» » Несгораемая библиотека царя ашшурбанипала. Создание библиотеки ашшурбанапала Изобретение пороха создание библиотеки ашшурбанипала

Несгораемая библиотека царя ашшурбанипала. Создание библиотеки ашшурбанапала Изобретение пороха создание библиотеки ашшурбанипала

Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала. Библиотеки мира.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.) , высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать.

По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек… ”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Финикия

Изобретение стекла

Легенда гласит, что однажды финикийский торговый корабль,который вёз груз соды, пристал к песчаному берегу.Купцы решили пообедать,развели огонь,достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным,сода,расплавившись, смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала стеклом. так Финикийцы поняли, что стекло можно сварить из соды,песка и ракушек (извести).



Пиратство

Но все богатства и умения сами по себе не могли защитить финикийцев от полного разорения завоевателями. В борьбе за выживание финикийцев прежде всего выручала торговля и торговый флот. Одними из первых финикийцы научились делать корабли, а торговать, как видно, умели всегда. Вывозя свои товары в дальние страны, финикийские купцы привозили несметные богатства в кладовые Тира, Библа, Сидона, Арада. Из этих богатств они платили дань иноземным владыкам и, более того, охотно предоставля

ли свой флот для торговли товарами завоевателей, служили посредниками в торговых сделках.

Прибегали к услугам финикийского флота и иноземные воители. Не имевшие своих кораблей ассирийцы не только торговали с помощью финикийских купцов, но и вели захватнические военные экспедиции на кораблях финикийского военного флота. Так, ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до н. э.)

опирался на финикийский флот при покорении Кипра.

Живые и богатые купцы-финикийцы были выгоднее покорителям их земель, чем пустые разрушенные города и сожженные корабли. А торговали финикийцы почти по всему Саргон II древнему миру все

возможными товарами. Кроме ливанского кедра, пурпурных тканей, изделий из металлов, стекла, финикийцы торговали вином, оливковым маслом и любым другим товаром, способным принести выгоду.

Торговали финикийцы и рабами. Больше того, за финикийскими моряками закрепилась недобрая слава охотников за людьми и пиратов. Заманивая на корабли доверчивых

жителей средиземноморских островков красивыми товарами, а то и нападая на чужие корабли, захватывали коварные финикийцы живой товар для работорговли. Они же первыми стали использовать труд рабов на галерах, приковывая рабов-гребцов к веслам. Такой человек не мог спастись при кораблекрушении, ведь он становился живым механизмом - придатком весла.



Но рабы в древнем мире за людей не считались.

Торговые корабли финикийцев бросали круглые, с дыркой для каната, камни-якоря в гаванях многих прибрежных портов Средиземного моря - в Египте, Греции, Испании, на Сицилии, Корсике и в Малой Азии. На дальних землях, там, где финикийские купцы подмечали особенно выгодные условия для торговли - местное население владело таким товаром, который выгодно было купить, чтобы потом продать в других странах или в самой Финикии, - они основывали долговременные торговые фактории. Торг в них велся круглый год без остановки. Порой особенно удачливые фактории становились городами. Из разных городов Финикии туда приплывали на кораблях переселенцы с семьями, обзаводились на новом месте хозяйством, возводили стены, строили храмы - возникала финикийская колония. Так, на приглянувшемся финикийцам месте промежуточной стоянки кораблей в Северной Африке, где финикийские моряки отдыхали, запасались водой

и чинили свои корабли по пути в далекую Иберию (так называлась раньше Испания), возник когда-то Новый город - впоследствии могучий Карфаген.

Занятие торговлей служило мощным стимулом развития финикийской культуры. Сложные расчеты, учеты проданных и купленных товаров, вынужденность общения с торговыми партнерами на удаленном расстоянии - все это способствовало созданию финикийцами собственной письменности, развитию математики. Необходимость ориентироваться по звездам и солнцу в дальних морских плаваниях привела к значительным достижениям финикийцев в астрономии. А о географии Земли, благодаря тем же плаваниям, финикийцы знали, наверное, лучше всех в мире. Ко всему прочему финикийцы изобрели деньги в том смысле, который мы вкладываем в это понятие.

Палестина

Почему распалось созданное Давидом единое израильско-иудейское царство?

Непосредственным поводом к распаду в 926 году до нашей эры общееврейского государства, созданного царем Давидом, стали безрассудные действия «скудного разумом» Ровоама, старшего сына и преемника царя Соломона, однако более глубокие причины этого распада обусловлены политикой его отца и деда. Еще со времен Давида, отдававшего явное предпочтение иудеям и вениаминитянам, остальные десять еврейских племен остро ощущали свою ущемленность, отдаленность от трона. То обстоятельство, что для царя Давида «слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян», однажды даже привело к попытке северных племен отделиться от него, быстро подавленной благодаря решительным действиям Иоава, главного военачальника Давида. Любовь Соломона к роскоши и грандиозным постройкам также накладывала тяжкое бремя на население Северной Палестины. После смерти Соломона представители северных племен не пришли в Иерусалим на коронацию нового царя, а вызвали Ровоама в Сихем, главный город ефремлян, «чтобы поставить его царем», и там заявили ему: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего, и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе». Пообещав сообщить свое решение через три дня, Ровоам обратился к своим советникам и получил от них две противоположные по сути рекомендации. Более опытные советники рекомендовали молодому царю хотя бы временно уступить требованию северян: «Если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут рабами на все дни». Однако советники помоложе, сверстники Ровоама, убеждали его, что только энергичный отпор попытке северных племен предъявить царю ультимативные требования может укрепить царскую власть и запугать недовольных. Ровоам опрометчиво последовал рекомендациям своих сверстников и объявил представителям северных племен: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». В ответ на эти роковые слова десять колен отложились от Ровоама и образовали Израильское царство, избрав своим царем Иеровоама.

Отныне власть Иерусалима признавали только иудеи и вениаминитяне, чье царство стали называть Иудейским.

Фонды

История создания

Основание библиотеки состоялось по приказу ассирийского правителя Ашшурбанипала, который отличался большим интересом к текстам и знаниям в целом. Предшественники Ашшурбанипала имели небольшие дворцовые библиотеки, но ни один из них не имел такой страсти к коллекционированию текстов. Ашшурбанипал отправлял многочисленных писцов в разные регионы своей страны, чтобы те изготавливали копии всех текстов, которые они встретят. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал у всех крупных храмовых архивов копии текстов, которые затем пересылались ему в Ниневию. Иногда, во время военных походов Ашшурбанипалу удавалось захватить целые клинописные библиотеки, которые он также доставлял в свой дворец.

Организация библиотеки

Библиотекари Ашшурбанипала проводили огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки, о чём свидетельствуют в том числе многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Сам Ашшурбанипал придавал большое значение упорядочению библиотеки. На каждой табличке было написано его имя (своеобразный экслибрис), в колофоне было приведено название оригинальной таблички, с которой была сделана копия. В библиотеке были сотни кодексов с вощеными страницами, что позволяло исправлять или переписывать текст, написанный на воске . В отличие от клинописных табличек (которые только закаляются во время пожаров), таблички из воска недолговечны. Они не сохранились, равно как и имевшиеся в библиотеке свитки - пергаментные и папирусные . Судя по древним каталогам, до наших дней дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов .

Значение

Такой увидел библиотеку в Ниневии художник XX века

Огромный массив клинописных текстов дошел до наших дней исключительно благодаря страсти Ашшурбанипала к писаному слову. Во многих случаях древние памятники месопотамской письменности сохранились только в копиях, выполненных по приказу этого правителя. Некоторые из представленных текстов имеют тысячелетнюю историю (хотя сами таблички не очень древние, в нормальных условиях они редко хранились более 200 лет).

Сам Ашшурбанипал гордился тем, что он был единственным ассирийским правителем, который умел читать и писать. На одной из табличек найдена его личная запись:

Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа , овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопным записями камне, которые являются уже совсем непонятными.

Записи самого Ашшурбанипала (вероятно, составленные лучшими писцами) отмечены высокими литературными качествами.

Дальнейшая история

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена, как обычно бывает в таких случаях, а оказалась погребённой под руинами тех дворцов, где хранилась.

При извлечении табличек из-под обломков тщательный учёт места их обнаружения не велся. В Британском музее обе части были помещены в общее хранилище, так что теперь невозможно судить, какие таблички где были найдены. Ученые до сих пор работают над сортировкой отдельных фрагментов («joints»), каталогизацией и дешифровкой текстов. Британский музей вместе с иракскими учеными работает над созданием музея-библиотеки в Ираке, где должны быть представлены репродукции оригинальных табличек.

Глиняные таблички из дворцовой библиотеки

Глиняная табличка с фрагментом мифа о Гильгамеше (Табличка N 11, на которой описывается история потопа ; сейчас табличка с другими находится в коллекции Британского музея .)

Табличка со списком синонимов. Британский музей.

См. также

  • Архив царей Мари

Примечания

Литература

  • Grayson, A.K. (1980). «The Chronology of the Reign of Ashurbanipal». Zeitschrift für Assyriologie 70 : 227–245.
  • Luckenbill Daniel David Ancient Records of Assyria and Babylonia: From Sargon to the End. - Chicago: University of Chicago Press, 1926. - Vol. 2.
  • Oates, J. (1965). «Assyrian Chronology, 631-612 B.C». Iraq 27 : 135–159.
  • Olmstead A.T. History of Assyria. - New York: Scribner, 1923.
  • Russell John Malcolm Sennacherib"s Palace without Rival at Nineveh. - Chicago: University of Chicago Press, 1991.
  • Klaas R. Veenhof: Geschichte des Alten Orients bis zur Zeit Alexanders des Großen , Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 2001, ISBN 3-525-51685-1
  • Elena Cassin, Jean Bottero, Jean Vercoutter (Hrsg.): Die Altorientalischen Reiche III. Das Ende des 2. Jahrtausends , Fischer, Frankfurt am Main (Fischer Weltgeschichte, Bd. 4) ISBN 3-89350-989-5
  • Maximilian Streck: «Assurbanipal und die letzten assyrischen Könige bis zum Untergange Niniveh’s», Hinrichs, Leipzig 1916

Фонды

История создания

Основание библиотеки состоялось по приказу ассирийского правителя Ашшурбанипала, который отличался большим интересом к текстам и знаниям в целом. Предшественники Ашшурбанипала имели небольшие дворцовые библиотеки, но ни один из них не имел такой страсти к коллекционированию текстов. Ашшурбанипал отправлял многочисленных писцов в разные регионы своей страны, чтобы те изготавливали копии всех текстов, которые они встретят. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал у всех крупных храмовых архивов копии текстов, которые затем пересылались ему в Ниневию. Иногда, во время военных походов Ашшурбанипалу удавалось захватить целые клинописные библиотеки, которые он также доставлял в свой дворец.

Организация библиотеки

Библиотекари Ашшурбанипала проводили огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки, о чём свидетельствуют в том числе многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Сам Ашшурбанипал придавал большое значение упорядочению библиотеки. На каждой табличке было написано его имя (своеобразный экслибрис), в колофоне было приведено название оригинальной таблички, с которой была сделана копия. В библиотеке были сотни кодексов с вощеными страницами, что позволяло исправлять или переписывать текст, написанный на воске . В отличие от клинописных табличек (которые только закаляются во время пожаров), таблички из воска недолговечны. Они не сохранились, равно как и имевшиеся в библиотеке свитки - пергаментные и папирусные . Судя по древним каталогам, до наших дней дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов .

Значение

Такой увидел библиотеку в Ниневии художник XX века

Огромный массив клинописных текстов дошел до наших дней исключительно благодаря страсти Ашшурбанипала к писаному слову. Во многих случаях древние памятники месопотамской письменности сохранились только в копиях, выполненных по приказу этого правителя. Некоторые из представленных текстов имеют тысячелетнюю историю (хотя сами таблички не очень древние, в нормальных условиях они редко хранились более 200 лет).

Сам Ашшурбанипал гордился тем, что он был единственным ассирийским правителем, который умел читать и писать. На одной из табличек найдена его личная запись:

Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа , овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопным записями камне, которые являются уже совсем непонятными.

Записи самого Ашшурбанипала (вероятно, составленные лучшими писцами) отмечены высокими литературными качествами.

Дальнейшая история

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена, как обычно бывает в таких случаях, а оказалась погребённой под руинами тех дворцов, где хранилась.

При извлечении табличек из-под обломков тщательный учёт места их обнаружения не велся. В Британском музее обе части были помещены в общее хранилище, так что теперь невозможно судить, какие таблички где были найдены. Ученые до сих пор работают над сортировкой отдельных фрагментов («joints»), каталогизацией и дешифровкой текстов. Британский музей вместе с иракскими учеными работает над созданием музея-библиотеки в Ираке, где должны быть представлены репродукции оригинальных табличек.

Глиняные таблички из дворцовой библиотеки

Глиняная табличка с фрагментом мифа о Гильгамеше (Табличка N 11, на которой описывается история потопа ; сейчас табличка с другими находится в коллекции Британского музея .)

Табличка со списком синонимов. Британский музей.

См. также

  • Архив царей Мари

Примечания

Литература

  • Grayson, A.K. (1980). «The Chronology of the Reign of Ashurbanipal». Zeitschrift für Assyriologie 70 : 227–245.
  • Luckenbill Daniel David Ancient Records of Assyria and Babylonia: From Sargon to the End. - Chicago: University of Chicago Press, 1926. - Vol. 2.
  • Oates, J. (1965). «Assyrian Chronology, 631-612 B.C». Iraq 27 : 135–159.
  • Olmstead A.T. History of Assyria. - New York: Scribner, 1923.
  • Russell John Malcolm Sennacherib"s Palace without Rival at Nineveh. - Chicago: University of Chicago Press, 1991.
  • Klaas R. Veenhof: Geschichte des Alten Orients bis zur Zeit Alexanders des Großen , Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 2001, ISBN 3-525-51685-1
  • Elena Cassin, Jean Bottero, Jean Vercoutter (Hrsg.): Die Altorientalischen Reiche III. Das Ende des 2. Jahrtausends , Fischer, Frankfurt am Main (Fischer Weltgeschichte, Bd. 4) ISBN 3-89350-989-5
  • Maximilian Streck: «Assurbanipal und die letzten assyrischen Könige bis zum Untergange Niniveh’s», Hinrichs, Leipzig 1916

В 1846 году несостоявшийся английский юрист Г. Лэйярд сбежал из холодного Лондона на Восток, куда его всегда манили жаркие страны и погребенные под землей города. Он не был ни историком, ни археологом, но именно здесь ему чрезвычайно повезло. Г. Лэйярд наткнулся на столицу Ассирийского царства — город Ниневию , о которой европейцы давно знали из Библии, и которая почти три тысячи лет ждала своего открытия.

Ниневия была царской резиденцией почти девяносто лет и своего расцвета достигла при царе Ашшурбанипале , который правил в 669—633 годы до нашей эры . Во время правления Ашшурбанипала «вся земля была мирным домом», войн почти не было, и свободное время Ашшурбанипал посвящал своей библиотеке, которую он собирал с большой любовью, систематически и со знанием древнего «библиотечного дела».

Того, кто посмеет унести эти таблицы...
пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит,
а имя его и его наследников пусть
Будет предано забвению в этой Стране...

Столь грозное предупреждение, по замыслу царя Ашшурбанипала, должно было повергнуть в страх и трепет всякого, кто только помыслит о похищении книг из Ниневийской библиотеки. Никто из подданных царя, конечно же, не осмелился...

Но в 1854 году в библиотеку Ашшурбанипала проник Ормузд, преступивший законы древней Ассирии ради спасения ее в памяти человечества. И если первооткрывателем Ниневии был Г. Лэйярд, случайно обнаруживший несколько табличек из Ниневийской библиотеки, то саму библиотеку раскопал именно Ормузд, один из первых археологов — представителей коренного населения страны.

Среди развалин дворца Ашшурбанипала он обнаружил несколько комнат, в которые, казалось, кто-то нарочно свалил тысячи клинописных табличек. Впоследствии ученые подсчитали, что в библиотеке хранилось около 30 000 тысяч «глиняных книг». Во время пожара, когда впоследствии город умирал под ударами мидийских и вавилонских воинов, в губительном для Ниневии огне «глиняные книги» прошли обжиг, закалились и, таким образом, сохранились. Но, к сожалению, многие разбились.

Ормузд Рассам тщательно упаковал «глиняные книги» в ящики и отправил их в Лондон, но еще тридцать лет понадобилось ученым, чтобы изучить их и перевести на современный язык.

Библиотека царя Ашшурбанипала хранила на глиняных страницах своих книг почти все, чем были богаты культуры Шумера и Аккада. «Глиняные книги» рассказали миру, что мудрые математики Вавилона не ограничились четырьмя арифметическими действиями. Они легко вычисляли проценты, умели измерять площадь разнообразных геометрических фигур, существовала у них сложная таблица умножения, они знали возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня. Наша семидневная неделя тоже родилась в Междуречье, там же была заложена и основа современной науки о строении и развитии небесных тел.

Ассирийцы по праву могли бы претендовать на звание первопечатников, ведь сколько царских указов, государственных и хозяйственных документов нужно было писать и переписывать, прежде чем рассылать их во все концы Ассирийской державы! И чтобы делать это быстро, ассирийцы вырезали на деревянной доске нужные надписи, делали с нее оттиски на глиняных табличках. Чем такая доска не печатный станок?

В Ниневийской библиотеке книги хранились в строгом порядке. Внизу каждой таблички указывалось полное название книги, а рядом — номер страницы. Кроме того, во многих табличках каждая последняя строка предыдущей страницы повторялась в начале следующей.

Имелся в библиотеке и каталог, в котором записывали название, количество строк, отрасль знаний — отдела, к которому принадлежала книга. Найти нужную книгу не составляло труда: к каждой полке прикреплялась небольшая глиняная бирка с названием отдела — совсем как в современных библиотеках.

Здесь были исторические тексты, свитки законов, медицинские справочники, описания путешествий, словари со списками шумерских слоговых знаков и грамматических форм и даже словари иностранных слов, так как Ассирия была связана чуть ли не со всеми странами Передней Азии.

Все книги Ниневийской библиотеки были написаны на глиняных таблетках (таблицах), сделанных из глины самого высокого качества. Сначала глину долго месили, а потом делали из нее брикеты размером 32 х 22 сантиметра и толщиной в 2,5 сантиметра. Когда таблетка была готова, писец треугольной железной палочкой писал по сырой таблетке.

Часть книг в Ниневийскую библиотеку была привезена из побежденных Ассирией стран, часть покупали в храмах других городов или у частных лиц. С тех пор как появились книги, появились и книголюбы. Сам Ашшурбанипал был рьяным коллекционером, и это не случайно.

Ашшурбанипал — редкий случай среди царей Древнего Востока — был образованнейшим человеком для своего времени. Его отец Асаргаддон предполагал сделать сына верховным жрецом, поэтому юный Ашшурбанипал изучал все науки того времени. Любовь к книгам Ашшурбанипал сохранил до конца жизни, поэтому и отвел несколько комнат на втором этаже своего дворца под библиотеку.

Выполни задание:
Значение БИБЛИОТЕК в истории мировой культуры огромно. «Дома табличек», «приюты разума», «аптеки для души», «дома мудрости», «книгохранительные палаты», «храмы литературы» - так называли в разные времена и в разных странах библиотеки.

Какое определение тебе нравится больше всего? Попробуй предложить свое собственное.

Подумай.
Зачем на библиотечных книгах ставят штамп (печать)?

Прочитай книгу:
Липин Б., Белов А. Глиняные книги. - М.- Л., 1952.
Составь рассказ о том, что удалось узнать ученым о жизни жителей Ассирии.
В одном из залов роскошного дворца, стены которого были украшены скульптурными сценами царской охоты на львов, была найдена большая часть библиотеки. Мы можем представить, как посетители библиотеки читали здесь эти необычные книги.

Вместо привычного для нас шелеста страниц, в этих стенах раздавался легкий стук глиняных табличек.

Попробуй представить и нарисовать помещение библиотеки царя Ашшурбанипала.

Недаром говорят, что наибольшую ценность на сегодняшний день имеет информация. Имея нужные сведения, человек может сделать все что угодно. Знали об этом и наши предки. Созданные тысячелетия назад глиняные книги доказывают, что они старались зафиксировать на них все мало-мальски ценное.

Кстати, а что такое глиняные книги? Если вы не знаете ответа на этот вопрос, предлагаем вам прочесть эту статью. В ней вы найдете ответы на все свои вопросы из данной области.

Историческая справка

На сегодняшний день ученые считают, что наиболее древней человеческой цивилизацией, которая достигла небывалого для своих времен расцвета, была Месопотамия. Она зародилась приблизительно за семь тысячелетий до Рождества Христова в удивительно удачно выбранном месте, в долине слияния великих рек - Тигра и Евфрата. Именно эту землю населяли удивительные и загадочные шумеры, которые сами себя называли «народом черноголовых».

Информационный прорыв

Шумеры известны как древнейшие астрономы. Именно астрономы, а не астрологи, что позволяет считать их древнейшими учеными нашего мира. Их выдающимся изобретением стала клинопись. Это система письма, знаки в которой напоминали обычные черточки, клинья. За счет этого их азбучная система и получила свое необычное название.

В те века единственным доступным материалом для письма была глина. Конечно, что-то могли записать на коже. Но! Во-первых, выделанная кожа - штука недешевая даже по сегодняшним меркам. Во-вторых, люди прекрасно понимали, что кожаный свиток не переживет пожара, нашествия грызунов или дождливого периода. Особенно беспокоились по этому поводу сборщики налогов, ростовщики, лекари… Словом, все те люди, работа которых напрямую зависела от сохранности получаемой ими информации. Но что такое глиняные книги? Конечно, данных на их поверхности намного меньше…

Техническая информация

Фактически это обожженные глиняные таблички, на поверхность которых писцы наносили информацию еще до того, как засунуть мягкую заготовку в печь. Современные кирпичи, на поверхности которых есть клейма завода-изготовителя, по сути - те же самые «книги».

Первые «носители информации» этого типа были созданы еще за четыре тысячи лет до начала нашей эры. Форма и размер этих «книг» были самыми разными. Были плоские, выпуклые, овальные и квадратные «книги»... Одни из них были размером с обычный блокнот, зато диагональ других была больше 45 сантиметров! Вот что такое глиняные книги.

Как создавались такие книги?

Технология была простой, даже очень: сначала писец клал подготовленную и сформированную заготовку на твердую и ровную поверхность, а затем, вооружившись заостренной палочкой, начинал выдавливать на табличке символы клинописного алфавита. Свою «ручку» древний писец держал приблизительно тем же способом, каким мы сегодня удерживаем в руке карандаш. Посмотрите на детей, которые играют, что-то пытаясь написать в песочнице: фактически они уподобляются древним мастерам.

Чтобы обеспечить ровность и параллельность наносимых на глину символов, перед началом работы табличку частенько размечали при помощи туго натянутой нитки. Частенько писец заполнял не только обе стороны книги, но даже умудрялся наносить информацию на ее торцы. Древние «офисные служащие» обжигали готовый документ в печи. Впрочем, частенько маловажные «бумаги» просто сушили на солнце. Если по каким-то причинам писарь не успевал закончить свою работу в один прием, он заворачивал заготовку в мокрую тряпку.

Как люди ориентировались в множестве табличек?

Компактным видом письма не была. Естественно, что для создания мало-мальски обширного сборника указов, перечня товаров или чего-то подобного уходили десятки, если не сотни, табличек из глины. Как же было устроено «содержание» таких книг? Ведь интуитивно понятного поиска тогда не было!?

Среднестатистическая шумерская книга и в самом деле состояла из десятков обожженных табличек. Из положения выходили просто - под последним символом на странице ставили глубокую поперечную черту, а под ней писали номер книги, в которой находится продолжение этого текста. Названия же часто бывали сформированы из их первых слов. Не правда ли, напоминает вариант сохранения документа по умолчанию в том же Microsoft Word?

Вот мы и узнали, что такое глиняные книги. А где же хранилось все это богатство Древнего мира? Как и в настоящее время, для этих целей существовали библиотеки. Так что профессия библиотекаря - одна из наиболее древних и уважаемых в мире.

Древние библиотеки

Все это чрезвычайно важно… Но где находилась библиотека глиняных книг? Та, которая была первой в истории человечества?

В далеком уже 1841 году столицу Франции потрясло переданное по телеграфу сообщение из Аравии: «Полагаю, что мной открыты древнейшие сооружения. Возможно, их можно с полным на то основанием отнести ко времени расцвета Ниневии». Человеком, отправившим сообщение, был Поль-Эмиль Ботта. Ему Азиатское общество Франции поручило открыть библейскую Ниневию. Как ни странно, но он смог это сделать, и первая библиотека глиняных книг вновь стала доступна человечеству.

Всего лишь через несколько часов все крупнейшие газеты того времени пестрели сенсационными заголовками, сообщая о величайшем И для такого ажиотажа были все основания: как-никак, но до того дня официальная наука не располагала никакими данными, которые хоть на сколько-то уходили бы от времен древнеегипетских пирамид. Среди находок Ботта была и библиотека глиняных книг. Город Ниневия не только доказал свою реальность, но и обогатил человечество ценнейшими сведениями, которые содержались на «страницах» уникальных глиняных табличек.

Библиотека Ассирии

В 1852 году один из величайших археологов своего времени, Генри Остин Лэйард, тоже удивил весь мир уникальным открытием. Он смог откопать дворец последнего царя Ассирии Ашшурбанипала, который современники уважительно называли «Дом наставлений и советов». Именно там находилась величайшая интеллектуальная ценность тех времен - великая библиотека глиняных книг, которую цари Ассирии собирали на протяжении всего своего царствования.

Исторический парадокс: почти три десятка лет ценнейшие письменные памятники давно ушедших веков вповалку валялись в подвалах Британского музея. И только после того как были сделаны первые шаги в расшифровке письменности древних народов, историки наконец-то поняли, насколько ценное (да что там, бесценное!) сокровище бесцельно собирает пыль в хранилищах… С тех пор началась планомерная расшифровка всех найденных книг.

Великие достижения Ашшурбанипала

Более трех тысячелетий отделяют нас от того момента, когда последний царь воинственного народа продиктовал своему безвестному писцу слова, которые дошли до нашего времени из самой глубины веков. Он говорит, что повелел выбить на камне письмена, произведения словесного искусства, которые не изучали и не читали его предшественники. Царь отмечал, как он гордится своим умением читать и своим повелением поделить библиотеку на разделы.

Кстати, а какова была организация библиотеки глиняных книг? В принципе, она мало чем отличалась от современной. Конечно, подразделения по жанрам не было, но книги точно так же рассортировывались по авторам, странам и т. д. Все письменные источники размещались на огромных стеллажах. Библиотекой заведовали смотрители. Вот где находилась библиотека глиняных книг, которую первой открыла современная цивилизация.

Нужно сказать, что сохранилось от нее не так уж и много. Большая часть книг к тому времени была разбита на отдельные черепки, так что расшифровка идет до сих пор.

Великое книгохранилище

Нужно сказать, что имя Ашшурбанипала не зря пережило тысячелетия. Дело в том, что царь показал себя на редкость талантливым организатором, умным политиком и человеком, которому действительно были интересны культура и науки. Думается, что в то сложное для Ассирии время другой государь вряд ли бы нашел время для такого занятия.

Он приложил поистине титанические усилия для того, чтобы в его государстве появилась лучшая на то время библиотека глиняных книг. Город Ниневия стал научным и культурным центром не только Ассирии, но и всех существовавших тогда стран. Он издал специальный указ, согласно которому по стране начали разъезжать сотни писцов, отыскивая все имеющиеся образцы словесного искусства. Находя таковые, они их в точности копировали и отправляли в столицу на хранение. Вот как библиотека глиняных книг в Ниневии получила свой бесценный книжный фонд.

Сюда попадали точные копии текстов, в незапамятные времена написанных в Египте и самой Ассирии, в Вавилоне и Аккаде. Когда библиотека была обнаружена Ботта, в ней оставалось около 20 000 плиток. Современные ученые, которые проанализировали сохранившиеся данные, глубоко сокрушаются: скорее всего, изначально в запасниках этого хранилища было минимум 100 000 текстов! Увы, но все они наверняка потеряны для нашей цивилизации навсегда. Знаменитая библиотека глиняных книг оказалась бессильна перед всесокрушающей силой времени.

Наиболее ценные образчики из древнего хранилища

Вскоре стало понятно, что ассирийцы и вавилоняне прекрасно знали математику. Уже за два тысячелетия до начала нашей эры их ученые умели решать очень сложные геометрические задачи. В принципе, знаменитые без таких расчетов создать было бы нереально, так что ученые лишь утвердились в своих догадках.

Куда большую ценность представляли сочинения по астрономии. Многие из них были написаны едва ли не за полтора тысячелетия до времен Ашшурбанипала. Ценность этих книг в том, что по ним легко можно было отследить развитие астрономической науки с древнейших времен. Оказалось, что зиккураты, которые воспеты многими фантастами современности, были первыми в мире обсерваториями. Из года в год жрецы вели с них наблюдения за движением небесных тел, накапливая бесценные знания. Их с величайшим трепетом заносили в глиняные книги, фото которых есть в статье.

Древние календари

Согласно сведениям, которые ученые получили из жители Ассирии и Вавилона умели предсказывать лунные и солнечные затмения, в совершенстве знали орбиты всех небесных тел, которые можно было разглядеть невооруженным взглядом. Планеты от звезд в те далекие времена они также уже научились отличать. Сохранилось немало таблиц с вычислениями межзвездных расстояний. Как ни удивительно, но многие из них довольно-таки точны. Об этом не так давно написал даже известный казахский писатель Сулейменов. «Глиняная книга», его последнее произведение, повествует как раз о тех давних временах.

На основании многовековых наблюдений за Луной и Солнцем жрецы составили свой календарь. Он был невероятно ценен для тех времен, так как позволял узнавать время начала сева и уборки сельскохозяйственных культур. Неудивительно, что астрономы Ассирии и Вавилона пользовались таким уважением и почетом в Древнем мире.

Географические познания древних

Весьма заинтересовали историков древние «географические атласы», также найденные среди сохранившихся книг. Хоть карты и были весьма примитивными, по ним вполне можно было узнать очертания земель от Египта до Урарту. У ассирийцев оказались даже самые настоящие справочники по географии, в которых указывались названия стран, их столиц, названия рек и крупных географических областей. Впрочем, об устройстве окружающего мира они знали очень мало, в основном руководствуясь фантастическими теориями.

Так, глиняные по географии рассматривали наш мир в качестве центра всего сущего. Впрочем, практически те же мысли были у ученых средних веков, так что удивляться тут нечему.

Медицинская отрасль

Еще лучше это оказалось заметно по сохранившимся медицинским трактатам. Цивилизации ассирийцев и вавилонян все еще верили, что болезни вызываются исключительно злыми духами. В книгах приводилось немало заклинаний для изгнания последних. Историки нашли даже мнение авторитетного целителя тех времен, который сообщал о необходимости вылепить из глины изображение того демона, который терзает тело больного. После этого куклу настоятельно советовалось уничтожить.

Как ни странно, но в таких условиях достигла поразительных высот хирургия. Так, медицинские книги на глиняных дощечках рассматривают даже весьма непростые (в том числе по современным меркам) полостные операции. Впрочем, таких высот ассирийцы достигли не во всем: так, в работах медиков того периода сердце рассматривалось в качестве «хранилища души», а о роли мозга люди вообще ничего не подозревали.