» » Правила создания портфолио. Как сделать портфолио для начальных классов

Правила создания портфолио. Как сделать портфолио для начальных классов

Портфолио школьника выступает современным вариантом оценки личностных качеств ребенка по стандартам ФГОС. Заполнение разделов помогает сформировать привычку фиксировать личные успехи и достижения. Оценка возможностей школьника дает ориентацию на самодисциплину и самосовершенствование в будущем. Создание портфолио - совместная работа родителей и учеников.

Что такое портфолио ученика

Школьным портфолио называют папку, в которой содержится информация о личности, интересах, активности, достижениях и успехах ребенка в образовательном учреждении и вне него. Этот документ отражает умения и способности учащихся. В папку дополнительно включены сведения о близких и семейных устоях.

Для чего нужно

Уже в детском саду дети посещают развивающие центры, кружки, спортивные секции и прочее. Основная цель таких дополнительных занятий - обучить ребенка основам грамоты, чтения и счета.

К первому классу дети имеют характерный уровень знаний и умений и уже в начальной школе достигают первых успехов, которые должны быть отмечены.

Портфолио выступает своеобразным архивом, отражающим становление и развитие личности ребенка.

Часто детям нравится пересматривать документ, наблюдать за собственными достижениями. Это формирует стимул к саморазвитию, желание к движению вперед.

Готовые портфолио выступают документами для учителя, которые уведомляют преподавателя о личности воспитанника, его способностях. Данные портфолио используются для итоговой аттестации ученика, учитываются при поступлении в другие образовательные учреждения.

Как составить: разделы с примерами

Залог правильного оформления - сохранение разработанной структуры. В процессе учебы портфолио постоянно пополняется новой информацией. Правильное построение документа позволяет составлять представление о навыках обучающихся, видеть закономерности и особенности развития личности.

Установленных правил, как должно выглядеть портфолио, нет. Однако присутствуют некоторые рекомендации к структуре документа. При этом целесообразно освещать только те разделы, которые подходят конкретному ученику. Можно совмещать несколько глав, дополнять.

Титульный лист

На титульнике указываются основные данные об ученике или ученицы: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место проживания, контактные телефоны. На главной странице должно размещаться личное фото воспитанника. Важным моментом является самостоятельный выбор фотографии учащимся.

Автобиография

В автобиографии описывается жизненный путь человека до поступления в образовательное учреждение. Пишется краткое жизнеописание на бумажном листе формата А4 в свободной форме от первого лица. Все сведения излагаются в строго хронологическом порядке.

Основные моменты, как пишется автобиография:

  • Посередине листа печатными буквами указывается название документа «АВТОБИОГРАФИЯ», затем ниже следует основной текст.
  • Текст начинается с персонального представления: «Я, ФИО, дата и место рождения». К примеру: «Я, Иванов Сергей Павлович, родился 12.12.2011 года в городе Чехов Московской области».
  • Затем указывается точный адрес проживания по прописке и фактический.
  • После перечисляются члены семьи с указанием даты рождения, адреса проживания, места учебы/работы. Дополнительно прописываются контактные домашние/рабочие телефоны.
  • Отмечается название детского сада и дата его окончания.
  • Прописываются основные интересы и умения школьника: хобби, уровень владения персональным компьютером, знание иностранных языков и другое.

В конце автобиографии в обязательном порядке ставится дата заполнения и личная подпись.

Для ребенка, идущего в 1 класс, писать автобиографию необязательно. Начиная со 2 класса, школьник может самостоятельно написать о себе.

Мой портрет

Раздел «Мой портрет» состоит из любой информации о воспитаннике, которую хочется непосредственно отразить в документе.

Например, писать о себе можно с расшифровки значения имени ребенка. Дополнительно вносятся данные об особенностях характера, темпераменте, лучших качествах и недостатках школьника. Краткий рассказ поможет учителю подобрать правильные приемы для адаптации к учебному процессу.

В этом разделе расписывается режим дня, можно рассказать о семейных традициях и устоях. Портрет смотрится эффектно, если составить генеалогическое дерево членов семьи.

Пример

Меня зовут Сергей, что в переводе с греческого означает «ясный». Имя мне дал папа в честь дедушки. По характеру я спокойный, но иногда злюсь без причины. Мне не нравится, когда на меня громко кричат. У меня большая семья, много родных и двоюродных братьев и сестер.

Мои достижения

Материалы данного блока позволяют учителю выстроить рейтинг достижений, индивидуальных результатов, а также отследить динамику изменения учебных результатов.

Пример

В ноябре 2017 года я занял призовое место на городской олимпиаде по русскому языку/участвовал в областном семинаре по биологии/ в тематической викторине, посвященной Международному Дню защиты детей.

Мои впечатления

В разделе размещаются личные впечатления школьника после посещения выставок, музеев, школьных мероприятий, походов, экскурсий, театральных представлений. Дополнительно прилагаются фотографии, сделанные в местах посещения.

Пример

В октябре я посетил театральное представление «Гадкий утенок» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. Спектакль мне понравился, было интересно… Особенно впечатлил эпизод… Он учит…

Мои интересы и увлечения

В этом разделе рассказывается, что нравится делать ребенку в свободное от школьных занятий время. Здесь перечисляются кружки, спортивные секции и развивающие центры, которые посещает школьник.

Пример

Каждую неделю по вторникам и пятницам я посещаю танцевальный кружок в развивающем центре… Мой преподаватель (перечислить достоинства). Он учит детей… Он для меня пример грации и мастерства. Я люблю танцевать и с радостью посещаю занятия.

Моя семья

В этом блоке воспитанник самостоятельно пишет о своей семье. При желании можно рассказать о каждом ее представителе. В эту рубрику рекомендуется приложить родословную и фотографии.

Пример

Состав моей семьи: мама Виктория, папа Олег, бабушка Зинаида, дедушка Александр, брат Кирилл и сестра Елизавета… Мама работает парикмахером, она добрая и внимательная, занимается и играет со мной. Папа трудится на заводе, он любит свою работу, и она отнимает у него много времени. В свободное время я люблю бороться с ним, играть в футбол. Мой брат Кирилл очень умный, он мне помогает во всех делах, мы вместе посещаем секцию карате…

Общественная деятельность

Раздел включает описание мероприятий, в которых участвовал ребенок:

  • выступление на празднике;
  • оформление класса, стенгазеты;
  • участие в выставке;
  • чтение стихотворений на утреннике.

Дополнительно событие анализируется воспитанником, дается оценка личным эмоциям, впечатлениям.

Пример

Я спортсмен и активно участвую в мероприятиях, которые проводятся в школе. Недавно я играл в сборной школы по футболу, и мне понравилось. Ребята стремились к победе и очень переживали за результат. Когда жюри подвело итоги, и команда выиграла, все радовались и обнимали друг друга…

Мои друзья

В этом разделе ребенок самостоятельно описывает друзей, приводит информацию об их увлечениях и интересах. Дополнительно размещаются фотографии сверстников, отмечаются запоминающиеся моменты.

Пример

Я дружу с Олей и Сашей. Мы общаемся с Олей с детского сада, а с Сашей познакомились на подготовительных курсах к школе. Ребята приходят ко мне домой и меня зовут в гости. Мы любим веселиться, играть в прятки, ляпы, компьютер.

Моя школа

В блоке «Моя школа» воспитанник указывает адрес образовательного учреждения, контактные телефоны администрации; фамилию, имя, отчество директора, год начала учебы. Дополнительно наклеивают фото средней школы.

Полезно нарисовать схему-маршрут от дома до школы с обязательным указанием опасных мест: пересечением дорог, размещением светофоров, искусственных неровностей («лежачих полицейских»). Совместная работа с родителями над картинкой поможет запомнить детям безопасный путь от дома до школы.

Пример

Я учусь в средней школе города Чехов Московской области, которая находится по адресу (указать). Контактные телефоны образовательного учреждения (указать). Я учусь с 2015 года…

Мой класс

В этом разделе указывается номер учебного класса, буква, приклеивается фотография и приводится описание мини-формата о жизни класса.

Пример

Я учусь в 3 Б классе. В классе 25 человек, 15 девочек и 10 мальчиков. Моя учительница - Мария Васильевна Иванова. Она интересно рассказывает материал, играет с нами, придумывает совместные мероприятия, не ругается и не кричит. Наш класс дружный. А когда кто-нибудь ссорится или дерется, Мария Васильевна помогает разобраться и помириться.

Мой мир

В раздел вносится информация о личных увлечениях, понравившихся художественных произведениях, любимых друзьях, домашних питомцах, игрушках учащегося. В этом блоке уместно рассказать о досуге малыша с описанием мест, которые он посещает. Отметить, что понравилось или нет.

Пример

Летом я прочел сборник произведений Антона Павловича Чехова. Мне понравились юмористические рассказы, и я по ним сделал проект для школы. В августе я посетил аквапарк и научился плавать. Дома меня всегда ждет мой любимый кот Фред. Он проказник и забияка, но очень меня любит и я его тоже.

Мой город

В блоке рассказывают о своей малой родине, родном городе. Целесообразно описать достопримечательности, музеи, любимые места. Раздел рассказывает о районе проживания, его особенностях, чем нравится ребенку.

Пример

Я живу в городе Екатеринбург. Он красивый, современный, здесь много торговых центров, развлекательных мест. Достопримечательности и музеи города включают краеведческий музей, живой природы, изобразительного искусства (перечислить).Особенно мне нравится памятник «Черный тюльпан», посвященный солдатам, погибшим в Афганистане и Чечне.

Моя учеба

Раздел отражает динамику учебной успеваемости, начиная с первоклассника до 4 класса начальной школы. Дети к 1 классу знают буквы и цифры, читают по слогам.

Информация об учебе помогает преподавателю правильно распределить нагрузку, чтобы избежать чрезмерного перенапряжения воспитанника. Ребенок может указать любимые предметы, описать, в каких он легко разбирается,а что получается с трудом.

Анализ успеваемости после окончания начальной школы показывает способности ученика, степень его подготовки к дальнейшей учебе.

Пример

Образец написания для учащегося 5 класса: Мне нравятся предметы: литература, русский язык, физкультура. С трудом дается математика, потому что я считаю себя гуманитарием. Но учебную программу я усвоил. За прошлый год по математике я получил оценку «4».

Мое творчество

В блок включаются сведения, какие секции, кружки и развивающие занятия посещает ребенок. Отмечают достижения ребенка, участие в выставках, мероприятиях, соревнованиях. Целесообразно приложить образцы работ.

Пример

Я посещаю вокальный кружок в центре «Раннее развитие». Мы учим песни различных музыкальных направлений, участвуем в выступлениях. Недавно я выступала на концерте для малышей в детском саду.

Мои жизненные планы

Блок «заполняется учеником 5-7 класса. Раздел включает в себя описание будущих стремлений и планов и составляется в свободной форме.

Пример

Когда закончу школу, я поступлю в Педагогический Университет. Я мечтаю стать учителем английского языка, потому что люблю этот предмет. Еще я хочу выучиться на переводчика иностранных текстов, фильмов, музыки.

Мой первый учитель

В разделе «Мой первый учитель» указывают данные о преподавателе: фамилию, имя, отчество. Делается краткое описание профессиональных качеств учителя. Можно расписать запоминающиеся моменты, связанные с ним и наклеить фотографию.

Пример

Моя первая учительница - Иванова Лариса Петровна. Я не забуду тот момент, когда пришел в первый класс. Лариса Петровна помогла мне справиться с учебой, научила писать и читать. Я постоянно буду вспоминать и навещать ее в старших классах…

Как правильно оформить

Установленных стандартов или шаблонов, как оформлять школьное портфолио, нет. Однако присутствуют рекомендации, как делать schoolформат:

  • Персональный дневник печатают в ворде в виде электронного документа, который впоследствии распечатывают.
  • Требуется аккуратное оформление в одном стиле (размер, шрифт, отступ, межстрочный интервал).
  • Разделы портфолио не нумеруются.
  • К документу прилагаются грамоты, дипломы и прочие свидетельства, подтверждающие достижения школьника.

Портфолио для мальчика можно красиво оформить по мотивам любимого мультфильма или кино («Щенячий патруль», «Простоквашино», «Человек-Паук») а для девочек - использовать странички-заготовки с принцессами.

Однако важно учесть, что с возрастом увлечения ребенка меняются, и он потеряет интерес к первоначальному варианту. Поэтому целесообразно оформить документ в нейтральном стиле.

Заполнить портфолио - это значит собрать информацию о школьнике, которая пригодится в учебном процессе. Впоследствии оно станет семейной реликвией. Заполненная анкета поможет ребенку в выборе будущей профессии, научит оценивать собственные знания, стремиться и достигать поставленных целей.

Вот и до нас дошел очередной эксперимент министерства образования. На родительских собраниях в школе учителя поставили родителей в известность, что для каждого школьника должен быть создан портфолио ученика начальной школы .

Озадаченные родители стали задавать учителям массу вопросов. Что представляет собой портфолио ученика , как сделать его? Каким оно должно быть? Что должно входить в портфолио? Зачем нужно портфолио для начальных классов ?

После родительского собрания, я встретила знакомых, у которых дети учатся в другой школе и узнала, что их тоже обрадовали данным нововведением. Но в их школе решили поступить проще, они заказали готовое портфолио для школьника на все классы начальной школы. Портфолио им выдали на родительском собрании, дома они заполнили странички и сдали учителю.

Чтоб облегчить участь родителей нашего класса и свою, я вышла с предложением к учителю по поводу приобретения готовых школьных портфолио в той школе, где учиться мой ребёнок. Но, как оказалось составление портфолио – это творческий процесс, который помогает ребенку раскрыть свои творческие способности, а также провести самоанализ своей школьной жизни за определенный промежуток. Мотивирует ребенка принимать участие в учебной деятельности и творческой работе. Повышает самооценку и уверенность в своих возможностях. Поэтому готовые школьные портфолио не приветствуются.
Тогда я приступила к изучению информации… Пробороздив просторы интернета, стало понятно, что пока единого стандарта для оформления портфолио нет.

Пройдя этот сложный путь, мне хотелось бы помочь другим родителям, которые только столкнулись с вопросом КАК СДЕЛАТЬ ПОРТФОЛИО ШКОЛЬНИКА.

Итак, что нужно для портфолио:

1. папка-регистратор
2. файлы… нет, не правильно, мнооого файлов
3. бумага А4
4. цветные карандаши (для выполнения рисунков ребенком)
5. принтер
6. ну и, конечно же, терпение и время

Задача родителей - помочь детям составить портфолио. Подсказать, КАК СДЕЛАТЬ ПОРТФОЛИО ШКОЛЬНИКА, как правильно заполнить разделы, выбрать нужные фотографии, рисунки.

На данный момент у портфолио есть примерные разделы, которые можно дополнять различной интересной информацией:

1. Титульный лист портфолио ученика

На этом листе указываются данные ребенка – Фамилия, Имя, Отчество, фотография ребенка, учебное заведение и город в котором учится ребенок, дата начала и окончания портфолио.

2. Раздел - Мой мир:

В этом разделе добавляется информация, которая важна для ребенка. Примерный вариант страниц:

Личные данные (Обо мне) – дата рождения, место рождения, возраст. Можно указать домашний адрес, телефон.
Мое имя – напишите, что означает имя ребенка, откуда оно произошло, можно указать в честь кого назвали (например, дедушка). А также, укажите известных людей носящие данное имя.
Моя семья – напишите короткий рассказ о своей семье или если есть желание и время, то о каждом члене семьи. Приложите к данному рассказу фотографии родных или рисунок ребенка, как он видит свою семью. В данную рубрику можно приложить родословную ребенка.
Мой город (Я живу) - в данном разделе указываем город проживания ребенка, в каком году и кем он был основан, чем знаменит этот город, какие интересные места есть.
Схема маршрута до школы – рисуем вместе с ребенком безопасный путь от дома до школы. Отмечаем опасные места – автомобильные дороги, железнодорожные пути и т.д.
Мои друзья – здесь перечисляем друзей ребенка (фамилия, имя), можно приложить фотографию друзей. А также пишем об увлечениях друга или общих интересах.
Мои увлечения (Мои интересы) – на данной страничке нужно рассказать, что ребенок любит делать, чем увлекается. По желанию ребенка можно рассказать о кружках/секциях, куда он дополнительно ходит.

3. Раздел - Моя школа:

Моя школа – адрес школы, телефон администрации, можно приклеить фотографию учреждения, ФИО директора, начало (год) учебы.

Мой класс – укажите номер класса, приклейте общую фотографию класса, а также можно написать небольшой рассказ о классе.
Мои учителя – заполняем данные о классном руководителе (ФИО + краткий рассказ, о том какой он), о педагогах (предмет + ФИО).
Мои школьные предметы – даем краткое описание по каждому предмету, т.е. помогаем ребенку понять для чего он нужен. Так же можно написать свое отношение к предмету. Например, математика сложный предмет, но я стараюсь, т.к. хочу научиться хорошо считать или мне нравится музыка, потому что я учусь красиво петь.
Моя общественная работа (общественная деятельность) – данный раздел желательно заполнить с фотографиями, где ребенок принимал участие в школьной жизни (например, выступал на празднике, оформлял класс, стенгазету, читал стихи на утреннике и т.д.) + краткое описание о впечатлении/эмоциях от выполнения общественной деятельности.
Мои впечатления (школьные мероприятия, экскурсионно-познавательные мероприятия) – тут всё стандартно, пишем коротенький отзыв-впечатление о посещении ребенка с классом экскурсии, музея, выставки и т.д. Отзыв можно оформить фотографией с данного мероприятия или нарисовать рисунок.

4. Раздел - Мои успехи:

Моя учеба – делаем заголовки листов по каждому школьному предмету (математика, русский язык, чтение, музыка и т.д.). В данные разделы будут вкладываться в файлы хорошо выполненные работы - самостоятельные, контрольные, отзывы о книгах, различные доклады и т.д.

Мое творчество – сюда мы размещаем творчество ребенка. Рисунки, поделки, его писательскую деятельность – сказки, рассказы, стихи. Про объемные работы тоже не забываем – фотографируем и добавляем к себе в портфолио. При желании, работы можно подписать – название, а также где участвовала работа (если выставлялась на конкурсе/выставке).
Мои достижения – делаем копии, и смело размещаем в этот раздел – похвальные листы, грамоты, дипломы, итоговые аттестационные ведомости, благодарственные письма и т.д.
Мои лучшие работы (Работы, которыми я горжусь) – сюда будут вкладываться работы, которые ребенок посчитает важными и ценными за целый год учебы. А оставшийся (менее ценный, по мнению ребенка) материал выкладываем, освобождая место для разделов для нового учебного года.

5. Отзывы и пожелания (Мои учителя обо мне) – это страничка для педагогов, где они могут написать свои отзывы и пожелания по проделанной работе или итогам успеваемости.

– это страничка для педагогов, где они могут написать свои отзывы и пожелания по проделанной работе или итогам успеваемости.

6. Содержание – на этом листе перечисляем все разделы, которые мы посчитали нужным включить с ребенком в портфолио.

– на этом листе перечисляем все разделы, которые мы посчитали нужным включить с ребенком в портфолио.

Дополнительные страницы, которые можно приложить к портфолио:

- Я умею - описываем умения ребенка на данный этап (например, хорошо решает задачки, красиво рассказывает стихи и т.д.)
- Мои планы – ребенок ставит для себя определенные цели, чему бы он хотел научиться или улучшить какие-либо умения, в ближайшем будущем (например, научиться красиво писать, выучить английский алфавит и т.д.)
- Мой режим дня (Мой распорядок дня) – составьте с ребенком режим дня и постарайтесь придерживаться его
- Техника чтения – здесь фиксируются все результаты проверок
- Табель успеваемости за учебный год
- Мои каникулы (Летний отдых, Каникулы) – краткий рассказ ребенка о том, как я провел лето. Не забываем про фото или рисунок об отдыхе
- Мои мечты

Шаблоны для портфолио Вы можете посмотреть .

В предыдущей статье мы рассказали о том, как правильно оформить портфолио для воспитанника детского сада , а сейчас рассмотрим принцип составления портфолио ученика младших классов начальной школы. Ниже вы найдете ссылку, чтобы скачать готовые образцы страниц портфолио мальчика или девочки, размещенные в одном архиве.

Портфолио школьника - собрание данных о достижениях и успехах ученика, ярких моментах жизни в первые годы обучения в школе. В нем сохранится информация о результатах работы ребенка в разных сферах, его интересах и любимых занятиях. Как правильно оформить портфолио ученика, какие разделы там будут и как размещать на страницах разделов информацию?

Далеко не все родители знают, из чего должно состоять портфолио ученика начальных классов, как начать над ним работать и что для этого необходимо. Попросить кого-то сделать его за вас невозможно, ведь никто не сможет описать достоинства незнакомого ребенка. Разберем все по порядку.

  • На самом деле здесь нет ничего сложного. Необходимо отсканировать грамоты, рисунки, различные работы ребенка, подобрать наиболее значимые фото в электронном формате, набрать пару предложений для описания каждого раздела и разместить всю информацию на странице шаблона портфолио.
  • Потом вся информация загружается в специализированный графический редактор, подбирается готовый шаблон, какой больше нравится ребенку. Теперь нужно расположить на страницы подготовленные данные, в графическом редакторе легко разобраться, где должно быть изображение, а где текст. Сразу оговоримся, что многие родители предпочитают размещать информацию на распечатанных шаблонах страниц без применения современных технологий - просто вырезая, наклеивая, подписывая информацию на листе.
  • Будет удобнее, если сперва скачать и загрузить в графический редактор уже готовые шаблоны страниц. Допускается копирование текстовых элементов из любого редактора. Лучше брать по несколько предложений, большие объемы переносить не рекомендуется.
  • Если хотите добавить рукописный текст - сфотографируйте его. Графическим редактором можно выделить часть фотографии, где расположены оценки, написаны интересные фразы. Проделанную работу необходимо сохранить, чтобы иметь возможность пополнять и расширять портфолио несколько месяцев подряд.
  • Когда ребенок лично участвует в разработке собственного портфолио ученика начальной школы, то у него повышается самооценка, появляется мотивация для достижения новых целей, чтобы результаты поместить в сборнике, ученик станет стремиться к большему развитию в творчестве, науке и других сферах.
  • Необходимо разъяснить школьнику, что портфолио - не набор грамот, главное работать над собой и участвовать в мероприятиях, это заслуживает большей похвалы, чем стопка дипломов, заработанная в ущерб собственным интересам и желаниям.
  • После многих тестов и исследований психологов было признано, что главный показатель развития творческого человека не знания, а наличие мотивации и стремления постигать новые горизонты. Если ребенок поставит цель, он обязательно ее достигнет.
  • Портфолио ученика начальной школы - это не только красиво оформленная совокупность информации о личности и интересах школьника, но и весьма полезный документ для людей,принимающих непосредственное участие в формировании личности ребенка - для педагогов, психологов, администрации школы, руководителя кружка или спортивной секции. Постепенно страницы портфолио наполняются важной информацией и начинает просматриваться потенциал и динамика развития школьника.

Ниже вы можете скачать шаблоны с интересными примерами портфолио ученика начальных классов, с помощью которых вы сможете оформить все необходимые разделы и удобно заносить в них всю информацию о ребенке.

В файле вы найдете шаблоны страниц, с помощью которых вы сможете оформить разделы портфолио своего ребенка с текстовой информацией и фото. Ученику начальных классов будет трудно заниматься оформлением портфолио самостоятельно, поэтому на начальном этапе он может помогать родителям в составлении разделов и постепенно учиться работать с графическим редактором на компьютере.

СКАЧАТЬ ШАБЛОНЫ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ .



НАЖМИТЕ
НА ССЫЛКУ И РАЗВЕРНИТЕ ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ .

Оформляя портфолио ученика младших классов, сделайте акцент на достижениях в спортивных мероприятиях мальчика,отношении с друзьями и школьными товарищами. В портфолио ученицы начальных классов можно включить раздел рукоделие, где будет размещаться информация о домашних увлечениях девочки и фотографии её работ (вязание, вышивка, бисероплетение, поделки из бумаги, одежда для кукол и так далее).


КАК БЫСТРО И КРАСИВО ЗАПОЛНИТЬ СТРАНИЦЫ ШАБЛОНОВ В ФОТОШОПЕ:
Любые шаблоны - это картинки, на которых вы легко сможете разместить текст, заполнить уже созданные поля на заготовках.

День знаний — первое сентября, — праздник волнительный как для учеников, так и для их родителей. Особенно волнителен он для тех, кто переступит порог школы впервые, а еще более — для родителей учеников начальных классов, ведь ребенок попадает в неизвестную, новую для него обстановку, где его ждет много новых требований, и перемен: распорядок дня, взаимодействие с коллективом, оценивание его действий, — все это впереди, но пусть трудности не пугают детей и родителей.

Портфолио первоклассника

Большинство знает, что такое портфолио, но не все в курсе, что на сегодняшний день применяется портфолио и для учеников начальных классов , в котором указываются данные о ребенке, его способностях, интересах и увлечениях, семье ученика. В дальнейшем все эти данные помогут раскрыть способности ребенка, в той или иной сфере, и наметить примерный вектор развития в той или иной области.

Быть готовым к учебе очень важно для всех.Но к сожалению, не у всех это получается сразу. Конечно, существует множество методик, с помощью которых преподаватели стараются поднимать интерес ребенка к учебе.К таким методам можно отнести обучение в форме игры, с последующим переходом к полноценной учебной программе, и различные варианты оценок работы ученика начальных классов. На этом этапе очень важно активное участие семьи в жизни школьника,взаимодействие родителей с преподавателем, выполнение рекомендаций учителя. К одной из таких рекомендаций можно отнести и составление портфолио первоклассника.

Портфолио ученика начальных классов было задумано прежде всего для выявления его интересов,способностей, и как следствие, — все эти данные составляют основу для успешного выбора более узкого профиля обучения в старших классах. Это, в свою очередь, позволит избежать трудностей в обучении, ведь всем известна ситуация с «гуманитариями и технарями», когда одни засыпают на уроках литературы и истории, а другие — тщетно пытаются постичь точные науки.К тому же заполнение и всяческое украшение портфолио имеет положительный психологический эффект для ребенка.

Заполняя этот документ, ребенок наглядно видит все свои успехи, так сказать, фиксирует их. Это имеет большое значение для становления самооценки ребенка, он видит в чем он силен, и что можно совершенствовать, а что нужно «подтянуть». Все это развивает дисциплину, и стремление к умножению своих успехов.Это позволит избежать в дальнейшем неприятных ситуаций с участием ребенка и педагогов.

Определенных рамок,которых нужно неукоснительно придерживаться при составлении портфолио, нет. Стоит лишь научить ребенка именно проводить анализ своих побед , и моментов, которые еще требуют работы.Он должен заполнять портфолио, и видеть свои успехи и текущие задачи,над которыми стоит поработать, объективно оценивать себя, а не «зазвездиться».

Оформление портфолио. Как это делается

Заполнение портфолио не является чем-то сложным, хоть и требует некоторой усидчивости. Прежде всего, заполнять его нужно совместно, этот процесс для него будет довольно увлекательным с вашей помощью.

И начать его следует с покупки канцелярских товаров: дайте волю ребенку выбрать то, что придется ему по вкусу, пусть это будет самая красивая папка с файлами, которая там только есть. Также понадобятся фломастеры, ручки, линейка, карандаши , разнообразные стикеры и наклейки, которые ребенок может выбрать по своему усмотрению.

Разделы портфолио

Разделы для портфолио могут быть разными, но в общем их можно описать так:

  • Личные данные ученика
  • Список достижений
  • Участие в школьной жизни
  • Пожелания и отзывы

Личные данные ученика

Этот раздел начинается с полного имени ребенка, его фотографии, адреса проживания. Далее, можно указать данные о семье , некий рассказ, который напишет ребенок. Также он может нарисовать рисунок, рассказать о любимом животном, о своих увлечениях и друзьях. Дополнительно можно нарисовать рисунок с оптимальным маршрутом домой, важно чтобы ребенок нарисовал его сам, с возможными корректировками родителей. При этом нужно объяснить ему элементарные правила, которые обезопасят его по дороге в школу, или дома:

  • Не заговаривать с малознакомыми людьми на улице, и тем более не садиться к ним в машину ни под каким предлогом
  • не брать у незнакомцев никаких вещей,тем более ничего съедобного
  • Не открывать дверь кому-либо, когда один дома, а если уж и открывать (братьям,сестрам, тетям, дядям, — обязательно посмотреть в глазок)

Будет хорошо, если ребенок нарисует рисунок к каждому из этих правил.

Достижения

С началом обучения у первоклассника заметно прибавляется хлопот и забот: он должен научиться быстро читать, иногда и самостоятельно, вне класса, приобрести навыки простых вычислений, освоить таблицу умножения .

Родителям стоит помогать ученику в заполнении, по сюжету прочитанных книг можно нарисовать рисунки, о преодоленных трудностях также можно написать,и проиллюстрировать текст. В этом разделе отражена вся динамика успехов ребенка,и не только в учебе. Здесь также могут содержаться сведения о достижениях в спорте, или творчестве, разнообразные награды в виде грамот, фотографии с соревнований, или конкурсов могут занять свое место в этом разделе.

Раздел достижений может быть разбит на главы, к примеру, в главе «Математика» и «Русский язык» — могут содержаться работы по этому предмету также грамоты за участие в разнообразных профильных олимпиадах .

В главе «Литература» — данные о прогрессе скорочтения, краткие мысли по прочитанным произведениям.В отдельную главу стоит поместить лучшие труды ребенка, которые признаны учителем в процессе беседы с учеником. Глава «Творчество» будет наполнена разнообразными стихами, рисунками, и поделками ребенка. В главе «Мои интересы» ребенок сможет рассказать о своих интересах увлечениях и умениях как в форме рассказа, так и в форме рисунков и фотографий. «Спортивные достижения» — в них могут быть собраны все грамоты, фотографии выступлений и награждений, фотографии спортивного коллектива ребенка.

Важный момент для любого из нас — прием в новом коллективе, и взаимодействие с остальными людьми . Разнообразные мероприятия вне класса, будь то поход в кино, или на природу, праздники, экскурсии, и поездки, конечно же, должны поощряться родителями, а вся информация об этих мероприятиях, в виде фотографий, рисунков, рассказов о впечатлениях — наполнят данный раздел.

А вот этот раздел предназначен для родителей и учителей. В нем стоит оставлять положительные отзывы, и не абстрактные и общие фразы, а развернутый хвалебный текст, за конкретный успех в чем-либо. Это поможет мотивировать ребенка к новым достижениям. Также не будет лишним в этой главе подвести итоги года, с комментариями, пожеланиями и дополнениями учителя. Ребенок сможет посмотреть на свои победы, и на те моменты, которые стоит улучшить.

Заполнение портфолио

Ниже приведен образец , который вы можете использовать для заполнения вашего портфолио

«Личные данные»

  • Меня зовут……………
  • Я родился…………….(Указывается дата)
  • Я живу в……………….., по адресу: ………………

Список достижений

  • Мои достижения по русскому языку (математике, природоведению …)
  • Мои книги
    • Динамика скорочтения
    • Список пройденных произведений
  • Мои работы
    • В этом задании я узнал…
    • При выполнении этого задания я научился…
  • Творчество
    • Мои рисунки
    • Мои стихи
    • Мои поделки
  • Мои интересы
    • Я художник (поэт,музыкант,спортсмен…)
    • Мне нравится…
    • Я умею…
  • Фото награждений, грамоты и сертификаты, фото спортивного, творческого коллектива
  • За прошедший год я узнал…
  • За прошедший год я научился…
    • Рассказ, рисунок, фотографии

Участие в школьной жизни

Как заполнять портфолио ученика начальных классов? Шаблон портфолио, можно заполнить с помощью графических редакторов, а потом полностью готовые страницы с фотографиями и текстовым наполнением, распечатывают. Для этого необходимо знать как: обрезать (вставить, изменить) размер картинки (фото) и внести необходимый текст на страницу портфолио, сохранить (не испортив при этом шаблон). Если у вас есть хотя бы элементарные знания специальных программ, то это может быть один из вариантов.

Только здесь нужно учесть, что портфолио вы распечатываете, собираете в папку и отдаете в школу (в том числе и ещё не заполненные листы), где портфолио будет собираться постепенно и дети уже с преподавателями будут вносить в него изменения и дополнения. Все это, соответственно, делается ручкой. И для этого в готовых шаблонах есть дизайн пустого шаблона, на нем можно писать рукой или заполнять при помощи графических программ. Сейчас большинство портфолио для школьников делают по этому принципу - распечатывают по шаблону с красочным оформлением, а дети заполняют их своими ответами и записями. А для того чтобы заполнять портфолио вручную лучше взять гелевую ручку, чтобы не было излишнего давления на бумагу.
Но какой способ наполнения вам ближе это уже выбирать вам. Кому какой больше нравится. В идеале, было бы превосходно, если бы ребенок сам поучаствовал в его заполнении, ведь идея самого портфолио - это развитие и выявление индивидуальных творческих способностей ребенка.
Пустой шаблон в портфолио специально оформлен так, чтобы наполнить можно было как в графическом редакторе так и вручную. Для этого специально подобран цвет и тон шаблона и картинок.

Второй вопрос - чем заполнять?…

Для этого нужно знать что такое портфолио.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы - «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

Из всего вышеизложенного следует, что портфолио является как бы копилкой достижения ребенка в процессе обучения. По мнению учителей нужно сделать основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Примерный вариант как и чем наполнить портфолио!

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
· «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
· «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
· «Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
· «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
· «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
· «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
· «Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
«Мой знак зодиака» Здесь можно рассказать, что представляет из себя знак зодиака и какими способностями и личными качествами обладают люди родившиеся под этим знаком.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами, сочинениями и диктантами

Литературное чтение - Литература
Здесь ребенок пишет авторов и название книг, которые он прочитал. Так же этот раздел можно дополнить кратким описанием прочитанного и небольшой «рецензией».

Русский язык
Раздел для написанных сочинений, литературных работ, диктантов и т.д.

Математика
Раздел для письменных работ по математике

Иностранный язык
Этот раздел наполняется работами по изучению иностранного языка.

Окружающий мир
В портфолио первоклассника этот раздел наполняется работами по предмету «окружающий мир».

Информатика
Здесь размещаются распечатки работ, выполненных на компьютере

Труд
Этот раздел можно дополнить фотографиями или оригиналами работ, выполненных на уроке труда

Физическая культура - Физкультура
В этом разделе отмечаются результаты по спортивному развитию ребенка

Изобразительное искусство - ИЗО
Этот раздел можно дополнить фотографиями или оригиналами работ, выполненных на уроке изобразительного искусства

Музыка
В этом разделе отмечаются музыкальные успехи школьника

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе - поручениям. Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа - поделка, нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно - познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе - похвальный лист и успехи, например, в спорте - диплом. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк - пустой шаблон, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

И это не предел так как здесь нас никто не ограничивает и можно придумать еще множество страниц, помогающем открыть способности и знания вашего ребенка!