» » Родословие глинских из румянцевского собрания. Глинские (князья) Глинские князья родословная

Родословие глинских из румянцевского собрания. Глинские (князья) Глинские князья родословная

статья

Николай Селищев

Генеалогия Глинских - Якшичей - Косачив

Нынешний юбилей - 480-летие венчания великого князя Василия 3 на княгине Елене Глинской - заставляет нас вспомнить и русско-византийские, и русско-сербские связи. То есть ту старину, которая была жизнью наших предков, а ныне объявлена или вовсе не существовавшей, или существовавшей, но в крайне диком, варварском проявлении.

Род Глинских - от города Глинска в Северском княжестве, впоследствии в Полтавской губернии. Род этот принадлежал к западнорусской знати и в 1508 г. переселился в Россию из Великого княжества Литовского. Отцом Елены Глинской был князь Василий Михайлович Глинский, матерью - княгиня Анна . О происхождении Анны не знают ни "Русская родословная книга" князя А. А. Лобанова-Ростовского, ни "Русский биографический словарь", ни корифеи нашей дореволюционной исторической науки. Однако из сербских источников ясно видно, что Анна, мать княгини Елены Глинской и, следовательно, бабушка царя Ивана Грозного, была из славного сербского владетельного рода Якшич, породнившегося с сербской династией Бранковичей и, таким образом, бывшего в отдалённом родстве с теми же византийскими Палеологами, из которых происходила мать великого князя Василия 3 - Софья Палеолог, другая бабушка царя Ивана Грозного.

Знаменитый русский историк А. Нечволодов в своих "Сказаниях о Русской земле" (ч. 3, СПб., 1913; репринт: М., 1992, с. 173) пишет, что в 1503 г. великий князь Иван 3 просил свою дочь Елену, литовскую великую княгиню, навести справки о добродетельных невестах для старшего сына Василия (будущего Василия 3). Особое внимание надо было обратить на нравственность матери невесты. Елена прислала отцу ответ о своих поисках. Примечательно, что список начинался с сербов: "Разведовала я про детей деспота Сербского, но ничего не могла допытаться…".

В Москве же знали, что сербские деспоты (властители) Бранковичи были в родстве с византийскими домами Палеологов и Кантакузинов. Но не будь турецкого разгрома Сербии в середине 15 века, русско-сербские связи не были бы пресечены. Само венчание Василия 3 на княгине Елене Глинской в 1526 г. много позже можно рассматривать как восстановление русско-сербских связей. Ведь, как мы помним, мать Елены - Анна Глинская - происходила из рода Якшич .

Что нам известно об этом сербском владетельном роде? О роде Якшич была напечатана статья в 1901 г. в белградском журнале "Новая Искра" (год издания 3-й,? 6, с. 164-165). Её автор - выдающийся сербский историк-византинист Станое Станоевич. Он работал в Константинополе вместе с нашим византинистом Ф. И. Успенским в 1898-1899 гг., позже участвовал в войнах с турками и австро-германцами - Балканской и Первой мировой, стал профессором Петроградского университета в последние годы царской России, преподавал в Сорбонне и Лондоне и был членом историко-этнографической секции сербской делегации на Версальской мирной конференции 1919 г. Версаль покончил с оплотом папизма - с Австро-Венгрией, и древние сербские земли объединились в Югославии. Станоевич - это символ патриотической сербской науки и дипломатии.

Статья о Якшичах - лишь одна из множества работ Станоевича. Он пишет, что Якшичи происходят от Якши (после 1453), воеводы, служившего сербскому деспоту Юрию Бранковичу . После окончательного завоевания Сербии турками в 1459 г., дети Якши - Якшичи Стефан и Дмитрий - "храбро сражались" на стороне Венгрии и "оказывали услуги" венгерской короне, бывшей тогда, как известно, заклятым врагом турок. Особенно - при талантливом полководце венгерском короле Матвее Корвине в конце 15 века. По сербским "Родословным таблицам", Матвей Корвин разрешил Якшичам поселиться в Трансильвании (тогда часть Венгрии, ныне - запад Румынии). Там Якшичи построили себе мощный замок, завели торговый флот по рекам, обрастая сербскими сёлами - к ним приходили те, кто ушёл от турок. Таких сёл у Якшичей было 82 в конце 15 века.

По разным сербским данным, Якшичи были "великаши" ("вельможи, аристократы") и держали собственное войско - от 400 до 1200 воинов. В те времена это была большая сила. Это доказывается многими данными военной истории, например, "Мемуарами" Филиппа де Коммина, бывшего очевидцем войн французского короля Карла 8 с итальянцами в 1494-1495 гг.

По сербским "Родословным таблицам", венгерский король Матвей Корвин послал осенью 1481 г. против турок 32 тысячи войска. Передовыми силами руководил Йован Якшич (сын Дмитрия), разбивший в первом же бою тысячный отряд турок. Тогда войско Корвина дошло в глубь Сербии до города Крушевац, выведя из-под турецкого ига 50 тысяч сербов, поселённых в венгерской Трансильвании. Позже, в 1526 г., венгры были наголову разгромлены турками в битве при Мохаче. Сын и племянник Стефана Якшича участвовали в битве, причём Станоевич пишет, что племянник Стефана, Пётр Якшич, "по всей видимости", тогда погиб. После катастрофы при Мохаче средневековая Венгрия исчезла. За её остатки австрийские Габсбурги боролись с турками.

Статью Станоевича мне прислал один сербский библиофил. Другой серб прислал мне родословную Якшичей из "Родословных таблиц и гербов сербских династий и властителей" (Белград, 1991, с. 223-227). Эти два источника - Станоевича и "Родословные таблицы" - взаимно дополняют друг друга. При их сопоставлении с русскими, румынскими, сербскими монографиями получаем такую родословную Якшичей.

Наиболее разветвлённое потомство пошло от Стефана Якшича (1489), как мы уже писали, воеводы венгерского короля Матвея Корвина. У Стефана Якшича было два сына и три дочери. Из трёх дочерей Стефана Якшича примечательны все - Елена, Ирина, Анна.

Первая дочь Стефана Якшича - Елена Якшич (после 1529 г.) - вышла за сербского деспота в изгнании Йована (Ивана) Бранковича. Йован Бранкович - сербский деспот с 1494 г. по год своей смерти, по 1502-й. Дети Елены Якшич и Йована Бранковича сыграли огромную роль в жизни православных Балкан, о чём мы скажем ниже.

Ирина Якшич , другая дочь воеводы Стефана, вышла замуж за Матия Балшича Косача , герцога "од Св. Саве", потомка герцога Стефана Вукчича Косача, и умерла между 1545 и 1549 гг. Наш корифей церковной истории Е. Е. Голубинский пишет, что герцогский титул Стефан Косача, или Козарич, получил от немецкого императора Фридриха 3 в 1448 или 1449 г., перейдя в зависимость от него. Владения Стефана Косача турки называли поэтому "землёй Герцеговой", позже - Герцеговиной . Стефан Косач называл себя "херцег од светога Саве" или "херцег светога Саве", также "хранителем гроба Св. Саввы", потому что в области Стефана Косача находились мощи Св. Саввы, погребённого в Милешевом монастыре.

Стефан Косач был вынужден в 1463 г. признать себя данником турок, но при его старших сыновьях турки в 1483 г. окончательно покорили сербское герцогство, обратив его в турецкую провинцию (см.: Е.Е. Голубинский. Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо-Валашской. М., 1871, с.580).

Третья дочь Стефана Якшича - Анна Якшич (после 29.04.1547) - вышла замуж за князя Василия Львовича Глинского , родив ему сыновей Юрия, Ивана и Михаила Васильевичей Глинских и дочерей Елену , Анастасию и Марию. По Станоевичу и по "Родословным таблицам", княгиня Елена Глинская вышла замуж за великого князя Василия 3 и стала матерью царя Ивана 4 Грозного . Анастасия умерла после 1526 г. Мария, вышедшая замуж за князя Ивана Даниловича Хомяка Пенкова, скончалась после 1533 г.

Вернёмся к старшей из дочерей воеводы Стефана Якшича - Елене Якшич , тётке княгини Елены Глинской (матери царя Ивана 4 Грозного). От первого брака с сербским деспотом Йованом Бранковичем у Елены Якшич было пять дочерей. Одна из старших дочерей - Деспина Милица (1554) вышла замуж за воеводу Валахии Негу (Неагое) Басараба , другая - Елена (до 1546) - за воеводу Молдавии Петра 4 Рареша .

Кто такие Бранковичи? Это сербская династия, правившая Сербией с 1427 г., т. е. уже после битвы на Косовом поле (1389), когда, несмотря на героическое сопротивление, сербы потерпели поражение от турок. Османы с одной стороны, венгры - с другой - теснили сербов. Сербский деспот Юрий Бранкович (правил в 1427-1457 гг.) был с 1414 г. женат на гречанке Ирине Кантакузин . Императорский дом Кантакузинов - родственники императорского рода Палеологов. Этот брак устроил византийский император Мануил 2 Палеолог, стремившийся к греко-сербскому сближению.

Дочь Юрия Бранковича и Ирины Кантакузин - Катерина - была выдана замуж за графа Ульриха 2 Цилли, или Цельского . Сестра Ульриха - Барбара Цилли - была женой венгерского короля, владетеля Бранденбурга и немецкого императора "Священной Римской империи" Сигизмунда 1 Люксембурга . Графы Цельские были крупными властителями в Штирии, сейчас их город Цили называется Целье (сейчас - в Словении).

Род германских императоров Люксембургов не был для сербов чуждым. Отец императора Сигизмунда 1 - император Карл 4 - установил чешское преобладание в германских землях (мать Карла была из чешского королевского рода). Чешский историк Й. Полишенский, читавший в 1946 г. свои лекции в Лондоне, говорил: "Карл называл себя наследником Великой Моравской державы. В письме королю Сербии он подчеркивал своё славянское происхождение" (см.: Й. Полишенский. Краткая история Чехословакии. Прага, на англ. яз., 1991, с. 34). Сербский церковный журнал "Православле" (? 942, 15.06.2006) упоминает, что Апостол, писанный в 1453-1454 гг. по заказу Катарины Кантакузин, жены Ульриха 2 Цельского, - сейчас собственность музея Сербской Православной Церкви в Белграде.

Эти родственные связи сербских деспотов Бранковичей с германским императором Сигизмундом Люксембургом - важное доказательство искусственности и недобросовестности современных мифов о Сербии, якобы "дикой" и "непредсказуемой". Кстати, Бранковичи как сербские властители, носившие византийский титул "деспотов", оказываются в 15 веке гораздо более известной фамилией, чем, например, Гогенцоллерны, позже поражавшие своей надменностью. Родственник Бранковичей император Сигизмунд отдал свой Бранденбург в 1415 г. мелкому князьку ("бургграфу") города Нюрнберга - Фридриху Гогенцоллерну, от которого и пошёл род, позднее "железом и кровью" возмечтавший добиться мирового господства.

И если бы не натиск турок на Сербию - как расцвела бы держава Бранковичей в 16-17 веках?!

Нашествия турок на Сербию в 1437-1439 и 1459 гг. опустошили и осквернили всё на своём пути. На турецких работорговых рынках серба продавали за 70-80 золотых дукатов, дешевле, чем пленного грека (90 дукатов).

По признанию французского путешественника Бертрандона де ла Брокьера, заставшего Сербию при Бранковичах в 1433 г., т. е. уже после битвы на Косовом поле, но до разгрома 1439 г., - Сербия была "прекрасна и густо населена". После 1459 г. сербы уходили из-под власти турок и заселяли Срем и Банат с согласия венгерских королей, увидевших в них вооружённый оплот против натиска османов. Венгерские короли предоставляли сербам значительные привилегии (отсюда и сербские деспоты в изгнании, потомки деспота Юрия Бранковича). Но в нынешней Венгрии вряд ли захотят об этом вспоминать.

Двух сыновей сербского деспота Юрия Бранковича в 1441 г. турки захватили в плен и ослепили, в том числе Стефана, будущего деспота в изгнании.

Этот Стефан Бранкович женился на Ангелине. Стефан и Ангелина, их сын Йован - есть в сербских святцах. Память их 10 декабря старого стиля. Мощи их в монастыре Крушедол в Сирмии (Среме). Об этом узнаём из "Полного месяцеслова Востока" нашего дореволюционного архиерея Сергия (Спасского) (т. 2, с. 381).

По данным сербской энциклопедии, вышедшей под редакцией профессора С.Станоевича в королевской Югославии, Ангелина Бранкович была дочерью Арианита, Элбасанского господаря. Ангелина в 1460 г. вышла замуж за слепого деспота Стефана Бранковича, родила ему двух сыновей - старшего Георгия (в монашестве Максима) и младшего Йована. Ангелина умерла и похоронена в монастыре Крушедол (сербская область Срем) около 1510 г.

Кто был отец Ангелины Бранкович - Арианит, Элбасанский господарь? Из Ф. И. Успенского ("История Византийской империи", М., 1997, с. 560) узнаём, что Эльбассан - в греческом Эпире, то есть на крайнем северо-западе Греции. То же пишут и авторы сборника "Североэпирский эллинизм. Борьба за выживание" (Афины, 2002, карта на с. 67). После создания западными державами новоиспечённой Албании в 1912 г. как противовеса Сербии и Греции - г. Эльбассан оказался в южной Албании.

Арианиты - выдающаяся византийская семья (греческая энциклопедия "Элевферодакис", Афины, 1929 г., т. 2, с. 435). Один из Арианитов имел имя Комнинос. Он был "топархис" (глава области господарь) в Албании, успешно воевал с турками в 1434-1444 гг. и даже пытался освободить старинный греческий город Аргирокастро, но не сумел из-за прибытия мощных турецких подкреплений. Потомки и родственники Комнина Арианита жили в Италии вплоть до середины 17 века. К упоминанию "Элевферодакиса" мы ещё вернёмся, увидев, к каким неожиданным открытиям это приведёт.

Подытожим. Сербский деспот Юрий Бранкович (1457) женат на знатной гречанке Ирине Кантакузин. Его сын - деспот в изгнании Стефан Бранкович (1477) - женат на Ангелине, из видного греческого рода Арианитов. Сын Стефана и Ангелины Бранкович - деспот в изгнании Йован Бранкович (1502) женится на Елене Якшич , тётке княгини Елены Глинской, матери царя Ивана 4 Грозного.

Теперь проследим судьбу дочерей Йована Бранковича и Елены Якшич, т. е. двоюродных сестёр княгини Елены Глинской.

Как уже упоминалось выше, старшая дочь Йована Бранковича и Елены Якшич - Деспина Милица - вышла замуж за воеводу Валахии Негу Басараба . Что такое Валахия и где она находится? Валахия - это юг современной Румынии. Но всегда надо помнить, что единая Румыния возникла только в 1859 г. из объединения Валахии и Молдовы, существовавших веками отдельно друг от друга.

Столица собственно румынской Молдавии - Яссы, одно время - Сучава. К той современной Молдавии, которую мы знаем сегодня (со столицей в Кишинёве и границей по Днестру), эта румынская Молдавия отношения не имеет. Современная ("кишинёвская") Молдавия издавна называлась Бессарабия. И в Российской империи, и на картах румынских националистов.

Как возникла Валахия? Наш знаменитый архиерей и церковный историк Арсений (Стадницкий) (1936) разделял мнение румынского историка А. Ксенопула - предки современных румын издавна жили в районах Карпат, будучи потомками дако-римского населения. Советский балканист В. Д. Королюк, не решаясь принять дако-римскую версию происхождения валахов, считал их "романизированным пастушеским населением", жившим в горах, по данным венгерского хроникёра 13 века Шимона Кезаи. Королюк признавал языковое общение валахов и славян и наличие славян в Карпатах в 13 веке (см.: В. Д. Королюк. Славяне и восточные романцы. М., 1985, с. 162, 168, 184, 198, 200). Образование княжества Валахии относится к 13 веку, когда, по данным нашего феноменально образованного историка Е. Е. Голубинского, владетель небольшой области в Трансильвании, некто Раду Чёрный , бежал на юг - за Карпатские горы от нашествия татаро-монгольских орд Батыя.

Первая столица переселившихся за Карпаты валахов была в городке Кампылунго ("долгое поле") под Карпатскими горами. Затем валахи перенесли свою столицу ещё южнее - в городок Арджис (Аргеш), он же Куртя-д-Ардгиш (т. е. "княжеский дом, дворец ардгишский"). Поскольку в подвластной венгерским королям Трансильвании чиновники назывались воеводами (венгры переделали это слово в "вайда "), то переселившиеся к югу от Карпатских гор валахи своих правителей тоже стали называть воеводами.

С 15 до половины 17 века у валахов было две столицы - Торговище и Бухарест , из которых главной была первая. Из Торговища в Бухарест столица Валахии была окончательно перенесена по приказу турецкого султана в 1659 г. (Е. Е. Голубинский, с. 335, 345). Именно город Бухарест нам известен как столица объединённой Румынии. Но главная столица Валахии была именно в Торговище. Ещё этот город называют Тырговиште . Но даже в современном румынском языке, сильно латинизированном в конце 19 века под влиянием иезуитов и немцев (с удалением многих славянских слов), слово "тырг" означает "торг, рынок, сделка".

Голубинский пишет, что румыны валашские и молдавские приняли Христианство от болгар и поэтому в продолжении весьма многих столетий имели богослужебным и письменным языком наш церковно-славянский язык. В государственных актах собственно румынский язык стал употребляться совместно со славянским лишь с половины 17 века (с. 391, 392).

Румынский историк-националист Н. Иорга (известный профессор, умер в 1940 г.), вне зависимости от своих симпатий, часто навеянных политическими потрясениями уже ХХ века, всё-таки собрал в своих многочисленных трудах огромный фактический материал, никак не противоречащий выводам Голубинского. Например, в своей книге "История римлян" (на франц. яз., Бухарест, 1937) Иорга приводит грамоту валашского воеводы Мирчи 1 Старого (1418), много воевавшего с турками, но вынужденного подчиниться султану. Грамота целиком на церковно-славянском, так что легко читается титул Мирчи Старого - "Боголюбивый и Христолюбивый Мирча Великий воевода и господин" (Иорга пишет, что матерью Мирчи Старого была "сербо-византийка Каллиникия", добавляя, что подобные браки с сербами и греками были часты.).

Читаешь эти грамоты и поражаешься - ведь мы же ничего об этом не знали и не знаем! Сегодняшняя история Румынии переписана настолько, что при приезде папы римского Иоанна Павла 2 в Румынию в 1999 г. румынские верхи приветствовали его от лица "единственной латинской страны, исповедующей Православие"!

Зная всё это, мы поймём, что брак Деспины Милицы Якшич, двоюродной сестры княгини Елены Глинской, с валашским воеводой Негу Басарабом (1521) не был отчаянным шагом в чужой и чуждый мир. Сейчас, увы, Сербию и Румынию разделяет гораздо больше, чем сербов и валахов в конце 15 века. Кроме того, надо учесть, что сам Негу Басараб был из области Крайова, на западе Валахии. Крайова граничит с Сербией. Современная официальная "История Румынии" (русский перевод: М., 2005) не называет имени Бранковичей. О Негу (Нягое) Басарабе говорится, что он был "в родстве с сербскими деспотами (его супруга Милица была уроженкой Сербии)" (с. 268).

Румынский историк Иорга в своей книге "Место румын во всемирной истории" (на франц. яз., Бухарест, 1935, т. 2, с. 35, 88) пишет, что Негу Басараб со своей женой-сеРБКой воздвиг церковь в Аргеше в "сербском стиле". Церковь в Аргеше сооружена из массивных камней, кирпичей и цемента с великолепной живописью, более совершенной, чем алтари Мистры (оплот византинизма в греческом Пелопоннесе), с надписями по-гречески и по-славянски. Иорга отмечает: "Но в начале 16 века две женщины потомства сербских Бранковичей, преемники деспота Стефана, принесут на два трона - Валахии и Молдавии - имперское подражание". Иорга признает, что титул "деспот", хранимый Бранковичами, - византийский.

Валашская Церковь одно время управлялась знаменитым сербским митрополитом Максимом (Бранковичем), сыном слепого деспота в изгнании Стефана Бранковича и его супруги Ангелины.

Иорга признаёт заслуги Максима (Бранковича) и в управлении Церковью Валахии, и в примирении князей Валахии и Молдавии, воевавших в начале 16 века друг с другом. Наш историк Голубинский о примирении враждующих князей не говорит, но со свойственной ему точностью в определении всех дат и обстоятельств воссоздаёт жизнь Максима (Бранковича) в Валахии.

Данные Голубинского полностью совпадают с более поздними сведениями Станоевича - Максим постригся в монашество в молодых годах в области Сирмиум (Срем), "где основалась на жительство его мать с остальным семейством". Голубинский считает, что валашский воевода Раду 4 в 1503 г. пригласил Максима (Бранковича) занять митрополичий престол в Валахии после ухода Нифона (Нифон - Константинопольский патриарх, свергнутый турками, был митрополитом в Валахии). В 1508 г. Максим удалился в Срем, в основанный им монастырь Крушедольский.

В 1513 г. воеводой Валахии стал Негу Басараб (как мы помним - женатый на Деспине Милице Бранкович, племяннице владыки Максима). Тогда митрополит Максим вновь прибыл в Валахию, где недолго управлял церковью, поставив себе преемника до 1518 г. Голубинский считает, что имя преемника Максима - Макарий (с. 356-358).

Наш знаток святцев архиепископ Сергий (Спасский) в своём "Полном месяцеслове Востока" (Владимир, 1901; репринт: М., 1997, т. 3, с. 661; т. 2, с. 17-18) указывает святого Максима нового, деспота сербского (18.01.1516), митрополита угровлахийского, сына деспота св. Стефана - "мощи в Крушедоле с мощами отца и брата". У Станоевича та же дата кончины Св. Максима.

Сербский архиерей Савва Шумадийский в своём каталоге "Сербские иерархи от 9 до ХХ века" (Белград - Подгорица - Крагуевац, 1996) пишет, что св. Максим (в миру Георгий Бранкович) был сыном слепого деспота Стефана и Ангелины Бранкович и родился в 1462 г. в Албании (очевидно, имеется в виду город Элбасан в греческом северном Эпире, ныне - под властью албанцев, о чём мы уже говорили). Венгерский король Матвей Корвин поставил Георгия деспотом сербским в 1486 г. В 1496 г. Георгий принял монашество с именем Максим. В иеромонаха и иеродиакона был рукоположён софийским митрополитом. После смерти своего брата - деспота Йована (1502) - ушёл с матерью и мощами отца и брата в Валахию. Там, вероятно в 1505 г., он был рукоположён в митрополиты бывшим Константинопольским патриархом Нифоном.

Митрополит Максим выполнял и "дипломатические поручения, когда это было необходимо" (очевидно, имеется в виду то, о чём говорил румынский историк Иорга). Владыка Максим основал первую типографию в Валахии, в которой трудился монах Макарий из Черногории (добавлю, что этот факт признаёт и румынский историк Иорга). В 1508 г. митрополит Максим покинул Валахию и вернулся в Срем, где стал архиепископом и митрополитом Белградско-Сремским (18.01.1518). Канонизирован Сербской Церковью в 1532 г. Но в 1716 г. монастырь Крушедол был сожжён турками вместе с мощами св. Максима (ныне уцелела только часть его мощей) (см.: Епископ Савва. "Сербские иерархи…", с. 299-300).

Византийские и балканские связи России - это не выдумка монаха Филофея с его идеей "Москва - Третий Рим" и не химеры графа Н. П. Игнатьева, якобы придумавшего "панславизм" в конце 19 века. Это живая часть русского Средневековья.

Гли́нские - угасший литовский княжеский род, предположительно, татарского происхождения, из которого происходила московская правительница Елена Глинская - мать Ивана Грозного . Его не следует путать с польским дворянским родом Глиньских, который существует и поныне.

Происхождение

Название рода объясняется тем, что в XV веке его представители владели загадочным городом Глинском (не исключено, что это современная Золотоноша). По московским представлениям, семейство это относилось к числу худородных; в Государевом родословце для рассказа о нём оставлено только пустое место. Первый Глинский, надёжно зафиксированный источниками, - князь Борис, который в 1437 году присягал на верность польскому королю Владиславу III .

Реальность легенды о происхождении Глинских от Мамая принимает историк А. А. Шенников. В подтверждение своего мнения он ссылается на неназванную «русскую летопись», которая одного из Глинских, Ивана Малого, именует Мамаем, а также приводит письмо Шах-Ахмата к братьям Глинским (1501), в котором тот обращается к ним «Кияты князья Мамаевы истинные дети», якобы «апеллируя к ещё не угасшему татарскому этническому самосознанию Глинских».

В облике Елены Глинской, реконструированном по черепу, преобладают не монголоидные, а североевропейские черты.

Гипотетическое литовско-татарское княжество на территории современных Черкасской и Полтавской областей Шенников относит к группе пограничных государственных образований юго-востока Руси, в которых при «срастании славянской и тюркской частей населения» шло складывание казачества . Он высказывает догадку о том, что «князья тут были более похожи на казачьих атаманов, чем на настоящих феодалов». Типичным представителем этих татаро-литовских князей, видимо, был Богдан Глинский , в 1500 году взятый русскими в плен под Путивлем .

Семейство Михаила Глинского

Своей известностью и местом в истории род Глинских обязан князю Михаилу Львовичу (1470-1534) - одной из самых колоритных фигур литовской и русской истории начала XVI века. Он воспитывался при дворе немецкого императора, принял католичество , участвовал в Итальянских войнах . При вступлении на престол короля Сигизмунда этот питомец Ренессанса поднял против него восстание, как полагали, с расчётом на создание независимой от польско-литовского владычества державы на востоке Украины, но, потерпев поражение, бежал в Москву.

После брака племянницы Михаила Глинского, Елены , с великим князем Василием Ивановичем (1526) значение рода чрезвычайно возросло, а после смерти Василия в 1533 года они стали фактическими правителями Московского государства. Против них при дворе составилась партия во главе с

В конце прошлого года «АиФ-СК» (№51) под рубрикой «История в лицах» опубликовал материал о дворянском роде Бенковичей.

Свадьба накануне революции

На Ставрополье уже несколько лет работает региональное отделение Российского дворянского собрания. Его члены – потомки дворян разыскивают через различные архивы и нередко находят любопытные документы об истории своего рода. Такой поиск вела несколько лет и предводитель Ставропольского регионального отделения РДС Елена Глинская. Ей повезло, потому что в детстве общалась с прабабушкой, потомственной дворянкой Зинаидой Степановной Глинской (по мужу Гричук). А вот прадедушку, Владимира Степановича Глинского, тоже потомственного дворянина, в живых, увы, не застала.

Детские воспоминания, семейные фотографии и архивные документы, которыми располагает Елена, не полностью, но все же проливают свет на жизненный путь ее прабабушки и прадедушки, прослеживают (до VI колена!) одну из ветвей генеалогического древа Глинских.

Ветвь эта, полагает вице-предводитель РДС Олег Щербачев, работавший в архивах, происходит, возможно, от князей Глинских, проживавших в XVIII веке в Минском воеводстве и имевших свой герб «Глинский». Осенью 1860 года эта ветвь была утверждена в потомственном дворянстве. Вот какие корни у прабабушки и прадедушки Елены!

Передо мной копия метрического свидетельства о том, что у члена Мозырско-Речицкой дворянской опеки, коллежского ассесора Степана Глинского и его законной жены Варвары 26 июня 1894 г. родилась дочь Зинаида. Жила семья в небольшом городке Мозыре (нынешняя Белоруссия). Зина с отличием окончила Минскую женскую гимназию и, как сказано в копии аттестата, «имеет право получить из Министерства Народного Просвещения, не подвергаясь особому испытанию, свидетельство на звание домашней наставницы тех предметов, по которым она показала хорошие успехи». Проработав несколько лет учительницей, Зина познакомилась с прапорщиком Георгием Гричуком, и в мае 1917 г. они обвенчались в одном из православных храмов Киева. Родился сын Владимир. Молодой семье выпали тяжелые испытания: революция, Гражданская война, разруха, холод, голод. Шло строительство нового мира, в котором не было места прежним званиям, чинам и сословиям…Жили в Мозыре, в родовом поместье. Из-за материальных трудностей сдавали усадьбу в аренду, но потом ее вообще отобрали и семья переехала в Минск.

Где корзина с золотом?

В первые дни войны Зинаида Степановна, так, на всякий случай, положила в корзину документы и остатки фамильных драгоценностей: большую золотую брошь в виде бабочки, крылья которой были усыпаны бриллиантами, золотую чашу-ладью, столовое серебро. Однажды ночью, во время сильной бомбежки, выскочила на улицу, не забыв прихватить корзину, и прыгнула в противотанковый ров рядом с домом. От близкого разрыва ее засыпало землей, потом откопали, но корзину с ценным грузом тогда так и не нашли. Быть может, повезло другим счастливчикам, а может, до сих пор драгоценности покоятся на том самом месте или где-то поблизости?

После войны семья вернулась из эвакуации в Минск.

А как же ваша прабабушка оказалась в Ставрополе? – спрашиваю Елену.

Ее сын Владимир, мой дедушка, окончил Куйбышевский строительный институт и по распределению попал на Урал. Там и семьей обзавелся. А в 1958 году переехал в Ставрополь, обустроился и через год перевез к себе родителей. Так что моя мать родилась в Пермской области, а я уже в Ставрополе.

По словам Елены, прабабушка была сильной, властной натурой. Она всю жизнь оставалась дворянкой. В обществе и в быту держалась с достоинством, благородством, соблюдала правила светского этикета - так ее учили в гимназии. Учила этому и близких. Однажды десятилетняя Лена пришла повидать прабабушку. Зинаида Степановна угостила яблоком, посадила за стол, поставила тарелочку, рядом – нож и вилку. Девочка хотела было привычно откусить, но пожилая женщина сказала, что яблоко надо резать на кусочки и пользоваться вилкой. Лена не сразу научилась этому, но наставление прабабушки помнит до сих пор. Помнит и небольшую квартиру в Ставрополе, где жила Зинаида Степановна и где пахло стариной.

Зинаиду Степановну муж очень любил, ухаживал за ней, всячески угождал. Смастерил даже ночную вазу, чтобы она не ходила впотьмах в туалет…При всех жизненных коллизиях тем не менее Зинаида Степановна обладала хорошим здоровьем. Наверное оттого, что никогда не работала, а возможно, главную роль сыграла наследственность. Во всяком случае, по словам Елены, даже в преклонном возрасте она носила длинную и толстую черную косу с редкой проседью. С домочадцами была строгой и принципиальной, ей не свойственна была сентиментальность, сюсюканье с детьми.

-Моя мать рассказывала, - продолжает Елена, - как она с родителями приходила в гости к бабушке Зине, когда та жила еще в Минске. – Садились за стол, и хозяйка дома раскалывала большую литую шоколадную голову, такую раньше продавали, при этом следила, чтобы куски у всех были одинаковыми. А вот муж ее, Георгий Григорьевич, напротив, отличался добротой и мягким характером. Он под столом всякий раз незаметно протягивал внучке свой кусочек. Однажды бабушка увидела это и повелительно-возмущенным голосом воскликнула: «Жорж!» - так она называла мужа.

Когда его не стало, за ней ухаживал сын. Потом он заболел, и она перешла к нему в дом, где жили еще две семьи и где, кстати, поныне обитают Елена с дочерью. Зинаида Степановна на год пережила сына и скончалась летом 1987 г. в возрасте 93 лет!

Похоронена прабабушка в Ставрополе на городском кладбище, - говорит Елена. – Даже сейчас, спустя почти четверть века, помня ее советы, стараюсь походить на нее в главном: держать себя с достоинством в самых разных жизненных ситуациях.

В жерновах репрессий

Дворянка из старинного рода Глинских от новой власти почти не пострадала. Да, отобрали имение, как и у других, да, жизнь была не сладкой, как и у многих, но ведь не подвергалась гонениям, не была арестована, дожила до преклонных лет. Словом, судьба ей благоволила. А вот от родного брата почему-то отвернулась... О трагической судьбе Владимира Степановича Глинского стало известно только после запросов в белорусские органы власти.

Я рассматриваю потертый документ на двух языках –русском и белорусском. Это членский билет профсоюза работников потребительской кооперации центральных районов Белорусской ССР, выданный Владимиру Степановичу Глинскому летом 1936 г. Сохранилась и его фотография.

В то время он работал счетоводом в Мозырском союзе потребкооперации. Каждый месяц аккуратно платил взносы, о чем свидетельствуют марки разных цветов, в зависимости от заработной платы. За 1937 год все уплачено, а вот следующая страничка пустая… Что же случилось с добросовестным кооператором?

Копия справки Мозырского горсовета не дает ответа, она лишь сообщает, что дана гражданину Глинскому В.С. в том, что «он житель гор. Мозыря, отец его – член дворянской опеки. Сам Глинский В.С. до революции – мировой судья, после революции служащий, что и удостоверяется». Можно только предположить, кому потребовался этот документ, ведь Елена Глинская получила его из архива УКГБ по Гомельской области.

А вот более существенный документ – «Анкета арестованного», заполненная следователем Мозырского окружного отдела НКВД Белорусской ССР. Из нее теперь известно, что Владимир Степанович был старше Зинаиды на четыре года. До ареста 17 декабря 1937 г. работал счетоводом-бухгалтером артели «Молот» в Мозыре, воспитывал вместе с женой двоих детей. В 1916 г. окончил юридический факультет Киевского университета, в партиях не состоял, был снят по возрасту с воинского учета (к тому времени ему было 47 лет), у белых не служил, участия в бандах и восстаниях против совласти не принимал, однако в 1933 г. был судим коллегией ОГПУ по обвинению в антисоветской агитации, получил три года исправительно-трудовых лагерей, но, что удивительно, как сказано в анкете, наказание не отбыл. Почему? Неизвестно. И вот второй арест, на сей раз Особая Тройка НКВД БССР не церемонилась – повторно обвинив Глинского в антисоветской агитации, его приговорили в начале января 1938 г. к расстрелу. Так добропорядочный гражданин и хороший семьянин, примерный работник оказался в жерновах классовых репрессий только потому, что происходил из дворянской семьи. Владимира Степановича Глинского реабилитировали сначала в 1959 г., а затем тридцать лет спустя. Неизвестно, что стало с его семьей. Архивы пока молчат…

ГЛИНСКИЕ, русско-литовский княжеский род, представители которого находились на службе в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) и в России в 15-17 веках. Родоначальник - князь Иван, записанный для поминания в так называемый Любецкий синодик начала 15 века. Благодаря этому можно предполагать, что Глинские являлись потомками Ольговичей (ветвь династии Рюриковичей) - правителей Черниговского княжества в 11-14 веках. Наследственные владения Глинских - Глинеск, Глиница и Полтава, расположенные на реке Ворскла, находились на южных границах бывшего Переяславского княжества. Согласно одной из версий родословной легенды, предок Глинских, отец князя Ивана Алекса, крестившийся в Киеве в православие под именем Александр, за переход с «вотчиною» на службу к великому князю литовскому Витовту получил от него в вотчину волость Станко, а также города Хозоров, Сереков и Гладковичи. В родословной версии, составленной в 1-й трети 16 века и получившей в России название «Подлинный родослов Глинских князей», утверждалось, что на службу к Витовту выехал не только Александр, но и его сын Иван. Родословцы утверждают, что Витовт женил Ивана Александровича на Анастасии, дочери князя Д. Ф. Острожского. Позднее Александр и его сын Иван приняли участие в битве на реке Ворскла (12.8.1399), в которой благодаря их действиям Витовт избежал плена и смерти и вернулся в ВКЛ. Описание похода и боя, за исключением советов Александра и Ивана Глинских, полностью совпадает с текстами древнерусских летописей, что раскрывает его литературную основу. Родословная легенда, утверждавшая, что отцом Александра являлся ордынский беклербек Мамай (? -1380), сохранилась лишь в частных родословцах. Очевидно, отношение к этой искусственной версии о происхождении Глинских было настолько критическим, что её, несмотря на ближайшее родство Глинских с царём Иваном IV Васильевичем Грозным, не включили в состав «Государева родословца» (середина 1550-х годов).

Герб рода Глинских.

Известны сыновья И. А. Глинского: Борис Иванович (? - после 1446), родоначальник старшей ветви рода, в 1430-40-е годы известен своей службой при дворе великих князей литовских Свидригайло и Сигизмунда, входил в раду первого из них, позднее примкнул к великому князю Казимиру Ягеллончику, получил ряд земельных пожалований, был женат на вдове князя Ивана Корибутовича, происходившей из рода князей Воротынских; Фёдор Иванович (годы рождения и смерти неизвестны), его потомство пресеклось на бездетном сыне Михаиле, к которому в русских родословцах 16-17 веков по ошибке приписаны потомки Богдана Фёдоровича Путимского; Семён Иванович (? - после 1481/82), родоначальник младшей (черкасско-смоленской) ветви рода Глинских.

Из старшей ветви рода известны сыновья Б. И. Глинского: Лев Борисович (? - после 1496), служил в удельном дворе Мстиславского князя Ивана Юрьевича, внука Семёна-Лугвеня Ольгердовича; Иван Борисович Великой (? - до 1496), в 1474, 1479-80, 1492 и 1496 годах ездил с дипломатическими миссиями в Крымское ханство, наместник в Чернигове (1492-96); Григорий Борисович (? - осень 1503), наместник в Овруче (1496-1503), погиб в битве с крымскими татарами; Дашко Борисович (? - до 1496). Известны сыновья Л. Б. Глинского: Иван Львович Мамай (около 1460 - между 1511 и 1522), наместник ожский и переломский (1495), маршалок господарский (1501-07), хорунжий земский (с 1501), воевода киевский (1505) и новогрудский (1507-08); Василий Львович Слепой (около 1465-1515), наместник василижский (1501-05), слонимский (1505-06), староста берестейский (1506-07), подстолий литовский (1501-1507), был женат на дочери сербского воеводы Анне Якшич (? - 1553); М. Л. Глинский (Дородный). Их сестра Федка вышла замуж за Мартина Хребтовича, родного брата выдающегося государственного деятеля ВКЛ - пана Ивана (Яна) Литавора Богдановича Хребтовича. Благодаря этому родству Глинским удалось вернуть себе видное положение при литовском великокняжеском дворе. Однако после смерти великого князя литовского и польского короля Александра (1506) положение изменилось. В 1508 году Глинские во главе с М. Л. Глинским подняли восстание и после его неудачи перешли на службу к великому князю Василию III Ивановичу. За этот выезд Иван Мамай и Василий Слепой получили в вотчину Медынь, а их двоюродные братья Дмитрий Иванович и Иван Иванович Меньшой - поместья и кормления. В Москве они получили статус служилых князей.

Сыновья Д. Б. Глинского: Иван Дашкович (?- после 1499), по-видимому, был замешан в заговоре 1481 года князей М. Слуцкого-Олельковича, Ф. И. Вельского и И. Ю. Гольшанского-Дубровицкого, собиравшихся убить великого князя литовского и польского короля Казимира IV и отъехать из ВКЛ со своими вотчинами на службу к великому князю московскому Ивану III Васильевичу, в 1482 бежал в Русское государство (первый случай отъезда Глинских на службу в Москву), но к 1486 году вернулся в ВКЛ, в 1495 получил королевский привилей на город Гостомль, в 1496 добился передачи своей матери настоятельства в Овручском монастыре во имя Святых Иоакима и Анны, а в 1499 - подтверждения своих прав на Гостомль, Ставки и другие имения в Киевском воеводстве; Василий Дашкович (?1506), наместник в Черкассах (1504-06), перешедшие к нему в наследство имения брата Ивана после смерти Василия отошли к сыновьям Л. Б. Глинского.

Известны дети В. Л. Глинского: Юрий Васильевич (? - 26.6.1547), боярин (начало 1547), убит в ходе Московского восстания 1547; Михаил Васильевич (? - 1559), боярин (начало 1547), 1-й воевода в Нижнем Новгороде (1542-1543), 2-й воевода в Туле (1544), наместник в Ржеве Пустой (1547), 1-й воевода в Васильгороде (1548), в Пронске (1550), участник похода и взятия Казани (1552), 1-й воевода в Казани (1554-55), наместник в Новгороде (1556), 2-й воевода большого полка (1558); Е. В. Глинская. Сын М. Л. Глинского - Василий Михайлович (? - 1564), боярин (конец 1561 или начало 1562), 1-й воевода в Дедилове (1559), участник Ливонской войны 1558-83: 1-й воевода большого полка в походе из Юрьева Ливонского к Тарвасу (1562), участник Полоцкого похода 1563-64; 1-й воевода большого полка в Калуге на береговой службе (1564). Сын М. В. Глинского - Иван Михайлович [? - 12(22).4.1601], боярин (1585). Был женат на Екатерине Григорьевне, дочери Г. Л. Скуратова-Вельского, благодаря этому браку он породнился с Борисом Фёдоровичем Годуновым и князем Д. И. Шуйским, женатыми на сёстрах его жены, занимал важное место в «особом дворе» царя Ивана IV Грозного и в Боярской думе, однако самостоятельной роли не играл, являясь сторонником Бориса Годунова. Участник Ливонской войны 1558-83, 1-й воевода «с государем» в походе на Ливонию (1578), в 1587 боярин при царе во время его похода с войсками в Можайск против угрозы со стороны ВКЛ, 1-й воевода большого полка (лето - осень 1587), участник русско-шведской войны 1590-92: 8-й боярин при осадах Ругодива и Ивангорода; 1-й воевода большого полка в Серпухове на береговой службе (1592). С его смертью пресеклась старшая ветвь Глинских, служивших в Русском государстве.

Из младшей ветви рода известны сыновья С. И. Глинского: Фёдор Семёнович (? - после 1503), в середине 15 века служил киевским князьям Александру Олельку Владимировичу и Ивану Владимировичу, по полученному владению (село Боровое) его потомки часто упоминаются в источниках как Боровские-Глинские. Потомки сына Ф. С. Глинского, Василия Фёдоровича - Михаил Александрович и его сын Семён Михайлович после 1654 года перешли на русскую службу. 4(14).3.1686 они подали роспись Глинских в Разрядный приказ, где была отмечена легенда об их ордынском происхождении, но уже не говорилось о предполагаемом предке - Мамае. Младший брат В. Ф. Глинского - Богдан Фёдорович Путимский (? - после 1522), наместник в Путивле (1495- 1500; отсюда прозвище), неоднократно попадал в русский плен. На русско-литовских переговорах 1512 года было заявлено, что он перешёл на службу к великому князю Василию III Ивановичу, однако представители литовской стороны не поверили в достоверность этих сведений и в 1522-м вновь поднимали вопрос о его обмене на пленных.

Лит.: Boniecki А. Poczet rodow w Wielkiem Ksiçstwie Litewskiem w XV i XVI wieku. Warsz., 1887; Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания 1-го Литовского статута. М., 1892; Wolff J. Kniaziowie litewsko-ruscy od konca czternastego wieku. Warsz., 1895. Warsz., 1994; Kиczyпsky S. М. Ziemie czernihowsko-siewierskie pod rzqdami Litwy. Warsz., 1936; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972; он же. Формирование боярской аристократии в России во 2-й половине XV - 1-й трети XVI в. М., 1988; Бычкова М. Е. Родословие Глинских из Румянцевского собрания // Зап. Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина. М., 1977. Вып. 38; она же. Состав класса феодалов России в XVI век М., 1986; она же. Белорусские предки Ивана Грозного // Наш радавод. Гродно, 1991. Кн. 3. Ч. 3; она же. Родословие князей Глинских // Историческая генеалогия. 1994. Вып. 3; Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 годы). СПб., 1992; Яковенко Н. М. Укpaїнcькa шляхта з кiнця XIV до середини XVII ст. (Волинь i Цeнтpaльнa Укpaїнa). Kиїв, 1993; Кром М. М. Меж Русью и Литвой. М., 1995.

Русско-литовская знать XV–XVII вв. Источниковедение. Генеалогия. Геральдика Бычкова Маргарита Евгеньевна

Родословие князей Глинских

Родословие князей Глинских

Опубликованная в первом выпуске журнала «Историческая генеалогия» статья Н. Н. Яковенко дает иногда неожиданный аспект истории княжеских родов, которые в генеалогической литературе традиционно называются литовско-русскими. Автор не только показывает особенности формирования княжеской элиты на территории Украины; эта работа еще раз убеждает, что история семей, чьи представители активно участвовали в политической жизни, не укладывается в рамки исследования прошлого одной страны. Генеалогу приходится обращаться к источникам, архивным материалам тех стран, где жили и действовали представители таких семей.

Примером такой генеалогии стала и история семьи князей Глинских.

В свое время мне удалось обнаружить непривычную для русских родословных росписей запись о происхождении князей Глинских. Хотя документ сохранился в рукописи XVI в., именно непривычная форма – памфлет на князя Михаила Львовича Глинского, составленный лицами, служившими с ним еще в Великом княжестве Литовском, а в момент создания документа находившимися уже в Москве, – заставила провести тщательный источниковедческий анализ рукописи, а заодно и изучить все редакции родословной росписи Глинских. Результаты этой работы (вместе с публикацией самого документа, родословной таблицей и подробной росписью рода) были опубликованы в 1977 г. В дальнейшем роспись и таблицу рода удалось дополнить, особенно после издания текста вкладной книги Троице-Сергиева монастыря XVII в.

Таблица рода Глинских, составленная Н. Н. Яковенко, где автор не учла многие материалы, а скорее накопленные новые биографические данные, заставили меня вновь вернуться к истории Глинских.

Ниже приводится фрагмент опубликованной в 1977 г. таблицы, который был существенно расширен новыми данными. В случае расхождения данных московских источников с теми, которые привела в своей таблице Н. Н. Яковенко, я не могу ни полемизировать с ними, ни опровергнуть их: автор не указывает своих источников. Но это не так важно, гораздо существеннее иметь полный круг сведений о каждом лице, приведенном в таблице, который поможет при дальнейшем исследовании.

Как видно из вкладной книги, в 1584/1585 году умерла жена князя Ивана Михайловича Екатерина, дочь Малюты Скуратова. В апреле 1586 г. он составил завещание, из которого видно: в этой ветви рода, кроме завещателя и его дочери Анны, в живых остались старица Александра, родная сестра великой княгини Елены Ивановны, вдова князя Федора Васильевича Сисеева, и старица Ефросинья, вдова убитого в 1547 г. князя Юрия Васильевича Глинского.

Значительная часть состояния Ивана Глинского была завещана Борису Годунову, некоторые вещи – его жене Марии Григорьевне; Борис стал душеприказчиком Ивана Михайловича. Глинский и Годунов, женатые на дочерях Малюты Скуратова, были свояками.

В этом же документе Иван Михайлович называет своим дядей князя Василия Федоровича Скопина Шуйского. Эта запись предполагает два варианта: В. Ф. Скопин был женат на сестре Михаила Васильевича Глинского и М. В. Глинский был женат на сестре В. Ф. Скопина.

В литературе давнее установлено, что В. Скопин был женат на Анне Петровне Татевой; Н. П. Лихачев назвал и его вторую жену – Елену Петровну, сделавшую вклад по своем сыне Михаиле Васильевиче в угличский Алексеевский монастырь (1612 г.). В 1613 г. она вместе со снохой княгиней Александрой сделала вклад по муже и сыне в Троице-Сергиев монастырь.

Скорее Михаил Васильевич Глинский был женат на сестре Василия Скопина.

У Михаила Васильевича Глинского также были две жены: по первой жене – Анне (старица Аксинья, Ксения) семья сделала вклад в 1549 г.

Вторая жена Овдотья (позднее старица Федосья) умерла после своего мужа в 1570 г. (вклад по ней сделал Иван Грозный).

Иван Михайлович, начавший службу рындой в 1571 г., мог быть сыном и от первого брака, и от второго, но косвенные данные говорят, что скорее от второго.

В 1559 г. после смерти Михаила Васильевича вклад по нем делали не дети, а душеприказчики; сам Иван Михайлович первый вклад в монастырь сделал в 1574 г. (по своей сестре Феодоре), а затем в 1584 г. по жене Екатерине. Скорее он родился в 50-е гг.; по той же духовной в 1586 г. он имел незамужнюю дочь Анну – несостоявшуюся невесту князя Федора Ивановича Мстиславского.

После смерти матери Василий Скопин остался ближайшим родственником Ивана Михайловича. Возможно, после смерти Михаила он помогал своей сестре воспитывать племянника, поскольку к этому времени в живых не осталось мужчин Глинских из этой семьи. Сын Василия Скопина – Михаил Васильевич Скопин Шуйский, известный воевода в царствование Василия родился в 1587 г. и по преданию был отравлен женой Дмитрия Ивановича Шуйского, также свояченицей Ивана Михайловича Глинского.

Кроме того, женой предка Глинских – Бориса Ивановича, отца Льва Борисовича, ряд источников называет вдову литовского князя Ивана Корибутовича, по грамотам известно имя вдовы его брата Федора Ивановича – инокиня Александра. А княгиня Анна Глинская, мать великой княгини Елены Васильевны и бабка Ивана Грозного, в монашестве была Анисья.

Самая загадочная запись вкладной книги Троице-Сергиева монастыря – о вкладе, сделанном в 1530 г. князем Иваном Михайловичем Глинским. Если год и имя князя указаны правильно, это может быть только сын знаменитого Михаила Львовича, хотя у нас нет сведений о том, что по приезде в Москву он сразу женился. Вклад по его дочери Фетинье был сделан в 1533 г., но это дочь его и Елены Ивановны, княжны Немой Оболенской, сделавшей вклад в 1538 г.

Что касается другой ветви рода – потомков Федора Семеновича Глинского, то русские источники знают трех его сыновей: Богдана, Василия, Григория – и всегда четко их различают. Правнук Василия Федоровича, Михаил Александрович Глинский вместе с сыном Семеном подали роспись рода в Разрядный приказ в 1686 г., что делает эти сведения достаточно убедительными.

Род Глинских князей.

К великому князу литовскому Витовту приехал из Орды татарин князь Алекса да крестился; а во святом крещении имя ему дали князь Александр. А вотчина у него была Глинеск да Глиница да Полтова, с тою вотчиною к Витовту и приехал. А Витовт дал ему вотчину волость Стаку, Хозоров да Гладкович; а женил ево, дал за него князь Данилову дочь Островского, княжну Настасью.

А у князя Александра сын князь Иван, а у князя Ивана дети: князь Борис да князь Федор, да князь Семен.

А у князя Бориса дети: князь Лев, да князь Василей, князь Иван Великой. А у князя Лва дети: князь Иван Мамай, да князь Василей Слепой, да князь Федор, да князь Михаило Лвовичи Дородной; те все четыре брата приехали из Литвы служить великому князю Василью Ивановичю всеа Руси лета 7000 в 16 год.

А у князь Василья Лвовича у Слепова дети: князь Юрья да князь Иван, оба бездетны, да князь Михайло. Князь Михаила Васильевича, внука Глинского князь Лвова, один сын князь Иван. А князя Михаила Лвовича, у четвертого сына князь Лвова, один сын князь Василей, бездетен.

А у князя Василья у Борисовича у Глинского дети: князь Иван, да князь Семен, да князь Дмитрей, те все три бездетны, да князь Иван Меншой.

А у князя Ивана Борисовичя одна была дочь.

А у князя Федора Ивановичя, у внука Александрова один сын князь Михаило Путимской. А у князя Михаила сын князь Володимер.

А у князя Семена Ивановича, у внука князь Александрова, дети: князь Иван, да князь Федор, да князь Ондрей, да князь Дмитрей, оба бездетны. А у князя Ивана Семеновича дети: князь Михайло да князь Юрья.

А у князя Федора Семеновича дети: князь Василей да князь Богдан, бездетен. А у князь Василия дети: князь Степан да князь Семен. А у князя Степана дети: князь Александр да князь Юрья, бездетен. А у князя Александра дети: князь Степан, бездетен, да князь Михаило; а у князь Михаила сын князь Семен.

«К сеи родословной росписи князь Михаила Глинскои руку приложил».

РГАДА. Ф. 210. Оп. 18. Д. 87. Л. 1–2.

Таблица потомков Льва Борисовича Глинского

Таблица родственных связей Годуновых, Глинских, Скопиных

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

Наказание Глинских В 1547 году взбунтовалась Москва. Двадцать первого июня в городе вспыхнул пожар. Как отмечалось в летописи, «…загорелся храм Воздвижение честного креста за Неглинною на Арбатской улице на Острове. И бысть буря велика, и потече огнь, якоже молния, и пожар

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Одичание князей Наконец, политическому значению удельного князя соответствовал и уровень его гражданского развития. Несовершенный общественный порядок успешнее направляет нравы и чувства в своём духе, чем совершенствуется сам при их подъёме. Личный интерес и личный

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Русская генеалогия, сиречь родословие Начало и конец благородной дворянской науки Позволю представить вам, уважаемые читатели, сюжет, относящийся к генеалогии, в виде небольшого рассказа.Если бы матушку небезызвестного недоросля Митрофана Простакова спросили: «А

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Венчание на царство Ивана IV и восстание против Глинских В начале 1547 г. происходят два значительных события. 16 января впервые в русской истории состоялось венчание на царство бывшего до этого великим князем Ивана IV. 3 февраля последовала женитьба достигшего

Из книги Дьявол [В быте, легенде и в литературе средних веков] автора Амфитеатров Александр Валентинович

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

2. Хронология великих князей владимирских, великих князей

Из книги Сибирская одиссея Ермака автора Скрынников Руслан Григорьевич

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

Книга первая Родословие Великой Армении 1 Ответ на письмо Сахака и обещание выполнить его просьбу Мовсес Хоренаци в начале этого повествования о нашем (народе желает) Сахаку Багратуни радости.Неизбывное струение на тебя божественной благодати и непрестанное

Из книги Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV - первой трети XVI в. автора Кром Михаил Маркович

Глава четвертая Мятеж Глинских. Православные князья и русско-литовские войны первой трети XVI в. После событий 1500 г. русско-литовская граница отодвинулась далеко на запад, и в полосе военных действий оказались теперь города и земли, находившиеся ранее в глубоком тылу. В

Из книги Огнем и мечом. Россия между «польским орлом» и «шведским львом». 1512-1634 гг. автора Путятин Александр Юрьевич

Глава 3. ЮНОСТЬ ГОСУДАРЯ. ПАДЕНИЕ ГЛИНСКИХ. ПОЯВЛЕНИЕ ИЗБРАННОЙ РАДЫ В XVI веке совершеннолетие наступало к 15 годам. В это время дети боярские поступали «новиками» на военную службу, а представители знатных родов получали низшие придворные должности. По замыслу Василия III

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Приложение 5. РОДОСЛОВИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Предки, потомки и ближайшие родственники Владимира МономахаДед по отцуЯрослав Владимирович (978 – 20 февраля 1054) – сын св. Владимира, крестившего Русь, и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Князь ростовский (987-1010),

Из книги История Малороссии - 5 автора Маркевич Николай Андреевич

5. Родословие Князя Георгия Андреевича, Титуловавшегося Малороссийским - «Natus Dux Russiae Minoris.» 1. Рюрик, умер 8792. Игорь Рюрикович. 9453. Святослав Игоревич. 9724. Вдадимир Святославич. 10155. Ярослав Владимирович. 10546. Всеволод Ярославич. 10937. Владимир Всеволодович. 11258. Мстислав

автора Карпец В И

ОТ АНДРЕЯ КОБЫЛЫ К ВЕЙДЕВУТУ: РОДОСЛОВИЕ И БАСНОСЛОВИЕ У всей антимонархической интеллигенции ХХ столетия на слуху написанные в годы второй смуты строки Максимилиана Волошина о годах первой смуты:Когда отродье Кошки и КобылыПожарский царствовать привел…В недавно

Из книги Русь Мiровеева (опыт «исправления имен») автора Карпец В И

РОДОСЛОВИЕ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО К сказкам нашим мы привыкли и считаем их обычно «пережитками язычества», к которым даже и недавно ставшие таковыми «новоязычники» относятся не очень серьезно. Но если язычество, по крайней мере, в привычном смысле этого слова, то есть

автора

Родословие Глинских из Румянцевского собрания

Из книги Русско-литовская знать XV–XVII вв. Источниковедение. Генеалогия. Геральдика автора Бычкова Маргарита Евгеньевна

Приложение II Поколенная роспись Глинских