» » Как хранить сердце по библии. "Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" - pastor_vv

Как хранить сердце по библии. "Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" - pastor_vv

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. ~ Притчи 4:23

Меня всегда смущало это место Писания тем, что помещало источник жизни в сердце человека, а не в Бога. И думаю, я прав, если скажу, что источник жизни христианина все-таки в Боге, а сердце человека — это точка, через которую обеспечение Бога течет в жизнь христианина. Поэтому после Бога сердце человека является вторым главным фактором в его жизни.

От чего же надо хранить свое сердце, чтобы жизнь Бога свободно текла в нашу жизнь? Иисус ответил на этот вопрос:

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. ~ Иоанн 14:27

Мы должны хранить свое сердце от страха и наоборот сохранять его в Божьем мире.

Когда мы сохраняем свое сердце в покое, это позволяет Божьему обеспечению свободно течь в нашей жизни.

Состояние нашего сердца — это ключ к подключению к Божьему обеспечению.

Это было сказано Иисусом в ночь, когда Он был взят на распятие, поэтому это было то, что Он считал очень важным в жизни христианина.

Давайте посмотрим, что Иисус сказал непосредственно перед этим стихом:

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. ~ Иоанн 14:26-27

Иисус, рассказывая Своим ученикам о Духе Святом, тут же упоминает мир (покой). Он хочет тем самым показать, что Дух Святой будет работать в атмосфере покоя. Когда мы в покое, мы способны научиться ВСЕМУ необходимому. Когда мы в беспокойстве, мы закрываем себя для подсказок Духа Святого.

Когда мы обеспокоены в своем сердце, у нас не получается принимать правильные решения. Первый шаг к принятию правильного решения — убрать беспокойство из своего сердца, приняв мир Божий как Его дар.

Эта мысль совпадает с тем, что сказал Иисус в Нагорной проповеди:

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. ~ Матф. 6:27, 31-33

Когда мы ищем прежде всего того, чтобы в нашем сердце были мир, праведность и радость, которые и составляют Царство Божье (Рим. 14:17), то материальное обеспечение сможет свободно приложиться к нам.

Это снимает с наших плеч огромный груз. Нам не нужно заботиться о большом количестве вещей. Нам нужно заботиться всего об одной — о нашем сердце.

Если мы сохраним мир в сердце по поводу какой-то сферы своей жизни достаточно долго, мы обязательно увидим Божье обеспечение в этой сфере.

Мы можем подумать, что мы не беспокоимся именно в тех сферах, в которых к нам уже пришел успех, но с точки зрения Библии сначала мы входим в покой, а потом переживаем плоды этого покоя.

Например, вся 4-ая глава Послания Евреям посвящена вхождению в покой и заканчивается стихом:

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. ~ Евр. 4:16

Когда мы входим в Божий покой, мы приступаем к престолу благодати, и это дает нам возможность беспрепятственно получать Божье обеспечение.Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. ~ 1 Петра 5:7-8

Потоки благодати текут в нашу жизнь, принося Божье благоволение, исцеление и другие благословения, и дьявол ничего не может с этим поделать. Он может только ввести в беспокойство нас и тогда мы сами перекроем каналы Божьей благодати в нашей жизни.

Чтобы вывести нас из покоя, дьявол будет использовать единственное свое оружие — ложь. Все первые симптомы, которые он подкидывает — это просто обман. Но мы через страх и беспокойство (отрицательную веру) можем превратить эти ложные симптомы в реальность. Он знает, что мы исцелились ранами Иисуса (Ис. 53:4-5) и что никакое проклятие не может к нам пристать (Гал. 3:13). Дьявол может дать нам ложь в виде небольшого симптома, который мы уже сами можем развить и превратить в настоящую болезнь. Божье исцеление по-прежнему будет течь в нашу жизнь, но наше беспокойство будет перекрывать поток этого исцеления.

Итак, как же тогда нам оставаться в Божьем мире? Павел рассказал, как делать это:

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. ~ Фил. 4:6-7

Но христиане видят Бога по-разному, поэтому и постоянные отношения с Богом могут не принести мира, если ваш Бог — это Бог гнева и осуждения. Но если вы принимаете Бога как Отца в свете Евангелия благодати, тогда сверхъестественный мир приходит, потому что в отношениях с Богом вы переживаете Его безусловную любовь:

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. ~ 1 Иоанн 4:18-19

Чем больше мы осознаем любовь Бога к нам, тем меньше страха может в нас оставаться.

Мы не сможем исполнить «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас», если нет АБСОЛЮТНОЙ уверенности, что Он действительно печется о нас, что Он действительно так сильно любит нас.

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23). Сердце человека – по мнению биологов – самая сильная мышца в человеческом организме. И самое не защищенное место, если мы говорим о нем как об эмоциональном сосредоточии нашего естества. Именно по этой причине Соломон пишет о том, что если и есть сокровище, которое мы должны охранять день и ночь, - это наше сердце. Сердце в данном контексте источник человеческих желаний, наших «хочу» и «стремлюсь», а также наших «не могу» и «не буду». Таким образом, то, что исходит из нашего сердца может нести нам либо жизнь, либо смерть. Что-то из того что мы желаем и чему говорим «да», несет для нас жизнь, а что-то приносит «смерть». Наша трагедия в том, что мы не всегда внимательны к своему сердцу, а потому и не всегда у нас получается распознать характер возникших чувств или желаний. Приведу отрывок из книги Линды Дилоу и Лорейн Пинтус, над переводом которой сейчас работаю.
«Вас привлек мужчина, который вам не муж. Тысячи вопросов проносятся у вас в голове. Разве это на самом деле настолько ужасно – грезить о чужом мужчине? Как мне перестать думать об этом человеке, когда кажется, что у меня нет ни малейшего контроля над мыслями, которые не прекращают протискиваться в мою голову. Я единственная, кто чувствует себя так, или же другие христианки также борются с сексуальными искушениями?
Шелли пришла к нам с этими вопросами. У них с Ричардом был прекрасный брак, но в тот момент, когда она повстречала в церкви Дэна, она почувствовала мгновенное «влечение». Вначале она смотрела на свои чувства к Дэну как на безвредный флирт, но прежде чем она это заметила, она уже играла с идеей о том, как закрутить с ним роман. Давайте вместе почитаем дневник Шелли, чтобы увидеть как быстро «невинные» мысли могут обернуться опасным желанием.
4 Мая: Дэн такой обходительный. Вчера, когда я выходила из церкви, он придержал дверь передо мной и сказал о том, как прекрасно я выгляжу. Я не могу вспомнить, когда Ричард в последний раз говорил мне о том, как я выгляжу.
15 Мая: Мы с Ричардом наняли Дэна перестроить наш подвал. Было бы здорово иметь в доме мужчину, у которого руки находятся на нужном месте. Я заметила за собой, что я стала ждать его появлений.
20 Мая: У Дэна проблемы с его дочерью. Я дала ему несколько советов, и он был настолько благодарен, что обнял меня. Я хотела ответить на его объятие, но я этого не сделала. Я бы никогда не поставила под удар свой брак с Ричардом. И, тем не менее, так прекрасно, когда тебя ценят. Я часто проигрываю этот момент в моей памяти.
1 Июня: Сегодня мы с Дэном собираемся вместе пообедать, чтобы окончательно обсудить детали перестройки подвала. Я чувствую себя как школьница! Я перемерила десятки различных нарядов и добавила дополнительные духи. Я продолжаю говорить себе, что в этой встрече нет ничего особенного – это всего лишь бизнес. Но пока мы говорим о крепежах в ванной комнате и электрических розетках, я должна смотреть в эти смеющиеся, карие глаза. У Дэна такие шикарные глаза.
2 Июня: Вчера во время обеда, творожный торт застал меня врасплох. Казалось таким невинным предложить ему кусок моего торта, но в тот момент, когда он его попробовал, наши глаза встретились и БАХ! Миллион вольт электричества прошло между нами. Никто из нас ничего не сказал, но мы оба знали – что-то изменилось. Мы перешли какие-то невидимые черты и теперь никогда не можем вернуться к тому, чтобы быть просто друзьями.
4 Июня: Я нервная и взволнованная. Каждый раз когда звонит телефон, Я надеюсь, что это Дэн. Когда машина проезжает рядом, я выглядываю в окно, не он ли это. Я переполнена страстью, и она не к моему мужу. Боже помоги! Я знаю, что это неправильно, но я не хочу прекращать это.
Шэлли пришла к нам в слезах. «Я не могу поверить, что это происходит со мной. Я – христианка. Как я могу даже думать о том, чтобы быть в объятиях другого мужчины? Другие женщины также борются с этим?»
Мы заверили Шэлли, что другие женщины также сталкиваются с сексуальными искушениями. Мы с этим боремся. Также и другие христианские авторы и учителя, которых мы знаем. А также и многие женщины, посещавшие наши занятия по изучению Библии и женские конференции. На самом деле, в определенный момент жизни, большинство женщин столкнется с этим искушением.
Недавно мы опросили 17 женщин, занимающих руководящее положение в церкви и 250 женщин находящихся на пенсии: «Вас когда-нибудь привлекал чужой (другой) мужчина?» Какой процент этих набожных женщин вы думаете ответили «да»? Пятьдесят процентов? Семьдесят процентов? Нет. Девяносто процентов признались в факте своего влечения к другому мужчине (и насколько мы знаем, оставшиеся 10 процентов или приврали или недавно вышли замуж!).
Эта статистика шокировала Шэлли, когда мы поделись с ней этим. «Но, если это такая распространенная проблема, почему об этом никто не говорит?»
На самом деле люди говорят об этом – но как правило, уже по факту. Мы говорим о выдающихся пасторах, евангелистах и певцах, которые впадали в сексуальные грехи. Мы говорим о соседской паре, которая разводится из-за измены одного из супругов. Мы говорим о том, какая это трагедия для детей и хранившего верность супруга. Мы обсуждаем ущерб нанесенный неверностью: дом выставленный на продажу, служение лежащее в руинах, церковь с опустевшими скамьями. Это как если бы мы говорили о каком-нибудь неписанном правиле, позволяющим нам говорить о последствиях сексуального греха, но не о его причинах.
Когда вы в последней раз общались по душам с благочестивой женщиной о вашей борьбе – или ее борьбе – с сексуальным искушением? Для Шэлли, ответ был – «никогда». Поэтому мы поговорили. Шэли хотела быть послушной Богу, но она запуталась: «Сейчас думать о Дэне – самая большая радость моего сердца. Как я могу от этого отказаться?» У нее были и другие вопросы:
Должна ли я продолжать работать с Дэном над перепланировкой подвала (Пожалуйста! Не говорите «нет».)
Я хочу, чтобы меня ценил и обожал другой мужчина. Разве это так ужасно?
Я совершила грех? В конечном счете мы с Дэном никогда не целовались.
Я знаю, что лечь с Дэном в постель – неправильно, но что плохо в том, чтобы вспомнить об объятии, которым мы обменялись?
Как мне знать о том, когда мои мысли и действия пересекли линию между безопасностью и грехом?
Я верю, что Бог привел меня к вам, чтобы поговорить о моей борьбе. Нужно ли мне говорить об этом с кем-то еще? Нужно ли моему мужу знать об этом? Должна ли я говорить Дэну о том, как я себя чувствую?
Шэлли нужно было прослушать ускоренный курс по 101 Искушению, поэтому мы поговорили с ней о некоторых вещах, которые помогли нам, когда мы сталкивались с искушением. Для того, чтобы одержать победу над искушением, мы должны понимать, чем является искушением и как оно влияет на нас».
Итак, читая эту книгу лишний раз убеждаешься в правоте Соломона: «Больше всего хранимого храни сердце свое…».

Больше всего хранимого храни сердце...

Один богатый человек приходит к мудрецу и обещает дать ему 100 монет, если тот покажет ему хотя бы одно место, где есть Бог. Мудрец обещает богатому дать 200 монет, если тот покажет хоть одно место, где нет Бога. Почему множество людей не способно видеть или хотя бы ощущать присутствие Бога на земле? Или какой еще орган человеческого тела (кроме глаз) может помочь в этом вопросе?

На Земле проживает приблизительно 7,15 млрд. человек. Много это или мало? По расчетам москвичей, в вагоне московского метро в часы пик на 1 кв. метр площади приходится 7,7 человека. Таким образом, все население планеты Земля, встав также плотно друг к другу, поместится в пределы МКАДа (Московская кольцевая автодорога), разумеется, при условии, что вся эта площадь будет свободна от строений и водоемов.

На снимке со спутника Московская область (площадью больше МКАДа) видна как небольшое пятно в Евразии. На память приходит: «Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он» (Ис. 40:15).

У всех жителей Земли общим является тот факт, что все мы родственники, а делает людей разными состояние их сердца. И Библия утверждает, что вера в Бога есть функция нашего сердца (Рим. 10:10).

Сердце в Библии упоминается около 900 раз, при этом оно является хранилищем добра и зла (Мф. 12:34 35), сердце является источником намерений – как добрых, так и злых (1 Кор. 4:5). Такой индикатор, как совесть, также есть в сердце (1 Ин. 3:20), сердцем мы молимся (Плач 2:18), оно уповает на Бога (Пс. 27:7), сердце способно веселиться (Пс. 103:15), радоваться (Пс. 12:6), скорбеть (Пс. 12:3), рваться от злобы (Деян. 7:54), оно негодует на Господа (Пр. 19:3), завидует (Иак. 3:14), надменно (Пр. 16:5), коварно (Пр. 6:14), и можно продолжать список способностей нашего сердца. Есть стихи в Библии, которые настораживают наше внимание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Пр. 4:23), «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). И если в стихе из Нагорной проповеди мы видим условие нашей встречи с Богом, то стих из книги Притч 4:23 говорит еще о том, что наше сердце нуждается в охране, так как источники жизни именно в нем, что отчасти видно в рассмотренных уже стихах. У каждого человека есть свои ценности. Для молодых людей это может быть одно, для пожилых это, как правило, здоровье, баланс которого нужно поддерживать, отказывая себе в любимой пище. Библия говорит, что сердце нужно хранить более, чем здоровье. Ибо сердце человека, и только оно, дает направление жизни человека в сторону добра или зла, в зависимости от того, чем оно богато (Мф. 12:33 35), дерево познается по плоду.

«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6 7). Господь указывает Каину, что у «дверей» сердца лежит грех; не впускай его, господствуй над ним, ибо если грех войдет в сердце, то решение будет готово, что и случилось. А как нам, живущим, хранить свое сердце, чистоту его, чтобы не повторять тех страшных примеров, которые во множестве есть в Библии? «Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118:9). Первый псалом являет собой ту инструкцию, те элементарные вещи, которые должны быть в жизни христианина, независимо от его духовного стажа. «...но в законе Господа воля Его...» – особо не примечательные слова, но они говорят о том, как у христианина должны выстраиваться взаимоотношения с Богом, человек должен познавать волю Божью и применять ее в своей жизни, освящаться, вникая в Слово Божье. Можно слышать такие слова: «Бог смотрит на сердце, что вы ко мне прицепились, что не так одета или одет?» Но как опытный врач по одному ему понятным симптомам, смотря на лицо пациента, может спросить:

– А вы давно делали кардиограмму?

– Да что вы, доктор, меня сердце никогда не беспокоило.

На что врач скажет:

– Я выпишу вам направление, а вы на следующий прием принесете и покажете кардиограмму, чтобы точно определить диагноз.

Так и духовные болезни сердца человека проявляются в одежде, поведении, о чем, собственно, Библия и говорит. Но даже если предположить, что такой христианин с подобными «недомоганиями» и пройдет земной путь более-менее успешно, то существует опасность не попасть в небо по другой причине – соблазн. Господь покажет такому какую-нибудь душу, идущую в ад, и спросит:

– Видишь того грешника или грешницу?

– О, да, Господи, я знаю эту душу, это действительно грешница.

На что Господь ответит, что причина его или ее падения – это ты.

– Господи, у нас с ней не было никаких точек соприкосновения!-

– Дело в том, – скажет Господь, – что та душа, глядя на тебя, сказала в сердце своем; «Почему ей это можно, а мне нельзя?» Но ты устояла, а она покатилась по наклонной к пропасти, и потому ты идешь вслед за ней.

Как вам такой сценарий? Да сохранит нас Господь от подобных болезней сердца! Воистину слова «...там будет плачь и скрежет зубов...» относятся к христианам. Ибо что такая душа будет кричать тогда: «Мне не хватило сантиметров одежды?» Или что-либо еще. Пока мы на пути и у нас есть все необходимое для очищения и освящения нашего, то не будем терять время, чтобы день тот не застал нас внезапно.

Во власти человека контролировать состояние своего сердца и удалять из него нечистоту (Пр. 20:5), (Иез. 18:31). Где же находится сердце, так часто упоминаемое в Библии? Может, оно находится в человеческом духе? Но «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Пр. 20:27). Из этого стиха видим, что сердце и дух человека не одно и тоже. Может, сердце в душе человека? «Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмещается чужой» (Пр. 14:10). И этот стих говорит, что сердце и душа человека не одно и тоже. Также видим, что сердце «знает», значит все-таки это головной мозг.

Исследования академика Павлова лобных долей полушарий мозга не выявили в них никаких особенно важных приборов, которые бы устанавливали высшее совершенство нервной деятельности. А именно эти лобные доли полушарий мозга всегда считали важной частью головного мозга.

На сегодняшний день медикам известны в мозгу двигательные, сенсорные, дыхательные, тепловые и др. центры. Но нет в нем центра чувств. Неизвестны центры радости, печали, гнева, страха, религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются чувствительные волокна в мозг и оканчиваются в его сенсорных центрах, но они несут только ощущения, что не имеет ничего общего с чувствами. Каким образом возникшие в мозгу мысли передаются в сердце, неизвестно, но мысль, как акт чисто психологический, не нуждается в анатомических путях проведения. Сердце получает обработанные мысли не только из мозга, но и само обладает способностью получать их из мира духовного.

Сердце человека имеет сильную иннервацию (оплетенность нервными волокнами), которая позволяет предположить, что перекачивание крови это лишь одна из функций сердца.

Наше сердце «страдает», «тоскует», «переживает», «любит» и «ненавидит». «Все эти явления, – писал Павлов, – в своей основе имеют глубокий физиологический смысл... От правильной функции сердца зависит не только физическое, но, прежде всего, духовное благополучие человека. Физическое здоровье этого органа всегда связано именно с духовным состоянием».

Прошло несколько десятилетий после смерти российского ученого, и его теория была подтверждена работой американских физиологов Глена Дэвидсона и Лестера Вертена. Они дали объяснение функций нервных волокон, оплетающих сердце. Благодаря им сердце действительно является органом, воспринимающим все ощущения, воздействующие на человека в психологической сфере. Представление о важности сердца как органа, не только тонко ощущающего все нюансы психологического общения людей, но и определяющего правильность наших мыслей и поступков, очень емко выразил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Пророк Самуил по приказу Господа пришел в Вифлеем в дом Иессея. Один из его сыновей будет царем народа. Но кто? Это известно лишь Богу. У пророка в руках рог с елеем, рядом в ожидании стоит глава семейства, навстречу к Божьему человеку делает шаг старший сын Елиав. Высокий, широкоплечий, стройный и красивый. Старец, любуясь этим мужем, подумал: «Точно этот будет царем». Но Бог сказал пророку: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Такая же история повторилась с Аминадавом, вторым сыном Иессея. Всех семерых сыновей приводил к пророку отец, но Господь не указал ни на одного из них. Почему? Потому, что есть Давид, сердце которого Ему принадлежит. Он будет избран, как говорил Господь.

Наше сердце, наше внутреннее естество, должно быть наполнено Духом Святым через веру в Господа Иисуса Христа. Природа не терпит пустоты, поэтому если человек не будет наполнен Богом и Его мыслями, он обязательно заполнится духом зла и его безбожными мыслями и желаниями. Человек верующий, христианин, тот, в котором уже прибывает Святой Дух, должен молить Господа об очищении и освящении своего сердца. И хотя Дух Святой не оставит и не покинет нас до самого конца, все же мы можем огорчить или оскорбить Святого Духа и тем самым потерять близкое общение с Богом и навлечь на себя многие беды. Если мы чувствуем, что сердце наше остыло и удалилось от Господа, если нас все сильнее манят различные искушения, то самое время упасть пред Господом на колени и умолять Его словами псалмопевца Давида: «Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:12,14).

«Больше всего хранимого храни сердце твоё; потому что из него источники жизни» Притчи 4:23.
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». Евангелие от Иоанна, 3: 1-7

Летом прошлого года я прочитала рассказ С. Цвейга «Закат одного сердца». Не знаю, почему нашла его. Классическую литературу сейчас практически не читаю: нет времени и желания. В студенческие времена я увлекалась Цвейгом, мне нравились его жизнеописания великих людей, но сейчас, когда я начинаю что-то читать из светской литературы, мне с трудом это удается завершать - не потому что когда-то я «отравилась» ею, закончив добросовестно филфак, а потому что понимаю, что субъективные рассуждения людей вторичны.

Я думаю, что Бог дал мне этот рассказ только для того, чтобы сконцентрировать мое внимание на одном из эпизодов моей жизни.
В одну из мартовских ночей 2010 года я проснулась от кошмара, который увидела во сне. Мне снилось, что я погружаюсь в могилу. Происходило это прямо в той квартире, которую я на тот момент снимала, сквозь тот диван, на котором я тогда лежала, и с тем паническим страхом и болью в сердце, которую я тогда испытывала. Подобные мгновения - отсутствие кого-либо и чего-либо рядом, своеобразного вакуума, пустоты - я переживала в своей жизни уже несколько раз. Как будто Господь приоткрывает момент Судного часа для каждого из нас. Как же мне было страшно! Понимая, что все это происходит частично - в реальном(боль в сердце, эмоциональный накал), частично - в духовном мире(погружение в яму небытия), я пыталась понять, как себя вести. Я лежала на спине, укрывшись одеялом, и панически боялась даже шевельнуться. Так прошло какое-то время(минуты, часы - не знаю), но в определенный момент я начала чувствовать, что по моему телу начало разливаться тепло, и сердце, которое громко билось, стало спокойнее работать. Прошел озноб, я согрелась и уснула до утра. Первой мыслью, которая была ответом на вопрос - что произошло ночью, была мысль, что Бог удалил из меня что-то такое, что не давало мне жить, и взамен вложил любовь. Именно любовь. Я не подумала о какой-то замечательной черте характера или каком-то даре, об исцелении от какой-то болезни или еще о чем-то, но именно о любви, как о вечной жизни, которую подарил мне Бог, что, как я теперь знаю, было началом рождения свыше.

И поэтому, когда я читала рассказ «Закат одного сердца», я понимала, что описывает Цвейг, показывая картину сердечного приступа героя - в данном случае духовную смерть(причем, должна сказать, что иногда люди, здесь Цвейг, даже сами не понимают, как в тот или иной момент их рукой водит Бог. Небольшой отрывок - ниже*).

Я не берусь судить вероисповедание С. Цвейга, то собственное мироощущение, которое он излагает в своем рассказе. Безусловно, деньги или близкие люди, в которых мы стараемся рассмотреть смысл нашей жизни, как и религиозное суеверие, в котором жил герой этого рассказа свои последние дни, настоящей, вечной жизни не открывают ни на земле, ни на Небесах. Наоборот, финал их, к сожалению, финал старика Соломонсона.

К этой теме я возвращалась несколько раз. Каждый раз останавливая себя тем, что уж больно все натуралистично в рассказе. Но сегодня поняла - куда как страшнее бывает то, что мы видим в новостийных сводках по телевизору или даже в нашей собственной жизни.

*«Мало-помалу, шаг за шагом, оставляла его боль: уже не так цепко, не так жгуче впивались в него свирепые когти. Но что-то чувствовалось, - уже почти не боль, а что-то чуждое, инородное давило и теснило, проникая вглубь. Старик лежал с закрытыми глазами и напряженно прислушивался к тому, что происходило в нем: ему казалось, что какая-то чужая, неведомая сила сперва острым, а теперь тупым орудием что-то выгребала из него, нить за нитью обрывала что-то в его теле. Не было уже боли. Не было мучительных тисков. Но что-то тихо истлевало и разлагалось внутри, что-то начало отмирать в нем. Все, чем он жил, все, что любил, сгорало на этом медленном огне, обугливалось, покрывалось пеплом и падало в вязкую тину равнодушия. Он смутно ощущал: что-то свершалось, что-то свершалось в то время, как он лежал здесь, на диване, и с горечью думал о своей жизни. Что-то кончалось. Что? Он слушал и слушал. Так начался закат его сердца».
«Закат одного сердца», С. Цвейг.

Царство Божие – это праведность, то есть знание правды. Что такое правда, истина? Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанна 14:6). Иисус есть оправдание наше, Он есть святость наша, Он есть наша правда.

В Притчах 4:20-23 дается четкий совет, как поступать, чтобы пребывать в Царствии Небесном, в общении с Господом: «Сын мой! Словам моим внимай», – то есть будь очень внимателен ко всему, что говорит Отец. Если мы дорожим Божиим откровением, Бог будет открываться более и более. Если же мы невнимательны к Слову Бога и откровениям от Него, Бог перестанет говорить к нам. Если мы не размышляем над Божиим откровением, не храним его в сердце своем, сатана похитит его. Один раз похитит, второй, пятый, в конце концов Бог скажет: «А зачем ему давать, если у него не задерживается? Он невнимателен к Моим Словам». И Писание закрывается, и в духовной жизни ничего не происходит.

«…к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его». Дело в том, что наши глаза – это окна нашей души, верно? Если человек солгал, он обычно отводит глаза в сторону, инстинктивно, чтобы не увидели его неправду. Наши глаза – это окна нашей души: то, на что мы смотрим, что видим вокруг себя, отпечатком ложится на сердце. Через глаза можно заглянуть в сердце, а через уши – нельзя, хотя то, что мы слышим, так же просачивается в сердце. Разговоры, картины – все это откладывается в сердце. Происходит накопление информации. Затем то, чем наполнено сердце, производит реакцию на житейские обстоятельства: пришла ситуация – и реакция возникает согласно тому, что накоплено в сердце.

Итак, центром нашей жизни является наше сердце: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». Бог говорит: храни сердце свое от всего неправильного, наполни его Словом Моим – слушай, читай, размышляй, заучивай наизусть, складывай и накапливай Слово Мое в сердце своем, «потому что это – жизнь для того, кто нашел его, – читаем мы, – и здравие для всего тела его». Слово Божие заработает в нашей жизни, станет нашей естественной природой; мы начнем поступать соответственно тому, как поступал Христос, потому что Слово Его стало для нас хлебом, днем и ночью, в радости и печали.

Возьмем себе за правило заучивать, как минимум, один стишок в день – это будет благотворно для нас! Это произведет очищение нашего сердца… Как наполнить стакан с водой молоком, не выливая воды? Очень простой способ: нужно лить и лить в этот стакан молоко. Концентрация молока будет увеличиваться до тех пор, пока совсем не останется воды.

Наши сердца заполнены «богатством» мира. Телевизор, компьютер – величайшие изобретения человека, буквально заворожившие его. Приходя домой, мы включаем вожделенную аппаратуру, не успев даже переодеться. В некоторых домах – по нескольку телевизоров, и каждый включен. Пульт переключения дает возможность «бегать» по каналам: посмотрел немного здесь, переключился туда, глянул быстро там, поскакал дальше, ни на чем не задерживаясь и толком ни одну передачу не просматривая. Ни уму, ни сердцу, как говорится. Только время потерял, уже и спать пора, какая молитва?! А что складывается внутри нас? Весь вечер пропитываемся сериалами или боевиками, а потом встаем на колени помолиться перед Господом... И? Фильм на экране давным-давно закончился, а в нас – продолжает жить: мы подставили ему свое сердце. Потребуется много молока, чтобы очиститься! Много потребуется молока, чтобы воды не осталось!

Все, что мы видим, что слышим, прямиком попадает в наше сердце и формирует нашу жизнь. Поэтому Бог говорит: заботься, заботься, чтобы добрая почва заполняла твое сердце!

Проведем аналогию с фортепиано. Для того, чтобы извлечь звук, нажимают на клавишу, а внутри инструмента есть молоточки, которые бьют по струнам от нажатия на клавиши. Имеются также и глушащие звук элементы, которые присоединены к правой педали. Когда нажимаешь на эту педаль, элементы освобождаются и звук струны не глушится: нажал на педаль – и струна продолжает звучать, пока педаль не отпустишь. При отпущенной педали, в момент нажатия на клавишу, глушащий элемент отодвигается, отпустил клавишу, он раз! и глушит колебания струны. Если провести эксперимент – открыть крышку, нажать на правую педаль, чтобы отпустить глушащий элемент, взять всего одну ноту и посмотреть, куда ударил молоточек, – зазвучит одна нота, затем пальцем заглушить звучащие струны, на которые было оказано воздействие, то мы обнаружим интересное: многие другие струны, по которым не стучал молоточек, будут звучать. Их ничто не касалось, но они звучат. Это – простой закон физики: струны, кратные длине звучащей струны, вступают в резонанс. Родственные струны отвечают на колебание этой одной струны, хотя по ним никто не ударял, но они – в резонансе, и колебания передаются и им.

Точно так же и с нами происходит: когда мы читаем Слово Божие, то жизнь в нас, которая от Господа, реагирует, как эти звучащие родственные струны. Мы читаем Слово Божие, а сердце поет; мы читаем Слово Божие, а сердце откликается – это жизнь, которая в нас, говорит с жизнью Слова. И вдруг озарение приходит: «Вот, оказывается, что! Вот, оказывается, как!»… «Бездна бездну призывает голосом водопадов…» (Псалом 41:8). Водопад – это откровение, звук, родственная часть, симфония, которая зазвучала…

Представим себе, что внутри нас нет ничего родственного духовному. Мы читаем Слово Божие, а в голове – драки, убийства, кровопролитие, сексуальные сцены; читаем Слово Божие, а оно молчит, не говорит с нами, не находит отклика в нашем сердце. Мы не позаботились о чистоте сердца; мы позволили чему-то постороннему заполнить нас, и теперь оно, постороннее, звучит в нас.

Как грех приходит? «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иакова 1:14-15). Все начинается с простого желания, затем, если не бодрствовать, желание перерастает в похоть, похоть же обольщает, ослепляет, и мы идем, как вол на убой, идем и ничего с этим не можем поделать, идем и грешим. Почему пьяница не может остановиться? Он понимает, что поступает нехорошо, он ненавидит себя, но совладать с собою просто не в состоянии. Так же и наркоман: он продает маму родную за дозу и ненавидит себя, но все равно продает, потому что доза нужна.

Грех не приходит на пустое место – сначала идет длительная подготовка. Это только в кино: шел, споткнулся, упал, очнулся – гипс… Грех же долго готовится, созревает в сердце, подходит к моменту зачатия и вот рождается. Бог говорит, предупреждает, что-то открывает, но если человек настойчив в своем желании, Бог отходит в сторону – и человек грешит. То, что в сердце, сработает однажды непременно.

Сатана забрасывает в наши головы разные мысли, предлагает непотребства, нас окружает море нечистоты и лжи с заманчивыми этикетками, и что-то из этого списка может завладеть нашим сердцем, если не бодрствовать. Нас посещают различные мысли, но задерживается только та, которая находит отклик в нашем сердце. Мысль, не нашедшая ничего родственного, как пришла, так и уйдет… Поставьте передо мною самый лучший коньяк – это не заставит меня выпить, а кто-то не устоит – у него в сердце есть основа.

Недавно я беседовал с верующим человеком, он говорит: «А телевизор? Это же окно в мир, неужели Вы не смотрите?» Скажу честно: у меня нет времени смотреть телевизор, более того – мне жалко тратить драгоценное время на то, что навязывает телевизор. Скажите, кто готовит передачи на телевидении? Мир. В чьих руках средства массовой информации? В руках тех, кто желает управлять мыслями людей. Значит, кто-то пытается воздействовать на мое сердце. Извините! Выбор – за мной.

Если засевать поле несколькими видами семян, то не урожай вырастет, а мусор. Если же поле засевается одним родом семени, урожай будет чистым, качественным. Бог на нас возлагает ответственность за наше сердце. То, чем засевается наше сердце, обязательно даст всходы. Поэтому не относитесь легкомысленно к тому, какие передачи смотрите Вы и Ваши дети; не относитесь легкомысленно к тому, что они слушают, на что смотрят, с кем дружат. Заботьтесь о том, чтобы чистое словесное молоко наполняло жизнь Вашу и Ваших детей, чтобы формировалась добрая почва, чтобы прокладывался путь к славе Божией, к Царствию Божию.

Помолимся. Господи! Мы благодарим Тебя за Слово Твое. Пусть Слово Твое овладевает нашей внутренностью, откладывается в наших сердцах и наполняет их до избытка, до тех пор, пока не потечет из уст наших. И пусть это будет знаком того, что Ты – в нас, потому что от избытка сердца говорят уста. Благослови, Господь, наполняться Твоим Словом, жить им, руководствоваться. Во имя Иисуса Христа молимся. Аминь.


3 октября 2010 г.