение 1.
Рефлексия
Фамилия, имя учащегося, класс ______________________________________ Что у меня на уроке получилось лучше всего? __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Что вызвало затруднение? ______________________________________________ _____________________________________________________________________ Какой этап урока мне понравился больше всего? ___________________________ _______________________________________________________________________ Настроение в начале урока Настроение в конце урока Настроение в начале урока Настроение в конце урока
Какие задания выполнять было интересно? Почему? ____________________________ ______________________________________________________________________ Какие задания выполнять было трудно? Почему? ______________________________ _____________________________________________________________________
1 карточка:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была, не был, дала, дали, жила, начал, начала, начали, понял, поняла, поняли, создал, создала, создали.
Лингвистическая сказка. (Ученик получил индивидуальное задание)
Есть на свете такая удивительная страна, которой нет на карте – Грамматика, где живёт могущественный король Язык, мудрая королева Грамматика и строгая принцесса Морфология, любящая во всём порядок. У принцессы была большая свита придворных – части речи. Но однажды злой волшебник Невед заколдовал жителей королевства. Мы сможем их освободить, выполнив все задания, правильно определяя части речи.
Этимологический словарь
Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово Бер, означающий «светлые, ясные, белые». Именно от Бер образовалось сначала слово «береза», в котором и пишется буква
е
.
Задание для сильных учащихся. Тестирование
1.Берёза –самое красивое дерево. 2.Малышка появляется на свет с тёмной корой. 3. Проживёт деревце несколько лет, и кора становится белой. 4. Можно удивляться тому, что других деревьев с белой корой не существует. 5. Белоствольная красавица - любимица всей России. 6. Её наделяют замечательными качествами, называют прелестной, чистой, приветливой.7. Возможно, каждый крестьянин посадил у своего дома берёзку. 8. С её веточками проводятся праздники: встреча лета, хороводы. 9. Листвой украшают по торжествам церкви и избы. 10. Берёзой лечатся. 11. Плохо бывает берёзке весной, когда режут её тело ради сока. 12. Долго тогда она плачет, просит, чтобы не обижали. 13. Дорогие ребята, берегите наши леса и родную природу!

А1
Определите тему текста. 1) Бережное отношение к берёзе, к природе. 2) Берёза –лечебное дерево. 3) Берёза - самое красивое дерево.
А2
Какова основная мысль текста? 1) Берёзу надо любить и беречь, потому что она приносит нам пользу. 2) Каждый крестьянин посадил у своего дома берёзу. 3) Листвой берёзы украшают избы и церкви.
А3
Определите типы речи. 4. Повествование. 5. Описание. 6. Повествование с элементами описания и рассуждения
А4
Какие художественно-изобразительные средства использовал автор предложении № 11 текста? 4. Эпитеты 5. Метафора 6. Олицетворение
А5
Найдите и выпишите слова с гласными, которые обозначают два звука из предложения № 6.
А6
Найдите в предложениях № 1 и 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
А7
В 6 и 8 предложениях найдите слова с непроизносимой согласной.
А8
Найдите и выпишите в 7 предложении слова, которые соответствуют схемам: 1) ¬ ͡ ˄ ˄ 2) ͡ ˄

Б1
Выпишите грамматическую основу в предложении
Плохо бывает берёзе весной, когда режут её тело ради сока.

Б2
Среди предложений 9 -11 найдите предложение с однородными членами, выпишите однородные члены.
Б3
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Дорогие ребята, берегите наши леса и родную природу!
4. Простое предложение с прямой речью. 5. Сложное предложение с двумя грамматическими основами. 6. Простое предложение с обращением.
Тестирование

1. Что изучает морфология?

2. Укажите самостоятельную часть речи.

3. Какая часть речи указывает на предметы, признаки, но не называет их?

4. Найдите «четвёртое лишнее».

5. В какой строке указаны только предлоги?

Тестирование

1. Что изучает морфология?
1) Звуки речи. 2)Буквы. 3) Слова как части речи. 4) Постановку знаков препинания.
2. Укажите самостоятельную часть речи.
1) Предлог. 2) Наречие. 3) Союз. 4) Частица.
3. Какая часть речи указывает на предметы, признаки, но не называет их?
1) Глагол. 2) предлог. 3) Наречие. 4) Местоимение.
4. Найдите «четвёртое лишнее».
1) Имя существительное. 2) Союз. 3) Предлог. 4) Частица.
5. В какой строке указаны только предлоги?
1) День, ночь, завтра. 2) Осень, холодный, но. 3) Из-за, над, из-под. 4) И, на, за.

Список использованной литературы
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997. 2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I. З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989. 4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996. 5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., М., Просвещение, 1994. Секреты орфографии, 2-е издание. 6. Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985. 7. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №2, I99I. 8. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I. 9. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе.– М.: ВЛАДОС, 1995.