» » Какое продолжение мифа об ио. Богиня Ио: мифы и легенды Древней Греции, изображения

Какое продолжение мифа об ио. Богиня Ио: мифы и легенды Древней Греции, изображения

ИО

(греч. Io ) - в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, жрица богини Геры. Последняя превратила ее из ревности в корову (по другой версии, это сделал Зевс, чтобы спасти возлюбленную от мести своей жены). Гера наслала злого овода, и И., спасаясь от укусов, скиталась из страны в страну, пока не нашла приют в Египте. Там Зевс возвратил ей человеческий облик.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ИО

(греч.) - дочь аргосского царя Инаха , возлюбленная Зевса , который превратил ее в корову, чтобы спасти от гнева Геры . Гера потребовала корову себе в дар и приставила Аргуса сторожить ее, но Аргус был убит Гермесом по велению Зевса. Тогда Гера наслала на убегавшую И. кусачего овода (вариант: сама превратилась в овода). Спасаясь от укусов, И. бежала через Грецию, Кавказ, Азию, пока не прибежала в Египет, где Зевс вернул ей человеческий облик. И. родила Эпафа , а впоследствии вышла замуж за Телегона , сына Одиссея .

ИО

Жрица Геры в Аргосе, возлюбленная Зевса . Чтобы уберечь Ио от ревности Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Геру не удалось обмануть, и она сначала приказала Аргусу стеречь Ио, а потом наслала овода, который преследовал и гнал ее через всю Европу в Египет, где она с помощью Зевса вновь обрела человеческий облик и стала прародительницей данайцев . В трагедии Эсхила Ио приходит к Прометею и рассказывает о своих мытарствах. Легенду об Ио передает и Овидий . Возможно, первоначально Ио была лунным божеством, изображаемым с рогами (полумесяц), откуда и возникла легенда.
В доме Ливии (вторая жена Августа) на Палатине (Рим) есть фреска, на которой изображены Ио и стерегущий ее Аргус. Корреджо изобразил Ио с Зевсом.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Известно, что древнегреческие мифы зачастую строились на сюжетах, почерпнутых из реальной жизни, и вымышленных героев авторы наделяли собственными чертами. Именно поэтому многие античные божества далеки от образцов морали и нравственности в их современном понимании. Примером тому может послужить история верховного громовержца Зевса и юной богини Ио.

Юная любовница хозяина Олимпа

Пришедшая в современный мир из Древней Греции богиня Ио имела весьма туманное происхождение. По одним источникам, она была дочерью речного бога Инаха, по другим же − одного престарелого, но весьма любвеобильного царька. Приводятся и другие варианты. Впрочем, это дело житейское, ведь известно, что даже мать ребенка не всегда может с уверенностью назвать имя отца.

Так или иначе, но свое отрочество богиня Ио провела в храме Геры - всесильной покровительницы брака, которая по неосмотрительности взяла ее в штат своих жриц. Вела себя юная девица вполне благопристойно, пока не влюбилась в ее мужа − верховного бога и хозяина Олимпа, Зевса, поражавшего своей мужской красотой всех без разбора представительниц слабого пола. Тот не заставил себя долго уговаривать, и между ними завязалась любовная интрижка − одна из тех, что в разных вариантах повторяются со времен мироздания.

Неудавшаяся хитрость

Чтобы усыпить бдительность жены, а возможно, желая придать роману некоторую пикантность, Зевс на время превратил возлюбленную в корову − белую и прекрасную, каких свет не видывал. Однако Гера, зная наклонности мужа, быстро раскусила его и обрушила на головы любовников свой праведный гнев.

Высказав мужу все, что говорят в подобных случаях, и пригрозив «уйти к маме», она потребовала, чтобы в знак раскаяния он отдал ей «эту мерзкую развратницу». Тот малодушно согласился, и несчастная богиня Ио оказалась во власти Геры, не пожалевшей сил, чтобы отомстить ей со всей беспощадностью, на которую способна любившая, но обманутая женщина.

Чудище, сраженное Гермесом

В довершение бед Гера приставила к своей пленнице всевидящего стража - многоглазого великана Аргуса, который постоянно изводил бедняжку пустыми придирками. Возможно, история богини Ио на этом бы и закончилась, если бы не совесть, проснувшаяся в душе ее прежнего любовника.

Видя, на какие страдания он обрек несчастную девицу, Зевс поручил своему сыну Гермесу (тоже, надо сказать, изрядному ловеласу) убить великана и освободить пленницу. Не переча отцу, он выполнил его поручение, предварительно усыпив чудище своими речами. Надо заметить, что искусство наводить сон на слушателей не только не утрачено в наши дни, но и доведено некоторыми ораторами до совершенства.

Месть Геры

Узнав о случившемся, Гера пришла в неописуемый гнев. Прежде всего она наложила на беглянку заклятие, в силу которого та была обречена навек оставаться в облике коровы. Кроме того, силой волшебства создала страшного овода - гигантское насекомое, которое должно было повсюду преследовать богиню Ио и, беспощадно жаля, причинять ей нестерпимые мучения.

Лишь в пределах далекой северной страны Скифии луч надежды забрезжил для порядком уже отчаявшейся богини Ио. Древняя легенда повествует, о том, что в то время, когда она достигла полярных широт, там к одной из скал был прикован ее земляк Прометей - могучий титан, подаривший людям огонь, и обреченный за это на страдания, причиняемые орлом, который день и ночь терзал его грудь. Понимая как никто другой проблемы своей соотечественницы, он утешил ее предсказанием, что избавление от бед ожидает ее на берегах Нила.

Услышав эту радостную весть, Ио поспешила в Египет, а в след за ней полетел изрядно озябший и покрытый инеем овод. От мороза он стал еще злее и бросался на беглянку подобно бешеному псу. О том, сколько и каких мучений ей довелось претерпеть по дороге, составители легенды умалчивают, позволив вообразить это самим читателям. Однако со всей определенностью сообщается, что на берегу великой африканской реки роман между богиней Ио и Зевсом получил неожиданное и счастливое продолжение.

Плод любви, вызревший на берегу Нила

Истосковавшись по своей прежней пассии, громовержец изрядно напрягся и силой колдовства сумел разрушить чары, которыми опутала ее коварная Гера. Мерзкий овод издох, а коровья шкура, столь долго скрывавшая под собой нежную девичью кожу, вдруг растаяла и явила миру прежнюю Ио, сияющую своей неземной красотой.

Зевс, истомившийся без женской ласки (супруга не торопилась вернуть ему свою прежнюю благосклонность) поспешил заключить ее в свои объятия − столь жаркие и страстные, что по истечении известного срока она подарила ему сына Эпафа. Этому плоду любви, вспыхнувшей между богиней Ио и Зевсом, мифы Древней Греции приписывают честь быть первым царем Египта. Он же, согласно общепринятой версии, является родоначальником могучего и славного племени героев, наиболее известным представителем которого стал легендарный Геракл.

Две версии одного события

А куда же смотрела ревнивица Гера? В этом вопросе мнения позднейших комментаторов расходятся. Например, древнеримский поэт Овидий утверждал, будто ему доподлинно известно, что она сама сняла проклятие с Ио, и сделала это после того, как муж раскаялся и поклялся никогда больше не нарушать супружескую верность. Ох не верится в его искренность, ох, не верится! К тому же и встречу с возлюбленной, закончившуюся рождением сына, Зевс назначил не в родных Афинах, а в чужом для него Египте, то есть подальше от жены.

Есть и еще одна версия события, происшедшего на берегу Нила. Она никогда не пользовалась особой популярностью у греков вот по какой причине: злые языки утверждали, что будущего ребенка Зевс зачал еще до того, как его подруга обрела человеческий облик. Иными словами, акт любви он совершил не с женщиной, а с коровой. Гера же узнала о столь странной фантазии супруга и, чтобы избежать огласки и позора, поторопилась вернуть рогатой сопернице ее прежнее обличье. Впрочем, некоторые полагают, что она это сделала, исключительно из сострадания к будущему ребенку, на Зевса же она давно махнула рукой.

Послесловие

Любопытно, что после того как «хеппи энд» увенчал историю, описанную в нашей статье, юная любовница Зевса стала отождествляться греками с богиней Луны Селеной. Поводом к этому послужила видимая в определенные периоды двурогая форма земного спутника, вечно странствующего по небу в окружении бесчисленных звезд, так похожих, по мнению древних эллинов, на глаза великана Аргуса. Имя же богини, как утверждают исследователи, произошло от древнеегипетского слова «iw» (ио), что в переводе означает «корова».

Ее любовные похождения, ставшие сюжетом одного из наиболее известных и популярных древнегреческих мифов, обрели новое звучание в произведениях классиков античной драматургии. Так, история любви всемогущего громовержца и юной жрицы легла в основу трагедий Эсхила, Херемона и Акция, а также вдохновила Платона, Анаксилая и Анаксандрида на создание весьма популярных в свое время комедий. Имя богини Ио не забыто и в наши дни. Его носит ближайший из четырех самых крупных спутников Юпитера.

Ио и Зевс

Прекрасная Ио была жрицей аргивской Геры , ее соблазнил Зевс . Ревнивая богиня узнала, что её муж Зевс влюбился в Ио. Во время ссоры между супругами Ио была превращена в белую корову . Некоторые утверждают, что её превратила Гера, другие говорят, что это сделал сам Зевс, ложно поклявшись, что он не любил прекрасную девушку. С тех пор дающие клятвы о любви не навлекают гнева богов в случае их нарушения .

Гера упросила Зевса подарить ему эту корову и поручила тысячеглазому Аргосу Панопту тайно отвести её в Немейскую оливковую рощу. Зевс, в свою очередь, обратился к своему сыну - богу воровства и обмана Гермесу - с тем, чтобы он спас Ио. Гермес усыпил Аргоса игрой на флейте, а затем отрубил ему голову.

Освобождённая Ио, однако, по-прежнему оставалась в образе безмолвной коровы. Узнав о том, что Аргус не справился с поручением, Гера создала страшного овода с тем, чтобы он повсюду преследовал и жалил Ио .

Скитания Ио

Тщетно Ио бежала от него, сначала попав в Додону и достигнув моря, которое с тех пор носит название Ионического , затем на север, через Боспор Киммерийский , который и получил от этого свое название (Βόσπορος - коровий брод), в Азию . После переправы остановилась в местности, именуемой Коровой . Вернула разум в Канобе (Египет) . По другому рассказу, родила Эпафа в пещере на Евбее, обращенной к Эгейскому морю .

По другой версии вышла замуж за египетского царя Телегона . Также в поздней античности был широко распространен вариант мифа, согласно которому в Египте она стала богиней Исидой . Наконец, по еще одному толкованию, была превращена в созвездие Тельца .

Символика

Ио, по одному из истолкований - рогатая богиня луны, блуждающая по небу, покрытому бесчисленными звездами (глаза Аргуса). Имя предположительно от египетского iw,’t «корова» .

Примечания

Ссылки

  • Р. Грейвс. Мифы Древней Греции: Старшее поколение героев

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ио (мифология)" в других словарях:

    - (от греч. mythos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев. В М. Космос предстает как единое целое,… … Философская энциклопедия

    Мифология Древней Греции и Древнего Рима, едва ли не самый известный и хорошо изученный аспект культурного наследия античности. Классическая мифология включает в себя рассказы об определенном круге персонажей богах, людях и в особенности героях … Энциклопедия Кольера

    Мифология адыгов объект исследования многих научных дисциплин (философии, истории, археологии, лингвистики, филологии и др.), включающий древний фольклор и народные сказания адыгов: мифы, эпосы, сказки и др. Содержание 1 Общие… … Википедия

    Мифология Альбом Крематория Дата выпуска … Википедия

    - (греч., от mythos басня, миф, и logos слово). Баснословные сказания об языческих богах и героях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИФОЛОГИЯ греч. mythologia, от mythos, басня, миф, и logos, слово.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Мифология айнов комплекс мифологических представлений народа айны. Характер и уровень развития мифологических представлений и мифологического фольклора у айнов определяется такими факторами, как дисперсный характер расселения и тип… … Википедия

    Мифология науки система сакрального знания в науке, широко распространённые, массовые заблуждения. Мифы в науке возникают при её популяризации. Чтобы донести до обычного читателя научные факты или открытия в доступной форме авторы научно… … Википедия

    Содержание понятия. Происхождение М. Специфика М. История науки о мифах. Библиография. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. М. входящая в систему религии совокупность мифов, т. е. сказаний о богах и героях, о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и… … Литературная энциклопедия

    МИФОЛОГИЯ, мифологии, жен. 1. Совокупность, система мифов. Греческая мифология. 2. только ед. Наука о мифах. Сравнительная мифология. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Одинизм Словарь русских синонимов. мифология сущ., кол во синонимов: 6 баснословие (4) … Словарь синонимов

    Англ. mythology, social; нем. Mythologie, soziale. Мифологическое сознание, эмоционально окрашенное, чувственное представление о соц. деятельности, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней и ее подлинное знание, подменяющее… … Энциклопедия социологии

Ио

Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и чтобы скрыть ее от жены своей Геры, превратил Ио в корову. Но этим громовержец не спас Ио. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать в этом Гере. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу. Страдала несчастная Ио, никому не могла она поведать о своих страданиях; обращенная в корову, она была лишена дара речи. Не знающий сна Аргус стерег Ио, не могла она скрыться от него. Зевс видел ее страдания. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить Ио.

Быстро примчался Гермес на вершину той горы, где стерег стоокий страж Ио. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей, как выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас Ио от гнева Геры. Она послала чудовищного овода. Своим жалом овод гнал из страны в страну обезумевшую от мучений несчастную страдалицу Ио. Нигде не находила она себе покоя. В бешеном беге неслась она все дальше и дальше, а овод летел за ней, поминутно вонзая в тело ее свое жало; жало овода жгло Ио, как раскаленное железо. Где только не пробегала Ио, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов, на крайнем севере, скалы, к которой прикован был титан Прометей, Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, много видела опасностей, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем Египта и родоначальником великого поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой Греции, Геракл.

— дочь Инаха, бога реки и аргосского царя, и нимфы Мелии, сестра Аргоса и Форонея. Жрица богини Геры. Однажды Зевс увидел ее в храме и соблазнил. Как-то раз Гера застала их вместе, но Зевс поклялся, что между ними ничего не было и превратил прекрасную Ио в белую корову. Гера выпросила у него корову и поставила всевидящего стоокого Аргоса сторожить ее. Аргос привязал корову к оливе в роще близ города Микены. Зевс приказал Гермесу украсть корову, но это было трудно сделать, и Гермес убил Аргоса. Тем временем Гера наслала на корову овода, который преследовал ее повсюду. Спасаясь от него, Ио бежала в Египет, где Зевс вернул ей человеческий облик, и она родила Эпафа (Аписа). Тогда Гера спрятала Эпафа, и Ио долго блуждала по Сирии, пока не нашла его, и они вернулись в Египет. По возвращению Ио вышла замуж за Телегона, египетского царя. Ио воздвигла в своей столице статую Деметры, которую египтяне называла Исидой, а позже стали называть Исидой и саму Ио.

// Антонио КОРРЕДЖО: Юпитер и Ио // Н.А. Кун: ИО

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИО в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в древнегреческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, возлюбленная Зевса, который превратил ее в белоснежную телку. В то же время, ИО …
  • ИО в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Io. "??). Дочь царя Аргоса Инаха, жрица Геры, любимая Зевсом. Ревнивая Гера превратила ее в корову и приставила Аргуса стеречь …
  • ИО
    В греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха. Возлюбленная Зевса. Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил Ио в белоснежную тёлку, но …
  • ИО в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Жрица Геры в Аргосе, возлюбленная Зевса. Чтобы уберечь от ревности Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Геру не удалось …
  • ИО в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса и превращенная Герой из ревности в корову. Спасаясь от укусов …
  • ИО в Большом энциклопедическом словаре:
  • ИО
    (??) — дочь древнейшего аргивского царя и в то же время речного бога Инаха (см.). Она была жрицею аргивской Геры, …
  • ИО в Энциклопедическом словарике:
    нескл., с прописной буквы 1. ж., одуш. В древнеримской мифологии: возлюбленная Юпитера, превращенная ревнивой Юноной в корову, которую стерег многоглазый …
  • ИО
    И́О ФЭЙ, см. Юэ Фэй …
  • ИО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́О, спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610). Расстояние от Юпитера 422 т. км, сидерический период обращения 1 сут 18 ч …
  • ИО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́О, в греч. мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса и превращённая Герой из ревности в корову. Спасаясь от …
  • ИО
    (??) ? дочь древнейшего аргивского царя и в то же время речного бога Инаха (см.). Она была жрицею аргивской Геры, …
  • ИО в словаре Синонимов русского языка:
    жрица, …
  • ИО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой Зевса и превращенная Герой из ревности в корову. Спасаясь от укусов …
  • ИО СИНДРОМ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Описан В. Йончевым (1979) как разновидность хронической тасикинезии, то есть состояния повышенной двигательной активности, Наблюдается при органических поражениях головного мозга …
  • ЭПАФ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — сын Зевса и его возлюбленной Ио. В облике коровы, спасаясь от слепня, насланного ревнующей Зевса Герой, Ио добежала до …
  • ВОСКРЕСЕНИЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Иисуса Христа (греч. ?????????, лат. Resurrectio), в христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте …
  • ОПЛОДОТВОРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ в Медицинском словаре.
  • ОПЛОДОТВОРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ в Медицинском большом словаре.
  • ЭПАФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ("??????) — сын Зевса и Ио, родившийся на берегах Нила. По просьбе Геры, которая хотела погубить ненавистную соперницу Ио и …
  • ЭПАФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (" ??????) ? сын Зевса и Ио, родившийся на берегах Нила. По просьбе Геры, которая хотела погубить ненавистную соперницу Ио …
  • СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА: СОЛНЦЕ в Словаре Кольера:
    К статье СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА В центре Солнечной системы расположено Солнце - типичная одиночная звезда радиусом около 700 000 км и …
  • ИОНТОФОРЕЗ
    ио`нтофоре"з, ио`нтофоре"зы, ио`нтофоре"за, ио`нтофоре"зов, ио`нтофоре"зу, ио`нтофоре"зам, ио`нтофоре"з, ио`нтофоре"зы, ио`нтофоре"зом, ио`нтофоре"зами, ио`нтофоре"зе, …
  • ИОНОТЕРАПИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ио`нотерапи"я, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"й, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"ям, ио`нотерапи"ю, ио`нотерапи"и, ио`нотерапи"ей, ио`нотерапи"ею, ио`нотерапи"ями, ио`нотерапи"и, …