» » Идейно художественный анализ дедушка некрасова. Поэма Некрасова "Дедушка": анализ и характеристика произведения

Идейно художественный анализ дедушка некрасова. Поэма Некрасова "Дедушка": анализ и характеристика произведения

В 70-е годы Некрасов много и плодотворно работает в лироэпическом роде - жанре поэмы. Он продолжает начатое еще в предыдущий период свое крупнейшее произведение - «Кому на Руси жить хорошо», создает поэмы о декабристах - «Дедушка» и «Русские женщины», пишет сатирическую поэму «Современники». Первым по времени в ряду этих произведений была поэма «Дедушка».

Толчком для создания «Дедушки» послужило более раннее событие. В 1856 г. был объявлен манифест ссыльным декабристам. Воспользоваться императорской милостью спустя 30 лет после восстания смогли немногие. В их числе был бывший генерал Сергей Григорьевич Волконский - человек большого благородства и обаяния. В какой-то мере С. Г. Волконский был прототипом главного героя «Дедушки», хотя, разумеется, сходство этого героя с прототипом не следует преувеличивать. Образ дедушки предстает через строгую чистоту детского восприятия:

Раз у отца в кабинете,

Саша портрет увидал.

Изображен на портрете

Был молодой генерал.

«Кто это?» - спрашивал Саша,

Кто?.. Это дедушка твой.-

И отвернулся папаша,

Низко поник головой.

………………………………………

«Папа, чего ты вздыхаешь?

Умер он... жив? Говори!»

- Вырастешь, Саша, узнаешь.

«То-то... ты скажешь, смотри!..»

«Вырастешь, Саша, узнаешь!» - слышит мальчик и от матери. И вот дедушка появляется в родительском доме - несмотря на годы бодрый, красивый, с твердой поступью. Начинается знакомство и сближение деда и внука. В этих сценах в полной мере обозначен важнейший мотив поэзии Некрасова - чувство ответственности (не только личной, но и сословной) за судьбы народа, чувство вины и покаяния лучших людей привилегированного класса, побудивших их к открытому протесту и возмущению.

Порядочный человек не может быть счастлив, если вокруг него несчастны другие люди, особенно, если он сознает себя живущим за их счет - это настроение сближало «кающихся дворян» разных поколений, и связь поколений проявляется в страстном желании дедушки передать внуку выстраданный им опыт, свой самый заветный принцип - всегда дорожить честью.

В воспоминаниях дедушки важное место занимает рассказ о тарбагатайском «чуде» (заимствованный Некрасовым из «Записок декабриста» А. Е. Розена). Горсточку русских крестьян, старообрядцев сослали «в страшную глушь», таким парадоксальным образом предоставив самим возможность распоряжаться своей судьбой, не мешая им. Через год уже здесь стояла деревня (получившая название Тарбагатай), мужики запаслись «зверем из темного бора, рыбой из вольной реки», начали собирать хлеб с прежде бесплодной земли.

Та же идея преемственности различных поколений интеллигенции прослеживается и в «Русских женщинах». Недаром поэма «Княгиня М. Н. Волконская» имеет подзаголовок «Бабушкины записки» и адресована внукам:

Я им завещаю железный браслет...

Пускай берегут его свято:

В подарок жене его выковал дед

Из собственной цепи когда-то...

Так вновь возникает образ героя предыдущей поэмы, «дедушки».

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Поэма Некрасова "Дедушка" была написана в 1870 году. В ней рассказывается про маленького любознательного мальчика, который никогда в жизни не видел своего родного деда. Когда возникает их долгожданная встреча, выясняется, что когда-то дедушка был декабристом. Сейчас он возвращается из далекой ссылки.

Сюжет поэмы

Главный герой поэмы Некрасова "Дедушка" - это мальчик, которого зовут Саша. В первых строфах произведения он внимательно изучает портрет своего прародителя. На картине он в форме генерала, причем очень молодого человека. Но за всю свою жизнь Саша так ни разу его не видел.

При этом главного героя интересует судьба его родственника. Он регулярно спрашивает у родителей, почему нельзя увидеться с дедушкой. Ответ на это только один. Узнаешь и поймешь, когда вырастешь.

Спустя какое-то время в жизни Саши происходит радостное событие. Отец ему наконец сообщает, что совсем скоро они смогут увидеть дедушку. Мальчик весь в нетерпении, ему хочется увидеть старика, поговорить с ним. Но нужно подождать, дедушке предстоит проделать долгий путь, прежде чем они встретятся.

Встреча с родственником

Долгожданная встреча в поэме Некрасова "Дедушка" наконец происходит. Приехавшего издалека генерала в отставке встречают с радостью все родные. Саша сразу же интересуется, где он так долго пропадал.

Но, как ни удивительно, тот отвечает в точности так же, как и родители мальчика. Мол, узнаешь и поймешь, только когда вырастешь. Со временем они сильно сближаются. Оказывается, несмотря на большую разницу в возрасте, у дедушки и внука много общих тем и интересов. Они часто проводят время вместе, много гуляют и общаются.

История деда

В поэме Некрасова "Дедушка", краткое содержание которой вы сейчас читаете, рассказывается, что пожилой генерал много лет провел в деревне под названием Тарбагатай. Она была расположена в глуши, вдали от столиц и крупных городов. Туда власти массово ссылали всех неугодных им граждан.

По рассказам самого старика, это местность, расположенная за Байкалом, о которой мало кто знает или когда-нибудь слышал.

Жить в таком поселении любому человеку непросто. Но старому генералу помогло то, что он, невзирая на свое высокое звание, никогда не чурался самой обычной работы. В кратком содержании поэмы "Дедушка" Некрасова обязательно нужно описать, как он однажды поразил испуганного крестьянина: попросил у него плуг, мастерски продемонстрировав, как он с ним управляется. Эти истории очень удивляют теперь и его внука.

Дедушка в стихотворении Некрасова Н. А. сильно переживает за простой народ. Отмечая, правда, что сейчас ему стало немного полегче, а в будущем его участь должна стать еще краше. Вот в этом он нисколько не сомневается.

В результате бывший генерал пробуждает в своем юном и пытливом внуке настоящую тягу к науке и знаниям, мальчик начинает с интересом учиться. Вскоре приходят и первые успехи.

В самом конце поэмы Н. Некрасова "Дедушка" старый генерал признает, что теперь мальчик готов узнать его печальную историю, напрямую связанную с прошлым страны. Так все читатели поэмы "Дедушка" Некрасова Н. А. понимают, в чем был секрет генерала. Он выступил на стороне декабристов. После этого был отправлен в ссылку на много лет.

Как создавалась поэма

В 1870 году впервые увидела свет поэма Николая Некрасова "Дедушка". Начало действия этого поэтического произведения отсылает нас в 1856 год, когда был издан манифест, согласно которому декабристы получили право возвращаться в родные города и поселения из продолжительной ссылки.

В такой же ситуации оказывается и пожилой герой. Стоит отметить, что это собирательный образ. Хотя, по мнению исследователей, у него есть конкретный прототип. Это Сергей Волконский, который приехал из ссылки в 68 лет, будучи глубоким стариком. Но при этом, как признавали окружающие, оставался статным и красивым.

Экс-генерал Волконский, вернувшийся, естественно, разжалованным, очень любил разговаривать с мужиками, что отмечали многие окружающие. Интересно, что крестьянские дети его так и называли - дедушка.

Еще одним прототипом персонажа поэмы Некрасова "Дедушка", анализ которой приведен в этой поэме, является Михаил Бестужев. Он также вернулся из продолжительной ссылки. В 1869 году Некрасов какое-то время близко с ним общался.

Примечательно, что у поэмы есть посвящение Зинаиде Николаевне Некрасовой. В то время она была гражданской женой поэта.

Анализ поэмы "Дедушка" Некрасова

Произведение, которому посвящена эта статья, исследователи относят к реалистичным поэмам. При этом из соображений цензуры, которые существовали в то время в России, автор не указывает прямо, что пожилой герой является декабристом. Формально их деятельность и в то время была под запретом, ведь они обвинялись в попытке свержения государственного строя.

Однако все читатели понимают, о чем идет речь. В качестве подсказок читателю служит то, что дедушка постоянно мечтает о свободе и о том, чтобы богатым был русский народ. При этом обещает, что и солдатам, и крестьянам вскоре заживется намного легче. В этой части поэмы содержится прямой намек на грядущие реформы Александра II, которых в то время ожидали многие представители прогрессивной общественности.

Характеристика главного героя

Некрасов в своей поэме применяет интересный литературный прием. Читатель видит дедушку-декабриста глазами его внука. Причем перед мальчиком проходит вся жизнь доблестного военного.

Сначала он - один из героев освободительной Отечественной войны 1812 году, когда русской армии удалось победить французов. В их доме висит портрет молодого дедушки, на котором он уже стоит в генеральской форме.

Со временем главному герою становится известно, что его дедушка окружен некой печальной и неизвестной тайной. Так глазами главного героя, юного мальчика, узнаем еще одного главного персонажа - его дедушку. Можем понять и догадаться, кем он был в действительности.

Со временем мама Саши начинает ему подробно рассказывать о том, какими качествами обладает его дедушка. Это смелость, доброта, но при этом глубокая внутренняя трагедия.

Когда он, наконец, приезжает откуда-то издалека, всем становится поначалу ясно, что он со всем примирился. Но все дальнейшие события, которые происходят в этом произведении, приводят к мысли, что это совсем не так.

Декабристы

Благодаря исторической основе поэмы Некрасова "Дедушка", которая нам хорошо известна из школьного курса истории, мы знаем, кто такие были декабристы. Одно из их главных отличий от других революционеров и противников режима состоит в том, что практически все было построено исключительно на идеологических и идеализированных соображениях.

Поэтому, даже спустя много лет, дедушку не отпускает мысль о мести и такой необходимой всеобщей народной свободе. Поэтому он даже как-то призывает самого Сашу беречь свою честь и отомстить за обиды, нанесенные ему много лет назад. Некоторым исследователям творчества Некрасова он напоминает библейского героя, который страдает за свой народ. Подобострастно к нему относятся и все родные в реальности. Родной сын падает в ноги, мать Саши начинает бережно и аккуратно расчесывать седые кудри. Саша с интересом и благоговением расспрашивает о ранах, которые есть у дедушки на руке и ноге.

Описывая портрет пожилого героя, поэт не жалеет ярких эпитетов. Он упоминает, что дедушка был древним по возрасту, но при этом все еще оставался красивым и бодрым. У него были целы практически все зубы, а осанка и поступь нисколько не потеряли своей твердости за годы ссылки. Седые кудри и борода, искренняя улыбка придавали его образу особый шарм.

Есть, кстати, в поэме и некоторые черты в описании героя, которые также совпадают с внешностью библейского персонажа. В частности, встречаются перепевы с библейскими фразами о том, что имеющий уши обязательно услышит, а имеющий глаза обязательно увидит.

Природа в поэме

Пристальное внимание в поэме Некрасова уделено окружающей природе. Дедушка подолгу гуляет с внуком, сравнивая ту красоту, которая их окружает, с глухой и безлюдной природой в местах, в которых он отбывал свою ссылку. При этом бывший генерал, несмотря на свой высокий в прошлом статус, ведет себя очень просто. Охотно общается с мужиками. При этом практически ни минуты не может оставаться без дела. Он постоянно что-то чинит, ремонтирует, пашет, копает грядки, тачает, плетет. Всегда быть чем-то занятым он привык за все время, которое провел в ссылке.

К народу его тянет еще и благодаря проникновенному песенному творчеству. Временами он затягивает песни про декабристов и их ссылку. Стоит отметить, что и сам Некрасов посвятил не одно свое поэтическое произведение Волконской или Трубецкой, а сама поэма "Дедушка" открывает целый цикл его поэм, посвященных декабристам.

Некрасов вкладывает свои самые сокровенные мысли в уста дедушки. Так, старик рассуждает, что успешна только та страна, в которой население не ведает, что такое тупая покорность. А верит только в добрую и истинную силу, разум и единодушие. С помощью своего престарелого героя Некрасов сам взывает к читателю, отмечая, что горе и несчастье ждут отсталую и разоренную страну.

Отрицательные персонажи

Интересно, что в этой поэме хватает отрицательных героев. Описывая их несправедливости по отношению к народу, поэт часто прибегает к метафорам. Например, пишет, что господа и чиновники разных мастей просто давят сок из народа.

А вот подьячие, по его меткому выражению, подлые.

Художественные средства

Описывая подьячих и других власть имущих, он их сравнивает с алчной стаей хищников, которые отправляются в неправедный поход против народа, приближая собственную отчизну к неминуемой гибели.

Достается от Некрасова в этом произведении и военным начальникам. Они, по его словам, зазря зверствуют, вгоняя в пятки души солдат так, что после этого зубы их подчиненных сыплются градом. А в строю они даже не позволяют им дышать. В данном случае Некрасов применяет такой распространенный стихотворный прием, как гипербола.

Основная мысль поэмы

Понять основную мысль этого произведения помогает описание исторической поэмы Некрасова "Дедушка". Ее ключевая тема - это необходимость передать новым поколениям ценности, которые истинны с точки зрения автора и главных героев, в первую очередь - самого отставного генерала. А это счастье и абсолютная народная свобода, богатство и процветание государства.

Некрасов пытается донести до читателя свою главную мысль - дело декабристов не погибло. Оно по-прежнему живо и имеет большое количество последователей. Его продолжают вести новые не менее образованные и патриотичные представители молодежи.

Композиция поэмы

Поэтическое произведение Николая Некрасова состоит из 22 небольших глав. Интересно, что сразу несколько из них заканчиваются одинаковым рефреном: "Вырастешь, Саша, узнаешь". А еще несколько глав различными риторическими вопросами: "Кто? Кто же имеющий душу мог это вынести?"

По размеру поэма сравнительно небольшая, при этом ее действие охватывает несколько лет. Все начинается с вопроса, который совсем маленький мальчик Саша задает про своего дедушку, которого увидел на портрете.

Завершается поэма искренним желанием Саши узнать печальную историю своего престарелого родственника.

Есть в поэме несколько вставных эпизодов, в которых дедушка пускается в рассказы о поселениях в Сибири, которые он там встретил.

Сама поэма написана поэтом трехстопным дактилем. Женская рифма в ней чередуется с мужской.

Маленький Саша однажды увидел в кабинете у отца портрет какого-то молодого генерала и решил спросить, кто это. Отец ответил, что этот человек — его дедушка. Но подробно о нем не стал рассказывать. Так начинается поэма Некрасова «Дедушка

Саша после этого побежал к своей матери и принялся расспрашивать ее, где сейчас находится этот человек, и почему мальчик никогда не видел его. У матери выступили слезы на глазах, она печально ответила сыну, что он все сам узнает, когда вырастет. Вскоре этот таинственный дедушка приехал в гости к семье мальчика. Все дружно его встречали, были счастливы. Саша решил спросить у деда, почему его так давно не было в доме, и где его мундир. Но тот ответил, повторяя слова матери: «Вырастешь — узнаешь». Поэма Некрасова «Дедушка» продолжается следующим образом.

Саша быстро подружился с главным героем, они много времени проводили, гуляя вместе. Дедушка производил впечатление очень мудрого и опытного человека. Он был стройным и статным, с серой бородой и белыми кудрями. По натуре этот человек казался простым, никакой труд его не пугал. Он много рассказывал о деревне Тарбагатай, находящейся где-то за Байкалом. Саша не мог пока понять, где именно она расположена, но надеялся узнать, когда вырастет.

Поэма «Дедушка» (Некрасов), краткое содержание которой мы описываем, рассказывает, в частности, о том, чем занимался главный герой, приехав домой. Дед был генералом, но, несмотря на это, он отлично управлялся с плугом, даже вспахал в одиночку целое поле. Ни минуты не сидел он без труда. Приехав домой, дедушка гулял, наслаждался природой, общением с внуком, все время работал (то на огороде, то за плугом, то что-то штопал, чинил).

А еще он пел песни, рассказывал истории, которые очень заинтересовали мальчика, выросшего в хорошей семье, привившей ему интерес к судьбе и истории российского народа. Дед часто грустил, вспоминая что-то. Когда Саша интересовался причиной этой печали, он отвечал, что все уже прошло, все хорошо. Ведь совсем иное время сейчас, нынче народу полегче. анализ поэмы дедушка некрасов Раньше в стране он видел такое множество страданий, что теперь спокойным и мирным казалось ему все вокруг.

Дед часто исполнял песни о свободном народе, славном походе, красавицах чудных. Справно тянулось время. Дед всегда отвечал на любые Сашины вопросы тем, что говорил: «Вырастешь — узнаешь». У мальчика таким образом появился живой интерес к учебе. Через некоторое время он уже изучал географию, историю. Мальчик мог показать на карте, где находится Петербург, Чита, многое рассказать о быте русского народа. Дед из-за прошлых ранений стал хворать все чаще. Ему теперь потребовался костыль. Он понимал, глядя на Сашу, что мальчик совсем скоро узнает о страшных событиях, произошедших недавно в России, — о восстании декабристов. Так заканчивается поэма Некрасова «Дедушка».

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Цели занятия:

Учить связывать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников; сравнивать художественный текст и портрет художника;

Развивать навык обобщения полученных данных и фиксировать результат работы в виде суждения.

Введение

Вопрос: Что вы знаете о русском поэте Николае Алексеевиче Некрасове?

Ответ: Он написал стихотворения «Железная дорога», «Соловьи», «Крестьянские дети». Почти все произведения посвятил русскому народу, крестьянам и т.д.

Вопрос: Какое произведение называется поэмой? Где искать определение?

Ответ: Поэма - один из видов лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

Очень часто русские поэты создавали свои поэмы на основе исторических событий (Пушкин «Медный всадник», Лермонтов «Песня о купце Калашникове» и др.) Сегодня мы обратимся к поэме Н.А.Некрасова «Дедушка», будем учиться постигать смысл этого произведения, ответим на вопросы:

В чем заключался подвиг декабристов?

Почему Некрасов обратился к истории декабриста Волконского?

Что нового я узнал о прошлом родной страны?

Поэма «Дедушка» была написана в 1870г. Основана на реальных исторических событиях. "Дедушка" - одно из первых в русской литературе больших произведений о декабристах, открывающее цикл декабристских поэм Некрасова. Герой "Дедушки" - декабрист, вернувшийся в числе немногих уцелевших из сибирской ссылки в 1856 г. Прототипом его, как принято считать, послужил князь С. Г. Волконский (1788--1865). (Прототип - конкретный человек, послуживший автору для создания образа). В работе над поэмой Некрасов использовал воспоминания декабристов и их современников, в частности "Записки декабриста" барона А. Е. Розена, некрологи С. Г. Волконского в газете "День» , устные рассказы сына декабриста М. С. Волконского, а также знакомую е книгу С. В. Максимова "Сибирь и каторга".

Что мы узнали о декабристах?

Среди этих дворян, открыто выразивших протест царю, был Сергей Григорьевич Волконский, чья личность привлекла внимание поэта Некрасова. Чем же интересен этот человек?

Князь Серге́й Григо́рьевич Волко́нский (годы жизни 1788 -) — генерал-майор, бригадный командир 19 пехотной дивизии (1825); герой Отечественной войны 1812 года , декабрист . Из старинного рода черниговских князей . Записан на службу сержантом в Херсонский гренадерский полк 1 июня и после нескольких «перечислений» в разные полки определен ротмистром в Екатеринославский кирасирский полк в декабре . Действительную службу начал 28 декабря поручиком в Кавалергардском полку. В 1812 году находился в Свите Императора, а затем состоял в отряде Ф. Ф. Винцингероде . Храбро сражался с французами и за отличие в защите переправ через р. Москву у с. Орехово 20 октября получил чин полковника, а за бои на Березине награждён орденом Св. Владимира 3-й ст . Герой Отечественной войны 1812 года.

Портрет С.Волконского художника Джоржа Доу

Осуждён по 1-му разряду, лишён чинов и дворянства. 10 июня 1826 года приговорён был к «отсечению головы», но по Высочайшей конфирмации от 10 июля 1826 года смертный приговор был заменён на 20 лет каторжных работ в Сибири (22 августа 1826 года срок сокращён до 15 лет, в 1832 году — до 10).

Портрет Волконского, исполненный с натуры в1823 году , по приказанию Николая I был исключён из числа предназначенных к помещению в галерее и только много лет спустя, уже в начале XX века , занял в ней подобающее место.

Каторгу отбывал на Благодатском руднике, в Читинском остроге , на Петровском Заводе . В 1837 году на поселении в селе Урик под Иркутском . С 1845 года проживал с семьёй в Иркутске.

По амнистии 26 августа 1856 года ему было разрешено вернуться в Европейскую Россию, было возвращено дворянство, но не княжеский титул. Из наград по особой просьбе ему были возвращены воинский орден Георгия за Прейсиш-Эйлау и памятная медаль 1812 года (этими наградами он дорожил особенно). Женат был на Марии Николаевне Раевской — дочери героя 1812 г. Н. Н. Раевского , которая последовала за ним в Сибирь, дети - Михаил и Елена.

В поэме говорится о возвращении деда Саши из ссылки в 1856 году. Некрасов показывает своего героя таким, каким он был в момент возвращения из ссылки.

Каждое произведение искусства -будь то портрет художника или словесное описание человека в литературе -своими средствами создает образ. Лучше, когда есть и то, и то.

Прочитаем прозаический текст - это отрывок из книги С.М. Волконского-внука «О декабристах»:

…. внешность Сергея Григорьевича производила очень сильное впечатление: высокий рост, широки плечи, большая окладистая белая борода и длинные до плеч седые волосы; он вызывал в памяти образ патриарха. На улице люди, не знавшие его, оборачивались. Он внушал ту тишину, которая есть всегдашний спутник уважения . Один мой хороший приятель (…), рассказывал мне, что однажды, проходя мимо постоялого двора, на соборной площади, он увидел сидящего на лавочке старца с белой бородой. В крылатке и широкополой шляпе сидит он, сложив руки на крючковатой палке. Мой знакомый, в то время совсем молодой человек, до такой степени был поражен зрелищем его, что, проходя мимо, невольно замедлил шаг и низко поклонился. Уже после ему сказали, что это декабрист Волконский. (…)

Палка эта была у меня; это та палка, с которой он изображен на известной литографии Кирхнера. А широкополую шляпу и крылатку знал весь Иркутск. Карманы крылатки всегда были набиты леденцами и пряниками , и встречавшие его дети издали уже кричали: "Дедушка идет!" С хохотом и плясом бежали они за ним, предвкушая обычную раздачу. Но дедушка имел свои привычки и соблюдал их в мелочах так же неотступно, как в важных случаях жизни соблюдал принципы. Он шел на мост через речку Ушаковку и только здесь, на мосту, начиналась раздача с разнообразной игрой. И долго раздавались звонкий смех и звонкие голоса над рокотом говорливой реки и вырисовывался на мосту в лучах закатного солнца высокий образ в крылатке и широкополой шляпе...

Общие черты, присущие главному герою поэмы Некрасова:

Это старый, мудрый, всеми уважаемый человек, жизнь его была тяжела, наполнена страданиями и испытаниями; он образован; любовь к труду, созидающее начало; любовь к детям; интересный человек, щедрый, добрый. Способный сострадать, сопереживать; любил разговаривать с простыми людьми, с крестьянами; любил петь.

Прокомментируем исторические реалии, о которых пишет Некрасов:

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

Крепостное право на Руси, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось в ХV веке. До этого землей владели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь иногда почти в рабской зависимости от землевладельцев. Были и свободные крестьяне, работавшие на своей земле. Большинство крестьян могло свободно переходить с одного места на другое. Такая неопределенность земельных отношений не могла продолжаться после того, как московские князья начали "собирать русскую землю".

Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Московским князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и для проведения своей политики. В вознаграждение за службу в войсках и при княжеском дворе вместо денег служилым людям давались земли, так называемые "поместья", доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться "помещиками", должны были по первому требованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья.

Для обеспечения поместий рабочей силой стали приниматься меры к тому, чтобы "прикрепить" крестьян к той земле, на которой они сидели. Развитие такой системы привело к тому, что большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам. Таким образом, на этих землях создалась зависимость крестьян от землевладельцев.

Сначала помещики владели поместьями временно. Крестьяне, работавшие у них, им не принадлежали. Если помещик плохо служил государству, его сменяли и на его место назначали другого. Помещики, хорошо исполнявшие свои обязанности, оставались в своих поместьях обычно всю жизнь. Когда умирал отец, помещиком назначался его сын и так далее. Земля постепенно становилась их собственностью, а крепостные крестьяне, работавшие на ней, оказывались прикрепленными уже не только к земле, но и к помещику.

Ни помещику, ни государству уже не было выгодно разрешать свободный уход крестьян с занятой ими земли. Поэтому крестьян старались удержать на месте. Свободный переход в любое время от одного помещика к другому был запрещен. Такой переход разрешался только один раз в год в определенный день. Однако на практике крепостные нередко теряли это право. Если они занимали у помещика деньги и не могли уплатить ему долга, они должны были продолжать работать у него. Иногда богатые помещики, которым нужна была рабочая сила, приезжали в соседние поместья, уплачивали крестьянские долги и переселяли этих крепостных к себе.

С этого бремени помещики стали полными хозяевами земли и людей. Над своими крепостными они получили и административную и судебную власть, а также собирали с них установленные государством налоги.

Отношения между помещиками и крепостными не были достаточно определены законом. Поэтому крепостные в значительной степени зависели от произвола помещика. Постепенно крепостное право становилось все более и более похожим на рабство. Помещики могли уже продавать своих крепостных с землей и без земли, иногда даже разделяя мужа с женой.

До второй половины ХVIII века за право владеть крепостными и землей помещики продолжали работать для государства. В 1761 году Петр III своим "указом о вольности дворянства" освободил дворян (помещиков) от обязанности служить государству; крепостные же остались собственностью помещика. После этого крепостное право уже фактически превратилось в рабство.

Начиная с Павла I, каждый русский император немного облегчал положение крепостных. Наконец, в 1861 году Александр II своим историческим манифестом отменил крепостное право.

В поэме Некрасова «Дедушка» герой рассказывает о чудо-деревне Тарбагатай, где крестьяне живут хорошо, счастливо. Такое село действительно существовало и существует сейчас. О нем узнали именно из поэмы Некрасова. Тарбагатай находится в Бурятии, основано в начале 18 века по названию местности, богатой тарбаганами - сурками. Сюда Екатерина 11 выслала раскольников, старообрядцев - людей старой веры, не желавших следовать новой церковной реформе. Раскольники всегда подвергались гонениям. Селились они в основном в Сибири семьями, жили честно и праведно, следовали традициям и трудились. Вот об этих людях рассказывает дедушка.

http://img-b.photosight.ru/209/3871021_large.jpeg

Сведения его достоверны, так как известно, что в сентябре 1830 года ссыльных декабристов перевели из Читинского острога в Петровский завод. В Тарбагатае они остановились на отдых и увидели богатую, благополучную жизнь крестьян. Это «чудо» поразило деда-декабриста, ведь «воля и труд человека дивные дивы творят!» То есть эти люди были свободны, работали на своей земле, для себя и могли себе позволить сыто есть, нарядно одеваться, покупать предметы быта, мебель. Почему же такое невозможно и во всей России? Такой вопрос, видимо, задавал и Некрасов себе и своим современникам. Поэта тоже ведь волновало, что крестьяне живут плохо. Поэтому устами деда он рассказал об этом в поэме.

В 1824 году в Тарбагатае побывал инженер и писатель А.И. Мартос, вот как он описывает эти земли: «…Скоро показалось и селение, раскинутое в пространной долине, с двумя церквами. Несмотря на чувствительную стужу, люди стояли кружком у ворот; женщины, одетые в настоящем русском национальном платье, в повойниках унизанных жемчугом, с покрытыми фатами; мужчины в нарядных зимних кафтанах, в шапках набекрень (…) Я спешил войти в дом; чистые сени привели меня в опрятную комнату. Мне это с первого взгляда очень понравилось. "Чей это дом?" - спрашиваю женщину, которая пришла поздравить меня с приездом. - Крестьянина, сударь! Отвечает мне. Мебель красного дерева, со вкусом выработанная, полы покрытые коврами, большие зеркала в нарядных рамах, в третьей комнате часы с музыкою, заставили меня забыть ответ и снова повторить прежний спрос. - Хозяин наш крестьянин Верхнеудинского округа, - отвечает женщина, - и теперь его нет дома: он уехал в город, но сего дни ждем его. - Во время моих начальных расспросов выходит и хозяйка, приветствует меня с Новым годом, говорит, что она рада в день сей иметь гостя, и повторяет, что ее муж непременно скоро возвратится. Во время наших разговоров девушка, прекрасная собою, приносит мне чай: он был очень хорош; скоро приглашают обедать. - Четыре блюда, хорошо приготовленные, чистый прибор, чистая скатерть и салфетки, очень хорошо вычищенные серебряные ложки придали мне и лучший аппетит.(…)

Назад тому с небольшим 50 лет несколько юрт занимало долину Тарбагатайскую; пришли русские со своим прилежанием, с своею страстью к землепашеству, и все переменилось. Довольство есть отпечаток совершенного благополучия колонии (….) В 1765 году сорок тысяч старообрядцев велено переселить в Сибирь; они следовали водою из Калуги до Верхотурья и продолжали идти далее сухим путем. В Тобольске сформировали из них два пехотные полка: Томский и Селенгинский; остальных затем разделили надвое: одна часть поселена по Иртышу, другая за Байкалом. Последние избрали урочище Тарбагатай, но одна часть их подалась еще ближе к Китайским пределам на берега Чикоя, где основалась, и, как известно, живет в совершенном довольстве. Старообрядцы пришли сюда семьями, водворены семьями и потому сохранили доселе имя семейных. Для начальных обзаведений выдано было каждому по лошади, корове, сошнику и семян на посев. Так в недрах Сибири жители Стародуба, Добрянки, Гомеля обрели для себя новое отечество, а неутомимое прилежание, деятельность, даровали переселенным возможное на земле счастие. Настоящее поколение, родившееся за Байкалом, довольно своим настоящим».

Заключение

О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушк а)

Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)

Что говорится о дедушке в начале поэмы?

(в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест (исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена (наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)

Так, кто же этот, «таинственный дед?» (декабрист)

Кто такие декабристы?

( Декабристами называют людей, участвовавших в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными. Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года.)

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра - Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.

Зачем нам нужно знать о декабристаз, о декабрьскои восстании в произведении? (эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)

Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? (отчасти является прототипом героя поэмы)

С.Г. Волконский - герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию. За 5 дней до его ареста, Мария Раевская (Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.

О подвиге Марии Волконской, о ее решении разделить участь с мужем и следовать за ним в Сибирь на каторгу и ссылку известно, наверное, каждому человеку, умеющему читать по-русски. "Вид его кандалов, так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого" - приехав после разлуки в Нерчинские рудники, вспоминала Мария Волконская.

Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).

Что происходит в поэме после того, как приехал дед? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)

Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени.

5 глава

1) «С дедушкой Саша сдружился,

Вечно гуляют вдвоём,

Ходят лугами, лесами,

Рвут васильки среди нив».

2) Описание деда:

«Дедушка древен годами,

Но ещё бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро голова,

Строен, высокого роста,..

3) Речь «апостольски проста»

4) «Рад я, что вижу картину

Милую с детства глазам.

Глянь-ка на эту равнину -

И полюби её сам!»

5) Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.

6) «Дедушка хвалит природу,

Гладит крестьянских ребят».

«Первое дело у деда

Потолковать с мужиком:

«Скоро вам будет нетрудно,

Будете вольный народ!» - Как Вы понимаете эти строки? (верит в перемены)

Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый

а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.

б) приехали через год комиссары - уже выстроена деревня, мельница.

в) ещё через год приехали - крестьяне с бесплодной

земли собирают урожай и т.д.

Так за 50 лет «вырос огромный посад».

Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети - значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)

(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека.)

О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?

(Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)

Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью,)

Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно - медленно таишь…»

О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)

На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.
Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

ИСТОЧНИК

http://fs01.infourok.ru/uploads/russkij-jazyk-i-literatura/conspect/23384122355.docx

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/04/11/urok_literatury_v_6.doc

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9D._%D0%90._%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2._%D0%9E%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8_%D0%B8_%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

Маленький Саша однажды увидел в кабинете у отца портрет какого-то молодого генерала и решил спросить, кто это. Отец ответил, что этот человек – его дедушка. Но подробно о нем не стал рассказывать. Так начинается поэма Некрасова “Дедушка

Саша после этого побежал к своей матери и принялся расспрашивать ее, где сейчас находится этот человек, и почему мальчик никогда не видел его. У матери выступили слезы на глазах, она печально ответила сыну, что он все сам узнает, когда вырастет. Вскоре этот таинственный дедушка приехал в гости к семье

Мальчика. Все дружно его встречали, были счастливы. Саша решил спросить у деда, почему его так давно не было в доме, и где его мундир. Но тот ответил, повторяя слова матери: “Вырастешь – узнаешь”. Поэма Некрасова “Дедушка” продолжается следующим образом.

Саша быстро подружился с главным героем, они много времени проводили, гуляя вместе. Дедушка производил впечатление очень мудрого и опытного человека. Он был стройным и статным, с серой бородой и белыми кудрями. По натуре этот человек казался простым, никакой труд его не пугал. Он много рассказывал о деревне Тарбагатай, находящейся где-то за Байкалом. Саша

Не мог пока понять, где именно она расположена, но надеялся узнать, когда вырастет.

Поэма “Дедушка” (Некрасов), краткое содержание которой мы описываем, рассказывает, в частности, о том, чем занимался главный герой, приехав домой. Дед был генералом, но, несмотря на это, он отлично управлялся с плугом, даже вспахал в одиночку целое поле. Ни минуты не сидел он без труда. Приехав домой, дедушка гулял, наслаждался природой, общением с внуком, все время работал (то на огороде, то за плугом, то что-то штопал, чинил).

А еще он пел песни, рассказывал истории, которые очень заинтересовали мальчика, выросшего в хорошей семье, привившей ему интерес к судьбе и истории российского народа. Дед часто грустил, вспоминая что-то. Когда Саша интересовался причиной этой печали, он отвечал, что все уже прошло, все хорошо. Ведь совсем иное время сейчас, нынче народу полегче. анализ поэмы дедушка некрасов Раньше в стране он видел такое множество страданий, что теперь спокойным и мирным казалось ему все вокруг.

Дед часто исполнял песни о свободном народе, славном походе, красавицах чудных. Справно тянулось время. Дед всегда отвечал на любые Сашины вопросы тем, что говорил: “Вырастешь – узнаешь”. У мальчика таким образом появился живой интерес к учебе. Через некоторое время он уже изучал географию, историю. Мальчик мог показать на карте, где находится Петербург, Чита, многое рассказать о быте русского народа. Дед из-за прошлых ранений стал хворать все чаще. Ему теперь потребовался костыль. Он понимал, глядя на Сашу, что мальчик совсем скоро узнает о страшных событиях, произошедших недавно в России, – о восстании декабристов. Так заканчивается поэма Некрасова “Дедушка”.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Хорошо понимая значение...
  2. Николай Алексеевич Некрасов – новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными...
  3. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) – вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение,...
  4. Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно – «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда – кузнецов,...