» » Тема любви в произведении отцы и дети. Любовные линии романа

Тема любви в произведении отцы и дети. Любовные линии романа

Урок литературы в 10 классе

«Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети».

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только любовью держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев.

Тип урока - урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока)

Цели урока:

    • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;

Задачи:

Дидактические:

    • продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

      аргументировано доказывать собственное суждение;

      проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения.

Развивающие:

    • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;

      совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы.

Воспитательные:

    • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;

      воспитывать любовь к чтению классической литературы.

1.Вход в урок.

Учитель читает отрывок из стихотворения в прозе «Стой» И.С.Тургенева.

Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такой в моей памяти!

Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие!

Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна.

Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!

Эти замечательные слова И.С.Тургенев посвятил Полине Виардо, любовь к которой пронёс через всю жизнь. Только человек, умеющий любить, мог написать такие замечательные произведения,как «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Отцы и дети».

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.С. Тургенева “Отцы и дети» А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду» Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С.Тургенев) Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - «Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети». Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд 1) Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, попытаемся понять, для чего автор испытывает героев любовью.

2. В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это нетолько для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета.

- Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

1. Базаров и Одинцова.

2. Павел Петрович и княгиня Р.

3. Аркадий и Катя.

4. Николай Петрович и Фенечка.

Дома вы подготовили свои проекты по каждой любовной линии, кроме линии Базарова. Послушаем вас.

3.Защита проектов .

1-я линия «Николай Петрович и Фенечка».

А) История любви.

Б) Схема- таблица (общее в отношения героев).

В) Иллюстрации.

Г) Стихотворение Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас…».

2-я линия «Павел Петрович и Княгиня Р.»

А) История любви.

Б) Схема- таблица (отношение к любви и последствия этой любви).

В) Иллюстрации.

Г) Стихотворение Ф.И.Тютчева «Ещё томлюсь тоской желаний…».

3-я линия «Аркадий и катя Локтева»- Союз души с душой родной.

А) История любви.

Б) Схема-таблица (Общие интересы. Симпатия-дружба-любовь).

В) Иллюстрации.

Г) Стихотворение Ф.И.Тютчева «Предопределение».

4. Подумайте, какое определение любви вы дадите каждой любовной линии для того, чтобы раскрыть суть отношений героев. (Слайд с определениями)

1. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

2. Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение.

3. Аркадий и Катя – земная любовь.

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой мы рассмотрим вместе, ведь они очень важны для понимания образа главного героя романа.

5. Базаров и Одинцова. Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой. Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты, которые подготовили дома: (цитаты выписать дома)

1. “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…,

этакой человек не мужчина, не самец”;

2. “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы,

физиологи знаем, какие это отношения”.

3. “Свободно мыслят между женщинами только уроды

Вывод: у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила.

Как вы думаете, ребята, прав ли Базаров, говоря, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться ни на что не способного человека?

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это за встреча? С кем? Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? (можно зачитать)

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие . В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку. Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге

-Когда происходит первая встреча Базарова и Одинцовой? (14 глава они проявляют интерес друг к другу)

-Какое слово является ключевым в описании Одинцовой? (спокойствие14 глава)

-А что происходит с Базаровым?

Вы нашли цитаты, в которых выражается отношение Базарова к любви, а сейчас найдите в тексте романа детали, которые раскрывают внутреннее состояние Базарова (психологические штрихи). Нам помогут главы 14,15,16,17,18,19,26,27.

1.Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! Бабы испугался-подумал он…

2.Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия…

3.Базаров только поклонился и Аркадию пришлось удивиться: он заметил, что приятель его покраснел…

4 «.Какой я смирненький стал»,-думал он про себя…

5.Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость…

6.Сердце у него действительно так и рвалось.

7.Так знайте же, я люблю вас, глупо, безумно…Вот чего вы добились. Он задыхался; всё тело его видимо трепетало…это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая - страсть, похожая на злобу…

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое. Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенна развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

- Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви? (зачитаем сцену объяснения в любви, глава 18, стр.241)

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой. А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием.

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие. Испытание любовью становится для героя рубежным.. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести:

Что произносит Базаров во время последней встречи? “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”. (26 глава стр.313)

6 . -Докажите тестом романа, что любовь изменила Базарова.

1.Базаров с негодованием осознавал романтика в самом себе. (Глава 17, 231)

2. Описание ночи, перед признанием в любви (глава 17)

3. Последняя встреча с Одинцовой перед смертью « Прощайте…Послушайте…ведь я вас не поцеловал тогда… дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…. Это последний романтический аккорд героя. Его можно продолжить замечательными строчками из стихотворения А.С.Пушкина …

Я Вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она Вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить Вас ничем.

Я Вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я Вас любил так искренно, так нежно,

Как дай Вам бог любимой быть другим.

Итак, для чего Тургенев испытывает своего героя любовью?

Только любовь обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.

Как видим, Тургенев выполнил свой замысел: он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью.

Любовь оказалась сильнее принципов Базарова.

7. Какое определение вы дали бы любовной линии Базаров-Одинцова? (любовь-страсть)

8. Перед вами отрывок из письма И.С.Тургенева. Можно ли эти строки отнести к образу Базарова? Докажите.

Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1

Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен. Поэтому именно в любви раскрываются самые лучшие качества Базарова.

9. Вернёмся к эпиграфу урока. Докажите справедливость слов писателя.

10. -Любовь- это божий дар. Любить может не каждый человек. Но жить без любви нельзя. - Ребята, а как вы понимаете, что такое любовь? Я предлагаю высказать вам ваше мнение о любви, для этого нужно выполнить небольшую творческую работу - сочинить синквейн.

Схема синквейна перед вами, (слайд)

Алгоритм написания синквейна

1-я строка (одно слово)- существительное, главная тема, мысль.

2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова.

3-я строка (три слова)- глаголы, действия первого слова.

4-я строка суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль.

5-я строка (одно слово)- существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Вечная, сильная.

Окрыляет, возвышает, околдовывает.

Любовь- это дыхание, жизнь

12.Подведение итогов урока.

13. Если останется время, проверочная работа

1. Действие романа начинается в 1859 году. 1

2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0

3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1

4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0

5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1

6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0

7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1

8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1

9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0

10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - грандиозное произведение, которое будет востребовано среди молодежи и взрослых людей во все времена. Автор поднял важные проблемы общества, затронул самые актуальные темы. Среди них особое место досталось теме любви.

Любовь в произведении «Отцы и дети» очень многогранна и описывается на примерах жизни не одного героя, а нескольких. Автор не поленился и раскрыл проблему любви во взаимоотношениях каждого из Кирсановых с возлюбленными, а так же отдельное внимание выделил для любовных чувств самого неоднозначного героя романа - Евгения Базарова .

Большую роль играет любовь для Павла Петровича Кирсанова. Его любовная жизнь не сложилась. Отношения Павла Петровича с возлюбленной княгиней Р. поначалу были полны любви и идиллии, но совсем скоро девушка охладела к Кирсанову. Боль в его сердце не смогла утихнуть никогда, а потому всю свою жизнь он прожил невзрачно и уныло. Потеря любимой девушки навсегда осталась глубокой раной в душе Павла Петровича.

Николай Петрович также не мыслит своей жизни без проявления любви. Женился он рано, и долгие годы бок о бок они с женой прожили вместе, пока та не умерла. Смерть жены выбила Кирсанова из привычной спокойной жизни. Герою понадобилось немало лет, чтобы снова испытать привычную любовную привязанность и комфорт в жизни. Он обратил свое внимание на Фенечку, не равнявшуюся ему ни под социальный статус, ни под возраст. Несмотря на эти различия, девушка стала для Николая Петровича новой возлюбленной, родила сына, осчастливила дом Кирсановых.

Отношения между Аркадием Кирсановым и Анной Одинцовой закончились еще на том этапе, когда толком не успели начаться. Кирсанов сразу же поразился красотой девушки. Мысли о ней заняли всю его голову. Однако, подобного не испытывала сама Одинцова. Кроме симпатии как к простому привлекательному юноше она не способна была прочувствовать ничего. А потому Аркадий легко переключился на более подходящую ему кандидатуру - Катю Одинцову.

Именно с этой девушкой Аркадий стал самим собой, после чего отдалился от Евгения Базарова. Чувства между Кирсановым и Катериной Одинцовой переросли в надежный, крепкий и спокойный союз.

Но конечно, основная любовная линия в сюжете романа посвящена отношениям Евгения Базарова с Анной Одинцовой. Всегда отрицавший всяческое проявление любви и романтичности, Базаров влюбился сразу же в эту женщину, что настигло его врасплох. Сам себя боясь и не понимая, Евгений пытался убить в себе чувства любви, но не вышло. Одинцова же, так же руководившаяся больше разумом, а не чувствами, любить безмерно не желала, а потому тоже тяготилась своих чувств. В итоге между героями не сложились любовные взаимоотношения, несмотря на взаимность чувств.

Тема любви - основная задумка в романе «Отцы и дети». Каждый из героев так или иначе связан с этим чувством, но у каждого из них разные судьбы и разные типы любви.

Начните свое сочинение с рассуждения о том, что тема любви занимает важное место в романе. Многие из героев проходят испытание любовью. Она позволяет автору раскрыть сущность Базарова, Павла Петровича, Николая Петровича, Аркадия, Анны Сергеевны Одинцовой.

Логично будет обратиться прежде всего к центральной любовной линии романа, связанной с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Сделайте акцент на том, что изначально Базаров объясняет все движения человеческого сердца лишь физиологией: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Герой подходит к толкованию любви с точки зрения рассудка. Он категоричен в своих суждениях.

Однако Тургенев проводит своего героя через испытание любовью. Базаров страстно и неистово влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Если в разговоре с Аркадием он высмеивал роковую роль любви в судьбе Павла Петровича Кирсанова, то теперь сам не может справиться с этим чувством. Любовь делает из него почти романтика, выбивает из привычной колеи жизни. Герой не отказывается от своих убеждений, но Тургенев показывает силу любви, которой нигилист не может сопротивляться, таким образом утверждая её как одну из главных основ жизни.

Далее покажите на примере истории любви Павла Петровича Кирсанова, как любовь становится смыслом жизни избалованного женщинами светского льва. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и аристократическими привычками.

Но в романе показаны и другие истории любви - любви, гармонизирующей отношения и жизнь. Это любовь Николая Петровича Кирсанова и Фенечки, а также Аркадия и Кати. Прокомментируйте одну или обе истории.

Можно предположить, что любовь всегда была смыслом жизни Николая Кирсанова. Сначала это любовь к первой жене, к сыну Аркадию, потом приходит любовь к юной Фенечке, простолюдинке. Тургенев показывает, что настоящее чувство выше всех предрассудков.

Тема любви в романе раскрывается в финальных рассуждениях о её великой силе. Показывая в эпилоге родителей Базарова, оплакивающих своего сына, автор утверждает мысль о том, что любовь способна преодолеть смерть и дать силы жить дальше.

Подводя итоги, отметьте, что тема любви одна из ведущих в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои произведения испытывают это чувство. Любовь становится для писателя той мерой, которая выявляет истинную сущность героев и смысл жизни.

Здесь искали:

  • тема родительской любви в романе и с тургенева отцы и дети
Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

Конспект урока по литературе в 10 классе. «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

в 10 классе

«Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Подготовила

Диденко Лариса Дмитриевна

Брянск - 2012

Цели:

1) выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью;

2) выяснить, всегда ли любовь - это благо;

3) продолжить формирование умения анализировать текст, аргументированно доказывать собственное мнение;

4) развивать речь, критическое мышление, кругозор учащихся;

5) воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви,

воспитывать художественный вкус.

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя.

Более 2000 лет назад святой Апостол Павел сказал: «А теперь пребывают …вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». В любом романе И.С.Тургенева герои проходят испытание любовью. И не случайно. Это чувство было хорошо знакомо писателю. Любовь к Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи с этой женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что ему была дарована страстная, не объяснимая разумом любовь. И он достойно пронёс это чувство, потому что считал, что любовь есть благо, даже, если она не взаимна.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

На уроке мы попытаемся выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью и всегда ли любовь - это благо.

  1. Анализ произведения и проверка д/з.

Отвечая на вопросы, постарайтесь приводить доказательства из текста, т.е. цитаты. Дома многие цитаты, которыми вы сегодня сможете воспользоваться, вы выписывали в тетрадь.

Скажите, как относились к любви Николай Петорвич Кирсанов и его сын Аркадий?

Для них любовь - это семья, где царят уважение, взаимопонимание, и лад. Любовь - это всеобъемлющее чувство. Н.П. очень любит своего сына. Об этом говорит и сцена встречи (гл.1, с.53-54), и объяснение отца с сыном по поводу Фенечки (гл.3, с.57). Н.П. боится оскорбить сына её присутствием, ведь она другого социального статуса. А. уважает отца (гл.5, с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чём не стеснял моей свободы».), защищает его перед Базаровым, вступается и за своего дядю (гл.6, с.72: «Ну, полно, Евгений. … Ты увидишь, что он не такой человек, каким ты его воображаешь. Он скорее сожаления достоин, чем насмешки».).

Это дети (у Н.П. их было двое и у А. в конце романа тоже двое детей: Митя и Коля, с. 222 ). Это нежность по отношению к женщинам. Н.П.(гл.8, с.82: «Ему всё мерещилось это чистое, нежное, боязливое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы…»

А.: «…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…», «Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом», « С Катей он был, как дома…»

В их понимании любовь - это земное, естественное и всеобъемлющее чувство.

Заполните таблицу.

А что вы можете сказать о Павле Петровиче и его отношении к любви?

Любовь П.П. к княгине Р. не была взаимной. Он произносит: «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым?», с. .

Самому Тургеневу было знакомо чувство неразделённой любви. Можно предположить, что в уста П.П. он вкладывает собственные мысли по этому вопросу. Ведь после расставания с княгиней Р. П.П. не смог жить по-прежнему. Он скучает, о женитьбе и не думает, проводит время в обществе холостяков. А что происходит с ним после смерти княгини?

Он переезжает жить в дом своего брата. Как и Тургенев когда-то писал о себе, живёт «на краю чужого гнезда».

Вспомните, что говорит П.П. своему брату по поводу отношений Н.П. с Фенечкой. Прочитайте. (гл.24, с.190)

«Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она - мать твоего сына».

И эти слова произносит принципиальный П.П.! «Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!». Для П.П. любовь сильнее социальных предрассудков. Он понимает, что любовью надо дорожить, при необходимости перешагнуть через общепринятые правила. Для него любовь была трагичной, но он проносит это чувство красиво, достойно через всю свою жизнь.

Заполните таблицу.

Как вы считаете, счастлив ли П.П.? Почему?

Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство - уже счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как заботлив П.П. по отношению к брату, к его семье!

А Базаров? Был ли он счастлив? Почему?

Нет. Б. не верил в любовь. Б. долгое время пренебрегал этим чувством. (гл.17, с.126: «Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

Он пытался отрицать любовь, как и всё остальное. Евгений - разрушитель по натуре. В споре с П.П. он произносит: «Сперва нужно место расчистить». У него нет плана строить и создавать, а любовь-то, она созидательна. И.С.Тургенев противопоставляет разрушительному характеру Б. созидательный характер П.П. Нигилизм Евгения Базароване оправдал себя. Как ни отрицай любовь, она сильнее. Она может настигнуть и даже сломать. Б. утверждал (гл.19, с.143): «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

Б. чрезмерно самоуверен. Он пытается себя поставить выше любви, а это невозможно.

Мне вспоминается ещё одна цитата, сказанная Апостолом Павлом: «Любовь долготерпит, …, любовь не превозносится, не гордится, не раздражается». Б. пытается перешагнуть через свою любовь к Одинцовой. Он превозносится. Б. утверждает: «Сам себя не сломал, так и бабёнка тебя не сломает». Но он ошибается. Бабёнка-то, может, и не сломает, а вот любовь… Базаров раздражается на своё чувство, на самого себя. Он противится самой природе.

Случайно ли именно Б. умирает в конце произведения?

Нет. Не смог он достойно пронести своё чувство по жизни. Нет будущего у человека, не понимающего, что любовь - это всегда благо. Поэтому не продолжается и род Базарова в отличие от Кирсановых.

Существует такая версия: Б. умирает но неверия: вера основана на любви. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений.

Этот аспект современен и сегодня. Неслучайно патриарх Кирилл, недавно выступая с проповедью по телевиденью, сказал: «Всякая вера без любви мертва». Это ещё раз подтверждает: любовь - главное в жизни.

Заполните таблицу.

Я желаю всем вам испытать это прекрасное чувство и помнить, что любовь - это всегда благо. Сумейте достойно, красиво пронести любовь через всю жизнь. Не впадайте в отчаянье, если любовь не будет взаимной. Никогда не опускайте руки. «Не возгордитесь, не вознеситесь…», как говорил всё тот же Апостол Павел.

4. Подведение итогов.

1) Закончить наш урок мне бы хотелось словами Омар Хайяма:

Изначальней всего остального - любовь.

В песне юности первое слово - любовь.

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа - … («любовь»,- говорят все хором)

Какое синтаксическое средство использовал Омар Хайям в этом стихотворении для раскрытия его идеи?

Эпифору.

А мы с вами на уроке довольно часто прибегали к использованию рефрена. Какого? Не подскажете?

Любовь - это благо.

Я думаю, мы достигли целей, поставленных на уроке.

2) Оценки за урок.

6. Д/з Напишите сочинение-миниатюру: «Любовь - это благо». Кто так считает, тот ставит точку, кто считает иначе - вопросительный знак и доказывает свою точку зрения. В сочинении используйте один аргумент из произведения, другой из общих знаний, из жизни.

Список используемой литературы:

1. И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений;

2. Энциклопедия. «Русская литература». Т.9, ч.1, М. «Аванта+», 1998.

3. «Я иду на урок литературы». 10 класс. Книга для учителя. М., «Первое сентября», 2000.

4. О.Монахова, М.Стишова. «Русская литература XIXв.» М., «Олма-пресс», 1999 (пособие для школьников и поступающих в вузы);

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В.Я.Коровиной)

Устный журнал.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Обучение анализу лирического произведения.

Цели: 1) Учить анализировать и систематизировать изучаемый материал.

2) Учить выявлять особенности языка в художественном произведении.

3) Обогащать знания о ВОВ.

4) Развивать речь учащихся, логическое мышление.

5) Воспитывать патриотизм.

Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:

Оформление доски:

Словарь урока:

Стихотворение

Баллада

Тема

Идея

Метафора

Эпитет Гипербола

Аллитерация

Диалог

Олицетворение

Оборудование: учебник, 5 класс (В.Я.Коровина и др.), компьютер (документальная хроника «Флаг над Рейхстагом» и презентация), репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», распечатки с тропами, толковый словарь Ожегова

Методы и приёмы:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, чтение учителем наизусть; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала

Ход урока

  1. Подготовка к восприятию. (3 мин.)

(Просмотр документальной хроники «Флаг над рейхстагом»)

О каком историческом событии вы увидели кадры кинохроники?

Кто из вас знает, что это за кадры?

(Именно после водружения Советской армией знамени над Рейхстагом было

Объявлено о победе над фашизмом)

Героическое прошлое нашего народа, нашей Родины отражается в искусстве, в частности, в литературе. Поэтическая летопись ВОВ 1941 - 1945гг создавалась многими писателями, поэтами, композиторами. Среди них есть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», о котором и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

  1. Сообщение темы и целей. (3 мин.)

Урок сегодня мы проведём в форме устного журнала по такому плану:

На доске: План урока

Форзац - «документальные хроники»

1 стр. - «биографическая презентация»

2 стр. - «теоретическая» (словарь урока)

3 стр. - «исследовательская» (анализ стихотворения и составление таблицы)

4 стр. - «обучающая»

5 стр. - «изобразительная»

Форзац - «лирическая»

  1. За доской Д/З:

1) с.146 - 148 (наизусть) с устным анализом стихотворения,

Опираясь на таблицу, составленную в классе

2) проиллюстрировать стихотворение (по желанию)

  1. Проверка Д/З - 1 стр. - «биографическая презентация ». (5 мин.)

2 ученика к сегодняшнему уроку подготовили сообщения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского и оформили их в виде презентации. Послушаем и посмотрим…

В каких жанрах работал А.Т.Твардовский?

(Поэмы и стихотворения)

  1. Словарь урока - 2 стр. - «теоретическая». (2 мин.)

А что такое стихотворение?

Обратимся к словарю урока. Дайте определения терминов, которые мы будем использовать при анализе стихотворения.

На доске : Словарь урока

Стихотворение эпитет

Баллада гипербола

Тема аллитерация

Идея диалог

Метафора олицетворение

6 . Анализ стихотворения и составление таблицы - 3 стр.

«исследовательская»

В тетради поставьте число напротив таблицы, которую я вас просила начертить для составления опорного конспекта. (На доске такая же таблица)

Заполните первую графу. (

1.Чтение стихотворения (наизусть учителем) - 3 мин.

Ребята, что лежит в основе этого стихотворения?

(Историческое событие с острым напряженным сюжетом)

Как называются такие стихотворения?

(Баллады)

Какова тема этого стихотворения-баллады?

(Дети и война)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Найдите и прочитайте слова, которыми Твардовский характеризует мальчика.

(2 и 3 строфы)

Как вы понимаете слова, словосочетания:

А) БЕДОВЫЙ;

Шустрый, смелый (разг.) (Ожегов)

Б) ИЗ ТЕХ, ЧТО ГЛАВАРЯМИ У ДЕТЕЙ;

Зачинщик, руководитель, вожак

в) В ГОРОДИШКАХ ПРИФРОНТОВЫХ;

Находящийся вблизи фронта

Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

Прочитайте строки о том, каким был бой.

(4-я строфа и 1,2 строки 5-ой строфы)

Как вы понимаете строки:

а) А ОН ГВОЗДИТ - НЕ ВЫГЛЯНУТЬ ИЗ БАШЕН

Гвоздить - 1) Бить, колотить изо всех сил.

2) Упорно повторять одно и то же. - (разг.) (Ожегов)

Почему поэт выбирает слово ГВОЗДИТ , а не стреляет, бьет, строчит и т.д.?

(в переносном)

Как называется л/в прием в строке:

«… И ЧЕРТ ЕГО ПОЙМЕТ, ОТКУДА БЬЕТ».

(Гипербола)

Запишите в тетрадь (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Для чего его использует Твардовский

(Усиливает ужас трудного боя)

б) … ЗА КАКИМ ДОМИШКОЙ ОН ПРИМОСТИЛСЯ

Примоститься - пристроиться в неудобном месте, в неудобном положении

(сбоку, с краю) - (разг.) (Ожегов)

Для какого стиля речи характерны слова, ГВОЗДИТ, ПРИМОСТИТЬСЯ, БЕДОВОЙ, ГЛАВАРЬ?

(Для разговорного)

Запишите в тетрадь. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Почему поэт в своем стихотворении использует слова разговорного стиля?

Частичка -КА в слове УГАДАЙ-КА тоже указывает на разговорный стиль.

Обратите внимание на звукопись в 1 и 2 строке 4-ой строфы. Каких согласных здесь больше? Почему?

(звонких и сонорных)

Как называется такой прием в литературе?

(аллитерация)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Прочитайте строки о том, как мальчик помог русским солдатам.

(3-4 строка 5 строфы - до «Я вытер пот…»

В какой форме Твардовский рассказывает об этом?

(диалог)

Почему именно диалог выбирает поэт?

(Он характерен для разговорной речи. Придает большую реалистичность

Описываемым событиям)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Обратите внимание на слова мальчика:

« Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я поползал, они вон там, в саду…»

Что характерно для речи парнишки? Почему?

(Повторы слов , что выдает волнение, частое употребление местоимения Я, т.к.

Он тоже считает себя бойцом, солдатом… Мальчик очень хочет помочь, а также

Взобраться на танк, почувствовать себя настоящим воином)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Как называет рассказчик мальчонку?

(дружище)

Почему именно так?

(Стирается возрастная дистанция. Во время войны важен не возраст: детей

Уже нет, раз они воюют на улице вместе с отцами.)

Как ведет себя мальчик на танке? Как это характеризует его?

(Он смел, бесстрашен)

Найдите в следующеё строфе слова или словосочетания, типичные для разговорной речи.

На какие эпитеты нельзя не обратить внимания в этой строфе?

(рыхлый, жирный чернозём)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Почему о родной земле именно так говорит поэт?

(Земля словно помогает уничтожить вражескую пушку. Она не противится

Тому, что ее охраняют военным вражеским оружием. Она все равно остается

Плодородной)

Прочитайте следующую (предпоследнюю строфу).

Какие художественные средства использует здесь Твардовский? Для чего?

(метафора - «душила гарь и копоть»

«… шел большой пожар»

Пожар - неотъемлемая часть войны. Они всегда рядом. Они всегда словно

Живые.)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

Обратите внимание на последние две строки это строфы:

«И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопцы! -

И руку, как товарищ, пожал…»

(Идея единства поколений во время ВОВ, слитность в их глубоком

Патриотическом чувстве, неугасаемая любовь к родной земле.)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

2.Объяснение нового. Стр. 4 - «обучающая» (2 мин)

А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения.

Что вы можете о них сказать?

Такой прием в литературе называется (на доску вешаю):

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он - на доске, дети в тетрадях)

(Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика)

А почему он не может себе этого простить?

Стройность, соразмерность мыслей автора помогает ему передать выбранная

Рифма. Определите тип рифмы (по 1-ой строфе)

(перекрестная)

  1. Работа с репродукцией картины. - «лирическая».

Как вы думаете, когда было написано это стихотворение? (после боя, после войны, во время боя?)

Посмотрите на репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя». Как можно ее соотнести со стихотворением?

Как вы считаете, нужно ли нам сегодня вспоминать и обсуждать произведение о

ВОВ? Почему?

Послушайте стихотворение: «Задохнулись канонады…», которое подтверждает ваши

Слова.

(Индивидуальное задание - чтение наизусть)

Задохнулись канонады.

В мире тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Все Лишь бы не забыть!

Эта память - верьте, люди -

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем, вновь придет война.

Вспомните кадры документальной кинохроники, показанные в начале урока. Какова связь между содержанием стихотворения «Рассказ танкиста» и телефрагментом.

(Во время ВОВ дети внесли огромный вклад в одержание победы над фашизмом)

8.Подведение итогов. (3 мин)

  1. На уроке мы достигли поставленных целей:

Расширили знания о ВОВ

Обратили внимание на особенности языка «Рассказа танкиста».

Действительно, такое произведение создано на века.

  1. Оценки за урок.
  2. Какой вид работы вы бы еще хотели увидеть на уроках?

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 им. П.М.Камозина» г. Брянска

Конспект урока по литературе

В 7 классе

Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Диденко Лариса Дмитриевна

Брянск - 2012

Конспект урока по литературе в 7 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №11 им.П.М.Камозина

Цели: 1) Учить краткому, художественному, выборочному пересказу

2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой

3) Развивать навыки выразительного чтения

4) Воспитывать чувство взаимопомощи, доброты, справедливости.

Задачи: 1) Повторить литературоведческие термины (с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе)

2) Учить работать с планом по тексту

Оборудование: учебник, 7 класс (В.Я.Коровина и др.), портрет Ю.Казакова, mp3-проигрыватель, распечатки с тропами, толковый словарь

Оформление доски:

Словарь урока:

Рассказ

Тема

Идея

Методы и приёмы:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов)

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы

Ход урока:

  1. Подготовка к восприятию.

На доске: портрет Ю.Казакова

«Казакову достались от природы и родителей - простых русских людей - завидное здоровье, силушка …; высокий рост, косая сажень в плечах, поместительный мощный череп … и главное - лоб, покатый, занимающий чуть не половину лица; светлые, удивительно мягкие по выражению, какие-то беззащитные (всегда защищенные очками) глаза,» - так описывал Г.Горышин Ю.П.Казакова в статье, посвященной жизни и творчеству писателя.

«Поместительный череп», «лоб», «удивительно мягкие по выражению глаза» - всё говорит об удивительном уме, житейской мудрости писателя.

Трудно не согласиться с этим описанием, посмотрев на портрет прозаика.

Казаков в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании. Когда читаешь рассказ «Тихое утро».

  1. Проверка Д/З

Вспомните содержание рассказа. 1-ый вариант дома должен был подготовить краткий пересказ по плану.

На доске: План

  1. Ранним утром.
  2. Яшка будит Володю.
  3. По дороге на рыбалку.
  4. Ловля рыбы.
  5. Володя тонет.
  6. Спасение Володи.
  1. Сообщение темы и целей

Сегодня на уроке мы попытаемся доказать, что взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Мы будем учиться отбирать и систематизировать материал из текста для раскрытия темы урока; оформим таблицу, которая поможет выполнить Д/З.

  1. Запись Д/З в дневники

За доской: по выбору:

  1. Напишите характеристику Яши, пользуясь таблицей, составленной на уроке и материалом учебника
  2. «Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение героическим?
  1. Первичное восприятие.

В теме урока уже определён жанр произведения - рассказ. Что такое рассказ?

На доске: Словарь урока:

Рассказ

Докажите, что «Тихое утро» - рассказ.

Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи.

На доске: Словарь урока:

Тема

Идея

Что такое тема? Какова тема рассказа?

(Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь)

Откройте тетради, напишите число, тему урока, начертите таблицу, заполните верхнюю строку.

Что такое идея? Какова идея рассказа?

(Дружба познается в беде. Взаимовыручку можно считать мерилом нравственности.)

Заполните вторую строку таблицы.

Сразу вспоминается песня В.Высоцкого из к/ф «Высота» «Если друг оказался вдруг…». Послушайте её.

Звучит песня.

Почему именно эту песню я включила в наш сегодняшний урок?

  1. Анализ рассказа.

Вспомним главных героев рассказа.

А) Викторина-физкультминутка «Узнай героя»

Узнайте мальчиков по их описаниям. Если это Яша, встает 1-ый вариант. Если это Володя, встает 2-ой вариант.

1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»

2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»

3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным.

4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».

Б) Работа с текстом.

Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке.

Какие черты их характера и поведения здесь проявляются?

(Я. - «жаворонок», волевой («переборол себя»)

Какое выразительное средство использует здесь автор?

На доску креплю: метафора

(Я. - ловкий, энергичный («весело затрусил к риге»)

Какое выразительное средство использовано здесь?

На доску креплю: разговорная лексика

(В.- неловкий, несобранный, медлительный)

Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.

Дополните записи в тетради.

(Я.- язвительный, грубый, импульсивный)

В) Сообщение нового материала.

Язвительные выражения в литературе называются ИРОНИЕЙ

На доску креплю: ирония = осмеяние, насмешка

Прочитайте определение иронии в толковом словаре учебника

Чем это определение отличается от того, что дала я?

Как ведет себя Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь проявляются?

(В. - скромный, сдержанный)

Может ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели?

(Да. Он торопливо завязывал шнурки…)

Можно ли Володю обвинить в угодничестве? Почему?

Перечитайте диалог между ребятами по пути на рыбалку

Чем отличается поведение Яши от поведения Володи?

(Я. - хвастун, отходчивый

В. - честный)

О чем еще разговаривали ребята?

(об услышанных звуках, об осьминогах)

Как проявляются в этих фрагментах их характеры?

(Я. - знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

В.- любознательный. Более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе)

О том, какой увидели ребята реку, подойдя к ней, расскажут ребята, сидящие на 2-ом варианте.

Г) Прверка Д/З

Художественный пересказ «Описание реки»

(со слов: «Вышли на бугор…»

До слов: «Володя готов был…»)

Река видится одинаково прекрасной и Володе, и Яше. Запишите в таблицу: умеют ценить красоту.

О чем разговаривают мальчики во время рыбалки?

(о том, как правильно ловить рыбу)

Всегда ли у Яши все получалось в рыбной ловле? Докажите словами из текста.

(Я. - склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок)

Посмотрите в таблицу. Похожи ли ребята? Можно ли считать их друзьями? Почему?

Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. 3-ий вариант дома должен был подготовить выборочный пересказ этого испытания.

Д) Проверка Д/З

«Володя тонет»

Со слов: «Но в этот момент земля…»

До слов: «Глаза Володи потемнели…»

В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи?

Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете?

(Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)

  1. Индивидуальная работа учащихся.

О том, какими мы все должны стремиться быть в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина. Биккулова Катя расскажет это стихотворение.

Без ошибок не прожить на свете,

Коль весь век не прозябать в тиши.

Только б, дочка, шли ошибки эти

Не от бедности - от щедрости души.

Не беда, что тянешься ко многому:

Плохо, коль не тянет ни к чему.

Не всегда на верную дорогу мы

Сразу пробиваемся сквозь тьму.

Но когда пробьешься - не сворачивай -

И на помощь маму не зови…

Я хочу, чтоб чистой и удачливой

Ты была в работе и в любви.

Если горько вдруг обманет кто-то,

Будет трудно, но переживешь.

Хуже, коль полюбишь по расчету

И на сердце приголубишь ложь.

Ты не будь жестокой с виноватыми,

А сама виновна - повинись.

Всё же люди, а не автоматы мы,

Всё же непростая штука - жизнь…

Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее.

8. Подведение итогов.

А) - Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему?

Б) Оценки за урок.

Список использованной литературы

  1. Литература. 7кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2010.
  2. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Метод.советы. - 2-е изд., испр. И доп.. - М.: Просвещение, 1997
  3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - 3- изд. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М. АЗЪ, 1994

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МОУ СОШ №11

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема красоты и гармонии человека с миром. Аллитерация.

Цели: 1) Учить анализировать лирические произведения.

2) Повторить понятия: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение.

3) Познакомить учащихся с понятием аллитерации.

Оборудование: учебник для 6 класса (под редакцией В.П.Полухиной, В.Я.Коровиной и др.), распечатки тропов, толковый словарь Ожегова

Методы и приёмы: 1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу)

2) по способу деятельности учащихся : информативно - рецептивный (учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)

3) по способу деятельности взаимосвязи учителя и учащихся : информационно-рецептивные (рассказ, пояснение, самостоятельная работа по учебнику); коммуникативное творчество (беседа, проблемное задание); познавательно-рефлексивные = логико-познавательные приемы (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, аналогия составляющих); системно-структурные (систематизирующая таблица); контрольно-коррекционные(уточнение ответов, исправление ответов, анализ ошибок, самостоятельная работа).

Словарь урока:

Стихотворение

Тема

Идея

Гипербола Метафора

Олицетворение

Эпитет

Антитеза

Ход урока.

I Введение в тему

На доске: (Портрет М.Ю. Лермонтова)

Чей портрет вы видите на доске?

Обратите внимание на широкий, высокий лоб поэта - свидетельство огромного ума, на удивительно глубокий и одновременно несчастный взгляд. Отпечаток времени мы видим в этих выразительных глазах. О чем думал поэт? Что хотел этим сказать? Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку.

II Проверка д/з.

Что вы можете сказать о жизни М.Ю. Лермонтова?

(Используйте план в своих тетрадях)

1чел. - у доски.

Прочитайте наизусть стихотворение «Парус». (2 чел)

III Сообщение темы из целей

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним стихотворением - «Три пальмы».

На доске: План урока:

1)Словарь урока.

2)Анализ стихотворения.

3) Знакомство с новыми литературными терминами.

Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. Поэт слышал, «как звезда со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про милый край, откуда мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой».

Но образ природы всегда говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях. Таково стихотворение «Три пальмы».

IV На доске: Словарь урока

Стихотворение метафора

Тема олицетворение

Идея эпитет

Гипербола антитеза

Обратимся к словарю урока. Дайте определение терминов, которые мы будем использовать на уроке при анализе стихотворения.

V Анализ стихотворения с составлением таблицы

Поставьте в тетради число, начертите таблицу для составления опорного конспекта.

На доске:

Часть плана

Опорная лексика

(1. Пальмы

2. Караван

3. Пепел)

Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение?

(Тема красоты и гармонии человека с миром )

Запишите в таблицу.

Как вы поняли главную мысль стихотворения?

(Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии)

Запишите в таблицу.

Прочитайте, на что ропчут пальмы? Поясним значение непонятных слов.

Почему пальмы недовольны своей жизнью? Чего они хотят?

Какое художественное средство использует поэт? Для чего?

(олицетворение)

Запишите в таблицу.

Прочитайте 4,5,6 строфы. Какие художественные средства здесь используются? Зачем?

Найдите и перечитайте строфы, в которых изображалась встреча обитателей оазиса и каравана.

(4,5 строфа на стр. 155)

Как относились к гостям хозяева и как люди к ним?

3. Объяснение нового.

Что означают слова питомцы столетий ?

(«питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков)

Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.

(На доске прикрепляю распечатку с данным термином)

Прочитайте, какое определение даётся в словаре литературоведческих терминов.

Благодаря каким словам пальмы предстают как люди, воины?

(одежда = листья, стволы = тела)

Какой прием (художественное средство) используют здесь поэт? С какой целью?

(метафору)

Вслушайтесь еще раз в строки:

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал,

И п али без жизни п итомцы ст олетий!

- Какие звуки повторяются? Почему?

Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.

На доску (вешаю): Аллитерация.

- С какой целью поэт употребил аллитерацию?

Запишите в таблицу.

- Перечитайте первую и последнюю строфы.

- Какой прием используют поэт?

(антитеза)

- С какой целью?

Запишите в таблицу.

- Вспомните, что такое сюжет ?

- Есть ли сюжет в стихотворении «Три пальмы»? Кратко перескажите его.

- Почему Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»?

За доской: Сказание - в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды и др. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим или вымышленным содержанием

VI Чтение стихотворения «Три пальмы» учениками.

VII Самостоятельная работа по карточкам (распечатки по вариантам)

Определите, какие художественные средства использует автор.

Выпишите выделенное словосочетание, через тире напишите литературный прием.

Вариант - 1

Кувшины, звуча, налились водою,

И, гордо кивая махровой главою ,

Приветствуют пальмы нежданных гостей, на «4»

И щедро поит их студёный ручей .

Вариант - 2

Когда же на запад умчался туман ,

Урочный свой путь продолжал караван,

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный . на «4»

************************************************************************************

Вариант - 1

И только замолкли - в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой ,

Звонков раздавались нестройные звуки, на «5»

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь , как в море челнок ,

Верблюд за верблюдом , взрывая песок.

************************************************************************************

Вариант - 2

Но только что сумрак на землю упал ,

По корням упругим топор застучал ,

И пали без жизни питомцы столетий ! на «5»

Одежду сорвали с них малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

VIII Подведение итогов

1) - Стихотворение стройное, мелодичное, но с первого раза читать его сложно. Почему?

(много устаревших слов)

- Этим отличается лексика стихотворение.

Запишите в таблицу.

- А вот стройность, соразмерность мысли автора помогает ему передать выбранная рифма. Определите тип рифмы (по первой строфе)

(ааббвв } парная)

- Почему это стихотворение современно и сегодня?

- Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек природа?»

2) - Оценки за урок.

2) а)Подготовить сообщение «Предысторию стихотворений «Утес» и «Листок» (см. стр. 159 - 159 учебник). б) «История создания стихотворения «Тучи» (с. 156 - 157)