» » Смысл пролога кому на руси жить хорошо. Cочинение «Композиционная форма поэмы «Кому на Руси жить хорошо

Смысл пролога кому на руси жить хорошо. Cочинение «Композиционная форма поэмы «Кому на Руси жить хорошо

Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет».

Пролог вышел в свет в январской книжке «Современника» 1866 года. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» выполняет функцию экспозиции, то есть знакомит читателя с общим замыслом, с фактами, предшествующими событиями, описанным далее в произведении.

Вступления в «Прологе» начинаются со сказочных, таинственных слов – «В некотором царстве, в некотором государстве». С первых слов уже понятно, о какой стране пойдет речь в поэме, ну конечно о Руси. Сошлись семь мужиков из деревень - Заплатова, Дырявина, Горелова, Неелова, Неурожайки. Названия говорят сами за себя: одна – всегда без урожая, другая – сгорела дотла и так далее. Некрасов неспроста употребляет «говорящие» названия деревень, а для того, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме крепостного права.

Характеристики каждого из семи мужиков говорят сами за себя: они лаконичны, неспешны. Медленный Пахом, которому надо «потушиться» прежде вымолвить слова, «угрюмый, своенравный» Пров. Некрасов сравнивает мужиков с быком:

Мужик что бык: втемяшится

В башку, какая блажь –

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упирается,

Всяк на своем стоит!

Автор говорит нам о том, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели. Все привычные будничные занятия оставлены – так сильна была охватившая крестьян общая забота найти тех, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Здесь же, в «Прологе» начинается сказочный сюжет. Пахом подбирает птенчика упавшего из гнезда, прилетает мать птенчика и просит отпустить. И выкупает птенчика скатертью – самобранкой. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти – самобранки, широко распространенной в русских народных сказках. Мужики, исконно трудолюбивые получившие скатерть – самобранку, не просили богатств у волшебной птички. А, попросили обычной, скромной, небогатой еды: хлеба, кваса, огурчиков.

Так начинаются путешествия по Руси крестьян-работяг, желающих найти тех, «кому жить хорошо на Руси». Когда я начал читать пролог, меня так заинтересовала поэма, что я не отрываясь прочитал ее. С прологом из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в сущности, уйдет сказка. Мы, читатели, входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства.

Другие работы по теме:

Поэму Кому на Руси жить хорошо. Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго в течение многих лет он копил и собирал по словечку материал изучал жизнь и быт простого народа.

После реформы года многих волновали такие вопросы как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону стал ли он счастлив. Ответом на эти вопросы стала поэма. Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Некрасов посвятил этой поэме лет своей жизни наИди куда зовут.

Поэма Кому на Руси жить хорошо итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее подобно сюжету народных сказок построен как путешествие крестьян стариков в поисках счастливог.

Центральное место в произведениях. Николая Алексеевича Некрасова занимает крестьянин его быт его судьба. И поэма. Кому на Руси жить хорошо это крестьянская эпопея.

Во всех своих произведениях. Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма. Кому на Руси жить хорошо не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта народ.

Поэма Кому на Руси жить хорошо центральное и самое крупное произведение в творчестве. Николая Алексеевича Некрасова. Произведение начатое в году писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже с Кому живется весело.

Стихи и поэмы Н. А. Некрасова представляют собой подлинную энциклопедию русской жизни 50-70-х годов XIX века. В них встают яркие картины деревенского и городского быта. Наиболее значительными поэмами Некрасова являются те, в которых он воспевает народную жизнь. Многие его стихотворения стали народными песнями.

Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” является поэмой-эпопеей, итоговым произведением Некрасова. Судьба народа, судьба Родины - над этими вопросами размышлял поэт. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя.

Автор: Некрасов Н.А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его. Крестьянская тема занимает одно из важнейших мест в поэме. В ней Некрасов по¬казывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя.

Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться.

Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года.

Автор: Некрасов Н.А. Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином... Н. А. Некрасов Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.

Образ Матрены Тимофеевны в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова Автор: Некрасов Н.А. «Крестьянка» подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за границею, а управитель при смерти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро.

Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Оболт-Оболдуев и князь Утятин. Автор: Некрасов Н.А. Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо". В ней много балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество поразительной силы и меткости выражений.

Автор: Некрасов Н.А. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта - народ. Он и прославляет, и осуждает его за то, что он забитый, непросвещенный, за то, что он позволяет относиться к себе как к вещи.

Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор: Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную жизнь”. Пристально изучая крестьянскую жизнь, он готовился к написанию этой поэмы. В ней он прославляет русский народ, его великодушие, героизм, его огромные духовные силы.

Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и искусство. Так и Н.А.Некрасов в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо" попытался раскрыть нам этот загадочный термин.

Л.А. РОЗАНОВА ПОЭМА Н.А. НЕКРАОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» В своей работе о поэме «Кому на Руси жить хорошо» Людмила Анатольевна Розанова стремится дать целостное впечатление о поэтическом мире Некрасова, анализирует свойства его творческой манеры, показывает поэта нового типа. Также здесь рассмотрены вопросы новаторства Некрасова, открытость художника миру, устремленность к труду, свободные проявления таланта, чувство ответственности за судьбу родины.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо " Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту.

В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" и каковы пути, ведущие к народному счастью.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти в своей поэме мимо тех, кто самоотверженно боролся за свободу народа.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Н. А. Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней литературной работы автора.

Княгиня Е. И. Трубецкая (по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины") Автор: Некрасов Н.А. Почему – то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народника, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. Но крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников.

Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

"" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счаcтья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне- не странники-богомольцы.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.




  1. Какие предметные реалии

  2. ли считать прежде всего жизни народной , крестьянской?





  1. Какие жизненные обстоятельства



  2. несмотря на невзгоды

Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»

  1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»?

  2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе

  3. Какие предметные реалии , названия говорят о тяжелой жизни кре­стьянина в пореформенный период?

  4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать , что «Пролог» - это заявка автора на новое изоб­ражение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной , крестьянской?
^ Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

  2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

  3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

  4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

  1. Какие жизненные обстоятельства , по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?

  2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

  3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному про­свещению?

  4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды , русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

  5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»

  1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»?

  2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе

  3. Какие предметные реалии , названия говорят о тяжелой жизни кре­стьянина в пореформенный период?

  4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать , что «Пролог» - это заявка автора на новое изоб­ражение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной , крестьянской?
^ Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

  2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

  3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

  4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

  1. Какие жизненные обстоятельства , по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?

  2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

  3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному про­свещению?

  4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды , русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

  5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Некрасов обращается к жанру эпической поэмы , жанру древнему, который не был широко распространен в современной поэту литературе.

В эпической поэме, или эпопее, на первом плане жизнь не отдельной личности, а целого народа. В поэме Некрасова воссоздана судьба русского народа после реформы, а также народное сознание, крестьянский взгляд на мир.

Характерным для эпической поэмы элементом является пролог , где особую роль играют сказочно-фантастические образы . Это, например, волшебная птичка, скатерть самобранная, а также семь филинов, ворон, ведьма Дурандиха. Эти образы имеют символическое значение. Например, скатерть-самобранка – символ благополучия, земного счастья.

Кроме того, в своем произведении Некрасов использует различные жанры народного творчества . Это волшебная сказка (о скатерти-самобранке – в прологе), песня (особенно много их в частях «Крестьянка» и «Пир на весь мир»), былина (например, рассказ о Савелии), плач (плач Матрены Тимофеевны по Дёмушке), легенда («О двух великих грешниках»), загадка (о снеге, о топоре, о замке, об эхе).

Рассмотрим некоторые сюжетно-композиционные особенности поэмы. Некрасов написал свое произведение в форме путешествия , что характерно для народного эпоса. Кому на Руси...» открывает образ столбовой дороженьки , на которой сошлись семь мужиков-странников.

Поэму отличает полифонизм . Она включает в себя множество сюжетных линий . В ней звучат самыеразные голоса . Следует особо подчеркнуть роль многоголосия в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые», в части «Пир на весь мир». Перед читателем предстает вся крестьянская Россия.

Поэт использует в своем произведении такие художественные средства и приёмы , как образный параллелизм , олицетворения , сравнения ,постоянные эпитеты , и другие художественные приёмы.

Приведем примеры. Прибегая к образному параллелизму , Некрасов уподобляет смерть младенца гибели соловьиного гнезда, рассказ о котором открывает главу «Дёмушка»:

Зажгло грозою дерево,

А было соловьиное

На дереве гнездо...

Ещё одна параллель трагическому событию – рассказ о ласточке, которая вьёт гнездо под берегом:

Ой, ласточка! Ой, глупая!

Не вей гнезда под берегом,

Под берегом крутым!..

Прибегает Некрасов и к такому приёму, как отрицательный параллелизм :

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется –

Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,



Дерется и целуется

У праздника народ!

Рисуя солнце после дождя, Некрасов прибегает к олицетворению : «Смеется солнце красное...»

Поэт использует в своем произведении многочисленные сравнения . Например, ночь уподобляется грамоте, которую Господь пишет червонным золотом на небесах:

Ночь тихая спускается,

Уж вышла в небо темное

Луна, уж пишет грамоту

Господь червонным золотом

По синему по бархату...

Народная молва уподобляется синему морю; «облака дождливые» сравниваются с «дойными коровушками».

В поэме встречаются постоянные эпитеты : «ветры буйные», «столбовая дороженька», «солнце красное», «море синее».

В поэме нередки слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами : «дороженька», «птенчики», «матушка», «молодушка», «липочка».

Все эти средства придают «Кому на Руси...» черты, сближающие поэму Некрасова с произведениями народного творчества.

Вопросы и задания

1. Расскажите об истории создания поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Когда поэт начал работать над этим произведением? Завершил ли он его? Какие части поэмы дошли до нас?

2. Какая эпоха нашла отражение в поэме Некрасова? Жизнь каких сословий и социальных групп отразил поэт? Почему мы можем сказать, что жизнь России показана в «Кому на Руси...» в исторической перспективе?

3. Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси...»? Какова авторская позиция в поэме?

4. Назовите основные мотивы некрасовской поэмы и кратко прокомментируйте их. Какой из мотивов является центральным, сюжетообразующим?

5. Определите идейно-композиционное значение семи мужиков-странников. Процитируйте начало поэмы – отрывок, характеризующий этот собирательный образ.

6. Расскажите о Якиме Нагом. Как поэт описывает внешность Якима? Какие противоположные черты соединяются в этом герое?

7. Почему Ермила Гирина мы можем назвать правдолюбцем? Прокомментируйте основные эпизоды, раскрывающие духовный облик этого персонажа.



8. Какие черты Матрены Тимофеевны Корчагиной свидетельствуют о том, что в ее образе Некрасов воплотил свои идеальные представления о женщине-крестьянке? Перечислите и кратко прокомментируйте факты из жизни Матрены, свидетельствующие о трагизме ее судьбы; приведите примеры из текста поэмы. Какие художественные средства использует Некрасов при создании образа героини? Процитируйте высказывания странницы-богомолки и самой Матрены о женском счастье.

9. Почему деда Савелия Некрасов называет «богатырем святорусским»? В чем проявилось богатырство героя? Почему Савелия можно назвать и богатырем духа?

10. Назовите и кратко охарактеризуйте крестьян-холопов. В чем именно проявляется их холопство? Верно ли утверждать, что среди холопов, изображенных в поэме, только комические фигуры?

11. Охарактеризуйте образ попа. Можно ли сказать, что деревенский священник изображен Некрасовым с сочувствием? Аргументируйте свою точку зрения примерами из текста.

12. Какие черты русского дворянства и дворянской жизни в целом отразились в образе Оболта-Оболдуева? Какие художественные приемы использует Некрасов при создании его образа?

13. Почему князя Утятина крестьяне прозвали «последышем»? Как поэт описывает внешность героя? В чем проявляются «чудачества» князя? Какими чертами характера Некрасов наделяет наследников Утятина?

14. Каких еще помещиков изобразил Некрасов в своем произведении? Есть ли среди дворян, описанных в поэме, добродетельные люди, сострадающие народу?

15. Какова роль в «Кому на Руси...» образов Саввы и Гриши Добросклоновых? Кто из реальных лиц, близких друзей поэта, стал прототипом Гриши Добросклонова? В какой форме Гриша выражает свои идеи? К кому обращается автор вместе со своим юным героем?

16. Расскажите о народном календаре, воссозданном Некрасовым в «Кому на Руси...» Как картины природы соотносятся с церковными праздниками и народными приметами? Приведите примеры из текста.

17. Охарактеризуйте жанр «Кому на Руси...» Был ли жанр эпической поэмы широко распространен во времена Некрасова? Какие цели преследовал поэт, обращаясь к этому жанру? Какой элемент «Кому на Руси...» является характерным для эпической поэмы? Какие жанры народного творчества использовал Некрасов в своем произведении?

18. Охарактеризуйте сюжетно-композиционные особенности «Кому на Руси...» Что лежит в основе сюжета произведения? В чем проявляется полифонизм поэмы?

19. Какие художественные средства и приемы использует Некрасов в «Кому на Руси...»? Перечислите их и приведите примеры из текста поэмы.

20. Составьте развернутый план-конспект на тему: «Образы помещиков и крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

21. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

Тема 17. М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие биографические сведения. Сказки

Основные положения рассказа учителя 1. Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н. А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, А на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого.

Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» - «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

2. История создания поэмы и ее композиция.

Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам. Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата - 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год. Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге. Литературный критик В.

В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно». Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка.

В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» - жатва.

События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма.

Можно предложить учащимся самим провести исследовательскую работу с текстом и найти в нем Указания на временную последовательность частей. Однако в современных публикациях главы располагаются по времени их написания. Вопросы и задания для обсуждения «Пролога» 1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться… покуда не доведают… кому живется счастливо, вольготно на Руси?») 2.

Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число Семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.) 3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? 4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской? Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп» 1.

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? 3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка» 1.

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? 2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников?

Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? 3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? 5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? Выводы. Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна прежде всего потому, что на протяжении времени менялся авторский замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.