» » Институт специального образования и комплексной реабилитации. О

Институт специального образования и комплексной реабилитации. О

Если ребенок не говорит или говорит плохо, это сказывается на его дальнейшем развитии. Логопед Оксана Приходько своей уникальной методикой учит малышей лучше говорить с помощью… дифференцируемого логопедического массажа. Многие детишки, попадая в заботливые руки Оксаны Георгиевны, начинают не только говорить, но и познавать мир. Логопед, о котором с благодарностью вспоминают сотни родителей, поделилась с читателями “МК” секретами своего метода и рассказала, как диагностировать отклонения у младенца на первом году жизни.

Одна из самых тяжелых пациенток логопеда — Аня Румянцева. Сейчас Ане 25 лет, и она чемпионка Москвы и России по плаванию среди подростков-инвалидов и бронзовый призер Паралимпийских игр. А когда-то девочку привели еще к маме Оксаны Приходько, врачу-дефектологу. В медкарте Ани значилось: “некурабельность”. Диагноз, означающий, что ребенок не будет продвигаться в своем психоречевом развитии. Никто не мог и мечтать, что с таким клеймом девочка сможет нормально адаптироваться к жизни. Однако благодаря постоянным занятиям и массажу в семь лет Аня впервые пошла и заговорила. О том, что когда-то она была серьезно больна, напоминают лишь незначительные недостатки в походке и речи.

Мой ребенок будет нормальным?


Не раз Оксане Георгиевне приходилось слышать от мамочек этот вопрос, задаваемый со смесью страха и надежды. На них логопед всегда отвечает честно.

Обнадеживать и обманывать родительницу нельзя, считает Приходько, но страху нагонять тоже не следует. Иначе мама может не выдержать и отказаться от ребенка, а ведь прогресс развития малыша зависит в первую очередь от нее самой. А вот в какой форме нужно преподносить правду, зависит от самой мамы. Одну, по мнению Оксаны Георгиевны, нужно припугнуть: мол, если она не займется ребенком, то положительного результата не будет, а другой достаточно наметить лечение и просто помогать по ходу.


- По молодости я задавала себе вопрос: зачем жить детям, которые полностью не реагируют на внешний мир, плохо видят, плохо слышат, не могут говорить и никакой надежды нет? - поделилась с “МК” Оксана Георгиевна. - Но потом ставила себя на место этой мамы… Я видела женщин, которые начинали светиться счастьем от того, что их тяжело больной ребенок просто посмотрел на них...


Сейчас много детей рождаются с патологиями. И если тяжелая генетическая патология может быть обнаружена в утробе матери, то менее явные нарушения отследить на стадии беременности невозможно. А когда малыш появляется на свет, проблемы с его здоровьем растут как снежный ком. Причин отклонений - масса: плохое здоровье матерей, курение, алкоголизм, экология, генетическая предрасположенность, хронические болезни и многое другое.


Если патологии были диагностированы с первых месяцев, то их легче устранить. На памяти Приходько много таких случаев, когда детей с нарушениями вылечивали.

“Если ребенок в 6 месяцев не сидит, нужно обратится к врачу и проконсультироваться! Бывает, что патология спит в ребенке, как бутончик, и если появляется толчок в виде температуры или судорог, то она может раскрыться в полном виде”, - объясняет “МК” Оксана Георгиевна.

Специалист из маршрутки


Приходько 16 лет проработала в детской психоневрологической больнице №18 логопедом-дефектологом. Да и сейчас не только читает студентам лекции, а еще и ведет прием пациентов. Хотя Оксана Георгиевна не только практикующий дефектолог - она заведующая кафедрой логопедии, декан факультета специальной педагогики, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета. Ее дочка говорит, что мама консультирует детей везде - и в метро, и в электричке, и в маршрутке.


- Я сразу вижу таких детей: рот приоткрыт, губы чуть вялые. Мама иногда и сама не знает, что ее ребенок болен, - рассказала Приходько. - Родители на такие откровения реагируют по-разному. Кто-то признается, что подтверждены их подозрения, а кто-то отказывается соглашаться. Но ребенка-то нужно лечить, и чем раньше, тем это будет эффективнее.


Совсем недавно в одну маршрутку с Оксаной Георгиевной сели мама с дочкой - прямо там дефектолог поставила диагноз и назначила коррекционный курс: “Я получила большое удовлетворение от того, что помогла! Эта семья приехала из другого города, искала специалиста, чтобы вылечить дочку, - и нашла его в маршрутке”.

Проблемы родом из детства


По официальным данным, 86% детей рождаются с невропатологическими отклонениями. Одним не дала здоровья природа, другие получили родовые травмы.

Близнецы Леня и Володя Наконечные стали жертвой врачебной ошибки. Их маме, когда она еще носила детей под сердцем, случайно вкололи стимулятор родов, и мальчики родились семимесячными. Врачи оценили состояние детей, и Володю положили в специальный кувез, где поддерживаются оптимальные условия для развития ребенка. Леня чувствовал себя лучше, поэтому его поместили в обычную кроватку. Но ночью у мальчика была остановка дыхания и сердца, длительные судороги, и состояние резко ухудшилось. После чего Леня приобрел стойкие отклонения в развитии. Вскоре дети попали к Оксане Приходько.


С ребятами логопед занималась не один год по своей методике, регулярно делала массаж и занималась развитием познавательной и речевой деятельности. Сначала оба малыша проходили одинаковые процедуры, но у Вовы прогресс шел намного быстрее, чем у брата. Мальчик стал говорить и в дальнейшем успешно отучился в общеобразовательной школе, а потом закончил и колледж. У молодого человека от былого диагноза ДЦП остался легкий косметический дефект - он прихрамывает. А вот у Лени судьба сложилась иначе: молодой человек на всю жизнь остался тяжелым инвалидом.

Простые движения для больших результатов


В последнее десятилетие в логопедии многие специалисты делают массаж своим пациентам, но единицы делают его с первых месяцев жизни ребенка. Большинство предлагает родителям подождать 3-5 лет, чтобы посмотреть, как проявит себя патология. Но Оксана Георгиевна настоятельно не рекомендует ждать. С помощью простых упражнений можно улучшить разборчивости речи. Казалось бы, как можно понять по младенцу, что у него будут проблемы с речью? Но Оксана Приходько утверждает, что уже в раннем возрасте есть двигательная патология в мышцах и моторике артикуляционного аппарата.


- Не нужно говорить, что все дети индивидуальны и у каждого свой срок заговорить. Это не так, - замечает Приходько. - Ребенок может говорить отдельные маленькие слова, но осмысленно. Говорить “мама” и смотреть именно на нее.


С помощью массажа можно в тяжелых случаях уменьшить степень проявления, а в легких случаях - и вовсе устранить. Массировать нужно язык, губы и даже руки.

Оксана Георгиевна ставит фоном детские песенки и начинает сеанс массажа. Если ребенок боится, то сначала она делает массаж его маме, чтобы малыш понял, что это не страшно. Если с ручками и губами все понятно - их аккуратно массируют круговыми движениями, легко похлопывают и пощипывают, то для языка нужно использовать специальные приспособления. Но можно взять и обычную зубную щетку. Массировать нужно от корня к кончику, поглаживая, и похлопывать. Родители могут делать это и сами, предварительно получив консультацию у невропатолога. Ведь даже для таких на первый взгляд простых действий есть противопоказания: высокая температура, судороги, истерика у малыша. А когда специалист показал, что именно нужно делать, можно и самим делать массаж ребенку.

Ленивая природа


Оксана Приходько говорит, что успех в развитии проблемных детей складывается из трех критериев: природные данные, помощь специалиста и забота матери. Если чего-то из этих трех составляющих не хватает, то обязательно вылезет какая-нибудь патология. Однако, по мнению дефектолога, мамина любовь не должна переходить границы разумного. На ее глазах многие мамы, разбаловав ребенка и не приучив его себя обслуживать, сделали его жизнь хуже: “Нельзя все делать за ребенка!” Логопед считает, что первоочередная задача матери ребенка-инвалида - научить его себя обслуживать. Мотивация - великая вещь: если хочет есть, то он будет стараться и в конце концов научится держать ложку.


Но бывают такие родительницы, которые надеются, что все дефекты пройдут со временем. Оксана Георгиевна рассказала, что однажды к ней привели девочку с задержкой психического развития. Маме дефектолог набросала программу по восстановлению ребенка и велела прийти через три месяца. Мама заявилась спустя полтора года, когда ребенку уже исполнилось три с половиной, и призналась, что по рекомендованной методике не занималась. Девочка ушла с диагнозом “умственная отсталость”…

Только не говорите мужу!


По словам логопеда, на пап диагнозы действуют по-разному. У Оксаны Георгиевны был такой случай, когда семейная пара приехала из Орла показать дочку. Врач диагностировала умственную отсталость и, перед тем как объявить об этом, попросила папу под благовидным предлогом выйти из комнаты. Когда мать услышала диагноз, она разрыдалась и взмолилась: “Только не говорите нашему папе - он нас бросит!” Приходько оставила правду на усмотрение матери: “Здесь я на ее стороне - отцы очень часто бросают семьи с больными детьми”.


- Я стараюсь никого не осуждать, - философски говорит Оксана Георгиевна. - Есть у меня знакомая, которая сдала своего больного ребенка в детский дом. Она работает стюардессой, а ребенка оставлять не с кем. От своего малыша она не отказалась, приходит к нему при любой возможности, но домой взять не может: оставлять не с кем, родственников нет.

Молодая старородящая


Сейчас многие строят планы: вот выучусь, поработаю немножко, а потом, после 30, найду мужа и рожу ребенка. Оксана Георгиевна считает, что лучше рожать до 30 лет и не позже - ведь потом шансы родить неполноценного ребенка многократно увеличиваются. Перед тем как запланировать беременность, врач советует обследоваться и вылечить обнаруженные болезни. Потому что при беременности они резко обострятся, а лечение может вызвать нежелательные последствия у ребенка.


За малышом с первых дней его жизни нужно постоянно следить и, если что-то идет не так, срочно бить тревогу и обращаться к специалистам.


- Мама с папой считают, что главное, чтобы ребенок был красиво одет, у него были дорогая коляска и большие плюшевые игрушки, но это не так! Ребенку нужны забота родителей и постоянное общение с ними, - резюмировала Оксана Приходько.

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. выявлены многовариантные особенности нарушений раннего социального, познавательного, речевого, двигательного развития детей с церебральным параличом в ходе сравнительного изучения основных линий развития (социального, познавательного, речевого, двигательного). Получены новые экспериментальные данные о вариативности нарушений психофизического развития детей 1-3 лет в зависимости от преобладающего расстройства той или иной линии развития или функциональной системы.
  2. впервые разработаны теоретико-методологические и организационно-технологические основы и модель ранней системной комплексной помощи, обеспечивающей компенсацию нарушений, социальную и образовательную адаптацию детей раннего возраста с церебральным параличом.
  3. дана многоаспектная медико-психолого-педагогическая характеристика различных групп детей с ДЦП от одного года до трех лет и обоснован дифференцированный подход к коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом на начальных этапах развития.
  4. обоснована роль средового фактора в компенсации сложных полиморфных нарушений, образовательной и социальной адаптации при ДЦП.

Монографии

1.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 г. – 160 с. 10,0 п.л.

Учебные и учебно-методические пособия

2.Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная педагогика //под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. – с.316-332. 1,0 п.л.

3.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. – 192 с. – доля участия автора 6 п.л. (50%).

4.Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная дошкольная педагогика // под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. – с.183-219. 2,3 п.л.

5. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: Коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 160 с. – доля участия автора 5 п.л. (50%).

6.Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Системный подход к разработке индивидуальных программ обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: приложение к курсу лекций // под ред. Е.А.Стребелевой, А.В.Закрепиной. – М.: 2006. – с. 41-43. 0,2 п.л.

7.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с. 7,0 п.л.

8.Артоболевский Д.В., Галлямова Ю.С., Приходько О.Г. Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате / Сенсорная комната – волшебный мир здоровья // Под ред. В.Л.Жевнерова, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1. Темная сенсорная комната. – с.56-61. – доля участия автора 0,2 п.л.(30%).

9.Галлямова Ю.С., Приходько О.Г. Принципы, направления и задачи развивающей, лечебно-оздоровительной работы в темной сенсорной комнате / Сенсорная комната – волшебный мир здоровья // Под ред. В.Л.Жевнерова, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1. Темная сенсорная комната. – с.61-76. – доля участия автора 0,5 п.л.(30%).

10.Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008. – 176 с. – доля участия автора 3,7 п.л. (30%).

11.Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст: Методическое пособие. – М.: Изд. Дом «Образование Плюс», 2008. – 198 с. – доля участия автора 3,1 п.л. (25%).

12.Приходько О.Г. Педагогические системы обучения и воспитания людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // под ред. Н.М. Назаровой. – Т.3: Педагогические системы специального образования / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Л.В. Андреева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с. – доля участия автора 2,4 п.л.(10%).

13.Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Дедюхина Г.В., Шаховская С.Н., Кириллова Е.В., Марунова Л.А. Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка. Сборник № 1 – М.: 2008. – 175 с. – доля участия автора 1,8 п.л. (15%)

14.Кальянов И.В., Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Новикова Т.Н., Климова Е.И. Классификация и диагностика речевых нарушений. Сборник № 2 – М.: 2008. – 162 с. – доля участия автора 2,0 п.л. (20%).

15.Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста– СПб.: КАРО, 2008. – 160 с. 10,0 п.л.

Программы

16.Приходько О.Г. Дизартрия (программа курса) / Программы дисциплин психолого-педагогической и предметной подготовки по специальности 031800 – «Логопедия». Сборник // Под ред. О.Г. Приходько – М.: МГПУ, 2005. – с. 13-18. 0,3 п.л.

17.Сборник программ по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г. Приходько – М.: НАНОО «МСГИ», 2005. – 240 с. 15 п.л.

18.Приходько О.Г. Ранняя комплексная дифференцированная коррекционно-развивающая помощь детям с двигательной патологией (программа спецкурса) / Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2009. – с. 87-96. п.л.

19.Приходько О.Г., Гусейнова А.А.. Познавательное развитие детей в младенческом и раннем возрасте (программа курса) / Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2009. – с. 24-33. п.л.

20.Приходько О.Г., Парамонова Г.В. Психофизическое развитие детей младенческого и раннего возраста в онтогенезе (программа курса) / Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2009. – с. 5-11. п.л.

21.Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями // Дефектология. – 2003 г. – № 4. – с. 36-39. 0,5 п.л.

22.Приходько О.Г. Коррекция нарушений речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008 г. – № 10. – с. 187-198. 0,7 п.л.

23.Приходько О.Г. Система комплексной педагогической работы по коррекции полиморфных нарушений развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008 г. – № 12. – с. 204-212. 0,5 п.л.

24.Приходько О.Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией // Дефектология. – 2009 г. – № 1. – с. 31-38. 0.8 п.л.

25.Приходько О.Г. Особенности познавательного развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. – 2009 г. – № 1. – с. 23-29. 0,5 п.л.

26.Приходько О.Г. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста с двигательной патологией // Дошкольное воспитание. – 2009 г. – № 2. – с. 92-100. 0,5 п.л.

27.Приходько О.Г. Стимуляция познавательного и социального развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Дошкольное воспитание. – 2009 г. – № 3. – с. 66-74. 0,5 п.л.

Научные статьи

28.Приходько О.Г. Принципы организации логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающими неврологическими заболеваниями // Развитие и коррекция. – 1998 г. – Вып. 3 – с. 65-76. 0,75 п.л.

29.Приходько О.Г. Современные подходы к логопедической работе с детьми при ДЦП // Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии (16-19 марта 1999г.). Тезисы докладов. – М.: МГПУ, 1999 г. – с.141-143. 0,2 п.л.

30.Приходько О.Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. – 1999 г. – Вып.5. – с.51-57. 0,4 п.л.

31.Сологубов Е.Г., Кожевникова В.Т., Ильина З.И., Приходько О.Г. Опыт использования мягкой игровой комнаты в комплексном лечении детей с перинатальной энцефалопатией и детским церебральным параличом // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Тезисы докладов VII Международной научно-практической конференции (16-19 июня 1998г.). – Смоленск: изд-во СГМА, 1998 г. – с.35-36. – доля участия автора 0,1 п.л. (20%).

32.Приходько О.Г. Ранняя диагностика дизартрических нарушений у детей раннего возраста // IV Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием (25-26 апреля 2000г.) т.III. – СПб.: ЛГОУ, 2000. – 0,2 п.л.

33.Приходько О.Г. Особенности логопедического обследования детей с церебральным параличом // V Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием (24-25 апреля 2001г.). Том V. – СПб, ЛГОУ, 2001 г. – с.159-161. 0,2 п.л.

34.Приходько О.Г. Повышение эффективности обучения студентов педагогических ВУЗов особенностям коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата / «Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков». – София-Москва, 2001. – с. 172-192. 1,0 п.л.

35.Приходько О.Г., Сологубов Е.Г., Кожевникова В.Т., Ильина З.И. Опыт использования мягкой игровой комнаты компании «Рехаб энд медикал» в комплексном лечении детей с перинатальной энцефалопатией и ДЦП / Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты «Снузлин». – М., 2001. – доля участия автора 0,1 п.л. (20%).

36.Приходько О.Г. Сложная структура нарушений у детей раннего возраста с церебральным параличом / «А.Р.Лурия и психология 21 века». 2-я международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия. 24-27 сентября 2002г. Тезисы сообщений. – М., 2002. – с. 116. 0,1 п.л.

37.Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с церебральным параличом / Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 13-15 октября 2003 г. Т. 2. – СПб: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – с. 492-497. 0,4 п.л.

38.Приходько О.Г. Раннее выявление речедвигательных расстройств у детей первых лет жизни с церебральным параличом / Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство: Сб. науч.-метод. трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – с. 243-246. 0,25 п.л.

39.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательными нарушениями: задачи, содержание и методы / «Ранняя медико-психолого-психологическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003г. // Сост. Ю.А.Разенкова, Е.Б.Айвазян. – М.: Полиграф сервис, 2003. – с. 284-302. 1,0 п.л.

41.Приходько О.Г. Специфика раннего речевого развития детей с церебральным параличом / «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология». Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 21-23 декабря 2004 года. – М.: 2004. – с. 111-115. 0,3 п.л.

42.Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с церебральным параличом / Сборник научных трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ (вып. 1). – М.: МГПУ, 2005. – с. 84-88. 0,3 п.л.

43.Приходько О.Г. Нарушения развития у детей с перинатальным поражением ЦНС в первые годы жизни / Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Т. 2. – М.: МГПУ, 2005. – с. 189-192. 0,25 п.л.

44.Приходько О.Г., Парамонова Г.В. Особенности познавательного развития детей раннего возраста с церебральным параличом / Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Т. 4. – М.: МГПУ, 2005. – с.188-191. – доля участия автора 0,1 п.л. (50%).

45.Приходько О.Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом и пути коррекционного воздействия / Логопедия ХХI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006 г.) – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. – с. 253-258. 0,3 п.л.

46.Приходько О.Г. Речевое развитие детей с церебральным параличом и система коррекционного воздействия // Логопед в детском саду. – 2006 г. – № 6. – с. 14-17. 0,25 п.л.

47.Приходько О.Г., Парамонова Г.В. Специфика нарушений развития познавательной деятельности детей с церебральным параличом в первые годы жизни / Сборник научных трудов, посвященный 30-летию факультета специального образования, Минск, БГПУ, 25 апреля 2006 г. – Мн.: БГПУ, 2006. – с. 262-267. – доля участия автора 0,2 п.л. (50%).

48.Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с церебральными параличами // Коррекционная педагогика: теория и практика.– 2007 г. – №3 (21). – с. 5-14. – доля участия автора 0,2 п.л. (30%).

49.Приходько О.Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с двигательной патологией и пути коррекционного воздействия // Практическая психология и логопедия. – 2007 г. – № 4 (27). – 0,3 п.л.

50.Приходько О.Г. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста с двигательной патологией / Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда» (12-14 сентября 2007г.) – Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. – с. 32-39. 0,5 п.л.

51.Приходько О.Г. Раннее речевое развитие детей с церебральным параличом / Актуальные вопросы современной логопедии. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию МСГИ. – М.: НАНОО «МСГИ», 2007. – с.48-53. 0,3 п.л.

52.Приходько О.Г. Профилактика и коррекция нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи в полифункциональной среде сенсорной комнаты / Коррекционная педагогика: проблемы теории и практики: сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – с. 136-141. 0,4 п.л.

53.Приходько О.Г., Белякова Ю.Ю. Коррекционно-развивающая работа с детьми с двигательной патологией в полифункциональной среде сенсорной комнаты / Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда» (12-14 сентября 2007г.) (12-14 сентября 2007г.) – Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. – с. 18-21. – доля участия автора 0,1 п.л. (50%).

54.Приходько О.Г., Белякова Ю.Ю. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологией // Логопед в детском саду. – 2007 г. – №7. – с. 36-39. – доля участия автора 0,15 п.л. (50%).

55.Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Особенности современной системы медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2007 г. – № 1 (16). – с. 98-104. – доля участия автора 0,2 п.л. (50%).

56.Приходько О.Г. Актуальные проблемы подготовки психолого-педагогических кадров для ранней помощи детям с отклонениями в развитии / Конференция МГПУ. 9-11 декабря 2008г. – М.: МГПУ, 2008. – с. . 0,25 п.л.

57.Приходько О.Г. Система комплексной дифференцированной педагогической работы с детьми раннего возраста по коррекции нарушений развития / «Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказание коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения». Материалы III Международной конференции дефектологов. 28-29 ноября 2007 г. Ч.I. – М.: 2008. – с. 6-12. 0,4 п.л.

58.Приходько О.Г. Специфика нарушений психики у детей с церебральным параличом в первые годы жизни / «Логопедические технологии в коррекционно-развивающем образовании: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 0,3 п.л..

59.Приходько О.Г. Специфика нарушений развития у детей первых лет жизни с двигательной церебральной патологией / Специальное образование: традиции и инновации. Материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10-11 апр. 2008г. – Минск: БГПУ, 2008. – с.268-271. 0,25 п.л.

60.Приходько О.Г., Гусейнова А.А. К вопросу интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Сборник научных трудов (международный межвузовский выпуск). Т.II // Сост. М.Н.Русецкая, О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2008. – с. 263-268. – доля участия автора 0,2 п.л. (50%).

61.Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Актуальные проблемы непрерывного специального образования детей с церебральным параличом на современном этапе / Проектирование модели «Школа будущего для детей, нуждающихся в особом внимании». Материалы городского круглого стола. – М., 2008. – с. 17-25. – доля участия автора 0,1 п.л.(50%).

62.Приходько О.Г. Логопедическая работа по коррекции речедвигательных нарушений у детей с церебральным параличом в первые годы жизни // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 2. – с. . 0,5 п.л.







Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др. 6


У детей с ТНР: Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи. Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь). Оптико-пространственный гнозис - на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию). Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления. 7


Психолого-педагогическая классификация включает две группы речевых нарушений: 1) нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР); 2) нарушение в применении средств общения (заикание и комбинация заикания с общим недоразвитием речи). Нарушения чтения и письма рассматриваются в структуре ОНР и ФФН как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений. 8


Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Выделяются нарушения устной и письменной речи. I.Нарушения устной речи подразделяются на два типа: Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания (дисфония /афония/, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия), Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалия, афазия). II. Нарушения письменной речи подразделяются на два вида: дислексию и дисграфию. 9


Для большинства детей с ТНР практически невозможно получение полноценного образования без своевременной специальной логопедической помощи, а также необходимого медико-психолого- педагогического сопровождения. Традиционно детям с тяжелыми нарушениями речи оказывалась комплексная психолого-педагогическая помощь в системе специального образования (в специальных коррекционных дошкольных и школьных образовательных учреждениях V-го вида). В специальных (коррекционных) учреждениях обеспечена систематическая логопедическая помощь, модифицирована учебная программа, используются специальные дидактические пособия и учебники, разработанные в соответствии с возможностями и образовательными потребностями детей с ТНР. 10


Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи. Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом. Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации. 11


Особые образовательные потребности детей с ТНР: Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); в формировании социальной компетентности. Развитие всех компонентов речи, рече-языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики. Формирование навыков чтения и письма. Развитие навыков пространственной ориентировки. Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально- дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков. 12


Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР: раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития; систематическая коррекционно-логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте; получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа; взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя- логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей; доступность необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта; 13


Возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса, вариативность: взаимозаменяемость/сокращение/увеличение академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов; применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии; выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве; особая организация диагностических, проверочных и контрольно- оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более дробными инструкциями; объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися; щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок; 14


Психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушением речи, которая будет определять содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования; включение в процесс обучения в о/о специальных предметов коррекционно-лингвистического курса (входящих в состав специально разработанных программ, которые направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи учеников с тяжелыми речевыми нарушениями; гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; 15


Реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.); необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала, для неоднократном повторении изученного материала; организация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях, патроната специальных служб помощи и поддержки (ПМПК, ПМПк, консультативных центров, ПМС- центров, логопедических пунктов); создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Организация воспитательной работы с использованием ресурсов системы дополнительного образования; постоянный мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся. 16


Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы. В содержание профессиональной деятельности учителя- логопеда входит диагностическая, коррекционно- развивающая, организационно-методическая, консультативно- просветительская и профилактическая работа. 17


Учитель-логопед должен обладать фундаментальными научно-теоретическими и методическими знаниями в области логопедии. Необходим учет новых образовательных тенденций в практике коррекционных учреждений для детей с нарушениями речи. Остро стоит вопрос методической подготовки. 18


Развитие современной теоретической и практической логопедии невозможно без интеграции знаний из различных научных областей: фундаментальных (медицина, психология, педагогика) и узкоспециальных (нейропсихология, лингвистика, когнитивная психология, психолингвистика). Это находит отражение в различных подходах в диагностике нарушений речи и, как следствие, структуре и содержании логопедической документации. 19


Протокол обследования речи детей Индивидуальные речевые карты Журнал обследования Перспективные и ежедневные планы логопедической работы Расписание занятий. На основании этих документов делаются выводы об уровне квалификации логопеда. Задача: максимальная стандартизация и унификация логопедической документации. 20


21



23


Каждое проявление речевой патологии нуждается в четкой и ясной формулировке. Серьезные противоречия - в оценке и фиксации различных форм речевой патологии в виде логопедического заключения. Разные представления об их сущности и взаимосвязях. Задача: стандартизация и единообразие оформления логопедического заключения. 24


25


Варианты логопедического заключения Моторная алалия (I уровень речевого развития). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи при стертой дизартрии. Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития) при дизартрии. Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) при ринолалии. Системное недоразвитие речи (II уровень речевого развития) у ребенка с задержкой психического развития. Системное недоразвитие речи (I уровень речевого развития) при умственной отсталости. 26

Логопедическое обследование детей с церебральным параличом

Логопедическое обследование детей, страдающих цереб­ральным параличом, строится на общем системном подхо­де, который опирается на представление о речи как о слож­ной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при ДЦП охватывает все сторо­ны речи. Важно учитывать соотношение речевых и нерече­вых нарушений (неврологической симптоматики) в струк­туре дефекта и определить сохранные механизмы речи.

Комплексное всестороннее обследование особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем по­зволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррек­ции. Важным условием обследования и постановки диагно­за является согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК.

В ходе логопедического обследования детей с ДЦП исполь­зуют следующие методы:

Изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);

Наблюдение за ребенком (в обычной и специально орга­низованной ситуации);

Беседа с родителями и ребенком;

Визуальный и тактильный контроль (ощупывание арти­куляционной мускулатуры в покое и в процессе речи);

Использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.

Прежде чем начинать обследование ребенка, важно все­сторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования и заключение невропатолога (неврологический статус), эти данные желательно обсудить с врачом. Особенностью лого­педического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с церебральным параличом является принцип соотнесения расстройств артикуляционной моторики с об­щими двигательными нарушениями. При ДЦП артикуля­ционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные расстройства).

Совместно с невропатологом логопед изучает особеннос­ти общей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоятельная ходьба) и функциональные возмож­ности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие диф­ференцированные движения пальцев).

При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отме­тить отсутствие патологических тонических рефлексов или их наличие и влияние на дыхание, голосообразование и ар­тикуляцию.

Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отра­зиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представ­ление о двигательных и речевых возможностях, которое полу­чит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые мо­гут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желатель­но уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения: на спине, на боку, на животе. В более легких слу­чаях обследование проводится в положении сидя или стоя.

Как и при всяком комплексном обследовании, важно оце­нить особенности развития познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), сенсорных функций (зри­тельного, слухового и кинестетического восприятия), про­явления эмоционально-волевой сферы.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследова­ния. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и ха­рактер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и про­стых фраз.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твер­дого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед опреде­ляет, насколько их строение соответствует норме.

Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуля­ционного аппарата в покое, при попытках к речевой деятель­ности, в процессе речи, при мимических, общих и артику­ляционных движениях. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной и язычной муску­латуре) оценивается при совместном осмотре логопеда и не­вропатолога. У детей с церебральным параличом нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуются спастичностью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет место смешанный характер и вариабельность нарушений мышеч­ного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в ли­цевой и губной мускулатуре может быть выражена гипото­ния, а в язычной - спастичность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности носо-губных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора языка, девиации (отклоне­ния) языка в сторону, гиперсаливации.

Логопед оценивает непроизвольные движения артикуля­ционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Выясняются особенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; поперхивание и захлебыва­ние при глотании.

Особое внимание обращается на состояние произвольной артикуляционной моторики. При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные зада­ния по подражанию. Анализируя состояние подвижности речевых мышц, обращают внимание на возможность вы­полнения артикуляционных позиций, их удержания и переключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, ам­плитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем ар­тикуляционных движений языка (строго ограничен, непол­ный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуляционных движений языка. У некото­рых детей с ярко выраженными речедвигательными синд­ромами не удается даже пассивно вывести язык из полости рта. Проверяется возможность произвольного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ. удержания языка широким, распластанным, а затем узким, а также верхнего подъема, пощелкиваний и т. д. Оценивается сте­пень и граница глоточного рефлекса (повышение или пони­жение). Логопед анализирует особенности движений губ (малоподвижные или достаточно подвижные) и нижней че­люсти (открывание и закрывание рта, умение удерживать рот закрытым).

Оценка понимания обращенной (имирессивной) речи яв­ляется важным этапом логопедического обследования. Ло­гопед выявляет уровень понимания обращенной речи (раз­личение интонации, ситуативное понимание, понимание речи на бытовом уровне, в полном объеме). Пассивный сло­варь проверяется на реальных предметах и игрушках, пред­метных и сюжетных картинках. При этом определяется, как ребенок понимает значение слова, смысл действия, просто­го и сложного сюжета, лексико-грамматических конструк­ций, последовательности событий.

При обследовании собственной (экспрессивной) речи ре­бенка выявляется уровень его речевого развития. Важно от­метить возрастную сформированность лексической и грам­матической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов. У безречевых детей отмечается возможность использования ими различных не­вербальных средств общения: выразительной мимики, жес­тов, интонации.

При изучении произносительной стороны речи выявля­ется степень нарушения ее разборчивости (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи не­сколько снижена, речь нечеткая, смазанная). Далее отме­чаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (недостаточность силы и отклонения тембра голоса) и просодической организации речевого потока.

Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить умение ребенка произносить звуки изолирован­но, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в рече­вом потоке. Следует отметить недостатки звукопроизно­шения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особенностями фо­нематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроиз­ношения в чужой и собственной речи; как он дифферен­цирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки. <...>

В настоящее время разработаны приемы ранней диагнос­тики дизартрических расстройств на основе оценки нерече­вых нарушений. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем большее значение имеет анализ неречевых нарушений. Наиболее частым первым проявле­нием дизартрических расстройств является наличие псевдо-бульбарного (спастико-паретического) синдрома, первые признаки которого можно обнаружить уже у новорожден­ного. Прежде всего это отсутствие крика (афония) или его слабость, однообразие, непродолжительность. Крик может быть сдавленным или пронзительным, иногда имеют место отдельные всхлипывания или вместо крика - гримаса на лице. Почти у всех детей с церебральным параличом отме­чается раннее проявление неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике речевого аппарата. Наиболее Характерными являются следующие нару­шения.

Патологические изменения в строении и функциониро­вании артикуляционного аппарата. Нарушение тонуса и подвижности артикуляционных мышц:

в лицевой мускулатуре: наличие асимметрии, сглажен­ность носо-губных складок, опущение одного из углов рта перекос рта в сторону при улыбке и плаче; гипомимия; на­рушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичности, гипотонии или дистонии; гиперкинезы лица;

в губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, рез­кое или незначительное ограничение подвижности губ; не­достаточность смыкания губ, затруднение удержания рта закрытым, отвисание нижней губы, препятствующее плот­ному захвату соски или соска и вызывающее вытекание мо­лока изо рта;

в язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса; патология строения языка (при спастичности - язык мас­сивный, оттянут комом назад или вытянут «жалом» впе­ред; при гипотонии - тонкий, вялый, распластанный в полости рта; раздвоенность языка, невыраженность кончика языка, укорочение уздечки); патология положения языка (девиация в сторону, высовывание языка изо рта); гипер­кинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; огра­ничение подвижности язычной мускулатуры (от полной невозможности до снижения объема артикуляционных дви­жений); повышение или понижение глоточного (рвотного) рефлекса;

в мускулатуре мягкого нёба: провисание нёбной занавес­ки (при гипотонии); отклонение увуля от средней линии;

в твердом нёбе: нёбо высокое, готическое, узкое, уплощен­ное, наличие в нем расщелины;

аномалии зубного ряда и прикуса.

Нарушения дыхания : инфантильные схемы дыхания (преобладание брюшного типа дыхания после 6 мес), уча­щенное, неглубокое дыхание; дискоординация вдоха и вы­доха (поверхностный вдох, укороченный, слабый выдох); стридор.

Нарушения голосообразования : недостаточная сила голо­са (тихий, слабый, иссякающий), отклонения тембра (наза­лизованный, глухой, хриплый, сдавленный, напряженный, прерывистый, дрожащий); нарушение голосовых модуляций, интонационной выразительности голоса. Иногда отме­чается асинхронность дыхания, голосообразования и арти­куляции.

Нарушение акта приема пищи : сосания (слабость, вя­лость, неактивность, неритмичность сосательных движе­ний; вытекание молока из носа), глотания (поперхивание, захлебывание), жевания (отсутствие или затруднение же­вания твердой пищи), откусывания от куска и питья из чашки.

Гиперсаливация (постоянная или усиливающаяся при определенных условиях).

Оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже при по­пытке их выполнения).

Отсутствие или ослабление рефлексов орального автома­тизма (до 3 мес.), наличие патологических рефлексов ораль­ного автоматизма (после 3-4 мес).

С возрастом у ребенка с церебральным параличом все больше выявляется недостаточность голосовых реакций - крика, гуления, лепета. Длительное время крик остается тихим, мало модулированным, монотонным, без интона­ционной выразительности (не изменяется в зависимости от состояния ребенка). Часто крик имеет носовой оттенок. Звуки гуления и лепета отличаются однообразием, бедно­стью звукового состава, малой активностью, фрагментар­ностью.

На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: качественная недостаточ­ность голосовых реакций, стойкие нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, голосообразования, просодики.

Проанализировав результаты обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого раз­вития ребенка на момент обследования. Логопедическое зак­лючение (диагноз) ставится совместно логопедом и невропа­тологом.