» » Содержание гамлета по актам. Интересные факты

Содержание гамлета по актам. Интересные факты

Друзья, если у вас нет возможности читать трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет», смотрите это видео. Это история о мести и не только. Полное название: «Трагическая история о Гамлете, принце датском». Написал пьесу Шекспир в начале XVII века. События происходят где-то в Дании. Пьеса состоит из пяти актов. Итак… Город Эльсинор. Представьте площадь перед замком. Полночь. На страже стоят офицеры Бернардо и Марцелл. К ним подходит Горацио. Это учёный, друг принца Гамлета. Горацио пришёл проверить слухи, что ночью появляется тень убитого короля, отца Гамлета. Горацио не верил в эту чушь, но пришёл. (Кстати, имя убитого короля тоже Гамлет) Очень скоро появился призрак. Горацио узнал в нём короля. Пытался с ним заговорить, но призрак молчал, а затем ушёл. Горацио рассказал Марцеллу о том, как король стал королём. Когда-то норвежский король Фортинбрас вызвал на бой датского короля. Победил датский король, и после этого все земли Фортинбраса отошли королю Гамлету. Только вот сын Фортинбраса (тоже, кстати, Фортинбрас) собрал отряд норвежцев, чтобы вернуть эти земли. - То, что призрак появился, - сказал Горацио, - неспроста. Видать, что-то будет нехорошее. Я расскажу о нём Гамлету. Может с ним призрак заговорит. В замке новый король Клавдий на собрании говорит, что он взял в жёны вдову умершего короля, который был ему братом. Ещё он даёт указание отвезти письмо норвежскому королю, дяде Фортинбраса, в котором он написал об агрессии племянника. Сын вельможи Полония Лаэрт попросил разрешения у короля вернуться во Францию. Ведь он приехал на коронацию и теперь хочет уехать. Король разрешил. Здесь же на собрании был и Гамлет. Он был мрачнее тучи. Чего не скажешь о его матери – королеве Гертруде. Она уже забыла о смерти мужа – теперь у неё был новый муж. - Гамлет, хватит уже скорбеть, - сказал король. – Весьма похвально, но уже хватит. Пожалуйста оставайся с нами, не нужно возвращаться в Германию на учёбу. Королева тоже попросила сына остаться. Гамлет согласился. Когда он остался сам, начал размышлять, что мать поступила очень скверно, когда так скоро вышла замуж. Всего через месяц после смерти короля. К Гамлету подошёл Горацио. - Я тут это… ночью вашего отца видел. - Моего отца? Ночью? Уверен? - Да, уверен. И Горацио всё рассказал. Тогда Гамлет сказал, что сегодня ночью он тоже будет на страже, чтобы увидеть отца. И попросил Горацио и стражников никому не говорить обо всём этом. Тем временем Лаэрт, уезжая, давал наставления своей сестре Офелии. Говорил, чтобы она не подпускала к себе Гамлета, который всячески клеился к ней. Их отец Полоний то же самое говорил дочери. В полночь Гамлет, Горацио и стражник Марцелл стояли там, где появлялся призрак. И вскоре он появился. - Отец, скажи, почему ты пришёл к нам? – спросил принц. Призрак поманил Гамлета за собой, чтобы сказать ему что-то наедине. Парни отговаривали принца идти за призраком, но Гамлет всё же пошёл. - Значит так, сынок, меня убили. Ты должен за меня отомстить. Ясно? - Как убили? - Да вот так. Официальна версия: меня спящего в саду ужалила змея. Но настоящая змея – мой брат, твой дядя. Когда я спал, он влил мне в ухо сок белены. Так что, мой сын, отомсти за меня. Только мать не трогай. Начало светать. Призрак попрощался и ушёл. К Гамлету подошли Горацио и Марцелл. - Парни, есть просьба. О том, что сегодня здесь произошло, никому ни слова. - Да не вопрос. Будем молчать. Королевский советник Полоний передаёт слуге письмо и деньги для сына Лаэрта. - Поезжай в Париж, узнай, как там дела у сына. Только, чтобы он не знал о тебе. В общем, следи за ним. Слуга уходит, появляется дочь Офелия. Она говорит, что только что виделась с Гамлетом. - Отец, он какой-то не такой. На психа похож. Мне страшно. - Наверное с ума сошёл от любви к тебе. Расскажу королю. Тем временем король с королевой позвали бывших друзей Гамлета Розенкранца и Гильденстерна. - Парни, - сказал король, - в последнее время с Гамлетом что-то творится, он стал странным. Пожалуйста, узнайте у него, что происходит. Может мы сможем ему помочь. Парни уходят, появляется Полоний. Он говорит королю, что знает причину странного поведения Гамлета. - Это от любви. Он влюблён в мою Офелию, а она его любовь не принимает. Тем временем вернулись послы из Норвегии, сказали, что король взял ситуацию под свой контроль, что Фортинбрас больше не опасен. - Они теперь на Польшу собрались идти войной. Надо же с кем-то им воевать. Послы ушли, Полоний достал любовное письмо Гамлета, которое дала ему Офелия, и зачитал королю. - Чтобы самим убедиться, мы организуем их свидание, а сами спрячемся и всё подслушаем, - предложил Полоний. (Друзья, сейчас я вас расскажу кое-что, о чём вам в школе вряд ли расскажут). В общем, дальше Полоний встречает Гамлета, который бесцельно ходил по замку. Он спросил принца, узнаёт ли тот его. - Да, ты торговец рыбой, - отвечает Гамлет. (Причём здесь торговец рыбой? Ведь Полоний вельможа. Но всё становится на свои места, если взять оригинал пьесы. Там написано слово "fishmonger". Фишка в том, что во времена Шекспира это слово означало «сутенёр». Т.е. Гамлет в лицо Полонию говорит, что тот сутенёр. А теперь подумаем, почему вдруг Офелия резко начала отвергать ухаживания Гамлета, ведь до свадьбы нового короля она его не отвергала. Дело в том, что теперь Гамлет не у дел. Раньше он был наследником, т.е. будущим королём, а теперь он никто. И вот такой нищеброд нафиг не нужен Офелии. Понимает это и Полоний, который теперь всячески отговаривает Офелию от встреч с Гамлетом. А раньше он этого не делал. Т.е. Офелия – не невинное создание, а такая продвинутая дамочка). (Хорошо друзья, возвращаемся к пьесе). К Гамлету подходят Розенкранц и Гильденстерн. Он рад видеть старых друзей, и одновременно удивлён. - Парни, что вы забыли в этой дыре? Зачем сюда приехали? - В гости. - Сами? Без принуждения? В гости? Ну-ну… - Да, ты прав. Нас к тебе послали король и королева. Парни ещё добавили, что по дороге видели актёров, которые ехали в Эльсинор. Гамлет заинтересовался. Когда актёры приехали, Гамлет их радостно встретил. Он договорился, что завтра актёры сыграют один отрывок об убийстве. И в нём актёры немного изменят слова на те, которые им даст Гамлет. - Да не вопрос, сделаем. Гамлет остался сам. Он размышляет, что ведёт себя, как баба. Ведь не может отомстить за смерть отца. Он решает, что актёры завтра перед королём разыграют сцену убийства отца, а он сам посмотрит за реакцией дяди и тогда всё поймёт – виновен дядя или нет. Потому что на 100% не доверял словам призрака. Ведь призрак мог быть посланником дьявола. Нужны были доказательства. Следующий день. В замке король спрашивает Розенкранца и Гильденстерна, узнали ли они что-то о Гамлете. - Нет, молчит. Но зато приехали актёры, Гамлет им был очень рад. Они сегодня вечером будут давать представление. Парни ушли. Король говорит королеве, что скоро здесь Гамлет встретится с Офелией, и тогда они возможно лучше узнают, что у принца на уме. Остаётся одна Офелия. (И вот дальше появляется Гамлет со своим знаменитым монологом «Быть или не быть, вот в чём вопрос»). Он думает, что ему делать дальше. Он так неуверен в себе, что постоянно сомневается. Думает, оставить ли ему всё, как есть, или набраться мужества и отомстить королю, а может лучше умереть и тогда вообще всё будет пофиг. И тут появляется Офелия. Гамлет ей говорит идти в монастырь, чтобы не рожать грешников. - Или выйди замуж за дурака. Умный на тебя не поведётся. Гамлет уходит. Офелия стоит и не понимает, что это было только что. - Должно быть он с ума сошёл. А ведь раньше так меня любил, - подумала она. Подходят король и Полоний, которые слышали разговор Гамлета и Офелии. - Да какая там любовь? – говорит король. – У Гамлета в голове что-то другое. И он не сумасшедший. Ладно… От греха подальше я отправлю его в Англию. Дань собрать. Полоний говорит, что после выступления актёров он устроит встречу принца и королевы, и тогда подслушает их разговор. Он всё ещё убеждён, что Гамлет такой из-за неразделённой любви. Чуть позже Гамлет рассказывает актёрам, как им нужно играть в вечернем спектакле. Потом зовёт Горацио и говорит ему во время спектакля внимательно следить за реакцией короля. - Я тоже буду смотреть. Потом поделимся впечатлениями. Начинается спектакль. Пришли все: король, королева, Полоний, Офелия и другие. Актёры играют сцену с отравлением короля. Гамлет всё время комментирует происходящее на сцене. Королю становится плохо. Все расходятся, кроме Гамлета и Горацио. Они убеждены в виновности короля. Пришёл Полоний. Сказал, что Гамлета мать зовёт. Тем временем король говорит Розенкранцу и Гильденстерну, что отправит Гамлета вместе с ними в Англию с важным письмом. Парни уходят, к королю подходит Полоний. - Гамлет пошёл к королеве, - говорит он. – Я пойду стану за ковром, чтобы подслушать их разговор. Король остался сам. Он начал размышлять о своём грехе – братоубийстве. Он встал на колени и начал молиться. В это время мимо него проходил Гамлет, который шёл к матери. Подумал, что может сейчас убить короля. «Да нет, как-то нехорошо во время молитвы. Другим разом завалю его», - решил принц. В своей спальне королева общается с Полонием. Затем он прячется за ковром. Входит Гамлет: - Мам, что случилось? - Зачем отца оскорбляешь? - Зачем ты отца оскорбила? - Да ты дерзкий. - Какой есть. Королева испугалась, подумала, что сын готов её сейчас заколоть. Полоний сразу из-за ковра позвал стражу. И тут же Гамлет выхватил шпагу и проткнул ковёр, а с ним и того, кто за ним стоял. (Друзья, вам в школе будут рассказывать, что Гамлет думал, что за ковром стоял король, что он хотел убить короля, а оказалось, что убил Полония. Но! Мы помним, что когда Гамлет шёл к матери, он видел молящегося короля и уже тогда мог его убить. Но не убил. И очень сомнительно, что пока Гамлет разговаривал с матерью, король тихо проник к ней в спальню и встал за ковёр. И вдруг Гамлет резко захотел его убить… Как-то нелогично. В общем, думайте сами, о чём думал Гамлет). Гамлет сказал матери всё, что думает о её поступке. И тут снова появился призрак. Вот только королева его не видела. В то время, как Гамлет разговаривал с призраком, мать думала, что сын полностью crazy. - Сынок, ты полегче с матерью, - сказал призрак. – Хватит уже. - Ну ладно… Мам, меня в Англию отправляют. Наверняка убить хотят. Но ничего, я к этому готов. Посмотрим, кто кого. Гамлет успокаивается и уходит. С собой он забирает тело Полония. Королева рассказывает королю о встрече с Гамлетом. - Хорошо, хоть ещё нас не поубивал. Отправлю-ка его в Англию. Розенкранцу и Гильденстерну король велит разобраться с трупом Полония. Те сходили к Гамлету и вернулись. - Мы не нашли труп, принц его где-то уже закопал. Король позвал Гамлета. - Где Полоний? - На ужине. Только не он ест, а его едят. - Где Полоний? – ещё раз спросил король. - На небесах. - Понятно. В Англию отправляйся. Немедленно, шутник хренов. Гамлет ушёл. Король даёт Розенкранцу и Гильденстерну письмо и велит им всюду следовать за Гамлетом. В том письме приказ убить Гамлета. Тем временем по территории Дании шёл норвежский военный отряд во главе с Фортинбрасом. На Польшу. Гамлету объяснили, что всё из-за маленького клочка земли. - Что, и за этот клочок воевать? Не понимаю, - сказал Гамлет. А потом задумался. Ведь у Фортинбраса была цель, к которой он шёл. А у него самого не было никакой цели. А в замке Горацио рассказывает королеве о состоянии здоровья Офелии. - Она очень плоха. Переживает из-за смерти отца, говорит какой-то бред. Входит Офелия. Король с королевой ничего не могут понять из того, о чём она говорит. Офелия уходит. Король говорит королеве, что сын Полония Лаэрт вернулся из Парижа. Парень верит слухам, что в смерти отца виновен король. Простые люди его поддерживают, хотят его видеть своим королём. И тут входит вооружённый Лаэрт, за ним народ. - Кто убил моего отца? – сразу спрашивает он. - Это не я, - отвечает король. Входит умалишённая Офелия. Лаэрт с болью в сердце смотрит на сестру. Тем временем для Горацио приносят письмо от Гамлета. Принц писал, что в море, когда они плыли, на них напали пираты. Во время битвы он оказался единственным пленником пиратов. С ним обошлись должным образом. Гамлет просил Горацио поспешить к нему и передать приложенные письма королю. Король наедине рассказал Лаэрту о смерти отца. - Понимаешь, Гамлет хотел убить меня, но убил твоего отца. Я бы его казнил, но принца любит народ. Потому я отправил его в Англию. Королю приносят два письма: одно – ему, другое – королеве. Король читает своё письмо: «Это я, Гамлет. Я вернулся. Ждите завтра». - Лаэрт, ты хочешь отомстить за смерть отца? – спросил король. - Хочу. - Ну так вперёд. Ты знаешь, что нужно делать. Я слышал, ты хорошо фехтуешь. Лаэрт пообещал, что расправится с Гамлетом. И вдобавок смажет лезвие шпаги ядом. Достаточно будет небольшой царапины, чтобы Гамлет умер. Вбегает королева и сообщает, что Офелия утонула – гуляла возле речки и случайно упала. На кладбище общаются два могильщика. Они роют яму для Офелии. К ним подходят Гамлет и Горацио. Могильщик выбрасывает из земли чей-то череп. Гамлет поднимает его. - Блин, а ведь когда-то у этого человека был язык, он мог петь. Может быть он был влиятельным человеком. Гамлет спросил, для кого могильщик роет яму. - Для особы, которая раньше была женщиной. Могильщик показал Гамлету череп бывшего королевского скомороха Йорика. - Я знал его, - сказал Гамлет, взяв череп в руки. – Остроумный был парень. Он таскал меня на спине, когда я был мальчишкой. Вдали показалась похоронная процессия. Гамлет с Горацио отошли в сторону, чтобы незаметно наблюдать. Шли король, королева, Лаэрт, свита. Перед ними несли гроб с телом Офелии. Судя по тому, как всё происходило, несли тело самоубийцы. Парни ещё не знали, что в гробу Офелия. Священник сказал, что если бы не вмешался король, Офелию как самоубийцу похоронили бы в неосвящённом месте. И тут Гамлет понял, о ком шла речь. Лаэрт прыгнул в могилу, чтобы в последний раз обнять сестру. И Гамлет туда же прыгнул. Началась драка. Их разняли. Гамлет сказал, что он любил Офелию, как никто другой. Все разошлись. Чуть позже в замке Гамлет рассказал Горацио, как он на корабле тайно взял у Розенкранца и Гильденстерна письмо, которое те везли в Англию. - Я сорвал печать и прочитал, что меня нужно казнить, потому что я представляю опасность для Дании и Англии. Вот так. - И чё дальше? – спросил Горацио. - Я написал другое письмо. Красивым почерком. У меня была с собой отцовская королевская печать. Написал, чтобы подателей того письма убили на месте. Классно придумал? А на следующий день нас настигли пираты. Что было дальше, ты знаешь. И, кстати, зря я с Лаэртом поссорился. Но меня так взбесило, что он прыгнул в могилу. Надо с ним помириться. От короля пришёл человек. Он просил передать, что король поставил деньги на победу Гамлета в бою с Лаэртом. Гамлет неохотно соглашается на бой. Вскоре появляются король, королева, Лаэрт и другие. - Прошу меня простить, я был не прав, - сказал Гамлет Лаэрту. – Это был не я, то был мой помутившийся рассудок. - Я бы хотел вас простить, но не могу. К бою, - ответил Лаэрт. Парням дали рапиры. Король велел принести для Гамлета отравленный кубок вина на тот случай, если принц захочет пить. Бой начался. Королева захотела пить. Она взяла отравленный кубок и выпила. Король не успел её остановить. В бою Лаэрт отравленной рапирой ранит Гамлета, затем они меняются оружием, и Гамлет ранит Лаэрта. Королева падает и перед смертью успевает сказать сыну, что вино было отравленным. Лаэрт подтверждает, что всё это был замыслом короля, и теперь и Гамлет, и сам Лаэрт через полчаса умрут, так как были ранены отравленными рапирами. - Вот же блин, - сказал Гамлет и заколол короля отравленной рапирой. Король умирает. Затем умирает Лаэрт. Гамлет, умирая, просит Горацио рассказать всем его историю. Слышно, как на улице кто-то стреляет. Гамлету говорят, что это Фортинбрас возвращается из Польши с победой. Тогда Гамлет успевает сказать, что он желает, чтобы следующим королём стал Фортинбрас, и умирает. В замок входят Фортинбрас и английские послы. - А мы пришли сказать королю, что его просьбу выполнили – Розенкранца и Гильденстерна казнили, - сказали послы. Горацио говорит, что он расскажет подлинную историю того, что творилось в датском королевстве. - Хорошо, рассказывай, - сказал Фортинбрас. – Мне это будет интересно. Ведь теперь я претендент на это королевство. Он распоряжается похоронить Гамлета с почестями, как воина. Вот такая история, друзья!

Эльсинор. Площадь перед замком. Часы бьют двенадцать. На посту Франциско и Бернардо. Приходит Марцелл, а вместе с ним Горацио, которого привлекли слухи о том, что дважды подряд в полночь появлялся призрак, «осанкой — вылитый король покойный». Друзья решают «поставить принца Гамлета в известность о виденном», надеясь, что дух «прервет пред ним молчанье».

Они находят принца в приемном зале замка. Гамлет страдает от мысли, что его мать меньше чем через два месяца после смерти отца вышла замуж за его брата, человека ничтожного и тупого, «грузного куля мясного» . Узнав о призраке, он решает ночью вместе с друзьями стоять к карауле:

Двойник отца в оружье! Быть беде!
Обман какой-то. Только бы стемнело!
А там, душа, терпенье: козней след,
Зарой их в землю, выступит на свет.

В это время в доме Полония прощаются Лаэрт и Офелия. Брат, уезжая учиться во Францию, просит сестру писать ему, «не упускать оказий». Еще ему не дает покоя мысль, что Офелия принимает ухаживания принца, который «сам в плену у своего рожденья» и, выбирая супругу, поступит так, как «общий голос Дании захочет». Он считает, что сестра должна остерегаться, как огня, влеченья; «оклеветать легко и добродетель». («Пока наш нрав не искушен и юн, застенчивость наш лучший опекун».) Полоний, который пришел попрощаться с сыном, дает ему наставления: заветным мыслям не давать огласки, беречься драк, всех слушать, прятать свои суждения, одеваться так, как позволяет кошелек, не занимать денег: «давая деньги в ссуду, лишаемся мы денег и друзей...»

На площадке перед замком Гамлет, Горацио и Марцелл ждут появления призрака. Из замка доносится шум, там новый король «не спит и пляшет до упаду, и пьет и бражничает до утра...». Появляется призрак и манит за собой Гамлета, только ему одному он может рассказать тайну своей смерти, как он «был рукою брата...во сне лишен короны, жизни, королевы», как спящий был отравлен соком белены. Дух отца просит отомстить убийце, не дать «постели датских королей служить кровосмешенью и распутству. Однако, как бы ни сложилась месть», не осквернять души, не посягать на мать: «судья ей Бог и совести глубокие уколы».

Встреча с духом отца очень изменила принца датского, «так неузнаваем он внутренне и внешне»: он потерял прежнюю свою веселость и привычку к занятиям. Следы перемен в нем находят и королева, и король, и Офелия, и ее отец. Но Полоний видит «здесь явный взрыв любовного влеченья». Король же просит школьных товарищей Гамлета Розенкранца и Гильденстерна допытаться, какая тайна мучает принца и нет ли от нее лекарства. Королева Гертруда во всем винит себя, они считает, что причина странного поведения сына — смерть короля и спешность ее свадьбы.

В Эльсинор приезжают актеры. Гамлет просит одного из них прочитать монолог, в особенности то место, где говорится об убийстве Приама Принц и актеры договариваются завтра вечером играть «Убийство Гонзаго», но в пьесу будет вставлен отрывок в строк шестнадцать, написанный Гамлетом. Полоний передает августейшей паре приглашение пожаловать на спектакль.

Полоний и король просят Офелию вызвать Гамлета на откровенный разговор, чтобы выяснить: не любовь ли стала причиной душевного расстройства? Принц датский произносит свой известный монолог:

Быть или не быть — таков вопрос;

Что благородней духом — покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть...

И видеть сны, быть может?

Вот в чем трудность;
Какие сны приснятся в смертном сне?...

Кто снес бы плети и глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья (...),

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей(...)

Когда бы страх чего-то после смерти (...) —

Земным скитальцам, — волю не смущал,

Внушая нам терпеть невзгоды наши

И не спешить к другим, от нас сокрытым?

Так трусами нас делает раздумье...

Король, который подслушивает разговор, приходит к выводу, что принц поглощен совсем не любовью, «к тому ж, хоть связи нет в его словах, в них нет безумья». Решено отправить Гамлета в Англию «для сбора недовыплаченной дани».

Быть может, море, новые края

И люди выбьют у него из сердца

То, что сидит там и над чем он сам

Ломает голову до отупенья.

Начинается спектакль, во время которого Горацио должен следить за королем. Но вот решающая сцена: Луциан вливает яд в ухо герцога Гонзаго, а потом «заручается любовью» его жены. Король не выдерживает и удаляется, он чувствует себя очень скверно. Вместе с ним уходит свита. Оставшись вдвоем, Гамлет и Горацио приходят к выводу, что король виновен в смерти бывшего короля.

Вернувшиеся Розенкранц и Гильденстерн рассказывают, как огорчен король и как недоумевает королева по поводу поведения Гамлета. Но принц не желает подчиняться чужой воле, берет флейту и предлагает Гильденстерну сыграть на ней. Тот отказывается: «Но я не знаю, как за это взяться». Гамлет говорит с гневом: «Смотрите же, с какою грязью вы Меня смешали! Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знанье моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны».

Король Клавдий, на котором, по его словам, «печать древнейшего проклятья: убийство брата», решает молиться, но...

Слова парят, а чувства книзу гнут,

А слов без чувств вверху не признают.

В это время мимо проходит Гамлет: он идет в покои к матери. Но принц не хочет убивать короля во время молитвы. «Назад, мой меч, до боле страшной встречи».

Боль, терзающая сердце принца датского, делает дерзким его язык. Королева никогда не видела таким своего сына, ей становится страшно, она пугается и вскрикивает. Подслушивающий Полоний обнаруживает себя в покоях королевы, за ковром. Гамлет с криком «Крыса, крыса!» пронзает его шпагой, он уверен, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде: «Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду черные следы, и нечем вывести...» Появляется призрак... Королева не видит и не слышит его, ей кажется, что Гамлет разговаривает с пустотой. Ее сын и впрямь похож на безумца. Призрак требует, чтобы Гамлет пощадил королеву.

Убийство Полония («его зарыли втихомолку») и страх заставляют короля принять решение «молниеносно сбыть» принца. В Англию от правлен тайный приказ умертвить его.

Тайком возвращается из Парижа Лаэрт. Он узнает о гибели отца, «держится поодаль, живет молвой и верит болтунам». Его волнуют «загадка смерти, тайна похорон, ...обход обрядов, нарушенье форм...». Но его ждет и другая беда: Офелия от горя сошла с ума. «Отцом все время бредит, обвиняет весь свет во лжи, себя колотит в грудь...» Мысль о том, что Гамлет убил ее отца, оказалась для нее роковой. Лаэрт жаждет мести. Вооруженный, с толпой бунтовщиков, он врывается в покои короля. Король называет Гамлета виновником всех несчастий молодого человека,

В замок прибывают матросы, они приносят письма. Из них Горацио, потом и король узнают, что корабль принца был атакован корсара ми, и Гамлет вернулся домой. Король дает Лаэрту слово подстроить дело так, что конец принца «не поразит молвы, и даже мать, не заподозрим козней, во всем увидит случай». Найден и предлог: Гамлет давно хочет сразиться с Лаэртом на рапирах (он слышал лестные отзывы о боевом. искусстве последнего от нормандского дворянина Ламонда). Решено, что во время поединка тупую рапиру подменят боевой, острие которой смажут ядом. Принц же датский,

Как человек беспечный и прямой

И чуждый ухищрений, он не станет

Рассматривать рапир...

Приходит королева Гертруда, она приносит печальную весть — утопилась Офелия.

Эльсинор. Кладбище. Двое могильщиков роют могилу. Сюда же приходят Гамлет и Горацио. Гамлет рассуждает о тщете всего на земле, вспоминает Александра Македонского. «Александр умер, Александра похоронили, Александр стал прахом, прах — земля; из земли добывают глину. Почему глине, в которую он обратился, не оказаться в обмазке пивной бочки?»

Появляется похоронная процессия. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой. Между ним и Гамлетом вспыхивает ссора. Гамлет говорит о своей любви к девушке:

Я любил
Офелию, и сорок тысяч братьев

И вся любовь их — не чета моей.

Король просит Лаэрта потерпеть, напоминает об их договоре. Все уходят. Принц рассказывает другу, как выкрал королевское письмо, как узнал о «венценосной подлости» дяди, как написал другое, скрепив его отцовской печатью, что теперь уже Розенкранц и Гильденстерн плывут навстречу своей смерти. Гамлет сожалеет о том, «что так с Лаэртом на шумел», потому что в его несчастьях видит отражение своих, говорит о своем желании помириться с ним.

Приходит Озрик. Он сообщает, что король Клавдий «держит пари... На шесть арабских коней», что из двенадцати схваток перевес Лаэрта над Гамлетом «не превысит трех ударов». У принца датского «нехорошо на душе», но нужно быть выше суеверий: «без Божьей воли не пропасть и воробью». Перед поединком Гамлет просит у противника прощения:

Все, чем мог задеть

Я ваши чувства, честь и положенье,

Прошу поверить, сделала болезнь.

...
Пусть знают все: я не желал вам зла.

Ошибкой я пустил стрелу над домом

И ранил брата.

Начинается поединок, во время которого король все время предлагает Гамлету отравленное вино. Но кубок попадает не по назначению: кино пьет за победу сына королева-мать. В схватке противники меняются рапирами.

Сначала ранен Гамлет, потом — Лаэрт. Умирает королева. Зная, что скоро и его черед, Лаэрт во всем сознается:

Я гибну сам за подлость и не встану.

Нет королевы. Больше не могу...

Всему король, король всему виновник!

Умирающий Гамлет отравленным клинком поражает убийцу отца и матери. Принц, чувствующий приближение смерти, просит Горацио:

Ты жив. Расскажешь правду обо мне

Непосвященным.

Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за другом. Гамлет протестует:

Каким
Бесславием покроюсь я в потомстве,

Пока не знает истины никто!

Слышны выстрелы, в королевство прибыли английские послы, с победой из Польши вернулся Фортинбрас, которого хотел бы видеть на престоле умерший Гамлет. Горацио всенародно рассказывает всем

О страшных,

Кровавых и безжалостных делах,

Превратностях, убийствах по ошибке,

Наказанном двуличье...

По приказу Фортинбраса Гамлета несут к помосту четыре капитана. «Будь он в живых, он стал бы королем заслуженно».

Мучающийся от проблемы выбора между честью и долгом Гамлет вот уже 500 лет заставляет задуматься читателей и любителей театра над смыслом жизни, человеческого предназначения и несовершенством общества. Бессмертное произведение «Трагическая история о Гамлете, принце датском» считается одной из знаменитых трагедий в мире. Эта история – не просто убийство на высшем уровне, случившееся в Датском королевстве. Ценность образа юного принца заключается в чувствах, которые принуждают читателя переживать.

История создания

В бытность Уильяма Шекспира произведения для постановок в театрах создавали на основе существующих пьес. «Гамлет» не стал исключением – еще в 7 веке датский летописец Саксон Грамматик записал легенду о принце Гамлете, входящую в свод скандинавских саг. По ее мотивам современник и соотечественник английского драматурга (предполагают, что это был Томас Кид) сложил пьесу, которая ставилась в театрах, но не сохранилась до наших дней. В те времена ходила шутка о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи».

В период 1600-1601 годов Шекспир просто переделал литературное произведение. От скандинавского первоисточника работа великого поэта отличается утонченностью художественной канвы и смысла: автор сместил акцент с внешней борьбы на духовные страдания главного персонажа. Хотя зрители все равно видели, прежде всего, кровавую историю.

При жизни Шекспира трагедия претерпела три издания. Однако исследователи считают, что все они созданы без разрешения автора и считаются «пиратскими», потому что в каждом полностью записаны лишь некоторые монологи, тогда как речи других персонажей либо представлены скудно, либо вовсе отсутствуют. Дело в том, что издатели платили актерам за «слив» пьес, но лицедеи могли дословно воспроизвести только свои слова в постановке.


Сцена V из пьесы "Гамлет": Акт IV (Офелия перед королем и королевой)

Позднее литературоведам удалось составить полный текст пьесы. Единственное, что осталось «за кадром», так это конечный вид произведения, который представляли публике. Современное деление пьесы на акты и действия не принадлежит автору.

В России переводить «Гамлета» пробовали десятки литераторов. Самую знаменитую трагедию Шекспира читают «со слов» поэта и переводчика Михаила Лозинского и писателя . Последний наделил произведение более ярким художественным языком.

Сюжет и персонажи

В список главных героев трагедии Шекспир включил немало персонажей:

  • Клавдий – король датский;
  • Гамлет – сын покойного и племянник короля;
  • Полоний – приближенный вельможа царствующего короля;
  • Горацио – ученый друг Гамлета;
  • Лаэрт – сын Полония;
  • Офелия – дочь Полония, возлюбленная Гамлета;
  • Гертруда – мать Гамлета, вдова предыдущего короля, супруга Клавдия;
  • Розенкранц и Гильдестерн – друзья Гамлета;
  • Призрак отца Гамлета.

В основе сюжета пьесы лежит жажда отмщения принца датского действующему королю за убийство своего отца. Перед замком в Эльсиноре каждую ночь появляется призрак. Однажды Горацио убеждается, что это не слухи, а реальность, и рассказывает об увиденном Гамлету, приехавшему с учебы на похороны отца. Скорбь юноши усугубляется еще и предательством матери – Гертруда сразу после кончины мужа вышла замуж за его брата.


Молодому человеку удается поговорить с ночной тенью умершего самодержца, которая поведала правду: короля отравил Клавдий, когда тот мирно отдыхал в саду. Призрак молит сына отомстить за него. Гамлет решает притвориться сумасшедшим, чтобы вывести дядю на чистую воду.

Первой подозревать о безумстве Гамлета начала его любимая девушка Офелия. Вскоре новость о том, что принц сошел с ума, долетела и до короля. Но монарха не так просто провести, и он отправляет друзей юноши – Розенкранца и Гильдестерна – выяснить истину. Цель подосланных товарищей Гамлет тут же раскрывает, поэтому продолжает играть в безумного.


У принца рождается очередной план, связанный с приездом в город артистов. Гамлет просит труппу вставить в пьесу пару стихов собственного сочинения об убийстве главного героя Приама. Присутствующий на представлении король не выдерживает такого прямого указания на вину и покидает театр, тем самым выдав свое преступление.

Принца Гамлета приглашает в покои королева, возмущенная поведением сына. Во время разговора тот ошибочно принимает спрятавшегося за ковром Полония за короля и пронзает его шпагой.


Потрясенный убийством отца из Парижа приезжает Лаэрт, но дома ждет еще один сюрприз – с ума сошла сестра Офелия. А король Клавдий решает уничтожить Гамлета руками разгневанного Лаэрта, придумав хитрую идею: отпрыск Полония встретится с принцем в поединке, в котором поразит его отравленным мечом.

Перед поединком правитель для верности ставит на стол кубок с вином и ядом, чтобы дать выпить Гамлету. В этом представлении суждено было умереть всем: Лаэрт ранил противника, при смене рапир принц датский нанес смертельный удар ядовитым мечом Лаэрту и королю, королева же случайно выпила отравленное вино.


При анализе произведения литературоведы дают вполне конкретную характеристику герою. Главный персонаж трагедии становится мизантропом, потому как оставаться филантропом, храня при этом честь, в таком обществе невозможно. По соционике тип личности Гамлета – этико-интуитивный экстраверт: нетерпимый к злу романтик склонен к бесконечным рассуждениям, сомнениям и колебаниям, сосредоточен на глобальных проблемах человечества. Задается вопросами, достойны ли люди счастья, в чем смысл жизни, есть ли возможность искоренить зло.

Гуманиста, человека нового времени, его терзает необходимость отомстить. Но решения даются Гамлету с трудом, потому как он не уверен в том, что мир изменится к лучшему с уходом Клавдия. Да и убийство сравняет его с теми, кто на «темной стороне». Героя ждут сплошные разочарования, даже в любви. Он приходит к выводу, что человек – существо слабое перед злом. Не может смириться с несправедливостью, но и найти силы на решительные шаги тоже непросто.


Философская суть «Гамлета» – трагедия конфликта высокой личности с обществом, где процветают ложь, предательство и лицемерие. Рассуждения принца говорят о внутренней борьбе, герой разрывается между чувством долга и своим мировоззрением. А знаменитый монолог «Быть или не быть» не просто отражает вопрос всех времен: что проще – смириться с несчастьями и продолжать жить или же прекратить душевные страдания смертью. На первый план выводится вопрос о выборе: бороться с несправедливостью или же покорно смириться.

Постановки и экранизации

Количество театральных и кинопостановок бессмертного произведения не поддается счету. Первым образ шекспировского Гамлета воплотил Ричард Бербедж в лондонском театре «Глобус» в начале XVII века. В дальнейшем на подмостки храмов Мельпомены переносили историю принца датского чуть ли не в каждом уголке земного шара. В кино Гамлет появился в 1907 году – француз Жорж Мельес представил зрителям немой короткометражный фильм. Кому отошла главная роль, до сих пор непонятно.

Отметим самые любопытные постановки английской трагедии в кино и театре:

«Гамлет» (1964)

Двухсерийную драму к 400-летнему дню рождения Уильяма Шекспира снял Григорий Козинцев, выбрав на ключевую роль неподражаемого . За 10 лет до экранизации Козинцев ставил пьесу в театре драмы им. , и проходила она с оглушительным успехом. Экранизацию ждал такой же градус популярности, причем не только в Советском Союзе.


Вынашивая идею о фильме, постановщик сразу определился с Гамлетом. Впрочем, актеры на остальные главные роли не уступали в таланте Смоктуновскому. Офелию сыграла хрупкая , уже знакомая зрителям как Ассоль из «Алых парусов» и Гуттиэре из «Человека-амфибии». В фильме задействованы Михаил Названов (король Клавдий), Эльза Радзинь (королева Гертруда), Юрий Толубеев (Полоний).

«Гамлет I Коллаж» (2013)

Спектакль канадского режиссера Робера Лепажа покорил публику нестандартностью, став гвоздем сезона Театра Наций. Необычность работы в том, что все образы воплотил , а в самой постановке применены высокие 3D-технологии.


Миронов являет миру чудеса перевоплощения, мгновенно меняя образы. Авторы постановки умудрились гармонично объединить цирковые трюки и анимацию, усиленные блестящей актерской игрой. Биография Гамлета при этом претерпела значительные изменения.

«Гамлет» (2015)

Восторг английских театралов вызвал спектакль с участием . Постановку прославило имя актера, но в целом она получила не лестные отзывы.


Билеты начали продавать летом за год до премьеры, а к середине осени кассы опустели. Бенедикта назвали бесподобным Гамлетом.

«Гамлет» (2016)

Весной 2016 года в Петербургском Малом драматическом театре презентовал нового «Гамлета». Современность принца датского выдает одежда - в главной роли носит на сцене джинсы.


Но новации вовсе не в одежде, а в смысле: Додин переориентировал помыслы Гамлета с жажды восстановления справедливости к мести в чистом ее проявлении. Юноша предстает одержимым убийцей. Офелию играет .

  • Роль Гамлета – самая длинная в пьесах Шекспира. Объем текста, звучащего из его уст, составляет 1506 строк. Да и в целом трагедия крупнее других работ автора – растянулась на 4 тысячи строк.
  • Для современников автора трагедия была повестью о кровавой мести. И только в конце XVIII века перевернул восприятие произведения – увидел в главном персонаже не мстителя, а думающего представителя эпохи Возрождения.
  • В 2012 году персонаж занял второе место в «Книге рекордов Гиннеса» по частоте появления книжных героев из числа людей в кино и на телевидении (в лидерах оказался ).
  • Крым часто становился площадкой для съемок советских фильмов. Сцену монолога «Быть или не быть…» в исполнении Иннокентия Смоктуновского сняли на «Детском пляже» в Алупке.
  • По соционике гармоничный деловой или семейный союз составят такие типажи, как Гамлет (этико-интуитивный экстраверт) и (логико-интуитивный экстраверт). В паре «Гамлет и Джек» отношения могут оставаться в балансе долго время: первый партнер отвечает за коммуникабельность, эмоциональную составляющую, второй – за разумное использование и распределение ресурсов.

Цитаты

«Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
«И дальше – тишина».
«Как часто нас спасала слепота,
Где дальновидность только подводила!»
«Поближе сына, но подальше друга».
«Ты повернул глаза зрачками в душу».
«Не пей вино, Гертруда!»
«Великие в желаниях не властны».
«Безумье сильных требует надзора».
«Назовите меня любым инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя».

Сцена первая

Эльсинор. Площадка перед замком. Полночь. Франциско на своём посту. Часы бьют двенадцать. К нему подходит Бернардо.

Бернардо пришёл, чтобы сменить Франциско в карауле. К ним во время разговора подходят Гораций и Марцелл. Все говорят о Призраке, который являлся здесь ночью уже дважды. Призрак похож на покойного короля, отца Гамлета.

Неожиданно появляется сам Призрак.

Горацио спрашивает его, кто он такой. Призрак ушёл, так ничего и не ответив. Горацио говорит, что появление Призрака в облике покойного короля - это “знак грозящих государству потрясений” и рассказывает своим собеседникам о том, что покойного короля вызвал на бой норвежец Фортинбрас. Король Дании победил. По заключённому договору теперь датчанам должны достаться все земли норвежцев. Но младший Фортинбрас собирает войско, чтобы дать новый бой и отвоевать земли погибшего отца. Именно поэтому Дания готовится к войне. Королём Дании теперь стал Клавдий, брат покойного короля и дядя Гамлета.

Во время разговора Горацио с Марцеллом, Бернардо и Франциско Призрак появляется вновь. Горацио собирается его остановить любой ценой, но тот исчезает с первым пением петуха. Горацио предлагает рассказать о происшедшем принцу Гамлету. Все расходятся.

Сцена вторая

Там же. Зал для приёма в замке. Трубы. Входят король, королева, Гамлет, Полоний, Лаэрт, Вольтиманд, Корнелий, придворные и свита.

Король сообщает о том, что королевич Фортинбрас требует возврата потерянных его отцом земель. Король посылает к дяде Фортинбраса посланников с письмом, в котором просит образумить племянника.

Лаэрт обращается к королю с просьбой отпустить его во Францию, где он должен продолжить учёбу. Король разрешает.

Далее король обращается к Гамлету, назвав его “близким сердцу сыном”. Королева тоже вступает в разговор. Гамлет отвечает матери, что никакие траурные одежды не могут выразить всю его скорбь. Король говорит Гамлету, что укореняться в скорби не стоит. Грех так убиваться, нужно смириться с неизбежным.

Планы Гамлета вернуться в Виттенберг для продолжения учёбы король не одобряет и просит остаться. Королева присоединяется к просьбе короля. Гамлет соглашается. Все уходят. Гамлет остаётся один, он скорбит.

К Гамлету приходят Горацио, Марцелл и Бернардо. Принц удивлён приезду из Виттенберга Горацио, прибывшего на похороны короля. Гамлет иронизирует, что его друг попал одновременно на похороны и на свадьбу королевы.

Горацио рассказывает о появлениях Призрака по ночам. Призрак был при всём оружии, бледен, как снег, и смотрел с тоской. Гамлет решает ночью остаться вместе с караульными Марцеллом и Бернардо в надежде увидеть Призрак самому.

Сцена третья

Там же. Комната в доме Полония. Входят Лаэрт и Офелия.

Лаэрт прощается с сестрой Офелией и советует ей не обращать внимания на ухаживанья Гамлета, влюблённого в неё. Появляется Полоний, отец Лаэрта и Офелии, и даёт последние наставления сыну перед отъездом. Лаэрт обещает запомнить советы отца и уезжает.

Полоний начинает с дочерью разговор о Гамлете. Он Офелии советует вести себя с Гамлетом подобно ребёнку, требуя с невинным видом серьёзных обещаний; не принимать всерьёз его клятвы в любви; не верить принцу ни в чём.

Сцена четвёртая

Площадка перед замком. Входят Гамлет, Горацио и Марцелл.

Они ожидают появления призрака. Вдали слышится шум пиршества, которое устроил король в честь своей свадьбы. Входит Призрак. Призрак манит Гамлета. Горацио и Марцелл отговаривают принца следовать за призраком, но тот решает подойти, сказав: “Я жизнь свою в булавку не ценю...”

Сцена пятая

Входят Призрак и Гамлет. Призрак просит Гамлета выслушать его, чтоб после отомстить. Призрак требует, чтобы Гамлет отомстил за подлое убийство, потому что умер отец принца совсем не так, как думают все. Вовсе не змея его ужалила. Когда король спал в саду после обеда, его брат, Клавдий, влил ему в ухо ядовитый сок белены.

Призрак ушёл. Гамлет поклялся отомстить за смерть отца. Появляются Горацио и Марцелл. Гамлет, ничего им не рассказав об услышанном, просит держать в тайне эту встречу. Друзья поклялись честью, Призрак из-под земли потребовал, чтоб они поклялись.

Акт второй

Сцена первая

Эльсинор. Комната в доме Полония. Входят Полоний и Рейнальдо.

Полоний посылает Рейнальдо в Париж, чтобы тот выведал, как там ведёт себя Лаэрт. Информацию Полоний приказывает получить в случайных разговорах, следить открыто за Лаэртом не стоит. Сведения о Лаэрте Рейнальдо должен узнавать хитро, тайком. Рейнальдо уходит.

Входит Офелия. Она перепугана и рассказывает отцу о Гамлете, который вел себя так, будто из ада явился, был напуган и растерян. Полоний решает, что Гамлет помешался из-за любви к Офелии, так как она, помня наставления отца, не принимала его больше. Полоний уводит Офелию, чтоб рассказать всё королю.

Сцена вторая

Там же. Комната в замке. Входят король, королева, Розенкранц, Гильдерстен и свита.

Король просит Розенкранца и Гильдерстена, сверстников и друзей Гамлета, провести некоторое время в замке, “рассеять скуку принца” и узнать, какая тайна мучает его, отчего он так резко переменился. К просьбе короля присоединяется и королева. Розенкранц и Гильдерстен выражают готовность всё выполнить и уходят.

Входит Полоний. Он говорит, что узнал “причину Гамлетовских бредней”. Но прежде король и королева выслушивают сообщения послов к дяде Фортинбраса.

Дядя приостановил набор войск, так как считал, что готовится поход против Польши. Фортинбрас дал клятву никогда не поднимать оружия против Дании. В свою очередь дядя Фортинбраса просит для племянника разрешения провести войска через Данию для похода на Польшу. Король доволен. Он обещает позже принять решение по просьбе Фортинбраса.

Полоний рассказывает королю, что Гамлет сошёл с ума из-за любви к Офелии. Полоний в подтверждение своим словам зачитывает любовные письма принца к дочери и признаётся, что дал Офелии совет не принимать ухаживания Гамлета, так как он не ровня ей, поэтому принц и помешался.

Полоний предлагает проверить верность этих слов следующим образом: когда принц будет бродить по галерее, Офелия отправится на свидание с ним, а король может стать за занавеску и все увидеть и услышать сам.

Приближается Гамлет. Король, королева и свита уходят. Гамлет на вопрос Полония, знает ли он его, отвечает, что Полоний - рыбный торговец, потому что он так же честен, как торговцы рыбой. Потом принц резко меняет тему и спрашивает, есть ли у Полония дочь и советует не пускать её на солнце. На предложение Полония уйти подальше с открытого воздуха Гамлет говорит: “Куда, в могилу?”

К Гамлету приходят Розенкранц и Гильдерстен. Принц приветствует друзей и спрашивает, чем прогневали они судьбу, что она шлёт их в тюрьму, так как “Дания - тюрьма”. Розенкранц: “Значит, тюрьмой делает её ваше честолюбие. Вашим требованиям тесно в ней.”

Гамлет спрашивает открыто, зачем Розенкранц и Гильдерстен приехали в Эльсинор. Гамлет: “За вами не посылали? Это ваше собственное побуждение? Ваш приезд доброволен?” Сам принц говорит, что по глазам прочёл правду. Друзья признаются, что за ними посылали. Гамлет, не дожидаясь объяснений, сам объясняет Розенкранцу и Гильдерстену, что король и королева послали за ними, чтобы узнать, что происходит, отчего он потерял всякую весёлость. Розенкранц говорит Гамлету, что, судя по всему, даже приезд актёров, которых они обогнали по дороге, не обрадует принца.

Гамлет расспрашивает об актёрах, о их жизни. По ходу разговора принц замечает, что дядю его, нынешнего короля, раньше не чтили, а теперь платят огромные деньги за его портреты. Гамлет говорит, что его дядя и мать ошибаются: он помешан только при ветре норд-норд-вест, а “при южном ветре я ещё отличу сокола от цапли”.

Входит Полоний, который сообщает Гамлету о приезде актёров. Принц встречает актёров радостно, как старых друзей, здоровается с каждым, расспрашивает о жизни. Один из актёров читает по просьбе Гамлета монолог. Одного из актёров принц просит сыграть пьесу об убийстве короля, вставив туда кусок, написанный самим Гамлетом. Актёр готов выполнить просьбу принца. Гамлет решает дать актёрам для игры историю убийства его отца и проследить на представлении за дядей.

Акт третий

Сцена первая

Входят король, королева, Полоний, Офелия, Розенкранц и Гильдерстен.

Розенкранц и Гильдерстен говорят королю, что Гамлет не хочет признаваться в причине своего безумства. Полоний сообщает, что принц пригласил короля и королеву на спектакль. Король рад, что Гамлет хоть на что-то отвлечётся.

Розенкранц и Гильдерстен уходят. Король просит уйти и королеву Гертруду, так как сейчас он и Полоний намерены подсмотреть свидание принца с Офелией, чтобы определить подлинную причину недуга принца.

Король и Полоний прячутся. Офелия остаётся одна. Входит Гамлет. Он произносит свой знаменитый монолог "Быть или не быть?" На вопрос Офелии о здоровье Гамлет отвечает, что вполне здоров. Офелия хочет вернуть Гамлету его подарки, но принц говорит, что подарков ей не делал. Гамлет призывает Офелию уйти в монастырь, а если она выйдет замуж, он проклянет ее.

Появляются король и Полоний. Король, подслушав разговор Гамлета с Офелией, уверен, что вовсе не от любви сошёл с ума принц, а лелеет он замысел опасный. В его словах нет безумья, хоть нет и связи.

Король решает отправить Гамлета в Англию для сбора невыплаченной дани и говорит, что новые края “выбьют у него из сердца то, что сидит там и над чем он сам ломает голову до отупенья”. Полоний соглашается с королём, но по-прежнему уверен, что всё дело в любовных муках, и предлагает после спектакля устроить беседу принца с королевой, которую сам Полоний подслушает.

Сцена вторая

Там же. Зал в замке. Входят Гамлет и несколько актёров.

Гамлет рассказывает актёрам, как нужно играть роль. После принц разговаривает с Горацио. Он называет Горацио из всех людей самым настоящим. Гамлет рассказывает Горацио, что в пьесе, которую сейчас сыграют, есть случай, схожий со смертью отца. Принц просит друга внимательно наблюдать за реакцией короля, чтоб после сопоставить наблюдения. Гамлет открыто говорит Горацио, что притворяется больным, но сам в здравом уме.

Входят король, королева, Полоний, Офелия, Розенкранц, Гильдерстен и другие члены свиты со стражей...

Гамлет сел у ног Офелии, положив ей голову на колени, отказавшись садиться рядом с матерью. Принц, разговаривая с Офелией, обращает её внимание на радостный вид королевы и замечает, что всего два часа как умер отец. На возражение Офелии, что со дня смерти короля прошло четыре месяца, Гамлет говорит, что раз так, тогда к дьяволу траур.

Начинается пантомима. Входят актёры, играющие роли короля и королеву. “Они проявляют нежность друг к другу. ” Потом королева уходит, а король остаётся один.

Появляется отравитель, снимает с короля корону, целует её, вливает в ухо королю яд и уходит. Королева застаёт мужа мёртвым, отравитель даёт понять, что разделяет её горе. Позже отравитель подарками добивается расположения королевы. На этом пантомима заканчивается. Начинается собственно спектакль, где на сцене вновь появляются король и королева.

Король и королева говорят о любви, королева клянётся в верности. Король говорит, что нужно “клятвы забывать, которые торопимся давать”. Королева клянётся всеми силами мира, что, овдовев, никогда не выйдет замуж. Когда король остаётся один, входит на сцену Лициан и вливает яд в ухо короля.

На этом спектакль прервали, потому что король Клавдий встал, ему плохо. Полоний требует прекращения представления. Уходят все, кроме Гамлета и Горацио. Они говорят о том, что король заметно переменился в лице, когда играли сцену отравления.

Розенкранц и Гильдерстен передают Гамлету, что мать послала за ним, а король удалился к себе из-за плохого самочувствия. Гамлет предлагает Гильдерстену сыграть на флейте. Тот отказывается, объясняя, что не умеет играть. Гамлет: "Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя."

Полоний, войдя, напоминает принцу, что его ждёт королева. Все уходят. Гамлет остаётся один. Он решает рассказать рассказать матери всю правду.

Сцена третья

Комната в замке. Входят король, Розенкранц и Гильдерстен.

Король говорит, что не намерен потакать безумию Гамлета и отправит его с ними в Англию. Розенкранц и Гильдерстен уходят, чтобы собраться в путь. Вошедший Полоний сообщает королю, что принц пошёл к матери. Сам Полоний собирается подслушать весь разговор, спрятавшись за ковром, а потом пересказать услышанное королю.

Король отходит подальше, становится на колени и начинает молиться. Входит Гамлет. Принц вначале решает, что это удобный случай убить короля и отомстить за смерть отца. Но король молится, а это значит, что, убитый во время молитвы, он попадёт в рай. Отец же Гамлета умер без отпущения грехов. Принц решает, что несправедливо отправлять в рай убийцу. Гамлет оставляет короля одного и идёт к матери.

Сцена четвёртая

Комната королевы. Входят королева и Полоний.

Полоний прячется за ковром. Королева знает об этом. Королева обращается к Гамлету с упрёком в оскорблении короля. Гамлет называет мать “королевой в браке с братом мужа”. Королева порывается уйти, но принц не пускает её. Королева решает, что сын хочет её заколоть, зовёт на помощь. Полоний из-за ковра вызывает стражу. Гамлет с криком “Тут крысы!” прокалывает ковёр и убивает Полония, думая, что это король. Потом он видит, что убил советника.

Королева не понимает, в чём обвиняет её сын. Гамлет сравнивает отца и дядю, упрекая мать, что осквернила своей свадьбой память покойного короля.

Входит Призрак и говорит Гамлету, что нужно “вдунуть жизнь в твою почти остывшую готовность”. Призрак просит Гамлета сжалиться над матерью. Королева не может понять, с кем разговаривает её сын, так как она не видит никого. Она уверяет, что Призрак привиделся Гамлету, что это видение больной души.

По поводу смерти Полония Гамлет сожалеет и говорит, что сам уберёт тело и ответит за эту кровь. Матери Гамлет в порыве возмущенья советует ложиться по-прежнему к королю в постель и рассказать ему, “что Гамлет вовсе не сошёл с ума, а притворяется с какой-то целью”.

Королева: Ты знаешь сам, что я скорей умру,

Чем соглашусь предать тебя.

Акт четвёртый

Сцена первая

Эльсинор. Комната в замке. Входят король, королева, Розенкранц и Гильдерстен.

Королева просит Розенкранца и Гильдерстена уйти. Она рассказывает королю, что Гамлет в приступе безумства убил Полония, стоявшего в засаде. Король говорит, что Гамлет болен и опасен, поэтому его сегодня же нужно отправить в Англию. А за совершённое преступление придётся ответить королевской чете. Розенкранцу и Гильдерстену король приказывает в тайне от Гамлета отнести тело Полония в часовню.

Сцена вторая

Там же. Другая комната в замке. Входит Гамлет, за ним — Розенкранц и Гильдерстен.

Розенкранц и Гильдерстен просят Гамлета сказать, где он спрятал тело Полония. Принц не желает отвечать на расспросы, называет Розенкранца губкою, “живущей соками царских милостей”. Гамлет с Розенкранцом и Гильдерстеном идут к королю.

Сцена третья

Там же. Другая комната в замке. Входит король со свитой.

Король размышляет о том, что сурово Гамлета наказывать нельзя, так как к нему привязано простонародье, которое может подняться бунт.

Розенкранц и Гильдерстен сообщают, что тело Полония они не могут найти. Гамлета берут под надзор и приводят к королю.

На вопрос о теле Полония Гамлет отвечает, что Полоний на ужине, его едят черви. Покойный на небе, но если его тело не найдут за месяц, то запах все почувствуют у входа в галерею. Король отправляет свиту поискать тело там, а сам сообщает принцу, что он должен отбыть в Англию немедленно.

После ухода Гамлета король посылает за ним Розенкранца и Гильдерстена. Он приказывает обоим, чтобы не спускали с принца глаз, посадили на корабль и далее выполняли всё, что изложено в письме.

Король сам себе признаётся, что пока жив Гамлет, ему нет покоя, поэтому в письме, отправленном с принцем, он просит убить Гамлета по приезде в Англию.

Сцена четвёртая

Равнина в Дании. Входят Фортинбрас, капитан и войско в походном движении.

Фортинбрас вошёл в Данию согласно договору, по которому ему разрешается беспрепятственно двигать свои войска через её территорию. Отряд Фортинбраса уходит.

Входят Гамлет, Розенкранц, Гильдерстен и другие. Оставшись один, Гамлет размышляет о том, что человек - животное.

Сцена пятая

Комната в замке. Входят королева и Горацио.

Королева не хочет принимать Офелию, которая всё время просит об этом, несёт бессмыслицу, плачет о погибшем отце. После уговоров Горацио королева соглашается Офелию принять, чтобы избежать скандала. Горацио уходит, входит Офелия. Она поёт странные песни, сразу становится ясно, что, не пережив потери, девушка сошла с ума. Король приказывает Горацио следить за Офелией постоянно.

После ухода Горацио король рассказывает королеве о том, что народ находится в смуте, все говорят об убийстве Полония, а тут ещё одно известие: из Франции тайно вернулся Лаэрт, который узнал о смерти отца, но не показывается при замке.

В это время входит дворянин и сообщает, что Лаэрт с толпой бунтовщиков разоружает стражу короля. Толпа требует коронации Лаэрта. Взламывают дверь. Входит вооружённый Лаэрт с толпой.

Лаэрт спрашивает, где Полоний. Король отвечает, что Полоний мёртв. Лаэрт требует объяснений.

Входит Офелия все с теми же песнями, она явно не в себе. Возмущённый Лаэрт, увидев сошедшую с ума сестру, угрожает королю. Клавдий обещает всё рассказать. Все уходят.

Сцена шестая

Там же. Другая комната в замке. Входят Горацио и слуга.

Слуга сообщает, что к Горацио пришли матросы с письмом. Письмо оказалось от Гамлета. Он пишет, что на их судно в море напали разбойники, принц перескочил к ним на борт и оказался единственным пленником. Принц просит передать королю несколько писем, а потом пойти за матросами, которые должны привести Горацио туда, где сейчас находится Гамлет. В письме также сообщается, что Розенкранц и Гильдерстен продолжают свой путь в Англию.

Горацио спешит передать оставшиеся письма королю.

Сцена седьмая

Там же. Другая комната в замке. Входят король и Лаэрт.

Король объясняет Лаэрту, что Гамлет убил Полония и пытался убить самого короля. Он говорит, что принца не судили, пожалев королеву-мать и опасаясь бунта простых людей, стоящих на стороне Гамлета. Лаэрт не может смириться с тем, что Гамлет не наказан.

Входит человек, принесший письма от Гамлета, который сообщает, что голым высажен на берег Дании и завтра будет просить короля принять его, чтобы поведать подробности своего возвращения. Лаэрт и король растеряны. Король вспоминает, что Гамлет завидовал искусству Лаэрта биться на рапирах, и советует вызвать принца на дружеский бой, а потом подменить тупую рапиру острой и убить Гамлета, отомстив за смерть Полония. Для верности исполнения плана король предлагает поставить кубок с отравленным вином, чтобы принц его выпил и наверняка погиб.

Входит взволнованная королева и сообщает, что Офелия утонула. Она возле речки увивала травами иву, взялась за сук, тот подломился, а вымокшее платье потащило бедняжку на дно. Офелия не пыталась спастись, будучи безумна, и лишь пела песни.

Акт пятый

Сцена первая

Эльсинор. Кладбище. Входят два могильщика с лопатами.

Могильщики рассуждают, правильно ли по-христиански хоронить Офелию, если она сама покончила с жизнью. Второй могильщик говорит, что не будь покойная дворянкой, не видать бы ей христианского погребения.

Далее могильщики разговаривают о том, кто строит на земле “крепче каменщика, корабельного мастера и плотника”. Оказывается, что строит крепче всех строитель виселиц. “Виселица переживёт всех попавших на неё.”

Появляются Гамлет и Горацио. Гамлет удивлён тем, что могильщик поёт, роя могилу. Принц смотрит на череп, брошенный могильщиком. Гамлет спрашивает, чью могилу роют? Могильщик препирается, не хочет отвечать, а потом рассказывает, что служит он могильщиком с того дня в году, как покойный король Гамлет одолел Фортинбраса. Потом могильщик замечает, не зная, с кем говорит, что принц Гамлет сошёл с ума и был выслан в Англию. Один из выкопанных черепов оказывается черепом королевского скомороха Йорика.

Во время разговора Гамлета с Горацио появляется траурное шествие. Это идут хоронить Офелию. В шествии участвуют король, королева, Лаэрт, провожатые и свита.

Гамлет хочет знать, кого хоронят, но не подходит близко к шествию. Священник отказывается пропеть над Офелией реквием, так как её и так согласились похоронить по-христиански в порядке исключения. Гамлет слышит, что Лаэрт называет погибшую сестрой, и понимает, что хоронят Офелию. Лаэрт, оплакивая сестру, прыгает в могилу. Гамлет называет себя и прыгает тоже в могилу. Начинается борьба Лаэрта с Гамлетом прямо в могиле. Их разнимают. Гамлет вызывает Лаэрта на дуэль.

Гамлет уходит. Король уговаривает Лаэрта потерпеть, чтобы выполнить задуманный ранее план.

Сцена вторая

Там же. Зал в замке. Входят Гамлет и Горацио.

Гамлет рассказывает Горацио, как, отправившись в Англию, ночью взял пакет у провожатых, сорвал с него печати и прочёл в послании короля, что принц представляет опасность для Дании и Англии, поэтому должен по прибытии быть немедленно схвачен и убит. Гамлет сохранил это письмо и показал Горацио. Он переписал письмо, приказав в нём послов, его принесших, немедленно казнить. Печать отца была у принца с собой. А далее на корабль напали разбойники, о чём принц уже писал ранее.

Гамлет признаётся, что ему стыдно за ссору с Лаэртом. Несчастья Лаэрта сродни несчастьям самого Гамлета, и принц обещает помириться. Гамлет был лишь возмущён тем, что Лаэрт “наружу так громко выставлял свою печаль”.

Появляется Озрик и сообщает принцу, что король держит пари с Лаэртом, утверждая, что “Лаэрт в двенадцати схватках возьмёт верх над вами (Гамлетом) не более чем на три удара”. Гамлет соглашается. Он уверен, что не проиграет пари, так как постоянно тренировался с тех пор, как Лаэрт уехал во Францию. Но принц говорит, что у него на душе нехорошее предчувствие. Горацио просит отменить состязание, сославшись на недомогание, но Гамлет отказывается.

Входят король, королева, Лаэрт, свита и слуги. Гамлет просит прощения у Лаэрта за вспышку гнева, ссылаясь на свою болезнь. Лаэрт говорит, что прощает Гамлета в глубине души. Но вызов Гамлет принимает.

Король просит подать бокалы, чтобы выпить в честь принца. В один из бокалов король обещает бросить жемчужину. Он предлагает Гамлету выпить вина, но тот отказывается. Начинается поединок.

Королева пьёт за успех Гамлета отравленное вино. Король лишь успел вскрикнуть: “Не пей вина, Гертруда!” В это время Лаэрт подменяет рапиру. Он ранит Гамлета. Затем в схватке они меняются рапирами и уже Гамлет ранит Лаэрта. Король просит их разнять, но в это время падает отравленная королева. Король говорит, что с королевой обморок от вида крови. Королева восклицает, что она отравлена и умирает. Гамлет требует найти виновника. Лаэрт говорит, что это король во всем виноват, что рапира отравлена и что он умирает. Гамлет закалывает отравленной рапирой короля. Король зовёт на помощь, а Гамлет вливает ему отравленное вино вместе с жемчужиной. Король умирает. Лаэрт тоже умирает. Гамлет, умирая, просит Горацио рассказать правду всем. Горацио говорит, что выпьет тоже яд. Принц просит его этого не делать и поведать Дании обо всём, что знает.

Гамлет умирает. В это время входят Фортинбрас и английские послы с барабанным боем, знамёнами и свитой. Английский посол сообщает, что приказ короля исполнен и Розенкранц с Гильдерстеном убиты. Горацио говорит, что всенародно расскажет о случившемся.

Фортинбрас: Не в добрый час мне выпадает счастье.

На этот край есть право у меня.

Я предъявлю его.

Горацио подтверждает, что Гамлет перед смертью выбрал Фортинбраса в качестве правителя.

Похоронный марш. Все уходят, унося трупы, после чего раздаётся пушечный залп.

Источник (в сокращении): Н.В. Смолякова. Зарубежная литература - М. "Издат-школа 2000"

68d30a9594728bc39aa24be94b319d21

К стражникам, датским офицерам Марцелу и Бернарду, несущим службу у замка Эльсиноре, приходит Горацио – друг Гамлета. Его визит вызван желанием проверить слух о появлении призрака недавно умершего датского короля. Это явление наводит на ученого Горацио мысли о предстоящих волнениях в королевстве. Он решает поведать об увиденном другу. Гамлет горюет об умершем отце. Его печаль усугубляет мать слишком скорая после смерти отца женитьба матери. Встретившись с призраком, Гамлет узнает о свершенном злодеянии. Король был отравлен собственным братом, мечтавшим завладеть троном. Призрак просит принца совершить акт возмездия.

Лаэрт отправляется в Париж. Вместе с отцом, вельможей Полонием, они дают наставления Офелии, считая, что она не должна много времени проводить с Гамлетом. Окружающие считают причиной помешательства Гамлета его любовь к Офелии. Слуги нового короля Розенкранц и Гильдестерн предпринимают попытку узнать причину тягостного настроения принца. Юноша раскрывает их планы.


Гамлет желает отомстить убийце. Он договаривается с приехавшими актерами, что в сцене убийства в своем спектакле, они добавят к словам героя строки, сочиненные принцем. Гамлет надеется, что эта сцена произведет впечатление и убийца выдаст себя. Юноша размышляет о страхе смерти и приходит к мысли, что человек боится неизвестности.

Принц встречает Офелию, но скоро поняв, что их разговор подслушивают, он притворяется сумасшедшим. На спектакле Гамлет комментирует происходящее на сцене и во время эпизода убийства король не выдерживает. Это убеждает принца и его друга Горацио в обоснованности их обвинений.


Разговор Гамлета с королевой подслушивает Полоний, который обнаружив себя, получает смертельный удар шпагой. Появившийся призрак увещевает Гамлета пожалеть мать. Королева никого не видит рядом и принимает разговор Гамлета с призраком за помутнение рассудка сына. Король принимает решение лишить жизни направившегося в Англию принца с помощью своих слуг. Гамлет мучается своей нерешительностью.

Лаэрт возвращается, потрясенный вестью о смерти отца, и находит Офелию в расстройстве рассудка от перенесенного горя. Гамлет возвращается. Получив это известие, король желает умертвить Гамлета руками жаждущего возмездия Лаэрта. Умирает Офелия. Гамлет возвращается на корабле, зная о плане своего врага. После нападения пиратов на корабль принц попадает в плен и оказывается в Дании. Перед поединком с Лаэртом Гамлет просит у него прощения. Король готовит для поединка рапиру для Лаэрта. Отравленной шпагой брат Офелии поражает Гамлета. Поменявшись рапирами, принц наносит удар Лаэрту. Мать Гамлета умирает, выпив приготовленное для ее сына отравленное королем вино. Гамлет ранит короля, приготовленным им же ядовитым клинком. Горацио, пожелавшего выпить отравленного ядом вина, чтобы последовать за другом, Гамлет останавливает просьбой рассказать всю правду о случившемся.