» » Конспект занятия по изобразительной деятельности "путешествие в подводный мир" в подготовительной группе. Конспект занятия "этот загадочный подводный мир" Конспект занятия подводный мир подготовительной группе

Конспект занятия по изобразительной деятельности "путешествие в подводный мир" в подготовительной группе. Конспект занятия "этот загадочный подводный мир" Конспект занятия подводный мир подготовительной группе

Конспект по развитию речи

в подготовительной группе

«Подводный мир»

Образовательная область: речевая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Подводный мир»

Цели:

Образовательные: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на задуманную тему . Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.

Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные : Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе.

Словарная работа: батискаф, ихтиологи, иллюминатор

Предварительная работа: просмотр фрагментов из подводной одиссеи команды Кусто, рассматривание картинок с изображением животных морей и океанов, беседы с детьми, где и каких животных видели, какие повадки знакомы.

Материалы и оборудование : магнитофон с записью шумов моря, картинки с морскими обитателями (серия «Мир в картинках» пособие «Морские»), слайд-шоу «Подводный мир»,альбомные листы по количеству детей, карандаши.

Ход деятельности

Воспитателем запускается слайд-шоу «Подводный мир» с картинками и звуками моря. На этом фоне воспитатель читает стихотворение А.Парошина «Подводный мир».

Про подводные глубины
Посмотрела я кино:
В батискафе опустились
Ихтиологи на дно.

Впереди большого ската,
Наблюдает командир:
В небольшой иллюминатор,
Виден весь подводный мир.

Словно жизнь на миг заснула

В океанской глубине.
Вот зубастая акула

С батискафом наравне.

Всюду - красные кораллы,
Очень тихо и темно.
Много нового узнала
Я из этого кино!

Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать?

А в каких путешествиях вы уже бывали?

Сегодня я хочу пригласить всех вас в морское путешествие. Согласны в него отправиться?

А что нам может помочь опустится в глубины моря и увидеть его обитателей?

Правильно, на морское дно можно опуститься и на подводной лодке, и с помощью акваланга, и на батискафе. Но наверное лучше будет использовать батискаф – специальный подводный аппарат для исследований на больших глубинах. Он намного легче подводной лодки, проще в управлении. А наблюдать за подводным миром через иллюминатор удобнее и безопаснее, чем плавать среди рыб и акул с аквалангом. Согласны?

Показать картинку батискафа.

Ребята, но настоящий батискаф ведь не поместится в нашей группе, что же будем делать?

Отлично, мы с вами его представим и построим из предметов находящихся в группе.

(Строим батискаф из стульчиков, выстраивая их в полукруг, а впереди ставим стульчик со штурвалом.)

Занимаем свои места и погружаемся в море. Можно закрыть пока глазки и представить себе картину моря.

Включается шум моря, по группе развешиваются картинки морских обитателей.

Открываем глаза, мы опустились на достаточную глубину, чтобы наблюдать за жизнью обитателей моря. Посмотрите кого мы здесь видим?

Проводится речевая игра «Какой, какая, какие» : де ти по очереди подходят к картинкам, рассматривают их, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке, какой он. К примеру «Это кит, он самый большой обитатель моря», или «Это медуза, она прозрачная, гладкая», «Это морская звезда, она очень похожа на обычную красную звезду»

Молодцы, всех о ком мы с вами раньше говорили вы вспомнили и узнали. Но я думаю, что мы их можем еще и показать?

Проводится физкультминутка «Море волнуется раз». Проиграть 2 раза.

Конечно, мы можем зарисовать увиденное и потом рассказать. А наш рисунок поможет ничего не забыть и не упустить. Все можно рисовать просто, не вырисовывая точное очертание и детали, лишь бы вам было понятно, о чем хотите рассказать.Н что ж, путешественники, покидаем наш батискаф и приступаем к нашим заметкам. Пароль на выход с батискафа «Цепочка морских слов». По очереди называем слово морской тематики – берем свой стульчик и идем к столу составлять свой рассказ о морском путешествии.

Что мы можем передать в своем рассказе? Где мы были? На чем опускались? Кого видели в море? Какие они, морские обитатели? что нам больше всего там понравилось?

Ваш рассказ может быть примерно таким: «Сегодня мы путешествовали по морю и опускались на его дно в батискафе. Там мы встретили морских обитателей: медузу, осьминога, морскую звезду и других. Видели как растут кораллы, плавают стайками рыбки. Больше всего мне понравились морской еж и рыба дракон. Морской еж своими колючками очень похож на свернувшегося ежика, только он красного цвета и с большими колючками

Пока дети схематично рисуют рассказ, напомнить им значение слов батискаф, иллюминатор, ихтиолог.

Мы были в море, а затем вернулись куда…. (на сушу). В роли суши у нас сейчас будет ковер.

Садимся на ковер

Наше морское путешествие закончилось, но оставило у нас много хороших впечатлений. Ачто мы можем с ними сделать?

Кто еще хочет нам рассказать?

Рассказы 4-5 детей.

Кто не успел рассказать нам о путешествии, возьмите свои заметки домой и поделитесьвпечатлениями с родными.

*Если остается время

Мы с вами поговорили о морских обитателях, также знаем и тех рыб, которые водятся в наших реках и озерах. И я хочу предложить вам отгадать, лишнюю рыбку, которая заплыла не в свой водоем.

1. Краб, осьминог, налим, медуза – кто здесь будет лишний?

2. Селедка, окунь, щука, плотва. – а здесь когобыть не должно?

Смоленская Юлианна Игоревна

Воспитатель, МАДОУ ДС с. Бессоновка, Пензенская область

Смоленская Ю.И. "Подводный мир реки": конспект НОД в подготовительной группе // Совушка. 2018. N1(11)..12.2019).

Заказ № 55090

Задачи:

  1. «Познавательное развитие»: Закрепить знания детей о реке и о её обитателях, знать названия рыб и их особенности.
  2. «Художественно-эстетическое развитие»: Продолжать учить детей самостоятельно выбирать художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия подводного мира реки. Активизировать разные приёмы создания красивых водных растений и рыб. Развивать воображение и чувство композиции.
  3. «Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать положительные взаимоотношениями между детьми. Развивать свободное общение среди детей, умение договариваться, распределять действия при сотрудничестве.
  4. «Речевое развитие»: Формировать умение составлять описательные рассказы о рыбах.

Формы работы : ситуативный разговор, беседа, творческое задание - изготовление коллективного панно, подвижная игра.

Предшествующая работа : беседа о реке, о рыбах и речных обитателях. Чтение литературы - Г. Ганейзер «Почему реки текут в море?», Г. Юрмин - «Куда течёт река?», «Какая река лучше всех?». Составление рассказов о рыбах, заучивание загадок о реке. Разучивание подвижных игр - «Караси и щука», «Удочка», «Щука».

Материал и оборудование : панно, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, кисточки, ракушки, картонные силуэты рыб, коктейльные трубочки в качестве каркаса для растений, фонограмма плеска воды в реке.

Ребёнок приносит в группу ракушки, привезённые с моря. Дети рассматривают их, делятся своими впечатлениями.

Что такое ракушка?

Почему они такие разные по размеру?

Воспитатель подводит детей к тому, что ракушки есть не только в морях и океанах, но и в реках, озёрах и болотах (показывает речных ракушек).

Чем отличаются речные ракушки от морских?

Речные ракушки имеют две створки, которые плотно закрываются. Они очень острые и легко могут поранить. Глядя на ракушки, можно вспомнить много всего красивого и необычного.

Представьте, что вы находитесь на речном дне. (Дети закрывают глаза, звучат звуки плеска воды)

Что вы там видите? (На песке лежат ракушки, камушки, растут красивые водоросли, плавают рыбки и т.д.)

Дети открывают глаза.

Каких речных рыб вы знаете? Все ли рыбы одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? (Дети называют рыб и рассказывают о них)

Как вы думаете, зачем в реке водоросли? (Растения выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, служат пищей для рыб, которые там прячутся, спят, мечут икру).

Дети, а вы хотели бы сами создать необыкновенно красивую картину подводного мира реки. (Подводит детей к бумажной панораме и поясняет, что дети сами могут выбрать, из чего и как они будут создавать подводный мир реки).

Придумайте сами, как вырезать красивые густые водоросли из бумажных полос, волн. Не забудьте, что отдельные полосы, ленты можно сплетать, свивать, скручивать. Коктейльные трубочки можно использовать в качестве каркаса для устойчивости растений. Для изготовления рыб вы можете использовать картонные силуэты рыб.

Дети распределяются на компании, обсуждают свои замыслы, договариваются, кто чего и как будет делать, выбирают материалы и приступают к работе.

По окончании работы воспитатель и дети любуются созданной ими картиной подводного мира реки.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Фета «Рыбка»

Тепло на солнышке. Весна

Берёт свои права;

В реке местами глубь ясна,

На дне видна трава.

Чиста холодная струя,

Слежу за плавником, -

Шалунья рыбка, вижу я,

Играет с червяком.

Рыбы любят очень играть в салочки.

Какие игры вы знаете про рыб? Дети называют игры и предлагают поиграть в одну из них.

Подвижная игра «Караси и щука».

Чем мы сегодня занимались?

Что понравилось и запомнилось?

Цель:

Упражнять в умении создавать выразительный и интересный сюжет с помощью геометрических фигур.

Задачи: уточнить и расширить знания детей о подводном мире, многообразии его обитателей. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Воспитывать любовь и уважение к животному миру, отзывчивость и доброту.

Материалы и оборудование: иллюстрации поэтапного рисования, слайды с иллюстрациями обитателей подводного мира; лист голубого цвета А4; цветные карандаши, гуашь, кисти, стаканы с водой, формат А3 для демонстрации поэтапного рисования животных.

Методы и приемы: Использование ИКТ (презентация «Морское дно»), показ образца, художественное слово, беседа, организация мини выставки рисунков.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

— А вы путешествовали когда-нибудь на дно океана?- Хотите отправиться в такое путешествие? (Да.)

— А как вы думаете, на чем можно путешествовать под водой? (На подводной лодке.)

— А еще как?

— Скажите, если мы с вами нырнём глубоко в воду, у нас получится поплавать под водой долго? (Нет.)

— Почему не получится? (Мы не можем дышать под водой.)

— Подумайте и скажите, что делают люди, когда ныряют в воду глубоко и долго плавают? (Надевают акваланги.)

Правильно, надевают акваланги. Вот и мы сейчас наденем наши «акваланги» и отправимся в путешествие на морское дно.

Дети вместе с воспитателем надевают маски, изображающие акваланги на голову и выполняют плавательные движения.

— Мы сегодня спустимся на дно морское, чтобы исследовать подводный мир. Закройте глаза и представьте себе, что мы погружаемся на глубины морские.

Звучит аудиозапись «Шум моря», на экране появляется морские обитатели. Дети «подплывают поближе», рассматривают животных.

— Посмотрите, ребята как здесь красиво, необычно. В морях и океанах живет много животных

Педагог называет животных, появляющихся перед детьми.

Вот мы и вернулись в детский сад.

Кто из животных вам особенно запомнился?

— Рыбки, акула, осьминоги, крабы, медузы, морские коньки и т. д.

— Молодцы! Правильно. Много разных таинственных животных и рыб живет в океане-море. Мы сейчас попробуем отгадать загадки о морских обитателях. Слушайте внимательно. После того, как дети отгадают загадку, педагог демонстрирует картинку с изображением животного.

Эта рыба - хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (акула)

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! - грозит. - Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

И на суше, и в воде -

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме… (черепаха)

— Давайте посмотрим, как можно обобщить формы морских обитателей. Это все геометрические фигуры. Какие? Нарисовав любую геометрическую фигуру, из нее можно потом сделать подводного жителя.

(Показ поэтапного рисования).

На дне много камешков,

ракушек, есть и подводные растения.

Как они называются?

— Водоросли.

— Верно, водоросли. Некоторые рыбы ими питаются.

А при помощи каких линий мы можем нарисовать водоросли?

(волнистых)

Практическая часть: педагог предлагает детям выбрать средства рисования (гуашь, карандаши, фломастеры) . Дети работают самостоятельно. При необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь. Напоминает, как правильно держать кисть и пользоваться красками.

Проводится анализ готовых работ. Организуется совместная выставка в экологическом уголке группы.

Ребята на память о нашем путешествии я предлагаю вам взять ракушки и камушки.(Дети берут из мини аквариума ракушки и камушки)

Нет прекрасней земли родной,

На которой живем с тобой

Так давайте беречь и любить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Ромашка» пгт. Новомихайловский

Конспект НОД в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»

Учитель-логопед

Белоногова

Татьяна Михайловна

2015 г.

Образовательная область : речевая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа : подготовительная

Тема: «Этот загадочный подводный мир!»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

Программное содержание :

Коррекционно-образовательные :

    расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;

    совершенствовать словарный запас;

    грамматический строй речи;

    звукопроизношение;

    выразительность речи;

    совершенствовать навык употребления предлогов в речи;

    совершенствование навыка звукового - буквенного анализа слов.

Коррекционно-развивающие :

    расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»;

    совершенствовать навыки словообразования;

    развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

    учить согласовывать речь с движениями;

    развивать общую и мелкую моторики;

    развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;

    развивать выразительность речи и выразительность движений;

    активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Коррекционно-воспитательные :

воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

формировать умение работать и играть в коллективе;

воспитывать чувство коллективизма, ответственности.

Предварительная работа : Рассказ о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Словарная работа : батискаф, акваланг

Материалы и оборудование :

  • презентация «Жители моря и океана»;

    CD с записью шумов моря;

    плоскостные изображения обитателей морей и океанов из наждачной бумаги;

    игровое поле, изображающее морское дно;

    плоскостные изображения обитателей животных морей и океанов на «липучках»;

    мелкие камушки;

    игрушка – рыбка;

    голубое полотно с изображением моря;

    мольберт;

    контейнер с фишками для звукового анализа слов.

Ход деятельности

Логопед : Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (беру глобус .)

А вот наш помощник. Ребята, это?

Дети : Глобус.

Логопед: Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким?

Дети: Разноцветным.

Логопед: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети : Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Логопед: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Логопед : Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер )

(включаю CD с записью звуков моря, и 1 слайд презентации с изображением берега моря) .

Логопед : Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети : Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Логопед : Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Логопед: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?

(ответы детей)

Логопед : А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

(ответы детей)

Логопед : Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю изображение батискафа 2 слайд.)

Логопед : В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны ). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх ). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ изображения кита слайд 3 ). Кто же это? (Синий кит ).

Звуко-буквенный анализ слова кит.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

«Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ изображения дельфина слайд 4 ). Да это же. (дельфин ) .

«Дельфин плещется ». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты) .

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

Логопед : Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети : Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Логопед: Ой, кто же это плывёт? (Показ изображения акулы слайд 5).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Логопед : Чем питается акула?

Дети : Рыбами, морскими животными.

Звуко-буквенный анализ слова акула.

Логопед : Акулы могут напасть на человека?

Дети : Да.

Логопед: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети : Нет. У человека нет жабр.

Логопед : Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети : Надеть акваланги, водолазные костюмы. (показ изображения человека в водолазном костюме с аквалангом слайд 6).

Логопед : Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов) . Выходим из корабля. Как здесь красиво.

(выполняется пальчиковая гимнастика)

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у

глаз.

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны

Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями

вперёд

Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в

форме шапочки двигаются навстречу

А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в

форме шара.

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх,

Гостей встречает осьминог.

(Показ слайдов с изображениями морского конька, медузы, кальмара, рыбы шар, осьминога слайды 7- 11)

Логопед : Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ изображения рыбы слайд 12). Кто это?

Дети : Рыба.

Логопед : Давайте поиграем с рыбкой.

Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост) .

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко) .

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости) .

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки) .

Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы? ».

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?

Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта) ».

Игра «На морском дне».

(на игровом поле, представляющем морское дно, закреплены с помощью «липучек» изображения морских животных: медузы, ската, акулы, морской звезды, краба, дельфина, осьминога, морского конька и т.д.)

Логопед: ребята, посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы. Где находится морской конек?

Дети : морской конек прячется между кораллами.

Логопед: где плывет медуза?

Дети : медуза плывет под скатом.

Логопед : откуда выбирается краб?

Дети : краб выбирается из-под камня.

Логопед : за кем гонится акула?

Дети : акула гонится за рыбкой.

(логопед задает еще ряд подобных вопросов)

Логопед: еще раз внимательно посмотрите, чтобы запомнить где расположены морские животные. Теперь закройте глаза.

(дети закрывают глаза, а логопед меняет местами медузу и ската)

Логопед: что изменилось?

Дети : медуза и скат поменялись местами. Раньше медуза была над скатом, а теперь медуза под скатом.

Подвижное упражнение «На дне»

Улитки ползут, передвигаются по кругу в полуприсяде, . сложив руки за спиной

Свои домики везут.

Рогами шевелят, делают «рожки» из пальчиков, ритмично. наклоняя голову вправо-влево .

На рыбок глядят.

Рыбки плывут, передвигаются по кругу, делая гребковые. движения руками

Плавничками гребут.

Вправо, влево поворот, выполняют повороты туловища. влево, вправо и наоборот

А потом наоборот.

Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, поиграли с морскими животными. А сейчас мы в костюмах водолаза опустимся на самое дно, тем темно и исследуем его уже на ощупь. (приглашаю детей к большому куску ткани лежащему на ковре. Под тканью спрятаны обитатели морей и океанов - плоскостные изображения животных из наждачной бумаги, засыпанные мелкими камушками. Предлагаю сесть вокруг куска ткани.)

Логопед : А сейчас новая интересная игра «Узнай по контуру». Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать. (Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)

Логопед: Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов ) .

Логопед : Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».

1. Без чего не бывает моря? (без воды)

2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)

4. У кого рот на брюхе? (у акулы)

5. Какая собака не лает? (морская)

6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

8. Родственник рака? (краб)

Логопед: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.

Путешествие в подводный мир

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

Цель: развивать познавательные и творческие способности детей

Задачи:

обучающие:

      • закреплять и расширять знания детей об обитателях морского дна;

        п ознакомить с новыми словами: дайвинг, дайвер, батискаф;

развивающие:

      • развивать музыкальную деятельность детей;

        развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения;

        продолжать освоение способа рисования пластилином по трафарету;

        способствовать развитию формообразующих движений в работе с пластилином;

        совершенствовать умение оформлять, декорировать поделки различным бросовым материалом;

воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к природе.

Подготовительная работа: ознакомление с обитателями морского дна; рассматривание иллюстраций, энциклопедий по теме; проведение дидактической игры «Дорисуй и раскрась».

Материал: трафареты с изображением обитателей морского дна, наборы пластилина, тонированные в цвета моря листы для заднего плана панорамы, стеки, различный природный и бросовый материал (мелкие камушки, пуговки, пайетки, бисер и т. п.)

Ход образовательной деятельности

    Вступительная часть

Педагог. Ребята, послушайте внимательно музыку и скажите, что вы услышали. Можете закрыть глазки.

Звучит аудиозапись «Шум моря».

Что вы услышали? (Плеск волн, шум прибоя...)

Какое название можно дать этой мелодии? («Морская песенка», «О море», «Морская жизнь»...)

Каких морских обитателей вы знаете?

Сегодня мы отправимся в путешествие по морским глубинам. Для этого я предлагаю вам пройти в батискаф и погрузиться на морское дно. Готовы? Тогда в путь!

Дети усаживаются на стульчики, которые стоят полукругом. В центре стоит экран, на котором будет показана презентация с морскими обитателями.

Звучит музыка для погружения.

    Основная часть

Ну вот, ребята, мы спустились на морское дно и оказались в сказочном морском царстве. В пути мы встречаем причудливых обитателей. Посмотрите в иллюминатор (показывает на экран) - вот и показался первый обитатель моря.

В самых тёмных уголках планеты живёт множество причудливых и ещё не понятых созданий. Но одно из них особенно потрясает воображение - это … дети отвечают - акула-молот.

А почему она так называется? (Голова её похожа на молот.)

Что вы ещё можете про неё рассказать? (Акула-молот искусный охотник, ей не страшен даже яд ската и у неё нет врагов).

А вот … рыба-пила. Этот обитатель Мирового океана выделяется среди прочих тем, что на голове у него есть костяной нарост с зазубринами, действительно напоминающий пилу. Рыба-пила питается в основном разнообразными мелкими животными, которые живут в покрывающем дно песке и иле. С помощью своей пилы она разрыхляет донный грунт и выкапывает из него тех несчастных, которые затем идут в пищу.

Посмотрите - вон плавают маленькие рыбки. Такая рыбка носит весёлое название … клоун-амфиприон из-за своей яркой окраски. Хотя клоун совсем крошка, поймать его нелегко - он прячется среди ядовитых щупалец актинии.

Актиния - хищник. У неё есть щупальца со жгучими кончиками, которыми она убивает своих жертв, а потом подтягивает их к своему ротовому отверстию и съедает. Остатками её «обеда» и питается клоун. Почувствовав опасность, клоун мгновенно ныряет в щупальца актинии.

Ребята, посмотрите какие красивые, причудливой формы морские обитатели – это кораллы. Коралловые рифы, похожи на волшебные сказочные деревья, создаются крошечными животными – полипами. Кораллы бывают разных цветов (фиолетового, красного, розового, голубого), они очень красивые и хрупкие. Их надо беречь, ведь они являются пищей для многих рыб.

А это рыба-бабочка. Почему её так назвали, как вы думаете? Да, она очень нарядная, похожа на бабочку. Рыба-бабочка один из обитателей коралловых рифов. Кораллы для неё и стол, и дом, среди кораллов она живёт и питается, отщипывая маленькие кусочки. Возле хвоста у бабочки есть тёмное пятно, которое помогает ей обманывать хищников: попробуй разбери, где настоящий глаз, а где ложный.

А вот эту необычную рыбку называют … морским коньком. А как вы думаете почему? Морской конёк напоминает соответствующую шахматную фигуру, снабжённую закрученным в спираль хвостом. Чтобы его не снесло течением, он хватается цепким хвостиком за ветки кораллов. Конек способен менять свою окраску под цвет окружающей растительности. В период нереста морские коньки поют - издают звуки наподобие щёлканья. Икринки вынашивает не самка, а самец в своей сумке как у кенгуру.

Что это за обитатель морского дна? Правильно, это медуза. Тело медузы прозрачно. Быть прозрачным в толще морской воды означает быть незаметным. Есть у медузы и другая защита - стрекательные клетки. Медузы - хищники, убивающие стрекательными клетками и пожирающие других мелких обитателей.

Дельфины - это морское млекопитающее животное. Питаются, как правило, ракообразными, моллюсками, рыбой, а некоторые не брезгуют даже морскими черепахами и птицами. Дельфины – это киты. Киты в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. А долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать дыхание. Мы с вами можем задержать дыхание совсем ненадолго. Давайте попробуем. (Дети ненадолго задерживают дыхание). А киты могут задерживать дыхание намного дольше. На голове у них расположено отверстие – дыхало, которое под водой закрывается. Через это дыхало киты еще и подают звуковые сигналы.

Черепаха - очень ловкий пловец. Откладывает яйца в песок на берегах небольших бухт. Конечности преобразованы в ласты. Окраска их имитирует коралловые рифы, морское дно, водные растения. В воде это красивые и грациозные создания, но на суше они еле передвигаются. Питаются морские черепахи в основном рыбой, медузами.

Морские звёзды – это малоподвижные морские животные , имеющие от 5 до 50 лучей. Обитают они в морях и океанах, как на больших, так и на мелких глубинах. Окраска этих животных очень разнообразна. Рот находится на нижней стороне тела. Питаются морские звёзды устрицами, моллюсками и морскими гребешками. Также поедают ил и мёртвых животных.

Сколько интересного мы увидели с вами на морском дне!

Что вам больше всего запомнилось?

Какого цвета бывают морские обитатели?

Какой формы?

Из каких частей состоит рыба? (Туловище, хвост, плавники)

Какой формы хвост?

Какой формы плавники?

Для чего нужны плавники и хвост?

(Шевеля плавниками, рыба передвигается, хвост - это руль, с его помощью рыба меняет направление движения.)

Показывается слайд с загрязненным морем. Проблемная ситуация

Ребята, посмотрите, какое грязное здесь море. Почему так получилось? (ответы детей)

Как же мы можем помочь морю и его обитателям? (Собрать мусор)

Тогда я предлагаю вам выйти в открытое море. А вы знаете, как называют людей, которые погружаются в морские глубины? (ответы детей) Их называют дайверами. Дайверам необходимо подводное снаряжение: акваланг, маска, ласты.

Дети имитируют движения: надевают акваланг на плечи, маску на лицо, вставляют в рот шланг от кислородного баллона, надевают на ноги ласты.

Готовы? Тогда ныряем в море!

На дне встречают рыбку

Рыбка: Ребята, у меня большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Кто знает, что происходит в таком случае с морем? (Дети отвечают: Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелкие рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы).

Рыбка: Много лет я в море живу,

Но терпеть я больше не могу.

Засорили, замутили всю водицу.

Разве будет в море кто водиться?

На дне его бутылки и рваные ботинки,

Бумага, тряпки, склянки, консервные банки ,

Гибнут растения, раки, рыбешки,

Вы помогите, друзья, хоть немножко.

Воспитатель: Ребята, поможем Золотой Рыбке? (Дети отвечают)

Ребенок: Вода – это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянии полезна она.

Давайте же воду все будем беречь

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится, может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель: Рыбка, ребята, посмотрите, как же засорилось наше море! Сейчас мы поможем рыбке и очистим его от мусора.

Проводится игра-эстафета «Очисти море от мусора»

(на полу бумага двух цветов, дети по командам собирают «мусор» в корзину, выигрывает та команда, чей «мусор» будет быстрее собран ).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень дружные, помогли морскому царству . Давайте дружно дадим обещанье, что будем беречь нашу планету от мусора.

Дети хором: Обещаем!

Воспитатель: Ребята, посмотрите - почему-то в этом уголке моря нет морских обителей (обращает внимание детей на незаконченную панораму, задним планом которой являются тонированные в цвет моря листы, а на переднем плане - имитация морского дна без обитателей). Давайте «оживим» его - заселим морскими жителями.

Коллективная работа детей

Педагог обсуждает с детьми этапы работы. Дети объединяются в две группы: в первой группе дети лепят объёмные фигурки, во второй - плоские на заднем плане способом рисования пластилином по трафарету. Педагог обращает внимание детей на дополнительный материал (бисер, камешки, морские стеклышки, пуговки, пайетки и т. п.), побуждает их дополнять вылепленный образ различными элементами из других материалов.

    Итог

По окончании работы дети помещают фигурки на общую панораму, создавая композицию.

Ну вот, наше морское путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в группу. Усаживайтесь в батискаф. Все готовы к всплытию?

Звучит звуковой сигнал.

Ну вот мы и всплыли на сушу.

Вам понравилось наше путешествие?

А что вам больше всего запомнилось?

Что узнали нового?

Что нового научились делать?

Вы сегодня погружались в подводный мир, помогли рыбке очистить море от грязи, были очень ловкими и смелыми, значит, и вы стали настоящими драйверами, и я хочу вам вручить медаль «Смелого дайвера».