» » Презентация на тему: Поэты Пушкинской поры. Презентация на тему "поэты пушкинской поры" I

Презентация на тему: Поэты Пушкинской поры. Презентация на тему "поэты пушкинской поры" I

3 Батюшков К.Н. Родился К. Н. Батюшков 18 мая 1787 года в дворянской семье. Воспитывался в Петербурге, в частных пансионах, где хорошо изучил иностранные языки, основательно познакомился с литературой и сам начал писать стихи. По воспоминаниям современников, облик Батюшкова точно отвечал представлениям людей начала XIX в. о том, каким должен быть поэт. Бледное лицо, голубые глаза, задумчивый взгляд. Он читал стихи негромким, мягким голосом, в глазах его светилось вдохновение.


4 О.Э. Мандельштам - Батюшкову Словно гуляка с волшебною тростью, Батюшков нежный со мною живёт, Он тополями шагает в замостье, Нюхает розу и Дафну поёт. Ни на минуту не веря в разлуку, Кажется, я поклонился ему, В светлой перчатке холодную руку Я с лихорадочной завистью жму. Он усмехнулся. Я молвил: «Спасибо»,- И не нашёл от смущения слов: Ни у кого – этих звуков изгибы… И никогда – этот говор волов! Наше мученье и наше богатство Смело с собой он принёс - Шум стихотворства и колокол братства, И гармонический проливень слёз.




6 Жуковский В.А. «У нас писатель с гением сделал бы больше Петра Великого». Поэт придавал исключительное значение содержанию, цели искусства. Сын пленной турчанки и русского помещика, он с глубоким сочувствием относился к судьбам крепостных интеллигентов. Более половины всего написанного Жуковским составляют переводы. Жуковский открыл русскому читателю Гете, Шиллера, Байрона, Вальтера Скотта, Уланда, Бюргера, Саути, бр. Гримм, Юнга и многих других менее значительных, но не менее известных тогда западноевропейских поэтов и писателей.


7 А.С. Пушкин – «Жуковскому» (1818) Ты прав, творишь ты для немногих, Не для завистливых судей, Не для сбирателей убогих Чужих суждений и вестей, Но для друзей таланта строгих, Священной истины друзей......Кто наслаждение прекрасным В прекрасный получил удел И твой восторг уразумел Восторгом пламенным и ясным.






10 Давыдов Д.В. Давыдов создал всего около пятнадцати «гусарских» песен и посланий. Объем его творчества вообще невелик, но след, оставленный им в русской поэзии, неизгладим. Манера Давыдова навсегда осталась исключительной благодаря своей прямолинейности.


11 Романс Не пробуждай, не пробуждай Моих безумств и исступлений, И мимолетных сновидений Не возвращай, не возвращай! Не повторяй мне имя той, Которой память – мука жизни, Как на чужбине песнь отчизны Изгнаннику земли родной. Не воскрешай, не воскрешай Меня забывшие напасти, Дай отдохнуть тревогам страсти И ран живых не раздражай. Иль нет! Сорви покров долой! Мне легче горя своеволье, Чем ложное холоднокровье, Чем мой обманчивый покой. 1834




13 Д. Самойлов «Стихи о Дельвиге» Дельвиг… Лень…Младая дева… Утро… Слабая метель… Выплывает из напева детской ёлки канитель. И к чему на самом деле нам тревожить дух времён! Белокурые метели… Дельвиг… Дева… Сладкий сон… … Нет – нет, не зря хранится идеал, принадлежащий поколенью!.. О Дельвиг, ты достиг такого ленью, чего трудом не каждый достигал!


14 Дельвиг А.А. Мемуары, письма, стихотворения донесли до нас облик Дельвига - ленивца, сонливого и беспечного. Родился Антон Дельвиг 6 августа 1798 года в Москве. Он происходил по отцу из старинного, но обедневшего рода прибалтийских баронов. Учился Дельвиг сначала в частном пансионе, а затем в Царскосельском лицее, где ближайшим товарищем его был А. С. Пушкин.




16 Вяземский П.А. «Да сколько я вам раз, милостивые государи и безмилостивые деспоты, сказывал, что я не хочу писать ни как тот, ни как другой, ни как Карамзин, ни как Жуковский, ни как Тургенев, а хочу писать как Вяземский...» В отличие от лирического героя Давыдова, образ автора в поэзии Вяземского сугубо интеллектуален. При этом острота интеллекта в стихах Вяземского, так же как храбрость у Д. Давыдова, представляется свойством натуры.


17 Вяземский П.А. Вяземский на склоне лет казался себе самому лишь обломком прошлых поколений, но это не так. Начавший одно из своих лучших стихотворений словами «Я пережил и многое и многих...», умерший через сорок один год после смерти Пушкина, он за эти четыре десятилетия вместе с русской лирикой приблизился к новым поэтическим рубежам, открывшимся уже после его смерти.




19 Кюхельбекер В.К. Друг Пушкина и Грибоедова, собеседник Гете, которому внушил интерес к молодой тогда русской поэзии, запальчивый литературный критик (но, по отзыву Пушкина, «человек дельный с пером в руках»), филолог-эрудит, блестящий лектор пропагандист вольности и русской литературы в Париже, легендарный поэт-чудак, посмешище для литературных врагов и даже друзей, возможный прототип пушкинского Ленского...


20 Кюхельбекер В.К. Кюхельбекер, подобно другим декабристам, твердо стоял на просветительских позициях и при этом усвоил революционный смысл просветительства. Декабристы понимали совершенствование человека и общества как переделку, перестройку, преобразование. Наиболее характерный тип декабриста тип политического энтузиаста. Энтузиазм основа личного психического склада Кюхельбекера, основа его жизненного поведения, политических убеждений, эстетических теорий.




22 Языков Н.М. Языков с самого начала своего поэтического поприща готовился к славе и триумфам. «Придет время, когда будет у меня много, очень много нового и когда стихи мои будут во сто крат достойнее...» «И тогда... о, тогда много, очень много, может быть, прекрасного меня ожидает...» «Только дай мне бог здоровья, а я наделаю чудес в мире литературном... все пойдет у меня в гору, время запляшет по моей дудке...» В письмах к родным Языков полностью сосредоточен на своих талантах и успехах в настоящем и будущем.


23 Языков Н.М. Свойством натуры является у Языкова и свободолюбие. Языков был близок здесь не к традиции Байрона, создавшего первый в европейской литературе свободолюбивый характер, а к Денису Давыдову. Давыдов и Языков в этом их оригинальность рисуют не общеромантический тип «исключительной» личности, а «национальный характер», овеянный романтикой удали и сильных страстей. Языков делал это осознанно и упорно. Все свойства «натуры» подаются в его стихах как свойства русского национального характера.


26 Баратынский Е.А. Е. А. Баратынский родился 19 февраля 1800 года в Тамбовской губернии, в дворянской семье. В 5 лет мальчик выучился русской грамоте, а в 6 лет хорошо говорил по-французски и по- итальянски. Позже продолжил обучение в Петербурге сначала в частном пансионе, а затем в Пажеском корпусе.


27 Поэты пушкинской поры Своим творчеством они способствовали развитию национальной литературы. Они усовершенствовали стихосложение, внесли много новых тем – социальных, исторических, личных -, приблизили поэзию к народу. Но главная их заслуга в том, что они чутко откликались на нужды и интересы своего народа, пропагандировали идеи патриотизма, выступали в защиту прав и достоинства человека. И стихи их близки нам сегодня искренностью своих чувств.


28 Дмитриев Михаил Александрович (1863) «Нынче время переходное!»- Просветители твердят. Мне уж это слово модное Надоело, виноват. – В слове мало утешения, Слово – звук, вопрос не в том! Пусть их просто, без зазрения, Скажут вслух: куда идём? … Вот как будем с переходами Мы без хлеба – что тогда? Перед умными народами Будет стыдно, господа!

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Евгений Абрамович Баратынский (1800 - 1844) - русский поэт. Евгений Абрамович Баратынский (1800 - 1844) - русский поэт. Родился 19 февраля (2 марта по н. с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. Происходил из древнего польского рода, с к. XVII в. обосновавшегося в России. Отец Баратынского был светским генерал-лейтенантом Павла I, мать - фрейлиной императрицы Марии Федоровны. В 1810 умер отец Баратынского, и его воспитанием занялась мать. Из немецкого пансиона Баратынский перешел в 1812 г. в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 его исключили за не совсем безобидные мальчишеские проделки (кража) без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской. Это происшествие сильно подействовало на юношу; он признавался позднее, что в ту пору «сто раз был готов лишить себя жизни». Бесспорно, позор, пережитый поэтом, оказал влияние на выработку пессимистического его миросозерцания. В 1819 он был зачислен рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же он завязал приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером. Благодаря Дельвигу, в печати появились первые произведения Баратынского: послания "К Креницину", "Дельвигу", "К Кюхельбекеру", элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 выпущена поэма "Пиры", принесшая автору большой успех. В 1820-1826 Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: "Финляндия", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды...), положенное на музыку М. Глинкой, "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора.

Слайд 7

Описание слайда:

Причиной был независимый характер творчества и оппозиционные высказывания поэта. Причиной был независимый характер творчества и оппозиционные высказывания поэта. Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря" (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах" (1828). В апреле 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений - итог первой половины его творчества. После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план у него теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как "разрешенья всех цепей" ("Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?.."). В 1832 начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский стал одним из самых активных его авторов. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску. В 1835 вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х - начала 1840-х. В 1843 поэт поехал за границу. Полгода он провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции. В стихотворениях Баратынского той поры ("Пироскаф", 1844) появились бодрость и вера в будущее. Смерть помешала началу нового этапа творчества поэта. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля н.с.) 1844. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Лесной царь Лесной царь Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. "Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" "Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой". "О нет, то белеет туман над водой". "Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои". "Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит". "О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы". "Ко мне, мой младенец: в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять". "Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей". "О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне". "Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой". "Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать". Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал... В руках его мертвый младенец лежал.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Общие сведения о А.А.Дельвиге Дельвиг Антон Антонович, барон. Родился в 1798 году в Москве. Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Поэт. Окончил Лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, затем в министерстве финансов. С 1821 года служил помощником библиотекаря в Публичной библиотеке. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", - вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах. В этих изданиях Дельвига Пушкин принимал деятельное участие. Еще в 1815 году, в пору ученья, Дельвиг опубликовал стихотворение "К Пушкину" - первый в русской литературе восторженный отзыв о молодом поэте, уверенно предрекавший ему бессмертие.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Презентацию на тему "Поэты Пушкинской поры" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Верхоценский филиал МБОУ Сатинской СОШ

Слайд 2

Первая треть XIX века - период расцвета русской поэзии. Именно она, а не проза (это произойдет позднее) определяла развитие русской литературы. Вместе с А.С. Пушкиным творили его современники - поэты пушкинской поры. Но прежде чем говорить о них, необходимо уяснить само понятие «пушкинская пора». Если границы определять формально, то все поэты, писавшие в период жизни А.С. Пушкина, 1799- 1837, включаются в этот круг. Но логика подсказывает, что период следует ограничивать тем временем, когда пушкинская поэзия стала известна читателям. Литературный дебют Пушкина состоялся в 1814 году. Стихи до последних дней жизни поэта были неотъемлемой частью его творчества. Таким образом, границы поэзии пушкинской поры определяются 1814-1837 годами. Старшие современники - В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Катенин, Д. В. Давыдов, - сформировавшиеся как поэты в более раннюю эпоху, оказывали влияние на молодого Пушкина. Ровесники и младшее поколение современников, напротив, усваивали пушкинский поэтический опыт, развивая его в своем творчестве. Составной частью понятия «пушкинская пора» является «пушкинская плеяда» - круг, включающий в себя поэтов, лично знавших А. С. Пушкина и близких ему по художественным взглядам. Здесь общение происходило на творческом, так и на личностно-дружеском уровне. К поэтам «пушкинской плеяды» и относятся Д. В. Давыдов, А.А. Дельвиг, Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский.

Слайд 3

В 1859 году замечательный русский критик Аполлон Григорьев произнёс фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Пушкин – наше всё…». Но в постановке и решении важнейших проблем в литературе начала 19 века Пушкин не был одинок. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных писателей: здесь и старшие по возрасту поэты, у которых Пушкин многое воспринял и усвоил, здесь его ровесники, и совсем ещё юноши, вроде Дмитрия Веневитинова. Прежде чем приступим к знакомству с поэтами пушкинского окружения, выясним сначала, а что же это за время такое – эпоха пушкинской поры, послушаем историческую справку. «Время, когда жил и творил А.С.Пушкин – сложное время. Это время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время отечественной войны 1812 года. Наполеон. Кутузов. Горит Москва. Это время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825 года, это время страшной реакции Николаевской России».

Слайд 4

И в то же время первая треть 19 века – это яркий период расцвета русской поэзии. Целый фейерверк имён подарила эта эпоха русской литературе. Ещё пишут свои строгие, возвышенные оды классицисты, достиг расцвета сентиментализм, на литературную сцену выходят молодые романтики, появляются первые плоды реализма. Именно в это время возникают литературные салоны. Самым популярным был салон Зинаиды Волконской, где собирался весь «цвет московской литературы»

Слайд 5

Евгений Абрамович Боратынский

Любовь и дружба Альбом Любовь и дружбу различают, Но как же различить хотят? Их приобресть равно желают, Лишь нам скрывать одну велят. Пустая мысль! Обман напрасный! Бывает дружба нежной, страстной, Стесняет сердце, движет кровь, И хоть таит свой огнь опасный, Но с девушкой она прекрасной Всегда похожа на любовь.

Слайд 6

Евгений Абрамович Баратынский (1800 - 1844) - русский поэт. Родился 19 февраля (2 марта по н. с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. Происходил из древнего польского рода, с к. XVII в. обосновавшегося в России. Отец Баратынского был светским генерал-лейтенантом Павла I, мать - фрейлиной императрицы Марии Федоровны. В 1810 умер отец Баратынского, и его воспитанием занялась мать. Из немецкого пансиона Баратынский перешел в 1812 г. в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 его исключили за не совсем безобидные мальчишеские проделки (кража) без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской. Это происшествие сильно подействовало на юношу; он признавался позднее, что в ту пору «сто раз был готов лишить себя жизни». Бесспорно, позор, пережитый поэтом, оказал влияние на выработку пессимистического его миросозерцания. В 1819 он был зачислен рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же он завязал приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером. Благодаря Дельвигу, в печати появились первые произведения Баратынского: послания "К Креницину", "Дельвигу", "К Кюхельбекеру", элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 выпущена поэма "Пиры", принесшая автору большой успех. В 1820-1826 Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: "Финляндия", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды...), положенное на музыку М. Глинкой, "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора.

Слайд 7

Причиной был независимый характер творчества и оппозиционные высказывания поэта. Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря" (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах" (1828). В апреле 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений - итог первой половины его творчества. После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план у него теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как "разрешенья всех цепей" ("Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?.."). В 1832 начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский стал одним из самых активных его авторов. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску. В 1835 вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х - начала 1840-х. В 1843 поэт поехал за границу. Полгода он провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции. В стихотворениях Баратынского той поры ("Пироскаф", 1844) появились бодрость и вера в будущее. Смерть помешала началу нового этапа творчества поэта. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля н.с.) 1844. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

Слайд 8

Слайд 9

Василий Андреевич Жуковский

БЛИЗОСТЬ ВЕСНЫ На небе тишина; Таинственно луна Сквозь тонкий пар сияет; Звезда любви играет Над темною горой; И в бездне голубой Бесплотные, летая, Чаруя, оживляя Ночную тишину, Приветствуют весну.

Слайд 10

Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А.И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным - бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Образование и творчество Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом (баллады «Людмила»(1808), «Кассандра»(1809)). С 1805-1806 годах писатель работал в «Вестнике Европы», а в 1808-1809 годах был его редактором. В это время поэзия Жуковского расцветает и достигает своего пика. После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю извесность. В 1815 году Жуковский был участником литературного общества «Арзамас». В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 годов считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена: баллады «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев», многие стихи, переводы. Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.

Слайд 11

Лесной царь Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. "Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" "Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой". "О нет, то белеет туман над водой". "Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои". "Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит". "О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы". "Ко мне, мой младенец: в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять". "Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей". "О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне". "Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой". "Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать". Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал... В руках его мертвый младенец лежал.

Слайд 12

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ Не прилично ли будет нам, братия, Начать древним складом Печальную повесть о битвах Игоря, Игоря Святославича! Начаться же сей песни По былинам сего времени, А не вымыслам Бояновым. Вещий Боян, Если песнь кому сотворить хотел, Растекался мыслию по древу, Серым волком по земли, Сизым орлом под облаками. Вам памятно, как пели о бранях первых времен: Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;

Слайд 13

А.А.Дельвиг

Домик (Антон Дельвиг) За далью туманной, За дикой горой Стоит над рекой Мой домик простой; Для знати жеманной Он замкнут ключом, Но горенку в нем Отвел я веселью, Мечтам и безделью. Они берегут Мой скромный приют, Дана им свобода - В кустах огорода, На злаке лугов И древних дубов В тени молчаливой, Где, струйкой игривой Сверкая, бежит, Бежит и журчит Ручей пограничный,- С заботой привычной Порхать и летать И песнею сладкой В мой домик украдкой Друзей прикликать.

Слайд 14

Общие сведения о А.А.Дельвиге

Дельвиг Антон Антонович, барон. Родился в 1798 году в Москве. Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Поэт. Окончил Лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, затем в министерстве финансов. С 1821 года служил помощником библиотекаря в Публичной библиотеке. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", - вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах. В этих изданиях Дельвига Пушкин принимал деятельное участие. Еще в 1815 году, в пору ученья, Дельвиг опубликовал стихотворение "К Пушкину" - первый в русской литературе восторженный отзыв о молодом поэте, уверенно предрекавший ему бессмертие.

Слайд 15

П.А.ВяземскиЙ

Родился 12 июля (23 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Род князей Вяземских вел свое начало от легендарного Рюрика, от потомков Мономаха. Получил прекрасное домашнее образование, с 1805 учился в Петербургском иезуитском пансионе при Педагогическом институте. В 1806 вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета. С 1807, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н. Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского), дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели, в том числе и будущие декабристы. Зачисленный в Межевую канцелярию, Вяземский больше времени отдавал литературным увлечениям и светской жизни. Он предпочитает малые стихотворные жанры - пишет элегии, послания, стихотворения в альбом. Вместе с тем пишет и эпиграммы, басни.

Слайд 16

П.А.Вяземский

Я пью за здоровье не многих, Не многих, но верных друзей, Друзей неуклончиво строгих В соблазнах изменчивых дней. Я пью за здоровье далеких, Далеких, но милых друзей, Друзей, как и я, одиноких Средь чуждых сердцам их людей. В мой кубок с вином льются слезы, Но сладок и чист их поток; Так, с алыми - черные розы Вплелись в мой застольный венок. Мой кубок за здравье не многих, Не многих, но верных друзей, Друзей неуклончиво строгих В соблазнах изменчивых дней; За здравье и ближних далеких, Далеких, но сердцу родных, И в память друзей одиноких, Почивших в могилах немых.

Слайд 17

Информационные ресурсы:

all-biography.ru›alpha/z/zhukovskij-vasilij kostyor.ru›Биографии›Вяземский bobych.ru›Биографии›delvig2.html litra.ru›Лучшие биографии›… slovo.ws›Биографии›Баратынский ppt4web.ru›Презентации по Литературе›Поэты пушкинской поры ru.wikipedia.org›Поэты пушкинской поры

Батюшков К.Н. Родился К. Н. Батюшков 18 мая 1787 года в дворянской
семье.
Воспитывался в Петербурге, в частных пансионах, где
хорошо изучил иностранные языки, основательно
познакомился с литературой и сам начал писать стихи.
По воспоминаниям современников, облик Батюшкова
точно отвечал представлениям людей начала XIX в. о
том, каким должен быть поэт.
Бледное лицо, голубые глаза, задумчивый взгляд. Он
читал стихи негромким, мягким голосом, в глазах его
светилось вдохновение.
3

О.Э. Мандельштам - Батюшкову

Словно гуляка с волшебною тростью,
Батюшков нежный со мною живёт,
Он тополями шагает в замостье,
Нюхает розу и Дафну поёт.
Ни на минуту не веря в разлуку,
Кажется, я поклонился ему,
В светлой перчатке холодную руку
Я с лихорадочной завистью жму.
Он усмехнулся. Я молвил: «Спасибо»,И не нашёл от смущения слов:
Ни у кого – этих звуков изгибы…
И никогда – этот говор волов!
Наше мученье и наше богатство
Смело с собой он принёс Шум стихотворства и колокол братства,
И гармонический проливень слёз.
4

Жуковский Василий Андреевич

5

Жуковский В.А.

«У нас писатель с гением сделал бы больше Петра
Великого». Поэт придавал исключительное значение
содержанию, цели искусства.
Сын пленной турчанки и русского помещика, он с
глубоким сочувствием относился к судьбам
крепостных интеллигентов.
Более половины всего написанного Жуковским
составляют переводы.
Жуковский открыл русскому читателю Гете, Шиллера,
Байрона, Вальтера Скотта, Уланда, Бюргера, Саути, бр.
Гримм, Юнга и многих других менее значительных, но
не менее известных тогда западноевропейских поэтов
и писателей.
6

А.С. Пушкин – «Жуковскому» (1818)

Ты прав, творишь ты для немногих,
Не для завистливых судей,
Не для сбирателей убогих
Чужих суждений и вестей,
Но для друзей таланта строгих,
Священной истины друзей...
...Кто наслаждение прекрасным
В прекрасный получил удел
И твой восторг уразумел
Восторгом пламенным и ясным.
7

Давыдов Денис Васильевич

8

Давыдов Евграф Владимирович

9

Давыдов Д.В.

Давыдов создал всего около пятнадцати
«гусарских» песен и посланий. Объем
его творчества вообще невелик, но след,
оставленный им в русской поэзии,
неизгладим.
Манера Давыдова навсегда осталась
исключительной благодаря своей
прямолинейности.
10

Романс

Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений,
И мимолетных сновидений
Не возвращай, не возвращай!
Не повторяй мне имя той,
Которой память – мука жизни,
Как на чужбине песнь отчизны
Изгнаннику земли родной.
Не воскрешай, не воскрешай
Меня забывшие напасти,
Дай отдохнуть тревогам страсти
И ран живых не раздражай.
Иль нет! Сорви покров долой!
Мне легче горя своеволье,
Чем ложное холоднокровье,
Чем мой обманчивый покой.
1834
11

Дельвиг Антон Антонович

12

Д. Самойлов «Стихи о Дельвиге»

Дельвиг… Лень…Младая дева… Утро…
Слабая метель…
Выплывает из напева детской ёлки канитель.
И к чему на самом деле нам тревожить дух
времён!
Белокурые метели… Дельвиг… Дева…
Сладкий сон… …
Нет – нет, не зря хранится идеал,
принадлежащий поколенью!..
О Дельвиг, ты достиг такого ленью, чего
трудом не каждый достигал!
13

Дельвиг А.А.

Мемуары, письма, стихотворения донесли до
нас облик Дельвига - ленивца, сонливого и
беспечного.
Родился Антон Дельвиг 6 августа 1798 года в
Москве. Он происходил по отцу из старинного,
но обедневшего рода прибалтийских баронов.
Учился Дельвиг сначала в частном пансионе, а
затем в Царскосельском лицее, где ближайшим
товарищем его был А. С. Пушкин.
14

Вяземский Петр Андреевич

15

Вяземский П.А.

«Да сколько я вам раз, милостивые государи и
безмилостивые деспоты, сказывал, что я не
хочу писать ни как тот, ни как другой, ни как
Карамзин, ни как Жуковский, ни как Тургенев,
а хочу писать как Вяземский...»
В отличие от лирического героя Давыдова,
образ автора в поэзии Вяземского сугубо
интеллектуален. При этом острота интеллекта
в стихах Вяземского, так же как храбрость у Д.
Давыдова, представляется свойством натуры.
16

Вяземский П.А.

Вяземский на склоне лет казался себе самому
лишь обломком прошлых поколений, но это не
так.
Начавший одно из своих лучших
стихотворений словами «Я пережил и многое и
многих...», умерший через сорок один год
после смерти Пушкина, он за эти четыре
десятилетия вместе с русской лирикой
приблизился к новым поэтическим рубежам,
открывшимся уже после его смерти.
17

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

18

Кюхельбекер В.К.

Друг Пушкина и Грибоедова, собеседник Гете,
которому внушил интерес к молодой тогда
русской поэзии, запальчивый литературный
критик (но, по отзыву Пушкина, «человек
дельный с пером в руках»), филолог-эрудит,
блестящий лектор - пропагандист вольности
и русской литературы в Париже, легендарный
поэт-чудак, посмешище для литературных
врагов и даже друзей, возможный прототип
пушкинского Ленского...
19

Кюхельбекер В.К.

Кюхельбекер, подобно другим декабристам, твердо
стоял на просветительских позициях и при этом усвоил
революционный смысл просветительства.
Декабристы понимали совершенствование человека и
общества как переделку, перестройку, преобразование.
Наиболее характерный тип декабриста - тип
политического энтузиаста.
Энтузиазм - основа личного психического склада
Кюхельбекера, основа его жизненного поведения,
политических убеждений, эстетических теорий.
20

Языков Николай Михайлович

21

Языков Н.М.

Языков с самого начала своего поэтического поприща
готовился к славе и триумфам.
«Придет время, когда будет у меня много, очень много
нового и когда стихи мои будут во сто крат
достойнее...»
«И тогда... о, тогда много, очень много, может быть,
прекрасного меня ожидает...»
«Только дай мне бог здоровья, а я наделаю чудес в
мире литературном... все пойдет у меня в гору, время
запляшет по моей дудке...»
В письмах к родным Языков полностью сосредоточен
на своих талантах и успехах в настоящем и будущем.
22

Языков Н.М.

Свойством натуры является у Языкова и
свободолюбие.
Языков был близок здесь не к традиции Байрона,
создавшего первый в европейской литературе
свободолюбивый характер, а к Денису Давыдову.
Давыдов и Языков - в этом их оригинальность -
рисуют не общеромантический тип «исключительной»
личности, а «национальный характер», овеянный
романтикой удали и сильных страстей.
Языков делал это осознанно и упорно. Все свойства
«натуры» подаются в его стихах как свойства русского
национального характера.
23

Баратынский Евгений Абрамович

24

Баратынский Е.А.

«Читая стихи Баратынского, не можешь
отказать ему в своей симпатии, потому
что этот человек, сильно чувствуя, много
думал, следовательно жил, как не всем
дано жить»,- писал о Баратынском
Белинский.
25

Баратынский Е.А.

Е. А. Баратынский родился 19 февраля 1800
года в Тамбовской губернии, в дворянской
семье.
В 5 лет мальчик выучился русской грамоте, а в
6 лет хорошо говорил по-французски и поитальянски.
Позже продолжил обучение в Петербурге
сначала в частном пансионе, а затем в
Пажеском корпусе.
26

Поэты пушкинской поры

Своим творчеством они способствовали развитию
национальной литературы.
Они усовершенствовали стихосложение, внесли много
новых тем – социальных, исторических, личных -,
приблизили поэзию к народу.
Но главная их заслуга в том, что они чутко
откликались на нужды и интересы своего народа,
пропагандировали идеи патриотизма, выступали в
защиту прав и достоинства человека.
И стихи их близки нам сегодня искренностью своих
чувств.
27

Дмитриев Михаил Александрович (1863)

«Нынче время переходное!»Просветители твердят.
Мне уж это слово модное
Надоело, виноват.
– В слове мало утешения,
Слово – звук, вопрос не в том!
Пусть их просто, без зазрения,
Скажут вслух: куда идём? …
Вот как будем с переходами
Мы без хлеба – что тогда?
Перед умными народами
Будет стыдно, господа!

Цель урока: познакомить учащихся с поэтами «пушкинской поры»

Задачи:

  • Обучающие :
  • сформировать понятие «поэты пушкинской поры»;
  • выявить общность и различие поэтических систем на примере поэтов К.Батюшкова, Д.Давыдова, Е. Баратынского
  • Развивающие :
  • развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы;
  • закрепить умение составления синквейна;
  • Воспитательные :
  • формировать любовь и уважение к литературным, музыкальным произведениям, а также к русской живописи как ценностям отечественной культуры;
  • воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.

Тип урока: изучение нового материала;

Используемые технологии:

  • Технология критического мышления;
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология сотрудничества (работа в группах)
  • Исследовательско-поисковая деятельность
  • Средства обучения:
  • Компьютер;
  • Проектор, экран;
  • Презентация «Поэты пушкинской поры» (Приложение 1 )
  • Презентация «Интеллектуальная игра «Круг современников поэта» (Интернет-ресурсы) (Приложение 2 )
  • DVD-диск «18-14»
  • Фильм (Windows Movie Maker) «Историческая справка эпохи пушкинской поры» (Приложение 3 )
  • «Вальс Грибоедова» (Приложение 4 )

Опережающая работа: в процессе подготовки к уроку участники групп занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, ищут нужную информацию в Интернете; выпускают литературные газеты по творчеству Батюшкова, Денисова, Баратынского.

Межпредметные связи:

  • Литература;
  • История;
  • Музыка

План проведения урока:

1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Поэтическая пятиминутка (3-5 мин.)
3. Литературная разминка (5-7 мин.)
4. Объяснение нового материала:

А) вступительное слово учителя (5 мин.)
Б) защита литературных газет (10 мин.)
В) просмотр фрагмента фильма «18-14» (5 мин.)

5. Физкультминутка (1-2 мин.)
6. Закрепление изученного материала, интеллектуальная игра «Круг современников поэта» (5 мин.)
7. Вывод урока: составление итогового синквейна (5 мин.)
8. Объявление оценок, домашнее задание (3 мин.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Начинаем наш урок! Урок литературы! А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. И это значит, что мы вновь будем восхищаться, наслаждаться поэзией, удивляться… Помогите мне, ребята! Продолжите! (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать, вникать в суть…) . Достаточно, ребята, молодцы! Спасибо!

II. Поэтическая пятиминутка

Начинаем наш урок литературы традиционно с поэтической пятиминутки. Сегодня её нам подготовила Лена Никитина, о выборе поэта и стихотворения она нам расскажет сама.
(Приложение 1 , слайд 1) (Ученица рассказывает стихотворение учительницы Волипельгинской СОШ, которая ушла из жизни 10 лет назад. Стих-е называется «Хочу звездою быть…»)

III. Литературная разминка

– Прежде чем я объявлю вам новую тему, остановимся на литературной разминке: задание «Распредели писателей в три группы…», «Кто автор этих произведений?». (Задание на слайдах 2, 3 Приложения 1 и на распечатках для каждого ученика)

IV. Объяснение нового материала

1. Вступительное слово учителя: Молодцы! Вы хорошо поработали! Сегодня мы с вами продолжаем разговор о литературе начала 19 века, а тема нашего урока звучит так: «Поэты пушкинской поры», записываем тему урока в тетрадь (Приложение 1 , слайд 4 – фото Пушкина).
Послушайте строки Игоря Северянина:

Есть имена, как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине, поэте
Действительном в любые времена.

В этом году мы продолжим с вами знакомство с «поэтом поэтов», как назвал его Владимир Высоцкий, познакомимся с новыми стихотворениями поэта, более подробно изучим его биографию, а главное вас ждёт встреча с уникальным произведением писателя, с романом в стихах «Евгением Онегиным».

В 1859 году замечательный русский критик Аполлон Григорьев произнёс фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Пушкин – наше всё…». Но в постановке и решении важнейших проблем в литературе начала 19 века Пушкин не был одинок. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных писателей: здесь и старшие по возрасту поэты, у которых Пушкин многое воспринял и усвоил, здесь его ровесники, и совсем ещё юноши, вроде Дмитрия Веневитинова. Прежде чем приступим к знакомству с поэтами пушкинского окружения, выясним сначала, а что же это за время такое – эпоха пушкинской поры, послушаем историческую справку.

2. Историческая справка (слайд-фильм, Приложение 3 )

«Время, когда жил и творил А.С.Пушкин – сложное время. Это время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время отечественной войны 1812 года. Наполеон. Кутузов. Горит Москва. Это время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825 года, это время страшной реакции Николаевской России.
И в то же время первая треть 19 века – это яркий период расцвета русской поэзии. Целый фейерверк имён подарила эта эпоха русской литературе. Ещё пишут свои строгие, возвышенные оды классицисты, достиг расцвета сентиментализм, на литературную сцену выходят молодые романтики, появляются первые плоды реализма. Именно в это время возникают литературные салоны. Самым популярным был салон Зинаиды Волконской, где собирался весь цвет московской литературы»
(Приложение 1 , слайд 5) Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:
– Здравствуйте, господа! Княгиня Волконская ждёт Вас!
– А кто сегодня будет?
– Разве Вы не знаете, ждут Пушкина!
(по щелчку появляется фото Пушкина). Итак, появляется Пушкин, долгожданный, уважаемый, всегда непредсказуемый, очаровывающий всех своим буйным темпераментом… А вслед за ним … Впрочем, попробуйте сами догадаться, о ком идёт речь. Основоположник русского романтизма, переводчик, учитель, наставник Пушкина и будущего царя Александра II, певец Светланы, ему посвящены строки Пушкина: «Его стихов пленительная сладость / Пройдёт веков завистливую даль…». Так кого же мы можем встретить в литературном салоне княгини Волконской рядом с Пушкиным?
(Василий Андреевич Жуковский …по щелчку) Записываем первое имя в тетрадь.
В это же время ещё пишет свои остроумные басни всеми почитаемый, тучный, в седых бакенбардах, начавший свою литературную деятельность ещё в 18 столетии великий русский баснописец … Иван Андреевич Крылов
(…по щелчку), (записываем в тетрадь).
А следующее имя, вероятно, вы услышите сегодня впервые: знакомьтесь, князь Пётр Андреевич Вяземский (…по щелчку) – язвительный интеллектуал, мастер эпиграмм, мадригалов, дружеских посланий, близкий друг Пушкина и соратник по журнальным схваткам.
Пушкин и Вяземский. Между ними был своеобразный диалог, ещё точнее – спор. Поэтический, стихотворный. Это можно проследить по стихотворению Вяземского «Первый снег» и стихотворению Пушкина «Осень». Послушайте отрывки и попытайтесь вникнуть в этот необычный спор:

– Итак: «Первый снег» Вяземского:

Вчера ещё стенал над онемевшим садом
Ветр скучной осени и влажные пары
Стояли над челом угрюмыя горы
Иль мглой волнистою клубилися над бором,
Унынье томное бродило тусклым взором
По рощам и лугам, пустеющим вокруг.

Обратите внимание только на эпитеты: «онемевшим», «скучной», «тусклым», «пустеющим». Такой видит осень Вяземский. А Пушкин ему отвечает:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт…

– И, конечно же, всем нам хорошо знакомые строки, родные с раннего детства, помогайте мне, читаем вместе:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

– А вам, ребята, нравится осень, кто ближе вам по настроению – Пушкин или Вяземский? И ещё об одном: те, кто начал читать «Евгения Онегина!, наверняка обратили внимание на эпиграф этого романа: «И жить торопится, И чувствовать спешит…». Эти строки принадлежат Петру Андреевичу Вяземскому. Итак, друзья мои, если вас заинтересовал этот своеобразный поэтический диалог, предлагаю тему для исследования, которую можно так и назвать «Пушкин и Вяземский: диалог двух поэтических систем».

– Продолжаем путешествовать по литературному салону княгини Волконской. К числу старших современников Пушкина следует также отнести и этого замечательного писателя. Но сначала ответьте на вопрос, узнаёте ли вы музыкальное произведение (Приложение 4 ), которое является фоном нашего урока? Да, это «Вальс Грибоедова», «Ах, этот вальс Грибоедова… Сколько в нём музыки, чувств, нежности, жизни…». Так говорили современники поэта. Удивительно, но и в 21-м столетии этот вальс продолжает очаровывать, завораживать, волновать… Вы только вслушайтесь. (Громкость увеличивается и постепенно уменьшается). (А.С. Грибоедов) (…по щелчку).

Из воспоминаний А.С.Пушкина: «Его меланхоличный характер, его озлобленный ум, его добродушие, … – всё в нём было необыкновенно… Сама смерть, постигшая его посреди неравного боя, не имела для него ничего ужасного… Она была мгновенна и прекрасна». Мы с вами помним, как рано погиб поэт, какой ужасной смертью, но он оставил нам великое наследие. Вспомните, ребята, знаменитые слова Пушкина по поводу комедии «Горе от ума» (…половина стихов должна войти в пословицу»). Давайте назовём несколько таких выражений, вы должны были их выучить.
Следующим именем в кругу старших современников великого поэта следует назвать имя Константина Николаевича Батюшкова (…по щелчку), записываем имя в тетрадь. Этому писателю ребята посвятили свою литературную газету. Итак, господа редакторы, корреспонденты, художники, вам слово.

3. Представление и защита литературных газет (выступление учащихся, газета прикрепляется на магнитную доску).

– Ещё одну литературную газету ребята посвятили творчеству героя войны 1812 года, предводителю партизанских отрядов, лихому гусару, другу Пушкина – Денису Давыдову (…по щелчку) Слушаем их.
Следующая творческая группа посвятила свою литературную газету творчеству Евгения Абрамовича Баратынского (…по щелчку)
Введение в новую тему следующего урока (просмотр отрывка из кинофильма)
Ну и, конечно же, в кругу пушкинской плеяды находятся такие имена, как
Владимир Вольховский, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, (…по щелчку), записываем имена в тетрадь. При всей своей литературной непохожести этих поэтов объединяет нечто большее: «лицейское братство». Но это, как говорится уже другая история. Ребята, по вашим просьбам теме «лицейского братства», или теме дружбы в лирике поэта будет посвящён отдельный урок. К этому уроку просмотрите все обязательно фильм «18-14». Сегодня мы с вами посмотрим только отрывки из великолепного художественного фильма. Он рассказывает о юных лицеистах: Пушкине, Пущине, Горчакове, Кюхельбекере, Дельвиге. В будущем их имена навсегда войдут в историю России, а пока это обыкновенные школяры, которые проказничают, влюбляются, пишут стихи, бегают на свидания, вызывают друг друга на дуэль, шутят над преподавателями. Вот так примерно выглядели юные лицеисты… (просмотр отрывка фильма).

V. Закрепление темы

– А сейчас мне хочется проверить вашу литературную зоркость, знание истории, проверить вашу внимательность. Предлагаю вам интеллектуальную игру «Круг современников поэта» (Приложение 2 ).

VI. Вывод (Приложение 1 , слайд 6)

– Итак, мы с вами только прикоснулись к изучению этой удивительной эпохи, познакомившись лишь с некоторыми поэтами пушкинского окружения. Тем не менее знакомство с этими поэтами нам позволяет сделать вывод, что каждый из них по-своему, столь же деятельно участвовал в литературной жизни первых десятилетий
19 столетия. Их стихи нередко становились событиями, рождали восторги, надежды и разочарования, вызывали яркие отклики критиков и собратьев по перу. Без сомнения, Пушкин не похож ни на одного из представленных здесь героев, но в каждом из них мы угадываем некоторые пушкинские черты.

VII. Составление синквейна

– Ну а сейчас, в качестве вывода нашего урока предлагаю написать синквейн. (Приложение 1 , слайд 7)

Первая строка – тема нашего урока –
Поэты пушкинской поры…

Желаю вам творческих успехов!

Возможный вариант синквейна:

Поэты пушкинской поры…
Удивительные, творческие, талантливые, такие разные,
Пишут, творят, радуют читателей, восхищают…
Каждый внёс свой вклад в развитие русской литературы
Их объединяет имя Пушкина!
Яркая эпоха!
Удивительная эпоха!
«Эпоха робкого дыханья» (И.Северянин)
Золотой век!

VIII. Домашнее задание (Приложение 1 , слайд 8)

1. Дополнить презентацию о Пушкине (индивидуальное задание);
2. Выразительное чтение одного из стихотворений Пушкина (из учебника);
3. Читать полностью «Евгения Онегина»;
4. Просмотреть худ. фильм «18 – 14»
5. Найти в интернете иллюстрации к роману (индивидуальное задание).

И напоследок слова всё того же Игоря Северянина:

…Эпоха робкого дыханья… Где
Твоё очарованье? Где твой шёпот?
Практичность производит в лёгких опыт,
Чтоб вздох стал наглым,
Современным де…
И вот взамен дыханья –
Храп везде.
Взамен стихов –
Косноязычный лепет.

– Давайте позволим себе не согласиться с господином Северяниным. Пока мы с вами будем любить поэзию, восхищаться ею, изучать её, понимать – «эпоха робкого дыханья не покинет нас! Всем спасибо! До свидания!