» » Структурные компоненты игровой деятельности дошкольников. Структурные элементы игры и их характеристика Выделить и раскрыть основные компоненты игры дошкольников

Структурные компоненты игровой деятельности дошкольников. Структурные элементы игры и их характеристика Выделить и раскрыть основные компоненты игры дошкольников

Рассмотрение структуры игры целесообразно начать с ответа на вопрос: «Без чего не может быть игровой ситуации?»

Роль и ее принятие участниками являются важнейшими составляющими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точное, буквальное, происходящее во внешнем плане воспроизведение деятельности другого человека. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Человек может принимать роль через присвоение:

  • - внешних черт («рисунка») поведения;
  • - норм деятельности;
  • - социальных задач, стоящих перед ролью.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, преподавателем, ведущим игру, или нормативными документами игры. Но, кроме того, игровые действия могут быть сформулированы (избраны) игроками в соответствии с собственным видением ситуации, важнейшей детерминантой которого являются ролевые цели и личные интересы участников. Ролевые цели предписываются участникам условиями игры и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и игровые . Первые обусловлены спецификой функциональных обязанностей специалистов, деятельность которых имитируется в игре. Вторые же характерны только для конкретной игровой ситуации (например, набрать как можно большее количество баллов).

Моделирование в игре - структурный элемент, присущий исключительно ролевым играм взрослых. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами (макетами), замещающими реальный объект изучения . Модель реализуется через правила. Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игру из культурного контекста, взяты из жизни или придуманы специально.

С точки зрения самостоятельности действий игроков, а также строгости игровых правил, игры могут быть подразделены на «жесткие», «свободные» и «промежуточные». К числу «жестких» относятся игры, в основе которых лежит формальная модель имитируемых процессов, которая практически полностью задает «рисунок» игровых действий. Эта же модель является основой для определения результатов действий игроков и обоснованности принятых ими решений. Игрокам представляется весь объем обязательной информации. В играх этого типа последовательность и частично содержание каждого шага игрока строго регламентируются: принятие решений сводится к выбору варианта из ограниченного списка альтернатив, и осуществляется в четкой последовательности. «Свободная» имитация происходит, как правило, на базе заранее написанного сценария, в котором задается лишь основное направление развития событий. Участникам игры предлагается самим определить, какие шаги и в какой последовательности они будут делать. Оценка результатов осуществляется экспертами, благодаря чему повышается близость игры к реальным условиям деятельности. «Промежуточные» игры позволяют избежать крайностей двух предыдущих типов.

Процесс игры отличает этот метод обучения от остальных. Процесс игры предполагает обязательное включение на протяжении ее хода дополнительных «вводных» (специальной информации или реально происходящих событий), которые могут существенным образом повлиять на игровые роли, цели и игровые действия. Участники игры, получая информацию об изменении модели и осознавая результат своей деятельности, в дальнейшем должны действовать с учетом этого.

Компоненты сюжетно-ролевой игры, особенности их развития в старшем дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.), после полета Ю.Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. В содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:

    усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;

    постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);

    роль - средство реализации сюжета.

Игровые методы в учебном процессе

Источник: По материалам учебно-методического пособия «Методы эффективного обучения взрослых» Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации и интернет-сайта psymanager.km.ru

Игра - это уникальный механизм аккумуляции и передачи социального опыта, как практического - по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний.

Игра - удобная основа для построения имитационной деятельности по разрешению различных (в т. ч. и практических) проблем. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи активной позиции: от роли игрока - до соавтора игры.

Исследователями установлено, что человеческая память сохраняет приблизительно 10% услышанного, 50 - увиденного, и 90 - проделанного собственноручно.

Без чего не может быть игровой ситуации? Без игровых ролей и их принятия участниками, без игровых действий, подчиняющихся определенным правилам, без моделирования, без игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения.

Роль и ее принятие - важнейшие составляющие ролевой игры. Исполнение роли представляет точное, буквальное, происходящее во внешнем плане, воспроизведение деятельности другого человека. Принятие роли осуществляется на когнитивном , эмоциональном и поведенческом уровнях .

Человек может принимать роль через:

· присвоение внешних черт поведения;

· присвоение норм поведения;

· присвоение социальных задач, стоящих перед ролью.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, ведущими игры или ее нормативными документами, а могут быть сформулированы (избраны) игроками в соответствии с собственным видением ситуации. Существенной детерминантой видения ситуации являются ролевые цели и личные интересы участников. Ролевые цели предписываются участникам условиями игры. Они могут отличаться от цели, которая является общей для всего игрового коллектива (обучение, проектирование, апробирование, досуг и т. д.).

Ролевые цели, в свою очередь, можно подразделить на функциональные и игровые. Первые обусловлены спецификой моделируемых функциональных обязанностей специалистов, деятельность которых имитируется в игре. Вторые характерны только для конкретной игровой ситуации, например, набрать большее количество баллов.



Моделирование в игре - это структурный элемент, присущий исключительно ролевым играм взрослых. Аналогом его в детской игре является игровое использование предметов. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования созданием объектов (макетов), замещающих реальный объект изучения, и манипулирование ими.

Модель реализуется через правила. Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игры из культурного контекста, взяты из жизни или придуманы специально для игры. В зависимости от сферы, которая подвергается игровому моделированию, игры делятся на:

· социально-экономические;

· производственные;

· социально-культурные;

· управленческие;

· экономические;

· политические и другие.

С точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости игровых правил игры могут быть поделены на жесткие, свободные и промежуточные - своеобразный компромисс между первыми двумя.

Жесткие игры - это те, в основе которых лежит формальная модель имитируемых процессов, задающая «рисунок» игровых действий (игровой деятельности участника). Она же выступает основой для определения последствий действий игроков и обоснованности принятых ими решений. В играх этого типа последовательность и, отчасти, содержание каждого шага игрока строго фиксируются, принятие решений сводится к выбору варианта из предложенных альтернатив и осуществляется в строго определенные промежутки времени. Игрокам предоставляется вся полнота обязательной информации.

Свободные игры (имитация) происходят, как правило, на базе заранее написанного сценария, в котором задается лишь основное направление развития событий; участникам игры предлагается самим определить, какие шаги и в какой последовательности они будут предпринимать. Оценка результатов осуществляется экспертами, благодаря чему повышается близость игры к реальным условиям деятельности. Та особая реальность, которая конструируется в игре, должна предоставлять возможности для самостоятельно инициируемой и самостоятельно организуемой деятельности участников. Участники сами формулируют проблему и строго не ограничены в способах решений и действиях.

Промежуточные игры позволяют нивелировать ограничения, характерные для крайних форм. В силу этого они оказываются действенным методом исследования и обучения, поскольку создают условия для реализации возможностей участников.

Процесс игры отличает этот метод обучения от анализа ситуаций (кейсов) и тренинга. Он предполагает обязательное включение на протяжении игры дополнительных вводных, могущих существенным образом повлиять на игровые роли, цели и игровые действия участников. Новые вводные, принятые в соответствии с ними решения, осуществление игровых действий постоянно влияют на состояние модели и провоцируют ее изменения. Участники игры, получая информацию об изменении модели и осознавая результат своей деятельности, в дальнейшем действуют с учетом этого.

Классификация игр

По типу процессов (характеристикам времени проведения, формы и сферы моделирования, роли ведущего игры, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками игры, системам оценивания) все игры можно разделить на три основные категории - оргдеятельностные, деловые и ролевые (сравнительный анализ представлен в табл. 1 ).

  • 8. Идеальные и реальные цели воспитания.
  • 11. Социально-педагогические основы становления системы общественного дошкольного воспитания.
  • 12. Взаимосвязь теории и практики как условие развития системы общественного дошкольного образования
  • 13. Система дошкольного образования в рб.
  • 14. Профессиональные функции и личностные качества педагога дошкольного учреждения.
  • 3.Пед. Оптимизм
  • 15.История создания «Программы воспитания и обучения в детском саду».
  • 17. Современные образовательные программы для ду
  • 18. Естественнонаучные основы физического воспитания. Воспитание основ здорового образа жизни в дошкольном детстве.
  • 19.Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Условия и средства физ. Воспитания в ду и семье.
  • 20. Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в рб и странах снг
  • 22. Задачи и содержание умственного воспитания детей дошк. Возраста
  • 23.Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста.
  • 24 Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошк-го возраста
  • 25.Зарубежные и отечественные системы сенсорного воспитания детей.
  • 26.Задачи и содержание сенсорного воспитания современной дошкольной педагогике.
  • 28. Современные исследования сенсорного воспитания дошкольников
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 33. Задачи и содержание эстетического воспитания
  • 36. Формы организации эстетического восп-ия детей в ду
  • 37. Из истории вопроса трудового воспитания дошкольников
  • 40. Формы организации элементарной трудовой деятельности дошкольников.
  • 2.Дежурства:
  • 3.Коллективные формы организации труда:
  • 39. Виды элементарной трудовой деят-ти дошк-ов и её содержание
  • 41. Условия и средства трудового воспитания дошкольников
  • 40. Формы организации элементарной трудовой деятельности дошкольников.
  • 42. Происхождение игры и ее социальный характер.
  • 45.Основные структурные элементы игры. Своеобразие игры как деятельности.
  • 47.Характеристика творческих игр и игр с правилами. Сходство и различие творческих игр и игр с правилами.
  • 53. Предметно-развивающая среда. Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада.
  • 56.Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошк. Возраста.
  • 57.Основные дидактические принципы и специфика их применения в ду.
  • 4.Принцип доступности.
  • 60. Особенности воспитания и развития детей раннего возраста
  • 62. Воспитание детей в условиях разновозрастной группы
  • 61. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • 64. Виды и формы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 5.Каммуникативная
  • 70. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы.
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 65. Структура и содержание перспективного и перспективно-календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 65. Структура и содержание перспективного и перспективно-календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 45.Основные структурные элементы игры. Своеобразие игры как деятельности.

    В качестве структурных элементов игры выступают:

    1.Мотив – то, что побуждает ребенка к игре.

    2.Сюжет – это та сторона действительности, те действия, которые ребенок воспроизводит в игре.

    4.Игровые действия – основное средство реализации сюжета.

    5.Роль – игровая позиция ребенка, которую он реализует в соответскии с взятой на себя ролью.

    6 .Игровые правила – дают ответ во что играть и как играть.

    К особенностям детской игры относятся:

    1 .Свобода и самостоятельность ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры)

    2 .Творческий характер игры.

    3 .Эмоциональная насыщенность игры.

    47.Характеристика творческих игр и игр с правилами. Сходство и различие творческих игр и игр с правилами.

    К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных ли­тературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом .

    Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

    Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.

    Взависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы:

    1.Дидакти­ческие подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные)

    2.Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

    Виграх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей. А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде пра­вил. В играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, это и определяет их воспитательное значение.

    Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается са­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих. Таким образом, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольников способности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенство­ванию.

    48.Сюжетно-ролевая игра как разновидность творческих игр. Современные подходы к организации и руководству сюжетно–ролевыми играми .

    Основой сюжетно-ролевой игры явля­ется мнимая или воображаемая ситуация, которая заклю­чается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

    Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскры­вать роли, где развернут игру, и т. п.

    Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

    Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяет­ся наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка спо­собности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка прини­мает характер перевоплощения.

    Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

    1.Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бы­товые (игры в семью, детский сад), производствен­ные , отражающие профессиональный труд людей, обще­ственные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу).

    3.Роль - средство реализа­ции сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данномигре персонаже.

    Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляет­ся в двух направлениях:

    Формирование игры как деятельности: предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства условно можно разделить на традиционные и новые, исследованные в последние годы

    Использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

    49.Сущность режиссерских игр .

    Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.

    Особенностью режиссерской игры является то, что парт­ неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Есте­ственно, что такое игровое общение для маленького ребен­ка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, ис­кать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замыс­ла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Ребенок учится распоряжаться своими силами.

    Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное зна­чение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев ре­жиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

    Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками.

    В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры. Объединяются дети обычно по 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают необходимые иг­рушки, предметы, исполняют роли. В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, ре­жиссерские игры создают предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры.

    Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному ру­ководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отве­чает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесо­образно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо­димое условие для их развития.

    Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, заме­чаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к поста­новке проблемного задания, наводящего вопроса .Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

    50.Характеристика театрализованных игр .

    Театрализованные игры представляют собой разыгры­вание в лицах литературных произведений (сказки, расска­зы, специально написанные инсценировки). Герои литера­турных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фан­тазией, - сюжетом игры . Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

    Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности , которая проявляется в способности к эс­тетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, осо­бенности речевых оборотов.

    От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

    Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, са­мостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

    В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

    Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

    1. освоение литературного текста, который будет драматизировать­ся;

    2.этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о пер­сонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

    3. сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

    "

    Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и от игровой формы занятий, хотя это деление условное.

    Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся математической деятельности.

    Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средств игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики является идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательны, в меру активны, занимаются индивидуальной работой. Они могут высказывать своё мнение или вносить предложения только при поднятии руки и при разрешении учителя.

    В чем же состоит специфика дидактической игры, её существенный признак? Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает её от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры.

    В отличие от игры дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.

    1. Игровой замысел и игровое действие

    Игровой замысел и игровое действие делает дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры в игровой задаче, путём решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими занятий. Игровой замысел определяет характер первого действия, а игровое действие даёт возможность детям учится в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношение между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного.

    Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы: мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве.

    Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности, любознательности.

    2. Правила дидактической игры и её результат

    Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочий обстановке. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

    Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствую познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

    Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

    Основа дидактической игры, которая пронизывает собой её структурный элемент, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

    Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда так же относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а так же дидактические раздаточные материалы: флажки, награждения командам.

    Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме поставленной учебной задаче и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является указателя уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

    Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игрового действия, без организующих игру правил, дидактическая игра не возможна, она теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

    Сочетание всех элементов игры их взаимосвязь повышают организованность игры, её активность, приводит к желаемому результату.

    Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.