» » Профсоюзы делали сильный акцент на культурную работу. Какую речь называют образной? Культура письменной речи

Профсоюзы делали сильный акцент на культурную работу. Какую речь называют образной? Культура письменной речи

3.Ниже приведены диалектные слова с объяснением их значений. От каких слов и почему произошли эти диалектизмы ? Гудок (костер), горчица (красный прец) , угадать (узнать кого-то в лицо) , заказ (лес), седунка (курица)

4. Определите, в каких функциональных стилях литературного язька употребляется каждый из членов приведенных синонимических рядов. .Дополните ряды, если это возможно. Найдите в каждом ряду стилистически нейтральное слово:

1) вспылить- вскипеть- вспыхнуть - взорваться,

2) вниз - книзу - долу,

3) весенний - вешний,

4) вещь - штука,

5) героизм - геройство - доблесть,

6) лицо - физиономия - лик,

7) мир - вселенная - мироздание - космос - макрокосм,

8) неизвестный - безвестный,

9) неподвижный - недвижимый - недвижный,

10) неувядаемый - неувядающий - немеркнущий,

11) руководитель - гегемон - глава,

12) несравнимый - несравненный - бесподобный.

5. Подберите стилистические синонимы К следующим словом:

глаза, борьба, убийца, работать, сумасшедший.

1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи,

2. Профсоюзы делают сильный акцент на культурную работу.

3. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя

Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности.

4.Общее внимание привлекал новый анонс, вывешенный на входной двери

учреждения.

5. На последних состязаниях заводская футбольная команда потерпела

полное фиаско.

6. Нельзя неглижировать своими обязанностями.

7. Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса.

8. Новый сезон открывает большие возможности для дальнейшей эво-

люции отдельных видов спорта.

9 Строительство средней школы, начатое весной, форсируется ускорен-

ными темпами.

10.Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию не-

гативный эффект.

Глава 1.3 РЕЧЕВАЯ НОРМА

И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Речевая норма

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Норма формируется на основе языка определенной области или города. Например, нормы произношения современного русского литературного языка сформировались на основе среднерусских диалектов и речи жителей Москвы. В процессе развития литературного языка происходят сдвиги в сторону диалектов, других функциональных разновидностей языка. Как правило, нормы письменной речи складываются раньше, чем устной. В настоящее время существует тенденция к сближению норм письменной и устной речи.

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как: 1) соответствие структуре языка; 2) массовая и регулярная воспроизводимость в процессе коммуникации; 3) общественное одобрение и признание. При формировании речевой нормы действуют как стихийные, так и сознательные процессы. Стихийность связана с массовым и регулярным употреблением той или иной языковой нормы в речи носителей языка, осознанными являются процессы «узаконивания», или кодификации, сложившихся стихийно языковых норм в грамматике и в словарях. Кодификация, то есть фиксация сложившихся в процессе общественной практики явлений, осуществляется учеными-филологами.

Нормы существуют на всех уровнях языка и во всех функциональных стилях. Наиболее известные всем совокупности грамматических норм - это орфография и пунктуация. Орфография - совокупность правил написания слов, то есть нормы правописания. Пунктуация - совокупность правил (норм) расстановки знаков препинания. Для устной речи огромное значение имеет орфоэпия - совокупность норм литературного произношения. Эти нормы необходимы для достижения единообразия в произношении, что облегчает общение между людьми, помогает им быстрее понимать друг друга.


Вопросы и задания

1. Определите, в каком стиле были произнесены следующие слова:

десь, здесь, здеся;

грит, говорит, гаварит;

сичас, щас, сейчас;

баушка, башка, бабушка;

чек, человек, члавек.

Найдите в примерах диалектные и просторечные черты.

2. Приведите тексты-образцы разных функциональных стилей современного русского литературного языка. Укажите характерные особенности каждого стиля.

3. От каких слов и почему произошли приведенные ниже диалектизмы?

Гудок (костер), горчица (красный перец), угадать (узнать кого-то в лицо), заказ (лес), седунка (курица).

4. Определите, в каких функциональных стилях литературного языка употребляется каждый из членов приведенных синонимических рядов. Дополните ряды, если это возможно. Найдите в каждом ряду стилистически нейтральное слово.

1) вспылить – вскипеть – вспыхнуть – взорваться;

2) вниз – книзу – долу;

3) весенний – вешний;

4) вещь – штука;

5) героизм – геройство – доблесть;

6) лицо – физиономия – лик;

7) мир – вселенная – мироздание – космос – макрокосм;

8) неизвестный – безвестный;

9) неподвижный – недвижимый – недвижный;

10) неувядаемый – неувядающий – немеркнущий;

11) руководитель – гегемон – глава;

12) несравнимый – несравненный – бесподобный.

5. Подберите стилистические синонимы к следующим словам:

глаза, борьба, убийца, работать, сумасшедший.

1. Среди собравшихся превалировали представитель молодежи.

2. Профсоюзы делают сильный акцент на культурную работу.

3. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности.

4. Общее внимание привлекал новый анонс, вывешенный на входной двери учреждения.

5. На последних состязаниях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско.

6. Нельзя неглижировать своими обязанностями.

7. Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса.

8. Новый сезон открывает большие возможности для дальнейшей эволюции отдельных видов спорта.

9. Строительство средней школы, начатое весной, форсируется ускоренными темпами.

10. Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию негативный эффект.

Глава 1.3. Речевая норма и культура речи

Речевая норма

Речевая норма – это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Норма формируется на основе языка определенной области или города.

Например, нормы произношения современного русского литературного языка сформировались на основе среднерусских диалектов и речи жителей Москвы.

В процессе развития литературного языка происходят сдвиги в сторону диалектов, других функциональных разновидностей языка. Как правило, нормы письменной речи складываются раньше, чем устной. В настоящее время существует тенденция к сближению норм письменной и устной речи.

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется следующими признаками: 1) соответствие структуре языка; 2) массовая и регулярная воспроизводимость в процессе коммуникации; 3) общественное одобрение и признание. При формировании речевой нормы действуют как стихийные, так и сознательные процессы. Стихийность связана с массовым и регулярным употреблением той или иной языковой нормы в речи носителей языка, осознанными являются процессы «узаконивания», или кодификации, сложившихся стихийно языковых норм в грамматике и в словарях. Кодификация, т. е. фиксация сложившихся в процессе общественной практики явлений, осуществляется учеными-филологами.

Нормы существуют на всех уровнях языка и во всех функциональных стилях. Наиболее известные совокупности грамматических норм – это орфография и пунктуация. Орфография – совокупность правил написания слов, т. е. нормы правописания. Пунктуация – совокупность правил (норм) расстановки знаков препинания. Для устной речи огромное значение имеет орфоэпия – совокупность норм литературного произношения. Эти нормы необходимы для достижения единообразия в произношении, что облегчает общение между людьми, помогает им быстрее понимать друг друга.

Языковые нормы изменяются под влиянием различных факторов и прежде всего – под влиянием изменений, происходящих в обществе: до революции на конце слов, оканчивающихся на согласный, писалась буква Ъ, после реформы орфографии эта норма перестала действовать. По старым нормам орфографии писали чорт и придти, а в 50-х гг. XX в. появились новые нормы – черт и прийти. Очень быстро под влиянием диалектов и просторечия меняются орфоэпические нормы. Вместо кулинАрия произносят сейчас кулинарИя, вместо [булошная] и [сливошный] – [булочная] и [сливочный]. Новые варианты произношения уже стали нормативными.

Часто некоторое устаревшее произношение связывается с принадлежностью человека к какому-либо социальному слою – так, в среде образованных людей XIX в. было принято произносить некоторые фамилии с ударением на предпоследнем слоге – ИвАнов, БЫков, а в просторечии, наоборот, произносили фамилию с ударением на последнем слоге – ИванОв, БыкОв. После революции 1917 г. произношение ИвАнов стало связываться с представлением о людях из более зажиточных слоев общества, поэтому быстро устарело; ему на смену пришло более демократичное ИванОв. Произношения типа компАс или астрОном существуют под влиянием профессиональных жаргонов.

Определенные нормы существуют и в каждом функциональном стиле речи. Здесь стилистическая норма не является абсолютной, а носит относительный, вероятностный характер. Специфика функционального стиля состоит в том, что он позволяет наилучшим образом осуществить процесс коммуникации в данных типовых условиях и при данных типовых целях общения.

Например, если в бытовой ситуации человек будет пользоваться книжным языком, то окружающие могут подумать, что он либо нерусский, либо имеет социально-психологические отклонения (например, одержим манией бюрократического величия или ученой отрешенности от повседневности), либо находится в состоянии скрытой нервной напряженности. Так, в бытовой речи неуместны слова идентичный вместо одинаковый, таковой вместо этот, нежели вместо чем, ибо вместо потому что и т. п.

Приведенные примеры иллюстрируют необходимость соблюдения в речи принципа коммуникативной целесообразности, согласно которому с которым формы должны соответствовать условиям и целям общения. Целесообразность определяется сознанием говорящих и пишущих людей, субъективно оценивающих объективную необходимость коммуникативных качеств хорошей речи. Если норма одинакова для всех членов языкового коллектива, то целесообразность зависит от функционального стиля речи, социальных различий, от коммуникативных задач и целей.

Знание речевых норм и соблюдение принципа коммуникативной целесообразности является основой культуры речи человека.

Культура речи

Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, одной из задач которой является желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т. е. позитивная самопрезентация. На основании того, как человек говорит, можно сделать вывод об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.

В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую» речь, содержащую изысканные слова и выражения, – иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно.

Практическое занятие № 1.

Тема: Культура речи как научная дисциплина.

Теоретическая часть:

1. Язык и речь: проблема разграничения. Язык как знаковая система и как «орудие культуры». Речь как форма существования языка.

2. Основные виды речевой деятельности (слушание, говорение , письмо, чтение).

3. Специфика культуры речи как научной дисциплины, ее предмет и задачи. Культура речи, стилистика и риторика как теоретическая база культуры речевого общения.

4. Основные аспекты культуры речи (коммуникативный, нормативный, этический). Социальная и индивидуальная значимость культуры речевого общения.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.К. Культура и искусство речи. – М., 1999. – С. 5-17, 65-81.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980. – С. 12-39 или Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М., 1988. – С. 4-39.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 1999. – С. 7-134.

4. Культура русской речи. – М., 1998. – С. 58-72.

5. Русский язык и культура общения для нефилологов. – Саратов, 1998. – С.12-17; 18-22; 43-48; 49-56.

6. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995. – С. 50-55.

7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989. –С. 5-43.

8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов – нефилологов: учебное пособие. – М., 2000. –С.21-24, 26-29.

Дополнительная литература

1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М., 1996.

2. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. – М., 1988.

3. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1988.

4. Умеете ли вы общаться? – М., 1991.

Практическая часть:

1.Подготовить сообщения:

Культура речи как научная дисциплина. Литература: Е. Н. Ширяев «Что такое культура речи?» // Русская речь. – 1991. – № 4.

Речевые стратегии, тактики и приемы. Литература: Речевые стратегии, тактики и приемы // Культура русской речи. – М., 1998. – С. 72-83.

2.Словарь «языкового расширения»:

авансирование, амбиция, брифинг, депортация, катаклизм.

Попробуйте самостоятельно сформулировать значение этих слов. Сравните с их толкованиями в словаре (для этого можно использовать «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина. – М., 1998).

Практическое занятие № 2.

Тема: Нормы произношения и ударения


  1. Упражнение на развитие подвижности гортани
С любой громкостью произнесите поочередно звуки И – У (И-У-И-У-И-У) 10–15 раз.

  1. Упражнение на развитие дикции
Произнесите отчётливо следующие сочетания звуков и слов:

Цок - цок - цок - цок - цок,

Цып - цып - цып - цып - цып,

Цыц - цыц - цыц - цыц - цыц,

Цап - цап - цап - цап - цап.
Пирожки, лужки, дружки,

Кружки, ложки и стожки,

Фляжка, ножка, нож, лачужка,

Ёж, чертёж, багаж, пичужка.


Оч – оч – оч. Наступила ночь.

Ча – ча – ча. Горит в комнате свеча.

Чу – чу – чу. Погасили мы свечу.
Теоретическая часть:

1. Понятие орфоэпии. Особенности русского литературного произношения. Орфоэпическая норма (в области произношения гласных и согласных звуков) и участки ее колебания. Причины отступления от произносительных норм.

2. Стили произношения (высокий, нейтральный, разговорный). Сценические нормы произношения. Произношение заимствованных слов.

3. Природа русского ударения: а) особенности ударения в русском языке , б) основные функции ударения; в) причины изменения и колебания ударения, г) основные тенденции в развитии русского ударения.

4. Акцентологические нормы в словах и формах разных частей речи (в области именного и глагольного ударения). Акцентология заимствованных слов. Типология акцентных вариантов. Типичные случаи нарушения норм ударения.

5. Значение соблюдения норм произношения и ударения в химической терминосистеме.

Литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984. – С. 12-39, 43-52.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003. – С. 77-89.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988. – С. 41-84.

4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2003. – С. 332-338.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М. 1989. – С. 85-160.

6. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2002. – С. 139-149.

7. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2002. – С. 137-154.

8. Русский язык и культура речи / Под ред. М. В. Максимова. – М., 2001. – С. 275-281.

Дополнительная литература

1. Ганиев Ж.В. Русский язык: фонетика и орфоэпия. – М., 1990. – С. 108-112, 123-132.

2. Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. – Л., 1976.

3. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М., 1980. – С. 13-78.


Практическая часть:

1.Подготовить сообщения:

Орфоэпические ошибки в СМИ. Литература: Лаптева О.О. Говорят по радио и с телеэкрана // Русская речь. – 1998. – № 5.

Судьба ударения в заимствованных словах. Литература: 1. Бодров В.И. Диалог и метеоролог, библиограф и телеграф // Русская речь. – 1985. – № 1; 2. Крысин Л.П. Йогурт или ЙогУрт // Русская речь. – 1998. –№ 1.

Для подготовки практической части используйте «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы». – М., 1989; Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. «Словарь ударений для работников радио и телевидения». – М., 1984; Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – М., 2000.

2.От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения. Пример: Бро ня-брони ровать-брони рованный.

Броня-; маска-; пломба-; премия-.

3. Определите, в каких словах двойной согласной не произносится, в каких сохраняется, в каких допускается вариантное произношение.

Ассамблея, ассорти, ассоциация, ассистент, грамм, диссонанс, анналы, ванна, группировать, гамма, беллетристика, симметричный, грипп, аккуратный, аттестат , классный, программный, ирреальный, террор, территория, корреспондент .

4.В каких словах иноязычного происхождения и именах собственных сохраняется безударный звук [о]?

Ароматный, бордо, баобаб, кооперация, модель, ноктюрн, поэт, оратор, трио, концерт, роман, соната, хаос, Вольтер, Роден, Флобер, Шопен .

5.Возможны ли варианты произношения в следующих словах:

Булочная, конечно, молочный, скучный, перечница, сливочный, яичница, прачечная, скворечник, Ильинична, ночной, пустячный, ячневая, речной .

6.Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? В каких случаях допускается вариантное произношение?

Айсберг, афера, безе, блеклый, гренадер, декан, детектив, интеллект , модель, орхидея, патент, планер, сессия, свекла, темп, термин, текст, энергия, эффект, филистер.

7.Прочитайте аббревиатуры, объясните их произношение:

ООН, МГИМО, РФ, ФБР, ЛГУ, США.

8. «Четвертый лишний». Определить, в каком слове ударение падает на другой слог в сравнении со словами цепочки.

1.Некролог, неприязнь, мытарство, духовник. 2. Банты, шарфы, торты, гербы. 3. Углубим, даруем, принудим, преминем. 4. Свекла, сумерничать, убывший, центнер.5. Начать, торта (род. п.), герба (род. п.), щавеля. 6. Цепочка, отрочество, памятуя, шарфы. 7. Ветряная (оспа), броня (на места), звонит, отрочество. 8. Жалюзи, догмат, исполу, кухонный. 9. Жерло, инструмент, колледж, исчерпать. 10. Нефтепровод, арбуз, каталог, ненецкий. 11. Диалог, средствами, недуг, эксперт. 12. Блокировать, премировать, гарантировать, инсценировать.

9.Сгруппируйте пары слов по роли ударения (разные слова, разные формы разных слов, разные формы одного слова, стилистически дифференцированные акцентные варианты). Большими буквами обозначены ударные гласные:

гОры – горЫ, дорОгой – дорогОй, зАмок – замОк, кулинАрия – кулинарИя , пИли – пилИ, Узко – узкО, узнАю - узнаЮ, цЕмент – цемЕнт .

10.Обратите внимание на зависимость ударения от значения слова. Расставьте ударение в словах. Как называются такие слова?

Видение (способность видеть) - видение (мираж, призрак), хаос (стихия) - хаос (беспорядок), характерный (упрямый, своенравный) - характерный (типичный, особенный) .

11.Прочитайте слова, выберите верный вариант:

Ас[ф]альт – ас[в]альт, бу[г]алтер – бу[хг]алтер – бу[γ]алтер, инцидент – инциндент, прецедент – прецендент, компрометировать – компроментировать, конкурентоспособный – конкурентноспособный, чрезвычайный – черезвычайный, будущий – будующий, жаждущий – жаждующий.

12. Акцентологический минимум:

авансирование, аналог, апартаменты, афера, бензопровод, бомбардировать, бытие, вероисповедание, валовой, генезис, диспансер, добыча, договор (мн.чл), забронировать (закрепить), забронировать (покрыть броней), закупорить, избаловать, избалованный , индустрия, исподволь, каталог, квартал, красивее, коклюш, кухонный, маркетинг, маневр, мизерный, мышление, намерение, ненецкий, новорожденный, нормирование, обеспечение, облегчить, опека, оптовый, повременный, поименный, принудить , рудник, свекла, симметрия, сливовый, средства, столяр, творог, углубить, феномен, ходатайство, цепочка, щавель, эксперт, экспорт, языковая (колбаса, система).
Практическое занятие № 3.

Тема: Лексические нормы .

1. Упражнение на выработку хорошей дикции

Повторите поочередно один и тот же согласный с разными гласными.

Ба-бо-бы-бу-бэ, ма-мо-мы-му-мэ, па-по-пы-пу-пэ, ра-ро-ру-ры-рэ
Теоретическая часть:

1. Понятие лексической нормы. Системные отношения в лексике (синонимия, антонимия, паронимия и пр.). Стилистически оправданное и неоправданное употребление синонимов, антонимов, паронимов и т.д.

2. Стилистическая дифференциация лексики русского языка. Функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная окраска лексики.

3. Стилистическое использование в речи лексики ограниченной сферы распространения и лексики пассивного запаса. Стилистически оправданное и неоправданное использование подобной лексики. Профессиональная химическая лексика.

4.Основные ошибки в сфере лексики, нарушающие смысловую точность речи. Определение речевой избыточности и речевой недостаточности.

5. Понятие о тропах и фигурах, их характеристика. Функционирование в речи фразеологизмов , поговорок, пословиц, «крылатых выражений».

Литература

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980. – С. 124-145; 166-184.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – Раздел «Лексическая стилистика».

3. Горбачевич К.С. Нормы русского литературного языка. – М., 1978. –С. 40-84.

4. Культура русской речи. Учебник для вузов. – М., 1999. – Гл. «Средства речевой выразительности». – С. 264-279.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – Гл. «Лексическая стилистика».

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1996. – С. 5-82.

7. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов – нефилологов: учебное пособие. – М., 2003. – С. 69-80.

Практическая часть:
1.Подготовить сообщения:

Звонкое иноязычие. Литература: 1. Граудина Л.К., Дмитриева О.Л. «Мы сохраним тебя, русская речь!». – М., 1995. – С. 74-84; 2. Шапошников В.Н. «Иностранные слова в современной российской жизни» // Русская речь. – 1997. – № 2; 3.

Об употреблении оборота «как бы». Литература: 1. Корчажкина О. М. Что скрывается за модным оборотом как бы // Русский язык в школе. – 1999. – № 3; 2. Новиков В. Ноблесс оближ. О нашем речевом поведении // Новый мир. – 1998. – № 1. Сравните точки зрения, содержащиеся в данных статьях.

Крылатые слова как одно из средств выразительности. Литература: 1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. «Крылатые слова». – М., 1986 (предисловие); 2. Максимов С. «Крылатые слова». – М., 1955 (предисловие).


2. Найдите и определите вид лексических ошибок. Исправьте их.

1. Он целеустремленно стремится к намеченной цели. 2. Главная суть этого рассказа состоит в следующем… 3. В повести Толстого изображен образ простой русской женщины. 4. В своей автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина. 4. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 5. Катерина заранее предчувствует свою гибель…
3. Найдите случаи речевой избыточности/ недостаточности и исправьте фразы. Определите, в каких стилях функционируют данные лексические ошибки?

1. Налицо незаконное растаскивание государственного имущества.2. Перед своей смертью он долго болел. 3. Существующие расценки завышены. 4. За реальным ходом качественного выполнения принятого решения был установлен четкий контроль со стороны администрации. 5. Гражданин А. следовал по улице без опознавательных номерных знаков. 6. Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом.
4. Укажите случаи нарушения: а) лексической сочетаемости (способности слов сочетаться друг с другом); б) смысловой совместимости. Исправьте предложения.

1. Наступила война. 2. Лекции выполняют огромную роль в жизни студента. 3. За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители. 4. На стадионе жители города стали свидетелями большого театрализованного шоу. 5. Эта футбольная команда завоевала много замечательных побед. 6. С него взыскали ущерб в пользу потерпевших. 7. В глубокой юности он много учился. 8. Личные запросы должны сочетаться с общественными. 9. Члены профкома дали подробные ответы на запросы о строительстве нового дома.
5. Определите корректность использования иноязычных слов в данных предложениях; замените слова русскими эквивалентами.

1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 2. Профсоюзы делали сильный акцент на культурную работу. 3. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности.4. Общее внимание привлекал новый анонс, вывешенный на входной двери заведения. 5.На последних состязаниях футбольная команда потерпела полное фиаско. 6. Идентичное решение было принято студентами параллельной группы .
6. Укажите случаи неверного сочетания слов по стилистической окраске:

1. Такой поступок взбесил Владимира, и он кидает Онегину перчатку. 2. Перед мощью народа колчаковцы не устояли и скоро дали газу с нашей территории. 3. Перед нами зачинщик этого прекрасного вечера. 4. Татьяна никому не болтала о своей любви Онегину. 5. Многие жители слободки погибали в пьяных драках. 6. Дружище, что случилось? За несколько месяцев от тебя не поступило ни одного письма.
7.Составьте толкования лексических значений слов:

валидность, визажист, инвестор, мораторий, парфюм, саммит, триллер, эксклюзивный, экспорт.

Есть ли у этих слов русские эквиваленты? Назовите иноязычные слова , вошедшие в современную речь, употребление которых представляется вам неоправданным.


8.Следующие слова и выражения распределите по 3 группам: а) с положительной окраской; б) с отрицательной; в) с нейтральной:

отчизна, отечество, воин, вояка, военный, собрание, сборище, рука, лапа, десница, лик, лицо, морда, изгнать, выставить, прогнать.
9. Выберите из слов, заключенных в скобках, нужное. Мотивируйте свой выбор.

1. Одна из самых (гуманистических, гуманных) профессий на земле – учитель. 2. Последним (предоставили, представили) слово бухгалтеру. 3. Только (невежи, невежды) думают, что учеба заканчивается с окончанием школы. 4. Рабочие борются за (экономию, экономику) электроэнергии. 5. Бригада сэкономила за счет (бережливого, бережного) расходования электроэнергии несколько сот тысяч рублей. 5. Алеша (упрямо, упорно) добивался возможности читать книги. 6. Роман «Война и мир» (классовое, классическое) произведение русской литературы.
10.Определите вид тропов в предложениях:

1. Пусть порой мне шепчет синий вечер, что была ты песня и мечта…2. Ему рукоплескал Париж. 3. Но женщина мчится по склонам, как огненный лист за вагоном. 4. Мы все глядим в Наполеоны. 5. Скука - это пост души, когда жизненные соки помышляют о высоком. 6. В сто сорок солнц закат пылал. 7. Сквер величаво листья осыпал. Светало. Было холодно и трезво.
11.Объясните значение следующих крылатых слов:

ахиллесова пята, глас вопиющего в пустыне, дамоклов меч, двуликий Янус, калиф на час, муки Тантала , пиррова победа, прокрустово ложе .

1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи,

2. Профсоюзы делают сильный акцент на культурную работу.

3. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя

Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности.

4.Общее внимание привлекал новый анонс, вывешенный на входной двери

учреждения.

5. На последних состязаниях заводская футбольная команда потерпела

полное фиаско.

6. Нельзя неглижировать своими обязанностями.

7. Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса.

8. Новый сезон открывает большие возможности для дальнейшей эво-

люции отдельных видов спорта.

9 Строительство средней школы, начатое весной, форсируется ускорен-

ными темпами.

10.Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию не-

гативный эффект.

Глава 1.3 РЕЧЕВАЯ НОРМА

И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Речевая норма

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Норма формируется на основе языка определенной области или города. Например, нормы произношения современного русского литературного языка сформировались на основе среднерусских диалектов и речи жителей Москвы. В процессе развития литературного языка происходят сдвиги в сторону диалектов, других функциональных разновидностей языка. Как правило, нормы письменной речи складываются раньше, чем устной. В настоящее время существует тенденция к сближению норм письменной и устной речи.

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как: 1) соответствие структуре языка; 2) массовая и регулярная воспроизводимость в процессе коммуникации; 3) общественное одобрение и признание. При формировании речевой нормы действуют как стихийные, так и сознательные процессы. Стихийность связана с массовым и регулярным употреблением той или иной языковой нормы в речи носителей языка, осознанными являются процессы «узаконивания», или кодификации, сложившихся стихийно языковых норм в грамматике и в словарях. Кодификация, то есть фиксация сложившихся в процессе общественной практики явлений, осуществляется учеными-филологами.

Нормы существуют на всех уровнях языка и во всех функциональных стилях. Наиболее известные всем совокупности грамматических норм - это орфография и пунктуация. Орфография - совокупность правил написания слов, то есть нормы правописания. Пунктуация - совокупность правил (норм) расстановки знаков препинания. Для устной речи огромное значение имеет орфоэпия - совокупность норм литературного произношения. Эти нормы необходимы для достижения единообразия в произношении, что облегчает общение между людьми, помогает им быстрее понимать друг друга.

Необходимо отметить, что языковые нормы изменяются под влиянием различных факторов и прежде всего - под влиянием изменений, происходящих в обществе. Например, всем известно, что до революции на конце слов, оканчивающихся на согласный, писалась буква Ъ . После реформы орфографии эта норма перестала действовать. По старым нормам орфографии писали чорт и придти , а в 50-х годах появились новые нормы - черт и прийти . Очень быстро под влиянием диалектов и просторечия меняются орфоэпические нормы. Вместо кулинАрия произносят сейчас кулинарИя, вместо [булошная] и [сливошный] - [булочная] и [сливочный]. Новые варианты произношения уже стали нормативными.

Часто некоторое устаревшее произношение связывается с принадлежностью человека к какому-либо социальному слою. Так, в среде образованных людей XIX в. было принято произносить некоторые фамилии с ударением на предпоследнем слоге - ИвАнов, БЫков. А в просторечии, наоборот, произносили фамилию с ударением на последнем слоге - ИванОв, БыкОв. После революции 1917 г. произношение ИвАнов стало связываться с представлением о людях из более зажиточных слоев общества и поэтому быстро устарело. Ему на смену пришло более демократичное ИванОв . Произношения типа компАс или астрОном сохраняются благодаря влиянию профессиональных жаргонов.

Определенные нормы существуют и в каждом функциональном стиле речи. Здесь стилистическая норма не является абсолютной, а носит относительный, вероятностный характер. Специфика функционального стиля состоит в том, что он позволяет наилучшим образом осуществить процесс коммуникации в данных типовых условиях и при данных типовых целях общения. Например, если в бытовой ситуации человек будет пользоваться книжным языком, то окружающие могут подумать, что он либо нерусский, либо с социально-психологическими отклонениями (например, одержим манией бюрократического величия или ученой отрешенности от повседневности), либо находится в состоянии скрытой нервной напряженности. Так, в бытовой речи неуместны слова идентичный вместо одинаковый, таковой вместо этот, нежели вместо чем, ибо вместо потому что и т.п.

Приведенные примеры иллюстрируют необходимость соблюдения в речи принципа коммуникативной целесообразности , который требует, чтобы языковые формы соответствовали условиям и целям общения. Целесообразность определяется сознанием говорящих и пишущих людей, субъективно оценивающих объективную необходимость коммуникативных качеств хорошей речи. Если норма одинакова для всех членов языкового коллектива, то целесообразность зависит от функционального стиля речи, социальных различий, от коммуникативных задач и целей.

Знание речевых норм и соблюдение принципа коммуникативной целесообразности является основой культуры речи человека.

Культура речи

Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, то есть позитивная самопрезентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.

В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую», содержащую изысканные слова и выражения речь. Иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно.

Культура речи - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»* Другими словами, культура речи - это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения. Таким образом, выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи - правильность и коммуникативная целесообразность. Но этими критериями культура речи не ограничивается. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность. Рассмотрим все критерии культуры речи более подробно.

ПРАВИЛЬНОСТЬ

Правильность - это соблюдение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка - произносительными, грамматическими, стилистическими. В соответствии с этими нормами надо говорить, например, [што], а не [что]; квартАл, а не квАртал; поезжай, а не ехай и т.д. Но правильность - только первая ступень подлинной речевой культуры.

3. Исправьте предложения.

Вообще история терминов, особенно производственных, шла и развивалась по путям, непосредственно связанным с пополнением общеупотребительной лексикой. Относительно же диалектных слов, то они характерны для разговорной речи прежде всего Петра. Не раз принимались хорошие решения по парторганизациям, в том числе и завода имени Дзержинского. Об этих героях можно сказать, что и об предыдущих. Синонимы служат важным средством для стилистического обогащения речи героев, для усиления выразительности языка. В целях речевой характеристики персонажей баснописец пользуется приемом сочетания разговорно-просторечной лексики с книжной. Подтверждение этому значению мы находим в словаре Срезневского. Следует отметить, что чрезмерное нагнетение иностранными словами вредно. С общими усилиями мы эту работу выполним. Язык «Василий Теркин» близкий к народу, простой и задушевный. Общенаучный факультет создается с работников, работающих на стационаре. Вы не знаете, ему фамилия Афанасьев?

г) Лексические и стилистические нормы

1. Определите уместность использования иноязычной лексики в приведенных предложениях. Если нужно, исправьте предложения.

Среди собравшихся превалировали представители молодежи. Девушка конфиденциально призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. На последних соревнованиях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. Профсоюзы делают сильный акцент на культмассовую работу. Идентичное решение было принято студентами второй группы. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера.

2. Определите тип ошибок в следующих предложениях.

Мы провели в нашем районе форум доярок. Они внесли огромную лепту в выполнение плана. Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене. В этом тексте выступления много дефектов. Во время интервала между уроками в аудиторию вошел преподаватель. Туристы посетили памятный мемориал на Пискаревском кладбище. Завод вышел на орбиту плана. Теперь эта плеяда тракторов переводится на дешевое дизельное топливо. Эти картины стали неотъемлемой частью всесоюзных вернисажей. Факторы доказывают, что наше производство неуклонно растет. Художники фарфорового завода создали ряд уникальных изделий, расписанных в духе народного фольклора.

3. Найдите в предложениях слова и словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу пишущего положительной.

1. Начинается рассказ с описания мирной жизни семьи Соколова. Эта была дружная и веселая семейка. 2. А химия? Какие она только не вытворяет чудеса! 3. «Буревестник революции» - так прозвали Горького. 4. Теперь они не только зрители в жизни, но и соучастники ее. 5. На космодроме высилось чудище человеческого разума - ракета. 6. Метелица встретил пастушонка и быстро залез ему в душу. 7. Немцы знали, что существует подпольная организация, но не могли ее выловить. 8. И это подвиг, на который человек идет, осознавая всю тяжесть последствий. 9. Недаром декабристы отбывали свои сроки за наше будущее еще в 19 веке.

4. В каких из предложений слово свой лишнее, а в каких оно необходимо?

Русская литература прошла длительный путь своего развития. Вдруг Софья теряет свое сознание. Во время летних каникул он мог целыми днями заниматься своей химией. Директор интерната свое главное внимание уделяет воспитательной работе . Справка дана в том, что ей действительно разрешается продать свое мясо. Каждая школа с учетом своей специфики определяет наиболее эффективную методику обучения. В приведенной точке зрения есть и свое рациональное зерно. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст. Прохожий снял свою шляпу и поклонился. Всегда спокойный и корректный, И. Ухлинов заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

2. Культура письменной речи

а) Логическое ударение

1. Позиционный способ передачи логического ударения.

Обратите внимание, какое слово воспринимается логически ударным в каждом из приведенных примеров. Чем это обусловлено?

А) Поле пересекали окопы, пригорок и опушку леса. Мозг - и творец, и потребитель искусства, а не сердце, как думали прежде.

Б) У Пушкина половина хореических строк начинается с ударного слога, а у Есенина - 25 %. В результате обысков в доме Шатова в дровах были найдены деньги, а у Кустова - в сарае.

В) Например, медсестра высыпает яд в стакан с водой и дает его больному, полагая, что дает лекарство, в результате чего больной умирает. В данном случае отсутствует состав умышленного убийства, так как медсестра не осознавала, что дает яд больному (медсестра перепутала лекарства) .


2. Лексический способ передачи логического ударения.

Запомните основные лексические средства передачи логического ударения. Обратите внимание на смещение логического ударения при их устранении.

А) Выделяющие частицы: 1. Тема нагнулся к колодцу и прислушался. Снизу донесся протяжный стон. Это Жучка стонет. 2. Марат едет завтра в Москву. - Это Марат едет завтра в Москву. Лишь в восемь часов работа была закончена. Это полезно и для опытного лектора.

Б) Уточняющий синоним: 1. Кому не известны «муки слова», когда пишущий бьется, мучается в поисках нужного выражения. 2. Эта теория называется общей, так как она является обобщением, расширением специальной теории.

В) Противопоставление: 1. Нас ожидала не пара, а тройка лошадей. 2. Этот дом стоит не в начале, а в конце улицы.

Г) Усилители наречного типа (интенсивы): Вчера мы посетили интересную выставку - Вчера мы посетили чрезвычайно интересную выставку.

Упражнения.

1. С какого слова на какое смещается при восприятии логическое ударение?

Писателя заботило, чтобы не проскользнуло какой-нибудь ошибки; он читал сначала сам корректуру, потом давал редактору. В первом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором - числительные. Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня.

2. Поставьте логически ударное слово в ударную позицию.

Когда Марат уезжал в Москву, знакомых он встретил на вокзале. Брату я подарил альбом для марок, а книгу - сестре. Досадно становится, как посмотришь на поле: земля кое-как вспахана. Иногда в классе не находится образцового сочинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хранить учителю. В поэзии чаще используется эмоциональная лексика, чем в прозе.

3. Укажите лексический усилитель. Обратите внимание на его расположение по отношению к выделяемому слову (препозиция – постпозиция). Какова его функция?

Дружные супруги даже из океана воду вычерпают. Только отец соблюдал спокойствие. Как раз здесь начинается минное поле. Я должна уехать сегодня же! Вот теперь-то мы повоюем!

4. Устраните один из двух смежных синонимов и проследите, как при этом изменится (в восприятии читающего) место логического ударения.

Чтец в соответствии с замыслом автора может заострять, обнажать мысль автора. Частицы обычно употребляются для выделения, подчеркивания какого-нибудь слова. Для изучения явления, законы которого еще не выявлены, мы создаем, конструируем упрощенную модель.

5. Мысленно устраните из предложения выделяющую частицу; проследите смещение логического ударения.

Лишь экономное использование усилительных слов бывает выразительным. Даже верблюды были испуганы. Только Катя осталась в блиндаже .

6. Переставьте выделяющую частицу на свое место.

Ведь многие хозяйства мечтают еще только о стопудовых урожаях. Годовой план уже должен быть завершен в октябре. Если в прошлом году было семь неуспевающих, то сейчас их только у нас два. Этому родители учили еще его с детства.

7. Добавьте к логически ударному слову (в скобках) подходящий по смыслу лексический усилитель.

Он не видел, как ставятся ульи (не видел ). Друзья от него отвернулись (Друзья) . Установлено, что описываемая в тексте картина постепенно складывается в сознании читателя (постепенно) . Вы сможете писать для детей (сможете) . Почему изменяется язык? (почему) . Самодеятельный театр представил народное искусство (народное).

б) Ошибочная смысловая связь слов

1. Укажите два слова (словосочетания), между которыми возникает ошибочная смысловая связь. Исправьте ошибку.

ОБРАЗЕЦ: И в этот лагерь приехал только что окончивший школу по туристической путевке веселый паренек Максим. Ошибочная смысловая связь возникает между словосочетаниями «окончивший школу» и «по туристической путевке». Правильный вариант: И в этот лагерь приехал по туристической путевке только что окончивший школу веселый паренек Максим (сближаем элементы правильной смысловой связи).

Печорин хочет умереть в Персии, куда он держал путь во второй главе, чтобы лежать в чужих песках. Зарубежные критики признают, что данные герои романа не выражают авторской позиции, но это не мешает им чернить нашу действительность. При всем желании ответить на этот вопрос практически невозможно. В колхозе «Рассвет» проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Трошиным. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Филипповой, которая находилась в стадии брожения .

2. Мысленно устраните выделенное слово. Проследите, как изменится в этом месте связь между словами.

Федоров начал свою работу по изучению химии мышцы, работу , которой суждено было привести к крупным открытиям. Общая теория частей речи необходима для создания полноценных научных и учебных грамматик реальных языков, грамматик , разумно учитывающих и общее, и особенное в разных языках. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в школьных сочинениях, ошибки , которые следует считать недопустимыми.

3. Устраните ошибку, вызванную нарушением связи слов при восприятии.

Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь, и честь. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.

4. Устраните ошибочную смысловую связь, заменив один из ее элементов синонимом.

На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей.

3. Система коммуникативных качеств речи

а) Точность речи

1. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях?

Самолет сделал смертельную петлю. Бойцы стали собираться в наступление. Ульяна Громова - верная дочка своего народа. Плюшкин ходил в дряхлом халате. Свое призвание он видит в службе искусству. Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. Бывшему шоферу такси будет предложено обвинение в американском суде. Фред Александрович, скажите, какие виды телефонных услуг появились у вас в ближайшее время? Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе.

2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте.

Наш папа по происхождению одессит. Среди многих писем процитируем лишь одно. На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы. Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы. Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства? На картине была нарисована группа людей. Некрасов широко применял русское народное творчество. В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. Для удобства пользования альманах снабжен содержанием. Это постановление положит конец прогульщикам. Игорь Иванов, закончив службу в авиации, пришел в кружок и отдает детям то, что сам горячо любит. Конница нанесла сокрушительный удар по задним частям атакующих. Раскольников убил бабушку. На выставке представлено 25 наименований продукции. У нас в столовой самообслуживание: покушал - убирайся сам. Из клуба выскочила чья-то фигура. Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться. На пространстве нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется. Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой. Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом. Далее мы коснемся этого вопроса более подробно. В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько имен - Е. Зайцева, М. Ширина, С. Кобозева… Всё стихотворение пронизано революционным уклоном. Белинский и Добролюбов толкнули далеко вперед русскую литературу . Пушкин хотел этим сказать, что дворянское общество занималось пустотой. Они уже начали сдруживаться. Мимо строя проносят знамя. Этот пробел необходимо пополнить. Скоро теплоход должен был уезжать. На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается увеличить норму. Газета призывает скорее восстановить разрушения на центральной улице. Притормозив коня, командир подождал Марусю. Сергею поручили очистить котел от пыли и загрязненности. В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие.

б) Краткость и полнота речи

1. Устраните в предложениях лишние слова.

Не исключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей. Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам. Отец и мать дают сыну в дар садовый участок, который они имеют. Истребители взлетали прямо с шоссе, которое было для них взлетной полосой. Как можно исправить фразу, чтобы она была правильной? Площадь виноградника - около пяти квадратных гектаров. Дворяне наносили друг другу визиты в гости. В тачке везли железный лом: старый примус, ржавый водопроводный кран, сплющенный чайник. Ошибки чтеца неприятно режут слух. Госпиталь милосердия разместился в третьей горбольнице, заново переоборудованной и обновленной. Вечер, посвященный дню празднования 8 Марта, был особенно торжествен и радостен. В литературном наследии Салтыкова-Щедрина большое и видное место занимает разоблачение и опровержение ложных эстетических теорий. Бидструп создавал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад. Новый сплав - великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий. Добрый совет библиотекаря, его знания и опыт тоже могут сыграть определенную и немалую роль в том, чтобы увлечь человека книгой. В районной больнице плохо поставлен уход за больными, находящимися на излечении. Итак, речь бабушки в сущности является народно-разговорной. Он быстро спустился вниз, но через несколько минут снова поднялся к себе наверх.


2. Вставьте в предложения пропущенное слово (сочетание слов). Исправьте предложения со смысловыми недочетами, перестроив их.

На ваших экранах отдыхает польский боксер. Вернув коров на зимнее содержание, мы провели большую разъяснительную работу. Чабан Кадыров добился увеличения овец. Клиентов в одежде не обслуживаем. На ферме хорошо кормят и ухаживают за телятами. Коллектив хозяйства организованно приступил и ведет жатву колосовых. Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но она до сих пор интересуется и любит искусство. Маяковский любил и гордился своей страной.

в) Логичность речи

1. Найти в предложениях логические ошибки.

Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме. Сначала он производил впечатление замкнутого, нелюдимого человека; потом стало известно, что у него среднее техническое образование. О дальнейшей судьбе Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб. Скоморохи, актеры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства. Однако Анну Толстой спасти не может. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое и наоборот.

г) Богатство (разнообразие) речи

1. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово сделать (делать ) более определенным, конкретизирующим характер действия.

На стволе березы кто-то сделал ножиком свои инициалы. Ребята стали делать костры у самого ледника. С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря. В пятницу мы делаем классный сбор. Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль. Туристы сделали отдых на берегу реки. Вера научила Джульбарса делать разные поручения.

2. Приведите синонимы прилагательного «глухой» в разных его значениях:

глухой (человек) - глухой (край) -

глухой (выстрел) - глухой (переулок) -

глухой (переулок) - глухая (осень) -

Задание 6 . Составьте с данными словами словосочетания .

Бережный - бережливый; веский - весомый; геройский - героический; главный - заглавный; деловой - деловитый; доверительный - доверчивый; желаемый - желательный; жилищный - жилой; затрудненный - затруднительный; логичный - логический; специальный - специализированный; огорченный - огорчительный; особый - особенный.

Изготовить - приготовить, задерживать - сдерживать, обоснование - основание, оплата - плата, подменить - заменить, поместить - разместить, представить - предоставить.

Задание 7. Выберите нужное слово в зависимости от смысла предложения.

2. Лучшие рабочие цеха не раз занимали (выборные , выборочные ) должности.

3. Сюжетом повести стала (драматичная , драматическая ) ситуация, сложившаяся в семье знаменитого писателя.

4. Спор о правах человека - это спор о его коренных (житейских , жизненных ), главных надеждах на будущее.

5. Группа экспериментальных работ (изготовила , приготовила ) нестандартные штампы и резцы для последующей обработки деталей.

6. Продажа рассадочного материала владельцам (кооперативных , кооперированных ) участков производится только по представлении налоговых справок.

7. В районах жилой (застройки , постройки ) комплексный метод стал главным.

8. В кузове грузовика может (поместиться , разместиться ) четыре легковых автомобиля.

2. На предприятии давно изжиты факты бесхозяйственности, бюрократизма , канцелярщины.

3. Просим разъяснить изменение оклада лицам, имеющим пятилетний педагогический рабочий стаж.

4. Известно, что некоторая часть зрителей страдает нетребовательными вкусами.

5. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов.

6. Следует немедленно принять ко вниманию и одобрению предложения о централизованных поставках запасных частей.

7. Держаться в стороне развития современной нефтехимии
- значит отставать в производстве самых нужных материалов.

8. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом.

9. Геологи и нефтеразведчики Сибири заложили прочную базу развертывания промышленной добычи нефти и газа.

10. Предложения о подготовке научных кадров и сближению науки с производством не новы, и тем более поражает упорное молчание тех учреждений, которые призваны развязать этот гордиев узел.

11. Химические волокна занимают большой удельный вес в шелковой промышленности.

12. Кадровый вопрос должен быть поставлен во главу развития предприятия.

Вариант 3

Задание 1. Определите стилистическую окраску слов .

Аккредитив, батарея, безапелляционный, безвестный, бестия, библиотека, бинокль, блестеть, блистать, букварь , буквоед, бытие , война, волнение, вопрос, воришка, ворчун, воспретить, дееспособный, дезинформировать, деляга, дилемма, дорогостоящий, доступный, драчун, дрыхнуть, забвение, интервьюировать, катаклизм, консервативность, консолидация , крутой, ловкий, лоно, маячить, одежда, одеяние, растение, рекорд, синий, творение, терпение, терпимость, третировать, угробить, уйма, ухнуть, явиться, явление.

Задание 2. Что вы можете сказать о способе образования данных "книжных" слов ? об их происхождении ?

1. Вышеупомянутый, вышеуказанный, вышеназванный; самовоспитание, самовнушение, самовоспитание, самоокупаемость ; местожительство, правонарушение, градостроение.

2. Аргументировать, дискутировать, констатировать, стимулировать, лимитировать, реагировать, утрировать.

3. Стимулирование, лимитирование, продуцирование, реагирование.

Задание 3. Найдите "книжные" слова. Уместно ли их употребление в данных текстах ?

1. В момент взрыва обычного взрывчатого вещества атомный заряд переводится из подкритического состояния в надкритическое, в результате чего инициируется цепная реакция.

2. Система премирования построена таким образом, чтобы не допустить перерасхода фонда заработной платы при материальном стимулировании работников. Поэтому в случаях, когда по отдельным показателям такой перерасход возможно прогнозировать, администрация предприятия стремится заранее изыскать дополнительные возможности для поощрения рабочих и служащих .

3. В настоящее время работа цеха регламентируется характером поступления заготовок.

4. Согласно заявке на истекший год завод испрашивал фонд масел машинных на 42 тонны.

5. Неподтверждение получения заказов оборудования в срок обычно заметно снижает эффективность работы плановых отделов, мешает им работать ритмично, с перспективой.

6. Просим принять зависящие меры к выделению заводу дополнительных фондов на металл.

7. Извещаем, что требующееся затребование будет переслано нами своевременно.

9. Труд - вот истинный оплот мастерства.

10. Предусмотрительность, даже осторожничанье, проявленные старшим технологом, получили поддержку большинства коллектива.

11. На схеме показаны жалюзи системы терморегулирования, а также исполнительные органы газореактивной системы предварительного успокоения спутника.

Задание 4. Найдите "разговорные" слова. Уместно ли их употребление в данных текстах ?

1. На многих строительных площадках неудовлетворительно хранятся столярные изделия. Нужно же хранить столярку в специально подготовленном помещении.

2. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования.

3. Опытные удильщики ловят рыбу около тресты, они выезжают на озеро и удят на нальях - песчано-каменистых отмелях вдали от берега.

4. В бригаде еще не начинали стожить, намеченные планом сроки могут быть упущены.

1. Убедившись в правильности исполнения документа, следует завизировать его, т. е. поставить свою подпись (визу) и дату.

2. Помимо подписи, документы часто удостоверяются приложением печати.

3. Было принято решение сократить диспетчера цеха с занимаемой должности.

4. Препровождаем акт на аварийное состояние выпарной станции.

5. Вышеперечисленный металл требуется для изготовления нестандартного оборудования.

6. Просим срочно изыскать или испросить у вышестоящих органов фонды на качественные электроды в размере 200 килограмм.

7. В связи со встретившейся надобностью, просим вашего разъяснения о том, имеет ли право на получение подъемных молодой специалист, обучавшийся в институте за счет предприятия, куда он распределен.

8. Прошу разъяснить, за счет каких средств выплачивается денежное содержание лицам, зачисленным в одногодичную аспирантуру.

Задание 6 . Укажите значение устойчивых оборотов, определите их стилистическую окраску. Уместно ли они использованы в данных предложениях ?

1. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, сев зерновых по хозяйствам области будет завершен к сроку.

2. Добиться рационального использования минеральных и местных удобрений - вот ключ к успеху в борьбе за урожай.

4. Несмотря на то, что на сооружении линии главного конвейера достигнуты ощутимые успехи, часто дает себя знать отставание в сооружении литейного цеха.

Задание 7. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологические выражения. Как говорят:

О том, кто часто меняет свои решения?

О человеке, который держится неестественно прямо?

Об очень дальних родственниках?

О бесследном исчезновении кого-либо?

О положении, когда опасность грозит со всех сторон?

О беспорядке, неразберихе, царящих где-либо?

Составление и оформление личных документов

1. Автобиография, резюме .

Тест «Характеристика

Предназначен для оценки и самооценки деловых и личных качеств.

Качества мышления

· Проблемное (способен заранее обнаружить трудности и находить пути их преодоления)

· Системное (умею учитывать все, что влияет на результат)

· Опережающее (предвижу последствия принимаемых решений)

· Профессиональное (активно применяю специальные знания)

· Гибкое (способен использовать предложения, противоположные собственным)

· Аналитическое (умею отличать мнения от фактов)

· Безынерционное (опыт и знания не мешают мне принимать оригинальные решения)

· Оперативное (быстро реагирую на изменение обстановки)

· Методичное (умею последовательно, не отклоняясь от цели, осмысливать ситуацию)

Психические черты

· Настойчив

· Способен к разумному риску

· Терпелив (готов к однообразной и трудной работе)

· Инициативен (способен самостоятельно выдвигать идеи и осуществлять их)

· Целенаправлен (не увлекаюсь нереальными предложениями)

· Умею видеть себя глазами других

· Адаптивен (быстро приспосабливаюсь к меняющимся условиям)

· Владею собой (умею сдерживаться в сложной эмоциональной ситуации и настраиваться на любую работу)

· Надежен (внутренне настроен на выполнение обещанного

Этические характеристики

· Принципиален в конфликтных ситуациях

· Требователен прежде всего к себе