» » "Медведь на воеводстве": анализ сказки. Анализ сказки «Медведь на воеводстве

"Медведь на воеводстве": анализ сказки. Анализ сказки «Медведь на воеводстве

Урок литературы в 10 классе с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат". Тема рассчитана на 2 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат»

Оформление: портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, на доске записан эпиграф; отзывы современников о сатирике; выставка популярный изданий щедринских произведений.

Используемые учебники и учебные пособия: тексты сказок

Используемое оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация урока

Цели урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина,

Определить традиционные и новаторские приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя . Слайд №1

Ребята, мы продолжим работу над творчеством Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Предыдущие уроки были посвящены анализу его сатирического произведения «История одного города». Сегодня же наш урок посвятим сказкам этого замечательного писателя - сатирика. На этом занятии мы выясним причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделим основные их идейную направленность; покажем своеобразие; повторим значение некоторых литературных терминов; будем развивать умение анализировать сказки, выявим художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Сказки - это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Ребята, как вы думаете, почему Салтыков – Щедрин обратился к жанру сказки?

(Сказки Салтыков - Щедрин писал, чтобы притупить бдительность цензуры на столь сатирические произведения._

Да, это была основная причина обращения писателя к жанру сказок. Хотя цензоры не были так уж наивны. Например, цензор Лебедев, чье высказывание является эпиграфом к уроку, прямо отмечал: “Намерения г. Щедрина издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно для простого народа, более чем странно. То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, … более или менее направленная против общественного и политического устройства.”

Итак, сатирик обратился к этому жанру из-за цензурных преследований. Чтобы обойти цензурные препятствия, Салтыков - Щедрин. создал особый язык, особую манеру письма. Язык он называет “эзоповским”, а манеру “ рабьей”, так как рождается она в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена, жили “с кляпом во рту”.

– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

Сообщение ученика об эзоповом языке. (Слайд № 2) Шакарян Г.

(Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь - своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

В России эзопов язык широко использовался сатириками. Объяснение этому можно найти в знаменитом словаре Владимира Даля. Он писал: «Цензурные строгости вызвали небывалый расцвет эзоповского языка. Русские писатели, вследствие притеснений цензуры, вынуждены были писать эзоповским языком» Наиболее видные из них - И. А. Крылов, прославившийся своими баснями, и, конечно же, любимый многими М. Е. Салтыков-Щедрин с его злой и беспощадной сатирой, призванной «отправлять в царство теней все отживающее».)

Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них - и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».(слайд №2)

Ребята, как вы понимаете смысл выражения «для детей изрядного возраста»? (Слайд №3)

(Салтыков-Щедрин пишет "сказки" "для детей изрядного возраста", то есть для взрослого читателя, которому надо от крыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы дос тупна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому осо бенно опасна для тех, кто в ней высмеивается. Опираясь на народную мудрость, используя богатство народной речи и образы, созданные народом, проникнувшись чисто народным юмором, Щедрин создаёт произведения, цель которых - пробудить народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь. Великий сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали.)

Ребята, Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком. Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

(Сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

Юмор - это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.)

– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

B) Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Г) Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм. (Слайд №4)

Ребята, в творчестве Салтыкова - Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой? Об этом узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд №5)

  1. Несуществующее в действительности, выдуманное. (Фантастика)
  2. Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. (Сарказм)
  3. Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. (Гротеск)
  4. Чрезмерное преувеличение. (Гипербола)
  5. Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. (Ирония)
  6. Иной смысл, скрытый за внешней формой. (Аллегория)

II. Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

Итак, мы выяснили, что в творчестве М.Е. Салтыкова – Щедрина преобладает сатира . Сегодня на примере текстов сказок «Медведь на воеводстве» и «Орел – меценат» мы определим, с помощью каких художественных приёмов автор высмеивает уродства социального бытия. Начнем со сказки «Медведь на воеводстве». (Слайд №6)

Кто главные герои этой сказки? (Животные).

Правильно. Ребята, скажите, какой художественный прием применяет автор, когда под масками животных или птиц скрывает конкретные человеческие типы, характеры с их недостатками и пороками и социальные явления? (Аллегория)

Правильно, это аллегория. Большинство сказок Салтыкова – Щедрина аллегоричны, т.е. за скрытой внешней формой подразумевается иной смысл. Наша задача – выяснить этот смысл.

Теперь обратимся к композиции и сюжету сказки? Из каких частей состоит произведение?

Из небольшого вступления и трех частей, посвященных, истории правления трех Топтыгиных.

Расскажите историю Топтыгина I.

Топтыгин 1-й (Слайд №7)

Топтыгин первый так хотел попасть на скрижали Истории, что забыл о том, что умел берлоги строить, а «все на одно поворачивал: «Кро-вопролитиев... кровопролитиев... вот чего нужно!» Лев за эту жажду крови произвел медведя в майорский чин и отправил в дальний лес воеводой. Только прибыл - решил назавтра кровопролитие учинить. А в ожидании выпил ведро водки и улегся на полянке спать. На беду летел мимо Чижик, принял медведя за чурбан, сел на него и запел. Медведь с похмелья и не разобрался, что это за «внутренний супостат», а просто взял и съел Чижика.

За это чересчур уж мелкое злодейство стал Топтыгин посмешищем всего леса. И ворона, и лягушка, и даже комар дразнили его из-за кустов: «Дурень ты, дурень! Чижика съел!» Медведь, чтобы оправдаться в глазах начальства, разрушил ночью типографию, а «произведения ума человеческого в отхожую яму закопал». Но было уже поздно... Лев не поверил, что способен на такие подвиги тот самый Топтыгин, «которой маво Любимова Чижика сиел!» (автор воспроизводит безграмотную орфографию Льва).

/ответ ученика строится по плану:

2. мечты и дела Топтыгина 1 (прибежал ранним утром и сейчас же решил: быть назавтра кровопролитию, но прежде решил свои именины отпраздновать)

3. как реагирует народ (лесная челядь задумывалась, так как вольница между лесными мужиками шла, всякий по-своему норовил: звери – рыскали, птицы – летали, насекомые – ползали, а в ногу никто маршировать не хотел.

Каким показал себя Топтыгин 1? /он не способен управлять народом/

Как эпизод с Чижиком создаёт комичность ситуации? /особенный, умный чижик медведя принял за гнилой чурбан, удивился, когда чурбан заговорил (нелепость, несоответствие)Топтыгин, съев Чижика, растерялся и осмеян “добрыми людьми” В данном эпизоде содержится сильное преувеличение (гипербола)/

- Медведь пытается переловить насмешников, но “что больше старается, то у него глупее выходит” . Чего так боится Топтыгин? /общественного мнения/

Так ли смешна эта ситуация? Почему остаётся горечь на душе? /см. авторскую оценку: “Ведь, чтобы этакую пакость загладить, сколько потребуется генеральных кровопролитий учинить, сколько народу угробить, разорить, загубить!”/

То есть когда правитель “цитадель общественного благоустройства сооружает” с помощью злодеяний срамных и малых, страдает народ. И страдает напрасно. Салтыков –Щедрин мастерски доказывает это.

Как Топтыгин 1 пытается исправить свою ошибку? /эзопов язык: перерезал стадо баранов, отобрал у бабы лукошко с малиной, “корни и нити разыскивал”, “целый лес основ выворотил” - искал тайные революционные организации/

Помогают ли Топтыгину 1 “срамные злодейства”? /Лев: “Не верю, чтоб сей офицер храбр был, ибо то самый Топтыгин, который маво Любимова чижика съел” - и приказал отчислить в пехоту. – Какая суровая аллегория! (ср: Александр II)/

Так бесславно закончилось правление Топтыгина I.

В ходе ответа в тетради записывается тезис1:

“…всему на свете предпочитал блеск кровопролитиев,…

Но… что больше старается, то у него глупее выходит”

Каким предстаёт перед нами Топтыгин II? (Слайд №8)

/Он преобразователь: мечтает о злодействах блестящих: разорить типографию, спалить университет или академию, растерзать Магницкого. Дела: во дворе соседнего мужика учинил погром: загородки сломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят/

Каков итог его деятельности? /“взорвало мужиков” - поставили рогатину и “уважили Топтыгина, шкуру содрали, а стерво вывезли в болото” - аллегория: автор допускает возможность расправы/

То есть оказывается, что и правитель, совершающий “злодейства блестящие” народу не нужен. Приговор истории: “Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, чем злодейства срамные”

Записывается тезис 2:

“Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные”

То есть не нужен правитель, который всё меняет в корне. Он политически враждебен народу, он – хищник. И перед этим приговором пасует и верховный правитель, царь зверей, Лев.

Как ведёт себя Топтыгин III?. (Слайд №9)

/ Он вынужден изворачиваться. Топтыгин III в страхе: “мало напакостишь – поднимут на смех, много – на рогатину поднимут. Ехать ли?” Решается, вспомнив об “уйме подъёмных и прогонных денег”. Но, прибыв на место, он боится: “хохочет в берлоге, приговор истории вспоминаючи, а на сердце у него жутко: везде права завелись” (народ осознал свою силу). И Топтыгин III остаётся в берлоге, определив для себя задачу воеводства “в том, чтобы исстари заведённый порядок от повреждений оберегать и ограждать и довольствоваться злодействами натуральными.”/

Записывается тезис 3:

“Чтобы исстари заведённый порядок от повреждений оберегать и ограждать”

Какой стала жизнь в лесу? / “Был в лесу порядок установившийся и прочный: и днём и ночью он гремел миллионами голосов… И наружные формы, и звуки, и светотени, и состав населения – всё представлялось неизменным”./

Но интересный вопрос задаёт нам Салтыков-Щедрин: почему “майор спал, а мужики приносили поросят, кур, мёду… складывали у входа в берлогу”? / вывод: людей устраивает правитель, который ничего не делает, а “царствует, лёжа на боку”/

Явились мужики с рогатиной, выгнали медведя из берлоги в поле. « И постигла его участь всех пушных зверей ».

Ребята, а теперь попытаемся понять смысл этой сказки.

Как мы уже выяснили, в сказке «Медведь на воеводстве» все животные совершают человеческие поступки. Автор применяет эзопов язык – иносказательный, замаскированный. Кого из современников Салтыкова – Щедрина можно разглядеть под этими масками? Слайд №10)

(В правой части экрана я поместила портреты исторических деятелей, которые могли быть прототипами Льва, Осла, трех Топтыгиных. Ваша задача, прослушав краткую историческую справку о них, определить прототипа каждого животного.

(Лев - Александр III, российский император с 1881.

Выросший в офицерской среде, Александр был надменным и грубым, к людям он относился как к подчиненным ему солдатам. Он не получил того образования, которое считалось необходимым наследнику престола. Император обладал огромной работоспособностью и необычайной физической силой.)

Осел - 1-й советник Победоносцев. Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который первое время после восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в правительстве.

Топтыгин I - граф Толстой Дмитрий Андреевич, - министр просвещения и внутренних дел царской России. На этом посту Толстой провел целый ряд реакционных мероприятий в области низшей и средней школы. Наиболее известными из них являются: усиление преподавания латинского и греческого языков, предоставление права поступления в университеты лишь лицам, окончившим классические гимназии, установление строгого надзора за начальными училищами.

Топтыгин II - министр внутренних дел Игнатьев. В царствование Александра III он стал главным двигателем политики. Его усилия способствовали проведению целого ряда мероприятий, которые получили название «контрреформы» и которые должны были укрепить самодержавную власть и оградить привилегии поместного дворянства. Толстой действовал, опираясь на поддержку императора.

Топтыгин III – представляет либералов и их политику. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации Poccии. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований.

Молодцы, ребята. Вы правильно сняли маски со всех главных героев этой сказки, но в ней есть персонаж без маски. Назовите его. (Магницкий Михаил Леонтьевич ) (Слайд №11)

Что мы узнали о нем? (Под его руководством был публично сожжен типографский станок, а оставлено было только цензурное ведомство.)

Ребята, сейчас мы послушаем небольшое сообщение о Магницком М.Л., после чего вы ответите на вопрос: Почему лицо этого государственного деятеля не прикрыто маской, как у других персонажей?

Магницкий Михаил Леонтьевич (1778 - 21.10.1844), русский государственный деятель, попечитель Казанского учебного округа В 1819 году Магницкий был послан в качестве ревизора в Казань с правами попечителя. В представленном им отчёте он обвинял университет в растрате казённых денег и в безбожном направлении преподавания и предлагал торжественно разрушить самое здание университета. Такая мера не встретила, однако, сочувствия в Главном правлении училищ и не была одобрена государем; вместо уничтожения университета предположено было его преобразование, производство которого было поручено самому Магницкому, назначенному попечителем Казанского округа. Сущность преобразований Магницкого, по его же определению, заключалась в искоренении вольнодумства и основании преподавания всех наук на благочестии. Университет потерял даже тень самостоятельности и был всецело подчинён попечителю, старавшемуся сделать из высшего учебного заведения что-то похожее на монастырь. При самом назначении Магницкого по его представлению были уволены 11 профессоров; затем последовали новые увольнения лиц, не подходивших в чём-либо к пропагандируемому направлению. Преподавание римского права в университете было заменено правом византийским, и в качестве источника последнего Магницким указывалась Кормчая книга.

В 1823 году была устроена особая «кафедра конституций», английской, французской и польской, «с обличительной целью». Профессора всех факультетов и кафедр, не исключая и медицинских, были обязаны проповедовать преимущество святого Писания над наукой. В том же 1823 году Магницкий выступил в главном правлении училищ с доносом против московского профессора Давыдова, обвиняемого им в «следовании безбожному учению Шеллинга», и предлагал совершенно уничтожить преподавание философских наук в университетах.

Самая жизнь студентов была подчинена в Казани строжайшим правилам монастырской дисциплины и наполнена упражнениями в благочестии. При таком порядке внутри университета водворились доносы и интриги, а местное общество начало брезгливо сторониться от него.

Назначенная в 1826 году ревизия генерал-майора Желтухина вскрыла перед правительством результаты системы Магницкого в виде полного падения университета; обнаружилась и громадная растрата казённых денег. 6 мая 1826 г. Магницкий был отставлен от должности попечителя

Вывод:

Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка? (В своей сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин выразил протест против самодержавной власти. В ней автор показал, что не важно какой правитель, не важно какие методы он использует для достижения цели, важна база, на которой он проводит свою политику. Первый и второй Топтыгины занимались разными злодеяниями: первый – мелкими (съел чижика), второй – более крупными (забрал у крестьян корову, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). В образе Топтыгина I Салтыков-Щедрин высмеял аппарат принуждения, полиции, который был свойственен для самодержавной власти. Он показал, что такие методы давно исчерпали себя. Топтыгин II – образ, который получился в результате слияния черт бюрократии и высших сановников. Он слишком медлителен, и из-за этого его ждет неудача. Этим образом Салтыков-Щедрин высмеял бюрократический аппарат царской России. Оба этих правителя не добились нужного результата, и их сменил Топтыгин III, который решил вести «политику невмешательства». Суть его теории «неблагополучного благополучия», состояла в приспособлении к изменяющимся условиям жизни. Проявление жизненной активности проводилось, лишь для удовлетворения каких-либо потребностей. В этом образе видна авторская сатира на либеральную интеллигенцию, которая не пытается улучшить жизнь, но находит разные теории для продолжения существования. База самодержавия не могла благоприятствовать развитию России, поэтому была высмеяна Щедриным в этой сказке.)

Какова основная идея сказки?

(Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении их вообще, т. е. в свержении самодержавия, как антинародной и деспотической государственной формы. Такова основная идея сказки.)

Ш. Анализ сказки «Орел – меценат»

По резкости и смелости сатиры на монархию рядом с "Медведем на воеводстве" может быть поставлена написанная в том же, 1884 году сказка «Орел-меценат».(Слайд №12)

Кто герои этой сказки? (Животные и птицы.)

Ребята, является ли сказка «Орел – меценат» аллегоричной? (Да, потому что в ней животные и птицы уподобляются людям, они совершают человеческие поступки)

О чем рассуждает автор в начале сказки? (Он развенчивает привычно романтический образ Орла. Автор делает все для деромантизации, депоэтизации привычного образа. "Поэты много об орлах в стихах пишут, и всегда с похвалой. И стать у орла красоты неописанной, и взгляд быстрый, и полет величественный. Он не летает, как прочие птицы, а парит, либо ширяет; сверх того: глядит на солнце и спорит с громами. <...> И теперь я думаю об орлах так: "Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны. <...> А живут орлы всегда в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют".)

Для чего потребовалось сатирику это развенчание? (Он считает пагубным само восхищение хищником, пусть даже хищной птицей. Разумеется, поэты в образе орла опоэтизировали не пожирателя мышей; они создали символ гордого одиночества, мощи, тяги к свободе и т.д. Но при всем том орел не переставал быть плотоядным и все так же, говоря словами Пушкина, "кровавую пищу клевал". Вот поэтому-то и возмущает Щедрина любование хищником. Ореолом романтических черт овеян убийца - и автор разрушает ореол. "

Ребята, почему орел - меценат? Каково значение слова меценат?

(Меценат - лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

В нарицательном смысле меценатом именуют человека, материально помогающего искусству и науке.)

Соответствует ли лексическое значение слова тому, что мы видим в сказке?

(Не соответствует, потому что орел такой безвозмездной помощи ни науке, ни искусству не оказывает. Он, наоборот, враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества.)

Определите, какой художественный прием использовал автор в названии сказки? (Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. (Ирония)

- Расскажите, с чего начал свою деятельность орел ? (Слайд №13)( Вызвал к себе ястреба, коршуна и сокола и приказал собрать всю дворню, чтобы она утешала орла, а он её в страхе держал.)

Ребята, давайте вспомним, каких птиц нагнали к орлу во двор и чем эту дворню заняли? (Слайд №14)

Какой пропуск обнаружили в дворовых штатах? Для кого этот пропуск был обидным и почему? (во всех дворнях полагаются науки и искусства, а у орла нет ни тех, ни других. Для снегиря, дятла и соловья пропуск был обидным, потому что каждый из них занимался наукой или искусством.)

Почему орел так долго не соглашался на водворение наук и искусства? (Потому что он безграмотный, невежественный «никогда он ни одной газетки не видывал».)

Расскажите о «золотом веке» в дворне орла . (Слайд №15).

Ребята, в сказке «Орел – меценат» как и в сказке «Медведь на воеводстве» есть персонаж, очень известный в литературных и общественных кругах того времени. Назовите его. (Это Тредиаковский Василий Кириллович.)

Ребята, послушайте небольшое сообщение об этом очень известном человеке.

(Творчество Тредиаковского вызывало немало споров как при жизни автора, так и после его смерти. С одной стороны, отчасти под влиянием мнения противоборствующих ему придворных и литературных группировок, Тредиаковский остался в истории как бездарный стихотворец, придворный интриган, плетущий заговоры против своих талантливых коллег. Вышедший в 1835 году роман И. И. Лажечникова «Ледяной Дом» поддерживал этот миф, что привело к тому, что на протяжении XIX века имя Тредиаковского часто употреблялось как нарицательное для обозначения бездарного стихотворца. В то же время, А.С. Пушкин в статье о книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» так отзывается о Тредиаковском: «Тредьяковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел в русском стихосложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков.»)

Ребята, вот с такими неоднозначными взглядами на творчество Василия Кирилловича Тредиаковского мы познакомились.

Ребята, в истории русской литературы был период, который назывался «золотым веком ».Во времена Щедрина - это период творчества писателей и поэтов от Пушкина до Гоголя.

В настоящее время выражение «золотой век русской литературы» переосмыслено и применяется к литературе всего XIX в., когда творили ее крупнейшие представители - Пушкин, Гоголь, Тургенев, Салтыков – Щедрин, Достоевский, Толстой, Чехов.

Почему Салтыков – Щедрин обращается к этому периоду? (Чтобы показать, что в русском просвещении и искусстве были времена высокого развития.)

Что же помешало и дальнейшему развитию этих направлений в дворне орла? (Слайд №16) (Сокол и сова решили обучить грамоте самого орла. Орел не поддавался обучению. Начались заговоры. Орел уничтожил сову, соловья за его вольные песни, грамотея-дятла «нарядил… в кандалы и заточил в дупло навечно», разорил ворон-мужиков.)

Как закончилась сказка?

(Кончилось тем, что вороны взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла умирать голодной смертью.)

Ребята, не кажется ли вам, что это заключение содержит в себе какой – то иной, скрытый смысл? (Аллегория) Что имел в виду автор, таким образом заканчивая свое произведение? (Наверное, автор выразил надежду на то, что когда–нибудь терпение простого народа закончится, и он взбунтуется против своих поработителей.)

Скажите, какова идея сказки «Орел – меценат»? (В сказке «Орел-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвещения. Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны».)

Заключительное слово учителя.

Ребята, Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов, показ положения угнетенного народа. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы - гротеск, гиперболу, сарказм, аллегорию. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. В них практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок. Я надеюсь, что сегодня такой урок получили и вы.

IV. Домашнее задание (Слайд №17)

Ребята, на этом наш урок, посвященный творчеству великого писателя – сатирика, подходит к концу. Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время они читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили традиции Салтыкова – Щедрина, написав сатирическую сказку о пороках нашего общества, применяя те же художественные приемы, а именно: эзопов язык, гротеск, гиперболу, сарказм. И не забудьте об аллегории.

Если же кому – то это задание покажется трудным, прочитайте сказку М.Е. Салтыкова – Щедрина «Богатырь». Проанализируйте текст, опираясь на предложенный тезисный план на стр. 100 учебника.


анализ сказок Салтыкова-Щедрина Медведь на воеводстве и Премудрый пискарь и получил лучший ответ

Ответ от Марсель - капуцицинафф папка[гуру]
Анализ сказки "Медведь на воеводстве"
Топтыгин 1-й - один из героев сказки «Медведь на воеводстве».
Мечтал запечатлеть себя в истории блестящим злодеянием, но с
похмелья принял за «внутреннего супостата» безвредного чижика и
съел его. Стал всеобщим посмешищем и уже ничем не смог исправить
свою репутацию даже у начальства, как ни старался - «забрался ночью
в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума
человеческого в отхожую яму свалил». «А если б он прямо с
типографий начал - быть бы ему... генералом».
Топтыгин 2-й - персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Прибыв
на воеводство в расчете разорить типографию или спалить университет,
обнаружил, что все это уже проделано. Решил, что надо уже не «дух»
искоренять, а «прямо за шкуру приниматься». Забравшись к соседнему
мужику, задрал весь скот и хотел разрушить двор, но был застигнут и с
позором посажен на рогатину.
Топтыгин 3-й - персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Встал
перед мучительной дилеммой: «мало напакостишь - поднимут на
смех; много напакостишь - на рогатину поднимут...» Прибыв на
воеводство, затаился в берлоге, не вступая в управление, и обнаружил,
что и без его вмешательства все в лесу идет заведенным порядком. Стал
выходить из берлоги только «для получения присвоенного содержания»
(хотя в глубине души недоумевал, «зачем воевод посылают»). Позже
был убит охотниками, как «все пушные звери», тоже по заведенному
порядку.
=========================================================
Анализ сказки "Премудрый пескарь"
В 1883 г. появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший за минувшие
сто с лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки
известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался
от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не
высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени,
мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни
детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только
перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: « Кому он помог?
Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и
умирал – дрожал». Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то
он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А
подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов
современной мещанской России хорошо объяснил художник А.Каневский,
делавший иллюстрации к сказке «Премудрый пескарь»: «….всякому понятно,
что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за
собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его
писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать
образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие
свойства. Очень трудно «осмыслить» рыбу, дать ей позу, движение, жест.
Как отобразить на рыбьем «лице» навеки застывший страх? Фигурка
пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….».
Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает
писатель в «Премудром пескаре». М.Е.Салтыкову-Щедрину горько и больно за
русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому,
может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство
«детей изрядного возраста» оценили творчество великого сатирика по
заслугам.
В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли
современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро
она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые
переживает сегодня
http://www.saltykov. net .ru/lib/op/author/202
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00156841214464895736/
http://www.refoman.ru/c/28/ref/1588/index1.1.html

Предлагаем вам рассмотреть одну из сказок Салтыкова-Щедрина - "Медведь на воеводстве". Анализ ее, представленный в этой статье, поможет вам понять смысл этого произведения. Мы расскажем о том, какие идеи Салтыкова-Щедрина отразились в нем. Кроме того, вы познакомитесь с основными персонажами сказки "Медведь на воеводстве". Анализ наш начнем с краткого рассказа об общих Салтыкова-Щедрина. Это необходимо, чтобы лучше понять интересующее нас произведение.

Общая характеристика сказок Салтыкова-Щедрина

Прежде всего, следует отметить, что эти произведения написаны скорее для взрослых, нежели для детей. Писатель в подзаголовке к ним указал, что это "сказки для взрослых". Но что заставило Михаила Евграфовича обратиться к этому жанру? Вероятно, используемый в сказках, является наиболее подходящей формой для выражения его резких высказываний и мыслей, представленных в виде сатиры.

В этих произведениях Салтыков-Щедрин продолжает развивать свои излюбленные темы, воплотившиеся в полной мере в его произведении "История одного города". Что же это за темы? С одной стороны, это резкая критика российской власти, сатира на нее, а с другой - сатира на весь русский народ.

"Вступление" к сказке

"Медведь на воеводстве" - это сказка, созданная в 1884 г. Она включает в себя 3 коротких рассказа, являющихся подражанием исторической хронике, пародией на нее. Небольшое "вступление" предшествует описанию службы 3 воевод Топтыгиных. В нем обозначена тема, которая связывает в одно целое эти истории из сказки "Медведь на воеводстве". Анализ правления каждого из воевод представлен ниже.

Салтыков-Щедрин считал, что история состоит из ряда больших и кровавых злодеяний, которые правители совершили над своим народом. Писатель, иронизируя, отмечает, что мелкие злодеяния не являются достойными внимания истории и, следовательно, летописца.

Топтыгин Первый

В первой новелле рассказывается о "служаке-звере", направленном "в дальний лес" на воеводство. Медведь, появившись в вотчине, сразу же устроил кровопролитие. Неизвестно, что заставило правителя принять это решение. Ведь его нельзя было назвать злым. Он был "так, скотина". Автор именно так отзывается о внутренней сути всех властьпридержащих. Они не злодеи, однако скотины порядочные.

Но планам правителя Топтыгина Первого осуществиться было не суждено. Он разрушил свою репутацию и карьеру самым решительным образом. Со сна случайно он съел Чижика, которого принял за "внутреннего супостата". Чижик этот был "мелкой пташкой", хотя и умной. И Топтыгина погубило это "злодеяние". Каждый начал указывать воеводе на этот его поступок.

Почему разжаловали Топтыгина

Топтыгина упрекали вовсе не за загубленную им невинную душу. Самое страшное во всей этой истории заключалось в сути обвинения. Оказывается, он "не оправдал надежд" своего народа. Ведь "добрые люди" ждали от него больших кровопролитий, а он всего-навсего Чижика съел! Вот как народ относится к власти. Люди настолько привыкли к зверствам начальства, что ожидают именно их. Если же у правителя не получается никаких жестокостей, народ даже разочаровывается в нем.

Так была окончательно загублена карьера Топтыгина. Даже кровопролития, учиненные им после этого случая, для того чтобы загладить "вину", не помогли. Начальство, Осел и Лев, так и не забыли "грех" Топтыгина. Вот таким был этот медведь на воеводстве. Анализ сказки по плану продолжается описанием деятельности следующего правителя.

Топтыгин Второй

Топтыгин Второй - так звали нового правителя. Необходимо отметить, что несколько умнее первого был второй медведь на воеводстве. Анализ его деятельности весьма любопытен. заранее придумал план "кампании", которую решил реализовать. Однако оказавшись на месте, Топтыгин Второй понял, что все уже разгромлено до него. Ни университетов, ни типографии не оказалось в его вотчине. Что же было делать бедному правителю? Как он мог прославиться, проявить себя? И Топтыгин решил взяться за физическое уничтожение своих подопечных. Однако мужикам не понравилась его идея. Они наказали Топтыгина, сняв с него шкуру. Анализ сказки "Медведь на воеводстве" показывает, что и народное терпение имеет пределы. На это указывает история второго медведя.

"Деятельность" Топтыгина Третьего

Писатель далее вопрошает, что же остается делать воеводам. Как они могут проявить себя? Самый верный способ отыскал Топтыгин Третий из сказки "Медведь на воеводстве". Он решил, что "натуральные" кровопролития - лучшие из всех. Этот Топтыгин проспал в берлоге весь свой век, пустив на самотек жизнь народа. В его вотчине за это время были "натуральные" происшествия и жертвы, однако это только укрепляло авторитет воеводы. Лежа в берлоге, Топтыгин Третий получал поощрения от вышестоящего начальства. Кроме того, народ, согласно обычаю, нес своему "хозяину" подати, надеясь задобрить его.

Участь Топтыгина Третьего

И все бы шло своим чередом тихо и мирно. Жизнь в вотчине еще долгие годы была бы такой же неизменной и беспросветной. Однако автор заканчивает свою третью новеллу произведения "Медведь на воеводстве" тем, что мужики-лукаши явились в трущобу, и Топтыгин вышел из берлоги в поле. Правитель разделил судьбу "всех Скорее всего, в этой фразе заключены скорее не реальность и истина, а надежды писателя. Это и чаяния автора, и призыв к действию.

К чему призывает автор

Салтыков-Щедрин ("Медведь на воеводстве") призывает простой народ встать на защиту своей жизни и своих прав. Безусловно, в сказке используется иносказание, и под масками Топтыгиных изображены люди. В произведении описаны те проблемы и вопросы, с которыми пришлось столкнуться российскому обществу в конце 19 века. Они волновали автора, который с помощью иносказания, иронии, сатиры пытается открыть людям глаза на актуальные проблемы. Писатель также предлагает выход из сложившейся ситуации. Надо полагать, что именно к революции призывает Салтыков-Щедрин. "Медведь на воеводстве" - отличный образец сатиры Михаила Евграфовича, который не мог закрыть глаза на общественные проблемы.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – это произведения скорее для взрослых, чем для детей. В подзаголовке к ним писатель так и указал: «сказки для взрослых». Почему Салтыков-Щедрин выбрал именно этот жанр? Мне кажется, что для его резких сатирических высказываний, мыслей эзопов язык сказки был самой подходящей формой.

В «Сказках» Салтыков-Щедрин развивает свои «коронные темы», которые в полной мере воплотились в «Истории одного города». Это, с одной стороны, резкая критика и сатира на российскую власть, а с другой – на русский народ.

Сказка «Медведь на воеводстве» была написана в 1884 году. Она состоит из трех коротких рассказов, представляющих собой подражание, пародию на историческую хронику. Рассказам о службе трех воевод Топтыгиных предшествует небольшое «вступление», обозначающее тему, связывающую все три рассказа. По мысли Щедрина, история состоит из списка крупных и кровавых злодеяний, совершенных правителями над своим народом. Мелкие же, иронизирует писатель, не считаются достойными внимания летописца и Истории.

Первая новелла повествует о «служаке-звере», который был направлен на воеводство «в дальний лес». Появившись в своей вотчине, медведь тут же решил устроить кровопролитие. Щедрин так пишет об этом: «Что заставило его принять такое решение - неизвестно: ибо он, собственно говоря, не был зол, а так, скотина». Таким образом писатель отзывается о натуре всех властьпридержащих – не то, чтобы злодей, но скотина порядочная.

Но планам Топтыгина Первого не суждено было сбыться. Свою карьеру и репутацию он разрушил самым решительным образом. По случайности, со сна, Топтыгин съел Чижика, приняв его за «внутреннего супостата». Этот Чижик был умной, но «мелкой пташкой». Такое «злодеяние» погубило Топтыгина. Все и каждый считали своим долгом указать воеводе на это.

Но за что упрекали Топтыгина? За то, что он погубил невинную душу? Вовсе нет. Самое страшное, правителя обвиняли в том, что он «не оправдал надежд» народа: «Вот так скотина! добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!» Эти слова скворца показывают отношение народа к власти. Он настолько привык ко всяким зверствам со стороны начальства, что покорно ожидает от него именно этого. Кроме того, если никаких жестокостей не получается, то народ даже разочарован.

В начале рассказа русский народ показан как пассивная, расхлябанная, надеящаяся на «авось» масса: «Понимали мужики, что их за это не похвалят, но сами собой остепениться уж не могли. «Вот ужо приедет майор, - говорили они, - засыплет он нам - тогда мы и узнаем, как Кузькину тещу зовут!»

Карьера Топтыгина была окончательно загублена. Не помогли даже кровопролития, которые он учинил, чтобы загладить свою «вину». Начальство, Лев и Осел, не смогли забыть «грех» воеводы. В итоге его разжаловали: «Так и остался Топтыгин 1-й майором навек».

Второй Топтыгин был умнее первого. Он заранее составил план своей «кампании». Но, прибыв на место, выяснил, что все разгромили уже до него. В его вотчине не было ни типографии, ни университетов. Что же оставалось делать бедному медведю, как прославиться? Топтыгин решил уничтожать своих подопечных физически. Но такой поворот дела не понравился мужикам. Они примерно наказали Топтыгина – содрали с него шкуру.

Удивительно, но и народное терпение, оказывается, имеет свои пределы. Случай со вторым Топтыгиным указывает на это.

«Что же делать воеводам?! – вопрошает писатель. - Как им продвинуться по службе?» Топтыгин Третий нашел самый верный способ. Он решил, что самые «лучшие» кровопролития – это кровопролития «натуральные». Этот воевода весь свой век проспал в берлоге, пустив жизнь народа на самотек. В ней совершались «натуральные» происшествия, были жертвы, но все это шло «в копилку» воеводе. Лежа у себя в берлоге, он не только получал поощрения от начальства, горестно замечает Щедрин. Но и народ, зная обычай, нес и нес подати своему «хозяину», чтобы он их не трогал.

Все было бы тихо и смирно, с одной стороны, и беспросветно, с другой. Но третья новелла заканчивается знаменательной фразой: «Но тут явились в трущобу мужики-лукаши, и вышел Топтыгин 3-й из берлоги в поле. И постигла его участь всех пушных зверей». В этой фразе, на мой взгляд, заключены скорее надежды писателя, чем истина, реальность. Это и чаяния Щедрина и, в то же время, его призыв к действию. Он призывает русский народ бороться за свои права и свою жизнь.

Безусловно, что под личинами Топтыгиных скрываются люди. Эта сказка описывает проблемы и вопросы российского общества конца 19 века, которые волновали Салтыкова-Щедрина. С помощью сатиры, иронии, иносказания он пытается раскрыть глаза русскому обществу на самые актуальные, на взгляд Салтыкова, проблемы. Кроме того, писатель дает свой рецепт, выход из сложившейся ситуации. Я думаю, что Салтыков-Щедрин, несомненно, призывает в своей сказке к революции.

М. Е. Салтыков-Щедрин - автор поучительных сказок, интересных и взрослым, и детям. Суть в них нужно искать между строк, обдумывая каждый эпизод, каждый поступок героев. Яркий образец таких произведений писателя - «Медведь на воеводстве». Внимательный читатель обязательно заметит схожесть между Топтыгиными и некоторыми людьми и сделает выводы. В школе с произведением знакомятся в 8 классе. Предлагаем анализ сказки, который облегчит подготовку к уроку.

Краткий анализ

Год написания - 1884.

История создания - Сказка была создана в 1884 г. под впечатлением от событий, происходящих в стране. Впервые была опубликована за границей в Женеве в 1886 г. Она вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста. М. Щедрина».

Тема - Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить две темы: правление Топтыгиных; отношения народа и властей.

Композиция - Композиция сказки необычная. В начале произведения автор подает тезис, который служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных.

Жанр - Сказка.

Направление - Сатира.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. Перевороты, отмена крепостного права и невыполнение властями обещаний подорвали веру народа к власти. Это подтолкнуло М. Е. Салтыкова-Щедрина к написанию сказки «Медведь на воеводстве».

Писатель знал, что русская цензура не допустит его произведение к печати, поэтому впервые оно было опубликовано за границей в Женеве в 1886 г. Сказка вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста». В России она стала известна уже после смерти автора в 1906 г.

Тема

В «Медведь на воеводстве» анализ следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых запрещенные темы скрываются под аллегорическими образами. К таковым относится и сказка «Медведь на воеводстве». В произведении есть две главные темы , касающиеся прямой и переносной составляющей: правление Топтыгиных; отношения народа и властей.

Сначала М. Е. Салтыков-Щедрин рассказывает о самом жестоком и глупом медведе-правителе. Первый Топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причем крупного. Он правил, руководствуясь этим убеждением. Но правил недолго. Лев снял его с должности, когда узнал, что Топтыгин съел маленькую птичку. Тогда Лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях.

Второй Топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. Но, ища способ отличиться и выслужиться перед начальством, лишь выставил себя посмешищем. Третий Топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. Он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. Такая стратегия помогла третьему медведю пробиться в полковники. И он бы шел далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.

Основная мысль произведения : карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.

Композиция

Композиция сказки оригинальная. В начале произведения автор подает тезис, который можно считать вступлением. Он служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных. Основное содержание сказки делится на 3 части, что соответствует количеству героев. В каждой части можно выделить сюжетные элементы. Понять смысл произведения можно только учитывая содержание всех частей.

Жанр

Жанр произведения Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» - сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами зверей. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения системы современной ему власти. Он высмеивает медведей посредством описания их характеров и поведения.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 43.