» » Речевые ошибки в газетах с примерами презентация. Презентация "виды лексических ошибок" по учебной дисциплине "русский язык и культура речи"

Речевые ошибки в газетах с примерами презентация. Презентация "виды лексических ошибок" по учебной дисциплине "русский язык и культура речи"













Виды речевых ошибок Вид ошибкиПример 1.Неправильное употребление слова 2.Смешение паронимов 3. Употребление лишних слов 4.Нарушение лексической сочетаемости. 5.Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий. 6.Тавтология 7.Штампы унылой Я пошел домой с унылой головой. наперерез Я наперерез отказался. Пернатые Пернатые птицы. играла Любовь играла в жизни Пушкина большое значение. напарница Моя напарница, старуха Изергиль…. рассказывается В рассказе рассказывается величайший поэт. Пушкин- величайший поэт.


Языковой практикум Задание 1 В тексте какого стиля могут быть употреблены данные глаголы? Составьте с ними предложения. Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил Задание 2 Каково лексическое значение данных слов? Инициатива, проступок, эксклюзивный, дилетант, искусство, оппозиция, продюсер. Задание 3 Составьте текст с данными словами: Хороший, заинтересовать, думать, ощущение.






Использованная литература 1.Ипполитова Н.А. и др. Русский язык и культура речи. М.:Проспект, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для классов. М.:Просвещение Выполнила: учитель русского языка и литературы Бурятской гимназии N 29 Шобоева Т. А.



Типы речевых ошибок и их исправление Автор презентации Кудрин Вячеслав Дмитриевич – учитель МОУ Луговская СОШ Кинешемского района Ивановской области


  • Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
  • Мысль развивается на продолжении всего текста.

  • Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
  • Мысль развивается на протяжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

  • Мое отношение к этой проблеме не поменялось .

2. Были приняты эффектные меры.


2. Были приняты эффективные меры.


  • В конечном предложении автор применяет градацию.
  • Старик трудился поставить телегу на колеса.

  • В последнем предложении автор применяет градацию.
  • Старик старался поставить телегу на колеса.

  • Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .
  • Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
  • Читатель захлебывается во множестве примеров.

  • Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
  • Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
  • Читатель утопает во множестве примеров.

  • Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  • Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии "Горе от ума".

  • Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  • Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии "Горе от ума".

Неоправданное употребление просторечных слов

  • Таким людям всегда удается объегорить других.
  • Петя шел взади .
  • На вратаре майка,

напяленная на рубашку.


  • Таким людям всегда удается обмануть других.
  • Петя шел сзади.
  • На вратаре майка, одетая на рубашку.

  • Автор увеличивает впечатление.
  • Автор использует художественные особенности.
  • У девочки были коричневые глаза.
  • Дешевые цены.

  • Автор усиливает впечатление .
  • Автор использует художественные средства.
  • У девочки были карие глаза.
  • Низкие цены.

  • Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
  • Молодой юноша, очень прекрасный.

  • Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
  • Это был прекрасный юноша.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

  • В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  • В рамках исторического

развития русского общества

развивается и "личность

человека."


  • В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
  • В рамках исторической

эволюции русского общества

развивается «личность

человека».


  • Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  • Недавно я прочитала одну интересную книгу . Эта книга называется "Собачье сердце".

  • Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
  • Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется "Собачье сердце".

  • Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  • Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

  • Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
  • Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

  • Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
  • Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

  • Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
  • Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

Вид ошибки

Способ правки

Исправленный вариант

Группа ребят стояли у бассейна. Однажды мы с мамой хотел приготовить пирог.

Нарушение согласования.

Определите, с каким словом в предложении связано данное слово, не нарушена ли связь? Измените форму слова.

Группа ребят стояла у бассейна. Однажды мы с мамой хотели приготовить пирог.

Я увидел мальчика в красным футболке.

Ошибки в образовании имен существительных, связанных с категориями рода, числа, падежа.

Найдите главное слово в словосочетании, определите его род, число, падеж, согласуйте с зависимым словом в том же роде, числе, падеже.

Я увидел мальчика в красной футболке.

Мы вместе убрались в комнате и испекли пирог. И сели пить чай с нашим творением.

Нарушение границы предложения. Ошибка в построении сложного предложения.

Найти грамматическую основу предложения, перестроить его, заменить или убрать союзы.

Мы вместе убрались в комнате, испекли пирог и сели пить чай с нашим творением.

Данная презентация содержит материал по характеристике речевых ошибок (лексических, грамматических, пунктуационных и др.). Рассматриваются ошибки и примеры ошибок. Презентация может быть полезна на занятиях по русскому язуку, культуре устной и письменной речи специалиста, на подготовительных курсах для старшеклассников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация подготовлена преподавателем Клеменчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Выделяют 5 типов ошибок: ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки.

Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений. ошибки в датах; смешение эпох, авторов, названий произведений; искажение в цитировании; искажение фактов, описанных в произведениях. Нарушение последовательности высказывания:

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря. ________________________________________________ Речевые недочеты подразделяют на лексические; морфологические; и синтаксические.

Характеристика типичных лексических ошибок 1. Употребление слова в не свойственном ему значении: «Чацкий не одинок: у него много сообщников». 2. Смешение слов-паронимов: «Онегин ведет праздничный образ жизни». 3. Употребление лишних слов (плеоназмы): «Наступил темный мрак». 4. Лексические анахронизмы (употребление слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и т.п. нормам данной эпохи): «Чацкий поехал в командировку за границу». 5. Двусмысленность из-за использования омонимов и многозначных слов: «Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги».

НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая, грамматическая и стилистическая. Соединение слов бывает невозможно из-за: смысловой несовместимости (обедать потолок); грамматической природы слов (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями); ограничений, регулируемых стилистическими законами (не сочетаются слова книжного характера с разговорно-просторечными).

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме непроизносимых согласных; ложное удвоение согласных; пропуск Ъ и Ь, их смешение в употреблении, ненужное употребление Ъ или Ь; ошибки в написании окончаний различных частей речи; ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов; ошибки в переносе слов.

Типичные пунктуационные ошибки: Пропуск запятой. Быть всегда там __ где труднее всего. Будущее прекрасно __ оно принадлежит молодым. Но политика была временной __ и надо было налаживать обеспечение города. Пропуск знака для выделения причастных и деепричастных оборотов, обращения, вводных слов и конструкций, прямой речи. Употребление лишнего знака.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге.» Ошибки в употреблении числа существительных: «По асфальтам побежали ручьи.» Ошибки в употреблении падежных форм: «У нас нет время (времени).» Ошибки в образовании форм прилагательных: «Эта книга более интереснее.» Ошибки в употреблении местоимений: «В ихнем селе не было садов.» Ошибки в употреблении форм имен числительных: «С двести рублями; по обоим сторонам дороги.» Ошибки в употреблении форм глагола: «Мы игрались в саду.» это всякого рода отступления от норм образования и употребления форм слов.

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Необоснованный пропуск членов предложения: «Олег Кошевой одним из талантливых организаторов.» Нарушение согласования между членами предложения: «В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.». «Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка.» Неправильное употребление предлогов: « Через шум мотора не было слышно крика.» «Он порвал об борт машины новую рубашку.» Неверное управление слов: «Гоголь описывает о похождениях Чичикова.» «Согласно приказа.»

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Подлежащее или дополнение занимают не своё место: «Негодование народа всё усиливалось против поработителей». Определение занимает не свойственное ему место: «Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали». Обстоятельство занимает не свойственное ему место: « Всем классом ходили мы в лес за цветами весной». Неправильная расстановка частей составного союза: « Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера».

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построениях предложений с однородными членами: а) ошибки в однородных составных сказуемых «Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.» б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм «Произведения глубоко вскрывали общественные противоречия, дышат ненавистью к существующему строю.» в) неправильное употребление союза И, показывающего законченность перечисления «Шофер быстро вышел из машины, и бросился в одежде в воду, спас ребенка.» г) разрыв простого предложения с однородными сказуемыми «Поэт очень любит русскую природу. И описывает ее в своих картинах.»

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построении сложносочиненных предложений: а) при неудачном соединении разнородных простых предложений «Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.» б) в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза И «Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах.» в) при тавтологическом употреблении сочинительных союзов «Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она нас за это сильно ругала.»

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ а) одновременно употребляются подчинительный и сочинительный союзы в предложении: «Когда ночь была спокойна, но люди не спали.» б) употребляется лишний союз: «У меня одно желание, чтобы вырасти быстрее.» в) в главном предложении отсутствует указательное слово: «Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом.» г) неправильно употребляется союз и союзное слово: «Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.» д) соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот: «Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого все окна были закрыты ставнями.»


1. Мы были очарованы прекрасной
игрой актеров.
2. Мысль развивается на протяжении
всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

1. Мое отношение к этой
проблеме не поменялось.
2. Были приняты эффектные
меры.

1. Мое отношение к этой
проблеме не изменилось.
2. Были приняты эффективные
меры.

Неразличение синонимичных слов

1. В конечном предложении автор
применяет градацию.
2. Старик трудился поставить телегу
на колеса.

1. В последнем предложении автор
применяет градацию.
2. Старик старался поставить телегу
на колеса.

Употребление слов иной стилевой окраски

1. Автор, обращаясь к этой
проблеме, пытается направить
людей немного в другую колею.
2. Лермонтов обливает горькой
правдой век нынешний.
3. Читатель захлебывается во
множестве примеров.

1. Автор, обращаясь к этой
проблеме, пытается направить
людей немного в другое русло.
2. Лермонтов разоблачает горькой
правдой век нынешний.
3. Читатель утопает во множестве
примеров.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

1. Астафьев то и дело
прибегает к употреблению
метафор и олицетворений.
2. Потрясающие ужасы
крепостной эпохи отразились
в комедии "Горе от ума".

1. Астафьев постоянно
прибегает к употреблению
метафор и олицетворений.
2. Реальные ужасы крепостной
эпохи отразились в комедии
"Горе от ума".

Неоправданное употребление просторечных слов

1. Таким людям всегда удается
объегорить других.
2. Петя шел взади.
3. На вратаре майка,
напяленная на рубашку.

1. Таким людям всегда удается
обмануть других.
2. Петя шел сзади.
3. На вратаре майка, одетая на
рубашку.

Нарушение лексической сочетаемости

1. Автор увеличивает
впечатление.
2. Автор использует
художественные особенности.
3. У девочки были коричневые
глаза.
4. Дешевые цены.

1. Автор усиливает впечатление.
2. Автор использует художественные
средства.
3. У девочки были карие глаза.
4. Низкие цены.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм


нам с помощью художественных
приемов.
2. Молодой юноша, очень
прекрасный.

1. Красоту пейзажа автор передает
с помощью художественных
приемов.
2. Это был прекрасный юноша.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

1. В этом рассказе рассказывается
о реальных событиях.
2. В рамках исторического
развития русского общества
развивается и "личность
человека."

1.В этом рассказе повествуется о
реальных событиях.
2.В рамках исторической
эволюции русского общества
развивается «личность
человека».

Неоправданное повторение слов

1. Герой рассказа не задумывается
над своим поступком. Герой даже
не понимает всей глубины
содеянного.
2. Недавно я прочитала одну
интересную книгу. Эта книга
называется "Собачье сердце".

1. Герой рассказа не
задумывается над своим
поступком и даже не
понимает всей глубины
содеянного.
2. Недавно я прочитала одну
интересную книгу, которая
называется "Собачье
сердце".

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

1. Когда писатель пришел в
редакцию, его принял главный
редактор. Когда они поговорили,
писатель отправился в гостиницу.
2. Татьяна была простой, скромной
девушкой. Она рано начала читать
французские романы. Ее
воспитывал француз-гувернер.
Татьяна была задумчивой
девушкой.

1. Когда писатель пришел в
редакцию, его принял главный
редактор. Поговорив с ним,
писатель отправился в
гостиницу.
2. Татьяна была простой,
скромной и задумчивой
девушкой. Ее воспитывал
француз-гувернер, поэтому
она рано начала читать
французские романы.

Неудачное употребление местоимений

1. Данный текст написал
В.Белов. Он относится к
художественному стилю.
2. Встреча Чацкого с
Фамусовым не принесла
ему ничего хорошего.

1. Данный текст написал В.Белов.
Это произведение относится к
художественному стилю.
2. Встреча с Фамусовым не
принесла Чацкому ничего
хорошего.