» » Шахурин нарком большая грузинская 36. Наркомы и министры авиационной промышленности ссср

Шахурин нарком большая грузинская 36. Наркомы и министры авиационной промышленности ссср

нарком авиационной промышленности

Биография

Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.

С 1919 года работал электромонтёром в Подольске , с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу - секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.

Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.

В 1938-1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий.

В 1939-1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).

В 1940-1946 годах Нарком авиационной промышленности. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.

В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».

В приговоре А.И.Шахурин обвинялся в следующем: "на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно -производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами...".

29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.

В 1953-1957 годах Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР.

В 1957 - августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

Его сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил дочь посла Константина Уманского Нину и затем застрелился сам.

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в производстве самолётов в трудных условиях военного времени Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина.
  • Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Алексей Иванович Шахурин (12 февраля 1904(19040212) 3 июля 1975 Нарком авиационной промышленности (1940 1946), Герой Социалистического Труда, генерал полковник инженерно авиационной службы. Биография В 1938 1939 годах был первым секретарём… … Википедия

Шахурин Алексей Иванович Энциклопедия «Авиация»

Шахурин Алексей Иванович - А. И. Шахурин Шахурин Алексей Иванович (1904—1975) — советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического… … Энциклопедия «Авиация»

Шахурин Алексей Иванович - А. И. Шахурин Шахурин Алексей Иванович (1904—1975) — советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического… … Энциклопедия «Авиация»

Шахурин Алексей Иванович - А. И. Шахурин Шахурин Алексей Иванович (1904—1975) — советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического… … Энциклопедия «Авиация»

ШАХУРИН Алексей Иванович - (1904 75) политический деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал полковник инженерно авиационной службы (1944). С 1938 1 й секретарь Ярославского, Горьковского обкомов ВКП(б). В 1940 46 нарком, в 1953 59 заместитель министра… … Большой Энциклопедический словарь

Шахурин Алексей Иванович - (25.2. 1904, с. Михайловское, ныне Московскойобласти, ‒ 3.7.1975, Москва), советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал полковник инженер (1944). Член КПСС с 1925. Родился в крестьянской семье. С 1921 рабочий.… … Большая советская энциклопедия

Шахурин Алексей Иванович - (1904 1975) советский государственный деятель, генерал полковник инженерно авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1941). После окончания Московского инженерно экономического института (1932) работал в авиационной промышленности … Энциклопедия техники

Шахурин Алексей Иванович - (1904 1975), политический и государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1941), генерал полковник инженерно авиационной службы (1944). С 1938 1 й секретарь Ярославского, Горьковского обкомов ВКП(б). В 1940 46 нарком, в 1953 59… … Энциклопедический словарь

Шахурин, Алексей Иванович - (25.02.1904 1975) советский государственный деятель, Герой Социалистического труда, генерал полковник инженерно авиационной службы. В 1940 1946 гг. нарком авиационной промышленности СССР. В марте 1946 года вместе с А. А. Новиковым незаконно… … Большая биографическая энциклопедия

ШАХУРИН Алексей Иванович (12(25) февраля 1904, с. Михайловское, Московская губерния — 3 июля 1975, Москва) —первый секретарь Ярославского обкома и горкома ВКП(б) с июня 1938 по январь 1939 г.

Родился А. И. Шахурин в крестьянской семье. С 1917 г. был учеником электрика, в 1919 -1921 гг. работал электромонтёром Подольского городского отдела комму-нального хозяйства, с 1921 г. — фрезеровщиком на заводе« Манометр» в Москве.

В 1925 г. вступил в коммунистическую партию. В 1925—1927 гг. был заведующим политико-просветительского отдела, секретарём Бауманского райкома ВЛКСМ г. Москвы. С 1927 г. — представитель ЦК ВЛКСМ и заместитель председателя Всероссийского комитета содействия промышленно-экономическому образованию при наркомате внешней и внутренней торговли СССР. Одновременно в 1927—1932 гг. был студентом Московского инженерно-экономического института. По его окончании стал работать начальником отдела организации производства авиационного завода № 82 в Москве, с 1933 г. был стар-шим инженером, затем — начальником научно-исследовательского отдела Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. С 1937 г. — парторг ЦК ВКП(б) завода № 1 имени Авиахима в Москве.

С июня 1938 г. — первый секретарь(два первых месяца — исполняющий обязанности) Ярославского обкома и горкома ВКП(б). С января 1939 по январь 1940 — первый секретарь Горьковского обкома ВКП(б). Депутат Верховного Совета СССР 1 созыва(1938). Член ЦК ВКП(б) в 1939 — 1946 гг. С января 1940 по январь 1946 гг. был народным комиссаром авиационной промышленности СССР. Наладил производство самолётов, обес-печил внедрение новых образцов военной техники, внёс значительный вклад в достижение победы в Отечественной войне.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали« Серп и молот».

В 1944 Шахурину было присвоено звание генерал-полковник инженерно-авиационной службы.

В феврале 1946 назначен заместителем председателя СНК СССР.

В апреле 1946 г. арестован по сфабрикованному обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции». В приговоре А. И. Шахурин обвинялся в том, что якобы« на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно-производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами…». 11 мая 1946 г. осуждён к 7 годам ИТЛ.

Реабили-тирован и освобождён 29 мая 1953 г. 2 июня 1953 возвращены все награды и звания. С августа 1953 г. — заместитель министра авиационной промышленности СССР. В 1954—1956 гг. — первый заместитель министра авиационной промышленности СССР. В мае-июле 1957 г. — заместитель начальника Главного управления по делам экономических связей со странами народной демократии. С июля 1957 г. — заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям. С 1959 г. — персональный пенсионер союзного значения.

Награды: Герой Социалистического Труда(1941), два ордена Ленина, орден Красной Звезды, ор-ден Красного Знамени, орден Суворова I степени, орден Кутузова I степени, орден Трудового Красного Знамени, медали.

Сын А. И. Шахурина — Владимир(родился в Москве в 1928 году) учился в элитной 175-й школе, где учились дети высокопоставленных советских чиновников и партфункционеров. Ближайшими друзьями Владимира стали Серго и Вано Микоян(сыновья члена Политбюро Анастаса Микояна), Леонид Реденс(сын расстрелянного комиссара госбезопасности 1-го ранга Станислава Реденса, свояка Иосифа Сталина), Артём Хмельницкий(сын генерала Рафаила Хмельницкого), Пётр Бакулев(сын знаменитого хирурга Александра Бакулева), Феликс Кирпичников(сын заместителя председателя Госплана СССР Петра Кирпичникова).

Эта высокопоставленная ребятня придумала в годы войны(!) организацию под названием… «Четвёртый рейх». Члены организации создали« теневое правительство» СССР, «главой» которого стал Володя Шахурин. Друг друга члены« правительства» именовали рейхсфюрерами и группенфюрерами.

Взрослые узнали о «Четвёртом рейхе» благодаря трагическому происшествию. 3 июня 1943 года на лестнице Большого Каменного моста Владимир Шахурин выстрелом из пистолета« Вальтер» застрелил дочь дипломата Константина Уманского Нину, свою одноклассницу, по некоторым данным, также входившую в организацию« Четвёртый рейх». Есть версия, что Владимир был влюблён в Нину и не хотел, чтобы она вместе с родителями уезжала в Мексику. Затем Шахурин из того же пистолета застрелился. Владимира и Нину похоронили на Новодевичьем кладбище. Их могилы находятся недалеко друг от друга.

Следователи установили, что пистолет« Вальтер», из которого стрелял Шахурин, принадлежал сыну Анастаса Микояна — Вано. Он и его младший брат Серго были арестованы, признались в создании« антисоветской» организации и назвали всех её членов. Те были также арестованы.

Все члены« Четвёртого рейха» заявляли, что« организация» была лишь детской игрой. Тем не менее, 23 июля 1943 года восьмерых членов организации поместили во внутреннюю тюрьму НКГБ. Следователем по их делу был Лев Влодзимирский. 18 декабря 1943 года братьев Микоянов, Леонида Барабанова, Арманда Хаммера, Петра Бакулева, Леонида Реденса, Артёма Хмельницкого и Феликса Кирпичникова без всякого суда приговорили к высылке в разные города Урала, Сибири и Средней Азии сроком на один год. Приговор был подписан наркомом государственной безопасности Всеволодом Меркуловым и генеральным прокурором СССР Константином Горшениным.


Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.

С 1919 года работал электромонтёром в Подольске, с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу — секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.

Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933—1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.

1937 год. Шахурин Алексей Иванович

В 1938—1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий.

В 1939—1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).

В 1940—1946 годах Нарком авиационной промышленности. Летом

1941 год. Шахурин Алексей Иванович

07 ноября 1941 года Калинин, Ворошилов, Андреев, новый командующий войсками округа генерал А. Калинин и многие другие, в т.ч. и А.И. Шахурин, присутствовали на параде войск в Куйбышеве. Наземным парадом командовал М.М. Попов — командующий 61-й армией, которая вскоре была переброшена под Москву. Состоялся и воздушный парад, в котором участвовало 600 самолетов. Им командовал полковник В.А. Судец (будущий маршал авиации, Главнокомандующий войсками ПВО).

Выступление Сталина вечером 6 ноября и трансляция парада из Москвы вдохновили людей, и, несмотря на нечеловеческие условия труда и полуголодное существование в буквальном смысле под открытым небом Урала и Сибири, уже к январю 1942 года начали поточное производство самолетов.

07 января 1942 года Шахурину позвонили из Сибири и произнесли громкие слова: «Принимай, Родина, первый запорожский двигатель на сибирской земле!» Услышав эти слова, Алексей Иванович, далеко не сентиментальный человек, почувствовал спазм в горле.


Работники оборонной промышленности в редакции газеты "Правда". Сидят (слева направо): И.И. Иванов, Б.Л. Ванников, Н.Н. Поликарпов, Д.Ф. Устинов, С.В. Ильюшин, Б.Г. Шпитальный. Стоит четвертый справа А.И. Шахурин. Октябрь 1942 года.

Алексей Иванович Шахурин (12 (25 февраля) 1904 года, с. Михайловское Подольского района Московской области, - 3 июля 1975 года, г. Москва) - Нарком авиационной промышленности (1940-46), генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда (1941).

Биография

Родился 12 февраля 1904 года в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область). Сын крестьянина.

С 1919 года работал электромонтёром в Подольске, с 1921 года фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Член ВКП(б) с 1925 года. В 1925 году переведён на комсомольскую работу - секретарь Бауманского райкома комсомола города Москвы, затем работал в Наркомате торговли РСФСР.

Окончил Московский инженерно-экономический институт в 1932 году. С 1933 года на военной службе. В 1933-1938 годах служил в научно-исследовательском и учебном отделе Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С февраля 1938 года парторг на заводе Наркомата авиационной промышленности.

В 1938-1939 годах первый секретарь Ярославского областного комитета ВКП(б). Нормализовал общественно-политическую ситуацию в области, наладил партийную работу после массовых репрессий. Депутат Верховного Совет РСФСР с 1938 г.

В 1939-1940 годах первый секретарь Горьковского областного комитета ВКП(б).

В 1940-1946 годах Нарком авиационной промышленности. Когда в 1943 году был создан Совет по радиолокации при ГКО, назначен его членом. Летом 1944 года Сталин поручил Шахурину обследовать всё, что можно, вместе с наступающими войсками на немецком ракетном полигоне, который предстояло захватить Красной Армии на территории Польши.

В 1946 году Шахурин репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха осудила его на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».

В приговоре А.И.Шахурин обвинялся в следующем: «на протяжении длительного времени выпускал самолеты и моторы с большими конструктивно-производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами…».

29 мая 1953 года реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года возвращены все награды и звания.

В 1953-1957 годах Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР.

В 1957 - августе 1959 года заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

Жена - Софья Мироновна Лурье (1909-1977), дочь лесопромышленника Мирона Ионовича Лурье (1874-1966), сестра инженера и учёного в области турбиностроения И. М. Лурье (1905-1967). Сын Владимир (1928-1943) известен тем, что 3 июля 1943 года застрелил дочь посла Константина Уманского Нину и затем застрелился сам.

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1941 года за выдающиеся заслуги в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов Алексею Ивановичу Шахурину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».
  • Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Библиография

  • Крылья победы. Изд. 3-е. - М., Политиздат, 1990
  • Крылья победы. Изд. 2-е, доп. - М., Политиздат, 1985
  • Крылья победы. - М., Политиздат, 1983
  • Сокрушение люфтваффе. - М., ЭОН, 2004