» » Т уильямс трамвай желание пьеса. Теннесси Уильямс «Трамвай «Желание

Т уильямс трамвай желание пьеса. Теннесси Уильямс «Трамвай «Желание

Два мира.
Пьеса Т. Уильямса «Трамвай «Желание» была написана в 1947 году. Была неоднократно экранизирована, самая популярная экранизация получила 4 премии «Оскар». Роль Бланш Дюбуа в ней исполняла Вивьен Ли, исполнительница роли Скарлетт О’Хара в фильме «Унесенные ветром» по роману Маргарет Митчелл. Два практически противоположных образа, имеющих одни корни – обе родом с аристократического Юга, обе поставлены на грань выживания, обе пытались решать свои проблемы за счет мужчин. Но насколько сильна и расчетлива Скарлетт О’Хара, настолько слаба, беззаботна и легкомысленна Бланш Дюбуа.
В сознании любого американца наиболее яркое противопоставление мировоззрений воплощают именно мировоззрения Юга и Севера.
Патриархальный, аристократический Юг с его романтическими представлениями о благородстве, чести, с его рыцарским духом против прагматичного, расчетливого Севера. Этим и объясняется выбор героев в пьесе Т. Уильямса «Трамвай «Желание» - стремлением показать
столкновение двух миров, двух Вселенных (воплощенных в образах Бланш и Стэнли) живущих по разным внутренним законам.
Пьеса с самого начала погружает нас в атмосферу убогой окраины
Нью – Орлеана, на «улицу между рекой и железнодорожными путями». Уже в этой ремарке Т. Уильямс как бы задает тон всей пьесы, противопоставляя естественность природы, «от которой на сцену словно входит поэзия», урбанистическому пейзажу, «благоухающему кофе и бананами», пронизанному музыкой «синего пианино».
Жизнь здесь проста и в чём-то примитивна, речь вульгарна. И снова противопоставление – Стэнли, «великолепный племенной производитель» и его жена Стелла, «изящная молодая женщина лет двадцати пяти; ни по происхождению, ни по воспитанию явно не пара мужу».
Появление Бланш буквально взрывает картину, настолько она неуместна, настолько «невписанна» в предлагаемый пейзаж. Её подчеркнутая белизна (имя «Бланш», элегантный белый костюм, белые же шляпа и перчатки, жемчужные серьги и ожерелье), изысканность, аристократизм – все кажется
«недоразумением». С первой же картины противостояние двух
противоположностей очерчено очень зримо, почти вызывающе. Тревожную ноту вносит в это противостояние образ «пропитанного кровью пакета из мясной лавки». Мы не можем предположить, чем закончится это противостояние, но чувствуем, что финал будет, скорее всего, трагичным.
Мужчина и женщина.
Проще всего и естественней всего противопоставить мужчину и женщину – в силу своих физиологических различий мы противопоставлены друг другу самой природой. Но в пьесе Т. Уильямса мужчина и женщина (Бланш и Стэнли) противопоставлены не только и не столько физиологически. Аристократизм воспитания Бланш противостоит вульгарности Стэнли.
«– Пожалуйста, не вставайте!» – говорит Бланш собравшимся на покер мужчинам.
« – А никто и не собирается», – отвечает Стэнли.
Для Бланш естественно, когда джентльмены встают, приветствуя входящих дам. Для Стэнли – это проявление нарочитой манерности, жеманности.
«Ведет себя как скотина, а повадки – зверя! Ест как животное,
ходит как животное, изъясняется как животное!» - говорит Бланш о Стэнли. А Стэнли безумно раздражает поведение Бланш – «Белая Дама», «принцесса крови» называет её он. Конечно, можно предположить, что раздражение вызывает не само поведение, а подобное поведение при сложившихся обстоятельствах. Скорее всего, если бы Бланш удалось сохранить дом и репутацию, её поведение вызывало бы у Стэнли почтение или, хотя бы, уважение. Но «Мечта» утрачена (пошла на погашение закладных), репутация погублена, а поведение прежнее – поведение «южной леди», требующей к себе джентльменского отношения по праву рождения. Но Стэнли – то ни по рождению, ни по воспитанию не джентльмен. «Да - плебей, да - из хамов!» - говорит он о себе. Его уровень – пиво, покер и сальные анекдоты. Он видит перед собой жеманную дамочку, которая не прочь выпить виски и
покрасоваться перед мужчиной в нижнем белье. Это для сестры Стеллы (и для читателей – зрителей) понятно, что виски и флирт на грани приличия (а порой и за гранью) – это признаки нервного срыва. В тексте пьесы Бланш несколько раз повторяет, что ей «страшно, до ужаса страшно». (И опять приходит на ум аналогия со Скарлетт О’Хара.) Но при этом Бланш не может
опуститься с высоты Эдгара Алана По, сонетов миссис Браунинг и музыки Шопена (Бланш называет своего поклонника Митча именем героя оперы «Кавалер Розы») до уровня Стэнли. Её мышление – образно-поэтическое. «Весенний сад в цвету...» - объясняет она Митчу свое имя, - «Французская фамилия. Она значит "деревья", а Бланш - "белые": белые деревья». «Это мужчина не из тех, для которых цветет жасмин» - характеризует она мужа сестры во второй картине. А мышление Стэнли - понятийно-логическое. «У меня есть знакомый меховщик. Позову его, оценит… У меня есть знакомый в ювелирном магазине. Я позову его, послушаем, что он скажет… У меня есть знакомый юрист, он изучит эти документы». С точки зрения Стэнли отношения с Бланш могли закончиться только так, как они закончились – он просто взял то, что ему (как он думал) предлагали, даже навязывали.
А с точки зрения Бланш – это насилие.
Они не пытаются, да, наверное, и не могут понять и принять друг друга. При столкновении этих двух миров, двух Вселенных сильный уничтожает слабого – действует закон джунглей. Образ джунглей, появляясь в третьей картине, проходит сквозной нитью через пьесу; не основной, но значимой. Он повторяется в десятой картине, в сцене насилия «ночь кричит нечеловеческими голосами, словно дикие джунгли заревели, зааукали на все лады» и возникает опять в финале, когда Бланш забирают врачи - «снова джунгли подают свой голос». Бланш теряется в этих джунглях, она не знает как себя вести, что и как говорить.
Мы знаем, что практически все отношения с мужчинами, которые были у Бланш, строились не так, как хотелось бы ей. Только Митч как-то отвечает её представлениям. Но и Митч «кидает в неё камень». В отношениях «Бланш – Митч» отчетливо пролеживается аналогия с евангельской притчей о раскаявшейся блуднице. Бланш после самоубийства мужа, после того, как рухнул такой понятный и привычный мир «в панике металась от одного к другому, рыскала в поисках опоры - хоть какой-нибудь! - ...где придется, с кем придется - что уж тут было собой-то дорожиться!», но встреча с Митчем, завязавшиеся было отношения вернули её надежду. «Я благодарила бога, что он послал мне вас...». Но Митч отвергает все её объяснения, он видит только ложь, во всех словах, которые Бланш говорила
ему, во всех её поступках. Для Бланш правда «не то, как есть, а как должно быть в жизни». И в этом тоже – поэтично-образное мышление Бланш. Но этот взгляд, это восприятие мира не понятно Митчу. «Вы врали мне, Бланш!» - говорит он.
Образ раскаявшейся блудницы поддержан репликой в одиннадцатой картине – «Я всю жизнь зависела от доброты первого встречного», - говорит Бланш. Трагедия Бланш, что в первых встречных доброты было катастрофически мало, если она была вообще.
Сестры.
Но не только в противостоянии двух мировоззрений, двух образов мышления передает Т. Уильямс трагичность образа Бланш. В пьесе противопоставлены друг другу сестры Дюбуа – Бланш и Стелла. Причем это противостояние не дано так явно и зримо, как в отношениях «Бланш – Стэнли», оно раскрывается постепенно в ходе пьесы. Сцена встречи Стеллы и Бланш
проникнута теплом узнавания, они говорят на одном языке – когда Бланш называет сестру «Стелла – звездочка», это не вызывает у неё отторжения. Стелла понимает Бланш. И принимает. И её нежелание показываться в ярком
свете, и настойчивое требование комплиментов, и её восприятие дома Стеллы «Уирским лесом со всей своей нечистью...», и даже желание выпить не вызывает раздражения Стеллы. Тревогу во взгляде Стеллы можно объяснить и тем, что старшая сестра опять не дает ей «и рта раскрыть», и тем, что Стелла «замечает состояние Бланш». Поток поэтических сравнений («куропатка», «ангел в сонме ангелов») тоже не утомляют и не раздражают Стеллу – они говорят на одном языке. И шутка Бланш насчет ванной («О, есть и ванная! Наверху, рядом со спальнями, первая дверь направо?») вызывает в сестрах одинаковые эмоции – « обе смущенно смеются».
Стелла пытается объяснить Бланш, в каком обществе она теперь живет – общество простых рабочих, с невысоким уровнем культуры, с примитивными запросами, то, что называется «публика» - « боюсь, тебе они совсем не покажутся милыми». Но Бланш не понимает намека сестры, она вся во власти своих эмоций и переживаний. Бланш приехала к сестре за
поддержкой и утешением – на «Елисейские поля», к своей Звезде. Тут
Т. Уильямс создает очень сложный образ, передающий отношение Бланш к сестре: Елисейские поля - прекрасные поля блаженных в загробном мире, а
Стелла – Вифлеемская звезда, указывающая путь.
Но это не тот путь, которого ищет Бланш. И осознание этого приходит ранним утром после «покерной ночи» – Бланш понимает, что Стелла находится «в омуте ещё почище моего» и, что самое страшное для Бланш, не стремится прочь из этого омута. Стелле «и так неплохо». « Неужели ты забыла всё, чему тебя учили?» - спрашивает сестру Бланш. И уже совсем иначе воспринимается обмен репликами между сестрами в первой картине: «… это ты отреклась от "Мечты", не я! Я оставалась до конца, билась не на жизнь, а на смерть!» - говорит Бланш.
«Мне надо было устраивать свою жизнь», - отвечает Стелла («The best I could do was make my own living, Blanche»).
В этом контексте название дома «Мечта» (Belle Reve) – приобретает второе значение. Не просто от дома отреклась Стелла, а от чего – то большего, от мечты, прекрасной грёзы. Перешла на сторону мужа – «стопроцентного американца Стэнли Ковальского». И когда перед Стеллой встает выбор – муж или сестра, Стелла выбирает мужа. Ей нужны не грёзы, ей нужна её жизнь. Так человек, родной по крови, получивший такое же воспитание, одного с ней пола отвергает Бланш, практически предает её, переходя в другой лагерь.
Отношения Бланш и Стеллы ассоциируются с евангельской притчей о двух сестрах – Марфе и Марии. В Евангелии от Луки рассказывается: «Христос пришел однажды в селение, где жили две сестры - Марфа и Мария. Они с радостью приняли его в своем доме. Мария села у ног Иисуса и внимательно слушала его. «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее»
Но в пьесе не находится героя на роль божества, и поэтому поруганную и отвергнутую Бланш («Мария» в интерпретации Т. Уильямса) отправляют в дом сумасшедших. Заключение.
Кроме ассоциативных отсылок к евангельским притчам, в пьесе Т. Уильямса присутствует некая аллюзия на пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад». «Дюбуа… Французская фамилия. Она значит "деревья", а Бланш - "белые": белые деревья. Весенний сад в цвету » – эта реплика уже сама по себе отсылает к «Вишневому саду». Но есть и более глубокие связи между этими произведениями.
Во-первых, схожесть замысла. В обеих пьесах отражен конфликт уходящего прошлого и агрессивного настоящего.
Во – вторых, в пьесе А.П. Чехова сюжет строится вокруг судьбы вишневого сада. В пьесе Т. Уильямса сюжет строится вокруг судьбы героини с именем «Весенний сад в цвету». Финал пьес и для сада, и для женщины трагичен.
К.С. Станиславский в своих воспоминаниях писал: «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого». Эти слова можно отнести и к героине Т. Уильямса Бланш Дюбуа.
В- третьих, и в пьесе А.П. Чехова, и в пьесе Т. Уильямса нет однозначно положительных и отрицательных персонажей. Конечно, можно примерить маску злодея на Стэнли, но это будет не совсем корректно. Стэнли охраняет свой мир, который может разрушить Бланш своим стремлением к возвышенному. Он мирится с её присутствием в доме до тех пор, пока случайно не подслушивает речь Бланш, в которой та сравнивает его со зверем, с обезьяной. Стэнли копается в прошлом Бланш, узнает о её сексуальной распущенности и рассказывает об этом Митчу, мстя ей.
«Не смей так обращаться со мной, брось эту манеру раз и навсегда. «Свинья… поляк… противный… грязный… вульгарный…» - только и слышишь от вас с сестрицей; затвердили! Да вы-то что такое? Возомнили о себе… королевы!.. И здесь, у себя, я - король » – говорит он.
Саму Бланш автор не просто не идеализирует. Он намеренно снижает её образ. В ней нет подлинного благородства, подлинного аристократизма и утонченности южной леди, воплощенных в Мелани Уилкс, антагониста Скарлетт О’Хара. Она не может сохранять чувства собственного достоинства в любых обстоятельствах, в ней нет твердости характера перед лицом невзгод и неудач, не может она и устоять перед соблазном выпить и смутить юношу (в конце пятой картины, эпизод с молодым человеком).
Бланш живет в выдуманном ею самой мире и страдает от того, что реальность не соответствует ему.
Можно сделать вывод, что подлинная трагедия Бланш Дюбуа в непреодолимом противоречии между реальным миром и миром её грёз.

Одной из самых известных пьес в истории мирового театра стала работа Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание». Краткое содержание ее известно многим, а вот источник вдохновения великого драматурга современности был скрыт от широкой публики. Возможно, разгадку следует искать в самой жизни писателя.

Рождение гения

В 1911 году у торговца-коммивояжера, промышлявшего торговлей обувью, по фамилии Уильямс, родился сын. Корнелиус, отец ребенка, случалось, злоупотреблял алкогольными напитками, но за грех это не считал, так как имел собственные представления о том, каким должен быть мужчина. Все друзья звали его «Си-Си», по инициалам, первой букве обоих его имен (Корнелиус и Коффин). Родом отец будущего литератора был из Сына он назвал на южный манер, пышно - Томасом Ланиром Уильямсом Третьим. О том, кем были первые два Томаса Ланира, история умалчивает.

Юные годы

Сын не то чтобы не оправдывал ожиданий и надежд Си Си - он рос полной противоположностью тому образу, который тот желал видеть. Переболев дифтерией и едва выжив, Том был слабым и хрупким мальчиком, а совсем не драчливым крепышом, как хотелось бы отцу. Что касается матери, то она тоже имела недостатки. Нервозность, истеричность и склонность к снобизму были чертами характера, угнетавшими ребенка, и можно было бы лишь сожалеть об этом, если бы они не стали исходным материалом для создания художественных образов, которым предстояло заселить многие пьесы драматурга, в том числе и «Трамвай «Желание». Краткое содержание каждого из произведений насыщено людьми, страдающими и одновременно беспощадно мучающими своих близких. Так в жизни бывает, к сожалению, часто, хотя Уильямс создавал сюжеты, в которых эти ситуации подавались как бы в концентрированном виде.

Путь к успеху

Став юношей, Томас увлекся литературой, и уже ничто - ни личные неудачи, ни на обувном производстве, куда его устроил отец, ни многие другие неприятные обстоятельства и беды - не смогло повлиять на его Он написал несколько пьес, учась в университетах (сначала в Миссури, потом в Айове), и был даже замечен - его рассказ опубликовал малоизвестный журнал. В 1939 году появился псевдоним Теннесси, в честь родины отца, которого, несмотря на грубость по отношению к себе, сын все же любил. Это случилось после присуждения ему тысячедолларового рокфеллеровского гранта (огромные деньги тогда, практически килограмм золота) за пьесу «Битва ангелов». Успеха произведение, впрочем, не имело. Затем был - будущее место действия пьесы «Трамвай «Желание». Краткое содержание первого театрального сценария, о котором всерьез заговорили, а именно «Стеклянного зверинца» (1945), укладывается в два слова: пьеса-воспоминание. Формировался своеобразный стиль, описывающий противостоящих друг другу персонажей, олицетворявших жизнелюбивую грубость и беззащитную перед ней наивную простоту, что, по Шекспиру, «глупостью слывет».

Начало зрелища

В 1947 году Теннесси Вильямс сотворил самое известное свое произведение - пьесу «Трамвай «Желание». Краткое содержание по главам разбивать сложно: после просмотра спектакля или кинофильма, как и по прочтении текста, оно воспринимается монолитно. Следует особенно остановиться на описании обстановки, которая, в отличие от большинства драматургических сценариев, не ограничивается сухой констатации того, что находится справа, слева и позади, а обладает психологичностью. Да, пейзаж уныл, но и красота какая-то в нем есть, пусть и своеобразная, проявляющаяся даже в порченности и «пропащести». Чернокожие музыканты играют блюз - это ясно из выражения «синее (грустное) пианино».

Появляется Стенли, он похож на брутального пещерного жителя, и даже его первый поступок состоит в броске жене куска мяса, завернутого в окровавленную бумагу. Как будто охотник принес добычу и радостно смеется своей удаче. Такими символами пронизана вся пьеса «Трамвай «Желание». Краткое содержание первых картин вводит зрителя в курс происходящих на сцене событий.

Лица и характеры

В отличие от обстановки, действующие лица перечисляются почти без комментариев. Режиссеру или читателю предоставляется право самому решать, как выглядят персонажи, а возможно, и выбирать для них внешность кого-то из своих знакомых. По манере поведения ясно, что Стенли Ковальский груб, силен и энергичен. Стелле он нравится таким, как есть, следовательно, и ее представить «кисейной барышней» трудно. Эта женщина - обычная обитательница трущобного квартала южного города, умеющая и постоять за себя в уличной перебранке, и вдоволь повеселиться, и погоревать, если уж так сложились обстоятельства, что без этого не обойтись. И вот появляется Бланш Дюбуа - женщина, без которой невозможно описать ни полное, ни краткое содержание. Трамвай «Желание» привозит ее к сестре. Да, у этого транспортного средства нет номера, его маршрут обозначен этим поэтическим словом. Стелла - ее младшая сестра, разница - пять лет. Из их разговора понятно, что у Бланш проблемы с алкоголем, но она старается скрыть это. Чувствуется, что сестра все понимает, но готова принять… По крайней мере, пока. Она беременна. Собственно, кроме перечисленных действующих лиц, есть еще Митч, о нем позже. Остальные персонажи (врач, негритянка, молодой агент какого-то издания, надзирательница и прочие) появляются на сцене ненадолго, и заострять внимание на них не стоит, на то оно и краткое содержание. «Трамвай «Желание» - пьеса четырех главных героев, из которых центральной фигурой является Бланш.

Главный конфликт

Существует основной закон драматургии, согласно которому без конфликта нет сюжета. Обычно он носит характер ярко выраженного противостояния добра со злом, и подобно тому, как в электрической цепи ток идет от одного полюса к другому, так и события развиваются в ходе непрерывной борьбы черного с белым или наоборот. Несколько сложнее видится картина, о которой написал Теннесси Уильямс «Трамвай «Желание». Краткое содержание сюжета этой пьесы практически невозможно в силу длинных и противоречивых монологов. Пьеса не вписывается в формат современной сценарной литературы. Симпатии зрителя порой колеблются от Бланш к Ковальскому, в зависимости от момента. Ясно, что главная героиня что-то скрывает, но только ли свою слабость к виски? Но очевидно, что главный конфликт развернется именно между ними.

Второстепенные обстоятельства

Первое столкновение характеров наблюдается уже во второй картине, когда Стенли начинает подсчитывать стоимость нарядов Бланш и напоминает про согласно которому все имущество жены принадлежит мужу. На этом основании он считает, что половина совместного наследства сестер - его собственность, и упрекает свою родственницу в мотовстве. Затем в сюжетной линии появляется Митч - простой сантехник, и ему нравится новая знакомая, приехавшая издалека друга. Он человек простой и не скрывает своих намерений, а они самые серьезные. Такой исход прекрасно бы устроил всех, но не Стенли, охваченного бешенством. Он чувствует вражду к Бланш, смешанную с вожделением, и, в конце концов, этот странный букет эмоций входит в фазу отвратительной развязки.

Финал

Так о чем же написал Уильямс «Трамвай «Желание»? Краткое содержание последней картины приводит в депрессивное состояние. Стенли уже открыл глаза наивному Митчу на прошлое Бланш, учинил над нею насилие, и теперь даже самому недогадливому зрителю ясно, что главная героиня Она искренне верит в то, что у нее есть какой-то поклонник, который вот-вот приедет за ней. Он миллионер, живет в Майами (или Далласе), зовут его Шеп Хантли, и любит он ее еще с колледжа. Это обилие подробностей не может обмануть - напротив, оно тем сильнее убеждает в том, что героиня психически больна, чем более их становится. А сестра тем временем собирает ее чемодан.

И, наконец, за ней приезжает машина. Из нее выходят врач и надзирательница, а характер лечебного заведения, из которого они прибыли, не вызывает сомнений. Бланш льнет к врачу, говоря о том, что всегда зависела от доброты случайно встретившихся людей.

Печаль и сожаление о человеческой жестокости, черствости и равнодушии переполняет сердце...

Пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“» - первая «серьёзная» американская драма, которая получила мировое признание благодаря актуализации конфликта человека и общества. В ней реализуется трагедия смятённого человека, порождённая всем укладом жизни в обществе. Экзистенциальное прозрение сводит его с ума, он не в силах выдержать всестороннее давление обстоятельств. Тогда все, что ему остается, это бежать в мир иллюзий, только растравляющих душу.

Драматург взялся за работу над новой пьесой зимой 1944-1945 года. Тогда он вдохновился лишь на образ главной героини, написав поэтически-красивую сцену «Бланш в лунном свете», где красавица-южанка сидит на подоконнике и грезит о лучшей жизни в объятиях любящего и понимающего человека.

Потом я прекратил писать потому, что находился в невероятно подавленном состоянии, трудно работать, когда мысли далеко. Я решил не пить кофе и устроил себе отдых на несколько месяцев и, действительно, скоро пришел в себя, — делится воспоминаниями Уильямс.

После восстановления сил работа продолжилась в сумасшедшем темпе, автор не жалел ночей на воплощение давнего замысла. Летним днем 1946 года он устраивает первое чтение и показывает драму своим друзьям. Первоначально она получила название «Покерная ночь» в честь того рокового момента, когда все надежды Бланш разбиваются. Слушатели были в восторге и говорили об исключительности пьесы, драматург не разделял их энтузиазма. Стремление к совершенству заставило его вновь продолжить ночные бдения. В результате появился «Трамвай „Желание“».

В 1947 году Теннесси Уильямс приехал в Нью-Йорк и сходил на постанову пьесы Артура Миллера «Все мои сыновья», режиссером был Элиа Казан. Именно его автор и попросил заняться воплощением текста на подмостках. Тогда они начали искать актеров на главные роли, ведь успех произведения зависел от того, насколько зрелищно его покажут зрителю. Своей цели в ходе упорных поисков они достигли: Стенли сыграл Марлон Брандо, а Бланш -Джессика Тэнди.

Премьерный показ состоялся в Театре «Этель Барримор» в Нью-Йорке 3 декабря 1947 года. Спектакль прошел 855 раз с полным аншлагом. Дело в том, что пуританские критики поспешили назвать пьесу чересчур откровенной и опасной для общественной нравственности. Дурная слава сослужила постановке хорошую службу: она стала самым знаменитым творением автора.

Почему так называется?

  1. Драма названа в честь того транспортного средства, на котором героиня добиралась до дома сестры. Когда Бланш приехала, она обронила реплику: «Сказали, садитесь сперва в трамвай — по-здешнему Желание, потом в другой — Кладбище». В этой цитате скрыт смысл названия пьесы: именно желание приводит изломанную, забитую женщину в могилу. Она всю жизнь подчинялась своим внутренним импульсам и стремлениям, не считаясь с реалиями окружающего мира. В поисках любви, единственной абсолютной ценности, красавица растрачивала себя в любовных похождениях. В надежде обрести былую роскошь она проматывала имение. Пытаясь заглушить боль от столкновения с действительностью, она подчинилась страсти к выпивке. Повинуясь мечте о семейном приюте в гостях у Стеллы, она поехала в Новый Орлеан, хотя с самого начала было понятно, что ей там совсем не место. Но так уж она устроена: всегда выбирать «Желание», даже если оно ведет на кладбище. Но Уильямс не считает это следствием избалованности и распущенности нравов. Он видит в своем творении утонченность и изощренность духовно развитой личности, которая нашла свободу в себе и предпочла одинокий, красивый бунт против конформизма трусливому приспособленчеству сестры.
  2. Другой смысл заключается в параллелизме названий: трамвай «Желание» и дом «Мечта». Когда мечта пошла с молотка, ничего не остается делать, кроме как влачить свою жизнь на поводу у более определенных и менее возвышенных стремлений – упасть с небес на землю. Бланш мечтала об изысканной аристократической обстановке, о безмятежности и отрешенности от быта и рутины, но все ее порывы были грубо приперты к стене. Остались лишь жалкие потуги самой на этой стене не повеситься: потакать своим инстинктам и слабостям, жить воображением и ложью, надеяться вопреки всему.
  3. Еще один вариант – жестокая ирония судьбы: героиня желала использовать последний шанс и воплотить свое желание прильнуть к домашнему очагу, устроиться в жизни. И этим устройством, последним пристанищем, с которым ничто не сравнится в спокойствии, стал для нее именно сумасшедший дом. Там ее душевная болезнь была повергнута в забвение. А ведь в этом и заключалась сущность ее желания – обрести покой.
  4. О чем пьеса?

    Разорившаяся аристократка средних лет приезжает в Новый Орлеан, якобы в гости к сестре. На самом деле, это ее единственная надежда на кров, ведь у госпожи Дюбуа нет ни работы, потерянной из-за распутного поведения, ни родовой усадьбы, проданной за долги, ни семьи. Ее муж покончил с собой, родители умерли, детей нет. Стелла встречает Бланш с распростертыми объятиями, она добра и посредственна, поэтому убожество и пошлость быта ее не смущают. Гостья же, напротив, таит в себе богатый внутренний мир, грациозно витающий в облаках ее фантазий и предрассудков. Только вот Стенли, муж хозяйки дома, не разделяет восторгов супруги. Ему родственница не нравится, ведь в ней он видит только пышность речей и высокомерие, поэтому в нем обостряется сословная вражда к избалованной барыньке. На ней и строится конфликт в пьесе «Трамвай „Желание“».

    Бланш всерьез заинтересовала друга Ковальски – Митчела. Он даже намерен жениться на незнакомке, так она его зацепила своей таинственностью и трагической прелестью. Но Стенли выдает ему загадки южной принцессы одну за другой: вела легкомысленный и распущенный образ жизни, за него же была изгнана из города и лишена работы. Иллюзии разрушаются, и жених отказывается от своего намерения. Последняя надежда героини уходит вместе с ним.

    Экзальтированность, образованность и манерность делают Бланш лишней в мире «среднего человека». Стенли чувствует в ней угрозу и изводит ее не просто так. Его месть за обиду слишком изощренная для обычного работяги с окраин, который услышал, что он не джентльмен. Для него сестра жены становится символом того буржуазного, шикарного образа жизни, которого ему никогда не достичь. Он и хочет, и ненавидит его. Такое же отношение у него вызывает хрупкая и красивая гостья. Он желает ее и презирает, она выводит его из обычного рутинного оцепенения, пробуждая в нем такие эмоции, которых он и сам в себе не знал, и осознать так и не смог, как и все его окружение. Пьеса Уильямса «Трамвай „Желание“» — история про то, как идеализм и подлинное нравственное чувство борются ограниченностью и беспринципностью умеренной середины. В финале героиня подвергается сексуальному насилию и сходит с ума. Ее увозят в сумасшедший дом. Это и есть приговор варварской и узколобой толпы возвышенным мыслям и сильным чувствам.

    Главные герои и их характеристика

    1. Бланш – аристократка из старинного юного рода Дюбуа, наследница бывших плантаторов, которые вконец обнищали после победы Севера в гражданской войне. Она изысканная, умная, уточненная, красивая, но слабая женщина. После катастрофы в браке (муж оказался гомосексуалистом и убил себя, когда оказался разоблаченным) она осталась покинутой и неустроенной. Блестящее образование и манеры не спасали от бедности. Она работала учительницей, и, естественно, не зная практической стороны жизни, не смогла предотвратить потерю имения. Бесконечные горести и разочарования привели ее к алкоголизму и легкомысленному сексуальному поведению. В итоге, ее вынудили покинуть город после скандала с юным учеником, с которым у преподавательницы был роман. Однако Теннесси Уильямс дает понять, что одиночество Бланш – это не следствие её аморального поведения, а необратимое воздействие социальных условий на выродившийся элемент. Аристократка Дюбуа не успевает за стремительно изменяющимся миром и понимает, что зря бежит: там ей нет места. Она не приемлет грубого и вульгарного Стэнли Ковальского, воплощение ограниченности, пошлости и агрессии. Существуя бок о бок с этой пустой, обывательской жизнью, она чувствует на уровне интеллектуальной интуиции, что ей нет места в современном американском обществе, но боится себе в этом признаться. Пассажирка Трамвая «Желания» – реликт южной аристократии, ее время истекло. Она гибнет, как поместье Ашеров. Героиня также обречена на катастрофу, как и Родерик Ашер в новелле Эдгара По.
    2. Стенли – главный персонаж пьесы. Это грубый, самоуверенный мужлан, у которого довольно таки примитивный образ жизни и мыслей: вечер за картами, ночь с женщиной (причем, не обязательно с женой), еда с выпивкой, днем физический плохо оплачиваемый труд и т.д. Внешне он приверженец традиционных моральных устоев обывателя, но глубоко внутри он скрывает порочность, беспринципность и жестокость. Как только супруга покинула дом и уехала рожать, он набрасывается на ее сестру и насилует ее, наверняка зная, что ему ничего не будет. Его ум помрачен обидой на высокомерных Дюбуа, которые осуждали Стеллу за ее выбор. Теперь он нашел способ поквитаться и доказать, что он плюет на эту элиту. Таким образом, Ковальски – мстительный, эгоистичный и подлый человек, скрывающийся за гордостью и ханжеством своей угнетенной среды. Однако мнения критиков о нем разнятся. Например, Г. Клермен считает, что «Он – воплощение животной силы, жестокой жизни, не замечающей и даже презирающей все человеческие ценности». А вот актер Джеймс Фарентино, сыгравший героя драмы «Трамвай „Желание“», говорит иначе: «Стэнли относится к Бланш, как к человеку, который вторгся в его королевство и может разрушить его. Для меня Стэнли – высокоморальный человек; он мирится с существованием гостьи в своем доме в течение шести месяцев до того дня, когда случайно подслушивает ее спич в его адрес, в котором она называет его «человек-обезьяна»».
    3. Стелла – символ конформизма и терпимости посредственного человека, доводящих его до беспринципности и вседозволенности. Сестра Бланш – ее противоположность. Она спокойна, даже апатична. Может, поэтому она избежала потрясений, горя и самой жизни во всем ее многообразии. Ее мирок ограничен стенами убогой квартирки и капризами глупого, а порой и жестокого супруга, который не стесняется поднять на нее руку. Но она смиряется даже с этим. Ее характер слишком вял и аморфен, чтобы воспрепятствовать чему-либо. Она плывет по течению и тупеет за игрой в бридж с соседками. В конце концов, она становится равнодушной свидетельницей гибели сестры и…оставляет все, как есть.
    4. Митчел – друг Стенли. Он робок и застенчив от природы. Всю жизнь он провел с больной матерью, которая никогда не обходит его советом и участием. Из-за сильной привязанности к матери он так и не построил свою семью, хотя лет ему уже немало. Он тоже рабочий, также убивает время за картами, но при этом обладает искренностью, добротой, умением почувствовать красоту. Бланш не зря замечает его на общем фоне: он интуитивно тянется к ней, видя родственную душу. Однако мужчина тоже слаб, он легко идет на поводу у друга и забывает о внутреннем голосе, который просил дать женщине шанс быть услышанной. Он трусливо не приходит на встречу с возлюбленной и становится молчаливым соучастником ее травли.
    5. В чем смысл пьесы?

      Главная мысль произведения намного шире, чем выяснение отношений. Идея пьесы «Трамвай „Желание“» в том, что культура обречена на гибель перед лицом вульгарного «массового человека», уверенного в себе до обожания. Это социальный конфликт, где Бланш и Стэнли – образы – символы, которые олицетворяют два общественных слоя, непримиримых во взаимной вражде. Перед нами больше, чем столкновение характеров, перед нами противоборство человеческих идеалов и рутинной правды жизни.

      Первостепенное место в пьесе «Трамвай „Желание“» отведено проблеме сосуществования утонченного, духовно-развитого человека и грубой, жестокой реальности, которую создают пошлые, недалекие люди вроде Стенли. Психологизм Уильямса заключается в проявлении интереса к противоречивому внутреннему миру даже самого неприглядного героя. Духовная непобедимость Бланш состоит в том, что она, обреченная на погибель в прагматическом обществе, не отрекается от своих идеалов, не уступает своих позиций, в отличие от своей апатичной сестры, которая довольствуется кино и картами. Возвышенные идеалы – это психологическая защита людей от пережитого ими крушения всех надежд. Если героиня поступится своими взглядами, у нее больше ничего не останется.

      Насилие, которое Стенли совершил над Бланш, подводит итог ее исковерканной жизни. Реальность в лице пошлых и примитивных людей насилует ее иллюзорный внутренний мирок. В этом деловом и расчетливом мире все пущено в ход, ничего не простаивает, поэтому героине тоже определили место, соответствующее ее функционалу. Ею беззастенчиво пользовались, но порок не проник в ее сущность. Она была брошена на произвол судьбы и всегда зависела от доброты случайных людей, поэтому нельзя никого винить в создавшемся положении.

      «Я создаю воображаемый мир, чтобы укрыться от реального, потому что никогда не умел приспособиться к нему» — так о себе говорил сам автор пьесы «Трамвай „Желание“». В образе героини он воплотил собственную душу, полную страха перед тем, что творится за ее пределами.

      Критика

      Некоторые рецензенты объясняли невероятный успех пьесы тем, что там есть сексуальные сцены, причем сцены насилия. Однако их мрачные думы были опровергнуты самим временем. В наше время постановочными изнасилованиями никого не удивишь: их активно эксплуатирует кино, их не чуждается театр, ими кишат многие известные книги. Но «Трамвай „Желание“» по-прежнему считается вершиной американской литературы, значит, дело вовсе не в сексе. Эту же мысль, смеясь, подтвердил современник автора, писатель Гор Видал:

      Недостатки пьес Т. Уильямса недосягаемы для всех живущих ныне драматургов.

      Важность этого произведения состоит в том, что оно проповедует принципиальное неприятие пороков современных реалий, а не предательский компромисс с ними:

      Человек в работах Уильямса противостоит жестокости, насилию, кошмарам и безумию современной действительности, спасая свое достоинство и не покоряясь – даже когда становится жертвой, даже когда безумие этого мира поражает и его самого. В большинстве его пьес и запечатлены драмы этого противостояния — рассуждает российский исследователь В. Неделин.

      Интересны приемы, с помощью которых автор изображает психологизм в книге «Трамвай „Желание“». В каждой напряженной сцене использована музыкальная вставка, которая акцентирует наше внимание на душевном состоянии Бланш. Мы видим этот мир ее глазами, вместе с ней слышим душераздирающую польку и крик торговки похоронными венками. В кульминационный момент звуки синего пианино резко обрываются, вместе с ними рушится внутренний мир героини, не выдержав натиска извне. Тот же психологический надрыв повествования отмечает театровед Ричард Джилмен:

      Теперь должно быть ясно, что подлинная тема Т. Уильямса – болезненность, мучительность (а не трагедия) существования и судьба человеческого достоинства (а не духа) перед лицом страданий. Для него все мучительно – и сексуальность, и быстротечность времени, и потеря невинности, и общение между людьми.

      Во время страстного монолога Бланш ее реплики прерываются настойчивыми предложениями торговки купить «цветочки для покойников». В этот момент мы понимаем, что героине уже не выбраться из поставленных силков, что в финале нас ожидает трагедия. Этот прием блестяще реализовал Флобер в романе «Госпожа Бовари», когда Эмма выслушивала признание Родольфа в гуще ярморочной суеты. Речь шла не любви, а о завоевании очередного трофея. Так и в пьесе женщина говорила еще о жизни, но речь шла уже о смерти. Неслучайно книга потрясла многих опытных литературоведов силой своего трагизма, сравнимой разве что с чем-то классическим и бесспорным:

      Нет сегодня драмы, которая хоть бы отдаленно могла сравниться с масштабом «Трамвай „Желание“», да и не было написано ничего подобного на Западе за всю вторую половину XX века, — отмечал американский критик Джон Саймон.

      Автор неслучайно сравнивает героиню с мотыльком. Она летела на пламя всю темную ночь своей жизни, но человек всему найдет рациональное применение. Он поймал его и насадил на булавки, а после выкинул, как надоевшую рухлядь. Ясность, художественная правдивость и эмоциональная яркость образов определили автору место в блистательной плеяде литераторов, ставших национальной гордостью страны:

      Если бы у нас был национальный репертуарный театр, — размышлял Гарольд Клермен, — то эта пьеса, без сомнения, была бы среди тех немногих, которые достойны занять в нем постоянное место.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пьеса "Трамвай "Желание" является одной из знаменитейших работ известного драматурга Т. Уильямса. Это первая «серьезная» американская драматическая история, которая получила признание во всем мире. Она раскрывает конфликт мироощущения и общества. В ней ярко показывается отстраненность человеческой души от жестокой реальности событий. Человек сам того не желая погружается в иллюзию собственных мыслей. "Трамвай "Желание", краткое содержание которого представлено в этой статье, не оставит равнодушным ни одного читателя.

Про автора

Будущий драматург родился в марте 1911 года в США. Настоящее имя автора - Томас Ланир Уильямс, псевдоним мужчина взял уже на заре своего признания в обществе. Драматург описал свою семью в книге «Стеклянный зверинец», завуалировав рассказ о детстве. Отец маленького Уильямса был строгим человеком и постоянно попрекал сына за отсутствие мужественности. А матерью овладела гордыня от значимости в светских кругах. Не желая заниматься обычной работой на производстве, Уильямс решает отправиться путешествовать, именно это стало толчком для его творческой деятельности. Кинематографисты часто интересовались его пьесами и экранизировали большинство его работ, включая нашумевшую пьесу "Трамвай "Желание" (краткое содержание описано в этой статье). За это произведение мужчину выдвигали на премию «Оскар» за лучший сценарий. Умер Теннесси Уильямс в феврале 1983 года от несчастного случая. Он уронил в рот колпак от спрея от насморка.

Мировоззрение автора

Теннесси Уильямс написал пьесу "Трамвай "Желание" в 1947 году. В ней автор хотел донести до читателя всю иронию столкновения разных культурных ценностей и предпочтений. Он свел столь разных по духу людей в одном месте. Каждый живет по собственным внутренним законам, которые диктует им судьба.

Автор воплощает это в главных героях пьесы - Бланш и Стенли. "Трамвай "Желание" (краткое содержание поможет понять суть) увозит главную героиню совсем не в то место, где сбываются мечты, а туда, где открываются двери в жестокую реальность. Теннеси Уильямс не зря выбрал столкновение двух разных мировоззрений. Он выбрал романтичный Юг с его утонченными манерами и благородством и расчетливый Север с его коварством и хладнокровием.

Трамвай "Мечта"

Бланш Дюбуа прибывает в дом сестры из своего родового поместья, которое пришлось отдать за долги. Новый Орлеан встречает девушку неприветливостью и убогостью. Трамвай под символическим названием «Мечта» привозит на окраину, где царит атмосфера порочности и серости. Уставшая от череды неудач в жизни, Бланш пытается найти спокойствие и уют в доме своей сестры. Весь ее аристократический вид сложно не заметить. Белый костюм, шляпа и роскошные белые перчатки создают ощущение, что девушка собралась на званый ужин в элитном обществе.

Дом сестры приводит Бланш в ужас, вместо шикарных апартаментов она видит убогую лачугу. Сестра по имени Стелла очень сочувствует Бланш и всячески старается ее поддержать, чего не скажешь о ее муже Стенли. Он воспринял приезд родственницы жены в штыки. Стенли кардинально отличается от Бланш. Можно сказать, что он полная противоположность с черствой душой и грубой силой. Он больше напоминает пещерного человека, которому чуждо страдание других людей. Он абсолютно не верит рассказам Бланш о тяжелой доле и настаивает на том, что родительский дом был продан. А на вырученные деньги она накупила себе драгоценностей. Стенли становится настоящим врагом в глазах героини, но ей ничего не остается, как терпеть хамство ради своей сестры, которая ждет ребенка.

Счастье

Вскоре Бланш знакомится с Митчем, слесарем, тихим и спокойным человеком. Девушка сразу вызывает у него восторг. Ведь она так не похожа на его окружение, в котором он привык находиться. Она образованна и очень утонченна. Стенли тем временем наблюдает за Бланш. Услышав нелицеприятный разговор двух сестер, где Бланш умоляла сестру уйти от него, он начинает наводить о ней справки.

Ведь он не такой человек, который может простить обиды, да и Бланш могла негативным образом повлиять на Стеллу. Прошлое Бланш Дюбуа оказывается не таким безупречным. Оказалось, что после смерти родителей муж девушки покончил жизнь самоубийством по ее вине. И Бланш в поисках понимания и любви побывала во многих мужских руках.

Разоблачение

Наступает день рождения Бланш. Она ждала на праздничный обед любимого. Готовилась к торжеству, ведь Митч должен был предложить ей руку и сердце. Стенли тем временем не без злорадства заявил Стелле, что Митч отказался приходить, так как у него, наконец, открылись глаза. Что это он рассказал возлюбленному Бланш о ее неприличных похождениях. Стелла была шокирована действиями своего мужа, ведь прекрасно понимала, как важна была свадьба для Бланш.

Праздник начался, но Митч так и не пришел, расстроенная девушка старалась дозвониться до него, но никто на том конце провода трубку не поднимал. В самый торжественный момент Стенли преподнес подарок для Бланш - билет в город, из которого она приехала. От накалившейся обстановки у беременной Стеллы начинаются преждевременные роды. И Стенли сопровождает жену в больницу.

Разбитое сердце

Когда Бланш остается в квартире одна, к ней приходит Митч. Будучи сильно обиженным, он безжалостно начинает выяснять отношения, говоря, что раскусил девушку и знает всю правду. Возраст Бланш не соответствует истине, да и порядочность девушки можно с легкостью оспорить. Он сам наводил справки о ее прошлом, все, что говорил Стенли, оказалось правдой. Девушка ничего не отрицала и призналась, что после смерти мужа была очень опустошена и искала поддержки и опоры у многочисленных партнеров. Она очень сожалеет о том, что сделала и возблагодарила Бога за то, что у нее появился такой человек, как Митч. Но мужчине были безразличны высокие высказывания и душевные муки, он начал приставать к Бланш, тем самым сильно унижая ее. Девушка прогоняет Митча.

Жестокая реальность

После ухода любимого Бланш теряет покой и изрядно выпивает. Когда Стенли возвращается домой из больницы, девушка уже не в себе. Чтобы не потерять остатки достоинства, она сообщает, что приходил Митч и принес ей корзину цветов. Разозлившись, Стенли унижает девушку, а затем насилует ее.

После этого у Бланш помутняется рассудок. Стенли уговаривает жену сдать сестру в лечебницу, и та соглашается. За Бланш Дюбуа приходит врач, его мягкости и доброты так не хватало девушке, что она покорно уходит за ним, признаваясь, что всегда зависела от доброты первого встречного.

Героиня

"Трамвай "Желание" - пьеса, глубоко пропитанная одиночеством души, которая не была принята в жестоком мире. Уильямс не идеализирует свою героиню, но симпатизирует ей с ее душевной простотой и обаянием. Бланш Дюбуа, привыкшая к красоте и богатству, прибывает в бедный квартал к людям, которые живут будто безжалостные машины. Героиня предстает в образе надменной особы, в то же время она намного чувствительнее и светлее других героев.

Бланш очень одинока и беззащитна перед жестокостью. И даже тот факт, что она проводила ночи с бесчисленными кавалерами не из-за испорченности натуры, а в поисках надежного плеча и опоры, никого не тронул. После всего пережитого Бланш научилась жить в реальности. Пьеса "Трамвай "Желание", краткое содержание которой вы только что прочли, не теряет актуальности в современном мире. Героиня вызывает сочувствие.

Пьеса "Трамвай "Желание", сюжет которой не может оставить равнодушным, была поставлена на многих сценах мира. Она имеет большое количество поклонников. "Трамвай "Желание", отзывы о котором в основном положительные, высоко оценивается не только читателями, но и знаменитыми критиками. Это классика американского театра, которая по сей день будоражит человеческие умы.

У Теннесси Уильямса есть пьеса с очень запоминающимся названием «Трамвай «Желание», по которой был снят одноимённый голливудский фильм.

В заглавие вынесено название трамвая, на котором героиня ехала к своей сестре, а приехала к месту крушения собственной личности. Сюжетная линия обозначена уже в начале, в реплике: «Сказали, садитесь сперва в трамвай - по-здешнему Желание, потом в другой - Кладбище». Если взял билет на первый трамвай, однажды придётся пересесть и на тот, другой. Таковы правила игры. Все знают их, и все садятся в него - этот трамвай «Желание».

К чему и зачем такой трамвайный образ, да ещё с намёками на правила игры? Чтобы разобраться, проанализируем. Анализ – это расчленение на элементы, которые можно объяснить. Для этого нам ума хватает. Можно и пьесу не читать и кино не смотреть, дальше там про страсти и жестокость мира.

Сначала смотрим, что есть трамвай. Транспортное средство, преимущественно относящееся к общественному транспорту. Тупо едет по рельсам в заданном направлении, вагоновожатый может только увеличивать скорость или затормозить. Народу может быть много, тогда все едут не выбирая мест, даже стоя. Как ехать – нудно, или с ветерком из открытых окошек и с музыкой, – зависит от нас. От нашего настроения. Если рядом толстая тётя с селёдками в протекающем пакете - это одни ощущения. Если рядом подмигнувшая тебе изящная красотка – совсем другие, даже времени не замечаешь, ехал бы и ехал.

Второй исследуемый элемент – желание. Что такое желание? Дурацкий вопрос! Захотел чего-то - вот тебе и желание.

А откуда возникает желание? Откуда, откуда – понятно, что не от верблюда! Многие уверены в том, что это они сами начинают желать. И только немногие, очень внимательные к себе, замечают, что так бывает не всегда. И даже – далеко не всегда. А чаще желания приходят к нам, а не мы к ним.

Попробуйте побыть внимательными и «поймать» очередное желание. И определить: а откуда оно свалилось? Кто не пробовал, обещаю интересные впечатления. Или хотя бы повод к размышлению.

Не получается побыть внимательным? Тогда попробуй представить, что твой сосед в выходные дни с утра до вечера работает перфоратором. А как представишь, пожелай испытать к нему благодарность... Ну как, получилось?

Надеюсь, что проявившие интерес к теме «желание» отдают себе отчёт в том, что появившиеся у нас желания управляют нами. Мы, конечно, тоже можем управлять желаниями, но признаемся: можем управлять желаниями совсем «маленькими», не слишком существенными для нашего организма или самоощущения. А есть такие желания, что забываешь даже про еду и про сон...

Но поскольку всё-таки есть желания, которые управляют нами, то почему мы так уверены, что это мы пишем и запускаем эту программу, которую называем «желание»? Да, именно программу, которая управляет человеком.

Отметим ещё раз, что некую программу человек начинает выполнять только после того, как её примет, то есть определит её полезность для себя. А которую, уже обкатанную, – будет выполнять автоматически. Но есть программы, которые его захватывают целиком и он начинает их выполнять без мысли о том, чтобы что-то взвешивать и оценивать.

Уже все, наверное, убедились на собственном опыте, что у двух людей даже с похожими взглядами желания редко совпадают. У близких, проживающих бок о бок людей, казалось бы, желания должны совпадать почаще. Однако, парадокс! На деле ещё реже совпадают, чем НЕ у близких!

Когда желание наталкивается на желание, это аналогично тому, как одна программа пытается внедриться в другую. Если случается столкновение, то потрясение зависит от сил сталкивающихся желаний. Если одна программа-желание намного сильнее, она поглощает слабую.

Но и бывает, что желание одного хорошо встраивается в желание другого. Желания не только интегрируются, они начинают резонировать. Такое иногда случается или получается! Что там – не поймешь, мимо не пройдёшь... (вроде как в песне «Ой ты, рожь, ты о чём поёшь»).

Так как мы живём в сложной системе, всегда есть вокруг программы-желания более мощные, амбициозные, которые подавляют одни желания, а возбуждают другие.

И таким образом желания становятся коллективными. Чаяния, движения... И даже изначально они могут формироваться как коллективные, сразу переводиться на уровень идей и идеологий...

Если бы желания производились и запускались только людьми, можно представить, что творилось бы. Полный беспредел, «закон джунглей» – просто был бы на отдыхе. Но как-то так устроено, что сила рано или поздно натыкается на силу, и всё уравновешивается. Не без жертв, конечно. И если хорошо все обстоятельства взвесить, то упираешься в вывод: есть управляющая программа, благодаря которой мы всё ещё живы.

Твоя маленькая программа может быть растоптана, выбита текущими коллективными программами социума. А потом и эти коллективные программы уходят под каток глобальной управляющей программы.

Если твоя маленькая программа будет встраиваться в коллективные программы – тебе какой-то период будет хорошо в этом коллективе. Ты можешь подстроиться под программу «мы либералы», «мы русские», «мы великая держава» и т.п. (это не критика, где живу, о том пишу).

А можешь сразу включиться в программу постижения себя и мироздания, точнее – в постижение того, зачем и для чего ты в этом мироздании, побуждающее к «вступлению» в программу совершенствования.

Включаясь и встраиваясь, ты становишься частью программы. Какой программы – в этом пока тебе даётся свобода выбора. Эгоистического выбора, потому что другого выбора у тебя не может быть. Ты же будешь прикидывать, как бы не прогадать, какая программа сильнее.

И как бы узнать наперёд, куда бедному крестьянину податься?

Узнать-то ещё можно. Но этого будет мало. Нужно будет ещё запустить свою программу. И отвечать за неё. Потому что без своей программы ты никто и звать тебя никак. Ты не виден. Сила может подцепить и притянуть только то, что имеет обозначение и вес. А придорожную пыль только поднимает, после чего она снова оседает, но оседает совсем не туда, куда ей хочется.

Все изменения во внутреннем мире человека происходят при изменении желаний (программ). Некоторые креативщики давно это заметили и стали активно использовать. И даже быстро догадались развивать индустрию продуцирования выгодных для них желаний.

Но есть и истинные желания, которые транслирует в наше внутреннее пространство управляющая программа нашего развития. Их ощутить и распознать в суматохе своих и навязанных желаний невозможно. Нужно учиться распознавать и выбирать.

Так, а при чём тут трамвай? Да, собственно, ни при чём. Образ – он всегда ни при чём, он только заставляет думать. Только-то и всего. Но образно подумав, понимаешь, что когда желания кончаются, трамвай «Желание» пришёл в конечный пункт. Дальше – пересадка в трамвай «Кладбище».

А пока главное желание ещё теплится, то живчик в мозгу автоматом выдаёт вопрос: «А как бы так сделать, чтобы желания не кончались»?

И скептик в мозгу на него отвечает: «Никак. Ничто не вечно под Луной». Живчика такой ответ не устраивает, он начинает искать лазейки, как бы выжить. Он всё время думает, но совсем не думает о том, что на одних только удовольствиях раньше, чем на кладбище, приедешь к месту крушения собственной личности.

Вот и давайте об этом ещё поговорим, но чуть попозже. Заходите, не стесняйтесь.

Рецензии

А у меня было желание посмотреть пьесу или хотя бы фильм "Трамвай желаний". Но прочел вашу "заметку" и страшно стало. Я считал, что пьеса будет загадочной и доброй, а она оказывается с подоплекой. Разбор произведения делать не буду. Прочитал я на одном дыхании. Все понятно. Как вы так умеете выбирать тему, что трогает до глубины души. Простое спасибо.