» » Реальные истории о помощи шаманов. Шаманизм в баргузинской долине

Реальные истории о помощи шаманов. Шаманизм в баргузинской долине

Расскажу мистическую историю про моего деда и его приятеля, старика Исайя, шамана из народа нганосан, что жили и, надеюсь, по сей день здравствуют в низовьях могучей сибирской реки Енисей. Стразу скажу, дедушка был человеком не охочим до вранья и приукрашивания, каждая его история стоила мне дорого. Дед часто прибегал к назидательному и даже наставническому тону в беседе. Но нужно было бы допустить немалую оплошность, чтобы услышать в свой адрес не только стандартный упрёк, но и поучительную историю из жизни.

В сайт тот день настроение у нас располагало к вылазке на озеро. Мы одинаково любили порыбачить, посидеть в тишине и побыть наедине с природой. Отдых для души – лучшая возможность послушать собственные мысли.

На сборы ушло минимум времени. А уже через час мы утаптывали траву на месте стоянки у лесного озера. Подобраться на машине к нему было сложно: крутые берега, часто растущие деревья, а единственная дорога разбита лесовозами и тракторами. Автомобиль бросили на приметной опушке, а сами пешком спустились к воде. Протоптали тропу, а затем стали обустраиваться.

Попутно дед давал мне ценные указания. Как ходить в лесу, куда наступать, куда смотреть, что делать, если… и далее бесконечный список ситуаций. В общем, все как всегда. Для шестнадцатилетнего мальчишки это казалось скучным нравоучением.

— А еще не подходи к лужам, увидишь полянку с небольшой лужицей в середине, не смей выходить на неё, держись сайт к деревьям.

— А то засосёт? – хохотнул я.

— Да, — выгнул бровь дедушка и посмотрел на меня строго.

— Серьезно?

— Очень, это «зеркало», болото такое. На Таймыре часто встречается, а здесь редкость, но мало ли. Рядом озеро и откуда тебе знать, что может быть.

Не знаю почему, но образ коварной трясины, маскирующейся под лужицу, впечатлил меня. Остаток дня я возвращался к этому разговору и выпытывал любые факты, известные деду. Дед отмалчивался. Говорил односложно. Пенял мне на то, что я забросил рыбалку и ему все удовольствие порчу. Пришлось отстать.

Но вечером, когда мы вернулись домой, он вдруг ни с того ни с сего начал рассказывать. Это была долгая и странная история о путешествии к одному кладбищу. Он передал ее мне, а я поделюсь с вами. Для удобства буду говорить от имени непосредственного участника того похода.

Случилось это поздней сайт весной. В тот год снег лежал почти до середины мая. Мало удивительного, если представить, что ты живешь несколько лет кряду в таймырской глуши. Где, кроме небольших промысловых поселков и кочевий коренных жителей, мало что напоминает о власти человека над этой землей.

От управления артели мне начислили несколько дополнительных дней к отпуску. Но выехать из поселка куда-нибудь не вышло. И большую часть времени я провел в бараке, где все поселковые хранили зимой свои лодки и снасти. Занимался тем, что в бессчетный раз проверял все необходимое для весеннего лова и охоты. Смолил лодку, переплетал сети, набивал патроны для ружья. Рабочие с метеостанции обещали, что весна придет внезапно. Можно было надеяться, что на мой долгий отпуск выпадет несколько годных для похода в тайгу дней. Маршрут планировался обычный: выйти по притокам к Енисею и наведаться в низовья, где и конкуренции меньше и места богаче.

сайт

Отпуск тек неторопливо. Можно даже сказать, что наступило блаженное безвременье, которое я проводил, погружаясь в монотонную, но интересную мне работу. За окнами барака белел снег.

Солнце светило ярче. С каждым днем прибавлялось тепла, и мои чаянья крепли. И как это случается, весна пришла в одно утро. Проталины стали шире, лед на реке потрескался. А в поселке объявились охотники из местных. Среди прочих и мой знакомый – старик Исай из нганосан. На улице стало шумно. Лаяли собаки, мужики громко обсуждали планы на предстоящий сезон. Хотя, что там было обсуждать… Как таковой сезон откроется много позже.

Исай наведался ко мне в барак и в привычной манере начал свой неторопливый разговор. Вопросы были ни о чем. Погода, олени, моторные лодки, ружья, новые товары в магазине, последние сплетни. Но охотник очень быстро перешел к важному для него делу. Ему нужны были деньги. Сумма скромная, сайт но для старичка очень ощутимая – целых тридцать рублей на старые деньги.

Разумеется, я согласился одолжить. Его благодарности не было предела. Уж не знаю, что он там хотел купить, но старик очень расчувствовался. И обещал мне щедро отплатить. Но чем? Разве что охотничьими трофеями, денег у него почти не водилось.

Погода не переставала радовать и еще через полторы недели, я решил собираться на рыбалку. Земля не просохла от талого снега, и дороги больше походили на разбитое тракторами суглинистое месиво. Благо весь мой путь предстоял через речные протоки и рукава. Моторка уже была на воде, когда меня окликнул знакомый скрипучий голос.

— Саня, а ты далеко собрался?

— А, Исай, здравствуй, до Заячьей губы дойти думал.

— Доброе место, шибко рыбное, — задумчиво протянул старик, затягиваясь папироской, — хочешь, вместе пойдем?

— Можно, а что ты задумал?

— Долг отдам, — сайт многозначительно кивнул Исай и по-хозяйски стал складывать свои вещи в лодку.

Судя по всему, он готовился не хуже моего. Вещей было немало, и по весу они были едва ли не тяжелее самого охотника. Тут явно были запасы всего необходимого на недельную вылазку. Но не это удивляло. Примечательным был наряд моего товарища. На шее висело несколько ожерелий из тех, что местные одевали на праздники. В рюкзаке сверху лежал самый обыкновенный бубен, из-за чего суму невозможно было затянуть шнуровкой. Набор явно странный для обычной поездки. А главное, он будто ждал моей поездки и был готов заранее.

— Ты шаманить собрался? – спросил я, когда мы отошли от берега и мотор стал равномерно бить винтами по воде, толкая лодку вперед.

— Я хочу тебе заплатить долг.

— Отдашь шкурками.

— Нет, ясак, однако, сам собирай, а я тебе настоящий долг верну. Не забудешь.

сайт

От этих слов стало не по себе, но Исая я знал давно и понимал, что дурного он вряд ли сделает. Хотя слухи ходили разные. Говорили, что он последний шаман в своем народе. Учеников не берет, но знает многое и обладает определенной силой. Правда или выдумки, не скажу, но было в нем что-то необычное. Для своего возраста и прыть немалую сохранил, и живость ума. А было ему уже тогда за шестьдесят.

К вечеру вышли мы на Заячью губу, небольшой перекат на месте слияния одного из бесчисленных притоков, питающих Енисей. Там и решили ставить сеть. Но близилась ночь, и в темноте даже такое нехитрое дело требует сноровки. Чего мне и не хватило в тот вечер, сетка скользнула из руки в воду, и ладонь будто обожгло. Тут же проступила кровавая полоса. Порез был мало что глубоким, так еще и на самом дурном месте.

сайт

Я сжал руку в кулак, чтобы остановить кровотечение. Старик же направил лодку к берегу. Когда мы выбрались на сушу, Исай без предисловий потребовал показать ему руку. Кровь продолжала набегать, было больно, но я терпел и закусывал губы.

Шаман хмыкнул, оценивая мою рану, а затем положил свою ладонь поверх и потребовал смотреть ему в глаза. Он стал быстро нараспев что-то говорить. Язык казался незнакомым, лишь отдельные слова я мог разобрать, и сколько хватало моих познаний, это были какие-то имена на наречии нганосан. Странное действо длилось минут десять, не больше, а когда старик замолчал, я посмотрел на руку. Кровь остановилась, а края раны сошлись так, что порез выглядел тоньше царапины, края раны побелели, боль ушла.

— Колдовство?! – я недоверчиво потрогал пальцем царапину.

— Нет, Саня, просто рана у тебя маленькая, совсем несильно порезался, – шаман хитро улыбался и как ни в сайт чем не бывало раскуривал папироску, хотя по лицу его крупными каплями стекал пот, а руки дрожали, как после тяжелой работы.

— Научи меня?

— Нельзя, я показать тебе могу многое, ты мне друг, и земле этой друг, однако чужой.

— Да, нганосан учиться не хочет, а чужак хочет — плохое время. Нельзя нам чужакам передавать знания.

— Зачем тогда показываешь?

— Скучно.

Я от удивления вытаращил глаза. Угадать по морщинистому лицу Исая, где он шутит, а где говорит серьезно, не представлялось возможным.

— И чем ты еще развлекаться удумал, черт таежный?

— Хм, в болота пойдем. Я тебе кое-что покажу. И долг отдам. Тебе ведь не деньги нужны, ты другое ищешь, учить не могу, но показать можно, — ответил он в свойственной ему манере — говоря, но не договаривая.

Расспрашивать не стал, и мы начали готовиться к ночевке. сайт Набросали лапника и веток, расстелили мешки и как были, развели костер и сварили в котелке простенький рыбный суп с пшеном. Ели молча и скоро легли спать.

Утро следующего дня было зябким и туманным, что нисколько не располагало к прогулке по болотам, но старик настойчиво торопил меня. Как сварливая баба, он ругался, что я зазря трачу время, и мы можем не успеть пройти по тропе.

Когда же мы собрались и затушили кострище, шаман не терпящим возражений жестом протянул мне засаленную тряпицу и потребовал завязать глаза. Это было неприятное чувство. Я все меньше понимал, что у моего провожатого на уме, но подчинился без лишних вопросов. Повязка была несплошной, хотя обзор ограничила существенно. Исай поправил ее и, вытащив из своего рюкзака моток веревки, стал мастерить страховку наподобие той, что делают альпинисты. Так мы и двинулись дальше вглубь подлеска, связанные бечевкой, словно первопроходцы из сайт приключенческого романа.

Нганосан уверенно шагал вперед, на ходу объясняя необычные правила, которые непременно следует соблюсти. Мне нельзя останавливаться и разговаривать. Что бы ни случилось, нужно держать веревку и идти вперед. Сам же шаман начал выкрикивать что-то на своем языке. Иногда он начинал выть, а то вдруг смеялся как одержимый или испуганно шептал. Мысли путались, в ноздри бил дурманящий аромат болотных цветов и трав. Под ногами чавкала грязь и проминался мох. Поначалу я старался запомнить хотя бы направление, но проводник словно нарочно запутывал следы и постоянно менял направление. Время потерялось. Общая обстановка беспомощности давила и погружала меня в состояние, близкое к трансу. И вот, когда я был готов уснуть на ходу, меня резко выдернули обратно в реальный мир.

В сапоги с высоким голенищем затекала холодная талая вода. Мы шли вброд по зыбкому дну мелкого озера. Старик молчал, а я с трудом сайт сдерживался, чтобы не выругаться с досады. Знаете ли, мокрые ноги по такой погоде — это уже большая проблема. Но веревка упрямо дергала меня вперед, и я продолжал идти, погрузившись уже по пояс. Шли настолько долго, что от холода мышцы стали неметь.

Но даже у такого трудного пути есть свой итог. Я понял, что мы дошли, когда Исай развязал повязку и снял страховку.

— К воде не подходи, оставайся там, где трава рыжая, по зеленой не ходи.

Я огляделся и не удержался от крепкого словца. Мы стояли посреди обширного луга, с множеством мелких озёр и лужиц. Серое, затянутое облаками, небо отражалось в застывшей будто ртуть воде. Место можно было бы назвать островом, но это был холм, по крайней мере, с первого взгляда казалось именно так.

Весь холм выглядел таким широким просторным пяточком, утыканным странными сооружениями из веток и шкур, чем-то средним сайт между охотничьим шалашиком и классическим чумом, традиционным жилищем кочевников-оленеводов. Однако, эти «домики» были в разы меньше обычных и выглядели уж очень старыми.

Земля здесь была устлана клочками сухой травы болезненного ржавого оттенка. В то время как луг в тридцати метрах от нас буквально утопал в изумрудном ковре. Эта странность заставила меня насторожиться. Я поднял с земли камень и, что есть сил швырнул его в сторону от холма. Послышался характерный плюх.

На душе похолодело, поскольку теперь я понял, почему мы шли вброд, а главное, где мы прошли.

Болото, самое обычное и самое страшное тундровое болото. Если проявить наблюдательность и вовремя заметить перемену в природе, то шансы на выживание есть, но стоит зазеваться и ступить на такой вот миленький залитый солнцем лужок – поминай, как звали.

Я слышал о Васюганском болоте. Огромной территории, с площадью подтопления в несколько десятков километров. Это место сайт не выглядело столь грандиозным, но и малая топь не сулит ничего хорошего. Значит, холм и в самом деле был островом. Скалой посреди реликтовой зыби. А эти «шалаши» таили в себе нечто древнее и зловещее, раз их спрятали в таком отдалении от цивилизации.

— Могу их посмотреть?

— Можешь, но не вздумай забирать что-то себе, прояви уважение. Бойся медведя, ходи с одной стороны!

— Что?… — я растерянно огляделся, не понимая, о каком звере идет речь.

— Медведь! Черт! Что ты, не понимаешь? — Исай выразительно посмотрел себе через плечо и сплюнул под ноги.

— А, ты про ваших злых духов, да, я помню, что на пороге дома нельзя кругом поворачиваться.

Суеверные нганосаны живут и по сей день в двух мирах. Один из которых делят с нами, второй же — с различными демонами и духами. У них сложная иерархия и имена, сайт не привычные на слух русскому человеку. Так что, обычно местные всю свою нечисть зовут просто — «медведь». Эти духи любят водовороты и вихри. Вот поэтому и нельзя приличному нганосану кружиться или оборачиваться на пороге дома, иначе зло войдет следом. Не скажу, что верю в подобные сказки, но повидал многое и спорить с шаманом не стал. Надо соблюсти традицию — нет проблем.

Любопытство — самое смелое чувство. И вот первый чум уже в шаге от меня. Шкуры, служившие стенками этому жилищу, покрывал зеленоватый налет, от сооружения сильно воняло мускусом, но отвращение запах не вызывал. Я откинул полог и заглянул внутрь. Крикнуть матом не получилось, скорее оттого, что перехватило дыхание. А потом вроде бы как было уже некстати. Что же ждало меня внутри?

Мертвая старуха. Седая. Обряженная в пестрое платье с узорами и вышивкой — явно традиционный наряд, но такой старый и сайт архаичный, что вряд ли сейчас его можно встретить. Она сидела на маленьких нартах. Ее глаза были плотно закрыты, а челюсть подвязана, наверное, с той целью, чтобы не открывалась произвольно. При этом рот напоминал ввалившуюся внутрь воронку. Кожа имела неприятный темно-серый, землистый оттенок и лоснилась, будто смазанная салом. Повсюду были диковинные ожерелья. Мелкие бусинки, нанизанные на тонкую нить и покрупнее вплетенные в узлы. На ее голове была шапочка, щедро украшенная разномастными камушками, костяшками и бусинами. Сутулую спину прикрывала истлевшая накидка из шкуры чернобурой лисы.

Полы в чуме показались странными, словно специально усыпанные камнями. Острые осколки породы в скудном свете северного солнца отливали красновато-желтым блеском. Я, зачарованный этим зрелищем, долго не мог поверить в реальность происходящего. Работая на буровой станции и участвуя в геологоразведочных партиях, я уже имел удачу видеть такие камни. Самородки золота… По самой скромной оценке, на земляном полу было сайт пятьдесят килограмм золотоносной породы и самородков.

Я попятился назад и аккуратно вернул полог на место.

— Кто она?

— Шаман! Ведьма… она жила очень давно, а когда решила умирать, пришла сюда.

— А золото?

— Золото принес другой шаман.

— Здесь мы можем задавать вопросы и слушать, что старые люди нам говорят.

— Кладбище…

— Нет, Саня, это наш дом, последний дом. Тут нас никто не тревожит. Тут шаману спокойно, — Исай добродушно улыбнулся.

— Если об этом месте узнают, все разворуют…

— А кто расскажет? Ты?..

— Нет, — я посмотрел на раскинувшиеся вокруг болота, — никому…

— Расскажешь, но они не придут, и будет это после моей смерти. А как умру, сюда ни одна живая душа дорогу не сыщет. Даже ты второй раз не сунешься.

Старик разрешил мне еще немного побродить по кладбищу. А сам он встал у сайт кромки болота и стал бить в бубен и петь свои молитвы. Я заглядывал в чумы и находил везде примерно одинаковый набор вещей, законсервированного мертвеца и золото.

Это было сказочное сокровище. И я совру, если скажу, что не испытал соблазна. Возникло желание взять что-нибудь на память. Но запрет Исая был строгим. Нет, проклятия меня не пугали, а вот оскорбить старика, доверившего мне самую большую свою тайну, я не решился.

Прошло несколько часов, и мы засобирались обратно. В материальном плане мы больше потеряли, чем приобрели. Но если верить словам шамана, духи будут в этом году милостивы. Они скучали здесь. Но теперь, когда им рассказали последние новости и попросили мудрого совета, причин для обиды нет.

— Вот так, Саня, ты мне деньги дал, я тебе верну долг удачей. Увидишь еще!

Мне снова завязали глаза и повели потайной тропой через болото. Я даже не сайт пытался запомнить дорогу. Уж очень это неприятное и отвлекающее от корыстных мыслей занятие — брести по пояс в топкой студеной жиже. Возникло и другое неприятное чувство. Кто-то или что-то проплывало у самого дна, словно специально касаясь моих ног.

— Налимы, — отмахнулся от моих догадок старик, — большая и любопытная рыба.

— Хорошо, — выдохнул я, силясь разглядеть в воде источник своего беспокойства.

— А, может, и нет, — Исай хитро сощурился и посмотрел на небо, — поторопиться надо, однако, вода подниматься будет совсем скоро.

Остаток пути до суши мы почти бежали, если так можно сказать о нашей суетливой возне. Когда наконец выбрались, то повалились на землю усталые и насквозь вымокшие. А болото тем временем словно живое поднялось немного выше. Крупная рябь пошла по воде в том месте, где мы прошли. Если это и была большая рыбина, то таких я сайт еще не встречал.

Но стоит отметить, что все последующие вылазки в тайгу, будь то рыбалка или охота, складывались удачно. На собранную пушнину быстро находились покупатели, а вырученных в сезон денег хватило бы на пару сотен займов для Исая… Может быть, мне просто везло, а может быть, шаман смог передать мне удачу и силу своих предков. В последнее особенно хочется верить.

Но даже если так, не уверен, что пошел бы еще раз в те проклятые болота ради общения с духами. А вот золото манило меня, грезилось во сне, мерещилось наяву.

За всю жизнь я дважды пытался добраться до заветного клада. Уже после смерти моего друга шамана. Но обошлась сайт мне такая дерзость дорого. Хорошо, что сам живой вернулся. Но это другая история.

Еще лет 15 назад о посвящении в шаманы говорить было неудобно даже родственникам. Ведь оно делалось больше для того, чтобы человека перестала преследовать «шаманская болезнь». А сейчас настоящий бум на этих служителей культа. Кто из них настоящий, кто псевдо, уже трудно разобрать.

Псевдошаман

И вправду, как верить тому, кто в жизни нигде толком не трудился, и вдруг, став шаманом, отгрохал себе хоромы, которым позавидовал бы бизнесмен средней руки. Или однокласснику, который никогда не верил ни в бога, ни в черта, но объявил себя великим шаманом и потребовал от друзей детства всяческого уважения к себе.

Своего однокашника Баира мы называем псевдошаманом. В деревне все знают, что до седьмого колена у них в роду не было таких людей. Сначала он много пил, потом оказался у шаманов помощником в роли «унеси - поднеси». Наверное, насмотрелся, как они зарабатывают деньги, и решил стать одним из них. Родители Баира забили скотину, чтобы купить ему специальную одежду, оплатить его так называемым учителям за то, чтобы они провели обряд посвящения. Мы спрашивали у друга, почему стал шаманом. А он в ответ: «Духи просят закурить». С этим ли связано, не знаю, но посетители приносят ему, кроме молока и сладостей, дорогие сигареты. Сам он почти не курит, поэтому часто эти сигареты отдает нам, - рассказал житель одного из районов республики Алексей.

По его словам, односельчане не обращаются к Баиру, не верят в его дар. Но все же у него есть своя клиентура - приезжают из других сел.

По рассказу Алексея, его одноклассник не болел «шаманской болезнью».

Клиенты психиатров

Многие считают, что настоящий шаман обязательно проходит через «шаманскую болезнь».

Она проявляется по-разному. Вроде нормальный человек, а как будто потерял ориентир в жизни. Расстался с семьей, запил, дрался, получал травмы. Иногда начинал городить всякую ерунду, - говорит психиатр Александра Дроздова. - Со стороны кажется, что у него «крыша поехала». Психиатры долгое время считали шаманов сумасшедшими, потому как состояние, условно именуемое «шаманской болезнью», по внешней симптоматике напоминает многие нездоровые изменения психики. Особенно в советские годы многие из них стали клиентами психиатрических больниц. Сейчас хороший шаман может сразу распознать у человека признаки «шаманской болезни» и наставить его на путь истинный.

«Ко мне вернулись силы»

Оказывается, трудности в шаманском становлении испытывали многие кандидаты в служители культа.

Недавно на своей странице в Facebook в прошлом известный в Бурятии общественник Булат Шагжин, пару лет обосновавшийся в Америке, написал, что начинает вести прием в качестве шамана. Он рассказал, что для него это был тяжелый выбор, к которому шел долгие годы. Оказалось, что все у него началось в детстве.

Угадывал, что скажут люди по радио в прямом эфире, дядя таскал меня на лотереи, чтобы выигрывал, видел духов… Были постоянные головные боли и хронические болезни. При этом учился на «отлично». Шаманы и шаманки говорили, что стану большим ламой или шаманом. В итоге я стал программистом, потом методологом компании 1С в Москве, - откровенно рассказал он друзьям.

Булат поведал, что в Москве успешно занимался бизнесом, но в 27 лет переехал в Бурятию и заболел.

Кружилась голова. Я не мог ходить, спать, было очень плохо. Закрываешь глаза и будто улетаешь. Так было две недели. Ездили на диагностику. Смотрели мозг, нервы. Врачи сказали, что здоров, - так описывает свое состояние Булат.

Все у него прошло, когда с ним провели обряд принятия в ученики шамана и, по сути, в шаманы.

А потом Булат отказался от своего дара, потому что, по его словам, ему тяжело было говорить человеку то, что не хотелось ему самому. И за это духи его ругали. А один сильный шаман предупредил его, что закрывает на время, только до 36 - 37 лет.

Сегодня я рад, что силы вернулись ко мне. Может, потому что пришло время. Может, потому что понял, что тяжело жить без ориентира, - откровенно признался он.

Булат уже открыл юрту, и, как он выразился, «упражняется» на знакомых.

«Лезут эти черти»

«Шаманскую болезнь» нельзя игнорировать, считает Елена, дочь шамана.

Многие не хотят становиться шаманами, потому что это тяжело для психики - постоянно слышать постороннее, видеть каких-то духов. Но отказ может отразиться на близких людях. У них могут закрыться дороги, что-то не получаться, - говорит она.

Сама же Елена окончила вуз, родила сына, работала. Но в одно время стала видеть потусторонний мир.

Было очень страшно. Особенно когда ночью встаёшь в туалет, а к тебе лезут эти черти. Однажды мы приехали домой. Я вышла из машины открыть ворота. Было тепло и спокойно. Муж только собрался загонять машину, и одна сторона ворот закрылась. Это маленький чертенок закрыл. Начала материться, чтобы он убежал, и ворота открылись сами. Муж был в шоке, - поведала Елена.

Вера в предков

Ульяна Раднаева - автор трех книг об основах шаманизма и двух шаманских календарей. Только в «ВКонтакте» у нее более 10 тысяч подписчиков. Многие из них испытывают легкий шок, узнав, что Ульяна еще общественник и политик. Ведь она возглавляет молодежное крыло «Единой России» в Иволгинском районе, а в июне участвовала в праймериз по выбору кандидатов от партии власти в кандидаты в депутаты республиканского парламента.

Если разобрать всё на составляющие, то для меня основная моя деятельность - это психология (являюсь магистром психологии). Конечно, здесь работа идет рядом с религиозно-духовной составляющей - шаманизмом. Они связаны. А есть еще одна составляющая - общественно-политическая деятельность, к которой пришла через пропаганду бурятского языка, традиций и культуры своего народа. Так что никаких противоречий нет, напротив, одно другое дополняет. У меня нет учеников, есть последователи и читатели. Шаманизм для меня - это вера предков, - объясняет Ульяна.

По ее словам, к шаманизму она пришла, как и большинство шаманов, через «шаманскую болезнь», которой страдала с детства.

Бизнес на просьбах

Однако многие считают так: что ни семья, то свой шаман. Но больше людей возмущает то, что на людских бедах некоторые шаманы делают деньги. Да и само посвящение в шаманы стоит немалых расходов, начиная с приобретения атрибутов - бубна, ножа, чёток. Но кто-то идет на все и даже проходит несколько посвящений.

По мнению Булата Шагжина, все, что сейчас творится с появлением множества шаманов, не больше как бизнес.

Эффект есть от обрядов, но не в том, что они стали шаманами. Еще сказано, что когда небожителям подносятся шкура, кости, голова барана, а сами едят мясо, пьют водку, дают шаману 30 - 80 тысяч, это называется ставить бога ниже шамана. Все это бизнес. В бизнесе нет ничего плохого, но многие вещи делать нельзя, если это касается духовного, - высказался новоявленный шаман Булат.

Бум на шаманов

Шаманский дар, как утверждают сами служители культа, передается по наследству. Только в обществе почему-то все больше вопросов к тем, кто называет себя шаманом. И все из-за того, что их стало очень уж много, а услуги стоят дорого.

Тем, кто часто обращается к ним, советуют: уж если вы решили идти на прием к шаману, то узнайте сначала что-то о нем, о последствиях его деятельности. А заодно и о степени его грамотности.

«Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят».

(свидетельство Михаила Степанова из кн. Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы у якутов, бурят и тунгусов»).

«Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутовском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр-Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хондогор-Шошолок). (Утха говорит ему) — «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» — Согласился».

(свидетельство Булагата Бухашеева из кн. Г.В. Ксенофонтова).

Как видим, в болезни значительную роль играет утха, «духи умерших шаманов». В бурятской традиции утха связано также еще и со смыслами корня, кровного права стать избранником. Если в роду у человека имеются сильные шаманы, то это это значит, что у него есть утха, поэтому духи могут предложить ему нелегкую участь избранного духами. В предложенном отрывке Утха предстает как персонифицированный феномен, который обращается к посвящаемому. В большинстве случаев Утха спрашивает о согласии-несогласии избранника с новой ролью, а также с тем, что должен делать испытуемый, чтобы благополучно пройти путь Посвящения.

Современные представления о протекании шаманской болезни в основном связаны с кошмарными сновидениями. Их глубина и реалистичность поражает. В конце 90-х гг. ХХ в. был описан следующий случай. К женщине-бурятке стало являться два духа монгольских шаманок. Видения были ужасными: женщину преследовали руки, ладони. Сон мешался с явью. Однажды, после очередного кошмара женщина проснулась, открыла глаза... И к своему ужасу увидела над собой те самые ладони, которые встречались ей лишь во сне. Только после крика ужаса и зажженного родными в комнате света видение исчезло. Трагедия женщины заключалась еще и в том, что она не знала бурятского языка. А Утха беседовал с ней именно на бурятском. Избранница просто не понимала, что хотят от нее духи предков.

Словом, шаманская болезнь представляет собой сакральный феномен, который, естественно, имеет свою мифологию. Представления о том, что мир населяют духи, от которых значительно зависит жизнь рода, восходят к тем временам, когда человек был беззащитен перед силами природы. Человек особенно пристально всматривался и вслушивался в окружающий мир, развивал те качества и органы чувств, которые давали ему сведения, позволявшие выжить. Очевидно, тогда и возникло убеждение: духи обитают рядом с человеком, однако не все люди могут видеть их. Эта способность свойственна избранным, которая появляется в процессе инициации, шаманской болезни.

«Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулга — собрание сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали <...>

(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики».

Для сибирских народов место, в котором происходит обучение, достаточно произвольно. Это может быть небо, а может быть и нижний мир. Иногда говорят о том, что от этого зависит «цвет» шамана: белый или черный. Но черный шаман — это не тот шаман, который призван вредить людям, просто он общается и прибегает к помощи духов нижнего мира. Вот фрагмент видений Спиридона Герасимова, якутского шамана:

«Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Я приподнял голову, глаза мои по-прежнему получили способность видеть. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад... Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду... и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье». Подбросили кусок запекшийся крови величиной с подушку и, поставив меня в нем, сказали: «Ты будь знаменитым из злых шаманов с кровавым подножьем». Эти слова я повторял, сам не зная для чего. На шею (мне) накинули петлю из веревки и повели куда-то очень далеко». (В.Н. Басилов. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984).

Как видим, перед нами описание шаманской болезни «злого» или «черного» шамана. Обращает на себя внимание образ Кровавой реки, которая дала избраннику имя знаменитого шамана, имеющего кровавое подножье. Русло реки ветвится, создает образ дерева. В этом смысле вода как символ Хаоса становится главным проводником шамана в Нижнем мире. Таким образом, речь идет, безусловно, о Мировом Древе, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. Устье — начало реки, точка, из которого растет дерево. Поэтому Спиридон стоит у подножья дерева, которое он намерен использовать для путешествий в иные миры. В якутской традиции души еще не рожденных шаманов вскармливались в гнездах или «люльках» мирового дерева. Подобные представления были присущи, очевидно, и бурятам. В частности, в материалах Жамцарано в описании посвящения шамана упоминается о трёх птичьих гнёздах на «мать-дереве» и об одном на вершине «Отца-дерева».

Не менее важным является символика страдания. Прежде чем стать избранником духов соискателя духи варили в котле, умерщвляли... Возможно, именно степень мучений, выпавших на долю посвящаемого, определяло его будущую силу:

«Теперь мясо мы твое обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое мясо) прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать. Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»

(свидетельство Булагата Бухашеева)

По другим источникам, у будущих шаманов духи пересчитывали кости. Если их было необходимое количество, то «соискатель» мог стать шаманом, если - не хватало, человек умирал. Считалось, хорошим признаком, если у шамана больше костей, чем у обычного человека. Это являлось признаком его силы. Поэтому буряты очень почитали шестипалых шаманов, у которых существовало биологическое отклонение. Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев имеет на одной руке шесть пальцев.

Так или иначе, смысл шаманской болезни - смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение - результат призыва человека духами предков. Правда, существуют свидетельства, когда шаманами становились по другому:

«В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер больщой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек (из) своих родственников. У него своего утха не было, потому не должен был быть шаманом... Он силой залез, чужое утха взял... Через это его и наказали... семьдесят человек уложил и сделался шаманом».

(свидетельство Булагата Бухашеева)

«Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новая утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать».

(свидетельство Буина Булагатова и Багдуя Башилханова)

Остается загадкой, как этот шаман переживал шаманскую болезнь, если не имел утха, каким образом ему удалось вступить в контакт с духами, у которых он выторговал право быть избранником. И что значит 70 человек, жизнями которых он был вынужден расплатиться? Стало ли это роком, преследовавшим его всю жизнь, или он символически принес в жертву своих родичей и лишил их защиты, или что-то еще.

Время на чтение: 4 мин

Секрет омоложения

Вот еще один случай, когда люди загадочным образом возвращают себе молодость.

ГОЛОДНОЕ ВРЕМЯ

Раньше я бы постеснялась, наверное, о таком рассказывать. А сейчас мне уже 66 лет, и вокруг столько такого, о чем раньше и помыслить было грешно и страшно, так что теперь эта история не выглядит столь ужасной. В общем, дело было в 1985 году. Я с детьми получила квартиру в новом девятиэтажном доме на краю города. Радость омрачало только одно: мне никак не могли перевести мою пенсию по инвалидности из другого района, где до этого мы жили. Потом выяснилось, что при оформлении документов была неправильно написана моя фамилия. Так как я поднимала детей одна, без денег мы начали голодать.

И вот как-то мои детки - под ростки 14-15 лет - разузнали, что совсем рядом, за рекой, есть заброшенный плодо-питомник. Мне не хотелось идти воровать яблоки, да еще и в канун «женского дня». Однако дети хотели съесть хоть что-нибудь. Они и уговорили меня пойти вечером на промысел, мол, в саду наверняка уже все собрано, так хоть паданцев наберем, посушим и продержимся.

СТОРОЖ

На промысел мы отправились, когда смеркалось. Все шло хорошо. Да только на нашу беду один из сыновей неудачно залез на яблоню, и звук сломанной ветки разнесся по округе, словно выстрел. Питомник оказался не таким уж и заброшенным. На треск откуда ни возьмись вылетел охранник на запряженной лошадью телеге - пожилой татарин. Детей он не заметил, я успела им сказать, чтобы спрятались. Увидев меня, сторож закричал, чтобы я немедленно садилась в телегу и что он повезет меня оформлять задержание и штрафовать. Услышав про штраф, я и страх позабыла. «Ах, так! - думаю. - Мне государство третий месяц пенсию не платит, работать не дает, а теперь еще и деньги с меня сдирать будет?»

Я ничего не ответила, лишь, кипя от злости, села в телегу, намереваясь позже у него в конторе устроить скандал. Тут я заметила, что в телеге стоит множество самодельных тряпичных сумок и каждая доверху набита продуктами: яблоками, огурцами, картошкой, стручками гороха. Помню, меня еще удивило, что сторож огурцы везет. Они ведь уже давно должны были отойти. Я затихла, думаю: «А может, попытаться разжалобить старика? Вдруг все-таки отпустит паданцев набрать?» И стала я ему рассказывать про свою беду. Старик слушал меня и все больше волновался, поглядывал в мою сторону да торопил коня. Мне стало не по себе. Чую, не рассказ мой его волнует, а я как женщина. Мне бы соскочить, да он сумку мою забрал. Хоть и пустая сумка, тряпичная, а жалко. Другой-то у меня нет!

СПЕШКА

И вдруг сторож спрашивает у меня:
- Как ты думаешь, сколько мне лет?
- Я, - говорю, - не умею возраст угадывать.
Оглядела мельком: крепкий, коренастый, бородатый.
- Ну а все-таки? Старик я, по- твоему? Да?
- Ну да, - говорю, - пожилой. Лет не знаю сколько. Может, 62, может, 72.
Старик захохотал:
- А ведь ты почти угадала. 78 лет мне. А выгляжу на 62. Я умею молодым быть!
А мне без разницы. Я сама всегда намного моложе своих лет выглядела.

Думаю: «Мне бы сумку, причем первую попавшуюся с продуктами, схватить и бежать». Да только я почему-то даже двинуться не могла, не то что спрыгнуть с телеги. Словно заколдованная.
- Бежать надумала? - спросил татарин. - От меня еще никто не убегал.
И, довольный, засмеялся.

А от самого, прямо физически ощущаю, силищей медвежьей веет. «Вот черт, - думаю. - Мысли он мои, что ли, читает или так чует?»
- Счас, счас мы к дому моему подъедем, - заволновался старик. - Все быстро сделаем, и пойдешь себе домой.
- Что сделаем? - насторожилась я.
- Что надо сделаем. Запишем, оформим...
Сам же при этом принюхивается, как зверь. Мне вовсе не по себе стало. Старик заметил это и как стегнет лошадь! Та понеслась во весь опор, а старик меня за руку схватил и держит, боится, что соскочу и удеру. Телегу трясет, а его еще больше.

Я ТЕБЯ НЕ ТРОНУ!

Подъехали мы к Золотому Прииску (это поселок в полукилометре от города и нашего дома). Жилище сторожа оказалось крайним в поселке. Он завел лошадь во двор, быстро распряг.
- Слезай и разгружай сумки, - велел он мне. - Неси все в сарай.
Вот еще! Я даже не шелохнулась. По улице между тем в нашу сторону шла русская баба с ведрами на коромысле. Увидела нас, коромысло бросила у дороги, только ведра загремели, и помчалась обратно, оглядываясь на бегу.

Я осмотрелась. Дом у татарина оказался крепкий, тесовый. Вижу - в окне старушка-татарка лет под 90, аккуратненькая, в белом платочке, подвязанном на татарский манер. Глядит счастливо, ласково улыбается. Татарин быстро сам все сумки в сарай перенес, и тут его вновь затрясло. Схватил он меня в охапку, поволок в сарай и стал сбивчиво шептать:
- Ты не бойся, я ничего тебе не сделаю. Я тебя не трону. Я только тебя понюхаю. Я только понюхаю, - сам бряк передо мной на колени и уткнулся носом мне в брюки.

Я его отталкиваю. Стыдоба-то какая! У меня же месячные! А он полной грудью вдыхает: раз, и два, и три. Наконец, встал.
- Ну, вот и все. А ты боялась, - сказал старик. - Я же говорил, что не трону.

Вижу, сует мне в руки сумки с продуктами.
- Бери какие хочешь.
- Ты, - говорю, - видел? В окошко женщина на тебя смотрела, когда ты меня в сарай тащил. Мать твоя или кто? Ох и попадет тебе! Ругать будет! Что подумает?!
- Хорошо подумает, - смеется старик. - Это жена моя. Она рада, что я тебя притащил. Она знает, что я делал. Теперь готовится, меня ждет, счастливая будет.
Он сунул мне четыре сумки и вытолкал за ограду. Женщина в окне метнулась вглубь дома. Глаза ее радостно сияли.
- Семейка извращенцев какая- то, - буркнула я. - Психи ненормальные!

ЧТО ОН ДЕЛАЛ?

За оградой собрался народ, человек восемь-десять. Все уставились на меня веселыми пытливыми глазами. Я со стыда готова была сквозь землю провалиться.
- Ну че?! - спросил молодой мужик. - Че он с тобой делал?
- Ниче! - ответила я, и щеки мои заполыхали.
- Щас я сама ее спрошу, - вышла вперед молодая крутобедрая красавица-бабенка, та самая, что, увидев меня, ведра бросила.

Ты не переживай, - сказала она доверительно. - Мы про тебя ничего плохого не думаем. Мы же видели, что он только завел тебя в сарай и быстро выпустил. Но что-то же он успел? Понимаешь, он тебя не первую ловит, и обязательно ловит ту, у которой месячные. У тебя ведь месячные, да? Что он с женщинами делает, никто не знает, а только вскорости они с женой резко молодеют. Вот последний раз жена его по молодела с 80 лет до 45! А сейчас опять выглядит как старуха. Все наши хотят секрет узнать. Скажи, что он с тобой делал?
- Нюхал, - ответила я.

Смысл ее слов плохо доходил до меня.
- И все? - удивилась женщина. - А делал-то при этом что? - крикнул молодой голубоглазый мужик. - Слова, может, говорил какие особые, предмет какой в руках держал или махал чем?
- Нет, - говорю. - Он только носом уткнулся мне в брюки, три раза вдохнул и отпустил.
- А-а-а, - сказала женщина толпе. - Она тоже ничего не знает.
Толпа разошлась разочарованная, я же заторопилась домой.

Я не знала, что говорить детям, где я пропадала все это время. Но решилось все само собой. Я поставила сумки. В них оказались крупные крепкие огурцы, початки кукурузы, картошка, морковь, лук и яблоки.
- Пожалел дед, что мы голодаем, - сказала я детям как-то легко. - Вот, выделил. У него этими сумками весь сарай забит.
Объяснение это их вполне устроило.

МОЛОДАЯ ПАРА

Как-то через год обмолвилась я знакомой татарке, уж не помню, по какому случаю, про эту историю.
- Это правда. Некоторые наши мужчины, бывает, любят нюхать женщин, - подтвердила она и упросила меня показать, где тот татарин живет.
Я долго отнекивалась, но все же сдалась.

Подошли мы ко двору татарина. Двор у них только жердями огорожен, все видно через забор. Смотрим, девушка молодая из дома вышла, платочком подвязана на татарский манер. Сама гибкая, тоненькая, как былинка, лет 18-20 на вид. Она что- то несла в летнюю кухню.
- Саумысыз, - сказала моя знакомая, мол, здравствуй.
- Саумысыз, - ответила девушка, остановившись.
Бросив на меня озорной веселый взгляд, она крикнула мне: «Рахмат!» («Спасибо!») и метнулась вприпрыжку к летней кухне.

Тут из дома вышел стройный молодой парень лет 25: аккуратный, подтянутый. Увидев нас, подбоченился, картинно ногу в сторону отставил. Он посмотрел на мою знакомую и крикнул ей:
- Знаю, зачем сюда пришла! Только мне ты не нужна. Я сам выбираю и привожу сюда кого хочу!
Повернулся ко мне:
- Ну, а теперь ты сколько лет мне дашь? А, забыл, ты же возраст не умеешь угадывать, - и засмеялся молодым баском. Я же рванула домой не хуже той девушки, забыв про свою знакомую.
- Может, зайти к нам в гости хочешь? - крикнул мне вслед бывший старик. - Так я не против!

Лариса Шебалдова, г. Челябинск

Шаманские рассказы

ЩУЧКИ С НЕБА

Эту историю рассказал мне Иван Алексеевич Татаев. В детские годы он жил со своей семьей вдали от людей. Единственным кормильцем был отец, но однажды он куда-то уехал и долго не возвращался. Продукты почти все закончились. А тут приезжает к ним в гости знакомый якут, а им гостя и потчевать совсем нечем.
Мать извинилась, объяснив, в какое они попали положение. Напоила чаем, собрав кое-что из запасов. А к вечеру внезапно начался сильный ливень, но почти сразу же стих, словно и не было ничего.
И тут гость вдруг предложил детям выйти на улицу и поискать, что небо им дало. На улице вокруг нашего дома образовались большие лужи, а в них плавали небольшие рыбки, попадались даже щучки.
Небесный улов сварили и все наелись вдоволь. Только вот гость есть не стал, так голодным и уехал. Мать объяснила, что это был шаман и с неба посыпались рыбки по его желанию.

Кстати, в якутском народе собрано много рассказов, в которых шаманы с легкостью добывают нужные для гостей вещи. К примеру, пучок листового табака вдруг на виду у всех падал на кровать шамана, и он говорил гостям, что взял это из сундука друга, находящегося далеко-далеко.

РАССЕРДИЛСЯ

Однажды после обеда Оконешников собрался на охоту. Нужно сказать, что собачья упряжка у него была одной из лучших во всей округе. Но при подъеме на другой берег реки его нарта будто прилипла - собаки из сил выбились, но сдвинуть с места ее не смогли.

Подошли провожающие, собрались любопытные, стали помогать, но ничего не получалось. Пробовали даже топором подрубить нарту у земли, но и это не помогло. Подошел зампредседателя колхоза Жирков. Предложил Кеньке (так звали мы промеж себя охотника) не ломать нарту, а отвязать собак и идти к шаману мириться, даже бутылку спирта для этого дела ему дал.

Оказывается, за день до этого в конторе колхоза подвыпивший Кенька рассердил шамана, сказав: «Ты слабый шаман, попробуй-ка сделать со мной что-нибудь, ничего не получится».

Жирков с трудом уговорил перепуганного охотника зайти в дом к шаману Айгаа. Поговорили, выпили, а на прощание шаман сказал Кеньке:
- Больше не вздумай так говорить о шаманах. Сейчас иди спать, а завтра езжай, нарта отлипнет и заскользит.
По законам физики объяснить это вряд ли возможно, но то, что несколько здоровых мужчин с помощью лучшей упряжки собак не смогли сдвинуть с места нарту - факт. Видел это своими глазами.

Алексей Ягловский, Республика Саха

Бабку Аксинью все в деревне считали ведьмой и побаивались. Увидев ее скрюченную в три погибели фигуру с клюкой, и стар и млад рассыпались по сторонам – от греха подальше. А если не удалось избежать встречи, не дай бог пройти мимо, не поговорив с ней. Все как огня боялись ее проклятий. Никто толком не знал, сколько ей лет, она появилась в селе уже будучи старой. Бабка давным-давно жила одна. Судьба у нее, по рассказам старожилов, была действительно трагической. Когда-то, еще будучи молодой женщиной, она поругалась с односельчанином, а тот в пылу гнева страшно ее проклял: мол, желаю тебе пережить всех своих родичей и остаться одной-одинешенькой на белом свете. Аксинья в ответ только рассмеялась. Тогда у ней было то ли восемь, то ли семь детей, муж работал в сельсовете – по тем временам большая шишка, родители тоже были живы-здоровы, дом – полная чаша. И слова какого-то старикашки для нее ничего не значили, тем более она тогда была активисткой в колхозе, участвовала в самодеятельности и высмеивала людское суеверие, веру в абаасы и прочих злых духов.

Между тем старик тот был не простой, в молодости шаманил и, говорят, был шаманом средней руки: в засуху мог вызвать ливень, заговорить болезни и прочее. Новая власть в лице Советов приказала перестать дурачить народ: никаких абаасы нет, бога тоже нет, есть только товарищ Ленин и коммунистическая партия. Что делать, пришлось свернуть шаманскую деятельность и вступить в колхоз. Но люди все равно не забывали о том, что он шаман, и никогда не спорили со стариком. И только недалекая и легкомысленная Аксинья из-за какой-то мелочи затеяла с ним ругань и получила сполна.

Когда она переехала в это село, была уже практически одна: муж и старшие сыновья не вернулись с войны, остальные дети умерли – кто во время военного голода, кто от болезней. Осталась в живых одна дочь, и та умерла от послеродовой горячки, от нее остались двое детей, те тоже умерли, не дожив даже до тридцати лет. А самой Аксинье ничего не делалось, наоборот, после каждой смерти она как бы набиралась сил, да и теперь ведь живет одна, как-то рубит-колет дрова, чтобы топить печь, воду таскает. Она, конечно, давно раскаялась в том, что когда-то поругалась с шаманом, будь он неладен, но сам виновник ее горя давно в могиле, а проклятье его живо по сей день. Видать, сильно провинилась бедняга пред шаманом, что сделалась сама живой абаасы: пока не сживет кого-нибудь со свету, не успокаивается. Таким образом, говорят, проклятые продлевают свою опостылевшую, никчемную жизнь и на тот свет уходят только тогда, когда получают прощение у проклявшего или же как-то искупают свою вину. Аксинья «съела» всю родню и принялась за односельчан. Правда, в основном это те, кто в какой-то мере сам виновен в своей судьбе – пьющие, без царя в голове, бесшабашные или те, кто каким-то макаром не угодны самой старухе.

Новость отредактировал Оляна - 1-03-2012, 16:54