» » Не с причастием в причастном обороте пишется. Правописание не

Не с причастием в причастном обороте пишется. Правописание не

Одна из не самых простых тем русского языка - это правописание причастий. Особенно много вопросов возникает при изучении правописания «не» с причастиями (слитно и раздельно). Примеры написания, а также правила и основные моменты, касающиеся этой темы - все это вы найдете в данной статье.

Немного теории

Перед тем как начать изучать вопрос правописания "не" с причастиями, нужно разобраться в терминах.

Итак, причастием называют такую часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. Она образуется от глагола и отвечает на вопросы имени прилагательного («какой?», «чей?»). Различают краткую и полную формы причастия.

Полная форма:

  • изданная книга;
  • сделанный проект;
  • собранный урожай.

Краткая форма выглядит так:

  • книга издана;
  • проект сделан;
  • урожай собран.

Важным моментом в этой теме является различение причастия и отглагольных прилагательных. Причастия описывают процесс, тогда как прилагательные являются признаком предмета. Рассмотрим это на примере.

Допустим, вы посетили театральное представление, и оно показалось вам просто блестящим. Так вот, «блестящий» в данном случае - это прилагательное, образованное от глагола «блестеть». Это легко определить, потому что слово не описывает процесс.

Однако на представлении вам запомнилась актриса в блестящем в свете прожекторов костюме. Здесь «блестящий» является причастием, поскольку описывает процесс того, как костюм сиял под лучами света. Это можно определить еще одним способом - нужно задать вопрос «что делающий?».

Можно писать причастие с «не» и слитно, и раздельно, примеры и алгоритм, приведенные далее в статье, помогут вам выбрать правильный вариант.

Раздельное написание "не"

Немного сложный пункт правил - это раздельное написание. Прежде всего, раздельно пишутся краткие формы причастия с «не». Примеры:

  • не издан;
  • не сделан;
  • не слышим;
  • не видим и т. д.

А вот правописание полных форм несколько отличается. Пишутся такие причастия с «не» и слитно, и раздельно. Примером может послужить слово «незамеченный», которое можно написать по-разному. От чего зависит его правописание? От окружающих его слов.

Раздельно с "не" пишутся причастия, когда есть противопоставление с союзом «а». Например:

  • не пробежавший, а проползший дистанцию;
  • не опоздавший, а задержавшийся член комиссии и т. д.

Также раздельно причастия пишутся при наличии зависимых от них слов. Например:

  • не замеченная мною ошибка;
  • не исправленный редактором журнал .

Последнее правило, касающееся раздельного написания «не» с причастиями, - это правописание словосочетаний со словами «далеко», «вовсе», «отнюдь», «нисколько». Их наличие говорит о том, что «не» с причастием в данном случае всегда будет писаться раздельно. Например:

  • далеко не вычищенные ботинки;
  • вовсе не расстроившаяся девочка;
  • отнюдь не написанная статья;
  • нисколько не спящий мальчик .

Вот и все правила, касающиеся написания «не» с причастием раздельно. Примеры слитного написания еще впереди.

Когда «не» пишется слитно

Слитно «не» с причастиями пишется в том случае, если без «не» его нельзя употребить. Например, ненавидимый - слова «навидеть» и его производных в русском языке просто нет, а значит, писать нужно слитно.

Также слитно причастие пишется, если нет ни противопоставлений, ни каких-либо зависимых слов. Здесь, однако, имеется оговорка - если зависимым словом выступает наречие в значении меры, то написание будет слитным. То есть не всегда зависимое слово является индикатором того, что «не» с причастием нужно писать раздельно.

Самыми часто употребляемыми такими наречиями являются:

  • в высшей степени»;
  • очень;
  • совершенно;
  • слишком;
  • почти;
  • полностью;
  • абсолютно;
  • довольно;
  • вполне;
  • крайне;
  • отчасти;
  • весьма.

Конечно же, это далеко не весь список.

Алгоритм работы с причастием

Облегчить работу с причастиями поможет следующий алгоритм:

  1. Сначала нужно понять, определяется ли слово без «не». Если нет, пишется слитно, если да - следующий пункт алгоритма.
  2. Далее нужно определить его форму - краткое или полное? Если краткая, то пишется раздельно, если полная - следующий пункт.
  3. Установка наличия противопоставления с союзом «а». Если такой факт имеется, пишем раздельно, если нет, двигаемся дальше.
  4. Нужно определить наличие зависимого слова. Если его нет, то пишется слитно. Если оно есть - какое оно?
  5. Если зависимым словом выступает наречие в значение меры, то «не» с причастием пишется слитно.
  6. Если зависимыми словами являются все остальные части речи, то написание раздельно. Это же касается слов «далеко», «вовсе», «отнюдь», «нисколько».

Чтобы было проще понять ход работы, алгоритм приводится в следующей схеме.

Примеры

Разберем правильное правописание «не» с причастиями на примерах. На каждое правило будет приведено соответствующее словосочетание, иллюстрирующее его работу.

Написание

краткое причастие

раздельно

письмо не написано

противопоставление

раздельно

не прогулявший, а заболевший студент

зависимые слова

раздельно

не доделанный мною проект

далеко не, вовсе не, нисколько не, отнюдь не

раздельно

нисколько не увлекающий тон лектора

нельзя употребить без "не"

ненавидимый всеми дождь

нет зависимых слов

непрочитанная книга

наречия в значении меры

почти не проголодавшийся работник

Как уже было сказано, можно писать «не» с причастиями и слитно, и раздельно, но примеры и правила, приведенные в этой статье, достаточно полно раскрывают эту тему.

Если глагол не употребляется без НЕ, он пишется с НЕ слитно.

Например: ненавидеть, нездоровиться, негодовать.

В остальных случаях НЕ с глаголами пишется всегда раздельно.

Следует различать глаголы с составной приставкой «недо» и глаголы с приставкой «до» плюс отрицательная частица НЕ. Приставка «недо» имеет значение недостаточности чего-либо, неполноты и пишется слитно с глаголом. Глагол с приставкой «до» и отрицательной частицей «НЕ» обозначает действие прерванное, не доведенное до конца, неосуществимое, прерванное.

Например: Ему недостает любви (не хватает любви). Он не достает до ручки двери (неосуществимое действие).

Правописание НЕ с деепричастиями

Подчиняется тому же правилу, что и правописание НЕ с глаголами.

Например: негодуя, не смотря.

Правописание НЕ с местоимениями

В местоимениях НЕ пишется под ударением и слитно за исключением случаев, когда НЕ и местоимение разделяет предлог.

НЕ с местоимениями-наречиями всегда пишется слитно: негде, незачем, некуда.

Запомнить: не кто иной, как; не что иное, как; как никто иной; как ничто иное.

Правописание НЕ с числительными

НЕ с именами числительными пишется всегда раздельно.

Правописание НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на -о, -е

Слитно Раздельно
  1. Не употребляется без НЕ: ненавистный, неуч, неуклюже.
  2. Можно заменить синонимом без НЕ: некрасивый (уродливый), недруг (враг), неслышно (тихо).
  3. Если есть слова со значением степени: очень, в высшей степени, полностью и т.д.: очень неинтересная, в высшей степени неудача, полностью неразумно.
  4. Если есть слово «никак»: никак невозможно.
  5. Если есть союз но: немаленький, но просторный; неуютно, но тепло.
  1. Если есть противопоставление с союзом а: не радостный, а грустный; не друг, а враг; не жарко, а холодно.
  2. Если есть слова вовсе не, далеко не, отнюдь не и отрицательные местоимения и наречия с приставкой ни: далеко не милый; отнюдь не красавица; вовсе не страшно; ничуть не умный.
  3. С краткими прилагательными, не имеющими полной формы (должен, рад, готов, обязан) или имеющими в полной форме другое значение (видный - виден): не рад встрече; город не виден.
  4. НЕ с наречиями на -о, -е: не насквозь.
  5. Со словами категории состояния: не страшно.
  6. С прилагательными и наречиями в форме степеней сравнения: не хуже, не самый лучший.
  7. С притяжательными и относительными прилагательными, с прилагательными, обозначающими цвета: не кирпичный; не мамин; не зеленый.

Примечание. Следует быть внимательным в написании НЕ со словами при наличии слова «совсем». Если оно имеет значение «совершенно, очень», НЕ пишется слитно. Если имеет значение «отнюдь» - раздельно.

Например:
Совсем неувлекательное путешествие (= очень неувлекательное путешествие).
Совсем не случайное слово (отнюдь не случайное слово). Правописание кратких прилагательных, имеющих полную форму, подчиняется правилам правописания полных прилагательных.

1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.

2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

Примечание 1. Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.

Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

Примечание 3. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум - все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) - написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) - рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура - в переносном значении) - рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) - дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) - доклад не подготовлен (причастие).

3. Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.

4. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.

VII. Правописание НЕ и НИ

§ 88. Не пишется слитно:

1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый .

2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье , если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский , например: разногласия между марксистами и немарксистами ; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).

3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный), невозможный характер (т. е. тяжелый), море неспокойно (т. е. волнуется), дело нечисто (т. е. подозрительно), приехать немедленно (т. е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т. е. плохо).

7. В глагольной приставке недо- , обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до- , имеющие впереди cебя отрицание не и обозначающие не доведенное до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

§ 89. Не пишется раздельно:

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша .

О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, пп., 6 и 7.

Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.

2. При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен , дом не достроен , пальто не сшито ; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу , а только отдельные наброски.

3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное , а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).

Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не . Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни , например: никому (ни для кого и т. п.) не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться ; б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе не приятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно .

4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так .

О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.

Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.

5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из..., не под..., не то... не то .

Раздельно пишется выражение не раз , например: Не раз он oбвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).

6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль .

7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски ; поют не по-старому .

§ 90. Ни пишется слитно:

1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим , но: ни у кого, ни с каким и т. п.

2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь .

§ 91. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

Об употреблении частицы ни см. § .

Примечание. Следует отличать обороты не кто иной, как..., не что иное, как... от оборотов никто иной не...; ничто иное не... , например: это был не кто иной, как твой родной брат, нo: никто иной не мог этого сказать; это было не что иное, как пожар, но: ничто иное не могло бы меня испугать.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Дата проведения: 29. 10. 2015

Предмет, класс : русский язык, 7 класс

Цель урока: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление правила написания не с причастиями.

Задачи урока:

    Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о написании не с существительными, прилагательными, глаголами;

2) отработка умения правильного написания не с причастиями;

3) закрепление навыков правописания;

    обучение умению связно излагать свои мысли.

    Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

    Воспитательные:

    воспитание ответственности за качество своих знаний;

    воспитание любви к родному русскому языку

    формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, т ехнология здоровьесбережения.

Формы организации урока: индивидуальная работа, работа в группах, работа с текстом.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

    Организационный момент.

Психологический настрой.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

Я рада приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

II. Введение в ситуацию урока. Пунктуационный диктант

1)(Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса, еще (не) закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.

3) Ошибка пилота была мною (не) замечена.

4) Лежала (не) прочитанная, а просмотренная книга.

5) Она посмотрела (не) годующим взглядом.

Ученик выходит к доске, объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему, выделяет причастные обороты графически.

III. Самостоятельное формулирование учащимися темы урока .

В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? (У причастиий)

Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)

Какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Слитное и раздельное написание не с причастиями). Запишите в тетрадях.

IV. Мотивация, целеполагание:

1. Частота слов на данную орфограмму

Ребята, как вы думаете, часто ли встречаются в текстах слова на данную орфограмму? (Да. Поэтому мы должны знать слитное и раздельное написание не с причастиями)

2. Степень новизны темы:

Раньше мы когда-нибудь знакомились с правилом написания не с причастиями? (Нет)

3. Целеполагание:

Какую мы сегодня поставим перед собой цель? (Познакомиться с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями)

V. Изучение нового материала и повторение правописания не с другими частями речи. Заполнение таблицы.

- Написание не с какими частями речи мы уже изучили? Вспомним.

1.У доски и в тетрадях.

Небрежный взгляд, наступило ненастье, мне нездоровится;

Не добро, а зло, не правдивый, а лживый

Вывод.

2. Посмотрите на экран. Подберите к причастию зависимое слово

Неотправленное письмо – не отправленное мною письмо

Запишите словосочетания, определите главное слово и зависимое.

Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

Вывод.

3. Посмотрите на экран

Письмо не дописано, задача не решена.

Какие это причастия? (Краткие)

Вывод.

Теперь сформулируем все правило полностью. Смотрим на экран.

Раздать таблицы с правилом учащимся.

Не с причастиями пишется

Слитно:

Раздельно:

1. Если причастие без НЕ не употребляется:

Он обратил внимание на её негодующий взгляд.

2. Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежала непрочитанная книга .

На вершинах гор лежали нетающие снега.

Кроме наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:

Совершенно неподготовленный ответ , крайн е необоснованное заявление.

1.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатая работа.

2.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежала не прочитанная мною книга.

На вершинах гор лежали никогда не тающие снега .

3.Если это краткое причастие:

Задача не решена.

Задание не подготовлено.

- Посмотрите внимательно. Что здесь появилось новое? (Есть наречия меры и степени: совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени, которые не будут считаться зависимыми словами и их надо запомнить, причастия будут писаться слитно). Что поможет запомнить? (Вопрос наречия: как? в какой степени? в какой мере?)

VI . Закрепление.

1.Вернемся к нашим предложениям. Раскроем скобки. У доски и в тетрадях.

1)Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.(Нет зависимого слова).

2) Светлая полоса, еще не закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.(Есть зависимое слово еще) .

3) Ошибка пилота была мною не замечена.(Краткое причастие).

4) Лежала не прочитанная, а просмотренная книга.(Есть противопоставление).

5) Она посмотрела негодующим взглядом. (Причастие без не не употребляется).

Приставки выделить, частицу НЕ подчеркнуть, где нужно указать зависимые слова, то есть подчеркнуть причастный оборот.

2. Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с причастиями.

1) незамеченный - не замеченный

2) непокрашенный – не покрашенный

3) нерастаявший – не растаявший

4) неизбалованный – не избалованный

3. Физкультминутка.

Руки перед собой. Учитель говорит начало предложения, если не слитно- руки вверх, если раздельно - руки в стороны.

Если причастие без НЕ не употребляется, то оно пишется (руки вверх);

Если в предложении есть противопоставление с союзом а, то причастие пишется (руки в стороны);

Краткое причастие пишется (руки в стороны);

Если причастие не имеет зависимых слов, кроме наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени, то оно пишется (руки вверх);

Если причастие имеет зависимые слова, то оно пишется (руки в стороны).

4 . Задание с использованием регионального компонента

А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Объясните написание.

1.Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.

2.Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.

3.Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) скошенные луга.

4.Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

5. Игра "Дай задание", работа у доски.

Учитель: Один ученик выходит к доске и записывает свой собственный пример на правило, выделяет орфограмму, например, НЕ с краткими причастиями. Затем передает мел следующему ученику, задав другое правило, например, НЕ с противопоставлением и т.д., пока весь класс не поработает у доски. Одних и тех же учащихся вызывать нельзя, а вот правила могут повторяться, ребята должны сами придумать словосочетания. (Развивается речь и сообразительность, ребята взаимопроверяют друг друга. Те, кто не у доски, записывают примеры в тетрадь).

Пример: НЕ с одиночным причастием - Невыдуманная история, НЕ с противопоставлением - Не рассказанный анекдот, а прочитанный, НЕ с причастием, не употребляющимся без НЕ - негодующий человек, НЕ с кратким причастием - задание не выполнено, НЕ с причастным оборотом - не растаявший от солнца снег и т.д.

6. Занимательный материал. Г. Остер предлагает вашему вниманию детские приметы и суеверия.

Прочитайте предложения. Объясните орфограммы, встречающиеся в данных предложениях. Выпишите два – три понравившихся предложения, проверьте по образцу.

Вопрос: Чем интересны эти «детские примеры»? Чем они интересны для вас?

Григорий Остер - русский писатель, сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007).

Автор многих популярных произведений для детей, таких как: «Сказка с подробностями», «Папамамалогия», «Воспитание взрослых», «Бабушка удава», «Вредные советы», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее».

Он так же является автором сценария мультфильмов «38 попугаев», «Попался, который кусался», «Котёнок по имени Гав», «Обезьянки» и др., художественного фильма «До первой крови».

Г.Остер «Детские приметы и суеверия». Прочитайте. Чем интересны эти «детские приметы»? (В юмористической форме говорит о правилах поведения, нормахжизни). Объясните написание. Спишите 2-3 понравившихся предложения.

Проверим.

    Съевшего не мытые овощи постигнет тяжкая участь.

    Не стриженные ногти пр и водят к царапинам на друзьях.

    Не завязанные, а болтающиеся шнурки – предвес т ники разбитого носа.

    Не выученные уроки - к огорчению.

5)Не сказанная тобой глупость не уронит тебя в глазах товарищей.

7. Работа с текстом. Прочитайте. Определите стиль текста, тип речи.

Спишите, раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.

Взаимопроверка.

На берегу Лены

Горы ещё (не) освещённые солнцем выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор покрытых (не) проходимыми лесами проносились клочья тумана а внизу стояли (не) проницаемые сумерки. Река Лена ещё (не) скованная льдом мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер (не) прогнавший остатки ночного тумана забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки ещё (не) потерявших игл лиственниц. Первый луч ещё (не) взошедшего для нас солнца коснулся утёса.

(По И. Соколову-Микитову)

На берегу Лены

Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, ещё не скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки ещё не потерявших игл лиственниц. Первый луч ещё не взошедшего для нас солнца коснулся утёса.

(По И. Соколову-Микитову)

Выполним морфологический разбор причастия прогнавший

Прогнавший – причастие.

    Ветер (какой?) прогнавший.

    Н. ф. – прогнавший

Пост. – дейст., прош. вр., сов. вид; непост. – в им. пад, ед. ч., м. р.

    Ветер (какой?) прогнавший.

8. Контрольный тест. Самопроверка.

А1. В каком примере НЕ пишется раздельно?

А) (не)лепый поступок

Б) (не)опасное существо

В) (не) зависеть от родителей

Г) (не)выполненное задание

А 2. В каком примере НЕ пишется раздельно?

А) (не)замерзающий пруд

Б) (не)изученный материал

В) (не)годующий взгляд

Г) ещё (не)изученный материал

А 3. В каком примере НЕ пишется слитно?

А) стены были (не)окрашены

Б) (не)объяснимое явление

В) ещё (не) просохшая земля

Г) план до конца (не) продуман

А4. В каком примере НЕ пишется слитно?

А) (не)удачный день

Б) (не) успевающий по математике

В) давно (не)чищенные ботинки

Г) птица (не) поймана

А 5. В каком примере НЕ пишется раздельно?

А) (не)убранные игрушки

Б) (не) написанное письмо

В) (не)написанное, а напечатанное письмо

Г) (не)утихающий дождь

В1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (НЕ)МЕРКНУЩЕЙ с годами свежести, таинственности и величавости.
2) Дон в месте переправы далеко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около сорока метров.
3) По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (НЕ)БУДЕТ».
4) (НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ сильный восточный ветер поднял большие волны.

5) Бунин рисует в рассказе(НЕ)ОПРЕДЕЛЁННУЮ личность, а устоявшийся социальный тип.

___________________________

Ответы. Оценки

А1-В

А 2-Г

А3-Б

А4-А

А5-В

В1 непрекращавшийся

VII . Подведение итогов урока

Достигли мы поставленной в начале урока цели?

VIII . Дифференцированное домашнее задание.

    Упр. 155

    Выучить правило по таблице.

    Карточки. Продолжить текст, используя причастия с НЕ. (сильный уровень)

Примеры карточки.

Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания

Солнце (не)видимое уже за г..ризонтом освещает кусоч..к неба. Вот в небе заг..релись бл..стящие звёздочки. Их (не)унывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!

    Тест

IX . Рефлексия.

Учитель дает ученику лист с напечатанным текстом (лучше на цветном А-4). Нужно продолжить фразы.

Сегодня на уроке мы изучили тему…….

Я узнал(а)……….

Я научился (ась)…………

Для меня было сложным………

Мне понравилось …………..

Самоанализ открытого урока русского языка