» » Каковы этапы подготовки и проведения шоу технологии. Педагогический совет "современные воспитательные технологии"

Каковы этапы подготовки и проведения шоу технологии. Педагогический совет "современные воспитательные технологии"

О современных трендах в мировом техническом и шоу-продакшне редакции сайт рассказал Максим Коротков — партнер компании MAX \ MAX productions.

Последние годы индустрия технического и шоу-продакшна развивается по-истине семимильными шагами. Никто не может отрицать, что сегодня фантазия и техника — вещи неразрывно связанные. Воображение дает толчок развитию технологиям, а технологии, в свою очередь, дают основу для новых фантазий. И это процесс, который уже не остановить! То, что еще несколько лет назад казалось невозможным, сегодня реализовывается. А то, что вчера казалось уникальным, сегодня становится повсеместным трендом и используется в каждом втором событии.

Так без чего же сегодня уже нельзя представить себе полноценное шоу?

Машинерия

Cвободная трансформация сценического пространства позволяет постановщикам шоу-программ чувствовать себя абсолютно вольными в своих фантазиях. Современное театральное и концертное оборудование мощно модифицировалось в направлении машинерии и трансформации пространства. Вспомните, еще совсем недавно все, что устанавливалось или подвешивалось в зале, было громоздким и функционально ограниченным.

Сегодня сцена может неожиданно поменять высоту, форму, площадь, или даже начать парить в воздухе. Это дает режиссерам возможность использовать одновременно десятки инструментов в одном шоу.

Однако усложнение функционала и характеристик не сделали логистику оборудования более сложной. Наоборот, конструкции стали легче и мобильнее, а установка занимает все меньше времени. Это позволяет артистам не ограничивать себя в разработке даже тех сцен, с которыми они планируют отправится в мировое турне. Сегодня перемещение гигантских декораций наподобие космических кораблей, драконов и поездов — норма и показатель высокого уровня шоу.

Наиболее интересные примеры использования современных технологий:

Take That Progress Tour: в финале концерта огромный двадцатиметровый металлический человек словно оживает и встает на ноги в центре площадки.

Justin Timberlake The 20/20 Experience: артист передвигается по всему танцевальному сектору на парящем в воздухе мосту, который отсоединяется от основной сцены.

Sensation Wicked Wonderland: динамические крылья сцены постоянно меняют свое положение в пространстве.

Динамические экраны и разнообразие видео поверхностей

Еще не так давно восхищение зрителя возрастало прямо пропорционально площади экрана на сцене, сегодня этого уже мало. Задача любого сценографа — полное погружение в концепцию, смена настроения и постоянное удивление зрителя.

Технологии позволяют видео поверхностям двигаться по всему пространству сцены и зала в разных плоскостях c помощью поворотных и раздвижных механизмов, также динамических лебедок, соединяться в одну плоскость и рассыпаться на мелкие части. Но не стоит забывать, что без хорошего контента все это не имеет смысла.

Стоит посмотреть примеры:

Церемония открытия Олимпийских Игр в Лондоне: рядом с каждым кластером сидений на зрительских трибунах были интегрированы светодиодные элементы, которые в общем масштабе составляли гигантский экран.

Beyonce Formation Tour: центральным элементом и декорацией сцены стал гигантский поворотный видео-куб.

Световые приборы нового типа

Эволюция светового оборудования также не отстает от конструктивного. Когда-то первой ласточкой развития индустрии света стал прибор Clay Paky Sharpy, дающий узкие концентрированные лучи света. Уже тогда стало ясно, что классического света недостаточно для создания полноценной картинки, способной поразить зрителя. И сейчас один за другим появляются приборы-гибриды, сочетающие в себе одновременно разные технологии, например свет и видео.

Самые заметные экземпляры:

Ayrton MagicPanel Twin: одна сторона — это световой прибор, другая — светодиодный экран.

Robe Patt: большой прожектор теплого света. Раньше подобный прибор использовался только на ТВ и киносъемках.

Barco Tube: компактная трубка, пригодная как для архитектурного и концертного света, так и для использования в качестве элемента видео экрана.

Clay Paky Stormy: теперь стробоскоп может воспроизводить вспышки любого цвета.

Show batten: прибор архитектурной подсветки с широкими функционалом.

Светодиодные экраны в аренду от 2500 р./м2! В наличии на складе в Москве

Симбиоз

С развитием технологий растут и запросы заказчиков, и слово «эксклюзивность» стало фундаментальной основой всех пожеланий к шоу. Нам часто приходится слышать, что хочется чего-то нового и необычного. Но все мы знаем, что производство индивидуального решения удовольствие недешевое. Но выход есть — это «смешивание».

Симбиоз стандартных инструментов может дать тот самый «эксклюзив»: вода на одной сцене с огнем, интеграция оборудования в декорации, взаимодействие спецэффектов с видеоконтентом, сочетание различных видеоповерхностней и другое. Главное — не переставать фантазировать.

Уникальные материалы в декоре

В мире активно развивается целая отрасль производства высокотехнологичных материалов, которые призваны решать самые сложные и невероятные задачи. Новинки могут обладать сразу несколькими, на первый взгляд, несочетаемыми свойствами: быть одновременно прозрачными и непрозрачными. Быть сверхлегкими и пластичными, но при этом продолжать выдерживать самые сумасшедшие нагрузки. В том или ином виде, эти синтетические технологии вы встретите в 80% топовых событий на планете, потому что они позволяют режиссерской группе не ставить себя в рамки прокатных возможностей или всем известных решений. А главный секрет в том, что они доступны в том числе и для мероприятиям с отнюдь не космическими бюджетами.

Предварительный программинг шоу

Залог успеха любого проекта заключен в его подготовке. Это касается и технической составляющей шоу. Не так давно возможность заблаговременной подготовки появилась и на российском рынке, и мы рады, что сегодня софт и специалисты способны предложить качественные услуги в этой области. Например, с помощью предварительного программинга света в студии вы сэкономите время на репетиции и получите более проработанное шоу. А выстраивание работы всего оборудования по таймкоду позволит шоу спокойно «запускаться с одной кнопки».

Если вы еще не примкнули к армии любителей «делать все заранее», просто попробуйте начать разработку своего мероприятия на совершенно новом уровне. Потраченные средства в итоге будут с лихвой компенсированы удобством работы на площадке, минимизацией ошибок и повышением качественного уровня шоу.

Беспроводные технологии

Световые приборы на аккумуляторах, передача сигнала, управление оборудованием и декорациями по Wi Fi — это все уже реально! Ведь это не только ликвидирует километры проводов на площадке, но и дает возможность установки оборудования в любом месте. Порой только это может сохранить и развить интересную идею проекта.

Прямое взаимодействие артиста и техники

Иногда даже запрограммированное шоу или супер профессиональная пультовая не способны в нужный момент почувствовать следующее движение артиста, чтобы вовремя среагировать на него. Теперь выступающий сам может управлять частью светового оборудования или моделировать видео-контент прямо со сцены, давая команды онлайн своими движениями. Роботы, дроны и искусственный интеллект уже выступают на сцене вместе с артистом, иногда подменяя его в нужные моменты.

Замещение контента прямой трансляцией

Неоспоримый тренд последних лет, который вы можете наблюдать на всех последних нашумевших концертах — виртуозная работа с прямой трансляцией. И это не трансляция крупного плана артиста на боковые экраны. Это полноценное использования трансляции в качестве основного видеоконтента. Разнообразные ракурсы, моментальная цветокоррекция изображения, наложение граффики и спецэффектов на видео в режиме реального времени. Такой подход безусловно, требует полноценной и тщательной подготовки, прописания точного сценария и раскадровки под каждый момент шоу. Но это того стоит!

Послесловие

Уверен, каждый из читателей может привести запомнившиеся ему примеры.

Будущее уже наступило!

В заключение стоить упомянуть, что эти и другие тренды технического и шоу-продакшна обсудят спикеры форума ONstage, который пройдет 15-16 сентября в рамках выставки Prolight+Sound NAMM.

Форум ONstage — единственный в России форум профессионалов шоу-индустрии. Это место встречи технических директоров, режиссеров, декораторов, представителей крупнейших площадок, а также клиентов и руководителей event-агентств с целью наладить плодотворный диалог между представителями отрасли.

Носит название «Future Emotions». Он посвящен ближайшему будущему индустрии, новым технологиям и приемам, которые приходят на рынок и уникальным эмоциям и впечатлениям зрителей.

Эксклюзивной частью программы станет первый в истории диалог между специалистами и продакшен-компаниями с мировыми именами, за плечами у которых самые нашумевшие мировые события, такие как Олимпиада, «Muse. Drones World Tour», «Beyoncé. Formation World Tour» и другие.

Зарубежные коллеги впервые выступят перед российской аудиторией, поделятся своим опытом, ответят на вопросы и раскроют тайны создания лучших шоу.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технология воспитательного шоу

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Поляков Сергей Данилович, профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе.

Признаки воспитательных технологий: относительная массовость использования как гарантия воспроизводимости; устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании этапов и алгоритмизации работы; относительно высокая гарантированность определённого результата воспитания.

Особенности шоу-технологии: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»); соревновательность на сцене; заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Этапы реализации шоу-технологии: подготовка шоу-программы; проведение воспитательного шоу; подведение итогов.

Задачи организатора: разработка или поиск сценария шоу; распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.; подготовка «сцены», «зала», ведущего, процедуры оценивания, оформления.

«Сцена»: решение о главном принципе отбора участников «сцены»; сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, «домашних заданий»; помощь в подготовке «сцены» к участию в шоу.

Ведущий: решение о ведущем; разработка программы ведения шоу и образа ведущего; репетиция ведения шоу.

«Зал»: решения о способе формирования «зала» (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса и т. д.); определение структуры «зала» (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, «групп поддержки», учителей, гостей, для жюри и т. п.); создание настроя «зала» (через слово, действия, оформление, введение правил и т. д.); обращения к «залу», поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к «залу», рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для «зала», обращение к «залу» за помощью и т. д.).

Оценивание: предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается); кто и когда оценивает; техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы и т. п.); способы предъявления оценок.

Оформление: определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.); определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу; выбор техники исполнения элементов оформления.

Этапы проведения воспитательного шоу: запуск; основная часть («задание-оценивание» + сценическое действо); финал.

Виды оценивания оценивание жюри единоличное оценивание оценивание залом

Шоу – это сценическое действо, и необходимо использовать соответствующие ему законы, связанные с завязкой, развитием, сценическим конфликтом, кульминацией, развязкой.

Значение шоу-технологии: высокий эмоциональный уровень; достигается большая результативность воспитательной акции; охватывает большое количество детей; сплачивает коллектив; распределение обязанностей будет проходить организованнее; развитие критического мышления, самосовершенствования.

Внеклассное мероприятие к 23 февраля «А ну-ка, мальчики!» Цель: создать атмосферу праздника в игре-соревновании. Задачи: воспитывать чувство патриотизма, уважения к профессии военного, желания служить в армии; познакомить детей с родами войск; развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих возрастным особенностям, трудностей; формирование коллектива, исключение разобщенности мальчиков и девочек.

Подготовка к проведению мероприятия Определение с тематикой праздника, выбор формы его проведения (игра-соревнование) Изготовление сувениров для пап, дедушек на уроках труда, приглашений на праздник на уроках рисования. Разучивание стихов, загадок для участников игры на военную тему. Оформление класса (на стенде приколоты, вырезанные из цветной бумаги облака и изготовленные своими руками планеры из белой бумаги), подготовка мест для соревнующихся команд мальчиков, для жюри (приглашенные папы, дедушки), для зрителей (девочки). Девочки готовят поздравления мальчикам. Оформленные поздравления помещаются на закрытой доске. Подготовка отличительных знаков командам, музыкального сопровождения.

Проведение воспитательного шоу 1 конкурс: «Кто быстрее»; 2 конкурс: «Лучшая память»; 3 конкурс: «Передача «секретного» сообщения»; 4 конкурс: «Путь следования»; 5 конкурс: «Портрет диверсанта»; 6 конкурс: «Сложи пословицы»; 7 конкурс: «Маскировка».

Оценивание Оценивание проводит жюри, которое определяет победителя по сумме набранных баллов.

Подведение итогов Вопросы к беседе: понравился ли вам праздник? что понравилось вам больше всего? что, на ваш взгляд, можно было бы исправить, сделать по-другому? что нового вы узнали о профессии военного? вызывает ли у вас эта профессия уважение? хотели бы вы служить в армии, быть военным? что вам не понравилось в празднике?

Литература: 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480с. 2. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 147с. 3. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 176с. 4. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие / С.Д. Полякова. – М.:Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 5. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К Селевко. – М: НИИ школьных технологий, 2005. 6. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285с. 7. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс] http://sv-sidorov.ucoz.com/index/0-2 (дата обращения: 29.03.2013).

Спасибо за внимание!


Сущность воспитательных технологий.

Характеристика воспитательных технологий.

Понятие о технологии воспитания . Если вопросы технологии обучения в отечественной педагогике разработаны достаточно подробно, то в сфере технологизации процесса воспитания сегодня остаётся много неясностей. Это обусловлено тем, что воспитательный процесс гораздо в меньшей степени, чем учебный, поддаётся программированию и алгоритмизации.

Один из подходов к технологизации воспитательного процесса состоит в рассмотрении воспитательной технологии как сложной целостной структуры, включающей ряд более или менее технологизированных педагогических феноменов. Так, опираясь на работы Н. Е. Щурковой, в технологии воспитания можно выделить следующие элементы:

    педагогическое общение;

    этико-половая дифференциация воспитанников;

    этическая защита в общении;

    предъявление педагогического требования;

    создание благоприятной предметно-пространственной среды;

    создание благоприятного социально-психологического климата;

    создание ситуаций успеха;

    педагогическая техника;

    педагогическая оценка;

    работа с группой;

    разрешение конфликтов;

    речевое воздействие и др.

Ещё один подход к разработке технологий воспитания связан с вариативностью элементов и способов их взаимодействий в структуре технологии. Согласно этому подходу, воспитательной технология должна обладать значительной гибкостью, приспособляемостью к меняющимся целям и условиям её реализации. В частности, Л. В. Байбородова указывает, что формы воспитательной работы теряют свою эффективность при попытках их точного копирования, воспроизведения без учёта изменившихся условий.

В педагогических изданиях последних лет прослеживается тенденция конструирования воспитательных технологий из готовых «узлов и деталей». Описание технологии при таком подходе имеет вид своеобразного «педагогического конструктора», т. е. содержат не готовые разработки и не общие методические рекомендации, а элементы технологии и алгоритмизированные указания по конструированию и применению в виде единого целого. 1

Наконец, в педагогической науке и практике идёт разработка технологий осуществления отдельных отрезков воспитательного процесса: воспитательных дел, мероприятий и т. д. Строго говоря, среди множества таких отрезков в большинстве исследований достаточно чётко выделяется лишь одна технология: технология коллективных творческих дел (КТД). Относительно прочих технологий воспитания взгляды учёных значительно расходятся.

По мнению С. Д. Полякова, педагогические феномены можно отнести к сложившимся воспитательным технологиям при наличии следующих признаков:

    относительная массовость использования как гарантия воспроизводимости;

    устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании этапов и алгоритмизации работы;

    относительно высокая гарантированность определённого результата воспитания.

Рассмотрим некоторые из технологий воспитания более подробно.

Технология воспитательных дел (ВД). «Воспитательное дело» – это наиболее общее название специально организованного отрезка совместной деятельности педагога и воспитанников по решению воспитательных задач. ВД обычно определяют как вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Можно сказать, что воспитательный процесс состоит из цепи ВД.

По целям и назначению выделяется несколько видов ВД: этические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивные, экологические, трудовые и др.

В основе технологии воспитательных дел лежит идея о том, что любая педагогическая деятельность должна осуществляться в виде цепочки управленческих циклов, в которых педагогический анализ является одновременно началом нового цикла и завершением предыдущего.

В любом ВД выделяются следующие этапы: 1) целеполагание (анализ ситуации и формулирование целей); 2) планирование; 3) организация дела; 4) осуществление дела; 5) подведение итогов дела (анализ достигнутых результатов). На основе анализа достигнутых результатов могут формулироваться цели следующего ВД, и тогда весь цикл опять повторяется.

Технология коллективных творческих дел (И. П. Иванов) включает шесть стадий (основных технологических этапов):

I. Подготовка педагога к проведению КТД . На этом этапе предстоящая коллективная творческая деятельность ещё только моделируется педагогом.

II. Коллективное целеполагание и планирование – этап, с которого начинается собственно коллективное творческое дело.

III. Подготовка дела.

IV. Проведение дела .

V. Коллективное подведение итогов (завершающий этап собственно КТД).

VI. Последействие, которое заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный.

КТД возникли и получили широкое распространение в советской педагогике как коммунарская, социально-ориентированная воспитательная технология. Однако последнее десятилетие технология КТД наполняется не только социально-ориентированным, но и личностным смыслом, а в педагогике появился термин «личностно-ориентированное КТД». Отличия личностно-ориентированных КТД от классических (традиционных) проявляются на разных технологических этапах при сохранении общей структуры стадий традиционного КТД (см. таблицу 2).

Сравнение традиционных и личностно-ориентированных КТД

Технологический этап

Традиционное КТД

Личностно-ориентированное КТД

Подготовка педагога к КТД

Ориентация педагога на развитие коллектива

Ориентация педагога на развитие индивидуальности воспитанников

Коллективное целеполагание

и планирование

Социальные основания выбора дела

Акцент на групповой работе, групповом вкладе в коллективное дело

Дело как потенциал личностного развития

Коллективная подготовка

Акцент на дружной групповой работе

Акценты на добровольность принятия и индивидуализированность ролей, поручений

Проведение дела

Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана

Возможность для личного, негруппового участия, структура дела выбирается с учётом самоопределения воспитанников в отношении ролей, поручений

Коллективное подведение итогов (коллективный анализ)

Основные вопросы-критерии: «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Каков вклад каждого в общее дело?»

Вопросы-критерии, акцентирующие значимость дела для понимания и развития себя как индивидуальности («Какие качества я проявил в деле?», «Чему меня научило участие в деле?» и т. п.)

Последействие

Закрепление коллективного успеха, преодоление препятствий в развитии коллектива

Закрепление индивидуального успеха, преодоление препятствий в развитии личности.

Воспитательная шоу-технология . В центре таких отрезков воспитательного процесса находится шоу – интересное, зрелищное действо. Шоу-технология, используемая в воспитательной работе, имеет три основных особенности:

    деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»);

    соревновательность на сцене;

    заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.

1. Подготовка шоу-программы. На этапе подготовки решение принимается организатором или группой организаторов (учителем, группой педагогов, группой учеников-активистов и т. п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т. д.). Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.

Задачами организаторов на этом этапе являются:

    разработка или поиск сценария шоу;

    распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.;

    подготовка «сцены», «зала», ведущего, процедуры оценивания, оформления.

Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: «сцена», ведущий, «зал», оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

    решение о главном принципе отбора участников «сцены»;

    сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, «домашних заданий»;

    помощь в подготовке «сцены» к участию в шоу.

    решение о ведущем;

    разработка программы ведения шоу и образа ведущего;

    репетиция ведения шоу.

    решения о способе формирования «зала» (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса и т. д.);

    определение структуры «зала» (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, «групп поддержки», учителей, гостей, для жюри и т. п.);

    создание настроя «зала» (через слово, действия, оформление, введение правил и т. д.);

    обращения к «залу», поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к «залу», рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для «зала», обращение к «залу» за помощью и т. д.).

Оценивание:

    предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается);

    кто и когда оценивает;

    техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы и т. п.);

    способы предъявления оценок.

Оформление:

    определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.);

    определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу;

    выбор техники исполнения элементов оформления.

2. Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть («задание-оценивание» + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С. Д. Поляков выделяет «эмоциональное заражение» (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизицию.

Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: а) создать определённый эмоциональный настрой участников; б) выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами).

В финале, кроме итогового оценивания, необходимо «смягчение соревновательности» (С. Д. Поляков) между участниками соревнования и между «сценой» и «залом». Это может достигаться словом и действием, объединяющим…

…участников конкурсов («сцену»): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т. п.;

…«сцену» и «зал»: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал (например, вставание при вносе-выносе школьной символики) и т. п.

3. Подведение итогов как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен.

Технология групповой проблемной работы (ГПР) .Групповой проблемной работой С. Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников при ГПР направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи ГПР можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные). Познавательные задачи ставятся в учебном процессе. Значит, задачи ГПР как воспитательной технологии могут быть либо организационно-ориентированными, либо ценностно-ориентированными.

Организационно-ориентированные задачи ориентируют воспитанников на разработку и принятие организационных решений (к таким задачам относятся, например, задачи распределения поручений, выработки «законов класса»). Ценностно-ориентированные задачи связаны с прояснением, обсуждением, осмыслением ценностного содержания проблемной ситуации. Оба типа задач существенно отличаются в способах решения, поэтому в помещённой ниже алгоритмизированной схеме предусмотрены варианты для каждого из них.

1-й этап технологии ГПР – введение проблемной ситуации и её перевод в задачу. Этот этап одинаков для обоих вариантов. Проблемная ситуация может вводиться извне (например, педагог может рассказать притчу, зачитать отрывок из газетной статьи и т. п.) либо изнутри (фиксация внимания учащихся на проблемной ситуации, реально возникшей в данном ученическом коллективе). Перевод ситуации в задачу достигается благодаря формулированию вопроса, ответ на который и станет решением задачи, а поиск ответа – содержанием обсуждения.

Задачу мало просто сформулировать, необходимо, чтобы воспитанники её поняли и включились в работу по её решению. Если этого не произошло, необходимо дополнительное стимулирование их активности (предложение альтернатив, уточняющих вопросов, «облегченных» формулировок задачи, обращения типа «Как вы считаете…», «Может быть, лучше сначала…»).

Этап завершается конкретизацией (чётким формулированием окончательного варианта задачи) и объективизацией (т. е. изображением задачи в виде материального объекта, например, записью задачи на доске, плакате, в тетрадях учащихся). Объективизация помогает лучше представить задачу и не забыть о ней при обсуждении.

2-й этап – организация решения проблемы. Задача этапа состоит в организации «движения» мнений, идей. На этом этапе путь реализации технологии ГПР раздваивается в зависимости от того, к какому типу задач относится поставленная задача в окончательном виде.

Одна и та же тема обсуждения и даже одна проблемная ситуация может породить задачи разного типа. С. Д. Поляков приводит пример, когда одна и та же тема («Я и социум»), один и тот же способ введения проблемы (притча о людях, оказавшихся после катастрофы на необитаемом острове) может привести к формулированию разных задач:

    «Что нам нужно сделать, чтобы появился план классных дел?» (организационно-ориентированная задача);

    «Какие вопросы в теме «Я, мы и общество» было бы интересно обсудить?» (ценностно-ориентированная задача).

Различия в путях решения организационно-ориентированной и ценностно-ориентированной задач обусловили два варианта осуществления этого этапа ГПР.

1-й вариант. Решение организационно-ориентированной задачи строится как создание идей в виде цепочки действий, отражающих движения личностного к общему. Общая схема этого этапа: выдвижение (генерирование) идей → формирование списка идей → ранжирование идей → отбор идей наибольшего ранга → принятие однозначного коллективного решения.

2-й вариант. При решении ценностно-ориентированной задачи основой организации решения является дискуссия. Последовательность шагов на этом пути следующая: дальнейшая конкретизация проблемы в виде вопросов для обсуждения → инициация и обострение дискуссии → управление дискуссией → принятие коллективного решения. На заключительном шаге решения ценностно-ориентированной задачи – принятии коллективного решения – не только допускаются «особые» мнения и открытость некоторых вопросов (в отличие от результата решения организационно-ориентированных задач), но в ряде случаев это даже приветствуется как условие дальнейшего неформального общения по теме дискуссии.

3-й этап – подведение итогов ГПР, рефлексия. Задачи этого этапа: организовать осмысление воспитанниками проделанной работы, своей роли и внутренней позиции в ней, выявить и зафиксировать настроения воспитанников в конце ГПР, подчеркнуть значимость решённой проблемы.

Технология «Информационное зеркало» .Цель технологии: формировать у воспитанников опыт активного отношения к публичной графический информации.

Формы реализации технологии: стенгазета, информационный стенд, «доска гласности» и др.

Технологическая цепочка: анонс → установка на информацию → предъявление информации → задание форм реагирования на информацию → действия с информацией. В осуществлении этой цепочки действий выделяется четыре этапа: создание установки на будущую информацию, появление информации, открытие обратной связи, действие с информацией.

1. Создание установки на будущую информацию. Способ реализации этапа получил название «развивающийся анонс».

2. Появление информации. Информация помещается на видном месте.

3. Открытие обратной связи – это создание для читателя возможность отреагировать на появившуюся информацию. Задача этапа – инициирование опосредованного диалога через формы, предполагающие эмоциональное отношение к информации, отражающие её принятие или непринятие. Условия реализации: проблемная подача информации; соответствие информации интересам и потребностям воспитанников, для которых она предназначена.

4. Действия с информацией. На этом этапе происходит усиление действенности информации. Основная задача этого этапа: побуждение читателя к комментированию и преобразованию информации, предложению альтернатив.

Основные признаки результата: рост активности воспитанников в работе с «информационным зеркалом», увеличение среди воспитанников количества авторов идей и текстов, расширение круга обсуждаемых проблем, совершенствования внешнего вида «информационного зеркала».

1 См., например: Афанасьев С. П. Первый звонок. – Кострома, 2000.

2 С. Д. Поляков. Технологии воспитания.– М., 2003. С. 19. (Таблица переработана автором в соответствии с этапами КТД, выделяемыми в данной брошюре.)

В центре таких отрезков воспитательного процесса находится шоу – интересное, зрелищное действо. Шоу-технология, используемая в воспитательной работе, имеет три основных особенности:

- деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»);

- соревновательность на сцене;

- заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.

1. Подготовка шоу-программы. На этапе подготовки решение принимается организатором или группой организаторов (учителем, группой педагогов, группой учеников-активистов и т.п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т.д.). Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.

Задачами организаторов на этом этапе являются:

- разработка или поиск сценария шоу;

- распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.;

- подготовка «сцены», «зала», ведущего, процедуры оценивания, оформления.

Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: «сцена», ведущий, «зал», оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

«Сцена»:

- решение о главном принципе отбора участников «сцены»;

- сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, «домашних заданий»;

- помощь в подготовке «сцены» к участию в шоу.

Ведущий:

- решение о ведущем;

- разработка программы ведения шоу и образа ведущего;

- репетиция ведения шоу.

«Зал»:

- решения о способе формирования «зала» (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса и т. д.);

- определение структуры «зала» (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, «групп поддержки», учителей, гостей, для жюри и т.п.);

- создание настроя «зала» (через слово, действия, оформление, введение правил и т. д.);

- обращения к «залу», поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к «залу», рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для «зала», обращение к «залу» за помощью и т. д.).

Оценивание:

- предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается);

- кто и когда оценивает;

- техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы и т. п.);

- способы предъявления оценок.

Оформление:

- определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.);

- определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу;

- выбор техники исполнения элементов оформления.

2. Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть («задание-оценивание» + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С.Д. Поляков выделяет «эмоциональное заражение» (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизицию.

Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: а) создать определённый эмоциональный настрой участников; б) выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами).

В финале , кроме итогового оценивания, необходимо «смягчение соревновательности» (С.Д. Поляков) между участниками соревнования и между «сценой» и «залом». Это может достигаться словом и действием, объединяющим…

Участников конкурсов («сцену»): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т. п.;

- «сцену» и «зал»: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал (например, вставание при вносе-выносе школьной символики) и т. п.

3. Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен.

Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать отношение участников («сцены» и «зала») к происходящему. Так, по ходу шоу-программы педагог может отмечать заинтересованность и активность зрителей-болельщиков при проведении разных конкурсов. В конце попросить участников оценить привлекательностьшоу для себя, например: выполняя 1-3 несложных действия типа «Поднимите руки только те, для кого участие в сегодняшнем празднике оказалось интересным, привлекательным»; голосованием с помощью цветных жетонов или закрашивания клеток разными цветами (каждый цвет означает определённое настроение, степень удовлетворённости, заинтересованности).

Данная статья рассказывает о личном опыте применения шоу-технологий в воспитательной работе. Современные школьные шоу-технологии – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого школьного учреждения.

Организация праздников, соревнований, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет использовать индивидуальный подход к учащимся, создает комфортные условия для раскрытия тех или иных качеств личности каждого ребенка, содействуют физическому и психическому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение шоу-технологий в образовательном и воспитательном процессах

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.

Василий Александрович

Сухомлинский

Современные школьные шоу-технологии – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого школьного учреждения.

Организация праздников, соревнований, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет использовать индивидуальный подход к учащимся, создает комфортные условия для раскрытия тех или иных качеств личности каждого ребенка, содействуют физическому и психическому развитию.

Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому педагогическому коллективу школы следует создать для этого необходимую обстановку.

1. Основные принципы и направления досуговой деятельности учащихся

Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Школьные мероприятия должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

Т в орчество – важнейший вид культурно-досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Для того чтобы в период посещения школы у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития школьника. Такими условиями являются:

  • личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых
  • эмоционально- положительное отношение между сверстниками
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, раскрытие и развитие творческих способностей
  • добровольное участие всех членов образовательного сообщества (детей, родителей, педагогов).

Кроме этого педагогу нужно уметь:

  • не мешать ребенку творить
  • быть рядом с ним в этом процессе
  • принять и понять его позицию
  • довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно
  • самому быть творцом
  • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, педагог направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д. Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

2. Технологии организации школьных мероприятий

Практически все школьные мероприятия это яркие и радостные события в жизни детей школьного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Все массовые мероприятия, проводимые в школе, можно условно поделить на четыре группы:

  • Тематические (календарные): театрализованные, познавательные: КВН, викторины и т.д.; музыкально-литературные: вечера, концерты.
  • Спортивные : соревнования по различным видам спорта, аттракционы, подвижные игры, эстафеты;

Эффективному проведению мероприятия способствуют:

  • объединение всех его составных частей вокруг главной цели
  • отбор художественного материала
  • выбор эмоционально-выразительных средств
  • подбор исполнителей
  • коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Подготовка и проведение общешкольных мероприятий служат нравственному воспитанию детей:

Они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма;

Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства;

Участие в праздниках и развлечениях формирует у школьников дисциплинированность, культуру поведения.

Разучивая песни, стихи, танцы , дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях, о правилах поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы хорошего мероприятия или праздника.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни школ.

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания. Спортивные соревнования – это всегда яркое, эмоциональное зрелище. Школьные соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности учащихся, которая предусмотрена в школьной программе. Особенно велико значение школьных спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством учителя ФК укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д. Действенным фактором школьные соревнования являются и для зрителя (не участвующих учащихся), которых привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

3. Сущность и структура школьных мероприятий

В основе каждого мероприятия лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей начальных классов утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших школьников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 1 часа. Иначе наступит потеря интереса и внимания. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Любое школьное мероприятие несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок смог принять в нем посильное участие.

Работа над сценарием. Сценарий детского праздника (торжества, мероприятия) – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

  • экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
  • завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
  • развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
  • кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
  • развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию

  • строгая логичность построения и развития темы;
  • законченность каждого эпизода;
  • органическая связь эпизодов;
  • нарастание действия в его движении к кульминации.

При организации мероприятия спортивно-массового характера в первую очередь составляется положение о проведении . В нем указывается:

1. Название соревнований.

2. Сроки.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.

6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)