» » Водяной царь. Славянская мифология

Водяной царь. Славянская мифология

Водяной живет на границе мира духов и людей, владеет магией и часто ее использует. Редко выходит на контакт с живыми, зато утопленники служат ему вечно. Обычно это вторичный персонаж в сказке и уж точно не самый добрый.

Водяные похожи на людей, имеют голову, лицо, руки и большое пузо, владеют членораздельной речью. У них есть хвосты, ласты или перепонки между пальцами. Обычно это мужчины преклонного возраста с синюшной или зеленой кожей. Они сильно зарастают волосами и бородой из водорослей или лысы, как лягушка.

Образ Водяного в русских сказках

Морской царь имеет внешность близкую к человеческой. Он развлекается, навевая бури, собирает сокровища и заключает сделки со смертными. «Сказка о царевне лебедь» описывает бравого Черномора, а в «сказке о попе и работнике его Балде» говорится о морской нечисти, но в основном это владыка из «Марьи Искусницы». В его дворце много прислуги и дорогих вещей, а огромная семья живет припеваючи в богатстве и роскоши.

Речной хозяин любит омуты и водяные мельницы, ухаживает за рыбой, а на самой крупной объезжает владения. Общий язык с ним находят рыбаки и мельники, особенно те, кто приносит что-то вкусненькое, но обычно приходится хитрить или бороться как в сказке «Хозяин воды». Добрые молодцы вызывают его тем, что мутят воду. Речник заботится об экологии своей территории, поэтому выходит приструнить нарушителя.

Водяной, обитающий в болоте - существо маргинальное. Он похож на животное, на спине и голове растет трава, неплохо себя чувствует на суше, в трясине и грязной воде. Болотника узнают по грязным волосам, пиявкам, мху на теле, запаху разлагающейся рыбы. Это он в грозу крадет красивых детей, а на их месте оставляет своих страшненьких злобных отпрысков, как в сказке «Подменыш». Он затягивает в топь странников и с ним почти нельзя договориться.

Жили-были два водяных царя - один в озере Кушт 1 , а другой - в Онего 2 . Жили они весело, без лиха-горя, потому что достатки у обоих были хорошие, озера полноводные; лежат они между крутыми горами, поросшими лесами. А в озерах рыбы всяческой - видимо-невидимо.

Только вот куштозерский-то царь больно любил в кости играть: ничего бы ему не надо, хоть впроголодь сиди, только дай либо в тавлеи, либо в кости поиграть.

А онежский водяной тоже мастер был в кости поиграть. Познакомились как-то водяные цари, и зазвал Онего Кушта к себе в гости.

Давай, говорит, - в кости перекинемся.

Куштозерсюй царь водяной тому и рад.

Ну, что ж - говорит, - давай, пожалуй!..

Вот и начали они кости метать. Кто их там знает, - счастье ли царю Онего шло, или кости метать он наловчился, а только что ни метнет кость, - все ему прибыль выходит, а куштозерскому царю - все убыток да убыток. И проиграл куштозерский царь онежскому все свои деньги, какие у него были, а тот ему и говорит:

Что ж, будем еще играть?

Да у меня нет ничего!

Как нет ничего? А озеро-то? А вода?.. Ну, да и рыба тоже? Подумал-подумал куштозерский царь и махнул рукой.

Начали они снова играть, и в скорости выиграл у Кушта-царя Онего-царь и всю воду, и всю рыбу куштозерскую, так что Кушту-царю стало впору хоть в батраки идти. А Онего улыбается и говорит:

А что, соседушка, еще не сыграем?

Обомлел куштозерский царь да и говорит:

Все я уж проиграл, что ж мне еще на кон ставить?

А ты себя закабали?..

Махнул рукой царь-Кушт и на это, - метнули кости, и вышло, что Онего опять выиграл.

Ну, сказал Онего-царь, - теперь будет!.. Не царь ты теперь; иди ко мне в батраки, заслуживай свой проигрыш…

Заплакал царь Кушто, однако, делать нечего. Отвел воду из Кушт-озера в Онего, рыбу перегнал туда же, да и сам в Онего перебрался и стал служить царю Онего.

И пересохло озеро Кушт вовсе; ни капли воды в берегах нет; и что диковинно, - рыбы-то нигде не найдешь, а прежде Кушт-озеро славилось всякой рыбой.

С горя да с досады на себя взялся, наконец, царь-Кушт за ум, приналег на работу, и так он царю Онего угодил, так по душе ему пришелся, что в скорости тот за его труды весь его проигрыш зачел, и воду, и рыбу, и деньги ему вернул.

Иди, - говорит, - к себе в Кушт-озеро. Живи помаленьку. И будем мы с тобою в дружбе жить!..

Ну, вот и вернулся царь-Кушт к себе в озеро, - и откуда ни возьмись и вода набралась, и рыба заиграла в воде, и все пошло по-старому да по-хорошему.

Однако, с незапамятных времен один раз в десять лет озеро Кушт диковинным образом пересыхает да так, что на месте озера не остается ни капли воды и ни единой рыбины. Мужики, что в окрестностях живут, знают это и теперь не дивятся.

Видно, - говорят, - опять наш водяной в Онего в кости играть пошел да проигрался. Не замай, отыграется, либо долг свой у царя Онего выслужит и назад вернется.

Так оно и на самом деле сбывается.

Высохнет все озеро словно лужа, а там, смотришь, мало погодя, и опять водой полным-полно!..

1 – В куштозерском приходе (Ол. губ.).
2 – Онежское озеро.

Русские народные сказки. Том 1. М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1912

На вопрос Какого представителя нечистой силы финны прозвали «ахти» заданный автором Ольга Александрова лучший ответ это Морско́й царь - вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника, то Поддонного царя, то морского или заморского царя. Всюду он изображается царем, причем упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.
Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича) , но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке . Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.
По предположению Вс. Миллера, на былинный образ М. царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти, так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне) . Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо, упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице, иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вейнемейнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо) .
Более детальное сопоставление былинного морского царя с финским богом моря, изображаемым Калевалой, и финскими сказками. Ещё, по представлениям карел Олонецкой губ. , водяник (называемый ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.
Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний, так что едва ли пригоден для уяснения русских языческих верований. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj, известна, напр. , в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Водяной и Морской царь одно и то же?

Все славянские народы любят сказки про разного рода нечистую силу. Водяной – персонаж многих легенд, мифов, сказок, языческих верований и преданий. Чешский водяной гордится именем Vodnik, Словенский герой зовется Povodnj, Vodni mož, сербо-лужицкие племена почитали wodny muž, wodnykus. Ну а по-русски этот представитель темных поверий звучит как водяник, ласково: водяной дедушка, пренебрежительно: водяной шут, водовик, или «зовите меня просто -- Водяной».

Водяной –дух, владелец водного царства. Вода представляла собой могучую, опасную стихию, непокоренную и неопознанную.
Как и многих духов, дух водяного древние славяне тоже очеловечивали. Это был старик (что не странно, если вспомнить Ягу, Кощея, Лешего – все в преклонных летах), это был голый пучеглазый старик, обрюзгший и опухший от долгого пребывания в воде, хвостатое, зеленое чудище. Тина преследует его повсюду, путается под ногами, свисает с длинной бороды и усов. Домовой тоже одинок, как и все прочие духи. Почему-то вместе они не кучкуются, каждый сам за себя. От одиночества любит шутить и издеваться над человеком. Превратится в огромную рыбу, пугая рыбаков; бревном на дороге, заслоняя путь добрым молодцам на боевых конях. Мог утопленником прикинуться, страх на пловцов навести, мог ребенком заделаться, мог лошадью. Смотря, цель какая была. Или настроение.

Это определенно был мужчина, только лапы у него вместо рук были, и рога на голове. Жена наставила, наверное. Жена водяного – Водяная, Водяниха и тоже Шутиха (два сапога пара). Она же и Русалка. Только была живой девушкой раньше, прежде чем не стала утопленницей. Не принадлежащая ни к живым, ни к мертвым, выходила она из тины водной, садилась на берегу и чесала гребнем длинные, длинные волосы, поет песни, зазывает живых в свое болото.

«Дедушка водяной – начальник над водой», эта поговорка о том, кто в доме хозяин. Как и Домовой, Леший, Водяной управлял своим личным царством. Вместе с ним жили низшие создания прочие русалки и ундины, божествами они не считались, поскольку Водяной ими повелевал. И хозяйством Водяные обзавестись успели, пасли карпов, сомов и лещей. Слугами были утопленники.

Были среди рода Водяных особенно почитаемые людьми создания, те что жили в «гремячих» источниках, родниках. Ведь по поверьям, произошли родники от удара молнии, пускаемой Перуном. Вот и название в кавычках сохранилось.

Обожает Водяной Водяные мельницы, спит под мельничными колесами, в речных омутах. А водяницы, те которые гуртом собираются в мельничных омутах, прыгают на мельничные колеса, и вертятся, играют, рвут иногда сети, выводят жернова из строя. Водяной рожден для того, чтобы его уважали и помнили о нем, ведь иначе отомстит он, испортив вам мельницу, разгонит всю рыбу, так что с пустыми сетями рыбаки возвращаются. А если уж совсем Водный дух обидится, то станет за человеком охотится.

«Чертова лошадь» -- так зовут славяне сома, на которой объезжает Водяной свое царство, и которая доставляет к нему свежих утопленников.
Водяные любили топить тех, кто оказался во власти воды, будь то море, река, болото, или колодец. В русских былинах отражаются все о нем представления.
Нам известна былина о Садко. Жил был парень, бедный и грустный, любил на гуслях играть. Пошел он однажды к Ильмень озеру, играет, играет на гуслях… Вдруг из омута выходит царь, в золотых перьях, и говорит, что мол, нравится ему, как Садко бренчит на музыкальном инструменте, хочешь, говорит, богатым стать? Садко пошел к людям и спорить на деньги стал, что видел чудовище в золотых перьях в Ильмень озере. Так зарабатывать стал Садко. Но однажды, нагрузив свои корабли всевозможными сокровищами, отправился по морю обратно домой. И началась страшная буря, остановились корабли. А садко вспомнил, что не отблагодарил Водяного, стал бросать в море бочки и прочие товары, а потом и сам на дубовом бревне спустился на воду, играл на гуслях. Так он спас корабли до поры до времени, пока не уснул. Разозлился морской царь и потопил корабли. Садко спасся, женился, но в море больше – ни ногой.
В финской мифологии тоже есть история о неком гусляре Вяйнямёйнене и морском боге Ахти, или Ахто. Ахти был великим богом, крепким старце, с травяной бородой, его звали царем волн, и хозяйствовал он над всеми рыбами. Жена морского владыки, добрая, щедрая хозяйка Велламо (Водяница). Она любит людей и помогает в сказках Садко выбраться из морских глубин. Прислуживают царице девы Велламон-Нейот, по-иному девы Велламо. Финский царь Ахти из морских вод восхищается музыкой и игрой Вяйнямейнена, загоняет в его сети щуку, проглотившую огонь. Точно так же как и Морской царь вознаграждает Садко богатым уловом.

Есть у восточных славян народный праздник Никита-Водопол. По старому стилю отмечается 3 апреля, приурочен ко дню памяти святого проповедника Никиты. В этот день Водяного кормят и всячески задабривают, а то он и так вон сколько льда наколол и всю рыбу измучил, а ведь только три дня отроду. Рождается 1 апреля, три дня нетерпеливо ждет угощений. Нужно, чтобы половину улова ему отдали, крошки хлеба, оставшееся вино, последние щепотки табака. Но год на год не приходится, иногда и лошадь в жертву затребует, так что селяне сбрасывались, кто сколько мог, покупали ему лошадь. Это же все не просто так, даром. Взамен он будет охранять тех, кто в море ходит, рыбой заваливать рыбаков станет, и всячески постарается не мешать. Еще гусей ценит Водяной на вес золота, так, что просит покидать ему в озеро птиц, а воду сверху маслом заправить. И масло действительно лили на воду!
Когда наступает половодье, выступает из берегов река, и ее стремительные волны ломят мосты, обрушиваются на плотины, мельницы, уверяют крестьяне, будто Водяной разыгрался, то ли свадьба у него была, то ли иное, что отмечал и в подпитье со всей своей свитой сносил все преграды на пути.

Если жена Водяного рожает, принимает он облик человека, идет к крестьянам, приглашает бабку-повитуху, заманивает ее в свой дворец, а после того, как родит жена, повитуха в награду всякие подарки получала. Если уж выходит водяной из воды на люди, принимая образ человека, то даже особенно внимательным быть не приходится – Водяного распознать легко. С левой полы его одежды капает вода, возьмется за расческу, из его седой шевелюры разливается вода во все стороны. А где ни сядет водяной – вечно мокрые следы оставляет.
На земле он как черепаха, слаб и безвреден, но уж в воде царь и бог. Часто его ловят рыбаки, случайно в сетях запутывается, но он рвет сети и вместе с рыбой обратно в воду, как ни бывало.. Шутит Водяной иногда жестоко. Притворившись мертвым, плавает на волнах, а когда подберет его кто на лодке, водяной вскакивает, и смеется, а потом уходит в морскую пучину.
И так Водяной ездит на соме. Некоторые не едят эту рыбу в силу боязни отравиться, а некоторые едят, только плохих слов на нее не говорят, чтобы не наказал их Морской царь.
Если месяц молодой, то ночью можно видеть Водяного, который расчесывает свои свежие, зеленые как водоросли волосы, а месяц на исходе, волосы его седы и непривлекательны.
Если люди видели, что кто-то тонул, не помогали они ему спастись, потому что Водяной знает лучше, кому суждено в живых остаться.
Западные славяне, знали другого Водяного. Езернима. От слова «озеро». Если обижался за что Езерним на людей, то долго не думал – насылал на род людской страшилок Чудака и Топельца, а потом уродливых водяных женщин вдогонку. Они звались Плюсконы, рыбаков пугали. И был еще Злыдень, в компетенции которого заманивать тех же рыбаков в водные глубины.

Болотняник – Водяной, но уже исключительно болотного происхождения.
Существует версия. Жил-был морской царь, величественнее, чем все остальные цари. Дом его был сначала в бездонной синеве бесконечного неба, раскинутого над океанами. И Небо звали океан-море, в его волнах плавали солнце и звезды, и разъезжал Морской бог в колеснице-раковине. Имя у него было Водяник, Поддонный, Чудо-Юдо, Змей Черноморский, а водной из сказок – Окиян-Море. И живет он то ли в реке Дон, то ли возле острова Буяна, то ли в озере Ильмень.

Многие считают, Морской бог прототип Велеса, самого главного из пантеона богов. Велес строит все на Земле, а Земля родилась из Воды.Море было и пристанищем мертвых, на отведенных им островах, а все усопшие находятся в подчинении Велеса. По некоторой версии, согласно сказке о Перуне, женившемся на Диве-Додоле, Морской царь выступает в роли Змея Черноморского.

Считается, что мифы о Водяных как безобразных стариках – верования простонародья, демонического характера. И Водяной с Морским царем, страстным любителем музыки, не имеет ничего общего.