» » Вальтер Скотт: биография краткая и творчество. Вальтер Скотт: биография, интересные факты и видео Что писал вальтер скотт

Вальтер Скотт: биография краткая и творчество. Вальтер Скотт: биография, интересные факты и видео Что писал вальтер скотт

😉 Приветствую постоянных и новых читателей сайта! В статье «Вальтер Скотт: биография, интересные факты»- о жизни известного шотландского писателя.

Вальтер Скотт (1771 – 1832) – писатель, переводчик с немецкого, правозащитник. Известен также как автор поэтических произведений, например, «Дева озера», романса «Аве Мария». Ему по праву принадлежит первенство создания исторического романа, как нового литературного жанра.

Биография Вальтера Скотта

В столице Шотландии в середине августа 1771 г. в семье преуспевающего адвоката и дочери профессора медицины, на свет появился девятый ребенок. Это был мальчик, которому суждено было стать всемирно известным и любимым писателем миллионов читателей.

В этой дружной семье, с патриархальными взглядами на жизнь, всего было 13 ребятишек. Однако семеро из них умерли еще в младенческом возрасте.

Слабое здоровье было и у Вальтера. В полгода малютку поразил детский церебральный паралич и навсегда оставил его хромым на правую ногу. Состояние семьи позволило провести комплексное лечение сына под руководством известных врачей на курортах и Престонпанс.

Не будем забывать, что его дедушка был заведующим кафедрой медицины в эдинбургском университете и имел массу знакомых и учеников. Чтобы укрепить здоровье малышей, родители на лето отправляли их в сельскую местность: на ферму дедушки в Сэндиноу или к дяде в живописные окрестности Келсо.

С самого раннего детства мальчик изумлял родственников неординарной памятью и способностью к воспроизведению рассказов. В семь лет пришла пора начать обучение и Вальтер возвращается в . Сначала школа, затем колледж. Здесь он увлекается альпинизмом, крепнет физически, а сокурсники готовы бесконечно слушать его рассказы.

В период своей учебы Скотт организует и ведет так называемое Поэтическое общество. Юноша много читает, особенно ему нравится творчество античных писателей. Особое место в его пристрастиях занимают народные шотландские баллады и сказания.

Он упорно изучает немецкий язык, чтобы в подлиннике читать Бюргера и , произведения которых в дальнейшем блистательно переводит. Знакомится с работами А. Смита и У. Робертсона. За ним закрепляется репутация отличного оратора.

В 1792 г. Скотт становится адвокатом. Он ведет частную практику, одновременно собирает древние легенды о Шотландии, народные сказания, путешествует по стране. Анонимно публикует в журналах свои переводы.

Личная жизнь и причина смерти

В 20 лет он влюбляется в Вильямину Белшес. К сожалению, симпатия не была взаимной и пять лет романтического ухаживания за девушкой не принесли результатов. Она выходит замуж за Вильяма Форбса — представителя богатой банкирской семьи.

Это было шоком для поэта. Образ Вильямины будет неоднократно появляться на страницах его романов.

В 1797 г. Скотт женится на Шарлотте Шарпантье. Семья мирно живет в собственном замке в Эбботсфорде, ведет тихую жизнь обычных фермеров. Перенеся три апоплексических удара в 1830-1831 гг., окончательно парализовавших его правую руку, писатель умирает от инфаркта осенью 1832 г.

После его смерти в замке организовали публичный выставочный зал. В его экспозицию входят рукописи, документы и вещи писателя.

Творчество Вальтера Скотта

Впервые о Вальтере Скотте заговорили в 1800 г. в период выхода в свет «Иванова вечера», а через два года – «Песен границы Шотландии», где были собраны оригиналы народного творчества шотландцев.

В «Деве озера» известный композитор Франц Шуберт усмотрел основу для своего произведения. Романс «Аве Мария» стал классикой, исполнявшейся в католических костёлах до настоящего времени.

Писатель был страстным почитателем рыцарства, поэзии Средневековья и Ренессанса. Но, тем не менее, в 1813 году категорически отверг предложенный ему пост поэта-романтика. На эту должность был назначен Р. Саути.

Первооткрыватель исторического романа

Скотта заслуженно называют первооткрывателем исторического романа. Из-под его пера выходили вдохновленные духом того времени легенды и прозаические произведения с неимоверной скоростью. За тридцать лет он создал 28 романов, около десятка поэм, критические статьи о литературе, исторические труды.

Быстрота создания работ была продиктована долгами издательства, которое содержал Вальтер Скотт. Он помогал издавать произведения Джонатана Свифта, О. Голдсмита, стихи Анны Сьюард и многих других начинающих литераторов.

Кроме того, поместье, где творил писатель, было наполнено целым складом антикварного оружия, картинами известных художников, рукописями, коллекционными изделиями прикладного мастерства. На содержание этого требовались большие суммы денежных средств.

Скотт писал о ведьмах, средневековых обычаях и казнях. В своей книге о жизни , автор раскрывает многие неизвестные исторические факты военных походов. Известны его критические статьи в Обозрениях про романы Д. Байрона, Р. Саути, М. Шелли Уоллстонкрафт Годвин.

Сотрудничество с Мэтью Грегори Льюисом, более известным как Чарльз Мэтьюрин, вылилось в сборник «Волшебные и ужасные истории», вышедший в 1801 году.

О готическом романе писатель всегда отзывался, как о бессмысленном нагромождении чудес и ужасов. Поэтому создал свой собственный стиль – историческую прозу. Он считал, что рассказы с богатыми иллюстрациями при свечном освещении в тепле камина способны лучше передать суть эпохи и захватить внимание читателя.

Тема призраков проходит в «Монастыре», где появляется дух Белой Дамы. В национальном шотландском стиле написаны и «Зеркало тетушки Маргарет», и «Комната с гобеленами». Критики называли его готические произведения волшебными.

Скотт заметно обогатил классический готический роман традиционными балладами, таинственностью, пересказом, в котором события могли быть отражены неточно, иллюзорно.

Видео

В этом видео дополнительная информация «Вальтер Скотт: биография, интересные факты». Вы увидите поместье, библиотеку и вещи писателя.

Сэр Вальтер Скотт (Walter Scott). Родился 15 августа 1771 года в Эдинбурге - умер 21 сентября 1832 года в Эбботсфорде (похоронен в Драйборо). Всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат, шотландского происхождения. Считается основоположником жанра исторического романа.

Родился в Эдинбурге, в семье состоятельного шотландского юриста Вальтера Джона (1729-1799) и Анны Резерфорд (1739-1819), дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Был девятым ребенком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро.

В январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым. Дважды - в 1775 и в 1777 годах - находился на лечении в курортных местечках Бат и Престонпанс.

Детство его было тесно связано с областью Шотландская граница, где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо. Несмотря на свой физический недостаток, уже в раннем возрасте поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью.

В 1778 году возвращается в Эдинбург. С 1779 года учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в Эдинбургский колледж. В колледже увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик.

Много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Все, что его интересовало, навсегда запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объем знаний позволял ему писать на любую избранную тему.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени он становится почтенным человеком с престижной профессией и имеет собственную юридическую практику.

В первые годы самостоятельной адвокатской практики много ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора».

В 1791 году познакомился со своей первой любовью - Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. В течение пяти лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Вильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

В 1797 году женился на Шарлотте Карпентер (Шарлотта Шарпантье) (1770-1826).

В жизни был образцовым семьянином, человеком хорошим, чувствительным, тактичным, признательным; любил свое имение Эбботсфорд, которое перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу.

Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии. Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов XVIII века: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году - перевод драмы «Гец фон Берлихингем».

Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтичная баллада «Иванов вечер» (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году выдает двухтомный сборник «Песни шотландской границы». В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество проработанных южношотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году. Всю читающую публику Великобритании более всего покорили не его новаторские по тем временам стихи и даже не его поэмы, а прежде всего первый в мире роман в стихах «Мармион» (на русском языке впервые появился в 2000 году в издании «Литературные памятники»).

Романы Скотта первоначально выходили без имени автора и инкогнито было раскрыто только в 1827 году.

Романтичные поэмы 1805-1817 годов принесли ему славу величайшего поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, которая совмещает драматичную фабулу средневековья с живописными пейзажами и лирической песней в стиле баллады: «Песня последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813) и др. Скотт стал подлинным основателем жанра исторической поэмы.

Проза уже известного тогда поэта началась романом «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814). Вальтер Скотт, при своем слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

В сорок два года писатель впервые подал на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Вальтер Скотт называл многочисленных авторов «готических» и «антикварных» романов, особенно его захватывала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которой отображена ирландская история. Но Вальтер Скотт искал свой собственный путь. «Готические» романы не удовлетворяли его избыточным мистицизмом, «антикварные» - непонятностью для современного читателя.

После продолжительных поисков Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют «провиденциалистским» (от лат. providentia - Божья воля). Здесь Скотт идет следом за Шекспиром. Историческая хроника Шекспира постигала национальную историю, но на уровне «истории королей».

Вальтер Скотт перевел историческую личность в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на судьбу которых влияет изменение эпохи. Таким образом, Вальтер Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, сама народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Вальтер Скотт является абсолютно точным в изображении исторических реалий, потому считается, что он разработал явление «исторического колорита», то есть искусно показал своеобразие определенной эпохи.

Предшественники Скотта изображали «историю ради истории», демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает ее с современной проблемой, показывая, как подобная проблема находила свое решение в прошлом. Следовательно, Вальтер Скотт - творец жанра исторического романа; первый из них - «Уэверли» (1814) - появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как произведения автора «Уэверли»).

В центре романов Скотта лежат события, которые связаны со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них - «шотландские» романы Скотта (которые написаны на основе шотландской истории) - «Гай Мэннеринг» (1815), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), Легенда о Монтрозе (1819).

Наиболее удачными среди них являются «Пуритане» и «Роб Рой» . В первом изображено восстание 1679 года, которое было направлено против отреставрированной в 1660 году династии Стюартов; герой «Роб Роя» - народный мститель, «шотландский Робин Гуд». В 1818 году появляется том «Британской энциклопедии» со статьей Скотта «Рыцарство».

После 1819 года усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как раньше, вопрос классовой борьбы Вальтер Скотт больше не осмеливается. Однако тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к давним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенилворт» (1821), «Вудсток» (1826), «Пертская красавица» (1828).

Роман «Квентин Дорвард» (1823) посвящен событиям во Франции времен правления Людовика XI. Местом действия романа «Талисман» (1825) становится восточное Средиземноморье эпохи крестовых походов.

Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особенный, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Англии, Шотландии и Франции, в течение нескольких веков, с конца XI к началу XIX века.

В творчестве Скотта 1820-х годов, при сохранении реалистичной основы, имеет место существенное влияние романтизма (особенно в «Айвенго» - романе из эпохи XII века). Особенное место в нём занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанские воды» (1824). В критических тонах показано обуржуазивание дворянства, сатирически изображается титулованная знать.

В 1820-х годах был опубликован ряд произведений Вальтера Скотта на историческую и историко-литературную тему: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» (1829-1830), «Смерть лорда Байрона» (1824). Книга «Жизнеописание романистов» (1821-1824) дает возможность уточнить творческую связку Скотта с писателям XVIII века, особенно с Генри Филдингом, которого он сам называл «отцом английского романа».

Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны - от пуританской революции XVI века до разгрома горных кланов в середине XVIII века и более позднему времени: «Уэверли» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Эдинбургская темница» (1818), «Шотландские пуритане» (1816), «Ламмермурская невеста» (1819), «Роб Рой» (1817), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Сен-Ронанские воды» (1823), «Антиквар» (1816) и др.

Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI веку: «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823), «Кенильворт» (1821), «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» (1829) и др. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюстена Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта - прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному.

Данная им картина «классического» средневековья «Айвенго» (1819), в настоящее время несколько устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе ещё не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время.

Термин «фрилансер» (букв. "вольный копейщик") впервые был употреблен именно Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».

Так, «Квентин Дорвард» (1823) дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго» (1819), где центральным фактом для Англии конца XII века выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, - она была толчком для известного французского историка Огюстена Тьерри.

При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени.

Для шотландцев он - больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь - для Англии. До него в собственно Англии, особенно в ее столице Лондоне, шотландской историей почти не интересовались, считая горцев «дикими». Произведения Скотта, появившиеся сразу же после Наполеоновских войн, в которых шотландские стрелки покрыли себя славой при Ватерлоо, заставили образованные круги Великобритании в корне изменить свое отношение к этой бедной, но гордой стране.

В 1825 году на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и кредиторы потребовали оплаты векселей. Ни издатель Скотта, ни владелец типографии Дж. Баллантайн не смогли уплатить наличными и объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, что составило 120 000 фунтов стерлингов, причем долги самого Скотта составляли лишь малую часть этой суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрек, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни.

В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. В 1830-1831 Скотт испытывает еще два апоплексических удара.

В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.

Проза Вальтера Скотта:

Гай Мэннеринг, или Астролог (1815)
Чёрный карлик (1816)
Антиквар (1816)
Пуритане (1816)
Эдинбургская темница (1818)
Роб Рой (1818)
Айвенго (1819)
Легенда о Монтрозе (1819)
Ламмермурская невеста (1819)
Аббат(1820)
Монастырь (1820)
Кенилворт (1821)
Приключения Найджела (1822)
Певерил Пик (1822)
Пират (1822)
Квентин Дорвард (1823)
Сент-Ронанские воды (1824)
Редгонтлет (1824)
Талисман (1825)
Обручённая (1825)
Вудсток, или Кавалер (1826)
Два гуртовщика (1827)
Вдова горца (1827)
Пертская красавица, или Валентинов день(1828)
Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака (1829)
Граф Роберт Парижский (1831)
Замок опасный (1831)
Осада Мальты (1832).

Романа является известный во всем мире шотландский писатель Вальтер Скотт. Биография его - это хронология жизни труженика, одновременно влюбленного в свою родину и ценящего историю и единство Британии.

Земляки его ценят за то, что он первым презентовал миру в своих книгах шотландскую культуру и самобытность. Поборников английского великодержавия писатель предупреждал, что попытка "расшотландить" его соплеменников обречена на оглушительный провал. Он чтил обычаи родного края и почитал главу своего клана. Впрочем, он всегда был поборником законности и британской государственности. Поэтому совершенно осознано писатель принял, пожалованное королем придворное звание баронет.

Детство

Родился в столице Шотландии - Эдинбурге - сэр Вальтер Скотт. Биография этого волевого и неординарного человека началась с испытания. В годовалом возрасте он переболел детским параличом, а поэтому был отмечен на всю жизнь хромотой, потеряв подвижность правой ноги. Он был девятым ребенком в семье известного эдинбургского юриста. Впрочем, всего выжило трое детей. Дважды родители лечили болезнь ребенка на минеральных источниках, что ослабило симптомы болезни. До начала учебы был частым гостем на правах племянника на фермах родственников в шотландской провинции маленький Вальтер Скотт.

Детство его было проникнуто немудреным бытом шотландской глубинки, народными сказаниями, песнями. Его душе был близок непритязательный холмистый пейзаж родины с многочисленными озерцами и старинными таинственными сооружениями.

Образование

С восьми лет Вальтер Скотт учился в Эдинбургской школе, а в 14-летнем возрасте поступил в Эдинбургский колледж. Среди сверстников он отличался феноменальной памятью и врожденным умом. Товарищи его считали непревзойденным рассказчиком. С детства и до конца своих дней будущий писатель самостоятельно работал над своей образованностью, он глубоко вникал в античную и европейскую (особенно немецкую) литературу, получив признанные всеми энциклопедические знания.

В юности, увлекшись альпинизмом, будущий классик физически окреп, и его заболевание стало проявляться в меньшей степени.

Семья, карьера

Удивительно гармоничной и целостной натурой был Вальтер Скотт (1771-1832), писатель добился подлинного общественного уважения, получив добротное адвокатское образование и почитаемую профессию. Первое его чувство было несчастным. Двадцатилетний молодой человек влюбляется в дочь друга своего отца Вильямину Бельшес и пять лет ухаживает за ней, однако она не отвечает ему взаимностью и выходит замуж за другого.

Однако ему была суждена гармоничная и счастливая семейная жизнь. Двадцати пяти лет от роду он женился на мисс Маргарет Карпентер. У супругов рождается сначала сын, а через два года - дочь. Продвигаясь по карьерной лестнице, в 1806 году он был назначен секретарем суда.

Добрый муж и отец

Согласно сохранившимся записям современников, образцовым отцом и главой семейства был сэр Вальтер Скотт. Биография его свидетельствует, что детям своим он дал должное образование, а свое имение Абботсфорд влюбленный в Шотландию писатель на свое усмотрение перестроил под старинный замок, правда, удобный и комфортабельный. Место оружейных и комнат челяди в доме классика заняли библиотечные залы и кабинет. Несмотря на довольно частые недомогания, он был приятным и хлебосольным хозяином, душой компании.

Он был добрым и справедливым человеком, сангвиником, одинаково легко и доброжелательно общающимся и с вельможами, и с простыми людьми. Его профессиональная деятельность следовала всегда золотому правилу презумпции невиновности. В политических же баталиях между британскими либералами и тори, каждые из которых пытались перетянуть известного писателя на свою сторону, он не следовал ни той, ни другой стороне, предпочитая здравомыслящую позицию государственника.

Поэтическое творчество

Первые свои литературные произведения в 25-летнем возрасте написал Вальтер Скотт. Биография известного романиста началась с поэтического творчества. Шотландец осуществил переводы мистических баллад Готфрида Бюргера «Дикий охотник» и «Ленора», а также рыцарскую трагедию Иоганна Гете «Гец фон Берлихинген». Вскоре молодой автор начинает писать произведения, основанные на шотландском фольклоре. Первое собственное произведение поэт написал в 1800 году, им стала мистическая рыцарская баллада «Иванов вечер».

Вдохновенный народным эпосом, поэт начинает развивать эту благодатную тему, выдав двухтомный сборник своих стихов под названием «Песни шотландской границы». Он имел успех. Создания третьего тома «Песен» уже с нетерпением ждала читающая публика Британии. Благодаря своей новаторской романтической поэзии стал широко знаменит Вальтер Скотт. Книги его поэтических произведений пользовались успехом у соотечественников. Среди них особое признание заслужили баллады «Мармион», «Рокби», «Дева озера», «Песня последнего менестреля».

Социальные романы

Прозу же известный романист начал писать десятью годами позже. Первое его произведение вышло в свет анонимно в 1814 году под названием «Уэверли, или 60 лет назад». Довольно часто болеющий, работал на удивление плодотворно Вальтер Скотт. Книги его (имеются в виду романы) писались в среднем по две в год. До 1827 года его проза выходила за подписью «автор Уэверли». Всего же за тридцать лет его творчества из-под пера писателя вышло 28 романов и большое количество повестей. Его литературные изыскания вышли за рамки канонических рыцарских романов, разочаровался он и в мистицизме.

Он создавал в литературе новый стиль, мастерски смешивая историю родного края, которую знал блестяще, с высокохудожественным вымыслом, при этом создавая удивительно ярких и любимых читателями персонажей. Реальные исторические события являются у него лишь полотном, на фоне которого проистекает жизнь его персонажей. Творчество Вальтера Скотта до 1819 года тяготеет к описанию судьбоносных для Британии событий и конфликтов. Наиболее яркими романами того периода являются «Роб Рой» (1818), повествующий о шотландском бунтаре и разбойнике, и «Пуритане» (1816), где речь идет о восстании против королевской династии. Кроме двух вышеупомянутых книг, внимание читателя приковывают к себе «Антиквар», «Гай Мэннеринг», «Легенда о Монтрозе».

Романтические книги

После 1819 года несколько изменяет тематику своих произведений Вальтер Скотт. Романтизм в его романах усиливается, снижается накал классового противостояния. Теперь внимание писателя приковано ко всей Британии, а не только к родной Шотландии. Разнообразней становится палитра мастера. Своеобразным Рубиконом в его творчестве становится роман «Айвенго» (1819 год), повествующий об Англии XII века. За ним следует написание книг «Аббат», «Монастырь», «Кенилворт», «Квентин Дорвард», «Пертская красавица». Создает он и биографические произведения: «Жизнь Наполеона Бонапарта», «Смерть лорда Байрона».

Финансовые невзгоды

Впрочем, не так уж прост был литературный труд, коим занимался Вальтер Скотт. Интересные факты из жизни писателя свидетельствуют, что в 1825 году, в то время, когда он работал над «Судьбой Наполеона», капитал сотрудничавших с ним издателя и типографа (Констебла и покойного к тому времени Джеймса Баллантайна), соединенный с его капиталом, прогорел на спекулятивных операциях управляющей им компании «Херст, Робинсон и К°».

Британцы с сочувствием тогда смотрели на разорение своего любимца. По воспоминаниям современников, когда разоренный сэр Вальтер Скотт, как секретарь суда, явился на его заседание, он держал себя с достоинством и кротостью. Когда же ему коллеги предложили одолжить денег, достаточных, чтобы выправить свое финансовое состояние, писатель отказался. Он, поблагодарив за участие, ответил: «Мне поможет моя правая рука». В этих словах ощущалось и высокое человеческое достоинство, и чисто шотландская гордость.

Смерть классика

Писателю почти удалось поступлениями средств от своих новых романов погасить образовавшийся от обесценивания векселей долг в 120 000 фунтов. Однако нервное напряжение и постоянный ненормированный писательский труд сказался на его здоровье. В период с 1830 по 1831 г. писатель испытывает три апоплексических удара, а 21 сентября 1832 года сэр Вальтер Скотт умер от инфаркта в своем имении Эбботсфорд. Оставшийся же за ним долг был погашен пятнадцать лет спустя, благодаря продаже прав авторства.

Следует отметить, что не только читателям книг известен Вальтер Скотт. Экранизация произведений классика знакома миллионам телезрителей. Весьма известна кинолента «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго», а также фильм-микс по произведениям классика «Стрелы Робин Гуда». Известны любителям его творчества фильмы «Роб Рой», «Приключения Квентина Дорварда».

Заключение

Написавший читаемые в Британии и во всем мире романы, сэр Вальтер Скотт был глубоко уважаемым автором. Он стоял у истоков создания жанра исторического романа.Классик был очень гармоничной личностью и весьма удачно сочетал творческую и юридическую деятельность.

Он постиг науку мудрости: жить с людьми и для людей, обладая своей точкой зрения, но при этом не имея врагов. Примечательно, что настоящим патриотом Шотландии был Вальтер Скотт. Биография его является примером творческого литературного труда.

Вызывает сожаление преждевременная кончина этого талантливейшего человека, вызванная тяжелым ненормированным трудом и слабым здоровьем.

Исторические романы Вальтера Скотта (1771 – 1832)

Скотт не сразу себя нашел в литературе. В творчестве писателя сыграло большую роль его шотландское происхождение. Попутно с адвокатскими делами он любительски занимался этнографией, собирал и изучал шотландский фольклор. В 1802–1803 годах он издал в двух томах собрание шотландских народных баллад, имевшее большое значение в английской литературе.

Скотт – создатель исторического романа, ка­ким мы его знаем: исторического романа Нового времени. У Скотта определились конститутивные черты исторического ро­мана. Он успел написать более двух десятков романов на разные темы. Прежде всего, нужно вы­делить его шотландские романы. Кроме того, у него есть английские и французские романы. Один из лучших романов – «Квентин Дорвард». Это роман о Франции. Скотт писал и о завоевании Англии нор­маннами в романе «Айвенго». Он писал о крестовых походах, о времени революции Кромвеля, непосредственно не касаясь революции, но подступая к ней с разных сторон. Есть у него и Англия XVIII века («Уэверли»).

Антиквариат, увлечение предметами старины для Скотта имело принципиальное значение. В XVIII веке интерес к анти­квариату был респектабельной и во многом привлекательной техникой исторического исследования. Сознание Скотта сформировали такие деятели Просвещения, как Стюарт, Хью Блэр, А. Смит. Работы философов-историков Алек­сандра Титлера, Дэвида Хьюма и Адама Фергюссона наделили его чрезвычайно современным пониманием истории и исторического прогресса.

Основная тематика и проблематика романов.

1. Вопрос о происхождении наций. В «Айвенго» (1820) изображается XII век, еще совсем недавно были англосаксы, завоевания норманнов. В романе показывается, откуда произошли современные англичане. Это англосаксонский коренной строй, переработанный норман­нами во всех отношениях: бытовых, со­циальных, психологических, культурных.

2. П олитическая концентрация наций в государство. Лучше всего она трактуется в романе «Квентин Дорвард» (1823). Подчиненная им тема – это борьба народов, которые были обой­дены национальным государством, прежде всего, шотландцев. Англичане создали свое государство, которому они подчинили шотландцев. Последние постоянно волновались, добивались политической самобытности: роман «Легенда о Монтрозе» (1819) – изображение шотландского сепаратизма.

3. Исследование буржуазных революций, которые являются началом современной Европы: роман «Пу­ритане» (1816).

4. Специфический прием ввода исторического лица в текст романа. У Скотта всегда исторические лица даются в окружении лиц вовсе не истори­ческих. Например, в «Айвенго» изображаются исторические герои: король Джон, Иоанн Безземельный, Ричард Львиное Сердце, и в то же время неисторические: Седрик Сакс, Айвенго. Истори­ческие лица тонут в среде неисторических. Для Скотта характерен своеобразный прием ввода исторического лица в поле действия: историческое лицо дается в качестве анонима, т.е. историческое лицо сначала появляется как обыкновенный человек, не имеющий никакого отношения ни к истории, ни к государству, ни к высокой политике.

5. Изображение исторических событий прошедших веков в качестве прологов сегодняшнего дня. В «Айвенго» показано становление норманнского государства в Англии. Еще нет феодализма, но в романе уже появляются: Ричард Львиное Сердце – очень феодальная фигура; еврей Исаак – человек, занимающийся денежными операциями. Подобные герои предсказывают наступление эпохи господства денег. Значит, в романе, где еще и феодализм не наступил, даются легкие предчувствия будущих столетий.

6. Поездка на только что отшумевшее поле битвы при Ватерлоо, появление в Париже, представление русскому царю, посещение принца-регента, знакомство с принцессой Викторией – все эти штрихи к биографии многое объясняют в творчестве Скотта. Например, «Эдинбургская темница» (1818) – первый роман с ярким и динамичным женским персонажем в центре повествования. Не­сколько особняком стоят романы о современной жизни.

7. «Сент-Ронанские воды» (1823) – роман, долженствующий прославить домашний уют и представить доказательство тому, что Скотт – все еще шотландец, но Шотландия, которую он описывает, – новая и приглаженная. Однако больше он не возвращался в своем творчестве к современности, а, напротив, все дальше уходил в глубь веков.

Роман «Роб Рой» (1818) больше похож на готический роман или «ромэнс», чем предыдущие романы Скотта. В «Роб Рое» изображен XVIII век, восстание шотланд­цев. В романе дано контрастное сопоставление деловых англичан – солидных в своем мире высокопоставленных купцов, дельцов, – и шот­ландцев со всей их горной, горской романтикой, во главе с Роб Роем – главой восставших шотландцев.

Действие романа сосредо­точено в замке Осбалдистон-холл. Одно из излюбленных мест героев – готическая библиотека, находящаяся в той части замка, которая, по свидетельству слуг, населена привидениями. Роб Рой – благородный разбойник – появляется во второй половине романа, хотя читатель догадывается о его вмешательстве в дела семьи Осбалдистонов. Po б Рой сравнивается с Робин Гудом, причем сходство подкрепляется несколько преувеличенной романтичностью образа. Он действует под разными именами, и не случайно выбранными, а принадлежащими ему по праву, ибо он принадлежит древнему роду. Сама местность, которая сейчас называется, как и во времена Скотта, «страной Роб Роя», – романтически сказочная историческая местность. С готическим романом роднит «Роб Роя» и фигура Рэшли – отъявленного злодея, злобного и коварного иезуита, который ненавидит все и вся, который даже перед смертью не смягчается. Для усиления драматизма в представлении этого героя Скотт использует шекспировские аллюзии.

В большинстве романов Скотта предисловия играют роль экспозиции, в них рассказывается о политических конфликтах эпохи, главных конфликтующих силах, облике эпохи. Вот почему можно сказать, что роман Скотта опирается и на антикварный роман, и на готический, и на эпистолярный, нравоописательный, но каждый раз все эти компоненты представлены в разной последовательности и с разной степенью убедительности.

Чем дальше отходил Скотт от шотландской темы, тем более он углублялся в историю. В «Айвенго» очень точно описана Англия XII века после завоевания норманнами: ее состояние, настро­ения, которые тогда существовали в английском народе, быт, нравы. Но изображаемая жизнь не замкнута в самой се­бе, всегда есть в романе чуть заметные линии, которые ведут дальше. История Ричарда Львиное Сердце, вернувшегося в Англию из австрийского плена, чтобы вернуть себе королевство, является как бы продолжением его судьбы, обрисованной в «Талисмане» – будущем романе 1825 г. Исторический персонаж представляет собой варианты освещения одного характера в двух интерпретациях: фольклорной («Айвенго») и реальной, исторической («Талисман» ), причем именно последняя дает полное и объективное представление о характере Ричарда Львиное Сердце.

Скотт неодно­кратно в своих романах возвращался к одному и тому же историческому лицу, как это случилось с Ричардом, как это случится и с Марией Стюарт в романах «Аббат» (1820) и «Монастырь» (1820). Но в последнем случае Мария Стюарт нарисована как бы в полный рост, даются не только ее личные качества, но и общединастические характеристики Стюартов, объяс­няющие их полную неспособность управлять страной.

В романах далеко не все занято одними историческими со­бытиями. В них входят сгущения, узлы повседневной жизни. Войны, историческая борьба, коллизии – это узлы повседневности. Повседневность сама и дает эти узлы, ко­торые снова готовы распуститься в ней. Это бы­ло великим художественным и историческим открытием Скотта. Он открыл первостепенное зна­чение «производства жизни» в истории народов, первосте­пенное значение простых и скромных вещей.

Секрет успеха исторических романов Скотта в том, что они отвечали на очень насущные вопросы времени. Во всех романах – будь то Англия, или Шотландия, или история Кромвеля, борьбы пуритан, – он старался дать отчет себе и своим современникам, откуда про­изошел сегодняшний день. Его интересовал вопрос о сло­жении современных наций: из каких элементов создались современные нации?

Сэр Вальтер Скотт (англ. Walter Scott) - всемирно известный английский писатель, поэт и историк, шотландец по происхождению. Считается основоположником жанра исторического романа. Обладал феноменальной памятью.

Биография

Родился в Эдинбурге в семье адвоката Вальтера Скотта (1729-1799), его мать, Анна Резерфорд, была дочерью профессора медицины Эдинбургского университета. В семье из 12 детей выжило шестеро, Вальтер был 9-м по счёту ребёнком. В раннем возрасте переболел детским параличом, что привело к атрофии мышц правой ноги и пожизненной хромоте. Несмотря на физический недостаток, уже в раннем возрасте он поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью. Детство Скотта тесно связано с Шотландскими границами, где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо.

В колледже Скотт увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик. Он много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. В 1786 года Вальтер Скот поступил учеником в контору отца, а с 1789 по 1792 гг. изучал право, готовясь стать адвокатом. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

В первые годы самостоятельной адвокатской практики Вальтер Скотт ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Он увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора». В 1791 году он познакомился со своей первой любовью - Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. Скотт пять лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Вильямины в последущем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в. до разгрома горных кланов в середине XVIII, - а отчасти и более позднему времени ["Уэверли", «Гай Маннеринг» (Gay Mannering, 1815), «Эдинбургская тюрьма» (The Heart of Midlothian, 1818), «Шотландские пуритане» (Old mortality, 1816), «Ламермурская невеста» (The bride of Lammermoor, 1819), «Роб Рой» (Rob Roy, 1817), «Монастырь» (The Monastery, 1820). «Аббат» (The Abbot, 1820), «Воды св. Ронана» (St. Ronan’s Well, 1823), «Антиквар» (The Antiquary, 1816) и др.]. В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно типов мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах - они главные герои, в «Эдинбургской тюрьме» героиня - дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII в. делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои - это условно идеализированные молодые люди из высших классов, лишенные большой жизненности.

Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. («Айвенго» (Ivanhoe, 1819), «Квентин Дорвард» (Quentin Durward, 1823), «Кенильворт», (Kenilworth, 1821), «Анна Гейерштейнская» (Anne of Geierstein, 1829) и др.). Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с еще живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюста Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта -прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Данная им картина «классического» средневековья («Ivanhoe» - «Айвенго», 1819) в настоящее время сильно устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе еще не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время. Так, «Квентин Дорвард» дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго», где центральным фактом для Англии конца XII в. выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, - она была толчком для известного французского историка Огюста Тьерри. При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени. В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. А в 1832 году, не оправившись после четвертого удара, Вальтер Скотт скончался.

В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.