» » Кем как считается был родоначальник династии медичи. История семьи медичи

Кем как считается был родоначальник династии медичи. История семьи медичи

Один из самых великих и аристократических родов Италии вышел из низов. Еще в XII в. они абсолютно неизвестны. А с середины XIII в. уже дают деньги в рост. Но только с середины XIV в., уже породнившись с Ручелаи и Донати, некий Джовани Биччи — «гонфалоньер» (знаменосец), представитель самой крупной гильдии Калимала и одновременно владелец банка в Риме, входит в историю города как судья, присудивший великому Гиберти заказ на знаменитые сегодня на весь мир Врата Баптистерия. Так началось их родство с Флоренцией, приведшее ее к Возрождению, а Дом Медичи к великой славе. Именно меценатство сделало Медичи великими… Сын Биччи — Козимо, прозванный «Старшим», с помощью архитектора Микелоццо строит лучший в Европе дворец. Но Флоренция — Республика, где самый страшный грех — выделяться. Семья Ринальдо Альбицци — вождя олигархов — сажает его вначале в тюрьму при Палаццо Веккьо (в надежде там его отравить), а затем изгоняет из города. Участь заказчика разделяет и верный хозяину Микелоццо, и Донателло… Но уже через год, в 1434 г., Козимо возвращается, а 80 человек его врагов навсегда покидают Флоренцию. Лев Гумилев наверняка посчитал бы, что у этой семьи была высокая пассионарность…

Удача сопутствует Козимо и в торговых делах: он получает пряности с Востока; в его руках банки в Риме, Венеции, Неаполе, Пизе, Милане, Женеве, Лионе, Авиньоне, Брюгге и даже далеком Лондоне. Он дает деньги королям, строит монастырь Св. Марка, церковь Сан-Лоренцо, начатую еще отцом, пригласившим уже великого к тому времени Брунеллески. Не получивший куртуазного образования Козимо беседует тем не менее в саду с Донателло, приглашает расписать домовую капеллу прекрасного художника Беноццо Гоццоли. И Гоццоли покрывает ее стены не только историей о приезде в Вифлеем волхвов, под которых были загримированы участники «примирительного» Собора, состоявшегося во Флоренции в 1439 г. Гоццоли наводняет маленькую капеллу, по сути дела, портретами не только членов клана Медичи, но и наиболее именитыми участниками Собора. Бесценный исторический документ… На этом фоне даже не так важно, что не состоялось примирения католического и православного направлений…

Его, Козимо, рука приводит в живопись Фра Анжелико, которым будет впоследствии до беспамятства восторгаться и Николай Гумилев, и на несколько столетий раньше — Паоло Уччел- ло. А тугой банкирский кошелек и тесные связи с папой «выкупают» из монахов Филиппо Липпи вместе с его будущей женой — тоже по неосторожности ставшей монахиней (но о-о- оч-чень красивой): «все могут короли…»

Но если Козимо был основателем, то его внук — Лоренцо, прозванный современниками Великолепным, был самым ярким камнем в тосканской короне этой удивительной семьи… Это он создал двор, каких никогда еще не было в Европе, где утонченность, поклонение искусству и упоение радостями жизни возрождали античную Грецию… Сегодня весь мир должен поклониться человеку, воспитавшему в своих садах двух юношей: Микеланджело и Леонардо и пославшему последнего с подарком (или… «в качестве подарка») ко двору миланского герцога Сфорца (знаменитого Лодовико иль Моро), где ему судьбой было уготовано написать «Тайную вечерю»… А тончайшая духовность полотен Боттичелли? Знаменитая Венера с лихорадочным румянцем чахоточной любовницы Джулиано Медичи, красавицы Симонетты… Кстати, Симонетта принадлежала к семейству Веспуччи, которому через некоторое время мы будем обязаны (в лице Америго Веспуччи) открытием предпоследнего континента… А портреты Бронзино? Спокойная величавость Лукреции Панчатики, граничащая с абсолютом… Прекрасное лицо одухотворенной и зрелой женщины. Это и было Возрождение, поставившее Человека и Гуманизм во главу вселенной… Это и была религия Медичи. Их бог… Они создали не только новое понятие Двора, но новый стиль жизни, новое отношение к его величеству Искусству, новое мировоззрение — непривычное среди грубых нравов тогдашней Европы…

Правда, к концу его, Лоренцо, правления количество банков семьи уменьшилось, а пригретый Лоренцо монах Савонарола, ставший к тому времени настоятелем построенного Медичи монастыря Сан-Марко и обладавший завораживающей харизмой, призвал флорентийцев изгнать «тиранов-эпикурейцев» из города, погрузив его на целых четыре года (1494-1498.) во мрак Средневековья с кострами из книг и прекрасных картин. И в сплошной пост… Влияние Савонаролы на дух людей было так велико, что Боттичелли однажды сам принес к полыхавшему на площади костру свои картины. И сам сжег… Однако когда суровый монах в своем аскетизме замахнулся на самого папу, его, полупридушенного (чтобы не заговорил на костре), сожгли на Пьяцца Синьории (23 мая 1498 г.). На этом месте и сегодня можно видеть памятный медный круг.

А изгнанный из города не без помощи француза Карла VIII (до удивления быстро покорившего Италию и так же быстро потерявшего контроль над ней) сын Лоренцо — Пьеро Медичи получил за это прозвище Неудачник… Флорентийцы тут же учредили свое любимое детище — республику, которая просуществовала, правда, всего два года.

Третья республика образовалась после взятия Рима войсками императора Карла V (уже не француза, а немца, тадеска, как говорят итальянцы) и продержалась три года, до 12 августа 1530 г., когда после одиннадцатимесячной осады в город вошли войска императора и папы (оба к этому времени благополучно помирились в Болонье). На трон был вновь посажен молодой Алессандро — сын папы Клемента VII…

Династию прервало кровавое и абсолютно бесцельное (как сказали бы криминалисты, — «немотивированное») внутрисемейное убийство Алессандро, совершенное его «другом» и двоюродным братом — Лоренчатто (1537). Таинственная, темная страница династии: Лоренчатто сам был яркой личностью, писал стихи и поэмы, рисовал, был остроумен. А вот, поди ж ты, пошел на кровавую сцену. При этом он тщательно готовился к убийству более года и даже нанял для верности, не надеясь на собственную руку (Алессандро был молод и силен), профессионального «браво» — Скоронколло. Что это было? Возможно, ревность к судьбе, возможно, что-то еще, абсолютно фрейдистское и непонятное: смысла в убийстве не было никакого — ни на трон, ни на богатство Лоренчатто не претендовал… По выпавшему ночью, накануне преступления, снегу убийцы бежали в Венецию… Ветвь от Джованни Биччи оборвалась…

Кстати, именно Алессандро сделал самую удачную из Медичи партию, женившись на дочери самого императора Священной Римской империи германской нации Карла V, вернувшего ему город и власть… Он же положил начало другой политической традиции и линии, выдав сводную сестру Екатерину замуж за будущего французского короля Генриха II. Венчание происходило 28 октября 1533 г. в Марселе. После смерти мужа Екатерина Медичи стала королевой Франции! Ее сын — наполовину флорентиец — стал Генрихом III. Преемник короля — Генрих На- варрский, начавший эру Бурбонов, тоже дал себя увлечь флорен- тийкам, и в 1600 г. в старинном Лионском соборе Сан-Жак обвенчался с Марией Медичи. От их брака родился Людовик XIII, тот самый, который «пригрел» кардинала Ришелье и дал повод Дюма написать «Трех мушкетеров»… А начиналось все во Флоренции… И как бы ни сопротивлялись французы, у истоков их истории, и даже Варфоломеевской ночи, стоят Медичи…

Историки любят писать, что убийство Алессандро было уже вторым, закончившимся смертью, покушением на синьоров Флоренции. Они правы: первое состоялось еще во времена Лоренцо Великолепного, правившего вместе с братом Джулиано. 26 апреля 1478 г., во время пасхальной мессы, в главном соборе семья банкира Пацци, известная тем, что ее основатель привез из Первого крестового похода щепку от креста Иисуса, в заговоре с архиепископом Риарио Сальвиати (и не без одобрения правившего в то время папы Сикста IV) напала на идущих по центральному нефу братьев. Засверкавшими кинжалами Джулиано был заколот на месте, Лоренцо друзья оттеснили к стене, и он спасся… Сразу вслед за этим толпа горожан, обожавших Медичи, просто разорвала на части нападавших. Сбежавших из церкви нашли и повесили на площади Синьории; и в течение трех дней весь род Пацци, включая даже детей, был истреблен (горожане хотели даже выбросить из гробов кости их предков). Архиепископ Сальвиати спасся, испросив укрытия в доме самого Лоренцо, что и было разрешено… «Благословляй побивающих тебя врагов твоих…» Отсидев немного в тюрьме, он ночью, боясь самосуда толпы, уехал в Рим, под крыло к папе…

После трагической смерти Алессандро пришлось вспомнить о боковой ветви Медичи. Волевой и безумно энергичный в свои 19 лет Козимо I (сын кондотьера Джованни далле Банде Нере, того самого, что в позе роденовского мыслителя сидит сегодня, к удовольствию местных голубей, на площади перед Сан-Лоренцо) основал династию, правившую целых 200 лет. Построил Уффици, превратил в блестящий семейный дворец Палаццо Веккьо, прикупил и переделал Палаццо Питти, создал (а точнее, воссоздал) в Пизе военный флот, обновил университет. Он — основатель Тосканского государства, завоеватель Сиены и Лукки, получивший от императора с благословения папы титул Великого герцога Тосканского. Перед самой смертью он приглашает во Флоренцию Винченцо Галилея с маленьким сыном Галилео… Вот объяснение, почему прах великого профессора из Пизы покоится в церкви Санта-Кроче… Именно Козимо I стал абсолютным властителем не только Флоренции, но всей Тосканы, присоединив в 1555 г. главного врага — Сиену и получив наконец из рук папы Пия V титул Великого герцога Тосканского… Теперь Медичи сравнялись с легендарной средневековой владелицей всей Тосканы и Ломбардии — Великой маркграфиней Матильдой.

В полном расцвете сил Козимо женится на Элеоноре Толед- ской, привезшей во Флоренцию не только целый отряд испанцев, но и испанские нравы… Не забыл он и своего «благодетеля» — Лоренчатто. После двух лет слежки тот был убит в Венеции, куда сбежал от гнева и мести рода. Не помогло… Но ведь сказано в Библии: «Поднявший меч…»

Сын Козимо — Франческо I остался в истории как создатель первого в мире музея. Под который он использовал построенные Вазари по указанию папы Уффици (по-итальянски — Канцелярию). Второй его «заслугой» явилась бурная страсть к почти простолюдинке — венецианке Бьянке Капелло, завершившаяся вначале «случайным» убийством ее мужа, затем любовной интригой, затем свадьбой, потом подложным ребенком и, наконец,

драматической попыткой устранения претендента на престол, брата Франческо — кардинала Фердинандо. Драма разыгралась во время ужина на Вилле Поджо-а-Кайано, что в 18 километрах от Флоренции. Технология, использованная впоследствии князем Юсуповым для убийства Распутина, основанная на изготовлении отравленных пирожных… Все продумала женщина, вознамерившаяся во что бы то ни стало обеспечить трон своему сыночку. Одного не учла, — что делать, если гость просто не захочет десерта. На том и попалась: пришлось пример показывать… Ничего не знавший о намерениях женушки муж начал есть пирожные тоже… Оба умерли через несколько часов в страшных мучениях. К чести Фердинандо, он не только не тронул сына Бьянки, но воспитал его как своего… Правда, став Великим герцогом Тосканским, был вынужден снять с плеч кардинальскую мантию: что ж делать, на двух стульях не усидишь…

Но не только светская власть сосредоточилась в руках рода Медичи. Два брата — Джулиано и Лоренцо — дали миру двух пап: сын Лоренцо — Джованни — стал Львом X, а Джулиано — Климентом VII. Тем самым папой, что отрекся от престола Флоренции в пользу своего незаконного сына — Алессандро, в 1527 г. сдал Карлу V Рим, спасаясь в замке святого Ангела, и затем в Болонье короновал своего врага, а впоследствии близкого друга вначале итальянским королем, а затем императором (1530). Вот такие непростые извороты истории… И оба папы правили почти друг за другом: «затесавшийся» между ними Андриан VI владел престолом всего год (1522-1523).

Медичи-женщины дважды покоряли французский Олимп, выходя замуж только за Генрихов, и только за четных: Екатерина — за II, а Мария — за IV (того самого, который сочинил знаменитый каламбур насчет Парижа и обедни…). Ну нравились им четные номера, что поделаешь… Что касается Герба с шестью горошинами, то до сего дня смысл его — тайна: то ли это пилюли (все же Медичи), то ли золотые флорины (банкиры), то ли зерна мудрости… Медичи унесли ее с собой…

Они не просто правили Флоренцией, они ее любили. Они создали в ней особую атмосферу праздника и преклонения перед его величеством Искусством. Они приняли из рук великого Брунеллески «зачатый» им Ренессанс и выпестовали его. И сегодня дух Лоренцо Великолепного витает в городе белой лилии… Всмотритесь во фрески Гирландайо: вот он стоит, выставив вперед левую ногу; в красном плаще, черноволосый, уверенный в себе, с пронзительным умным взглядом… И смотрит на белую лилию — символ Благовещения, одного из самых великих и определяющих моментов Веры… Весть о пришествии на землю Спасителя и нового мира… Белая лилия — символ Благовещения. Символ Флоренции…

Добавить себе закладку на эту станицу:

История нескольких членов этой богатейшей флорентийской семьи – наглядный пример целеустремленного выполнения своего долга перед Богом и людьми. Миссияих была титанической – поддержать творцов, способных сотворить великолепные произведения искусства. Ведь самый верный способ облагородить мир – напитать человеческие души красотой. Как справедливо охарактеризовал их один историк, это были «банкиры по профессии, политики по необходимости и меценаты по зову души»…

Вилла Медичи

Джованни Медичи

Когда упоминают о семье Медичи, то обычно вспоминаются самые знаменитые представители рода: Козимо Медичи, его внук Лоренцо Великолепный , французские королевы Екатерина и Мария Медичи. На самом же деле в нем было немало выдающихся людей, оставивших заметный след в истории Европы и принесших немеркнущую славу Италии. Правда, банковское дело они освоили не сразу. Одно из первых упоминаний фамилии Медичи в хрониках сделано в связи с так называемым восстани ем чомпи . В начале XIV века простой люд под предводительством некоего Сильвестро Медичи восстал против господства знати и победил. Тогда же Сильвестро Медичи было присвоено имя «рыцарь народа» или «рыцарь чомпи» , а также право дохода с ряда торговых лавок Флоренции. Видимо, с него и пошла молва о Медичи – купцах, торговцах, аптекарях (Екатерину Медичи, французскую королеву, за глаза презрительно называли аптекаршей).

Мария Медичи

Через некоторое время во флорентийскиххрониках появляется имя Аверардо – человека, который считается родоначальником родословного древа Медичи. В 1363 году Аверардо умирает, предварительно поделив свое наследство между пятью сыновьями . Один из сыновей, Джованни Медичи в 1385 году стал управлять филиалом банка Медичи в Риме . А в самом конце XIV столетия он переезжает во Флоренцию, располагая капиталом в сто тысяч флоринов, половину которого он заработал сам. С этого человека и начинается возвышение рода. На первых порах Джованни был очень осторожен и медленно приобретал влияние в городе. В 1402 он был впервые выбран в Синьорию – правительство Флорентийской республики , а потом еще несколько раз был членом правительства – приором . В 1403 поехал послом в Болонью. В 1421 он стал гонфалоньером правосудия , то есть возглавил коллегию при Синьории, ведавшую данным вопросом . Этот незаурядный человек и стал первым Медичи-меценатом, с которого и началась точка отсчета эпохи итальянского Ренессанса. Именно он открыл двери к славе первым знаменитым творцам Возрождения – архитекторам, скульпторам и художникам.

Случилось же это так. В ту пору самые богатые и влиятельные кланы Флоренции Альбацци и Медичи стремились всячески поспособствовать возвеличению родного города. Проще всего это было сделать, вложив деньги в какой-то значимый объект. Таковым являлся главный кафедральный собор Флоренции Дуомо, или Санта Мария дель Фьоре (святой Марии с цветком). Этот собор гильдия искусств Флоренции поручила возвести архитектору Арнольдо ди Камбио еще в 1295 году. Однако он умер, оставив здание недостроенным и с зияющей дырой вместо купола. Работы с переменным успехом велись еще столетие, пока, наконец, в 1400 году не был объявлен конкурс на изготовление бронзовыхдверей для баптистерия Сан-Джованни – составной части Дуомо. (Баптистерий - специальное место в католической церкви, в котором происходит процедура крещения). Как водится, каждый клан выставил своего протеже. Семейство Альбицци представлял тогда еще молодой ювелир Филипп Брунеллески, а выскочек Медичи, каковыми поначалу считала их знать, – Лоренцо Гиберти. Во главе конкурсной комиссии стоял Джованни Медичи, который принял Соломоново решение: присудить победу обоим. Но тут случилось неожиданное. Как сообщает в своем пятитомнике Вазари, Филипп Брунеллески наотрез отказался работать с Гиберти, самоуверенно заявив, что желает быть «первым в искусстве, чем вторым в этом деле». И самоуверенный юнец вместе со своим другом, будущим знаменитым скульптором Донателло, отправился в Рим изучать архитектуру. Через 20 лет он вернется в родной город и поставит над собором уникальный купол, который навечно обессмертит его имя в истории мировой культуры. История воздаст должное и Лоренцо Гиберти: он 31 год трудился над северными и восточными вратами баптистерия, причем так, что много позже восхищенный Микеланджело назовет эту работу «вратами в рай».

Козимо Медичи Веккьо (Старший)

Перед смертью Джованни Медичи устроил выгодный брак своего сына Козимо с Контессиной Барди из древнего и родовитого семейства. Чем заметно облегчил ему жизнь – больше никто не осмеливался называть Медичи, обладавшими вторым по величине состоянием во Флоренции, выскочками. Именно Козимо откроет Европе забытую мудрость Египта…

Некоронованный владыка Флоренции, родившийся в 1389 году, получил образование в монастыре, где выучил французский, немецкий и латынь, а также греческий, еврейский и арабский языки. Как и отец, он методично умножал состояние семьи, имея банки в 16 государствах Европы. И занимался благотворительностью: помогал бедным, выручал попавших в беду зажиточных граждан. Однажды им овладела прекрасная мысль – возобновить во Флоренции работу знаменитой академии Платона, которой приличествовало великолепное здание. Строительство «дома знаний» уже велось, когда последовал предательский удар. Оказавшись в результате выборов в парламенте, давние соперники Медичи Альбицци обвинили Медичи в том, что он ставит себя выше народа, потому что «окна в том доме больше, чем двери в домах простых флорентийцев». Это было тяжкое обвинение, поскольку власть во Флоренции принадлежала народу. Козимо посадили в тюрьму, где Альбацци пытались его отравить, однакотюремщик оказался неподкупным. По счастью, на помощь банкиру пришли его деньги. Он отделался высылкой в Венецию, где провел год. Потом он с триумфом вернулся в город и отомстил своим врагам: синьория приговорила 80 членов семьи Альбицци к высылке. С той поры Козимо Веккьо стал самым уважаемым человеком в городе, практически – его некоронованным правителем. Он имел огромное влияние на папский престол, дружил с несколькими папами и практически управлял финансами Ватикана. Папа Пий II скажет о нем так: «В его доме решаются политические вопросы. Человек, которого он выбирает, получает пост… Он объявляет войну и мир и следит за законами… Он король во всем кроме титула».

Козимо тратил на благотворительность огромные суммы. При его жизни были построены церковь Сан-Лоренцо, ставшая фамильной церковью семьи Медичи, монастырь Сан-Марко, несколько построек в Иерусалиме. Он покровительствовал художникам Филиппо Липпи, фра Анджелико, Паоло Учелло, скульпторам Гиберти и Донателло, архитектору Микелоцци. Только благодаря деньгам Козимоони смогли создать свои нетленные шедевры.

О трепетном отношении герцога к художникам рассказывает такой анекдот той эпохи. Однажды герцог поручил монаху Филиппо Липпи – известномуценителю прекрасного пола, нарисовать картину во славу дома Медичи. А тот как раз увлекся очередной черноокой красавицей, и писать совсем не хотел. Тогда Козимо запер ленивца в большой комнате, чтобы тот, наконец, взялся за работу. Однако Филиппо Липпи просидел там два дня, а на третий разрезал простыню на куски и спустился по импровизированной веревке из окна и несколько дней гулял в свое удовольствие. В другой раз Козимо, навещавший художника каждый день, не найдя его на месте, страшно разгневался. А потом, поразмыслив, разрешил ему работать как вздумается, и тот с рвением стал выполнять его заказы. Свою новую позицию Козимо озвучил так: «Фра Филиппо и ему подобные – редкость и высокие таланты, вдохновленные свыше, а не вьючные ослы».

Филиппо Липпи

Именно Козимо стал тем человеком, с легкой руки которого в Европе возник огромный интерес к изучению античных классиков, особенно Платона. Именно это забытое знание вызвало к жизни эпоху Возрождения. Однажды его посетила гениальная идея. Дело в том, что церкви Востока и Запада существовали отдельно друг от друга вот уже более пяти веков. Раскол случился потому, что первую христианскую церковь возглавляли пять патриархов, считавшихся равными: Иерусалим, Александрия, Рим, Антиохия и Константинополь. Однако римский папа, посчитав, что он главнее остальных, потребовал признать свое первенство. Патриархи отказались. Ко времени правления Козимо христианская церковь в Константинополе находилась в бедственном положении, поскольку город со всех сторон окружали турки. И император Константинополя обратился к папе за помощью. Папа решил собрать Вселенский собор, а Козимо выступил в роли мецената, предложив провести его во Флоренции и оплатить все расходы. В результате сюда приехал византийский император, в свите которого находились выдающиеся знатоки античности – истории, искусства и философии. Общение с ними так повлияло на Козимо, что он решил основать Академию Платона и поручил перевести с греческого на латынь труды великого греческого философа. Чем и занялся глава Академии, приемный сын Козимо известный переводчик, теолог и лингвист Марсилио Фичино. Академия переняла эстафету от первой Академии, которую закрыли в Афинах в 529 году, и разместилась на вилле Монтевеккьо. Козимо основал также первую в Европе публичную библиотеку – Лауренциану, за пополнением которой ревностно следил, скупая, где только возможно, ценные рукописи. Однако самый знаменитый труд эпохи от него ускользал. Это был свиток «Корпус Герметикум», в который входили несколько трактатов, приписываемых самому Гермесу Трисмегисту: «Пэмандр», «Асклепиус», «Коре Косму». Козимо отправил на поиски заветного манускрипта монаха Леонардо да Пистойю. Тому удалось раздобыть драгоценный труд, и Марсилио Фичино засел за перевод. Вскоре его напечатали, и Европа впервые за долгие века познакомилась с мудростью Египта. Сам Козимо прочесть весь перевод не успел, потому что лежал на смертном одре. Согласно его завещанию, похороны прошли скромно, однако на саркофаге стояла многозначительная надпись: «Отец Отечества».

Лоренцо Великолепный

У герцога осталось три сына, и власть перешла к одному из них, Пьетро. Этот человек стоял у руля власти очень мало и оставил по себе славу человека доброго и милосердного. Он и стал отцом самого знаменитого члена семьи Медичи – Лоренцо Великолепного, родившегося 1 января 1449 года. Дед его, Козимо Веккьо, с ранних лет готовил мальчика к роли правителя. Лоренцо с шести лет принимал участие в дипломатических приемах. Одаренный мальчик получил разностороннее образование. Он играл на нескольких инструментах и прекрасно пел. Французский король назначил Пьетро членом своего Совета , рассчитывая поправить свои финансовые дела за счет банкирского дома Медичи. Но и для Пьетро союз с Людовиком был очень выгоден: он укрепил его репутацию в глазах всей Европы. Однако для нового главы клана Медичи еще важнее было заручиться поддержкой внутри Италии . С этой целью Пьетро отправил шестнадцатилетнего Лоренцо с визитом вежливости к основным союзникам и клиентам дома Медичи. С толь же плодотворным оказался его визит в Рим, ко двору папы.

Лоренцо Великолепный

В то время папа Римский обладал монополией на добычу в районе Толфи квасцов, необходимых для окраски тканей, а дом Медичи имел исключительное право на продажу квасцов от имени папы. Но папа ограничивал общий объем производства квасцов, хотя спрос на них был очень высок. Лоренцо же удалось договориться с папской курией о том, что Медичи сами будут определять объем добычи и продажи этого ценного минерального сырья. Их роль как банкиров папского двора еще более возросла. "Сделка века", заключенная Медичи, вызвала зависть конкурентов , которая, к сожалению, постоянно сопровождала эту семью .

Дипломатические способности Лоренцо Медичи восхищали современников. П озиции Флоренции на Аппенин ах были сильны как никогда, хотя сам город-государство не имел ни сильной армии, ни талантливых военачальников. Лоренцо достигал желаемого результата с помощью политическ ого маневр а , дипломатическ ой интриг и и умел ого выбор а союзников. Именно благодаря его проницательному уму государства, образующие средневеков ую Итали ю, впервые в европейской истории начинали осваивать тонкое искусство поддержания равновесия сил, создания коалиций, дружественных союзов. Ни одно из них не могло в одиночку противостоять врагам, будь то внешние или внутренние . В се нуждались в партнерах, которых требовалось чем-либо - обещанием ли политической поддержки, денег или военной помощи - привлечь на свою сторону. Позднее искусству политического равновесия у Италии будет учиться вся Европа . Ее правители также поймут, что самый сильный из них не в состоянии достичь своих целей в одиночку, без надежных союзников. Лоренцо называли «стрелкой весов Италии».

Лоренцо женился в 18 лет, на Кларисс е Орсини, происходившей из знатного римского рода, тесно связ анного с папским престолом. Кларисса родила ему трех сыновей и четырех дочерей. Но она так никогда и не смогла привыкнуть к веселому флорентийскому образу жизни, да к тому же не отличалась крепким здоровьем : ее рано унес в могилу туберкулез. А в 20 лет, после смерти отца , Лоренцо стал главой клана Медичи и некоронованным повелителем Флоренции. Произошло это так: д елегация флорентийцев коленопреклоненно просила Лоренцо принять на себя заботу о благе государства. "Я согласился без энтузиазма, - писал он в своих мемуарах. - Эти обязанности казались мне не соответствующими моему возрасту и слишком опасными. Я согласился только затем, чтобы сохранить друзей и наше богатство, потому что в нашей Флоренции, если вы богаты, вам сложно жить, если вас не защищает государство".

Лоренцо отдавал себе отчет, что впереди его ждут интриги, козни, ссоры. И потому, следуя традициям семьи, он начал свою деятельность с укрепления взаимоотношений с государями Неаполя, Милана, Венеции. Казалось бы, все шло хорошо. Вокруг правителя и его брата, предводителя флорентийской молодежи Джулиано, сгруппировались самые просвещенные люди того времени. Флоренция жила насыщенной интеллектуальной жизнью, смеялась, пела и от души веселилась. Балы и карнавалы сменяли один другой, рыцарские турниры, обыкновенно проходившие на площади у знаменитой церкви Санта Кроче, служили сбором всех знатных семейств иместом обмена мнениями. Под роскошным балдахином восседала хозяйка праздника, юная красавица Симонетта Каттанео, супруга купца Веспуччи, который привез ее из Генуи. Вся Флоренция знала, что по ней день и ночь вздыхает герцог Джулиано, который обычно выигрывал все турниры иприносил победу к ее ногам. А флорентийки в белых платьях в такой момент обычно пели: «О, любовь! Будь с нами во время нашего праздника. Пусть удалится отсюда тот, кто не влюблен».

Жизнь всегда имеет свои подъемы и спады. Настал трудный час и для Флоренции. Неожиданно власть Лоренцо стали оспаривать сами жители Тосканы. Граждане небольшого городка Прато, подстрекаемые противниками Медичи, организовали заговор. Лоренцо жестоко покарал бунтовщиков : г лавный заговорщик и восемнадцать его сообщников были повешены. Теперь у флорентийцев не оставалось сомнений в том, кто их истинный правитель. Юный поэт и любитель искусств оказался и твердым политиком, беспощадным к врагам.

Но самая страшная страница Флоренции началась с восхождением на престол нового папы Сикста IV . С приходом к власти этого человека стали портиться столь ценные для Медичи отношения с Римом. Сикст IV решил создать небольшое светское владение в центре Италии для своего племянника (поговаривали - незаконного сына). Лоренцо воспротивился , справедливо опаса ясь , что итальянское равновесие нарушится в пользу Рима. Приближенные стали подстрека ть пап у навсегда разделаться с Медичи. С их подачи Сикст IV передал привилегию распоряжаться папской казной богатому флорентийскому роду Пацци, еще более древнему, чем Медичи. Тогда, о пасаясь чрезмерного возвышения конкурентов, Лоренцо принял закон, по которому Пацци лишались наследства дальнего родственника. После этого папе не составило труда спровоцировать Пацци на мятеж против Медичи.

Для контрол я над ситуаци ей во Флоренции, папа, несмотря на протесты Лоренцо, назначил своего племянника Франческо Сальвиати кардиналом города Имола, расположенного недалеко от Флоренции. Дальше – больше: понтифик сделал его архиепископом Флоренции. Более того, он отозвал монопольное право Медичи на торговлю квасцами. Таким образом, была объявлена война дому Медичи. Дело оставалось за малым: поставить у власти во Флоренции представителей клана Пацци. Однако законными методами это сделать не удавалось. И тогда папа Сикст IV санкционировал беспрецедентное по своему вероломству и подлости покушение на братьев Медичи. Оно произошло в апреле 1477 году в главном соборе Флоренции Санта Мария дель Фьоре, во время пасхальной обедни. Там на Лоренцо , всюду появлявшегося без охраны и не требовавшего по обычаю средневековых князей, чтобы к нему не подходили ближе чем на полтора метра, и Джулиано напали два священника, поддерживаемые другими заговорщиками . Джулиано Медичи погиб, а раненный Лоренцо , прикрываемый верными друзьями, успел скрыться в ризнице. Святотатство вызвало всеобщее возмущение флорентийцев. Они схватили н епосредственн ого вдохновител я преступления архиепископ а Сальвиати и его сообщник ов и на месте расправились с заговорщиками. Тогда же Лоренцо безжалостно казнил без суда и следствия 262 человека из окружения Пацци. Авторитет Медичи поднялся на небывалую высоту , однако Лоренцо так никогда и не оправился от потери любимого брата . Присущая ему жизнерадостность сохранилась, однако в глазах затаилась огромная боль, а душа обросла прочной броней.

Папа воспринял т риумф Медичи и поражение Пацци как личное оскорбление. Особенно возмущало Сикста IV казнь архиепископа и то, что другой вдохновитель заговора - его племянник, по-прежнему находился в руках Лоренцо, который отказывался даровать ему свободу. Не сумев разделаться с Медичи с помощью наемных убийц, папа отлучил от церкви Лоренцо , а заодно и всю правящую элиту Флоренции. Более того, Ватикан стал угрожать интердиктом всему тосканскому государству, если в течение месяца Медичи и их сторонник ов не выда дут папскому суду.



Династия банкиров из этого города подарила миру трех римских пап, двух королев и бесчисленное количество шедевров мировой культуры. Но 300 лет назад род начал угасать. «Вокруг света» поговорил с одним из последних Медичи, князем Оттавиано

Ваши предки практически построили Флоренцию, которую сегодня посещает множество людей из разных уголков мира. А вы хотите оградить ее от туристических потоков. Но ведь туристы — это и деньги, и слава…

Флоренция — город моей семьи, поэтому я обязан заботиться о ней. Я основал ассоциацию Save Florence, чтобы защитить город предков от уничтожения. Каждый год во Флоренцию приезжает несколько миллионов туристов, которые ходят по трем-четырем общеизвестным местам. Мне жаль это признавать, но массовый туризм наносит Флоренции непоправимый вред. Например, чтобы попасть в галерею Уффици, люди стоят часами в очереди, опираясь о колонны галереи, которые уже ободраны от основания на высоту человеческого роста. К сожалению, государственные департаменты лишь дерут втридорога за входные билеты в городские музеи.

Что нужно сделать, чтобы и город был цел, и туристы довольны?

Главная идея ассоциации и моя главная забота сегодня — распределить туристические массы на ближайшие городки и расширить сезонность туризма.

Почему вы решили заняться спасением Флоренции? Ведь родились и выросли в Милане...

Медичи сделали очень много для Флоренции, меня тут все знают, я член знаменитой исторической семьи де Медичи ди Тоскана ди Оттайяно. Во Флоренции у меня всегда особое чувство — здесь я дома, и часто на улице слышу от незнакомцев: «Привет, Оттавиано. Как ты?» Они воспринимают меня как часть Флоренции. Жители города постоянно просят разобраться с той или иной проблемой. Вот, например, городские власти удумали пустить первый во Флоренции трамвай — вырубить зеленый бульвар и сделать конечную остановку прямо у мужского достоинства статуи Давида! У меня нет тех финансовых возможностей, что были у предков, но есть связи, имя, идеи — в общем, я помогаю городу не материально, а ментально. Большинство зданий в историческом центре было построено по приказу Медичи и принадлежало моей семье. Быть членом такой великой семьи — значит управлять своим культурным наследием, как промышленники управляют предприятиями.

У вас есть опыт управления предприятиями? Чем занимались ваши родители?

Они были фабрикантами. В 1920 году мой дед переехал из Неаполя в Милан, где открыл фабрику по производству химических веществ. После окончания университета я работал там три года и, может быть, проработал бы всю жизнь, как дед и отец, но мысли о Флоренции, о том, чтобы вернуться на историческую родину и сделать для нее что-то полезное, как великие предки, были сильнее.

А что делают другие потомки Медичи для исторической родины? Вот молодой принц Лоренцо Медичи активно участвует в общественной жизни, ездит по миру с пиар-визитами...

Это самозванец. Дом Медичи выиграл дело против мистера Лоренцо так называемого Медичи, и суд постановил, что единственные законные потомки королевского рода Медичи — это члены моей семьи. Нас сегодня всего восемь с фамилией Медичи, я имею в виду потомков по мужской линии. Мой кузен Джованни Баттиста живет в Неаполе, у него три сына. Старший принимает участие в моей программе. У меня тоже три сына, один из них живет в Лондоне. Есть еще ветвь Медичи Торнаквинчи в Риме. Наша ветвь Оттайяно ближе всего к королевской линии великого герцога Алессандро. В данный момент я самый старший мужчина из линии Гранд-Дюка. И поскольку я живу во Флоренции, меня назначили официальным представителем династии и главой Дома Медичи.

Известно, что Алессандро был весьма жестоким. При нем в ходу были пытки и казни…

…И умер он не своей смертью. Его убил кузен Лоренцино де Медичи, который потом объявил, что сделал это во благо города. А Александр Дюма в романе «Ночь во Флоренции при Алессандро Медичи» изобразил все в романтическом свете. Так вот, Алессандро не оставил законного наследника. С супругой Маргаритой Пармской он не прожил и года. Ребенка ему родила любовница. Родоначальнице нашего рода Оттайяно, Джулии Медичи, был всего год, когда отца убили. В 1567 году она с мужем Бернардетто приобрела поместье Оттайяно (ныне дворец Palazzo Mediceo в коммуне Оттавиано). С них началась наша линия Медичи ди Оттайяно.

Кто из великих предков вам наиболее близок по духу?

О, это, конечно, наша Джулия, Козимо I и Лоренцо Великолепный. Они жили в замечательное время и делали то, что я хочу делать для Флоренции сейчас. Они не только управляли финансами, но также старались сохранить и приумножить экономику и традиции, установить отношения с художниками и скульпторами, помогать людям. У меня есть мечта собрать всех оставшихся Медичи во Флоренции, чтобы вместе поднять город. Пусть у нас нет реальной политической власти, но зато есть имя и документ от папы римского Пия, согласно которому власть навеки принадлежит роду Медичи.

Есть ли места во Флоренции, где вы чувствуете особую связь с предками?

Если хочу помолиться, иду в церковь Сан-Лоренцо. Это семейная церковь Медичи. Там наш фамильный склеп, гробницы самых известных представителей рода. Церковь небольшая, в ней бывают в основном местные.

Когда я переехал во Флоренцию, купил тут историческую виллу, раньше она принадлежала семье Медичи. Но ее отобрала моя жена. Шучу: я просто решил, что общественная жизнь для меня важнее личной, и развелся, оставил супруге виллу, а та продала особняк каким-то русским богачам. Теперь я работаю здесь, в Палаццо на улице Борго-Санти-Апостоли, делю это помещение со школой экономики, а живу в апартаментах напротив.

наследник

Но везде во Флоренции чувствую себя уютно. Когда я впервые привел четырехлетнего сына во двор галереи Уффици, то сказал ему: «Сынок, это твой дом!» С тех пор мы часто бывали с ним там — заходили поиграть, поговорить, полюбоваться фресками, как делали наши предки на протяжении нескольких веков.

Медичи ди Тоскана

У большого дерева Медичи некоторые важные ветви со временем высохли. Сегодня князь Оттавиано ди Оттайяно представляет самую близкую к королевской ветке семью и уверен, что его род никогда не угаснет

Медичи — олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Известны как спонсоры выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап — Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI, и две королевы Франции — Екатерина Медичи и Мария Медичи.

История
Основателем клана Медичи, вошедшим прежде всего в богатую историю Флоренции, явился Аверардо Медичи, ставший в 1314 г. гонфалоньером этого города. Само понятие «гонфалоньер» означало в старину «руководитель военных отрядов». Позднее это звание давалось также главе правительства. Вероятно, им и был Аверардо, принадлежавший к числу самых богатых городских купцов. Второй Медичи, упоминающийся в хрониках, Сальвестро, тоже стал гонфалоньером, но уже в 1378 г. Известно, что он поддержал восстание «чомпи» — мелких ремесленников и рабочих, которые выступили против диктатуры старших цехов. Сей популизм в дальнейшем сослужил немалую службу роду Медичи в их восхождении наверх. Наследник Сальвестро— Джованни занялся Медичиучреждением банков и, умирая, оставил своим сыновьям гигантское состояние, с которым те смело занялись захватом политической власти. Основу сказочного богатства Медичи составили сокровища знаменитого папы римского Иоанна XXIII, известного в миру как пират Бальтазар Косса. Он оставил Джованни все нажитое грабежами, ростовщичеством и продажей индульгенций перед тем, как Констанский собор сместил его и посадил в тюрьму. Много лет спустя бывший папа вырвался из заточения, выторговав себе свободу за кардинальскую шапку взамен Утраченной папской тиары, то тотчас потребовал у Джованни свои сокровища назад, но получил ответ, достойный рода Медичи: «Я получил все это на хранение от папы Иоанна XXIII и обязался все вер-нуть по первому требованию, — спокойно заявил Джованни. — Я отдам все папе Иоанну XXIII, когда он вернется... » Наследник Джованни, сын Козимо Старший, знавший об источниках родового богатства, не поскупился. Козимо же получает от флорентийцев титул «Отца Отечества», что больше говорит о его влиянии на город, нежели о его благодеяниях. Козимо, большую часть жизни проживший на своей вилле в Кареджи и посвящавший все свободное время идеям Платона и покровительству искусствам, мало вникал в нужды республики, управляя ею через раболепствующие перед ним органы флорентийского самоуправления. Пиратское прошлое сказалось не только в богатстве этого рода. Вся его дальнейшая история изобилует заговорами, убийствами и зверствами.
Еще до Козимо I делами рода заправлял Алессандро Медичи. В 1437 г. он был убит своим родственником и приятелем по разгулу Лоренцино Медичи, а последнего с помощью наемного убийцы убрал уже Козимо. Он же в припадке бешенства заколол своего сына Гарциа. Другой сын Козимо — Пьетро — умертвил кинжалом жену Элеонору, а дочь Пьетро Изабелла была задушена мужем Паоло Орсини. Наследник Козимо Франческо I велел убить мужа своей любовницы Бьянки Капелло. Другой сын Козимо — Лоренцо, прозванный Великолепным, с именем которого связан расцвет флорентийской культуры XV в., собиравший в своем саду знаменитую Платоновскую академию, давшую миру великие имена поэтов, художников, мыслителей; Лоренцо— «чистейшее воплощение Ренессанса» — так вот этот Лоренцо вешал, убивал, отбирал приданое у девушек, жестоко разграбил город Вольтерру и был известен не только как поэт, но и как искусный интриган, умело пользовавшийся ядом и кинжалом. Первым из «варварских» королей, венчавшихся императорской короной, был Карл Великий. Последним императором, на голову которого была возложена железная корона, был Наполеон Бонапарт. Он заставил отречься от сана императора последнего из
императоров Священной Римской империи — Франца П. Это произошло в 1805 г. — спустя тысячелетие после коронации Карла Великого.

Медичи - правители Флоренции
У Джованни ди Биччи были два сына - Козимо и Лоренцо. С Козимо и началась политическая карьера семейства. Из двух его сыновей более талантливым считался Джованни (1424-1463), но он умер раньше отца. После смерти Козимо главой рода стал Пьеро, который, несмотря на тяжелейшую подагру, проявил неожиданную энергию в борьбе с попытками лишить семейство политического веса. Из двух сыновей Пьеро младший, Джулиано, был убит в результате заговора Пацци, а старший Лоренцо сохранил за семьей ведущие позиции во Флоренции. Его можно считать самым блистательным из всех Медичи. Преемником Лоренцо после его смерти стал старший сын Пьеро, однако своей надменностью он оттолкнул от себя большую часть флорентийского патрициата. Когда Италии грозило французское вторжение, Пьеро встал на сторону врагов Франции, и поэтому после того, как в 1494 французские войска действительно вошли в Италию, всему семейству Медичи пришлось бежать из Флоренции. Медичи восстановили свои позиции во Флоренции в основном благодаря политическим талантам Джованни, второго сына Лоренцо. Лоренцо удалось сделать Джованни кардиналом, и тот, несмотря на молодость, сумел добиться доверия папы Юлия II. В 1511 между республикой Флоренция, с одной стороны, и папой и испанцами - с другой, вспыхнул конфликт. Борьба закончилась поражением и капитуляцией Флоренции, и одним из условий, выставленных победителями, благодаря влиянию Джованни, было возвращение в город Медичи. Когда Медичи вернулись во Флоренцию в качестве ее правителей, в живых оставалось только четверо потомков Козимо. Два из них принадлежали к духовному званию - папа Лев Х и кардинал Джулио, сын Джулиано, брата Лоренцо Великолепного (впоследствии ставший папой Климентом VII). Два оставшихся представителя этой ветви Медичи, Лев X и кардинал Джулио, не могли допустить мысли о том, что потомки Козимо Старшего не будут править Флоренцией. Поэтому они поселили во дворце Медичи двух молодых людей, Ипполито и Алессандро, и воспитали их как наследников семейства. Ипполито - незаконный сын Джулиано, герцога Немурского, в то время как Алессандро был объявлен незаконным сыном Лоренцо, герцога Урбинского. Однако неизменно правдоподобным выглядело предположение, что Алессандро, которому кардинал Джулио отдавал явное предпочтение, был его незаконным сыном. Став папой Климентом VII, он сделал Ипполита кардиналом против его воли, тем самым лишив надежд на приход к власти во Флоренции. Когда последнее республиканское восстание во Флоренции потерпело поражение, город сдался папе, после чего Климент VII посадил Алессандро во Флоренции как наследственного герцога и упразднил прежнюю конституцию. Это сделалось возможным в результате союза папы с императором Карлом V; их союз скрепила женитьба Алессандро на Маргарите, незаконнорожденной дочери Карла V, скрепила их союз. Поддержанный силами империи, Алессандро делал ставку на грубую силу; жестокий и порочный, он вызывал всеобщую ненависть.

Великие герцоги Тосканские
Виднейшие граждане Флоренции сочли, что после смерти Алессандро восстановить республику невозможно, поскольку это сделало бы императора заклятым врагом города. Поэтому представитель младшей ветви рода Медичи, потомок Лоренцо, младшего брата Козимо Старшего, стал герцогом Флоренции под именем Козимо I. Он основал династию, представители которой правили Тосканой как великие герцоги еще в 18 в. и сочетались брачными узами почти со всеми августейшими домами Европы. Как и в период Возрождения, двор Медичи продолжал славиться в качестве центра искусства, науки и учености. В 1574 преемником Козимо I стал его старший сын Франческо I. Интерес нового великого герцога к химии привел к основанию предприятия по производству фарфора.

Сын Фердинандо Козимо II
прославился больше всего тем, что по его приглашению Галилей обосновался во Флоренции, где смог заниматься наукой. Прочие Медичи, правившие в Тоскане, - Фердинандо II, Козимо III и Джан Гастоне, - ничем себя не проявили.
Наиболее сильной личностью в последнем поколении Медичи оказалась Анна Мария Лудовика , сестра Джан Гастоне. Она вышла замуж за курфюрста Пфальцского, но в 1716, после смерти мужа, вернулась во Флоренцию. Когда брат умер, Анна Мария Лудовика демонстрировала явное неприятие сговора европейских держав, в соответствии с которым Тоскана должна была перейти под власть герцогов Лотарингских и Габсбургов. Она посвятила себя делу завершения колоссального мавзолея великих герцогов Медичи. По наследству к ней перешли все художественные коллекции, собранные Медичи в течение трех столетий, и она оставила их в полном объеме Тоскане - на том условии, что никакая их часть не может быть вывезена из Флоренции.
Козимо де Медичи . Козимо, прозванный Старшим, родился во Флоренции 27 сентября 1389. Он заложил основание политического могущества Медичи во Флоренции. Умный и дальновидный предприниматель, он весьма удачно расширил банковский дом, основанный его отцом. К 40 годам Козимо был уже одним из богатейших людей Флоренции: владел шерстопрядильными фабриками, монополизировал добычу незаменимых в текстильной промышленности дубильных квасцов, вел многостороннюю коммерческую деятельность. Он стал членом правящей олигархии, но его огромное богатство возбудило опасения у одного из вождей этой олигархии - Ринальдо дельи Альбицци. В 1420-х годах между ними разгорелось личное соперничество. Козимо выступал против войны с Луккой, в то время как Ринальдо был ее сторонником. И когда столкновение не только завершилось неудачей, но и вовлекло Флоренцию в войну с Миланом, Ринальдо настоял на изгнании Козимо и его семьи. Изгнание длилось один год. В 1434 друзья Козимо завоевали большинство в правительстве, и Медичи были приглашены обратно, а Альбицци и их приверженцы отправились в изгнание. С 1434 и до самой своей смерти в 1464 Козимо удавалось оказывать сильнейшее влияние.
Достижение верховенства. Первой целью Козимо было сохранение единства своей партии, с тем чтобы избежать вражды, приведшей к свержению Ринальдо. По этой причине Козимо никак внешне не подчеркивал своей ведущей роли, а оставался как бы рядовым гражданином. Его друзья и сторонники занимали высшие места в городском управлении не чаще него самого. Козимо становился гонфалоньером только три раза, всякий раз на два месяца: другие флорентийские патриции оказывались на виду гораздо чаще. Однако Козимо входил в комиссию, ведавшую государственными долгами, и эта позиция позволяла ему предоставлять своим сторонникам финансовые льготы. Банковское дело также давало возможность скреплять политические союзы денежными средствами. Бурная деятельность банка Медичи, имевшего отделения в крупнейших европейских городах, давала Козимо доступ к единственной в своем роде информации относительно событий в политической жизни других стран, что сделало его бесценным консультантом по международным делам. Козимо влиял на внешнюю политику Флоренции во время большого кризиса, разразившегося в северной Италии после смерти в 1447 Филиппо Мария Висконти, последнего правителя Милана из этого рода. Он подталкивал Флоренцию к тому, чтобы поддержать Франческо Сфорца в его притязаниях на наследие Висконти - невзирая на противодействие Венеции. В последовавшей войне Флоренция, таким образом, оказалась вместе с Миланом против Венеции и Неаполя. Но когда в 1454 в Лоди был заключен мир и противников Сфорца заставили признать законность его правления, выгоды достались главным образом Флоренции и Козимо. Авторитет Флоренции в Италии благодаря союзу с Миланом возрос, а Сфорца считали инициатора этого союза Козимо своим близким другом. Хотя все командные высоты во Флоренции были монополизированы сторонниками Медичи во главе с вождем Козимо, он прекрасно сознавал, насколько ненадежным может оказаться такой олигархический режим в случае недовольства граждан. Поэтому Козимо всячески заботился о том, чтобы преумножить великолепие города, и затеял обширное строительство. Он способствовал завершению строительства общественных зданий, начатых правительством или гильдиями, и на собственные деньги поручил Микелоццо выстроить громадный дворец Медичи, который все еще стоит на Виа Ларга. Козимо любил проводить время с монахами монастыря св. Марка или за книгами, которые собирал и которые составили основу первой со времен античности публичной библиотеки. Тесная дружба связывала его с гуманистами Леонардо Бруни и Поджо Браччолини; особенно он гордился тем, что его стараниями молодой Марсилио Фичино обрел материальную независимость.
Лоренцо Великолепный . Лоренцо, внук Козимо, родился во Флоренции 1 января 1449. Прозвище «Великолепный» относится как к его заслугам покровителя искусств и поэта, так и государственного деятеля. Когда в 1469 умер его отец Пьеро, Лоренцо было всего 20 лет. Тем не менее именно ему, совместно с младшим братом Джулиано, выпала задача отстоять завоевания Медичи. Лоренцо начали посвящать в тонкости внутренней политики Флоренции еще при жизни Пьеро, а в ходе ряда дипломатических миссий к иноземным дворам он ознакомился с основными принципами внешней политики. Однако Лоренцо и его брату было бы сложно сохранить позиции, которые занимали их отец и дед, если бы богатые горожане, поддерживавшие режим Медичи во времена Козимо и Пьеро, не поверили, что их интересы будут наилучшим образом защищены лишь при том условии, что Медичи останутся в роли признанного лидера государства. Все ожидали, что два брата станут всего лишь фасадом, под прикрытием которого определять и контролировать ход политической жизни будут патриции из числа сторонников Медичи. Причиной заговора явилось недовольство ведущей ролью партии Медичи некоторых богатых флорентийцев, к ней не принадлежавших. Особенно негодовала семья Пацци, богатством не уступавшая Медичи, но происходившая из более древнего и знатного рода. Они интриговали против Медичи при папском дворе, в результате чего папа Сикст IV перевел весьма значительные средства курии из банка Медичи в банк Пацци. Лоренцо, со своей стороны, воспользовался своим влиянием во Флоренции для того, чтобы не дать Пацци получить значительное наследство. Вражду к Медичи разделял и племянник папы Джироламо Риарио, который видел в них помеху своим планам утвердиться здесь в качестве правителя. Заговорщики задумали умертвить обоих братьев Медичи прямо в соборе, во время мессы. Джулиано был убит, а Лоренцо перескочил через перила хоров и скрылся в ризнице. Пацци пытались вызвать возмущение флорентийцев, призывая к восстановлению республиканских свобод, однако навлекли на себя только гнев убийством любимого народом Джулиано.

Козимо I
, великий герцог Тосканский (1519-1574). Козимо I - первый великий герцог и видный итальянский государь 16 в. Праправнук Лоренцо Старшего, младшего брата Козимо Старшего, Козимо родился во Флоренции 12 июня 1519. Благодаря своей матери Марии Сальвиати, внучке Лоренцо Великолепного, Козимо I был тесно связан также и со старшей ветвью рода Медичи. После того как в 1537 герцог Алессандро был убит, Козимо имел более всех прав на то, чтобы наследовать власть над Флоренцией. Так как ему не исполнилось и 18 лет, флорентийские патриции усматривали в его кандидатуре то дополнительное преимущество, что его можно будет легко контролировать. Но стоило Совету сорока восьми, в котором доминировал патрициат, утвердить его на посту, как Козимо наладил тесные связи с послом императора Карла V. При поддержке императорских войск, размещенных в Италии, Козимо быстро упразднил Совет сорока восьми и покончил с влиянием патрициев. За покушением на права патрициата тут же последовала попытка реванша, которую возглавили политические изгнанники и видные патриции. В 1537 в битве при Монтемурло близ Флоренции они потерпели поражение, а их предводители попали в плен, многие из них были казнены. В международных делах Козимо неуклонно придерживался союза с императором и извлек значительную пользу из успеха императорских сил, вытеснивших французов из Италии. Наиболее важным его приобретением стала Сиена, которую он захватил в 1555: теперь он подчинил своей власти почти всю Тоскану. В 1569 упрочившиеся позиции Козимо нашли и внешнее выражение - изменился его титул: папа сделал Козимо великим герцогом Тосканским, что вскоре признали и другие державы. Для правления Козимо характерны многие черты, типичные для всего европейского абсолютизма. Его власть основывалась на мощной и дисциплинированной наемной армии. Налоги, установленные Козимо, были высокими, зато он навел жесткий порядок, строго карал преступников и поддерживал развитие новых отраслей промышленности, таких как изготовление гобеленов, процветавшее во Флоренции вплоть до 18 в.

Восхождение к власти и богатству
Три представителя семейства Медичи добились успеха и богатства своими силами:
Сальвестро ди Аламанно стал известен в политических кругах, Вьери ди Камбио и Джованни ди Биччи собрали солидное состояние. После 1360 г. единственный из Медичи Сальвестро участвовал в работе совета Флорентийской Республики, представляя там оппозицию, во главе которой стояли крупные семейства гвельфов. Воспользовавшись общим замешательством, возникшим после изнурительной войны против папы, он резко выступил против своих врагов из лагеря гвельфов и смог добиться принятия закона, направленного на то, чтобы значительно снизить влияние самых уязвимых из них - магнатов. Волнения, вызванные этим законом, привели к восстанию Чомпи. Несмотря на заурядность Сальвестро как личности и на большую осторожность, проявленную большинством Медичи, участвовавшим в реакции на восстание после 1382, имя Медичи осталось в памяти людей связано с этими событиями.

Удачная карьера Вьери ди Камбио началась после 1350 г. Он занимается различными финансовыми операциями и создает банковскую контору. Дела его идут успешно на протяжении сорока лет. В 1380 г. его банк был одним из самых крупных в городе и имел филиалы в Риме, Генуя, Брюгге и Венеции.
Успех Джованни ди Биччи , отца Козимо, сначала был связан с восхождением Вьери ди Камбио, который собрал вокруг себя членов семейства, в числе которых еще до 1390 г. оказался и дальний родственник Джованни. Карьера Джованни оказалась успешной и быстрой. В 1390 г. он возглавляет римский филиал банка, который три года спустя становится независимым. В 1397 г. Джованни возвращается во Флоренцию, а в 1429 г., после его смерти, его банковское дело с отделениями в Риме, Венеции и Неаполе, процветает еще больше, чем в начале столетия. Биччи проявил себя и как удачливый политик. После 1390 г. представители семьи Медичи были полностью вытеснены из политической жизни города, поскольку у власти оказались представители враждебных семейств. В руках Медичи постепенно сосредоточивается все больше влияния.

Медичи у власти (1429-1530).
В результате неудачной военной кампании против Лукки в 1433 г. и учреждения кадастра - меры необходимой, но вызвавшей недовольство среди горожан, - правящая верхушка отстранена от управления городом, а семья Альбицци, возглавлявшая городское правительство, изгнана из Флоренции. В 1434 г. к власти мирным путем приходит сын Джованни - Козимо. С этого времени история города на шестьдесят лет связана с семьей Медичи: до 1462 г. главой города был Козимо, до 1469 г. - Пьеро; до 1492 -Лоренцо и до изгнания в 1494 г. - Пьеро. После своей смерти Джованни оставил немалое наследство: участки земли в Муджелло, дома и виллы, денежную ренту, солидные паи в различных банковских конторах и торговых предприятиях. Козимо еще больше упрочил оставленное наследство, особенно в плане торговли. Он торговал всем, и особенно деньгами, давая их в долг принцам и королям. В 1451 г. его капитал составил 72.000 флоринов. Козимо окружил себя хорошими помощниками, - как, например, Джованни ди Бенчи, которые могли управлять всем сложным финансовым механизмом, - а ему оставалось время, чтобы править городом, строить монастырь св.Марка, церковь св.Лоренцо, семейный дворец на via Larga, собирать библиотеку, развлекать себя беседами с художниками и скульпторами, делать им заказы, - с литераторам, - в общем, вести себя как государственный сановник и меценат, так и не избавившись при этом от купеческих замашек и интонаций. Периоды нахождения у власти Козимо Старшего, а затем Лоренцо Великолепного, фактически затмили пять лет правления Пьеро, которые не были отмечены какими-либо значительными событиями. Не имея особой дальновидности и интуиции в делах, Лоренцо не смог удержать экономическое положение семьи на прежнем уровне: начиная с 1478 г., закрываются банковские конторы Медичи в Лондоне, Брюгге и Лионе. Женитьба Лоренцо принес родство с одной из древнейших римских аристократических фамилий Орсини, а брак сына породнил с палой. Кардинальский чин, пожалованный его младшему сыну Джованни в возрасте 14 лет знаменует собой вершину восхождения этого купеческого семейства. Следует также вспомнить, что Лоренцо все более непосредственным образом участвует в управлении городом и после 1470 г., наряду с существующей синьорией республиканского образца, создает свою “параллельную” систему правления городом. После его смерти режим правления распадается, но его личный престиж остается нетронутым.
Приход в Италию французского короля Карла VIII оказался роковым для Пьеро, сына Лоренцо, унаследовавшего власть от отца, - он был изгнан из города. Однако это событие не очень значительно отразилось на самом семействе: Медичи сохранили своих приверженцев во Флоренции, а их банковские конторы за пределами города продолжали действовать, что позволило Медичи спасти определенную часть их состояния. Ситуация не отразилась и на отношениях к ним синьоров других итальянских государств. Так, Джулиано, брат Пьеро, уже в 1494 г. был принят ко двору в Урбино, а несколько лет спустя женился на Филиберте Савойской, тетке французского короля Франсуа I. Однако самой прочной поддержкой для Медичи был Рим: в 1513-м, а затем в 1523 гг. кардиналы Джованни и Джулио Медичи были избраны папами, приняв соответственно имена Льва Х и Клемента VII. Этим объясняется и быстрое возвращение Медичи к власти во Флоренции; на этот раз они будут править городом на протяжении 15 лет.

Я, кажется, еще нигде не давала справки о правителях и меценатах Флоренции, кроме многократно упомянутых Козимо Медичи Старшего и Козимо Медичи I, великого герцога Тосканского. Да и вообще, исторический фон, сопровождавший зарождение и расцвет идей Ренессанса, заслуживает небольшого обзора. Я начала делать этот «небольшой обзор», но в процессе он стал разрастаться как снежный ком, и, в итоге, вылился вот в такой опус, заслуживающий отдельного поста, а точнее трех))

Часть 1. 1115 - 1494. Становление республики и первые Медичи. Козимо Старший и Лоренцо Великолепный.

Самые ранние произведения искусства, упоминаемые здесь, принадлежат эпохе Проторенессанса, которая датируется второй половиной XIII - XIV вв. Это время Флорентийской республики , которая ведет свое начало аж с 1115 года. За века в городе сложился механизм городского самоуправления, основанный на представительстве во власти различных страт тогдашнего общества - аристократии, богатых банкирских семей, ремесленных цехов, и даже рабочих - и противостоянии соответствующих партий. Этот механизм на протяжении чрезвычайно долгого времени не давал возможности концентрации власти в одних руках. Я встречала мысль, что республиканская форма правления во Флоренции сыграла немаловажную роль в том, что именно здесь возникли первые ростки великой гуманистической культуры Ренессанса. Флорентийцы очень гордились своим самоуправлением, и считали политическую свободу и независимость одними из важнейших ценностей, что вполне могло быть трансформировано в идеи свободы и независимости личности, мысли и творчества.


Флорентийская республика, меняя степень гражданских свобод и представительство во власти разных социальных групп, просуществовала на протяжении более чем четырех веков. Все это время внутри практически не прекращалась борьба партий, которые делились по двум основным осям - по происхождению и по внешнеполитической ориентации. По первому признаку флорентийцы делились на «нобилей», то есть аристократов-землевладельцев, и «пополанов» - представителей торгово-банковско-ремесленных кланов (которые в свою очередь в зависимости от экономических факторов были «жирными» и «тощими»)). По второму признаку - на гвельфов и гибеллинов, а после изгнания гибеллинов - на черных и белых гвельфов. Небольшое государство постоянно находилась на стыке интересов Святого престола и императора Священной Римской империи, и нуждалось в покровительстве кого-либо из этих титанов. Партия гвельфов выступала за альянс с папой, партия гибеллинов - за союз с императором. Борьба гвельфов и гибеллинов продолжалась на протяжении всего XIII века, и победа той или иной партии сопровождалась репрессиями и изгнанием из города потерпевших поражение. В жернова этой борьбы попал Данте, который был изгнан из Флоренции в 1302 году и больше не вернулся на родину.

В городской общине огромный удельный вес имели состоятельные банкирские семьи и ремесленные цеха, они и являлись часто заказчиками архитектурных сооружений и произведений живописи и скульптуры. Также, вне зависимости от партии, верховенствующей в тот или иной отрезок времени, решения, касающиеся общегородской жизни, принимались коллегиально представительным органом республики. Это касалось и решений о возведении и украшении муниципальных зданий и кафедрального собора. Так что за мастерами Проторенессанса, как правило, не стоит никаких покровителей или меценатов, их труд оплачен из казны города или состояния богатейших семей и цехов.

К этому периоду - конца XIII - начала XIV вв. - относится строительство Барджелло , Палаццо Веккио и Палаццо Спини-Феррони , начало сооружения собора Санта-Мария-дель-Фьоре Арнольфо ди Камбио , церквей Санта-Кроче и Санта-Мария-Новелла . Джотто создает фрески в Санта-Кроче и Санта-Мария-Новелла и проектирует Кампаниллу. В следующем поколении, в середине XIV в., им на смену приходят Петрарка, Бокаччо, Андреа Орканья , Таддео Гадди, а ближе к концу века Спинелло Аретино , Аньоло Гадди

Ближе к концу XIV века произошла олигархизация власти, когда выборные законы были переписаны так, что увеличилось представительство состоятельных кланов. На рубеже веков большим весом обладала семья Альбицци, но уже не за горами было восхождение Медичи.

Семья Медичи жила во Флоренции предположительно уже в XII веке, на протяжении столетий она вела успешную коммерцию, наращивала капитал и играла все более существенную роль в городском управлении. В 1421 году гонфалоньером справедливости (выборная должность главы государства с конца XIII в.) был избран Джованни ди Биччи из семьи Медичи, и хотя он был не первым представителем рода на этом посту, именно его принято считать основателем правящей династии Медичи во Флоренции. Нам надо запомнить двух его сыновей - Козимо и Лоренцо. Козимо - это тот самый, который здесь везде упоминается как Козимо Медичи Старший.

Козимо Медичи Старший (или Старый) пришел к власти во Флоренции в 1434 году и эту дату считают началом господства династии Медичи.


Якопо Понтормо. Портрет Козимо Старшего Медичи. 1518-1519. Уффици, Флоренция.

Его отец скончался пятью годами ранее, и эти пять лет был посвящены борьбе партии нобилей-аристократов во главе с Ринальдо Альбицци и, извините, пополланов под руководством богатейшего человека Европы Козимо, ага))) Правда, на самом деле, это не так смешно, как на первый взгляд, так как к «народу» во Флоренции были причислены все состоятельные банкирские и купеческие семьи.

В ходе этой борьбы Козимо побывал в заточении по обвинению в «возвеличивании себя выше, чем других», сумел подкупить суд и избегнуть смерти, был приговорен к изгнанию на 10 лет, но уже через год изгнания, в котором пользовался почетом и уважением, вернулся как триумфатор и сформировал правительство из своих сторонников. Через десять лет правления Козимо осуществил дальнейшую концентрацию власти в своих руках, прижав республиканские демократические институты организовав по сути синьорию - то есть власть синьора. Он дожил до 75 лет, благополучно руководил Флоренцией до самой смерти в 1464 году, был похоронен в Сан-Лоренцо , и на его саркофаге начертали «Отец отечества». За годы своего правления Козимо не только обеспечил флорентийцам экономическое благополучие, но и начал практику покровительства людям науки и искусства, создав предпосылки для превращения Флоренции в культурный центр мирового значения.

Время правления первых Медичи - это время творчества «трех отцов флорентийского Возрождения» - Донателло, Брунеллески и Мазаччо. Брунеллески открывает перспективу и создает символ Флоренции - купол Санта-Мария-дель-Фьоре , Донателло - знаменитого «Давида», «Кающуюся Магдалину» и «Юдифь и Олоферна», Гиберти - «Райские» ворота Баптистерия. Мазаччо пишет «Троицу» в Санта-Мария-Новелла , а Филиппо Липпи - «Мадонну с двумя ангелами». На этот же период приходятся молодые годы Гирландайо, Перуджино, Ботичелли и Леонардо да Винчи (при перечислении имен возникает предчувствие взрыва… Да, высокий Ренессанс уже на самом пороге!). Незадолго до смерти Козимо Старший сделал еще одну бесценную вещь - основал в Кареджи Платоновскую академию, которая становится центром гуманистический философии Ренессанса.

У Козимо Старшего было двое законных сыновей, нас интересует старший - Пьеро Подагрик. Так как отец прожил долго, то больному, как следует из прозвища, Пьеро было суждено править лишь пять лет - до 1469 года. Видимо, Пьеро недоставало мудрости его отца, так как его правление сопровождали междоусобицы, но ему удалось отстоять позиции семьи. После него остались два сына - двадцатилетний Лоренцо, получивший прозвище «Великолепный», и шестнадцатилетний Джулиано.

Лоренцо Великолепный.


Джорджио Вазари. Портрет Лоренцо Великолепного. 1534. Уффици, Флоренция.

Самый, пожалуй, знаковый правитель эпохи Ренессанса, во время правления которого расцвет философии и искусства во Флоренции достиг наивысшего подъема.

Лоренцо столкнулся с проверкой на прочность в 1470 году - на первом же году правления против него выступили противники еще его отца. В 1478 году сторонники восстановления республиканских свобод сделали попытку уничтожить Лоренцо и Джулиано, это покушение известно под именем заговора Пацци. Джулиано был убит, Лоренцо спасся и покарал заговорщиков. Это событие вызвало народное сочувствие и только укрепило его власть, однако испортило отношения со Святым престолом, так как папа Сикст IV был причастен к заговору. В 1480 году Лоренцо и папа заключили мир, и дальнейшее правление Лоренцо было относительно безоблачным.

Лоренцо не был наделен ни хорошим здоровьем, ни физической привлекательностью. Однако он тонко чувствовал и ценил красоту в поэзии, философии, живописи, скульптуре. Прозванный Великолепным за роскошь и расточительность своего двора, он стал покровителем и меценатом расцвета эпохи Ренессанса. Трудно переоценить его роль формировании и распространении по Европе идей гуманизма, так как Лоренцо поддерживал Платоновскую Академию в Кареджи - школу или, если можно так выразиться, дискуссионный клуб, в котором имели трибуну виднейшие мыслители-неоплатоники Марсилио Фичино, Джованни Пико дела Мирандола, Кристофоро Ландино, поэт Анджело Полициано.

Время Лоренцо - это период зрелого творчества крупнейшего художника XV века Сандро Боттичелли. Именно в это время Боттичелли сближается с гуманистами из Академии и пишет великие картины «Весна» и «Рождение Венеры», «Мадонну дель Магнификат», «Мадонну делла Мелаграна» и «Благовещение». Гирландайо создает фрески в Зале лилий в Палаццо Веккио, церкви Санта-Тринита и капелле Торнабуони в Санта-Мария-Новелла . Во Флоренцию приезжает Перуджино, восходит звезда Леонардо, который, правда, быстро уезжает работать в Милан, при дворе Лоренцо создает свои первые работы юный Микеланджело.

Находясь в поисках новых мыслей и идей и под влиянием Пико делла Мирандола, Лоренцо в 1490 году на свою голову вызвал во Флоренцию уже снискавшего известность проповедника Джироламо Савонаролу, обличителя расточительства и пороков церкви, приверженца аскезы и первозвестника Реформации. Пламенный, убежденный и фанатичный Савонарола снискал огромную популярность, и в скором времени обратил свои проповеди в том числе и против роскоши и богатства самого Лоренцо. К тому времени подагра брала свое и самочувствие Лоренцо ухудшилось. Предчувствуя приближение смерти, он пожелал исповедоваться Савонароле. В ответ на исповедь Савонарола стал убеждать его раздать свое состояние и восстановить республиканские институты. Лоренцо лишь в досаде отвернулся, и фанатик оставил его без отпущения грехов. В 1492 году Лоренцо умер, ему было всего 43 года. Он похоронен в Капелле Медичи под надгробием работы Микеланджело, вместе со своим убитым ранее братом Джулиано.

У Лоренцо Великолепного было три сына - Пьеро, Джованни и Джулиано. После кончины Лоренцо в 1492 году власть во Флоренции оказалась в руках Пьеро. Однако он не зря получил прозвище «Невезучий» (или «Глупый»), ибо власть эту удержать не смог. Это был период колоссального роста влияния проповедника Джироламо Савонаролы. Потеря влияния Пьеро в городе была усугублена внешним вторжением французского короля Карла VIII и метания Пьеро, готового уступить требованиям французов, в 1494 году привели к выплеску народного недовольства, изгнанию семьи Медичи с запретом возвращаться до 1512 года и разграблению их богатств. Пьеро еще вынашивал планы вернуть себе власть, и для этого заручился поддержкой Карла VIII, однако в 1503 году бесславно погиб. Про младших - Джованни и Джулиано - пока не зыбываем)

Продолжение - .