» » Анализ планирования общения детей дошкольного возраста. Планирование различных видов деятельности и общения детей в течении дня

Анализ планирования общения детей дошкольного возраста. Планирование различных видов деятельности и общения детей в течении дня

Исследование проводилось в МОУГ № 4 г. Тулы (курсы подготовки к школе) Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах.

Список детей в экспериментальной и контрольной группах представлен в таблице 3.

Таблица 3 Список детей в экспериментальной и контрольной группах

Описание и анализ результатов, полученных на констатирующем этапе

1. Комплексное наблюдение за детьми в естественных условиях

Результаты диагностики комплексного наблюдения за детьми в естественных условиях в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 4.

Таблица 4 Результаты комплексного наблюдения за детьми в естественных условиях на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Из таблицы 4 видно, что высоким уровнем развития навыков культуры общения обладают по 1 ребёнку (10%) в экспериментальной и контрольной группах. Дети этой категории проявляют внимание к сверстнику, обращаются по имени, использует доброжелательный тон; по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствуют, благодарят сверстника и прощаются с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляют собеседника (пытаются разрешить конфликт сами или обращаются за помощью взрослого). Средним уровнем обладают 4 детей (40%) в экспериментальной группе и 7 детей (70%) в контрольной группе, т.е. эти дети не всегда проявляют внимание к сверстникам, не всегда обращаются по имени, редко замечают настроение другого ребёнка, не всегда здороваются и прощаются, недостаточно употребляют вежливые слова; преобладают ровные взаимоотношения. Низким уровнем развития навыков культуры общения обладают 5 дошкольников (50%) в экспериментальной группе и 2 детей (20%) в контрольной группе. Дети этой категории очень редко обращаются по имени, не считаются с мнением других детей; при общении со сверстниками преобладает открыто негативное, избирательное взаимоотношение.

2. Методика "Выявление уровня развития диалогического общения детей (беседа по предложенной ситуации) (методика Е.И.Радиной)"

Результаты диагностики по методике "Беседа по предложенной ситуации" на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 5.

Таблица 5 Результаты диагностики по методике "Беседа по предложенной ситуации" на констатирующем этапе эксперимента

Анализ результатов, представленных в таблице, показывает, что доброжелательный тон общения наблюдался у 40% детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, недоброжелательный тон общения - у 60% испытуемых в обеих группах, спокойный тон общения у 30% испытуемых в экспериментальной группе и у 40% детей в контрольной группе, крикливый тон общения - у 70% в экспериментальной группе и у 60% испытуемых в контрольной группе, проявляют внимание к речи собеседника -30% испытуемых экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы, невнимательны к речи собеседника - 70% детей экспериментальной группы и 60% контрольной группы, перебивают собеседника - 70% дошкольников экспериментальной группы и 80% контрольной группы, не перебивают собеседника - 30% детей в экспериментальной группе и 20% испытуемых в контрольной группе, используют речевой этикет - 40% испытуемых в обеих группах и не используют речевой этикет по 60 % детей в каждой группе.

Таким образом, большинство испытуемых в выборке (70% в экспериментальной группе и 60% детей в контрольной группе) имеют низкий уровень развития диалогического общения. Для детей с низким уровнем развития диалогического общения характерны односложные ответы, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета. Для детей этой категории характерен недоброжелательный, крикливый тон общения, невнимательность к речи собеседника.

Средний уровень характерен для 20% испытуемых в экспериментальной группе и 30% детей в контрольной группе. Для детей со средним уровнем развития диалогического общения характерны неполные ответы детей, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы, использовать в разговоре формулы речевого этикета. Дети этой категории не всегда используют доброжелательный, спокойный тон общения, не всегда внимательны к речи собеседника, часто не используют речевой этикет.

Только 10% испытуемых в выборке(и в экспериментальной, и в контрольной группах) имеют высокий уровень развития диалогического общения. Для детей с высоким уровнем развития диалогического общения характерны полные ответы, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы; эти дети используют в разговоре формулы речевого этикета, доброжелательный, спокойный тон общения, внимание к речи собеседника.

3. Методика "Изучение речевых коммуникативных навыков" (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной)

Результаты диагностики по методике "Изучение речевых коммуникативных навыков" (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной) на констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 6.

Таблица 6 Результаты диагностики по методике "Изучение речевых коммуникативных навыков" на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Анализ результатов по методике "Изучение речевых коммуникативных навыков", представленных в таблице, показал, что 60 % испытуемых (6 детей) в экспериментальной группе и 30 % испытуемых (3 детей) в контрольной группе имеют низкий уровень развития речевых коммуникативных навыков. Дети с низким уровнем развития речевых коммуникативных навыков малоактивны, малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание. Слишком громкий или тихий голос, речь прерывистая, частое использование ненужных слов. Зрительный контакт с собеседником отсутствует; во время общения поза напряженная, неудобная; полное отсутствие движений руками и головой; отсутствие каких-либо изменений в выражении лица во время разговора.

30% детей (3 человека) в экспериментальной группе и 50% дошкольников (5 человек) в контрольной группе имеют средний уровень развития речевых коммуникативных навыков. Дети со средним уровнем развития речевых коммуникативных навыков умеют слушать и понимают речь, участвуют в общении чаще по инициативе других; сила звучания голоса не всегда соответствует норме, речь плавная, непрерывная, частое употребление ненужных слов, расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; жесты слишком часто сменяют друг друга, иногда затрудняя общение.

Только 10% испытуемых (1 человек) в экспериментальной группе и 20% испытуемых (2 человека) в контрольной группе имеют высокий уровень развития речевых коммуникативных навыков. Дети этой категории активны в общении; умеют слушать, понимают речь; общение строится с учётом ситуации; эти дети легко входят в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют пользоваться формами речевого этикета. Сила звучания голоса соответствует норме, речь плавная, непрерывная, употребление ненужных слов отсутствует. Зрительный контакт с собеседником присутствует, постоянно расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; выражение лица говорит о заинтересованности общением.

4. Социометрический анализ

Результаты диагностики социометрического анализа на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в социоматрицах (см.приложение)

По результатам социометрического анализа 60 % детей (6 человек - Андрей С., Алексей В., Витя Л., Настя Н., Наташа С., Полина К.) в экспериментальной группе и 70% детей (7 человек - Алина Л., Аня М., Костя Б., Маша О., Марина Д., Олег К., Яна Ч.) в контрольной группе относятся к статусной категории "принятые" и имеют более или менее благоприятный статус в группе, что означает благополучие этих детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. 40% дошкольников (4 человека) в экспериментальной группе и 30% детей (3 человека) в контрольной группе имеют неблагоприятный статус в группе: 20% детей как в экспериментальной, так и в контрольной группах (по 2 человека - Катя О., Юра Г. (эксп.гр.), Даша М., Кирилл К. (контр.гр.)) относятся к статусной категории "непринятые"; 20% детей (2 человека - Наташа Т., Оля М.) в экспериментальной группе и 10% испытуемых (1 человек - Миша П.) в контрольной группе имеют статусное положение "изолированные".

На основании социоматриц можно также сказать о характере взаимоотношений в группах. . Прослеживается недостаточная сплоченность внутри коллективов обеих групп, также в классе прослеживается разобщенность по половому признаку: в основном дети разделились на группы девочек и мальчиков, причем внутри каждой из групп существуют сплоченные микрогруппы - дети в основном дружат между собой по 2 - 3 человека. Хотя наблюдаются взаимные симпатии также между некоторыми мальчиками и девочками. Также по результатам таблиц был определен уровень благополучия взаимоотношений в группах (УБВ). Как в экспериментальной, так и в контрольной группах УБВ достаточно высокий, т.к. количество детей, имеющих благоприятный статус превышает количество детей с неблагоприятным статусом. Важным показателем УБВ также является "индекс изолированности", который не должен превышать 15-20%; в экспериментальной группе он равен 20%, а в контрольной 10%.

5. Включенное наблюдение в ходе проблемных ситуаций

Результаты диагностики включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 7.

Таблица 7 Результаты включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Уровень развития

Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника

Характер участия в действиях сверстника

Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику

Характер и степень проявления просоциальных форм поведения

Контр. Гр.

Контр. Гр.

Контр. Гр.

Контр. Гр.

На основании результатов, представленных в таблице 7 можно сделать следующие выводы:

1. По шкале "Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника" высокий уровень имеют 20% детей (2человека) в экспериментальной группе и 30% детей (3 человека) в контрольной группе - эти дети проявляют интерес к сверстнику, пристально наблюдают и активно вмешиваются в действия сверстника; 50% испытуемых (5 человек) в экспериментальной группе и 60% детей (6 человек) в контрольной группе относятся к среднему уровню. Дети этой категории периодически пристально наблюдают за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. По данному показателю 30% детей (3 человека) в экспериментальной группе и 10% испытуемых (1 человек) в контрольной группе имеют низкий уровень, что свидетельствует о том, что дети этой группы имеют либо полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором), либо бросают лишь беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника.

2. По шкале "Характер участия в действиях сверстника" 10% детей (1 человек) в экспериментальной группе и 40% детей (4 человека) в контрольной группе имеют высокий уровень, т.е. эти дети позитивно оценивают действия сверстника - одобряют, дают советы, подсказывают, помогают; Средний уровень имеют по 50% испытуемых (по 5 человек) как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Дети этой категории имеют демонстративные оценки к действиям сверстника - сравнивают с собой, говорят о себе. 40% детей (4 человека) в экспериментальной группе и 10% детей (1 человек) в контрольной группе по данному показателю относятся к низкому уровню. Эти дети либо вообще не имеют оценок к действиям сверстника, либо их оценки негативные - ругают, насмехаются.

3. По шкале "Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику", которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослыми действий сверстника, высокий уровень имеют 20% детей (2 человека) в экспериментальной группе и 30% испытуемых (3 человека) в контрольной группе. Эти дети имеют адекватную реакцию - радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и состраданию. К среднему уровню по данному показателю относятся 20% детей (2 человека) в экспериментальной группе и 60% детей (6 человек) в контрольной группе. Дети этой категории имеют частично адекватную реакцию - согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. Этот вариант реакции отражает скорее отношение ребёнка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера. 60% дошкольников (6 человек) в экспериментальной группе и 10% детей (1 человек) в контрольной группе относятся к низкому уровню, т.е. эти дети имеют либо индифферентную реакцию, которая заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера со стороны взрослого, либо неадекватную реакцию - безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение.

4. По шкале "Характер и степень проявления просоциальных форм поведения" в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу", к высокому уровню относятся 10% детей (1человек) в экспериментальной группе и 20% дошкольников (2 человека) в контрольной группе. Дети этой группы оказывают безусловную помощь сверстнику, не предполагая никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. 40% детей (4 человека) в экспериментальной группе и 60% испытуемых (6 человек) в контрольной группе относятся к среднему уровню. Что свидетельствует о прагматической помощи сверстнику этой категории детей - в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. К низкому уровню по данному показателю относятся 50% испытуемых (5 человек) в экспериментальной группе и 20% (2 человека) в контрольной группе. Эти дети либо отказываются помогать сверстнику - не поддаются ни на какие уговоры и не уступают партнеру своих деталей, либо оказывают провокационную помощь - дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнёру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника.

6. Методика "Угадай эмоцию"

Результаты диагностики по методике "Угадай эмоцию" на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 8.

Таблица 8 Результаты диагностики по методике "Угадай эмоцию" на констатирующем этапе эксперимента

Анализ результатов методики "Угадай эмоцию" показал, что большинство испытуемых - 50% испытуемых (5человек) в экспериментальной группе и 40% детей (4человека) в контрольной группе относятся к низкому уровню умения понимать эмоциональное состояние другого человека. Дети этой категории не справляются с заданиями: в большинстве случаев неправильно называют эмоции, изображенные на картинке и не могут охарактеризовать состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; дети не понимают настроение людей, не правильно дифференцируют и оценивают их поступки и действия. Для этих ребят характерны трудности в описании испытываемого эмоционального состояния собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, давать неразвернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека.

К среднему уровню относится по 40% испытуемых (по 4человека) из обеих групп. Эти дети справляются не со всеми заданиями: не всегда правильно называют эмоции, изображенные на картинках и характеризуют состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; эти дети не очень хорошо понимают настроение людей, дифференцируют и оценивают их поступки не всегда правильно.

Только 10% детей (1человек) в экспериментальной группе и 20% детей (2человека) в контрольной группе относятся к высокому уровню. Эти дети справились с заданием: безошибочно понимают эмоциональное состояние собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, дают развернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека, дети легко понимают настроение людей, дифференцируют их поступки, оценивают действия.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство дошкольников в экспериментальной группе (50%) имеют низкий уровень развития навыков культуры общения. Дети этой категории очень редко обращаются по имени, не считаются с мнением других детей; при общении со сверстниками преобладает открыто негативное, избирательное взаимоотношение.

Большинство дошкольников в контрольной группе (70%) имеют средний уровень развития навыков культуры общения. Эти дети не всегда проявляют внимание к сверстникам, не всегда обращаются по имени, редко замечают настроение другого ребёнка, не всегда здороваются и прощаются, недостаточно употребляют вежливые слова; преобладают ровные взаимоотношения.

2. 70% детей в экспериментальной группе и 60% в контрольной группе имеют низкий уровень развития диалогического общения. Для детей с низким уровнем развития диалогического общения характерны односложные ответы, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета.

3. Большая часть детей (60%) в экспериментальной группе относятся к низкому уровню развития речевых коммуникативных навыков. Дети с низким уровнем развития речевых коммуникативных навыков малоактивны, малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание. Для этих детей характерен слишком громкий или тихий голос, прерывистая речь, частое использование ненужных слов; зрительный контакт с собеседником отсутствует; во время общения поза напряженная, неудобная; полное отсутствие движений руками и головой; отсутствие каких-либо изменений в выражении лица во время разговора.

Половина дошкольников (50%) в контрольной группе относятся к среднему уровню развития речевых коммуникативных навыков. Дети со средним уровнем развития речевых коммуникативных навыков умеют слушать и понимают речь, участвуют в общении чаще по инициативе других; сила звучания голоса не всегда соответствует норме, речь плавная, непрерывная, частое употребление ненужных слов, расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; жесты слишком часто сменяют друг друга, иногда затрудняя общение.

4. По результатам социометрического анализа 60% детей экспериментальной группы и 70% детей контрольной группы имеют благоприятный статус в группе и относятся к статусной категории "принятые", что означает благополучие этих детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. 40% детей в экспериментальной группе и 30% детей в контрольной группе имеют неблагоприятный статус и относятся к статусным категориям "непринятые и изолированные"можно сказать о характере отношений, существующих в группе. К статусной категории "предпочитаемые" не относится ни один ребенок. Прослеживается недостаточная сплоченность внутри коллективов обеих групп, также в классе прослеживается разобщенность по половому признаку: в основном дети разделились на группы девочек и мальчиков, причем внутри каждой из групп существуют сплоченные микрогруппы - дети в основном дружат между собой по 2 - 3 человека. Хотя наблюдаются взаимные симпатии также между некоторыми мальчиками и девочками. Уровень благополучия взаимоотношений в группах достаточно высокий, т.к. количество детей, имеющих благоприятный статус превышает количество детей с неблагоприятным статусом.

5. По анализу результатов включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента можно сделать общий вывод о характере эмоциональных проявлений детей во время решения социальных проблем. И в экспериментальной, и в контрольной группах преобладают низкий и средний уровни проявления эмпатии и эмоционального отношения к сверстнику (степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника; характер и степень выраженности сопереживания сверстнику). Это говорит о том, что большинство детей в обеих группах проявляют безразличие, равнодушие и незаинтересованность в действиях сверстника; дошкольники имеют негативные и демонстративные оценки действий сверстника, т.е. они либо сравнивают с собой, либо ругают и насмехаются над сверстником; Большая часть детей не сопереживает сверстнику, они проявляют положительную эмоциональную реакцию при неудачах другого ребенка и поощряют порицание действий сверстника взрослым; дошкольники в большинстве случаев отказываются помогать сверстнику, либо проявляют провокационную помощь, неохотно, под давлением сверстника или прагматическую, когда сами выполнят задание.

6. Большая часть детей в экспериментальной (50%) и контрольной (40%) группах относятся к низкому уровню умения понимать эмоциональное состояние другого человека. Дети этой категории не справляются с заданиями: в большинстве случаев неправильно называют эмоции, изображенные на картинке и не могут охарактеризовать состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; дети не понимают настроение людей, не правильно дифференцируют и оценивают их поступки и действия. Для этих ребят характерны трудности в описании испытываемого эмоционального состояния собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, давать неразвернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека.

Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста Смирнова Елена Олеговна

Организация общения между детьми в течение дня

Воспитатель должен стараться организовывать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. С этой целью следует предложить малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обратить внимание детей на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку и сапожки и пр. Детям постарше можно предложить помочь сверстнику убрать в шкафчик одежду, вместе зайти в группу. Если в групповой комнате уже есть дети, воспитатель должен привлечь их внимание к вновь пришедшему малышу, предложить им поздороваться с ним.

Желательно также ввести ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая ребенку сказать сверстникам «до свидания», помахать ручкой.

Во время режимных моментов нужно обращать внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается и т. д. Укладывая детей спать, следует побуждать их желать друг другу спокойного сна.

Для поддержания интереса детей друг к другу можно использовать различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша.

Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для возникновения чувства общности со сверстниками, важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них тоже есть глазки, ручки, что они умеют так же говорить, бегать, играть.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малышей уважительное отношение к другим детям, независимо от национальности, особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разных народов и рассматривание иллюстраций к ним. Хорошо, если в группе имеются куклы – представители разных народов. Если в группе есть дети разных национальностей, необходимо следить за тем, чтобы малыши не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следует воспитывать тактичное отношение к детям с недостатками развития, поощрять проявления сочувствия, стремление помочь.

Контакт взглядов – один из важных компонентов человеческого общения. Дети, не умеющие и не желающие общаться, очень редко смотрят в лицо и особенно в глаза друг друга. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет, поэтому малыши часто не запоминают детей в группе, не узнают их, у них не складываются избирательные привязанности. Для привлечения внимания детей друг к другу целесообразно организовывать такие ситуации, в которых воспитатель, разговаривая с одним малышом, привлекает к нему внимание других детей, предлагая посмотреть ему в глаза, назвать его по имени. Но нельзя насильно заставлять малышей общаться друг с другом.

Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При этом взрослый должен обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.

Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, беседы о родителях малышей, празднование детских дней рождений, изготовление несложных подарков для именинника.

Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Следует побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против воли, отрывать от занятий.

Сближению детей может способствовать организованное воспитателем совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня (разглядывание рыбок в аквариуме, наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.). Воспитатель может предложить нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, следует попросить их рассказать сверстнику об увиденном.

Первые контакты между детьми часто осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого. Негативный опыт взаимодействия детей создает в группе напряженную эмоциональную атмосферу, у некоторых малышей это может вызвать стойкое нежелание общаться с ровесниками.

Ссоры между детьми могут иметь разные причины, главными из которых являются стремление ребенка к общению со взрослым и желание обследовать предмет. На первых порах малыш часто воспринимает сверстника как «помеху» в реализации этих стремлений или как объект, интересный для исследования. В тех случаях, когда дети пытаются что-то делать вместе, у них не хватает навыков взаимодействия.

Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу или отнимают ее у обоих детей, если дело доходит до драки – растаскивают или наказывают малышей. Такие способы воздействия хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают конфликт. Дети могут надолго затаить обиду, что, как правило, приводит к последующим агрессивным действиям, отказу от общения со взрослым и сверстниками. В результате малыши приобретают негативный опыт разрешения конфликтных ситуаций, а в группе устанавливается напряженная эмоциональная атмосфера.

Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему эффективны, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов.

Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:

Отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку;

Организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

Помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.

Нельзя допускать того, чтобы более сильный ребенок обижал слабого.

Выбирая тот или иной способ улаживания конфликта, воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности), а также степень эмоциональной напряженности ситуации. В достаточно спокойной ситуации целесообразно предложить детям совместную игру или установить очередность действий. При этом необходимо объяснить детям, что нельзя обижать друг друга, а нужно уметь договариваться. Взрослый должен помочь им обсудить ситуацию, сформулировать свои желания, договориться. Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, воспитатель может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);

Не унижать ребенка («жадина», «злюка» и пр.);

Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;

Использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например: «Ты хочешь сказать… Очень важно сказать…»);

Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);

Использовать запреты лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта;

Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

Из книги Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Организация прогулок На втором году жизни ребенка продолжают развиваться уже имеющиеся у него навыки, а также закладывается основа будущих умений, впоследствии необходимых для поступления в школу. В частности, развиваются и усложняются зрительное восприятие (которое

Из книги Ребенок третьего года жизни автора Коллектив авторов

Организация жизни ребенка

Из книги Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста автора Смирнова Елена Олеговна

Виктория Михайловна Холмогорова, Елена Олеговна Смирнова Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1–3

Из книги Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет автора Теплюк Светлана Николаевна

Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные игры. При этом воспитатель должен учитывать возраст

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Организация проведения прогулок Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Глава 4 Эмоциональная устойчивость Создание надежных уз между родителями и детьми позволит им во взрослой жизни опереться на прочный фундамент Во всяком деле самое главное – это начало, в особенности если это касается чего-то юного и нежного. Платон. Государство. Книга

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Организация времени Своевременно садиться за уроки. Целесообразнее всего начинать работу в одно и то же время, тогда вырабатывается чувство ответственности. Например, пришел ребенок со школы, поиграл, отдохнул. После обеда следует короткий перерыв – и за работу. Дети с

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Значение общения ребенка с другими детьми Для нормального развития вашего малыша больше внимания уделяйте его общению с другими детьми. Это развивает коммуникативные навыки, чувство соревновательности, желание быть первым, мыслительные способности, поможет в будущем

Из книги Педагогические притчи (сборник) автора Амонашвили Шалва Александрович

Течение преждевременных родов Различают угрожающие, начинающиеся и начавшиеся преждевременные

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Десять раз в день в течение десяти лет В деревне появился Мудрец. Женщина подала ему кувшин с водой. Пожаловалась:– Глаза моего Ребёнка ослепли, не видят родительскую заботу.Сказал Мудрец:– Помажь глаза Ребёнка слезинкой твоей в день десять раз в течение десяти

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Ревность между детьми Когда в семье появляется «новый» ребенок, почти всегда старшие дети испытывают ревность и беспокойство, будь этот «новый» ребенок кровный или приемный. Внимание родителей переключается на «конкурента», ему уделяется больше времени, и у других

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Пресекайте разногласия между детьми Помимо структурирования домашнего пространства, которое способствовало бы гармоничным взаимоотношениям детей, вы также можете устранять обстоятельства, провоцирующие вражду между детьми. Учите детей играть дружноКаждый ребенок –

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Упражнение 2. Рассуждайте о предмете в течение 5 минут Цель этого упражнения – развить навык ассоциативной речи. Выберите любой объект – например предмет, который находится сейчас у вас перед глазами. Расскажите о его истории, функциях, методах применения, сообщите,

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Рекомендации для родителей, как избежать ревности между детьми Волшебный способЕсли в семье двое и больше детей, у каждого из них должно быть свое собственное «родительское» время. Не всегда удается подарить ребенку столько внимания, сколько ему нужно. В идеале каждому

Из книги автора

Золотые правила общения с детьми Простые и доступные рекомендации родителям для общения с детьми. Правила для создания доброй семейной атмосферы. Правило первое. В наш век бизнеса и скоростей многие родители чувствуют себя виноватыми, поскольку вынуждены много

Из книги автора

Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми Чего хотели бы от родителей подростки? Чаще всего взрослые думают, что ребенок мечтает о большей свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Во время анонимных опросов большинство

Для развития детям нужно общение. Поэтому правильная организация общения детей – одна из задач взрослых. Сначала в семье, позже – в детском саду и школе. И везде главная цель – научить ребенка общаться так, чтобы и ему было полезно и приятно, и другим детям тоже.

В младенчестве крохе важно чувствовать настрой окружающих, проникаться их любовью, теплотой, заботой. Круг общения в это время узок: он включает в себя только членов семьи и близких знакомых.

Попадая в дошкольном возрасте в сообщество детей в садике, ребенок сначала теряется, и в этот момент очень важна организация общения детей , так как она влияет на адаптацию ребенка и его дальнейшее развитие.

Организация общения детей дошкольного возраста

Детский коллектив в группе ДОУ формируется далеко не сразу: сначала воспитатель проделывает большую работу по адаптации детей, способствует тому, чтобы они узнали друг друга поближе, научились взаимодействовать. Через некоторое время правильная организация общения детей дошкольного возраста начинает приносить плоды в виде самостоятельной деятельности и ее результатов.

Что нужно детям для полноценного общения?

  • Позитивная, доброжелательная обстановка, в которой каждый маленький человек может чувствовать себя «в своей тарелке»
  • Пространство для практического познания мира: уголки с игрушками, «островки творчества», где он сможет слепить что-то из пластилина вместе с друзьями, нарисовать картинку в подарок маме, сплести браслетик из резиночек и т.д.
  • Неразрывная связь старого и нового: детям чрезвычайно важен эффект новизны. Организация детского общения обычно строится на знакомых ситуациях, но опытные воспитатели обязательно вносят в них что-то свежее. Например, учат малышей творчески поздравлять друг друга с Днем рождения
  • Заинтересованный взрослый, который будет «на одной волне» с детьми и поможет правильно организовать взаимодействие
  • Прозрачность требований, которые предъявляются к ребенку, наличие положительного примера. Взрослые, устанавливающие правила общения в дошкольном учреждении, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывая им пример позитивного отношения друг к другу

Условия организации общения детей

Специалисты выделяют следующие условия организации общения детей в дошкольном учреждении:

  • Создание развивающей среды. Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, воспитатели не только предоставляют пищу детскому воображению, развивают малышей, но и приучают их к общению в процессе совместной деятельности
  • Обучение ситуативно-деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях и ритмике, в театральных и гимнастике. Если сам воспитатель во время занятия оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей
  • Соблюдение режима дня. Ребенок должен научиться отличать работу от игры, активное бодрствование от отдыха. Воспитатель учит его считаться с мнением и желаниями окружающих, прививает детям правила хорошего тона, навыки самообслуживания
  • Формирование эмоционально-практического общения. Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.

При таких условиях организации общения детей можно создать полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.

Методическая разработка (средняя группа) на тему:

Тематический план по программе оптимизации общения детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

1. Беседа " Что такое семья "

Цель: формировать понимание, что такое семья, раскрыть смысл слова " семья "; познакомить детей с понятием социальных ролей взрослого: мама, папа

2. Беседа " Моя семья "

Цель: вызвать желание рассказать о своей семье; воспитывать уважение к членам своей семьи

3. Беседа " Братья и сестры "

Цель: формировать осознанное понимание значимости родственных отношений, зависимость добрых отношений от личных качеств каждого; формировать у детей адекватные формы поведения

4. Беседа " Самый дорогой человек "

Цель: развивать у детей осознанное отношение к семье; формировать представление о роли мамы в семье как защитницы детей; развивать умения и навыки выражения чувств

5. Беседа " У мамы с папой гости "

Цель: воспитывать умение правильно вести себя в присутствии взрослых; самостоятельно находить себе занятие; развивать умение проявлять терпение

6. Игра " Бабушки и дедушки "

Цель: формировать осознанное восприятие старшего поколения как источника мудрости, опыта, терпеливого и заботливого отношения к внукам

7. Игра " У нас сегодня гости "

Цель: знакомить детей с правилами этикета; формировать умение быть вежливыми и гостеприимными

ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Беседа " Что я думаю о себе и о других "

Цель: развивать умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения

2. Беседа " Мальчики и девочки "

Цель: закреплять у детей понимание различия полов; формировать правильное отношение ко различиям во внешнем облике и поведении

3. Беседа " Нечаянно и нарочно "

Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера

4. Беседа " Учимся прощать своих друзей "

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый "

5. Беседа " Почему бывают драки? "

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации

6. Игра " Фантазеры и лгунишки "

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту

7. Игра " Давай помиримся "

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение; избегать конфликты; находить слова для оценки поведения; развивать чувство юмора

ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВОСПИТАТЕЛЕМ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Беседа " Мы говорим взглядом "

Цель: развивать умение общаться с воспитателем; формировать умение смотреть в лицо друг другу

2. Беседа " Кто такой Воспитатель "

Цель: формировать умение обращаться к воспитателю по имени и отчеству; воспитывать уважительное отношение к воспитателю

3. Беседа " Какие разные взрослые "

Цель: развивать представление о понятии разнообразия социальных ролей взрослого; формировать положительное отношение к воспитателю

4. Беседа " Мы и Воспитатель "

Цель: расширять и углублять понятие о статусе воспитателя в детском саду; развивать умение видеть связь между своими по ступками и по ступками воспитателя; развивать эмоциональное восприятие и нравственную оценку

5. Игра " Здравствуйте! "

Цель: знакомить детей с вариантами приветствия; формировать навыки вежливости и учтивости в обращении к воспитателю

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

  1. Беседа " Надо ли учиться дружбе? "

Цель: показать детям, как трудно быть хорошим другом, какими качествами должен обладать настоящий друг; воспитывать умение детей дорожать дружбой

2. Беседа " Хороший друг по знается в беде "

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу

3. Беседа " Учимся видеть хорошее "

Цель: воспитывать между детьми доверительные отношения; развивать умение быть искренними, замечать и ценить положительное в друзьях

4. Игра " Волшебный стул "

Цель: развивать интерес к сверстнику; формировать положительные качества личности; развивать умение видеть в сверстнике хорошее

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ

1. Беседа " Я среди людей "

Цель: формировать представление о ходе развития человека; показать детям взаимосвязь отношений

2. Беседа " Какие бывают взрослые "

Цель: вызвать у детей интерес к эмоциональному миру взрослых; развивать такт, внимание; упражнять детей в подобающих формах общения со взрослыми

3. Беседа " Красота лица и души "

Цель: завивать умение детей анализировать действия и поступки; развивать умение и навыки адекватно оценивать мимику взрослого

4. Игра " Какой я без взрослых "

Цель: формировать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим; развивать понимание необходимости правил и их выполнения

5. Игра " Воспитанный - невоспитанный "

Цель: развивать умение пользоваться моральными оценками; вызвать желание радоваться своим успехам

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СЕБЯ (САМОПОЗНАНИЕ) И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ (ВЗРОСЛЫХ И СВЕРСТНИКОВ)

1. Беседа " Скромность "

Цель: довести до понимания детей содержание понятий: скромность, стеснительность; развивать умение оценивать поведения других и свое поведение

  1. Беседа " Независимость "

Цель: развивать в детях чувство собственного достоинства, самостоятельности, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками

3. Беседа " Кто я "

Цель: развивать самосознание детей: свое имя и фамилию, свой домашний адрес, телефон, свою страну

4. Беседа " Самооценка "

Цель: развивать у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитывать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно

5. Игра " Смешилки "

Цель: развивать чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками

6. Игра " Если я один "

Цель: развивать понимание о связи и зависимости людей в жизни, умение замечать эмоциональное состояние окружающих; различать его на картинках, иллюстрациях

7. Игра " Спор или ссора "

Цель: воспитывать умение детей уступать друг другу; выходить из конфликта, не унижая других

8. Игра " Люблю - не люблю "

Цель: пробуждать стремление с любовью относиться к окружающим, к самому себе

ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Беседа " Зачем нужны правила? "

Цель: развивать у детей понимание необходимости правил общения в совместной деятельности, желание их узнавать и выполнять

2. Беседа " Мы идем в театр "

Цель: знакомить детей с правилами поведения в общественном месте; развивать навыки культуры общения в театре

3. Беседа " Давайте трудиться вместе "

Цель: подвести детей к пониманию коллективного труда, к выводу о его значимости, к сознанию, что труд может принести радость; формировать умение общаться в совместной деятельности


Планирование организации общения детей в разных возрастных группах, в разных видах деятельности

выполнила:

воспитатель Кораева Анжелика Аслановна

МБДОУ ДС №11 «Алёнушка»

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Когда мы говорим о планировании необходимо в первую очередь определить основные виды деятельности, которые должны найти свое отображение в плане работы. К ним можно отнести следующие виды:

Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.). Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка.

Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков.

Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает.

Предметно-практическая деятельность. Традиционно относится к области трудового воспитания. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно-практической деятельности.

Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытье окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада.

Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) используется несколько различных видов планирования:

  1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;
  2. Годовой план ДОУ;
  3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
  4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
  5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Принципы планирования

Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей.

Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).

Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

Учет местных и региональных особенностей климата.

Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.

Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).

Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).

Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).

Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).

Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).

Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

Условия, способствующие успешному планированию

  1. Знание программных задач.
  2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
  3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
  4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

Публикации в СМИ

    Идет прием заявок

    Или отправить без вложения файла

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    · точное время оплаты

    · сумма оплаты

    · фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    [email protected]

    Требования к статье:

    • принимаются статьи только на русском языке
    • приветствуется наличие картинок в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал - одинарный)
    • ссылки на источники

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

    Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью.

    «Мудрец» - периодическое печатное издание (журнал) образовательного характера. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-76528). Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны