» » Детям рассказывают о «кровавом ссср». как происходит уничтожение исторической памяти народа

Детям рассказывают о «кровавом ссср». как происходит уничтожение исторической памяти народа

Существует поговорка: "Не в деньгах счастье". Многие люди в современном обществе могут быть не согласны с этим высказыванием. Для таких материальное благополучие лучше, наличие денег важнее духовного развития. Но есть и такие люди, которые считают, что деньги, роскошь - это все лишь нечто поверхностное, преходящее, ведь в какой-то момент можно просто лишиться всего этого. По мнению таких людей, быть богатым духовно гораздо важнее, чем быть обеспеченным материально. Так кто же из этих людей прав? Какие ценности важнее: духовные или материальные? Именно эту проблему рассматривает в предложенном для анализа тексте Юрий Нагибин.

Повествование ведётся от первого лица. Во время творческой командировки в Италию познакомился с богатым итальянцем, который увлекался поэзией,писал стихи и даже издал для друзей небольшой сборник со своими сочинениями. Первым примером, иллюстрирующим данную проблему, является рассуждение рассказчика, содержащееся в предложениях 28-32. Итальянец - владелец большой фабрики, приносящей огромные доходы, у которого есть все, что только можно пожелать, радовался вниманию к своим стихам человека случайного, встретившемуся ему впервые: "Куда девался пресыщенный, равнодушный хозяин жизни?...Но мы принадлежим к одному братству боли..." И рассказчик, и богатый итальянец любили поэзию, никому из них не было дела до размеров богатства другого. И это доказывает то, что духовные ценности, развитие важнее количества денег и материального благополучия. В качестве второго примера, подтверждающего, что для многих людей духовные ценности важнее, является высказывание богатого итальянца, содержащееся в предложениях 38-39: "Вот единственное, ради чего стоит жить!" И он говорил это не о своей фабрике или других богатствах. Стихи, поэзия - вот ради чего, по мнению итальянца, действительно стоит существовать. Ведь именно духовные ценности помогают обрести смысл жизни.

Я согласна с позицией автора. Конечно, нужно развиваться и жить не только мыслями о материальных ценностях. Если люди считают, что духовное развитие второстепенно, их остаётся только пожалеть. У этих людей бедный внутренний мир, они меркантильны, раз уж деньги, недвижимость, бизнес для них находятся в приоритете. И зря, ведь духовные ценности помогают людям открывать для себя что-то новое, узнавать нечто новое об окружающем их мире.

В качестве первого примера из художественной литературы, доказывающего, что материальные ценности менее важны, чем духовные, можно привести рассказ А.П.Чехова "Ионыч". Главный герой-Дмитрий Ионыч Старцев, приехавший в город С., где познакомился с семьёй Туркиных, известной своими талантами. Там он впервые встретился с Екатериной Ивановной (по-домашнему,Котик), в которую и влюбился. Но девушка не отвечала молодому врачу взаимностью, смеялась над ним, отказала Старцеву, когда он сделал ей предложение. И этот отказ тогда перевернул мир главного героя с ног на голову. После этого сюжета Чехов описывает события, которые произошли через несколько лет: у Старцева была большая практика, он пополнел, пристрастился к карточной игре. Все его раздражало, все казалось скучным и неинтересным. Старцев очень изменился. Раньше у него была высокая цель-служить людям, создать семью. Но все это он променял на игру в винт, деньги, клуб. Огонек в душе Старцева погас. Дмитрий Ионыч стал таким же обывателем, как и жители города С. Он жил одиноко, ему было скучно, ничто не казалось интересным. Вот результат выбора человека, выбора его ценностей в жизни.

В качестве второго примера из литературы можно привести произведение Н.В.Гоголя "Портрет". Главный герой-молодой художник Андрей Чартков, довольно талантливый, но бедный человек. Однажды на Щукином дворе художник неожиданно для самого себя купил портрет старика азиатской наружности, в раме которого впоследствии нашёл свёрток с золотыми монетами. И Чартков стал думать, что же ему делать с ними. Сначала он хотел купить разных красок и предметов для живописи, запереться на три года, усердно работать, чтобы стать прекрасным художником. Но в итоге Чартков потратил деньги на роскошь: купил модной одежды, снял дорогую квартиру, в общем, делал все то, что и другой беспечный юноша на его месте. В дальнейшем Чартков обслуживал богатых клиентов, чьи желания и капризы сделали из него модного живописца, рисующего по шаблону и получающего за это большие деньги. Чартков совершенно забыл о своих мечтах и стремлениях, он просто растерял свой талант в погоне за деньгами. Для него, к сожалению, материальные ценности были важнее, чем духовное развитие и мечта стать настоящим художником.

В заключение хочется сказать о том, что не нужно всю жизнь гоняться за деньгами, славой и роскошью, забывая при этом о том, что действительно важно: духовные ценности и обогащение внутреннего мира. Это может помочь найти нам настоящих друзей и узнать что-то новое, в общем, сделать свою жизнь намного лучше.

Сочинение 2 – о счастье.

Наверное, нельзя дать однозначного определения счастью. У каждого человека представление об этом чувстве разное. Кому-то, для того чтобы обрести счастье, нужно купить красивую вещь, кому-то - помочь другому человеку. И тогда возникает вопрос: в чем заключается счастье? Как обрести его? Эти проблемы рассматривает в своём тексте Людмила Улицкая.

Размышляя над данными вопросами, автор рассказывает о несчастном мальчике Гене, которому жизнь преподнесла немало трудностей. Он не ощущал в себе такого чувства, как счастье. Например, ему не нравилась фамилия Пирап-летчиков: "Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение". Также у него были проблемы с ногами, и всегда был заложен нос. На своём дне рождения он не хотел никого видеть, так как считал своих знакомых непримиримыми врагами, но мама Гени пригласила всех сама. На празднике оказалось все иначе: знакомые заинтересовались бумажными подделками Гени, брали их себе, благодарили его, и мальчик был счастлив: "Такое чувство он испытывал только во сне". Таким образом, Л.Улицкая показывает читателям примеры несчастного и, наоборот, счастливого человека.

Автор считает, что человек может быть счастлив, если он поймёт, что кому-то нужен, небезразличен. Не надо прикладывать больших усилий, чтобы сделать человека счастливым, достаточно всего лишь проявить внимание, доброту и уважение.

В качестве первого примера из художественной литературы можно привести произведение М.Шолохова "Судьба человека". У главного героя, Андрея Соколова,война отобрала все: близких людей, родной дом. Но маленький мальчик Ваня, у которого также погибли все родные, помог Соколову справиться с жизненными трудностями. Осознание того, что он нужен этому мальчику, заставляло главного героя жить дальше. Ваня стал для него не только сыном, но и счастьем.

В качестве другого примера из литературы можно привести рассказ А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Для главного героя, Самсона Вырина, счастьем была его единственная дочь Дуня. После того как она уехала, вышла замуж и забыла про отца, дом смотрителя опустел, а сам Самсон сильно постарел. Он потерял своё счастье, смысл жизни, именно поэтому он умер. А что ему нужно было для счастья? Просто, чтобы дочь помнила о нем, навещала и писала письма. Тогда Вырину было бы намного легче жить, он бы не существовал, мучаясь от тоски по дочери.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для счастья не нужно что-то сверхъестественное, оно заключается в мелочах. Если люди будут хоть немного пытаться сделать кого-либо счастливым, мир, несомненно, станет лучше.

Сочинение 3 – о счастье.

Во все времена люди задавались вопросом: что нужно человеку для счастья? Но однозначного ответа никто не может дать. Одни говорят, что людям необходимы деньги и недвижимость, другие с ними не соглашаются и утверждают, что главное-это любить свою работу, чтобы она тебя удовлетворяла. Третьи считают, что счастье человека невозможно, если жизнь его обыденна и скучна. Какое же из этих мнений является верным? Именно проблему того, что нужно человеку для счастья, поднимает в своем тексте Бондарев.

Повествование ведется от лица женщины, оставшейся без мужа. Сына ей помогали растить родители. Однажды она была у них, ей не спалось ночью. Она вышла на кухню и увидела там отца. Ей показалось: он бледен и утомлен. Женщина сказала ему, что они несчастны. Опровержение отца содержится в предложениях 15-22. Это первый пример к данной проблеме. Он сказал дочери, что на самом деле он счастлив, потому что все родные живы, все дома, нет войны. Тогда женщина поняла, что значит настоящее счастье. Таким образом, мы видим, что главное в жизни для человека-это его семья, она является основой его счастья. Затем следует эпизод прощания с родителями. Он является вторым примером к данной проблеме и содержится в предложениях 23-24. Отец и мать плакали и махали руками, провожая ее домой. От этого у нее потеплело на душе. Таким образом, мы видим, что каждому человеку необходима поддержка близких. Если она есть, то он чувствует себя нужным и способен пережить любые невзгоды.

Авторская позиция содержится в последнем предложении теста. «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Писатель считает, что достичь его тяжело, потому что война и благополучие каждого члена семьи - обстоятельства, не зависящие от человека. Но все же это вполне реальные условия.

Я согласен с автором в том, люди могут быть счастливы только тогда, когда у его родных все благополучно, потому что семья является главной опорой в жизни, именно к родственникам человек обращается за помощью, чтобы они помогли ему, а также рассказывает про свои успехи. Они разделяют с ним его радость. Таким образом, человек чувствует, что он не одинок и у него есть поддержка, а это самое главное.

Примеры к данной проблеме можно найти в художественной литературе. Первым произведением является «Безумная Евдокия» Алексина. Девочка Оля выросла эгоистичной, так как родители ей во всем потакали. Однажды во время похода с классом она убежала ночью одна, чтобы первой добраться до пункта назначения. Когда все поняли, что Оля пропала, ее принялись искать. Родителям сообщили об исчезновении, после чего они стали сильно нервничать, ведь дочь даже не позвонила им. Через некоторое время Оля вернулась, но было уже поздно. Ее мать не выдержала нервного напряжения и обезумела. Таким образом, мы видим, что семья девочки распалась, мать попала в психбольницу. А это значит, что она и ее отец не будут счастливы до тех пор, пока семья не будет восстановлена.

Вторым произведением, иллюстрирующим данную проблему, является «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. В первой главе перед отъездом Петра отец дает ему наставление, которого Гринев придерживался на протяжении всей своей жизни. Это говорит о том, что он чтил отца и считал: счастье возможно, только когда есть согласие в семье. Маша Миронова думала так же. Когда Гринев предложил ей обвенчаться без согласия его родителей, она наотрез отказалась, так как считала, что в таком случае счастливой жизни у нее с Петром не будет. Маша ждала до тех пор, пока отец Гринева не дал согласия на брак. Таким образом. Мы видим, что для героев семья была главной жизненной опорой, идти против нее-значило никогда не быть счастливым. Маша Миронова и Петр Гринев верили, что от благополучия семьи зависят их судьбы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что семья - главный источник человеческого счастья. Только при поддержке родных люди осознают себя нужными. Это мотивирует их на свершения, они стремятся оправдать возложенные на них надежды близких. Если же в семье человека не все благополучно, то дела валятся у него из рук. Он выглядит подавленным и несчастным. Поэтому я хочу посоветовать людям беречь свои семьи: от них зависит наше благополучие.

Сочинение 4 – о стремлении жить напоказ.

У всех людей разные цели в жизни: кто-то пытается достичь успеха в карьере, кто-то построить крепкую семью, а кто-то стремится жить напоказ. Но что лежит в основе желания жить лучше друг и не «как все»? Вот вопрос, который волнует И.Васильева.

Размышляя над данной проблемой, автор ведет повествование от первого лица. Он рассказывает о том, как однажды пришел в магазин за фуфайкой. Герой невольно обратил внимание на руки упаковщицы, которая не спешила отдавать товар. У нее на руках было восемь перстней, и рассказчика поразила манера поведения женщины: «Видно, она напоказ живет, дескать, не как все». Этот случай является иллюстрацией к проблеме, заявленной в тексте. В нем раскрываются особенности поведения людей, живущих напоказ. Другая история, которую вспомнил рассказчик, была про его друга, желающего иметь сто рубашек. У него уже было шестьдесят, но он хотел больше, чтобы показать свое превосходство над другими. А во втором примере автор раскрывает мотивы людей: «Нынче мода не на покрой, а на количество». Писатель исследует разные аспекты жизни напоказ и в конце приводит анализ причин этого явления.

И.Васильев уверен в том, что в основе такой жизни лежит эгоизм. Автор подчеркивает то, что такой человек неспособен чувствовать другого. Он пишет: «Он может вас выслушать, даже как будто понять, даже помочь, но способности чувствовать вас, ваше состояние, вашу боль он уже лишился.» Из этого И.Васильев делает следующий вывод: большинство таких людей одиноки.

Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, такие люди очень одиноки и эгоистичны. Кроме того, когда они поддаются стремлению «жить напоказ», у них цели в жизни становятся очень примитивными. А это опасно, так как они сосредотачиваются лишь на приобретении определенного количества вещей, вследствие чего перестают духовно развиваться и начинают деградировать как личности.

Подтверждение позиции автора можно найти в художественных произведениях. В повести «Портрет» Н.В.Гоголь рассказывает о молодом художнике Чарткове, который был скромным человеком, глубоко любившим искусство. Но однажды в его руках оказалась крупная сумма денег. Сначала он хотел потратить ее на покупку всего необходимого для творчества, запереться в комнате и писать, но желание славы и богатства взяли над ним верх: он снял роскошную квартиру, купил дорогую одежду и начал вести светскую жизнь. Теперь у него была лишь одна цель - «жить напоказ», которая постепенно его и погубила. Со временем художник стал модным живописцем и променял талант на деньги, сам не осознавая этого. Однажды Чарткова пригласили на выставку художника, приехавшего из Италии. Когда он увидел его гениальную картину, то захотел нарисовать что-то подобное, но у него ничего не вышло. Художник понял, что загубил свой талант, и с горя сошел с ума и умер. Тем самым автор показывает, что жизнь напоказ отвлекает от развития таланта, а это может закончиться крахом.

В качестве другого произведения можно привести произведение А.П.Чехова «Ионыч». Земский доктор приезжает в город с благой целью- помогать людям. Он влюбляется в Екатерину Ивановну и делает ей предложение, но получает отказ. После этого в его жизни происходит крах, он становится алчным и эгоистичным. Его главной целью в жизни становится зарабатывание денег. Доктор купил себе два дома и присматривает третий, кроме того, он уже не ходит пешком, а ездит на тройке с бубенчиками, по звуку которой его сразу узнают. У него много работы, но жадность к прибыли не позволяет ему уменьшить практику. В финале он представляется одиноким и несчастным. Итак, А.П.Чехов показывает, как меняется человек, сосредоточившийся только на себе.

В заключение хочется сказать о том, что жизнь напоказ ничего, кроме вреда, не приносит, так как человек начинает деградировать и становится одиноким. Поэтому нужно ставить перед собой достойные цели в жизни, стремиться к саморазвитию, а не к накоплению богатства.

Сочинение 5 – о самоограничении.

Люди старшего поколения помнят, что во второй половине прошлого века был тотальный дефицит, в магазинах было мало товаров. Чтобы как-то выжить, люди ограничивали себя во всем, экономили как могли. Сейчас же всего вдоволь, магазины не пустуют, полки в них даже ломятся от обилия товаров. И со временем люди разучились себя ограничивать. Они покупают сразу все и в больших количествах. Казалось бы, жизнь стала лучше, но выясняется, что неограниченное потребление чего-либо ведёт к другим проблемам: увеличивается вес человека, появляются и растут долги. Если же, например, на уровне государства нет самоограничения, то возникает загрязнение окружающей среды. И тогда возникает вопрос: какова роль самоограничения? Нужно ли оно на самом деле? Над этими вопросами задумывается А.Солженицын в приведённом тексте.

Автор рассуждает о таком явлении, как самоограничение, в разных аспектах. В качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, можно привести описание автором конференции разных стран, которые ради "сиюминутного внутреннего интереса" снижают требования какого-либо международного соглашения об охране окружающей среды. И при этом ведь есть страны, которые и каких-то легких сниженных требований не выполняют, не контролируют уровень загрязнения экологии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что самоограничение требуется даже большим государствам, которые могут загрязнить и погубить всю планету. В качестве другого примера можно привести рассуждение автора о том, что даже малое личное ограничение потребителей товаров "неуследимо отзовётся где-то на производителях", поэтому Солженицын делает вывод о том, что люди хоть и понимают необходимость самоограничения, но они могут быть не готовы к нему, поэтому нужно быть осторожным, когда дело касается такого явление, как ограничение самого себя.

Автор считает, что самоограничение необходимо всем: и на уровне обычного человека, и на уровне государства. Если люди не начнут ограничивает самих себя, то "человечество просто разорвёт". По мнению Солженицына, людям нужно научиться определять для себя твердые границы, иначе все самое плохое, что есть в мире, выплывет наружу и все перевернётся с ног на голову.

Я согласна с автором. Действительно,б ез самоограничения не обойтись. Оно помогает человеку вовремя остановиться в некоторых своих действиях, например,в потакании вредным привычкам, которые могут привести к негативным последствиям. Без самоограничения человек утратит чувство меры, у него будут развиваться негативные черты характера, такие, как вседозволенность, безответственность и высокомерие, а такого быть ни в коем случае не должно.

В качестве первого примера из художественной литературы, подтверждающего важность самоограничения в жизни людей, является произведение Н.В.Гоголя "Портрет". Главный герой, молодой и талантливый, но бедный художник Андрей Чартков, купил на рынке потрёт старика, в раме которого нашёл свёрток с золотыми монетами. Но эти деньги не принесли ему счастья. Конечно, Чартков стал богатым, зажил, ни в чем себе не ограничивая: купил множество ненужных предметов роскоши, снял дорогую квартиру, но при этом загубил свой талант, рисуя работы по шаблону, думая, что так и нужно жить. Но однажды Чарткова пригласили на выставку, где он увидел работу русского художника, который совершенствовал своё мастерство в Италии, ограничивая себя во всем, чтобы развить свой талант. Его картина на религиозную тему была настолько прекрасна, что поразила Чарткова до глубины души, и он захотел написать нечто подобное. Позже в своей мастерской Чартков пробовал изобразить отпадшего ангела, но руки его не слушались, рисовали по шаблону. Тогда художник понял, что погубил свой талант. Это потрясение было настолько сильным, что довело художника до смерти. Если бы Чартков с самого начала себя ограничивал и трудился, не стал бы тратить время и деньги на роскошь и вести светскую жизнь, все было бы иначе. Таким образом, мы понимаем, что в данном случае отсутствие самоограничения навредило человеку.

В качестве второго примера из литературы можно привести рассказ А.П.Чехова "Ионыч". Главный герой - Дмитрий Ионыч Старцев, приехавший в город С., где познакомился с семьей Туркиных, известной своими "талантами". Там он впервые встретился с Екатериной Ивановной (по-домашнему,Котик), в которую и влюбился. Но девушка не отвечала молодому врачу взаимностью, шутила над ним, отказала Старцеву, когда он сделал ей предложение. И этот отказ тогда перевернул мир Дмитрия Старцева с ног на голову. Не получая от жизни каких-либо эмоций, перестав развиваться духовно, став обывателем, Старцев стал ещё более брюзгливым, он забыл о своей благородной цели-спасать жизни людей. Перестав себя ограничивать, он брал от жизни все материальные блага: отменная еда, деньги, карты, дома. Но каждая следующая пачка денег не приносила ему счастья, потому что он был одинок. Со Старцевым никто не общался, его жизнь была очень скучной. Возможно, если бы Дмитрий Ионыч ограничивал себя хоть немного, если бы он не забыл о своей цели, все было бы иначе. И опять же мы видим, что отсутствие самоограничения причинило вред человеку.

В заключение хочется сказать о том, что такое явление, как ограничение самого себя, очень важно для человека. Если все люди в мире будут хоть немного придерживаться принципа самоограничения, то мир, несомненно, станет лучше.

Сочинение 6 – о кругозоре человека.

Идут споры по поводу кругозора человека. Одни люди считают, что нужно знать практически обо всем, особо не углубляясь в какие-либо области науки. Но другие с этим не согласны. Эти люди считают, что лучше знать все об одной области, чем поверхностно и обо всем. Кто же из них прав? Кто такой ограниченный человек? Каким должен быть кругозор человека? Что полезнее для его развития: большое количество конкретных знаний или широта и ясность представлений о внешнем мире? Над этими вопросами задумывается В.А.Солоухин в приведённом тексте.

Автор предлагает рассмотреть понятие ограниченности людей на примерах двух воображаемых горняков. В качестве первого примера можно привести горняка, который работает только в шахте, он ограничен "толщами непроницаемого черного камня". Он не видел белого света, перед его глазами всегда работа, но при этом он опытен, знает все о своём деле. Его автор называет ограниченным, потому что этот горняк углублён только в свою работу. Солоухин также приводит в качестве примера другого горняка, менее опытного, нежели первый, но зато он был на Черном море, он видел окружающий мир. И автор делает вывод о том, что оба этих горняка -ограниченные люди, но каждый по-своему.

По мнению автора, в мире есть два типа ограниченных людей: например, можно встретить человека, который обладает большим запасом научных сведений, но с узким кругозором. В то же самое время встречаются и люди, у которых нет такого объема знаний, но их кругозор отличается широтой и ясностью. И второй тип людей, как считает автор, гораздо лучше.

Я согласна с автором. Действительно, у человека должно быть разнообразие интересов и багаж знаний в различных областях. Косность, нетерпимость или подозрительность по отношению ко всему новому происходит именно от узости кругозора. Если человек не будет расширять свой кругозор, с ним станет скучно общаться, и тогда он может остаться одиноким.

В качестве первого примера из художественной литературы, подтверждающего важность наличия широкого кругозора, можно привести произведение А.П.Чехова "Человек в футляре". Главный герой рассказа учитель Беликов - человек с очень узким кругом интересов, ограниченный, боящийся всего, что только можно, пытающийся отгородиться от окружающего мира, "думающий только о греческом языке". А казалось бы, он ведь учитель, интеллигент. Его жизнь скучная, серая, однообразная, он не обладает широким кругозором, поэтому его смело можно считать ограниченным человеком.

В качестве второго примера из литературы можно привести произведение Ф.А.Искандера "Авторитет". Главный герой, физик Георгий Андреевич, был человеком, безусловно, образованным, с широким кругозором. С самого детства чтение доставляло ему огромное удовольствие, он очень тонко чувствовал литературу, познавал окружающий мир и людей через книги, перенимал жизненные ценности и ориентиры. Чтение помогало ему и в научной деятельности. Георгий Андреевич понимал, что книги расширяют кругозор и помогают двигаться по жизни, так как книга - лучший учитель, поэтому он не мог смириться с тем, что компьютер и телевизор заменили его сыну книги, и пытался привить ему любовь к чтению.

В заключение хочется сказать о том, что человек должен расширять свой кругозор. Окружающий нас мир своеобразен и удивителен, поэтому необходимо читать, развивать себя и при этом помнить, широкий кругозор нужен для того, чтобы не отстать от жизни. Если все это соблюдать, то в мире станет гораздо больше образованных и счастливых людей.

Сочинение 7 – о чести.

Чувство чести - это сугубо личное нравственное чувство, которое отличает благородного человека от других. Это понятие в наши дни имеет то же значение, что вкладывалось в него с самых древних времен: оно характеризует степень надежности данного человеком слова и его верность своим принципам. И все же может ли устареть понятие чести? Такую проблему поднимает Д.Гранин в своем тексте.

Данный вопрос относится к разряду вечных. Привлекая к нему внимание читателя, автор вспоминает разные эпизоды истории. Первый пример, иллюстрирующий данную проблему, содержится в предложениях 7-14. Повествователь вспоминает случай из жизни А.П. Чехова. После того как писатель узнал, что правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики, Чехов тоже отказался от своего звания, потому что решение об избрании вынесли его коллеги и он сам, и, поддержав решение правительства, он фактически признавал ложность избрания. Русский писатель мог этого не делать, но примирить свою совесть с таким противоречием не мог. Таким образом, хотя Чехов жил в конце 19 века, он придерживался жизненных принципов начала 19 века. Второй пример, иллюстрирующий данную проблему, содержится в предложениях 15-22. После истории, произошедшей с А.П. Чеховым, автор говорит читателю, что есть такое понятие, как слово, данное человеком. Повествователь считает, что оно не всегда соблюдается, так как не закреплено никаким документом. В качестве примера автор приводит случай во время ремонта, когда рабочий не сделал его вовремя, хотя обещал. Таким образом, для таких людей вовсе не существует понятие чести и умение держать слово, а значит, с ними никто не захочет иметь дела.

Автор убежден в том, что понятие чести не может устареть и быть заменено никаким другим словом. «Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство?» - задает риторический вопрос Д. Гранин.

Прочитав данный текст, я вспомнил произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой романа, Петр Гринев, получил хорошее воспитание. «Береги платье снову, а честь смолоду,» - говорил ему отец. Петр уважал своего родителя, поэтому навсегда запомнил его слова и следовал им. Доказательством этому служит случай в Белогорской крепости, когда Гринев оказался среди заложников Пугачева и был приговорен к смерти. Петр все равно отказался присягать разбойнику, но его спас Савельич, сказавший, что за молодого человека дадут неплохой выкуп. Однако Гринев показал стойкость своего характера. Таким образом, Петр выполнил наказ своего отца: он сохранил свою честь смолоду, и в результате его жизнь сложилась благополучно, а значит, понятие чести не может устареть.

Также вспоминается произведение Л. Пантелеева «Честное слово». Маленький мальчик дал честное слово товарищам по игре: стоять на посту в качестве часового, пока его не сменят, и продолжал стоять даже тогда, когда понял, что смена не придет. Но сила его слова была так велика, что он не мог уйти со своего поста. Рассказчик, проходивший мимо, был вынужден позвать военного офицера, человека, который, по мнению мальчика, был вправе снять его с поста и освободить от данного им слова. Таким образом, этот мальчик сдержал свое слово, не закрепленное никаким документом, а значит, понятие чести не устарело.

В заключение хочется сказать, что проблема сохранения чести остается одной из самых значимых и актуальных по сей день. Честь - это понятие, которое должно оставаться важным во все времена, потому что оно одно из важнейших качеств человека.

Сочинение 8 – о рациональном использовании времени.

В молодости люди живут так, как будто имеют впереди неограниченное количество времени и не задумываются о его быстротечности. Но в зрелом возрасте эта проблема беспокоит абсолютно всех. Человек оглядывается на прошлое и понимает: он не успел сделать многое из того, что хотел. Тогда люди начинают задумываться над тем, каким образом можно найти время на всё задуманное. Именно проблему рационального использования времени поднимают в своём тексте Жариков и Кружельницкий.

Вначале авторы рассуждают о его свойствах. Размышления писателей содержатся в предложениях 1-8. В качестве примера они приводят высказывание Сенеки. Философ говорит о том, что время ускользает от человека, поэтому нельзя расходовать его понапрасну. Таким образом, мы видим, что данная проблема была и остается насущной для людей. Еще одно важное свойство времени - это то, что оно течет для всех с разной скоростью. А есть люди, которых этот вопрос вовсе не беспокоит. Но все же хочется спросить: на что уходит наше время? Сенека утверждает что, мы тратим большую его часть на ошибки, дурные поступки и безделье. Тогда возникает вопрос: каким образом мы можем сэкономить время? В качестве ответа и второго примера к данной проблеме следует привести совет учёного и поэта Гастева (предложение 18). Он предлагает сделать три простых шага: разработать режим дня, составить план и четко следовать ему. Таким образом, мы видим, что для решения данной проблемы нужны хорошие дисциплина и самоконтроль.

Авторская позиция заключена в 2 последних абзацах текста. Писатель считает, что время быстротечно, и поэтому оно может легко ускользнуть от людей. Он говорит о том, что его нельзя вернуть. А значит, его надо беречь как самый ценный ресурс, имеющийся у человека.

Я согласен с автором в том, что необходимо экономить время, потому что жизнь не безгранична, и, если человек потратит его впустую, в конце концов он будет сильно разочарован тем, что не успел ничего сделать, поэтому нужно ответственно относиться к расходованию времени.

Примеры к данной проблеме можно найти в художественной литературе. Первым произведением является «Вишневый сад» А.П. Чехова. Гаев и Раневская - помещики, которые жили слишком богато для своих скромных доходов. В результате этого сад, который они так любили, должен был быть продан за долги. У них было 2 месяца на то, чтобы найти деньги и таким образом спасти сад. Но они потратили это время впустую, за что и поплатились. Имение было продано купцу Лопахину, который собирался вырубить сад. Таким образом, мы видим, что Гаев и Раневская не смогли правильно распорядиться своим временем. Именно по этой причине они потеряли вишневый сад. Лопахин же, напротив, много работал и потому имел средства на эту покупку. Вот к каким результатам может привести рациональное использование времени.

Вторым примером, иллюстрирующим данную проблему, является «Зеленая лампа» А. Грина. Джон Ив - несчастный бедняк, не имеющий крова и достаточного количества пищи. Однажды на улице Лондона Стильтон, богач, подошел к нему и сделал странное предложение – сидеть каждый вечер в комнате с зажжённой на подоконнике лампой и ни с кем не разговаривать. Это давало возможность Иву жить, не нуждаясь в деньгах. Расчет Стильтона заключался в том, что Джон либо сопьется со скуки, либо сойдет ума. Но Ив не был бездельником, ему нужно было чем-нибудь заниматься. Как-то раз он нашел справочник по анатомии. Медицина его заинтересовала, долгое время он усердно занимался и в итоге добился того, что стал врачом. Стильтон же обанкротился и превратился в нищего. Таким образом, мы видим, что от того, как мы используем имеющееся у нас время, зависит очень многое, иногда даже судьба человека. Тот, кто умеет правильно распоряжаться своими часами, всегда сможет занять достойное место в социуме: Ив, к примеру, стал врачом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что люди должны уметь рационально использовать свое время, потому что это является главным фактором успеха человека. Тот же, кто думает, что у него много этого ресурса и его необязательно беречь, неминуемо окажется в затруднительном положении. Судьба не благоволит людям, которые не ценят имеющееся у них время. Поэтому я бы хотел посоветовать людям использовать его рационально.

Сочинение 9 – о бескорыстной помощи.

Люди всегда нуждаются в помощи, однако получают ее либо бескорыстно, либо за определенную плату. В наше время второй вариант более распространён, но тогда помощь становится платной услугой. К.Паустовский в своем тексте поднимает проблему бескорыстной помощи, подчеркивая ее важность.

В данном отрывке повествование ведется от первого лица. Автор пишет о жизни Гайдара. Первый пример, иллюстрирующий проблему, содержится в 3-33 предложениях. В нем говорится о том, что сын рассказчика был тяжело болен и нуждался в редком лекарстве, и тогда Аркадий Петрович решил безвозмездно ему помочь. Он собрал ребят из двора и попросил обойти их как можно больше аптек, чтобы найти нужное лекарство. Им это удалось сделать, и ребенок был спасен, но Гайдар не требовал никакой благодарности взамен. Тем самым автор показывает, как безвозмездная помощь может спасти человеку жизнь. Кроме того, в предложениях 36-48 представлен второй пример к данной проблеме. Паустовский рассказывает, как Гайдар однажды, проходя с рассказчиком по улице, увидел, что в саду прорвало трубу и оттуда на растения сильно начала хлестать вода. Он подбежал к ней, зажал ее ладонями и не отпускал до тех пор, пока трубу не перекрыли. По его лицу было видно, что ему больно, но он продолжал сдерживать напор воды, чтобы спасти растения. Надо заметить, что никто его об этом не просил. Этим автор показывает, что люди, которые совершают безвозмездные поступки, помогают делать мир лучше.

Позиция автора выражена через отношение Гайдара к благодарности. Паустовский пишет: «Он считал помощь человеку таким же делом, как, скажем, приветствие. Никого не благодарят за то, что он с вами поздоровался.» Автор считает, что бескорыстная помощь должна быть нормой жизни людей.

С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, если человек помогает другим бескорыстно, не требуя ничего взамен, то тогда к нему люди будут относиться с добротой и отзывчивостью. Такой человек никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на чужую помощь.

Подтверждение позиции автора можно найти в художественной литературе. В произведении «Мимозы» А.Алексин рассказывает об Андрее, который думал, что подарить жене Клаве на 8 марта. Он хотел презентовать ей что-нибудь особенное, потому что она всегда дарила ему нужные и полезные вещи. Андрей вспомнил, что Клава любила мимозы, но накануне праздника их было очень трудно достать. Он был и в цветочном магазине около института, и на площади около вокзала, и около драмтеатра. Нигде не было мимоз, их все раскупили. Тогда Андрей рассказал старику-продавцу историю о том, как он пытался найти стоящий подарок жене. Тогда торговец отдал ему букет, который спрятал для дочери. Это была абсолютно добрая и безвозмездная помощь. Старичку просто стало жалко Андрея, и он захотел, чтобы тот смог сделать приятный сюрприз жене. Тем самым автор показывает, как благородный и бескорыстный поступок может помочь сохранить семью.

В качестве второго аргумента можно привести другое произведения А.Алексина - «Ты меня слышишь?» В нем автор рассказывает о геологе, который находился в экспедиции, но пришел в поселок, чтобы с помощью телеграфа дозвониться жене, но на его звонок никто не отвечал. Он знал, что на другом конце провода ему должны были ответить, потому что у него был день рождения и они договорились созвониться. Телефонистка видела переживания геолога и решила ему помочь. Она нарушила свои полномочия: покинула рабочее место и побежала в соседнюю комнату, где хранились письма. Девушка нашла телеграмму для геолога, в которой было написано, что его жену срочно посылают в командировку и она поздравляет его с днем рождения. Геолог был счастлив от того, что жена помнит о нём. Итак, А.Алексин показал, как безвозмездная помощь может вернуть человеку спокойствие.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: бескорыстная помощь необходима. Без нее человеку будет очень трудно выжить в современном мире, где большинство проблем решаются с помощью денег. Но, к сожалению или к счастью, не все.

Церковностью является совокупность духовно-благодатной жизни Церкви, ее дыхание, ее проявление в мире и в душе человека, ее свидетельство и проповедь. Церковность – это язык, выражающий сущность самой Церкви. Без усвоения благодатного духа Церкви не может существовать церковная жизнь. И все виды церковного искусства: архитектура, иконопись, монументальная живопись, прикладное и ювелирное искусство – дают в видимых образах и символах представление о духовном невидимом горнем мире. Но возникает естественный вопрос: а как можно говорить о невидимом мире и пытаться выразить его?

Сам Христос о непознаваемости Бога и делах Его говорит: «Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и Ему же аще волит Сын открыти» (Мф. 11: 27). Сам Господь постепенно возводит род человеческий к высоте познания Бога и к высоте понятия о Нем через способность человека познавать видимый мир. В данном случае Бог призывает к познанию Себя посредством самой веры и упования на Него. Кроме этого познания Бога верой (сверхъестественное откровение), существует естественное познание Бога через познание сотворенного Им мира, человека и всех вещей. Естественное познание служит во многом только приготовлением к познанию невидимого Бога верой. Апостол Павел об этом говорит: «Невидимая бо Его, от создания мира, твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1: 20). В книге Деяний апостольских эта мысль продолжается следующим образом: «Сотворил же есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненая времена и пределы селения их; взыскати Господа, да поне осяжут Его, и обрящут, яко не далече от единого коегождо нас суща» (Деян. 17: 26–27).

Постепенно наблюдая и изучая разнообразие, красоту, стройность и целесообразность мира, человек приходит к познанию Бога и, познавая Его, пытается выразить возможными человеку средствами невидимые образы. Но открывается невидимый Бог только тем, кто проводит жизнь в вере и чистоте сердца, ибо в «злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1: 4).

Наиважнейшим в Церкви является установленное Самим Спасителем таинство евхаристии – центр духовной жизни Церкви, вершина богослужения. Все богослужение носит глубоко символичный характер; богатый язык символов служит выражению глубины его содержания.

Как и весь строй богослужебной жизни, все, что находится в храме, и сам храм имеют свой установившийся временем канон (устав). Вся церковная архитектура, монументальная живопись, иконопись объединяются воедино особым изобразительным каноном. Священные изображения охватывают собой все главные моменты истории человечества, весь круг церковного года и церковной жизни, выражают всю полноту христианской веры и учительства.

В искусстве Церкви можно условно выделить две стороны: внутреннюю и внешнюю, смыслообразующую и смыслосоставляющую. Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено все духовно-догматическое значение того, что внешней стороной представлено в видимых условных, изобразительных (архитектурных, живописных) формах. Исходя из этого, всегда главным является приоткрыть завесу над невидимой сущностью и в условных понятных формах видимого мира донести ее до каждого человека.

Искусство Церкви родственно мирскому искусству, имеет связь с ним, во многом возросло на его исторической почве. Но, используя и в определенной степени возрастая на опыте светского искусства, с древнейших времен Церковь вносила в свое искусство духовность, наполняя его высоким содержанием, создав символы и образы неповторимой глубины и своеобразия. Красота – в христианском понимании категория сугубо онтологическая, она неразрывно связана со смыслом бытия. Основа красоты и гармонии берет свое начало от Самого Бога, и вся красота земная есть только образ, в большей или меньшей степени отражающий Первоисточник.

По своей сути церковное искусство принципиально отличается от искусства светского (мирского), основой которого является внешнее эстетическое восприятие. Именно на это направлена вся сила воплощения технических художественных и идейных средств. Для такого искусства критериями являются внешняя красота, изысканность, порой – экстравагантность форм. Критерием же церковного искусства всегда был и есть исихазм, лежащий в основе понимания всего восприятия мира.

Само слово «исихазм» происходит от греческого слова ήσυχία – «молчание, тишина». Исихасты учили, что неизреченный и неописуемый Логос, Слово Божие, постигается в молчании. Созерцательная молитва, отказ от многословия, постижение Слова в Его глубине – вот путь познания Бога, который исповедуют учителя исихазма. Большое значение для исихастской практики имеет созерцание Фаворского света – того нетварного света, что видели апостолы во время Преображения Христа на горе Фавор. Постигнув через внутреннее духовное делание невидимые глубины горнего мира, исихазм принес во внутреннюю духовную жизнь каждого верующего человека и во внешние формы христианского искусства ведение о непостижимом божественном мире.

Если церковное искусство в своей сущности и основе является отражением молитвенного опыта человека, то светское искусство полностью пронизано духом чувственно-эстетическим. В данном случае не столь важно, какими идеями или идеологией наполняется выразительная форма подобного искусства, – основа остается прежней. Церковь же на протяжении всего своего существования всегда боролась, прежде всего, не за художественную изысканность своих произведений, а за их подлинность, не за внешнюю красоту, а за внутреннюю правду.

Говоря о церковном искусстве, необходимо помнить, что оно включает в себя искусство Православной Восточной Церкви и искусство Западной Церкви. Их основы одинаковы, но в ходе исторического развития черты их приобрели принципиальное различие. Если восточно-христианское искусство смогло сохранить и во многом преумножить древние традиции, основанные на символизме и глубоком понимании основополагающих задач спасения, то западно-христианское искусство достаточно быстро попало под воздействие искусства светского и растворилось в нем, перейдя в грань чувственно-эстетическую. Однако оба этих направления не развивались обособленно, и часто, особенно в Новейший период истории, проникновение идей и образов западного искусства в искусство восточное весьма ощутимо и повлияло на восточно-христианское искусство в целом. Православная Церковь голосом своих Соборов, святителей и верующих мирян всегда выступала против таких влияний, способных привести только в одному – постепенному обмирщению церковного искусства и вместе с этим постепенному удалению от духовного невидимого мира.

Древняя икона Православной Церкви представляет собой особое явление в мире изобразительного искусства. Для многих по сей день православный образ остается загадкой, многое в нем вызывает непонимание, а более близким и привлекательным кажется написанное так, «как живое».

Еще за несколько столетий до Рождества Христова художники различных древних культур умело создавали прекрасные памятники всевозможных художеств, которые и ныне поражают нас своим мастерством. С пришествием на землю Богочеловека на основе языческой культуры возник росток нового христианского искусства, который возрос и оказался чуждым как взрастившей его языческой почве, так и всему тому, что окружает его.

Икона не есть некое самостоятельное явление жизни, она – часть жизни Церкви Христовой. Христос, Глава Церкви, сказал о Себе: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36), и Церковь Христова – не от мира сего, природа ее иная, нежели земного мира. Сущность Церкви духовна, возвышенна, ее жизнь и дыхание есть Глава Церкви Господь. Ее миссия – продолжение дела Христова, спасение мира и приготовление его к грядущему Царствию Божию. «Надмирность» сущности Церкви сообщила и многим внешним проявлениям ее жизни особые формы, отличные от форм и образов мирских, начиная с внешнего вида храмов, резко отличающихся от прочих построек, и заканчивая самыми малыми предметами церковного обихода. В храме все находится в соответствии с «надмирной» природой Церкви, и все согласованно служит ее конечной цели существования на земле – спасению человека. Высокое значение православного храма заключено в выражении в архитектурных формах сущности Церкви – быть местом, достойным для совершения Божественной евхаристии и всех таинств. Православный храм, его устройство, росписи, иконы, утварь несут на себе особую печать благодати Божией, и печать этой благодати неизгладима. С момента своего освящения храм (дом Божий) становится особым местом присутствия Бога.

И искусство Церкви и, в частности, изобразительное искусство имеют свое особое назначение и изобразительные формы. В искусстве Церкви внешняя выразительная форма определена внутренним вероучительным содержанием. Уже этой особенностью своих внешних выразительных форм, вместе со всем остальным, Церковь несет спасительную проповедь миру. Неповторимость всего, что встречает пришедшего в храм – в священнодействиях, в пении и образах – настораживает, пробуждает вопрос, заставляет задуматься о вечности.

Итак, древняя икона есть часть жизни Церкви. Чтобы почувствовать разницу между основами искусства мирского и церковного, обратим сначала внимание на то, чем и как живет и «питается» искусство мирское.

Чтобы картина на любую тему получила силу жизни и способность производить впечатление на зрителя (что принципиально важно), художник должен пройти нелегкий путь. Прежде всего, он должен овладеть приемами и методами изображения того, что видит, и научиться видеть правильно и внимательно. Обычно мы, обладающие нормальным зрением, соприкасаясь с одними и теми же предметами, не замечаем ни их конструкции, ни цвета, а если и замечаем, то только вскользь. По мере развития наблюдательности начинает развиваться более обостренное, более тонкое художественное зрение. Постепенно появляется способность проникать за внешнюю сторону видимого предмета. Характер людей, содержание природы разных времен года, настроение постепенно становятся доступными пониманию. Художник учится не только видеть, но и передавать эти ощущения в образах и красках. В картину входят переживания художника, и через образы (реального мира) они становятся очевидны и зрителю. Другими словами, через внешний вид картины, через ее форму мы узнаем, какое настроение было заложено художником. Однако известно, настроение – вещь весьма непостоянная, неустойчивая, поэтому сколько настроений, столько может быть и внешних форм его выражения, и следовательно, они могут быть различны.

В творчестве мастера отражается его душа со всеми наклонностями, вкусами, настроениями, симпатиями и антипатиями. Видимый и окружающий мир является неиссякаемым и необходимым источником впечатлений для художника, откуда он черпает свои образы, даже если они лишены реальности.

Через зрительное впечатление, «жарко вдохновившись», у мастера возникает некий образ будущей картины. Начинается творческий поиск с привлечением натурных зарисовок, видимых ранее образов и событий. Художник всецело погружается в творческий процесс. Во время такой работы мастер, смотря по темпераменту, бывает даже похож на одержимого – по той увлеченности, страстности, с какой он все обдумывает, представляет и переживает.

У известного русского художника И.Н. Крамского, по его воспоминаниям, во время работы над картиной «Христос в пустыне» были даже зрительные галлюцинации, так его поглотила эта напряженная работа. Он видел создаваемую им фигуру Христа и даже обходил ее вокруг. Такое эмоциональное горение есть внутренний рычаг творчества художника; без этого огня не возникает произведений искусства. Но мы воспринимаем это прекрасное полотно великого русского живописца как его видение избранного им религиозного сюжета. В этой работе мы видим Христа таким, каким Его пытался увидеть и запечатлеть в красках живописец (талант, мастерство, чувства).

Работа над созданием картины порой продолжается много лет и бывает связана со многими как техническими, так и психологическими трудностями. Что же, собственно, является подлинным содержанием такого искусства?

Тема, несомненно, входит в понятие содержания, ибо именно она делит все художественные образы на «жанры» – виды: портрет, пейзаж, натюрморт и т.д. Тем не менее тема не исчерпывает понятия содержания. Ведь одна и та же тема разными художниками может быть понята и разработана особо. Это искусство не ставит для мастера никаких рамок, он относительно свободен в решении поставленной себе задачи, произвольно решая ее либо как светскую, либо религиозную, трактуя либо в своем восприятии, либо в том аспекте, в каком ему было предложено решить.

Подлинным, действительным содержанием картины является настроение автора, его душа, и тема порой отходит на второй план. Вместе с этим, приемы и манеры письма у каждого мастера свои. Один пишет гладко, другой, наоборот, сохраняет каждый мазок в отдельности. Один выписывает множество деталей, другой пишет широко, большими планами и т.д. Во всем проявляется индивидуальность автора, «его лицо». Это в светском искусстве, вероятно, самое ценное.

Но можно ли представить, чтобы художник, обладающий обостренным зрением, безошибочен был в своем понимании, в своих суждениях, в своем видении окружающего мира? Несомненно, он во многом может заблуждаться и показывать образ однобоко, узко, примитивно. Что, например, и как он может написать в портрете, если свою модель ненавидит или, наоборот, если ей симпатизирует? Это всего лишь субъективное восприятие творца – и только. Поэтому на каждой картине непременно стоит подпись автора, что естественно, ибо отражает его личное понимание того, что изображено.

С внешней стороны всякая картина является окном в окружающий нас материальный мир: пространственный, с хорошо известными нам образами, предметами, природой, лицами, такими «живыми», впечатляющими, восторгающими, умиляющими. И мы, смотря на картины, испытываем эстетическое наслаждение, переживаем те же чувства, которые испытывал ее автор. В этом творческом созерцании одновременно выражается и постоянно бурлящая, увлекающаяся, мятущаяся без конца, страстная, ищущая, ничем полностью не могущая удовлетвориться наша душевность. Постигнув одно, она уже ищет другого; уловив новую цель, скоро ее оставляет, стремится вперед – к новым художественным задачам… И так без конца. Какова наша жизнь, суетливая, страстная, переменчивая, увлекающаяся, таково, по сути, и светское искусство – ее зеркало.

Жизнь Церкви, как и ее искусство, – надмирна, течет выше всего земного, беспокойного, изменчивого, своенравного. Мир духовный невещественен, невидим и не всегда доступен обычному восприятию, хотя и окружает нас. Мирской человек не может ни проникнуть в его таинственную область, ни, тем более, черпать из него какие-либо образы. Между тем, изобразительное искусство и здесь остается основанным на зрении: как и для обычного художника, для иконописца необходимо, прежде всего, научиться правильно видеть, прозревать духовные области. Евангелие говорит: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5: 8). Чистота сердца – это смирение сердца. Величайший пример образа смирения нам дан в лице Господа Иисуса Христа, к следованию Ему призваны все. Достижение этой чистоты есть дело жизни. Ни из слов, ни из книг этому не научиться. В следовании за Христом, в молитве, взывании о помощи при сосредоточенном внимании ко всему, что делаешь и о чем мыслишь, изо дня в день, из года в год, по крупинке, незаметно накапливается опыт в жизни духовной. Без такого личного опыта духовный мир непостижим. Можно о нем философствовать, можно даже называться христианином, но оставаться, тем не менее, в нем слепцом. Если духовное направление выбрано верно, то человек, прежде всего, начинает узнавать себя, свое лицо во всей его внутренней неприглядности. Это есть начало просветления духовного зрения .

Познавая себя, смиряя, по мере преуспеяния очищаясь, человек привлекает благодать Божию, которая отверзает духовные очи, дает дар видения духовного. История Церкви изобилует многими примерами высоких степеней духовного прозрения (преподобная Мария Египетская, преподобный Андрей, Христа ради юродивый, и многие другие). Способность зреть сокровенное дается человеку только за чистоту сердца.

VII Вселенский Собор признает истинными иконописцами святых отцов Церкви, ибо они опытно следовали Евангелию, получили просветление духом и могли созерцать «предмет» священных изображений. Тех же, кто только владеет кистью, Собор относил к исполнителям, мастерам своего дела, ремесленникам, или иконникам, как их называли на Руси.

Иконописец, написав икону, приносил ее на рассмотрение предстоятелей Церкви; только после утверждения на ней ставилось имя изображенного, чем она и освящалась и усвоялась этому святому.

Таким образом, в противоположность мирской картине, древняя икона рождалась не по воображению и возбужденной фантазии художника, не на личном восприятии и произвольном толковании сокровенных божественных истин, а на богопросвещенном разуме святых отцов, в послушании голосу Церкви. Через послушание иконописец приобщался опыту Церкви, духовному опыту всех предшествующих поколений святых отцов, вплоть до апостолов. Подлинным содержанием древней иконы является учение Церкви, православное богословие, святоотеческий духовный подвиг учителей Церкви и подвижников благочестия, основанный на молитве, неразрывно связанный с богослужением. Содержание же, как было отмечено, подсказывает форму, в которую его необходимо облечь. Эта особая форма, отличная от всего, что мы видим вокруг себя, форма постоянная, единая, твердая – канон; и в нее должно облекаться не настроение художника – нечто земное, а единая, незыблемая божественная истина, как зафиксировал разум Церкви под благодатным покровом Святого Духа, в ней действующего.

Такой канон передала Церковь всем художникам, которые бы пожелали принести свой талант на служение ей; по сути, он есть предание святых отцов Церкви иконописцам. Свято следуя их завещанию и Священному Преданию, благоговея перед высотой и глубиной священного образа Церкви, иконописец забывает свои личные интересы и «радостью радования» воплощает в образе духовную красоту Православия. И ни один из них не дерзнул подписать на созданной им иконе свое имя, ибо не почитал в ней ничего своим личным: ни формы, ни содержания.

Как же иконописец готовится к написанию иконы? Через сугубый пост и молитву, через послушание своему духовному руководителю, через самоотвержение – для того, чтобы в его труд не вторглась бы его человеческая, душевная, страстная природа и не исказила бы Божию истину. Чтобы самому, насколько возможно, приблизиться к миру, которого ему предстоит коснуться кистью.

Преподобный Алипий, первый русский иконописец, постоянно трудился, живописуя иконы для всех людей и для всех нуждавшихся в них храмов. Ночью он упражнялся в молитве, а днем с великим смирением, постом, любовью и богомыслием занимался этим рукоделием. И по благодати Божией (как повествует житие), видимым образом воспроизводил он как бы самый духовный образ добродетели. Нам известен целый сонм подобных иконописцев-подвижников Русской Церкви.

Обратим еще внимание на внешнюю форму образа. Надо заметить, что для изображения того, что око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не приходило (ср.: 1 Кор. 2: 9), нет на человеческом языке ни точных слов, ни образов. Поэтому Церковь, движимая Духом Святым, придала церковному изображению лишь подобие (символ), с одной стороны, мира видимого, с другой – мира невидимого.

Церковное изобразительное искусство создает в священном изображении не саму Истину, а лишь ее образ. Пользуясь образами земного мира, отрешает эти образы от их грубой материальности, вещественности, чисто земной красивости, от совершенно неуместной страстности настроения художника (его душевности) и подводит их к непоколебимому, незыблемому покою вечности, бесстрастия, наполняя, вместе с тем, глубиной небесных тайн. По внешней же форме этот образ бесконечно прост: плоскость, линия и краски. Но и образ Божественного Основателя Церкви также бесконечно прост. Перед земной красотой этого недосягаемого Образа пало в прах все, что до того считалось мудрым, могучим, благородным и красивым. Так и перед простотой церковного образа пала вся изысканность и чувственная красивость светского изобразительного искусства.

Мы видим, чем глубже и искреннее познание Бога человеком в его бесконечной простоте и любви, тем более Он открывается человеку. Такие познания накапливаются опытом многих поколений и бережно хранятся в недрах Церкви Христовой, передаются по наследству и существуют как важнейшее связующее начало. Однако современный человек, искушенный многими «благами» мира, не привык верить, он более приучен знать, причем знания он поучает далеко не опытно, а теоретически и виртуально. Такое познание мира во многом формирует в человеке широкое, но поверхностное познание, делает его заложником чужих формул и мнимых идеалов.

При всех противоречиях современного мира, при всей внешней открытости и мнимой правде великие глубины премудрости и ведения о Боге продолжают волновать человека. Совершенно очевидно на примере современной церковной жизни, что многократно возрастает интерес к иконе и всему церковному искусству. И происходит это потому, что, как и всегда, человек нуждается в Боге, а значит, ищет те созданные великим подвигом богоискания образы, которые ему поведают о невидимом горнем мире. Для входящих в Церковь икона – лучший учитель, который образно-символическим языком раскрывает содержание догматов, делает их простыми и понятными сердцу каждого человека и вместе с этим открывает великую тайну Бога Слова.

>Сочинения по произведению Медный всадник

Народ и власть

В своей поэме «Медный всадник» Александр Пушкин впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в образе Петра I , и человека с его личными интересами и переживаниями. Написана она была во время Болдинской осени, а именно в 1833 году. Это был один из наиболее плодотворных периодов в творчестве поэта. В центре поэмы - конфликт между мелким чиновником из бедного сословия и «медным всадником» на Сенатской площади, олицетворяющим Петра Великого.

Уже во вступлении мы знакомимся с образом неподвижно-величественной статуи, обращенной в сторону бушующей Невы. Во второй части статуя оживает и преследует обезумевшего от горя Евгения . Как же это произошло? Из-за стихийного бедствия, бедный чиновник потерял веру в жизнь и надежду на всякое будущее. Нева одну половину Петербурга и унесла с собой жизни многих людей. Среди жертв оказалась и возлюбленная героя, с которой он связывал все свои мечтания о крепкой семье.

В этой природной стихии он в сердцах обвиняет Петра Великого, который приказал построить Петербург на болотистой местности. Сам Евгений живет на окраине города и относит себя к бедному сословию. Несмотря на то, что его предки когда-то принадлежали к знатному роду, он выбрал мещанский образ жизни. Поэтому автор отмечает, что отчасти он сам виноват в своей судьбе. На нем, как на единичном представителе большого государства, тоже лежит ответственность за благосостояние России.

Поэтому его бунт показан бессмысленным и наказуемым. От горя Евгению начинает казаться, что статуя ожила и преследует его по городу тяжелой поступью, а в глазах ожившего Петра I сверкает гнев. После этого случая главный герой, проходя мимо Сенатской площади, неизменно снимает шляпу и виновато опускает глаза. Таким образом, мы видим, что в поэме А. С. Пушкина две истины и обе по-своему достоверны. Поэту, как представителю народа, близка боль Евгения.

В то же время он восхищен великими деяниями царя-реформатора, который преобразил страну и сделал ее могущей державой. Поэтому справедливо будет отметить, что в этой поэме есть истинная глубина, гуманность и суровая правда.

Страница 8

Таким образом, у монгольской армии ХШ века мы видим осуществление принципов "вооруженного народа" и "территориальной" организации войска, которые в Европе получают всеобщее признание не ранее XIX ст. И надо сказать, что, быть может, никогда эти два начала, не оказались так удачно примененными к фактической обстановке, как именно в кочевой державе Чингисхана, жившей патриархальным, родовым бытом. Впоследствии, с покорением народов иной культуры, принципы эти не могли получить всеобщего применения, так что в последние годы царствования Чингисхан а, а равно, и особенно, при его преемниках, мы видим в монгольской армии вспомогательные контингенты, организованные на иных началах, - например, путем принудительного взимания или поставки местной властью определенного числа физически годных рекрутов от покоренных народов, и конечно, без соблюдения при этом территориального или родового принципов. Но составленное из кочевников ядро армии продолжало сохранять и далее основные начала своего устройства, являясь благодаря этому превосходным орудием войны в руках самого Чингисхан а и той плеяды талантливых полководцев, которых он сумел создать при жизни и передать своим преемникам на монгольском троне.

Сущность аграрной реформы
Столыпинская аграрная реформа, буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России. Началась указом 9 ноября 1906, прекращена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени председателя Совета министров П. А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы. Социально-экономическая сущность...

Цеховая регламентация
Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколь...

Второй период маньчжурских завоеваний. Неродное сопротивление
Так завершился первый период маньчжурского вторжения в Китай. На протяжении 1644-1647 гг. цинским армиям удалось подавить сопротивление в Северном и Центральном Китае, а также в основных районах Южного Китая. Однако патриотическая борьба все еще продолжалась. В 1648 г. в большинстве провинций вновь вспыхнули вооруженные восстания. Их по...

Выстилает заднюю стенку глазного яблока и занимает 72% площади его внутренней поверхности. Он называется СЕТЧАТКОЙ . Сетчатка имеет форму пластинки толщиной приблизительно в четверть миллиметра и состоит из 10 слоев.

По своему происхождению сетчатка является выдвинутой вперед частью мозга: в процессе развития эмбриона сетчатка образуется из глазных пузырей, которые являются выпячиваниями передней стенки первичного мозгового пузыря. Главный из ее слоев - это слой светочувствительных клеток - ФОТОРЕЦЕПТОРОВ . Они бывают двух видов: ПАЛОЧКИ и КОЛБОЧКИ . Такие названия они получили благодаря своей форме:

Палочек в каждом глазу насчитывается около 125-130 миллионов. Они характеризуются высокой чувствительностью к свету и работают при низкой освещенности, то есть отвечают за сумеречное зрение. Однако палочки не способны различать цвета, и с их помощью мы видим в черно-белом цвете. Они содержат зрительный пигмент РОДОПСИН .

Палочки расположены по всей сетчатке, кроме самого центра, поэтому благодаря именно им обнаруживаются предметы на периферии поля зрения.

Колбочек гораздо меньше, чем палочек - около 6-7 миллионов в сетчатке каждого глаза. Колбочки обеспечивают цветовое зрение, но они в 100 раз менее чувствительны к свету, чем палочки. Поэтому цветное зрение - дневное, и в темноте, когда работают только палочки, человек не может различать цвета. Колбочки гораздо лучше, чем палочки, воспринимают быстрые движения.

Пигмент колбочек, которому мы обязаны цветным зрением, называется ЙОДОПСИН . Палочки бывают «синие», «зеленые» и «красные», в зависимости от длины световой волны, которая они преимущественно поглощают.

Колбочки расположены, главным образом, в центре сетчатки, в так называемом ЖЁЛТОМ ПЯТНЕ (еще его называют МАКУЛА ). В этом месте толщина сетчатки минимальная (0.05-0.08 мм) и отсутствуют все слои, кроме слоя колбочек. Макула имеет желтый цвет из-за высокого содержания желтого пигмента. Желтым пятном человек видит лучше всего: вся световая информация, попадающая на эту область сетчатки, передается наиболее полно и без искажений, с максимальной четкостью.

Сетчатка человека устроена необычно: она как бы перевернута. Слой сетчатки со светочувствительными клетками находится не спереди, со стороны стекловидного тела, как можно было бы ожидать, а сзади, со стороны сосудистой оболочки. Чтобы добраться до палочек и колбочек, свет должен сначала пробраться через 9 остальных слоев сетчатки.

Между сетчаткой и сосудистой оболочкой находится пигментный слой, содержащий черный пигмент - меланин. Этот пигмент поглощает свет, идущий через сетчатку, и не дает ему отражаться обратно, рассеиваться внутри глаза. У альбиносов - людей с врождённым отсутствием меланина во всех клетках тела - при высокой освещенности свет внутри глазного яблока отражается во всех направлениях поверхностями сетчатки. Как результат, одиночное дискретное пятно света, которое в норме возбудило бы только несколько палочек или колбочек, отражается повсюду и возбуждает много рецепторов. Поэтому у альбиносов острота зрения редко бывает выше 0,2-0,1 при норме 1,0.



Под воздействием световых лучей в фоторецепторах происходит фотохимическая реакция - распад зрительных пигментов. В результате этой реакции выделяется энергия. Эта энергия в виде электрического сигнала передается на промежуточные клетки - БИПОЛЯРЫ (их еще называют интернейроны или вставочные нейроны), а затем на ГАНГЛИОНАРНЫЕ КЛЕТКИ , которые генерируют нервные импульсы и по нервным волокнам отправляют их в мозг.

Каждая колбочка соединяется через биполярную клетку с одной ганглионарной клеткой. А вот сигналы палочек, идущие к ганглионарным клеткам, подвергаются так называемой конвергенции: к одной биполярной клетке подсоединяется несколько палочек, она суммирует их сигналы и передает на одну ганглионарную клетку. Конвергенция позволяет увеличивать световую чувствительность глаза, а также чувствительность периферийного зрения к движениям, тогда как в случае колбочек отсутствие суммирования позволяет увеличивать остроту зрения, но при этом чувствительность "колбочного" зрения понижена.

По зрительному нерву информация об изображении с сетчатки поступает в мозг и там обрабатывается, таким образом, что мы видим конечную картину окружающего мира.

Подробнее: мозговая часть зрительной системы (зрительного анализатора)


Строение зрительного аппарата человека
1 - сетчатка,
2 - неперекрещенные волокна зрительного нерва,
3 - перекрещенные волокна зрительного нерва,
4 - зрительный тракт,
5 - наружное коленчатое тело,
6 - зрительная лучистость,
7 - зрительная кора головного мозга
8 - глазодвигательный нерв
9 - верхние бугры четверохолмия

У человека и высших обезьян половина волокон каждого зрительного нерва правой и левой стороны перекрещиваются (так называемый зрительный перекрест, или ХИАЗМА ). В хиазме совершают перекрест только те волокна, которые передают сигнал от внутренней половины сетчатки глаза. А это означает, что зрение левой половины изображения каждого глаза направляется в левое полушарие, а зрение правой половины каждого глаза - в правое!

Пройдя через хиазму, волокна каждого зрительного нерва образуют зрительный тракт. Зрительные тракты проходят по основанию мозга и достигают подкорковых зрительных центров - наружных коленчатых тел. Отростки нервных клеток, расположенных в этих центрах, формируют зрительную лучистость, которая образует большую часть белого вещества височной доли головного мозга, а также теменной и затылочной доли.

В конечном счете, вся зрительная информация передается в виде нервных импульсов в головной мозг, его высшую инстанцию - кору, где и происходит формирование зрительного образа.

Зрительная кора расположена - представьте себе! - в затылочной доле головного мозга.

В настоящее время уже многое известно о механизмах зрительной системы, но нужно честно признать, что современная наука еще не знает до конца, как именно мозг справляется со сложнейшей задачей преобразования электрических сигналов сетчатки в зрительную сцену в том виде, как мы ее воспринимаем - со всей сложностью форм, глубины, движения и цвета. Но изучение этого вопроса не стоит на месте, и, будем надеяться, наука в будущем разгадает все тайны зрительного анализатора и сможет использовать их на практике - в медицине, кибернетике и других областях.

Обучающий видеофильм:
Строение и работа зрительного анализатора