» » В какое время жил конфуций. Годы жизни конфуция, биография и суждения философа

В какое время жил конфуций. Годы жизни конфуция, биография и суждения философа

За всю историю Китая никто не смог затмить славу Конфуция.

Он не был ни первооткрывателем, ни изобретателем, но его имя знает каждый житель планеты благодаря выдающимся философским учениям.

Из биографии Конфуция:

Об этом выдающимся человеке известно немного, но это не мешает считать, что Конфуций является влиятельной фигурой в развитии Китая.

Конфуций (настоящее имя – Кун Цю) является древним мудрецом и философом Китая. Родился он примерно в 551 году до н. э. Его мать Янь Чжэнцзай являлась наложницей, ей в то время было всего 17 лет. Отцу Шулян Хэ на тот момент исполнилось уже 63 года, он был потомком Вэй-цзы, полководца императора. Мальчику при рождении было дано имя Кун Цю. Когда ребенку было полтора года, отец скончался.

После смерти отца маленького Конфуция, между двумя женами и молоденькой наложницей происходили тяжёлые ссоры, что и вынудило мать мальчика покинуть дом. Переехав в город Цюйфу, Янь Чженцзай стала жить сама с сыном. У Конфуция было тяжелое детство, с малого возраста ему приходилось работать. Мать Янь Чжэнцзай рассказывала о его предках и об их великой деятельности. Это являлось огромным стимулом для возвращения великого титула, который был утерян. Слушая рассказы матери, про своего отца и его знатный род, Конфуций понимал, что бы быть достойным своего рода необходимо заниматься самообразованием.

Для начала он изучил основу системы образования молодых аристократов - шесть искусств. В этом он преуспел, и его назначили на должность чиновника распорядителя амбаров, потом - чиновником, отвечающим за скот. Примерно в 19 лет женился, и у него родилось двое детей.

Свою успешную карьеру он начал примерно в 20 лет. +В это же Конфуций получил признание и создал целое учение – конфуцианство, которое имело огромное значение для развития Китая. Он стал основателем первого университета и написал правила для всех сословий. Преподавал 4 дисциплины: литературу, язык, политику и мораль в своей же частной школе, в которую принимали всех желающих независимости от сословия и материального достатка.

Примерно 528 году до нашей эры у него умирает мать, и по традициям он должен оставить государственную работу на 3 года. В этот период Конфуций полностью погрузился в размышления создать идеальное государство.

Когда Конфуцию было 44 года, он занял пост резиденции княжества Лу. Он был очень активен на своем посту, являлся опытным и умелым политиком. +В скором времени в стране начались большие перемены. На смену стабильным правлениям династий, пришли продажные жадные чиновники, начались междоусобные распри. Осознав свою безысходность, Конфуций подал в отставку и вместе со своими учениками подался путешествовать по Китаю. В это время он старался донести свои идеи до правительств разных провинций. Конфуций стал проповедовать совместно с последователями философское учение. Его идея заключалась в проповедовании знания нищим, пахарям, старикам и молодым.

За свое обучение Конфуций брал символическую плату, жил на средства, выделенные состоятельными учениками. Занялся обучением новых учеников и систематизацией древних книг Ши дзин и И дзин. Сами же ученики составили книгу Лунь Юй. Она стала основополагающей книгой конфуцианства, в которой содержится краткие высказывания, заметки, поступки их учителя.

Примерно в 60 лет он окончил свои странствования, Конфуций возвращается на родину, которую не покидает до самой смерти. Остальную часть жизни он работает над своими творениями: «Книги Песен», «Книги перемен» и над многим другими. + Интересно то, по подсчетам ученых у него было примерно 3000 учеников, но поименно насчитывается примерно 26.

Хотя конфуцианство считают религией, в ней нет ничего связанного с теологией. Она отражает принципы создания гармоничного общества. Основное правило, которое сформулировал Конфуций это: «Не делай человеку то, что не желаешь самому себе». +Конфуций умер на 73-м году, перед этим он предсказал свою скорую гибель, о чём поведал ученикам. Умер он примерно в 479 году, и бытует мнение, что перед этим он 7 дней просто спал. Похоронен был на кладбище, где предполагалось хоронить его последователей. +На месте дома после его смерти был построен храм, который не раз перестраивали, увеличивали его площадь. Дом Конфуция с1994 года находиться под охраной ЮНЕСКО. В Китае принято давать премию имени Конфуция за достижение в сфере образования.

Конечно, вокруг жизни и биографии Конфуция частично созданы легенды, но не стоит преуменьшать факт влияния его учений на будущие поколения.

Он был одним из первых, кто предложил идею построить высоконравственное и гармоничное общество. Его учение нашло такой широкий отклик у людей, что его приняли в качестве идеологической нормы на уровне государства, и оно оставалось популярным почти 20 веков. Уроки Конфуция просты для понимания каждому человеку – наверное, поэтому они вдохновляют людей очень эффективно.

Конфуций был обычным человеком, но его учение нередко называют религией. Хотя вопросы богословия и теологии как таковые для конфуцианства не важны вообще. Все учение строится на морали, этике и жизненных принципах взаимодействия человека с человеком.

25 интересных фактов из жизни Конфуция:

1.Генеалогическое древо Конфуция с историей приблизительно в 2500 лет является самым длинным в мире. На сегодняшний день древо охватывает 83 поколения клана Конфуция.

2.Конфуций известен также под именами: «Великий мудрец», «Самый мудрый ушедший учитель», «Первый учитель» и «Навеки образцовый учитель».

3. Цю («Qiū», дословно «Холм») - настоящее имя Конфуция, данное ему при рождении. Вторым именем учителя было Чжун-ни (仲尼Zhòngní), то есть «Второй из глины».

4. Конфуцианство, основанное Конфуцием и развитое его последователями, - одна из самых распространённых и самых древних учений в Китае и во всем мире.

5.Законы, изданные Конфуцием, основывались на его учениях и были настолько успешными, что преступность в царстве Лу сошла на нет.

6. Конфуций считал, что каждый гражданин должен уважать и чтить предков.

7. В 19 лет Конфуций женился на девушке по имени Ки-коан-ши из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын, которого назвали Ли.

8. В 50 лет (501 год до н.э.) Конфуций занял пост судьи. В его руках сконцентрировался весь закон и порядок царства Лу.

9. Ученики Конфуция на основе высказываний и бесед учителя составили книгу «Сы шу» или «Четверокнижие».

10.«Золотое правило» Конфуция гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Также ему приписывают изречение: «Что не выберешь сам, не навязывай другим».

11. Имя «Конфуций» возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы (кит. упр. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ), хотя чаще используется имя 孔子 (Kǒngzǐ) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун».

12. По мнению Конфуция человек должен превозмочь себя, культивируя личность посредством нравственности и гуманности, и уничтожить в себе варвара и эгоиста.

13. Согласно данным Комитета по генеалогии семьи Конфуция, действующего в Гонконге и Китае, родословные книги с перечислением потомства Конфуция считаются самыми объёмными в мире: они насчитывают 43 тысячи страниц и включают имена более 2 миллиона человек.

14. На должности судьи Конфуции пробыл пять лет, но козни злопыхателей привели к его отставке в 496 году до н.э.

15. Конфуций вернулся к преподаванию и в последующие 12 лет в качестве учителя завоевал всеобщую любовь и уважение.

16. Он верил, что элита страны станет положительным примером для остальной нации. Так, в обществе воцарятся мир и согласие.

17.К важнейшим человеческим качествам он относил честность, доброжелательность, покорность, вежливость и здравомыслие. Народных лидеров Конфуций воодушевлял быть образчиками благонравия.

18. Студентам Конфуций преподавал идеи древнекитайских мудрецов, которые изучил сам, чтобы добиться реформ в правительстве, погрязшем на тот момент в коррупции и самовластии.

19. Мать Конфуция скончалась, когда ему было 23. Спустя год (в 527 до н.э.) Конфуций сменил поприще и занялся педагогикой.

20. Когда Конфуцию было полтора года, умер его отец Шулян Хэ, военный офицер. Мальчик рос в нищете, но смог получить хорошее образование.

21. В возрасте 60 лет Конфуций оставил трудовую деятельность и вернулся на малую родину. Через 12 лет, 21 ноября 479 года до н.э. он скончался.

22. Один из самых выдающихся учеников Конфуция и его духовный наследник – китайский философ Мэнцзы. Самым любимым учеником мыслителя был Янь Хуей.

23. Несколько десятков тысяч потомков «учителя всех китайцев» живут за пределами Китая в Корее (34 тысячи) и Тайване.

24. С раннего детства Конфуцию пришлось усердно трудиться, чтобы прокормить семью. Начав простым рабочим, он выслужился до чиновника, ответственного за выдачу и прием зерна. Позже в его ведение поступил и скот.

25. Конфуций (имя при рождении Кун Цю) родился в 551 году до н.э. в городе Цэоу (ныне город Цюйфу в провинции Шаньдун), принадлежавшем царству Лу.

25 мудрейших цитат Конфуция:

1.На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.

2.Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.

3.В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

4.Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

5.Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.

6.Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

7.Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

8.Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

9.Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.

10.Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

11.Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

12.Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.

13.Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.

14.Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.

15.Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

16.Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.

17.В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

18.Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

19.Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

20.Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.

21.Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.

22.Перед тем как мстить, вырой две могилы.

23.Если ты ненавидишь – значит тебя победили.

24.Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.

25.Лишь, когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.

Храм Конфуция

из Википедии, фото из интернета

Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

Конфу́ций древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон.

Биография

Конфуций был потомком знатного рода Кун. Его родословная, очень хорошо изученная китайскими средневековыми авторами, восходит к верному последователю императора династии Чжоу Чэнь-вана, по имени Вэй-цзы, пожалованного за верность и доблесть уделом (царством) Сун и полагающимся в таком случае титулом чжу хоу. Однако на протяжении поколений род Конфуция утратил былое влияние и обеднел; одному из его предков по имени Му Цзинфу пришлось бежать из родного княжества и обосноваться на чужбине, в царстве Лу.

Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ (叔梁纥 Shū Liáng-hé) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēng-zài). Отец будущего философа скончался, когда сыну его исполнилось всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая Шулян Хэ слабого, болезненного мальчика (которого назвали Бо Ни), тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, в г. Цюйфу, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно.

С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Однако его мать, Янь Чжэнцзай, вознося молитвы предкам (это было необходимой частью культа предков, повсеместного в Китае), рассказывала сыну о великих деяниях его отца и других пращуров. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров (чиновником, ответственным за прием и выдачу зерна) в клане Цзи царства Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун), а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось — по оценкам разных исследователей — от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел сына (по имени Ли, известного также под прозвищем Бо Юй).

Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй 伯魚, его сын — также называемый Ли 鯉; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в «Исторических записках» Сыма Цяня).

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо.

Конфуцианство

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Пять постоянств праведного человека

  • Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом . Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И , так И следует из Жэнь . Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево .
  • И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И , а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом .
  • Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь . Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд » или, точнее, «обычай ». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма.
  • Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И , предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды .
  • Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли , предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли .

Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

Свое влияние на планете современный Китай распространяет через так называемые конфуцианские центры. После десятилетий забвения Кун-Цзы снова вернулся в Срединное Государство, чтобы сплотить нацию для великих свершений. Его постулаты вошли в плоть и кровь китайского народа, были восприняты и переработаны в Корее и Японии и стали основой дальневосточной ментальности. Он был одним из многих, но время отсеяло ненужное и малоинтересное, оставив Конфуция в вечности. Любой образованный китаец поймет вас, если вы заговорите об «Учителе», потому что так называют только одного человека. Он не правил ни одним царством, но в летописях его называют царем. Конфуций причислен к лику святых, которому возносят молитвы.

Грозное время перемен

Он родился в семье знатного, но обедневшего дворянина Шулян Хэ из рода Кун около 551 года до нашей эры. Матерью философа была совсем юная девушка, а отцу исполнилось 68 лет. Историки до сих пор не уверены, была ли Янь Чжэнцзай наложницей или законной женой Шулян Хэ. Их союз обозначают иероглифом, который можно перевести как «дикий» или «криминальный». Разница ли в возрасте стала причиной такого странного названия или интриги, возникшие вокруг рождения мальчика? Две старшие жены так и не выполнили своей главной обязанности – у них не было сыновей. Обиженные, они «выдавливают» юную наложницу из семьи. Вместе с маленьким сыном она возвращается на родину, где воспитывает в нем почтение к славным предкам.

Мальчика назвали Кун Цю, где Цю – личное имя и переводится как холм или бугор. Его голова была бугристой, что по китайским канонам означало незаурядный ум. Семья жила в бедности, что усугублялось внутренними проблемами в империи Чжоу. Очень рано юноша осознал связь между благополучием и ученостью. Он старательно изучает искусства, которыми должен владеть человек его происхождения:

  • чтение и каллиграфию;
  • ритуальную практику;
  • музыкальный канон;
  • стрельбу из лука;
  • управление колесницей;
  • основы бухгалтерского дела.


В возрасте 20-25 лет Конфуций принят на должность счетовода, ответственного за прием и выдачу зерна в царстве Лу. Он уже женатый и вполне самостоятельный человек. Вскоре его назначают распорядителем стад, но не коровы были его паствой. Слава праведника и мудреца привлекает к нему учеников. Так чиновник превращается в Учителя. Люди из разных сословий тянутся к нему в поисках смысла жизни и твердой почвы под ногами, которую уже сотрясают княжеские междоусобицы. Конфуций жил в период самой тяжелой в истории Китая гражданской войны. Не случайно весь пафос его проповедей направлен на укрепление государства. Философ слишком хорошо знал, что такое время перемен.

Что толку сидеть на одном месте, когда разрушен очаг, осквернены и попраны святыни, а люди забыли свой долг, превратившись в обезьян. Собрав пожитки, Конфуций отправляется в странствие по стране, переходя из одного враждующего государства в другое. Все, что он промолвил, записывалось его учениками, многих из которых он бесплатно обучил грамоте. Такая вот записная книжка, состоящая из изречений Кун-Цзы и примечательных событий из его жизни, и выпала однажды из тайника в доме, где окончил свои дни Учитель. Стараниями любимых учеников и сына Конфуция была составлена книга «Лунь Юй» (Беседы и изречения), ставшая настольной для китайских чиновников на более чем два тысячелетия.

Еще одно предание гласит, что Конфуций был знаком с основателем даосизма Лао-Цзы. Они действительно жили приблизительно в одно время, и последний мог быть учителем первого. Трудно преодолеть соблазн «познакомить» двух величайших учителей китайского народа, но говорят они о разном. Даосизм вырастает из шаманских практик и первобытного магизма, а учения Конфуция апеллирует к разуму, светскому обучению и государственности.

Наследие предков

Это – главная «фишка» Учителя. Бродя среди выжженных полей и гниющих трупов людей и животных, он понял, что причиной несчастий – нравственной падение человека. Этика Кун-Цзы на точном исполнении ритуалов, которые переданы предшественниками. Китай – страна учености и исторической достоверности. Его история отражена в хрониках, повествующих о тьме невежества и легендарном императоре, давшем людям свет знания, государственный порядок и ритуал. Последнее достижение является скрепляющим раствором, который позволяет сохранить благополучие государства и передать его потомкам.

Занимая различные должности при дворах местных правителей, Учитель исполнял ритуал с завидным рвением. Известен случай, когда он заболел и не мог встать с постели. Но князь пришел к нему сам, чтобы посоветоваться по очень важному вопросу. Конфуций приказал накинуть на себя ритуальную одежду и так разговаривал с повелителем. В другой раз он жестоко отругал ученика за то, что тот просто сел на корточки. Говорят, что Конфуций приказал казнить человека, который слишком близко приблизился к трону одного из царей.

Его этическую систему можно выразить в трех фразах: почитай императора, уважай память предков и всегда выполняй свой долг, каким бы незначительным он ни был. Конфуций был первым педагогом, поставившим во главу угла обучение чтению и письму. Безграмотный человек не может следовать традиции, записанной в трактатах. Современники считали его посвященным в тайны магии и колдовства, потому что Кун-Цзы занимался врачеванием. Но не оккультные силы призывал он на помощь, но мощь разума, видя в болезни нарушение природной гармонии. Конфуций – основоположник рационального отношения к действительности.

Свои мысли и идеи Учитель не записывал, предпочитая систематизировать наследие прошлого – Книгу Песен и Книгу Перемен. Хроника древнекитайского государства Лу «Весна и осень» является самым достоверным сочинением Конфуция. Следует сказать, что конфуцианство возникло через триста лет после смерти Кун-Цзы и лишь в общих чертах напоминает учение мудреца. Апеллируя к его авторитету, книжники последующих времен разработали сложнейшую систему экзаменов для госчиновников и добились высокого уровня грамотности населения. Средневековая Европа не идет ни в какое сравнение с утонченной и цивилизованной Китайской империей.


Осевое время

Конфуций жил и учил приблизительно в одно время с Буддой, Сократом и древнееврейскими пророками. Эту эпоху в истории человечества Карл Ясперс назвал «осевым временем». Переосмысление мифов и попытка рационального обоснования жизни была предпринята во всех тогдашних очагах цивилизации. Человек – мера всех вещей, говорил Сократ. Конфуций разработал пять достоинств праведного человека:

  • Жэнь. Мы с полным основанием можем перевести это слово как «гуманность», потому что данное достоинство подразумевает милосердие и человеколюбие. Слова Конфуция «Не делай человеку того, чего не желаешь себе» звучат как библейская заповедь.
  • И. Справедливость – широкое понятие и включает не только отстаивание собственных интересов, но и заботу о родителях. Долг благородного человека состоит в умении твердо следовать принципам справедливости, пренебрегая личной выгодой.
  • Ли. Это не только ритуал или соблюдение обычаев, но любые правильные поступки, которые ведут к благу в семье и к устойчивости в государстве.
  • Чжи. Добродетельные поступки должны сообразовываться с благоразумием и рассудительностью. Умение видеть последствия своих действий и просчитывать их воздействие в будущем.
  • Синь. Искренние и добрые намерения, непринужденность в отношениях с членами семьи и соседями. Этому качеству противопоставляется лицемерие.

Пять достоинств добродетельного человека соответствует философскому учению о пяти стихиях. Дополняя друг друга, перетекая и оттеняя, эти качества вместе составляют понятие «вэнь», которое обозначает цивилизованного человека. Здесь нужно уточнить, что цивилизованным может быть только китаец. Даже в самые тяжелые годы унижения и позора китайцы ни на секунду не сомневались в своем превосходстве над другими расами и национальностями. Что сделал Конфуций? Он советовал относиться к варварам снисходительно и спокойно.

Конфуцианство в истории и культуре

Он стал песчинкой, вокруг которой образовалась жемчужина великой китайской цивилизации. Каждая новая династия превозносила его все выше, находя в нем оправдание своей власти. Сложнейшая иероглифическая письменность не помешала Китаю во все времена быть самой образованной страной мира. Здесь всегда любили учиться и всегда чтили власть правителя. Каким бы ни был государственный строй, принципы конфуцианства всегда присутствовали в системе управления. Дикие эксперименты над страной не смогли поколебать традиции и ощущения собственного величия.

Мавзолей Мао Цзэдуну в Пекине не затмевает величественный склеп Кун-Цзы в городе Цюйфу, где родился Учитель. Новые производственные отношения находят свое оправдание в конфуцианстве, чьи принципы вошли в плоть и кровь каждого китайца. Они свято верят в правоту собственного образа жизни и распространяют аромат своей культуры по всему миру. Государство, которому удалось сохранить свою идентичность на протяжении нескольких тысячелетий, восхищает и пугает одновременно. Однажды весь мир может стать китайским, а мы этого даже не заметим.

Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в

книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения") Конфуций объявлял власть правителя

священной, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких

людишек") - всеобщим законом справедливости В основу социального устройства

ставил нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли") Со II

века дон э и до начала XX века конфуцианство являлось в Китае официальной

государственной идеологией

Конфуций , один из великих мудрецов древности, является своего рода символом

Китая, его культуры, философской мысли Конфуций считается также великим

первоучителем всех китайцев На протяжении многих десятков поколений миллиарды

жителей Китая (час гично это касается и их соседей - японцев, корейцев,

вьетнамцев) свято чтили его как учителя жизни Для дальневосточной цивилизации

Конфуций примерно то же, что Иисус для христиан или Мухаммед для мусульман Но

китайский мудрец был все же только человеком, причем простым и доступным в

общении, каким и должен быть учитель Он подчеркивал, что в своих идеях опирает

ся на мудрость старины "Передаю, а не создаю Верю в древность и люблю ее" И это

действительно было так, в этом была сила Конфуция Вместе с тем совершенно

очевидно, что Конфуций творчески переработал эти знания, с учетом реальности,

что и сделало его великим, а его учение - живым на протяжении тысячелетий

Конфуций не любил суеверий, хотя и вынужден был их терпеть На вопрос ученика Цзи

Лу, как следует служить духам, он строго ответил "Мы еще не

научились служить людям, так что нечего говорить о служении духам" (име лись в

виду как дух умершего человека, гак и духи вообще - гуй-шэнь) Продолжив свою

мысль, учитель на вопрос о смерти заметил "Мы не знаем, что такое жизнь, что же

можем мы знать о смерти91" Однако учитель не случайно относился к суевериям с

терпением

Конфуций принадлежал к старинному аристократическому роду, генеалогия которого

восходила к династии Шан-Инь, правившей Китаем до XI века до н э После гибели

иньцев под ударами Чжоу (1027 год до н э) один из потомков династии Шан-Инь

получил от чжоусцев в управление удел Сун Родственником сунского правителя был

Кун, который в VIII веке до н э занимал должность главнокомандующего войсками

удела (сыма), уже превратившегося в достаточно крупное царство Всесильный

министр-правитель царства Сун захотел, согласно преданию, отобрать у Куна его

жену Сложная любовно-политическая интрига, как она описана в хронике-летописи

"Цзо-чжуань", привела к тому, что сунский правитель, не одобривший намерений

интригана, был устранен с престола, а при его преемнике всесильный министр

добился своего Кун был убит, а его жена с почестями переведена в дом министра,

где добродетельная дама, однако, повесилась на своем поясе Следствием интриги

стало вынужденное бегство уцелевших членов клана в царство Лу, где спустя

некоторое время и родился Кун Фу-цзы Имя Конфуций - латинизированная форма

китайского имени Кун Фу-цзы, то есть "учитель Кун"

Его отец Шу-лян Хэ был бравым солдатом, впоследствии комендантом крепости Цзоу,

причем предания рисуют его человеком огромного роста и необычной силы,

прославившимся воинскими подвигами Хэ имел жену и девять дочерей, но не имел

сына Правда, наложница родила сына, но тот оказался калекой И тогда, уже на

рубеже восьмого десятка, старый воин решил еще раз жениться На сей раз он взял в

жены молоденькую девушку из рода Янь Через положенный срок на свет появился

мальчик, которому были даны имена Цю и Чжунни

Конечно, многое в этой истории приукрашено, истинных сведений о детстве великого

мудреца известно очень мало Его мать овдовела, когда ему было три года

Рассказывают, что в детстве он любил играть с ритуальными сосудами и повторять

увиденные им церемониальные обряды Неясно, где и сколько он учился, если учился

вообще (речь идет о школах для молодых аристократов), но несомненно, что мальчик

был любознательным и способным и всегда стремился к знаниям Сам о себе он как-то

в старости заметил "В 15 лет я ощутил потребность учиться" Из контекста не

вполне ясно, о чем идет речь "В 30 лет уже стоял твердо, в 40 не имел сомнений,

в 50 познал волю Неба, в 60 следил чутким ухом за истиной, а в 70 мог следовать

желаниям сердца, не боясь отклониться" Фраза в целом - явно символический итог

жизни, этапы созревания интеллекта Возможно, что первая фраза говорит о том, что

к 15 годам потребность учиться, приобретать знания стала для Конфуция осознанной

необходимостью

Бедность не позволяла ему поступить ни в одну из государственных школ, где

готовили чиновников Но это не остановило Конфуция С пятнадцати пет он стал брать

частные уроки и заниматься самообразованием Овладев иерог-

лифической премудростью, он принялся изучать древнюю литературу "Я любил

древних, - говорил он ученикам, - и приложил все усилия, чтобы овладеть их

знаниями"

Конфуций , как Пифагор и Сократ, не оставил письменного изложения своего учения

Но друзья и последователи мудреца записали его высказывания в книге "Лунь-юй" -

"Суждения и беседы" Она состоит главным образом из собранных афоризмов, которые

начинаются словами "Учитель сказал " Иногда в ней сообщаются факты из биографии

Конфуция, иногда попадаются эпизоды, показывающие учителя в беседе с друзьями И

хотя предание приписывает Конфуцию составление чуть ли не всей священной

письменности Китая, "Лунь-юй" остается почти единственным надежным

свидетельством о мудреце и его учении

В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун Через год

у них родился сын По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун

поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа В знак признательности за

оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что

из братьев) Однако с последним Конфуций несколько поторопился, так как сыновей у

него больше не было

Следует заметить, что в семейной жизни мудрец - как и Сократ - счастлив не был

Есть сведения, что он развелся Вообще отношение Конфуция к женщинам достаточно

наглядно показано и практически исчерпывается в следующей сентенции "Всего

трудней иметь дело с женщинами и сяо-жень приблизишь их - становятся

строптивыми, отдалишь - ропщут" Да и вся его не прикрашенная поздними преданиями

жизнь, как она представляется со страниц трактата "Лунь-юй", была жизнью

одинокого и не избалованного успехами учителя, окруженного лишь преданными ему

учениками

Вначале Конфуций, обремененный семьей, занимал незначительные общественные

должности - был хранителем амбаров, заведовал полями и фермами

Получив место надзирателя за продовольственными поставками, Конфуций с

воодушевлением принялся за дело, ибо видел в нем нечто священное Он тщательно

следил за тем, чтобы товары были доброкачественными, вникал во все мелочи,

расспрашивал людей, знающих толк в хозяйстве, беседовал с крестьянами,

интересовался способами улучшения урожая

Работая на складах, Конфуций воочию убедился, что слухи о злоупотреблениях,

произволе и расточительности в княжестве не преувеличенны Постепенно ему

становилось ясно, что его родной край страдает тяжким недугом

Конфуций в душе всегда был служилым человеком, честным чиновником его постоянно

заботили непорядки в стране Под влиянием того, что он видел на службе, и того,

что он нашел в старых книгах, у него сложилось убеждение, что народ давно сбился

с дороги и что только возврат к древнему укладу жизни может спасти его

В 528 году до н э у Конфуция умерла мать По обычаю он должен был в знак траура

покинуть службу на три года И хотя многие в то время уже не обращали внимания на

это правило, он решил строго соблюсти его

Все свободное время Конфуций посвящал углубленному изучению китайской истории В

народных сказаниях и одах перед ним оживало идеальное царство, в котором

властитель был мудр и справедлив, войско преданно и отважно, крестьяне

трудолюбивы и честны, женщины верны и нежны, земля плодородна и обильна Конфуций

пришел к мнению, что причина страданий людей кроется в хаосе, который царит в

стране Для тою чтобы избавиться от него, следует возвратиться к древним обычаям

и порядкам Но сделать это нужно сознательно каждый человек должен быть

требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны лишь тогда все

общество исцелится от своего недуга

Конфуций изучал исторические документы, церемониальные обряды, древние песни,

музыку, предания и, преуспев в этом, стал считаться знатоком традиций

В 28 лет Конфуций впервые принимает участие в торжественном жертвоприношении в

главном храме царства Лу Здесь произошел знаменательный эпизод Конфуций, к тому

времени уже прослывший человеком весьма образованным, только и делал, что

спрашивал о значении каждой процедуры, чем вызвал недоуменный вопрос "Кто

сказал, что этот человек из Цзоу разбирается в ритуалах9 Он расспрашивает

буквально о каждой детали" Конфуций спокойно ответил "В таком месте спрашивать о

каждой детали и есть ритуал1" Вопрошание о сути каждого поступка или изречения

стало одним из методов обучения учителем Куном своих учеников "Если знаешь, то

говори, что знаешь, а если не знаешь, то говори, что не знаешь"

Есть сведения, что в 518 году до н э, когда Конфуцию было уже за тридцать, один

Конфуция правилам Ли - древнейшему своду норм и ритуальных церемониалов Это уже

означало признание Вокруг него стали собираться молодые люди, видевшие в нем

наставника Он читал вместе с ними старинные рукописи, толковал тексты, объяснял

обряды Он делился с ними своими мыслями о золотом веке, который хотя и ушел

давно в прошлое, но может быть воскрешен

Со своих слушателей Конфуций брал скромную плату, а впоследствии стал жить на

средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для "школы"

Когда Конфуция называли проповедником какой-то новой доктрины, он возражал

против этого "Я толкую и объясняю древние книги, а не сочиняю новые Я верю

древним и люблю их" Свою главную цель он видел в "умиротворении народа", только

ради этого нужно знание заветов святых людей

В 522 году до н э исполнилась давняя мечта Конфуция Он посетил вместе с

учениками старую столицу Чжоу Древние храмы привели его в восхищение Он

почувствовал себя у самого источника мудрости, внимательно рассматривал фрески,

с восторгом читал полустертые надписи, дотошно расспрашивал обо всем, что

касалось старины Огорчало Конфуция тишь то что культ в столице находился в явном

небрежении

Вскоре по городу стала распространяться молва о молодом ученом Число его

учеников возрастало с каждым днем, всех поражали его эрудиция и глубо кое знание

древней литературы В то время он занимался редактированием

книги "Ши цзин" ("Книга песен"), памятника китайской литературы XI- VI веков до

н э. Он оставил в книге самые лучшие стихи и песни, причем многие из них знал

наизусть и до конца дней любил повторять их Большое значение придавал Конфуций

музыке. Он видел в ней завершение социальной системы. Музыка должна была, по его

замыслу, служить духовной пищей народу, воспитывать и облагораживать нравы

Посещение Чжоу совпало с первыми попытками Конфуция найти такого правителя,

который стал бы следовать его советам и привел страну к процветанию

По преданию, именно тогда Конфуций встретился с Лао-цзы Старый философ осудил

его самомнение и пустые мечты, но Конфуция это не смутило. Не смутили его и

насмешки других аскетически настроенных проповедников. Когда они укоряли его в

пустозвонстве, он отвечал, что легче всего умыть руки и отстраниться от дел.

Гораздо важнее употребить свои знания для служения народу.

Кое-кто, пытаясь унизить учителя, подтрунивал над его "гордым видом, вкрадчивой

манерой и упорством". Но вряд ли эти обвинения были достаточно справедливыми.

Конфуцию всегда была свойственна неподдельная скромность. Он был неизменно

учтив, внимателен, приветлив, носил простую одежду черного и желтого цвета. В

кругу учеников он был сердечен и естествен, чужд надменности Он никогда не

выставлял напоказ свою образованность и умел прислушиваться к советам. Ученики

оказывали на него большое влияние Не раз он изменял свои решения по их советам,

выслушивал от них упреки, оправдывался перед ними.

Но при дворе Конфуций вел себя иначе, в воротах он низко склонял голову, в

тронном зале стоял, затаив дыхание, застывал в церемониальных позах, разводил

руки, делал чинные поклоны, одним словом, воскрешал древний придворный этикет.

На улице он также внимательно следил за пристойностью каждого своего движения

Все его манеры были рассчитаны и продиктованы строгими правилами. В коляске он

ехал, не поворачивая головы, к обряду приветствия относился необычайно серьезно.

И все это делалось не из гордости или чванства, а во имя возрождения традиций

Образ жизни Конфуция не был аскетическим, хотя он считал, что необходимо уметь

довольствоваться малым. В основном его быт не отличался от быта других ученых и

чиновников. В семейной жизни он не нашел счастья, кружок учеников стал для него

подлинной семьей Слушатели обычно были ненамного его моложе, но он любил

называть их "своими детьми"

Конфуций не обещал ученикам дать какое-то высшее сокровенное знание Он наставлял

их в простой земной науке, которой был беззаветно предан сам "Я просто человек,

Говорил он, - который в страстном стремлении к знанию забывает о пище, в

радостях познания забывает о горестях и который не замечает приближающейся

старости".

Все знание, согласно Конфуцию, сводилось к изучению исторического наследия.

"Учитель, - говорится в "Лунь-юй", - учил четырем вещам письменам, правилам

поведения, верноподданости и чистосердечности" Иными словами, он не выходил за

границы литературы, истории, этики

Иногда у учеников возникала мысль, что наставник скрывает от них какие-то тайны.

Но Конфуций решительно отвергал это: "Я ничего не скрываю от вас. Нет ничего,

чего бы я вам не показал В этом моя цель". Пытались расспрашивать сына Конфуция.

Но оказалось, что отец вообще мало разговаривает с ним. Он лишь спрашивал сына:

изучал ли тот "Ши цзин" и правила благопристойности. Этим исчерпывались для

Конфуция основы знания

В понимании долга правителя особенно ярко проявляется сходство Конфуция с

Платоном. Так же как Платон, который считал, что у власти должны стоять

"достойнейшие", Конфуций постоянно указывал на необходимость нравственного

Главным для Конфуция во взаимоотношениях государства с народом являлось умение

Найти такого монарха, который бы полностью подчинился авторитету философа, было

не так легко. Распавшаяся на крупные царства страна, некогда завоеванная

чжоусцами, находилась в состоянии непрекращающихся междоусобных войн. Древние

нормы были нарушены, а на передний план выдвинулись корысть и стяжательство,

измена и интрига, коварство, предательство, убийство, постоянные войны. Конфуций

посетил царства и княжества Ци, Вэй, Чэнь, Цзай и другие, пытаясь найти себе

патрона Однажды ему как будто удалось произвести впечатление на князя Ци, и тот

обещал назначить его министром.

Но сановники, опасаясь конкуренции, стали настраивать князя против Конфуция и

сделали все для того, чтобы разрушить его планы. Они начали смеяться над

привязанностью мудреца к церемониям. "Ученые - просто смешные болтуны, и их

слова нельзя принимать как образец и закон", - говорили они.

Князь расстался с Конфуцием, сказав, что слишком стар для того, чтобы

пользоваться его советами. Но мудрец не отчаивался.

Наконец поиски его увенчались успехом В 497 году до н э. Конфуций прибыл на

родину в Лу. Там его приняли с почетом, и царь, думая укрепить свое

пошатнувшееся положение, назначил философа губернатором города Чжун-ду. Теперь

Конфуций мог на практике осуществлять свои идеи.

Опыт чиновника весьма ему пригодился Он привел в порядок земледелие: ввел

севообороты, отобрал у богачей земли, которые они использовали для семейных

кладбищ, конфисковал имущество, добытое нечестным путем.

Однако вскоре появились недовольные его политикой. Справиться с оппозицией

оказалось не столь просто. В первые же дни губернаторства Конфуцию пришлось

отступить от принципа отрицания смертной казни и отправить на эшафот своего

политического противника Оправдываясь перед учениками, которые были поражены

этим поступком, Конфуций говорил. "Шал Чжен-мао собирал группы последователей,

его речь прикрывала все зловредное, он обманывал людей. Он упорно протестовал

против всего правильного, показывал своеволие. Как можно было его не казнить9"

Но эта казнь не помогла, оппозиция росла. Придворные интриговали против него.

Князь тяготился его указаниями. А Конфуций считал своим долгом "говорить правду

в глаза". В конце концов ему не осталось ничего иного, как покинуть Л у

Ученики были огорчены этой неудачей Но мудрец успокоил их "Дети мои, что вы

беспокоитесь, что я потерял место? Страна давно уже находится в беспорядке, и

Небо хочет, чтобы наш учитель был колоколом" Он все еще был уверен, что добьется

своего. Средства, которые он стал употреблять для достижения своей цели, порой

приводили учеников в смущение. Так, в княжестве Ци он сблизился с женой

правителя Ницзы - женщиной весьма сомнительной репутации. Вопреки своему правилу

он беседовал с ней наедине, сопровождал ее в прогулках по городу, вызывая

неодобрительные толки Когда эта попытка провалилась, он поступил "домашней

слугой" к одному вельможе, рассчитывая через него проникнуть ко двору Но и это

не принесло никаких результатов.

Впрочем, хотя традиция приписывает Конфуцию влиятельные должности в Лу, это

подвергается сомнению.

Постепенно Конфуцию пришлось убедиться в том, что князья меньше всего

интересуются его наставлениями. С тех пор он окончательно познал "веление Неба""

пусть ему не суждено быть министром, он найдет другой способ служить народу. Он

навсегда останется свободным учителем, "колоколом" истинной жизни.

Начались годы скитаний. Конфуция повсюду сопровождала толпа учеников, которые

делили с ним все тяготы кочевой жизни Он продолжал обучать их, прививал любовь к

древней литературе и обрядам. В часы отдыха он пел им старинные песни под

аккомпанемент лютни, и его игра служила им утешением в минуты печали. А такие

минуты были нередки. В смутные годы междоусобиц каждый путник легко мог

подвергнуться неожиданному нападению Несколько раз Конфуцию угрожала смертельная

опасность, дом, где он находился, окружила рассвирепевшая толпа, и только чудом

ему удалось избежать расправы. Но мудрец не терял самообладания Он был уверен,

что Судьба хранит его.

Незаметно подкрадывалась старость. Конфуций стал слабеть. Время от времени в нем

просыпалось горькое чувство. "Дни мои на исходе, - вздыхал он, - а я еще не

известен". Но тут же добавлял: "Я не ропщу Небо знает меня". Иногда он снова

ощущал жажду деятельности. Тогда он начинал мечтать о далеких путешествиях,

хотел уехать куда-нибудь на море, чтобы там проповедовать свое учение.

Конфуцию было уже около семидесяти лет, когда умерла его жена. Хотя он никогда

не был с ней душевно близок, он воспринял это событие как напоминание о

неизбежном конце и все чаще стал говорить о смерти Однажды, стоя на берегу реки,

он погрузился в грустные размышления о мимолетности жизни "Все проходяще, -

сказал он, - подобно этому течению не останавливается ни днем, ни ночью"

Вскоре умер сын Конфуция, а вслед за ним любимый его ученик Янь Юань, беззаветно

преданный учителю. Смерть Янь Юаня потрясла философа Конфуций почувствовал, что

наступает его черед Все это время он, тем не менее, не прекращал работать. Он

писал книгу "Чюнцю" - летопись, которая должна была отразить эпоху вражды и

междоусобиц. "По ней узнают меня и по ней будут судить обо мне", - говорил он.

Ему хотелось прожить еще хоть

немного, чтобы довести задуманное до конца, но вскоре он почувствовал, что силы

его на исходе.

Его стали посещать видения и сны Когда он заболел, ученики просили старца

молиться духам о выздоровлении.

"А следует ли это делать9" - спросил Конфуций, и когда ему сказали, что правила

предписывают поступать так, он сказал: "Я молился давно" Этим он, быть может,

хотел сказать, что вся его жизнь была служением Небу

В 479 году до н. э. он прервал свои литературные занятия В беседах с учеником

Цзы Кунгом он, однако, все время возвращался к древним временам. Он снова стал

сетовать на то, что "не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать

его учеником".

Его последними словами были: "Кто после моей смерти возьмет на себя труд

продолжать мое учение?"

В мучительных раздумьях о судьбах раздираемого противоречиями общества, о

причинах невоплощаемости законов Неба в реальной жизни, о несовершенствах

человеческой натуры Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя

достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении их видел

он смысл и собственной деятельности, самой жизни. "Если на рассвете познаешь

правильный путь (дао), то на закате Солнца можешь и умереть".

Образ "благородного мужа" (цзюнь-цзы) как общественный идеал проходит красной

нитью через беседы Конфуция со своими учениками Главное его качество - "жэнь".

Это понятие, введенное учителем, не имеет буквальных эквивалентов в европейских

языках и по смыслу близко к значению "человеколюбие", "человечность",

"гуманность" (иногда "человеческое начало") Оно характеризует идеальное

отношение, которое должно быть, в первую очередь, между отцами и сыновьями,

братьями, между правителями и чиновниками, друзьями.

"Что же такое жэнь?" - спросил Фань Чи. Учитель ответил: "Это значит любить

людей", - причем всегда и во всем выражать любовь.

"Если я хочу быть человеколюбивым, человеколюбие (жэнь) приходит", - заявлял

Конфуций.

Жэнь - это и определенный тип поведения. "Если человек тверд, настойчив, прост,

скуп на слова, он близок к человеколюбию"

Конфуций сказал Цзы-чжану: "Тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять

[качеств], является человеколюбивым", - вот эти качества. "Почтительность,

обходительность, правдивость, сметливость, доброта Если человек почтителен, то

его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек

правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если

человек добр, он может использовать других".

Но этим понятием "жэнь" Конфуций не ограничивал представление о благородном

муже. Такой человек должен был обладать еще и качеством "вэнь", что значило

образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и

нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим, а также - чертой "хэ"

Любезностью без льстивости, принципиальностью без навязывания другим своих

взглядов, способностью налаживать вокруг себя добрые человеческие отношения.

Цзы-гун спросил: "Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?"

Учитель ответил" "Это слово - взаимность Не делай другим того, чего не желаешь

Конфуций учил, что вежливость необходима всем, но особенно - государственным

служащим. Ее он считал элементом управления Когда его спросили, можно ли

управлять с помощью вежливости, он выразил удивление "Какая в том трудность?

Если с помощью вежливости нельзя управлять государством, то что это за "ли"?"

С годами в китайской бюрократической практике вежливость стала не просто

необходимым атрибутом, но едва ли не обрядовой формой, доведенной до изощрения,

что в Европе воспринималось с иронией и вошло в поговорку: "китайские

церемонии".

Конфуций считал, что путь к совершенству, к дао начинается с поэзии,

определяется "ли" и завершается музыкой.

Выражение "ли", так же как и "жэнь", - основное в концепции Конфуция и тоже не

имеет однозначного эквивалента в европейских языках.

Первоначально оно означало обувь, надеваемую при совершении религиозных обрядов,

отсюда и два исходных значения, установленные предписания поведения (приличие) и

ритуал (этикет). В понимании Конфуция "ли" - руководящий принцип, призванный

устанавливать гармонические отношения между людьми.

Понятия "ли" и "жэнь" родственны - оба предполагают человечность, гуманность

Люди, обделенные качеством "жэнь", не могут обладать "ли" и действовать в

согласии с ним

Он говорил. "Почтительность без "ли" приводит к суетливости, осторожность без

"ли" приводит к боязливости; смелость без "ли" приводит к смутам, прямота без

"ли" приводит к грубости Если государь должным образом относится к

родственникам, в народе процветает человеколюбие Если государь не забывает о

друзьях, в народе нет подлости"

И наконец, как обобщающий вывод" "Если в верхах соблюдают "ли", народом легко

управлять".

Понятие "ли" подразумевало не только правила благопристойности в самом широком

смысле слова, но и важнейший принцип политики как искусства руководить

государством, как критерий практических действий, как раскрытие существа формулы

Конфуция: "Управлять - значит поступать правильно". Оно вошло в повседневную

лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых,

взаимоотношения руководителей и подчиненных.

Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном)

человеке составило цельное учение, получившее название конфуцианства. "Учитель

редко говорил о выгоде, воле неба и человеке.Он не вдавался в пустые

думал о себе лично".

Конфуций. Биография Конфуций. Биография

Конфуций (Кун-фу-цзы, Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни) (551 - 479 до н.э.) Конфуций
Биография
Китайский философ, основатель конфуцианства (жу цзя - школа великих книжников) - государственной религии Китая. Родился и жил в царстве Лу (современный город Цюйфу в провинции Шань-дун), в период династии Чжоу. Родом из обедневших аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал учить, прославивишись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Конфуция преподавались четыре дисциплины и изучались соответственно четыре книги: мораль ("Шицзин"), язык ("Шуцзин"), политика ("Лицзи"), литература ("Юэцзин"). В 50 лет начал свою политическую карьеру, став высоким сановником в Лу. Вскоре после этого, вследствие интриг, ушел со службы и 13 лет путешествовал по китайским государствам. В 484 г. до н.э. вернулся в Лу и вновь занялся преподаванием, одновременно с этим собирая, редактируя и распространяя книги Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Юэцзин, Лицзи, Чуньцю. Похоронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, ближайших учеников и последователей. Дом Конфуция превращен в конфуцианский храм и стал местом паломничества. Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью и занималось вопросами этики и житейского благополучия. Всеобщее признание идей Кун-цзы получило лишь при его учениках. Философское направление в конфуцианстве (натуральный дуализм) возникло в конце XI в. Конфуцию приписывается авторство ряда трудов, среди которых - приложения к трактату "И цзин" (Книга перемен), но считается, что его перу, без сомнений, принадлежит только Чунь-цю (летопись удела Лу, 722 - 481 до н.э.). Главным источником сведений об учении Конфуция является Лунь юй (Беседы и суждения) - записи высказываний и суждений, сделанные его учениками и последователями.
__________
Источники информации:
сайта "Иркутский экспресс. История религии.")

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


. Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Конфуций. Биография" в других словарях:

    - (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.) мыслитель, основатель этико политического учения Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен. Достойный человек не может не обладать широтой познаний и… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (латинизир. форма кит. Кун Фу цзы), имя Кун Цю, прозвище Чжунни (551 479 до н.э.) др. кит. философ, основатель конфуцианства. К. происходил из знатного, но обедневшего рода аристократов чиновников. Его отец прославился воинской доблестью,… … Философская энциклопедия

    Конфуций (Кун-цзы) - Биография и учение китайского мыслителя и философа Конфуция (Кун цзы) Китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун‑цзы) родился около 551 года до нашей эры в семье мелкого чиновника, происходившего из обедневшего знатного рода. Рано потеряв отца,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    У слова «Конфуций» есть и другие значения: см. Конфуций (значения). Конфуций кит. 孔子 / 孔夫子 … Википедия

    У слова «Конфуций» есть и другие значения: см. Конфуций (значения). Конфуций 孔子 … Википедия

    Латинизированная форма кит. Кун Фу цзы Учитель Кун, Кун цзы, Кун Цю, Кун Чжунни. (552)551, Цзоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу пров. Шаньдун), 479 до н.э., там же. Первый кит. философ, личность к рого исторически достоверна, создатель… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    КОНФУЦИЙ - (Кун Фуцзы, Кун цзы, Кун Цю) (551 479 до н. э.), кит. мыслитель, моралист. и педагог. Род. в разорившейся знатной семье в царстве Лу. Много путешествовал по др. царствам Китая, занимал разл. должности в царстве Лу. Главное в этич. учении К.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Кун цзы (родился приблизительно 551 умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства (См. Конфуцианство). Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким… … Большая советская энциклопедия

    Кун цзы (р. прибл. 551 ум. 479 до н. э.), др. кит. мыслитель, педагог и гос. деятель, заложивший основы этико политич. учения конфуцианства. Род. в обедневшей семье знатного происхождения в царстве Лу (на терр. совр. уезда Цюйфу, провинция… … Советская историческая энциклопедия

    Авторов Альтов Семен биография * Аристотель биография (Aristotels) Байрон биография (Byron) * Бальзак. Balzac. Биография * Батлер (Butler). Биография. * Батюшков К.Н. биография * Белинский В.Г. биография * Бисмарк биография (Bismarck Schonhausen) … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Конфуций. Изречения (Луньюй) , Конфуций. Эта книга содержит полный литературный перевод на русский язык "Изречений" китайского мыслителя Конфуция (VI-V вв. до н. э.), а также, в качестве основного комментария,- монографию…