» » Сложные слова тема в начальной школе. Тема: "Сложные слова"

Сложные слова тема в начальной школе. Тема: "Сложные слова"
\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока для начальных классов на тему: "Сложные слова"

Разработку урока выполнила: Ситникова Наталья Валерьевна, Пермский край, г.Губаха, пгт Углеуральский, МОУ "СОШ №15" email: [email protected]

Цель урока. Образование сложных слов.

Задачи:

  1. Повторить значимые части слова.
  2. Ввести понятие “сложные слова”
  3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Зеленина), карточки для учителя и учащихся, энциклопедия о птицах, шляпа, попугай.

Ход урока.

1. Орг.момент.

(Учитель заходит в класс, одетый в костюм книголюба)

Учитель:

Сейчас я была в библиотеке. Там так много интересных книг! Я очень люблю книги. Читаю их с удовольствием. А как мы можем назвать человека, который очень любит читать книги? (книголюб)

Книг у меня много, но больше всего я люблю читать вот эту книгу. В ней много необычных слов, с которыми мы сегодня познакомимся.

2. Повторение темы «Состав слова». Изучение нового материала.

На доск е:

На цветных листах на партах слова:

1 ряд: скворушка, прикорм, мухолов

2 ряд: голубка, уход, мухолов

3 ряд: рябчики, полёт, мухолов

В тетрадях таблица:

Работа в парах.

Учитель:

Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа (учитель сам пишет на доске) Обратите внимание на таблицу. Возьмите с парты цветную карточку. Как вы думаете, какое задание будем выполнять? (распределить слова в таблицу в зависимости от их состава). Приступайте к работе в парах, прежде чем писать обсудите вместе.

У. -А теперь проверим.

Какие слова вы записали в первый столбик?

Д. скворушка голубка рябчики (слова прикрепляем на доску)

У. -Назовите корень. Приставку. С помощью чего образованы эти слова?

Д. – С помощью суффикса.

Во второй столбик?

прикорм -уход -полёт

Итак, работу закончили. Мы все слова записали?

Д. - Слово мухолов никуда не подходит.

У. - А кто такой мухолов? (выслушиваются ответы детей)

Слайд 2

Так кто же это?

Почему её так назвали?

Д. - Питается мухами.

У. - В какой столбик запишем?

Д. – В третий.

У. - Разберите слово по составу.

В чём особенность этого слова?

Д. - В нём два корня.

У. - Подчеркните букву, которая находится между корнями.

Какую роль выполняет эта буква?

Если эта буква используется для соединения двух корней, то как её можно назвать? Д. -Соединительная.

У. - Каких птиц вы ещё знаете? (выслушиваются ответы детей)

Птиц в природе очень много...

Слайд 3

1. В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телефонист

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись ……. (Дятел)

2. Маленькая стройная птичка. Название получила за оперение на голове. (Черноголовка)

3. У . – О какой птице идёт речь?

Слайд 4-5

Д. – Змееяд.

У . - Почему её так назвали?

Д. - Питается ядовитыми змеями.

4. У. – А это что за птица?

Слайд 6

Д. – Сорока.

У. - Какие из этих четырёх слов образованы таким же способом, как и слово мухолов? (черноголовка, змееяд). Запишите. Докажите.

Как вы можете назвать эти слова?

Д . –Двукоренные, сложные.

У. - Почему?

Д. - Из 2-х корней.

Это и есть тема нашего урока «Сложные слова»

Давайте попробуем сделать вывод, какие слова называются сложными?

Посмотрим, как записано в учебнике на странице 39. Познакомьтесь сами, а теперь прочитай....

3. Физминутка.

(звучит аудиомузыка)

Мы учились, мы трудились

Пришло время отдыхать

В птичек все мы превратились

Будем птицам подражать.

Прыгаем как воробушки

Как цапли на одной ноге стоим

А теперь маленькие синички с деревца на деревце летим.

А сейчас покажем больших крыльев размах, быстрые орлы летят в облаках.

Страуса никому не догнать он от опасностей привык убегать.

А теперь на пингвинах похожи, они как неваляшки и мы тоже.

Что ж пора возвращаться,

Вы снова ученики, продолжаем заниматься.

4. Первичное закрепление.

У. - За птицами наблюдают люди особой профессии орнитологи. Чтобы узнать особенности их жизни, надо поймать несколько птиц и окольцевать. Как вы назовёте человека, который ловит птиц?

Д. -Птицелов.

У. - Запишите слово. У доски... Скажите, это сложное слово? (доказывают)

А как вы думаете, есть в нашей речи другие сложные слова не связанные с названием птиц? Приведите примеры. Ещё больше слов вы узнаете на следующем уроке.

Помогите мне составить сложные слова. (учитель показывает карточки, дети самостоятельно записывают слова)

разводит пчёл

ловит рыбу

разводит цветы

Выделите корни и соединительную гласную.

О каких необычных словах мы сегодня говорили? Как их можно назвать одним словом?

Д. - Сложные.

5. Рефлексия.

У. -Встаньте, пожалуйста. Поднимите руку те, кому было трудно понять, что такое сложное слово. Не огорчайтесь. На следующих уроках вы узнаете много сложных слов и их образование. Спасибо. А теперь поднимите обе руки те, кто понял, как образовываются сложные слова. Поаплодируйте себе! Молодцы!

А вот мы сейчас и проверим... Присаживайтесь.

Возьмите белые листочки. Приступайте к заданиям.

А помните ли, как вы меня назвали в начале урока? (книголюб)

Можно ли это слово назвать сложным? Почему? (дети объясняют устно). Вы отлично поработали на уроке. Молодцы! (игрушечный попугай повторяет слово «молодцы».

Мы дарим вам маленькие памятки о птицах (попугай повторяет, а учитель раздаёт)

Образуй новые сложные слова

  • книги+любить =
  • Луна+ходить =
  • лист+падать =
  • пар+ходить =
  • лёд+колоть =
  • пешком+ходить =
  • сам+летит=
  • броня+жилет =

Образуй новые сложные слова

  • книги+любить =
  • Луна+ходить =
  • лист+падать =
  • пар+ходить =
  • лёд+колоть =
  • пешком+ходить =
  • сам+летит=
  • броня+жилет =

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22» ИМРСК.

Открытый урок русского языка

2 класс.

Подготовила и провела:

Сорокина Наталья Михайловна

учитель начальных классов.

2013-2014 уч.г.

План-конспект урока

Класс: 2, «Перспективная начальная школа», Н.А. Чуракова «Русский язык», учебник в трёх частях. Под редакцией М.Л.Каленчук, Москва «Академкнига/учебник», 2012г.

Предмет: русский язык

Тема: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Актуализировать знания детей о составе слова,

Выявить у детей уже имеющиеся знания об образовании слов при помощи приставок и суффиксов,

Формировать у учащихся представления о том, как делаются сложные слова, которые имеют два корня.

Развивающие:

Формирование практического опыта разбора слова по составу,

Содействовать развитию учебно-информационных умений и навыков, умению работать в парах,

Развивать внимание, наблюдательность, память, мышление

Учащихся,

Содействовать развитию речи учащихся,

Развивать орфографическую зоркость,

Развивать умения объективно оценивать свои знания.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо

Учиться,

Воспитывать умение слушать, принимать точку зрения

Собеседника,

Проявлять доброжелательное отношение к товарищам во время

Совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уточнить знания о составе слова,

Уметь распознавать различные части слова,

Верно писать слова на изученные правила,

Находить необходимую информацию в учебнике,

Метапредметные:

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока,

Выбирать действия в соответствии с поставленной целью,

Выполнять учебные действия, сопровождая комментированием,

После оценивания своих знаний, вносить необходимые коррективы в свои действия на основе учёта сделанных ошибок.

личностные:

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи урока.

Формируемые УУД:

Познавательные - самостоятельное формулирование познавательной цели, сравнение и классификация по заданным критериям, анализ слов с целью выделения их признаков, синтез;

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь задавать уточняющие вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, обосновывать высказанное суждение;

Регулятивные – определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, уметь организовывать своё рабочее место и работу, работать по предложенному плану, корректируя свою работу, ориентируясь на промежуточную оценку уровня усвоения материала;

Личностные – нравственно-этическое оценивание своей работы на уроке, осознание успешности при изучении темы.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, презентация.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, словесный, практический,

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: чтение (чтение заданий в учебнике)

Оборудование: презентация,

Дидактические карточки по теме «Написание слов с непроверяемым написанием».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования.

Слайд№2.

Настраивает учащихся на работу:

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

- Наша задача – активно работать и верно, с хорошим настроением выполнить все задания .

Слушают учителя. Организуют рабочее место.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

II. Постановка темы и цели урока. Самоопределение к деятельности.

Слайд№3.

Учитель задаёт детям проблемный вопрос:

Ребята, отгадайте загадку: Кто один имеет рог? Ну конечно …

Какое слово у вас получилось?

Запишите слово на индивидуальных дощечках.

Разберите его по составу.

Что вы заметили?

Откройте учебник на стр.91, прочитайте название темы урока, над какой мы будем работать сегодня на уроке.

Какие пожелания вы хотели бы высказать мне, которые помогли бы для дальнейшего изучения нового материала на уроке?

У кого из вас есть желание научиться чему-то новому на уроке?

Дети самостоятельно пытаются образовать слово, определить, сколько корней в получившемся слове. При помощи учителя определяют, чему они научатся на данном уроке.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

III. Актуализация раннее полученных знаний.

  1. Проверка домашнего задания. Учитель проходит по классу, просматривает тетради, все ли дети выполнили домашнее задание.
  2. Учитель настраивает ребят на выполнение работы:

Откройте тетради, которые я раздала вам сегодня, запишите:

«Классная работа».

Пишем красиво, аккуратно, выводим правильно, каллиграфично каждую букву.

2. Работа по карточкам «Написание слов с непроверяемым написанием».

Ребята, поменяйтесь карточками. Проверьте, верно ли выполнил задание ваш сосед.

3. Повторение о том, как образуются слова:

Какие способы образования слов вы знаете?

При помощи чего образовываются новые слова?

Какие части слова в этом участвуют?

У ребят открыты тетради, в которых они выполняли домашнее задание.

Дети записывают дату.

Ребята выполняют задания на карточках.

Взаимопроверка.

Фронтальная работа по вопросам.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

IV. Работа над новым материалом.

Работа по учебнику сопровождается слайдами презентации Слайд№4-10.

1. Учитель активизирует работу детей по учебнику.

- Откройте учебник на стр.91. Начинаем читать текст нового материала, стараясь верно выполнить все задания Волшебницы и Анишит Йокоповны.

Спишите слова.

Работа по вопросам на странице 92.(предпоследний абзац)

Давайте попробуем разобрать эти слова по составу.

Сколько корней в новых словах, которые у нас получились?

Какая буква соединяет эти корни?

Чтение вывода на стр 92 -последний абзац.

Работа по учебнику.

Чтение текста с.91-92.

По ходу чтения текста выполняются задания по образованию новых слов.

Ребята списывают слова. С.92 – учебника.

Ребята читают вывод.

Познавательные УУД

Личностные УУД

V. Физминутка.

VI.Закрепление, изученного материала.

1.Учитель настраивает детей на выполнение задания к номеру.

- На стр.93 найдите и прочитайте задание к №102.

Ребята, покажите письменно, как образовались слова лесостепь и лесозавод.

А теперь внимательно посмотрите на доску верно ли, вы выполнили задание?

Слайд№11.

Работа по вопросам упражнения:

Что обозначают слова?
-Что делает лесоруб в лесу?

Что делает лесовоз в лесу?

Какие слова дали жизнь словам лесоруб и лесовоз?

2.Игра «Образуй сложные слова»

Слайд№12

3.Выполнение творческого задания «Образуй новые сложные слова»

Слайд№13.

4.Выполнение задания на развитие творческого мышления «Замени одним словом»

Слайд№14-15.

5. Выполнение задания «Найди сложные слова в тексте». Учитель настраивает детей на выполнение работы.

Слайд№16-17.

6.Самостоятельная работа. №103 с.93 в учебнике. Учитель настраивает детей на работу.

Слайд№18-19.

Работа по учебнику.

Выполнение задания к №102, работая в парах.

Самопроверка.

Коллективная работа устно.

Работа с индивидуальными карточками.

Самопроверка по слайду презентации.

Коллективная работа устно.

У каждого ученика есть карточка с текстом, на которой ребята подчёркивают сложные слова.

Проверка по слайду презентации.

Ребята выполняют задания номера

Самопроверка по слайду.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Личностные УУД

VII. Подведение итогов урока.

Слайд№20.

Учитель, задавая наводящие вопросы, помогает ребятам сделать вывод о том, чему научились на уроке.

Ребята вместе с учителем делают вывод: чему они научились?

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

VIII. Домашнее задание.

Слайд №21.

Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.

Ребята записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД

Кто один имеет рог? Ну конечно… НОС О РОГ

Как из двух слов лес и парк можно образовать новое слово? лесопарк

Как называется полоса леса, То есть Полоса лесных Насаждений? лесополоса

Как называется земля между лесом и степью? лесостепь

Как называется завод по Обработке леса? лесозавод

К ак называется комбинат по заготовке Леса? лесокомбинат

Как называется Посадка леса? лесопосадка

Лесопарк, лесополоса, л есокомбинат, лесозавод, л есостепь, лесопосадка. о о о о о о

Лес/+ руб / ить=лес о руб Лес/+воз/ ить=лес о воз

Образуй сложные слова ХОД ледо везде море дымо скоро

Образуй новые сложные слова книги+любить = Луна+ходить = лист+падать = пар+ходить = лёд+колоть = пешком+ходить = броня+жилет = Книголюб Луноход Листопад Пароход Ледокол Пешеход бронежилет

Замени одним словом Кофеварка Зверолов Бетономешалка Снегопад П рибор при помощи которого варят кофе? К АК МОЖНО НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЛОВИТ ЗВЕРЕЙ? К АК НАЗЫВАЕТСЯ МАШИНА, КОТОРАЯ МЕШАЕТ БЕТОН? Как можно назвать Явление природы, когда падает снег?

Замени одним словом Людоед Сладкоежка Длинноногий Зеленоглазый Голубоглазый С казочный персонаж, Который ест людей Как можно назвать человека, который много ест сладостей? Как можно назвать человека, у которого длинные ноги? Как называют человека с зелёными(голубыми) глазами?

Найди сложные слова в тексте. Сидит белка на тележке, Раздаёт она орешки: Мишке толстопятому, Зайке косолапому, Коню златогривому, Ежу трудолюбивому.

Я умею работать самостоятельно Выполни задание к № 103.

Проверь! Верно ли ты выполнил задание? Сороконо ж ка. Целых сорок ножек У сороконо ж ки – Вес е ло б е жали По л е сной доро ж ке.

Я знаю… Я научился… Я умею … Я могу …

Домашнее задание №104 с.94.

Использованная литература Учебник Н.А. Чуракова «Русский язык», учебник в трёх частях. Под редакцией М.Л.Каленчук, Москва « Академкнига /учебник», 2012г.



Рис. 2. Николай Добронравов ()

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Вот так составили транскрипции сложных слов:

На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)

Рис. 3. Горихвостка ()

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)

Рис. 4. Краснопёрка ()

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)

Рис. 5. Лисохвост ()

Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)

Рис. 6. Водомерка ()

Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Корни вод-, мер-. Вода, измерить.

На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Rus.1september.ru ().
  2. Gramma.ru ().
  3. 5klass.net ().
  4. School-collection.edu.ru ().
  5. Oldskola1.narod.ru ().
  • Реши орфографические задачи.

Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

  • Найди сложные слова, покажи их строение.

…Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

А. Толстой

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор.

В. Жульжин

  • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.

  • сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
  • воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу;
  • знакомить с общечеловеческими ценностями; 4) развивать связную устную и письменную речь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в счастье верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
Ведь от слова доброго тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.

Ребята, отчего человек может быть хмурым? (Когда его обидят, ему плохо, грустно).

Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (Доброта, чуткость).

Сегодня мы рассмотрим способ образования некоторых слов, характеризующих такие качества.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Отгадайте загадку:

Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок.

Верно, это радиоприемник. Как образовалось это слово? (Сложное слово, оно образовано из двух основ).

2. Чтение рассказа.

Однажды по радио я услышала рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг». Давайте его сейчас прочитаем.

«Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

«Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля. Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

Что же вы на самокате- то не катаетесь…»

Встретилось ли в тексте сложное слово? (Самокат).

Почему Коля смутился? (Стало стыдно за свою жадность).

Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? (Конечно).

Как же надо себя вести с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? (Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой).

Запишите слово и выполните его морфемный разбор: самокат.

Какую схему образования сложных слов можно построить? (Корень + соединительная гласная + корень).

III. Наблюдение над особенностями сложных слов.

1. Подбор однокоренных слов.

А как вы понимаете слово «доброта»?

В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Подберите к слову «доброта» однокоренное прилагательное. (Добрый).

Поработаем в группах . Запишите, пожалуйста, сложные слова - имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «добрый».

Давайте проверим слова каждой группы.

Прочитайте на доске: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский.

Допишите в свои тетради те слова, которых у вас нет. Выделите в них корень.

Что общего в правописании этих слов? (Соединительная гласная «о»).

2. Подбор синонимов.

С.И.Ожегов так толкует слово «добрый»: «Проявляющий заботу, искренние чувства ко всем живым существам, несущий благо и готовый всегда прийти на помощь».

Подберите, пожалуйста, синонимы. Каждая группа запишет свои слова на листах.

Проверка слов каждой группы.

Запишите в тетрадях: благодушный, милосердный. Выполните их морфемный разбор.

Что заметили? (Оба слова – сложные, образованы из двух основ).

Выпишите из толкового словаря значение слова «милосердный». (Милосердный - готовый помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия).

Что обнаружили в толковании слова? (Слово «человеколюбие» тоже образовано из двух основ).

3. Беседа по тексту.

Можно ли назвать милосердными ребят из рассказа М.Водопьянова «Один за всех, все за одного»?

«Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук».

А как вы помогаете друг другу? Можно ли о нашем классе сказать: «Один за всех, все за одного»?

IV. Разбор проблемных ситуаций в группах.

Каждая группа получает конверт с описанием нравственной ситуации. Дети обсуждают ситуацию, и каждая группа высказывает свое мнение по поводу услышанного.

  • Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
  • Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
  • Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  • Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
  • Твой друг поступил плохо, а наказали тебя.

Как поступить милосердному человеку?

V. Упражнение в написании сложных слов.

1. Работа над лексическим значением слов.

Прочитайте слова и объясните, от основ каких двух слов образовано каждое из них. Какая гласная стоит между двумя основами?

Благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

Что заметили? (Одинаковая первая основа).

Как вы понимаете слово «благо»? (Добро; то, что дает достаток, удовлетворяет потребности).

Каким был провозглашен 2007 год в Республике Татарстан? (Годом благотворительности).

Как вы понимаете, что означает это слово?

«Благотворительность – безвозмездная деятельность, направленная на оказание материальной помощи неимущим или на общественную пользу».

2. Разноуровневая работа.

Выберите одно из заданий по своим силам.

I уровень: Спишите эти слова и выполните их морфемный разбор: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

II уровень: Составьте из этих слов (благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный) три словосочетания им. прил.+ им. сущ.

III уровень: Составьте и запишите три связных по смыслу предложения, используя данные слова: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

Послушаем, что у вас получилось.

VI. Творческая работа.

Придумайте и запишите текст «Чтобы с вами рядом стал счастливым человек».

VII. Итог урока.

1. Рефлексия.

  • Чему учились на уроке?
  • Какие слова называются сложными?
  • Какие гласные могут соединять основы? Как называются эти гласные?
  • С каким новым способом образования слов вы сегодня познакомились? (Сложение двух основ).
  • Приведите примеры сложных слов.
  • Какие чувства испытали на уроке? С чем это связано?
  • Какие выводы для себя сделали?

2. Домашнее задание.

Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас - ученым, артистом, инженером или врачом, - прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. Я думаю, что внимательные дети, слушая телепередачи и читая местные газеты, сразу почувствуют чужую боль и определят, кому нужна наша помощь.

Русский язык считается одним из самых богатых языков мира. Он многогранен благодаря своему , один только словарь В.И. Даля насчитывает порядка 200 тысяч единиц речи, и это не считая словоформ. А так как мир не стоит на месте, то и русский язык прогрессирует вместе с ним, пополняясь новыми лексическими единицами из различных сфер жизни: науки, технологий, промышленности и пр. Ввиду развития отраслей в русском языке для обозначения новых понятий появляются сложносочиненные и трудные в написании слова.

Вконтакте

Что такое сложные слова

Сложное слово складывается из нескольких частей. В русском языке чаще встречаются сложные слова с двумя основами (паровоз, водопад, диван-кровать), но можно встретить с тремя и более (примеры: сливочно-шоколадно-ореховое мороженое, газопаровоздушный, древнецерковнославянский). Написание сложных слов вызывает затруднения даже у тех, кто работает с текстами на профессиональной основе, – редакторов, корректоров, журналистов.

Важно! Одно сложное слово в русском языке может состоять из 20-30 букв! К примеру, рентгеноэлектрокардиографический – 32 буквы.

Сложные для написания выражения часто выступают в роли существительных и , хотя чаще всего образуются от «существительное + глагол» . Многие лексические конструкции в русском языке являются труднопроизносимыми и довольно часто встречаются в повседневной речи. Они настолько общеупотребимы, что мы не задумываемся над их происхождением (самолет, стройматериалы, авиастроение).

Образование

В образование сложных слов происходит следующими способами:

С помощью соединительных гласных: приемозаписывающий, металлорежущий, кашевар, бронетранспортер, кораблекрушение, сумасшедший,

пятикратный, семяпочка, восьмиэтажный, двухмачтовый. Список примеров можно продолжать долго.

Сложные слова в русском языке, для которых правильным является дефисное написание:

  • Сложное существительное с префиксом экс-: экс-король, экс-муж, экс-канцлер.
  • Принцип повторения основ: синий-синий, только-только, вот-вот, жарко-жарко.
  • Конструкции-повторы, имеющие во второй части приставку или суффикс: красавица-раскрасавица, чудесница-расчудесница, фокус-покус, крепко-накрепко, терем-теремок, холодно-прехолодно.
  • Сочетания с полу-: полуфранцуз-полунемец, полуночь-полудень, полулошадь-полуосел, полулежа, полусидя.
  • Близкие по значению слова: гуси-лебеди, путь-дорога, подобру-поздорову, любо-дорого, худо-бедно.
  • Сложносоставные слова с приблизительным указанием: четыре-пять человек, год-другой, в январе-феврале.
  • Сложное слово с аббревиатурой на первом месте: СВЧ-печь (сверхвысокочастотная), ИК-порт (инфракрасный), ДНК-анализ (дезоксирибонуклеиновая кислота), АКДС-вакцина (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная).
  • Сложное существительное, имеющее склоняемую первую часть : ванька-встанька – играть с ванькой-встанькой, ракета-носитель – на ракете-носителе, герой-летчик – звание героя-летчика, писатель-фантаст – писателю-фантасту.
  • Конструкция «главное и зависимое слово»: кот-баюн, красавица-дочка, собака-ищейка, скатерть-самобранка, ботаник-любитель, отец-одиночка.
  • Сложное слово имеет несклоняемую часть : си-минор, соль-диез, ре-минор, иссиня-бледный, багрово-каштановый, брутто-формула (для химических элементов), брутто-ставка (размер страхового взноса), нетто-ставка (доля страхового тарифа), соло-гитара, диско-шар, диско-группа, диско-бар, макси-скутер, макси-гольфы, макси-пазлы, миди-контроллер, мини-рояль, мини-модель, мини-рецензия.
  • Промежуточные стороны света: повернуть на юго-запад, курс на северо-восток, восток-юг-восток.
  • Военные должности и звания с приставками: вице-адмирал, камер-юнкер, контр-адмирал, лейб-драгун, обер-гофмаршал, обер-интендант, статс-секретарь, унтер-офицер, флигель-адъютант, штабс-ротмистр.
  • Слова, имеющие в своей конструкции служебную часть речи: Николаевск-на-Амуре, Калач-на-Дону, цветок мать-и-мачеха, растение иван-да-марья. В эту группу преимущественно входят названия городов, стран и растений .
  • Для написания наименований жителей городов с дефисным написанием часто используется способ слияния основ.
  • Сочетания с приставкой пол- (для слов, начинающихся с гласной или с согласной -л) в родительном падеже: пол-июля, пол-лавки, пол-линии, пол-оврага, пол-огурца.

Словарь русского языка

Образование сложных слов в русском языке без соединительных гласных:

  • Труднопроизносимые слова с приставками без-/бес-, не-, меж-, после-, сверх-, лже-, само-, вне-, вы-, за-, при- и др.: безграничный, безвинно, беспроцентный, бесконечный, беспалубный, неоправданно, непрерывносвязный, непримиримый, неравномерный, межкомнатный, межреберный, межнациональный, послеродовой, послекурсовой, послегарантийный, послешкольный, сверхвысоковакуумный, сверхгодовой, сверхкритичный, сверхустановленный, лжеакация, лжесоциалистический, лженаука, лжерелигия, самосъемочный, самоосахаренный, внеземной, внешнеполитический, вышерассмотренный, вышеизложенный, заготовочный, защитный, запросто, причудливый, причастный.

Обратите внимание! Слова с префиксом лже- с собственными именами в русском языке имеют дефисное написание: лже-Дмитрий, лже-Арья, лже-Нерон.

  • Слова с приставками полу- и пол-: полукристаллический, полуторамесячный, полубокс, за полцены, полцарства, полжизни.
  • Сложносоставные слова с префиксами ир-, дис-, им-, транс-, суб-, контр-, гипер-, де-, ре-, пост- и др.: иррациональный, ирригатор, ирреальность, иррелевантный, дискретный, дистанционный, диспозиция, диспропорция, имманентный, иммунобиологический, трансгрессия, трансизомерия, трансконтинентальный, трансатлантический, субатмосферный, субъединица, субъективный, субмарина, контрагент, контригра, контрярус, контрпрогресс, гипергеометрический, гиперфункция, гиперактивный, гипернефроидный, демонтаж, деформация, децентрализация, деградация, демотиватор, реформация, реорганизация, репродукция, постинфарктный, постсоветский, постиндустриальный, поствоспалительный.
  • Трудные слова, частью основы которых является числительное : трехмесячный, пятигранный, двусторонний, столетний.
  • Лексические единицы, оканчивающиеся на -я: семяобрабатывающий, времяпрепровождение, себялюбие.
  • Окончание первой части основы на -и- или -ь-: вертишейка, горицвет, сорвиголова, горидрова. Очень часто в этих примерах допускаются орфографические ошибки.
  • Слова, образованные от дефисных имен собственных: алмаатинец, санктпетербуржец, санпаулец, костариканец.

Сокращенные слова также относятся к понятию «сложное слово», т. к. образованы путем сокращения основ и их слияния : УЕФА, СССР, ВДНХ, замполит.

Написание сложных слов этого типа в русском языке регулируется следующими правилами:

  • Взяты первые буквы слов: мур – Московский уголовный розыск, ФБР – федеральное бюро расследований, ПФК – профессиональный футбольный клуб.
  • Взяты начальные части основ: политраб – политический работник, генплан – генеральный план, сампо – самостоятельная подготовка.
  • Взяты первые буквы одного и начало основы другого слова (совмещены первые два способа): ИНВИССИН – Институт внешнеполитических исследований и инициатив, ИМЛИ – ин­сти­тут ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры, ЛИТО – литературное объединение.
  • Взята часть основы и целое слово: запчасть – запасная часть, главком – главнокомандующий.

Обратите внимание! Обычно сложные слова относятся к научной терминологии и употребляются в узком кругу специалистов отрасли. Часто расшифровка аббревиатур представляет собой очень непростую задачу, можно просто не знать полного названия или спутать саму аббревиатуру со схожими в написании. Что касается определения рода в сложносокращенных конструкциях, то в русском языке он определяется по главному слову в сложном названии.

Какие бывают сложные слова в русском языке

Примеры сложных слов

Вывод

Как было указано в начале статьи, трудновыговариваемые слова в русском языке встречаются повсеместно и ежедневно. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому важно не только понимать их смысловую нагрузку, но и научиться определять правильное написание сложных слов.