» » Трон сатаны. Школьная энциклопедия

Трон сатаны. Школьная энциклопедия

Почти столетие назад у его подножия стояла «Великая блудница Апокалипсиса» — оккультистка Лия Хираг. Выполняя задание своего любовника Алистера Кроули, она шептала слова древнего заклинания. Целью тайного обряда было «освободить флюиды древних природных богов».

Мало кто из туристов, побывавших в Берлине, обходит стороной знаменитый Пергамон-музей. Его главный экспонат — Пергамский алтарь по праву считается одним из чудес света. Ведь этот великолепный памятник – единственное, что сохранилось от навсегда исчезнувшего с лица Земли царства Пергам.

В III веке до нашей эры после распада империи Александра Македонского небольшое царство Пергам, лежавшее на западе современной Турции, обрело самостоятельность. Богатства Пергама были настолько велики, что страна соперничала с самими Афинами.

В 228 году до нашей эры полчища варваров-галлов избрали Пергам своей очередной жертвой. Им уже успели покориться многие государства, но аппетиты завоевателей росли не по дням, а по часам. Пергам казался им легкой и верной добычей. Однако варвары просчитались: пергамская армия уступала по численности, но превосходила по техническому оснащению. Это и сыграло на руку пергамцам.

В битве у истоков реки Каик правитель пергамцев Аттал I наголову разбил галлов, чем заслужил от своих подданных прозвище «спаситель». В честь победы Аттал приказал построить посреди столицы жертвенный алтарь. Битва богов и гигантов, запечатленная в камне, должна была напоминать потомкам битву их отцов с галлами, от которой когда-то зависела судьба их страны.

Алтарь располагался на южном склоне горы, с которой открывался великолепный вид на нижний город. Храм бога врачевания Асклепия, святилище богини Деметры, другие культовые сооружения, дома богачей – все было видно как на ладони. Алтарь и сам являлся культовым сооружением – в нем проходили богослужения под открытым небом.

Алтарь был поднят на высокий цоколь, в центре его прорезала широкая мраморная лестница, ведущая к верхней площадке. Внутри колоннады находился дворик, где размещался собственно жертвенник. С внешней стороны стены украшали скульптурные композиции, изображавшие битву богов и титанов.

Долгое время алтарь символизировал мощь и величие древнего Пергама, но, как сказал мудрец, все течет, все меняется. Цари Пергама попали в зависимость от римлян и стали жертвами политики «разделяй и властвуй».

Последний из властителей царства Аристоник закончил свои дни плачевно – его задушили в темнице. Дни великой страны были сочтены. Римляне бесцеремонно захватывали ее богатства. Римский император вывез из Пергама библиотеку, уступавшую только Александрийской, и подарил тысячи свитков царице Клеопатре.

В первых веках нашей эры фанатичные первохристиане разбили лица античным богам и гигантам, а сам алтарь прозвали «престолом сатаны». Так и простоял он разбитым до 718 года, пока арабы не подчинили себе Малую Азию.

В 1536 году древний город Пергам пал окончательно. Некогда величественное сооружение превратилось в груду развалин и оказалось погребенным под пылью веков. О его существовании напоминали лишь легенды, которые турки, населившие эти края, передавали из уст в уста.

В 1864 году турецкое правительство заключило договор с немецкой фирмой на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира. Осматривая место будущего строительства, инженер Карл Хуманн заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трехсот метров.

Поднявшись на него, инженер обнаружил остатки крепостной стены. В этом месте никогда не производились археологические раскопки, и какое-то шестое чувство подсказывало ему, что здесь можно отыскать немало интересного. Он разговорился с турками, нанятыми в окрестных деревнях для строительства дороги. Они в один голос заявили:

Это место проклято, копать здесь нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы. Еще наши деды и прадеды рассказывали, что всех, кто добывает тут камень, Аллах сурово наказывает: люди теряют дар речи, у них отказывают руки и ноги.

Хуманн предположил, что когда-то здесь мог находиться город, о котором история не сохранила никаких сведений, но он живет в народных сказаниях. Карл обратился к берлинским археологам за поддержкой – тщетно. Те не верили в существование древнего города.

Только в 1878 году дело сдвинулось с мертвой точки: директор императорских музеев Александр Конце выделил деньги на проведение археологических работ, а Хуманн получил официальное разрешение османской стороны. Первые раскопки начались 9 сентября и продлились год. Вот как Карл Хуманн описывал счастливый день, принесший первые находки:

Когда мы под­нимались, семь громадных орлов парили над акрополем, предвещая счастье. Откопали и расчистили первую плиту. То был могучий гигант на змеиных извивающихся ногах, обращенный к нам мускулистою спиною, голова повер­нута влево, с львиной шкурой на левой руке… Перевертывают другую пли­ту: гигант падает спиною на скалу, молния пробила ему бедро - я чувствую твою близость, Зевс!

Лихорадочно обегаю все четыре плиты. Вижу, третья подходит к первой: змеиное кольцо большого гиганта ясно переходит на плиту с гигантом, павшим на колени… Я положительно дрожу всем телом. Вот еще ку­сок - ногтями я соскабливаю землю - это Зевс! Памятник великий и чудесный вновь подарен миру, увенчаны все наши работы.

Глубоко потрясенные стояли мы, трое счастливых людей, вокруг драгоценной находки, пока я не опустился на плиту и не облегчил свою ду­шу крупными слезами радости.

Все найденное по соглашению с османской стороной переходило в собственность Германии. Груженые ослиные повозки двигались к побережью, там древние артефакты грузили на немецкие корабли и отправляли в Берлин.

Судьба сокровища в Германии складывалась непросто: то музей для него никак не могли достроить, то он подвергался настоящему нашествию со стороны немецких оккультистов и откровенно сатанинских сект.

Алтарем интересовались известные маги Алистер Кроули и Самюэль Мазерс — основатель магического ордена «Золотая Заря». У алтаря совершали тайные обряды Лия Хираг, известная в оккультных кругах как «Блудница в пурпуре», и Марта Кюнцель — национал-социалистка, входившая в Орден восточных тамплиеров.

Пергамский алтарь притягивал к себе как магнит эсэсовцев и их приближенных, к примеру, Карла Марию Виллигута — немецкого язычника, серьезно повлиявшего на мистические настроения Третьего рейха. Алтарем восхищались Рихард Вальтер Дарре и любимец Гиммлера Гельмут Далкуен.

В начале Второй мировой войны Пергамон-музей был закрыт, скульптурную композицию укрыли мешками с песком, а позже демонтировали и перевезли в бункер. В конце войны по инициативе советского академика Игоря Грабаря алтарь отправился в Советский Союз в качестве компенсации потерь предметов искусства, понесенных СССР в военные годы. Так пергамское сокровище оказалось в запасниках Эрмитажа.

В канун десятой годовщины победы над нацизмом Никита Хрущев сделал широкий жест – предложил вернуть древний памятник в Германию. В 1958 году основная часть экспонатов возвратилась в ГДР. С тех пор алтарь снова обосновался на родине Карла Хуманна. Навсегда ли? Турецкое правительство все чаще заявляет о возврате сокровища на «историческую родину». Впрочем, шанс у турок заполучить обратно бесценный шедевр пока ничтожно мал.

Использованы материалы статьи Оксаны Волковой, журнал «Ступени», №7, 2012

Во второй главе Откровения Иоанна Богослова есть такие слова: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр. 2, 12-13)

Пергамский алтарь в III веке до н.э.

В III веке до н. э. после распада империи Александра Македонского небольшое царство Пергам, лежавшее на западе современной Турции, обрело самостоятельность. Богатства Пергама были настолько велики, что страна соперничала с самими Афинами. В 228 году до н.э. полчища варваров-галлов избрали Пергам своей очередной жертвой. Им уже успели покориться многие государства, но аппетиты завоевателей росли не по дням, а по часам. Пергам казался им легкой и верной добычей. Однако варвары просчитались: пергамская армия уступала по численности, но превосходила по техническому оснащению. Это и сыграло на руку пергамцам. В битве у истоков реки Каик правитель пергамцев Аттал I наголову разбил галлов, чем заслужил от своих подданных прозвище «спаситель». В честь победы Аттал приказал построить посреди столицы жертвенный алтарь. Битва богов и гигантов, запечатленная в камне, должна была напоминать потомкам битву их отцов с галлами, от которой когда-то зависела судьба их страны...

В 1864 году турецкое правительство заключило договор на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира с немецкой фирмой. Осматривая место будущего строительства, инженер Карл Хуманн заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трехсот метров. Поднявшись на него, инженер обнаружил остатки крепостной стены. В этом месте никогда не производились археологические раскопки, и какое-то шестое чувство подсказывало ему, что здесь можно отыскать немало интересного. Он разговорился с турками, нанятыми в окрестных деревнях для строительства дороги.

Это место проклято, копать здесь нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы - заявили они в один голос, - еще наши деды и прадеды рассказывали, что всех, кто добывает тут камень, Аллах сурово наказывает: люди теряют дар речи, у них отказывают руки-ноги…

Пергамский алтарь обнаружен немецкими археологами в 1878 году в конце XIX века был перемещен из Турции в будущий центр нацисткой Германии - Берлин. Но на этом история престола сатаны не кончается. Шведская газета «Свенска Дагблалит» 27 января 1948 года сообщила следующее: «Советская армия взяла Берлин, и алтарь сатаны был перемещен в Москву». Странно, что Пергамский алтарь, который находился в Москве с 1945 по 1958 гг., не был выставлен ни в одном из советских музеев. Зачем нужно было перемещать его в Москву? Скорее всего, необходимость нахождения Пергамского алтаря в течение 13-ти лет в Москве имеет сакральный смысл и понятно, что такая дорогостоящая и трудоемкая операция не могла быть осуществлена только забавы ради.

Архитектор Щусев, построивший в 1924 году мавзолей Ленина, взял за основу проекта этого надгробного памятника Пергамский алтарь. Внешне мавзолей возведен по принципу древних вавилонских капищ, из которых самый известный - вавилонская башня, упоминаемая в Библии. В книге пророка Даниила, написанной в VII веке до Рождества Христова, говорится: «был у вавилонян идол по имени Вил». Не правда ли многозначительное совпадение с инициалами лежащего на престоле сатаны Ленина.

И поныне мумия ВИЛа содержится там, внутри пентаграммы. Церковная археология свидетельствует: «древние евреи, отвергнув Моисея и веру в истинного Бога, отлили из золота не только тельца, но и звезду Ремфана», которая имеет непосредственное отношение к пятиконечной звезде - неизменному атрибуту сатанинского культа. Сатанисты ее называют печатью Люцифера.


Мавзолей Ленина в советские годы

Тысячи советских граждан каждый день простаивали в очереди, чтобы посетить это капище сатаны, где лежит мумия Ленина. Руководители государств воздавали почести Ленину. Не проходит и дня, чтобы это место не было украшено цветами, тогда как христианские храмы на той же Красной площади в Москве на долгие десятилетия были превращены в безжизненные музеи. Пока Кремль осеняют звезды Люцифера, пока на Красной площади, внутри копии Пергамского алтаря сатаны, находится мумия наиболее последовательного марксиста, мы знаем, что влияние темных сил сохраняется.

Владимир Путин о коммунизме и мавзолее Ленина: http://kremlin.ru/events/president/news/17108

«Проблема такая существует. Конечно, она многоплановая, связанная со многими вещами, в том числе и с утратой определённых ориентиров.

У нас ведь что произошло после развала Советского Союза и господствующей идеологии? Ведь ничего взамен не появилось. Кстати говоря, не знаю, коллеги, которые придерживаются левых взглядов, может быть, будут ругаться или будут спорить со мной, но ведь даже в коммунистической идеологии основные постулаты взяты были из традиционных мировых религий.

Понимаете, ведь кодекс строителя коммунизма - это что такое? Всё равно что в Библии посмотреть или в Коране: не укради, не убей, не пожелай жены ближнего своего. Это всё там прописано, оттуда взято.

Вот многие говорят про Мавзолей , говорят, это не соответствует традиции . Что не соответствует традиции? Поезжайте в Киево-Печерскую лавру или посмотрите, что во Псковском монастыре либо на Афоне. Там мощи святых людей. Пожалуйста, там можно всё посмотреть. В этом смысле коммунисты даже в этой части традицию перехватили. Сделали это грамотно, в соответствии с потребностями того времени».

Галаты были воинственным кельтским племенем, вторгшимся из Европы в Малую Азию. Могучие сирийские цари, считавшие себя наследниками Александра Македонского, предпочитали платить галатам дань, но не идти на риск сражения. Полчища галатов избрали очередной жертвой небольшое, но очень богатое государство Пергам, которое казалось им верной и лёгкой добычей. По численности пергамская армия уступала войскам Сирии Селевкидов и Египта Птолемеев, но по техническому оснащению явно превосходила даже их, не говоря уж о варварских ордах галатов. Царь Аттал I отказался платить дань кельтским пришельцам. В битве у истоков Каика пергамцы наголову разгромили галатов, после чего Аттал принял культовое имя "спаситель". На какое-то время маленькое государство стало столь влиятельным, что Аттал вмешался в борьбу за престол в царстве Селевкидов и достиг в этом начинании определённых успехов.

Разум и цивилизация пергамцев взяли верх над превосходящей численностью галатов и слепой жаждой грабежа. В память о великой победе пергамцы воздвигли посреди своей столицы, города Пергама, алтарь Зевса - огромный каменный помост для жертвоприношений. Рельеф, с трёх сторон окружавший помост, был посвящён битве богов и гигантов. Гиганты - сыновья богини земли Геи, существа с человеческим туловищем, но змеями вместо ног, согласно мифам, однажды пошли войной против богов. Ваятели Пергама запечатлели на рельефе алтаря отчаянную схватку богов и гигантов, в которой нет места ни сомнению, ни пощаде. Это борьба добра и зла, цивилизации и варварства, разума и грубой силы должна была напоминать потомкам битву их отцов с галатами, от которой когда-то зависела судьба их страны.

Фигура Зевса превосходит остальные величиной и силой. Всё его тело, каждая мышца, пронизаны страстью. Вооружённый молнией верховный бог ведёт бой сразу с тремя гигантами. Один из них обращён к зрителю боком, другой в фас, третий, главный - вождь гигантов Порфирион, повернул к зрителю могучую спину. Это достойный соперник Зевса, такой же гневный, такой же ненавидящий. Но если Зевс, как и остальные боги, - сильный и прекрасный человек, то Порфирион и гиганты - носители грубой, примитивной, почти животной силы, тупой и тоже животной злобы.

Около Зевса сражается его любимая дочь Афина. Схватив правой рукой за волосы молодого четырёхкрылого гиганта, она отрывает его от матери-земли. Священный змей, неразлучный спутник Афины, впился зубами в тело гиганта. Богиня Кибела верхом на льве преследует гиганта со звериной головой. Бог солнца Гелиос топчет врагов копытами своих огненных коней. Геракл добивает противников дубиной, а Феба действует тяжёлым копьём.

К концу II века до н. э. Пергам был завоёван римлянами. Они вывезли из Пергама множество скульптур, а император Клавдий - библиотеку, уступавшую только Александрийской, и подарил тысячи свитков царице Клеопатре. И всё-таки до VIII века Пергам продолжал процветать, пока не пал под натиском арабов. Дальнейшее разрушение продолжили византийцы, вывозившие фрагменты храмов в Константинополь, а в начале XIV века Пергам захватили турки-османы, превратившие его в руины. Довершили же разгром города орды хромого Тимура в 1362 году, после чего Пергам перестал упоминаться в исторических хрониках.

Уже в древности Пергамский алтарь стал обрастать ореолом дурной славы. Апостол Иоанн Богослов в своём Откровении писал: "И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа".

В XIV веке после Четвёртого Крестового похода Пергамский алтарь на некоторое время якобы стал объектом поклонения некой тайной неоязыческой секты, действовавшей в недрах духовно-рыцарского ордена госпитальеров, более известного как Мальтийский орден. В это время на алтаре якобы совершались человеческие жертвоприношения.

В 1864 году турецкое правительство заключило контракт на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира с немецким инженером Карлом Хуманном. Осматривая место будущего строительства, инженер заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трёхсот метров. Поднимаясь на него, Хуманн обнаружил остатки двух колец крепостных стен. Ему удалось разговорить рабочих, нанятых по окрестным деревням для строительства дороги. Один из них заявил:

Эфенди! Тут копать нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы. Аллах не раз наказывал тех, кто добывал здесь камень. Они покрывались струпьями, а затем их разбивал паралич. И мулла наказывает тех, кто здесь копает.

Другие твердили:

Ночью бесплотные духи языческих дьяволов выходят наружу и устраивают бесовские пляски. Если их потревожить днём, как рассказывали наши деды, начнётся землетрясение.

Гора волшебная, она скрывает богов очень древней языческой страны. Их проклятье над Бергамо длится тысячи лет. Но если их откопать и вывезти, то наш город снова будет процветать. Это я слышал в мечети.

Хуманн понял: когда-то здесь был город. Историки про него забыли, но он продолжает жить в народных преданиях. Проанализировав рассказы рабочих и исторические труды, срочно выписанные из Берлина, Хуманн пришёл к твёрдому убеждению: холм скрывает под собой древний Пергам с его знаменитым алтарём. Начав раскопки, он в числе прочего обнаружил части рельефной картины алтаря, из которых постепенно удалось восстановить целостный вид Титаномахии.

Отправленные в дар берлинским музеям части алтаря впервые в целостном виде со всеми фризами и колоннами были выставлены для всеобщего обозрения в 1880 году во временном помещении. Его посещал великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев и часами рассматривал сцены яростной битвы богов и гигантов. Писатель до конца жизни не мог забыть своего глубокого восторга. В дневнике Тургенев отметил: "Как я счастлив, что я не умер, не дожив до этих впечатлений. Я увидел всё это!"

Строительство же постоянного здания началось только в 1912 году, и даже к 1924-му оно едва ли было готово хотя бы наполовину. В построенном в конечном итоге специальном музее алтарь Зевса демонстрировался 12 лет - до 1941 года, когда фашистские власти распорядились закопать его в сырую глинистую почву под военным складом, который сгорел при очередной бомбёжке германской столицы. В 1945 году советские оккупационные власти вывезли Пергамский алтарь в СССР, но не как трофей, а как экспонат, требующий срочной реставрации, которую и произвели специалисты Эрмитажа. В 1958 году алтарь Зевса вернулся в Берлин.

Всё это время к восстановленному памятнику истории и архитектуры проявляли острый интерес члены оккультных обществ и откровенно сатанистских сект. Алтарь с интересом осматривал один из руководителей тайного общества "Золотой рассвет внешнего мира" Самюэль Мазерс и член этой же герметической организации писательница Мэри Виолетта Фет, публиковавшаяся под псевдонимом Дион Фортуна. В конце 20-х годов XX века Пергамским алтарём интересовался и другой адепт "Золотого рассвета", маг и сатанист, создатель антихристианского учения "телемизм" Алистер Кроули. Сам Кроули алтаря не видел, но по его заданию Лия Хираг, известная в оккультных кругах как Блудница в пурпуре, стоя перед древней святыней, мысленно совершила некий тайный обряд, призванный "освободить флюиды древних природных богов".

Немногим позже Пергамский алтарь подвергся настоящему нашествию со стороны немецких оккультистов из О. Т. О. - общества, оказавшего существенное влияние на формирование оккультного мира национал-социализма. Среди них была некая Марта Кюнцель, некоторое время осуществлявшая связь между немецкими и британскими оккультными организациями. В тридцатых годах алтарь осматривал и знаменитый неоязычник Карл Мария Виллигут, личный маг и наставник в оккультных учениях рейхсфюрера Генриха Гиммлера. Пергамский алтарь вообще словно притягивал к себе приближённых шефа СС. Его, например, изучал Вальтер Дарре - один из создателей института "Аненэрбе". Восхищался алтарём и любимец Гиммлера журналист Гельмут д"Алкуен, редактор эсесовской газеты "Чёрный корпус". Любопытно, что ряд исследователей считает, что и оккультисты-большевики тоже использовали архитектурные идеи и элементы Пергамского алтаря при строительстве Мавзолея В. И. Ленина, благодаря чему мёртвый вождь мирового пролетариата продолжал мистическим образом жить среди живых.

Виктор БУМАГИН

#радуга#бумагин#графиня#Дюбарри

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РАДУГА

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 20.08.2016 13:09 Просмотров: 3696

Пергамский алтарь – одно из самых знаменитых произведений эллинистического искусства, сохранившихся до наших дней.

Эллинизмом называется период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, со времени смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях (приблизительно 30 г. до н. э.). Особенность эллинистического периода: распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных культур (в особенности персидской), а также возникновение классического рабства. Культурная и экономическая активность сместились в этот период из Греции в Малую Азию и Египет. Именно в Малой Азии, в городе Пергаме, и был создан этот алтарь.
Но сначала несколько слов о значении слова «алтарь».

Алтарь

Алта́рь (от лат. altarium) – жертвенник, приспособление для сжигания жертвы. Первоначально такие сооружения создавались для совершения ритуальных жертвоприношений.
В Древней Греции алтарь приобрёл вид храмов, как известный Пергамский алтарь.
На православном христианском Востоке алтарём называют возвышенную восточную часть христианского храма, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтаря находится престол.

Алтарь Владимирского скита на Валааме

История Пергамского алтаря

Пергамский алтарь создан как мемориальный памятник в честь победы пергамского правителя Аттала I над галатами (союз кельтских племён, вторгшихся на Балканский полуостров и в Малую Азию в 279-277 гг. до н. э.).

Бюст Аттала I Сотера. Пергамский музей (Берлин)
Алтарь был построен пергамским царём Эвменом II в период между 180-159 гг. до н. э. В его царствование Пергамское царство достигло зенита своего могущества, а Пергам стал соперничать с Александрией за статус главного центра эллинистической культуры.
Считается, что алтарь был посвящён Зевсу (или «двенадцати олимпийцам»), царю Эвмену II, Афине. По некоторым сохранившимся на алтаре надписям невозможно установить точное посвящение этого сооружения. Античные авторы оставили свои упоминания об алтаре: «В Пергаме есть большой мраморный алтарь, высотой 40 ступеней, с большими скульптурами...» (Луций Ампелий). Этот же автор причисляет алтарь к чудесам света. Но вообще в письменных источниках античности удивительно мало упоминаний о Пергамском алтаре, что является загадкой.
В 713 г. город Пергам был разрушен арабами, а после землетрясения в период Средневековья алтарь, как и многие другие сооружения, был погребён под землёй.
Его обнаружили только в XIX в., когда немецкие специалисты строили дороги в Турции.

Инженер Карл Хуман , который руководил работами, понял значение открытых мраморных руин и делал попытки предотвращения их уничтожения. Но для настоящих археологических раскопок требовалась поддержка из Берлина, которую он получил только в 1878 г. Первые раскопки длились один год, в результате были обнаружены крупные фрагменты фриза (обрамляющая декоративная композиция) алтаря большой художественной ценности и многочисленные скульптуры.

Фриз Пергамского алтаря
Автор: Gryffindor – собственная работа, из Википедии
Вторая и третья археологические кампании состоялись в 1880-1881 гг. и в 1883-1886 гг. Всё найденное по соглашению с османской стороной переходило в собственность Германии. Немецкие археологи смогли отыскать почти все основные фрагменты алтаря. Восстановленный Пергамский алтарь был выставлен в Берлине.
Впоследствии турки требовали возвращения ценности, но разрешение на вывоз алтаря было получено от султана, вывоз считается законным.
После Второй мировой войны алтарь был вывезен из Берлина советскими войсками и с 1945 г. хранился в Эрмитаже: в 1954 г. для него был открыт специальный зал, алтарь стал доступен посетителям.

Музей Штиглица
В 1958 г. алтарь жестом доброй воли Н.С. Хрущева был возвращён Германии. Гипсовая копия алтаря находится на галерее главного зала Музея барона Штиглица (Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица) под стеклянным куполом.

Описание Пергамского алтаря

Западный фасад алтаря. Экспозиция в Пергамском музее
Автор: Lestat (Jan Mehlich) – собственная работа, из Википедии
Пергамский алтарь отличается особенностью (или новаторством) – он был превращён в самостоятельное архитектурное сооружение.
Воздвигнутый на особой террасе южного склона горы акрополя Пергама, алтарь находился почти на 25 м ниже других зданий и был виден со всех сторон. С горы открывался вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия, святилищем богини Деметры и д. сооружениями.


Алтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. На пятиступенчатом фундаменте находился высокий цоколь (36,44 × 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался жертвенник высотой 3-4 м. Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. На крыше сооружения помещены статуи. Полная высота строения около 9 м.
По периметру цоколя тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и длиной в 120 м. На внутренних стенах алтарного дворика находился второй фриз Пергамского алтаря – Малый, высотой 1 м, посвященный истории Телефа, сыну Геракла и Авги.
В берлинском Пергамском музее экспонируется модель-реконструкция алтаря, которая не является абсолютно идентичной копией античного алтаря. Воссоздана только основная, западная сторона.

Большой фриз алтаря

Тема Большого фриза алтаря – гигантомахия , битва богов-олимпийцев с гигантами. На стороне богов борется ряд древних и вымышленных скульпторами божеств: крылатых и змееногих гигантов которых, возглавляет царь Порфирионом (один из сильнейших гигантов, сын Урана и Геи. Отличался особой силой среди гигантов).

Зевс сражается с Порфирионом. Пергамский алтарь в Пергамском музее (Берлин)
– распространённый сюжет античной скульптуры: битва богов-олимпийцев с гигантами . Но данный сюжет на большом фризе Пергамского алтаря был осмыслен как победа греческой культуры над варварством.

Три мойры (духи судьбы) бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту. Пергамский алтарь в Пергамский музее (Берлин)
боги олицетворяют собой мир греков, гиганты – галлов. Боги воплощают идею устроенной упорядоченной государственной жизни, гиганты – традиции пришельцев, их агрессивность. Зевс, Геракл, Дионис, Афина – олицетворение династии пергамских царей».
На фризе изображено около 50 фигур богов и столько же гигантов. Боги располагаются в верхней части фриза, их противники – в нижней, что подчеркивает противопоставление двух миров: «верхнего» (божественного) и «нижнего». Гиганты имеют черты животных и птиц: змеи вместо ног, крылья за спиной и т.д.
На восточной (главной) стороне алтаря размещены олимпийские боги, на северной – боги ночи и созвездия, на западной – божества водной стихии, на южной – боги небес и небесных светил.
Скульптурные фигуры выполнены в высоком рельефе (горельефе) и отмечены высокой степенью экспрессивности. Рельефы Пергамского алтаря – лучший пример эллинистического искусства, отказавшегося от спокойствия классики. «Хотя битвы и схватки были частой темой античных рельефов, но их никогда ещё не изображали так, как на Пергамском алтаре, - с таким вызывающим содрогание ощущением катаклизма, битвы не на жизнь, а на смерть, где участвуют все космические силы, все демоны земли и неба».

From http://files.vau-max.de/images/2009/07/dbaf1d968b500364ab1ee7e6c1f11da6.jpg


Щусев А.В. Проект временного мавзолея на могиле Владимира Ильича Ленина. // Строительная промышленность. М., 1924. N4, с. 235.

Мавзолей, хотя и деревянный, временного характера, но, предназначенный для могилы Ленина на Красной площади,- потребовал для своей композиции напряженного внимания, как со стороны типа, так и со стороны формы сооружения небольшого размера, стоящего на большой площади пред могучей исторической Кремлевской стеной.
Если начать мыслить исторически, то примеры монументальных сооружений памятников и алтарей у больших стен и башен городских или крепостных сооружений существовали еще в древнейшие времена античного мира. Начнем хотя бы со знаменитого, находящегося ныне в Берлинском музее, Бергамского [Пергамского] алтаря Зевсу с барельефами битвы богов с титанами. Этот алтарь по раскопкам Шлимана найден у стены троянского замка. Он низок и плосок, но, как изящный контраст, приковывает внимание и, не конкурируя со стеной, не пропадает и сам .
From http://www.digital-images.net/Images/Rome/Pyramid_ofCestius_6832M.jpg

Другой пример - пирамида Цестия в Риме у porta St. Раоlо - несмотря на миниатюрный масштаб в отношении стен, выделяется четкостью своей пирамидальной формы. Тоже мы видим и на знаменитой римской via Аррiа, где целые группы мелких памятников были увязаны с гигантскими массивами стен.


From http://www.veneziatiamo.eu/pictures/LoggettadelSansovino_SANMARCO_02.jpg

Из примеров Ренессанса мы видим Logett"у Sansovino в Венеции у колокольни св. Марка,- маленькое изящное сооружение, стоящее у подножия величественной колокольни и также играющее контрастом. Но это прошлое,- настоящее обязывает к новому, но прошлое нас все-таки учит...
Дать дереву монументальные формы и не перейти в бутафорию - это была задача настоящего мавзолея. Общая форма была принята, как форма усеченной пирамиды, верх которой, в виде гробовой крышки, приподнят на небольших деревянных стойках черного цвета. Этот мотив дает завершение объему всего сооружения, аллегорически выражая идею увенчания в виде колоннады.
Такой верх покоится на ступенчатом сооружении, переходящем в куб, охватывающий склеп, к которому опускаются по лестницам, что и выражается формами пристроек и куда ведет средняя дверь.
Фасад охвачен двумя трибунами - это могила народного трибуна. Спокойная простая надпись „Ленин" указывает, кто здесь погребен. Пропорции и деления частей проекта разбиты по фигуре так называемого египетского треугольника с отношениями сторон 3X4Х5.
Обшивка досками взята вертикальная, уступчатая; скрепление специальными массивными гвоздями. Крыши медные, покрытие ступеней крьш - также. Окраска - легкий серый тон олифы для предохранения от порчи дерева; тяги, двери и колонны черного дуба.
Вокруг памятника несколько газонов, завязывающих его с общим кладбищем.
Срок окончания постройки 15-го апреля с.г.


Астафьева-Длугач М.И. Рассказы об архитектуре Москвы. М., 1997. с. 58-59

{с. 58}
[Из рассказа акад. А.В. Щусева студентам Московского архитектурного института в 1946 г. РГАЛИ, ф. 2466, оп. 1, д. 10, л. 2 - 12об.]

From http://arx.novosibdom.ru/story/sov_arx/sovarch_051_01.jpg

Была поставлена такая задача, что неизвестно - мавзолей должен быть временным или постоянным... Когда Ленин скончался, и его тело лежало еще в Доме Союзов, Политбюро собралось тут же в кабинете, и около 12 часов ночи за мной приехала машина, чтобы я немедленно ехал на заседание. Я приехал и тоже сел за круглый стол. Сидящие здесь, некоторые меня знали, некоторые не знали. И вот, говорят, что нужно сделать мавзолей, чтобы к телу Ленина можно было подойти и выйти другим входом. Может быть, это будет мавзолей постоянный, а может быть, мы тело потом сожжем . Мне сказали, что проект нужно сделать в одну ночь... Мне сказали: мы вам дадим инструмент, поезжайте и работайте. Я пригласил к себе покойного Л.А. Веснина. Была зима, земля была мерзлая, попробовали произвести взрывные работы. И вот я начал проектировать. Даю такой зал, где стоит гроб. Вы обходите его и выходите в другую дверь. Для венков нужно было сделать арки. Я все сделал. Настала весна. Меня опять вызвали и сказали, что много народу ходит смотреть на Ленина, и мы хотим сделать постоянный мавзолей...
Я стал вспоминать, как египтяне делали пирамиды, но тут рядом стоял на площади храм Василия Блаженного. Мне говорят, что я должен дать мавзолей выше Василия {с. 59} Блаженного. Я начал перебирать в голове, все вспоминать и нашел в раскопках, что под стенами Трои стояла маленькая вещь, но значительная. И вот, я сделал так . Некоторые говорили, что это не годится, а кое-кто соглашался со мной. Маяковский тогда обрушился на меня и говорил, что нужно поставить что-то вроде фабрики Моссельпрома. Я обиделся, жаловался правительству, что мне мешают работать и просил, чтобы перестали писать обо мне в газетах. Сделал я деревянное сооружение. Объявили конкурс. Представили проекты. Я их не видел. Прошло пять лет, и мне говорят, что мой мавзолей стал известен всему миру. И предлагают сделать его в граните, и что этот мавзолей должен быть трибуной, где стоят вожди и встречают демонстрации...
Такова идея моего мышления. Жизнь эту идею оправдала. И она дает как бы правильный образ, может быть, кто-нибудь мог предложить и другую идею, но я так решил, что это образ простой, массивный и живой.


From http://www.alyoshin.ru/Photo/afanasyev/afanasyev_shchusev_79.jpg
From http://imgv2-1.scribdassets.com/img/word_document/36153255/255x300/d176d6b571/1341961861

На самом деле, Вурмбранд достаточно плодовитый автор. В его книге Marx, Prophet of Darkness: Communism"s Hidden Forces Revealed (1-е изд. 1983 г., 2-е, дополн. 1986 г.), с. 96-97:


Svenska Dagbladet (Stockholm) for 27 January 1948, reveals that:
1) The Soviet Army after the conquest of Berlin, carried off the Pergamos altar from Germany to Moscow. This tremendous structure measures 127 feet long by 120 feet wide by 40 feet high. (...)
2) The architect Stjusev, who built Lenin"s mausoleum, used this altar of Satan as a model for the mausoleum in 1924.
В немецком переводе этой же книги Das andere Gesicht des Karl Marx (7-е изд., 1987. с. 107; 1-е изд. 1975 г.) указано также:
Stjusew erhielt damals die otwendigen Informationen von Frederik Poulsen, einer autoritat in archaologischen Kreisen.
Тем не менее, в библиографии Вурмбранд дает ссылку на Svenska Dagbladet не от 27-го, а от 17 января 1948, название статьи (в английском переводе) An Unforgettable Night, (в немецком переводе) Eine unvergeßliche Nacht – т.е. по-русски Незабываемая ночь.

Как бы там ни было, Щусев совершенно однозначно указал прототип первого деревянного мавзолея Ленина – Пергамский алтарь.
В этой связи возникают несколько вопросов:
– какую реконструкцию Пергамского алтаря он видел, и где; на мой взгляд, первый деревянный мавзолей Щусева и его эскизы не вполне походит на современную реконструкцию Пергамского алтаря;
– почему Щусев упомянул датского археолога Фредерика Поульсена (Frederik Poulsen) – тот, хотя и упоминал в своей книге Der Orient und die fruhgriechische Kunst о Пергамском алтаре, но сам был специалистом по этрусскому искусству;
– почему Щусев пишет о Пергамском алтаре как найденном Шлиманом у стен Трои. На самом деле, раскопки в Пергаме производил археолог Карл Хуман .
Также, было бы замечательно, если бы кто-то из читателей нашел возможность сделать фото реконструкции Вавилонской башни, предложенной Теодором Домбартом в его книге Zikkurrat und Pyramide .

Но он еще далек от истины, и только профессору Кольдевею, на основании тщательного анализа таблицы Анубелшуну и собственных раскопок в Вавилоне, обнаруживших сохранившиеся остатки основания башни и начало грандиозных лестниц, удалось дать полную и точную картину устройства Вавилонской башни, циккурата Этеменанки [см. перспективный вид Вавилонской башни, нарисованный проф. Кольдевеем, фиг. 65 на с. 61].

labas смог раздобыть книгу Георгия Марченко «Карл Маркс» (на русском языке, изд. около 1976 согласно библиотечной отметке), в которой на с. 77-78 упоминается интервью Щусева (познания Марченко в истории оставляют желать лучшего, но здесь я без комментариев процитирую его):

{с. 77} (...)
И еще несколько последних слов. Самое важное я оставил на конец.
Иисус обратил к Пергамской церкви (Пергам - город в Малой Азии) весьма загадочные слова: «Знаю твои дела и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр., 2, 13). По-видимому, Пергам был сердцем сатанинского культа в те давние времена. В наше время Бедекер - самый известный путеводитель для туристов - в книжке, посвященной Берлину, упоминает, что с 1944 года в одном из берлинских музеев находится Пергамский алтарь. Его раскопали немецкие археологи. Он был перемещен в центр нацистской Германии во время сатанинского царства Гитлера.
Но на этом история престола сатаны не кончается. Шведская газета «Свенска Дагбладет» 27 января 1948 года сообщила следующее:
1. Советская Армия, после взятия Берлина, переместила первоначальный престол сатаны в Москву. (Странно, что долгое время Пергамский алтарь не был выставлен ни в одном из советских музеев. Зачем нужно было перемещать его в Москву? Я упоминал уже выше, что некоторые высшие чины советской иерархии практикуют сатанинские ритуалы. Возможно, они хотели {с. 78} сохранить Пергамский алтарь для своего личного использования? Здесь много невыясненного. Даже фрагменты археологического памятника столь драгоценного обычно не исчезают бесследно, ибо составляют гордость музея, который хранит их).
2. Архитектор Щусев, построивший мавзолей Ленина, взял за основу этого надгробного памятника - Пергамский алтарь. Известно, что Щусев получил тогда всю необходимую информацию от Фредерика Поульсена - признанного авторитета в археологии.