» » Что такое в школе. Профильное обучение в школе

Что такое в школе. Профильное обучение в школе

Поступление в школу

Коррупция в школах начинается с приёма детей в первые классы. Такое происходит, в основном, в городах, где есть возможность выбора школы. Многие родители стремятся записать своих детей в лучшие школы, как результат возникает конкурс и желание повлиять на результаты зачисления.

Как это выглядит: любая просьба заплатить «вступительный взнос» при приеме ребенка в первый класс (сумма варьируется от 2000 руб. до 300 000 руб. (и более). Средняя сумма взятки за поступление в престижную районную школу составляет порядка 20 тыс. рублей. Расходы на элитную школу выше на порядок в среднем, от 150 до 250 тыс. рублей.

Способы противодействия:

  1. Вернуться к территориальному принципу набора в школы, когда первоклассник может пойти в школу только в том районе, где он зарегистрирован.
  2. Оставить текущий принцип набора, но разработать новые четко регламентированные правила приема в школу.

Сдача ЕГЭ

Коррупция также коснулась и новой государственной экзаменационной системы ЕГЭ, через которую необходимо пройти, чтобы поступить в университет.

Известно немало случаев подтасовки результатов, фальсификаций, нарушения процедуры его проведения. Причем часто в этом участвуют сами учителя. Они помогают исправить результаты ЕГЭ, подсказывают, открывают информацию и даже порой решают за учеников экзаменационные задания.

Так, в Ростовской области 70 учителей были пойманы с поличным, когда выполняли задания в экзаменационных листах своих учеников. Каждый из них заплатил им по 40000 рублей. Бывают случаи, когда ученики покупают аттестаты напрямую у экзаменационной комиссии.

Способы противодействия:

  1. Строжайший контроль государственных и правоохранительных органов над сдачей ЕГЭ, выборочные проверки, совершенствование технологии проведения экзамена и мониторинг системы.
  2. Введение системы комбинированных экзаменов тесты и устные экзамены.
  3. Сдача ЕГЭ при помощи компьютерных терминалов, исключающих возможность подтасовки на местном уровне.

Школьные поборы

Родителей нередко просят дать денег на приобретение нового оборудования, учебников, покупку продуктов питания или оплату ремонтных работ в учреждении.

Как это выглядит: требование классных руководителей на родительских собраниях внести наличными без каких-либо квитанций крупную денежную сумму на ремонт классов, на их оборудование компьютерной техникой, покупку учебных материалов, книг, мебели, телевизоров, отопление и так далее. Проходящие по заявлениям проверки часто не выявляют коррупционной составляющей, так как родителей вынуждают подписывать бумаги о «добровольности» пожертвований.

Помните, что выплата крупных денежных средств наличными директору или преподавателямявляется нарушением закона . Если вы выплачиваете незначительную сумму денег преподавателю, классному руководителю, например, на билеты в театр, подарки детям и прочие незначительные траты, перед вами должны в любом случае отчитаться, как и куда были потрачены ваши деньги. Существует тонкая грань между коррупцией, поборами в школе и незначительной материальной добровольной финансовой помощью классу (билеты в театр, подарки детям и пр.), которая не нарушает закон.

Варианты противодействия:

  1. Отказ от получения наличных денег и переход к перечислению средств на счета, открываемые для добровольных взносов родительскими комитетами.
  2. Отказ родителей от подписания заявлений о добровольности пожертвований.

В недалеком прошлом каждый современный родитель учился в школе, писал контрольные работы и сдавал экзамены. Время идет, и в системе образования появляются новшества. ЕГЭ, ОГЭ, ВПР - звонкие аббревиатуры, которые сегодняшние школьники слышат каждый день. Если ваш ребенок учится в то вам обязательно предстоит узнать, что такое ВПР в школе, с этого начнутся государственные испытания уже в четвертом классе. ОГЭ сдают ученики девятых классов, а по окончании среднего образовательного учреждения всех ожидает ЕГЭ. Но обо всем по порядку, разберемся, что ожидает выпускников начальной школы.

Что такое ВПР в школе

Российские школьники впервые написали ВПР по русскому языку в 2015 году, а в последующие годы добавились контрольные по математике и окружающему миру. Всероссийские проверочные работы (ВПР) - это итоговые контрольные работы по разным предметам. ВПР ввели для систематизированной оценки уровня школьного образования по всей стране. Данные работы разработаны с учетом требований ФГОС и оценивают не только учеников, но и качество обучения разных школ.

Если сравнивать ВПР с ЕГЭ, то можно увидеть и общие черты, и разницу. Оба вида испытаний оценивают уровень знаний ученика, но ВПР не является государственной итоговой аттестацией, и все ученики переходят в следующий класс независимо от итогов.

Школьники пишут ВПР впервые в конце четвертого класса, а затем каждый учебный год до окончания школы. И это является хорошей репетицией перед сдачей в конце обучения.

Зачем нужны ВПР

Что такое ВПР в школе, мы разобрались. Второй вопрос, на который стоит ответить: "Для чего и кому это нужно?"

Конечно, результаты являются показательными для учеников и их родителей. Они определяют уровень подготовки ребенка и качество предоставляемых образовательных услуг конкретной школы.

Результаты важны педагогам для оценки качества своей работы и сравнения с показателями всей страны. Анализ результатов ВПР в школе дает возможность оценивать и корректировать методы обучения и преподнесения информации.

Сложно придумать более объективный метод оценки учителей со стороны администрации образовательных учреждений. ВПР дают возможность сделать это непредвзято.

Кроме того, «слабые» школы поступают на особый контроль департаментов образования муниципального, регионального и федерального уровней, для них разрабатываются меры поддержки.

Таким образом, ВПР дают возможность привести образование по всей стране к единому стандарту и максимально повысить уровень обучения в каждой школе.

Как проводятся ВПР в начальных классах

Для проведения ВПР издается школьный приказ, где регламентируется порядок проведения работы. В этом документе определяются основные параметры процедуры:

  • участники организации ВПР;
  • ответственные лица и проверяющие;
  • определение сроков, сколько должны храниться ВПР в школе, и лиц, ответственных за сохранность;
  • порядок проведения и оценивания и другие важные пункты;

Главная обязанность родителей - обеспечить присутствие ребенка на контрольной работе. В рамках проведения ВПР в начальной школе родителей и учеников знакомят с общими требованиями к контрольным работам и с итоговыми результатами.

ВПР для четвертых классов проводятся в одни даты по всей стране. Задания разработаны специалистами федерального уровня и являются идентичными для всех школ.

Работ также являются едиными:

  • готовность продолжать обучение;
  • готовность использовать знания на практике.

Выполняются всероссийские проверочные работы на специальных бланках, где вместо фамилии и имени ученика указан четырехзначный код. Данная мера позволяет исключить предвзятое отношение к конкретному ученику со стороны педагога во время проверки. Оценка работ производится по заданным критериям, полученным вместе с заданием.

Перед началом работы проводится инструктаж, затем ученики приступают непосредственно к выполнению контрольной, на что им дается один урок - 45 минут времени. Использование дополнительных материалов (книги, атласы, словари, калькуляторы) во время работы не допускается. Можно пользоваться только черновиками, но записи на них при проверке не учитываются.

Что такое ВПР в школе и для чего их проводят, мы разобрались, теперь поговорим о ВПР по отдельным предметам.

По каким предметам проводят ВПР

По окончании четвертого класса каждый российский школьник должен написать ВПР по трем предметам:

  • русский язык;
  • математика;
  • окружающий мир.

В работах нет номеров ответов, как в тесте, все задания предусматривают самостоятельный ответ. В ВПР включены задания, затрагивающие самые важные темы подготовки детей начальной школы.

ВПР по русскому языку

Контрольная работа по русскому языку в четвертом классе состоит из двух частей, и на нее отводится два урока в разные дни. В первую часть входит диктант и два задания к нему, вторая часть состоит из двенадцати заданий, девять из них по предложенному тексту. Всего в контрольной получается пятнадцать заданий, два из которых повышенной сложности.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 38.

  • от 0 до 13 баллов - 2;
  • от 14 до 23 баллов - 3;
  • от 24 до 32 баллов - 4;
  • от 33 до 38 баллов - 5.

ВПР по математике

Контрольная работа по математике проводится за один урок и предлагает одиннадцать заданий. При выполнении часть заданий требует только ответ, часть подразумевает рисунок, в остальных требуются и решение, и ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 18.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 5 баллов - 2;
  • от 6 до 9 баллов - 3;
  • от 10 до 12 баллов - 4;
  • от 13 до 18 баллов - 5.

ВПР по окружающему миру

Контрольная так же как и работа по математике, проводится за один урок и подразумевает десять заданий, три из которых относятся к повышенному уровню. Часть заданий требует выбор правильного изображения, часть - краткий ответ, часть - развернутый ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 31.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 7 баллов - 2;
  • от 8 до 17 баллов - 3;
  • от 18 до 25 баллов - 4;
  • от 26 до 31 баллов - 5.

Как подготовить ребенка к ВПР

Специальная подготовка к ВПР в школе не требуется. Знаний, которые ребенок получал на протяжении четырех лет обучения, вполне достаточно. Оценка за ВПР не является итоговой за все годы и не играет роли в дальнейшей учебной деятельности ребенка.

Опытные учителя относятся к таким работам оптимистично, не стремятся «натаскать» учеников за месяц до назначенной даты, а планомерно, качественно и интересно обучают предмету, что позволяет достигать хороших результатов. Непрофессионально со стороны учителя создавать ауру высокой важности и нервозности вокруг ВПР, это действует негативно на психику учеников, и результаты могут оказаться ниже реального уровня знаний.

Чтобы ваш ребенок превосходно справился с ВПР по итогам обучения в начальной школе, можно следовать следующим советам опытных преподавателей:

  • Для хороших результатов диктанта по русскому языку полезным будет развитие навыка ребенка писать под диктовку разных людей. За четыре года ребенок привыкает к голосу своего преподавателя, его интонации и тембру.
  • Для подготовки к ВПР можно использовать банк заданий, который размещен на образовательных ресурсах, и дополнительно заниматься дома.
  • Необходимо повышать уровень общей эрудиции ребенка, читать книги и энциклопедии.
  • Не создавать дополнительный стресс для ребенка вокруг ВПР, быть спокойными, не предъявлять завышенных требований.
  • Не пытаться «впихнуть» в голову ребенка все знания за последний месяц, это приведет к перенапряжению.

Всех учеников, начиная с четвертого класса, ждут ежегодные ВПР в школе. Расшифровка этой звучной аббревиатуры не так уж страшна. Как и любая другая контрольная работа, она требует усвоения пройденного материала и умения его применять на практике. Относиться к таким испытаниям нужно спокойно и родителям, и ученикам, и педагогам. Мониторинг уровня знаний учеников и последующие корректирующие мероприятия позволяют поднимать общий уровень образования в стране.

«Что такое школа?»

Внеклассное мероприятие

во 2классе

Подготовила

Учитель начальных классов

МОУ «Вейделевская СОШ»

П.Вейделевка

Белгородской области

Дугина Валентина Михайловна

Цели:

Развитие познавательных интересов;

Развитие творческих способностей;

Воспитание уважительного отношения к тому, что рядом;

Воспитание чувства доброты, товарищества, коллективизма;

Воспитание культуры поведения;

Повторение литературных произведений;

Создание положительной мотивации к чтению.

Задачи:

  • Выяснить желание детей учиться;
  • Дать исторические сведения о происхождении названия «школа»;
  • Дать сведения из истории нашей школы;
  • Провести анкетирование детей;
  • В игровой форме проверить выполнение летнего домашнего задания;
  • Вспомнить и закрепить правила поведения в школе.

Оборудование :

  • у каждого учащегося по три смайлика;
  • памятка о правилах поведения в школе;
  • призы: расписание уроков.

Внеклассное занятие.

Тема: « Что такое школа? Это…»

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Очень радостно и приятно снова видеть вас в нашем классе. Я вижу, что вы хорошо отдохнули за лето, подросли и окрепли. Надеюсь, вы накопили много сил для предстоящего учебного года. Новые силы вам очень пригодятся!

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Что такое школа?»

Конечно же, вы все знаете ответ на этот вопрос.

Ответов может быть много и они самые разные.

Чуть позже мы выслушаем все ответы.

А сейчас у меня к вам такой вопрос. Очень уж мне хочется узнать, с каким настроением вы начинаете учебный год? Для этого мы сейчас проведём такой эксперимент.

У вас у каждого на парте лежат по три смайлика. Если внимательно на них посмотреть, то мы заметим, что каждый из них выражает своё настроение. Вы выберите, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вашему настроению, и только его вы прикрепите к доске. Выбор должен быть честным и правдивым, поэтому у всех смайлики одинаковые и не подписанные.

После выполнения этого задания, мы увидим настроение нашего класса в целом.

Соскучился по школе, пришёл с радостью.

Пришёл потому что надо.

Не хочу идти в школу.

Подведение итогов.

Итак, картина ясна. В нашем классе преобладает настроение.

Опрос: Что такое школа?

Дети:

  • Большое и красивое здание.
  • Работа моей мамы.
  • Место, где всегда интересно.
  • Место, где я каждый день вижу своих друзей.
  • Учебное заведение.
  • Моё детство.
  • Место, где нас учат уму-разуму.
  • Уроки и перемены.

Учитель:

Конечно же, все вы правы!

Беседа об истории происхождения школы.

Но я хочу вам рассказать о том, что слово «школа» произошло от греческого «сколе».

А означает это слово - досуг, то есть свободное время. А не уроки. Как же так?

А всё дело в том, что древние греки именно в свободное от работы время проводили беседы со своими учениками о разных мудрецах и их науках. Так что досуг (свободное время) проходил интересно. Потом ребят начали обучать чтению, письму и счёту, а также поэзии и гимнастике. Вот так и началось то, что мы теперь называем школой.

А знаете ли вы, ребята, историю своей школы?

Наша школа была образована в 1995 году (17 лет назад). До этого в этом здании был детский сад. Я знаю, что родители некоторых наших учеников, когда были маленькими, ходили в этот детский сад.

Наша школа называется начальной. Кто знает, почему?

Анкетирование учащихся.

А теперь я хочу проверить, что вы ещё знаете о своей школе.

Для этого предлагаю ответить на вопросы:

1. Какой адрес у нашей школы?

2. Как зовут директора школы?

3. Помните ли вы, как зовут вашего классного руководителя?

4. Какие предметы преподаются в школе?

5. Как зовут учителя музыки?

6. Как зовут учителя ИЗО?

7. Какие ещё помещения, кроме учебных классов, есть в школе?

8. Сколько всего учеников в твоём классе, вместе с тобой?

9. Во сколько начинается первый урок в твоей школе?

10. Сколько учебных четвертей составляют весь учебный год?

Повторение правил поведения в школе.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас вспомнили правила поведения в школе. (опрос учащихся)

Вы правильно назвали правила. Я надеюсь, что вы их будете помнить и всегда

выполнять. Но если вдруг кто-то забудет, то у него будет возможность вспомнить, так как памятку с правилами я вам сейчас вручу всем.

Памятка.

1. На занятия не опаздывать.

2. В школу приходить опрятным.

3. Быть вежливым, придя в школу со всеми поздороваться.

4. Никогда не забывать на урок учебные принадлежности.

5. Не забывать дома сменную обувь.

6. На уроках и переменах вести себя дисциплинированно.

7. Говорить на уроке только с разрешения учителя.

8. Занятия в школе не пропускать.

9. Не стесняться выяснять у учителя или у одноклассников

Непонятные тебе вопросы.

10. В школе поддерживать чистоту и порядок, беречь школьное

Имущество.

Золотое правило:

Всегда приходить в школу с выученными уроками,

с полностью выполненным домашним заданием.

Ну, а раз главным правилом школьника является выполнение домашнего задания, то сейчас я и проверю, как вы справились с летним домашним заданием.

Кто помнит, какое задание было вам дано?

Замечательно! Проверим!

Если вы читали, то вам не составит труда разгадать мой кроссворд

Кроссворд

По горизонтали:

1. Милый старичок, который живет в каждом доме и охраняет его? (Домовой.)

2. Рогатое существо с длинным хвостом, которое только и думает, как бы навредить людям? (Черт.)

3. Он оставил без пищи стариков. Трое пытались поймать его, но он трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал... Кого? (Колобка.)

4. Найдя пятачок, она покупает новый столовый прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь. Кто ее спас? (Комар.)

5. Носатая тетка, к имени которой всегда добавляют слово «болотная»?

(Кикимора.)

6. Без этого парнокопытного животного не обходится большинство сказок. (конь)

7. Девушка необычной красоты, но с хвостом, которая живет в озере?

(Русалка.)

8. Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства. Однако, зазнавшись, захотела занять место своего благодетеля и вновь обеднела. Кто же по профессии был муж этой дамы? (Рыбак.)

9. Сообразительное пушистое домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитал носить этот зверь? (Сапоги.)

10. Кличка сказочного коня. (Сивка)

11. Как зовут большого начальника в подводном царстве? (Водяной)

12. Сказочный житель леса, помощник старухи, имя которой только что отгадали? (Леший.)

13. Тощий старик, который прятал секрет своего бессмертия сундуке?

(Кощеи Бессмертный.)

14. Мужское имя в сказках. (Иван)

По вертикали: ВТОРОКЛАССНИКИ.

Молодцы, ребята! Весь кроссворд вы разгадали. А это говорит о том, что вы летом были дружны с лучшим другом – книгой.

- А теперь проверяю как вы выполнили вторую часть летнего домашнего задания.

Проверка таблицы умножения.

Правильно решив примеры, прочитаете слово:

2 3= 3 5= 5 5= 9 9=

5 2= 4 4= 4 2=

(слово – молодцы)

Вас ждут призы (детям дарятся красочные расписания уроков)

Подведение итогов.

Я поняла, что за лето вы много читали, многое узнали, выучили таблицу умножения. Поэтому вы с честью можете называть себя ВТОРОКЛАССНИКОМ.

В этом году вас ждут новые открытия, много интересного и увлекательного.

Мне хочется надеяться, что школа, если ещё не стала, то обязательно станет для вас вторым домом. Место где вас всегда ждут, вам всегда рады, где много друзей, где и взрослые, и сверстники всегда готовы помочь.

Любите свою школу, берегите её, старайтесь сделать её ещё красивее и уютнее.


По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.

Для того, чтобы устранить все вышеперечисленные недостатки, с 2006 года предполагается переход большей части российских средних школ на так называемое "профильное обучение". Причем, в некоторых школах в рамках эксперимента такое образование уже существует. В данной статье мы попробуем разобраться, что же это за обучение и в чем состоят его преимущества.

Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: Естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения - универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы - примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный - литературы, русского и иностранных языков.

Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

    Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:

    Профильных классов, функционирующих в системе "школа-вуз". Профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы. Классов углубленного изучения профильных предметов.

С точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения предпочтительнее всего, конечно, классы типа "школа-вуз". В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза - также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.

Отсюда вытекает и Ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:

    отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения; невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.

Таким образом, профильное обучение - вещь полезная и хорошая. Но вряд ли с 2006 года реален переход большинства школ на это самое обучение. В силу вышеназванных причин. Поэтому многие учащиеся перемен не почувствуют и получать будут все то же базовое образование.

Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции "профильного обучения". С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире "живет" не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

Кажется, что дети являются самыми милыми и добрыми существами на планете. Однако по факту оказывается обратное. Именно в школьном возрасте дети более всего проявляют агрессивное поведение. Буллинг – частое явление среди детей, где происходит травля, насилие, преследование одного ребенка другим или даже целым коллективом. Сами дети не будут решать проблему, жертва будет страдать. Бороться должны учителя и родители, чтобы не происходил буллинг в школе.

Интернет-журнал сайт называет детский буллинг своеобразным инстинктивным поведением, когда слабое звено в коллективе вызывает желание устранить ее. В природе тоже существует буллинг. Животные убивают себе подобных, когда те являются слабыми, больными, недоразвитыми. Другими словами, это эволюционный механизм самой природы, которая направлена на то, чтобы в мире выживал только сильнейший, здоровый, генетически развитый.

Буллинг возникает на основе желания детей устранить из своего общества того, кого они считают слабым, немощным, неблагополучным, то есть эволюционно негодным для дальнейшего развития и выведения своего потомства. Но поскольку речь идет о людях, буллинг становится отрицательным явлением. Больше всего психологически страдает жертва, которой может стать ребенок:

  1. Из семьи с низким достатком или из неблагополучной семьи.
  2. Слабый.
  3. С физическими проблемами.
  4. Хорошо обучающийся (как его называют «ботан»).
  5. Застенчивый.
  6. С талантами.
  7. Нерешительный.
  8. Отсталый в интеллекте или психике.

Простыми словами, буллингом является агрессивное поведение детей по отношению к конкретному лицу. Причем это является не просто неприятием какого-то лица, поскольку он значительно чем-то отличается, а целенаправленная его травля. К постоянно, ежедневно осуществляется , насмешки, издевательства.

Что такое буллинг?

Следует отличать моббинг и буллинг – два вида преследования . Под буллингом понимается преследование, избиение, насилие, террор, травля, то есть физическое воздействие на жертву, которую человек или целый коллектив желает устранить. Моббинг предполагает моральное, психологическое насилие – распускание сплетен, обзывания, насмешки, жестокие шутки, игнорирование.

Буллинг на сегодняшний день – распространенное явление среди детей. Если вам кажется, что такого раньше не было, то вы ошибаетесь. Около половины детей испытывали на себе физическое насилие, а приблизительно 20% детей сами становились инициаторами буллинга.

Буллинг базируется на неравенстве сил (численных, психологических или физических), что вызывает острую реакцию у жертвы и неспособность защитить себя. Обычно буллинг осуществляется сильным человеком, который может надавить на слабое место жертвы:

  1. Выносливые и сильные травят слабых.
  2. Группа детей нападает на одиночек.
  3. Лидеры групп задирают неустойчивых психически.

Школьный буллинг обычно носит форму, когда старшеклассники устраивают дедовщину и начинают травить отдельных лиц с младшей школы. Они отбирают у них деньги, игрушки, телефоны, обеды и пр. Уже в средней школе буллинг часто переходит в моббинг – когда начинают распускаться сплетни, весь класс игнорирует или тотально бойкотирует против кого-то, унизительно шутит или насмехается над жертвой.

Буллинг чаще начинается с агрессивного поведения одного человека (с целью повышения своей самооценки, привлечения внимания, демонстрации своего доминирования, лидерства) по отношению к другому. Здесь окружающие дети разделяются на три группы: поддерживающие буллинг, защищаю жертву и сторонние наблюдатели, которым все равно, что происходит. Если жертва себя никак не защищает, занимает позицию принятия того, что над ней происходит насилие, это может вызвать гнев и раздражение у тех, кто ее ранее защищал. В лучшем случае бывшие помощники жертвы уйдут в сторону, когда им все равно, что происходит. Но нередко бывшие защитники жертвы вскоре сами становятся теми, кто на нее нападает, поскольку возмущены ее поведением.

Буллинг всегда возникает там, где личность может быть обесценена, для коллектива это нормально. При этом жертва часто теряет способность каким-либо образом удовлетворять свои потребности и нужды в коллективе, сначала впадает в апатию, а затем неосознаваемую агрессию. Если человек воспитывается родителями так, что человеческое достоинство превыше каких-то норм и общепринятых правил, тогда буллинг в таком коллективе будет отсутствовать.

Жертвой становится личность:

  • Выделяющаяся на фоне остальных в одежде, внешности, способностях, вкусах и пр.
  • Не вписывающаяся в понятие нормы.
  • Новые члены коллектива, которые не желают себя вести так, как принято в группе.
  • С повышенной чувствительностью, которую легко обидеть, что позволяет получить заряд положительной энергии.
  • Случайный ребенок, который стал жертвой сначала травли (психологической или моральной) со стороны авторитета – родителей или учителей. Поначалу учитель при всем классе унижает конкретного ученика, а затем и весь класс подхватывает дозволенное поведение, начинает травить жертву.

Буллерами тоже становятся не все дети. Здесь должны иметься предпосылки для возникновения буллингового поведения по отношению к другим детям:

  1. Отсутствие заботы и любви, граничащие с равнодушием со стороны родителей.
  2. Отсутствие авторитетов и запретов, незнание норм поведения и неумение выстраивать доброжелательные отношения.

Буллеры на самом деле испытывают агрессию и боль внутри себя по отношению к родителям, которые не дают им любви. Поэтому они ищут способы высвобождения своих переживаний. Они ищут слабых и немощных, над которыми могут доминировать, что и позволит им ощутить власть над чужой жизнью, поскольку своей они не могут управлять.

Буллеры делят мир на черное и белое. Они четко разделяют людей на своих и чужих. При этом тщательно выбирают тех, с кем будут общаться (подходят лишь те, кто достоин их внимания). Буллеры боятся одного – поражения, поэтому они выбирают в жертвы не слабых, а тех, кто не сможет им ответить.

Буллинг приводит к негативным последствиям для всех участников процесса. Жертва приходит к:

  1. Наркотической или алкогольной зависимости.
  2. Проблемам со сном, потере аппетита.
  3. Снижению обучаемости, психической деятельности.
  4. Психологическим проблемам.
  5. Прогулам.
  6. Выбору профессии, которая не связана с общением с другими людьми и работой в коллективе.
  7. Одиночеству по жизни.

Буллеры тоже приходят к негативным последствиям:

  1. Социальная нереализованность, поскольку их модели поведения не помогают им во взрослой реальной жизни.
  2. Трудности в общении с людьми, поскольку они их ненавидит.
  3. Личностные нарушения.
  4. Преступные действия.

Буллинг часто наблюдается в школьной среде, где дети наиболее беспощадны из-за накопившегося внутреннего напряжения. Буллинг может носить различный характер, начиная от толканий в коридоре и дергания за косички и кончая избиениями, порезами, порчей имущества.

Буллинг может носить пассивный характер, когда жертву просто игнорируют, устраивают ей бойкот, не вовлекают в общественную жизнь класса, и активный характер, когда жертву постоянно физически избивают, насмехаются, распускают сплетни, угрожают или шантажируют.

Самый легкий вариант буллинга – словесные оскорбления, насмешки, угрозы, проклятия. Поскольку у современных детей имеются различные технические приспособления, развивается так называемый кибербуллинг – когда жертву различными способами оскорбляют и унижают в сети Интернет в социальных сетях. Здесь используются словесные угрозы, насмешки, оскорбления, видео и фото, которые являются реальными или смонтированными и выставляют жертву в самом худшем свете.

Причинами буллинга называются:

  1. Личная нереализованность внутренних потребностей ребенка.
  2. Модель поведения родителей, которых копирует ребенок. Взрослые тоже кого-то унижают, оскорбляют, подобным образом относятся к ребенку.
  3. Поведение учителей, которые профессионально выгорели, обладают низкой квалификацией или личностно не созрели. Такие учителя позволяют себе унижать учеников, сравнивать их, неадекватно наказывать. Дети перенимают такую модель поведения в адрес того, к кому учитель пренебрежительно относится.

Остановить буллинг в первую очередь могут сами ученики. Буллер может остановиться в своих действиях, если на него повлияют взрослые. А вот жертва может сама стать сильной либо воспользоваться силой и помощью своих защитников, когда они у нее появляются.

Как остановить детскую травлю?

Жертве нужно обратиться за помощью к взрослым (родители, учителя, старшие братья и сестры), чтобы получить от них поддержку. Буллера следует останавливать более сильными личностями, однако никакие доводы не помогут. Здесь нужно лишить буллера зрителей, на которых он и работает. Ведь пока есть зрители, он и проявляет свою агрессию, тем самым показывая, какой он сильный и могучий.

Если буллинг происходит во время урока, то учителям следует останавливать изложение материала и переходить к воспитательным мерам. Ведь школа должна не только давать знания, но и заниматься моральным воспитанием детей.

Дома родители как жертвы, так и буллера должны уделять своим детям должное внимание. Здесь нужно общаться с детьми, выслушивать их переживания, интересоваться их мнением, проявлять терпение, особенно в первое время, пока ребенок будет закрыт.

Если ребенок оказывается буллером, то родителям не нужно его наказывать, поскольку это лишь еще больше отдалит его от взрослых. Нужно откровенно поговорить, что толкает ребенка на подобное поведение. Что стоит за желанием ребенка причинить вред другому школьнику? Если родителям не удается это выяснить самим, тогда нужно воспользоваться помощью психолога (хотя бы школьного).

Достаточно часто оказывается, что жертвами и буллерами становятся дети, которые проживают в одинаковых семейных обстановках. Только один ребенок выбирает позицию агрессора, а второй – беспомощного человека. Однако буллер и жертва одинаковы в своих бедах, поэтому притягиваются друг к другу.

Профилактика буллинга

Буллинг можно предотвратить, если над этим будут работать взрослые – и родители, и учителя:

  1. Внутри семьи создавать комфортную обстановку, где желания и мысли ребенка слышатся, а потребности максимально удовлетворяются.
  2. Учителя должны должное внимание уделять не только обучению материала, но и воспитанию детей. Создавать внутри класса обстановку взаимоуважения и взаимопомощи.
  3. Исключить просмотр детьми фильмов, передач и сериалов, где демонстрируется насилие и неуважение к другим людям.
  4. Нужно заниматься воспитанием определенных качеств характера, которые будут способствовать мирному сосуществованию с другими людьми.
  5. Обучать моделям поведения общения и контакта с другими детьми.

Итог

Буллинг – это отношения между сильными и слабыми, где люди делятся и четко занимают свои позиции. Нередко это возникает в коллективах, где существует иерархия. Буллер старается занять лидирующую позицию. И единственным доступным способом, который понятен любому ребенку, является применение насилия словесного или физического, поскольку, скорее всего, эта модель поведения знакома ему при наблюдении за своими родителями.