» » Развитие опорно-двигательной системы. Опорно-двигательная система Основные функции опорно двигательной системы

Развитие опорно-двигательной системы. Опорно-двигательная система Основные функции опорно двигательной системы

Опорно-двигательная система:

Скелет,

Мышцы.

В скелете человека более 200 костей и их соединений. Скелет выполняет защитную и опорную функции .

Мышцы , рефлекторно сокращаясь, приводят в движение кости.

Кости также участвуют в минеральном обмене и выполняют кроветворную функцию . Кости образованы в основном соединительной костной тканью.

В состав кости входят вещества:

органические вещества придают кости упругость и эластичность

неорганические – прочность и хрупкость.

С возрастом в составе кости преобладают неорганические вещества, т.к. процессы биосинтеза белка замедляются.

Поверхность кости покрыта надкостницей , обеспечивающей рост кости в толщину , чувствительность, питание, срастание костей после переломов.

В длину кость растет благодаря делению групп клеток, находящихся на ее концах. На суставных поверхностях надкостницы нет.

Разновидности костей:

– трубчатые – длинные (плечевая, бедренная и т.д.) содержат желтый костный мозг;

– плоские – (лопатки, ребра, тазовые кости) содержат красный костный мозг, выполняющий кроветворную функцию;

– короткие (кости запястья, предплюсны);

– смешанные (позвонки, некоторые кости черепа).

Соединения костей:

– неподвижные, непрерывные – кости срастаются или скреплены соединительной тканью (соединения крыши черепа);

– полуподвижные – соединения позвонков межпозвоночными хрящевыми дисками,

– подвижные – суставы (сустав образован:

суставными поверхностями, покрытыми

суставным хрящом,

суставной соединительно-тканной сумкой,

суставной полостью, содержащей

суставную жидкость).

Скелет обеспечивает поддержание определенной формы тела, защиту внутренних органов, локомоторные функции организма, движение отдельных частей тела.

I . Скелет головы

лицевой отдел

мозговой отдел.

В черепе есть одна подвижная кость – верхняя челюсть. Все остальные кости черепа соединены неподвижно.

Основными отличиями черепа человека являются :

объем мозговой части до 1500 см3

большое затылочное отверстие на основании черепа

большие глазницы на лицевой части

подбородочный бугор на нижней челюсти

дифференцированные зубы как молочные, так и постоянные.

II . Скелет туловища включает:

позвоночник , состоящий из 5 отделов:

– шейный – 7 позвонков;

– грудной – 12 позвонков, сочлененных с ребрами. Грудные позвонки, ребра и грудина образуют грудную клетку ;

– поясничный отдел – 5 позвонков;

– крестцовый отдел – 5 позвонков, срастающихся к 18-20 годам, образуют крестец;

– копчиковый отдел – 4-5 копчиковых позвонков.

Позвоночник образует изгибы:

2 (шейный и поясничный) направлены выпуклостью вперед

2 (грудной и крестцовый) направлены выпуклостью назад.

скелет верхних конечностей образован:

скелетом плечевого пояса (парные лопатки и парные ключицы)

скелетом свободных верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть) образован плечевой костью, костями предплечья – локтевой и лучевой, и костями кисти.

скелет нижних конечностей образован:

костями тазового пояса (состоит из 2 тазовых костей, каждая из которых образована сросшимися подвздошной, лобковой и седалищной костями. Таз соединяет свободные конечности с туловищем и образует полость, содержащие некоторые внутренние органы)

костями свободных нижних конечностей (бедро, голень, стопа) состоит из бедренной, большой и малой берцовых костей, костей стопы.

Мышцы – активная часть опорно-двигательной системы.

Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатыми мышечными волокнами . Волокна образуют брюшко мышцы, которое на концах переходит в сухожилия, прикрепляющиеся к костям.

Работа мышц : мышечное волокно возбуждается нервными импульсами, поступающими от мотонейронов. Передача возбуждения происходит в нервно-мышечном синапсе. Сокращение мышцы складывается из суммы сокращений отдельных мышечных волокон.

Утомление мышц – временное понижение работоспособности органа. Утомление мышц связано с накоплением в них молочной кислоты. Кроме того, при утомлении расходуются запасы гликогена, а следовательно, снижается интенсивность синтеза АТФ.

Работоспособность мышц повышается при тренировках.

Тематические задания

А1. Подвижной частью черепа является

1) носовая кость

2) лобная кость

3) верхняя челюсть

4) нижняя челюсть

А2. В шейном отделе позвоночник количество позвонков

составляет

1) половину от всего количества позвонков

2) больше половины

3) меньше одной четверти

4) больше одной четверти

А3. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет

1) желтый костный мозг

3) надкостница

2) красный костный мозг

4) губчатое вещество

А4. Прочность костей зависит от содержания в них ионов

2) кальция

А5. В костях 5-летнего ребенка, по сравнению с костями старика

1) больше минеральных солей, чем органических соединений

2) больше органических соединений, чем минеральных солей

3) равное количество органических и неорганических соединений

4) в основном содержатся органические соединения

А6. Гладкие мышцы желудка сокращаются под влиянием

1) соматической нервной системы

2) эндокринной системы

3) вегетативной нервной системы

4) эндокринной и соматической систем

А7. Для возникновения мышечного сокращения необходимы ионы

1) кальция

4) фосфора

А8. Наиболее подвижно соединение

1) лобной и теменной костей

2) позвонков

3) плечевой и локтевой костей

4) ребер с грудиной

А9. Подвижность костей в суставе обеспечивается

1) надкостницей

3) хрящами и жидкостью

2) сухожилиями

4) костным мозгом

А10. Искривление позвоночника, приобретенное в детстве, с трудом исправляется из-за

1) привычки сидеть неправильно

2) накопления органических веществ в позвоночнике

3) нетренированности мышц спины

4) окостенения позвоночника

В1. Выберите кости, относящиеся к поясу верхних конечностей и свободным верхним конечностям

1) предплюсна

2) ключица

3) лопатка
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Технологическая карта урока

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся о рефлекторной регуляции

  1. Что такое рефлекс?
  2. Какие рефлексы характерны для человека?
  3. Каково значение рефлексов?
  4. Что такое рефлекторная дуга?
  5. Из чего состоит рефлекторная дуга?
  6. Какова роль рецепторов?
  7. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?
  8. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?
  9. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?
  10. Может ли рефлекторная дуга контролировать работу исполнительных органов?

III. Постановка учебной задачи

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с особенностями строения тела человека. Я предлагаю вам определить тему нашего урока, но сначала проведём физминутку.

Физминутка:

Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь прогнули спинки,
Посмотрели на картинки.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Всё! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.

Учитель: Какие органы вашего тела принимали участие в разминке?

Ученики: Скелет и мышцы.

Учитель: Какую систему органов образуют скелет и мышцы?

Ученики: Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему.

Учитель: Назовите тему нашего урока.

Опорно-двигательная система (слайд 1)

Учитель: Что вы знаете об опорно-двигательной системе человека?

Чтобы вы ещё не знаете и должны изучить? Определите цель нашего урока.

Учащиеся высказывают предположения: какой тканью образована ОДС, особенности её строения, какое строение имеют кости, как они растут.

Учитель: Изучению данных вопросов мы посвятим наш урок.

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

1. Значение ОДС человека

Учитель: Давайте выясним, какие функции выполняет ОДС человека? Прочитайте текст учебника на с. 46 - 47.

Учитель: Итак, какие функции выполняет ОДС человека? (слайд 2)

Ученик: ОДС человека определяет форму тела человека, выполняет опорную, двигательную и защитную функции.

Учитель: В чём заключается опорная функция ?

Ученик: Кости скелета и мышц образуют прочный каркас.

Учитель: В чём заключается защитная функция ?

Ученик: ОДС ограничивает внутреннюю полость, в которой находятся внутренние органы. Сердце и лёгкие защищены грудной клеткой. Органы брюшной полости – нижним отделом позвоночника и тазовыми костями, мышцами спины и живота. Головной мозг – костями черепа. Спинной мозг находится в позвоночном канале.

Учитель: В чём заключается двигательная функция ?

Ученик: Двигательная функция осуществляется благодаря взаимодействию костей и мышц, которые прочно прикрепляются к костям. Движение мышц приводит к движению костей.

Учитель: Послушайте некоторые интересные факты об скелете человека. (слайд 3)

При средней массе человека 70 кг, масса его скелета составляет 7 – 8 кг.

По прочности кости превосходят гранит в 2,5 раза, а упругость костей выше упругость дуба.

Бедренная кость самая длинная костью в скелете человека. Она выдерживает нагрузку на давление 1500 кг.

Учитель: С чем связана способность скелета выдерживать такие нагрузки? Чем можно объяснить высокую прочность скелета?

Ученик высказывают предположение: прочность скелета можно объяснить особенностями его строения.

Проблемный вопрос: Какие особенности строения костей позволяют им выполнять опорную, защитную и двигательную функцию?

2. Макроскопическое строение костей (слайд 4)

По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу:

Учитель: В организме человека насчитывают около 200 костей. Все они различаются по форме, длине и выполняемой роли. В зависимости от всего вышесказанного различают кости длинные (трубчатые), короткие (губчатые), широкие (плоские) и смешанные.

А) трубчатая кость (слайд 5, гиперссылка “Строение кости”) состоит из тела (диафиз) и двух концов (эпифиз). Сверху кость покрыта надкостницей, за исключением концевых участков. Под надкостницей располагается слой компактного вещества. На концевых участках компактное вещество переходит в губчатое. В средней части кости имеется полость, заполненная жёлтым костным мозгом. В ячейках губчатого вещества находится красный костный мозг. Какова его роль?

Ученик: Это кроветворный орган.

Учитель: Жёлтый костный мозг состоит из жировых клеток и кроветворной соединительной ткани. Он играет роль резерва, на случай, если красный костный мозг не будет справляться с работой.

К трубчатым костям относятся кости плеча, предплечья, голени, и бедра.

Их роль: передвижение в пространстве, поднятие тяжестей.

Б) короткие кости (слайд 6) образованы губчатым веществом, поэтому их называют губчатыми. Поверх губчатого вещества расположен тонкий слой компактного вещества. Эти кости имеют кубическую или неправильную форму и располагаются там, где одновременно необходимы большая прочность и подвижность скелета. Это кости тел позвонков, короткие кости запястья и предплюсны. Выполняют также функцию опоры.

В) плоские кости образованы двумя пластинами компактного вещества, между которым располагается губчатое вещество. Функция плоских костей – защита. Они образуют стенки полостей, в которых расположены внутренние органы. Это кости таза, лопатки, черепа.

Учитель: Можно ли по форме кости определить её функцию?

3. Микроскопическое строение костей

Учитель: Каждая кость – сложный орган, образованный костной тканью – разновидностью соединительной.

Вспомните особенности строения соединительной ткани.

Ученик: Соединительная ткань отличается наличием хорошо развитого межклеточного вещества.

Учитель: Костная ткань представлена костными клетками и костными пластинкам. (слайд 7)

Костные клетки (слайд 8) – имеют отростки, при помощи которых они контактируют друг с другом. Вокруг клеток располагаются мельчайшие канальцы, заполненные межклеточной жидкостью. Через неё происходит питание и дыхание клеток.

Вокруг костных клеток располагаются костные пластинки – это межклеточное вещество. Оно образуется костными клетками и составляет 2/3 костной ткани. Оно очень твёрдое и прочное. По своим свойствам напоминает камень. Костные пластинки, в зависимости от расположения, образуют компактное (плотное) и губчатое вещество кости. (слайд 9)

Компактное вещество (слайд 10) имеет пластинчатое строение и напоминает систему вставленных друг в друга цилиндров. Стенки цилиндров выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Такое строение обеспечивает лёгкость и прочность. В центре цилиндров расположены каналы, по которым проходят кровеносные сосуды и нервы. По наружному периметру цилиндров располагаются костные клетки.

В губчатом веществе (слайд 11) очень тонкие костные пластинки перекрещиваются в тех направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение позволяет выдерживать большие нагрузки. Промежутки между костными пластинками заполнены красным костным мозгом – кроветворным органом.

Сверху кости покрыты надкостницей – плотной соединительной тканью. Надкостница богата кровеносными сосудами и нервами. Надкостница примыкает к компактному веществу. Компактное вещество переходит в губчатое.

4. Рост костей

Учитель: В детстве и юности кости растут. Как это происходит?

Однажды провели эксперимент. Молодому петуху удалили кость, но оставили надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась.

Учитель: Как вы думаете, за счет чего восстановилась кость?

Ученик: За счет деления клеток надкостницы и хрящевой ткани.

Учитель: Да, рост костей в ширину происходит за счёт деления клеток внутреннего слоя надкостницы. Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани. (слайд 12)

Рост костей регулируется биологически активными веществами – гормоном роста, который вырабатывается гипофизом. Если в детстве вырабатывается слишком много этого гормона, то человек вырастает ростом до 2 метров и более. Если гормона роста вырабатывается мало, то рост взрослых людей не превышает 100 – 120 см.

У взрослых людей кости не растут, но происходит замена старого костного вещества на новое. Чем больше нагрузка на скелет, тем активнее идут процессы обновления, и тем прочнее костное вещество.

5. Химический состав костей

Учитель: Кости образованы неорганическими и органическими веществами.

Какие органические и неорганические вещества входят в состав организма?

Ученики называют вещества.

Учитель: Из органических веществ в состав костей входит белок коллаген, углеводы, лимонная кислота, ферменты. Из неорганических – вода и минеральные соли кальция, магния, фосфора. Чтобы выяснить роль этих веществ, можно проделать ряд опытов. Посмотрите на экран (слайд 13, гиперссылка “Химический состав костей”. После открытия файла делается двойной щелчок по “Неорганическим веществам”, затем двойной щелчок по “Органическим веществам”):

  1. если долго прокаливать кость, то она становится настолько хрупкой, что при малейшем прикосновении рассыпается на мелкие кусочки. Что произошло при прокаливании кости? Органические вещества сгорели, удалилась вода. Остались неорганические, которые придают костям прочность.
  2. Если кость некоторое время выдержать в растворе соляной кислоты, то она становится настолько гибкой и эластичной, что её можно завязать в узел. Что произошло? Неорганические вещества удалены, остались органические, которые придают костям гибкость и упругость.

Учитель: Какие свойства костям обеспечивают неорганические и органические вещества.

Ученик: Сочетание неорганических и органических веществ придают костям прочность и упругость. (слайд 14)

Учитель: В зависимости от возраста, у человека содержится неодинаковое количество органических и неорганических веществ. От рождения до 20 лет больше органических веществ, поэтому кости меньше ломаются, но больше деформируются. От 20 до 40 лет баланс органических и неорганических веществ примерно одинаков. Кости в этом возрасте наиболее прочные. После 40 лет в организме больше неорганических веществ, поэтому кости пожилых людей более ломки.

IV. Закрепление (слайд 15)

  • Какую функцию выполняет ОДС человека?
  • Какой тканью образована ОДС человека?
  • Какие типы костей характерны для скелета человека?
  • Какие вещества входят в состав костей?
  • Как происходит рост костей в длину и толщину?
  • Затем учащиеся выполняют лабораторную работу “Микроскопическое строение кости ” и отвечают на вопрос: Какие особенности строения костей обеспечивают им прочность?

    V. Рефлексия:

    Учитель: Ребята, мы достигли поставленных целей? Получили ответ на проблемный вопрос? Что вы узнали нового и важного?

    Примерно каждый двадцатый - остеоартроз, каждый десятый - регулярно проявляющиеся , а время от времени или же единично их испытывает более 70% населения. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом столь часты в основном по причине безответственного отношения к этому аспекту , в то время как меры профилактики почти не требуют особых усилий.

    Что это

    Опорно-двигательный аппарат человека - это системно взаимосвязанная совокупность , костей (формирующих скелет) и их сочленений, позволяющая человеку управлять (посредством импульсов, передаваемых через нервную систему мозгом) телом, его статикой и динамикой.

    Значение опорно-двигательной системы человека сложно переоценить. Человек, чья ОДС не выполняет свои функции, в лучшем случае - инвалид или лежащий пластом паралитик.

    Знаете ли вы? Одним из основателей анатомии в ее современном, научном виде был Леонардо да Винчи. Он, наряду с другими учеными и исследователями эпохи Возрождения, проводил вскрытия трупов, чтобы разобраться в строении человеческого тела.

    У здорового человека функции ОДА разделяются на механические и биологические.

    Основные механические функции

    Механические функции связаны с сохранением строения и перемещениями тела в пространстве.

    Опорная

    Заключается в формировании базиса для остальных частей организма - к скелету крепятся мышцы, ткани и органы. За счет скелета и прикрепленных к нему мышц человек может стоять прямо, его органы сохраняют относительно статичное положение относительно оси симметрии и друг друга.

    Защитная

    Кости предохраняют наиболее важные внутренние органы от механических повреждений: головной защищен черепом, спинной - позвоночником, внутренние органы грудной клетки ( , легкие и другие) прячутся за ребрами, половые органы закрыты костями таза.
    Именно такая защита обеспечивает нам устойчивость к внешним воздействиям, а хорошо тренированные мышцы способны усилить этот эффект.

    Знаете ли вы? В момент нашего рождения у нас больше всего костей - 300. Впоследствии некоторые срастаются (и все становятся прочнее) и общее их количество уменьшается до 206.

    Двигательная

    Наиболее заметная функция опорно-двигательной системы человека. К скелету крепятся создающие мышцы. За счет их сокращений выполняются различные движения: сгибание/разгибание конечностей, ходьба и многое другое.

    Собственно, это и является одним из основных отличий представителей биологического царства «Животные» - осознанные и контролируемые перемещения в пространстве.

    Рессорная

    Смягчение (амортизация) движений за счет строения и положения костей и хрящей.
    Обеспечивается как формой костей (например, изгиб стопы, крепкие берцовые кости - эволюционный механизм, наиболее приспособлен для прямохождения и выдерживания веса тела с упором только на одну пару конечностей), так и вспомогательными тканями - хрящи и суставные сумки обеспечивают снижение трения костей в местах их сочленений.

    Биологические функции системы

    Опорно-двигательной системе также присущи и другие, важные для жизнедеятельности функции.

    Кроветворная

    Процесс формирования крови происходит в так называемом красном костном мозге, но за счет его местоположения (в трубчатых костях) эту функцию также относят к ОДА.

    В красном костном мозге происходит гемопоэз (кроветворение) - создание новых клеток крови, и частично иммунопоэз - созревание клеток, принимающих участие в работе иммунной системы.

    Запасающая

    В костях скапливается и хранится большое количество необходимых организму веществ, таких как , и . Оттуда они перетекают в другие органы, где и включаются в обменный процесс.
    За счет этих веществ обеспечивается прочность костей и их устойчивость к внешним воздействиям, а также скорость срастания после переломов.

    Основные проблемы и травмы ОДА

    Хотя формирование опорно-двигательной системы происходит в , ее развитие - процесс, продолжающийся всю .

    Причины проблем с ОДА, как и их последствия, могут быть разными:
    1. Неправильная нагрузка (недостаточная либо избыточная).
    2. Воспалительные процессы, поражающие костные ткани, мышцы или хрящи. В зависимости от этиологии и локализации разнится и диагноз.
    3. Нарушения, связанные с обменом веществ, недостатком либо избытком каких-либо элементов.
    4. Механические травмы (ушибы, переломы) и последствия неправильного лечения.

    Заболевания опорно-двигательной системы

    Заболевания, поражающие нашу опорно-двигательную систему, удручают своим многообразием:

    1. Артрит поражает суставы, может перетекать в артроз.
    2. Инфекции могут поселиться в околосуставной сумке (бурсит), мышцах (миотит), костном мозге (остеомиелит), на крупных суставах (периартрит).
    3. Позвоночник может искривляться, голеностоп - терять тонус.

    Спортивные травмы

    Конечно, при должном «везении», можно упасть и на ровном месте, и при этом сломать себе что-то неожиданное.

    Однако, по статистике, наиболее частыми травмами при занятиях спортом являются: растяжения мышц, различные повреждения голени, переломы (в основном страдают ноги) и разрывы (связок, хрящей или сухожилий).

    Сохраняем здоровье: как предотвратить неприятности

    Чтобы поддерживать организм в тонусе, а ОДА в рабочем и здоровом состоянии, важно знать, какие меры предпринимать для поддержания в норме функций опорно-двигательного аппарата.

    Ничего сверхъестественного не требуется:

    1. Здоровый образ жизни.
    2. Сбалансированное питание, богатое кальцием и другими минералами и микроэлементами.
    3. Регулярные физнагрузки, подходящие по возрасту и состоянию здоровья.
    4. Прогулки на солнце (витамин Д) и свежем воздухе.
    5. Поддержание оптимальной массы тела (ожирение, как и дистрофия - враги ОДА).
    6. Удобное рабочее место.
    7. Регулярные медосмотры.

    Как видим, если поддерживать организма в целом, с его системами тоже все будет в порядке. Для этого не обязательно профессионально заниматься спортом.
    Достаточно будет не пренебрегать двигательной активностью (в любой удобной вам форме, будь то йога, плавание или обычные прогулки в парке), соблюдать режим дня и поддерживать здоровый рацион питания. Это не так уж и сложно. Не болейте!

    В опорно-двигательном аппарате выделяют две части: пассивную и активную . Пассивная часть представляет собой скелет, образованный костями и их соединениями . Активная часть представлена скелетными мышцами , образованными поперечнополосатой мышечной тканью, диафрагмой , стенками внутренних органов . Опорно-двигательная система (синонимы: опорно-двигательный аппарат, костно-мышечная система, локомоторная система, скелетно-мышечная система) - комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве. Опорно-двигательная система человека - функциональная совокупность костей скелета, сухожилий, суставов, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции, поддержание позы и другие двигательные действия, наряду с другими системами органов образует человеческое тело.

    Функции двигательного аппарата,опорная - фиксация мышц и внутренних органов; защитная - защита жизненно важных органов (головной мозг и спинной мозг, сердце и др.); двигательная - обеспечение простых движений, двигательных действий (осанка, локомоции, манипуляции) и двигательной деятельности; рессорная - смягчение толчков и сотрясений; участие в обеспечении жизненно важных процессов, такие как минеральный обмен, кровообращение, кроветворение и другие.

    Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия костей и мышц скелета, потому что мышцы приводят в движение костные рычаги. Большинство костей скелета подвижно с помощью суставов. Одним концом мышца прикрепляется к одной кости, образуя сустав, другим концом - к другой кости. При сокращении мышца приводит кости в движение. Благодаря мышцам противоположного действия кости могут не только совершать те или иные движения, но и фиксироваться относительно друг друга. Кости и мышцы принимают участие в обмене веществ, в частности в обмене кальция и фосфора.

    Химический состав костей сложный. Кость состоит из органических и неорганических веществ. Неорганические вещества составляют 65% - 70% сухой массы кости и представлены главным образом солями фосфора и кальция. В малых количествах кость содержит более 30 других различных элементов. По твердости и упругости кость можно сравнить с медью, бронзой, чугуном. В молодом возрасте, у детей кости более эластичные, упругие, в них больше органических веществ и меньше неорганических. У пожилых, старых людей в костях преобладают неорганические вещества. Кости становятся более ломкими.

    Компактное вещество находится в тех костях и в тех их частях, которые выполняют функции опоры и движения, например в диафизах трубчатых костей. Губчатое вещество находится также в коротких (губчатых) и плоских костях.

    35. Правильная поза в положении сидя. Осанка, нарушение осанки.

    Существует несколько простых правил, формирования правильной осанки. Стопы поставьте на пол. Отрегулируйте высоту стула так, чтобы бедра располагались параллельно полу. 3Не сидите более 1-2 часов. Необходимы перерывы, во время которых выполняются упражнения на разминку и растяжку. Голова смотрит прямо, плечи подняты,грудь выставлена вперед, живот втянут, спина опирается на спинку стула

    Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника. Так, у новорожденного он имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба - шейного лордоза - начинается вскоре после рождения под воздействием мышц, когда малыш поднимает голову. Второй изгиб - грудной кифоз - формируется, когда ребенок начинает стоять и ходить. Процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием третьего изгиба - поясничного лордоза (чем больше таз наклонен вперед, тем сильнее выражен поясничный лордоз), а начиная с трех-четырех лет - образованием арочной формы костей стопы.

    В дошкольном и школьном возрасте осанка у детей еще неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, массой тела, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушении опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. . Но больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки.

    Дефекты осанки могут быть самыми разными. "сутуловатость" - увеличение грудного изгиба в верхних отделах при сглаживании поясничного изгиба; "круглая спина" - увеличение грудного изгиба на всем протяжении грудного отдела позвоночника; "вогнутая спина" - усиление изгиба в поясничной области; "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного изгиба при увеличении поясничного изгиба; "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного изгиба при нормальном или несколько увеличенном поясничном изгибе.

    Профилактика нарушений осанки и сколиозов: а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине; б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость); в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.; ж) плавание.

    Сколиоз - это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, направленное своей вершиной вправо или влево. Сколиоз может иметь одну дугу искривления, две дуги, когда он напоминает латинскую букву S и три дуги - в верхне-грудном, нижне-грудном и в поясничном отделах позвоночника.. По этиологии сколиозы подразделяются на врожденный, диспластический, который иначе называется идиопатический и неврогенный. Сколиоз - одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, Девушки болеют чаще мужчин. Профилактика Например, два-три раза в день лежать на спине или на животе по пятнадцать минут. Естественно, лежать нужно на твердой поверхности и ровно. Матрас на кровати ребенка должен быть ортопедическим, средней жесткости. Мягкий матрасик - первый шаг к болезням спины. Еще очень полезно висеть на турнике.

    Профилактика плоскостопия.

    Плоскостопие является одной из наиболее часто наблюдаемых у детей и взрослых деформаций стоп, которая выражается в уменьшении высоты ее сводов. Различают продольное и поперечное плоскостопие. Последнее встречается редко – обычно у женщин в с при ношении обуви на высоком каблуке.

    Профилактика плоскостопия начинается с выработки правильной походки: нагрузка на пятку, носки направлены вперед. Для укрепления мышц, участвующие в образовании сводов ступни, следует: ходить босиком по неровной, но мягкой поверхности, периодически поджимая пальцы ног, ходить на носках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы.

    Существуют специальные устройства для массажа ступней ног (акупрессура). Большое значение имеет хорошая обувь с профилактическими вкладышами – супинаторами

    36.. Гигиенические требования к оборудованию детских учреждений Основные размеры различного оборудования, инвентаря и инструментария должны отвечать росту и возрасту детей и подростков. Оборудование и инструментарий, изготовленные в соответствии с этим гигиеническим требованием, обеспечивают соблюдение правильного положения тела и исключают излишнее напряжение организма во время различных занятий. К числу гигиенических относятся требования портативности оборудования, доступности и легкости поддержания его в чистоте. Каркас столов, стульев, складных табуретов и парт может изготовляться из дерева, металла или пластмассы. Для крышек столов и парт, сидений и спинок стульев используют только материалы с малой теплопроводностью, обладающие высокой прочностью. Покрытие мебели должно быть водостойким, хорошо поддаваться очистке, выдерживать частое мытье горячей водой с мылом, содой и обработку дезинфицирующими средствами. Столы и стулья для пред дошкольных и дошкольных учреждений установлены 6 номеров соответственно для 6 ростовых групп детей. Стол и стул подбирают детям на основании измерения их роста. Помимо фабричной маркировки мебели - указания номера и группы роста детей, для которых она предназначается, детское учреждение производит дополнительную маркировку. Эта маркировка заключается в том, что на стулья и столы соответственного номера наклеивают одинаковый рисунок. По этому рисунку каждый ребенок находит требуемый по его росту стул и стол. Мебель (столы и стулья) должна быть легкой и в то же время устойчивой. Углы и грани округляют, винты и шурупы заделывают заподлицо. Все поверхности зачищают, чтобы не было отколов и отщепов. Шкафы для хранения игрушек, строительного материала и пособий по своим размерам также должны соответствовать росту детей. Шкафы для игрушек имеют высоту 135 см для младшей группы, 145 см для средней и старшей групп при ширине 100 см и глубине полок в 40 см. Размеры шкафа для хранения строительного материала несколько иные: высота 110 см, ширина 175 см, глубина 35 см..

    Опорно-двигательная система образована скелетом и мышцами. В скелете человека 206 костей. Скелет выполняет защитную и опорную функции. Мышцы, рефлекторно сокращаясь, приводят в движение кости. Кости также участвуют в минеральном обмене и выполняют кроветворную функцию.

    Строение кости

    Кости образованы в основном соединительной костной тканью. В состав кости входят органические (оссеин) и неорганические вещества - вода (50%), соединения кальция, фосфора, магния (21,85%). Органические вещества (28,1%) придают кости упругость и эластичность, неорганические - прочность и хрупкость. С возрастом в составе кости преобладают неорганические вещества, так как процессы биосинтеза белка замедляются.

    Разновидности костей:

    Соединения костей:

    Суставы бывают:

    • шейный отдел - 7 позвонков;

    Органические вещества придают кости упругость и эластичность, неорганические - прочность и хрупкость. С возрастом в составе кости преобладают неорганические вещества, так как процессы биосинтеза белка замедляются.

    Структурным элементом кости является остеон - система костных пластинок, концентрически расположенных вокруг канала, снабженного сосудами и нервами. Между остеонами находятся вставочные пластинки, в зависимости от расположения которых вещество кости подразделяют на компактное и губчатое. Типичная трубчатая кость имеет два конца - эпифизы и среднюю часть тела - диафиз. Между эпифизом и диафизом находится метафиз, который до 25 лет состоит из метафизарного хряща и обеспечивает рост кости в длину. Поверхность кости покрыта надкостницей, обеспечивающей рост кости в толщину, чувствительность, питание, срастание костей после переломов. На суставных поверхностях надкостницы нет.

    Разновидности костей:

    • трубчатые - длинные (плечевая, бедренная и т.д.);
    • плоские (лопатки, ребра, тазовые);
    • короткие (кости запястья, предплюсны);
    • смешанные (позвонки, некоторые кости черепа).

    Соединения костей:

    • неподвижное, непрерывное - кости срастаются или скреплены соединительной тканью (соединения крыши черепа);
    • полуподвижное - соединения позвонков межпозвоночными хрящевыми дисками;
    • подвижное, прерывистое - суставы.

    Сустав образован суставными поверхностями, покрытыми суставным хрящом, суставной соединительно-тканной сумкой, суставной полостью, содержащей суставную жидкость.

    Суставы бывают:

    • шаровидными - имеют несколько осей вращения (плечевой, тазобедренный);
    • элипсовидными - с двумя осями вращения (лучезапястный сустав);
    • блоковидные - одна ось вращения (локтевой сустав).

    Скелет обеспечивает поддержание определенной формы тела, защиту внутренних органов, локомоторные функции организма, движение отдельных частей тела.

    Скелет головы - череп. Основные отличия черепа человека: объем мозговой части - до 1500 см 3 , большое затылочное отверстие на основании черепа, большие глазницы на лицевой части, подбородочный бугор на нижней челюсти, дифференцированные зубы молочной и постоянной генераций.

    Мозговой отдел включает парные теменные, височные кости и непарные - лобную, затылочную, клиновидную и решетчатую кости.

    Лицевой отдел включает парные верхнечелюстные, небные, скуловые, носовые, слезные и непарные - сошник, нижнюю челюсть, подъязычную.

    Скелет туловища образован позвоночником, состоящим из пяти отделов:

    • шейный отдел - 7 позвонков;
    • грудной отдел - 12 позвонков, сочлененных с ребрами; грудные позвонки, ребра и грудина образуют грудную клетку;
    • поясничный отдел - 5 позвонков;
    • крестцовый отдел - 5 позвонков, срастающихся к 18- 20 годам, образуют крестец;
    • копчиковый отдел - 4-5 копчиковых позвонков.

    Позвоночник имеет изгибы, два из которых (шейный и поясничный) направлены выпуклостью вперед, а два (грудной и крестцовый) - выпуклостью назад.

    Скелет верхней конечности состоит из скелета плечевого пояса и скелета свободной верхней конечности.

    В скелет плечевого пояса входят парные лопатки и парные ключицы. Скелет свободной верхней конечности (плечо, предплечье, кисть) образован плечевой костью, костями предплечья - локтевой и лучевой и костями кисти, состоящей из 8 костей запястья, 5 костей пястья и 14 костей фаланг пальцев (2 кости в большом пальце и по 3 кости в остальных пальцах).

    Скелет нижней конечности образован костями тазового пояса и костями свободной нижней конечности.

    Тазовый пояс состоит из двух тазовых костей, каждая из которых образована сросшимися подвздошной, лобковой и седалищной костями. Таз соединяет свободные конечности с туловищем и образует полость, содержащую некоторые внутренние органы.

    Скелет свободной нижней конечности (бедро, голень, стопа) представлен бедренной, большой и малой берцовыми костями, костями стопы. Стопу составляют 7 костей предплюсны, 5 костей плюсны и фаланги пальцев.

    Мышцы - активная часть опорно-двигательной системы.

    Скелетные мышцы состоят из поперечно-полосатых мышечных волокон. Волокна образуют брюшко мышцы, которое на концах переходит в сухожилия, прикрепляющиеся к костям. Отдельные мышцы или их группы покрыты соединительно-тканными футлярами - фасциями.

    По форме мышцы бывают длинными, короткими и широкими.

    По положению мышцы делят на поверхностные и глубокие.

    По характеру действия различают сгибатели, разгибатели, отводящие, приводящие и вращающие мышцы.

    По характеру взаимодействия мышцы подразделяют на синергисты (жевательные мышцы) и антагонисты (двуглавая и трехглавая мышцы плеча).

    Основные группы мышц (некоторые примеры)

    Мышцы туловища - мышцы спины, груди и живота.

    Мышцы груди (большая и малая грудные) осуществляют движения верхних конечностей. Межреберные мышцы обеспечивают изменение объема грудной клетки при дыхании. В эту группу мышц входит диафрагма.

    Поверхностные мышцы спины обеспечивают движение конечностей и отчасти головы и шеи. Глубокие мышцы спины обеспечивают разгибание и вращение позвоночника, вертикальное положение тела.

    Мышцы плечевого пояса: дельтовидная, подлопаточная.

    Мышцы свободной верхней конечности: двуглавая мышца плеча, трехглавая мышца плеча, плечевая мышца.

    Мышцы тазового пояса: ягодичные, грушевидная, гребенчатая.

    Мышцы свободной нижней конечности: портняжная, икроножная, широкая мышца бедра.

    Работа мышц. Мышечное волокно возбуждается нервными импульсами, поступающими от мотонейронов. Передача возбуждения происходит в нервно-мышечном синапсе благодаря выделению ацетилена. Медиатором является ацетилхолин. При этом возникает электрический импульс, деполяризующий мембрану мышечного волокна. Ионы Са 2+ поступают из эндоплазматической сети в цитоплазму, где активируют сократимый белок - миозин. Миозин, в свою очередь, вызывает отщепление от АТФ одного фосфатного остатка. В результате высвобождается энергия, необходимая для сокращения. Сокращение мышцы складывается из суммы сокращений отдельных мышечных волокон. Длительное сокращение мышцы называется тетанусом.