» » Презентация - титаны эпохи ренессанса. Высокое возрождение презентация к уроку по мхк (11 класс) на тему Титаны эпохи возрождения презентация

Презентация - титаны эпохи ренессанса. Высокое возрождение презентация к уроку по мхк (11 класс) на тему Титаны эпохи возрождения презентация

Слайд 2

Титаны Высокого ВозрожденияКонец XV – XVI века

Слайд 3

Леонардо да Винчи (1452 -1519)

Слайд 4

Леонардо да Винчи по праву считается одной из наиболее одаренных и загадочных личностей всех эпох – это непревзойденный рисовальщик, тонкий художник, талантливый архитектор и изобретатель с неисчерпаемой фантазией.

Слайд 5

«Автопортрет» Леонардо родился 15 апреля 1452 года в местечке Винчи, затерянном среди холмов Тосканы, неподалеку от деревни Анкиано. Он был внебрачным сыном Пьетро да Винчи, молодого судьи, и некой Катерины.

Слайд 6

Тайная вечеря 1495- 1497 г.г. Милан, Санта Мария делле Грацие

Слайд 7

Мона Лиза (Джоконда), 1503 год. Улыбка. Значение знаменитой загадочной улыбки Моны Лизы становилось предметом бесконечных исследований. Легкая асимметрия, придающая ей загадочность, вместе с утонченной светотеневой моделировкой делают незаметной границу губ и кожи лица. Чтобы достичь подобных эффектов, Леонардо использовал наложение сверхтонких слоев краски и разработал специальный прием – сфумато.

Слайд 8

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564)

Слайд 9

« О Микеланджело исписаны реки чернил, высказаны мириады слов, и все же эта тема далеко не исчерпана, а сама его личность продолжает волновать современного человека» Ренато Гуттузо

Слайд 10

Родина Микеланджело

Современники называли его «божественным Микеланджело». Он работал в скульптуре, живописи и архитектуре, показав пример художественного универсализма.

Слайд 11

Другая статуя - «Пиета». Это - единственное произведение, подписанное самим Микельанджело.

Слайд 12

Возвращение во Флоренцию. В 1501 году Микельанджело возвращается во Флоренцию. По поручению городских властей он взялся изваять огромную статую «Давида». Эту статую Микельанджело закончил к 1504 году.

Слайд 13

« Я получил за труд лишь зоб, хворобу (Так пучит кошек мутная вода, В Ломбардии-нередких мест беда!) Да подбородок вклинился в утробу; Грудь-как у гарпий; череп мне на злобу, Полез к горбу; и дыбом борода; Рядя меня в парчу, подобно гробу; Сместились бедра начисто в живот; А зад, в противовес, раздулся в бочку; Ступни с землею сходятся не вдруг; Свисает кожа коробом вперед, А сзади складкой выточена в строчку,И весь я выгнут, как сирийский лук.» Микеланджело.

Слайд 14

Свод Сикстинской капеллы, одно из самых знаменитых произведений мирового искусства и жемчужина собрания музеев Ватикана.

Слайд 15

Микеланджело-архитектор После 1541 года Микеланджело был занят строительством собора святого Петра в Риме.

Слайд 16

Рафаэль Санти (1483 -1520)

Слайд 17

«Позволительно думать, что душа его украшает теперь небеса, как талант его украшал землю…» Вазари

Слайд 18

Слайд 19

Сикстинская Мадонна, 1513 год. В 1515 году Рафаэль неожиданно бросает все заказы в Риме и уезжает в небольшой городок Пьяченце. Для церкви Святого Сикста Рафаэль пишет одну из самых своих прекрасных Мадонн. Это большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать и Божественного Младенца, а чудо явления Небесной царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. В обрамлении зеленых занавесей на светлых облаках идет Мария с Младенцем на руках. Ее взгляд устремлен как бы сквозь зрителей. Этому взору доступно то, что скрыто от других. В образе Младенца Христа угадывается что-то не по - детски напряженное и провидческое.

Слайд 20

Под руководством Рафаэля в 1519 году была завершена роспись Лоджий Ватиканского дворца. Копии этих прекрасных росписей украсили стены галереи Эрмитажного дворца в Петербурге по велению Екатерины II.

Посмотреть все слайды

МХК, 10 класс

Урок № 24

Титаны Высокого Возрождения

Д.З.: Гл.26, вопросы и задания стр.309

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с искусством Возрождения;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • скульптура;
  • живопись;
  • Леонардо да Винчи;
  • Микеланджело

Универсальные учебные действия

  • сопоставлять комментировать выявлять находить указывать причины
  • сопоставлять художественно-образное содержание произведений мастеров эпохи Высокого Возрождения и определять эстетическую, духовную и художественную ценность их творений;
  • комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов;
  • выявлять своеобразие творческой манеры отдельных художников по сравнению с деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию;
  • указывать причины всемирного значения творчества мастеров Высокого Возрождения;
  • различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манеру (художественный почерк, символику) созданных произведений

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Художественные принципы Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.
  • Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности. Бунтующий гений Микеланджело.
  • Судьба художника и основные этапы его творческой биографии Микеланджело - архитектор .
  • Шедевры архитектуры.
  • Особенности изобразительного искусства.
  • Литература и музыка.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет искусство Возрождения.


подвопросы

  • Художественные принципы Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.
  • Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности (на примере шедевров изобразительного искусства). Бунтующий гений Микеланджело.
  • Судьба художника и основные этапы его творческой биографии (на примере выдающихся произведений скульптуры и живописи). Микеланджело - архитектор

Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.)

Основоположник искусства Высокого Возрождения


  • Евангельские сюжеты
  • Воплощение женского идеала – Мадонна с младенцем на руках (символ материнства и жертвенной любви к людям)
  • Поэтические образы современниц





Джоконда (Мона Лиза)

  • «песнь торжествующей любви» художника
  • глубоко обобщенный, идеально возвышенный образ человека эпохи, лицо, озаренное чувством собственного достоинства и внутренней духовной силы, богатством и сложностью интеллекта

  • Композиционные и колористические достоинства картины
  • Пейзаж – собирательный образ на природу «царство человека»
  • Цветовая гамма портрета – зеленые, голубые и золотистые тона, благородная сдержанность, тонкость цветовых сочетаний и сложнейшие переходы от полутени к полусвету



Последние годы жизни

  • Жил во Франции, при дворе короля
  • Писал трактаты о живописи, о природе воды, о строении различных машин, ставил опыты, объяснял причины движения, распространения звука, света и тепла, открыл первый закон скорости и инерции – основные законы механики


Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг.)

Непринужденный вкус в выборе прекрасного, способность ума извлекать из многих частностей красоту, живое чувство, легкость послушной кисти в воплощении творческой фантазии


Жизненное содержание творчества:

  • Совершенные образы Мадонны
  • Певец женской красоты
  • Монументальные фрески
  • Алтарные картины
  • Реалистические портреты









Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.)

  • Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый
  • Борьба, страдание, протест, неудовлетворенность жизнью, разлад с идеалом, поиски смысла бытия – все, что наполняло жизнь мастера
  • Любимые герои – пророк Моисей, царь Давид, мужественный Прометей, кроткая Мария, оплакивающая сына Христа

Микеланджело

Пьета




Роспись свода Сикстинской капеллы

Площадь 600 м

работа - 4 года











  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Искусство/ МХК. 10 кл . Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. - 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2014.
  • Анастасия Владимировна Беспечальных

План урока:

  • Повторение.
  • Изучение нового учебного материала.
  • Закрепление изученного материала.
  • Информация о домашнем задании.
  • Итог урока

Д/p: §9.3 с. 85, през. с.89.

Слайд 2

«Благовещение» Леонардо да Винчи

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно.

Слайд 3

Боттичелли «Мадонна под балдахином»

Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом. Мадонна - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Слайд 4

Святая Анна с Марией и младенцем

  • Многочисленные рисунки Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком.
  • Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и забавами.
  • Слайд 5

    «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

    «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости

    Слайд 6

    Рафаэль «Сикстинская мадонна»

    Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1517-1519), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего.

    Слайд 7

    Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлённая грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда - предчувствие грядущих страданий.

    Слайд 8

    Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

  • Слайд 9

    Микеланджело Буонарроти «Мадонна Дони»

    • Фигура Марии, Иосифа и младенца Христа образуют винтообразную группу, внося сильный заряд пластической энергии в композиционное целое.
    • Картину часто называют "Тондо Дони", поскольку во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (по-английски "tondo").
    • По общепринятой гипотезе, картина была исполнена к свадьбе Аньоло Дони с Маддаленой Строцци, герб которой вырезан на раме.
  • Слайд 10

    Мазаччо «Мадонна с младенцем»

    • Части полиптиха оказались разъединены еще в XVII в.
    • Джорджо Вазари оставил нам сведения о расположении деталей полиптиха, многие части которого сегодня утрачены. «В церкви Кармине в Пизе на доске, находящейся в одной из капелл трансепта, он написал Богоматерь с младенцем, в ногах же у нее несколько играющих ангелочков, один из коих, играющий на лютне, внимательно прислушивается к гармонии звуков. Вокруг Богоматери - св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай - фигуры, полные движения и жизни.»
  • Слайд 11

    Боттичелли «Мадонна Магнификат»

    • Искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, замыкаются на короне Марии.
    • Кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж.
    • Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.
  • Слайд 1

    ТИТАНЫ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА
    Микеланджело Буонарроти Леонардо да Винчи Рафаэль Санти Рембрант Харменс Ван Рейн Тициан Сандро Боттичелли Джованни Боккаччо Джотто Франсуа Рабле

    Слайд 2

    Художники Итальянского Возрождения
    Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
    Мадонна Бенуа

    Слайд 3

    Колыбелью итальянского Возрождения считают Флоренцию, подарившую миру таких гениев кисти и резца как Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана, которых по праву называют титанами Возрождения. В эпоху Возрождения на первый план выступило не цеховое ремесло, а индивидуальность художника.

    Слайд 4

    Леонардо да Винчи
    1452-1519

    Слайд 5

    Внебрачный сын некоего сэра Пьеро и простой крестьянки. Родился близ города Винчи Уже с детства проявил равный интерес к занятиям механикой, астрономией, математикой,к другим естественными науками. Многие его наблюдения предвосхищают развитие европейской науки и живописи на целые столетия. Умер он вдали от родины во французском городе Клу в 1519 году
    Жизнь, творчество, судьба

    Слайд 6

    Все работы да Винчи исключительно разноплановы Для его картин характерна геометрическая строгость композиции и научный подход к анатомическому строению тела человека
    Витрувианский человек - золотое сечение в изображении человека
    Эмбрион человека

    Слайд 7

    СФУМАТО (итал. sfumato - затушёванный, буквально - исчезающий как дым) - в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.
    Детали лица Моны Лизы показывают технику сфумато, особенно тени возле глаз

    Слайд 8

    Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком. (Мадонна Бенуа)
    ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой

    Слайд 9

    Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой.
    Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо

    Слайд 10

    Тайная вечеря, 1495-1497гг

    Слайд 11

    Джоконда
    Портрет жены купца дель Джокондо (Мона Лиза) Неуловимое выражение лица Джоконды не поддается точному описанию и воспроизведению. Существует более десятка копий этого портрета. На разных репродукциях Джоконда выглядит несколько по-иному. Впервые в истории мирового искусства портретный жанр встал на один уровень с композициями на религиозную тему.

    Слайд 12

    Мона Лиза (Джоконда), ок.1503
    Портрет Моны Лизы привлекает тем, что композиция рисунка построена на "золотых треугольниках« (точнее на треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника). Это скорее закономерность, чем нечто особенное.

    Слайд 13

    Микеланджело Буанаротти (1475-1564)
    Более всего и во всем, Микеланджело – ваятель, но его живописные произведения столь монументальны, что их можно принять за скульптуры. Созданные Микеланджело образы отличаются могучей телесностью и анатомической точностью; Будучи глубоко религиозным, Микеланджело часто писал на библейские сюжеты. Но созданные им образы не имеют ничего общего с каноном.

    Слайд 14

    Он родился в 1475 г., а умер в 1564 г., пережив Леонардо да Винчи и Рафаэля на четыре с половиной десятилетия, оставив далеко позади эпоху Высокого Возрождения. В последние годы жизни он стал свидетелем того, как грубо попираются идеалы гуманизма. Все это глубоко возмущало и ранило душу Микеланджело. В одном из своих стихотворений он писал: Отрадно спать, отрадней камнем быть, О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать - удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить. Перевод Ф. И. Тютчева

    Слайд 15

    Микеланджело Буанарроти «Пьета» (1498-1501г) Собор Святого Павла, Рим.
    Тему оплакивания Иисуса Христа скульптор решает психологически точно: в безмерной скорби застыла Богородица, весь её облик излучает нравственную чистоту и любовь. Дева Мария в произведениях Микеланджело воплощает символ вечно юного материнства.

    Слайд 16

    Сикстинская капелла была построена архитектором Джованни де"Дольчи в 1475-83 годах по распоряжению Сикста IV, пожелавшего видеть это сооружение в виде крепости, закрытым и неприступным.

    Слайд 18

    Серьезные трудности, связанные с отсутствием геометрических ориентиров на поверхности свода, были блестяще преодолены Микеланджело. В реальную архитектурную структуру он вписал структуру мнимую, разместив в ней наряду с колоссальными трехмерными объектами, художественные элементы. На изображении насчитывается примерно триста фигур. Микеланджело работал без помощников, в очень тяжелых условиях: при плохом освещении, лежа на спине на специально изготовленном помосте.

    Слайд 19

    О РАБОТЕ НАД ФРЕСКАМИ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ: Грудь как у гарпий; череп мне на злобу Полез к горбу; и дыбом борода; А с кисти на лицо течет бурда, Рядя меня в парчу, подобно гробу… Микеланджело

    Высокое Возрождение Качественные изменения в живописи

    Изменения в живописи Расширение круга заказчиков Живопись на дереве и холсте Гравюра Новые темы (светское восприятие мира) Национальные живописные школы Разделение на жанры Разработка теорий линейной и воздушной перспективы Тщательное изучение анатомии человеческого тела (ведущая роль живописи

    Параметры сравнения Античность Средневековье Возрожде ние Сюжеты и темы Античные сюжеты и темы Религиозные сюжеты и темы Наполнение тем и сюжетов светским содержанием, их трактовка как событий в жизни реальных людей. Человек и Бог Человек- мера всех вещей Возвеличивание Бога Возвеличивание человека без Бога Человек и мир Максимальная гармония человека с миром Земная жизнь- период испытания, выбора между добром и злом. Осуждение красоты телесной и мысли Утверждение земного счастья, красоты, наслаждения- телесного и интеллектуального Отношение к миру Спокойная созерцательность Жалость к униженным. Осуждение страдания, гуманизм величия человеческого разума.

    «Титаны» Возрождения. Леонардо да Винчи (1452-1519) Леонардо да Винчи является самым разносторонним деятелем эпохи Возрождения. Он был прекрасным и великим художником. В отличии от традиционных изображений Мадонны с Младенцем, Леонардо да Винчи укрупнил фигуры, сфокусировав внимание только на них. Утвердил в живописи Ренессанса красоту и поэзию тени. Свет словно спрятан внутри, просвечивает из глубины, обеспечивая исключительную тонкость цветовых переходов

    Мадонна с гвоздикой. 1482-1490

    Мадонна Литта. 1490-1491

    Святая Анна с Марией и Младенцем Христом. 1502-1505

    Тайная вечеря. Фреска 1495-1497

    Рафаэль Санти (1483-1520) Под красотой понимался идеал античной классики. К нему художники стремились приблизиться, «поправляя» погрешности природы. Понятие красоты включало красоту композиции, где главным являлся синтез архитектуры и живописи, и красоту идеальных образов Красота поз, жестов, движений «Идеальный стиль» Рафаэля опирался не на природу, а на художественный опыт, выбирая в нём лучшее и находя «золотую середину»

    Обручение Марии. 1504

    Плафон станцы делла Сеньятура. Фреска 1504-1511

    Суд Соломона. Фреска 1509-1511

    Афинская школа. Фреска

    Мадонна в зелени. 1506

    Прекрасная садовница. 1506

    Сикстинская Мадонна. 1513