» »  Лель. Словарь славянской мифологии

 Лель. Словарь славянской мифологии

Богиня Леля в славянском понимании - вечно юная, молодая, красивая, жизнерадостная и прекрасная Богиня Весны. По характеру славянская Богиня Леля жизнерадостна, добра, весела, игрива. Она могущественна по-особому – ее сила в том, чтобы пробуждать спящие растения, животных, пространство, время, людей – весь Мир. Там, где присутствует Богиня славян Леля, начинают расцветать деревья, весенние цветы и травы, петь вешние птицы и влюблённо улыбаться люди.

Славянская Богиня Леля - дочь Отца Небесного, Сварога и Небесной Матери Богородицы, Лады . Леля - Богиня Весны и делит власть с сестрой Мореной – Богиней Зимы и Смерти, с Живой – Богиней Лета и Любви. Леля является также сестрой Перуну Громовнику – Богу Войны, Справедливости, Грозы, Грома и Молний. Среди прочих Богов и Богинь, именно Богиня Леля выделяется легкостью в общении, даже беспечностью. Она доброжелательна к людям, особенно в вопросах любви, красоты и продолжения рода. Ей чуждо понятие меры, когда она вступает в свои «игры».

Легенды и мифы о славянской Богине Леле

Существует много легенд о Леле - Богине Весны, Любви и Красоты. Вот, например, сказание о том, как Леля отрезала свои волосы, чтобы спасти молодых заколдованных парней одного поселения. Их заколдовала коварная Морена на преждевременное сошествие в Мир Нави. Долго Жива и Леля искали способ, как разрушить заклятие. Ничего не могло сработать так сильно, как решение Богини Весны и тот способ, какой она нашла – отдать свои длинные золотистые волосы. Из них должны были наткать волшебной ткани и обернуть ею парней.

Всё, я знаю! - выстроились в голове все дальнейшие действия.

Облегчённый вздох вырвался у всех. А Леля одним движением распустила свои чудесные волосы и подошла к отцу.

Батюшка, режьте все до единого волоска!

Значение: пришла пора любить, ожидается новая любовь.

Причина появления Резы в раскладе: человек уже пребывает в состоянии гармонии с окружающим миром, поэтому приходит время для смелых движений вперед.

Вызов (что нужно сделать и какое качество проявить): довериться всем предложениям Родных богов, которые последуют после Резы Лели, пребывать в состоянии веселья, радости и лёгкости.

Предостережение (чего не надо и нельзя делать): подарки судьбы, приготовленные для Спрашивающего, могут и мимо пройти, если продолжать быть скупым, безрадостным, подозрительным или трусливым.

Указание (обязательное): перемены для пользы дела следует окончить, чтобы приготовиться к новым.

Совет (желательно): торопливость сейчас не нужна, лучше всего прислушаться к голосу внутреннего своего человека.

Утешение (какое обстоятельство следует иметь в виду): шансов в жизни много – они как бабочки порхают вокруг, но на ладонь сядут не все, а лишь некоторые. В жизнь Спрашивающего придёт всё только нужное и полезное.

В появлении Резы Лели всегда следует усматривать обновление жизни во всех сферах. Это ожидаемые и желанные перемены. Они поднимают человека на иной, более приятный и радостный, уровень жизни.

Богиня Леля в северной традиции магии

Обряды исполнения чаяния:

  1. Получение удачу в своих трудах, карьере, делах, работе.
  2. Сохранение красоты и моложавости.
  3. Сохранение здоровья и отличного самочувствия.
  4. Получение уважения, почёта, признания от людей.

Леля – богиня Весны, Красоты и Любви. Ей подвластно любовью озарять не только сердца, но и дом, семейный очаг. Она может оберегать от разных напастей, неприятностей, бед и сотворить так, что дом будет настоящим убежищем, куда всегда захочется возвращаться. Нужно помнить, что чаяния в магии сбудутся лишь тогда, когда Лелю позвали для светлой и легкой ворожбы, как в игру.

Науз Лели «Любовь»

Прекрасная и юная, светлая, молодая любовь, но еще прекраснее та, что была создана на всю жизнь, укрепилась многолетними семейными узами. К Леле обращаются через особый науз «Любовь», когда хотят:

  • влюбиться;
  • найти вторую половинку;
  • обновить чувства в существующих отношениях;
  • зажечь угасшие чувства после многолетнего совместного проживания.

Леля для существующих любящих сердец поможет прочувствовать всю яркость и свежесть их отношений. А тем, кто еще не любил, она раскроет эту тайну и поможет окунуться в потоки благостных чувств.

Чем поможет науз?

Узелковое волшебство «Любовь» очень сильно. Оно поможет снова уметь видеть красоты отношений, оценит взаимность чувств, а также зажечься легкой весенней любовью.

Как действовать?

Чтобы сплести науз, берутся две красные нити. На одной из них завязываются узелки по числу лет избранника сердца. На другой нити завязываются узелки по числу лет того человека, кто обращается к Богине и будет носить науз. Потому обе веревки связываются вместе таким образом, чтобы вышла одна длинная.

Берутся концы объединенной веревки и завязываются узлы – один поверх другого. Теперь следует навязать столько узелков, сколько лет вы намереваетесь прожить с избранным человеком. Можно узелки вообще не считать и завязывать, сколько завяжется, насколько хватит самой веревки. Делать нужно это до тех пор, пока сама веревка не превратится в единый большой узел. Готовый науз сжигается на огне с прочтением специального заговора на любовь.

Леля - Богиня-Покровительница

Славянская богиня Леля – само воплощение молодости, красоты, нежности и искренности. С ее приходом всегда приходит расцвет, а прошлое стирается навсегда. Как приходит Весна, так и приходит пробуждение от зимней «спячки» в жизни. На такую божественную Личность всегда очень походить. Если твоим Покровителем является Богиня Леля, то это говорит о многом. Тебя люди видят, как человека:

  • с лёгким характером – заводящего знакомства просто и непринужденно;
  • любящим находится всегда в центре внимания;
  • дипломатичного – умеющим примирять поссорившихся;
  • уверенного в себе;
  • общительного, коммуникабельного;
  • предприимчивого;
  • активного;
  • вежливого;
  • обаятельного.

Все люди, которые походят на Лелю – Богиню Весны и Красоты, сами являются эстетами, любят со вкусом одеваться, уделять внимание внешнему виду, следят за своим здоровьем. Так же, как и Богиня Леля легка на подъем, так и люди, живущие под её покровительством, скоры и легки на ногу. Поэтому, если тебе благодетельствует Леля, тогда ты любишь путешествовать, обожаешь разнообразия в жизни. Постоянное ощущение своей неповторимости и уникальности. Тебе легко довериться, поговорить на задушевные темы.

Легенда о Волшебной Свирели

Красивых легенд в славянской мифологии превеликое множество, а как известно, самые красивые легенды о любви. Одну из таких легенд передавали славяне их поколения в поколение, и имеет эта легенда отношение к богу страсти и любви – златовласому Лелю. Легенда о Волшебной Свирели – одна из любимейших легенд славянской мифологии.

Она гласит, что давным-давно жил на свете светловолосый пастушок, чьи родители так сильно любили друг друга, что назвали своё чадо Лелем, в честь бога любви и страсти. Пастух так чарующе играл на дудочке, что сам бог Лель был очарован и поражён игрой. Однажды Лель спустился к пастуху, чтобы принести ему в дар волшебную свирель из тростника. Подарок буквально осчастливил пастушка Леля, и он не выпускал инструмент, подаренный богом из рук. Свирель так чудно играла, что даже птицы и звери в лесах пели и танцевали под неё.

На беду полюбила страстно и сильно того пастушка красавица Светлана. Она так сильно была увлечена Лелем, что готова была практически на всё, чтобы тот обратил на неё своё внимание. Однако, Лель так и не отвечал Светлане взаимностью, увлечённый игрой на своей чудо-свирели. Светлана всё больше и больше копила свою злость на Леля и на свою судьбу и однажды ночью, когда Лель мирно и сладко спал под деревом в поле, Светлана прокралась к нему и украла свирель. Не думая долго, красавица сожгла на костре единственную отраду Леля. Светлана надеялась, что теперь-то Лель точно обратит на неё внимание и полюбит.

Однако, произошло совершенно обратное: Лель впал в необъятную грусть и тоску, а к осени угас от скуки, как свеча на ветру. Похоронили Леля на берегу реки, а вокруг могилы его и по сей день растёт тростник. Легенда о Леле стала главной легендой о пастушьей доле, и с тех времён все пастухи мастерски играют на свирелях за работой и практически никогда не бывают счастливыми и удачливыми в любви.

Л ЕЛЬ (ЛЕЛИО) - первый сын богини Лады - красоты, рождающей любовь. Маленький пламенный бог любви, весны и молодости, оплодотворения всего живого. Он мечет из рук искры, воспламеняющие сердца, -он сын красоты, а красота воспламеняет любовь. Изображался Лель в виде златовласого крылатого младенца, всегда безотлучно находящегося при своей матери Ладе (подчеркивается связь любви с красотою). Лель вызывал очарование в людях, возжигал в их сердцах любовный огонь и как бы передавал их своему брату , который и завершал любовные страсти браком.

Лель олицетворял и весну; радость пробуждающейся жизни, обновления природы. Его имя нередко упоминается в весенних ритуальных песнях.

Лель или Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. О Леле — этом веселом, легкомысленном боге страсти — до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви , а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских языках — лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки — символы весны.



ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ
Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти — Лель. Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.
И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания. И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре — в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.
Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.
С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви...

Лель - повелитель певчих птиц

Лель (Лелья, Лельо, Любич) - в мифологии древних славян бог любовной страсти.
О Леле - веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь!
Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.

Священной птицей его считался аист.
Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека.
В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.

Б.Ольшанский

Народная легенда о Леле

ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ

Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок.
Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти — Лель.
Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.
И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания.
И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре — в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.

Михаил Нестеров. Лель. Весна

Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча.
Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.
С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви...
Недаром же долетела к нам из старины задорная девичья песня:
О Леле — этом маленьком боге страсти — до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.
Он сын богини красоты Лады, а красота, естественно, рождает страсть.
Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима.

Николай Рерих Снегурочка и Лель, 1921

Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь!
Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках — лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки — символы весны.

По материалам:
"Русские легенды и предания" Грушко Е.А., Медведев Ю.М.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.