» » Василий Суриков, "Боярыня Морозова" (картина). Описание картины Сурикова "Боярыня Морозова"

Василий Суриков, "Боярыня Морозова" (картина). Описание картины Сурикова "Боярыня Морозова"

Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова. Это монументальное полотно (304 на 587,5 см) сегодня нах...

Василий Суриков, "Боярыня Морозова": описание картины, интересные факты истории

От Masterweb

28.05.2018 06:00

Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова". Это монументальное полотно (304 на 587,5 см) сегодня находится в собрании картин Государственной Третьяковской галереи и по праву считается жемчужиной данной коллекции.

В статье мы приведем данные из истории создании полотна и расскажем об образах, которые запечатлены на нем.

Род Суриковых

Василий Иванович Суриков родился в Красноярске в 1848 году в семье потомственных казаков. Предки его появились в Сибири, видимо, после основания в тех местах Красноярского острога, то есть еще в XVII веке. Сам художник считал, что прадеды сибирских Суриковых происходили из старинных донских казаков. Работая над полотном "Покорение Сибири Ермаком", он встретил множество своих однофамильцев в донской станице Раздорской и укрепился в этом мнении.

Суриков закончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, а впоследствии стал членом художественного объединения "Товарищество передвижных художественных выставок".

Немного истории

Первый рассказ об опальной боярыне Суриков услышал от своей тетки и крестной Ольги Дурандиной, когда жил в Красноярске еще во время учебы в уездном училище. Видимо, эта трагическая история долго не отпускала его, потому что первый эскиз к картине художник сделал только в 1881 году, когда ему исполнилось 33, а к написанию самого полотна приступил лишь спустя три года.

Тема истории русского народа, в которой немало трагических страниц, никогда не уходила на второй план в творчестве художника. Вот и история боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой из этого числа.

Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов. К 30 годам овдовев, тайно приняла монашеский постриг, нарекшись именем Феодора, и стала проповедницей старообрядчества и сподвижницей другой знаменитой опальной личности - протопопа Аввакума.

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

Событие на картине

Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. Это был раскол из-за убеждений и веры. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Многие из них, не выказывая этого публично, так как опасались гонений, поддерживали старинные русские православные традиции, полученные от предков. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

На полотне изображены события 29 ноября (по новому стилю) 1671 года, когда опальную Феодосию увозили из Москвы. По сохранившимся воспоминаниям одного из современников, в тот день ее провозили мимо Чудова монастыря и везли на допрос под царские переходы. Жест и образ женщины по описанию были похожи на изображенные Суриковым:

...руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше...

Описание картины "Боярыня Морозова"

Композиционным центром полотна является сама боярыня. Она изображена как неистовая фанатичка. Ее черная фигура резко выделяется на фоне белого снега, голова гордо поднята, лицо бледно, рука поднята в двуперстном (по старообрядческому канону) сложении. Видно, что женщина истощена голодом и мучениями, но все в ней выражает готовность отстаивать до конца свои убеждения.

Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев,

Так говорил о Морозовой протопоп Аввакум.

На боярыне черная бархатная шуба и черная шаль. Она полулежит на простых крестьянских санях-дровнях. Этим власти хотели дать простым людям почувствовать все унижение боярыни. Ведь бывало, что она ездила в роскошной карете, окруженная верными слугами. А теперь лежит на сене, прикованная, а вокруг толпится народ. И судя по выражению лиц, отношение к Морозовой у людей самое разное - от глумления до благоговения.

По фрагментам картин, которые приведены в этой статье, можно проследить весь тот калейдоскоп чувств, которые вызывало у народа появление на улицах Москвы подобной повозки.

Работа над картиной: центральный образ

Хорошо известен почти мистический факт, который подтолкнул художника к работе над полотном: он увидел черную ворону, бьющуюся на снегу. Позже он записал:

Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал...

На контрасте черного и белого родилась идея образа староверки, которую везут на мучения.

Однако вначале, по обыкновению, Суриков изобразил толпу, сопровождающую сани. Лишь после этого он стал подыскивать тот образ, который не только явился бы композиционным центром картины, но и контрастировал бы с ней, при этом не теряясь среди пестроты других.


Сурикову нужно было женское лицо, которое послужило бы начальной точкой для эскиза: горящие фанатизмом глаза, тонкие бескровные губы, болезненная бледность и хрупкость черт. В конце концов появился собирательный образ. Есть в нем и черты тетки художника Авдотьи Васильевны Торгошиной, интересовавшейся старообрядчеством, и старообрядки-паломницы с Урала, некоей Анастасии Михайловны, которую художник повстречал у стен Рогожского монастыря и уговорил позировать.

Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова".

Юродивый

Как видно на фрагменте картины, он провожает боярыню двоеперстием, не боясь наказания, ведь юродивый на Руси был неприкосновенен.

Прообразом юродивого в веригах стал мужичок, торговавший огурцами. Художник встретил его на рынке и уговорил позировать, сидя на снегу босым в одной холщовой рубахе. А после сеанса сам Суриков растер ему ноги водкой и вручил три рубля.


Потом художник со смехом вспоминал:

... первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был.

Странник с посохом

Подобные скитальцы-паломники еще встречались в России и в конце XIX века. Среди наследия художника исследователи находили эскизы позируемого с различными поворотами головы, которые Суриков, видимо, писал по памяти. Это значит, что прототипом странника был случайно встреченный человек, согласившийся когда-то позировать художнику. Потом у Сурикова представление о композиции картины несколько изменилось, но того скитальца уже было не отыскать.

Один из исследователей творчества художника (В.С. Кеменов) утверждал, что в образе этого странника нашли отражение черты самого Сурикова.

Кроме того, известно, что изображенный на полотне посох художник случайно увидел у какой-то паломницы, шагавшей по дороге в Троице-Сергиеву лавру. Испугавшись бегущего за ней человека, размахивающего акварелью и кричавшего "Бабушка! Дай посох!", та бросила его и убежала. Она подумала, что это разбойник.

Стоящая рядом со священником девушка-монахиня, списана с одной знакомой художника - дочери московского священника, которая готовилась принять постриг.

Девушки и старухи

Типажи старых и молодых женщин Суриков отыскал в общине старообрядцев, живших при Преображенском кладбище в Москве. Там его хорошо знали и соглашались позировать.

Нравилось им, что я казак и не курю.

Вспоминал художник.


А вот девушка в желтом платке стала настоящим открытием художника. Завернувшийся с нижнего края платок, сообщает нам, что его обладательница была из тех, кто глубоко сочувствовал боярыне. Провожая ту на мучительные испытания, девушка била поклоны до земли. Лицо ее выражает глубокую скорбь.

Изображена на картине Василия Сурикова "Боярыня Морозова и сестра последней - Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру.

Смеющийся поп

Это едва ли не самый яркий типаж из народа, как сейчас сказали бы, из "массовки". Известно, что его прототипом стал Варсанофий Семенович Закоурцев, дьячек Сухобузимской церкви (село Сухобузимское в Красноярском крае). Художник писал его черты по памяти, вспоминая, как восьмилетним ребенком ему пришлось всю ночь править лошадьми по весьма непростой дороге, поскольку сопровождавший его дьячок, по обыкновению, напился.

В этом селе Суриков жил с шести лет. Сюда переехала вся его семья, потому что отец заболел чахоткой и для излечения ему требовалось пить кумыс - целебное кобылье молоко, которое можно было достать поблизости. А спустя два года Суриков поехал на учебу в Красноярск, куда его и повез пьянчужка-дьячок. Вот какие воспоминания об этом событии оставил впоследствии художник:

Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: "Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. "Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая, пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.

Заключение

Картина Сурикова "Боярыня Морозова" попала на передвижную выставку уже вскоре после написания (1887 год), и почти сразу же была приобретена купцом и меценатом Павлом Третьяковым для своей знаменитой коллекции русского изобразительного искусства.

В настоящее время это полотно экспонируется в главном корпусе «Русская живопись XI - начала XX века». Здание, являющееся частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», находится по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, дом 10.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

На этой картине Василий Суриков в образе одного человека — боярыни Морозовой изобразил историческое событие — церковный раскол, произошедший на Руси в 17 веке. Эпохальность этого события художник подчеркивает не только особая энергетика, исходящая от картины, но и огромные ее размеры. Работа над картиной заняла у автора около трех лет, а после ее завершения и окончания экспозиции на выставке передвижников, она была куплена за большую сумму для Третьяковской галереи.

Обычаи старообрядного христианства с раннего детства были знакомы Василию Сурикову, ведь сам он был сибиряком, а среди жителей Сибири старообрядчество часто практиковалось. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. В этот момент она подняла вверх руку и осенила себя крестным знамением, по-старообрядчески используя два пальца. Это и отразил живописец на картине.

Будучи отличным портретистом, Суриков мастерски показал различные чувства людей, изображенных на картине — на лицах читаются и смятение, и ужас, и гнев. Некоторые, негативно относящиеся к старообрядцам, улыбаются, на их лицах читается радость и довольство.

Год написания картины: 1887.

Размеры картины: 304 x 587,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

Описание картины Василия Сурикова "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста"

Василий Иванович Суриков «Боярыня Морозова». Холст, масло. 304 на 587,5 (1887)


«Боярыня Морозова» —
одно из известных исторических полотен Сурикова. Оно по многим параметрам напоминает мне картину « », написанную за 6 лет до «Боярыни Морозовой», хотя идея нарисовать боярыню пришла к Сурикову именно в 1881 году, в год написания «Утра стрелецкой казни». Не буду говорить о технике исполнения, буду говорить о сюжете. И там и тут изображается судилище мировоззрений. В 1881 году Суриков описывает уничтожение стрелецкого сословия, а в 1887 году — расправу над старообрядчеством. И там и тут являются свидетели суда — люди, город, здания. В «Утре стрелецкой казни» собор Василия Блаженного нависает над стрельцами, в «Боярыне Морозовой» Чудов монастырь принимает двуперстное знамение от раскольницы. И там и тут две правды: правда стрельцов и реформаторская правда Петра I; правда патриарха Никона, церковного реформатора и правда раскольников. Они, эти разные русские правды, схлестнулись друг с дружкой тогда не на жизнь, а на смерть. Схлестнулись тогда, чтобы сегодня мы знали только одну правду — Пётр I был великим русским царём, реформатором-императором, а старообрядцы, коих сегодня лишь около одного миллиона человек, не более чем экзотика православия.

Художник Суриков прославил Феодосию Прокопьевну Морозову (1632 — 1675) своей картиной на века. Хотя в своё время имя этой женщины было известно многим. Во-первых, потому что она была замужем за боярином Глебом Ивановичем Морозовым, богатейшим человеком, приближённым к царю Алексею Михайловичу. После смерти супруга в 1662 году всё богатство наследует его сын от первого брака Иван, но фактически распоряжалась состоянием Феодосья Прокопьевна. Именно в 1662 году она поселяет в своём доме протопопа Аввакума, центрального оппозиционера церковных реформ патриарха Никона. И это уже вторая причина известности боярыни Морозовой — она становится сподвижницей Аввакума, раскольницей, и, следовательно, противницей царя Алексея Михайловича.

Василий Иванович Суриков изобразил на картине момент, когда боярыню Морозову привозят на допрос в Чудов монастырь 17.11.1671 года.

Толпа народу, изображённая на картине. Такое ощущение, что Суриков аляповатое что-то нарисовал; скученность, перегруженность, статичность. Ну не понимает Суриков действий исторических лиц без толпы — вытащил людей на узкую московскую улицу. Всех подряд здесь расположил: нищебродов, бояр, крестьянских детей, приказчиков, холопов... Лица из толпы смотрят на эту женщину, которая лишилась своих богатств и своего высокого положения ради веры, ради принципов. Для тутошних мальчишек это развлечение, для женщин страх и новая тема для вечерних разговоров, для насмехающихся бояр Морозова сошла с ума, поселившись в собственном мирке. И все они парадоксальным образом ей сочувствуют...

Не знаю, всё-таки нагромождение персонажей даёт свой неповторимый эффект. Кстати, говорят, в образ странника, изображённого в правом углу картины, Суриков вложил себя, своё понимание поступка раскольницы.

Боярыня Морозова. Не очень мне нравится её лицо. Оно смахивает на лица некоторых современных женщин с горящими глазами — поборниц истинных религий — адвентисток, иеговисток, бабтисток, больных православием головного мозга. Но фанатичность специально вырисована на лице боярыни художником Суриковым. И не мне всё-таки судить Морозову, её веру, её право отстаивать свои убеждения с таким лицом, какое есть. Такой ли она была на самом деле? До нас не дошли изображения Феодосии Прокопьевны Морозовой Художник долго искал подходящий типаж: «Ведь сколько времени я его искал. Всё лицо мелко было. В толпе терялось». Только на старообрядческом кладбище в селе Преображенском успокоилась душа художника (люблю такие каламбуры), в том смысле, что нашлась натурщица — начётчица с Урала Анастасия Михайловна. За два часа Суриков написал этюд, который всех победил.

Касаемо работы над картиной. Летом 1885 года на даче под Москвой Суриков рисует этюды. Тридцать эскизов и около семидесяти этюдов было сделано за 6 лет работы над картиной. Весной 1886 года он пишет своим матери и брату в Сибирь:

Я пишу большую картину теперь, «Боярыню Морозову», и будет только к будущему январю готова она. Только к будущему году освобожусь совсем. А это лето все надо писать этюды к этой картине. Боже, когда я с вами повидаюсь, все откладываю год от году! Нельзя — большие задачи для картины беру. Потерпите до будущего лета, если еще верите мне, уж тогда не обману.

Вот некоторые этюды и эскизы к картине:

Еще в детстве Суриков слышал рассказ от тетки о боярыне Морозовой, крепко ему запомнившийся. Глубина композиционного замысла потребовала от художника пятилетней работы. После темной гаммы " " картина "Боярыня Морозова" поражает своим светлым, очень сложным тоном.

Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Церковная реформа патриарха Никона надвое расколола русскую церковь, что породило сопротивление. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Морозова была ближайшей его последовательницей. Несмотря на близость ко двору царя, она была схвачена, подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной тюрьме в Боровском Монастыре. На картине Суриков взят момент, когда Морозову, скованную кандалами везут по московским улицам. Она прощается с народом, подняв руку, сложенную двуперстным крестом, как знамение старообрядчества.

В картине большое значение придается колориту и выраженным движениям. Сурикову нужно было передать волнение народа. Заметно и диагональное построение композиции картины, центр картины - Морозова. В ней воплощена страшная сила духовного сопротивления, веры, доходящей до исступления. Эта сила электризует толпу, е чувствует каждый, в многоликой массе народа она преломляется многоцветной радугой разнообразных переживаний.

Неудивительно поэтому, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего. Как и всегда, он отправлялся от внутреннего образа, которому искал наибольшее соответствие в натуре. "В тиме боярыни Морозовой, - говорил Суриков, - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться...Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелок было. В толпе терялось..."

В "Морозовой" живопись Сурикова достигает своей вершины. Все выраженно ее средствами - пространством, пластичсекой формой, контрастом света и тени, разнообразным цветом. Но эт прекрасная и богатая художественная форма, этот живой то мерцающий, то открытый цвет существуют не сами по себе: вних-то именно и заключена внутренняя суть картины.

Фигура Морозовой является центральной не только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету, обогащенному рефлексами, и не только потому, что в композиции она занимает центральное положение. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Его значение состоит в том, что он выражает великую силу убеждения, силу, сообщающую идее могущественную действенность. Вот почему образ Морозовой наделен такими необычайными чертами, вот почему он представляется пламенным, зажигающим сердца, вот где источник его особенной, пронизающей красоты. В художественном воплощении огромной силы человеческого духа - весь пафос картины и смысл образа Морозовой.

Еще одни слова Сурикова о создании картины: "...А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и одно крыло отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал. Да и " " точно так же пошла: раз свечу зажженную, днем, на белой рубахе увидал, с рефлексами".

Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Но они часто истолковывались неправильно, так как давали повод предполагать не только наличие, но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса. На самом деле и ворона на снегу, и рефлексы свечи на белой ткани - это нечто болшее, чем просто формальное зарождение замысла картины, это живописный принцип, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. В процессе внутренней работы над картиной, в процессе собирания материала и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, когда был найден, увиден в натуре живописный образ как живописный синтез будущей картины, определивший основные цветовые отношения. Этот момент был моментом подлинного вдохновения.

Все лица, созданные Суриковым в "Морозовой", и прежде всего женские, пресполненные красоты необычайной, живой, одухотворенной. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Красота женских - это красота пробужденного чувства и сознания. Женщины в картине все обращены к Морозовой, и лица их словно расцветают невиданной красотой, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда, когда событие кончится и начнутся будни.

Кроме сочувствующих Суриков показал в толпе равнодушных и даже враждебно настроеных по отношению к боярыне. Остро дан характер попа - пьяницы и циника. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Есть еще несколько чловек в картине, для которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием. Это по большей части подростки. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Это - сама жизнь, сама человеческая природа, в которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний. Через несколько лет данная тема вырастет у Сурикова в самостоятельную картину " ".

Картина появилась на открытии Передвижной выставки 1 марта 1881 года, когда вся столица была взбудоражена Александра Второго. Когда пояивлась "Боярыня Морозова", критик газеты "С.-Петербургске ведомости" писал, что "Морозова" напоминает то впечатление, которое возбуждают процессии осужденных.


Услышал еще в юности от своей крестной Ольги Матвеевны Дурандиной. Четкий замысел сформировался лет через десять. «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», — вспоминал живописец.

Перед началом работы Суриков изучил исторические источники, в частности, житие боярыни. Для полотна он выбрал эпизод, когда староверку везли на допрос. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, она, полагая, что царь видит ее в этот момент, часто крестилась двухперстным знамением. Тем самым она демонстрировала приверженность вере и бесстрашие.

В одной телеге с Морозовой ехала ее сестра Евдокия, также арестованная и в дальнейшем разделившая судьбу Феодосии. Суриков же изобразил ее идущей рядом — это молодая женщина в красной шубе справа от саней.

Морозова изображена чуть ли не старухой, хотя на момент описываемых событий ей около 40 лет. Натурщицу для боярыни Суриков искал очень долго. Уже и толпа была написана, а подходящего лица для центрального персонажа все не встречалось. Решение было найдено в среде старообрядцев: к ним с Урала приехала некая Анастасия Михайловна, ее-то Суриков и написал: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Сани с боярыней «раскалывают» толпу на сторонников и противников церковной реформы. Морозова изображена как аллегория противостояния. У боярыни на руке и у странника справа — лестовки, кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы (символа духовного восхождения).


Этюд к картине. (wikipedia.org)

Чтобы передать многочисленные цветовые рефлексы и игру света, художник ставил моделей на снег, наблюдая, как холодный воздух меняет цвет кожи. Даже юродивый в отрепьях писался с человека, сидящего практически голышом на морозе. Суриков нашел натурщика на рынке. Мужичок согласился позировать, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, — вспоминал художник. — Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был».

Раскол русской церкви был вызван реформой, инициированной патриархом Никоном. Были изменены русские тексты Священного Писания и богослужебные книги; двуперстное крестное знамение заменено на трехперстное; крестные ходы стали проводить в обратном направлении — против солнца; «аллилуйя» произносить не дважды, а трижды. Старообрядцы называли это ересью, приверженцы же новой веры, в том числе и царь Алексей Михайлович, предали их за это анафеме.

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была из высшей аристократии того времени. Ее отец был окольничим, а муж — представителем рода Морозовых, родственников Романовых. По всей видимости, боярыня входила в число придворных, сопровождающих царицу. После смерти мужа и отца она стала распоряжаться огромным состоянием, одним из крупнейших в то время в стране.


«Боярыня Морозова». (wikipedia.org)

Узнав о ее поддержке старообрядцев и помощи сторонникам протопопа Аввакума, Алексей Михайлович поначалу пытался через родственников вразумить строптивую боярыню. Однако безуспешно.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

Через три года боярыню вновь пытали и вновь безрезультатно. Тогда Алексей Михайлович выслал Морозову с сестрой в Боровск, где их заточили в земляную тюрьму. Там они скончались от голода, после чего 14 их слуг были сожжены заживо. Примерно через 6 лет та же судьба — сожжение — ждала и протопопа Аввакума.

Судьба художника

Потомок казаков, еще с Ермаком покорявших Сибирь, родился в Красноярске. Мать привила ему чувство прекрасного и любовь к старине. Мальчик рано начал рисовать и был крайне увлечен этим занятием. К моменту, когда пора было думать о продолжении обучения после уездного училища, у Сурикова уже скончался отец, денег у семьи не было. Тогда енисейский губернатор Павел Замятин рассказал о талантливом юноше золотопромышленнику Петру Кузнецову. Тот оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.


Автопортрет. (wikipedia.org)

В столицу молодой человек ехал на рыбном обозе два месяца. По пути он заглянул в Москву, которая навсегда покорила его: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Именно в этом городе он впоследствии будет жить и напишет свои главные полотна: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». После них о Сурикове заговорили как о живописце-историке.

У Василия Ивановича никогда не было настоящей мастерской. Он писал то дома, то на пленэре, то в залах Исторического музея. В обществе при этом он слыл за нелюдимого человека. Тепло и живое участие видели только его близкие.


«Утро стрелецкой казни». (wikipedia.org)

Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней, словно, и в душе самого Сурикова что-то умерло. Последующие полотна уже не вызывали стольких восторгов, как те, что были созданы при живой супруге. Суриков вновь и вновь брался за исторические сюжеты — переход Суворова через Альпы, покорение Ермаком Сибири, жизнь Стеньки Разина и т. п. , — но каждый раз был не совсем доволен результатом.

Скончался он в Москве в 1916 году от хронической ишемической болезни сердца. Последними его словами было: «Я исчезаю».